Штрафуют ли за двойное гражданство в РФ в 2022 году
Вопрос двойного гражданства в России был решен на законодательном уровне более 20 лет назад. С тех пор законодательство претерпело ряд изменений, но штраф за двойное гражданство в России введен так и не был. Впрочем, это не значит что бипатриды, нарушающие российский закон, могут чувствовать себя безнаказанно – специально для них административное и даже уголовное законодательство было дополнено новыми статьями.
- Общая информация о бипатризме
- Пройдите социологический опрос!
- Запрет бипатризма в РФ
- Обязанность сообщать о втором паспорте
- Есть ли ответственность за двоегражданство в России
- Привлечение к административной ответственности
- Привлечение к уголовной ответственности
- Как выявляют нарушителей
- Можно ли отказаться от второго гражданства
- Заключение
- Двойное гражданство в России: Видео
Общая информация о бипатризме
Прежде чем рассматривать последствия двойного гражданства в России, стоит разобраться в понятиях и сути вопроса под призмой российского права.
Бипатризм, или, как его еще называют, двоегражданство, пришел в нашу правовую систему из римского права. Там он определял положение лица, которое одновременно имеет устойчивую правовую связь сразу с двумя разными государствами. Явление имеет сложную правовую структуру и в разных странах может иметь разную форму выражения.
Стоит сразу уяснить: «два» и «двойное гражданство в РФ» – понятия разного характера. Так, «двойное» возможно только при наличии межгосударственной договорной базы о взаимном признании двойственного статуса бипатридов. Например, у РФ Соглашение об урегулировании вопросов бипатризма действует только с Таджикистаном.
При отсутствии такой договорной базы страны отказываются признавать двойственный статус бипатридов, и даже при наличии у гражданина второго паспорта рассматривают его исключительно как собственного гражданина. Такое явление называется «вторым» или «множественным» индигенатом (гражданством): в этом случае права и обязанности возникают у бипатрида по отношению к каждому из государств.
В законодательстве РФ не определена ответственность за двойное или множественное гражданство. Но бипатрид обязан об этом уведомить Главное управление по вопросам миграции во избежание наказания.
Пройдите социологический опрос!
Запрет бипатризма в РФ
Так как в РФ действует только одно профильное международное соглашение, логично задаться вопросом, запрещено ли в России двойное гражданство с другими странами, помимо Таджикистана. Отвечает на него ст. 62 Конституции РФ: гражданин РФ вправе приобрести паспорт иностранного государства и это не будет умалять его гражданских права и обязанностей.
Уточняется ответ в ст. 6 ФЗ № 62 от 31.05.2002 “О гражданстве Российской Федерации”, согласно которой приобретение иностранного индигената не влечет прекращения политико-правовой связи с Россией. Но в то же время, если международное соглашение отсутствует, бипатризм в России не влечет признания двойственного статуса владельца двух паспортов: в отношениях с государством бипатрид рассматривается исключительно как гражданин России.
Россияне могут иметь только российско-таджикское двойное гражданство. Во всех остальных случаях приобретения иностранных паспортов индигенат будет множественным и не будет признаваться российскими властями.
Об отношении РФ и других стран к множественному гражданству расскажет статья “Разрешено ли двойное и множественное гражданство в РФ“.
Впрочем, это не значит, что он не будет налагать на бипатрида некоторые обязанности и ограничивать его в некоторых гражданских правах.
Обязанность сообщать о втором паспорте
Законодатель уверен, что для россиян, имеющих иностранные паспорта, снижается ценность политико-юридической связи с Россией. Считается, что его волеизъявление будет обусловлено в том числе требованиями, которые возникают к нему по факту приобретения принадлежности к другому государству. В связи с этим, например, ст. 16 ФЗ № 79 от 27.07.2004 запрещает бипатриду работать на государственной службе.
Уведомление о двойном гражданстве подается вместе с копией загранпаспорта или российского внутреннего паспорта и документа, подтверждающего второе гражданство, в подразделение ГУВМ МВД по месту жительства/нахождения либо через любое почтовое отделение. Форма, порядок оформления и правила подачи такого документа утверждены приказом МВД № 267 от 03.05.2018.
Подать уведомление нужно в течение 2 месяцев после приобретения иностранного паспорта, если бипатрид проживает на российской территории, если он проживает за границей – в течение 30 дней после приезда в Россию.
Подробно о вопросах, касающихся предоставления информации о наличии второго паспорта, читайте в материале “Регистрация двойного гражданства в ГУВМ МВД“.
Законом предусмотрена ответственность за неуведомление о двойном гражданстве.
Есть ли ответственность за двоегражданство в России
Конституция, напомним, утверждает: второй иностранный паспорт не умаляет гражданских прав и обязанностей россиянина. Государство относится к владельцам второго индигената с особой осторожностью и желанием контролировать, но только лишь за это привлекать их к ответственности не намерено: наказание за двойное гражданство в России законодательством не предусмотрено.
По мере повышения геополитических угроз и давления на РФ со стороны мирового сообщества, российские власти приняли решение повысить ответственность бипатридов. В соответствии с ФЗ № 142 от 04.06.2014 «О внесении изменений…», ст. 6 ФЗ № 62 была дополнена существенными обязательствами бипатридов, в частности, вышеописанной обязанностью подать уведомление. Но сообщение о своем бипатризме – далеко не единственное, чем грозит двойное гражданство в РФ.
Наряду с введением обязанности сообщать о наличии второго паспорта законодатель ввел наказание за нарушение этого требования. За время действия новой нормы сложилась внушительная практика привлечения граждан к ответственности.
Только за первые полгода действия нормы (на начало 2015 года) к ответственности были привлечены свыше 70 тыс. нарушителей. Обращаем внимание, что речь идет не только о россиянах, получивших иностранные паспорта, но и об иностранцах, вступивших в российское гражданство и при этом сохранивших иностранные документы (хотя ст. 13 ФЗ № 62 требует от них отказа от иностранного индигената).
Читателям важно понимать, что грозит за второе гражданство в России в случае нарушения обязанности об уведомлении: это может быть административная и даже уголовная ответственность. На каждой из них предлагаем остановиться подробнее.
Привлечение к административной ответственности
Возможность привлечения российских бипатридов к административной ответственности определена ст. 19.8.3 КоАП. В соответствии с ней факт того, что гражданин Российской Федерации приобрел гражданство другой страны, влечет обязанность направления уведомления в территориальные органы Главного управления по вопросам миграции. Если гражданин нарушит порядок такого уведомления, в том числе:
- пропустит срок для подачи документа, например, подаст его после истечения 2 месяцев или 30-дневного срока с момента въезда в Россию;
- представит ложные сведения либо поданные им копии документов окажутся поддельными или содержащими ложные сведения;
- представит информацию о бипатризме в неполном объеме, например, не сообщит обстоятельства приобретения иностранных паспортов,
его ждет штраф. По факту выявления нарушений порядка подачи извещения сотрудники миграционной службы составят протокол о правонарушении, после чего гражданину может быть назначен штраф в размере от 500 до 1 тыс. рублей.
Обращаем внимание, что к такой ответственности привлекаются те, кто решились уведомить миграционные органы, но нарушили порядок уведомления. Ответственность за сокрытие второго гражданства значительно жестче, чем небольшой штраф.
Привлечение к уголовной ответственности
Наряду с административным в 2019 году бипатридам угрожает и уголовное наказание, и оно гораздо серьезнее. Согласно ст. 330.2 УК, на бипатрида может быть наложен штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы (или любого другого регулярного дохода) за срок до 1 года. Альтернативная мера наказания – обязательные работы на срок до 400 часов. Но это, обращаем внимание, статья за сокрытие двойного гражданства.
То есть санкция по ней применима только к тем лицам, которые, несмотря на наличие иностранных паспортов, не стали сообщать о них российским властям. Привлечение по этой статье возможно также и в случае получения гражданств нескольких стран (более чем двух), но сообщения в миграционные органы РФ не обо всех из них. Обращаем внимание, что наказание по этой статье возможно только по приговору суда.
Стоит отметить, что уголовная ответственность за двойное гражданство в России, а, точнее, за его сокрытие, имеет признаки неконституционности. Дело в том, что ст. 14 УК рассматривает деяния граждан как преступные только в случае их общественной опасности. Соответственно и меры ответственности должны быть определены как соразмерные опасности деяния. В то же время общественная опасность деяния гражданина, не сообщившего о наличии у него второго паспорта, как минимум неочевидна.
С учетом того, что закон рассматривает бипатрида исключительно как гражданина РФ, обязанность, возложенная на него, может быть рассмотрена как вмешательство в неприкосновенность частной жизни. А это уже является нарушением ст. 24 КРФ. Впрочем, несмотря на это, на момент подготовки публикации штраф за сокрытие второго гражданства отменен так и не был.
Как выявляют нарушителей
Надо сказать, что прецеденты привлечения к ответственности носят исключительный характер. В отношении административной ответственности все просто: факт нарушения может быть выявлен только при подаче гражданином уведомления и, соответственно, выявлении пропуска сроков или сообщения неполных или ложных сведений.
Если гражданин добровольно не обращается в ГУВМ, на практике привлечь его к административной ответственности не представится возможным.
Зато если факт сокрытия сведений о бипатризме станет известен правоохранительным органам, гражданин точно будет привлечен к уголовной ответственности. Вот только как такие сведения могут стать им известны – большой вопрос. Специальных проверок на этот счет правоохранители не проводят, потому среди возможных путей получения таких сведений только:
- выяснение их в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- выявление иностранных документов по результатам обысков и досмотров;
- самостоятельное предъявление гражданином иностранных документов, например, при прохождении пограничного контроля.
Можно ли отказаться от второго гражданства
Под угрозой быть привлеченным к ответственности многие идут на отказ от российского гражданства. Законом это не запрещено: в соответствии со ст. 20 ФЗ № 62, гражданин сможет добровольно утратить российский индигенат, если:
- не имеет неисполненных обязательств перед РФ, в частности, задолженности по налогам и штрафам, не уклонялся от воинской обязанности;
- не привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого к уголовной ответственности или не отбывает наказание по приговору суда;
- имеет иное гражданство и не останется в результате апатридом.
Процедура выхода из гражданства, бланки необходимых заявлений и перечни документов определены Положением, утв. Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002. В зависимости от места жительства бипатрида предусмотрен общий и упрощенный порядок выхода из индигената. В зависимости от этого срок рассмотрения вопроса может занимать 12 и 6 месяцев соответственно.
Подробно о том, как правильно подойти к оформлению документов на выход из гражданства РФ, расскажет статья “Отказ от российского гражданства в 2019 году: процедура выхода из гражданства“.
Заключение
Двойное гражданство само по себе не является причиной привлечения гражданина РФ к ответственности. Однако бипатрид обязан уведомлять российские власти о втором гражданстве, и если он нарушит эту обязанность, то может быть привлечен к ответственности. Административный штраф предусмотрен для тех, кто нарушит порядок подачи извещения о двоегражданстве. Если бипатрид решит скрыть этот факт, ему угрожает уже уголовное наказание.
Двойное гражданство в России: Видео
КС: Подача недостоверных сведений при приеме в гражданство не влечет автоматически его отмену
15 января Конституционный Суд РФ вынес Определение № 2-О/2019 об отказе в принятии жалобы на неконституционность ч. 1 и 2 ст. 22 Закона о гражданстве, согласно которым решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае обнаружения фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, установленных судом.
В 2008 г. Бахтиер Усманов, ранее имевший гражданство Республики Таджикистан, получил российское гражданство в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о гражданстве. Спустя 11 лет Управление МВД РФ по Новгородской области обратилось в суд за установлением факта сообщения им заведомо ложных сведений при приобретении российского гражданства. Так, ведомство ссылалось на то, что в поданном заявлении о приеме в гражданство он не указал в числе близких родственников двух родных сестер и одного из родных братьев.
Районный суд удовлетворил заявленное требование правоохранительного органа, установив факт сообщения физлицом заведомо ложных сведений при обращении в УФМС России по Новгородской области с заявлением о приеме в российское гражданство. При этом суд отклонил доводы Бахтиера Усманова об отсутствии у него цели ввести в заблуждение должностных лиц миграционной службы, а также о наличии сложившихся устойчивых социальных связей с Россией. Решение суда первой инстанции было поддержано апелляцией. В свою очередь последующие инстанции, включая Верховный Суд РФ, отказались рассматривать кассационную жалобу заявителя.
В 2018 г. по заявлению УМВД России по Новгородской области суд лишил Бахтиера Усманова российского гражданства, признав недействительным решение миграционной службы со дня его вынесения. Впоследствии региональное УФСБ запретило физлицу въезд на территорию РФ сроком до апреля 2053 г.
После этого Бахтиер Усманов обратился с жалобой в Конституционный Суд. По его мнению, ч. 1 и 2 ст. 22 Закона о гражданстве порождают угрозу произвольного лишения гражданства в нарушение ряда статей Конституции РФ, допуская отмену решения о приобретении российского гражданства без учета длительности легального нахождения лица в России после приобретения им российского гражданства, его материального и семейного положения.
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал что требования, предъявляемые к заявлению о приеме в российское гражданство, предусматривают обязательное указание заявителем сведений о близких родственниках, которые должны быть исчерпывающими. При заполнении заявления подающее его лицо собственноручно подтверждает подлинность представленных им документов и достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках. Заявитель также предупреждается о том, что решение о приеме в гражданство подлежит отмене, если оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений либо в случае отказа от принесения Присяги гражданина РФ (ст. 22 и 418 Закона о гражданстве).
Рассматривая заявление, отметил Суд, компетентные государственные органы обязаны осуществить проверку фактов и представленных для его обоснования документов, а по результатам рассмотрения принять по каждому заявлению отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия. Использование заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений служит одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство РФ.
Также КС пояснил, что оспариваемые положения предполагают, что представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в российское гражданство, выявленные после его приобретения, влекут отмену решения о приеме в гражданство лишь при установлении соответствующего факта в судебном порядке. При этом Суд отметил, что такое установление само по себе не служит безусловным основанием для отмены решения о приеме в гражданство, поскольку оспариваемая норма распространяется только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с РФ.
Кроме того, Конституционный Суд отметил, что отсутствие в действующем законодательстве пресекательного срока для отмены решения о приобретении российского гражданства не освобождает компетентных должностных лиц от учета при отмене такого решения всех конкретных обстоятельств, связанных с судебным установлением факта сообщения заведомо ложных сведений. Оно также не препятствует принять во внимание время, прошедшее со дня приобретения российского гражданства.
Таким образом, Суд пришел к выводу о том, что оспариваемые законоположения не предполагают произвольной отмены решения о приобретении гражданства РФ в случае установления судом факта сообщения при приеме в российское гражданство заведомо ложных сведений. Они также не исключают возможность судебного контроля за отменой решения о приеме в российское гражданство. Кроме того, отмена такого решения в отношении лица, проживающего в России, сопровождается, по общему правилу, выдачей ему вида на жительство лица без гражданства или вида на жительство иностранного гражданина.
Руководитель практики трудового и миграционного права Юридической группы «Яковлев и Партнеры» Антон Алексеев отметил, что в данном определении КС еще раз подчеркнул собственную правовую позицию. В соответствии с ней отмена решения о приеме в гражданство, при установлении в судебном порядке факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений, должна осуществляться органом МВД только при условии отсутствия оснований для приобретения иностранным гражданином российского гражданства и возникновения устойчивой связи с РФ, которая выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей.
По словам эксперта, Конституционный Суд фактически указал, что орган МВД может учесть некоторые обстоятельства, которые могут быть расценены как основания для сохранения российского гражданства у лица, сообщившего недостоверные сведения или представившего подложные документы. Среди таких обстоятельств: наличие всех законных оснований для предоставления ему российского гражданства; его длительное проживание в России в силу полученного гражданства, наличие устойчивых связей с РФ. «Нельзя исключить, что указанные обстоятельства, на которые обратил внимание КС РФ, могут послужить основанием для оспаривания действий МВД об отмене решений о приеме в гражданство», – пояснил Антон Алексеев.
Адвокат АК «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачева заметила, что процедура получения российского гражданства предусматривает необходимость указания в заявлении о приеме в гражданство достоверных и правдивых сведений. Ответственность за оформление требуемых документов лежит на самом заявителе, который должен был убедиться в правильности указанных в нем данных. Адвокат также отметила, что судебной практики по административным делам, когда оспаривается решение органа внутренних дел об отклонении заявления о приеме в гражданство или о прекращении гражданства на основании представленных заявителем подложных оснований, не так уж много.
Кроме того, Ольга Рогачева полагает, что в России не очень распространена практика приема в гражданство. «К процессу принятия соответствующих решений госорганы часто подходят формально, не вдаваясь в вопрос установления заведомо подложных документов, хотя всегда существуют возможность судебного обжалования и проверка вышестоящим судом решений нижестоящих», – отметила адвокат.
К вопросу о двойном гражданстве
К ВОПРОСУ О ДВОЙНОМ ГРАЖДАНСТВЕ
КРАТКАЯ СПРАВКА
В международном праве и российском законодательстве понятие «двойное гражданство» означает наличие у лица одновременно гражданства (подданства) двух или более государств.
Источник двойного гражданства кроется, как правило, во внутреннем законодательстве каждого из двух государств. Двойное гражданство возникает, если в законодательстве не содержится полного набора ограничителей, препятствующих его возникновению. Для абсолютного избежания двойного гражданства таких ограничителей в законодательстве хотя бы одного из двух государств должно быть, как минимум, три:
– отказ от прежнего гражданства как условие приобретения «своего» гражданства;
– прекращение «своего» гражданства как следствие приобретения какого-либо иного гражданства;
– непредоставление «своего» гражданства по рождению, если ребенок приобретает по рождению гражданство какого-либо иностранного государства.
При этом декларативные положения закона, например, о «непризнании двойного гражданства» или о возможности выдачи «разрешения на приобретение другого гражданства» сами по себе не исключат его возникновения, если не будут дополнены вышеупомянутыми ограничителями.
Обстоятельствами, способствующими возникновению двойного гражданства, являются миграционные процессы, целенаправленное привлечение мигрантов на свою территорию и связанное с этим терпимое отношение к наличию у них иностранных паспортов (Израиль), смягчение условий предоставления гражданства по этническим признакам (Германия, Греция) и по брачным отношениям, рождение детей с двойным гражданством в так называемых «смешанных» браках и т.д.
Государства, не исключающие двойного гражданства, в правоотношениях с «двойными гражданами» исходят, как правило, только из наличия у этих граждан «своего» гражданства. Примером этого может служить прежний российский Закон о гражданстве от 28.11.1991 г. (ст.3, ч.1), в соответствии с которым за гражданином Российской Федерации «не признается принадлежность к гражданству другого государства». Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.6, ч.1) аналогично определяет, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается «только как гражданин Российской Федерации». Оба закона содержат оговорки в отношении случаев, предусмотренных международными договорами. Новацией является оговорка в Законе от 31.05.2002 г. в отношении случаев, предусмотренных федеральным законом, из которой следует, что при законодательно определенных обстоятельствах гражданин России, имеющий иное гражданство, может рассматриваться как иностранец и соответственно ограничиваться в правах.
Оба российских закона о гражданстве (прежний и новый) не содержат полного набора упомянутых выше ограничителей и, следовательно, не исключают возникновения на практике двойного гражданства. Частичное ограничение введено в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. (ст.13, ч.1, п.«г»): одним из условий приема в российское гражданство является обращение заявителя в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства. Приобретение же гражданином России иного гражданства не влечет прекращения российского гражданства, что особо подчеркивается в п.2 ст.6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г. Не требуется отказа от иного гражданства при приобретении российского гражданства по рождению и при приеме детей в гражданство РФ (ст.12 и ст.14, ч.2 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.).
Международные соглашения, касающиеся двойного гражданства, как правило, не создают особых условий для его возникновения, а лишь констатируют его наличие у отдельных граждан на основе внутреннего законодательства сторон и регулируют связанные с этим практические вопросы (служба в армии, упрощение оформления проживания при переезде из одной страны в другую и т.п.).
Штраф и ответственность за двойное гражданство в России в 2022 году
Конституционное право Российской Федерации не запрещает иметь сразу несколько гражданств других стран одновременно. Но достаточно часто можно услышать, что российские миграционные органы наложили штраф на лицо, имеющее двойное гражданство. Почему это происходит, давайте разбираться.
Двойное гражданство в Российской Федерации
На сегодняшний день существует два понятия, которые сами по себе различны, но простые обыватели их достаточно часто объединяют в одно и путают:
- Двойное гражданства;
- Два гражданства.
Дело в том, что в России под двойным гражданством имеется ввиду наличие у лица гражданства России и гражданства той страны, с которой у России заключено специальное соглашение. Таких стран на сегодняшний день две – Туркмения и Таджикистан.
Два гражданства – это явление, когда у гражданина имеется два или более гражданств одновременно, но без заключённого между этими государствами мирового соглашения, позволяющего иметь двойное гражданство. То есть для России два гражданства могут иметь граждане всех стран кроме Туркмении и Таджикистана.
Важно ! Наличие у гражданина гражданства одного из них и Российского гражданства такие называется бипатризмом.
Обязанности граждан с двойным гражданством
Для лиц, имеющих именно двойное гражданство, законодательство предусмотрело выполнение обязанностей перед обеими странами. Так, например, проживая на территории России мужчина с двойным гражданством на равне с простым гражданином должен отслужить в армии, но, если же он проживает на территории Туркмении или Таджикистане, то аналогичное обязательство возникает у него именно здесь. Те же условия касаются и сферы налогообложения: двойной гражданин платит налог в казну государства, в котором проживает на данный момент.
Обязанности гражданина России при получении второго гражданства
Обязанности гражданина России, имеющего дополнительно второе гражданство, ничем не отличаются от обязанностей обычного россиянина. Однако, одно отличие все же есть: если российский гражданин решил пойти на получение второго гражданства в другой стране, то у негопоявляется новая обязанность – информирование государства Российской Федерации о своём решении и его результатах. Однако, очень часто такие россияне не желают это делать и стараются всячески скрыть сей факт.
Важно ! Кроме того такие личности, получив гражданство другой страны, становятся обязанными выполнять свои обязательства и перед этой страной. Таким образом, уплачивать налоги и пошлины такой гражданин будет обязан в казну сразу обоих государств. Так же, отслужив в вооруженных силах России, лиц мужского пола могут призвать и в той стране, где он недавно получил гражданство.
Информирование миграционной службы России о получении россиянином второго и более гражданств
Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации позволяет иметь российским гражданам второе гражданство, а точнее не запрещает этого, перед такими лицами существует определенная обязанность, о которой говорилось выше – своевременное информирование родного государства о наступлении такого случая, иначе на данное лицо будет наложена определенная ответственность.
Чтобы донести информацию до Государственных органов России, необходимо отправить своего рода уведомление. Его направляют в органы миграционной службы – ГУВМ МВД России. При этом должно быть соблюдено одноиз следующих условий:
- Временное ограничение предполагает информирование в течение 60 календарных дней с момента получения второго гражданства лицами, проживающими в России;
- Временное ограничение на информирование для лиц, не проживающих в России, составляет не более 30 дней с момента пересечения границы Российской Федерации.
В случае просрочки вышеуказанных сроков или полного сокрытия факта получения второго гражданства такой россиянин будет наказан согласно российскому законодательству. Все дело в том, что и Конституция и ФЗ «О двойном гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 года N62-ФЗ не предусматривают какого-либо наказания, но поправки в законодательстве от 2014 года внесли изменение в систему информирования и добровольного отказа от него, а так же механизм наказания за неисполнение статей закона.
Ответственность за нарушения законодательства Россиив сфере информирования органов госвласти о втором и более гражданстве
Люди, которые преднамеренно сокрыли факт получения второго гражданства либо не смогли во время проинформировать об этом миграционную службу России являются нарушителями закона. В настоящий момент для таких нарушителей предусмотрено два варианта ответственности:
- Административная ответственность;
- Уголовная ответственность.
Административная ответственность наступает в случае, когда уведомление имеет изъяны, но все же подано. При этом предусматриваютсяштрафные санкции при следующих нарушениях:
- Подача заведомо ложных сведений;
- Неполное предоставление информации;
- Просрочка направления уведомления.
Размер штрафа в этом случае варьируется от 500 до 1000 рублей.
К привлечению к уголовной ответственности прибегают в том случае, если гражданин целенаправлено скрывает факт получения двойного гражданства.
Важно ! Стоит снова уточнить, что ответственность наступает не за двойное гражданство, а за его сокрытие.
Уголовная ответственность предусматривает два вида наказания:
- Штраф в размере двухсот тысяч рублей или в размере годового дохода нарушителя;
- Обязательные общественные работы сроком до 400 часов.
Меры по поимке правонарушителей
В настоящий момент проверить таких правонарушителей достаточно трудно, поскольку единой базы граждан, получающих второе гражданство, нет и в принципе быть не может. Однако, вычислить нарушителя все же можно, например, на паспортном контроле в аэропорту или на пограничных блок-постах. Так же определить нарушителя можно при переводе им денежных средств за границу. Однако, последний метод возлагается на банковские организации, добросовестность которых ни разу не проверялась.
Есть ли в России штраф за двойное гражданство в 2022 году
Предполагается, что каждый человек, проживающий на нашей планете, является гражданином какого-то государства. Но мир состоит из противоречий, и вот одно из них: у кого-то нет и одного гражданства (в народе по отношению к ним прижился термин «человек мира», закон же оперирует понятием «лицо без гражданства»), а кто-то является счастливым обладателем двух или даже трёх (так называемое «двойное гражданство»). Остановимся на последнем более подробно и выясним: предусмотрен ли штраф за двойное гражданство в России в 2022 году, а если нет, то какие требования предъявляются к тем, кто обзавелся еще одной родиной.
Понятие двойного гражданства в РФ
Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно обратиться к законодательству. Основными документами, определяющими этот статус и его особенности, являются Конституция РФ и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Кроме того, в них также можно найти исчерпывающую информацию о том, что грозит за двойное гражданство в России.
Итак, какова же принципиальная позиция России?
Ни один из законодательных актов не запрещает россиянину стать гражданином другого государства. Однако вне зависимости от того, сколько у человека паспортов, с точки зрения законодательства РФ он считается гражданином российского государства и обязан жить по его законам.
Исключение составляют случаи, когда двойное гражданство получено в соответствии с международным соглашением: при наличии такого договора его положения приоритетны.
Несмотря на отсутствие жестких запретов, последствия двойного гражданства в России могут быть весьма неприятны: будучи гражданином другой страны, невозможно устроиться на государственную службу, а также стать членом избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Если вы планируете принять гражданство другого государства, то о том, как и к чему в этом случае готовиться, а также о тонкостях множественного гражданства можно узнать из материала о двойном гражданстве в РФ .
Запрещен ли бипатризм в России
Бипатризм и двойное гражданство – близкие по значению понятия, но все же одно не равно другому. Под бипатризмом понимается наличие гражданств двух и более государств (соответственно их обладатели именуются бипатридами). Двойным же гражданство будет называться только в том случае, если оно приобретено на основании международных договоров. Но наше законодательство не содержит никакой классификации и отождествляет эти категории, оперируя термином «двойное гражданство».
Тем не менее нужно сказать пару слов о международных соглашениях: они предполагают, что если человек является гражданином обеих стран-участниц, эти гражданства равноценны. При этом чтобы стать гражданином одной страны, не нужно отказываться от этого статуса в другой.
К слову, о приобретении и отказе от статуса гражданина: алгоритм действий для россиян и гостей нашей страны не одинаков. Иностранцу, желающему пополнить ряды российских граждан, перед тем как обратиться с этим вопросом в уполномоченные органы, придется отказаться от прежнего гражданства. Ситуация же, когда гражданин Российской Федерации приобрел гражданство другой страны, влечет лишь обязанность уведомить соответствующие инстанции о том, что это произошло.
Уведомление миграционных органов
Вступление в гражданство другой страны нашими соотечественниками не может и не должно стать тайной: требования закона таковы, что новоиспеченный россиянин-иностранец должен обязательно сообщить об этом в миграционные органы.
Прочитайте подробнее о том, куда и как подавать уведомление о двойном гражданстве .
На выполнение этого требования отводятся вполне разумные сроки. Если международные соглашения не содержат иных указаний, то уведомление должно быть подано в течение:
- 60 дней с момента получения гражданства иностранного государства (для тех, кто проживает в РФ);
- 30 дней с момента пересечения границы РФ (для тех, кто проживает за пределами нашей страны).
В случае уклонения предусмотрена ответственность за неуведомление о двойном гражданстве. Собственно, удивляться нечему: с точки зрения законодательства это грубое нарушение, за которое придется отвечать.
Предусмотрена ли ответственность
Каждая страна вправе выбирать, как относиться к двойному гражданству: разрешать, запрещать или допускать с некими оговорками и условиями. Единого мнения по данному вопросу нет. Однако, поскольку данная статья посвящена Российской Федерации, нелишне было бы ознакомиться с законодательными документами и все же выяснить, чем грозит двойное гражданство в РФ.
Вообще говоря, столь разные взгляды государств на этот вопрос вполне обоснованны: при наличии не одного гражданства автоматически возникают такие проблемы, как, например, уплата налогов и воинская обязанность. Помимо упомянутых «куда платить налоги?» и «где служить, отдавая долг родине?» может возникнуть еще миллион вопросов, которые придется как-то регулировать. Чтобы избежать хаоса и путаницы, многие государства просто-напросто запрещают иметь второе гражданство. Что же насчет России?
Есть ли необходимость испытывать судьбу и какая ответственность за двойное гражданство в России – примерно такие вопросы должен задать себе тот, кто собирается получать паспорт другого государства. К радости тех, кто грезит получением иностранного паспорта, российское законодательство весьма лояльно: никаких штрафов или санкций за само наличие иного гражданства не предусмотрено. Более того, лишаться статуса гражданина РФ также не придется. Собственно, этих аргументов вполне достаточно, чтобы человек утвердился в своих намерениях и не думал о том, какое наказание за двойное гражданство в России и какие неприятные сюрпризы могут его поджидать.
Итак, еще раз подчеркнем, что россиянам разрешено иметь два, три и более гражданств. Сам факт их наличия никак не порицается и уж тем более не влечет негативных последствий. Но дело принимает совсем другой оборот, если обладатель иностранного паспорта не известил о множественном гражданстве миграционную службу (то есть подразделение МВД РФ).
Административное наказание
Начнем с административной ответственности, которая распространяется на соотечественников, имеющих статус гражданина иностранного государства, но нарушивших порядок уведомления госорганов.
К нарушениям относится:
- предоставление заведомо ложных сведений;
- предоставление неполной информации;
- несоблюдение сроков подачи уведомления.
В КоАП РФ содержится статья за сокрытие двойного гражданства (ст. 19.8.3), в соответствии с которой любое из указанных нарушений наказывается штрафными санкциями от 500 до 1000 рублей.
Уголовное наказание
Административная ответственность распространяется на те случаи, когда уведомление пусть с нарушениями, но подано. Если же человек игнорирует требования законодательства и не спешит с визитом в МВД, наступает уголовная ответственность за двойное гражданство в России. Опять-таки уточним: отвечать придется не за факт наличия двойного гражданства, а за то, что государство не было извещено об этом.
- штраф – его размер может достигать 200 000 рублей или же исчисляется суммой дохода (за период до одного года) нарушителя;
- обязательные работы (до 400 часов).
Проверка нарушителей
Надо сказать, что такие мероприятия, как целенаправленная проверка лиц-бипатридов, не проводятся, единая база пока отсутствует. Иными словами, выявить тех, кто должен понести ответственность за сокрытие второго гражданства, крайне сложно. Нарушителей вычисляют, как правило, в момент прохождения процедуры паспортного контроля (в аэропорту или на пограничных пунктах пропуска) или, например, при переводе денежных средств за границу (обычно эта функция возлагается на соответствующие службы банков, но о качестве исполнения можно только догадываться).
Отказ от второго гражданства
Наряду с вступлением в гражданство некой страны существует и обратная процедура, но лишь немногие что-то о ней слышали, а еще меньше знают, как отказаться от второго гражданства. В связи с этим и рассмотрим, что необходимо делать в данной ситуации. Алгоритм действий следующий:
- Обратиться в уполномоченный орган соответствующей страны с ходатайством о выходе из гражданства. Разумеется, при этом недопустимо наличие задолженности перед государством или уголовного преследования.
- Уплатить госпошлину за рассмотрение ходатайства.
- Получить официальный документ, подтверждающий утрату статуса гражданина.
Приказ 450 о двойном гражданстве: Видео
Какая ответственность предусмотрена за двойное гражданство в РФ?
В Российской Федерации двойное гражданство не запрещено. Не существует и ограничений, касающихся количества гражданств. Россиянин может одновременно являться гражданином нескольких стран. Но в России предусмотрена ответственность за несвоевременное уведомление о двойном гражданстве. В этой статье разберем понятие двойное гражданство.
Законодательная база
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
- Позвонить:
- Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74
Законодательное регулирование данного понятия осуществляется законом «О гражданстве в Российской Федерации» и соответствующей статьей Конституции. Эти документы допускают, что гражданин РФ может иметь основной документ иного государства, но при этом основным будет гражданство Российской Федерации.
Смысл словосочетания «двойное гражданство» в праве одного лица обладать гражданством двух или более государств не зависимо от своего постоянного места жительства. На российской территории статус двойного гражданства легализован только с двумя странами: Таджикистаном и Туркменистаном.
Таким образом, по российским законам гражданин может иметь паспорт иностранного государства, но при этом легальный статус «двойное гражданство» существует только для двух вышеуказанных стран.
Согласно межгосударственной договоренности между РФ, Таджикистаном и Туркменистаном гражданам этих стран предоставляется возможность приобрести гражданство другой стороны – участницы соглашения, сохранив при этом ее собственное.
В частности согласно вышеуказанной договоренности, «двойные» граждане, обладают всеми правами, социальными гарантиями и обязанностями того государства, где они постоянно проживают.
18.05.2015 прекратило свое действие соглашение между РФ и Туркменистаном. Все граждане, получившие двойное гражданство до этой даты, сохраняют его.
Важно! Действующим законом о гражданстве РФ (ст.6), предусмотрено право гражданина сохранять российское гражданство при приобретении им дополнительного гражданства иностранного государства.
Как подать уведомление?
В 2014 основной закон о гражданстве РФ откорректировали. Согласно новым изменениям, российский гражданин, который получил паспорт иного государства, вид на жительство или другое законное основание на законное нахождении на территории другой страны, обязан сообщить об этом обстоятельстве в органы МВД по месту своего фактического пребывания. Срок уведомления – 60 дней с даты получения основного документа или ВНЖ.
Важно! Если россиянин постоянно проживает на территории иностранного государства, уведомление о получении дополнительного гражданства он будет должен предъявить только при возращении в Россию. Срок подачи уведомления: не позднее 30 дней с даты пересечения российской границы при въезде на территорию РФ.
Уведомить органы МВД о факте получения двойного гражданства обязан каждый дееспособный гражданин, достигший совершеннолетия. Для несовершеннолетних и недееспособных лиц, обязательство подачи заявления перекладывается на их законных представителей.
Необходимые документы
Действующий образец бланка заявления о двойном гражданстве можно скачать на официальном сайте ФМС РФ. Он существует в двух вариантах. Первый предназначен для дееспособных лиц, достигших 18 лет. Второй для иных категорий граждан.
К заявлению прикладывается:
- российский паспорт;
- иностранный паспорт или документ, дающий законное на проживание в другой стране;
- постановление о присвоении статуса «гражданин иностранного государства»;
При подаче заявления за недееспособного гражданина или ребенка, не достигшего 18 лет, к нему дополнительно прикладываются документы законного представителя, а также:
- свидетельство о рождении ребенка;
- подтверждение из органов опеки;
- доверенность на представителя, заверенная у нотариуса.
Ответственность за неуведомление
Целью предоставления данных о получении паспорта другой страны является не привлечение к ответственности, а необходимость создания общей информационной базы. Ответственность предусмотрена не за двойное гражданство, а за сокрытие или несвоевременную подачу уведомления.
К нарушителям за неуведомление о двойном гражданстве могут применить следующие виды ответственности:
- Административную. За уклонение или за несоблюдение порядка подачи заявления, т.е. не соблюдены сроки, подана недостоверная или неполная информация.
- Уголовную ответственность. Если факт двойного гражданства был намеренно скрыт.
Административная ответственность за нарушение порядка подачи уведомления предусматривает наказание в виде штрафа, который составит от 500 до 1000руб.
Административная ответственность за уклонение от подачи заявления предусматривает:
- штраф в размере 200тыс.руб. или среднегодового дохода виновного;
- общественных работ в размере 400 часов, если у виновного нет постоянного места работы.
Уголовная ответственность предусматривает наказание в виде лишения свободы до 3 лет. Причиной сокрытия информации может быть:
- участие в выборах;
- поступление на государственную службу или должность, которая запрещает наличие второго гражданства.
Способы проверки нарушителей
Проверка может проводиться государственными органами, как правило, среди служащих государственных структур. Запрет на наличие двойного гражданства действует в органах управления различного уровня и в силовых структурах.
Отсутствие проверок не освобождает от штрафа лиц, не подавших уведомление о наличии двойного гражданства.
К группе лиц, которые не обязаны подавать уведомление, относят:
- российских граждан, имеющих постоянное место жительства на территории другой страны;
- граждан государств, подписавших документ, легализирующий двойное гражданство (в случае с Россией примером может служить Таджикистан).
Отказ от российского гражданства
Порядок отказа от российского гражданства закреплен в федеральном законе №62 от 31.05.2002. Таким правом обладает каждый гражданин, без объяснения причин отказа. Данный документ предусматривает две схемы выхода из российского гражданства:
- стандартную;
- упрощенную.
Упрощенная форма применяется:
- для лиц, проживающих на территории иного государства;
- несовершеннолетних, чьи законные представители являются иностранными гражданами.
Для отказа в реализации права осуществить отказ от российского гражданства могут послужить следующие обстоятельства:
- имеющиеся в наличии невыполненные обязательства (например, уклонение от срочной службы в армии, задолженность за коммунальные услуги, бесплатное обучение, неуплаченные налоговые платежи и другое);
- действующий статус обвиняемого или осужденного;
- отсутствие у гражданина права законного проживания в другом государстве и не предоставление гарантий, что это право будет получено после отказа от российского гражданства.
Основанием для получения гражданства другой страны часто выступает свидетельство об отказе от российского гражданства, заверенное у нотариуса.
Обратите внимание! За отказ от гражданства предусмотрена уплата налога в размере 3500 руб.
При последующем восстановлении гражданства, бывший российский гражданин будет проходить данную процедуру на общих основаниях, предусмотренных для вступления в гражданство РФ. Срок проживания на территории России для бывших граждан составит 3 года, а не 5 лет, установленных общей процедурой.
Институт двойного гражданства и правовые аспекты
Современные двусторонние отношение между странами предполагают наличие такого понятия, как двойное гражданство. Легализация статуса гражданина двух и более иностранных государств осуществляется на уровне межправительственных соглашений и договоренностей. В качестве примера таким соглашением может быть договоренность между Россией и Таджикистаном. Подобные соглашения призваны регулировать такие важные моменты жизни людей, как:
- воинская обязанность;
- уплата налоговых платежей;
- предоставление социальных гарантий.
Отсутствие подобных соглашений создает «правовой вакуум», создавая дополнительные трудности и разногласия в отношениях между странами, привнося в жизнь «двойных» граждан дополнительные сложности.
При отсутствии дополнительной договоренности, выраженной специальным соглашением между странами, приоритет в осуществлении прав и обязанностей, как правило, отдается тому государству, на территории которого проживают вышеуказанные лица.
Двойное гражданство запрещено в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Китай, Норвегия, Южная Корея.
Неосуществление права на двойное гражданство выражается в следующих ограничениях:
- отказ от предшествующего гражданства, как обязательное условие получения нового;
- автоматический выход из гражданства при получении такового в другой стране;
- отказ предоставлении статуса гражданина по рождению, если новорожденный одновременно получает право на гражданство иной страны.
Заключение
В Российской Федерации двойное гражданство не запрещено. Но находясь на территории России, лица с двойным гражданством являются для государства только российскими гражданами. Не учитываются возможные социальные и экономические аспекты, присутствующие из-за наличия у россиянина паспорта другого государства.
Данная ситуация возникает по причине отсутствия соглашений между странами о легализации двойного гражданства. Ответственность за двойное гражданство предусмотрена российским законодательством только в случае, если гражданин не уведомил государственные органы о данном факте.
Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.
Регистрация по месту жительства
Разделы:
Что такое “место жительства”?
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (далее – Закон № 5242-I) к понятию “место жительства” относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст. 20 ГК РФ, который определяет понятие “место жительства” как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.
Что такое “жилое помещение”?
Жилым помещением, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.
В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 года № 13-П регистрация граждан по месту жительства может осуществляться в строениях, пригодных для постоянного проживания, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения.
При этом необходимо обратить внимание на использование выражения “пригодных для постоянного проживания“. Так, апелляционным определением Московского областного суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-16491/2013 было установлено, что в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в регистрации по месту жительства, отказано правомерно, поскольку при обращении в миграционный орган по вопросу регистрации в садовом доме никаких сведений о том, что спорный дом пригоден для постоянного проживания в нем, заявитель не представил.
![]() Узнать больше |
Аналогичным апелляционным определением Пермского краевого суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-7153 было установлено, что суд предыдущей инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования принять решение о регистрации заявителя по месту жительства, поскольку отсутствуют доказательства того, что жилое строение, расположенное в садоводческом товариществе, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания. При этом суд указал, что даже регистрация права собственности на дом с указанием на то, что его назначение жилое не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.
В то время, как суды отказывают гражданам в праве на регистрацию в домах на дачных участках, по результатам нашего опроса 29% опрошенных хотели бы зарегистрироваться в своем дачном доме.
Сроки и порядок регистрации по месту жительства
Следует помнить, что в отличие от регистрации по месту пребывания (проживание без которой допускается в течение 90 дней), при изменении места жительства граждане обязаны в семидневный срок подать заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6. Этот срок установлен ст. 6 Закона № 5242-I.
При этом необходимо предъявить:
- паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
- документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.
В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с заявлением о снятии с регистрационного учета. Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.
Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.
Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.
Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства
Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации” предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.
Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 26 сентября 2013 г. по делу № 11-31434 было указано, что в иске о признании права пользования жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, так как договор найма жилого помещения не содержит волеизъявления наймодателя и собственника жилого помещения на регистрацию истца по месту жительства. При этом суд проигнорировал факт того, что договор найма был заключен представителем собственника.
Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иной правовой позиции, в соответствии с которой договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла нормы права, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в Решении ВС РФ от 27 августа 2003 года № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489.
Аналогичный смысл имеет апелляционное определение Курского областного суда от 27 сентября 2012 года по делу № 33-2255-2012, который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения ст. 20 ГК РФ и ст. 6 Закона № 5242-I, правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства.
Стоит отметить и выраженную в Определении КС РФ от 28.03.2003 г. № 102-О позицию: “Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.
Кроме того, нормы законодательства, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства.”
Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 14 августа 2013 года по делу № 11-25951 было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.
По аналогичному спору было вынесено Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2013 года по делу № 11-16620, которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.