Как снизить платежи за услуги ЖКХ, если временно не живешь в квартире во время самоизоляции?
Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ
специально для ГАРАНТ.РУ
В этот период многие граждане переехали жить на дачу из квартиры или вообще уехали в другой город, поэтому вопрос о необходимости оплаты коммунальных услуг, которыми они не пользуются, стал для них особо актуальным. Разберемся, на каких услугах и каким образом можно сэкономить.
В некоторых субъектах собственники жилых помещений в МКД временно освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт. Так, в столице это исключение будет действовать с 1 апреля по 30 июня 2022 года (Указ Мэра г. Москвы от 31 марта 2022 г. № 35-УМ). Таким образом, за апрель, май и июнь собственникам-москвичам не будут произведены начисления по взносам на капитальный ремонт. Если был долг по состоянию на март 2022 года, то платежные документы будут приходить с задолженностью по март, но без начислений за апрель, май и июнь.
В каждом регионе орган субъекта имеет право принять положение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, вам нужно ознакомиться с НПА вашего региона.
Плата за содержание и ремонт общего имущества
Даже если собственник не проживал в квартире, платить за жилищные услуги в виде содержания и ремонта общего имущества придется в силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса. Ведь указанная оплата идет в счет обслуживания общего имущества, в отношении которого выполнение обязательств управляющими организациями (в том числе ТСЖ) не прекращается.
Автоматическое запирающее устройство (домофон)
Законодательством прямо не урегулирован вопрос об оплате за обслуживание домофона и соответственно вопрос по перерасчетам. Сама по себе оплата за домофон не производится по факту его использования (например, по количестве входов и выходов из подьезда), а оплата идет за техническое обслуживание запирающего устройства, поэтому обслуживающие организации не делают перерасчеты. Но вариант с перерасчетом возможен, если он предусмотрен обслуживающей организацией и условиями договора с такой организацией. Чтобы узнать подробности, вам необходимо обратиться в эту организацию.
Домашний Интернет и ТВ
С Интернет- и ТВ-провайдерами можно изменить тариф на более выгодный (при его наличии) или воспользоваться правом приостановки услуг связи абоненту без расторжения договора на основании письменного заявления абонента (п. 48 Правил оказания телематических услуг связи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. № 575).
Также как и с Интернетом, оператор связи на основании заявления абонента обязан приостановить приостановить оказание услуг телефонной связи без расторжения договора (п. 45 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1342). Но полностью исключить оплату не получится, поскольку оператор связи имеет право за весь период приостановления услуг предъявлять абоненту оплату согласно соответствующему у оператора связи тарифному плану (например, оплата за сохранение номера телефона за абонентом). Также можно порекомендовать сменить тариф, например, с безлимитного использования на повременную.
Услуги по обслуживанию системы коллективного приема телевидения (коллективная антенна, далее – СКПТ) и услуги связи для целей телевизионного вещания не тождественные друг другу понятия. В случае обслуживания СКПТ происходит обслуживание антенны как объекта общего имущества. При таких обстоятельствах оказываемая услуга является жилищной и подлежит оплате в силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ вне зависимости от факта пользования такой антенны.
В случае оказания услуг связи для телевизионного вещания оператор предоставляет возможность потребителю, который обратился к оператору, просматривать пакет каналов согласно тарифному плану.
Абонент вправе расторгнуть договор оказания услуг связи в любое время согласно п. 45 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 785, далее – Правила № 785).
В таком случае при оказании услуг непосредственно собственнику для уменьшения оплаты можно расторгнуть договор, если у вещателя нет выгодных абонентам, тарифов на время отсутствия абонента в квартире.
Порядок оказания услуг радиовещания регламентированы Правилами № 785, поэтому абонент согласно п. 45 имеет право в любое время расторгнуть договор на оказание услуг.
Если в квартире отсутствуют счетчики
Порядок перерасчетов из-за временного отсутствия в жилом помещении регламентирован разделом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, далее – Правила № 354).
Право на перерасчет за коммунальные услуги появляется при одновременном соблюдении двух следующих условий (п. 86 Правил № 354):
- отсутствие проживания в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд;
- отсутствие в жилом помещении индивидуального прибора учета (счетчика) в связи с отсутствием технической возможности его установки.
Наличие счетчиков в квартирах обусловлено требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон № 261-ФЗ), согласно которому собственники обязаны установить счетчики используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии. Счетчик на газ не требуется устанавливать, если газ используется только для цели приготовления пищи (иными словами стоит газовая плита, а отопление централизованное). Такое исключение предусмотрено ч. 5.2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ.
Критерии, которые позволяют установить отсутствие технической возможности установки счетчика, содержатся в Приказе Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627, а факт отсутствия такой возможности устанавливается управляющей организацией (в том числе ТСЖ, ЖСК) по заявлению собственника и подтверждается составленным актом по итогам обследования.
Перерасчет делается пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя в квартире, которое определяется исходя из количества полных календарных дней отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
За какие коммунальные услуги нельзя требовать перерасчет?
Не производится перерасчет за коммунальную услугу по отоплению, а также за электроснабжение и газоснабжение, если такие услуги начислены в составе затрат на отопление (например, в доме установлена автономная газовая котельная и ежемесячно собственникам будут начислять затраты за газ, которые используется для предоставления отопления). Указанные исключения содержатся в п. 86 Правил № 354.
Перерасчет также не делается в отношении коммунальных услуг на общедомовые нужды (коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме) – п. 88 Правил № 354.
Перерасчет по водоотведению будет сделан, если производится перерасчет по холодному и(или) горячему водоснабжению.
На сегодняшний день отсутствует механизм перерасчета за обращение с ТКО, поэтому никаких перерасчетов не предусмотрено.
Если в квартире отсутствуют как постоянно, так и временно проживающие, то расчет за обращение с ТКО согласно п. 148.36 Правил № 354 ведется по количеству собственников помещений.
В редких случаях ресурсоснабжающие организации идут навстречу потребителям, если собственник оплачивает обращение с ТКО этому же региональному оператору по обращению с ТКО по другому адресу (в зоне деятельности оператора). Например, в Ставрополе и г. Михайловске (Ставропольский край) работает один региональный оператор и если собственник на летний период уехал в г. Михайловск, то в таком случае региональный оператор может сделать перерасчет, исключив обращение с ТКО из платежа в Ставрополе. Но такой вариант возможен, если региональный оператор самостоятельно применяет данный способ. А вот заставить сделать перерасчет за обращение с ТКО, основываясь на законодательстве, по причине непроживания в квартире на сегодняшний день невозможно. Узнать адрес и наименование регионального оператора можно из квитанции на оплату ЖКУ, а также через ГИС ЖКХ (dom.gosuslugi.ru).
Закрепляя механизм начисления по количеству собственников квартиры, законодатель исходил из того, что невозможно определить индивидуальное потребление коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Порядок перерасчета за коммунальные услуги
Для проведения перерасчета необходимо подать письменное заявление о перерасчете в управляющую организацию, если проживаете в многоквартирном доме, или непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, если проживаете в частном доме. Также, если в многоквартирном доме был переход на прямые договоры, то следует обращаться непосредственно в ресурсоснабжающие организации.
Заявление можно подать не позднее 30 дней после окончания временного отсутствия в квартире (с даты заезда в квартиру) или подать заявление до отъезда в другое жилье.
Унифицированная форма заявления законодательством не предусмотрена, поэтому вы можете написать его в свободной форме, но с учетом обязательных реквизитов такого заявления. Так, в нем необходимо указать фамилию, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.
К заявлению должны быть приложены:
- акт обследования об отсутствии технической возможности установки счетчика;
- документы, подтверждающие продолжительность отсутствия в жилом помещении.
Примерный список документов-доказательств непроживания перечислен в п. 93 Правил № 354 и не является закрытым. Например, в качестве таких документов могут быть:
- копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
- справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
- справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина на садовом или огородном земельном участке, расположенном в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.
Перерасчет делается в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о перерасчете.
Если заявление было подано до начала периода отсутствия, то по факту прибытия необходимо предоставить доказательства отсутствия в квартире, предоставив документы-доказательства о периоде непроживания.
Что делать, если счетчики установлены?
В таком случае перерасчет коммунальным услугам не положен, поскольку все потребление фиксируют счетчики.
Даже, не проживая в квартире, следует передавать показания счетчиков, несмотря на то, что потребления нет. Можно просто передавать одни и те же показания или если в квартире работает холодильник, то прибавляя пару десятков киловатт электроэнергии.
Если показания не передавать, то согласно п. 59 Правил № 354 начисление будет делаться исходя из среднемесячных объемов на протяжении не менее 3 месяцев, а затем по нормативу потребления.
Но если, такая ситуация произошла, то вы впоследствии можете требовать приема показаний и проведения перерасчета по таким показаниям. К такому выводу не раз приходил Верховный Суд Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2019 г. № 302-ЭС19-14339 по делу № А33-27839/2018, Решение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2017 г. № АКПИ16-1304).
Таким образом, воспользовавшись данными советами, вы сможете сэкономить не менее 10% ежемесячного платежа за жилищно-коммунальные платежи.
Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ
Основания, по которым исполнитель коммунальных услуг делает перерасчёт платы за период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении, изложены в разд. VIII ПП РФ № 354. Их попытался оспорить в Верховной суде РФ собственник доли в квартире, где нет приборов учета. Рассказываем о судебном решении.
Условия перерасчёта при временном отсутствии изложены в ПП РФ № 354
Обязанность оплачивать жилищные и коммунальные услуги возникает с момента регистрации права собственности на помещение или его долю (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Расчёт платы за коммунальные услуги производится согласно показаниям установленных приборов учёта, а если их нет – исходя из нормативов потребления ресурсов, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок перерасчёта платы за КУ при временном отсутствии потребителя в помещении определён в разд. VIII ПП РФ № 354. Если в помещении установлены индивидуальные приборы учёта, то за время отсутствия проживающих перерасчёт платы за ЖКУ не делается. Потребление ресурсов фиксируется показаниями ИПУ.
Если квартира не оснащена счётчиками, то при непроживании в ней потребителей более пяти полных дней собственник имеет право обратиться к исполнителю КУ за перерасчётом платы (п. 86 ПП РФ № 354). При этом важным условием является отсутствие технической возможности установки в квартире ИПУ, подтверждённой соответствующим актом обследования.
Перерасчёт делается в течение пяти рабочих дней после получения заявления от потребителя и подтверждающих период временного отсутствия документов. Подаётся такое заявление до отъезда или не позднее 30 дней после окончания периода непроживания. К заявлению должна прилагаться копия акта обследования о невозможности установки ИПУ (п.п. 91, 92 ПП РФ № 354).
Такое обследование проводится в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 627. Если невозможность установки счётчиков не подтверждена или ИПУ вышел из строя, перерасчёт платы за соответствующие КУ при временном отсутствии проживающих не производится (п. 86 ПП РФ № 354).
Собственник посчитал условия для перерасчёта противоречащими ЖК РФ
С подходом к перерасчёту платы за КУ за время отсутствия, изложенном в ПП РФ № 354, не согласился владелец доли в квартире в многоквартирном доме. В жилом помещении не установлены приборы учёта коммунальных ресурсов, так как об этом не смогли договориться все собственники квартиры. Расчёт платы производится исходя из нормативов потребления.
Поскольку владелец доли не проживает в помещении почти год, он обратился в управляющую организацию с просьбой сделать перерасчёт платы за КУ из-за временного отсутствия. УО отказала собственнику в перерасчёте, сославшись на п. 86 ПП РФ № 354: у заявителя не было акта, подтверждающего невозможность установки в квартире ИПУ.
Собственник посчитал, что перечень оснований для перерасчёта при временном отсутствии, приведённый в ПП РФ № 354, неполный, и обратился в Верховный суд РФ с просьбой признать частично недействующими п. 86, первый абзац п. 91 второй абзац п. 92 ПП РФ № 354.
Истец посчитал противоречащими ч. ч. 1,3 ст. 1 ЖК РФ следующие требования ПП РФ № 354:
- перерасчёт платы при временном отсутствии делается только в отсутствие технической возможности установки ИПУ;
- сроки подачи заявления на перерасчёт при временном отсутствии ограничены 30 днями после окончания периода отсутствия;
- к заявлению о перерасчёте должен быть приложен акт обследования на предмет отсутствия возможности установить ИПУ.
Истец утверждал, что данные пункты ПП РФ № 354 нарушают его права и устанавливают принципы неравенства потребителей, что противоречит ст. 1 ЖК РФ. Ведь получить перерасчёт платы за КУ в период временного отсутствия вправе только потребители с актом о невозможности установить ИПУ.
Условия для перерасчёта за период отсутствия способствуют энергосбережению
Верховный Суд РФ, проанализировав указанные пункты ПП РФ № 354 и доводы истца, не согласился с ним. В решении судья подчеркнул, что неиспользование помещения собственником не является основанием невнесения платы за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Верховный Суд РФ не нашёл подтверждения доводам истца, что условие предоставления акта о невозможности установки счётчика противоречит принципам равенства и создаёт преимущества одних потребителей над другими (ч. 1 ст. 1 ЖК РФ).
Такое условие, наоборот, способствует исполнению требованийФедерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Указанный Федеральный закон установил, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат учёту с использованием ИПУ (ст. 13 № 261-ФЗ).
Подтверждение невозможности установить ИПУ направлено на то, чтобы потребители переходили на оплату коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета. Это способствует эффективному и рациональному использованию ресурсов. Поэтому собственник, при наличии технической возможности не установивший счётчики, не может ссылаться на их отсутствие, чтобы не оплачивать ЖКУ.
Довод истца о том, что счётчики не установлены из-за отсутствия согласия между собственниками долей в квартире, суд также не принял во внимание. Вп. 1 ст. 247 ГК РФ прописана процедура разрешения споров между владельцами долевой собственности. Пользование долевым имуществом происходит по соглашению собственников долей, а если согласия достичь не удаётся – в судебном порядке.
Поэтому неустановка ИПУ из-за разногласий участников долевой собственности не может служить основанием для перерасчёта платы в период временного отсутствия потребителя в занимаемом помещении. Верховный Суд РФ отказал истцув удовлетворении иска, подтвердив правомерность отказа управляющей организации в перерасчёте.
УО обязана сделать перерасчёт при соблюдении потребителем норм ПП РФ № 354
Верховный Суд РФ подтвердил правомерность применения управляющими организациями и ТСЖ п. 86 ПП РФ № 354, если к ним с заявлением обратился потребитель с требованием сделать перерасчёт за период его отсутствия.
Наличие акта обследования квартиры, который подтверждает невозможность установить приборы учёта, по-прежнему остаётся ключевым условием для произведения перерасчёта за время непроживания заявителя в квартире.
Важно соблюдение заявителем условия о сроках подачи документов: перед отъездом или в течение 30 дней после возвращения в квартиру (п. 91 ПП РФ № 354). Законность данной нормы также подтвердил ВС РФ.
Если требования раздела VIII ПП РФ № 354 соблюдены, то УО или ТСЖ не имеют права отказать потребителю в перерасчёте, который необходимо сделать в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления.
Перерасчет коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов – в 2022 году
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами (потребители) жилых помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153, ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
При временном, более пяти полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета при отсутствии технической возможности его установки, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю коммунальную услугу. Исключение – плата за коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, а также за коммунальные услуги на общедомовые нужды (п. п. 86, 88 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ N 354).
Для перерасчета следует обратиться в управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или в ресурсоснабжающую организацию и к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – исполнитель) с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальные услуги с указанием периода временного отсутствия.
Требования к заявлению и прилагаемым к нему документам
Заявление о перерасчете размера платы за коммунальные услуги нужно подать до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания (п. 91 Правил).
При этом пропуск указанных сроков по уважительным причинам (например, тяжелая болезнь или другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).
К заявлению необходимо приложить акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета, а также документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия (п. 92 Правил).
Такими документами могут, в частности, являться (п. 93 Правил):
- копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
- справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
- проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;
- счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;
- свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;
- справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;
- справка, выданная уполномоченным лицом садоводческого или огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания потребителя на садовом или огородном участке, расположенном в границах ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
- иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Перечень документов является открытым. Главное, чтобы такие документы подтверждали факт и срок отсутствия потребителя и были подписаны (за исключением проездных билетов) уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии печати), имели регистрационный номер и дату выдачи (п. 94 Правил).
Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству полных календарных дней временного отсутствия потребителя. Не учитываются день отъезда и день возвращения (п. 90 Правил).
Исполнитель делает перерасчет в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя и документов, подтверждающих его временное отсутствие (п. 91 Правил).
Результаты перерасчета отражаются в очередном платежном документе (п. 97 Правил).
Разъяснения, касающиеся перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении
Разъяснения, касающиеся перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении
Летний период является для большинства граждан отпускным. В связи с этим в адрес Управления Роспотребнадзора по КЧР стали обращаться граждане, за разъяснениями, касающимися перерасчета при временном отсутствии в жилом помещении. Управление Роспотребнадзора по КЧР разъясняет следующее.
К сожалению, немногие из нас реально используют возможность сократить свои расходы за счет различных перерасчетов коммунальных платежей в период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении. Однако вернуть деньги за коммунальные услуги, которыми вы не пользовались, не так сложно. Следует заметить, что перерасчету подлежат только такие услуги, как водоснабжение (горячее и холодное), водоотведение, газо- и электроснабжение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, включает плату за:
– пользование жилым помещением (плата за наем)
– содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда
Плата за жилое помещениеи коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает:
-плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме
Плата за коммунальные услуги, в свою очередь, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Временное отсутствие жильца в квартире никак не отражается на плате за отопление, содержание и ремонт жилого помещения, плате за наем, поэтому оплачивать данные услуги придется полностью.
Важно заметить, что перерасчет не полагается, если в жилом помещении есть индивидуальные приборы учета воды, газа и света такое правило объясняется просто: если в квартире никто не живет, вода, свет и газ не расходуются, соответственно, счетчик будет стоять.
Если же в квартире счетчики не установлены, то коммунальные услуги отпускаются по нормативам потребления. Согласно пункту 58 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия с места его постоянного жительства и день прибытия на это место.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного не позднее чем через месяц после окончания периода его временного отсутствия. Результаты перерасчета размера платы будут указаны в платежном документе.
К заявлению необходимо приложить документы, которые подтвердят продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих совместно с ним лиц по месту постоянного жительства. Такими документами могут быть:
а) копия командировочного удостоверения или справка о командировке, заверенные по месту работы
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в данных документах в соответствии с правилами их оформления), или их копии
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии
д) справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания
е) справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал
ж) иные документы, подтверждающие временное отсутствие потребителя.
На практике к указанным документам предъявляются определенные требования. Так, справки от организаций должны быть с четкой печатью и всеми реквизитами выдавшими их организациями. В случае предоставления потребителем копий документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя и (или) проживающих лиц по месту жительства, одновременно должны быть предъявлены оригиналы документов.
Если расчет размера оплаты за коммунальные услуги производит РКЦ, то сотрудник РКЦ на основании оригинала удостоверяет подлинность копии, ставит пояснительную надпись копия верна, свою подпись, ее расшифровку, число и круглую печать РКЦ. Таким образом, список документов является открытым.
Для проверки достоверности представленной информации управляющая компания вправе снимать копии документов и проверять подлинность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в выдавшие их организации.
Отдельно рассмотрим вопрос о перерасчете коммунальных платежей для дачников. Первоначально в письме Министерства регионального развития РФ от 05.08.2008 N 19197-АД/14 было дано разъяснение о порядке перерасчета платы за коммунальные услуги, малоутешительное для значительной части владельцев загородной недвижимости: справка, выданная председателем садоводческого кооператива, не является документом, подтверждающим временное отсутствие лица в жилом помещении, и не может служить основанием для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя. Однако в ходе проверки соблюдения прав граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности Министерства регионального развития РФ, Генеральная прокуратура установила, что в указанном письме был необоснованно ограничен перечень документов, подтверждающих факт длительного отсутствия граждан, что повлекло многочисленные нарушения прав граждан, временно проживающих в садоводческих, огороднических и дачных объединениях, на перерасчет оплаты за коммунальные услуги.
По результатам проверки в адрес Министра регионального развития Российской Федерации было направлено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего оплату коммунальных услуг.
Спорная ситуация разрешилась изданием Министерством регионального развития в мае 2009 года нового письма, согласно которому справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, могут приниматься исполнителями в качестве основания для перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг.
В связи с тем, что справки, выданные органами управления садоводческих некоммерческих организаций, устанавливают юридические факты, являющиеся основанием для возникновения права на перерасчет платы за коммунальные услуги, указанные справки должны содержать сведения, однозначно свидетельствующие о факте и сроке нахождения гражданина на территории садоводческой некоммерческой организации.
При этом должна быть обеспечена возможность проверки исполнителем коммунальных услуг имеющих место фактов. Теперь дачники, отсутствующие в городских квартирах более пяти дней, смогут законно получать свой вычет.
Хотелось бы отметить, что существуют также и иные основания и порядок проведений перерасчета оплаты за коммунальные услуги.
Так, согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307) при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением. П. 61 указанных Правил устанавливает, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
При этом объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредставления коммунальной услуги (п. 62 указанных Правил).
Таким образом, можно выделить заявительный порядок и установленный нормативно-правовым актом порядок перерасчета (перерасчет в связи с ежегодными профилактическими работами производится вне зависимости от обращения потребителя), а также следующие основания перерасчета:
– временное отсутствие потребителя
– предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами
Основание перерасчета влияет на перечень видов коммунальных услуг, оплата за которые подлежит перерасчету. Так, в отличие от перерасчета в связи с временным отсутствием потребителей при перерывах в предоставлении коммунальных услуг производится перерасчет оплаты и за отопление.
Таким образом, на коммунальных платежах можно и нужно экономить, главное – уметь правильно это делать.
Перерасчет платы за ку в связи с временным отсутствием потребителя в помещении.
С 2017 года положения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1498 в части проведения перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении изменились. Теперь перерасчет осуществляется лишь в случае, когда отсутствие в помещении ИПУ обусловлено отсутствием технической возможности установки счетчика. Рассмотрим новые положения подробнее, а также изучим ситуацию, возникшую на практике у нашего читателя: потребитель требует перерасчета платы за период до вступления поправок в силу.
Новые положения стимулируют к установке ИПУ
Наряду с многочисленными поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг, которые дают возможность исполнителю наказывать рублем недобросовестных потребителей, был принципиально изменен принцип перерасчета платы при временном отсутствии потребителя в помещении. Кстати, процедура проведения перерасчета осталась фактически неизменной.
Итак, если ранее перерасчет проводился для всех потребителей, временно отсутствующих в помещении, не оборудованном ИПУ, то теперь перерасчет осуществляется для потребителей, отсутствовавших в помещении, не оборудованном ИПУ в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в предусмотренном порядке (п. 86 Правил предоставления коммунальных услуг). Именно поэтому к заявлению потребителя о проведении перерасчета следует прилагать не только документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, но и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки ИПУ (п. 92 названных правил).
При отсутствии ИПУ и неподтверждении отсутствия технической возможности его установки, а также в случае неисправности ИПУ в жилом помещении (при неустранении потребителем такой неисправности в 30‑дневный срок) перерасчет не производится. Исключение – случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами (например, выселение граждан из дома в связи с аварийной ситуацией).
Приведенные положения правил фактически стимулируют собственников помещений в МКД к установке ИПУ, если соответствующая техническая возможность имеется. Ведь в противном случае при расчете платы будет применен повышающий коэффициент, а рассчитывать на уменьшение размера платежа можно только при изменении количества потребителей (снятии с регистрационного учета по месту проживания или временного пребывания).
Действие нового порядка во времени.
До 01.01.2017 действовало правило о том, что временное отсутствие в помещении является основанием для перерасчета платы само по себе независимо от причины неустановки в помещении ИПУ. После вступления в силу нового правила возникает вопрос: как применять его во времени? Обязан ли исполнитель провести перерасчет платы за 2016 год, если заявление подано в 2017 году? Следует ли уменьшать размер платы, если период временного отсутствия в помещении начался в 2016 году, а закончился в 2017 году (при наличии технической возможности установки ИПУ)?
Ответы на все эти вопросы можно найти в ст. 6 ЖК РФ. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ, являются актом жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 6 ЖК РФ). В пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14 разъяснено: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Действительно, правоотношение между потребителем и исполнителем возникло в момент начала предоставления коммунальных услуг. Поскольку оно является длящимся, положения новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг применяются только к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2017.
Иначе говоря, потребитель вправе претендовать на перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении, не оборудованном ИПУ (в том числе даже при наличии технической возможности его монтажа), до 31.12.2016 включительно. Перерасчет за период временного отсутствия с 01.01.2017 возможен, только если подтверждено отсутствие технической возможности установки ИПУ.
Таким образом, отмена перерасчета платы за коммунальные услуги при наличии технической возможности установки ИПУ не является причиной отказа в перерасчете платы за период до 31.12.2016, в том числе при подаче соответствующего заявления после 01.01.2017.
О пресекательном 30‑дневном сроке.
Согласно п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 указано: пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.
Обратим внимание, что 30‑дневный срок является пресекательным, поскольку определяет период существования права потребителя на перерасчет платы. Не так давно гражданин подал в КС РФ заявление о признании п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг в части установления срока не соответствующим федеральному законодательству о сроке исковой давности. Определением от 28.03.2017 № 587‑О в рассмотрении жалобы было отказано, поскольку оспариваемое положение было принято в пределах компетенции Правительства РФ и направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.
При получении заявления позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия без указания причин нарушения данного срока исполнителю целесообразно запросить информацию о таких причинах и самостоятельно оценить их уважительность. Дело в том, что, если спор перейдет в стадию судебного разбирательства, потребитель может заявить о данных причинах и суд будет принимать их во внимание на основании разъяснений Пленума ВС РФ.
Примеры судебных решений, в которых пропуск 30‑дневного срока стал единственной либо одной из нескольких причин отказа в удовлетворении требований потребителя о проведении перерасчета, следующие: апелляционные определения Самарского областного суда от 31.05.2017 по делу № 33‑6337/2017, Московского городского суда от 22.12.2016 по делу № 33‑51391/2016, от 24.11.2014 по делу № 33‑46838, Свердловского областного суда от 26.08.2016 по делу № 33‑14921/2016, Пермского краевого суда от 06.06.2016 по делу № 33‑6106/2016, Алтайского краевого суда от 26.05.2015 по делу № 33‑4699/2015.
Судебные акты по требованиям потребителя произвести перерасчет содержат такую ремарку: «Доводы потребителя не содержат ссылок на обстоятельства, указывающие на пропуск срока по уважительным причинам», что и является причиной отказа в проведении перерасчета (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.02.2014 по делу № 33‑2261/2014).
Об исчислении срока в переходный период.
Рассмотрим конкретную ситуацию, в которой требуется определить начало течения 30‑дневного пресекательного срока. В помещении нет ИПУ, отсутствие технической возможности его установки актом обследования, составленным в законном порядке, не подтверждено. Отсутствие всех проживающих в помещении лиц в результате действия непреодолимой силы также не задокументировано. Потребитель отсутствовал в жилом помещении с сентября 2016 года и продолжал отсутствовать на момент подачи заявления о перерасчете платы в марте 2017 года. В заявлении о перерасчете указан период временного отсутствия, за который потребитель и требует перерасчета, – с даты отъезда из жилого помещения по 31.12.2016.
Возникает вопрос: какую дату считать датой окончания периода временного отсутствия, начиная с которой течет 30‑дневный срок для подачи заявления?
Если считать датой окончания периода временного отсутствия 31.12.2016, заявление, датированное мартом 2017 года, указывает на нарушение срока и без уважительных причин такого нарушения не дает права требовать проведения перерасчета.
Если считать, что период временного отсутствия еще не закончился, подача заявления в любой момент до фактического возвращения потребителя в место проживания (и в течение 30 дней после этого) законно дает право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги.
Второй вариант более выгоден потребителю и основан на буквальном толковании п. 92 Правил предоставления коммунальных услуг.
Первый вариант более выгоден исполнителю, и доводы в его пользу заслуживают внимания. Так, начиная с 2017 года просто временного отсутствия потребителя в помещении (указывает на непотребление коммунальных услуг) для проведения перерасчета платы недостаточно. Вторым равноценным обстоятельством является отсутствие технической возможности установки ИПУ (указывает на добросовестность потребителя, потребителям, не установившим ИПУ при наличии соответствующей технической возможности, придется оплачивать коммунальные услуги в полном объеме независимо от фактического пользования ими, а также повышающий коэффициент). Наличие или отсутствие технической возможности монтажа счетчика устанавливается на определенный момент. В рамках капитального ремонта или реконструкции МКД могут быть проведены работы, которые изменят состояние инженерных сетей или иных элементов общего имущества и, к примеру, обеспечат наличие технической возможности установки ИПУ, ранее отсутствовавшей. После того, как будет установлено наличие технической возможности монтажа ИПУ, сам факт физического отсутствия потребителя в помещении МКД перестает быть интересен исполнителю и не является основанием для применения положений разд. VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Соответственно, потребителю уже нет даже смысла подтверждать свое временное отсутствие в помещении. Поэтому представляется, что под периодом временного отсутствия для целей применения правил о перерасчете следует понимать только тот период, который дает право на перерасчет. В рассматриваемой ситуации период, когда потребитель имел право на перерасчет, закончился 31.12.2016, потому и заявление следовало подать не позднее 30.01.2017.
Однако мы не беремся прогнозировать исход судебного разбирательства, особенно учитывая то, что суды преимущественно встают на сторону потребителей.
Отмена с 2017 года перерасчета платы при временном отсутствии в жилом помещении потребителя, притом что отсутствие ИПУ не обусловлено отсутствием технической возможности его установки, не означает, что потребитель не вправе рассчитывать на перерасчет платы за период временного отсутствия в помещении до 2017 года, не имея акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности монтажа счетчика. Однако обратиться за перерасчетом следовало не позднее 30 дней с даты окончания периода временного отсутствия.
Перерасчет коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов – в 2022 году
20 сентября 2018
Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
Для расчета платы за коммунальные услуги действует порядок, установленный Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 “О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов” (далее – Правила № 354).
В соответствии с Правилами № 354 перерасчет платы за коммунальные услуги предусмотрен в двух случаях:
В соответствии с Жилищного Кодекса Российской Федерации (ч. 11 ст. 155) и п. 86 Правил № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений.
Обращаем внимание, что перерасчет размера платы не предусмотрен для жилых помещений, необорудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при котором отсутствие технической возможности его установки не подтверждено.
Также, перерасчёт размера платы не предусмотрен в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении при которой потребителем не исполняются обязанности по устранению возникшей неисправности.
В случае выхода прибора учета из строя, потребитель обязан незамедлительно известить о неисправности прибора учета исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности).
В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель должен быть извещен о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Исключением для проведения перерасчета платы для жилых помещений, необорудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета при отсутствии подтверждения технической возможности его установки и (или) неисполнения потребителем обязанности по устранению неисправности прибора учета является случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденный соответствующими документами.
Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (в том числе и в случае если жилое помещение оборудовано индивидуальными приборами учета).
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
При применении двухставочных тарифов перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится только в отношении переменной составляющей платы, которая определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании тарифов исходя из объемов потребления коммунальных ресурсов.
Постоянная составляющая платы, приходящаяся на занимаемое потребителем жилое помещение, не подлежат перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги будут являться подтверждающие документы.
В соответствии с п. 93 Правил № 354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:
а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;
б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);
г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;
е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;
и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;
к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Подтверждающие документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии), иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.
Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.
Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.
В соответствии с п. 95 правил № 354 исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.
В случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 Правил № 354( в соответствии с п. 96 правил № 354).
Согласно п. 97 Правил № 354 результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:
а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия – в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.
Регистрация по месту жительства в 2022 году: как оформить, какие документы нужны
Регистрация по месту жительства – это обязательный шаг, что должен сделать каждый гражданин, у которого не определено жительство. Но возникает путаница между понятиями жительства и нахождения, поскольку это не всегда одно и то же место.
- Регистрация по месту жительства или по месту пребывания?
- Нужно ли согласие других жильцов на вашу постоянную прописку
- Какие нужны документы для регистрации по месту жительства
- Куда подавать заявление на регистрацию
- Оформить регистрацию для ребенка
- Оформить регистрацию студенту и военнослужащему
- Оформить один пакет документов при смене места жительства в центрах госуслуг
- В каких домах зарегистрироваться невозможно
- Комментарии
Регистрация по месту жительства – это обязательный шаг, что должен сделать каждый гражданин, у которого не определено жительство. Но возникает путаница между понятиями жительства и нахождения, поскольку это не всегда одно и то же место. Местомжительства, логично, называют территорию (дом, квартиру, комнату в коммуналке), где человек живет на постоянной основе или проводит там основную долю своего времени. Причем жилье может быть в собственности человека, оформляющего жительство, или он его снимает по договору найма. Важно, чтобы основание для проживания человека было официальным. Если есть законное право, можно оформлять постоянную прописку. Как и где это сделать, а также, в какие сроки следует обратиться в уполномоченные органы, поговорим дальше.
Регистрация по месту жительства или по месту пребывания?
Регистрация гражданина по месту жительства должна проходить по определенным правилам. Место жительства – постоянный дом, где вы можете находиться в качестве собственника. Также право на постояннуюрегистрацию дает договор найма или поднайма. А вот место пребывания – территория, где вы находитесь временно. Причем основания для пребывания в рассматриваемом жилье могут быть такими же, как и при постоянной регистрации.
Оба формата регистрации на жительство важны и ими нужно своевременно заниматься. Для получения постояннойрегистрации на жительство, в течение семи дней обратитесь в ГУВМ МВД. А вот временная прописка требует засвидетельствования, если планируете пребывать на этом месте более 90 суток.
Сама процедура не длительная – уже через 3 или 8 дней получите новые документы о регистрации на жительство. Точные сроки зависят от способа, каким подавались бумаги на место регистрации.
Нужно ли согласие других жильцов на вашу постоянную прописку
Постоянная прописка довольно сложная процедура, особенно если у человека нет собственного жилья, но ему нужно получить свидетельство о регистрации по местужительства. Она связана с множеством нюансов. Например, нужно ли разрешение? Ответ на рассматриваемый вопрос зависит от того, кто является владельцем жилья, где вы планируете прописаться.
Если место находится в собственности человека, ему не нужно разрешение, чтобы получить прописку. То же правило распространяется на собственников доли в доме. А вот если гражданин не имеет никакого права на недвижимость, чтобы получить в нем постоянную прописку нужно разрешение от собственников.
Рассматриваемое согласие должно быть выражено лично – на приеме в регистрирующем органе. Помимо личного присутствия, лица должны выразить свое согласие в письменной форме. В ситуации, когда лично присутствовать не получается, достаточно согласия заверенного нотариусом. Это не помешает в получении свидетельства.
Постоянная прописка гражданина рф может быть получена и в жилье государственной или муниципальной собственности. Тогда регистрируемый гражданин должен заключить договор найма или социального найма на место, где планирует жить. Также регистрация может проходить на основании безвозмездного пользования. Если у вас есть один из рассматриваемых договоров, не придется запрашивать разрешения от владельцев.
Есть ситуации, когда зарегистрировать жительство можно и не фигурируя в договоре найма:
-
Регистрируют ребенка нанимателей, которому меньше 14 лет и ему нужна прописка;
Прописка нужна другому члену семьи нанимателя, против регистрации которого не возражают другие участники договора.
Как и в предыдущем случае, члены семьи нанимателя должны выразить свое согласие на жительство другого человека лично в их доме, на приеме в регистрирующем органе. Подобная госуслуга предлагается после написания соответствующего заявления. Также согласие сработает, если его заверить у нотариуса. Тогда личное посещение не обязательно.
Какие нужны документы для регистрации по месту жительства
Следует собрать документы для регистрации по месту жительства. С взрослого гражданина потребуются следующие бумаги:
- Удостоверение личности. Паспорт РФ, например.
- Заявление, на основании которого будет проходить регистрация. Используется форма №6. Заполнить заявление о регистрации по месту жительства нужно уже в кабинете специалиста, который ведет ваше дело.
- Бумаги-основания для получения прописки. Подойдут свидетельства подтверждающее, что вы собственник дома (совладелец) или получили жилье на законных основаниях. Например, заключен договор найма и т.п.
- Если выступаете опекуном или попечителем, нужен акт из специализированных органов об установлении статуса.
Если параллельно проводите регистрацию на жительство детей, возрастом до 14 лет, помимо заявления регистрирующий орган запросит свидетельство рождения малыша и бумаги, подтверждающие статус представителя. Если вы не родитель крохи, может потребоваться акт о назначении опеки или попечительства.
Когда речь о собственнике или нанимателе, которые по каким-то причинам не указаны в договоре, нужно принести подтверждение личности и бумаги, подтверждающие право на жилье.
Куда подавать заявление на регистрацию
Чтобы получить постоянную прописку, нужно обратиться в правильный орган. Существует несколько путей для получения свидетельства:
- Виртуально. Регистрация по местужительства через Госуслуги. Это официальный портал, позволяющий отправить заявление онлайн.
- Личным посещением центра «Мои документы». Ориентируйтесь на район, где находится жилье.
- Личным посещением управляющей компании. Только если она может оказывать такие услуги. Уточните рассматриваемый момент.
- Регистрация по местужительства в мфц. В МФЦ могут регистрироваться люди, проживающие в Троицком и Новомосковском округе. Подать заявление можно виртуально, используя платформу mos.ru. А забирать бумаги уже в местном МФЦ.
Учтите, что при личном посещении, заявителю требуется два раза прийти в кабинет специалиста, регистрируя постоянныйдокумент. Изначально документы подаются, а потом придется их забрать. При первом посещении с собой нужно взять владельцев квартиры (если сами не являетесь собственником). За документами можно уже идти самостоятельно.
Онлайн подача практичнее, поскольку можно идти в соответствующий орган всего раз – чтобы получить постоянный вариант прописки. А госуслуга оказывается на том же уровне. Приглашение посетить регистрирующий орган придет уже через три дня. В день посещения вам поставят печать о регистрации в документы. Но посетить орган нужно не самостоятельно, а с владельцами жилплощади.
С собой важно захватить образцы документов, о которых говорилось выше. Учтите, что если постоянный дом находится в гос. собственности или муниципальное, заключить дополнительный договор найма и оформить жительство будет проще.
Оформить регистрацию для ребенка
Справка о регистрации по месту жительства ребенка выдается ему, ориентируясь на место регистрации его родителя. Это правило действует для деток, которым нет 14 лет. Регистрация проходит автоматически, без согласия фактических собственников жилья. В момент регистрации владельцы жилья даже не обязаны присутствовать для подписания образца бумаги.
Ребенка пропишут там, где находится постоянный дом его родителя, усыновителя или опекуна. Нужно подать заявление, запрашивая регистрацию крохи. Но если второй родитель живет по другому адресу, нужно его разрешение, чтобы прописать ребенка. Вместо отметки о регистрации в документах, выдается специальная справка. Для детей, которые старше 14 лет, процедура такая же, как и для взрослых, но справка для них не нужна. Просто ставится отметка.
Оформить регистрацию студенту и военнослужащему
Военный в месте жительства регистрируется на тех же основаниях, что и обычного гражданина, когда он покупает постоянный дом. Правда это не касается военных призывников, солдат, матросов, а также военнослужащих со званием старшина или сержант. Если речь о месте пребывания, тогда регистрация будет необходима только при длительной командировке (более трех месяцев). Иначе справку не дадут.
Если военный получил жилье по месту своей службы, ему нужно зарегистрироваться в местном органе. Это же делают студенты очной формы, получившие место в общежитии. Обычно регистрацией занимается специалист, который работает в учебном заведении. Обратиться к нему нужно в пределах трех дней с момента получения жилья.
Оформить один пакет документов при смене места жительства в центрах госуслуг
Образец регистрации по местужительства можно получить в месте прохождения рассматриваемой процедуры. Например, Москва позволяет зарегистрировать в отделениях «Мои документы». Там же можно получить полный набор необходимых документов и справок, чтобы использовать все преимущества, что дает постоянный дом и прописка в нем.
Отметка в бумаги учета для военнообязанных;
Субсидии и расчеты по ЖКУ;
Документы на социальную поддержку на коммунальные услуги;
Документы на получение и доставку пенсии;
Бумаги о льготах на недвижимость, землю и т.п.
Чтобы получить рассматриваемые услуги и некоторые справки, для начала необходимо оформить паспорт, где уже есть отметка с регистрацией. Без этого, ни одна госуслуга не сможет быть оформлена.
В каких домах зарегистрироваться невозможно
Постоянная прописка в Москве может быть недоступной в некоторых жилых домах. Например, если это место, которое находится в аварийном состоянии, потому в ближайшем времени будут подлежать сносу. Но просто аварийного состояния здания недостаточно. Регистрация будет невозможной, как только выйдет указ правительства столицы РФ о том, что здание снесут. Причем дата самого сноса не имеет значения. Будет невозможна даже регистрация временного характера, не говоря уже о постоянной справке.
Получить юридическую помощь по вопросам регистрации по месту жительства можно на нашем сайте.