Соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального Административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Гонконг, 18 января 2016 г.)

Соглашение
между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального Административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы
(Гонконг, 18 января 2016 г.)

ГАРАНТ:

См. справку о двусторонних международных договорах РФ об избежании двойного налогообложения

Правительство Российской Федерации и Правительство Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы,

согласились о нижеследующем:

Совершено в г. Гонконге 18 января 2016 года в двух экземплярах, каждый на русском, китайском и английском языках, все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения при толковании будет применяться текст на английском языке.

За Правительство
Российской Федерации
/подпись/

За Правительство
Специального административного района Гонконг
Китайской Народной Республики
/подпись/

Протокол
к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального Административного Района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

При подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального Административного Района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее упоминаемое “Соглашение”) нижеподписавшиеся согласились, что следующие положения составят неотъемлемую часть Соглашения:

1. В отношении Соглашения

Согласовано, что термин “политические подразделения” применительно к Российской Федерации означает субъекты Российской Федерации, которые определяются в качестве таковых в соответствии с ее Конституцией.

2. В отношении статьи 4 “Резидент” и статьи 25 “Обмен информацией”

Согласовано, что любой документ, полученный в соответствии со статьей 25 Соглашения, или сертификат о постоянном местопребывании, выданный компетентным органом Специального административного района Гонконг или его уполномоченным представителем, не требуют легализации или любого апостиля для целей применения в России, включая их использование в судах или административных органах.

3. В отношении статьи 25 “Обмен информацией”

a) дополнительно к налогам, на которые распространяется Соглашение, положения данной статьи также применяются к следующим налогам, администрируемым и действующим в России, за любые налоговые периоды, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором настоящее Соглашение вступает в силу:

(i) налог на добавленную стоимость;

(ii) налог на имущество организаций;

(iii) налог на имущество физических лиц;

в случае прекращения действия Соглашения в соответствии со статьей 29 Соглашения положения данной статьи прекращают действие в отношении вышеупомянутых налогов за любые налоговые периоды, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором передано уведомление о прекращении действия;

b) данная статья не требует от Договаривающихся Сторон обмениваться информацией на автоматической или спонтанной основе;

c) предоставляемая информация не передается никакой третьей стороне.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

ГАРАНТ:

Российская Федерация ратифицировала настоящий Протокол Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 234-ФЗ

Протокол вступил в силу 29 июля 2016 г.

Совершено в г. Гонконге 18 января 2016 года в двух экземплярах, каждый на русском, китайском и английском языках, все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения при толковании будет применяться текст на английском языке.

За Правительство
Российской Федерации
/подпись/

За Правительство
Специального административного района Гонконг
Китайской Народной Республики
/подпись/

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального Административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Гонконг, 18 января 2016 г.)

Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение и Протокол к нему Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 234-ФЗ

Читайте также:
Куда поехать в апреле в Европу: недорого, но со вкусом

Соглашение и Протокол к нему вступили в силу 29 июля 2016 г.

Соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом

Обоюдное Соглашение, позволяющее избежать двойного налогообложения, между Гонконгом и Россией было подписано 18 января 2016 г. А также оно затрагивало предотвращение уклонения от уплаты налогов.

На кого распространяется

Физические и юридические лица, на которых распространяется вышеупомянутое Соглашение, определяются ст. 4-й документа:

  • Граждан Специального Административного Района (САР) Гонконг.
  • Граждан РФ, пребывающих в Гонконге больше 180 суток за один налоговый год либо 300 суток за последние два налоговых года.
  • Юридических лиц, поставленных на учёт в госорганах САР, или тех, управление которыми осуществляется из Гонконга.

Полезно знать! Юридическое лицо, являющееся резидентом двух стран, признается налогоплательщиком той, в которой расположено место фактического управления.

На какие налоги действует Соглашение

Перечень налогов, попадающих под условия Соглашения, приводится в ст. 2-й. Из него следует, что к ним относятся все платежи, исчисляющиеся от всего размера прибыли, либо отдельного элемента дохода, с учётом налогов на отчуждение имущества. В частности, к ним относятся такие категории (в зависимости от территориальной применимости):

  • Относительно Гонконга:
  1. Налог на доход.
  2. Налог с заработной платы.
  3. Имущественный налог.
  • Относительно России:
  1. Налог на прибыль юридического лица.
  2. Налог на доход гражданского лица.

    Различие ставок налога

    Важно! Утверждённые условия распространяются на все разновидности налогов, относящихся к данным группам, которые могут быть введены на территории каждой из сторон Соглашения в период его действия.

    Налоги на предпринимательскую деятельность

    Условия, касающиеся данной ситуации, прописаны в ст. 7-й Соглашения об избежании двойного налогообложения в Гонконге. Подлежит уплате только доход, полученный на территории САР. Это является основным отличием от российской системы, где предприятие обязано платить с общемировой прибыли.

    Подробнее об особенностях жизни в Гонконге можно прочитать пройдя по данной ссылке.

    В зависимости от структурности гонконгского предприятия и конкретных характеристик может быть организовано такое юридическое лицо, которое будет получать так называемый офшорный доход, не подлежащий налогообложению. В противном случае может применяться — оншорный, подлежащий уплате.

    Следуя комментариям пресс-секретаря налоговой инспекции, физическое или юридическое лицо обязано оплачивать налог на прибыль в Гонконге, если ведётся торговля, предпринимательство или иная профессиональная деятельность. Причем она должна приносить доход, получаемый в пределах САР.

    Освобождение от уплаты налогов

    Исходя из судебной практики, можно попытаться выстроить тенденцию, по которой предприятие может не платить налоги в Гонконге. Суть его такова:

    • Предприятие не имеет офисов на территории САР.
    • Предприятие не имеет сотрудников на территории САР.
    • Контроль и менеджмент находится в России.
    • Заключение сделок осуществляется за пределами Гонконга.
    • Бизнес-партнёры (клиенты, поставщики) находятся за пределами Гонконга.
    • Происхождение и реализация продукции не связана с Гонконгом.

    Соблюдение данных принципов позволяет утверждать, что доход предприятия получен за пределами, таким образом, налогообложению не подлежит.

    Полезно знать! В большинстве случаев доказывать презумпцию невиновности предприятию приходится в суде.

    Обзор иных систем налогообложения

    Исходя из внесённых Соглашением корректировок, налогообложение Гонконга претерпело существенные изменения. Это затронуло большинство сфер деятельности, отличающихся доходностью в 2021 году.

    Морские и воздушные суда, перевозки

    Владелец этого вида судна платит налог только той стороне Соглашения, в которой зарегистрировано его предприятие. Аналогичные условия действуют в отношении доходов, полученных от данной сферы деятельности, в частности:

    • От международных перевозок (пассажирских и грузовых).
    • От аренды судна без экипажа (для осуществления международных рейсов).
    • От продажи билетов и услуг, затрагивающих эксплуатацию судна в вышеупомянутых целях.

    Доходы от продажи имущества

    Продажа, дарение или иной способ отчуждения движимого и недвижимого имущества предприятия либо физического лица вправе облагаться налогом в одной и в другой стране Соглашения. Однако это условие затрагивает не все сферы, в частности:

    • Налог с отчуждения морского либо воздушного судна, использующегося в международных перевозках, а также имущества, применяющегося для их обеспечения, подлежит обложению только в стране регистрации предприятия.
    • Прибыль, полученная с реализации акций, обращающихся на бирже, утверждённой сторонами, половина или более из которых касается объектов недвижимости.

    Возможность оплатить налог в России или Гонконге на выбор предусмотрена:

    • С реализации или иного способа отчуждения объектов недвижимости.
    • С продажи или иного способа отчуждения движимых ценностей, касающихся единой базы, принадлежащей резиденту одной страны и занимающегося предпринимательской деятельностью — в другой.

    Важно! Налог на прибыль от реализации налогооблагаемого имущества, не относящегося к перечню, представленному выше, подлежит оплате в стране, где зарегистрирован резидент владелец.

    Возможность выбора страны, в которой будет произведена уплата налога, существует только в отношении отчуждения недвижимости или движимого имущества, не относящегося к водному или воздушному транспорту и всему, что с ним связано.

    Подоходный налог

    Подоходным налогом в Гонконге облагаются все работники, не соответствующие определённой категории. Определяется это несколькими факторами:

    • Договор заключён, согласован и исполнен вне пределов Гонконга.
    • Юридическое лицо поставлено на учёт за пределами САР.
    • Заработную плату работник получает за пределами Гонконга.

    10 самых благоприятных налоговых систем мира

    Если одно из условий не соблюдается, работник должен подать декларацию о доходах. Это требование является обязательным даже в том случае, когда последний трудоустроен на предприятии, расположенном за пределами САР, но приезжает в Гонконг для работы. В этой ситуации подаются сведения о доходе, полученном во время пребывания в Гонконге. Остальной заработок указывать нет необходимости.

    Полезно знать. Налоговый год в специальном автономном районе начинается 1 апреля, заканчивается 31 марта.

    Ставки подоходного налога

    Система гонконгского налогообложения в 2021 году отличается от российской тем, что здесь действует прогрессивная шкала, то есть сумма уплаты увеличивается пропорционально размеру заработка гражданина. При этом следует учитывать, что в зависимости от источника дохода способ его декларирования и обложения может меняться.

    Например, если резидент зарабатывает от сдачи в аренду недвижимости, расположенной на территории Гонконга, он обязан заполнять налоговую декларацию.

    Самые востребованные налоговые ставки для резидентов приведены в таблице.

    Величина налогооблагаемого дохода, гонконгских долларов Фиксированный процент подоходного налога
    Менее 45 000 2
    От 45 001 до 90 000 7
    От 90 001 до 135 000 12
    Более 135 001 17

    Преимущества налоговой системы и Соглашения

    Если начать анализ с системы в целом, то даже до принятия Соглашения преимущества гонконгской стороны были очевидны. Заключались они в таких характеристиках:

    • Большое количество льгот и вычетов, позволяющих назвать систему лояльной.
    • Низкая величина налога на доходность для всех предприятий.
    • Использование территориального принципа налогообложения, то есть уплате подлежат только те доходы, источником которых является объект, расположенный на территории САР.
    • Первоначальный льготный период. Возможность предоставления первых отчётов только по истечении 1,5 года с момента регистрации юридического лица.

    Внедрение вышеупомянутого Соглашения позволяет гарантировать налоговую свободу для иных источников дохода граждан и юридических лиц. Кроме этого, оно освобождает резидента той или иной страны от вторичной уплаты налогов, дублирующихся из-за законодательных проблем.

    Кстати, такая система избежания двойного налогообложения действует в США и ряде других государств, признающих двойное гражданство. Причём во многих из них аналогичный принцип работает уже длительное время. (Статью об избежании двойного налогообложения в Германии можно почитать пройдя по данной ссылке.)

    О налогах в странах мира можно почитать в статье пройдя по этой ссылке.

    Соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом

    Правительство Российской Федерации и Правительство Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики,

    желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы,

    согласились о нижеследующем:

    Статья 1

    Лица, на которых распространяется Соглашение

    Настоящее Соглашение распространяется на лиц, которые являются резидентами одной или обеих Договаривающихся Сторон.

    Статья 2

    Налоги, на которые распространяется Соглашение

    1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги на доходы, взимаемые от имени Договаривающейся Стороны, ее политических подразделений или местных органов власти, независимо от способа их взимания.

    2. Налогами на доходы считаются все налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества.

    3. Существующими налогами, к которым применяется настоящее Соглашение, являются, в частности:

    a) применительно к Специальному административному району Гонконг:

    (i) налог на прибыль;

    (ii) налог на заработную плату;

    (iii) налог на имущество;

    независимо от их начисления в соответствии с личной оценкой (personal assessment);

    b) применительно к России:

    (i) налог на прибыль организаций;

    (ii) налог на доходы физических лиц.

    4. Настоящее Соглашение применяется также к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые установлены после даты подписания настоящего Соглашения в дополнение либо вместо существующих налогов, а также к любым другим налогам, которые Договаривающаяся Сторона может установить в будущем в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. Компетентные органы Договаривающихся Сторон уведомят друг друга о любых существенных изменениях, которые внесены в их налоговые законы.

    5. Существующие налоги и налоги, установленные после подписания настоящего Соглашения, именуются далее “российский налог” или “налог Специального административного района Гонконг” в зависимости от контекста.

    Статья 3

    1. Для целей настоящего Соглашения, если из контекста не вытекает иное:

    a) (i) термин “Специальный административный район Гонконг” означает любую область, на которую распространяются налоговые законы Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики;

    (ii) термин “Россия” означает Российскую Федерацию и при применении в географическом смысле означает всю территорию Российской Федерации, включая внутренние воды и территориальное море, на которую распространяются российские законы, касающиеся налогообложения, а также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, над которыми Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию, определенные в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 год);

    b) термин “компания” означает любое корпоративное объединение или любое образование, рассматриваемое как корпоративное объединение для целей налогообложения;

    c) термин “компетентный орган” означает:

    (i) применительно к Специальному административному району Гонконг – Руководителя Службы внутренних доходов или его уполномоченного представителя;

    (ii) применительно к России – Министерство финансов Российской Федерации или его уполномоченного представителя;

    d) термин “Договаривающаяся Сторона” или “Сторона” означает Российскую Федерацию или Специальный административный район Гонконг в зависимости от контекста;

    e) термины “предприятие одной Договаривающейся Стороны” и “предприятие другой Договаривающейся Стороны” означают соответственно предприятие, управляемое резидентом одной Договаривающейся Стороны, и предприятие, управляемое резидентом другой Договаривающейся Стороны;

    f) термин “постоянная база” означает постоянное место, которое резидент Договаривающейся Стороны имеет в другой Договаривающейся Стороне для целей оказания независимых личных услуг;

    g) термин “международная перевозка” означает любую перевозку морским или воздушным судном, эксплуатируемым предприятием Договаривающейся Стороны, кроме случаев, когда такое морское или воздушное судно используется исключительно для перевозки между пунктами в другой Договаривающейся Стороне;

    h) термин “национальное лицо” применительно к России означает:

    (i) любое физическое лицо, обладающее гражданством России;

    (ii) любое юридическое лицо, товарищество или ассоциацию, учрежденные согласно действующему законодательству России; и

    (i) термин “лицо” включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц и применительно к Специальному административному району Гонконг также включает траст и товарищество.

    2. В настоящем Соглашении термины “российский налог” и “налог Специального административного района Гонконг” не включают никакой штраф или проценты, начисленные в соответствии с законодательством любой из Договаривающихся Сторон в отношении налогов, на которые распространяется настоящее Соглашение в соответствии со статьей 2.

    3. При применении настоящего Соглашения Договаривающейся Стороной в любое время любой термин, не определенный в нем, имеет то значение (если из контекста не вытекает иное), которое придается ему на данный момент законодательством этой Стороны в отношении налогов, к которым применяется настоящее Соглашение, причем любое толкование, которое придается термину налоговым законодательством этой Стороны, будет превалировать над толкованием, придаваемым другими законами этой Стороны.

    Статья 4

    1. Для целей настоящего Соглашения термин “резидент Договаривающейся Стороны” означает:

    a) применительно к Специальному административному району Гонконг:

    (i) любое физическое лицо, которое обычно проживает в Специальном административном районе Гонконг;

    (ii) любое физическое лицо, которое находится в Специальном административном районе Гонконг более 180 дней в течение налогового года или более 300 дней в течение двух следующих подряд налоговых лет, один из которых является рассматриваемым налоговым годом;

    (iii) компанию, которая зарегистрирована в Специальном административном районе Гонконг или, в случае ее регистрации за пределами Специального административного района Гонконг, которая обычно управляется или контролируется из Специального административного района Гонконг;

    (iv) любое другое лицо, которое создано в соответствии с законодательством Специального административного района Гонконг или обычно управляется или контролируется из Специального административного района Гонконг в случае его создания за пределами Специального административного района Гонконг;

    b) применительно к России – любое лицо, которое в соответствии с законодательством России подлежит в ней налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, места фактического управления или любого другого критерия аналогичного характера. Данный термин в то же время не включает любое лицо, подлежащее налогообложению в России исключительно в отношении доходов от источников в России;

    с) применительно к любой Договаривающейся Стороне – Правительство этой Стороны и ее любое политическое подразделение или местный орган власти.

    2. Если в соответствии с положением пункта 1 физическое лицо является резидентом обеих Договаривающихся Сторон, то его статус определяется следующим образом:

    a) оно считается резидентом только той Стороны, в которой оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обеих Сторонах, такое лицо считается резидентом только той Стороны, в которой оно имеет более тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

    b) если Сторона, в которой оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определена или если оно не располагает постоянным жильем ни в одной из Сторон, такое лицо считается резидентом той Стороны, в которой оно обычно проживает;

    c) если оно обычно проживает в обеих Сторонах или ни в одной из них, оно считается резидентом той Стороны, национальным лицом которой оно является (применительно к России) или в которой оно имеет право проживать (применительно к Специальному административному району Гонконг);

    d) если оно является национальным лицом России и также имеет право проживать в Специальном административном районе Гонконг или не является национальным лицом России и не имеет права проживать в Специальном административном районе Гонконг, компетентные органы Договаривающихся Сторон решают этот вопрос по взаимному согласию. Если компетентные органы не смогут достичь согласия, такое лицо не будет иметь права на любые налоговые льготы, предоставляемые настоящим Соглашением.

    3. Если в соответствии с положениями пункта 1 лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обеих Договаривающихся Сторон, то оно признается резидентом той Стороны, в которой расположено место его фактического управления.

    Статья 5

    1. Для целей настоящего Соглашения термин “постоянное представительство” означает фиксированное место деятельности, через которое предприятие полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность.

    2. Термин “постоянное представительство”, в частности, включает:

    a) место управления;

    f) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

    3. Термин “постоянное представительство” также включает:

    а) строительную площадку, строительный, сборочный или монтажный объект или надзорную деятельность, связанную с ними, но только в том случае, если такие площадка, объект или деятельность существуют более 12 месяцев;

    b) предоставление услуг, включая консультационные услуги, предприятием через своих сотрудников или иной персонал, нанятый с этой целью, но только в том случае, если деятельность такого характера осуществляется (в рамках одного или связанных проектов) в Договаривающейся Стороне в течение периода или периодов, составляющих более 183 дней в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде.

    4. Независимо от предыдущих положений настоящей статьи считается, что термин “постоянное представительство” не включает:

    a) использование сооружений исключительно для целей хранения или демонстрации товаров или изделий, принадлежащих предприятию;

    b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для целей их хранения или демонстрации;

    c) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;

    d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;

    e) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

    f) содержание постоянного места деятельности исключительно в целях осуществления любой комбинации видов деятельности, указанных в подпунктах “а”-“е” настоящего пункта, при условии, что в целом деятельность, осуществляемая в результате такой комбинации, носит вспомогательный или подготовительный характер.

    5. Независимо от положений пунктов 1 и 2, если лицо, за исключением агента с независимым статусом, в отношении которого применяется пункт 6, действует в Договаривающейся Стороне от имени предприятия другой Договаривающейся Стороны, то это предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в первой упомянутой Договаривающейся Стороне в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если это лицо:

    a) имеет и обычно использует в первой упомянутой Договаривающейся Стороне полномочия заключать контракты от имени предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, указанными в пункте 4, которые даже при осуществлении через постоянное место деятельности не превращают такое постоянное место деятельности в постоянное представительство согласно положениям упомянутого пункта, или

    b) не имеет таких полномочий, но обычно содержит в первой упомянутой Стороне запас товаров или изделий, поставки которых он регулярно осуществляет от имени предприятия.

    6. Предприятие не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в Договаривающейся Стороне только потому, что оно осуществляет предпринимательскую деятельность в этой Стороне через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.

    7. Тот факт, что компания, которая является резидентом одной Договаривающейся Стороны, контролирует или контролируется компанией, являющейся резидентом другой Договаривающейся Стороны, или которая осуществляет предпринимательскую деятельность в этой другой Стороне (либо через постоянное представительство, либо иным образом), не означает, что любая такая компания становится постоянным представительством другой компании.

    Россия и Гонконг: соглашение об избежании двойного налогообложения

    Межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и САР Гонконг КНР (далее по тексту Соглашение) было подписано в 18.01. 2016 г. Документ также содержит сведения о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. Соглашение направлено на развитие сотрудничества, привлечение инвестиций, устранение двойного налогообложения.

    На территории России Соглашение применяется к налогу на прибыль юридических лиц, доходы физических лиц, на территории Гонконга– к налогам на заработную плату, имущество, прибыль. Предусмотрен и обмен информацией между сторонами. Стороны могут обмениваться информацией, касающейся НДС, налогов подоходного, на имущество организаций и физических лиц.

    Определение резидента в России и Гонконге

    В России резидентом признается любое лицо, подлежащее налогообложению на основании места регистрации, фактического управления, места жительства или постоянного пребывания на территории государства.

    Гонконг хоть и является территорией КНР, но сохранил собственную правовую систему. Законодательством предусмотрено право заключать международные соглашения, участвовать в международных организациях. Отсюда вывод — Гонконг самостоятельно определяет условия налогообложения на своей территории, здесь не действуют соглашения, заключенные с Китайской Народной Республикой. Резидентом здесь являются:

    физические лица, которые:

    • проживают на территории города
    • находятся на территории от 180 дней и более
    • находятся на территории более 300 дней в течение 2 налоговых лет;

    юридические лица, которые:

    • зарегистрированы в Регистре компаний Гонконга:
    • зарегистрированы в России, но управляются или контролируются из Гонконга.

    При невозможности определить статус лица, Соглашением предусмотрено его определение с помощью взаимно согласительной процедуры.

    Чтобы использовать льготы, указанные в Соглашении, необходимо подтверждение налогового резидентства. Выдачу документа в Гонконге осуществляет Департамент внутренних доходов Гонконга. Называется он Сертификатом налогового резидента. Для его получения необходимо подать заявление установленной формы и подать пакет документов, подтверждающих рабочую деятельность в Гонконге.

    Процентные ставки налога у источника

    Речь пойдет о дивидендах, роялти и процентах. Ставка налога у источника на дивиденды не должна превышать:

    • 5 % в случае если их владельцем является компания, которой принадлежит 15% каптала и выше;
    • 10% — в остальных случаях.

    Налог у источника на роялти – не более 3%.

    Налог у источника дохода на проценты не облагаются в России налогом, если проценты выплачиваются компанией кредитору из Гонконга.

    Внимание! Руководство компании, зарегистрированной в Гонконге, может обратиться в налоговый орган и получить платную консультацию по вопросу налогообложения прибыли компании

    Обложение налогами компаний, осуществляющих международные перевозки

    Доходы компаний от международных перевозок, осуществляемых судами морскими и воздушными, облагаются налогами в государстве, резидентом которого является компания. Например, доход компании, зарегистрированной в России, при осуществлении перевозок в Гонконг, не облагается налогом в Гонконге. Она платит его только в России согласно положениям действующего законодательства. Те же правила действуют и в отношении компаний, зарегистрированных в Гонконге – они не облагаются налогами в России.

    Налогообложение доходов от отчуждения имущества

    Доходы от отчуждения акций компании, зарегистрированной в Гонконге, облагаются налогом в России в том случае, если 50% их стоимости образуется за счет имущества, находящегося в России. Но здесь есть исключения. Не подлежат налогообложению такие доходы от отчуждения акций:

    • на фондовой бирже;
    • в ходе слияния, разделения или реорганизации компании;
    • 50% и выше стоимость, которых образуется за счет недвижимого имущества, принадлежащего компании, где осуществляется предпринимательская деятельность.

    Если Вас интересуют вопросы налогообложения в Гонконге или России, регистрация и поддержка предпринимательской деятельности, открытие счетов, обращайтесь к нам по электронному адресу: info@offshore-pro.info,реквизитам, указанным на портале или в режиме онлайн.

    Облагаются ли налогами доходы гонконгской компании, полученные за границей?

    Доходы, полученные компанией зарегистрированной в Гонконге за пределами территории, налогами не облагаются, даже если они аккумулируются на счетах в Гонконге.

    Какая компания в Гонконге освобождается от уплаты налога на прибыль?

    Для освобождения от уплаты налога на прибыль необходимо, чтобы у компании на территории Гонконга:
    — отсутствовал офис, через который ведется деятельность по получению дохода;
    — отсутствовали производственные подразделения;
    — не было наемной рабочей силы;
    — управление не осуществлялось на (с) территории Гонконга;
    — контракты заключались и исполнялись вне территории (если договор заключается по телефону, факсу и пр., он считается заключенным в Гонконге);
    — контрагенты компании не располагались на территории Гонконга и перевозка товаров осуществлялась вне пределов Гонконга.

    Какие документы необходимо подать гонконгской компании, чтобы подтвердить, что она не имела доходов от источников внутри Гонконга?

    Компания должна представить документы, подтверждающие структуру, описание деятельности с указанием мест проведения сделок, контрактов, хранения товара и т.д., копии контрактов с поставщиками.

    Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

    Гонконг – один из крупнейших центров управления фондами в Азии. По состоянию на конец 2020 года общий размер фондовых активов составлял сумму 34,9 трлн гонконгских…

    Озабоченность вопросами доступности и использования личной информации сильно увеличилась после публикации скандального Архива Пандоры – ранее мы писали о правомерности разглашение таких данных, которые в…

    Год назад, 18 сентября 2020 года, Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) выпустила консультационный документ, давая рынку возможность прокомментировать предлагаемые поправки к руководству…

    В 2020 г. налоговый индекс BAK Taxation Index оценил привлекательность Швейцарии, которая при проведении запланированных налоговых реформ может стать новой налоговой гаванью. По результатам исследования…

    5 октября Евросоюз сообщил о включении Гонконга в свой «серый список» юрисдикций, так как считает, что отсутствие налогообложения некоторых пассивных доходов из зарубежных источников (проценты…

    29 сентября 2021 года были приняты поправки к Ордонансу о конфиденциальности персональных данных (PDPO) Гонконга. Изменения охватывают доксинг и предоставляют больше полномочий комиссару по вопросам…

    Каймановы острова vs ГонконгКраткая характеристика LPFУчастники фонда LPFРазница между ELP (Каймановы острова) и LPF (Гонконг)Налоговые преимуществаРедомициляция фондовВозможные проблемыГонконг против Каймановых островов – выводы…

    Год назад началась тенденция перехода резидентов Гонконга на обслуживание через оффшорные банковские счета. Причиной этому послужило решением Китая ввести в городе закон о национальной безопасности.…

    Соглашения об избежании двойного налогообложения (перечень)

    • Двойное налогообложение в России
    • Условия получения налоговых льгот в международных сделках
    • Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения
    • Договоры об избежании двойного налогообложения
    • Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)
    • Итоги

    Соглашение об избежании двойного налогообложения, заключенное между странами, позволяет снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. На сегодня Россия заключила более 80 таких соглашений об избежании двойного налогообложения с различными государствами.

    Двойное налогообложение в России

    Чтобы избежать двойного налогообложения, российское правительство заключает с правительствами других стран соглашения, которые помогают развитию отношений резидентов этих двух стран при совершении сделок. Такие соглашения об избежании двойного налогообложения помогают освободить бизнес от непомерного налогового бремени, которое может возникать при выплате доходов резидента одной страны резиденту другой страны.

    В указанных соглашениях об избежании двойного налогообложения по договоренности на международном уровне некоторые виды сделок освобождаются одной из стран от уплаты налога либо же устанавливаются какие-то льготные условия по уплате данного вида налога с доходов. Ведь налог с этих доходов уже, например, был уплачен в стране, в которой расположен налогоплательщик (налоговый агент), выплачивающий вознаграждение своему зарубежному партнеру.

    В России п. 1 ст. 7 Налогового кодекса установлен приоритет международного соглашения перед отечественным налоговым законодательством. Это означает, что если в соответствии с нормами НК установлена ставка налога в 10%, а в международном соглашении — 5%, то налогоплательщик вправе применять установленную международным договором ставку. Однако в этом случае обязательным является соблюдение всех условий, прописанных в международном договоре.

    О проводимой РФ налоговой политике читайте в статье «Налоговая политика государства на 2016-2018 годы».

    Условия получения налоговых льгот в международных сделках

    Среди условий, установленных российским налоговым законодательством для применения льготного налогообложения в соответствии с условиями международных соглашений об избежании двойного налогообложения, основным является подтверждение факта, что контрагент находится за границей. Речь идет о зарубежном партнере российского налогоплательщика, которому последний выплачивает доход. Об этом указывается в подп. 4 п. 2 ст. 310 НК. Также налогоплательщику потребуется доказать, что его партнер является фактическим получателем прибыли, а не посредником.

    В п. 1 ст. 312 НК говорится о том, что иностранный партнер обязан предоставить российскому налоговому агенту доказательство того, что он является фактическим выгодополучателем и что он расположен на территории того государства, с которым у России заключен договор об избежании двойного налогообложения.

    Если подтверждающие документы составлены на иностранном языке, то потребуется побеспокоиться об их переводе на русский. Также фискальные органы в большинстве случаев требуют, чтобы на документах стоял апостиль. Для того чтобы налоговый агент не удерживал налог с дохода иностранца (или чтобы применил льготный режим налогообложения), необходимо, чтобы все перечисленные выше подтверждающие документы были предоставлены до момента выплаты дохода.

    В случае если они будут предоставлены позже, налог с дохода будет удержан в соответствии с нормами российского налогового законодательства. Но впоследствии при предоставлении документов уплаченный налог можно будет вернуть и доплатить доход зарубежному партнеру.

    Итак, какие документы должен предоставить иностранный партнер, чтобы избегнуть двойного обложения налогами? В п. 1 ст. 312 НК указан исчерпывающий перечень таких документов:

    • заверенное компетентным зарубежным органом (к таким относятся финансовые и фискальные ведомства иностранных государств) подтверждение о постоянном нахождении резидента в данном иностранном государстве (+ перевод на русский);
    • документальное подтверждение, что иностранный получатель дохода имеет на него фактическое право.

    Однако ни в данном пункте, ни где-нибудь еще в НК нет четкого указания о том, какие требования предъявляются к форме документов. Обычно такие подтверждающие документы именуют как «Сертификаты о налоговом резидентстве».

    Ранее требования к форме документов и другие вопросы, которым надлежало уделить внимание относительно особенностей предоставления подтверждающих документов в органы фискальной службы, были собраны в «методичке», составленной ФНС и изложенной в приказе Министерства по налогам и сборам от 28.03.2003 № БГ-3-23/150. Но данные методические рекомендации утратили свое действие на основании приказа ФНС от 19.12.2012 № ММВ-7-3/980@.

    На данный момент ФНС так и не выпустила новые разъяснения по данному вопросу, поэтому налогоплательщикам стало труднее прорабатывать каждую конкретную ситуацию. Так, сегодня налогоплательщики вынуждены не только изучать все имеющиеся разъяснения финансового и фискального ведомств по интересующему вопросу, но и изучать сложившуюся судебную практику.

    Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

    Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

    1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

    Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

    В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

    Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

    1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

    В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

    1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

    В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

    1. О проставлении апостиля.

    В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

    Договоры об избежании двойного налогообложения

    Многим странам необходимо заключение такого международного соглашения, которое бы избавляло осуществляющих межгосударственные финансовые транзакции плательщиков налогов от двойного налогообложения. В таких соглашениях обычно определяются условия распределения порядка налогообложения различных доходов между государствами.

    Также в указанных соглашениях определяется и процедура обложения налогом на доход у источника его выплаты. Обычно доход полностью освобождается обложением налогами у источника выплаты, хотя возможны и варианты его снижения.

    Каждое из подписанных Россией международных соглашений об избежании двойного налогообложения (всего их по состоянию на 2017 год 83 единицы) имеет свое уникальное содержание. Но в последнее время во всем мире намечается тенденция по унификации таких соглашений. Предполагается унификация текстов соглашения в соответствии с изложенными в Модельной конвенции, разработанной Организацией экономсотрудничества и развития, постулатами.

    Международные соглашения об избежании двойного налогообложения (Кипр и другие страны)

    Международное соглашение об избежании двойного налогообложения (далее в таблице — СДН) подписывается Правительством России с правительством другого иностранного государства. При этом дата заключения двустороннего международного договора обычно не совпадает с датой вступления в действие, а также датой применения в одной и в другой стране.

    Чтобы разобраться во всех этих важных нюансах, предлагаем ознакомиться с перечнем всех заключенных российским правительством двухсторонних соглашений, направленных на устранение двойного обложения налогами доходов в двух сотрудничающих странах.

    Иностранное государство — партнер по СДН

    Дата подписания СДН

    Дата вступления СДН в законную силу

    Дата начала применения СДН в России

    Дата начала применения СДН в стране-партнере

    Россия решила разорвать договор с Мальтой против двойного налогообложения

    Россия намерена денонсировать конвенцию с правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы. На портале проектов нормативных правовых актов появилось уведомление о начале разработки соответствующего законопроекта.

    Действующая конвенция предусматривает возможность снизить налоги у источника (то есть в России) при выплате из России на Мальту на дивиденды, проценты и лицензионные платежи (роялти) до 5%. После расторжения соглашения все выплаты (дивиденды, проценты, роялти) в пользу резидентов Мальты из России будут облагаться в соответствии с российским Налоговым кодексом, то есть по ставке 15% (дивиденды) и 20% (проценты, роялти).

    Планируется, что соглашение прекратит действие в декабре 2020 года. России нужно успеть подать уведомление о расторжении договора до 30 июня, чтобы оно прекратило действие с 1 января 2021 года.

    Правительства России и Мальты подписали конвенцию 24 апреля 2013 года, но применяться она начала с 2015 года — гораздо позже, чем договор с Кипром, который действует с 2000 года. «К этому времени Кипр уже прочно занял позицию наиболее популярной холдинговой юрисдикции для российского бизнеса», — пояснил РБК директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев.

    Соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) позволяют существенно снизить налоги по дивидендам и процентам. Например, с Кипром, Мальтой и Люксембургом у России есть такие соглашения, а с классическими офшорами — нет. Поэтому эти юрисдикции, с которыми у России заключены СИДН, часто используются для транзита прибыли в офшоры.

    25 марта президент Владимир Путин поручил отменить льготные налоговые ставки «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета». Налоговые консультанты назвали повышение налога кульминацией деофшоризации. После повышения налога содержать не только офшоры, а все иностранные компании будет менее выгодно.

    Мишенью номер один стал Кипр. Аналогичные уведомления о повышении налоговых ставок Минфин направил на Мальту и в Люксембург.

    Чем привлекательна Мальта для бизнеса

    Мальта пользуется популярностью для создания судовладельческих компаний, которые сдают суда в аренду, в том числе в России, пояснил Токарев. В отличие от Кипра соглашение с Мальтой не предусматривает полного освобождения от налога на доходы у источника выплаты в России в отношении выплачиваемых процентов — только снижение ставки с 20 до 5%. Поэтому регистрация транзитных и холдинговых компаний на Мальте давно не представляла такого большого интереса для россиян, как на Кипре, условия соглашения с которым более привлекательные, сказал РБК партнер компании Paragon Advice Group Александр Захаров: «Кроме гражданства за инвестиции Мальта до 2018 года мало чем интересовала россиян. Сейчас даже гражданство больше берут на Кипре».

    Условия налогового соглашения с Кипром позволяют снизить выплаты дивидендов в пользу резидентов Кипра из России до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. Однако Россия может разорвать и это соглашение, сообщали ранее источники РБК и «Ведомостей». В апреле Россия предложила Кипру отменить все льготы по налогу на дивиденды и проценты, выплачиваемые в эту страну. По словам федерального чиновника, в ответ Кипр предложил сохранить действующие ставки, ужесточив при этом контроль за иностранными структурами российского бизнеса, но переговоры зашли в тупик, и Москва намерена денонсировать договор уже осенью. Обсуждение изменений назначено на 25 июня, возражал постоянный секретарь Минфина Кипра Джордж Пантели, обе страны «желают достичь договоренности до конца июня».

    Что предпринять бизнесу

    В первую очередь денонсация соглашения с Мальтой коснется компаний, которые выплачивают доходы в эту юрисдикцию. Нужно оценить возможность выплат, пока соглашение еще действует, рекомендует Токарев. Нужно тщательно оценить возможность применения льгот с точки зрения концепции лица, имеющего фактическое право на доход (ФПД). Правило ФПД отказывает промежуточным звеньям, встроенным в структуру в налоговых целях, в льготах по налоговым договорам применяются полные ставки налога у источника выплаты доходов.

    Во-вторых, бизнесу следует оценить возможность применения «сквозного» подхода, отметил Токарев. Минфин подготовил законопроект, где намерен жестко ограничить возможности для его применения, в том числе отмену ставки 0% в отношении дивидендов, фактическим получателем которых является российский холдинг.

    Также можно рассмотреть «переезд» в альтернативную юрисдикцию. «Но перечень таких юрисдикций, предоставляющих аналогичные льготы, достаточно ограниченный. Как мы знаем, Кипр в этом плане в одной упряжке с Мальтой с точки зрения пересогласования СИДН», — подытожил Токарев.

    Как избежать двойного налогообложения

    Компании, которые ведут бизнес в других странах, платят налоги два раза: сначала в бюджет другой страны, а потом и в российский. Но есть целых 84 страны, где можно заплатить только один раз.

    Что такое двойное налогообложение

    Двойное налогообложение возникает, когда российский предприниматель работает в другой стране. Сначала он платит налог с дохода там, а когда деньги поступают на российские счета, еще и в бюджет России.

    Страны знают об этом, поэтому договорились между собой, что два раза с одного дохода платить не надо. Это и называется международным соглашением об избежании двойного налогообложения.

    В мире почти двести признанных государств, при этом соглашение с Россией заключили 84: США, Великобритания, Германия, Испания, Израиль, Шри-Ланка, Мексика, Люксембург, Чили, Белоруссия и другие. Список включает страны Азии, Европы, Америки.

    С каждой страной у России свое соглашение, но в целом они похожи:

    • позволяют учитывать уже оплаченный в другой стране налог при оплате налога в России;
    • касаются налогов на доход, имущество и капитал;
    • распространяются на всех предпринимателей и компании.

    Теперь о том, в каких случаях соглашение работает.

    В каких случаях действует соглашение

    Чаще всего соглашение об избежании двойного налогообложения нужно при торговле в другой стране. Например, компания «Лосось» продает в Великобритании красную искру, платит подоходный налог там, а затем может не платить налог на прибыль в России.

    Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.

    Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:

    • иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
    • американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
    • компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.

    Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.

    Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза

    Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:

    • налоговая декларация другой страны;
    • банковская платежка;
    • выписка со счета о том, что деньги заплачены.

    Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.

    Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: