Дешевые Авиабилеты из Нижнего Новгорода в Сочи

Авиабилеты Нижний Новгород – Сочи (Адлер) от 3460 руб.

Укажите даты, чтобы найти подходящий авиабилет

    АВИАБИЛЕТЫ !–>
  • ОТЕЛИ
  • ТУРЫ
  • ДЛЯ БИЗНЕСА
  • ЖД БИЛЕТЫ

–> –>

Дешевые авиабилеты Нижний Новгород — Сочи (Адлер) на месяц

(цена на билет в одну сторону)

Для того чтобы купить авиабилеты из Нижнего Новгорода (Россия) в Сочи (Россия) дешево, воспользуйтесь календарем низких цен. Он подскажет, на какую дату можно забронировать билет на самолет по самой минимальной цене.

Не забудьте указать желаемую продолжительность путешествия, а также тип билетов: в обе стороны, или только в одну. С календарем вы не упустите ни одно спецпредложение, акцию или скидку, и найдете самый дешевый авиабилет.

Полезная информация

Билеты на самолет Нижний Новгород — Сочи (Адлер) (в одну сторону)

Сервис поиска дешевых билетов на самолет Юфлайтс нашел для вас все рейсы разных авиакомпаний по маршруту Нижний Новгород — Сочи (Адлер). Вы можете сравнить не только выбранную дату вылета, но и другие дни, чтобы выбрать самый дешевый вариант.

Обратите внимание на количество пересадок – иногда цена авиабилета со стыковкой гораздо ниже, чем прямой рейс. Не переплачивайте за билет на самолет – Y-flights найдет лучшие скидки, распродажи и спецпредложения, чтобы вы смогли забронировать самый дешевый авиабилет!

Дата вылета Стоимость Кол-во пересадок Класс билета
28.12.2021 13017 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
29.12.2021 15258 руб. Без пересадок Эконом Найти билет
30.12.2021 9827 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
31.12.2021 6962 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
01.01.2022 6962 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
02.01.2022 8144 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
03.01.2022 8506 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
04.01.2022 7713 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
05.01.2022 5274 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
06.01.2022 4680 руб. Без пересадок Эконом Найти билет
07.01.2022 4784 руб. Без пересадок Эконом Найти билет
08.01.2022 4777 руб. Без пересадок Эконом Найти билет
09.01.2022 5310 руб. Без пересадок Эконом Найти билет
10.01.2022 6085 руб. 2 пересадки Эконом Найти билет
11.01.2022 5072 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
12.01.2022 4417 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
13.01.2022 4605 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
14.01.2022 4992 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
15.01.2022 4824 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
16.01.2022 4260 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
Дата вылета Стоимость Кол-во пересадок Класс билета
17.01.2022 4992 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
18.01.2022 4160 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
19.01.2022 3860 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
20.01.2022 4060 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
21.01.2022 5224 руб. 2 пересадки Эконом Найти билет
22.01.2022 3988 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
23.01.2022 4332 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
24.01.2022 5072 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
25.01.2022 4296 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
26.01.2022 4294 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
27.01.2022 3460 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
28.01.2022 4459 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
29.01.2022 3988 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
30.01.2022 3960 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет
31.01.2022 4992 руб. 1 пересадка Эконом Найти билет

Расписание авиарейсов Нижний Новгород — Сочи (Адлер)

На Y-Flights вы можете увидеть расписание самолетов всех авиакомпаний из Нижнего Новгорода в Сочи. Сравните время вылета из Нижнего Новгорода и прилет в Сочи разных рейсов, а также продолжительность полета для каждого. В таблице также указаны дни недели, по которым выполняются полеты.

Спецпредложения на авиабилеты Нижний Новгород — Сочи (Адлер)

Сервис поиска дешевых авиабилетов Юфлайтс собрал для вас все самые актуальные спецпреложения от разных авиакомпаний. Распродажи билетов на самолет, акции и скидки – все это вы можете найти в одном месте.

Торопитесь! Купить дешевый авиабилет можно ограниченное время, пока действует специальное предложение авиаперевозчиков. Не забудьте проверить ваше направление и даты на Y-flights – если другая авиакомпания предлагает более низкую цену, сервис найдет их и покажет вам все доступные предложения, чтобы вы смогли забронировать самый дешевый авиабилет!

Сервис Y-Flights – незаменимый помощник для планирования поездок. Он найдет для вас самые дешёвые авиабилеты из Нижнего Новгорода в Сочи . За несколько секунд Y-Flights проверит стоимость билетов на самолет не только в базе авиакомпаний, но и в крупных агентствах. Это позволяет узнать обо всех распродажах, акциях, скидках и специальных предложениях – так вы не упустите выгодное предложение, и сможете забронировать авиабилет максимально дешево .

Неважно, куда вы планируете отправиться: по России, в Европу, Азию, Америку или Австралию – сервис найдет самую низкую цену на билет по выбранному направлению. Y-Flights покажет не только те места, где можно купить самый дешевый авиабилет, но и другие найденные варианты. С его помощью вы можете забронировать билет напрямую в авиакомпании, но будете знать, насколько он дешевле или дороже в агентствах.

Если вы планируете поездку заранее, то бронируйте билет на самолет как можно раньше, тогда вы сможете его купить по самой минимальной стоимости.

Цена на авиабилеты в Сочи повышается, когда до вылета остается несколько дней. Но билет в Россию можно купить дешево, если до отправления самолета остается 1-2 дня, однако, такой способ сэкономить на перелете – рисковый, ведь мест в самолете может не остаться. Лучше бронировать авиабилет на рейс Нижний Новгород — Сочи (Адлер) заранее.

Выбирать прямой перелет или полет со стыковками – решать вам, но сравните стоимость разных вариантов. Иногда пересадка существенно снижает цену авиабилета в Сочи. Зато прямой полет – самый быстрый способ добраться в Россию.

Билеты на самолет Нижний Новгород — Сочи
цена от 1 626 ₽

Расстояние: 1447 км.
Время в пути: 2 часа 24 минуты

  • Найти билет
  • Календарь
  • Информация

Календарь дешевых авиабилетов из Нижнего Новгорода в Сочи

Цены на авиабилеты в Сочи

Найдены нашими покупателями за последние 48 часов

Маршрут Найден Вылет Класс Цена
Нижний Новгород – Сочи 20.12.2021 08.02.2022 Эконом 3 260 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 16.03.2022 Эконом 3 260 ₽
Нижний Новгород – Сочи 23.12.2021 26.02.2022 Эконом 3 260 ₽
Нижний Новгород – Сочи 24.12.2021 08.02.2022 Эконом 3 310 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 12.03.2022 Эконом 3 310 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 10.03.2022 Эконом 3 360 ₽
Нижний Новгород – Сочи 24.12.2021 13.03.2022 Эконом 3 360 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 20.01.2022 Эконом 3 360 ₽
Нижний Новгород – Сочи 24.12.2021 08.02.2022 Эконом 3 373 ₽
Нижний Новгород – Сочи 25.12.2021 01.02.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 25.12.2021 01.02.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 02.02.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 02.02.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 22.12.2021 02.03.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 24.12.2021 09.03.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 23.12.2021 13.02.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 20.12.2021 16.02.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 22.12.2021 19.03.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 25.12.2021 23.03.2022 Эконом 3 410 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 10.03.2022 Эконом 3 504 ₽
Нижний Новгород – Сочи 24.12.2021 10.03.2022 Эконом 3 504 ₽
Нижний Новгород – Сочи 20.12.2021 02.03.2022 Эконом 3 510 ₽
Нижний Новгород – Сочи 21.12.2021 12.03.2022 Эконом 3 510 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 16.03.2022 Эконом 3 510 ₽
Нижний Новгород – Сочи 25.12.2021 17.02.2022 Эконом 3 510 ₽
Нижний Новгород – Сочи 26.12.2021 26.02.2022 Эконом 3 510 ₽
Нижний Новгород – Сочи 25.12.2021 25.01.2022 Эконом 3 559 ₽
Нижний Новгород – Сочи 20.12.2021 01.03.2022 Эконом 3 560 ₽
Нижний Новгород – Сочи 22.12.2021 19.03.2022 Эконом 3 560 ₽
Нижний Новгород – Сочи 21.12.2021 22.03.2022 Эконом 3 560 ₽

Почему авиабилеты Нижний Новгород – Сочи выгодно покупать у нас

Потому что дешево

Мы найдем для вас самый дешевый билет на самолет. Бронируйте с нами авиабилеты дешево!

Без комиссии

Мы не делаем наценку на купленный вами билет. Вы не увидете никаких скрытых комиссий и платежей.

Официально

Продажа авиабилетов осуществляется на странице компании, билеты которой вы собираетесь приобрести

Легко и быстро

Покупка билета на самолет онлайн займет всего несколько минут – не нужно никуда ехать и стоять в очередях.

Понятно и доступно

Купить авиабилет онлайн проще простого – заполните форму и следуйте дальнейшим инструкциям.

И главное безопасно

Ваши данные под надежной защитой. Безопасное соединение обеспечивается протоколом HTTPS.

Билеты на самолет
Нижний Новгород – Сочи (Адлер) туда и обратно

Купите билет из Нижнего Новгорода в Сочи по лучшей цене!

Самый дешевый авиабилет Нижний Новгород – Сочи (Адлер) с вылетом в ближайшие 3 месяца, найденный пользователями за последние двое суток имел стоимость 5354 руб (за билет туда и обратно).

Здесь можно найти дешевые авиабилеты в любую точку мира. Мы анализируем данные о ценах на билеты, получая их от авиакомпаний и авиационных агентств. Для вас подбираем самые выгодные варианты. В итоге, вы получаете возможность купить билет по лучшей цене без переплат.

Стоимость билетов на популярные маршруты, такие как Нижний Новгород – Сочи (Адлер), меняется очень быстро. Проверьте календарь низких цен, возможно, появилось билеты по более низким ценам.

Быстрая навигация по странице:
  • Календарь низких цен на авиабилеты
  • Авиабилеты из Нижнего Новгорода в Сочи без пересадок
  • Прямой рейс в Сочи из ближайшего к вам города (г. Казань)
  • Расписание прямых рейсов из Нижнего Новгорода в Сочи
  • Рекомендации по бронированию дешевых авиабилетов
  • Найти билеты на конкретные даты
Информация о полёте:

Расстояние между городами Нижний Новгород и Сочи (Адлер) составляет 1447 км.

Ориентировочное время полёта 2 час. 21 мин. – для прямого рейса, без пересадок.
Время в воздухе может несколько варьироваться в зависимости от типа воздушного судна, направления и скорости ветра.

В аэропорт желательно прибыть за 1,5 часа до вылета, чтобы пройти регистрацию на рейс, оформить и сдать свой багаж. Как правило, регистрация на рейс заканчивается за 45 минут до вылета. В некоторых случаях регистрация может заканчиваться ещё раньше.

Календарь низких цен на билеты
из Нижнего Новгорода в Сочи и обратно

Найти дешевые авиабилеты по маршруту Нижний Новгород – Сочи (Адлер) туда и обратно вам поможет календарь низких цен. Календарь показывает минимальные недавно найденные цены билетов на самолет. Показаны цены по месяцам в течение года. Чтобы увидеть распределение цен по дням какого-либо месяца, кликните на этот месяц.
Важно понимать, что это цены, которые были найдены пользователями за последние 24 часа. За это время на некоторые дни цены могли немного измениться. Поэтому рекомендуется проверить наличие билетов на интересующие даты и на соседние.
Для поиска доступных билетов из Нижнего Новгорода в Сочи, кликните на интересующий день месяца.

На данной странице приводятся цены за билет туда и обратно: Нижний Новгород – Сочи (Адлер) – Нижний Новгород.

Если вы ищете билеты в одну сторону, посмотрите эти страницы: Нижний Новгород ✈ Сочи (Адлер) Сочи (Адлер) ✈ Нижний Новгород

Сочи (Адлер)

Билеты на прямой рейс Нижний Новгород – Сочи (Адлер) туда обратно

Вылет туда Вылет обратно Цена билета, руб. Авиакомпания
13 окт. 2022 22 окт. 2022 5354 Nordwind Airlines
25 сент. 2022 20 окт. 2022 7823 Nordwind Airlines
27 авг. 2022 2 сент. 2022 10448 Nordwind Airlines

Недорогие рейсы “Нижний Новгород – Сочи (Адлер)”

Вылет туда Вылет обратно Авиакомпания Пересадок Стоимость
03.08.2021 28.08.2021 Rossiya Airlines Прямой рейс 14933

Прямой рейс из соседнего города: “Казань – Сочи (Адлер)”

Вылет туда Вылет обратно Цена билета Авиакомпания
14.10.21 09.11.21 4327 Nordwind Airlines
30.09.21 05.10.21 4343 Nordwind Airlines
25.08.21 23.09.21 6775 Pobeda

Найдены билеты из соседнего города: “Казань – Сочи (Адлер)”

Вылет туда Вылет обратно Пересадок Цена билета
14.10.21 26.10.21 Прямой рейс 4341
08.10.21 19.10.21 Прямой рейс 4343
14.10.21 21.10.21 Прямой рейс 4343
07.10.21 14.10.21 Прямой рейс 4347
08.10.21 15.10.21 Прямой рейс 4347

Рейсы из аэропорта г. Нижний Новгород

Маршрут Пересадок Цена билета
Нижний Новгород – Пермь Прямой рейс 7426
Нижний Новгород – Москва Прямой рейс 7552
Нижний Новгород – Самара Прямой рейс 8467
Нижний Новгород – Саратов Прямой рейс 8672
Нижний Новгород – Санкт-Петербург Прямой рейс 9302

Популярные направления полётов из Нижнего Новгорода

Расписание рейсов Нижний Новгород – Сочи (Адлер)

Расписание показывает авиакомпании и дни недели, в которые эти авиакомпании выполняют прямые рейсы без пересадок “Нижний Новгород – Сочи (Адлер)”.

При поиске билетов учитывайте, что расписание полётов каждая авиакомпания может корректировать в зависимости от сезона.
На сезон отпусков многие авиакомпании организуют дополнительные прямые рейсы к местам отдыха. Расписание охватывает ограниченный временной интервал, поэтому для поиска рейсов на отдалённую дату, воспользуйтесь формой поиска билета.

Информация для туристов и гостей города

Рекомендации по бронированию дешевых авиабилетов

Как правило, самые дешевые авиабилеты из Нижнего Новгорода в Сочи можно забронировать за несколько месяцев до запланированного путешествия. Так, например, для покупки дешевых билетов на лето, идеальным временем является середина зимы.

К весне цены начинают постепенно расти и достигают пика за 1-2 месяца до даты вылета.

Однако так цены ведут себя не каждый год. Например в 2019 году были периоды, когда цены с конца зимы до середины весны росли, а потом на короткое время (буквально на 1 день) падали на 20..30%. Возможно, авиакомпании под конец месяца пытались распродать свободные места со скидкой, или турфирмы снимали свои бронирования, или просто появлялись новые рейсы. Причина не известна.

Кроме того, в 2019 году наблюдалось довольно редкое явление, когда за 1 день до вылета в Сочи можно было приобрести билеты на 30%-50% дешевле обычной цены.

Вполне вероятно, что такие аномалии связаны с экономической ситуацией и низким платёжеспособным спросом населения России, жителей Нижнего Новгорода и ближайших населённых пунктов. Поскольку в предыдущие годы подобных щедрых “скидок” не наблюдалось, и в последний день перед вылетом цены на билеты подскакивали в 1,5-3 раза!

Что будет с динамикой цен на авиабилеты в следующем сезоне, предсказать невозможно. Поэтому не стоит полагаться на удачу и пытаться ухватить самый дешевый билет за день до вылета. Таких билетов может не оказаться. Вывод: если вы не любитель острых ощущений, лучше заранее планировать путешествие и приобретать билеты на самолет за несколько месяцев до вылета, пока цены не слишком высокие и есть свободные места.

Форма поиска билетов

Для поиска доступных для бронирования билетов на самолет по маршруту “Нижний Новгород – Сочи (Адлер)”, укажите даты вылета и количество пассажиров:

Авиабилеты из Нижнего Новгорода в Сочи

Официальный поиск билетов на сайтах авиакомпаний, найдите лучшие цены.

Календарь низких цен на авиабилеты Нижний Новгород – Сочи (Адлер)

Самые дешевые авиабилеты Нижний Новгород – Сочи (Адлер) (GOJ – AER)

Госбилет.рф найдет для вас самые дешевые авиабилеты Нижний Новгород – Сочи (Адлер), сравнив стоимость авиабилета в Сочи в 45 агентствах, 5 системах бронирования и 728 авиакомпаниях. Где именно купить билеты на самолет Нижний Новгород – Сочи (Адлер) – выбор за вами.

Направление Нижний Новгород – Сочи (Адлер) пользуется наибольшей популярностью в июле, августе и сентябре.
В низкий сезон – в январе, феврале и ноябре цена на авиабилеты падает.

Перелет с пересадкой из Нижнего Новгорода в Сочи
Основной вариант билета на самолет Нижний Новгород – Сочи (Адлер) (туда и обратно) – перелет с пересадкой.

Самые низкие цены на перелет с пересадками предлагает авиакомпания Азимут с пересадкой в Ростове-на-Дону.

Рейс Нижний Новгород – Сочи (Адлер) с пересадкой позволит сделать путешествие еще интереснее. Стыковка может осуществляться в:

  • Краснодаре (рейс A4318 Ред Вингс, рейс A4318 Азимут)
  • Казани (рейс RT572 Ред Вингс)
  • Москве (рейс UT160 Россия, рейс UT160 Utair)

Это отличный шанс познакомиться с этими городами, ведь время пересадки обычно составляет не менее 6 часов.

Необходимо учесть, что в зависимости от количества дней, оставшихся до вылета, цена билета на самолет Нижний Новгород – Сочи (Адлер) может измениться более чем на 22%.

Дешевые перелеты из Нижнего Новгорода

“>
Куда Дата вылета Дата возвращения Найти билеты
Пермь 5 Февраля 2022 8 Февраля 2022 Билеты от 2 170
Волгоград 31 Января 2022 4 Февраля 2022 Билеты от 2 560
Минеральные Воды 14 Октября 2022 17 Октября 2022 Билеты от 2 760
Саратов 3 Февраля 2022 6 Февраля 2022 Билеты от 2 760
Москва 31 Декабря 2022 1 Января 2022 Билеты от 3 065
Ростов-на-Дону 29 Января 2022 31 Января 2022 Билеты от 3 260
Воронеж 17 Января 2022 21 Января 2022 Билеты от 4 098
Краснодар 19 Апреля 2022 23 Апреля 2022 Билеты от 4 760
Махачкала 26 Февраля 2022 1 Марта 2022 Билеты от 5 520
Санкт-Петербург 13 Января 2022 17 Января 2022 Билеты от 5 600

Общая информация о перелёте Нижний Новгород – Сочи (Адлер)

  • Расстояние между Нижним Новгородом и Сочи составляет: 899 миль (1447 километров)
  • Частота перелетов из Нижнего Новгорода в Сочи: ежедневно

Авиакомпании, летающие из Нижнего Новгорода в Сочи

  • Аэрофлот
  • S7 Airlines
  • Utair

Смотрите также:

Аэропорты, обслуживающие направление Нижний Новгород – Сочи (Адлер)
Аэропорты Нижнего Новгорода, из которых выполняются рейсы в Сочи:

Аэропорты Сочи, принимающие рейсы из Нижнего Новгорода:

Берлинская стена: история создания и падения

Берлинская стена – самое знаковое пограничное укрепление в истории ХХ века. Это заграждение стало символом разделения двух миров и раскола Европы на противостоящие политические блоки. По сей день призрак Берлинской стены преследует мир.

  1. Что привело к появлению Берлинской стены
  2. Сооружение стены
  3. Падение Берлинской стены
  4. Причины падения Берлинской стены
  5. Как это произошло
  6. Что осталось от Берлинской стены
  7. Мемориальный комплекс «Берлинская стена»
  8. Экспозиция на Потсдамской площади
  9. East Side Gallery
  10. Чекпойнт Чарли
  11. Итог

Что привело к появлению Берлинской стены

Сооружение Берлинской стены (Berlin Wall) – прямое следствие глобального противостояния, начавшегося после Второй мировой войны. Общественности эта конфронтация известна как холодная война. Рассмотрим, как разворачивались события, которые привели к возведению Берлинской стены.

  • 1945 г. – после разгрома нацистской Германии Берлин разделился на четыре зоны оккупации. Восточную зону контролировал Советский Союз, а три западных – Великобритания, США и Франция.
  • Июнь 1948 г. – происходит объединение французской, американской и британской зоны оккупации Германии. За ним следует начало блокады Западного Берлина Советским Союзом.
  • 23 мая 1949 г. – провозглашение на территории подконтрольной западным союзникам Федеративной Республики Германия (ФРГ).
  • 7 октября 1949 г. – на территории подконтрольной СССР провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР).
  • 1952 г. – начало укрепления пограничных рубежей ГДР. Граница с Западным Берлином остается открытой, поэтому желающие покинуть Восточную Германию направлялись именно сюда.
  • 1957 г. – ФРГ вводит доктрину Хальштейна, которая предполагала разрыв отношений с любой страной, признавшей ГДР.
  • 1958 г. – Никита Хрущев объявил об отмене международного статуса Берлина.
  • 1960 г. – ГДР вводит ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина.
  • 12 августа 1961 г. – закрытие границы ГДР с Западным Берлином.
  • 13 августа 1961 г. – закрыты все пропускные пункты и установлены заграждения из колючей проволоки. Закрытие границы началось в 01.00. В это время почти 25 тысяч членов «боевых групп» занимали линию границы. В документах проект фигурирует под названием «Китайская стена ІІ».

В 1945-1961 гг. ГДР покинуло 3,5 млн человек, что составляло примерно 20% населения Восточной Германии. Более высокий уровень зарплат в ФРГ побуждал граждан ГДР мигрировать на Запад. Отток населения с Востока стал главным катализатором создания Берлинской стены. Кроме того, власти ГДР часто жаловались на «провокационные» нарушения границы и деятельность антикоммунистических групп.

Историки до сих пор спорят о том, как зародилась идея и схема разделения Берлина. Немецкий исследователь Мартин Забров считает, что главным инициатором возведения стены был тогдашний лидер ГДР Вальтер Ульбрихт, который объяснял свое предложение как спасение Восточной Германии. Старые политики возлагают всю ответственность на Советский Союз, снимая таким образом вину с себя.

Сооружение стены

Строительство стены началось 15 августа 1961 года. Заграждение возводили из бетонных блоков и пустотелых кирпичей. Работы проходили под охраной пограничников. Официально стену именовали «антифашистским защитным валом».

Примечательно, что в день старта строительства стены 19-летний пограничник Конрад Шуманн перепрыгнул через заграждение на своем участке, став первым беженцем из ГДР после официального закрытия границы. Спустя год этот поступок попробовал повторить 18-летний строитель Петер Фехтер, но был застрелен на месте.

К 1989 году Берлинская стена превратилась в сложный комплекс из бетонного ограждения протяженностью 155 км.

Длина ограждения под электрическим напряжением составляла 127,5 км. Высота стены достигала 3,6 м.

Пограничное укрепление несколько раз перестраивалось. Сначала оно была каменным, затем железобетонным. Последняя масштабная реконструкция произошла в 1975 году.

Для иностранцев и граждан ФРГ были установлены специальные КПП. Жителям ГДР пересекать границу запрещалось. По каждому, кто пытался нелегально пересечь стену, пограничникам предписывалось стрелять.

Несмотря на жесткий контроль, побеги продолжались. Для этого использовались канализационные трубы и делались подкопы. Глубина одного из таких лазов составляла 12 м, а протяженность – 140 м. Для побега также использовались самолеты и воздушные шары.

В 1965 году семья Холцапфелей поднялась на крышу здания в Восточном Берлине и сбросила вниз веревку. По другую сторону границы веревку поймали родственники беженцев и держали ее, пока все не спустились на территорию Западного Берлина.

По данным российских исследователей, при попытке пересечь стену погибли 192 человека, около 200 были ранены и более 3 тысяч арестованы. Успешных побегов зафиксировано более 5 тысяч.

Падение Берлинской стены

Задолго до разрушения знаменитого заграждения в Западном Берлине продавали открытки с лозунгом: «Стена должна быть убрана!». В 80-х годах политические лидеры разных стран призывали к уничтожению стены. Так, в 1987 году во время выступления перед Бранденбургскими воротами американский президент Рональд Рейган обратился к советскому лидеру Михаилу Горбачеву с призывом разрушить стену.

Причины падения Берлинской стены

Судьбу стены решили демократические перемены, начавшиеся в странах социалистического содружества в середине 80-х годов прошлого века. Ключевую роль в этих событиях сыграла политика Михаила Горбачева. Власти ФРГ в свою очередь начали предпринимать попытки для объединения Германии. Переговоры между ФРГ и СССР по этому поводу начались в 1988 году.

Упрощение пограничного режима между Австрией и Венгрией весной 1989 года было первым сигналом к тому, что грядет скорое разрушение стены.

Напомним, что Венгрия входила в блок Варшавского договора, одну из главных противоборствующих сторон в холодной войне. За лето 1989 года через территорию Венгрии в ФРГ перебралось 10 тысяч граждан ГДР.

В октябре 1989 года было объявлено о падении советского режима в ГДР. 9 ноября новое правительство объявило о возможности беспрепятственного пересечения границы.

Как это произошло

Граждане ГДР могли получить визы 10 ноября, но уже вечером 9 ноября тысячи немцев направились к границе. Поначалу пограничники пробовали оттеснить толпу, однако были вынуждены открыть границу. По другую сторону стены собрались тысячи жителей ФРГ. Происходящее напоминало массовый праздник, поэтому именно 9 ноября считается датой падения Берлинской стены.

Около 2 млн граждан ГДР в течение 10-12 ноября побывало в Западном Берлине. Стена же рухнула не в один день. Сначала заграждение разбирали, чтобы создать больше пропускных пунктов. А берлинцы приходили со своим инструментом, чтобы забрать на память кусочки стены.

Официальный демонтаж начался летом 1990 года.

Пограничные укрепления вокруг Берлина убрали за два года.

Что осталось от Берлинской стены

Фрагменты Берлинской стены разбросаны по всему городу. Причем не только там, где проходила граница, но и в различных музейных экспозициях. Остатки некогда устрашающего сооружения превратились в туристические достопримечательности. Перечислим самые знаменитые из них.

Мемориальный комплекс «Берлинская стена»

Это один из немногих сохранившихся участков Берлинской стены. Он находится возле станции метро Бернауэр-штрассе. Мемориал охватывает 1,4 км бывшей пограничной линии.

Помимо пограничных строений здесь можно увидеть памятник разделу города и Капеллу поминовения, посвященную людям, которые погибли при попытке бежать в Западный Берлин. Здесь также расположен информационный центр с выставкой артефактов.

Экспозиция на Потсдамской площади

Во времена существования ГДР Потсдамская площадь была разделена Берлинской стеной. Власти решили сохранить несколько бетонных плит с надписями и граффити. Рядом расположены информационные стенды.

East Side Gallery

В 1990 году на участке Берлинской стены на улице Мюленштрассе возникла галерея под открытым небом, ныне известная как East Side Gallery. Там представлено художественное отражение многих политических событий, произошедших в ХХ веке.

Длина галереи составляет 1316 м. Помимо картин и граффити здесь размещено множество надписей, передающих атмосферу времен падения стены.

Чекпойнт Чарли

Это пограничный КПП по адресу Фридрихштрассе 43-45, возведенный после разделения города. Чекпойнт Чарли был не только пропускным пунктом, но и местом обмена шпионами и военными чиновниками. Сейчас здесь находится музей.

Падение Берлинской стены – событие, знаменующее грандиозные изменения в мире. Правда, геополитические проблемы, которые символизировало это строение, никуда не исчезли. Это еще раз доказывает, насколько тяжело человечеству прислушиваться к урокам истории, какими бы наглядными они ни были.

Берлинская стена: два города, два мира, две Европы

13 августа 1961 года началось сооружение Берлинской стены — главного символа «холодной войны» и разделения Германии

Берлинская стена стала самым известным в мире символом холодной войны, а ее разрушение закономерно превратилось в символ развала коммунистического союза восточноевропейских государств. За неполных три десятка лет своего существования Берлинская стена обросла множеством мифов: число погибших исчисляли сотнями, она считалась непреодолимой, а тех, кому удавалось вырваться в Западный Берлин, полагали инженерными гениями. В действительности документы подтверждают только 140 случаев гибели при попытках преодолеть Берлинскую стену, тогда как успешные побеги фиксировались чаще — более 5000 раз. И большинство из побегов были результатом скорее усердия и огромного желания оказаться на Западе, чем проявлением инженерного гения. Он-то как раз создал ту самую Стену, за которой три десятилетия на территории социалистической ГДР бок о бок с ее столицей существовал капиталистический Западный Берлин.

Оцепление из восточногерманских солдат возле Бранденбургских ворот в первый день строительства Берлинской стены 13 августа 1961 года

Два мира — два Берлина

Появление Западного Берлина стало результатом выполнения союзнических договоренностей об оккупационных зонах в Германии. Несмотря на то, что столицу третьего рейха взяла штурмом Красная Армия, причем без всякой поддержки союзников, город после победы разделили на четыре зоны оккупации: советскую, британскую, американскую и французскую. И, как три зоны оккупации Германии превратились в Тризонию, на основе которой 23 мая 1948 года была провозглашена ФРГ, так из трех западных берлинских зон родился Западный Берлин.

Это было уникальное образование: в сердце провозглашенной 7 октября 1949 года ГДР появился анклав, политика которого определялась даже не в западногерманской столице — Бонне, а гораздо дальше. Снабжение западноберлинской территории шло за счет бывших стран-оккупантов, и Восточной Германии приходилось не просто мириться с этим, но и охранять специальные транспортные коридоры, предназначенные для этой цели.

Солдаты Национальной народной армии ГДР охраняют участок границы с Западным Берлином, на котором идет строительство первой части Берлинской стены, 23 ноября 1961 года

Но идеологические и политические противоречия, разделившие Германию, не могли окончательно разделить берлинцев, многие из которых имели родственников по ту или эту стороны границы или ездили на работу из одного Берлина в другой. И хотя они не могли делать это совершенно свободно, все-таки возможностей для таких перемещений было достаточно: ежедневно через 94 пропускных пункта (81 уличный и 13 в метро и на городской железной дороге) границу между двумя Берлинами пересекали в среднем 400 тысяч человек.

Учиться на Востоке и работать на Западе

Традиционной причиной, по которой власти ГДР в конце концов приняли решение возвести Берлинскую стену, называют постепенно увеличивавшиеся масштабы бегства подготовленных специалистов из Восточной Германии. Для них возможность свободного выезда в Западный Берлин была фактически открытой дорогой к переселению в ФРГ. Конечно, восточногерманские власти такая ситуация не могла устраивать. И дело было даже не в идеологии, хотя она занимала существенное место в западноберлинском вопросе. ГДР, в которой высшее и среднее специальное образование были бесплатными, регулярно лишалась существенной части высококлассных подготовленных специалистов. Многие жители Восточного Берлина и вообще Восточной Германии стремились стать инженерами, врачами, строителями и так далее за счет бюджета ГДР, но устроиться работать в Западном Берлине, где платили существенно больше.

Жители Западного Берлина смотрят через только-только появившуюся Берлинскую стену на восточный сектор города, 1961 год

Но возможность постоянно сравнивать два образа жизни некогда единой страны, конечно, тоже поддерживала стремление молодых немцев (а именно они составляли существенную часть постоянно перемещавшихся через границу Западного Берлина) к переселению на Запад. Постепенно усиливавшееся влияние Штази на повседневную жизнь в ГДР, жесткий идеологический контроль, ухудшение условий работы — все это заставляло жителей Восточного Берлина и переехавших в столицу немцев налаживать контакты в Западном Берлине и стремиться перебраться туда сначала на работу, а потом и навсегда.

Особенно активным этот процесс стал в конце 1950-х и начале 1960-х годов, когда руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт объявил экономический курс на преодоление разрыва между двумя Германиями и достижение превосходства восточногерманской экономики над западногерманской. Для страны это означало повышение производственных норм и быстрое расширение процесса коллективизации, который зачастую центральная власть проводила весьма жесткими методами. Немцы, имевшие возможность сопоставить условия жизни там и тут, ответили на это всплеском берлинской эмиграции, и тем самым спровоцировали окончательное решение о постройке Берлинской стены. Восточная Германия не собиралась мириться с потерей экономически активного населения и совершенно не намерена была давать остальным своим гражданам возможность увидеть, как можно жить иначе.

Жители Западного Берлина смотрят на Берлинскую стену, середина 1960-х

Независимость против недоступности

Был и еще один фактор, ускоривший возведение Стены, — конфликт между бывшими союзниками, а теперь противниками в холодной войне по поводу политического статуса Западного Берлина. Последнюю попытку урегулировать этот вопрос в 1958 году предпринял советский лидер Никита Хрущев, который выдвинул западным странам ультиматум с требованием проведения в течение полугода переговоров о статусе западной части германской столицы. Советское правительство предлагало придать Западному Берлину статус вольного демилитаризованного города, который бы управлялся независимой гражданской администрацией, а не оккупационными властями. Но поддержки на Западе эта идея не получила: там обоснованно опасались, что независимая администрация быстро потеряет сначала экономический, а потом и политический контроль над территорией, которая вскоре без всяких проблем сольется с остальной Восточной Германией.

Берлинская стена в районе Бранденбургских ворот, середина 1960-х годов

Обсуждение всех этих вопросов шло достаточно открыто для того, чтобы о неопределенности судьбы Западного Берлина узнали не только его жители, но и их восточные соседи. Это спровоцировало новый виток «уходов» на Запад: с января по июль 1961 года ГДР покинули почти 208 тысяч человек, в том числе 30 тысяч — только в июле. Еще около 10 тысяч успели уехать в первые дни августа. А вот те, кто пришел на пропускные пункты ранним утром 13 августа 1961 года, увидели перед собой плотную цепочку восточногерманских пограничников, солдат Национальной народной армии ГДР и вооруженных рабочих активистов. . И закрытые двери КПП.

В течение двух дней власти Восточной Германии держали на границе вокруг Западного Берлина плотное оцепление, за спинами которого постепенно появлялись все новые и новые витки колючей проволоки. А два дня спустя, 15 августа под охраной все тех же пограничников и солдат на месте «колючки» начали появляться первые участки стены из бетонных блоков.

Так называемая «полоса смерти» Берлинской стены. Хорошо виден последний рубеж ограждения — бетонный забор на границе с Западным Берлином, по верху которого идет закругленный бордюр, не позволяющий зацепиться, и дорожка для патрулирования перед ним

155 километров раздора

Общая длина Стены составляла 155 километров, из которых только 43 км проходили по территории собственно Берлина, а остальные приходились на пригороды. Те, кто никогда не видел Берлинскую стену, представляют ее себе в виде бесконечного бетонного забора с колючей проволокой наверху. В действительности Стена представляла собой сложное инженерно-фортификационное заграждение, включавшее и участки из бетонных блоков с закругленным навершием (чтобы никто не мог зацепиться за стенку и преодолеть ее), и заграждения из перевитой колючей проволоки, и участки металлического забора. Но непреодолимой или почти непреодолимой Берлинскую стену делали не сами заборы, а то пространство между ними, которое патрулировалось восточногерманскими пограничниками: с контрольно-следовой полосой, металлическими противотанковыми «ежами», яркими фонарями и участками колючей проволоки под напряжением.

Конечно, такой сложной структура Стены была не везде, а только на самых «побегоопасных» участках. Но в целом несанкционированное проникновение на западноберлинскую территорию стало почти невозможным. Тем, кто получал соответствующие разрешения, требовалось пройти через один из тринадцати контрольно-пропускных пунктов (к 1989 году из них действовали только три) и через них же вернуться назад, поскольку правом проживания на территории Западного Берлина восточные немцы не обладали.

Восточногерманские солдаты патрулируют границу с Западным Берлином незадолго до начала строительства Берлинской стены

Проще всего приходилось пенсионерам ГДР: они обладали правом свободного перемещения между частями Берлина. И это еще раз подтверждает версию о том, что важнейшей причиной для строительства Берлинской стены стали все-таки экономические, а не идеологические мотивы.

Как только появилась Стена, начались и побеги через нее. Жители ГДР не собирались мириться с невозможностью отправиться за лучшей жизнью. Первым беглецом стал 19-летний пограничник Конрад Шуман, который перепрыгнул через колючую проволоку днем 15 августа 1961 года. С того дня и до падения Берлинской стены через нее сумели перебраться тысячи человек, причем далеко не все из них шли с востока на запад — были и такие, кто шел с запада на восток. По ним, в отличие от беглецов из ГДР, восточногерманские пограничники не имели права открывать огонь, а всячески способствовали таким перебежчикам.

Вид на укрепленный участок Берлинской стены в городской черте со стороны Западного Берлина

Те же, кто стремился в Западный Берлин, рисковали не только свободой, но и жизнью: приказ прямо требовал от пограничников ГДР открывать огонь на поражение по всякому, кто рвался на Запад. По разным данным, число таких жертв может составлять от 140 (подтвержденные документально случаи гибели) до 1300 человек, еще около двухсот были ранены. Свыше 3000 перебежчиков были задержаны и получили тюремные сроки: в уголовном законодательстве Восточной Германии существовала отдельная статья, предусматривавшая наказание за попытку бегства из страны.

И все-таки гораздо больше перебежчиков сумели воплотить свою мечту и перебраться в Западный Берлин. Число успешных побегов через Берлинскую стену составляет 5075.

Демонтаж секции Берлинской стены возле Бранденбургских ворот, 21 декабря 1989 года

А 9 ноября 1989 года «перебежчиками» стали все жители Восточной Германии: правительство ГДР приняло решение о свободном праве граждан на выезд, и Стена потеряла свой смысл. В течение нескольких месяцев ее разрушили до основания, сохранив лишь некоторые небольшие участки в качестве памятников эпохе холодной войны, одним из самых ярких символов которой и была Берлинская стена.

Берлинская стена – самый одиозный и зловещий символ «холодной войны»

В результате Второй мировой войны Германия оказалась разделенной на четыре оккупационные зоны. Восточные земли достались Советскому Союзу, а британцы, американцы и французы контролировали запад бывшего рейха. Та же участь постигла и столицу. Разделенному Берлину предстояло стать настоящей ареной «холодной войны». После провозглашения 7 октября 1949 года Германской Демократической Республики восточная часть Берлина была объявлена ее столицей, а западная стала анклавом. Спустя двенадцать лет город окружила стена, которая физически отделила социалистическую ГДР от капиталистического Западного Берлина.

Нелегкий выбор Никиты Хрущева

Сразу после войны берлинцы могли свободно перемещаться из одной части города в другую. Разделение практически не ощущалось, если не считать разницу в уровне жизни, которая была видна невооруженным глазом. Полки магазинов Западного Берлина ломились от товаров, чего нельзя было сказать о столице ГДР. В капиталистическом анклаве лучше обстояло и с оплатой труда, особенно квалифицированных кадров – их здесь встречали с распростертыми объятиями.

В результате начался массовый отток специалистов из Восточной Германии на запад. Не отставала и та часть простого населения, которая была недовольна своей жизнью в «социалистическом раю». Только в 1960 году ГДР покинуло более 350 тысяч ее граждан. Восточногерманское и советское руководство серьезно озаботились таким оттоком, фактически массовым бегством людей. Все понимали, что если не остановить его, молодую республику ждет неминуемый крах.

Появление стены обусловили и берлинские кризисы 1948-1949, 1953 и 1958-1961 годов. Особенно напряженным выдался последний. К тому моменту СССР фактически передал ГДР свой сектор оккупации Берлина. Западная же часть города по-прежнему оставалась под властью союзников. Был выдвинут ультиматум: Западный Берлин должен стать свободным городом. Союзники отвергли требования, посчитав, что это в будущем может привести к присоединению анклава к ГДР.

Ситуация усугублялась политикой правительства Восточной Германии внутри страны. Тогдашний лидер ГДР Вальтер Ульбрихт проводил жесткий экономический курс по советскому образцу. В стремлении «догнать и перегнать» ФРГ власти не гнушались ничем. Увеличивали производственные нормы, провели насильственную коллективизацию. Но оплата труда и в целом уровень жизни оставались низкими. Это и спровоцировало бегство восточных немцев на запад, о чем мы упомянули выше.

Что делать в сложившейся ситуации? 3-5 августа 1961 года по этому поводу в Москве экстренно собрались руководители государств-участников Варшавского договора. Ульбрихт настаивал: границу с Западным Берлином нужно закрыть. Союзники согласились. Но как это сделать? Глава СССР Никита Хрущев рассматривал два варианта: воздушный барьер либо стена. Выбрали второе. Первый вариант угрожал серьезным конфликтом с США, возможно даже войной с Америкой.

Разделение на две части – за одну ночь

В ночь с 12 на 13 августа 1961 года к границе между западной и восточной частями Берлина были подтянуты войска ГДР. В течение нескольких часов они блокировали ее участки в черте города. Все происходило по объявленной тревоге первой степени. Военнослужащие вместе с полицией и рабочими дружинами одновременно взялись за работу, ведь стройматериалы для возведения заграждений были заготовлены заранее. До утра 3-миллионный город был разрублен на две части.

Колючей проволокой перегородили 193 улицы. Та же участь постигла четыре линии Берлинского метро и 8 трамвайных линий. В прилегающих к новой границе местах отрезали линии электропередач и телефонной связи. Даже успели заварить здесь трубы всех городских коммуникаций. Ошеломленные берлинцы собрались наутро с обеих сторон колючей проволоки. Прозвучал приказ разойтись, но люди не послушались. Тогда их разогнали в течение получаса с помощью водометов…

Обтягивание колючей проволокой всего периметра западноберлинской границы завершилось ко вторнику, 15 августа. В последующие дни ее заменили собственно каменной стеной, строительство и модернизация которой продолжались до первой половины 70-х годов. Жильцов из приграничных домов выселили, а их окна, выходящие на Западный Берлин, заложили кирпичом. Также закрыли приграничную Потсдамскую площадь. Свой окончательный вид стена обрела только в 1975 году.

Что представляла собой Берлинская стена

Берлинская стена (по-немецки Berliner Mauer) имела протяженность 155 километров, из которых на городскую черту приходились 43,1 км. Канцлер ФРГ Вилли Брандт называл ее «позорной стеной», а президент США Джон Кеннеди «пощечиной всему человечеству». Официальное название, принятое в ГДР: Антифашистский оборонительный вал (Antifaschischer Schutzwall).

Стена, физически разделившая Берлин на две части по домам, улицам, коммуникациям и реке Шпрее, представляла собой массивное сооружение из бетона и камня. Она была чрезвычайно укрепленным инженерно-оборудованным сооружением с датчиками передвижения, минами, колючей проволокой. Поскольку стена была границей, то здесь находились и пограничники, стрелявшие на поражение в каждого, даже в детей, кто посмеет незаконно пересечь границу с Западным Берлином.

Но самой стены властям ГДР было мало. Вдоль нее оборудовали специальную запретную зону с табличками-предупреждениями. Особенно зловеще смотрелись ряды противотанковых ежей и усеянная металлическими шипами полоса, ее называли «газоном Сталина». Была и металлическая сетка с колючей проволокой. При попытке проникнуть через нее срабатывали сигнальные ракеты, оповещавшие пограничников ГДР о попытке незаконного перехода границы.

Колючая проволока была натянута и поверх одиозного сооружения. По ней пустили ток высокого напряжения. По периметру Берлинской стены возвели смотровые вышки и контрольно-пропускные пункты. В том числе и со стороны Западного Берлина. Один из самых известных – «Чекпойнт Чарли», находившийся под контролем американцев. Здесь произошло немало полных драматизма событий, связанных с отчаянными попытками граждан ГДР бежать в Западную Германию.

Абсурдность затеи с «железным занавесом» достигла своего апогея, когда решено было обнести стеной Бранденбургские ворота – знаменитый символ Берлина и всей Германии. Причем со всех сторон. По той причине, что они оказались на пути одиозного сооружения. В результате ни жители столицы ГДР, ни жители Западного Берлина не могли даже приблизиться к воротам вплоть до 1990 года. Так туристическая достопримечательность стала жертвой политического противостояния.

Падение Берлинской стены: как это было

Заметную роль в крушении Берлинской стены невольно сыграла… Венгрия. Под влиянием перестройки в СССР она в мае 1989 года открыла границу с Австрией. Это стало сигналом для граждан ГДР, которые устремились в другие страны восточного блока, чтобы попасть в Венгрию, оттуда в Австрию и затем в ФРГ. Руководство ГДР потеряло контроль над ситуацией, в стране начались массовые демонстрации. Люди требовали гражданских прав и свобод.

Достигшие кульминации протесты привели к отставке Эриха Хонеккера и других партийных вождей. Отток людей на Запад через другие страны Варшавского договора стал настолько массовым, что существование Берлинской стены потеряло всякий смысл. 9 ноября 1989 года по телевидению выступил член Политбюро ЦК СЕПГ Гюнтер Шабовски. Он объявил об упрощении правил въезда-выезда из страны и о возможности немедленного получения виз для посещения Западного Берлина и ФРГ.

Для восточных немцев это стало сигналом. Они не стали ждать официального вступления в силу новых правил и вечером того же дня устремились к границе. Пограничники поначалу попытались оттеснить толпу водометами, но потом уступили напору людей и открыли границу. С той стороны уже собрались западные берлинцы, которые устремились в Восточный Берлин. Происходившее напоминало народный праздник, люди смеялись и плакали от счастья. Эйфория царила до самого утра.

22 декабря 1989 года были открыты для прохода Бранденбургские ворота. Берлинская стена еще стояла, но от зловещего облика уже ничего не осталось. Она была местами разбита, ее расписали многочисленными граффити и нанесли рисунки и надписи. Горожане и туристы откалывали от нее кусочки на память. Стену снесли спустя несколько месяцев после вхождения ГДР в состав ФРГ 3 октября 1990 года. Символ «холодной войны» и разделения Германии приказал долго жить.

Берлинская стена: день сегодняшний

Сведения о погибших при пересечении Берлинской стены разнятся. В бывшей ГДР утверждали, что их было 125 человек. Другие источники утверждают, что таковых 192 человека. В некоторых СМИ со ссылкой на архивы «Штази» приводилась такая статистика: 1245. Памяти погибших посвящена часть большого мемориального комплекса «Берлинская стена», открытая в 2010 году (весь комплекс был завершен спустя два года и занимает четыре гектара).

В настоящее время сохранился фрагмент Берлинской стены, протяженностью 1300 метров. Он стал воспоминанием о самом зловещем символе «холодной войны». Падение стены вдохновило художников со всего мира, которые съехались сюда и расписали оставшийся участок своими картинами. Так появилась East Side Gallery – галерея под открытым небом. Один из рисунков, поцелуй Брежнева и Хонеккера, выполнил наш соотечественник, художник Дмитрий Врубель.

Похожие публикации:

Клиника «Шарите» (фр. Charité)
«Шарите» (фр. Charité — «любовь к ближнему, милосердие») – старейшая больница в Берлине, с более чем 3 000 мест она является крупнейшей университетской клиникой Европы. Поводом для создания Шарите послужил приказ кабинета прусского короля Фридриха .

Ведомство федерального канцлера Германии (нем. Bundeskanzleramt)
Ведомство федерального канцлера Германии – здание в Берлине и место нахождения одноименного немецкого органа федеральной власти. В рамках переезда немецкого правительства из Бонна в Берлин Ведомство освоило новое здание, созданное по проектам архит.

Памятник королю Фридриху II Прусскому (нем. Denkmal König Friedrich II. von Preußen)
Монументальная конная статуя Фридриха Великого посвящена королю Фридриху II Прусскому, среди берлинцев она известна под кратким названием «Старый Фриц». Статуя расположена в историческом центре Берлина на средней полосе бульвара Унтер-ден-Линден. Г.

Памятник Альбрехту фон Грефе (нем. Denkmal Albrecht von Graefe)
Памятник немецкому хирургу-офтальмологу и профессору офтальмологии клиники Шарите Альбрехту фон Грефе расположен на углу Шуманштрассе и Луизенштрассе и обладает сложной конструкцией. Инициатива создания памятника исходила в 1872 году, через 2 года .

Мост Мольтке (нем. Moltkebrücke)
Мост Мольтке – автомобильный и пешеходный мост, облицованный красным песчаником, с несущими стальными конструкциями на каменных опорах, построенный через реку Шпрее в районе Митте Берлина. Мост, украшенный скульптурами, был назван в честь Хельмута .

Мы в социальных сетях:

Читайте также:
Лучшие пляжи Корфу: фото и описание, на карте, отзывы туристов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: