Законность наличия у одного лица множественного гражданства

Законность наличия у одного лица множественного гражданства

Конституция РФ не отрицает мультипатрид среди россиян. Такие лица не ограничиваются в правах и не освобождаются от ответственности на территории России. В силу различных обстоятельств, человек может иметь двойное или множественное гражданство. Такие ситуации возникают, например, при рождении ребёнка у родителей-резидентов разных государств.

Правовые основы

Россиянин в настоящее время вправе иметь паспорт другого государства. Это подтверждается не только федеральным законодательством, но и международными соглашениями. Нормативные акты РФ не запрещают гражданам России натурализироваться в любой другой стране. При этом человек может не отказываться от российского резидентства и получить статус бипатрида.

Внесённые изменения в российский закон о гражданстве касаются защиты интересов России и обязывают граждан оповещать о наличии у них паспорта другой страны, а также о получении вида на жительство за границей.

Имеется в виду, что россиянин, который проживает в РФ, но одновременно является резидентом или имеет ВНЖ в иностранном государстве, должен сообщить об этом событии в Федеральную миграционную службу. Времени даётся 60 календарных дней с момента наступления таких обстоятельств.

За несовершеннолетних, а также недееспособных лиц уведомление подают родители или опекуны. Следует учесть, что при получении нового вида на жительство или ещё одного гражданства нужно вновь уведомлять органы миграционной службы. Это правило не касается тех людей, которые, являясь резидентами РФ, фактически проживают на территории другой страны.

Типичные ситуации

Множественное гражданство означает наличие у одного и того же лица одновременно гражданства двух и более государств. Иногда положения законов разных стран противоречивы, в связи с чем у человека, претендующего на получение иностранного паспорта, возникает такое правовое положение, при котором он оказывается бипатридом или мультипатридом. Наибольшее распространение имеют ситуации:

  • Натурализация с сохранением предыдущего гражданства. Лицо становится резидентом одной страны, при этом не теряет такой статус в другой. А также такое может случиться, когда человек не выполнил требования, которые связаны с отказом от прежнего паспорта. Например, граждане США, Финляндии, Канады теряют свой статус уже при самом факте натурализации. А швейцарцы должны сначала отказаться от своего паспорта, а уже потом претендовать на иностранный.
  • Брак с гражданином страны. Таким образом в ряде государств можно стать резидентом автоматически. В настоящее время число таких стран стремительно сокращается. Личный выбор гражданства становится приоритетным.
  • По праву рождения. С древних времён принадлежность ребёнка к какому-либо государству определялась по отцу. Такая практика встречается и сегодня, например, в Южной Корее и Индии. Большинство стран отказались от подобных положений, чтобы не привязывать гражданство дитя к половому признаку родителя.

В законодательстве России указано, что в случае, когда отец или мать не имеет российского паспорта, родители должны написать письменное соглашение и решить вопрос о гражданстве ребёнка. Если такой документ отсутствует, младенец становится резидентом РФ при условии, что родился на её территории.

Алгоритм действий

Известить миграционную службу о наличии у лица вновь приобретённого гражданства можно двумя способами. Первый — подать заявление в специальный орган по месту пребывания или месту регистрации в РФ. Второй — отправить документ почтой. Необходимо иметь при себе оригиналы бумаг в случае, когда человек лично предоставляет уведомление, а именно:

  • удостоверение личности или паспорт;
  • документальное подтверждение статуса иностранного гражданина (постановление);
  • доверенность (для курьера или третьего лица).

На лиц, которые не достигли совершеннолетия, необходимо предоставить свидетельство о рождении. Люди с ограниченными возможностями подтверждают свой статус соответствующим документом.

Ответственность за нарушения

В случае когда человек, который является бипатридом или мультипатридом, а также имеет ВНЖ в другой стране, не подал соответствующего уведомления в Федеральную миграционную службу, это расценивается как административное нарушение. В некоторых ситуациях применяется уголовное наказание.

Ответственность административного характера наступает в случаях, когда был нарушен порядок подачи уведомления. Это включает в себя: нарушение сроков, недостоверные данные, ошибки, допущенные при заполнении документа. Такие нарушения влекут за собой штрафные санкции — от пятисот до тысячи рублей. Другие причины могут повлечь затраты, которые составят сумму, равную доходу нарушителя за 12 месяцев, но не более 200 тыс. рублей. А также мерой наказания могут стать обязательные работы до 400 часов.

До трёх лет тюрьмы грозит тем гражданам, которые намеренно скрыли факт множественного гражданства и при этом участвовали в выборах, подали документы на работу в госслужбу или в любую другую структуру, где будет предоставлен доступ к секретной информации.

Законность наличия у одного лица множественного гражданства

Статья 6. Двойное гражданство

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также – документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Читайте также:
Как работает общественный транспорт в Праге

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 3 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законный представитель гражданина Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 2 статьи 6 Федерального закона “О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”, обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 4 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

5. Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации, указанным в части третьей настоящей статьи, или законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи, осуществляется лично, либо его уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность на территории Российской Федерации (в том числе документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации, указанного в части четвертой настоящей статьи).

(часть 5 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В уведомление, указанное в части пятой настоящей статьи, вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового – место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания – место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

Читайте также:
Разрешено ли провозить в виде ручной клади цветы в самолете?

(часть 6 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

7. К уведомлению, указанному в части пятой настоящей статьи, прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем указанного гражданина, к нему также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае подачи уведомления, указанного в абзаце первом настоящей части, уполномоченным представителем лица, указанного в части третьей или четвертой настоящей статьи, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

(часть 7 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

8. Формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 13.07.2022 N 209-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. От обязанности подачи уведомления, указанного в части третьей настоящей статьи, граждане Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

(часть 9 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

10. От обязанности подачи уведомления, указанного в части четвертой настоящей статьи, законные представители соответствующих граждан Российской Федерации освобождаются в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

(часть 10 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

11. Правила, указанные в частях третьей – десятой настоящей статьи, применяются в отношении граждан Российской Федерации, имеющих (приобретших) гражданство одного и более иностранного государства либо получивших один и более документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ)

12. В случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

Законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности, вправе подать письменное уведомление о прекращении у данного гражданина гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).

(часть 12 введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 188-ФЗ)

13. К уведомлению, указанному в части двенадцатой настоящей статьи, прилагается копия документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации. В случае, если уведомление подается законным представителем гражданина, к уведомлению также прилагается копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если законный представитель является иностранным гражданином).

(часть 13 введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 188-ФЗ)

14. В случае подачи уведомления, указанного в части двенадцатой настоящей статьи, уполномоченным представителем гражданина Российской Федерации к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате, и копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации) либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

(часть 14 введена Федеральным законом от 18.07.2019 N 188-ФЗ)

Читайте также:
Бельгия: что нужно знать о стране Западной Европы

Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован

Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2022 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).

Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.

В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Содержание поправок

Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.

В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.

Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.

Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).

Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.

Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.

В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.

Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.

Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.

Читайте также:
Босния и Герцеговина. Полезные заметки для самостоятельных путешественников

Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.

Адвокаты оценили значимость изменений

По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.

Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.

Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.

«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь. Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».

Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова. Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.

«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат. –Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».

Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.

Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене. Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».

Читайте также:
Климат и погода в Тунисе в марте: отзывы и фото

В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.

В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.

«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.

Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения. Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.

Как жить в России с двумя гражданствами

И что это дает

В 2014 году приняли закон о том, что нужно уведомлять о втором гражданстве. В следующем году о наличии второго паспорта заявили 900 тысяч россиян: большинство сообщили о гражданстве США, Великобритании и Израиля. Еще около пяти миллионов россиян должны были заявить о втором гражданстве до конца 2015 года.

Расскажу о том, как получить второе гражданство и уведомить об этом российские госорганы.

В чем разница между двойным и вторым гражданством

Есть два вида множественного гражданства: двойное и второе. Двойное гражданство может быть у стран, с которыми заключено специальное соглашение. Такой договор у России есть только с Таджикистаном. Когда российский гражданин приобретает гражданство Таджикистана, он получает двойное гражданство.

Россиянин с двойным гражданством сохраняет полные права и обязанности в обеих странах, но платит налоги и проходит военную службу в стране постоянного проживания.

В остальных случаях гражданство будет второе. Например, когда россиянин приобретает паспорт Израиля, он получает второе гражданство. Кроме того, в этом случае в России он будет рассматриваться только как россиянин, а в Израиле — как подданный этой страны. И обязанность служить в армии у него может возникнуть в обеих странах, если вовремя не сняться с воинского учета в одной из них.

В случае с налогами роль играет не второе гражданство, а резидентство. Если человек находится за пределами РФ более 183 дней в течение 12 месяцев подряд, он становится налоговым нерезидентом и платит НДФЛ по ставке 30% вместо 13%. Получили доход в России, но не живете там больше 183 календарных дней в году — платите с дохода 30%.

Какие законы регулируют вопросы множественного гражданства

Вопросы второго гражданства регулируют федеральные нормативные документы, двойного гражданства — международные соглашения.

Федеральные нормативные документы такие:

  1. Закон № 62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации».
  2. Приказ МВД России от 03.05.2018 № 267 «Об утверждении Порядка подачи и форм уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве».
  3. Конституционный закон № 2-ФКЗ от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации».
  4. Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  5. Закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Международное соглашение о двойном гражданстве в России пока одно — с Республикой Таджикистан.

Кому можно получить гражданство другой страны

Обычно гражданство можно получить по одному из следующих оснований:

  1. Рождение на территории страны.
  2. Родство с гражданином страны.
  3. Брак с гражданином страны.
  4. Инвестиции в экономику страны.

Чтобы получить гражданство по первым трем основаниям, нужно обратиться с заявлением о принятии в гражданство.

Если ребенок рождается в США и оба его родителя — граждане России, то он получает два гражданства: российское и американское. Если ребенок родится в Германии, он получит немецкое гражданство только в том случае, если один из его родителей — немец. Если оба родителя граждане РФ, у ребенка будет только российское гражданство.

Вот в каких странах можно получить гражданство за инвестиции — и вот какую сумму нужно инвестировать:

Кому нельзя иметь множественное гражданство

Есть те, кому запрещено иметь множественное гражданство:

Бывает, что страна запрещает своим гражданам иметь множественное гражданство. Например, в Казахстане, Эстонии и некоторых других странах приобретение второго гражданства влечет за собой утрату первого.

Плюсы множественного гражданства

У гражданства каждой страны свои преимущества. Вот какие плюсы есть обычно у второго паспорта:

  1. Безвизовый въезд в дружественные страны.
  2. Возможность получить гражданство членам семьи: детям, супругам, в некоторых случаях родителям.
  3. Право на медицинское обслуживание в любой стране гражданства.
  4. Возможность передать гражданство будущим поколениям по наследству.
  5. Право работать в государстве гражданства без оформления специальных документов.
  6. Право голосовать на выборах в обоих государствах.
  7. Возможность пользоваться правами обоих государств: получать образование, социальные гранты и стипендии, льготы, социальную помощь, пособия, в некоторых случаях — пенсию.
  8. Возможность жить в одной или в двух странах без оформления специальных документов, например без разрешения на проживание или вида на жительство.
  9. Отсутствие требования к сроку фактического проживания в стране.
  10. Возможность жить в стране с благоприятным климатом, с более развитой экономикой и высокими зарплатами.
  11. Возможность уехать из одной страны в другую, если в одной из них наступили тяжелые времена: политические волнения или война.
  12. Возможность учиться в некоторых вузах. Например, граждане Гренады имеют право на обучение в вузах Великобритании.
Читайте также:
Как узнать номер водительского удостоверения по паспорту: онлайн

Расскажу подробнее про некоторые из них.

Безвизовый въезд. Гражданство другого государства позволяет путешествовать по некоторым странам без виз. Список безвизовых стран для каждого гражданства будет свой.

Например, с паспортом Украины доступны 126 стран без визы, с паспортом Латвии — 180 стран, с паспортом США и Канады — 184 страны, Испании и Франции — 186 стран, Германии и Финляндии — 188. Для россиян открыты 77 стран для безвизового въезда и еще в 26 странах визу поставят прямо в аэропорту.

Есть даже специальный индекс паспортов — рейтинг стран по принципу свободы передвижения их граждан. В 2019 году первое место заняли Сингапур и Япония — их гражданам открыты 190 стран без визы. Последнее — Афганистан: гражданам этой страны без визы открыто всего 25 стран.

Постоянные жители стран Евросоюза, которые входят в Шенгенскую зону, имеют право безвизового въезда во все страны Шенгенской зоны. А граждане Австрии, например, имеют право жить и работать в любой стране Евросоюза неограниченное время.

Гражданство для членов семьи. Обычно супруг и дети заявителя имеют право на новое гражданство на всю жизнь, и во многих странах следующее поколение может получить гражданство родителей по праву рождения или в силу родственных связей.

Но есть страны, где это правило не работает. Например, муж и жена могут получить гражданство в Сент-Люсии за инвестиции. Но к родившимся после этого детям гражданство не перейдет.

Минусы множественного гражданства

Минусов у второго гражданства больше, чем кажется. Вот что должен делать гражданин двух государств.

Соблюдать законы и порядки обоих государств. Законы в государствах различаются. Может случиться так, что принятое в одной стране запрещено в другой.

Например, в России запрещено распивать алкогольные напитки в общественных местах: на улице, в парках, на остановках, в общественном транспорте. За это предусмотрен штраф — 500—1500 рублей . В других государствах такого запрета может не быть. Например, в Японии люди спокойно пьют пиво на улице, и никто их за это не штрафует.

Понятия в государствах могут различаться. Совершеннолетний гражданин в России — человек 18 лет и старше, в США — 21 года и старше. При этом права несовершеннолетних граждан тоже могут быть разными. Например, получить водительские права в России можно с 18 лет, в США — с 16 лет.

Купить пиво, вино и шампанское в России могут люди с 18 лет, а, например, в Германии — с 16 лет, в Японии — с 20 лет, в США — с 21 года.

Служить в армии. В российской армии служат только мужчины, в Израиле — в том числе женщины. Если молодая россиянка получит гражданство Израиля, то ее могут призвать в армию.

Продолжительность военной службы новых мигрантов зависит от возраста, в котором они прибыли в Израиль, и семейного положения. Например, мужчины, которые въехали в страну до 18—19 лет и холостые, будут обязаны служить 32 месяца вне зависимости от семейного положения. Замужние женщины от службы освобождаются.

Получение двойного гражданства не всегда обязывает служить в армии. Например, если гражданин Таджикистана уже служил у себя на родине и получил российское гражданство, в российскую армию его не призовут, даже если он призывного возраста.

Защищать государство на войне. Когда человек принимает гражданство, он обещает исполнять свои гражданские обязанности, например служить в армии. В случае войны он обязан пойти воевать за государство, в котором он гражданин.

Следующий пример, конечно, из области фантастики, но представьте себе следующую ситуацию. Человек — гражданин двух государств. Вдруг между этими государствами разгорается война. Что делать человеку: служить в двух войсках одновременно? Если он не придет на службу в какой-то стране, его накажут по закону военного трибунала этого государства. Придется выбирать, какую страну защищать.

Платить налоги, возможно, придется в обеих странах, либо пользоваться соглашениями (договорами, конвенциями) об избежании двойного налогообложения, что обычно хлопотно.

Когда вы живете за границей и работаете в российской компании, ставка НДФЛ для вас как для нерезидента — 30% вместо 13%. Повышенная ставка налога будет только в случае, если вы находитесь в России менее 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд.

Но есть исключения. Граждане стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии — платят 13% НДФЛ, если работают в российской компании вне зависимости от того, где они живут.

Еще российский гражданин, который имеет паспорт другого государства, не сможет устроиться на гражданскую и госслужбу, членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, Председателем Правительства РФ, его заместителем и Президентом РФ.

Где можно и нельзя иметь паспорт двух государств

Некоторые страны разрешают своим гражданам иметь паспорта других государств без утраты текущего гражданства. Другие — не признают второе гражданство, и если гражданин приобретает второе гражданство, то автоматически утрачивает первое. Есть и такие государства, которые позволяют иметь два паспорта только при определенных обстоятельствах, например если отказаться от первого гражданства невозможно.

Читайте также:
Нужен ли загранпаспорт в израиль для россиян 2022

В следующих странах получение второго гражданства влечет за собой потерю первого:

  1. Азербайджан — п. 1 ст. 18. Утрата гражданства Азербайджана, если получаешь второй паспорт.
  2. Казахстан — ст. 21. Утрата гражданства Казахстана, если получаешь второй паспорт.
  3. Китай — ст. 3 и ст. 9. Не признает второе гражданство, и если гражданин Китая приобретает второе гражданство, то автоматически утрачивает гражданство Китая.
  4. Монако — ст. 5 и ст. 8. Чтобы получить гражданство Монако путем натурализации, нужно отказаться от своего первого гражданства. Тот, кто приобретает гражданство другого государства, утрачивает гражданство Монако.
  5. Монголия — ст. 4. Двойное гражданство не допускается, то есть гражданин Монголии не может одновременно иметь гражданство другого государства. Чтобы получить гражданство Монголии, нужно отказаться от другого гражданства.
  6. ОАЭ — гл. «Национальные требования». Чтобы получить гражданство ОАЭ, нужно отказаться от другого гражданства. Но этого можно не делать, если речь идет о женщине, которая получает гражданство ОАЭ по причине вступления в брак с гражданином ОАЭ.
  7. Сингапур. В законе не сказано, что для того, чтобы получить гражданство Сингапура, нужно отказаться от гражданства другого государства. Но при приобретении другого гражданства сингапурец лишается своего гражданства — ст. 134.
  8. Узбекистан. Одним из условий приобретения гражданства Узбекистана является отказ от другого гражданства (если оно есть) — ст. 17. Если гражданин Узбекистана приобретает гражданство другого государства, то автоматически теряет гражданство Узбекистана — ст. 21.
  9. Эстония — ст. 1. Гражданин Эстонии не может иметь второе гражданство.
  10. Южная Корея. Чтобы получить гражданство Южной Кореи, нужно отказаться от другого гражданства, если оно есть — ст. 3.

В Азербайджане человек, который принимает другое гражданство добровольно, утрачивает гражданство Азербайджана. Такие же правила действуют в Словакии, Узбекистане, Украине и некоторых других странах.

Гражданин Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, получивший гражданство иностранного государства, обязан в течение одного месяца представить письменную информацию в соответствующий орган исполнительной власти, иначе его ждет уголовная ответственность. Такие правила могут работать и в других странах.

Законность наличия у одного лица множественного гражданства

Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Общими принципами российского гражданства являются:
а) принцип единого гражданства на всей территории РФ;
б) принцип равного гражданства для всех граждан РФ независимо от оснований приобретения гражданства;
в) принцип постоянного гражданства, означающий сохранение гражданства лицами, находящимися за пределами РФ;
г) недопустимость лишения гражданства РФ односторонним решением государства; д) защита и покровительство граждан РФ со стороны государства;
е) недопустимость выдачи граждан РФ другим государствам;
ж) разрешение гражданам РФ иметь гражданство иностранного государства (принцип двойного гражданства), но таких лиц государство рассматривает только как граждан РФ;
з) предоставление гражданам РФ возможности изменить собственное гражданство.

Приобретения гражданства РФ по рождению
Приобретение гражданства по рождению предусматривается в следующих случаях:
а) ребенок, оба родителя или единственный родитель которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения;
б) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоял в гражданстве РФ, а другой являлся лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, является гражданином РФ независимо от места рождения;
в) при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства, ребенок приобретает гражданство РФ;
г) находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ, если родители не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения;
д) ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства;
е) ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

Прием в гражданство РФ

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно;
б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ; в) имеют законный источник средств к существованию;
г) владеют русским языком.
Пятилетний срок проживания на территории РФ может быть сокращен до одного года в случае:
а) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;
б) предоставления лицу политического убежища на территории РФ; в) признания лица беженцем.
В упрощенном порядке (без соблюдения условия о сроке проживания на территории РФ) в гражданство РФ принимаются лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, если они:
а) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ, если:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят не менее трех лет в браке с гражданином РФ;
в) имеют дееспособных совершеннолетних сына или дочь – граждан РФ;
г) имеют ребенка – гражданина РФ, – в случае, если другой родитель, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
д) имеют совершеннолетних сына или дочь – граждан РФ, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, – в случае, если другой родитель – гражданин РФ, умер либо признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
е) получили после 1 июля 2002 года профессиональное образование в образовательных или научных организациях РФ на ее территории и осуществляют трудовую деятельность;
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ непрерывно не менее трех лет;
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет;
и) осуществляют не менее одного года трудовую деятельность в РФ по профессии, включенной в перечень профессий иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.
к) имеют хотя бы одного родителя – гражданина Российской Федерации и проживающего на территории РФ;
л) являются гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдова или Украины.

Читайте также:
Зачем нужно страховать беременных при выезде за границу

Важно!
С 1 сентября 2017 года гражданам Украины также предоставляется упрощенный порядок получения гражданства РФ, при котором обращаться к полномочным органам Украины для отказа от гражданства и ждать их ответа не требуется.

Восстановление в гражданстве РФ
Восстановление в гражданстве РФ распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, ранее имевших гражданство РФ. Однако они должны соответствовать условиям, предъявляемым при приеме в гражданство в общем порядке. Обязательный срок непрерывного проживания на территории РФ таких лиц сокращается до 3 лет.

Основания прекращения гражданства

В качестве таких оснований Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает:
1. Выход из гражданства, который может иметь место по добровольному ходатайству гражданина РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин РФ:
а) имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;
б) привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
2. Иные основания (например, при прекращении гражданства РФ обоих родителей гражданство РФ их детей прекращается при условии, что они не станут лицами без гражданства).
При изменении государственной принадлежности (выходе из состава РФ) территории постоянного проживания гражданина РФ последний может (в соответствии с условиями международного договора) выбрать иное гражданство.

Родительские правоотношения с участием иностранных лиц и лиц без гражданства

Основной коллизионной привязкой, определяющей законодательство, регулирующее правоотношения по установлению и оспариванию отцовства, является привязка к законодательству государства, гражданином которого является ребенок по рождению ( п. 1 ст. 162 СК). Аналогичные коллизионные привязки содержатся и в международных договорах, участницей которых является Российская Федерация, в частности, в ст. 31 Минской конвенции. Согласно ст. 34 Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам установление и оспаривание отцовства или материнства осуществляются по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является ребенок, а при невозможности определения его принадлежности к гражданству — по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой ребенок является по рождению. В связи с этим важным является определение гражданства ребенка, которое устанавливается в соответствии с внутренним законодательством государства. Так, в Российской Федерации вопросы приобретения гражданства детьми регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве» (далее — Закон о гражданстве). Согласно ст. 6 Конституции РФ российское гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Гражданин РФ не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.

В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство.

Читайте также:
Консульство Латвии в Пскове официальный сайт, адрес латвийского консульства

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона о гражданстве ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Ребенок, родившийся на территории Российской Федерации, не приобретает российское гражданство даже в том случае, если ему не предоставляется гражданство другого государства, при наличии следующих условий:

— его родители являются иностранными гражданами или лицами без гражданства;

— родители не проживают на территории Российской Федерации.

Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. Для изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.

Вопросам гражданства детей посвящен ряд международных договоров. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства. В соответствии со ст. 3 Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией N 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.) ребенку с его рождения должно принадлежать право на имя и гражданство.

Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства заключено в Москве 26 февраля 1999 г.

Особое внимание уделяется в законодательстве возможности ребенка приобрести двойное гражданство. Так, в соответствии со ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.) дети, каждый из родителей которых имел на момент рождения ребенка гражданство обеих Сторон, приобретают с момента рождения гражданство обеих Сторон. До достижения этими детьми 18-летнего возраста их родители могут выбрать им гражданство одной из Сторон путем отказа от гражданства другой Стороны в форме совместного письменного заявления.

В случае если один из родителей умер или лишен родительских прав до достижения ребенком 18-летнего возраста, право выбора гражданства ребенка сохраняется за другим родителем. В случае если оба родителя приобретают гражданство обеих Сторон или у них прекращается гражданство обеих Сторон, то соответственно изменяется гражданство детей, не достигших 18-летнего возраста. В случае если у обоих родителей прекращается гражданство одной Стороны и сохраняется гражданство другой Стороны (одно и то же для обоих родителей), то соответственно изменяется гражданство детей до 18 лет.

В случае если у одного из родителей, имеющего гражданство обеих Сторон, прекращается гражданство одной из Сторон, то гражданство этой Стороны для детей до 18 лет определяется письменным соглашением родителей. Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет осуществляется только с их письменного согласия.

Статья 162 СК РФ не определяет особенности установления и оспаривания отцовства при наличии у ребенка двойного гражданства. Видимо, в этом случае есть основания для применения по аналогии п. 3 ст. 156 СК РФ, согласно которому, если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.

Порядок установления или оспаривания отцовства на территории Российской Федерации определяется законодательством РФ. Органы, рассматривающие данные вопросы, это органы записи актов гражданского состояния — при добровольном признании и суд — в случае принудительного признания или оспаривания отцовства. Если родители проживают за пределами Российской Федерации и хотя бы один из родителей является гражданином Российской Федерации, то в тех случаях, когда законодательством РФ допускается установление отцовства в органах загса, они могут обратиться в российское дипломатическое представительство или консульское учреждение.

Законодательство разных государств по-разному регулирует правовые отношения между родителями и детьми, в том числе личные неимущественные и имущественные права ребенка, права и обязанности родителей, ответственность за их нарушение и т.д. Так, например, в Тайване лишь в 1997 г. законодательно отменено правило, согласно которому ребенок должен был брать фамилию отца (теперь это решается по усмотрению обоих родителей).

Для определения законодательства, подлежащего применению, необходимо руководствоваться коллизионными привязками. Так, по российскому законодательству к родительским правоотношениям, в том числе алиментным обязательствам, применяются следующие коллизионные привязки:

— в первую очередь — законодательство государства, где родители и дети имеют совместное место жительства;

— во вторую очередь при отсутствии совместного места жительства — законодательство государства, гражданином которого является ребенок;

— кроме того, по требованию истца (например, матери, по заявлению которой взыскиваются алименты) может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок ( ст. 163 СК).

Алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства, на территории которого указанные лица имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства такие обязательства определяются законодательством государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов ( ст. 164 СК).

Взыскание алиментов производится также с алиментоплательщика, выехавшего за пределы Российской Федерации. Взыскание алиментов при выезде должника в иностранное государство на постоянное жительство, работу или для прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях определяется Семейным кодексом . Исполнение иностранных судебных решений производится в соответствии с международными договорами о взаимном исполнении судебных актов. Ходатайство о принудительном исполнении на территории Российской Федерации решения иностранного суда может быть предъявлено исходя из характера и особенностей алиментных обязательств в любой период времени, на который присуждены алименты, до совершеннолетия ребенка, что подтверждено и судебной практикой.

Читайте также:
Вид на Галатскую башню, Стамбул, Турция

Иные коллизионные привязки могут быть предусмотрены международными договорами. Так, согласно ст. 32 Минской конвенции СНГ правоотношения родителей и детей определяются по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой постоянно проживают дети. По делам о взыскании алиментов с совершеннолетних детей применяется законодательство Договаривающейся Стороны, на территории которой имеет место жительства лицо, претендующее на получение алиментов. По делам о правоотношениях между родителями и детьми компетентен суд Договаривающейся Стороны, законодательство которой подлежит применению.

Помимо коллизионных норм семейные правоотношения с иностранным элементом регулируются и унифицированными материальными нормами, содержащимися в различного рода международных договорах. Так, например, в соответствии со ст. 2 Московского соглашения стран СНГ от 9 сентября 1994 г. «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов» каждая из Договаривающихся Сторон на своей территории не будет устанавливать какие-либо ограничения по признаку гражданства на получение гарантированной государственной социальной помощи лицам, имеющим детей. Гарантированная государственная социальная помощь гражданам, имеющим детей, осуществляется в порядке, установленном национальным законодательством Договаривающейся Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

К вопросу о двойном гражданстве

К ВОПРОСУ О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ

КРАТКАЯ СПРАВКА

В международном праве и российском законодательстве понятие «двойное гражданство» означает наличие у лица одновременно гражданства (подданства) двух или более государств.

Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств. Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению. Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:

– отказ от прежнего гражданства как условие приобретения «своего» гражданства;

– прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;

– непредоставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.

При этом декларативные положения закона, например, о «непризнании двойного гражданства» или о возможности выдачи «разрешения на приобретение другого гражданства» сами по себе не исключат его возникновения, если не будут дополнены вышеупомянутыми ограничителями.

Обстоятельствами, способствующими возникновению двойного гражданства, являются миграционные процессы, целенаправленное привлечение мигрантов на свою территорию и связанное с этим терпимое отношение к наличию у них иностранных паспортов (Израиль), смягчение условий предоставления гражданства по этническим признакам (Германия, Греция) и по брачным отношениям, рождение детей с двойным гражданством в так называемых «смешанных» браках и т.д.

Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, только из наличия у этих граждан «своего» гражданства. Примером этого может служить прежний российский Закон о гражданстве от 28.11.1991 г. (ст.3, ч.1), в соответствии с которым за гражданином Российской Федерации «не признается принадлежность к гражданству другого государства». Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.6, ч.1) аналогично определяет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается «только как гражданин Российской Федерации». Оба закона содержат оговорки в отношении случаев, предусмотренных международными договорами. Новацией является оговорка в Законе от 31.05.2002 г. в отношении случаев, предусмотренных федеральным законом, из которой следует, что при законодательно определенных обстоятельствах гражданин России, имеющий иное гражданство, может рассматриваться как иностранец и соответственно ограничиваться в правах.

Оба российских закона о гражданстве (прежний и новый) не содержат полного набора упомянутых выше ограничителей и, следовательно, не исключают возникновения на практике двойного гражданства. Частичное ограничение введено в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.13, ч.1, п.«г»): одним из условий приема в российское гражданство является обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства. Приобретение же гражданином России иного гражданства не влечет прекращения российского гражданства, что особо подчеркивается в п.2 ст.6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. Не требуется отказа от иного гражданства при приобретении российского гражданства по рождению и при приеме детей в гражданство РФ (ст.12 и ст.14, ч.2 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.).

Международные соглашения, касающиеся двойного гражданства, как правило, не создают особых условий для его возникновения, а лишь констатируют его наличие у отдельных граждан на основе внутреннего законодательства сторон и регулируют связанные с этим практические вопросы (служба в армии, упрощение оформления проживания при переезде из одной страны в другую и т.п.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: