Отличия между статусом беженца и вынужденного переселенца

Экспертный ответ: чем отличается беженец от переселенца

На территории РФ постоянно находится около 20 тыс. беженцев и около 600 тыс. вынужденных переселенцев. Многие не знают, чем отличается беженец от вынужденного переселенца, поэтому отождествляют данные понятия, что ошибочно. На самом деле указанные категории лиц имеют множество кардинальных отличий, не позволяющих уравнивать их в правовом положении. Такие отличия, в частности, касаются оснований для предоставления статуса, гражданства, срока действия статуса и множества других аспектов.

Кто такие беженцы

Согласно ст. 1 ФЗ «О беженцах», ими признаются иностранцы и апатриды, которые в силу обоснованных опасений стать жертвой расовых, религиозных, национальных, гражданских, этнических и иных преследований вынуждены были покинуть страну своей гражданской принадлежности или проживания, и не могут или не желают воспользоваться ее защитой.

Статус беженца не присваивается по умолчанию: для его получения субъекту необходимо обратиться с ходатайством в дипломатические представительства РФ, пограничные или миграционные органы.

Лишь по результатам рассмотрения ходатайства в УВМ МВД и прохождения субъектом ряда предусмотренных законом процедур, в частности, медосмотра, дактилоскопической регистрации , фотографирования, анкетирования и собеседования, может быть предоставлен указанный статус.

Лицо, признанное беженцем, согласно ст. 8 ФЗ “О беженцах”, наделяется широким спектром прав, во многом приравнивающих его к гражданам России.

Кто такие вынужденные переселенцы

Согласно ст. 1 ФЗ «О вынужденных переселенцах», таковыми законодатель признает граждан РФ, которые покинули свое место жительства вследствие насилия или преследования на расовой, национальной, этнической, языковой, религиозной и иной почве, что стало почвой для массовых беспорядков и проведения враждебных кампаний. При этом вынужденными переселенцами признаются россияне, которые покинули место своего проживания не только внутри страны или внутри субъекта федерации, но и за рубежом, переселившись после этого на территорию РФ.

Указанный статус не присваивается автоматически: для его получения субъекту необходимо обратиться в миграционные органы с соответствующим ходатайством. К ходатайству прикладывается перечень документов, указанных в ч. 1.1 ст. 3 ФЗ «О вынужденных переселенцах».

При положительном результате рассмотрения лицо и члены его семьи признаются вынужденными переселенцами, им предоставляются установленные законом гарантии и права в соответствии со статусом.

Предлагаем узнать больше о том, как получить статус вынужденного переселенца .

Отличия

Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.

Гражданство

Так, главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.

В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.

Указанное отличие влияет и на спектр прав, которыми наделяются владельцы статуса. Так, если беженцам предоставляется ограниченный спектр прав, указанных в законе, и лишь некоторые из которых приравнены к правам россиян, то вынужденные переселенцы уже обладают спектром прав граждан РФ, к которым им ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» предоставляются дополнительные.

Процедура получения

Несмотря на внешнюю схожесть и необходимость ходатайствования о предоставлении статуса как от беженцев, так и от вынужденных переселенцев, имеется множество процедурных отличий. Так, первые обязаны обращаться с прошением о предоставлении статуса лично или через представителя в случае, если сделать это самостоятельно им не позволяет здоровье. Вынужденные переселенцы, в свою очередь, могут подать ходатайство не только лично, но и направить по почте или же обратиться через портал Госуслуги.

Отличаются и процедуры, которые необходимо пройти кандидатам. Так, если переселенцам достаточно лишь направить ходатайство и представить установленный законом пакет документов, то потенциальным беженцам придется вместе с этим пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию, анкетирование, индивидуальное собеседование и ряд других обязательных процедур. Кроме того, ходатайства от последних предусматривают более тщательное рассмотрение и изучение причин и обстоятельств, которые послужили мотивами для направления ходатайства.

Срок действия статуса

Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.

Читайте также:
Университеты Германии: куда поступать в 2022 году?

Необходимые документы

Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.

Переселенцам вместе с ходатайством необходимо представить документы, удостоверяющие личность , свидетельство о рождении (для малолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака для лиц, состоящих в нем, по 2 фотографии на каждого из членов семьи и документы, подтверждающие их родственные отношения.

Выплаты

Как беженцы, так и временные переселенцы до рассмотрения их ходатайства по существу и предоставления правового статуса имеют право на единовременные денежные выплаты. Несмотря на то, что право на них гарантируется разными нормативными актами (переселенцам – постановление Правительства РФ № 724 от 16.06.97, беженцам – постановление Правительства РФ № 484 от 23.05.98), их размер идентичен.

Размер обычной выплаты составляет 100 рублей на каждого члена семьи, размер выплаты для малоимущих – 150 рублей.

При этом вынужденные переселенцы – по российскому гражданству, а иностранцы – в результате беженства, имеют право на пенсионное обеспечение и иные социальные выплаты, положенные в силу социального статуса (по утере кормильца, по инвалидности и прочие).

Общее у обеих категорий

Несмотря на ряд весьма существенных отличий, указанные категории скрывающихся от преследования лиц имеют больше общего.

  • Так, и беженцы, и вынужденные переселенцы в РФ являются лицами, которые вынуждены покинуть место проживания по не зависящим от них причинам.
  • Все они обязаны проходить процедуру официального признания, которая в обоих случаях занимает до 3 месяцев.
  • Для получения указанных статусов применяются практически идентичные основания, заключающиеся в угрозе жизни и преследовании по расовым, национальным, религиозным и иным мотивам.
  • Похожи основания, по которым может быть отказано в предоставлении статуса.
  • Практически идентичный объем прав предоставляется обеим категориям субъектов и в части социального обеспечения: всем им может быть предоставлено жилье для временного поселения, содействие в проезде и провозе багажа, получении питания, коммунальных и иных услуг, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

Трудоустройство беженцев

В число прав, гарантированных беженцам ст. 8 ФЗ «О беженцах», входит право на содействие в трудоустройстве и работу по найму наравне с россиянами. В контексте пп. 11 п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ» это означает, что беженцы в силу своего специального гуманитарного статуса могут становиться на учет в центры занятости и получать там работу, а также трудоустраиваться на работу на таких же правах, что и граждане России, то есть без получения какого-либо специального разрешения для работы или приобретения патента .

При трудоустройстве такое лицо вместо паспорта предъявляет удостоверение беженца . Что касается документов об образовании и квалификации, то они подлежат легализации, если такая легализация не отменена двусторонним международным договором.

Прочитайте подробнее об особенностях трудоустройства и самых популярных видов работ для беженцев .

Также при необходимости более подробного изучения порядка получения работы в России гражданами других стран рекомендуем узнать детальнее о трудоустройстве иностранцев в РФ .

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

Вынужденный переселенец. Кто это?

Здравствуйте, уважаемые граждане России.

Я тут недавно попыталась рассказать вам о беженцах (Подробнее ➤) и мигрантах (Подробнее ➤), а также раскрыла понятия “эмигрант” и “иммигрант” (Подробнее ➤).

Сегодня я расскажу вам о том, что означает “вынужденный переселенец” и в чем разница между этими понятиями.

Вынужденный переселенец, сама фраза уже наталкивает на понятие, что переселение это происходит помимо воли самого гражданина, объективная ситуация вынуждает человека покидать насиженное место жительство и искать убежища в другом месте.

Кто такой беженец с точки зрения российских законов?

Согласно определению, прописанному в законодательстве, вынужденные переселенцы – это граждане РФ, либо в определенных случаях лица без гражданства, по не зависящим от них причинам покинувшие место проживания в другой стране и вернувшиеся в Россию, либо лица, переехавшие по тем же причинам в пределах страны – из одного региона в другой.

Читайте также:
Фотографии Интерлакена

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Кто признается вынужденным переселенцем на территории России?

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Причины, как для бегства, так и для вынужденного переселения, одинаковы – это преследование такого лица либо членов его семьи:

• по национальному или расовому признаку;
• по политическим мотивам;
• по факту принадлежности к той или иной социальной группе;
• по языку;
• по вероисповеданию.

Также причиной вынужденного переселения может стать факт насилия, совершенный по отношению к гражданину и его семье.

Права, обязанности и порядок получения статуса регулирует федеральный закон о вынужденных переселенцах N 202-ФЗ.

Согласно с его нормам, данный статус не могут получить лица, совершившие тяжкое преступление, покинувшие страну проживания по причине сложной экономической ситуации, природных катаклизмов и техногенных катастроф – глобальных аварий, наводнений, землетрясений и тому подобных событий, а также те, кто не обратился в компетентные органы по поводу признания его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев с момента отбытия с постоянного места проживания. Проще говоря, если вынужденный переселенец, приехав в Россию, в течение года не обратился в ГУВМ МВД за оформлением своего статуса, ему будет отказано в оформлении документов. И тогда он будет лицом без гражданства – апатридом.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – гражданство

Существуют 5 отличий беженца от вынужденного переселенца, это:

1. гражданская принадлежность:

• беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;

• вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения;

2. процедура получения статуса (она разная);

3. срок действия статуса;

4. набор документов;

5. материальная помощь.

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ

В целом, правовой статус вынужденных переселенцев в РФ схож с правовым статусом обычных граждан при условии, что они своевременно подали документы на присвоение статуса “вынужденный переселенец”, тогда они уже будут иметь подданство России. Вместе с тем, есть и некоторые отличия от беженца:

• переселенец имеет право на получение временного жилья из местного маневренного фонда либо места в центре временного размещения – независимо от того, имел ли он в собственности жилую недвижимость по месту прежнего жительства;
• при необходимости на время подготовки заявления и прохождения процедуры оформления статуса ему предоставляется бесплатный переводчик;
• таким лицам государство выплачивает денежную компенсацию расходов на проезд и транспортировку багажа к месту временного проживания;
• они получают одноразовое денежное пособие из федерального бюджета на каждого члена семьи;
• при необходимости вынужденным переселенцам предоставляется бесплатная медицинская помощь.
• В обязанности таких лиц, помимо соблюдения Конституции и законов РФ, входит необходимость ежегодной перерегистрации и немедленная постановка на учет в МВД по месту жительства в случае переезда.

И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

Как получить статус вынужденного переселенца?

Сначала нужно подать заявление. После регистрации заявления претенденту выдается Свидетельство о регистрации ходатайства.

А после того, как данное ходатайство будет рассмотрено и по нему примут позитивное решение, гражданин получает Удостоверение вынужденного переселенца.

Типичные ошибки

Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.

Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.

Читайте также:
Что нужно знать об аренде авто на Бали

Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.

Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.

Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?

Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.

Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?

Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.

Кто такие беженцы и вынужденные переселенцы

В настоящее время в РФ живет примерно 20 тысяч беженцев и около 600 тысяч вынужденных переселенцев. Данные статусы присваиваются лицам, соответствующим требованиям, которые установлены законами России. Между этими двумя правовыми статусами есть разница, это не тождественные понятия.

Понятия «беженцы» и «вынужденные переселенцы»

Беженцем является человек, не имеющий российского гражданства, которого преследуют по политическим/религиозным/другим убеждениям либо угнетают по расовому/половому/национальному/другому признаку.

Чтобы получить беженский статус, необязательно быть жертвой преследования. Беженцем можно стать, если есть вероятность того, что вас начнут преследовать/угнетать по перечисленным выше убеждениям/признакам.

Особенности административно-правового статуса «беженец» таковы:

  • позволяет официально проживать в Российской Федерации;
  • предоставляется на период, не превышающий 3 года;
  • позволяет получать лекарственные препараты и медицинскую помощь;
  • позволяет проживать в центре временного пребывания (на бесплатной основе), получать питание и коммунальное обеспечение;
  • позволяет трудоустраиваться на работу к юрлицу/физлицу без оформления патента.

Вынужденным переселенцем считается человек, который покинул собственное место проживания по причинам, аналогичным основаниям приобретения беженского статуса. Переселенцы располагают большим количеством прав, если сравнивать с беженцами, потому что считаются россиянами.

Особенности правового статуса «вынужденный переселенец» следующие:

  • позволяет получать социальные выплаты;
  • позволяет бесплатно получать медпомощь;
  • предоставляется на пятилетний срок;
  • дает возможность жить в центре временного проживания;
  • избавляет от необходимости оформлять патент для работы;
  • накладывает следующие обязательства: уведомление миграционной службы при изменении адреса пребывания и ежегодное продление статуса.

Конституционный статус не предоставляется в таких ситуациях:

  • возбуждение уголовного дела относительно заявителя;
  • наличие РВП/ВНЖ;
  • заявитель состоит в брачном союзе с россиянином/россиянкой, что позволяет ему получить РВП/ВНЖ;
  • заявитель опоздал с оформлением заявления на предоставление статуса;
  • человек приехал из страны, которая могла предоставить ему временное убежище;
  • заявитель незаконно выехал из родной страны.

Отличия статусов

Соответственно с законодательными нормами, беженцы и вынужденные переселенцы значительно отличаются. Установлены следующие критерии разграничения перечисленных групп лиц:

  1. Гражданская принадлежность. Обладатели беженского статуса – это лица, являющиеся иностранцами либо апатридами. Вынужденными переселенцами признаются только россияне.
  2. Процесс приобретения. Получить беженский статус намного труднее. Вынужденным переселенцам не требуется оформлять гражданский статус в РФ, что делает проще их жизнь в РФ. Беженцам нужно делать гражданство, чтобы в будущем поменять собственный статус.
  3. Период действительности. Беженский статус – бессрочный, но его нужно пролонгировать раз в 1.5 года. Статус «вынужденный переселенец» предоставляется на пятилетний срок. Продлить статус можно, если подать заявление.
  4. Документы. Для оформления беженского статуса обычно требуется только паспорт. Вынужденным переселенцам необходимо собирать множество иных документов.

Закон о беженцах и переселенцах

Правовые статусы «беженец» и «вынужденный переселенец» регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственный указ от 16 июня 1997 года номер 724 «О получении матпомощи вынужденными переселенцами».
  2. Правительственный указ от 23 мая 1998 года номер 484 «О получении матпомощи беженцами».
  3. ФЗ от 25 июля 2002 года номер 115 «О правах иностранцев в России».
  4. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О беженцах».
  5. ФЗ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах».

График показывает динамику роста и уменьшения числа прибывающих беженцев и вынужденных переселенцев в Россию.

Проблемы и социальная работа

И беженцы, и вынужденные переселенцы вправе получать пособия. Невзирая на то, что данное право закреплено в различных законодательных постановлениях, размер выплат для беженцев и вынужденных переселенцев одинаковый.

Данным группам лиц выплачиваются такие пособия:

  1. Ежедневное – восемьсот рублей. Предоставляется лицам, содержащимся в центрах временного пребывания. При этом на руки деньги не выдают. Они затрачиваются на содержание беженцев и переселенцев (питание, оказание медпомощи).
  2. Единовременное. Размер данного пособия регламентирован правительственным указом от 23.05.1998 номер 484. В настоящее время его размер – сто рублей на человека. Для малоимущих (лица с инвалидностью, матери-одиночки, люди пенсионного возраста, многодетные семьи) величина пособия составляет сто пятьдесят рублей на человека.
  3. Компенсационные и иные выплаты. Соответственно со ст. 6 федерального закона номер 4528, беженцы и переселенцы вправе рассчитывать на содействие государства при проезде к центру временного проживания.
Читайте также:
Цены в Канаде на недвижимость, продукты, основные товары и услуги

Также они вправе использовать жилье, выделяемое государством для временного проживания. Оно предоставляется до момента, пока человек не найдет иное место для проживания.

Кроме того, перечисленные группы лиц вправе:

  • получать содействие государства при направлении на обучение либо устройстве на работу;
  • устраивать малолетних детей в детсады, школы, колледжи, университеты вне очереди;
  • получать медпомощь и лекарства наравне с россиянами;
  • получать информацию о своих членах семьи, которые остались в родном государстве;
  • получать помощь переводчика.

Для получения положенных по закону выплат требуется посетить миграционную службу. Понадобится написать заявление. В нем нужно указать информацию о себе и детях. Сотрудники службы миграции, рассмотрев ходатайство, в течение одного дня предоставят заявителю справку, дающую право на получение выплат. В справке указывается учреждение Сбербанка России, в котором возможно получить деньги. Действует документ одну неделю.

Соответственно с законами РФ, выплаты предоставляются, если у людей нет денег для жизни в РФ и работы. Следовательно, люди, которые работают, не могут получить государственную помощь.

Основания для прекращения выплат:

  • указание недостоверных сведений в заявлении;
  • утрата правового положения;
  • возврат в родное государство;
  • приобретение разрешения на временное проживание либо вида на жительство;
  • совершение правонарушений либо преступных деяний в Российской Федерации.

Лица, которые имеют статус беженца либо переселенца, вправе получать социальную поддержку от государства. Главное – не нарушать обязанности, которые установлены законами относительно беженцев/переселенцев. Несоблюдение обязанностей может привести к выдворению за пределы России.

Полезное видео

Дополнительная информация о данной категории граждан в видео:

Правовые сходства и различия между беженцами и вынужденными переселенцами

Для получения статуса беженца необходимо, чтобы лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, обратилось лично, или через уполномоченного на то представителя (в случае, если лицо по состоянию здоровья не может обратиться лично) с ходатайством в письменной форме в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России.

Таким органом может быть:

дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, если данное лицо еще не прибыло н территорию Российской Федерации;

пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти;

орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, или территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.

принимается решение о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу. Такое свидетельство выдается на руки лицу, обратившемуся с ходатайством.

ходатайство рассматривается по существу;

  • 1) принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем
  • 2) выдается удостоверение беженца либо в случае отказа уведомление об отказе в признании беженцем.

Лица, заинтересованные в приобретении статуса беженца, обязано предоставить документы, удостоверяющие его личность, заполнить анкету и ответить на вопросы опросного листа во время индивидуального собеседования с работниками миграционной службы. При отсутствии документов, удостоверяющих личность, проводится установленная федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации процедура идентификации личности, включая дактилоскопию.

Во всех случаях ходатайства принимаются в письменной форме от лиц, достигших возраста 18 лет, явившихся в компетентный орган лично; либо через уполномоченного на то представителя указанных лиц. Сведения о несовершеннолетних членах семьи заносятся в ходатайства взрослых (родителей, опекунов и т.д.)

Ст.4 ФЗ «О беженцах» определяет срок передачи ходатайства, поданного в орган пограничного контроля, в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а именно 3 дня со дня поступления ходатайства. После этого осуществляется предварительное рассмотрение ходатайства.

Читайте также:
Особенности школьного обучения в США

Ст.7 ФЗ «О беженцах» устанавливает процедуру рассмотрения ходатайства по существу и определяет органы, уполномоченные решать вопрос о предоставлении статуса беженца:

Решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе или его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства по существу.

Лицу, признанному беженцем и достигшего возраста 18 лет, выдается удостоверение установленной формы. Это удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем. Удостоверение действительно на всей территории Российской Федерации.

Лицо признается беженцем на срок до трёх лет и может продлеваться на каждый последующий год при сохранении в месте прежнего местожительства лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта1 ст.1 Федерального Закона «О беженцах».

Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем несколько отличается от порядка признания беженцем и определяется ФЗ «О вынужденных переселенцах», а именно:

Лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 Закона « О вынужденных переселенцах» обращается с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в территориальный орган миграционной службы по месту своего нового пребывания.

С таким ходатайством можно обратиться и до оставления места жительства. В этом случае следует обращаться с ходатайством в федеральный орган миграционной службы либо в территориальный орган миграционной службы по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего пребывания.

Решение о регистрации ходатайства принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх дней со дня поступления ходатайства. Далее принимается решение о признании лица временным переселенцем. Это решение принимается территориальным органом миграционной службы в течение трёх месяцев со дня регистрации ходатайства.

Лицу, претендующему на статус беженца, может быть отказано в регистрации ходатайства по указанным законом обстоятельствам, а именно:

в отношении лица возбуждено уголовное дело;

отсутствие обстоятельств в стране местожительства для признания его беженцем

получение лицом ранее обоснованного отказа в любом из государств, участников Конвенции 1951 г. и Протокола 1967 года, если законодательство о признании беженцем в нем не противоречит российскому;

в случае прибытия с территории государства, где лицо могло быть признано беженцем;

в случае если лицо покинуло государство местожительства не по указанным законом обстоятельствам, и опасается понести наказание за незаконный выезд или совершенное правонарушение на территории указанного государства;

если лицо при вынужденном незаконном пересечении границы РФ пропустило срок обращения с ходатайством, установленным законом;

в случае отказа сообщений сведений о себе и обстоятельствах прибытия в РФ;

в случае нахождения в браке с гражданином РФ и имеющейся возможности получения разрешения на постоянное проживание в РФ;

если упомянутое разрешение на постоянное проживание в РФ уже имеется у указанного лица.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство о признании его беженцем и находящемуся вне территории РФ, в рассмотрении ходатайства по существу, ФМС в течение 5 дней направляет в дипломатическое представительство или консульское учреждение решение об отказе, после чего в течение трёх дней данному лицу вручается уведомление об отказе с указанием причин отказа, порядка обжалования решения, и разъяснением правового положения лица и членов его семьи на территории РФ,

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство в пункте пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня получения уведомления.

В случае отказа лицу, подавшему ходатайство после вынужденного незаконного пересечения границы РФ, данное лицо обязано покинуть территорию РФ в течение месяца со дня получения уведомления.

Факт получения лицами, претендующими на статус беженцев или вынужденных переселенцев, свидетельства о регистрации ходатайств, является основанием для предоставления гарантированного законодательством минимума прав и льгот и возложения на них определенных обязанностей.

Права лиц, получивших свидетельство о регистрации ходатайства о признании их беженцами или вынужденными переселенцами:

  • – право на пользование услугами квалифицированного переводчика;
  • – право на проживание в центре временного размещения;
  • – право на обеспечение проезда до указанного центра временного размещения и провоза багажа;
  • – право на единовременное денежное пособие;
  • – право на получение питания, медицинской помощи, на содействие в прохождении профессиональной переподготовки в центре временного размещения или в трудоустройстве;
  • – право на получение информации относительно своих прав и обязанностей и законодательства, касающегося статусов беженцев и вынужденных переселенцев.

Обязанности указанных лиц, налагаемые фактом получения свидетельства, также примерно совпадают:

  • – это соблюдение Конституции РФ, Федеральных Законов, действующего законодательства РФ;
  • – соблюдение правил проживания в центре временного размещения и установленных санитарно- гигиенических норм;
  • – прохождение медицинского освидетельствования в полном объеме, установленном законодательством;
  • – обязанность сообщать соответствующему органу ФМС достоверные сведения о себе, необходимые для принятия решения о присвоении статуса.
Читайте также:
Получение синайской визы в Шарм-эль-Шейхе

Факт предоставления статусов беженца или вынужденного переселенца расширяет объем прав, предоставляемых лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства. Кроме прав перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами Российской Федерации:

  • -на работу по найму;
  • -предпринимательскую деятельность;
  • – социальную защиту, в том числе на социальное обеспечение;
  • -право на устройство детей в дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования ;

Вынужденный переселенец имеет право на самостоятельный выбор места жительства на территории РФ.

Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев.

В целом статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Прежде всего – это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами Российской Федерации. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане Российской Федерации. Этим обусловлена более широкая система льгот, предусмотренных для них законодательством. Так, в отличии от временных переселенцев, беженцы не могут работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных и морских судов.

Беженцы, как не являющиеся гражданами РФ, ограничены и в некоторых политических правах:

право на мирные митинги, шествия, демонстрации (ст.31 Конституции РФ); право на участие в управлении делами государства;

право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

право на участие в референдуме, ,на доступ к государственной службе, на участие в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ).

Также беженцы не несут некоторых обязанностей, присущих гражданам РФ, в частности, обязанности несения воинской службы.

Для вынужденных переселенцев предусмотрены более льготные условия, призванные способствовать их обустройству в новом месте жительства на территории Российской Федерации. Это касается, в первую очередь, приобретения жилья: предусмотрена возможность получения вынужденными переселенцами долгосрочных беспроцентных ссуд на его приобретение или строительство; возможность включения вынужденных переселенцев списки на получение государственного или муниципального жилья, возможность организации вынужденными переселенцами компактных поселений на территории РФ.

Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и территориальные органы Федеральной миграционной службы РФ обязаны содействовать вынужденным переселенцам в возвращении имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственности, а в случае невозможности возвращения имущества вынужденных переселенцев – выплачивать им компенсацию за его утрату.

Отличие беженца от вынужденного переселенца в 2022 году

На данный момент, согласно сведениям официальных статистиков, в России проживает 20,000 беженцев и примерно 600,000 вынужденных переселенцев. Несмотря на то, что, казалось бы, положение представителей обеих категорий людей одинаково с точки зрения закона, существует отличие беженца от вынужденного переселенца, и не одно. Из данной статьи вы узнаете, кого называют беженцем, кто такой вынужденный переселенец, в чем заключаются отличия между обоими статусами в плане гражданства, процедуры получения статуса, сроков его действия, предоставляемой помощи. Также выясним, в чем заключается сходство между беженцами и переселенцами.

Кто такой беженец с точки зрения российских законов

Беженцем в России может стать иностранный гражданин или апатрид, у которого имеются опасения по поводу реальных угроз ему самому и членам его семьи в стране его принадлежности, вследствие чего он вынужден искать убежища на территории РФ и не хочет (не может) пользоваться защитой своего государства. Под угрозой может пониматься преследование по причине расовой, этнической, религиозной принадлежности.

Даже если имеется основание для того, чтобы получить статус беженца, сперва необходимо обратиться в миграционную службу (территориальное отделение ГУВМ МВД – бывшую ФМС) и подать ходатайство. В некоторых случаях прошение можно подать через дипломатическое представительство РФ на территории другой страны или в России, а также через пограничную службу – но в итоге ходатайство будет передано на рассмотрение Министерству внутренних дел.

Сотрудники ГУВМ МВД принимают ходатайство (если заявитель не знает русский язык, ему предоставляется переводчик), проводят индивидуальное собеседование, заполняют опросный лист и анкету, делают фотографии иностранца, проводят процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков пальцев), проверяют документы и результаты медицинского осмотра. И только после проведения указанного перечня процедур принимается решение о дальнейшем рассмотрении ходатайства (рассмотрению по существу). При этом иностранное лицо получает справку о приеме у него документов – с этого момента он может пользоваться привилегиями беженцев, включая проживание в центре временного размещения.

Читайте также:
Медсправка для РВП, медкомиссия, сертификат об отсутствии ВИЧ

Кто признается вынужденным переселенцем на территории России

Вынужденным переселенцем может быть признан гражданин России, которому пришлось выехать с места постоянного проживания (из российского региона или из-за рубежа – главное, чтобы переезд был осуществлен на территорию РФ) по причине преследований, насильственных действий на расовой, религиозной, языковой, этнической, национальной почве.

Для того, чтобы получить свидетельство о присвоении статуса вынужденного переселенца, гражданину также необходимо обратится в Министерство внутренних дел, подать необходимые документы и ходатайство. Если просьба будет удовлетворена, человек сможет воспользоваться правами и гарантиями, установленными в отношении вынужденных переселенцев в России.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – гражданство

Основным отличием беженца от вынужденного переселенца можно назвать их гражданскую принадлежность:

  • беженцем может быть признан либо иностранных гражданин, либо апатрид, но никак не россиянин или человек, у которого имеются основания для получения РВП, ВНЖ или гражданства РФ;
  • вынужденным переселенцем может быть признан исключительно гражданин Российской Федерации, который вынужден был переехать в какой-либо субъект РФ из другого региона России или из-за рубежа также по причине гонений, преследований, насилия со стороны населения.

Логично, что, поскольку вынужденные переселенцы являются российскими гражданами, они обладают всеми правами граждан РФ, а также некоторыми дополнительными привилегиями, обусловленными наличием статуса вынужденного переселенца. В то же время беженцы являются иностранцами, и они в правах ограничены.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – процедура получения статуса

Также имеется разница в статусах беженца и вынужденного переселенца, связанная с процессом оформления свидетельства о присвоении соответствующего статуса:

Придется предоставить документы, подать ходатайство, пройти личное собеседование, заполнить опросный лист и анкету, пройти медицинский осмотр, позволить провести дактилоскопию, сфотографироваться.

Достаточно собрать требуемые документы и составить ходатайство о присвоении статуса.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – срок действия статуса

Еще одно различие между статусом беженца и вынужденного переселенца заключается во времени действия присвоенного статуса:

Срок действия статуса беженца Срок действия статуса переселенца
Статус присваивается бессрочно, обязательно являться на повторный учет каждые 1,5 года. Свидетельство о присвоении статуса действительно на протяжении 5 лет. Если имеются основания для продления статуса, он может продлеваться неограниченное количество раз.

Отличие беженца от вынужденного переселенца – набор документов

Чтобы ходатайство о присвоении соответствующего статуса было принято к рассмотрению, беженец и вынужденный переселенец должны представить различный по составу набор документов:

Отличие беженца от вынужденного переселенца – материальная помощь

Важно! И вынужденные переселенцы, и беженцы имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере 100 рублей на одного человека или 150 рублей, если семья малоимущая, или в ней имеется пенсионер или ребенок.

Беженцы, как иностранные граждане, и переселенцы, как россияне, вправе претендовать на пенсию, пособия, различные другие социальные выплаты (по потере кормильца, по инвалидности).

Экспертное мнение к вопросу о том, что общего между беженцами и вынужденными переселенцами

Эксперты в области миграционной политики России отмечают тот факт, что статус беженца во многом схож со статусом вынужденного переселенца – в России иностранцам предоставляется достаточно широкий перечень прав и гарантий. И те, и другие:

  • вынуждены были уехать с предыдущего места жительства не по собственному желанию;
  • должны подавать ходатайство о присвоении им соответствующего статуса и ожидать решения миграционной службы на протяжении 3 месяцев;
  • имеют практически одинаковые основания для присвоения им статуса;
  • получают право на жилое помещение, безвозмездное пользование ЖКУ, питание, проезд и провоз багажа.

Законодательные акты по теме

Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 724 О предоставлении материальной помощи вынужденным переселенцам
Постановление Правительства РФ от 23.05.1998 № 484 О предоставлении материальной помощи беженцам
Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 О беженцах
Федеральный закон от 19.02.1993 № 4530-1 О вынужденных переселенцах

Типичные ошибки

Ошибка: Беженец, которому официально присвоен соответствующий статус, отказывается отдавать документы на хранение в отделение ГУВМ МВД.

Читайте также:
Справка об отсутствии судимости: образец заявления 2022 года

Комментарий: По закону документы беженца должны храниться в отделении ГУВМ МВД. Удостоверением личности беженца на территории РФ будет служить выданное после присвоения статуса удостоверение беженца.

Ошибка: Беженец собирается встать в очередь на получение муниципального жилья в России.

Комментарий: Правом на постановку в очередь на выделение муниципального жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, обладают только вынужденные переселенцы.

Ответы на распространенные вопросы о том, в чем отличие беженца от вынужденного переселенца

Вопрос №1: Имеет ли право беженец, наравне с вынужденным переселенцем, устраиваться на работу на территории Российской Федерации?

Ответ: Да, причем оформлять для этого разрешение на работу не требуется.

Вопрос №2: Может ли беженец встать на учет в Центре занятости населения в России, будет ли выплачиваться пособие по безработице?

Ответ: Да, встать на учет в Центре занятости можно. И пособие будет выплачиваться, но из 800 рублей только 250 рублей будет выдано на руки, остальная сумма пойдет на оплату жилья в Центре временного размещения.

Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев

3. Правовые различия в статусах беженцев и вынужденных переселенцев

Рассмотрим теперь основные различия в правовых статусах беженца и вынужденного переселенца.

В целом статусы беженцев и вынужденных переселенцев имеют много сходных черт. Однако между ними имеются и некоторые различия. Прежде всего – это наличие гражданства Российской Федерации. Беженцы не являются гражданами Российской Федерации. Вынужденными переселенцами, напротив, признаются в основном граждане Российской Федерации. Этим обусловлена более широкая система льгот, предусмотренных для них законодательством. Так, в отличии от временных переселенцев, беженцы не могут работать нотариусами, прокурорами, патентными поверенными, не могут быть членами экипажей воздушных и морских судов.

Беженцы, как не являющиеся гражданами РФ, ограничены и в некоторых политических правах:

право на мирные митинги, шествия, демонстрации (ст.31 Конституции РФ);

право на участие в управлении делами государства;

право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

право на участие в референдуме, ,на доступ к государственной службе, на участие в отправлении правосудия (ст. 32 Конституции РФ)

Также беженцы не несут некоторых обязанностей, присущих гражданам РФ, в частности, обязанности несения воинской службы.

Для вынужденных переселенцев Законом «О вынужденных переселенцах», а также иными нормативно- правовыми актами предусмотрены более льготные условия, призванные способствовать их обустройству в новом месте жительства на территории Российской Федерации. Это касается, в первую очередь, приобретения жилья: предусмотрена возможность получения вынужденными переселенцами долгосрочных беспроцентных ссуд на его приобретение или строительство; возможность включения вынужденных переселенцев списки на получение государственного или муниципального жилья, возможность организации вынужденными переселенцами компактных поселений на территории РФ.

Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и территориальные органы Федеральной миграционной службы РФ обязаны содействовать вынужденным переселенцам в возвращении имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственности.

А в случае невозможности возвращения имущества вынужденных переселенцев – выплачивать им компенсацию за его утрату.

Вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.91 г. с изменениями и дополнениями от 17.06.93 г. и от 06.02.95 г.

В данном Законе устанавливаются льготные условия для лиц, признанных в соответствии с законами РФ беженцами, а именно срок непрерывного проживания на территории РФ перед подачей ходатайства о приеме в гражданство РФ сокращен для беженцев вдвое, а в обычных случаях он составляем три года.

4. Порядок утраты статусов беженца и вынужденного переселенца.

В четвертом разделе рассмотрим основания для утраты физическими лицами рассматриваемых статусов. Логичным представляется разделить данные основания на две группы.

Вначале установим основания утраты статуса в связи с переходом в иное правовое состояние. Пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О беженцах» содержит следующие причины для утраты лицом статуса беженца:

1. Лицо утрачивает статус беженца после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации.

2. Если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности.

3. Если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело.

4. Если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности.

5. Если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Читайте также:
Туры на о. Сицилия на 7 ночей, отели 4 и 5*, питание включено от 80 657 руб. за ДВОИХ — июль

6. Если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть вследствие вышеперечисленных обстоятельств, в связи с тем, что данные обстоятельства больше не существуют.

7. Если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, перечисленные в пункте 5, в данном государстве более не существуют.

Сравним основания для утраты физическим лицом статуса беженца с основаниями для утраты лицом статуса вынужденного переселенца. Их намного меньше и они определены пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона «О вынужденных переселенцах». Главным основанием для утраты статуса вынужденного переселенца является прекращение гражданства Российской Федерации. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца:

– при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;

– в связи с истечением срока предоставления статуса.

Вспомним, что статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет и при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Что же касается оснований утраты статуса как меры наказания за неправомерные действия, то они едины как для статуса беженца, так и для статуса вынужденного переселенца. Формулируются они следующим образом:

– лицо лишается статуса, если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации,

если оно сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем или вынужденным переселенцем, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона.

Уведомление о лишении или об утрате статуса беженца вручается лицу в течение трёх дней с момента принятия решения об этом. В таком случае удостоверение беженца признается недействительным и подлежит сдаче в соответствующий орган ФМС.

Лицо, утратившее или лишенное статуса беженца, может обжаловать данное решение в судебном порядке или в вышестоящем органе в течение одного месяца со дня получения лицом уведомления о лишении или утрате статуса. До принятия решения по жалобе за лицом сохраняются все предусмотренные Законом права и обязанности. Если жалоба не будет удовлетворена, лицо обязано вместе со членами семьи покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня получения уведомления об отказе на жалобу, если у лица нет иных законных оснований для пребывания в РФ.

Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока действия сохраняет за собой право на получение компенсации за утраченное имущество, если ранее такая компенсация не была получена.

Лицо, утратившее или лишенное статуса, может обжаловать данное решение в вышестоящий орган или в суд.

Порядок и сроки подачи жалобы, а также порядок сохранения за лицом прав и обязанностей на период рассмотрения жалобы аналогичны процедурам, указанным выше по отношению к беженцам.

Суммируя все вышеизложенное, следует отметить, что в целом правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации, определенный законодательством РФ, позволяет лицам, обладающим или желающим обладать данным статусом, реализовать весь комплекс прав человека и гражданина, закрепленный в Конституции РФ и международных договорах РФ.

Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. Многие семьи беженцев и вынужденных переселенцев имеют несовершеннолетних детей, причем более одной трети этих семей составляют неполные и многодетные семьи. Такие семьи, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Эти проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Содержание этой программы соответствует общему смыслу государственной политики в интересах детей и согласуется с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.

Данная программа предусматривает решение следующих задач: – создание условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– предупреждение социального сиротства;

– охрана здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;

– оказание социально- психологической и педагогической помощи детям, внедрение новых педагогических технологий;

Читайте также:
Цены в Канаде на недвижимость, продукты, основные товары и услуги

-определение правовых гарантий детей, защита их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов.

Несмотря на то, что миграционное законодательство РФ является одним из самых передовых и либеральных на сегодняшний день, проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует постоянного и пристального внимания и совершенствование законодательства по данной проблеме.

Вынужденный переселенец и беженец разница

Определение беженца и вынужденного переселенца

Чтобы увидеть разницу между беженцем и вынужденным переселенцем в первую очередь стоит ответить на вопрос: «Кто же это такие?»

Итак, давайте разберёмся.

Согласно российскому законодательству, и беженцы, и вынужденные переселенцы – это люди, вынужденные поменять место жительствапо независящим от них обстоятельствам. К таким обстоятельствам могут относится следующие:

  • Расовые и религиозные гонения;
  • Национальные и гражданские преследования;
  • Насилие на этнической и иной почве.

Несмотря на схожесть определения, существенное различие в определении и той и другой категории все же есть. О нем далее

Законодательное регулирование получениястатуса беженца и вынужденного переселенца

Как было сказано выше, получить статус беженца в России может только иностранец или человек, не имеющий привязки к какой-либо стране. Это регулирует Федеральное законодательство России, а именно ФЗ от 19.02.1993 года N4528-I «О беженцах».

В свое время подтвердить статус вынужденного переселенца могут только граждане России и их семьи. Так гласит Федеральный закон от 19.02.1993 года N 4530-I«О вынужденных переселенцах».

Законодательное регулирование получениястатуса беженца и вынужденного переселенца

Для того, чтобы иметь статус беженца или вынужденного переселенца необходимо собрать ряд бумаг и пройти определенную процедуру присвоения данного статуса.

Список документов, необходимых для обращения в уполномоченный орган ГУВМ МВД для подтверждения того или иного статуса представлен в таблице.

2. Ходатайство о присвоении статуса беженца;

3. Иные документы, предоставляемые по инициативе заявителя

1. Документы, удостоверяющие личности всех членов семьи старше 14-ти лет;

2. Ходатайство о присвоении статуса вынужденного переселенца;

3. Свидетельство о браке;

4. Свидетельство о рождении всех малолетних челнов семьи;

5. По 2 фото на каждого из членов семьи;

6. Иные документы, подтверждающие родственные отношения.

Разберём в первую очередь процедуру признания таковым беженца. Для того чтобы получить данный статус беженец должен обратиться лично или через представителя, если у самого проблемы со здоровьем, не позволяющие обратиться лично.

Обращение по мимо ходатайства подразумевает выполнение нескольких дополнительных шагов:

  1. Медицинское освидетельствование;
  2. Дактилоскопическая экспертиза;
  3. Анкетирование;
  4. Индивидуальное собеседование;
  5. Ряд иных процедур.

В свою очередь процедурапризнания вынужденного переселенца таковым осуществляется только путём рассмотрения ходатайства, дополнительных процедур законодательством не предусмотрено. При этом обращение можно предоставить лично, через представителя, по почте или через портал Государственных услуг.

По срокам действия обоих правовых положений так же существует разница. Для беженцев статус предоставляется бессрочно, при этом лицу необходимо каждые 1,5 года пересчитываться в уполномоченных органах. Вынужденный переселенец имеет такой статус на протяжении 5 лет с возможностью продления его по заявлению.

Право на выплаты для обеих категорий

Единовременное пособие до присвоения соответствующего статуса положено и беженцам, и вынужденным переселенцам, но регламентируютих выплату разные нормативные акты. Размер этих выплат одинаков для обоих категорий граждан – 100 рублей, а для малоимущих – 150 рублей.

Так же беженцы, как и переселенцы, имеют право на получение пенсий и иных выплат социального назначения.

Поскольку вынужденные переселенцы имеют Российское гражданство, то содействие по трудоустройству ничем не отличается от содействию согражданам.

Для беженцевсоответствующий федеральный закон предусматриваеттакое же право на содействие в трудоустройстве, как и для граждан России.

Итоги: отличия между беженцем и вынужденным переселенцем

Подводя итоги в определении разницы между статусом беженца и статусом вынужденного переселенца, следует выделить следующие отличия:

  1. Статус беженца предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, а статус вынужденного переселенца присваивается только гражданам Российской Федерации.
  2. Для беженцев предусмотрена более сложная процедура признания, нежели для вынужденного переселенца. Однако, для вынужденного переселенца необходим больший пакет документов, нежели для беженца.
  3. Сроки действия статусов так же различны: статус беженца предоставляется бессрочно с переучетом раз в полтора года, статус переселенца действует пять лет.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: