Валюта Израиля. Курс нового израильского шекеля. Внешний вид банкнот

Шекель — валюта Израиля

Как одна из самых молодых валют на планете может быть самой древней? Легко, если это — шекель. Первые упоминания встречаются в Библии и относятся к 2000 году до н.э., а на территории современного Израиля археологи находят монеты возрастом две и более тысяч лет. За всю историю шекель был основным денежным средством шумер и евреев, моавитян и финикийцев. Но почти на двадцать веков лет шекель стал забытой валютой. Предлагаем вам познакомиться с историей самой древней валюты, узнать как выглядят современные израильские деньги и какие символы они в себе таят.

История израильского шекеля

О том, как появились шекели и что они означали, свидетельствуют разные исторические источники. Семитское слово «шекель» (שקל) имеет корень, который сохранился в современном иврите — «лишколь» (לשקול), означает оно «взвешивать». Этот факт указывает на древнее назначение шекеля, известное еще до нашей эры. В ряде ближневосточных стран он служил весовой мерой при сделках. В Ханаане и Месопотамии шекель использовался в качестве стандарта при взвешивании золота и серебра и изначально был единицей веса примерно в 11 грамм. Валютой шекель стал в Тире и Карфагене. Затем шекели стали основной денежной единицей в Древнем Израиле и закрепились там в качестве национальной валюты.

Тирский шекель был первым шекелем, похожим на привычные нам монеты. Выпускаться он начал в 300 году до нашей эры и славился чистотой серебра, из которого изготавливались деньги. Благодаря такому свойству именно тирские шекели служили в качестве оплаты храмового налога в Иерусалимском храме. И даже профили императоров и языческие символы не могли изменить этого факта, несмотря на то, что в иудейской религии запрещено изображать человека.

Древнеримский шекель с ликом императора и орлом на реверсе

За века изгнания и завоеваний территории современного Израиля шекель как денежная единица перестал существовать. Но всё изменилось после образования нового еврейского государства.

В 1948 году в Израиле шло обсуждение перехода на собственную валюту, которая была бы символом независимости. Первые годы государственной валютой был израильский аналог английского фунта — израильская лира, курс её был равен английской валюте. Со временем влияние Великобритании угасало и уже в 1969 году израильский орган власти, который называется Кнессет, одобрил закон о возвращении к шекелю. Для новой страны обретение своей собственной валюты напрямую зависело от независимости. Операция по замене лиры на шекель была засекречена и зависела от приказов министра финансов Израиля. Сколько стоил один шекель в последующие годы и какова была динамика валютного курса по отношению к фунту стерлингов, точной информации нет.

К 1980 году произошел полный переход на новую валюту, которая недолго смогла продержаться на плаву. Обесценивание денег не позволило шекелю просуществовать больше пяти лет и уже в 1985 году Израилю пришлось создавать новую валюту. Больше чем за 30 лет существования шекель менял внешний вид 3 раза, последний стандарт появился в стране в 2014 году и используется до сих пор.

Так появился новый израильский шекель. К началу XXI века шекель приобрёл статус и независимость и был внесён в список свободно конвертируемых валют.

NIS (New Israeli Sheqel) — английское обозначение шекеля, принятое в мире, а в международной системе кодов шекель имеет аббревиатуру ILS.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. В кодексе Хаммурапи содержится информация о плате за неквалифицированную рабочую силу. В год рабочий получал 10 шекелей. Во времена Персидской империи заработная плата увеличилась и уже составляла от 2 до 10 шекелей в месяц! Кроме того, шекель, или сикль, как его называют в некоторых славянских странах, был денежной единицей во времена Христа. 30 серебреников, за которые Иуда продал Иисуса, на самом деле были 30-тью тирскими шекелями.

Шекель сегодня

Современная израильская валюта используется только на территории Израиля и Палестинской автономии. Монеты имеют различный номинал — шекели и агоры. 1 агора (агорот) — это израильская копейка, то есть в одном шекеле содержится 100 агорот. Кроме даты выпуска по еврейскому лунно-солнечному календарю и номинала, на монетах можно увидеть национальные изображения, многие из которых являются копиями древних денег времени Антигона II.

Обозначение израильской валюты — монограмма, которая объединяет две буквы ивритского алфавита — шин (ש) и хет (ח). Именно с этих букв начинается название нового шекеля (שקל חדש, что произносится как “шекель хадаш”, а переводится как «новый шекель»). Выглядит символ шекеля так: ₪.

Сегодня монеты современного шекеля состоят преимущественно из никеля, меди, стали и алюминия в различных пропорциях, а банкноты состоят из плотной бумаги.

Изображения на израильских монетах

На монете номиналом 1 агора изображена древняя галера, одна из тех, на подобии которой финикийцы покоряли Средиземное море. Кроме этого, галера выражает дань памяти истории распространения первого алфавита — финикийского.

На монете в 5 агор расположилась копия древней монеты с изображением финиковой пальмы между двумя уникальными священными цитрусами — этрогами, которые особо почитаюся иудеями на праздник Суккот.

Монета в 10 агор украшена изображением меноры, семиконечного подсвечника, который имеет ключевое значение в религии Израиля. Подсвечник вписан в изображение «Великого Израиля», страны, которая по преданиям простирается от Нила до Евфрата.

1/2 шекеля — уникальная своим номиналом монета, содержит изображение музыкальной лиры.

На монетах в 1 шекель изображён цветок лилии и надпись «Йехуд» на древнееврейском, что означает «Иудея» — название страны, а в 2 шекеля — два рога изобилия и гранат как символ благополучия страны. Гранат в Израиле считается символом плодородия, поскольку в плоде содержится множество ядрышек, которые символизируют детей.

Читайте также:
Виды и типы шенгенских виз и их обозначение в 2022 году

5 шекелей — монета, имеющая интересную форму с двенадцатью гранями и изображение капители колонны.

На 10 шекелях изображена финиковая пальма и корзины с плодами. Бронзовая монета с кольцом из стали с никелевым покрытием отличается от других шекелей, а на ободе находится строчка «Во избавление Сиона» на двух вариантах иврита — древнем и современном.

Монеты шекелей разного номинала

Банкноты нового шекеля

Все банкноты Израиля несут на себе знаки для слепых и надписи на трёх языках: двух государственных (на иврите и арабском) и на английском.Первая серия новых израильских шекелей выпускалась с 1985 по 1999 год и имела банкноты номиналом 1, 5, 10, 20, 50, 100 и 200 шекелей. Символика на банкнотах содержала менору, изображение Священного Писания, виды Тель-Авива, звезду Давида и портреты знаменитых евреев: Маймонида, Леви Эшколя, Голды Меир, Мойше Шаретта, Шмуэля Йосефа Агнона, Ицхака Бен-Цаи и Залмана Шазара.

10 шекелей первого выпуска с изображением Голды Меир

Для выпуска второй партии шекелей государство Израиль начало привлекать дизайнеров. Руководителями процесса были избраны Наоми и Меир Эшель, которые разработали дизайн новых купюр. Официальная символика новых банкнот — выдающиеся личности, сыгравшие важную роль в формировании государства. Второй выпуск банкнот шекеля отличается от предыдущего вертикальной ориентацией

На каждой из четырёх банкнот третьего выпуска изображён видный деятель писательского искусства, творивший на языке иврит. Все поэты и поэтессы были уроженцами Российской Империи или территорий, впоследствии принадлежавших Советскому Союзу, что вызвало гнев партии испанских евреев ШАС.

На банкноте в 20 шекелей изображён портрет уроженки Саратова — Рахель Блювштейн, которая известна своим патриотизмом и писательским талантом. Её стихотворение «Кинерет» используется на валюте как микротекст для защиты от подделок. На обратной стороне находится изображение Тивериадского озера Кинерет и фрагмент стихотворения «Может быть».

Рахель Блювштейн на банкноте в 20 шекелей

На 50 шекелях мы встречаем ещё одного известного поэта — Саула Гутмановича Черниховского, портрет которого изображён на фоне цитрусового дерева в память о строках из его произведения «…весенний запах садов цитрусовых…».

На обратной стороне купюры изображена коринфская колонна, которая уже встречалась нам на монете в 5 шекелей, и отрывок поэмы “Верю”. Купюра в 50 шекелей отличается от других большим количеством защитных элементов, так как чаще остальных подвергается фальсификации.

Банкнота в 100 шекелей напоминает нам о Лее Гольдберг. Портрет поэтессы из Кёнигсберга (современный Калининград) расположился на фоне цветущего миндаля, который Лея воспевала в своём стихотворении «В стране моей любви цветёт миндаль». Его тоже можно увидеть на купюре.

На самой крупной банкноте номиналом 200 шекелей находится портрет Натана Альтермана. С самого детства поэт вместе с семьёй был сторонником сионизма. Уже в возрасте 15 лет семья переезжает в Палестину, где и начинают издаваться первые стихи Натана на политические темы. Купюра имеет глубокий синий оттенок, который местные называют лунным.

Банкноты шекелей образца третьего выпуска

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. На 10 шекелях образца первого выпуска можно было увидеть Московскую хоральную синагогу и Голду Меир, пятого премьер-министра Израиля, в толпе людей. А во время очередного обновления дизайна шекелей банк Израиля вынашивал планы по созданию купюры номиналом 500 шекелей с изображением Ицхака Рабина, израильского премьер-министра, которого убили в 1995 году. Но поскольку инфляция у шекеля довольно низкая, эта купюра так и не была выпущена.

Это полезно знать!

Каждому туристу полезно знать, что обмен сразу по прилёте — весьма неприбыльное дело. В аэропорту Бен Гуриона в Тель-Авиве предлагается плохой обменный курс, поэтому по возможности обменяйте лишь ту часть денег, которая понадобится вам для того, чтобы доехать до ближайшего города. Хороший курс предлагают торговые центры и государственные банки.

Во время путешествия в Палестинскую автономию или при обмене денег у уличных торговцев будьте внимательны. На банкнотах обязательно должна быть надпись newsheqalim. Иначе вы рискуете стать обладателями красивого старого шекеля, выпущенного до 1985 года и не имеющего ценности на территории современного Израиля.

Шекель — одна из самых стабильных мировых валют, вошедшая в список CLS в 2003 году. За 5 лет отношение к доллару сменилось со значения 3.85 шекеля на 3.30 шекеля за один доллар. Сегодня 1 шекель примерно равен 23 рублям.

Монеты номиналом 10 шекелей

Поближе с новыми израильскими шекелями можно познакомиться в этом видео:

Интересные факты о шекеле

Восемь фактов об израильской валюте, которые вы не знали.

  • Самый дорогой шекель был выставлен на аукционе в Нью-Йорке в 2012 году. Серебряная монета, датированная 66 годом до нашей эры, была продана за 1,1 миллион долларов. Стоимость древней монеты обусловлена тем, что самые первые шекели, как денежная валюта независимого государства Израиля, были отчеканены во времена Первого иудейского восстания — в 70-66 году до нашей эры.
  • В 1960-х годах предшественником шекеля была валюта под названием «израильская лира». На банкноте номиналом пять фунтов (лир) был изображён портрет Альберта Эйнштейна. Израильтяне так любили великого учёного, что первый премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион даже предлагал ему стать президентом. Предложение Эйнштейном было отклонено. Учёный сослался на нехватку опыта в государственных делах.
  • Израильтяне часто называют монету номиналом в 2 шекеля — «шнекель». Это игра слов от двух ивритских слов «шней» и «шекель», что переводится на русский как «два» и «шекель».
  • Забавное прозвище дали новому шекелю и русские репатрианты. Россияне называют израильские деньги «шакалами».
  • Даты выпуска монет на шекелях указываются в формате еврейских цифр, то есть буквами из ивритского алфавита. Календарь при этом тоже используют не общепринятый григорианский, а еврейский.
  • До нашей эры шекель использовался на территории всего Ближнего Востока и имел различные стандарты веса в зависимости от региона и эпохи.
  • Для ознакомления с новыми купюрами, правительство Израиля создало сайт, на котором разместили информацию о новых шекелях. Что интересно, сайт обслуживается на четырёх языках, в том числе и русском.
  • 10 агор — самая популярная монета в Израиле. Их количество составляет 60% от всех израильских денег.
Читайте также:
Анкета на визу в Латвию: как правильно заполнять бланк

Такая занимательная история у древней и, в то же время, у молодой валюты — шекеля.

Деньги в Израиле: название, курс, история израильского шекеля

Шекели – деньги в государстве Израиль, которые одновременно считаются самой молодой и древней валютой. Такое необычное соотношение вызвано 2-я особенностями истории.

Впервые это платежное средство упоминается в 2000 гг. до н.э., что делает их самыми старыми финансовыми средствами. Но, в истории своего существования шекели находились в забвении более XX в. Лишь недавно они начали приобретать ценность, что позволило отнести их к разряду самых молодых валют.

История израильского шекеля

Шекель служил разменной монетой Ближнего Востока. Первые деньги находились в использовании в период восстания Римской Империи на территории Израиля с 66 по 71 гг. до н.э. Второй этап в развитии этой валюты пришелся на период 1985 г.

Деньги в Израиле: шекели

В это время валюта начала появляться на рынке после долгого забвения. Новые шекели находятся в обороте с 1985 г. 4 сентября. Согласно номенклатуре, международное сокращение – NIS.

Древний мир

Изначально, шекелем называли меру массы драгоценных металлов. В русскоязычных источниках ее можно встретить под названием «сикль». В зависимости от времени, шекель обозначал определенный вес: от 9 до 17 г. Название валюты образовалось от слова на иврите ‏לשקול (лишколь), что в переводе на русский обозначало «взвешивать».

О шекеле в качестве меры веса впервые упоминается во 2-м тысячелетии до н.э. В старинных документах зерно пшеницы выступает эталоном массы. Называли его «шеум» либо «ше». В переводе это обозначало «зерно». 180 единиц образовывали сикль, равный 8,28 г. На иврите эта мера звучала как «шекель».

В древнем мире шекель являлся обычной денежной единицей. Ее применяли в расчетах не только евреи, но и иные народы:

  • Эдомитяне.
  • Моавитяне.
  • Финикийцы.

Тирские шекели

Пунические монеты создали, взяв за основу шекель, который, в свою очередь, позаимствовали у финикийцев. Тирские шекели имели внешний вид, похожий на современные металлические круглые деньги. Чеканить его начали в 300 г. до н.э. Делали его из чистого серебра, что придавало этой валюте особую ценность.

Палестинский и израильский фунты, израильский шекель

Израиль долгое время находился под протекторатом Великобритании. В качестве валюты использовали палестинский фунт. Его курс был приравнен к английскому. В 1948 г. Израиль получает суверенитет, а поэтому встает вопрос о создании собственной валюты.

Вместе с независимостью входят в оборот новые банкноты, но со своим прежним названием. В то время как шаблоны денег ушли в тираж, не было идей о том, как назвать их. Было решено оставить имя «палестинский фунт». Фразу написали английскими словами. Такое же наименование купюры носили во времена мандата. Дополнительно указали на иврите «лира земли израильской».

Палестинский фунт

В 1969 г. 4 июня власть Израиля принимает законопроект о возрождении шекеля. Однако это решение держали в секрете, а переход на новые банкноты затянулся на 10 лет. Все это время страна использовала израильские фунты. В 1980 г. 22 февраля переход к шекелю все-таки совершился.

Новый израильский шекель

Деньги в Израиле были сильно обесценены в результате гиперинфляции. Это процесс в год он достигал около 100%. Когда рывки в экономике были устранены, начался переход к современному израильскому шекелю. В обороте его часто называют новым. Введенные в 1984 г. банкноты находятся в использовании уже более 30 лет.

Новый шекель принят международным сообществом. В свободном доступе он находится с 2003 г. Входит в перечень свободно конвертируемых денежных единиц, используемых для проведения расчетов межбанковской глобальной системой.

Современные деньги Израиля, номиналы купюр и изображения на банкнотах

Современные купюры оформлены изображениями деятелей, имевших большое значение для страны. В 1999 г. дизайн немного видоизменили – портреты разместили вертикально. С 2014 г. начался переход на банкноты с изображениями поэтов Израиля.

Современные банкноты имеют следующий номинал:

  • 20;
  • 50;
  • 100;
  • 200.

В планах у государства выпустить купюры номиналом 500 шекелей. С 2008 г. постепенно выходит с оборота бумажная банкнота в 20 шекелей. Взамен выпускают аналогичную купюру с немного измененным дизайном. Также, ее отличием от прежней версии является материал изготовления. Теперь ее делают из пластика, а не бумаги.

На банкнотах Израиля можно увидеть изображение Натана Альтермана. Его портрет разместили на купюре 200 шекелей. Если осмотреть банкноту номиналов 20 единиц, то на ней можно увидеть Рахель Блювштейн. На купюре 100 шекелей находится портрет Леи Гольдберг.

Монеты Израиля

В Израиле существуют следующие виды монет:

  • 10 агор.
  • Шекели: 1, 2, 10, 5, ½.

В планах государства выпустить монету 25 агор. С 2007 г. в обращении находится валюта, номиналом в 2 шекеля.

Как определить подлинность шекелей

Деньги в Израиле часто видоизменяются. Туристам стоит быть внимательными, поскольку многие купюры и монеты уже выведены из оборота. Например, с 1 января 1992 г. считается недействительным 1 агор. С 2008 г. не принимают 5 агор, однако монету можно встретить в безналичном расчете. С 2011 г. она считается незаконной валютой.

Читайте также:
Фотографии Шкодера

Чтобы определить подлинность шекелей, необходимо осмотреть их визуально.

Подробное описание подлинных купюр:

Купюра шекелей Внешнее описание Размер Цвет
20 Купюра была выпущена в оборот в 2017 г. На аверсе можно увидеть изображение Рахели Блювштейн, поэтессы. Позади ее, в качестве фона, нарисованы ветви пальмы. Ниже находится микротекст – это стихотворение «Кинерет». На ощупь можно почувствовать выпуклые полоски – это знаки для слепых. На реверсе банкноты изображено Тивериадское озеро и часть стихотворения «Может быть». 129х7 Основные цвета: красный и белый.
100 Выпущена в оборот в 2017 г. На аверсе находится портрет Леи Гольдберг. Позади ее – цветущий миндаль. Ниже написаны строки из стихотворения поэтессы. Тут же на ощупь легко различить знаки для слепых – выпуклые полоски.

В случае сомнения подлинности купюры стоит обратиться в банк за проверкой.

Курс израильского шекеля к рублю, доллару

Стабильного курса нет ни у одной валюты. На это влияет мировая экономика, внутренний рынок страны и иные факторы. В 2022 г. 1 новый израильский шекель равен доллару в соотношении 1 к 0,31. Если считать российские рубли, то 1 шекель Израиля – это 22,66 руб. Актуальный курс валюты можно отслеживать на официальном сайте банка страны.

Какую валюту лучше брать с собой в Израиль

Посещая Израиль лучше всего иметь с собой иностранную валюту: доллары или евро. Обменять на шекели их очень просто. Никакими иными деньгами расплатиться не получится, поэтому наличные можно обменять в любом случае. Не нужно брать в путешествие российские рубли – курс обмена в Израиле будет невыгодным.

Где выгодно менять деньги в Израиле, банкоматы и пункты обмена

Обменять деньги в Израиле можно практически в любом месте. Для этого нужно найти почтовое отделение, пункты обмена или банк. Ориентироваться можно на вывеску «Change».

Произвести данную процедуру не получится в субботу и воскресенье. Эти дни для евреев нерабочие, потому что на них выпадает шабат. Невыгодный курс обмена в аэропортах. Опытные путешественники советуют поменять в терминале по прибытии лишь небольшую сумму, чтобы оплатить поездку до места проживания.

Безналичный расчет в стране

Деньги в Израиле пригодятся в любом виде, будь то безналичная или наличная форма. По банковской карте можно рассчитаться везде, где есть терминалы. В Израиле принимают VISA, Master Card. Однако за обмен валюты в местных банкоматах и иных конвертаций взимают комиссию. Также, снимают вознаграждение за обслуживание.

НДС и tax-free

В Израиле можно вернуть НДС.

Для этого нужно отвечать следующим требованиям:

  • Не являться гражданином Израиля.
  • Находиться в стране в качестве туриста.

Таким образом, можно вернуть до 18% суммы, затраченной на покупки. Стоит учитывать, что при оформлении возврата в аэропорту будет удержана небольшая комиссия за оформление.

Если человек рассчитывает вернуть часть денег, то перед покупкой товара необходимо учитывать следующие особенности:

  • Торговый объект должен иметь разрешение на оформление бумаг для возврата НДС.
  • Магазины за пределами г. Элат реализуют продукцию, не облагаемую НДС. Поэтому, возвращать туристу часть денег, потраченных на покупки в этом месте, никто не будет. Товары уже и так продаются без наценки.
  • Сумма всех покупок должна быть не меньше 400 шекелей. Однако эта цифра должна быть в одном чеке. Если их несколько, но они из разных магазинов, то оснований для возврата НДС нет.
  • Не подлежат возврату деньги, потраченные на покупку табачных изделий, напитков, пищевых продуктов.

Чтобы не возникло проблем с возвратом НДС, необходимо сохранить подлинную упаковку товара. Для того чтобы в магазине продавец смог заполнить необходимые документы, турист должен дать ему данные личного загранпаспорта. Поэтому, отправляясь за покупками необходимо захватить с собой этот документ.

Заполнить бумаги на возврат НДС можно в аэропорту. Часто, это место подписывают информационной табличкой «Возврат НДС». К ней подходят до регистрации на рейс и до прохождения собеседования с сотрудниками безопасности аэропорта.

После того как служащий заполнит документы, важно посмотреть, поставил ли он штамп в бланке. Кассы для возврата денег находятся в помещении, обозначенном красными буквами V.A.N. REFUND.

Кроме аэропорта, вернуть деньги можно в иных специально оформленных пунктах пересечения границы Израиля.

Такими будут являться:

  • КПП пограничные: Таба, Алленби и Рабин.
  • Морские порты: Ашдот и Хайфа.

Таким образом, можно сэкономить немного средств.

Можно ли в Израиле обойтись без шекелей?

Опытные туристы не советуют рисковать, а использовать для расчетов местную валюту. В редких случаях можно договориться с уличным торговцем о покупке товара за доллары, но это скорее исключение. Российские рубли с собой брать, точно не стоит.

Можно ли привезти банкноты или монеты шекели домой?

В Израиле деньги перед вылетом подлежат декларации. Это правило касается сумм, размер которых превышает 50 тыс. шекелей. При этом нужно учитывать любую валюту.

Неважно, каким образом турист будет вывозить деньги – в евро, в долларах или шекелях. Их общая сумма должна быть не больше 50 тыс. Если же это число превышено, то декларировать нужно обязательно.

Интересные факты про шекель

Факты про деньги Израиля:

  • Многим в мире знакома история Иуды, выдавшего Иисуса Христа властям за 30 серебряников. На самом деле, эти монеты являлись тирскими шекелями.
  • На тирских шекелях было нанесено изображение древнеримского императора. Это противоречило иудейской религии, поскольку наносить лица на предметы считалось грехом. Однако это не мешало оплачивать такой валютой храмовый налог в Иерусалиме.
  • На современных бумажных купюрах Израиля можно увидеть портреты выдающихся людей. Многие из них родились в Российской империи или же в бывших республиках Советского Союза.
  • Самый дорогой старинный шекель продали с аукциона за 1,1 млн долларов.
  • В 1960-х гг. в Израиле в обороте ходила лира с изображением Эйнштейна. Он был очень популярен в этой стране. Давид Бен-Гурион, премьер министр, предложил ученому занять пост президента.
  • На купюре 10 шекелей старого образца было изображение Московской хоральной синагоги. В нарисованной толпе можно было увидеть 5-о премьер-министра Израиля.
  • На банкноте 20 шекелей изображена Рахель Блювштейн. Она является уроженкой Саратова.

Много лет ушло на то, чтобы деньги Израиля приняли свой законченный вид. Из-за того, что они постоянно видоизменялись, у многих туристов возникает путаница. Помочь разобраться в местной валюте можно на государственном сайте Израиля. На нем предоставлена вся информация о современных шекелях и их отличительных чертах.

Видео о валюте Израиля

Как безопасно обменять валюту в Израиле:

Новый израильский шекель

Израиль (официально – Государство Израиль, на иврите – ישראל) – небольшое государство на Ближнем Востоке на восточном берегу Средиземного моря. Израиль имеет общие сухопутные границы на севере с Ливаном, на северо-востоке с Сирией, на востоке с Иорданией и на юго-западе с Египтом. Название государства происходит из Библии, где имя «Израиль» получил от Бога прародитель евреев Иаков.

Территория Государства Израиль представляет собой узкую полоску суши вдоль восточного побережья Средиземного моря и сектор, выходящий к Красному морю в районе залива Акаба. Здесь находятся пустыня Негреб и самая глубокая в мире впадина с Мертвым морем, на севере страны рельеф гористый, который переходит в Ливанские горы. В состав территории Израиля входят Палестинские территории в секторе Газа и на западном берегу реки Иордан, наделенные правами автономного управления. Кроме них Израиль продолжает удерживать в качестве буферной зоны захваченные Сирийские Голландские высоты вдоль границы с Сирией. Общая площадь территории Государства Израиль составляет примерно 21 тысячу квадратных километров.

В настоящее время на территории Израиля проживает более 8 миллионов человек. В этническом плане подавляющее большинство населения составляют евреи, представители других наций и народностей в процентном соотношении составляют не более 2%. Государственным языком в Израиле является иврит, а на палестинских территориях – арабский.

Столицей Израиля является город Тель-Авив (Яффа), расположенный на побережье Средиземного моря и населенный примерно четырехстами тысячами жителей. Кроме столицы Израиля, стоит отметить города Беер-Шева, Хайфа, Иерусалим, Назарет, Натанья, Хадера и другие.

История Государства Израиль начинается в Библейские времена, когда евреи, выйдя из Египта, вошли в земли Ближнего Востока, вытесняя с них проживавшие там ранее народы. Со временем на этих землях образовалось довольно могущественное государство в регионе со столицей в городе Иерусалим. Израиль вел как наступательные, так и оборонительные войны с соседними государствами, неоднократно захватывался ними, после чего неизменно возрождался. В 63 году до нашей эры часть Израиля – Иудея становится вассалом Рима, а в 70 году нашей эры – римской провинцией. После разгрома римлянами восстания Бар-Кохбы в 135 году, большинство населения Иудеи было изгнано в различные места империи, а Иудея была переименована в Сирию Палестинскую. В 636 году территория современного Израиля была завоевана арабами. В 1099 году пришедшие в эти земли крестоносцы образовали Иерусалимское королевство, но к исходу 1187 года сарацины под началом Салах-ад-Дина взял штурмом Иерусалим, а в 1291 году – Акру. В средине 1260 года вся тогдашняя Палестина переходит под власть Мамлюков. В 1517 году территория современного Израиля завоевывается турками-османами под началом султана Селима I и включается в состав Османской империи. В годы Первой мировой войны, начиная с 1915 года, Британия при поддержке войск своих доминионов открывает на Синайской полуострове и в Палестине Палестинский фронт, постепенно вытесняя турок с территории современного Израиля. После окончания Первой мировой войны и распада Османской империи Британия получила мандат Лиги Наций на управление Палестиной и Трансиорданией. После окончания Второй мировой войны, которая в целом обошла стороной эти земли, 15 мая 1948 года была провозглашена независимость Государства Израиль. После провозглашения независимости практически сразу последовало две арабо-израильские войны, в которых арабы, подстрекаемые и поддерживаемые СССР, потерпели поражение, потеряв определенные части своих территорий.

В настоящее время Израиль подвергается систематическим нападениям со стороны арабских террористов, с которыми он успешно борется, продолжая строительство сильного в экономическом и военном плане государства.

Денежной единицей Израиля в настоящее время является новый израильский шекель (ILS, код 376), который сами израильтяне называют «шекель хадаш» или просто «шекель». В ряде источников, в том числе и российских, национальная валюта Израиля называется по-старому – израильский шекель. Данная денежная единица также имеет хождение и на Территории Палестинской Автономии в качестве основного платежного средства. В Библейские времена шекель являлся мерой веса золота или серебра при проведении торговых операций.

В период провинции Римской империи на территории Иудеи в обращении находились римские монеты, которые были заменены на арабские в период захвата территории Израиля сарацинами. Крестоносцы использовали в качестве платежных средств на этих территориях монеты европейских государств. Во времена Османской империи здесь в обращении находился турецкий куруш, который время от времени заменялся другими денежными единицами. В период британского мандатного управления этими территориями в обращение был введен палестинский фунт. В 1952 году в обращение был введен израильский фунт или, как его еще называли, лира, который использовался вплоть до 1980 года. 24 февраля 1980 года Банк Израиля выпустил в обращение израильский шекель, который сейчас в некоторых источниках называют «старым шекелем». Вследствие экономических проблем и инфляции он быстро обесценился, что заставило правительство провести деноминацию национальной валюты. С 04 сентября 1985 года Банком Израиля был начат процесс введения в обращение нового израильского шекеля, который завершился к лету 1986 года. Данная денежная единица Израиля пребывает в обращении и в данный момент.

В данный момент израильский шекель является одной из самых стабильных в мире конвертируемой валютой, ее курс при обмене таков, что за один доллар США дают 3,6 шекеля, за один евро – примерно 4,7, за 100 российских рублей – почти 9,5, за 10 украинских гривен – около 2,5 израильских шекелей.

1 новый израильский шекель состоит из 100 агор. Название разменной денежной единицы Израиля происходит из еврейской священной книги Тора, где оно также обозначало меру веса при проведении торговых операций.

Банком Израиля, который управляет в стране денежной эмиссией, выпущены в обращение банкноты номиналом в 20 (двадцать), 50 (пятьдесят), 100 (сто) и 200 (двести) новых израильских шекелей. Кроме них, выпущены в денежное обращение и монеты номиналом в 10 (десять) агор, ½ (полшекеля), 1 (один), 2 (два), 5 (пять) и 10 (десять) шекелей.

Банкноты новых израильских шекелей выполнены с применением современных технологий на полимерной основе и имеют более трех десяткой степеней защиты от подделок. Их дизайн весьма интересный и современный. На лицевой стороне израильских банкнот изображены портреты выдающихся исторических политических и культурных деятелей страны, при чем как в горизонтальном положении, так и в вертикальном. Так, на банкноте номинальным достоинством в 20 шекелей изображен портрет первого министра иностранных дел Израиля Моше Шарета (в горизонтальном положении), в 50 шекелей – портрет выдающегося еврейского писателя, выходца с Украины, Лауреата Нобелевской премии Шмуэля Йосефа Агнона (в вертикальном положении), в 100 шекелей – портрет второго президента Израиля Ицхака Бен-Цви (в горизонтальном положении), в 200 шекелей – портрет третьего президента Израиля Залмана Шазара (в вертикальном положении). Цифровой номинал купюры изображен в нижнем правом и верхнем левом ее углах, а название банка-эмитента на иврите – в верхней и нижней левой частях в зависимости от номинала. На обратной стороне израильских банкнот изображены коллажированные рисунки исторических сцен и предметов культурной и политической деятельности страны также как в вертикальном, так и горизонтальном положении. Так, на реверсе купюры достоинством в 20 шекелей изображена сцена вступления добровольцев в Еврейскую бригаду и тексты обращения к народу Моше Шарета (в горизонтальном положении), в 50 шекелей – коллажированный рисунок письменного стола, рукопись, авторучка и очки Шмуэля Йосефа Агнона, а также вид на Иерусалим сверху (в вертикальном положении), в 100 шекелей – изображение старинной синагоги в деревне Пкиин в Галилее и типичная старая израильская деревня (в горизонтальном положении), в 200 шекелей – портрет рисующей за столом девочки (в вертикальном положении). Цифровой номинал банкноты изображен в верхнем правом и нижнем левом ее углах, а название банка-эмитента на английском языке изображено как в правом , так и левом верхнем углах банкноты в зависимости от ее номинала.

Банкноты новых израильских шекелей печатаются на Национальном монетном дворе в Тель-Авиве.

Дизайн израильских монет достаточно интересен, невзирая на свою простоту. На аверсе монет чеканится их цифровой и прописной номинал, а также название государства по кругу на иврите и английском языке. На реверсе монет изображаются национальные и исторические символы Израиля и его народа. Все монеты Израиля имеют правильную круглую радиальную форму, кроме монеты достоинством в 5 шекелей, которая выполнена в форме правильного двенадцатигранника. Монеты достоинством в 10 агор и ½ шекеля чеканятся из сплава алюминия и бронзы, достоинством в 1, 2 и 5 шекелей – из медно-никелевого сплава, а монета в 10 шекелей выполнена биметаллическим способом, при этом ее сердцевина изготовлена из сплава бронзы и алюминия, а обод – из медно-никелевого сплава.

Все израильские монеты чеканятся на фабриках Национального монетного двора в Тель-Авиве.

Многочисленным туристам и гостям Израиля обменять свои деньги на местную национальную валюту довольно просто. Это можно сделать как в обменных пунктах, так и в банковских учреждениях практически повсеместно. При обмене налоги и другие государственные пошлины не взымаются. Израильские шекели можно вывозить за пределы Израиля в неограниченных количествах, так как данная валюта является свободно конвертируемой. Стоит также помнить, что в Иерусалиме и портовых городах страны в ограниченных количествах принимаются в качестве платежных средств и доллары США.

Банкноты Израиля

Современной валютой государства Израиль признан новый израильский шекель, причем слово «новый» входит в официальное название денежной единицы («шекель хадаш»). Он же имеет обращение на автономной территории Палестины. Начало его хождения — 1985 год, до которого в денежном обороте в течение 5 лет находился просто шекель. Однако прежде, чем описывать изменения, коснувшиеся банкнот Израиля современного обращения, стоит сделать экскурс к истокам, которые берут начало в 1948 году.

История валюты

Одним из главных символов самостоятельности государства всегда являлась собственная валюта. В Израиле таким моментом стало провозглашение независимости в 1948 году. Поначалу в стране имел хождение сначала египетский, а впоследствии палестинский фунт. Самостоятельный выпуск денег в первое время был затруднительным для еще не провозглашенного официально государства, а необходимость в собственных деньгах уже назрела, и правительство обратилось с просьбой о помощи к американским банковским структурам.

А поскольку срок господства Британии еще не вышел, делалось все это в обстановке строжайшей секретности. Ситуация осложнялась тем, что новое государство еще не имело официального названия, а его правители имели очень приблизительное представление о том, какой должна быть будущая валюта и по внешнему виду, и по финансовому содержанию. Закономерным решением было объединение в единую комбинацию уже существующих денежных клише. Из-за отсутствия официально провозглашенного независимого государства на первых банкнотах невозможно было указать то, что они являются законно утвержденным средством денежного обращения.

Израильская Лира

Первой самостоятельной валютой независимого государства стала лира земли израильской (он же израильский фунт). В качестве разменных денег использовалась миля, составлявшая 1/1000 часть главной денежной единицы и также выпускавшаяся в бумажном варианте. В 1952 году банк, функционирующий на территории страны, получил статус национального, из-за чего назрела необходимость перевыпуска государственной валюты.

Лира земли израильской стала называться просто израильской лирой, а миля была переименована в прут. Заметных изменений внешнего вида не произошло, в небольших пределах были изменены лишь размеры и цветовая гамма. Четыре номинала от 1 до 50 лир тоже остались без изменений, как и мелкая банкнота в 500 прут.

Банк Израиля: купюры с абстракцией

Спустя 2 года после получения банком статуса национального он был признан главным, что вызвало новую первостепенную задачу — введение в обращение новых банкнот Израиля и увеличение существующего тиража. Задача была выполнена всего за один год, и уже в 1955 г. в стране появились новые банкноты. Разработкой дизайна занималась широко известная в то время компания из Великобритании, специализирующаяся на производстве оборудования для банков и производстве ценных бумаг.

Новая банкнота с лицевой стороны оказалась украшена абстрактными узорами, на обратную сторону было решено нанести изображения красивых ландшафтных мест Израиля. Снова немного изменился размер (они стали короче) и расцветка. Ввод новых банкнот Израиля в обращение был постепенным и растянулся на два года.

Перевыпуск 1959-60 годах

Нужно отметить, что абстрактные узоры на купюрах не нашли поддержки у населения, общественная критика была настолько нетерпимой и массовой, что вынудила Центробанк страны в кратчайшие сроки пересмотреть дизайн бумажных денег. Вместо абстрактных узоров на купюры было решено нанести портреты людей, имеющих отношение к разным слоям и сторонам жизни национального общества.

Оборотная сторона денежных знаков посвящена ценным археологическим находкам на территории Израиля. На этот раз написание эскизов было решено доверить местным художникам. Большие изменения претерпела и цветовая гамма банкнот, которые на этот раз печатались не только в Европе, но и в некоторых национальных типографических предприятиях. Младшим номиналом стала 1/2 лиры, а старшим 50 лир. Вместо прута была выпущена агора, которая была отчеканена на этот раз в монетном металле.

Банкноты с политиками: 1 серия

Спустя десятилетие назрела потребность в более крупных купюрах, чем 50 лир, и в обращение была выпущена новая банкнота номиналом 100 лир. Ее украшал портрет известного еврейского политического деятеля Теодора Герцеля, после выпуска которой было решено продолжить серию выдающихся политиков и других знаменитых людей страны в следующих выпусках. Графическое исполнение вновь было доверено не отечественным, а иностранным художникам. Серия была готова и выпущена в обращение в период с 1969 по 1972 годы. К этому времени на фоне растущей инфляции были упразднены самые мелкие номиналы, младшим из них стала купюра в 5 лир с изображением Альберта Энштейна.

Банкноты с правителями: 2 серия

Очень скоро финансовые и торговые учреждения страны столкнулись с проблемой разных размеров у разных выпусков денежных расчетных знаков, что сильно затрудняло работу автоматических считывающих устройств. Поэтому в целях упрощения денежного счета было принято решение о выпуске еще одной серии банкнот, имеющих фиксированную ширину, составлявшую 76 мм, и защитный двоичный код, нанесенный на обратной стороне купюры.

Помимо защиты, он служил и для более легкого и быстрого подсчета банкоматами. Лицевые стороны новой партии так же украшали портреты выдающихся личностей, но это были уже другие люди. На обратной стороне всех купюр было нанесено изображение ворот Старого Иерусалима. Имелось и еще одно отличие — цифровое нанесение номинала стало выпуклым для тактильного определения слабовидящими гражданами. Новая серия вошла в оборот в 1975-78 гг.

Шекель

Несмотря на то, что парламентский закон об изменении наименования национальной валюты был принят еще в 1969 году, его воплощения в жизни пришлось ждать еще 11 лет из-за его законодательного несовершенства. Истоки названия следует искать еще в древности — в давние библейские времена слово «шекель» обозначало меру драгоценного металла (золота или серебра) при совершении торговых сделок. Позже так называли разменную монету.

Выпуск новой денежной массы шекелей производился в условиях строгой секретности. Значительно была расширена линейка номиналов, которых изначально было лишь четыре от 1 до 50 шекелей. Однако стремительно растущая инфляция внесла свои коррективы, и свет увидели банкноты достоинством от 100 до 10000 шекелей (5 новых номиналов). Геометрические размеры были приняты едиными для банкнот любого достоинства.

Новый израильский шекель

Четыре нуля на израильской валюте в 1980 году появились впервые за всю историю, но вскоре и этой меры оказалось недостаточно на фоне растущей гиперинфляции. Назрела необходимость проведения деноминации, чтобы исключить лишние нули в расчетах и на денежных знаках. В результате реформы номиналы были уменьшены в 1000 раз, а деньги получили новое название — шекель. Но на этом преобразования были не закончены, до современного вида валюте предстояло пройти еще 3 этапа.

1 этап

Самый первый выпуск шекелей претерпел изменения только в количестве нулей, в результате чего самым крупным денежным знаком стал 100 шекелей. Новая линейка номиналов стала не слишком удобной для расчетов, поэтому в 1986 году она была дополнена еще двумя — 20 и 200 новых денежных единиц.

2 этап

В 1998 г. Центробанк решил изменить общий дизайн нового шекеля. Портреты четырех самых выдающихся деятелей государства, являющихся, кстати, выходцами из постсоветских территорий, остались прежними. Изменилась пространственная ориентация банкнот, она стала вертикальной, был утвержден единый размер для всех номиналов. Также были приняты дополнительные меры защиты.

3 этап

Несмотря на усиление мер по защите от подделок, время показало их недостаточность, поскольку количество фальшивых денег только увеличилось. Системами безопасности государства удалось прояснить ситуацию, по результатам проведенных расследований оказалось, что подделкой государственной валюты занимались не только и не столько фальшивомонетчики, стремящиеся к незаконному обогащению, но и определенные террористические структуры, целью которых являлась дестабилизация государственной финансовой системы.

В поле особого внимания незаконных деятелей попали купюры достоинством 50 и 100 шекелей. В целях борьбы с фальшивым оборотом в 2007 г. был дан старт новой серии, главной целью которой стало усиление ступеней защиты от подделок. Был также изменен и их дизайн. По планам правительства на перестройку денежного оборота страны с введением новых и изъятием старых банкнот было выделено 4 года.

Современный этап

И снова принятое решение было осуществлено только через несколько лет, причиной чего стала назревшая необходимость в смене банковского оборудования. Из-за наличия дополнительных степеней защиты оно уже не могло справляться со своими функциями, требовалась его всеобщая модернизация. Лишь в 2011 г. был объявлен и проведен дизайнерский конкурс на тему нового оформления и выполнения денежных знаков. По его результатам победа досталась полимерным банкнотам. От бумажной основы, несмотря на ее меньшую стоимость, было решено отказаться в пользу более долгого срока службы. На полимере также, как и прежде, присутствуют объемные знаки для слабовидящих.

Поэтическая серия

Один из главных вопросов касался того, что именно изображать на лицевой стороне нового шекеля. Вариантов было два — либо снова портреты знаменитостей, либо архитектурные достопримечательности городов Израиля. Была создана специальная комиссия, по итогам работы которой было решено остановиться на первом варианте, а в качестве выдающихся личностей для портретов были выбраны уже не политики, как раньше, а поэты. Вердикту предшествовали нешуточные дебаты, доходившие до громких скандалов, и комиссия вынуждена была пойти путем деполитизации данного вопроса.

В настоящее время в оборот запущены и металлические монеты — агороты в трех номиналах — 1, 5, 10. Чеканкой монет занимается Национальный монетный двор, расположенный в столице. Современная государственная валюта Израиля является свободно-конвертируемой, ее можно свободно ввозить и вывозить за пределы страны.

Валдайский Иверский монастырь

Автобус авт. ст. Валдай. Рейсы из Великого Новгорода, Твери, Сантк-Петербурга, а также региональные автобусы по Новгородской области.
Пригородная электричка ст. Валдай, пригородные поезда направлений Старая Русса – Едрово, Старая Русса – Бологое.
Поезд ст. Валдай, поезда направления Москва – Псков.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь — один из центров паломничества в Новгородской области. Православный монастырский комплекс находится в живописном месте в 10 км от города Валдай: размещается на Сельвицком острове, почти в центре святого Валдайского озера.

Иверский монастырь имеет древнюю историю. Строительство было начато в 1653 году по инициативе патриарха Московского Никона, и место выбрано в соответствии с посетившим его видением. Первыми были завершены соборный храм Иверской иконы и церковь святителя Филиппа Московского.

Почти через год Никон посетил строящуюся обитель, окрестный Валдайский посад распорядился переименовать в Богородицкое село и освятил озеро. Так монастырь стал Богородицким Святоозерским. В это же время, на начальном этапе развития, новый обитель обрела мощи чудотворца Иакова Боровичского. Успенский собор монастыря завершен в 1656 году.

В первой половине XVIII века Валдайский монастырь быстро, и отчасти вынужденно, оказался в застое. Его имущество и земля перешли к строившемуся в то время петербургскому Александро-Невскому монастырю, в который даже был перевезен из Валдая большой колокол, в то время как обитель стремительно приходила в упадок. Однако уже по реформе 1764 года Иверский монастырь был определен в первый класс.

История монастыря в XX веке включает многочисленные преобразования. В 1919 году комплекс стал Иверской трудовой артелью, но фактически оставался монашеской обителью. В 1927 году монахи были лишены чудотворной иконы, а община прекратила свое существование. В последующие советские годы на острове располагались музей (исторический, краеведческий), различные мастерские, дом инвалидов ВОВ (с проживанием и уходом), местная школа для больных туберкулезом детей и, наконец, база отдыха.

Долгожданное возвращение монастыря Новгородской епархии произошло лишь в 1991 году. Масштабная, кропотливая реставрация комплекса завершилась в 2007 году, затем Успенский собор Иверского монастыря Валдая был освящен патриархом Московским Алексием II в честь иконы Божией Матери Иверской — главной святыни монастыря. На церемонии присутствовал В. В. Путин. Отдельные работы по украшению монастыря продолжались по 2011 год.

В настоящее время в монастырский комплекс входят: Иверский собор Успения Пресвятой Богородицы, Трапезная Богоявленская церковь, Надвратные церкви Михаила Архангела и митрополита Московского Филиппа, церковь Иакова Боровичского, часовня с усыпальницей Панаевых, шатровая колокольня, наместнические и подсобные корпуса, ограда с башнями, Николаевская (Михайловская) башня.

При действующем монастыре работает музея, посвященный истории святого места и патриарху Никону. В монастырском комплексе проводятся экскурсии.

Расписание богослужений в Валдайском Иверском монастыре

Службы в монастыре проходят по постоянному расписанию. В будни выделено время с 7:00 до 9:00 и с 18:00 до 20:00; в субботу, воскресенье и праздничные дни — с 9:00 до 12:00 и с 18:00 до 21:00. Крещение — в будни, воскресенья, праздники — в 13:00. Венчание — по записи, только в разрешенные дни по церковному календарю.

Полное расписание и режим работы доступны на официальном сайте Иверского монастыря.

Как добраться до Иверского монастыря Валдая

От пристани Валдая к монастырю отправляются паромы «Заря-211». Можно доехать и на такси — примерно за 200–300 рублей из Валдая. При этом добираться автомобильным транспортом удобно: первый остров, Рябиновый, соединен с материком автомобильным мостом; с его северной оконечности через узкий пролив есть мост на Сельвицкий остров, где и находится монастырь.

Паломники нередко добираются до Валдая из других регионов России. К городу ведет автомобильная трасса М-10, есть регулярные местные и междугородние автобусные рейсы c остановкой на автостанции Валдая, электрички и поезда дальнего следования. Однако на пригородных поездах удобнее ехать не до Валдая, а до остановочного пункта Чернушки, расположенного примерно в 5 км пути от островного монастыря, это расстояние можно пройти пешком или добираться с попутчиками. Кроме того, остается возможность выехать в Валдай и посетить знаменитый Иверский монастырь организованно — в составе экскурсионной группы (нужно уточнять в паломническом центре комплекса и паломнических службах своего города).

Подробно о транспорте также расписано на сайте Валдайского монастыря.

Валдайский Иверский монастырь на google-панораме

Валдайский Иверский монастырь

Содержание:

Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – копия обители Ивери на горе Афон

Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь создавался при митрополите Никоне в далёком 1652 году. Монастырь располагается на одном из островов на Валдайском озере.

Валдайский монастырь стал первым среди грандиозных построек, которые осуществил патриарх. Иверский монастырь на озере Валдай по сути является своеобразной копией афонской обители Ивери, которая почиталась главной обителью на Святой горе. И именно в этом была заключена особая стратегия политики патриарха Никона, он стремился максимально расширить границы православной церкви Руси, наделяя грандиозные постройки громкими названиями: Новый Иерусалим, Крестный монастырь.

Успенский собор в Иверском монастыре строили всем миром, в буквальном смысле этого слова: так, из Торжка прибыл кузнец, кирпичники и обжигальщики поставила Москва, из Копыси в Беларуси приехал знаменитый Игнат Максимов – мастер великолепных цветных изразцов, его работы впоследствии стали известными далеко за пределами Валдая.

Белорусские иноки привезли на Валдай всё свое имущество и даже типографию – большую ценность и необычайную редкость на Руси того времени. До этого единственная типография была лишь в Москве.

А Успенский собор и сегодня не утратил своего размаха и величия. И сегодня он, как и 3 века назад, является одним из самых больших строений XVII века в России.

Валдайский Иверский монастырь основание и история обители

Основание Валдайского Иверского монастыря

Основание Валдайского Иверского монастыря связано с чудесным явлением патриарху Никону. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел перенести в кремлевский Успенский собор мощи митрополита Филиппа (Колычева), убитого по приказу Ивана Грозного и погребенного в Соловецком монастыре. Отправиться за останками святителя определено было митрополиту Никону в сопровождении большой свиты. Согласно преданию, во время этого путешествия «туда и обратно» митрополит Филипп явился Никону в сонном видении и благословил его намерение устроить монастырь на Валдайском озере.

Летом 1653 года на Валдае начались работы, и осенью здесь уже стояли две новые, свежим деревом пахнувшие церкви. Одну из них, теплую, освятили во имя свт. Филиппа, митрополита Московского, другую — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Валдайское озеро издавно пользовалось у окрестных жителей дурной славой. Рассказывали, что временами над озерной гладью поднимаются нечистые духи, принимая вид омерзительных чудищ, а в окрестных лесах слышен то посвист, то хохот.

Патриарх взялся за валдайскую нечисть со свойственной ему энергией. В один из своих приездов в строящийся монастырь он вышел на берег со всем причтом, отслужил молебен, погрузил на дно озера крест и Евангелие и переименовал озеро. Теперь оно должно было называться Святым. Название это не прижилось, но дурная слава озера померкла. Больше того, теперь здесь стали наблюдать явления совсем другого рода.

Нет ему подобного в мире

Монастырь обустраивался стремительно. В 1654 году Патриарх повелел перенести сюда мощи праведного Иакова Боровичского из сравнительно недальнего села Боровичи и тогда же переправил на Валдай серебряные ковчежецы с частицами мощей святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. А в 1656 году в обители торжественно встречали Иверскую икону Божией Матери.

К этому моменту на острове уже достраивался великолепный каменный собор, посвященный Иверскому образу Пресвятой Богородицы. Строительство шло поистине «Никоновыми» темпами. В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознесся пятиглавый храм, какой впору было бы видеть в стольном граде.

Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображен сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило «желтой меди», «величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами».

Первоклассный монастырь

Именно к этому периоду относится второй этап благоустроительных работ в монастыре. При Никоне все здания обители, кроме Иверского собора и теплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670—1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь.

Основной доход монастырю приносили богомольцы, во множестве стекавшиеся к Иверской иконе Божией Матери, которая, когда не бывала носима по окрестным селам, находилась в Успенском соборе. Ко вторнику Светлой седмицы, в день чествования Иверской иконы, в обители иногда собиралось до пятнадцати тысяч человек. В особенности усердным стало внимание паломников к Валдайскому монастырю после 1848 года, когда Иверская икона прославилась как избавительница Валдая от эпидемии холеры.

К началу XX века в Валдайском Иверском монастыре насчитывалось около семидесяти насельников, а сама обитель представляла собой отрадную картину благоустроенности. Далеко виднелись купола Успенского собора (не золотые, позолотили их лишь в новейшее время), и далеко разливался над водой монастырский благовест.

Валдайский монастырь после революции

Поле революции коммунисты вывозили из монастыря все, что им попадалось на глаза. У монахов отобрали ключи от всех кладовых и амбаров. Отныне хлеб насельникам выдавали члены комитета, а настоятель не имел права предпринимать каких бы то ни было действий без ведома пролетарского начальства. С декабря 1918 года комитетчики заставили молодых монахов и послушников работать на лесозаготовках в пользу государства. Старым и убогим тоже нашлось дело: они трудились на водокачке и в кухне.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, устав которой был зарегистрирован в соответствии с советскими правилами. Она просуществовала восемь лет, после чего ее закрыли.

После разгона артели в монастыре находился сначала музей, затем мастерские. Во время войны здания обители занял госпиталь, позже — дом ветеранов-инвалидов и, наконец, лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на живописном острове решили устроить базу отдыха. Все эти последовательно сменявшие друг друга хозяева не слишком пеклись о сбережении монастырских храмов. Успенский собор лишился иконостаса и — почти полностью — росписей. От его первоначального убранства сохранились только дубовые резные двери и парадные кованые врата.

Ансамбль Валдайского монастыря

Строений на монастырском острове немало. Первой среди них, и по старшинству, и по значению (после Иверского собора, разумеется), является теплая Богоявленская церковь с трапезной палатой. Она строилась еще при Патриархе Никоне, в 1657—1658 годах. Во втором этаже храма был освящен в 1747 году придел в честь Схождения Святого Духа на апостолов, а в паперти — придел прп. Нила Столобенского. Что касается Свято-Духовского придела, то он был примечателен своими царскими вратами, присланными в свое время Патриархом Никоном еще для деревянной Иверской церкви.

Чуть дальше, над внутренними монастырскими воротами, возвышается изящная церковь во имя Архистратига Михаила, построенная, как и большинство зданий Иверского монастыря, в конце XVII века. За время своего существования церковь подверглась довольно значительным переделкам. Известно, что изначально ее венчал деревянный шатер, а не барочный «фонарик» с луковичной главкой. Внутри тоже все переиначено: появились перегородки, новые двери и лестницы. Кроме того, сочтя внутреннее пространство храма слишком высоким, его разделили надвое деревянным перекрытием.

Над внешними монастырскими воротами — церковь во имя свт. Филиппа, наследница теплого деревянного храма, бывшего в обители со дня основания. Нынешнее здание построено в последней четверти XVII столетия и, как и Михайло-Архангельский храм, дошло до наших дней не без изменений.

«Измененность» облика приметна и в церкви во имя праведного Иакова Боровичского, занимающей северо-восточную часть монастырского комплекса. Она находится в одной связи с двухэтажным больничным корпусом. И храм, и больничные кельи, будучи ровесниками Михайло-Архангельской и Филипповской церквей, перестраивались, пожалуй, даже более активно, чем они, и теперь имеют весьма противоречивую внешность.

Из «гражданских» построек в монастыре наибольшего внимания заслуживают настоятельские кельи (последняя треть XVII века), составляющие единый ансамбль с колокольней. В настоящее время корпус имеет два этажа и подвал. С южной стороны здания находится овраг, поэтому стены подвала поднимаются над землей приблизительно на три метра и воспринимаются как еще один полноправный этаж.

Особенный интерес настоятельские кельи представляют благодаря сохранившимся фрагментам изразцовых наличников, обнаруженным в процессе реставрации. Как удалось установить, когда-то великолепно исполненные изразцы оформляли фасады многих монастырских зданий. Технологию их изготовления привезли на Валдай оршанские иноки.

В первые годы существования Валдайского монастыря производство «кафлей» постоянно расширялось. Мастера испытывали новые технологии и дошли до подлинного совершенства в изготовлении изразцов. Украшенные выпуклым растительным орнаментом, ярко расцвеченные, они имели исключительно нарядный вид.

Лучших валдайских мастеров-ка-фельщиков Патриарх Никон вскоре забрал в Ново-Иерусалимский монастырь, а через некоторое время производство изразцов на Валдае и вовсе заглохло. И сегодня только наличники настоятельского корпуса напоминают о самобытной валдайской «изразцовой школе».

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь

Мiръ Россия Новгородская область Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь

Валда́йский И́верский Богоро́дицкий Святоозе́рский монасты́рь — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Состав и архитектура, престольные праздники
  • 4 Святые
  • 5 Святыни
  • 6 Видео
  • 7 Как добраться
  • 8 Расписание богослужений
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Современное состояние [ править ]

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

Состав и архитектура, престольные праздники [ править ]

Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56)

Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69)

Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.) Михаил, Архистратиг – 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор) Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874)

Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89)

Наместнический корпус (XVII в.)

Казначеский корпус (1680-е гг.)

Братский корпус (нач. XVIII в.)

Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.)

Каменная ограда с башнями XVIII в.

Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.)

Часовня с успыпальницей Панаевых (1870)

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

  • частица Древа Животворящего креста* частица камня от гроба Господня
  • частицы мощей святых:

7-св.благоверной княжны Анны Новгородской

9-св.благоверного князя Владимира Ярославича

10-апостола Иакова брата Господня

12-святителя Григория Новгородского

13-св.мч.Андриана и Наталии

15-часть камня Серафима Саровского

17-св.благоверного князя Феодора

18-св.равноапостольной Марии Магдалины

19-40-ка Севастийских мучеников

20-святителя Никиты Новгородского

21-святителя Иоанна Новгородского

22-святителя Тихона патриарха Московского

23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского

24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского

25-частица от гроба Амвросия Оптинского

26-св.прав. Иакова Боровического

27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского

29-апостола Андрея Первозванного

30-святителя Филарета митрополита Московского

31-св.муч.Владимира митрополита Киевского

  • Частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерских
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: