Русский дом в Берлине: история создания, библиотека, музей и студии

Русский дом в Берлине: история создания, библиотека, музей и студии

Российский Дом науки и Культуры в Берлине

Российский дом науки и культуры в Берлине (РДНК) – крупнейший зарубежный культурный институт в мире. Около 200 тысяч человек ежегодно принимает участие в программах и мероприятиях РДНК, среди которых музыкальные фестивали, кинопросмотры, художественные и фотовыставки, научные семинары, презентации, концерты. У нас работает библиотека, детские музыкальные, танцевальные, художественные студии, клубы по интересам.

Работа РДНК нацелена на ознакомление граждан Германии с достижениями российской культуры и науки, внешней политикой и общественной жизнью России, сохранение и развитие национально-культурной самобытности российских соотечественников в Германии, содействие функционированию и развитию системы изучения и поддержки русского языка, представление российских образовательных услуг и расширение российско-германского сотрудничества между образовательными и научными центрами.

РДНК оказывает поддержку всем гражданам Германии, интресующимся российской культурой и наукой, участвующим в развитии российско-германского гуманитарного сотрудничества – всем тем, кто хочет лучше узнать Россию, владеть русским языком и заниматься его преподаванием.


Время работы Русского Дома в Берлине:
ежедневно с 09.00 до 20.00.

Время работы билетной кассы: ежедневно с 10.00 до 19.00.

Для детей из смешанных семей, семей соотечественников и для тех, кто хочет владеть русским языком как иностранным Русский Дом предлагает курсы русского языка для детей 6-12 лет.

За время обучения дети получат следующее:

  • курс русской грамматики и фонетики;
  • развитие и навыки по всем видам речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение);
  • общий разговорный курс в рамках тем бытового и культурно-страноведческого характера;
  • практическое свободное общение и преодоление языкового барьера

Занятия ведут филологи, преподаватели русского и литературы с большим опытом работы в области преподавания русского языка как родного и как иностранного.

Для справок и регистрации:

Тел: 030/20 30 22 47, 030 / 20 30 22 48, факс: 030/204 40 58
E-Mail: russisch@russisches-haus.de

Библиотека расположена на 4 этаже Российского дома науки и культуры. Пользоваться ей может любой желающий при наличии абонемента.
К услугам наших гостей книжный фонд, состоящий из более чем 20 тысяч томов книг, периодические печатные издания, видеоматериалы на DVD и CD. Основная часть изданий русскоязычные, однако имеется также значительное количество произведений на немецком языке.
Фонд библиотеки постоянно обновляется: осуществляется подписка на 19 российских журналов и газет, издаваемых в России и Германии, регулярно приобретаются новинки художественной и научно-популярной литературы.
В библиотеке имеется доступ в Интернет.

Дополнительно предоставляется возможность доступа к проекту «ЛитРес: Библиотека». Благодаря этому читатели могут на своих устройствах (ПК, планшеты, телефоны) читать новинки бестселлеров, книг-лауреатов, а также русскую классику.

При библиотеке работает виртуальный филиал Государственного Русского музея. Его посетители могут совершать виртуальные экскурсии по дворцам Русского музея, знакомиться с историческими реконструкциями утраченных интерьеров и даже “входить в картину”, становясь участником изображенных событий.

Часы работы:

Вторник-пятница – 10:00 – 17:00

Перерыв на обед – 13:00 – 14:00

Российский дом науки и культуры в Берлине располагает разнообразными возможностями для проведения досуга.

При РДНК работают:

– музыкальная студия (уроки фортепиано для детей и взрослых, сольфеджио, раннее музыкальное воспитание для детей 4-5 лет, хор)

– школа истории искусств,

– изостудия для детей и взрослых,

– студия балета и бального танца,

– фитнесс-йога для женщин.

Продробную информацию и контакты студий вы можете найти на нашем сайте http://russisches-haus.de/ru/

Проект «Русская Германия. История в следах» – это радиопутешествие по страницам истории русской Германии: по ее памятным местам, именам и событиям, связанным с русским языком и нашими известными соотечественниками, которые в разное время жили и творили в Германии, обогащали ее культурную и политическую жизнь, и вписали свои великие имена в её историю.

Проект «Русская Германия. История в следах» представляет собой цикл радиопередач, посвящённый ретроспективному обзору российско-германских культурно-исторических связей, развивавшихся на протяжении нескольких столетий.

Каждый эфир выстраивается вокруг события, персоналии или памятного места, связанного с Россией и повлиявшего на культурные или политические процессы в Германии. В рамках цикла подготовлены и выпущены в эфир передачи, целой плеяде российских деятелей, сыгравших заметную роль в жизни не только столичного региона, но и других немецких земель.

Тематика события и процессы в Берлине, Баварии, Баден-Вюртемберге, Гамбурге, Гессене, Саксонии и Северном Рейне-Вестфалии и других землях Германии. Такой подход демонстрирует многообразие и прочность культурных, научных и политических связей России и Германии, взаимно обогащавших друг друга на протяжении долгого времени.

Хронологически цикл охватывает времена с первой половины XVI в., когда в Лейпцигский университет записался первый русский студент, до наших дней. Это говорит о долговечности и прочности русско-немецких связей.

Подготовка программ и необходимых материалов осуществляется при участии московского историка и писателя, автора книги «Русский Берлин» (Издательство «Вече», 2010г.) – Александра Попова.

«С начала 20-х годов прошлого столетия в историческом лексиконе прочно закрепилось понятие «Русский Берлин». Поначалу это был своего рода «город в городе». У него были свои улицы, рестораны, магазины, театры, банки, газеты, журналы, даже что-то похожее на «границы». Со временем многие эмигранты разъехались по другим городам Германии, где появились свои центры русской культуры. Так образовалась «Русская Германия». Но фактически ее становление началось намного раньше. Русские бывали в Германии и жили в ней задолго до тех бурных лет. Это были не только эмигранты, но и российские дипломаты, писатели, художники, артисты, студенты… Сегодня русская диаспора неотъемлемая часть культурно-политического ландшафта Германии со своей историей, экономикой, со своими легендами и мифами. Им посвящен цикл радиопередач проекта «Русская Германия. История в следах». Александр Попов

Читайте также:
Новые правила получения шенгенской визы c 1 января 2022 года – что нужно знать?

Радиоэфиры на русском языке.

Записи радиоэфиров и подкасты доступны на официальных страницах проекта:

А также на сайте и YouTube-канале Русского дома:

Музейный остров: собрание сокровищ Берлина

На острове находятся 5 знаменитых музеев: Старый музей, Новый музей, Пергамский музей, Старая национальная галерея и музей Боде.

Где только не располагаются музеи: во дворцах, в особняках, в бывших электростанциях и хлебокомбинатах. Но слышали ли вы когда-нибудь о целом острове музеев? А такой действительно существует, и находится он в Берлине. Музейный остров или, как его называют немцы, Музеум инзель, расположен в Берлине на острове Шпрееинзель на реке Шпрее. Точкой отсчета создания Музейного острова считается 1797 год, когда археолог Алоис Хирт предложил королю Фридриху Вильгельму II основать музей, где могли бы разместиться произведения искусства античного периода и Нового времени. Король пораздумал и согласился, издав в 1810 году указ о создании «публичного собрания тщательно отобранных произведений искусства». Само собой, в основу этого собрания легла личная коллекция Фридриха Вильгельма II.

Старый музей

Первым музеем, построенным на Музейном острове, стал Старый музей. Он был открыт в 1830 году (до 1845 музей назывался Королевским). Комиссией по возведению музея руководил сам Вильгельм фон Гумбольдт, знаменитый филолог, философ и государственный деятель. Здание музея было построено по образу и подобию портика в Афинах: крытая галерея, ряд колонн на главном фасаде. Не обошлось и без еще одной отсылки к античности: купол здания первоначально представлял собой точную полусферу, идею которой взяли от римского Пантеона. В Старом музее хранится большое собрание произведений древнегреческого искусства, например, там можно посмотреть на древних Кикладских идолов (Кикладская цивилизация относится к бронзовому веку, примерно 3−2 тысячелетие до н. э.). Известен также отдел этрусского искусства.

Старый музей. Источник: wikipedia.org

Новый музей

Новый музей был построен в 1843—1855 годах. Во время Второй Мировой войны именно ему досталось больше всего — Новый музей был почти полностью разрушен и дольше всего лежал в руинах. Эти обломки даже называли «позорным пятном» Берлина. После восстановления в 2009 году в здание переехал Египетский музей и собрание папирусов. В период разделения Германии разделилось и собрание музея — часть осталась в Берлине, а часть отправилась в Шарлоттенбург. К 2005 году собрание объединилось, вернулись в Берлин многие важные экспонаты.

Любителям древностей есть на что посмотреть в Новом музее. Например, там хранится знаменитый бюст Нефертити, созданный примерно в середине XIV века до нашей эры. Здесь же выставлен необычный экспонат — так называемая Берлинская зеленая голова. Скульптура представляет собой голову зрелого мужчины, изготовленную из твердого песчаника серого цвета. Датировать это изображение принято 350 годом до н. э.

Пергамский музей

Пергамский музей был построен уже в XX веке — он был открыт в 1930 году. В первую очередь музей был создан для расположения в нем Пергамского алтаря. Этот алтарь был возведен как памятник в честь победы пергамского царя Аттала I над галатами. Считается, что построен он был царем Эвменом II примерно во II веке до н. э. Кому именно был посвящен памятник, понять сложно, но, по самой распространенной версии, Пергамский алтарь является посвящением Зевсу. Алтарь украшен рельефными изображениями, главная тема которых — борьба богов с титанами.

Пергамский музей. Источник: wikipedia.org

Кроме Пергамского алтаря в музее находятся произведения искусства из собрания Переднеазиатского и Исламского музея. Например, в числе экспонатов последнего, можно назвать Фриз из Мшатты. Фриз — это декор в виде горизонтальной полосы, который обрамляет часть архитектурного сооружения. Фриз из Мшатты датируется серединой VIII века, он украшал дворец Мшатту в пустыне Иордании.

Старая национальная галерея

Старая национальная галерея была создана в 1861 году на основе собрания Иоганна Генриха Вагенера. Здание галереи было построено в 1869—1876 годах по эскизу самого короля Фридриха Вильгельма IV. Ему же посвящен конный памятник прямо перед зданием галереи. В самой галерее выставляются многочисленные произведения классицизма и романтизма, например, знаменитая работа Каспара Давида Фририха «Монах у моря», бидермейера (ответвление романтизма), французского импрессионизма, например, полотна Эдуара Мане и Клода Моне. Известная также скульптура Иоганна Шадова «Кронпринцесса Луиза и принцесса Фридерика».

Музей Боде

Музей имени кайзера Фридриха открылся в 1904 году. Необычное здание музея представляет собой неправильный треугольник, но благодаря стараниям архитектора производится впечатление, что здание имеет форму равнобедренного треугольника. Венчает здание музея округлый купол.

Музей Боде. Источник: wikimedia.org

Музей включает в себя большое собрание скульптур, в числе которых «Мария Иммакулата» Игнаца Гюнтера, скульптурная группа «Триумф креста», привезенная из церкви святого Морица в Наумбурге. Также в музее Боде расположен музей византийского искусства и монетный кабинет.

Герман Парцингер: «Между Пушкинским музеем и Государственными музеями Берлина много общего»

Герман Парцингер, президент Фонда прусского культурного наследия, в ведении которого находятся Государственные музеи Берлина, приехал в ГМИИ им. А.С. Пушкина, чтобы прочесть лекцию об опыте реконструкции берлинского Музейного острова и обсудить перспективы московского Музейного городка, создаваемого Пушкинским музеем. Екатерина Алленова расспросила профессора Парцингера об особенностях и проблемах реконструкций крупных музейных комплексов, судьбе «трофейного искусства» и самых длинных очередях в музеи.

Герман Парцингер перед входом в главное здание усадьбы Голицыных, которому предстоит стать домом для Галереи импрессионистов и постимпрессионистов ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фото: Екатерина Алленова / Артгид

Читайте также:
Архивы аэрофобия

Екатерина Алленова: Вы прекрасно знакомы с проблемами и задачами, которые сейчас решает Пушкинский музей, ведь Государственные музеи Берлина пережили множество реконструкций и реорганизаций. С какими трудностями может столкнуться ГМИИ? В частности, здесь ведется реконструкция памятников архитектуры XVIII–XIX веков. Насколько, например, могут быть оправданы их перестройка и внедрение новых современных архитектурных элементов?

Герман Парцингер: Прежде всего нужно сказать, что это уникальная возможность для Пушкинского музея — это огромный культурный комплекс, и коллекция его огромна, и, конечно, хочется показать из нее как можно больше. Такая реконструкция — это чрезвычайно сложный организационный процесс: архитектурный конкурс, планирование всех этапов работы, согласования. Архитектурные памятники, конечно, можно комбинировать с современными элементами. И если все будет хорошо сделано, музей станет чрезвычайно привлекательным местом в городе — я вижу огромный потенциал этого проекта реконструкции. И, конечно, этот процесс занимает много лет, мы в Берлине это очень хорошо знаем: реставрация Музейного острова — это в общей сложности тридцать или даже сорок лет. Всегда легче построить новое музейное здание на свободном пространстве, чем реконструировать уже существующий ансамбль, тем более расположенный в историческом центре города. Приспособить исторические здания к новейшим музейным требованиям — это, конечно, проблема, которую надо решить.

Е.А.: Главное здание ГМИИ строилось специально для музея, именно как музейное. В качестве параллели к нему можно вспомнить здание Нового музея в Берлине, построенное Фридрихом Штюлером в середине XIX века и считающееся образцом музейной архитектуры. Реконструировавший его Дэвид Чипперфилд получил за эту реконструкцию премию Миса ван дер Роэ. Насколько я знаю, он принципиально стремился сохранить все особенности здания XIX века и следы бомбардировок военного времени, по минимуму внедряя элементы современной архитектуры. Как вы думаете, в отношении нашего главного здания нужно действовать так же или нужно его модернизировать?

Г.П.: Это очень сложный вопрос, который следует хорошо продумать. Ваше главное здание — исторический и архитектурный памятник, каждое изменение, каждая деталь должны быть оправданы, и необходимо понимать, нужны они или нет. В принципе я думаю, что модернизация нужна. Например, в старых зданиях огромной проблемой является климат-контроль. Но слишком много менять тоже не нужно, потому что тогда характер этого музея изменится, станет не таким, как прежде. Ведь это памятник. Он построен в классицистическом стиле и напоминает об античности. Там, как я понял, предполагается показывать прежде всего археологические коллекции, и здание соответствует этой идее. Может быть, некоторые помещения стоит сделать чуть-чуть современнее, но самые главные залы, думаю, нужно сохранить как памятник.

Е.А.: Государственные музеи Берлина — это почти два десятка музеев в разных районах города, в том числе пять на Музейном острове. Какие задачи приходится решать, управляя не отдельным музеем, а большим музейным комплексом? Что самое главное? Реставрация и реконструкция исторических зданий и приспособление их к современным музейным требованиям? Получение и распределение финансирования? Умение решать проблемы администрирования и бюрократии?

Г.П.: Действительно, это самая большая культурная институция в Германии, это тысячи людей. И одной из главных проблем стало то, что коллекции из музеев, библиотек, архивов были разделены между Западным и Восточным Берлином, и после 1990 года, после объединения Германии нужно было перестраивать все структуры, объединять коллекции, рассеянные по разным местам, придумывать, как их разместить, как экспонировать, ведь есть и Музейный остров, и Культурфорум, есть район Далем, есть Шарлоттенбург, это работа для нескольких поколений, это очень долгий процесс реорганизации коллекций. И потом, приходится все время заниматься реставрацией зданий. До прошлого года мы реставрировали только старые здания прусского времени, ранее относившиеся в основном к Восточному Берлину, но сейчас нужно уже реставрировать и здания 1960–1970-х годов из Западного Берлина. Мы сейчас осуществляем более десяти реставрационных проектов, и, конечно, нам постоянно приходится общаться с политиками, с правительством и говорить, что денег не хватает. А когда реставрация затягивается из-за недостатка средств, то в конце концов она получается дороже. С другой стороны, у России и Германии есть схожая традиция: государство чувствует ответственность за реставрацию и развитие важных культурных институций и финансирует их. Если в Америке все делается, в основном, на спонсорские деньги, то у нас в Европе по-другому, и это важно.

Но нужно не только реставрировать и строить. Очень важный пункт — оцифровка и исследование коллекций и то, каким образом эти данные используются в научных и просветительских целях. Это легко сказать, но нелегко сделать, причем так, чтобы все работало и привлекало в музей публику. Проекты для музейной педагогики — это очень важно. При этом мы не можем заявить: «В ближайшие десять-пятнадцать лет мы будем только реставрировать старые здания и строить новые, а потом уже все остальное». Нужно делать все сразу, и это сложно. Думаю, в этом между Пушкинским музеем и Государственными музеями Берлина много общего.

Читайте также:
Каршеринг в аэропорту Шереметьево: как взять или оставить машину

Е.А.: Насколько самостоятелен каждый из музеев, входящих в Государственные музеи Берлина, с точки зрения администрирования, организации выставок, формирования коллекции, решения кадровых вопросов? ГМИИ им. А.С. Пушкина — это, по сути, также комплекс из отдельных «музеев» — Галерея стран Европы и Америки, Музей личных коллекций, Учебный музей, Мемориальная квартира Святослава Рихтера. А после реконструкции их, вероятно, станет еще больше, поскольку музей получил несколько новых зданий. Но формально эти «музеи» являются отделами ГМИИ, и у музея один директор, который всем управляет. Когда директором была Ирина Александровна Антонова, она контролировала все, вплоть до макетов пригласительных билетов и сувенирной продукции.

Г.П.: У нас пирамида. Государственные музеи Берлина управляются Фондом прусского культурного наследия. Наверху — президент фонда, это я. В принципе, можно сказать, что эта та должность, которую раньше занимал министр культуры Пруссии. Но Пруссии как исторической области уже нет, поэтому этот фонд основали в 1957 году в Западном Берлине для сохранения прусского наследия, и после 1990 года он стал управлять культурными институциями во всем Берлине. Под президентом — генеральный директор Государственных музеев Берлина, это Михаэль Эйзенхауэр. Далее у каждого из этих музеев свой директор. Но у нас есть нечто вроде закона, принятого еще в XIX веке, что музеи управляются советом директоров, который собирается раз или два в месяц. Я обсуждаю с государством бюджет и передаю его генеральному директору для составления плана. Он собирает директоров, и каждый из них выдвигает свои предложения. Конечно, генеральный директор в принципе должен контролировать все. Ну не каждую деталь, директора тоже хотят чуть-чуть самостоятельности.

Е.А.: И, наверное, каждому из них нужно для реализации музейных планов чуть-чуть больше денег, чем им выделяется.

Г.П.: А это уже конкурс идей. У каждого директора есть идеи, какие выставки он хочет делать. Но их все сделать невозможно. Есть более интересные идеи, есть менее, в зависимости от этого и распределяются деньги. Потом, в каждом музее есть кураторы-хранители, отвечающие за конкретные коллекции. Если, например, Пушкинский музей просит для выставки какую-нибудь картину из нашего музея, а хранитель говорит, что по состоянию сохранности ее никуда отправлять нельзя, то даже генеральный директор не сможет на это повлиять. То есть, с одной стороны, существует иерархическая структура, с другой — самостоятельность для директоров и кураторов. В принципе, все проблемы нужно решать вместе, но, как всегда, совместные решения — не обязательно лучшие ( улыбается ).

Е.А.: У нас в случае какого-то серьезного проекта, связанного с реконструкцией музея, просто ремонтом и даже изданием музейных или выставочных каталогов, институции обязаны проводить тендер. И часто по его итогам выбираются компании, которые предлагают самое дешевое решение, а не те, что предлагают наилучшее.

Г.П.: Да, это очень знакомо. У нас тоже многое решают конкурсы, и, конечно, не всегда выбирается самое хорошее, но почти всегда самое дешевое. Однако часто то, что сначала было дешевым, в конце концов обходится дороже.

Е.А.: Насколько широки полномочия директоров Музеев Берлина? Может ли директор конкретного музея, скажем, самостоятельно перераспределить выделенные ему средства или уволить неугодного ему сотрудника? Например, Джеффри Дейч, будучи директором Музея современного искусства Лос-Анджелеса, уволил главного куратора Пола Шиммеля по личным соображениям, после чего его самого вынудили уйти в отставку.

Г.П.: У нас, как, наверное, и у вас, очень жесткие механизмы финансового контроля. Все расходы контролируются нашей администрацией, то есть фондом, администрацией министерства культуры, администрацией министерства строительства и, в конце концов, министерства финансов. И хорошо, что существует такой контроль. С другой стороны, это все происходит очень медленно. Если бы музейное здание решил построить какой-нибудь очень богатый человек, он мог бы это сделать за два года. Но у нас как государственной организации это занимает лет шесть или семь.

Что касается кадровой политики, то в музеях это как всегда и везде — есть сотрудники, которыми вы довольны, и есть те, кем вы не очень довольны. Но у нас невозможно уволить сотрудника просто начальственным решением. Если он проработал в музее больше двух лет — не по краткосрочным контрактам, а в штате, — то его нельзя просто так уволить, если, конечно, он не совершит чего-то противозаконного. Может быть, в Америке легче выкинуть человека на улицу, а у нас это практически невозможно. Может быть, иногда даже и хочется ( улыбается ), — а невозможно.

Е.А.: Какова позиция фонда Прусского культурного наследия по вопросу возвращения искусства, вывезенного из России в Германию во время Второй мировой войны и по вопросу реституции вообще? В прошлом году в интервью Deutsche Welle вы сказали: «Официальные позиции России и Германии во взгляде на “трофейное искусство” противоположны. Если бы мы организовали выставку с “трофейными” вещами из России в Германии, Германия заявила бы свои права на эти вещи, это ясно».

Г.П.: Это сложный вопрос, который решается на самом высоком политическом уровне, но никак не решится — даже когда между Россией и Германией было полное взаимопонимание, всегда находились более важные проблемы. Ваша позиция ясна, позиция Германии тоже. Но я знаю, что было в России во время войны, и не могу просто так сказать, что «вы должны нам все вернуть». Если знать, что мы делали здесь. Это не были просто фашисты, это была Германия фашистов, и ответственность наша, то есть Германии. Российские и немецкие ученые совместно работают с «трофейными» вещами и в Историческом музее, и в Пушкинском, и в Калининградском историко-художественном музее, где хранится часть археологических экспонатов из Прусского музея. Мы работаем много лет, не только как коллеги, но уже и как друзья. Но мы не можем проследить судьбу многих коллекций из немецких музеев — возможно, они сейчас у вас, но мы не знаем, где. То, что золото Трои или клад из Эберсвальде хранятся в Пушкинском, — теперь известно, но есть тысячи других объектов, не столь известных, и мы не знаем, находятся ли они еще в каком-нибудь музее России или погибли во время войны. Поэтому совместные российско-германские исследовательские проекты очень важны.

Читайте также:
Консульство Испании в Москве - официальный сайт, адрес и телефон

Я археолог. И для археолога очень важно существование целостного комплекса. Скажем, есть предметы из погребения эпохи Меровингов, всего десять. Пять из них находятся у вас, а пять у нас. И воссоздать это погребение в целостности в одном музее нельзя, потому что ни мы вам не можем отдать наши вещи, ни вы нам. Но если хотя бы знать о том, что существует этот единый комплекс и совместно его изучать, то каждый из музеев сможет потом лучше работать с этими находками.

В конце войны в Германии был такой хаос, что судьбу не только искусства, собранного советскими трофейными комиссиями, но и вообще пропавшего из музеев Германии искусства трудно проследить. Бывает, и не так уж редко, что Sotheby’s или Christie’s нас информируют: «К нам на аукцион поступила такая-то картина, и, кажется, она из Старой национальной галереи». Мы ее смотрим — и действительно, так оно и есть. Но здесь возникают уже другие проблемы. Даже если мы, ссылаясь на довоенные каталоги, можем доказать, что произведение происходит из нашего собрания и подлежит реституции, человек, который потом стал его обладателем, вполне может сказать: «Я купил его законным путем, и знать ничего не хочу». И с юридической точки зрения мы ничего не можем с этим поделать.

В связи с реституцией у нас существует еще одна очень болезненная проблема — произведения, конфискованные нацистами у евреев. Это искусство передавалось в разные немецкие музеи, их путь проследить очень трудно, и изучение провенанса таких произведений — это огромная и очень важная работа. В наших музеях есть предметы, о которых мы точно знаем, что они «не наши», но не можем проследить, когда и каким образом они оказались в наших коллекциях. Поэтому мы публикуем их в специальных каталогах и в интернете, в Art Loss Register, чтобы люди, которые их разыскивают, получили возможность обратиться в музей.

Е.А.: Насколько влиятельны в музейной сфере Берлина спонсоры и меценаты? Например, коллекционеры Улла и Хайнер Питч подарили Музеям Берлина около 150 произведений общей стоимостью примерно 130 миллионов евро, и из-за этого несколько лет назад возник вопрос о переносе картин старых мастеров в Музей Боде, чтобы освободить место в Картинной галерее для коллекции Питч. А потом для нее начали строить отдельное здание, на которое выделено еще 130 миллионов.

Г.П.: Двести миллионов. Государство выделило двести миллионов евро на строительство музея искусства ХХ века — не только для коллекции Питч. У них прекрасная коллекция, прежде всего сюрреализм, и мы никогда не смогли бы купить такие шедевры. Но они подарили ее с условием, что она будет экспонироваться, а не храниться в фондах. При этом они хорошо знали, что у нас для искусства ХХ века есть только Новая национальная галерея в здании Миса ван дер Роэ, небольшая. Экспозиционных площадей нам вообще не хватает. Мы обсуждали это с политиками, сначала хотели разместить коллекцию ХХ века в Картинной галерее, а для расположенной там экспозиции старых мастеров построить новое здание. Но в конце концов решили старых мастеров оставить в покое и строить новое здание для искусства ХХ века, в районе Потсдамской площади, между Филармонией и зданием Новой национальной галереи, где есть большое свободное пространство. Сейчас идет архитектурный конкурс, результаты которого мы узнаем в конце октября. Это 27 тысяч квадратных метров, мы сможем показать всю нашу коллекцию ХХ века. И часть собрания современного искусства, которое сейчас экспонируется в Гамбургер Банхоф, тоже переедет туда, там останется только конец ХХ века и новейшее искусство. Эта реорганизация нам очень поможет.

Е.А.: В прошлом году у нас в Третьяковской галерее на Крымском Валу проходила выставка Валентина Серова, запомнившаяся москвичам легендарной очередью длиной в несколько сотен метров. Как вы думаете, на какого немецкого художника в Берлине могла бы выстроиться подобная очередь?

Г.П.: Про немецкого художника не могу сказать, но две огромные очереди помню. Одна была в Музей Боде, где в 2011 году показывали выставку «Лица Ренессанса», эта очередь точно была длиной в несколько сотен метров. И вторая — в 2004 году в Новую национальную галерею на выставку «MoMA в Берлине». Музей современного искусства в Нью-Йорке тогда был закрыт на реставрацию, и они привезли к нам буквально все свои шедевры. Тогда очередь чуть ли не три раза опоясывала здание галереи.

Читайте также:
Путеводитель по Абакане

Е.А.: У нас одним из главных показателей успешности музея считается посещаемость: чем больше зрителей в год приходит в музей — тем лучше он работает.

Г.П.: Конечно, это важно. Но судить только по числу посетителей — это тоже неправильно. Выставки в музее собирают очереди, если это выставки шедевров или очень знаменитых художников. Но нужно делать и выставки художников, которые не столь известны, это тоже важно. Ну правда, если в течение долгого времени в музей действительно приходит не очень много людей, то возникают уже финансовые вопросы, так как падают доходы, а мы имеем право пользоваться деньгами, заработанными на входных билетах. Думаю, что высокая посещаемость важна прежде всего для политиков, которые иногда не очень понимают специфику музейной работы и которым всегда нужны цифры.

Архитектурное полотно исторического жанра

В Берлине закончена реконструкция Нового музея.

Проекты:
Новый музей – реконструкция
Дэвид Чипперфильд
2009
Берлин

Другие тексты:
Елизавета Эбнер. Картинная галерея как военный мемориал, 28.05.2014

Ссылки:

Такая позиция нашла своих противников в среде политиков, ученых, неравнодушных к судьбе своего города берлинцев, желавших видеть Новый музей тщательно восстановленным во всем великолепии: с восхваляющими прусского короля иероглифическими надписями на копиях колонн Карнака, с рельефным фризом «Гибель Помпей», с позолотой и фресками. Но архитектору удалось убедить своих оппонентов в том, что бездумное копирование прошлого ничего не даст обновленному Музейному острову и всему Берлину. Напротив, под новенькой гладкой штукатуркой и восстановленными по оригинальным картонам росписями будет погребена настоящая история, сохранение следов которой ставит себе целью любой музей.

В 1999 ЮНЕСКО включило Музейный остров в список Всемирного наследия, и проект Чипперфильда был переработан в соответствии с более жесткими международными правилами; также его радикальность была смягчена в ходе дискуссий с представителями общественности. Впрочем, архитектор, всегда признававший, что любит работать в Германии, видит в активности немцев (в отличие от более равнодушных, по его мнению, британцев) положительный фактор, служащий конечному улучшению проекта.

В ходе работы над планом реконструкции конкретное решение приходилось принимать практически по каждому из помещений: хотя интерьеры пострадали от бомбежек, вызванного ими пожара и последовавших десятилетий воздействия дождя и ветра, немалую часть удалось отреставрировать. Вместе с тем, некоторые части здания были почти уничтожены в войну и позже их снесли во избежание дальнейших разрушений, и поэтому северо-западное крыло и юго-восточный купольный зал были сейчас возведены заново – в характерных для Чипперфильда лаконичных формах с отзвуком классики. Также полностью новое оформление получил центральный вестибюль и два внутренних двора – бывшие Греческий и Египетский. Но даже то, что сохранилось, решено было ни в коем случае не поновлять: целью архитектора и реставраторов было четко показать посетителю, что осталось от постройки Штюлера, а что – дополнение XXI века. Такой подход ясно виден на пятнистом главном фасаде: там сочетаются подлинная каменная облицовка и штукатурка новой кирпичной кладки. Такая же штукатурка покрывает фасад возведенного по современному проекту северо-западного крыла: он повторяет ритм и пропорции членений исторической части постройки, но не пытается ее копировать.

Главный вестибюль лишился росписей, и в пространство его кирпичных стен помещена монументальная парадная лестница из бетона с покрытием из белой мраморной крошкой, а открытые фермы перекрытий напоминают потолки раннехристианских базилик. Единственные сохранившиеся части его оригинального оформления – это ионические колонны, копии опор Эрехтейона. Они оставлены почти нетронутыми – со следами пожара и воздействия природных стихий – и выглядят как экспонаты коллекции музея, пострадавшие от времени, но от этого еще более ценные. Подобного принципа придерживались везде, поэтому не слишком удачные росписи XIX века «под Помпеи» или «а-ля романика» кажутся теперь подлинными произведениями античности или средних веков, которые ничуть не портят значительные утраты.

В том же стиле, что и главный вестибюль, решены Греческий и Египетский дворы (в последнем также установлена «арт-терраса» для размещения экспозиции) и интерьеры нового крыла. К будущей осени в здание переедут Египетский музей (в коллекции которого – знаменитый бюст царицы Нефертити и другие находки раскопок в Амарне), собрание папирусов и Музей истории первобытного общества.

Превращение здания, отразившего историю Германии последних двух столетий, в аутентичный памятник двух эпох, обладающий при этом несомненными эстетическими достоинствами – это большое достижение не только автора проекта, но немецкого общества в целом. То, что ни чиновники от культуры, ни городские власти не пошли по легкому пути бездумного повторения – или фальсификации – давно утраченных и потерявших изначальный смысл форм – свидетельствует об их смелости и остроте видения. В XIX веке, когда создавался ансамбль Музейного острова, он должен был стать новым Акрополем, не имеющим себе подобных по красоте и пышности храмом культуры. Пруссия ориентировалась на имперское будущее и застраивала Берлин согласно своим амбициям. Последующие полтора столетия изменили многое – или почти все – и стершаяся позолота и потрескавшийся мрамор Нового музея, напоминающие о «нулевом годе», даже более ценны, чем расположенные рядом неплохо сохранившийся Старый музей или тщательным образом отреставрированные Старая Национальная галерея и Музей Боде. Пройдя испытание временем, сооружение Германской империи приобрело то благородство, которое обычно связывают с постройками другой империи – Римской. При этом в проекте Чипперфильда нет романтического увлечения руинами или желания сохранить «шрамы войны», хотя в этом его обвиняли сторонники документально точного воссоздания. Эта постройка – своего рода произведение исторического жанра, но не в академическом духе, а в более современном и многозначном смысле; она вступает с историей в живой диалог, в который оказывается втянут и посетитель музея, она не дает забыть прошлое, не дает повернуться к нему спиной – но самим фактом своего существования она открывает путь в будущее.

Читайте также:
Карта Лептис-Магны, где находится Лептис-Магна на карте мира

Знаменитые храмы, мечети и соборы Ганновера

Храмы, мечети и соборы Ганновера представляют интерес для большинства туристов. На территории города сосредоточены самые большие старинные церкви Нижней Саксонии.

История города

Впервые Ганновер упоминается в 1163 году. Права города получил в 1241 г., в 1386 г. вступил в Ганзейский союз. С 1369 года Ганновер принадлежал герцогству Брауншвейг-Люнебург. Столицей последнего Ганновер стал в 1636 г. В 1714 г. курфюрст Ганновера Георг-Людвиг из древнего княжеского рода Вельфов занял одновременно английский престол под именем короля Георга I. Ганноверская династия, основателем которой он стал, правила в Англии до 1901 года.

Великий немецкий ученый (философ, математик, физик, юрист, историк, языковед и изобретатель) Лейбниц (1646—1716) последние 40 лет своей жизни был на службе у ганноверских герцогов.

Послевоенное разделение страны на ГДР и ФРГ пошло на пользу Ганноверу: традиционный торговый центр Лейпциг оказался по другую сторону границы. С 1947 г. в городе ежегодно проходит крупнейшая промышленная ярмарка (Hannover Messe). Другая — CeBIT — представляет собой уникальный форум компьютерных технологий.

Лес и обработка древесины, металлообработка, биотехника, специальные автомобили, свободное время и покупки, косметика — вот темы некоторых других выставок, ежегодно проходящих в Ганновере.

Интересные факты о Ганновере

Самая старая роза в мире живет в Германии – это куст роз у Собора Святой Магдалины в немецком городе Хильдесхайме в 40 км Ганновера. Его высота почти сравнялась с высотой крыши собора. Интересно, Хильдесхайм называют городом, выросшем вокруг розового куста. Считается, что куст розы здесь рос ещё в 815 году. Эта роза даже пережила бомбардировку.

В 1626 году треть всего населения Ганновера погибла от эпидемии чумы.

Ганновер стал первым городом в континентальной Европе, где улицы начали освещать при помощи газа. Произошло это в 1826 году.

Церкви и соборы Ганновера

Основные достопримечательности Ганновера объединены «красной нитью» – туристическим маршрутом протяженностью более 4 километров. Начинаясь у центрального вокзала, она проходит через самые живописные места и архитектурно-культурные памятники.

Рыночная церковь

Рыночная церковь была построена в 16 веке и входит в тройку самых старинных церквей в историческом центре Ганновера. Называется она так по имени Рыночной площади, на которой и расположена. В здании церкви находится орган послевоенной постройки, а вокруг расположено множество церковных захоронений. Интересным является тот факт, что в одной из колоколен церкви находится самый большой колокол Нижней Саксонии, масса которого превышает 10 тонн, а диаметр составляет 2,5 метра.

Адрес: Hanns-Lilje-Platz 4, 30159 Hannover

Телефон: (0511) 36437-0

Сайт: www.marktkirche-hannover.de

Лютеранская церковь Святого Эгидия

Церковь Святого Эгидия получила свое название в честь покровителя калек. Первые упоминания об этой церкви датируются 1163 годом. По предположениям историков, в X столетии на её месте располагалась маленькая часовня. Только в XII веке была воздвигнута трёхнефная романская церковь, а неф (вытянутое помещение) был построен в 1347 году. В 1826 и 1886 годах были произведены стилистические изменения внутри собора. В целом архитектура осталась прежней.

После массивных бомбардировок 1943 года уцелели только внешние стены. Башня выгорела полностью. На верхушке башни была установлена пятнадцатиметровая металлическая конструкция, внутри которой расположено 25 бронзовых колоколов. Из своеобразной колокольни каждый день (в 9:05, 12:05, 15:05 и 18:05) звучат разные мелодии.

Эта церковь знаменита еще и тем, что каждый год 6 августа в ней собираются представители разных религий, вспоминая жертв Хиросимы. Мемориал церкви находится под ответственностью попечительского совета.

Церковь расположена по адресу Osterstrasse, 30159, Hannover, Niedersachsen, Bundesrepublik Deutschland. Вход в мемориал свободный 7 дней в неделю круглосуточно. Добраться можно на метро, выходить на станции Aegidientorplatz.

Историческая церковь Святого Креста

Церковь Святого Креста – центр квартала Святого Креста, который находится в старом городе. Сегодня она принадлежит евангелическо-лютеранской общине.

Построен храм в 1333 году. Его единственный неф состоит всего из четырех травей (структурная секция нефа). С западной стороны возвышается 70-метровая башня, изначально на ней был восьмигранный шпиль, который в XVII столетии заменили на барочный плафон.

В конце XV столетия с северной стороны собора была пристроена капелла святой Анны, которую решили возвести из кирпича. Однако во время Второй мировой войны капелла была полностью разрушена, восстанавливать её не стали.

В 1560 году за капеллой святой Анны была пристроена еще одна, на её нижнем этаже разместили сакристию и библиотеку. Чтобы здание выдержало такие нагрузки, северную стену укрепили контрфорсами.

Главной достопримечательностью церкви является бронзовая крестильная купель, предположительно работы мастеров из Хильдесхайма. Она была изготовлена приблизительно в 1410 году. Чашу украшают фигуры святых.

Имеются также в здании несколько старинных надгробий, которые вмурованы в стены. Они относятся к первой половине XIV столетия.

Читайте также:
Усадьба Суханово, Россия — подробная информация с фото

Православный храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова относится к германской епархии Русской Православной Церкви за рубежом. Расположен он по адресу Plüschowstr 6.

Если добираться до церкви на трамвае № 1, 2, то необходимо выйти на остановке Büttnerstrasse, если ехать на автобусе № 134 – на остановке Hirtenweg.

В храме практически каждый день проходят богослужения (по субботам на немецком языке). В праздничные дни проводятся особые литургии.

Русский православный храм иконы Божией Матери «Знамение»

Православный приход в городе Ганновере освящен в честь Иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. Приход живет довольно активной жизнью.

Церковь имеет свой официальный сайт , где есть описание деятельности храма. В новостной ленте освещаются все события прихода. Расписание богослужений на 2022 год можно найти там же.

Расположен храм по адресу Königsworther Straße, 12. Добраться можно на метро (4, 5 до станции Königsworther Platz, 10, 17 – Glocksee) и на автобусах (№ 100, 200 – Gerberstraße).

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ганновере

Община Русской православной церкви в Ганновере была образована осенью 1999 года. Тогда под церковь приспособили помещение бывшего автосалона. Первый молебен был отслужен 18 ноября того же года.

Когда паства сильно умножилась, было решено выкупить помещение и землю, чтобы расширить церковное здание. На богослужения приезжают люди не только из Ганновера. Теперь здесь совершают молебны, панихиды, проводят крещения и венчания, литургии. Служат в храме Благовещения Пресвятой Богородицы два священника. Создан при храме церковный хор и молодежный хор «Благовест». Здесь регулярно занимается и младшая группа хора, проводятся детские утренники и праздничные концерты.

Храм находится по адресу Schulenburger Landstrasse, 126a. Остановка общественного транспорта – Chamissostrasse (направление Nordhafen).

Мечети Ганновера

Есть в Ганновере также мусульманские культовые сооружения. Всего мечетей в городе насчитывается около двух десятков.

Название Адрес
Masjid-El-Ummah Hannover Am Listholze, 63
Sami Moschee Alter Damm, 47
Al Huda Mosque Kornstraße, 35
Islamische Gemeinschaft Milli Görüs Ortsverein Weidendamm, 9
Hasrate Mohammad (s) mosque eV Hannover Davenstedter Str., 123
Vinnhorst Mosque Schulenburger Landstraße, 222
Islamic Family Center in Hanover e.V. Escherstraße, 8
Vahrenwald Mosque Grenzweg, 3
Misburg Mosque Anderter Str., 38
Джамия Хановер Vahrenheider Markt, 10
Albanian Islamic Center of Hannover Theodorstraße, 2
Masged El Sunna Asternstraße, 10
Ronnenberg Mosque Chemnitzer Str., 10
Deutschsprachiger Islam Kreis e.V. Kornstraße, 25

Ганновер. Германия. Нижняя Саксония. Путешествие цепного кота: Видео

Что ещё посмотреть в Ганновере

Нижнюю Саксонию считают очень музыкальной землей. А все потому, что там проходит ежегодный музыкальный фестиваль, имеются две высших школы музыки и театра, отличный симфонический оркестр в Гёттингене и прекрасная опера в Ганновере.

Если, оказавшись в Ганновере, вы найдете время, чтобы сходить в оперу, то, скорее всего, поначалу очень удивитесь. Большая часть певцов окажется не европейцами. Многие блестящие исполнители, поющие сейчас на лучших оперных сценах мира, в том числе в Германии, приехали из Кореи, Китая, Японии.

Но Ганновер отличается от многих европейских городов и в этой части. Примой оперного театра там является Алла Кравчук, украинская певица с мировой известностью, учившаяся пению сначала в Киеве, потом в Лондоне, а несколько лет назад поселившаяся в Ганновере.

Напоследок стоит сказать, что именно в Ганновере находится единственный в Германии центр еврейской сакральной музыки и один из лучших джаз-клубов страны. В этом клубе иногда играет на трубе бургомистр города Бернд Штраух (Bernd Strauch).

Лучшее время для поездок в Ганновер

Это зависит от цели посещения. Если хочется попасть на знаменитый Октоберфест, то стоит планировать поездку на октябрь. Праздник длится 17 дней, так что есть хорошие шансы принять в нем участие. На финал фестиваля фейерверков, который проводится на территории Королевских садов, нужно отправляться в сентябре.

А когда хочется окунуться в предрождественскую кутерьму и посетить традиционные рождественские базары, то придется отложить отпуск до начала ноября.

Общепризнанный туристический сезон длится с мая по последние числа сентября. Погода довольно приятная, много солнечных дней, что позволит полностью осуществить культурно — развлекательную программу.

Как добраться до Ганновера из Берлина

Автомобильная поездка из одного города в другой займет около 3,5 часов. Расстояние от Берлина до Ганновера на машине — 286 км по кратчайшему пути по трассе А2. Дорога пролегает через Циезар, Магдебург, Хельмштедт, Пайне.

В ней нет ничего сложного, с чем бы не справился даже начинающий водитель. Нужно придерживаться показаний навигатора, предусмотрительно задав начальный и конечный адреса.

Самый популярный вариант, и тому есть свои причины. Между городами курсируют скоростные поезда-экспрессы (ICE, IC), и поездка занимает всего 1 час 40–50 минут.

Поезда отправляются от Центрального вокзала Берлина круглосуточно с небольшими интервалами (днем чаще, ранним утром и поздним вечером — реже). Прибытие осуществляется на железнодорожный вокзал Ганновера.

Цена билета на поезд Берлин — Ганновер зависит от ряда факторов, среди которых время отправления и тариф.

Билеты могут быть невозвратными (Savings fares) и действовать только на указанный поезд; их стоимость варьируется от 36 до 72 евро. Средняя цена в 2022 году — 40–50 евро.

Заключение

Так что Ганновер вовсе не безликий город, известный не только ярмаркой Hannover Messe. Этот уютный и дружелюбный город полон очарования, а провинциальное спокойствие в нем удивительным образом сочетается с напряженной энергетикой современности.

Известные храмы, мечети и соборы Ганновера

Храмы, мечети и соборы Ганновера представляют интерес для большинства туристов. На территории города сосредоточены самые большие старинные церкви Нижней Саксонии.

  1. Кратко о городе
  2. Рыночная церковь в Ганновере
  3. Лютеранская церковь Святого Эгидия
  4. Историческая церковь Святого Креста
  5. Православный храм Рождества Христова
  6. Русский православный храм иконы Божией Матери «Знамение»
  7. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ганновере
  8. Мечети Ганновера
  9. Подведем итог
  10. Ганновер. Германия. Нижняя Саксония. Путешествие цепного кота: Видео

Кратко о городе

Ганновер является административным центром земли Нижняя Саксония. В городе много достопримечательностей, среди которых религиозные сооружения занимают особое место. В окрестностях города много живописных мест, в самом Ганновере находится большая пешеходная зона. Этот город является родиной легендарного Барона Мюнхгаузена, а его дом расположен неподалеку – в городке Боденвердер.

Самые интересные достопримечательности собраны в туристическом маршруте «Красная нить». Протяженность маршрута составляет 4,2 км. На асфальте он обозначен красными стрелками.

Начинается «Красная нить» у Центрального железнодорожного вокзала, по пути вам встретятся 36 главных достопримечательностей города, среди которых часы Крепке, церковь Св. Эгидия, дворец Вангенхайма, старейший дом Ганновера, церковь Святого Креста, исторический музей, Рыночная площадь, статуя короля Эрнста-Августа и другие.

Рыночная церковь в Ганновере

Одна из трех старейших архитектурных достопримечательностей Ганновера – Рыночная церковь. Здание неоднократно разрушалось, но было реконструировано в первоначальном виде.

Лютеранская Рыночная церковь была возведена в XIV веке. Храм вместе со Старой ратушей, которую построили позже, демонстрируют на Рыночной площади прекрасные образцы северогерманской готики.

Во время авианалета 1943 года своды и крыша здания были разрушены. Их реконструировали только через 9 лет, но план храма остался прежним. Западная башня считается символом силы и благосостояния горожан, в высоту она достигает 98 метров.

На фасаде Рыночной церкви (Маркткирхе) представлены мотивы самой трагической главы истории Германии. Церковь также является местом погребения героя 30-летней войны генерала Иоганна Михаэля фон Обентраута, который носил прозвище Немецкий Михель.

Двери церкви открыты ежедневно с 10:00 до 18:00. Добраться до Рыночной церкви можно на автобусах № 100, 200, 267 и на трамваях №1, 2, 8, 18. Остановка – Hannover Kröpcke.

Лютеранская церковь Святого Эгидия

Церковь Святого Эгидия получила свое название в честь покровителя калек. Первые упоминания об этой церкви датируются 1163 годом. По предположениям историков, в X столетии на её месте располагалась маленькая часовня. Только в XII веке была воздвигнута трёхнефная романская церковь, а неф (вытянутое помещение) был построен в 1347 году. В 1826 и 1886 годах были произведены стилистические изменения внутри собора. В целом архитектура осталась прежней.

После массивных бомбардировок 1943 года уцелели только внешние стены. Башня выгорела полностью. На верхушке башни была установлена пятнадцатиметровая металлическая конструкция, внутри которой расположено 25 бронзовых колоколов. Из своеобразной колокольни каждый день (в 9:05, 12:05, 15:05 и 18:05) звучат разные мелодии.

Эта церковь знаменита еще и тем, что каждый год 6 августа в ней собираются представители разных религий, вспоминая жертв Хиросимы. Мемориал церкви находится под ответственностью попечительского совета.

Церковь расположена по адресу Osterstrasse, 30159, Hannover, Niedersachsen, Bundesrepublik Deutschland. Вход в мемориал свободный 7 дней в неделю круглосуточно. Добраться можно на метро, выходить на станции Aegidientorplatz.

Историческая церковь Святого Креста

Церковь Святого Креста – центр квартала Святого Креста, который находится в старом городе. Сегодня она принадлежит евангелическо-лютеранской общине.

Построен храм в 1333 году. Его единственный неф состоит всего из четырех травей (структурная секция нефа). С западной стороны возвышается 70-метровая башня, изначально на ней был восьмигранный шпиль, который в XVII столетии заменили на барочный плафон.

В конце XV столетия с северной стороны собора была пристроена капелла святой Анны, которую решили возвести из кирпича. Однако во время Второй мировой войны капелла была полностью разрушена, восстанавливать её не стали.

В 1560 году за капеллой святой Анны была пристроена еще одна, на её нижнем этаже разместили сакристию и библиотеку. Чтобы здание выдержало такие нагрузки, северную стену укрепили контрфорсами.

Главной достопримечательностью церкви является бронзовая крестильная купель, предположительно работы мастеров из Хильдесхайма. Она была изготовлена приблизительно в 1410 году. Чашу украшают фигуры святых.

Имеются также в здании несколько старинных надгробий, которые вмурованы в стены. Они относятся к первой половине XIV столетия.

Православный храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова относится к германской епархии Русской Православной Церкви за рубежом. Расположен он по адресу Plüschowstr 6.

Если добираться до церкви на трамвае № 1, 2, то необходимо выйти на остановке Büttnerstrasse, если ехать на автобусе № 134 – на остановке Hirtenweg.

В храме практически каждый день проходят богослужения (по субботам на немецком языке). В праздничные дни проводятся особые литургии.

Русский православный храм иконы Божией Матери «Знамение»

Православный приход в городе Ганновере освящен в честь Иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. Приход живет довольно активной жизнью. При храме работает детская театральная студия, библиотека, есть приходский хор, воскресная школа. Церковь имеет свой официальный сайт, где есть описание деятельности храма. В новостной ленте освещаются все события прихода. Расписание богослужений на 2019 год можно найти там же.

Расположен храм по адресу Königsworther Straße, 12. Добраться можно на метро (4, 5 до станции Königsworther Platz, 10, 17 – Glocksee) и на автобусах (№ 100, 200 – Gerberstraße).

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Ганновере

Община Русской православной церкви в Ганновере была образована осенью 1999 года. Тогда под церковь приспособили помещение бывшего автосалона. Первый молебен был отслужен 18 ноября того же года.

Когда паства сильно умножилась, было решено выкупить помещение и землю, чтобы расширить церковное здание. На богослужения приезжают люди не только из Ганновера. Теперь здесь совершают молебны, панихиды, проводят крещения и венчания, литургии. Служат в храме Благовещения Пресвятой Богородицы два священника. Создан при храме церковный хор и молодежный хор «Благовест». Здесь регулярно занимается и младшая группа хора, проводятся детские утренники и праздничные концерты.

Храм находится по адресу Schulenburger Landstrasse, 126a. Остановка общественного транспорта – Chamissostrasse (направление Nordhafen).

Мечети Ганновера

Есть в Ганновере также мусульманские культовые сооружения. Всего мечетей в городе насчитывается около двух десятков.

Название Адрес
Masjid-El-Ummah Hannover Am Listholze, 63
Sami Moschee Alter Damm, 47
Al Huda Mosque Kornstraße, 35
Islamische Gemeinschaft Milli Görüs Ortsverein Weidendamm, 9
Hasrate Mohammad (s) mosque eV Hannover Davenstedter Str., 123
Vinnhorst Mosque Schulenburger Landstraße, 222
Islamic Family Center in Hanover e.V. Escherstraße, 8
Vahrenwald Mosque Grenzweg, 3
Misburg Mosque Anderter Str., 38
Джамия Хановер Vahrenheider Markt, 10
Albanian Islamic Center of Hannover Theodorstraße, 2
Masged El Sunna Asternstraße, 10
Ronnenberg Mosque Chemnitzer Str., 10
Deutschsprachiger Islam Kreis e.V. Kornstraße, 25

Подведем итог

В немецком Ганновере можно найти церкви и храмы, принадлежащие различным конфессиям. Рыночная церковь – самый старинный и самый большой собор, который стоит в центре Старого города.

От церкви Святого Эгидия остались только внешние стены, зато сохранилась колокольня, радующая жителей и гостей города разнообразными мелодиями.

Есть в Ганновере православные храмы, например, храм Рождества Христова и другие. Приходы Русской Православной Церкви отличаются активной и разнообразной внутрицерковной деятельностью. Также в городе около 20 мечетей.

Ганновер. Германия. Нижняя Саксония. Путешествие цепного кота: Видео

Рыночная церковь – главный лютеранский храм Ганновера

Путешествуя по Ганноверу, невозможно пройти мимо одной из главных достопримечательностей старинного города – Рыночной церкви. Немцы называют ее Маркткирхе. Полное название: Рыночная церковь святых Георга и Якоба. Находится на Рыночной площади, главной в Ганновере. Гармонично вписываясь в ее архитектуру, храм вместе со Старой ратушей создает уникальный и потому весьма узнаваемый облик названной площади (и, соответственно, всего исторического центра города). А еще Рыночная церковь – главный лютеранский храм столицы Нижней Саксонии. Причем действующий. Тем самым он имеет не только важное историко-культурное, но и религиозное значение.

Некоторые факты из истории Маркткирхе

В средневековых городах люди в основном занимались ремесленничеством и торговлей. Ганновер, первое письменное упоминание о котором относится к 1150 году, не был в этом плане исключением. Вся его жизнь «крутилась» вокруг Рыночной площади. Она, можно сказать, была сердцем Ганновера. Вокруг нее селились ремесленники и купцы, и отсюда начал разрастаться сам город. Ну а где собирается много людей, где жизнь бьет ключом, там обычно возводили храмы – для удобства прихожан.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что Рыночная церковь появилась в Ганновере именно на Рыночной площади – самом его людном месте. Правда, случилось это только в XIV веке. То есть храм моложе города как минимум на два столетия. Однако это обстоятельство не мешает считать Маркткирхе одним из старейших объектов (знаменитая Старая ратуша и то помладше будет). Главная лютеранская кирха построена в стиле так называемой кирпичной готики. Рядом установлен памятник Мартину Лютеру.

На этом стиле имеет смысл остановиться чуть детальнее. Кирпичная, или северогерманская (ганзейская), готика представляет собой разновидность готического архитектурного стиля. Он был так назван из-за распространенности красного керамического кирпича как строительного материала на севере Германии, в Польше и Прибалтике. Для данного стиля характерно отсутствие скульптурных украшений, которые из кирпича выполнить невозможно. Теперь всмотритесь внимательно в здание Рыночной церкви. Оно преимущественно красного цвета и выглядит несколько строго и аскетично. Отсюда вывод: Рыночная церковь в Ганновере – классический образец северогерманской «кирпичной готики». Причем самый южный ее образец.

Особенности архитектуры Рыночной церкви

Возведение евангелическо-лютеранского храма было в самом разгаре, строители даже дошли до середины, как явилась напасть – в городской казне стало не хватать средств на финансирование работ. Что делать? Полностью остановить строительство? Этот вариант даже не рассматривался. Решили укоротить верхушку здания, установив шпиль не там, где изначально задумывалось, а на достроенной части башни. На такой шаг пошли от безысходности, скрепя сердце. Но зато столько радости было потом, когда увидели результат своей импровизации: а макушка-то смотрелась удачно! Да так, что стала примером для подражания в других городах, где тоже возводились храмы. Будете в Ганновере, обязательно обратите внимание на колокольню Рыночной церкви и всё увидите собственными глазами.

Храмовая постройка – зальная. То есть боковые и центральные нефы по высоте одинаковы. Величественность нефов подчеркивается колоссальной скатной крышей. Западная башня Маркткирхе задумывалась как символ благосостояния ганноверцев и величия города в целом. Высота башни вместе со шпилем составляет 98 метров, что делает Рыночную церковь самой высокой в Ганновере и во всей Нижней Саксонии.

В годы Второй мировой войны авиация союзников нанесла городу большой урон. Бомбы не пощадили и Рыночную церковь, своды и крыша которой были таким образом разрушены в 1943 году. После войны было принято решение о восстановлении храма. Причем с намерением вернуть ему первоначальный облик. Через девять реконструкцию завершили. В результате изначальный стиль церковного здания максимально сохранили, украсив фасад и ворота работами западногерманского скульптора Герхарда Маркса (1889-1981), воспроизводящими трагические эпизоды самой кровавой в истории человечества войны.

Внутреннее убранство Маркткирхе отличается предельным аскетизмом. Но «бедный» интерьер вряд ли можно считать недостатком. Лютеранская религия всегда исповедовала простоту, скромность, сдержанность. Поэтому Рыночная церковь полностью соответствует протестантским традициям. Исключение из правил – Берлинский кафедральный собор, который отличается весьма дорогим убранством. Однако лютеране строили его в противовес роскошному католическому Собору Святого Петра в Ватикане, поэтому в данном конкретном случае отход от традиций, наверное, простителен. С 1925 года в главном протестантском храме Ганновера служит местный лютеранский епископ. Несмотря на этот факт, эта церковь соборной никогда не была.

Могила легендарного «Немецкого Михеля»

Многие храмы, и не только в Германии, являются усыпальницами известных исторических личностей и целых августейших фамилий. Не стала в этом плане исключением и Рыночная церковь Ганновера. Здесь находится могила легендарного героя Тридцатилетней войны 1618-1648 годов генерала Иоганна Михаэля фон Обентраута. Он командовал немецкими частями в сражениях с датчанами и 25 октября 1625 года получил смертельное ранение. Впоследствии персона военачальника стала прообразом популярного в народе фольклорного героя по прозвищу «Немецкий Михель» – добродушного немецкого крестьянина с цепом.

Маркткирхе – участник Попечительского совета

Несмотря на солидный возраст, Рыночная церковь, однако, не самый старый лютеранский храм Ганновера. Церковь Святого Эгидия старше Маркткирхе на целых два столетия. Только в отличие от последней она не является действующей. В годы Второй мировой войны церковь Святого Эгидия, некогда крупнейший храм города, тоже была разрушена вследствие бомбардировок союзнических войск. Но ее решили не восстанавливать в первоначальном виде, а в 1954 году здесь был открыт памятный мемориал жертвам первой и второй мировых войн.

Для осуществления надлежащего ухода за мемориалом и проведения мероприятий в дни памятных и скорбных дат был образован Попечительский совет. Вместе с представителями муниципальных властей Ганновера в его состав вошли и представители Рыночной церкви.

Место встречи людей в современном городе

На официальном сайте Рыночной церкви (marktkirche-hannover.de) можно найти замечательные слова о том, что она является местом встречи людей в современном городе, и содержится приглашение посетить ее, чтобы послушать проповеди пастора и епископа и поучаствовать в различных мероприятиях. Их регулярно обновляемый календарь размещен на этом же веб-ресурсе.

Рыночная церковь находится по адресу:
Marktkirche Hannover – St Georgii et Jacobi
Hanns-Lilje-Platz 2, 30159 Hannover, Bundesrepublik Deutschland.
Официальный сайт: marktkirche-hannover.de

Главный лютеранский храм Ганновера работает ежедневно. С понедельника по субботу с 9:00 до 19:00, по воскресеньям с 11:00 до 18:00. Вход бесплатный.

Добраться до Маркткирхе можно на трамвае, маршруты №№ 3, 7, 9 и 10 (N), остановка Markthalle/Landtag.

Похожие публикации:

Оперная площадь (нем. Opernplatz)
Опернплац является жемчужиной среди площадей Ганновера. Из-за своего размера около 7 400 квадратных метров и расположения это место прекрасно подходит для проведения крупномасштабных мероприятий. Благодаря архитектурному и историческому значению, к.

Памятник Лейбницу (нем. Leibniz-Denkmal)
Памятник Лейбницу в Ганновере создан в память о великом ученом и философе Готфриде Вильгельме Лейбнице (нем. Gottfried Wilhelm Leibniz), в том числе в качестве признания его научных работ, особенно двоичной системы исчисления. Разработанный художни.

Памятник Мартину Лютеру (нем. Lutherdenkmal)
Памятник Мартину Лютеру установлен на правой (южной) стороне от главного входа в Рыночную церковь в самом центре Ганновера. Он был открыт в 1900 году и существует со времен Второй мировой войны только в сокращенном варианте в виде бронзовой статуи .

Аэропорт Ганновер-Лангенхаген (нем. Flughafen Hannover-Langenhagen)
Аэропорт Ганновер-Лангенхаген является самым крупным аэропортом и главным международным хабом Нижней Саксонии. 31 июля 1907 года командующий генерал X армейского корпуса в Ганновере, пионер авиации Карл Джато (нем. Karl Jatho) принял решение постро.

Мемориал жертвам холокоста (нем. Holocaust-Mahnmal)
Памятник убитым евреям из Ганновера установлен на одной из центральных площадей города, Опернплац, в 1994 году. Он изготовлен за счет частных пожертвований по проекту итальянского художника Микеланджело Пистолетто. Памятник напоминает о более 6 800.

Мы в социальных сетях:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: