Первый полет самолета в России и мире

История создания самолета

Люди всегда грезили о том, чтобы подняться в воздух. Герои мифов Икар и Дедал летали с помощью крыльев. Люди неоднократно пытались повторить полеты, прикрепляя к спине воском перьевые крылья, но эти мероприятия не увенчались успехом. Позже люди научатся создавать воздушные шары и дирижабли, будут перемещаться на огромные расстояния на самолетах. Но все по порядку.

Первые попытки

История создания самолета начинается с X века. В 1003 году британский монах Эйлмер взобрался на крышу здания, привязал к рукам и ногам искусственные крылья и бросился вниз. Его полет составил 201 м и длился 15 с, однако приземление было столь неудачным, что монах сломал обе ноги. Он так и остался хромым на всю жизнь. За этот геройский поступок он получил прозвище «Летающий монах». Вот такая удивительная история, как человек изобрел самолет!

Ну а если серьезно, то первый прототип летательного аппарата был сконструирован Леонардо да Винчи в XV веке. Крылья его конструкции в точности повторяли конечности летучих мышей. Этот человек явно был странником из произведений Стругацких, а иначе как объяснить тот факт, что его изобретения оставались чертежами и зачатками на протяжении веков, и никто не мог продолжить его дело?

История создания первого самолета берет начало с середины XVII века, когда Джордж Кейли издал книгу «Строительство летательных аппаратов». Он в подробностях описал прототипы современных самолетов. Наблюдая за птицами, Кейли смог измерить скорость и высоту их полета, а также размах крыльев. Собрав эти параметры вместе он предположил конструкцию будущего самолета: лодку, имеющую пернатый хвост и передвигающуюся за счёт весел-крыльев, которые передавали вращение на хвост.

Как изобрели самолет?

До сих пор ведутся споры о том, кто изобрел самолет первым и где это произошло? Считается, что история авиации началась в 1842 году, когда Уильям Хенсон получил заказ разработать летательный аппарат. Вскоре он предоставил винтомоторную автомашину. Принцип её работы заключался в том, что воздушный винт поднимает судно и обеспечивает его движение. К сожалению, такая конструкция не полетела, однако к некоторые выводы Уильяма до сих пор используются в авиастроении.

В 1876 году Можайский представил проект своего аэродинамического аппарата начальникам, но тот не был одобрен. Конструктор вложил собственные сбережения и начал испытывать аппарат. Из немногочисленных сохранившихся записей нам известно, что «аппарат, хоть и приводимый в движение им самим (Можайским), так и не смог взлететь». Но благодаря разработкам русского конструктора авиация вышла на новый уровень.

В начале XX века отечественный изобретатель Николай Телешов запатентовал во Франции и Великобритании проект «Система воздухоплавания», содержащий паровую машину и толкающий воздушный винт. Агрегат имел 2 палубы и вмещал в себя 120 пассажиров. На родине Николаю отказали в патенте. Не получив признания, конструктор превратил свой проект в «Дельту» — самолет с воздушно-реактивным пульсирующим двигателем. Позже этот двигатель ляжет в основу современных реактивных двигателей самолетов. Так что на вопрос, где изобрели самолет, патриот может ответить, не покривив душой: разработка летательного аппарата происходила и в России, и зарубежом. Если бы наши соотечественники проявили больше интереса и поддержали проект, заслуга была бы нашей.

Однако развитие технологий было повсеместным и быстрым. Во Франции Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль построил полноразмерный самолёт с паровой машиной, но ему, как и Телешеву, не хватило одного — мощного двигателя, способного оторвать большую машину от земли. Хаймер в США тоже пытался приспособить паровую машину, но безрезультатно. Самолет отрывался от земли на считанные мгновения и снова возвращался обратно. Но историю создания самолетов ускорял один фактор — военные нужды. Уже в Первой Мировой войне в ход пошли дирижабли и аэропланы.

Самый первый самолет

Братья Райт – Уилбур и Орвилл – смогли создать машину, пролетевшую 278 м на высоте более 13 м над землёй. Это отрытые потрясло мир авиации. Расскажем подробнее, как и когда братья Райт изобрели самолет.

Их мечта подняться в небо появилась еще в детстве, когда отец подарил им игрушечный вертолет. Будучи взрослыми, они учредили велосипедный бизнес, который приносил им немалые деньги. Райт вкладывали их в свои разработки летательных аппаратов. Год за годом Уилбур и Орвилл конструировали и совершенствовали свои планеры. И вот, наконец, в 1902 году их модель поднялась в воздух. Она была полностью контролируемая по 3 осям:

  • вертикальной (хвостовой руль);
  • продольной (крыло);
  • поперечной (носовой руль).

Раньше тоже были те, кто поднимался в воздух, однако основная заслуга братьев была в определении трех осей вращения самолета, благодаря чему агрегат полностью управляем в воздухе. Теперь Вы знаете, в каком году изобрели самолет.

Собственный завод братьев Райт был зарегистрирован в 1909 году. Здесь занимались подготовкой заказов для военной отрасли, а также для частников, которые с радостью вкладывали средства в развитие такой перспективной отрасли, как авиация. В октябре 1909 года Уилбур на своем самолете облетел статую свободы и центральную часть Нью-Йорка за полчаса.

Читайте также:
Можно ли по закону получить шенгенскую визу безработному?

Первый реактивный самолет

Исторические источники не могут достоверно сказать, кто изобрел самый первый реактивный самолет в мире. Компания Heinkel начала разработку реактивного самолета в 1937 году. Через 2 года агрегат Не-176 поднялся в воздух, однако его характеристики были далеки от запланированных:

  • самолёт смог разогнаться только до 750 км/ч вместо запланированных 1100 км/ч;
  • максимальное расстояние полета составляло всего 60 км.

Все дело в двигателе: авиаконструкторы выбрали для Не-176 жидкостно-реактивный двигатель, горючим которого были перекись водорода и метанол. Огромный расход топлива не позволял самолету достигнуть планируемых параметров.

Следующим был британец Gloster Meteor – единственный самолет, выступавший в боях против Германии на Второй Мировой Войне. Первый полет осуществили в марте 1943 года. Всего таких моделей было выпущено около 3500. Gloster Meteor показал себя с отличной стороны: за все время разбилось только 2 самолета (в условиях сильной облачности они столкнулись на посадочной полосе).

В СССР также разрабатывали реактивные самолеты, однако надежные агрегаты были спроектированы только в 1945 году: двухмоторный МИГ-9 и одномоторный ЯК-15. Они поднялись в воздух 24 апреля 1946 года. МИГ оказался лучше ЯКа по некоторым характеристикам, поэтому последний был предоставлен для учений.

Первый пассажирский самолет

А когда изобрели первый пассажирский самолет? Прототип современного пассажирского самолета был создан Альберто Сантос-Дюмоном. Он начинал свою работу с дирижаблей и воздушных шаров. В 1905 году Альберто завершил проект собственного летательного аппарата, а в 1906 совершил на нём первый полёт. Воздушное судно было оснащено съёмными шасси. Аппарат пролетел более 60 м на высоте около 3 м. Через месяц после некоторых корректировок агрегат пролетел уже 200 м. Машина получила название «14-bis», или «Хищная птица».

Развитие технологии

В мире

История создания первого самолета подстегнула военную промышленность. Успех братьев Райт заставил всех остальных исследователей и изобретателей ускориться. И вот, накануне Первой Мировой войны, во многих странах уже имелись похожие наработки. Первой страной, где самолеты сыграли роль оружия, была Болгария. С помощью летательных аппаратов проводилась разведка во вражеском стане Османской империи. Для разведки воздушные средства были незаменимы, но всерьез к ним никто не относился. Пока.

Военные нужды и большие бюджеты позволили сделать самолеты лучше: скорость возросла до 200—220 км/ч, потолок — до 6000-7000 м, бомбовая нагрузка достигла 2-3,5 т, мощность двигателей — 350—420 л. с.

Первые самолеты бомбардировщики были созданы и опробованы французскими вооруженными силами в 1914 году. Ролан Гарро придумал, как совместить самолет и пулемет: огнестрельное оружие нашло место на главной оси самолета. За штурвалом оказался Адольф Пегу, который выиграл пять боев и был удостоим многих наград.

После французов подтянулись и другие участники конфликта. Летчики к концу войны стали элитой вооруженных сил.

Но не только война стимулировало самолетостроение. После Первой мировой развитие технологии пошло еще быстрее. На этот раз стимулами были разнообразные конкурсы и гранты от государства и больших частных компаний. В США, к примеру, Чарльз Линдберг выиграл Приз Ортега за первый индивидуальный безостановочный трансатлантический перелёт $25000. Индустрия развлечений нашла для себя поживу, и бывшие военные летчики стали циркачами: они делали авиа-шоу для публики и демонстрировали свое мастерство в небе. На воздушной арене выступали даже леди. Например, Амелия Эрхарт ставила рекорды и собирала тысячи фанатов.

Веселье — это прекрасно, но, возможно, серьезный самолет для пассажирских перевозок не стал бы таким популярным, если бы не катастрофа, подорвавшая доверие публики к дирижаблям. Дело в том, что первым через Атлантику перелетел именно британский дирижабль, а не самолет. Затем инициативу перехватили немецкие конструкторы, создавшие легендарные дирижабли под маркой «Цеппелин». Они курсировали по небу в 1920-х-1930-х годах и возили людей с одного побережья на другое. Однако в 1937 году дирижабль «Гинденбург» потерпел крушение: загорелся в воздухе.

Погибло 35 из 97 находившихся на его борту человек. К слову, на самолетах разбивалось и побольше, но именно это событие напугало людей и посеяло панику. Под давлением общественности дирижабли запретили использовать для пассажирских перевозок. И пришлось снова ломать голову над самолетами. А наш крылатый друг избавился от конкуренции!

В России

Кто же изобрел первый самолет в России? Николай Жуковский. До него ученые считали, что необходимо создать агрегат для полетов с руками и ногами, ведь никто не понимал, за счет чего самолет держится в воздухе. Но Николай первый обратил внимание, что большую часть полета птица парит, а не машет крыльями. В 1890 году Жуковский объясняет подъёмную силу крыла и вихревую теорию воздушного винта, а в 1902 разрабатывает авиационную трубу, что позволило безопасно испытывать самолеты на земле.

Читайте также:
Городские парки Санкт-Петербурга

В каком году Жуковский изобрел самолет? В 1904 году Жуковский сформулировал закон, позволивший рассчитать величину подъёмной силы. Во время войны Жуковский руководил Авиационным расчетно-испытательным бюро, не прекращая работ над созданием самолета. Так в России в 1923 году Жуковский изобрел самолет. СССР отгородился железным занавесом, и многие технологии приходили с опозданием. Зато отчужденность и военная угроза подстегивали конструкторов и вынуждали их придумывать что-то свое.

Создание моделей самолетов

МИГ – невероятная модель самолета. Бытует мнение, что в ВВС США была распространена нашивка с надписью «Убей Мига». Кто изобрел самолет МИГ? Советский авиаконструктор Артём Микоян.

В 1935 году в Харькове на производственной практике Микоян с друзьями сконструировал лёгкий самолёт и дал ему название «Октябрёнок». Спустя 2 года Микоян стал инженером механиком в ВВС РККА, чуть позже ему поручили заниматься E-435 – истребителем «Чайка». Теперь направлением его работы было усовершенствование самолетов.

Началась Вторая мировая война. Артём Микоян и его заместитель Михаил Гуревич начали разработку истребителя И-200. Нам известен это проект под названием МИГ-1. В 1940 году истребитель совершил свой первый полёт. Испытание закончилось успешно, и в ближайшее время было произведено еще около 100 машин.

МИГ-1 имел некоторые недостатки ввиду того, что разработка и создание самолёта велись в сжатые сроки в условиях Второй мировой войны. МИГи активно совершенствовались, и в 1941 на смену МИГ-1 пришел МИГ-3. Некоторые характеристики этого авианосца:

  • максимальная высота подъема самолёта – 12.000 м;
  • максимальная скорость – 640 км/ч

Но и этого было недостаточно: бои проводились выше, чем поднимался МИГ-3. Нужен был самолет еще лучше. С этого момента жизнь Артёма Микояна стала похожа на бесконечную гонку за идеальным самолётом. Не так давило начальство, как фронтовые сводки: оккупация наступала ударными темпами, нужно было срочно наращивать вооружение. В работе над МИГ-9 конструктор получил инфаркт, но через два месяца вернулся к работе. Свой бой он выиграл: МИГ составил достойную конкуренцию немецким истребителям.

После окончания Второй мировой войны усовершенствования МИГов продолжались. В 1947 году был создан истребитель МИГ-15. По словам авиаконструкторов, это наиболее удачный проект Артёма Микояна. С 1947 было выпущено свыше 15.000 машин.

1970-е характеризуются увеличением перемещений по воздуху и взрывной эрой для полетов. В 1970 году перед Советской авиацией была поставлена задача сконструировать пассажирский лайнер вместительностью до 350 человек. Машина должна была перевозить людей на большие расстояния, при этом гарантируя надежность и безопасность. ИЛ-68 стал первым широкофюзеляжным самолетом в СССР (диаметр фюзеляжа – 6 м 8 см). Машина имела низко расположенное крыло малой стреловидности и четыре двигателя, подвешенные на пилонах под крылом. В пассажирском салоне было по 9 кресел в ряд и 2 прохода. Лайнер весил около 200 тонн, что в разы превышало массу других самолетов. Для равномерной нагрузки на полосу ИЛ-86 оснастили дополнительной стойкой шасси.

Самолёт должен был передвигаться и функционировать в плохо оснащенных аэропортах, которых на тот момент было очень много. Поэтому ИЛ-86 имел три выдвижных трапа, по которым поднимались и выходили люди. Другой проблемой была потеря багажа. Для ИЛ-86 разработали схему «багаж при себе»: каждый пассажир забирал весь свой багаж в салон самолета, размещая его на больших стеллажах нижней палубы.

Первый полет осуществили в 1976 году, а до 1997 АэроФлот собрал 106 пассажирских ИЛ-86.

Все мы знаем о модели «СУ» с многочисленными приставками. Кто же изобрел самолет СУ? Первый проект самолёта СУ был подготовлен в феврале 1970 года. Над ним работали Антонов, Николаенко и Сухой. Их авиа-проект был совсем не похож на все остальные. Крыло умеренной стреловидности имело развитые корневые наплывы, фюзеляж отсутствовал. Внутри планера разместили топливные баки и электронное оборудование. За основу разработки СУ был взят американский F-15. Советским конструкторам удалось увеличить мощности этого самолёта на 10%. Проектирование СУ-27 было завершено в 1975 году, а первый полёт осуществил Ильюшин в 1977.

Боинг 727 и 747

Создание Боингов 727 и 747 изначально имело соревновательный характер. В 1963 году ВВС США объявили конкурсную программу разработки стратегического военного самолёта:

  • он был рассчитан на перевозку груза в массой до 82 тонн;
  • дальность полёта должна была составлять более 9200 км без заправки;
  • скорость полета – 950км/ч.

В мае 1964 года предложение по конкурсу приняли фирмы Боинг, Локид, Дуглас и Мартин Мариетта. Победу одержала Локид, однако это только подзадорило президента компании Боинг. Специалисты фирмы уже работали над проектами сверхзвуковых пассажирских самолётов, за счёт чего они и надеялись сделать прорыв в авиации.

Через год был готов эскизный проект самолёта Boeing-747:

  • длина самолёта – 70 м;
  • размах крыла – 60 м;
  • диаметр фюзеляжа – 6,5 м.

Самолёт имел необычную конструкцию шасси. Крылья самолёта не позволяли развить большую скорость, поэтому конструкторы изменили угол стреловидности: теперь он составлял 37,5 градусов. Сотрудники фирмы Боинг придумали крылатую фразу: «Эти крылья сделали земной шар меньше». К таким крыльям необходимы были мощные двигатели, которые фирма Боинг создала совместно с Пратт-Уитни. Разработки длились около 6 лет, первое испытание осуществили только в 1968 году.

Читайте также:
Замок Грюйер, Швейцария — подробная информация с фото

Ту 134 и 144

Турбореактивный лайнер ТУ-134 – гордость отечественного авиастроения. Разработки ТУ начались еще в 1960-х, когда Хрущев дал задание конструктору Туполеву создать самолет, как известная в то время французская «Каравелла».

За основу выбрали ТУ-124. На проектирование и постройку самолета ушло 3 года. 29 июля 1963 года состоялся первый полет. В периоде испытаний оказалось, что двигатель самолета слабоват, поэтому на смену ему пришел новый турбореактивный двигатель Д-30.

Самолёт из Т-образным оперением имел существенный недостаток, из-за которого в Британии упал самолёт: стабилизатор попадал в плотную струю от крыла. Для ТУ-134 увеличили площадь стабилизатора на 30% и отправили на испытание, по итогам которого новая горизонтальное оперение было принято. В 1966 году 10 машин передали для испытания Аэрофлота, а 9 сентября 1967 года состоялся первый коммерческий рейс Москва-Адлер.

ТУ-144 – сверхзвуковой пассажирского самолет, создание которого велось параллельно с ТУ-134. Однако в отличие от последнего, ТУ-144 не имел хвостового оперения и вмещал 100 пассажиров. Строительство начали в 1964, а первый полет в 1968. Вот некоторые характеристики ТУ-144:

  • Длина самолета – 65 м;
  • Размах крыла – 29 м;
  • Скорость – 2500 км/ч;
  • Дальность полета при полной загрузке – 3000 км.

Америка и Британия отказались от сознания от сверхзвукового пассажирского самолета, считая эту идею не рентабельной, однако советским конструкторам удалось воплотить проект ТУ-144 в жизнь!

Первый русский самолёт

То, что русская земля богата талантами, знают практически все. Российское-военно-историческое общество постоянно обращается к наследию русских изобретателей, которые внесли весомый вклад в мировую науку. Сегодня мы расскажем об Александре Фёдоровиче Можайском, который стал пионером воздухоплавания, разработав первый летательный аппарат тяжелее воздуха.

Разбег

Родился наш герой 21 марта 1825 года в Выборгской губернии. Его отец был адмиралом русского флота. Александр пошёл по стопам отца, окончил морской кадетский корпус и начал службу гардемарином на Балтийском флоте.


А.Ф. Можайский

В 1854 году старший лейтенант Можайский принял участие в кругосветном плавании, побывал в Японии. Интересный факт, который до сих пор помнят в Стране восходящего солнца: русский боевой офицер помог японцам получить представление о создании больших европейских судов. Он руководил совместной постройкой русскими и японцами шхуны «Хэда». Об этом увлекательном приключении русских моряков в Японии поведал писатель Николай Задорнов в книге «Хэда».

Можайский относился к той категории русских офицеров, которые не ограничивались только интересами флота, он остался в памяти современников как человек разносторонних интересов, широкой эрудиции, умеющий ориентироваться в самых сложных ситуациях. Идея создания летательного аппарата тяжелее воздуха посетила изобретателя задолго до её реализации на практике. Из воспоминаний его сына Александра Александровича известно, что этот замысел возник под влиянием наблюдений за полётом птиц. Ради своей мечты Можайский оставил воинскую службу и в 1876 году начал работать над задуманным проектом.


А.Ф. Можайский показывает Д.И. Менделееву модель своего самолета

Перед постройкой самого самолёта Александр Фёдорович изготовил его модель. В записке Главного инженерного управления Военного министерства в 1884 году говорилось, что наземные испытания были направлены на оценку тяги силовой установки. Модель имела четыре колеса, расположенные под фюзеляжем и могла совершать устойчивые полёты со скоростью 5 метров в секунду.

В 1881 году основные узлы самолёта Можайского были готовы. Под Санкт-Петербургом был выделен участок на Красносельском военном поле. Здесь и проходила сборка самолёта. Работы проходили медленно, так как изобретатель испытывал постоянную нехватку денег. Никто не интересовался его работами, и помощи со стороны не ожидалось.


Самолет А.Ф. Можайского

«Жар-птица»

В 1882 году, несмотря на все трудности, с которыми столкнулся изобретатель, самолёт был готов. Можайский назвал своего первенца «Жар-птицей». Для испытаний была построена специальная взлётная дорожка в виде наклонного помоста. Самому провести испытания первого самолёта Можайскому не разрешили. Военное ведомство сочло, что 57 лет – это уже возраст не для подвигов. За штурвал сел И. Н. Голубев, механик, который всё время помогал Можайскому. Самолёт оторвался от земли, пролетел небольшое расстояние по прямой и сел (в разных источниках указывается разная длина полёта – от нескольких метров до сотни).

Самолёт Можайского весил 57 пудов (около 934 кг) и летел со скоростью 11 метров в секунду. Тягу обеспечивали два паровых двигателя мощностью 10 и 20 лошадиных сил. При посадке самолёт зацепился крылом за землю, а механик получил травму. В Военной энциклопедии говорилось: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен как первая практическая попытка построить большой аэроплан». Можайский пытался затем отремонтировать свой самолёт и улучшить его лётные качества, но вплоть до смерти, последовавшей 1 апреля 1890 года, ему этого сделать не удалось.

Читайте также:
Визовый центр Эстонии в Санкт-Петербурге - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы


К. Арцеулов. Взлет самолета А.Ф. Можайского

17 декабря 2003 года во всем мире с большим размахом отмечалось 100 лет со дня полёта первого самолёта. Конструкция братьев Райт поднялась в воздух и за 12 секунд пролетела 37 метров. Вот с тех пор мир и отмечает рождение авиации. Забывая (как всегда), что ещё 20 годами раньше первый самолёт был построен в России.

Сегодня, когда без авиации трудно представить современную жизнь и когда вся история ее развития досконально изучена, нужно по достоинству оценить заслуги замечательного русского изобретателя. Можайский ведь первым предложил конструкцию самолёта, в которой имеются все элементы, присущие современным крылатым машинам: силовая установка, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, шасси.

Гражданская авиация. ТОП-9 фактов о первых полётах и самолётах.

Пассажирские самолёты: кто, куда и когда летал 100 лет назад.

Когда родилась профессия стюардессы.

Вам трудно в это поверить, но каких-то 130 лет тому назад в небе не существовало самолетов. Никто не задирал голову, услышав знакомый гул. Не подсматривал в мобильное приложение, пытаясь угадать, какой рейс какой авиакомпании заходит на посадку над вашей головой. Не узнавал борт по форме хвоста и числу двигателей. Авиации еще не существовало.

Отдельные мечтатели, сумасшедшие и смелые, пытались поднять в небо свои планёры причудливой формы. Но они взлетали не всегда. А если и взлетали, то точно без пассажиров и расписаний.

А потом все ка-а-ак понеслось… Точнее, полетело. Военные самолеты, морская авиация, гражданские и грузовые перелеты. Воздушные корабли преодолевали все более дальние расстояния, поднимали все более тяжелые грузы. И чем масштабнее развита авиация сегодня, тем интереснее вспомнить о тех, кто были первыми в своем деле. Мы собрали для вас 9 интересных фактов о первых гражданских перелетах в мире и в России.

Факт 1. Первый пассажирский самолёт

Первый самолёт для катания пассажиров был спроектирован французским пилотом-конструктором Луи Блерио. Модель называлась «Блерио XXIV Limousine». С 1911 г. он осуществлял полеты с желающими на борту. А его конструктор, месье Блерио, знаменит еще тем, что поставил несколько личных рекордов. Например, первым благополучно перелетел через Ла-Манш.

Блерио XXIV Limousine

Факт 2. Первый пассажирский самолёт в России

Началом русской гражданской авиации можно считать март 1913 года. Именно тогда поднялся в воздух четырехмоторный «Гранд» авиаконструктора Игоря Сикорского. Он строился как комфортабельный пассажирский лайнер. Судите сами: в «Гранд» для публики были заранее предусмотрены салон с креслами, столик и даже туалет!

Правда, когда о предстоящем полёте странной машины со стеклянной будкой сообщили в газетах, многие граждане решили, что это розыгрыш. И лишь когда Сикорский сделал несколько кругов над Петербургом, горожане поверили в реальность пассажирских полетов.

Самым дальним экспериментальным достижением «Гранда» стал перелет Петербург-Киев-Петербург с одной промежуточной посадкой.

«Гранд» Сикорского

Факт 3. Первый коммерческий международный рейс

25 августа 1919 года (всего лишь 102 года назад!) совершил перелет из Лондона в Париж небольшой двухместный самолет с пассажиром на борту. Это считается первым в мире коммерческим авиарейсом.

Кто же был этим отважным человеком? Британский журналист газеты Evening Standard по имени Джордж Стивенсон-Рис. Компания, которая организовала перелет, в последствии стала всемирно известной British Airways. Само путешествие составило 347 км и заняло 2,5 часа. Для сравнения, в наши дни такой рейс длится не более 40 минут.

А вот цена билета была, конечно, впечатляющей. По современным подсчетам рискованная затея обошлась единственному пассажиру примерно в 1800 евро. Сегодня заурядный перелет из одной столицы в другую заметно подешевел. Если будете в Лондоне и захотите одним глазком посмотреть, как там дела у Эйфелевой башни и острова Ситэ, можно слетать в Париж за 30-50 евро. Причем, намного комфортнее. Ура прогрессу!

Конечно, в 1919-м Джорджу Стивенсон-Рису не пришлось проходить таможенный досмотр. Любопытно, что он прихватил с собой в поездку: несколько газет, письма, парочку банок сгущенных сливок для парижского ресторана и рябчики для повара британского посла. Вот такой багаж.

Первый международный пассажирский перелёт

Факт 4. Первый советский пассажирский аэроплан

Самым популярным в разных странах, а, заодно, и первым пассажирским лайнером в советской истории стал Junkers F.13. Он был рассчитан на 2-х пилотов и 2-х пассажиров. Летал немецкий самолет по всему миру. И именно на нем с 1923 года в Советском Союзе стали совершать регулярные пассажирские перелеты.

Junkers F.13

Факт 5. Первая русская авиакомпания

Постоянные рейсы по маршруту Москва ― Нижний Новгород на Junkers организовала первая авиакомпания, бабушка нашего Аэрофлота. Она называлась Российское общество Добровольного воздушного флота ― «Добролёт». Очень скоро у нее появились коллеги: Закавказское общество воздушных сообщений «Закавиа» и украинское «Укрвоздухпуть».

Читайте также:
Цена за проект перепланировки квартиры (сколько стоит, стоимость) - в 2022 году, согласование и заключение, документы на услугу, заказать план

Факт 6. Первый аэропорт

Самым старым аэропортом в мире является «Гамбург», лётное поле в 8-ми км от центра города. Впервые он открылся аж в 1911 году! И целых 110 лет ежедневно принимает и отправляет коммерческие рейсы с пассажирами и грузами. За один год через старейший аэровокзал мира проходит (или точнее, пролетает) примерно 13 миллионов пассажиров. Интересно, сколько же всего самолетов взлетали в воздух за всю историю его существования?

В России первый аэродром построили в Москве на Ходынском поле. Теоретически он даже на год старше своего немецкого коллеги. Правда, сначала занимался, в основном, не пассажирскими рейсами, а опытными полётами.

Строили Ходынское поле в складчину, на пожертвования всех неравнодушных граждан. Участвовал в проекте и Николай Жуковский. С начала 20-х годов здесь запустили регулярные рейсы, а в 1931 построили первое здание вокзала. Между прочим, на то время самое большое в мире!

Факт 7. Первые бортпроводники

Конечно, на первых авиарейсах и речи не было о заботливых стюардессах и внимательном сервисе. Но когда число воздушных пассажиров стало расти, в компании пилотов и механиков появилось новое лицо ― бортпроводник.

Сначала стюардами работали исключительно мужчины. Удивительно, как быстро это стало женской профессией.

Первого в мире бортпроводника звали Хайнрих Кубинс. С 1912 год он обслуживал пассажиров дирижабля. Более двадцати лет этот человек проработал на различных моделях дирижаблей. Однажды на борту случился пожар, и Кубинс помог спастись многим пассажирам. Все окончилось благополучно.

В 1928 году Германия первой начала включать бортпроводников в состав лётного экипажа. А американцы решили заменить сдержанных парней привлекательными девушками. Первой стюардессой в истории пассажирских перелётов стала Эллен Черч из Сан-Франциско (компания United Airlines).

Эллен Черч

Факт 8.Первая русская стюардесса

На советских авиалиниях стюардесса впервые появилась в 1939 году. Ее звали Эльза Городецкая. Целых два месяца эта девушка был единственной бортпроводницей Советского Союза. Руководители компании даже не знали, как оформить ее на работу. Ведь никакой стюардессы среди советский профессий просто не существовало! Так и числилась гражданка Городецкая по одной версии буфетчицей, а по другой, кладовщицей.

Факт 9. Первый дьюти-фри

Магазин беспошлинной торговли впервые открылся в 1947 году, в аэропорту Шеннон, в Ирландии. Идея была именно такой, какой мы знаем ее и сегодня. Продавать товары дешевле, без налога и акцизов, чтобы люди, ожидающие своего рейса, совершали покупки, привлеченные очевидной выгодой.

Сегодня магазины дьюти-фри есть в любом аэропорту. А самые известные точки в крупнейших аеропортах по роскоши и размаху не уступают знаменитым бутикам на 5й Авеню.

Первый самолет в истории

О полетах в небе с помощью специального устройство задумывался еще Леонардо да Винчи в 16 веке, однако первый полет официально зарегистрирован в начале прошлого века. О том, кому мы обязаны возможностью авиаперелетов, до сих пор ведутся ожесточенные споры, однако факт остается фактом – официально первый полет зарегистрирован в 1903 году. Самый первый самолет в мире изобрели братья Райт.

Первый прототип самолета братьев Райт

История авиации

Первые попытки строительства летательного аппарата, способного поднять человека в воздух, начались в конце 18 века. История изобретения летательного аппарата берет начало в Англии, когда сер Джордж Кейли всерьез занялся этим вопросом и издал несколько научных трудов, в которых подробно изложил принцип строительства и функционирования прототипа современного самолета.

Свои работы изобретатель начал с наблюдения за птицами. Ученый посвятил длительное время измерениям скорости полета птиц и размаху крыла. Эти данные впоследствии стали основой нескольких публикаций, положивших начало развитию авиации.

Зарисовки летательного аппарата Кейли

В своих первых зарисовках Кейли представлял самолет как лодку с хвостовым оперением на одном конце и парой весел на носу. Конструкция должна была приходить в движение с помощью весел, которые передавали бы вращение на крестообразный хвостовик в конце судна. Таким образом, Кейли безошибочно изобразил основные элементы самолета. Именно работы этого ученого положили начало развития авиации и стали толчком к разработке концепции самолета.

Первооткрывателем авиации в современном ее понимании стал еще один английский изобретатель – Уильям Хенсон. Именно он получил заказ на разработку проекта летательного аппарата в 1842 году.

Предложенный Хенсоном проект «парового воздушного экипажа» описывал все основные элементы винтомоторного самолета. В качестве устройства, осуществляющего движение всей конструкции, изобретатель предлагал использовать воздушный винт. Многие идеи, предложенные Хенсоном, в последствие нашли развитие и стали применяться в ранних моделях самолетов.

Российский изобретатель Н.А. Телешов запатентовал проект строительства «системы воздухоплавания». Концепция летательного аппарата также была основана на паровой машине и воздушном винте. Спустя несколько лет, ученый усовершенствовал свой проект и одним из первых предложил идею создания реактивного самолета.

Читайте также:
Фото Крак-де-Шевалье (126 фото)

Особенностью проектов Телешова была идея перевозки пассажиров в закрытом фюзеляже.

Кто изобрел самолет

Несмотря на то, что разработка конструкции летательного аппарата велась многими учеными в середине 19 века, изобретение самолета приписывают братьям Райт, чей аэроплан совершил кратковременный полет в 1903 году.

Не все согласны с тем, что братья Райт были первыми. Бразилец Альберто Сантос-Дюмонт сконструировал, собственноручно построил и сам же испытал первый в мире прототип дирижабля в 1901 году. Именно тогда было доказано, что управляемые полеты действительно возможны.

По еще одной версии, первенство в изобретении первого рабочего летательного аппарата следует присвоить российскому изобретателю А.Ф. Можайскому, чье имя навсегда останется в истории авиации. Таким образом, споры о том, кто изобрел, и кто создал, самолет ведутся до сих пор.

Интересно! Несмотря на то, что официально изобретение самолета присуждают братьям Райт, все бразильцы уверены в том, что первый в мире самолет изобрел Сантос-Дюмонт. В России же считается, что первый прототип современного самолета построил Можайский.

Работа братьев Райт

Братья Райт не стали первыми изобретателями самолета. Более того, первый неуправляемый полет человека также принадлежит не им. Тем не менее, братья Райт смогли доказать самое главное – то, что человек способен управлять летательным аппаратом.

Именно Уилбур и Орвилл Райт первыми осуществили управляемый полет на летательном аппарате, благодаря чему идея о возможности осуществления пассажирских перевозок по воздуху получила дальнейшее развитие.

Авторству братьев принадлежит идея о трех осевом вращении летательного аппарата, благодаря чему осуществлялось управление их самолетом и поддержание равновесия этой громоздкой конструкции.

В то время, когда все ученые ломали головы над возможностью установки более мощных двигателей для поднятия самолета в воздух, братья сосредоточились на вопросах возможности управления летательным аппаратом. Результатом стал ряд экспериментов с аэродинамической трубой, послуживших основой для разработки крыльев и пропеллеров аэроплана.

Первый планер с двигателем, построенный братьями, получил название «Флаер-1». Он был изготовлен из ели, так как этот материал отличается легкостью и надежностью. Устройство приводилось в движение бензиновым двигателем.

Интересно! Двигатель для «Флаер-1» изготовлен механиком Чарли Тейлором, особенностью конструкции стал небольшой вес. Для этого механик использовал дуралюмин, также называемый дюралем.

Самолет братьев Райт

Первый успешный полет был совершен 17.12.1903 года. Самолет поднялся на несколько метров и пролетел около 40 метров за 12 секунд. Затем были повторные испытания, в результате которых длительность и высота полета увеличились.

Сантос-Дюмонт и 14-бис

Альберто Сантос-Дюмон известен как изобретатель воздушных шаров, он также иногда указывается как создатель первого в мире управляемого самолета. Ему также принадлежит изобретение дирижаблей, которые управлялись с помощью двигателя.

В 1906 году его самолет под названием «14-бис» поднялся в воздух и пролетел более 60 метров. Высота, на которую изобретатель поднял свой летательный аппарат, составила порядка 2,5 метров. Спустя месяц, Альберто Сантос-Дюмон совершил полет длинной в 220 метров на этом же самолете, установив в результате первый рекорд по дальности перелета.

Особенностью «14-бис» стала то, что конструкция смогла взлететь самостоятельно. Братьям Райт не удалось этого добиться, и их самолет поднялся в воздух с посторонней помощью. Именно этот нюанс стал основополагающим в спорах о том, кого же следует считать изобретателем первого самолета.

После «14-бис» изобретатель всерьез занялся разработкой моноплана, в результате мир увидел «Демуазель».

Альберто Сантос-Дюмон никогда не останавливался на достигнутом и не хранил свои изобретения в тайне. Конструкциями своих летательных аппаратов изобретатель охотно делился с тематическими изданиями.

Летательный аппарат Можайского

Проект своего летательного аппарата ученый представил на рассмотрение еще в 1876 году. Можайский столкнулся с непониманием чиновников Военного министерства, в результате ему не выделили средств на продолжение исследований.

Несмотря на это, ученый продолжил разработки, вкладывая собственные средства, из-за чего строительство прототипа самолета Можайского затянулось на долгие годы.

Самолет Можайского был построен в 1882 году. Первые испытания летательного аппарата закончились катастрофой, однако свидетели утверждают, что летательный аппарат все же поднялся на некоторое расстояние от земли прежде, чем потерпел крушение.

Так как документальных подтверждений полета нет, считать Можайского первым человеком, совершившим полет на самолете, нельзя. Однако разработки ученого послужили основой для развития авиации.

Так кто же был первым

Несмотря на многочисленные споры, о том, в каком году был изобретен летательный аппарат, первый официально зарегистрированный полет принадлежит братьям Райт, поэтому именно американцы считаются «отцами» первого самолета.

Сравнивать вклад в развитие авиации братьев Райт, Сантос-Дюмона и Можайского нецелесообразно. Несмотря на то, что первый самолет Можайского был построен за 20 лет до первого управляемого полета, изобретатель использовал другой принцип строительства, поэтому сравнивать его самолет с «Флаером» братьев Райт невозможно.

Сантос-Дюмон не стал первым, кто осуществил полет, однако изобретатель использовал принципиально новый подход к строительству летательного аппарата, благодаря чему его устройство самостоятельно поднялось в воздух.

Читайте также:
Аэропорт солнечного Лос-Анджелеса: памятка для туристов

Помимо первого управляемого полета, братья Райт внесли весомый вклад в развитие авиации, первыми предложив принципиально новый подход к строительству пропеллера и крыльев летательного аппарата.

Нет смысла спорить, кто из этих ученых стал первым, потому что все они внесли огромный вклад в развитие авиации. Именно их работы и исследования стали основой для изобретения прототипа современного авиалайнера.

Первые военные самолеты

Прототипы «Флаера» братьев Райт и летательного аппарата Сантос-Дюмон использовались в военных целях.

Если братья изначально преследовали цель изобретения техники, которая дала бы преимущество американской армии, то бразилец Сантос-Дюмон был против использования авиации в военных целях. Несмотря на это, его работы послужили отправной точкой для создания ряда летательных аппаратов, которые затем использовались во время войны. Интересно, что Можайский изначально также преследовал строительство летательного аппарата, который бы использовался в военных целях.

Первый реактивный самолет появился в разгар Второй мировой войны.

Первые пассажирские самолеты

Первые пассажирские самолеты появились благодаря И.И. Сикорскому. Прототип современного авиалайнера поднялся в воздух в 1914 году, на борту присутствовало 12 пассажиров. В этом же году авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершив первый полет на дальнюю дистанцию. Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, сделав одну посадку для дозаправки.

Первый пассажирский авиалайнер «Илья Муромец»

Авиалайнер также участвовал для перевозки бомб во время Первой мировой войны. Война заставила российскую авиацию на некоторое время замереть в развитии.

В 1925 году появился первый самолет «К-1», затем мир увидел пассажирские авиалайнеры Туполева и самолеты разработки ХАИ. С этого времени пассажирским самолетам уделяется все больше внимания, они приобретают большую пассажировместимость и способность совершать полеты на дальние расстояния.

История развития реактивных самолетов

Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:

  • неправильный выбор конструкции двигателя;
  • большой расход горючего;
  • частая потребность в дозаправке.

Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.

Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.

Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

Первый реактивный самолет

Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.

Видео

Таким образом, реактивные самолеты появились в самый разгар Второй Мировой войны. На их счету серьезные боевые победы, однако, потери среди них также очень велики. В первую очередь это связано с тем, что пилоты просто не успели пройти полноценное обучение по управлению принципиально новым летательным средством. С момента первого удачного полета до появления реактивных самолетов прошло всего 30 лет, в течение которых произошел большой прорыв в авиации.

История гражданской авиации

Не так давно пассажирооборот воздушного транспорта в нашей стране превысил показатели транспорта железнодорожного. О том, как появились первые поезда, мы уже рассказывали, теперь «Дилетант» вместе с «Ростехом» вспомнят историю гражданской авиации.


«Флайер-1» братьев Райт

Братья Райт подняли сконструированный своими руками «Флайер-1» в воздух на 59 секунд. Тогда, в 1903 году, им удалось пролететь 260 метров. В 1908 году, спустя пять лет, братья взяли на борт самолета первого пассажира и по совместительству своего хорошего друга — Чарли Фёрноса. В этом же году погиб Томас Селфридж, став первым человеком, разбившемся в авиакатастрофе. Несмотря на это, Администрация США заключила с братьями контракт на поставку одного самолёта, который обошёлся казне в 25 тысяч долларов. Однако в правительстве перестраховались, добавив в контракт графу о том, что самолет «должен пролететь расстояние в 160 километров, не упав на землю».

Первый чартерный рейс

Лайнер Olympic стал пунктом назначения первого чартерного рейса

Он получился совсем необычным. Один из уважаемых пассажиров лайнера Olympic забыл свои очки и вспомнил об этом только тогда, когда судно уже вышло из гавани Нью-Йорка. Компания-перевозчик Wanamaker настолько любила своих клиентов, что они специально наняли британского авиатора Тома Сопвича. Том захватил очки, поднялся в воздух на своём самолёте, догнал лайнер и скинул очки на палубу.


Самолет компании St. Petersburg Tampa Airboat

В 1914 году, через 10 лет после полёта братьев Райт, появилась первая авиакомпания, самолёты которой летали по расписанию. В первом расписании полётов значились два города: Санкт-Петербург и Тампа. На самом деле, конечно, полёт из России в Америку на тот момент не был возможен. Санкт-Петербург, или Сент-Питерсбург, — город в штате Флорида, на западном побережье. На восточном как раз находится город Тампа. Поэтому первые клиенты первой авиакомпании St. Petersburg Tampa Airboat Line могли позволить себе только небольшой получасовой перелёт с одной части полуострова на другую.

Читайте также:
Нормы провоза багажа и ручной клади на рейсах Аэрофлота

Милионный пассажир и рейс на автопилоте


Первая авиакомпания, которая перевезла больше миллиона пассажиров

Символичной отметки в миллион перевезённых пассажиров уже в 1934 году достигла старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa, открытая в 1926. Через два года после её образования в Великобритании создали первый аппарат, который мог без помощи пилота какое-то время управлять самолётом.

Элин Чёрч — медсестра и первая стюардесса

Американская медсестра Эллин Чёрч в 1930 раз и навсегда решила связать свою жизнь с авиацией. Но поскольку ей не суждено было стать пилотом, она начала обслуживать пассажиров на борту. В первом её рейсе таких было 11.

Компании UnitedAirlines так понравилась эта идея, что через два месяца они начали набирать стюардесс для всех своих рейсов. В то время, к слову, работы у них было довольно много — горячий обед на борту самолёта включал в себя обычно фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье и горячий кофе.

Тем временем в России

Во время полёта пассажиры «Ильи Муромца» могли пройтись по прогулочной палубе

Верится с трудом, но именно в нашей стране был спроектирован первый в мире пассажирский самолёт. Пока полёты были ещё делом экспериментальным, инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского уже в 1913 году сконструировали биплан «Илья Муромец». На следующий год провели показательный полёт: на борту находилось 16 человек и одна собака, за штурвал сел главный инженер аппарата — Сикорский. В разных модификациях самолёт Сикорского взял несколько мировых рекордов по длине перелётов, по высоте и времени полёта.

Вообще «Илья Муромец» — большой прорыв для авиации. Сикорский предложил несколько нововведений, которые до сих пор используются в авиастроении. Так, например, он первым разделил салон и кабину пилота, впервые на «Илье Муромце» появился туалет и спальные комнаты. Салон обогревался газовым отоплением, освещался электричеством. Такого комфорта на борту в то время никто даже не мог представить.

Модель авиалайнера МС-21

Российские инженеры продолжают заниматься новаторством в сфере авиастроения и сегодня. Один из самых амбициозных проектов — Магистральный самолёт XXI века, или просто МС-21. Первые полёты аппарата запланированы уже на 2016 год, серийное производство — на 2017. Уникальность МС-21 в том, что он должен стать первым в России «электрическим самолётом». Большая часть боровых устройств будет переведена на электрические механизмы, при этом в МС-21 будут задействованы вспомогательные источники энергии, которые обеспечат работу двигателей в случае их остановки в воздухе. Для электрификации самолета предприятия «Ростеха» уже изготовили ряд техники, которая проходит тестовые испытания.

МИ-38 будет строить на Казанском вертолётном заводе

Большое распространение в гражданской авиации получили не только самолеты, но и вертолеты. Поскольку они не рассчитаны на массовые пассажирские перевозки, их используют в самых разных сферах. Так, например, легкий вертолёт «Ансат» холдинга «Вертолёты России» используется в санитарной авиации: медицинская версия этого самолёта доставляет больных в лечебные учреждения, также позволяет реанимировать пострадавшего прямо на борту. А МИ-38, производить который стали в 2015 году, вообще из гражданского вертолёта может превращаться в военный.

Первый полет самолета в России и мире

Увидеть небо с высоты птичьего полета, покорить небесный простор – именно эти мечты хотелось воплотить в реальность человеку. И эта мечта действительно осуществилась в декабре 1903 года братьями Райт. Эти гениальные американские изобретатели смогли построить первый воздушный транспорт и осуществить первый полет человека на самолете.

Стоит отметить, что у братьев не было особых знаний в этом направлении, да и специальными знаниями они, как говорится, «не блистали», ведь у них даже не было диплома об окончании средней школы. Но несмотря на это, братья постоянно проводили самостоятельные опыты с различными моделями воздушных средств, которые собственного говоря, и создавали. Денежные средства брали из своей мастерской, в которой ремонтировали и продавали велосипеды.

На протяжении 10 лет братья пытались создать самолет, который сможет поднять человека в небо, однако, их старания никак не могли увенчаться успехом. Но несмотря на трудности, они не теряли надежды на осуществление своей мечты. Создавая новые модели, изобретатели учитывали как свои ошибки, так и ошибки коллег, которые также работали в этом направлении. И только в 1902 году им удалось создать особую модель самолета, конструкция которой предусматривала некоторые изменения:

  • крыло было создано из разного профиля;
  • использовалась аэродинамическая труба на 200;
  • руль был установлен в жесткой вертикальной позиции.
Читайте также:
Фотографии Бородинской панорамы

Эти изменения оказались очень полезными, ведь с их помощью братьям удалось точно рассчитать подъемную силу непилотируемого планера, а при помощи жесткого руля изобретатели смогли контролировать полет своего нового изобретения. На протяжении двух месяцев им удалось совершить более 800 полетов, продолжительность самого длительного полета составила 26 секунд, а дальность около 190 м. После такого успеха братья решили создать воздушный транспорт с двигателем, его они изобрели в 1903 году. Первый полет человека на самолете продолжался 12 секунд, его дальность составила 36 м. Это было действительно сенсацией мирового значения, а о братьях Райт заговорил весь мир.

Стоит отметить, что именно эти гениальные изобретатели при создании летательного аппарата внедрили действие трех осей для вращения воздушного транспорта, что в значительной степени упростило управление самолетом и помогло воздушному транспорту держать равновесие в небе. И даже в настоящее время современные конструкторы придерживаются этого метода при создании самолетов.

Когда был совершен первый полет на воздушном транспорте в России?

Первый самолет, который создали братья Райт, и удачный полет весьма заинтересовали авиаконструкторов всего мира, включая и Российскую Империю. Изобретатели старались изо всех сил, чтобы не отставать от своих американских коллег и смогли летом 1910 года создать совершенно новую конструкцию, которая смогла подняться в небо, под названием «Кудашев-1». Первый полет самолета в России осуществил гениальный профессор Киевского политехнического института А. Кудашев, и как многие уже поняли, воздушный транспорт был назван именно в его честь.

В те времена профессор разрабатывал различные модели, но подняться на них в небо человеку никак не удавалось. И только после изучения самолета, который создали братья Райт, Кудашеву удалось собрать новую модель, конструкцию которой пришлось практически полностью переделать:

  • масса биплана составляла 320 кг;
  • двигатель использовался мощностью в 35 л.с;
  • каркас модели собирался из реек, которые перед сборкой обтянули полотном из прорезиненного материала.

В небо первый самолет поднял сам изобретать, и несмотря на то, что длительность первого полета составила всего несколько метров, все присутствующие при эксперименте признали его успешным. Однако официального признания так и не удалось получить. Мотивировалось это тем, что за ходом эксперимента не наблюдали эксперты из столицы, так как они не были приглашены. В настоящее время достижение гениального профессора, конечно, признали как в России, так и во всем мире.

Когда был выполнен первый полет на самолете вокруг Земли?

Идея осуществить первый полет вокруг Земли на самолете пришла в голову братьям Рутанам в декабре 1986 года. Самолет довольно необычной конструкции братья назвали «Вояджер», воздушному транспорту нужно было за 10 суток облететь всю Землю без единой дозаправки и посадки. Приземлиться он должен был на аэродроме, который располагался в пустыне Мохаве, откуда и отправился в неосуществимое путешествие.

Пилотировал воздушным транспортом один из братьев – Дик и помощница пилота Д. Йигер. Перед началом эксперимента воздушный транспорт тщательно проверили на техническую исправность, пилоты провели более 65 удачных испытательных полетов. Единственное, что не совсем удовлетворяло братьев в конструкции самолета – это кабина пилота, которая была маленькой и в ней имелось всего одно, причем весьма неудобное кресло. Но несмотря на это, было принято решение поднять самолет в небо, как и планировалось, а именно, 14 декабря, ввиду того, что полет приходилось несколько раз откладывать из-за неблагоприятных погодных условий.

Разумеется, такой эксперимент многие признали рискованным и даже безумным, а летчикам пришлось за время перелета перенести немало тревог и переживаний, которые начались даже при взлете. Из-за того, что топливные баки были переполнены, крыло самолета при взлете прогнулось, причем несколько раз и даже задело бетонное покрытие взлетно-посадочной полосы, что привело к незначительным, но все же повреждениям края плоскости. Далее пилотам пришлось:

  • бороться с неблагоприятными погодными условиями;
  • переживать, что топливо закончится не своевременно;
  • устранить в небе неисправность, о которой сообщила тревожная красная лампа, предупреждая, что давление масла начинает резко падать из-за сильного перегрева одного из двигателей.

Несмотря на многочисленные трудности, пилоты смогли осуществить задуманное и успешно посадить свой «Вояжер» на взлетно-посадочной полосе 23 декабря, как только солнце начало показываться над горизонтом. Конечно, выбраться обессиленные летчики из кабины самостоятельно не смогли, ведь в небе они пробыли почти 10 дней, на помощь им пришли медики, которые доставили героев в больницу для проверки их здоровья и оказания первой медицинской помощи. Первый полет на самолете вокруг Земли был признан официальным, пилоты преодолели на нем 42 тыс. км, и как в дальнейшем стало известно – топлива в баках осталось всего лишь на дне.

Советская “летающая крепость”: как создавался бомбардировщик АНТ-42

Идея создания самолета, способного забираться на высоту 10-11 тысяч метров, стала продвигаться в СССР с 1931 года. Смысл был в том, что на таких высотах тогдашняя зенитная артиллерия была неэффективной. Кроме того, Красной Армии нужен был тяжелый бомбардировщик, способный нести до 10 тонн бомб до точки, удаленной на 1500-2000 километров.

Читайте также:
Воробьёвы горы в Москве - фото, описание, смотровая площадка, как добраться, карта

Три года ушло на раскачку, и только летом 1934 года было разработано тактико-техническое задание на проектирование подобной машины. Разработку самолета поручили ОКБ Андрея Туполева, а внутри этой “фирмы” она была спущена КБ-1 под руководством Владимира Петлякова. При этом изначальное задание было скорректировано. Высотный диапазон остался тот же, а дальность полета увеличили до 4500 километров. Правда с меньшей бомбовой нагрузкой: ее снизили до 2 тонн (а с подвесными бомбами самолет максимально должен был брать до 4 тонн).

Планировалось, что АНТ-42 получит самое современное электро- и радиооборудование и навигационные приборы. Для упрощения пилотирования самолет также должен был иметь высокую степень электрификации, чтобы тяги и прочие агрегаты работали от электропривода.

В 1935 году, после катастрофы самолета-гиганта “Максим Горький”, который также проектировался КБ-1 Петлякова, много времени ушло на изучение причин разрушения корпуса и крыльев этой машины, столкнувшейся с истребителем в результате нелепого случая. Все это затормозило работы по АНТ-42. Однако в следующем году они пошли в ударном темпе.

1 декабря 1936 года прототип тяжелого высотного дальнего бомбардировщика был готов к испытаниям. Командиром экипажа опытного экземпляра назначили прославленного летчика Михаила Громова. 23 декабря на самолет (после сборки корпуса и крыльев) были подвешены 4 поршневых мотора АМ-34ФРН. Интересно, что это делали не на заводе, а прямо на летном поле, куда АНТ-42 доставили в разобранном виде. На их “прогонку” в разных режимах на земле ушло несколько дней.

Наконец, 27 декабря АНТ-42 поднялся в воздух с Центрального аэродрома имени Фрунзе (“Ходынский аэродром”) и совершил первый полет, который прошел успешно. Громов доложил, что машина хорошо управляется, легко набирает высоту и скорость. Однако экипаж (в испытаниях участвовал также авиамеханик Жилин) заметил и некоторые небольшие недостатки. Конструкторы принялись их оперативно исправлять.

В марте 1938 года конструкторско-испытательская бригада была переведена в Крым, в Евпаторию. В ходе перелета сюда обнаружились дефекты четвертого двигателя. В дальнейших полетах, уже на месте, неприятности с ним только нарастали – машину сильно трясло. Дошло до того, что летчик-испытатель Петр Стефановский заявил, что не сядет в этот самолет пока не найдут неисправность. Вскоре дефект нашли и устранили.

Еще в ходе испытаний 20 апреля 1938 года руководству КБ-1 неожиданно сообщили, что АНТ-42 под названием ТБ-7 уже принят на вооружение ВВС Красной армии и его серийное производство начнется на Казанском авиазаводе. Разработчики крепко удивились, потому что самолет был еще довольно “сырой”.

А уже 1 мая 1939 года состоялась публичная премьера ТБ-7: он пролетел над Красной площадью во время военного парада.

В 1940 году серийные самолеты ТБ-7 поступили в ВВС Красной армии. На следующий год началась Великая Отечественная война, в ходе которой этот самолет использовался как по прямому назначению в качестве дальнего высотного бомбардировщика, так и для заброски десантных и диверсионных групп в глубокий тыл врага. В этом варианте он мог брать на борт до 50 человек с полной выкладкой.

В мае 1942 года ТБ-7 выпала особая миссия: доставить наркома иностранных дел СССР Вячеслава Молотова в Англию, а затем в США для переговоров с союзниками по открытию второго фронта в Европе. С этой задачей и машина, и экипаж во главе с командиром Энделем Пусэпом успешно справились.

В 1943 году после значительной модернизации самолет получил название Пе-8. Бомбовая нагрузка повысилась до максимальных 6 тонн.

В отечественной военной литературе эту машину часто сравнивают с американским В-17 (“Летающая крепость”) и британским бомбардировщиком “Галифакс”. Если говорить о размерах и технических характеристиках, то они довольно близки. А если же судить по оборонительному вооружению, то ТБ-7 в его количестве уступал “Летающей крепости”. Для сравнения: на В-17 устанавливали до 13 крупнокалиберных пулеметов. На ТБ-7 (Пе-8) – 4 пулемета и 2 авиапушки калибра 20 мм. В экипаже из 12 человек на ТБ-7 пятеро были воздушными стрелками. У В-17 экипаж составлял 10 человек, из них восемь были стрелками, одновременно выполняя и другие функции (штурмана, бортинженера, радиста, бомбардира).

Выпуск ТБ-7 (Пе-8) прекратился весной 1945 года. В том же победном году самолет стал флагманом воздушной группы первомайского военного парада.

Эксплуатация этой этапной и передовой для своего времени машины в ВВС Советской армии закончилась в 1954 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: