Плотинка в Екатеринбурге — подробная информация с фото

Екатеринбургская плотина

Екатеринбургская плотина, она же в простонародье “плотинка“, – это то, с чего началась история города, его сердце и остов. Уникальное гидротехническое сооружение считается одним из старейших по всей России. Плотина прерывает течение реки Исеть, образует центральный городской пруд и служит автомобильным и пешеходным мостом.

История строительства

В начале XVIII века император Петр I, активно осваивая территорию Урала, повелел возвести на реке Исеть железоделательный завод. Чтобы вырабатывать энергию для приведения в действие механизмов, начальник горных заводов Василий Никитич Татищев принял решение построить мост-плотину на реке Исеть. Из-за отсутствия одобрения начальства сверху, стройку пришлось отложить. Возобновили процесс только через два года с приездом на Урал военного инженера Георга Вильгельма Де Геннина.

Над строительством плотины корпели 1000 крестьян, руководил которыми мастер Леонтий Злобин. В качестве стройматериала плотины была выбрана редкая порода уральской лиственницы, обладающая удивительным свойством: находясь под водой, дерево не гнило, а, наоборот, становилось точно каменным. Конечно, сейчас в плотине ничего не осталось от этого дерева, но есть возможность увидеть бревно редкой лиственницы в музее, расположенном на территории бывшего завода.

Плотина вышла низкой, но довольно широкой. Кроме железоделательного завода она снабжала энергией ещё две городских постройки – монетный двор и гранильную фабрику.

Плотина стала частью главной улица города, которая сейчас известна как проспект Ленина. Первый запуск сооружения произошел 7(18) ноября 1723 года. Эта дата официально считается днём рождения города.

Историческое фото Екатеринбургской плотинки

В промежутке 1830-1850 годов плотина прошла масштабную реконструкцию. По проектам выдающего архитектора того времени М.П. Малахова плотину покрыли гранитом и расширили. Он также приложил руку к постройке каменной подпорной стенки плотины и возвел чугунную узорчатую ограду.

Работы по реконструкции плотины в 1860 годах

Позже на плотине был разбит сквер, получивший название Исторический, и размещен барельеф с изображением уральских мастеров. В то же время здесь установили бюсты великих самодержцев Петра I и Екатерины II, как основателю горно-заводского дела и основательнице города Екатеринбурга. Но в годы революции фигуры пришлись не по нраву большевикам и были сброшены в городской пруд. Иная версия гласит, что бюсты унесли в мастерскую и там с помощью парового молота их превратили в пыль.

В 1998 году плотина была укреплена железобетонными конструкциями и обзавелась пешеходным тоннелем. Открытие последнего было приурочено к 275-летию города.

Современный вид плотинки

Плотина в наше время

Для горожан плотина городского пруда – одна из популярных общественных площадок, на которой проводятся концерты, праздники, народные гуляния. Это излюбленное местечко для молодоженов, и потому ограда плотины увешена множеством замочков-талисманов на счастье в семейной жизни. Местные жители часто используют плотину для встречи с друзьями, приятных прогулок, романтических свиданий и для красивых фотографий.

На территории плотины и неподалеку от нее можно найти несколько интересных достопримечательностей.

В Историческом сквере стоит памятник основателям плотины и, вследствие, самого города Татищеву и Де Геннину. Горожане дали скульптурам забавные имена, Бивис и Баттхед, в честь одноименного мультсериала.

Памятник Татищеву и Де Геннину

Также сквер украшают бюсты знаменитых уральских писателей Павла Бажова и Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Увидеть механизмы, паровые машины и молоты первых предприятий Екатеринбурга можно в Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ. Кстати, сам музей расположен на территории железоделательного завода, и внутри него можно увидеть несколько сохранившихся помещений предприятия. Во дворе музея на всеобщее обозрение выставлены экспонаты сохранившейся заводской техники. Там же установлен памятник Петру I, являющийся точной копией бюста, свергнутого революционерами.

В музее архитектуры и дизайна УрГАХУ

Читайте также:
Расписание рейсов самолетов во Внуково

Обязательна к посещению водонапорная башня, построенная в 1880-ые годы и сохранившая до наших дней свой первоначальный облик. При ее строительстве использовались такие же гранитные камни, что и для плотины. Зайдя в башню сейчас, вы попадете в Музей истории Екатеринбурга, где можете узнать историю появления плотины и самой башни.

Водонапорная башня

Не пройдите мимо музея природы Урала, он находится рядом с водонапорной башней. Располагается музей в бывшем корпусе завода, в котором располагались котельная и несколько кузниц.

Плотина городского пруда хороша в любое время года. Летом здесь работает музыкальный фонтан с подсветкой. Для всех желающих сдаются в аренду лодки и катамараны для покатушек по городскому пруду. В Историческом сквере, у памятника основателям города, упражняются в трюках скейтбордисты и роллеры и ждут своих заказов местные художники. Большую популярность у уличных музыкантов и граффитистов имеет подземный переход. Зимой самые смелые граждане сокращают себе дорогу через замерзший пруд и катаются на лыжах.

Отдых около плотинки в Екатеринбурге

Как добраться

Доехать до “плотинки” можно на общественном транспорте:

Автобусы 011, 012, 013, 013а, 014, 016, 018, 19, 019, 23, 024, 030, 32, 46, 50, 54, 054, 57, 57а;

Отзыв: Исторический сквер Екатеринбурга (Россия, Екатеринбург) – Плотинка-сердце Екатеринбурга

Погода опять выдалась жаркой, и мы всей семьёй решили прогуляться на Плотинке в Историческом сквере.

Плотинка (так ласково называют местные жители) – это плотина городского пруда, расположенная на реке Исеть.

Уже многие годы считается традиционным местом народных гуляний и праздников.
Вот и в эти выходные мы попали на Чемпионат ползунков и Праздник мороженого.
Плотина представляет собой мост, соединяющий городской пруд и саму реку.

Перебраться с одной стороны на другую можно через пешеходный тоннель.

На территории сквера можно увидеть необычный сад, созданный из камней, собранных в горах Урала.

На каждом камне есть табличка, на которой можно прочитать название камня и место его добычи.

По этим камням любят ползать ребятишки, а взрослые фотографироваться.
Растительный мир также разнообразен и красив.

Стоят лавочки, на которых можно отдохнуть и насладиться великолепными видами.

К одному из юбилеев Екатеринбурга открыли поющий фонтан. “Петь” фонтан начинает вечером: он светится и играет различные композиции, в том числе и классическую музыку.

Как я писала выше, на Плотинке проводятся различные мероприятия, часто для детей.
Сегодня была организована специальная зона, рассказывающая об истории, быте и жизни уральцев.

Сын поучаствовал в мастер-классе и сделал глиняную птичку-свистульку.

Поиграл в мини-футбол, огромную джангу.
Младший сынок получил в подарок два творожка “Агуша”, две детских пластмассовых ложки и собачку из шарика, которую благополучно лопнул.
Прогулка удалась. Дети получили незабываемые впечатления.

Но мы обязательно вернёмся на Плотинку, где ещё много, на что стоит посмотреть: водонапорная башня, памятник основателям города, музеи, капсула времени.
Приглашаю Всех в наш любимый Екатеринбург.

Плотина Городского пруда в Екатеринбурге

Плотина на реке Исеть, или, как ее ласково называют, “Плотинка”, – ровесница Екатеринбурга. Ее возвели в 1723 году одновременно с металлургическим заводом, когда строительство города только началось. Много раз перестраивали, так что увидеть ее в первоначальном виде уже не получится. Кстати, на большое бревно из лиственницы первого варианта плотины Городского пруда в Екатеринбурге можно посмотреть в Краеведческом музее по адресу: улица Малышева, 46. До него от Плотинки – всего пять минут.

Видите лодочную станцию и Екатеринбург-сити с Ельцин Центром вдалеке – значит, вы на верхней площадке Плотинки. Рядом на лестнице мужчины продают книги и увлеченно играют в шахматы, а из перехода раздаются песни уличных музыкантов – вам туда. Проходите небольшой тоннель с портретами Виктора Цоя – и вы в Историческом сквере.

Читайте также:
Удержание налога на доходы с иностранных работников в 2022 году

А если вы сразу очутились на мосту и за его ограждением видите танцующие фонтаны и слышите, как пенится под вами вода, спуститесь по лестнице вниз и пройдите мимо памятника основателям Екатеринбурга – Вильгельму де Геннину и Василию Татищеву. Эту парочку в народе прозвали Бивисом и Баттхедом из одноименного американского мультсериала. Рядом с ними в теплые деньки часто можно увидеть скейтбордистов, исполняющих опасные трюки.

Адрес: Екатеринбург, проспект Ленина

Координаты: 56.8376785,60.6015372

Режим работы: круглосуточно

История

Строить плотину на реке Исеть по решению инженера Татищева начали еще за два года до основания Екатеринбурга. Но в столице ее возведение не одобрили, и до 1723 года дело застопорилось, пока на Урал не прислали коллегу Василия Никитича — военного инженера де Геннина. Тот прибыл с директивой на строительство завода по выплавке стали и меди. Для такого производства нужно большое количество воды, поэтому плотину решили достроить.

Долгое время Плотина была «двигателем» железоделательного завода, который располагался здесь же. Сегодня механизмы, которые использовались в то время, можно увидеть рядом с Музеем архитектуры и дизайна. Чугунные образцы техники впечатляющей величины стоят прямо на улице. Особенный восторг они вызывают у детей, которые любят лазать по ним.

Сейчас Плотина украшена гранитным барельефом с изображениями уральских мастеров. Раньше там стояли бюсты Петра I и Екатерины I, пока в 1917 году большевики не сбросили их в Городской пруд. В начале 1990-х годов бюст Петру I восстановили. Сегодня он стоит рядом с образцами заводской техники.

Подземный переход, так привлекающий музыкантов и граффитистов, тоже был не всегда. Его создали только в 1998 году.

Что посмотреть

Плотинка привлекает своей красотой и романтикой влюбленные пары. Молодожены приезжают сюда, чтобы повесить на чугунное ограждение мостика замок, а ключик на удачу выбросить в воду Исети.

Если пройдете дальше, увидите одно из самых старинных зданий города. Сейчас сложно представить, что это бывший городской госпиталь, в котором сегодня располагается крупнейший музей изобразительных искусств на Урале. Но это так — здание построили в конце 1730-х годов.

Здесь же расположена старая водонапорная башня конца XIX века, с советских времен украшавшая открытки, – один из символов города. Чему только она не успела послужить за эти годы. Была и настоящим двухквартирным домом, и хранила экспонаты Музея истории Екатеринбурга. Сейчас на первом этаже башни можно купить сувениры и попить кофе, а на втором — познакомиться с историей Плотинки и самой башни.

Плотинка в разное время года

Каменная Плотинка в обрамлении двух небольших скверов хороша в любое время года. Но весной и летом гулять здесь особенно приятно. В теплое время года работает свето-музыкальный фонтан. Играет классическая мелодия — и струи фонтана, спрятанного в реке, подпрыгивают в такт.

Осенью и зимой на Плотинке все еще красиво, но уже не так людно. Если хочется неспешной задумчивой прогулки — вам сюда.

Где сделать красивое фото

Великолепные фотографии выйдут из любой точки Исторического сквера: плотина с барельефом и камнем любви или бурлящая, стремительно несущаяся вода реки. Но особенно романтичными будут снимки на маленьком мостике через Исеть, ограждения которого сверху донизу усыпаны замочками влюбленных.

Атмосферное кадры получатся на ступеньках рядом с водой или же в пешеходном переходе, расписанном уличными художниками. Жизнерадостные фото можно сделать на газоне — на Плотинке в теплое время года трава всегда сочная и ярко-зеленая.

Читайте также:
Причины покупки хорошего автомобиля в Испании

Екатеринбургская плотинка

Чтобы начать рассказ об истории Екатеринбурга, прежде всего надо обратиться к истокам. Как известно, город был основан в 1723 году. Что это был за город? Это было не просто поселение, а город-завод с четким «регулярным» планом застройки, столь популярным в Петровскую эпоху. Где находился завод, догадаться нетрудно. Это место и по сей день является историческим центром города – речь пойдет о «плотинке», а в связи с этим нужно сказать пару слов и об основании Екатеринбургского завода.

Появление города-завода

Днем основания города принято считать 18 ноября 1723 года – это дата, когда выковали первое железо. А строительство завода началось еще в марте того же года под руководством двух лиц, которых мы привыкли видеть на памятнике основателям города – капитана артиллерии Василия Татищева и генерал-майора Вильгельма де Геннина.

Территория завода располагалась в пространстве между современным проспектом Ленина и улицами Малышева, Воеводина и Горького. Северная часть ограничивалась плотиной, южная – каменным мостом.

Завод окружала деревянная крепость, строго ориентированная по сторонам света. Улицы располагались вдоль крепостных стен. Интересно, что дома, выходили на улицу не фасадами, как мы привыкли видеть, а огородами – такой способ застройки улиц отвечал мерам пожарной безопасности в ту эпоху. Кроме того, в начале каждой улицы всегда вырывали по три колодца. Также для того, чтобы обезопасить деревянный город от пожаров, строго контролировали ширину домов и дворовых ворот, высоту и форму крыш, количество придомовых построек. Город-завод разделяла на две части река. Левобережная часть города называлась Церковной, именно здесь с 1723 года располагался храм Святой Екатерины (сейчас это место занимает часовня на площади Труда). Правобережная часть – Торговая, или Канцелярская, в соответствии со старым названием администрации и горного правления. На этой стороне находился Гостиный двор (сегодня на этом месте – городская администрация).

Плотина

Основным источником энергии на заводе в Петровскую эпоху являлась вода, для чего сооружали плотины. Для этого была построена и екатеринбургская плотина, которая сегодня является единственным сохранившимся объектом Екатеринбургского завода и самым древним сооружением города. Уникальна она еще и тем, что до сих пор используется по назначению и, как в XVIII веке, является городским центром.

В основании плотины – деревянные срубы, набитые камнем и глиной. Строили плотину приписные крестьяне Невьянского и других казенных заводов, солдаты Тобольского полка, каменщики, плотники. Строительством руководил мастер Невьянского завода Леонтий Злобин.

Приписные крестьяне – в XVIII – первой половине XIX веков государственные крестьяне, которые вместо уплаты податей (налога) работали на частных и казенных заводах.

Интересно, что в 1998 году, когда прокладывали пешеходный тоннель, выяснили – плотина находится в отличном состоянии. И это, несмотря на то, что она использовалась в течение 275 лет. Строительство сооружения завершилось в рекордно низкие сроки. Начали ее строить в марте 1723 года, уже 11 сентября плотина была готова, а 18 ноября открыли рабочий водосток. Кстати, как выглядела старая кладка стены, можно увидеть в пешеходном тоннеле – при реконструкции 1990 года оставили часть стены запасного прореза плотины.

Кроме того, фрагмент древнего сооружения представлен в западной части «плотинки», вблизи лестницы, поднимающейся к колледжу им. Ползунова.

Изначально плотина имела три прореза со шлюзами. Мы их можем увидеть и сегодня, но два из них закрыты. В XVIII веке центральный прорез использовался для сброса лишних вод весной во время половодья, а два боковых – в рабочих целях.

В 30-50-е годы XIX века плотину расширяли и перестраивали архитекторы Малахов и Спиринг. В 1886 году на плотине разбили сквер и установили бюсты Петра I и Екатерины I, которые, согласно одним источникам, в 1917 году были сброшены в пруд красноармейцами, согласно другим, сброшены с постаментов и разбиты на кусочки. Сейчас на их месте скульптуры писателей П. Бажова и Д. Мамина-Сибиряка.

Читайте также:
Далат, Вьетнам — все о городе с фото

В 1972-1973 годах плотину снова расширили, а также облицевали гранитом. Тогда же на стене плотины появилась скульптурная композиция – барельеф, посвященный уральским горным мастерам.

Судьба завода

В первой половине XVIII века Екатеринбургский завод активно развивался. К нему относились множество фабрик и мастерских: плавильная, якорная, дощатная, молотовая, проволочная, жестяная и другие.

В 1751 году на территории Екатеринбургского завода появилась Императорская гранильная фабрика. Располагалась она на современной площади Труда, примерно на месте современного памятника основателям города. В основном на фабрике занимались шлифованием и обработкой мрамора. Кроме того, предприятие специализировалось на изготовлении больших декоративных ваз и чаш из твердого камня: из яшмы, малахита, лазурита. Примечательно, что в начале XIX века фабрика работала под покровительством Императорской Академии художеств, в результате чего возникла уральская камнерезная школа. Здесь выполняли множество заказов для императорского дома, некоторые из них сегодня хранятся в Эрмитаже.

После революции предприятие переименовали в «Русские самоцветы», а в 30-е годы XX века оно получило название «Свердловская гранильная фабрика». Именно здесь вырезали рубиновые звезды для башен Кремля.

На фото Екатеринбургская гранильная фабрика

В 1781 году Екатеринбург получает статус города – судьбы города и завода постепенно расходятся. К 1808 году завод потерял свое значение и был закрыт. Его цеха стали использоваться Монетным двором. А Екатеринбург продолжал жить и активно развиваться: строились новые заводы, возводились новые здания, росло население.

История Екатеринбургского монетного двора начинается еще в 1725 году. Первые деревянные постройки располагались в том месте, где сейчас находится Екатеринбургский музей изобразительных искусств на «плотинке». Позднее здесь возвели каменное здание из четырех корпусов, в северо-западной части которого располагался монетный двор, в северо-восточной – заводской госпиталь. Изначально предприятие, занимавшееся чеканкой монет, называлось – Платный двор, поскольку здесь изготавливали самые тяжелые монеты-платы – прямоугольные медные пластины с штампом номинала в центре и герба в углах.

Однако в 1727 году согласно императорскому указу платы изъяли из обращения, так как они были неудобны в использовании: монета номиналом в один рубль весила около 1,6 килограмма. На базе Платного двора был открыт Монетный двор. До 1735 года в Екатеринбурге изготавливали лишь заготовки – кружки монет, которые затем отправлялись в Москву и Санкт-Петербург на штамповку. Позднее на Екатеринбургском монетном дворе стали чеканить и штамповать монеты разного достоинства. Деятельность Монетного двора продолжалась почти полтора века – до 1876 года. Это способствовало укреплению авторитета Екатеринбурга в составе Урала.

Красным цветом на гравюре выделен Екатеринбургский Монетный двор со стороны Покровского проспекта ( современной улицы Малышева)

Здание, в котором располагался монетный двор и госпиталь, сохранилось, но его внешний вид сильно изменился. Строение несколько раз перестраивалось в XIX веке, в 80-е года XX века внутренний двор перекрыли кровлей – так, внутри здания образовалось дополнительное пространство. Сейчас в этом помещении размещен Каслинский чугунный павильон, выставлявшийся в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, а также коллекция чугунного литья.

В 1883-1885 годах на плотине, в самом центре – над руслом, установили памятную доску с надписью:

«Настоящие мастерские расположены на месте, где в 1723 г. по повелению Императора Петра I был построен генерал-майором Геннином переделочный завод и основан г. Екатеринбург. Завод обращен в мастерские в 1883 — 1885 гг. во время сооружения Екатеринбурго-Тюменской железной дороги».

Читайте также:
Хиппи, бунтари и университеты США

Снимок сделан в 1910 году русским фотографом С.М.Прокудиным-Горским во время фотографической экспедиции.

Ни одно из этих зданий, как и эта доска, не сохранились до наших дней. Единственным свидетелем основания города-завода является легендарная «плотинка» – вот что поистине можно назвать символом города.

Музей греха в Тамбове (не для слабонервных)

До чего человека могут довести его грехи?

Дети-уроды, эмбрионы с увечьями и врожденными ужасающими патологиями, оторванные члены и конечности, сожженные руки и почерневшие при жизни кости. Все это плоды человеческих пороков, которые можно увидеть собственным глазами в виде реальных экспонатов в необычном “Музее греха”, который уже несколько лет работает на медицинской кафедре в Тамбовском государственном университете.

Все эти экспонаты выставки собрал патологоанатом тамбовской второй городской больницы им. архиепископа Луки Юрий Щукин за более чем 30-летнюю практику.

Для этой своеобразной коллекции он отбирал трупные останки, наиболее ярко иллюстрирующие последствия пагубных человеческих пороков – пьянства, наркомании, курения и т.д.

Тридцатипятилетняя работа в морге навела врача-патологоанатома на мысль о том, что наглядно представлять себе последствия каждой лишней сигаретки или рюмки полезно не только узким медицинским специалистам, но и как можно большему количеству людей, чтобы понимать к чему приводят пагубные пороки. Первоначально всё собрание располагалось в подсобном помещении морга. Количество экспонатов росло, небольшое, плохо приспособленное помещение не могло вместить растущий поток посетителей, и осенью 2011 года, после реорганизации паталогоанатомического отделения 2-ой городской больницы им.

Попасть в музей можно в будние дни, предварительно договорившись по почте или телефону со Щукиным.

Экспозиция выставки-музея сейчас разрослась до нескольких структурных отделов. Помимо главного отдела, состоящего из нескольких стеллажей с различными «препаратами», как научно называются ёмкости с заспиртованными органами, в музее собрана обширная библиотека по медицине включающая редкие и старинные издания.

Экскурсию по музею проводит непосредственно его создатель, который готов подробно рассказать о каждом собранном их экспонате. Всего их здесь, кстати, 700.

Коллекция патологоанатома началась с . оторванного пальца руки. Настолько его тронула история, произошедшая с человеком, потерявшим этот палец.

Дело в том, что палец принадлежит мужчине, который вынужден был спасаться бегством от внезапно вернувшегося домой мужа своей любовницы. Та жила в частном доме с палисадником, огороженном забором. Мужчина, убегая, перепрыгивал забор и зацепился пальцем за торчащий гвоздь. Лишь приземлившись, он обнаружил, что одного пальца на руке не хватает. Он остался на гвозде.

Позже его пытались пришить, но. операция оказалась неудачной, и палец попал в коллекцию Щукина.

– Если бы он не грешил прелюбодеянием, палец остался бы цел, – говорит Юрий Кириллович. – Все беды от человеческих пороков.

И с тех пор врач стал собирать немые свидетельства вредных привычек человека

Значительное место в его коллекции занимают банки с заспиртованными человеческими эмбрионами, которые были извлечены мертвыми из утроб наркоманок и алкоголичек.

Смотреть на них без содрогания невозможно.

Ладно бы одни эмбрион, но их . десятки.

Гидроцефалия, многоглазие либо отсутствие глаз, увеличенные органы, занимающие половину тела, циклопия, отсутствие позвоночник и многие другие уродства

Ребенок, родившийся мертвым от матери, курившей на протяжении все беременности

Ребенок без глаз

Ребенок, родившейся от матери, больной сифилисом.

В музее есть и некоторые экспонаты, демонстрирующие патологии, возникающие уже у взрослых людей вследствие их пагубных привычек.

Опухоль печени хронического алкоголика

Сердце алкоголика слева и сердце с механическим искусственным клапаном справа

Руки человека, сгоревшего во время пожара. Левая рука так и осталась в положении, в котором она держала сигарету.

Читайте также:
Cтраховка для поездки в США

Классическая картина. Ее “владелец”, будучи сильно пьяным, курил в постели. И уснул

Нога байкера, попавшего по пьяни в аварию

Кусочки кожи с татуировками с тел умерших заключенных

Вот так выглядят стеллажи экспозиции.

А вот так, мужики, выглядят в разрезе бубенчики человека, подхватившего сифилис.

Эмбрионы, которые были отвергнуты организмом матерей-курильщиц на начальной стадии беременности

Этот экспонат поразил меня больше всего.

Так выглядит череп курильщика. Оказывается, кости имеют свойство накапливать смолы и выглядят темнее костей обычного человека. Ну а если человек курит очень много, могут выглядеть даже так!

А это все, что остается от человека при кремации.

Всего лишь горстка бренного пепла.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Тамбовский музей греха (Жесть)

До чего человека могут довести его грехи?
Дети-уроды, эмбрионы с увечьями и врожденными ужасающими патологиями, оторванные члены и конечности, сожженные руки и почерневшие при жизни кости. Все это плоды человеческих пороков, которые можно увидеть собственным глазами в виде реальных экспонатов в необычном “Музее греха”, который уже несколько лет работает на медицинской кафедре в Тамбовском государственном университете.
Все эти экспонаты выставки собрал патологоанатом тамбовской второй городской больницы им. архиепископа Луки Юрий Щукин за более чем 30-летнюю практику. Для
этой своеобразной коллекции он отбирал трупные останки, наиболее ярко иллюстрирующие последствия пагубных человеческих пороков – пьянства, наркомании, курения и т.д.

Тридцатипятилетняя работа в морге навела врача-патологоанатома на мысль о том, что наглядно представлять себе последствия каждой лишней сигаретки или рюмки полезно не только узким медицинским специалистам, но и как можно большему количеству людей, чтобы понимать к чему приводят пагубные пороки. Первоначально всё собрание располагалось в подсобном помещении морга. Количество экспонатов росло, небольшое, плохо приспособленное помещение не могло вместить растущий поток посетителей, и осенью 2011 года, после реорганизации паталогоанатомического отделения 2-ой городской больницы им. Арх. Луки, выставка переехала в учебный корпус ТГУ им. Г.Р. Державина на ул. Советской, 93. Сейчас музей располагается на кафедре университета, где Юрий Константинович Щукин ведёт преподавательскую деятельность в университете.
Попасть в музей можно в будние дни, предварительно договорившись по почте или телефону со Щукиным.

Экспозиция выставки-музея сейчас разрослась до нескольких структурных отделов. Помимо главного отдела, состоящего из нескольких стеллажей с различными «препаратами», как научно называются ёмкости с заспиртованными органами, в музее собрана обширная библиотека по медицине включающая редкие и старинные издания.
Экскурсию по музею проводит непосредственно его создатель, который готов подробно рассказать о каждом собранном их экспонате. Всего их здесь, кстати, 700.

Коллекция патологоанатома началась с . оторванного пальца руки. Настолько его тронула история, произошедшая с человеком, потерявшим этот палец.
Дело в том, что палец принадлежит мужчине, который вынужден был спасаться бегством от внезапно вернувшегося домой мужа своей любовницы. Та жила в частном доме с палисадником, огороженном забором. Мужчина, убегая, перепрыгивал забор и зацепился пальцем за торчащий гвоздь. Лишь приземлившись, он обнаружил, что одного пальца на руке не хватает. Он остался на гвозде.
Позже его пытались пришить, но. операция оказалась неудачной, и палец попал в коллекцию Щукина.
– Если бы он не грешил прелюбодеянием, палец остался бы цел, – говорит Юрий Кириллович. – Все беды от человеческих пороков.
И с тех пор врач стал собирать немые свидетельства вредных привычек человека

Значительное место в его коллекции занимают банки с заспиртованными человеческими эмбрионами, которые были извлечены мертвыми из утроб наркоманок и алкоголичек.

Смотреть на них без содрогания невозможно.

Читайте также:
Германия: как живут русские в Германии, как к ним относятся и пр + видео

Ладно бы одни эмбрион, но их . десятки.
Десятки.
Гидроцефалия, многоглазие либо отсутствие глаз, увеличенные органы, занимающие половину тела, циклопия, отсутствие позвоночник и многие другие уродства

Ребенок, родившийся мертвым от матери, курившей на протяжении все беременности

Ребенок без глаз

Ребенок, родившейся от матери, больной сифилисом.

В музее есть и некоторые экспонаты, демонстрирующие патологии, возникающие уже у взрослых людей вследствие их пагубных привычек.
Опухоль печени хронического алкоголика

Сердце алкоголика слева и сердце с механическим искусственным клапаном справа

Руки человека, сгоревшего во время пожара. Левая рука так и осталась в положении, в котором она держала сигарету.
Классическая картина. Ее “владелец”, будучи сильно пьяным, курил в постели. И уснул

Нога байкера, попавшего по пьяни в аварию

Кусочки кожи с татуировками с тел умерших заключенных

Вот так выглядят стеллажи экспозиции.

А вот так, мужики, выглядят в разрезе бубенчики человека, подхватившего сифилис.

Эмбрионы, которые были отвергнуты организмом матерей-курильщиц на начальной стадии беременности

Этот экспонат поразил меня больше всего.
Так выглядит череп курильщика. Оказывается, кости имеют свойство накапливать смолы и выглядят темнее костей обычного человека. Ну а если человек курит очень много, могут выглядеть даже так!

А это все, что остается от человека при кремации.
Всего лишь горстка бренного пепла.
Источник

А вот ещё про самые необычные и удивительные Музеи мира

Тамбовский грехохранитель

«…Испорченность души есть причина болезней телесных» (свт. Иоанн Златоуст).

Не стану скрывать, что одной из целей поездки прошлым летом в Тамбов было посещение местной кунсткамеры и общение с её создателем, известным тамбовским патологоанатомом Юрием Кирилловичем Щукиным. Ведь когда попадёшь на «разделочный» стол в морге будет уже не до разговоров.

До чего человека могут довести его грехи? Дети-уроды, эмбрионы с увечьями и врожденными ужасающими патологиями, оторванные члены и конечности, сожженные руки и почерневшие ещё при жизни кости. Смотреть на это без содрогания невозможно.

Всё это плоды человеческих пороков, которые можно увидеть собственным глазами в виде реальных экспонатов в необычном «Музее греха», который уже несколько лет работает на медицинской кафедре в Тамбовском государственном университете.

Все эти экспонаты выставки собрал патологоанатом тамбовской второй городской больницы им. архиепископа Луки Юрий Щукин за более чем 30-летнюю практику. Для этой своеобразной коллекции он отбирал трупные останки, наиболее ярко иллюстрирующие последствия пагубных человеческих пороков — пьянства, наркомании, курения, блуда и т. д.

Мы позвонили Юрию Кирилловичу накануне и попросили о встрече. Да, в Яндексе указано время работы с 9 до 18 часов. Но, тем не менее, желающим посетить это место советую заранее созвониться и договориться о встрече, так как Юрий Кириллович — человек невероятно занятой и, к тому же, ведёт преподавательскую деятельность на кафедре университета. Он преподаёт патологию и читает лекции по мировой и отечественной истории медицины.

— Вас двое? Вы из Москвы? Замечательно, подходите к одиннадцати.

В назначенное время мы были на вахте учебного корпуса Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина на улице Советской, 93.

— Поднимайтесь на второй этаж. Юрий Кириллович вас уже ждёт, — сказала женщина-вахтёр. Было лето, время каникулярное, кроме нас никого не было.

Мы поднялись по старинной чугунной лестнице, прошли мимо картин с медицинской тематикой, вывешенных по обеим стенам длинного коридора, и очутились перед дверью, на которой висела табличка «Музей греха».

Дёрнулись — закрыто. Какой-то непонятный холодок прошёл по нашим спинам в преддверии встречи с уже ненужной человеческой плотью. В этот момент откуда-то из темноты из-за наших спин тихо вышел мужчина небольшого роста, в возрасте, с длинной указкой и в ослепительно белом халате. Это и был Юрий Кириллович Щукин. Он подвёл нас к торцевому окну коридора, указал на колокольню Казанского мужского монастыря и начал издалека — стал рассказывать про город и сам монастырь. Я пытался уловить связь между отработанными человеческими органами и религией, но Юрий Кириллович так интересно рассказывал, что на своих отвлечённых мыслях я так и не смог сосредоточиться. Это уже потом я узнал, что он известный в Тамбове общественный деятель, краевед-исследователь, автор и соавтор 28 книг по краеведению и медицине, активный турист. Сейчас ведет здоровый образ жизни — не употребляет алкоголь, не курит и увлекается спортом. Двадцать лет он занимался моржеванием. Сколько себя помнит, катается на лыжах, летом пересаживается на велосипед, сплавляется на байдарках, но и о пеших прогулках не забывает.

Читайте также:
Карта Долины лотосов, где находится Долина лотосов на карте мира

К нам подошла пара молодых людей — юноша и девушка лет двадцати (оказывается, мы ждали их) и Юрий Кириллович начал с места в карьер, с профессионального анекдота.

— В морге профессор стоит перед распластанным на столе трупом и говорит студентам: — Запомните, патологоанатомом может стать только человек смелый, наблюдательный и внимательный. Смотрите… Затем, опустив палец во внутренности покойника, суёт его в свой рот. Все студенты в шоке! — Тому, кто повторит мои действия, поставлю зачёт. Находится смельчак, который проделывает тоже самое. Студенты ахнули. — Я поставлю вам пятёрку за смелость, но патологоанатомом вы никогда не станете из-за своей невнимательности, — говорит профессор. — Я ведь опускал в труп указательный палец, а в рот взял средний…

Мы стояли перед дверьми музея, над которыми висела табличка с надписью по латыни. Она переводится так: «Это место, где мёртвые учат живых». После рассказанного анекдота я понял, что «лекция» от врача-патологоанатома будет неординарная и включил диктофон. Юрий Кириллович открыл дверь музея и нашему взору открылись стеллажи от пола до потолка, заполненные многочисленными прозрачными ёмкостями разного размера, в которых помещены экспонаты — органы с патологическими изменениями, зародыши и уже рождённые уродцы и многое другое. Всего их около семисот.

— Вот печень, поражённая циррозом… А это печень, в которую проникли метастазы рака, — с улыбкой и с какой-то симпатией к своим экспонатам начал свой рассказ Юрий Кириллович, наблюдая за нашей реакцией.

Юрий Щукин считает, что лучше один раз воочию увидеть патологию, чем сто раз о ней услышать. Визуальный ряд экспонатов позволяет это сделать. Экспонаты, выставленные в музее — эффективные помощники, рассказывающие о вреде наркотиков, никотина, алкоголя и прочей гадости, что нас окружает. Мозговые грыжи, дефекты пуповины, излишнее количество пальцев на руках или их недостаток, уродства ног — всё это после уколов наркотиков. Значительную часть коллекции составляют маленькие уродцы: сиамские близнецы с пятью глазами, младенец, у которого вместо глаз выросли уши. Курение матерью «травки» и питьё алкоголя до беспамятства вызвали образование у её младенца «двухэтажного» мозга.

— Это палец любовника, который убегая через забор от заставшего его мужа, зацепился за гвоздь обручальным кольцом, которое срезало ему палец. Он принёс свой палец в больницу. Но пришивать было уже поздно, ткани омертвели. А пальчик теперь у меня. В баночке.

В музее шесть основных разделов грехов: пьянство, курение, наркотики, блуд, воровство и садизм. Вернее, результат всего этого.

— Звонят из лечебки, к умирающему зовут. Обычно к умирающему священника зовут, а тут патологоанатома. Вроде меня рано ещё. Ладно, захожу в палату. Парня корчит от боли. Ожог пищеварительных органов. Политуру пил, ацетон, пятновыводитель. Зачем? О вкусах не спорят. Ему была жизнь дана, да в плохие руки попала. Бедняга ещё пару дней корчился, потом на тот свет ушёл. Я его желудок и пищевод сохранил, в банку засунул и фиксирующим раствором залил. Вон она, на верхней полке стоит.

Щукин считает, что надо показывать человеческие грехи не только врачам, но и народным массам.

Читайте также:
Миграционная амнистия в 2022 г: для кого предусмотрена, условия для граждан Молдовы, Таджикистана, что делать и куда обращаться

— Это пенис юноши. Провертел дырочку в стене женской бани, Подглядывал. Женщины его изловили, пенис шнурком перетянули. Произошло омертвение тканей. Пришлось ампутировать и себе взять.

Жизнь и смерть — это тонкая грань, отделяющая одно состояние от другого. Нагим и незащищённым приходит человек в этот мир. Таким же покидает его, лёжа на обитом железом столе прозекторской.

— Вот осколки лобной кости. Мужик в семейных трусах пол мыл. Кот глядел-глядел на то, что между ног болтается, да как вцепится когтями. Бедняга от неожиданности лбом о батарею стукнулся. Голову зашили, из больницы выписали. Пока до дому шёл бутылку водки выпил. Приходит домой, а его котик на пороге встречает. Мяу! Он его за хвост и об батарею. Убил. Пошёл в темноте в огород закапывать, споткнулся обо что-то, опять головой ударился, шов и разошёлся. Еле спасли… А это палец ловеласа, на танцах к даме приставал — под блузку полез. Откусила. Пришивать поздно было.

Многие экспонаты музея имеют свою «легенду», свою историю. Они заставляют человека делать выводы. Все они — наглядное пособие по пренебрежительному отношению к своему здоровью. И некоторых бывших хозяев этих органов ещё при жизни врач Щукин знал лично.

— В этой банке ягодица любовника. Познакомился с девушкой. Выпили. Пошли в парк Дружбы гулять. Дружили прямо на земле. Ягодицу шиповником уколол. Развился гнойник. Удалили… А это почка любовника-неудачника. Полез к любимой по водосточной трубе. Сорвался. От удара треснула почка.

Идеей тамбовской кунсткамеры, по словам Щукина, стал не болезненный интерес к человеческим уродствам, а популяризация здорового образа жизни.

— Вот сожженные ладони. Денег на выпивку не хватало. Решил провод электрический на цветмет сдать. А он под напряжением был. Три тысячи вольт через него прошло. Сам выжил, но теперь без ладоней ходит.

Помимо глупых и нелепых случаев из жизни тамбовчан, мы узнали о многих других интересных фактах о смерти человека. Вот, например: поскольку мышцы после смерти перестают сокращаться, морщины исчезают и кожа натягивается. Смерть немного похожа на ботокс. Беда лишь в том, что ты уже мертв и не можешь порадоваться этому обстоятельству.

— Это «героиновый» ребёнок. «Волчья пасть», живот как бочка, органы наизнанку… А в этой банке ребёнок сифилитички. Мать в Турции секс-рабыней трудилась. Череп в дырках, в области лопаток — шишки, акульи плавники называются.

А у слухового нерва самый «долгий жизненный путь». Покойник утрачивает слух последним из всех своих пяти чувств. Ещё трое суток умершие всё слышат — отсюда знаменитое: «О покойнике-либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Ну, чтобы его не очень расстраивать.

— Это ребёнок-старик. Он родился десятимесячным, но его генетический код сложился так, что в материнской утробе эти месяцы для него стали равны девяноста годам. На свет он появился уже глубоким стариком. Мать его долго пила транквилизаторы, чтобы приободриться.

Нашей девушке-спутнице стало плохо…

— Иди поблюй и всё пройдёт. Туалет в конце коридора… Бывает. У всех разная реакция. Кто-то в обморок падает, другие смотрят безразлично, а некоторые просто восхищаются. По несколько раз приходят, друзей приводят.

К слову говоря, когда мы смотрим на себя в зеркало, причёсываясь или поигрывая мускулами, мы даже не задумываемся — из чего мы состоим внутри. И надо сказать, что наши органы, даже если они здоровы, выглядят, прямо скажем, не comme il faut. И ковыряться в них, дано не каждому. Внимательность и смелость, о чём говорилось в анекдоте, не единственные качества, коими должен обладать патологоанатом. Его работа сродни работе детектива. Только в профессии патологоанатома разыскиваемый убийца — это какой-либо патологический процесс, возникший самостоятельно или из-за врачебной ошибки. А место преступления — тело человека. Перед тем, как стать патологоанатомом надо оценить своё психоэмоциональное состояние. Только психически устойчивый и хладнокровный человек справится с такой работой. Ему должно быть чуждо такое понятие, как брезгливость. На стол к патологоанатому попадают не только взрослые, но и дети. В ряде случаев приходится проводить вскрытие тел, которые уже начали разлагаться или сильно обезображены. В противном случае возникнет риск развития у врача сбоев психики. Я бы точно не смог. На меня эти баночки произвели довольно тягостное впечатление. На вас тоже? Так я же в отзыве самые «безобидные» опубликовал. Если хотите шока, то вам к Юрию Кирилловичу на «приём».

Но не только заспиртованные человеческие органы представлены в этом музее. Здесь есть уникальные предметы старины: скамья XIX века, шкаф из дома купца Толмачёва, в котором хранятся старинные книги по медицине, а также собрание экспонатов, относящихся к великому медику и учёному-хирургу архиепископу Луке.

Святитель Лука Войно-Ясенецкий в 1944–1946 годах был управляющим Тамбовской епархией, служил в Покровском соборе и работал хирургом в военных госпиталях города. Профессор медицины, духовный писатель, богослов, мыслитель, исповедник, автор 55-ти научных трудов и 12 томов проповедей. «Бога я действительно не видел… Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил. Значит ли это, что их нет?».

В конце лекции Юрий Кириллович продемонстрировал нам капсулу с останками человека после кремации. Его часто спрашивают про смерть, про душу.

Юрий Кириллович закончил свою двухчасовую «лекцию» словами:— Душа — это сгусток энергии, соединяющий, гармонизирующий все системы нашего организма. Её невозможно увидеть, как любую энергию. Когда человек болеет, системы разлаживаются. Когда умирает, происходит распад единого организма, разрыв энергетического единства материи… Я пришёл к выводу, что все хлопоты по организации похорон несколько отвлекают людей от мрачных мыслей и в какой-то мере облегчают боль утраты… Патологоанатом, пожалуй, как никто другой, осознаёт, что на тот свет с собой ничего не унесёшь. И невольно задумываешься: что после тебя останется. Вот и мне хочется, чтобы после меня осталась не только кучка пепла.

— А вот часы бьют. Слышите! Они старинные. До сих пор идут. Потому, что с ними обращались бережно. Жизнь коротка, её нужно прожить красиво и с пользой. Я это знаю наверняка. Motui vivos dociunt («Мертвые учат живых», лат.)

В отзыве использованы факты из брошюры «О музее Греха», любезно подаренной её автором и создателем музея.

Внимание! Для посещения этого музея необходимо иметь крепкие нервы и сердце. В противном случае посещение может нанести человеку физическую или психологическую травму.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: