Чудо на Гудзоне — история уникальной посадки пассажирского самолета на воду

Чудо на Гудзоне — история уникальной посадки пассажирского самолета на воду

Известия об авиакатастрофах будоражат общественность, но ведь случаи, когда пилоты профессионалы спасают пассажиров, тоже достаточно нередки. Одна из таких историй получила название «Чудо на Гудзоне». Посадка самолета на воду чуть ли не в центре Нью-Йорка вошла в историю, потому что пилоты действительно сотворили практически невозможное. Позже на основе этих событий был снят фильм при участии Клинта Иствуда в качестве режиссера и актера Тома Хэнкса.

Сразу хочется отметить, что приводнение считается одной из самых опасных аварийных посадок. Если можно выбирать между приземлением «на брюхо» на взлетной полосе и посадкой на воду, пилот должен выбрать землю. Но случаи успешных приводнений в истории есть, к примеру, посадка на поверхность реки Невы в 1963 году, успешно выполненная советскими летчиками. И все же успех в этом случае маловероятен.

В тот день, 15 января 2009 года, ничего не предвещало беды. Самолет Аэробус 320 должен был совершить рядовой рейс из Нью-Йорка в Сиэтл. На борту воздушного судна находилось 150 пассажиров и персонал. Командиром экипажа был опытный пилот Чесли Салленберг.

Рейс поднялся в небо в 15:24, и непредвиденное ЧП произошло почти сразу. То, что птицы опасны для воздушных судов, знают все, и в аэропортах существуют системы отпугивания пернатых. Но тут возникло непредвиденное обстоятельство, на пути самолета попались не просто птицы, а стая перелетных гусей.

Гусей было много, и они попали сразу в оба двигателя. Отказ обоих двигателей самолета – это редкая, и достаточно катастрофическая ситуация. Пассажиры слышали удары о борт, потом увидели пламя в иллюминаторах. Пилоты сначала известили о внештатной посадке и просили посадки в ближайших аэропортах, а потом просто пропали со связи.

Тогда-то Чесли Салленберг и принял судьбоносное решение – посадить самолет на воды Гудзона. В какой-то момент самолет едва не врезался в мост Джорджа Вашингтона, но решительные маневры помогли этого избежать. Стоит ли говорить о том, что испытывали прохожие, увидев, как огромный самолет снижается, а затем погружается в воду. Даже у тех, кто был на земле, возникла паника. Но паники в салоне каким-то чудом удалось избежать, потому что за те несколько минут, в которые самолет держался на поверхности воды, все пассажиры успели выйти на крылья, и их эвакуировали. Сам командир покинул самолет последним.

В январе температура воды в реке Гудзон была минусовой. Некоторые пассажиры получили обморожения, даже, несмотря на то, что в воду прыгать им не пришлось. Были раненые, но жертв удалось избежать. В истории авиации такие удачные приводнения можно пересчитать по пальцам. Поэтому посадку на Гудзоне окрестили «чудом».

Но пилоту аплодировали далеко не все. После уникальной посадки Чесли Салленберга и его коллегу – второго пилота Джефри Скайлза ждали новые испытания. Им было предъявлено обвинение в профессиональном преступлении. По мнению экспертов, они не должны были рисковать жизнью пассажиров на воде, а должны были дотянуть до ближайшего аэропорта.

Расследование длилось долго, для обвинения использовались симуляторы. Программа показывала, что долететь до ближайшей взлетной полосы было вполне возможно. Никто не хотел принимать доводы пилотов о том, что время на принятие решения для них ограничивалось несколькими секундами. Если бы самолет рухнул на кварталы Нью-Йорка, последствия были бы просто катастрофическими.

Пилотов оправдали лишь тогда, когда при испытаниях на симуляторе, ни один из подопытных летчиков не смог посадить самолет в ближайшем аэропорту. Только после этого пилоты, посадившие самолет на воды Гудзона, вошли в историю как герои. Это говорит о том, что профессия командира воздушных судов предполагает огромную ответственность – и перед пассажирами, и перед правительством страны. И что профессионалов в мире авиации достаточно для того, чтобы считать самолеты самым безопасным видом транспорта.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

«Приготовьтесь к удару!» Подлинная история «Чуда на Гудзоне»

Самый крайний случай

Современная гражданская авиация является одним из самых безопасных видов транспорта. Многократное дублирование различных систем позволяет свести опасность катастрофы до минимума.

И всё-таки избежать чрезвычайных ситуаций совсем невозможно. Одной из самых опасных из них считается вынужденная посадка на воду.

Авиаэксперты убеждены — если есть хоть один шанс этого избежать, им надо воспользоваться. Потому что даже посадка лайнера «на брюхо» в аэропорту оставляет куда больше шансов на выживание пассажиров и членов экипажа, чем приводнение.

Мировая авиация знает всего чуть более десятка управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду. Большинство из них не обходились без жертв на борту.

21 августа 1963 года экипаж советского авиалайнера Ту-124, летевшего из Таллина в Москву, совершил вынужденную посадку в Ленинграде, прямо на поверхность Невы. Командир лайнера Виктор Мостовой сумел сделать невероятное — уйдя от столкновения с многочисленными мостами, он приводнил самолёт так, что уцелели все пассажиры и члены экипажа.

Без малого 46 лет спустя на месте Мостового оказался американский пилот Чесли Салленбергер.

«Лётчик высшего класса»

В год, когда Виктор Мостовой совершил «чудо на Неве», 12-летний сын стоматолога из Техаса Чесли Салленбергер стал членом общества людей с высоким IQ Менса.

Увлечение авиацией пришло позже, в 16 лет. Чесли поступил в частный аэроклуб, где понял, что профессия лётчика — это то, чем он хочет заниматься всю жизнь.

В 1969 году Военно-воздушная академия США пополнилась 18-летним курсантом Салленбергером, который собрал все возможные награды и поощрения, закончив учёбу с квалификацией «top flyer» («лётчик высшего класса»).

После семи лет военной службы он перешёл в гражданскую авиацию. Специалиста с военным опытом и высоким IQ привлекли к расследованию авиакатастроф.

Гораздо позже лётчик основал компанию Safety Reliability Methods, которая даёт консультации по технике безопасности на авиатранспорте.

Читайте также:
Банки Австрии, рейтинговый список лучших в 2022 году

Но основным делом для Чесли Салленбергера оставались полёты. Три десятка лет он пилотировал гражданские суда авиакомпании US Airways, благополучно доставляя пассажиров к месту назначения.

Особо опасные гуси

15 января 2009 года должно было стать для опытнейшего пилота обычным рабочим днём.

Ему предстояло выполнить рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк – Шарлотт – Сиэтл. Вылет из Нью-Йорка был назначен на 15:20 по местному времени.

Полёт выполнялся на Airbus A320. Самолёт не вызывал опасений — он был выпущен в 1999 году, регулярно проходил плановое обслуживание и не вызывал нареканий.

Вторым пилотом у Салленбергера в этот день был 49-летний Джеффри Скайлз. За его плечами было 23 года работы в US Airways, но на А320 лётчику предстояло лететь во второй раз в жизни.

Всего на борт самолёта поднялись 150 пассажиров. Кроме двух пилотов, в экипаж входили три стюардессы.

В 15:24 лайнер вылетел из аэропорта Нью-Йорка. И почти сразу случилось ЧП.

Как правило, во всех аэропортах существуют системы отпугивания птиц. Это необходимо для предотвращения столкновения пернатых с самолётами, что представляет серьёзную опасность для полётов.

Но в этот день на пути Airbus A320 оказалась не одна шальная птичка, а целая стая гусей. Встреча произошла всего через 90 секунд после взлёта. Уклониться от них самолёт не мог, и через мгновение раздались глухие удары, которые слышали и пассажиры в салоне.

Для современных лайнеров выход из строя одного двигателя не является фатальным — самолёт может долететь до пункта назначения и на одном.

Но в этот день гуси попали в оба двигателя, которые вышли из строя. Пассажиры услышали громкий хлопок и почувствовали запах дыма, некоторым через стёкла иллюминаторов был виден огонь.

«Мы садимся на воду»

Салленбергер доложил на землю: на борту аварийная ситуация, выведены из строя оба двигателя, нужна экстренная посадка.

Ситуация была почти безнадёжной: тяга двигателей стремительно уменьшалась, запаса высоты не было, поскольку А320 успел подняться только на 975 метров, а внизу простирался мегаполис.

Наземные диспетчеры отмечали, что командир лайнера сохранял абсолютное спокойствие. Первоначально он объявил, что вернётся в аэропорт Нью-Йорка, затем сказал, что совершит посадку в ближайшем аэропорту Тетерборо. После этого связь прервалась.

Пилоты поняли, что до аэропорта не доберутся — в воздухе им оставалось находиться считанные секунды. Развернув лайнер на юг, они повели А320 над рекой Гудзон. Перед ними вырос мост Джорджа Вашингтона, но, как когда-то пилотам Ту-124 удалось избежать столкновения с ленинградскими мостами, так и американцам удалось миновать одну из нью-йоркских достопримечательностей.

Выбора не было — Чесли Салленбергер принял решение сажать самолёт на воду. Растерянные и толком не понимающие, что происходит, пассажиры услышали по громкой связи голос командира: «Приготовьтесь к удару! Мы садимся на воду».

Командир уходит последним

Те, кто находился на ближайших улицах, испытали не меньший шок — снижающийся самолёт заставил вспомнить о терактах 11 сентября.

Airbus A320 коснулся поверхности воды, подняв тучу брызг, которые скрыли его на несколько секунд. Со стороны показалось, что самолёт разрушился или ушёл на дно, но затем все увидели, что лайнер остаётся на поверхности.

Экипаж сумел предотвратить катастрофу, но это ещё не было спасением — самолёт не мог долго держаться на воде. На борту были спасательные жилеты, но прыгать в воду было нельзя — на дворе стоял январь, и купание в Гудзоне грозило людям повторением судьбы пассажиров «Титаника», многие из которых не утонули, а умерли от переохлаждения в ледяной воде.

А320 постепенно погружался, и его пассажиры выбирались на плоскости крыльев и крышу. В это время полицейские, береговая охрана, спасатели и просто неравнодушные люди, располагавшие плавсредствами, устремились к самолёту, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.

Эвакуацию удалось провести оперативно. Чесли Салленбергер, как и положено командиру судна, покидал его последним, обойдя салон и убедившись, что на борту никого не осталось.

В результате ЧП пострадали 83 человека, большинство из которых получили лёгкие обморожения, и лишь пятеро были тяжело ранены при посадке.

Такой исход данной ситуации с полным основанием позволил назвать её «чудом на Гудзоне».

Хэнкс в роли героя, герой в роли Хэнкса

Самолёт отбуксировали к причалу около Всемирного финансового центра, где и извлекли из воды.

А320 больше не поднялся в небо. Он был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (в этот город лайнер должен был прилететь во время своего рокового рейса). Теперь самолёт является одним из самых популярных экспонатов.

А Чесли Салленбергер превратился в настоящего «героя нации», участника многочисленных ток-шоу. Правда, находились и те, кто считал, что самолёт можно было посадить и иным способом, а лётчик подверг людей неоправданному риску.

Однако расследование пришло к выводу: действия пилота были единственно верными.

Семь лет спустя на мировые экраны вышел филь «Чудо на Гудзоне», в котором главную роль сыграл Том Хэнкс.

65-летний Чесли Салленбергер ответил на это весьма неожиданно — в телевизионном шоу Джимми Киммела пилот сыграл… Тома Хэнкса. Вернее, он сделал пародии на все знаменитые роли актёра от Форреста Гампа до астронавта Джеймса Ловелла из «Аполлона-13».

Том Хэнкс, также участвовавший в шоу, просмотрев пародии, заметил: «Чесли Салленбергер, я так тебя уважал. Теперь у нас обоих есть тёмные пятна в карьере».

Реальный случай, легший в основу фильма «Чудо на Гудзоне» (44 фото)

Недавно в прокат вышел новый фильм «Чудо на Гудзоне», главную роль в котором сыграл Том Хэнкс. Фильм очень понравился зрителям, а критики осыпали его положительными оценками. Причина успеха, скорее всего, кроется в том, что кинолента основана на реальных событиях. В ней рассказана история пассажирского самолета, который 15 января 2009 года совершил аварийную посадку прямо на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Благодаря профессионализму летчиков были спасены жизни 155 человек. Далее вас ждет рассказ о том, как удалось совершить эту опасную посадку.

Читайте также:
Онлайн табло Аэропорт г. Барнаул имени Г.С. Титова Как С Добром Добраться!

Рейс AWE 1549 (позывной – Cactus 1549) совершал авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways, следующий по маршруту Нью-Йорк-Северная Каролина-Сиэтл. На его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа.

Самолет был выпущен в 1999 году (первый полет совершил 15 июня 1999 года). На день инцидента совершил 16299 циклов “взлет-посадка” и налетал 25241 час.

Самолетом управлял очень опытный экипаж.

Командиром воздушного судна был 57-летний Чесли Б. “Салли” Салленбергер. Бывший военный летчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года.

После выхода в отставку он продолжил летную службу в качестве пилота в гражданских авиакомпаниях. Чесли Б. Салленбергер являлся экспертом в области безопасности полетов и имел сертификат на пилотирование планеров. Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320.

Вторым пилотом был 49-летний Джеффри Б. Скайлз. Проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа.

Но на Airbus A320 это был только второй его полет.

В салоне самолета работали три стюардессы: Шейла Дайл, Дорин Уэлш, Донна, у всех стаж работы более 30 лет.

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 по местному времени. Через 90 секнуд после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей.

Пассажиры позже вспоминали, что почувствовали сильный удар, некоторые увидели, что что-то серое промелькнуло рядом с самолетом и врезалось в двигатель. Другие заметили огонь.

Самолет успел набрать высоту 3200 футов (975 метров). КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя.

Для рейса 1549 освобождают посадочную полосу в аэропорту Ла-Гуардиа, который находится в 11 километрах. Но пилоты понимают, что не дотянут до аэропорта. Можно попробовать сесть в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси, но до него тоже почти 10 километров.

Вынужденные посадки на воду обычно заканчиваются катастрофой. В 1996 году Боинг-767 компании “Эфиопские авиалинии” перевернулся во время приводнения в Индийском океане после неудачной попытки аварийной посадки.

125 человек из 175, находившихся на борту, погибли.

Жители Нью-Йорка сообщают, что видят самолет, низко летящий над городом. Командиру корабля некогда информировать пассажиров. Но они понимают, что самолет падает.

Приводнение – последний шанс рейса 1549. Но на пути самолета возникает преграда высотой 180 метров – мост Джорджа Вашингтона.

Самолет подлетает к мосту с востока на высоте всего 450 метров. Он пролетает в каких-то 100 метрах над ним. После этого командир экипажа делает разворот и начинает выравнивать самолет над Гудзоном.

На высоте 150 метров командир экипажа делает сообщение: “Говорит командир корабля. Приготовьтесь к удару”.

Удар был очень сильным. Самолет как будто подскочил, затем замедлил ход и заскрежетал. Но пассажиры радовались тому, что им удалось избежать смерти. Никто еще не подозревал, что в результате удара в хвосте самолета образовалась трещина.

Аэробусы оборудованы системой, которая в случае приводнения перекрывает все отверстия, чтобы самолет не набирал воду. Для активирования системы один из пилотов должен нажать на кнопку у себя над головой. Однако ни один из пилотов рейса 1549 этого сделать не успел.

Трещина в хвостовой части увеличивается. Салоны быстро заполняются водой. Еще никто не знает, что всего через 24 минуты он окажется под водой. Все оставшиеся в самолете люди могут утонуть в ледяных водах Гудзона.

Спустя минуту после приводнения информацию о происшествии передают капитанам паромов, курсирующих по Гудзону. Паром Винсента Ломбарди “Томас Джефферсон” ближе остальных к тонущему авиалайнеру.

На то, чтобы добраться до самолета, парому потребуется 4 минуты. Не все пассажиры смогут продержаться так долго: температура воды – всего 2 градуса выше нуля.

Несколько пассажиров самолета оказываются прямо в холодной воде. В хвосте самолета критическая ситуация. Вода стремительно прибывает. Оба аварийных выхода уже под водой, открывать двери нельзя.

Через 3 минуты и 40 секунд после приводнения к самолету приходит первый паром. Пассажиры парома помогают подвести судно как можно ближе к одному из крыльев самолета, который постоянно сносит сильным течением.

Когда подходит второй паром, возникает еще одна проблема. Паромы не предназначены для участия в спасательных операциях, их палубы возвышаются над водой более чем на 2 метра. Пассажиры не могут сами на них взобраться, экипажи паромов спускают за борт сети и веревочные лестницы.

Когда к месту приводнения прибывают полицейские водолазы, спасательная операция идет полным ходом.

7 кораблей, включая корабль береговой охраны США, поднимают на борт людей с крыльев самолета и со спасательных плотов. Однако многие пассажиры все еще находятся в ледяной воде.

Аквалангисты продолжают поиски пострадавших. С момента начала операции по спасению пассажиров рейса 1549 проходит 12 минут. У спасателей очень мало времени на то, чтобы поднять всех из воды. Самолет тонет. А в нем все еще могут находиться люди.

В 15 часов 55 минут, спустя 25 минут после аварийного приводнения половина самолета уже под водой. К парому “Афина” подтягивают плот, на котором находится Чесли Салленбергер. Командир экипажа аэробуса последним поднялся на борт парома и сообщил, что выбрались все.

Пассажиров, все еще находящихся в состоянии шока, доставляют в порт.

78 человек получили медицинскую помощь в результате незначительных травм и переохлаждения.

В результате посадки, спасательных и буксировочных работ планер самолета получил значительные повреждения.

В правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо.

Левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу.

После эвакуации пассажиров самолет отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра.

Читайте также:
Кладбище Пер-Лашез в Париже - история, описание, кто захоронен

Где и был произведен его подъем.

После окончания расследования самолет приобретен Музеем авиации “Каролинас” в Шарлотт, Северная Каролина.

Сначала самолет стоял без двигателей. Полностью самолет представлен к осени 2012 года.

Расследование авиакатастрофы подтвердило, что оба двигателя остановились после столкновения самолета со стаей птиц. Если бы не высочайший профессионализм командира аэробуса Чесли Салленбергера, судьба пассажиров рейса 1549 могла сложиться совершенно иначе.

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров.

Выжившие получили денежные компенсации и стали героями многочисленных телешоу и интервью.

Также пассажиры и члены экипажа регулярно собираются, чтобы отпраздновать юбилеи своего чудесного спасения.

Позже на бланке, который обычно выдается пассажирам для написания отзывов о полете, один из выживших написал “Нам очень повезло”, выразив коллективное мнение спасенных.

Успешное “приводнение” на Неве рейсового самолёта Ту-124 — Ленинградское чудо в ХХ веке

Многие наслышаны о чудесном “приводнении” пассажирского лайнера на реке Гудзон, которое СМИ назвали не иначе как “Чудо на Гудзоне”. Напомним, 15 января 2009 года авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк — Шарлотт — Сиэтл.

Но всего через 1.5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок, и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке.

По мотивам этого происшествия был даже снят одноимённый фильм. Однако немногие знают, что в советском Ленинграде произошло аналогичное чудесное спасение пассажиров самолёта.

Посадка Ту-124 на Неву — уникальный случай в истории авиации

21 августа 1963 года пассажирский самолёт, летевший из Таллина в Москву, совершил аварийную посадку на Неву. Ту-124 приземлился на воду Невы, неподалёку от Александро-Невской лавры. Это единственный случай в российской авиации, когда при посадке пассажирского самолёта на воду — никто не погиб.

В тот день небольшой пассажирский Ту-124, предназначенный для коротких перелётов, совершал обычный рейс из Таллина в столицу СССР. Сразу после взлёта летчики обнаружили, что переднее шасси полностью не убирается. К тому времени аэропорт Таллина накрыл густой туман и возвращаться туда было небезопасно.

Диспетчер принял решение посадить лайнер в Ленинграде. Долетев до города, судно стало нарезать круги над Северной столицей, вырабатывая топливо. В это время лётчики пытались полностью выпустить шасси, бив по нему шестом через пробитую в фюзеляже дыру, однако их усилия были тщетны.

Неожиданно, на восьмом кругу, когда топливомер показывал остаток топлива 750 литров, которого более чем достаточно, чтобы сесть в Пулково, но остановился левый двигатель. Экипаж запросил срочную посадку, ему разрешили пролететь над центром города по прямой.

Однако через несколько минут, когда воздушное судно пролетало над Адмиралтейством на высоте 500 метров, заглох и правый мотор. Самолёт бесшумно летел по инерции, с каждой секундой скорость и высота падали. Второй пилот, ранее летавший на гидросамолёте, крикнул, что лайнер нужно сажать на Неву.

Проблема заключалась в том, что на реке очень много мостов. Воздушный лайнер, снижаясь, миновал Большеохтинский мост, на высоте 10 метров промчался над ещё строившимся мостом Александра Невского. Рабочие на мосту с перепугу попрыгали в воду. Филигранно втиснувшись между мостами, самолёт плавно “приземлился” на водную гладь Невы, проскользил по волнам и остановился в 100 метрах от Финляндского моста.

При посадке судно получило несколько пробоин и начало потихоньку заполняться водой. К счастью рядом находился буксир, который отбуксировал самолёт к деревянным плотам у берега, по которым все 45 пассажиров и экипаж успешно эвакуировались и были направлены в Москву. По некоторым данным, в тот день на борту среди пассажиров был будущий Патриарх всея Руси Алексий II.

На набережной столпился народ, фотолюбители делали снимки необычного приземления. Вскоре появились люди из КГБ в штатском, которые стали всячески препятствовать съёмке, засвечивая плёнку. Однако несколько уникальных кадров, представленных в статье, все же уцелели. В ходе расследования инцидента было выявлено, что топливомер давал неверные показания из-за того, что пилоты перед взлётом некорректно установили остаток топлива.

Самолет после поднятия из воды решили не восстанавливать и передали в учебный центр как тренажёр. После спасительной посадки экипаж за самовольное приводнение сначала исключили из авиаотряда. Однако после публикации в прессе статей о спасительной посадке и героическом подвиге пилотов, начальство смягчилось. Экипаж все же представили к заслуженной награде.

Кроме того, не стоит забывать, что посадка лайнера с полуубранным шасси даже на подготовленную грунтовую полосу на брюхо в Пулково была авантюрой. Историю чудесного приводнения советского лайнера внесли во все авиационные пособия мира. Командир самолета Виктор Мостовой после восстановления на службе продолжил летать пилотом Аэрофлота, а позднее работал начальником смены во Внуково.

“Чудо на Гудзоне” и “Чудо в Ленинграде” в сравнении по мнению экспертов

Оба случая подходят под описание “реактивный самолет с пассажирами на борту недалеко от центра густонаселенного города вынужден совершить посадку на реку”. Здесь, конечно, важны детали. В нью-йоркском случае причина отказа двигателя была очевидна: самолёт врезался в стаю птиц. Роль экипажа ясна: выполняли полёт по процедуре, столкнулись с нештатной ситуацией, выполнили комплекс процедур для её решения, вышли за пределы этого комплекса с успешным результатом.

В случае с Ту-124 до конца всё-таки непонятно, что случилось. Лётчики выполняли полёт по стандартным инструкциям, столкнулись с нештатной ситуацией — заклинило переднюю опору шасси, потом что-то произошло, и экипаж оказался в самолёте без двигателей над густонаселенным городом.

Что писали СМИ и рассказали очевидцы

В Ленинграде 21 августа 1963 года в результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву. Всего известен 21 случай управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, в 10 из которых при посадке никто не погиб; этот случай — один из семи, обошедшихся без жертв вообще, в остальных трёх случаях были утонувшие уже после эвакуации из самолёта.

Читайте также:
Дешёвые авиабилеты на Новый год: когда, где и как купить
Газета “Петровский курьер” № 39 (209) от 19 октября 1998 г.

В августе 1963 года по Ленинграду поползли слухи об уникальном ЧП. Серебристый пассажирский лайнер, сделав с десяток кругов над городом, неожиданно снизился и сел прямо на Неву. Через некоторое время ленинградцы видели, что самолёт буксируют по воде куда-то к устью Невы.

Думали, что это киносъёмка смешной комедии вроде “Полосатого рейса” или испытание спецтехники. Но впоследствии стали говорить, что самолёт этот — рейсовый, в нём были пассажиры, а за их спасение герой-командир корабля награждён орденом Красной Звезды.

Пассажирский борт “Ту-124” под командой Виктора Яковлевича Мостового, приписанный к таллинскому авиаотряду и шедший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, приближался к Ленинграду. Внезапно экипаж сообщил по радио, что заклинила одна из “ног” шасси и нормальная промежуточная посадка невозможна.

Заслуженный пилот СССР, профессор Академии гражданской авиации Анатолий Иванович Оркин считает, что командира экипажа Мостового и его подчинённых нужно было сурово наказать за разгильдяйство, а не награждать. Скандал вокруг посадки на Неву он ясно помнит.

Первоначально заместитель начальника Ленинградского управления гражданской авиации Владимир Васильевич Сиротин хотел отправить самолёт назад в Таллин — сажайте, мол, там. Но потом, учитывая особенности таллинского аэродрома, решили приземлить его на аварийной грунтовой полосе за городом по отработанной технологии — “на брюхо”.

Подогнали пожарные машины, “скорую помощь”. А чтобы посадка не грозила взрывом, капитану корабля дали команду “выработать топливо”. Самолёт должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми. Затем Мостовому нужно было приземляться.

Тогда ещё разрешали самолётам летать над Ленинградом на высоте не ниже 400 метров (но после этого случая определили границы облета за городской чертой), и серебристая птица, не вызывая особого ажиотажа, долго кружила в небе. Затем вышло следующее. “Борт” панически сообщил, что горючее выработано. полностью, и минимум топлива для захода на посадку отсутствует.

Это значило, что экипаж увлекся, прохлопал расход топлива (либо приборы показывали ошибочные данные) и машина сейчас может рухнуть на дома. К счастью, внизу оказалась Нева. И “Ту-124” сел между Большеохтинским и Финляндским мостами.

Капитан катера, который плыл по Неве, вовремя сориентировался, подпёр одно крыло Ту-124 и начал толкать машину к берегу. Пассажиры и экипаж сошли. Что интересно, Главное управление Гражданского воздушного флота СССР сразу расценило “подвиг” Мостового как разгильдяйство.

И таллинский авиаотряд затем отчислил этого пилота. Но, по странной логике (были спасены иностранцы, поднялся шум). В итоге, командира корабля наградили. Вскоре Мостовой приехал в Ленинград учиться в Академии гражданской авиации. Ситуацию с награждением прояснил бывший работник Ленинградского обкома КПСС, просивший не называть его фамилию:

Во-первых, по свежим следам мы сразу сообщили в ЦК КПСС о подвиге летчика Мостового. Во-вторых, КБ Туполева восторженно отозвалось о высокой плавучести советской реактивной машины, благодаря чему спаслись люди. В-третьих, газеты успели раззвонить о подвиге экипажа. Так что ж, судить или наградить? Дали лётчику орден. Самолёт вывезли на понтонах в устье Финского залива, затем следы его потерялись.

Газета “Петровский курьер” № 41 (211) от 2 ноября 1998 г.

Ретросенсация 35-летней давности, связанная с аварийной посадкой пассажирского самолета на воды Невы, в душах петербуржцев возродила нечто вроде “национальной гордости великороссов”. В редакцию позвонили 140 (!) свидетелей приводнения “Ту-124”, явились моряки, непосредственно спасавшие пассажиров, работники авиаотряда и те специалисты, которые эвакуировали и разбирали крылатую машину. Теперь мы можем нарисовать полную картину происшествия, выделить то, о чём промолчали по цензурным соображениям центральные и ленинградские газеты в 1963 году.

Тогда “Ту-124” был “сырой”, недоработанной машиной, свежеиспечённым детищем туполевского КБ. При попытке сесть в Таллине он потерял шаровой болт (его потом подняли на взлётной полосе), и машину с неисправным шасси отправили в Ленинград — садиться “на брюхо” на грунтовке в “Пулково”. В полёте лётчики пытались “выбить” заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа. Но ничего не помогало.

Руководитель полётов аэропорта “Пулково” Георгий Нарбут в тот день дал экипажу команду действовать по инструкции — выжечь топливо до запаса в одну тонну. Но беда в том, что топливомеры на борту не могли объективно указать, сколько горючего осталось. А посадка в нарушение инструкции с запасом хотя бы в 1200, 1300 килограммов “горючки” грозила летчикам разжалованием.

“Приземляйтесь на аэродром”, — дал команду Нарбут. Но бортмеханик сказал командиру корабля Виктору Мостовому: “Витя, в баках есть резервный запас, моя лишняя тонна”. “Иду ещё на один круг”, — сообщил на землю командир. Но полёт “на авось” чуть не обернулся катастрофой. Один за другим заглохли два двигателя — горючего не стало как раз над “штабом революции” — Смольным. “Садись на воду! ” — крикнул Мостовому второй пилот, бывший гидролётчик.

Командир приказал экипажу идти в салон и “отвлекать разговорами” пассажиров, а сам начал планировать в воздухе, насколько это было возможно на тяжёлой машине. Ошибаться было нельзя. Экипаж пронёсся в четырех метрах над строящимся мостом Александра Невского (с лесов в ужасе посыпались рабочие), увидел контуры Финляндского железнодорожного моста и сжался в страхе: врежемся… Но машина хвостом коснулась Невы, затем шлепнулась брюхом, слегка поднырнула и застыла. в сотне метров от опор моста. Говорят, 27-летний Виктор Мостовой поседел за эти секунды.

Но опасность не ушла. Пропоротый фюзеляж начал набирать воду, а глубина Невы здесь — 13 метров. К счастью, по Неве шел буксирчик постройки 1898 года с командой из четырех человек и смирно тащил сплавной плот. Увидели самолёт. Кто-то задорно крикнул: “Во, второй Чкалов объявился!” Но капитан Юрий Поршин оценил нешуточную ситуацию: он велел сбросить буксирный трос и оставить плот.

Читайте также:
Посольство Латвии в Москве: адрес, виза в Латвийскую Республику

Капитан подвёл буксир к машине и крикнул летчикам: “Как вас зацепить?” Посовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Самолёт подтянули к причалу у завода “Северный пресс”, где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолёта, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. Пассажиры — сорок четыре человека, среди которых двое детей, — начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Они были спокойны.

Сотни прохожих на берегу, рабочие соседних заводов, выбежавшие за проходные, кричали “Ура!” Вышел экипаж. Ему аплодировали. Примчался вертолёт из Пулкова, какой-то строгий начальник велел пилотам садиться вместе с полётными документами. Мостовой, красивый и стройный мужчина, вёл себя подчёркнуто спокойно. Вертолёт улетел. Из экипажа остался юноша-стюард, охранявший багаж. Затем подъехал автобус “ПАЗ” и увёз пассажиров в аэропорт, откуда их отправили в Таллин.

Пришёл пароход с водосливом, начал откачивать воду из самолёта. Но это было бесполезно, вода из пробоин прибывала. И “Ту-124” к утру затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром отправили его на территорию нынешней “Ленэкспо”, к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть.

После комиссии приняли решение: машину списать из-за поломок. От неё отсоединили кабину и отправили в качестве тренажёра в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Красивые мягкие кресла продавали всем желающим по цене бутылки водки. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом.

Виктора Мостового наградили орденом Красной Звезды, его экипаж — медалями. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Поршина наградили Почётной грамотой и часами.

Точную информацию об этом инциденте предоставили: бывший руководитель полётов аэропорта “Пулково” Г. М. Нарбут, командир корабля “Буревестник” А. Л. Демин, старшина 1-й статьи С. Б. Вершлер, бывший капитан буксира Ю. В. Поршин, бывший рабочий войсковой части В. И. Иванов, лётчик В. И. Антипенко, а также десяткам петербуржцев, которые были очевидцами этого ЧП.

Дальнейшая судьба экипажа

Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту “Внуково”, откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году. Последние годы перед кончиной работал рабочим на фабрике. Второй пилот Василий Чеченев вскоре после удачной посадки стал командиром воздушного судна (КВС), а затем и лётчиком-инструктором. Скончался в 2002 году.

35 лет спустя участники тех событий участвовали в телевизионной передаче “Как это было” на российском телевидении, и бывший второй пилот Василий Чеченев обмолвился, что “увлечённость” экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта. Ещё одной причиной, в программе было названо несовершенство датчиков указания топлива.

  • О недавнем необычном ЧП с удачным и “чудесным” окончанием, в частности приземлением самолёта вне аэродрома и без жертв, можно прочитать здесь.

Удачные приводнения самолётов:Чудо на Гудзоне и Посадка Ту-124 на Неву

“Чудо на Гудзоне”

Аварийная посадка A320 на Гудзон — авиапроисшествие, произошедшее 15 января 2009 года. Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк—Шарлотт—Сиэтл, но всего через 1,5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили, 83 человека получили ранения — 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные.

Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей. Airbus A320 французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых. На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с картой аварийных процедур. Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек.

Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа. Командиром воздушного судна был 57-летний Чесли Салленбергер. Бывший военный летчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года. После выхода в отставку он продолжил летную службу в качестве пилота в гражданских авиакомпаниях. Чесли Салленбергер являлся экспертом в области безопасности полетов и имел сертификат на пилотирование планеров. Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320.

Вторым пилотом был 49-летний Джеффри Б. Скайлз. Проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа. Но на Airbus A320 это был только второй его полет.

Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственным возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие».

В салоне самолета работали три стюардессы: Шейла Дайл, Дорин Уэлш и Донна Дент. Каждая из них отдала авиации больше 25 лет.

Читайте также:
Исторические сооружения Иордании

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 по местному времени. Через 90 секунд после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей. Пассажиры позже вспоминали, что почувствовали сильный удар, некоторые увидели, что что-то серое промелькнуло рядом с самолетом и врезалось в двигатель. Другие заметили огонь. Самолет успел набрать высоту 3200 футов (975 метров). КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя.

Для рейса 1549 освобождают посадочную полосу в аэропорту Ла-Гуардиа, который находится в 11 километрах. Но пилоты понимают, что не дотянут до аэропорта. Можно попробовать сесть в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси, но до него тоже почти 10 километров. Жители Нью-Йорка сообщают, что видят самолет, низко летящий над городом. Командиру корабля некогда информировать пассажиров. Но они понимают, что самолет падает.

Приводнение – последний шанс рейса 1549. Но на пути самолета возникает преграда высотой 180 метров – мост Джорджа Вашингтона.

Самолет подлетает к мосту с востока на высоте всего 450 метров. Он пролетает в каких-то 100 метрах над ним. После этого командир экипажа делает разворот и начинает выравнивать самолет над Гудзоном. На высоте 150 метров командир экипажа делает сообщение: “Говорит командир корабля. Приготовьтесь к удару”.

Удар был очень сильным. Самолет как будто подскочил, затем замедлил ход и заскрежетал. Но пассажиры радовались тому, что им удалось избежать смерти. Никто еще не подозревал, что в результате удара в хвосте самолета образовалась трещина. Аэробусы оборудованы системой, которая в случае приводнения перекрывает все отверстия, чтобы самолет не набирал воду. Для активирования системы один из пилотов должен нажать на кнопку у себя над головой. Однако ни один из пилотов рейса 1549 этого сделать не успел. Трещина в хвостовой части увеличивается. Салоны быстро заполняются водой. Еще никто не знает, что всего через 24 минуты он окажется под водой. Все оставшиеся в самолете люди могут утонуть в ледяных водах Гудзона.

Спустя минуту после приводнения информацию о происшествии передают капитанам паромов, курсирующих по Гудзону. Паром Винсента Ломбарди “Томас Джефферсон” ближе остальных к тонущему авиалайнеру.

На то, чтобы добраться до самолета, парому потребуется 4 минуты. Несколько пассажиров самолета оказываются прямо в холодной воде. В хвосте самолета критическая ситуация. Вода стремительно прибывает. Оба аварийных выхода уже под водой, открывать двери нельзя.

Когда подходит второй паром, возникает еще одна проблема: паромы не предназначены для участия в спасательных операциях, их палубы возвышаются над водой более чем на 2 метра. Пассажиры не могут сами на них взобраться, тогда люди с паромов начинают спускать за борт сети и веревочные лестницы.

Вскоре к месту приводнения прибывают водолазы. Спасательная операция идет полным ходом. 7 кораблей, включая корабль береговой охраны США, поднимают на борт людей с крыльев самолета и со спасательных плотов. Однако многие пассажиры все еще находятся в ледяной воде. Водолазы продолжают поиски пострадавших. С момента начала операции по спасению пассажиров рейса 1549 проходит 12 минут. У спасателей очень мало времени на то, чтобы поднять всех из воды. Самолет тонет. А в нем все еще могут находиться люди.

В 15 часов 55 минут, спустя 25 минут после аварийного приводнения половина самолета уже под водой. К парому “Афина” подтягивают плот, на котором находится Чесли Салленбергер. Командир экипажа аэробуса последним поднялся на борт парома и сообщил, что выбрались все.

Пассажиров, все еще находящихся в состоянии шока, доставляют в порт. 78 человек получили медицинскую помощь в результате незначительных травм и переохлаждения.

В результате посадки спасательных и буксировочных работ планер самолета получил значительные повреждения. Позже, в правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо.

Левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу. После эвакуации пассажиров самолет был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра.

Где и был произведен его подъем.

После окончания расследования лайнер был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (Северная Каролина). Сначала самолёт стоял без двигателей, полностью он был представлен к осени 2012 года.

Расследование авиакатастрофы подтвердило, что оба двигателя остановились после столкновения самолета со стаей птиц. Если бы не высочайший профессионализм командира аэробуса Чесли Салленбергера, судьба пассажиров рейса 1549 могла сложиться совершенно иначе.

Мэр Нью-Йорка поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров. Выжившие получили денежные компенсации и стали героями многочисленных телешоу. Также пассажиры и члены экипажа регулярно собираются, чтобы отпраздновать свое чудесное спасение.

“Посадка Ту-124 на Неву”

Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой.

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо:
бортмеханик В. Смирнов, штурман В. Царёв, бортрадист И. Беремин,
командир воздушного корабля В. Мостовой и второй пилот В. Чеченев.

Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт «Внуково». Спустя некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде(тогда он назывался «Шоссейная»). Он последовал к месту назначения на малой высоте. В самой «Шоссейной» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.

Читайте также:
Почему случается отказ в выдаче визы в Индию в 2022 году

К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной декомпрессии, а также для более быстрой выработки топлива. В это же время экипаж пытался с помощью шеста через пробитую дыру полностью выпустить шасси.

В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда, согласно показаниям топливомера, топлива оставалось около 750 литров (по другим данным — 2,5 тонны), достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково», остановился левый двигатель[ (по другой версии — топливо было, но не поступало в двигатель). Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время остановился и второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Второй пилот Чеченев перед приводнением грамотно сориентировал самолёт и не допустил ни его заныривания в воду, ни удара хвостовой частью фюзеляжа по воде.

Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше моста Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы). Приводнение прошло столь гладко, что многие тому очевидцы решили будто идут съемки кинофильма. О том, что рухнувшему с небес на воду самолету нужна помощь, раньше прочих сообразил Юрий Поршин, 24-летний капитан буксира БП-10, тащившего из Рыбацкого в Морской порт груз с бревнами. Глубина Невы в месте, куда «плюхнулся» самолет, составляла около 13 метров, и выжившие при аварийной посадке пассажиры рисковали утонуть. Других же речных судов поблизости не наблюдалось.

«Проходим Финляндский мост, а навстречу нам самолет – все ниже и ниже. И буквально за нашим плотом он падает на воду. Я думаю: ну, раз такая ситуация, наверняка какая-то неприятность. Бросил плот и мы подошли к самолету. Когда мы приблизились, открылся один из иллюминаторов, и кто-то из членов экипажа сказал, что их надо срочно вытаскивать. Я спросил, за что их можно привязать. Оказалось, что самая крепкая часть в самолете — рулевые колонки, на которых крепятся штурвалы. Через открытые окна кабины пилотов на них накинули буксировочный трос, и я потащил «Ту» к правому берегу Невы» – рассказывал Юрий Поршин.

Все пассажиры были эвакуированы и отправлены в Москву.

Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. Позже было принято решение списать машину из-за поломок. Самолёт после восстановления отправили в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу (Кирсановское АТУ ГВФ, с 15 сентября 1964 года — Кирсановское АТУ ГА) в разобранном виде, где он служил тренажёром для курсантов училища. В 1970 году самолёт был утилизирован.

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать. Вдова командира воздушного судна Виктора Мостового, отвечая на вопросы корреспондента «Известий» говорила, что он и его коллеги были представлены к наградам (ордену Красной Звезды), но указ о награждении в итоге не был подписан. Командир экипажа В. Мостовой и штурман В. Царёв по распоряжению руководства «Аэрофлота» получили двухкомнатные квартиры. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Юрия Поршина наградили Почётной грамотой и часами.

Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту «Внуково», откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году. Последние годы перед кончиной работал рабочим на фабрике. Второй пилот Василий Чеченев вскоре после удачной посадки стал командиром воздушного судна (КВС), а затем и летчиком-инструктором. Скончался в 2002 году. 35 лет спустя участники тех событий участвовали в телевизионной передаче «Как это было» на российском телевидении, и бывший второй пилот Василий Чеченев обмолвился, что «увлечённость» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта.

Рейтинг-тест Авторевю 2022: истории. Как сажали самолет на Неву

Имя пилота Чесли Салленбергера, посадившего самолет на Гудзон, в Америке знают все. А вот советских летчиков, которые за 46 лет до американца приводнили пассажирский Ту-124 в самом центре Ленинграда, у нас помнят немногие.

Это был самый обычный рейс ­Аэрофлота из таллинского аэропорта Юлемисте в московское Внуково, совершаемый 21 августа 1963 года. Выполнял его экипаж в составе командира корабля ­Виктора ­Мостового, второго пилота Василия ­Чеченева, штурмана Виктора ­Царева, бортмеханика Виктора Смирнова и бортрадиста Ивана Беремина. За их спинами в пассажирском салоне разместились 45 пассажиров, которых обслуживали бортпроводники Александра Александрова и Виктор Харченко. Неприятности у рейса №366 начались сразу после взлета: убирая шасси, летчики заметили непогасшую лампу носовой стойки. Через смотровое окно в полу кабины бортмеханик разглядел, что передняя «нога» осталась в полуубранном положении, а из ее гидромагистрали хлестало масло.

Снимок из журнала «Гражданская авиация» за 1963 год. Экипаж борта СССР-45021, слева направо: бортмеханик Виктор Смирнов, штурман Виктор Царев, бортрадист Иван Беремин, командир экипажа Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев

Читайте также:
Иордания: визу можно оформить по прилету в аэропорту, при посещении Акабы - бесплатно

Ситуация складывалась аварийная, но не критическая. На момент вылета в аэропорту Юлемисте был туман, поэтому диспетчеры отправили самолет в ближайшую воздушную гавань, способную обеспечить аварийную посадку на грунт, — ей оказался ленинградский ­аэропорт Шоссейная (так до 1973 года называлось Пулково). Войдя в ленинградскую зону управления, Виктор Мостовой сообщил, что у него на борту избыток топлива и перед аварийной посадкой он хотел бы выработать лишний керосин. По совету диспетчеров летчики снизились под облака, перешли на визуальный полет и принялись наматывать круги вокруг города на высоте 500 метров. И пока было время, попытались поставить переднюю стойку на замок вручную, через люк в полу пилотской кабины. Бортинженер достал из шкафчика для одежды перекладину, попытался использовать ее как рычаг, но справиться с заклинившей ногой так и не смог.

Ту-124 вмещал до 56 пассажиров и с технической точки зрения представлял собой переходную модель от реактивных пассажирских самолетов первого поколения ко второму

А тем временем в пассажирском салоне готовились к аварийной посадке. Чтобы «тушка» во время приземления как можно дольше не опускала нос, самолету требовалось обеспечить максимально заднюю центровку. Поэтому ящики с копченым угрем, которые находились в переднем багажнике, надо было перенести в хвостовую часть фюзеляжа — этим занялись бортпроводники. И именно тогда пришлось сообщить пассажирам, что по техническим причинам самолет совершит посадку в Ленинграде. Люди восприняли это известие с тревогой, однако паники на борту не было.

Когда Ту-124 завершал восьмой, финальный круг над городом и командир доложил диспетчеру, что готов к посадке, началась мистика. Сначала на панели приборов у летчиков загорелась лампа малого остатка топлива (по расчетам экипажа, его должно было с запасом хватить до полосы), а потом остановился левый двигатель — самолет лишился половины тяги. Бортмеханик сумел запустить мотор, вывел его на режим, однако вскоре двигатель встал окончательно.

Ленинградские диспетчеры, оповещенные о новой проблеме, разрешили борту спрямить путь к аэропорту через город. По нынешним меркам решение очень смелое. Но когда Мостовой начал выполнять маневр, мистические события достигли апогея: встал второй двигатель, и Ту-124 превратился в теряющий высоту планер.

Высота — пятьсот метров, внизу — город. Спорить, думать и вести переговоры с диспетчером уже было некогда. Выгнав штурмана, бортмеханика и радиста в хвост, Мостовой разворачивает самолет над Невой, передает штурвал второму пилоту и дает команду садиться на воду. Дело в том, что до прихода в гражданскую авиацию Василий Чеченев служил морским летчиком и пилотировал летающие лодки. Он знал, что на воду самолет следует сажать «на хвост» — в режиме парашютирования, с положительным тангажем и задранным носом. И самое главное — без расколбаса по крену, чтобы плоскости одновременно коснулись воды и не создали разворачивающего момента, иначе вода разорвет воздушное судно на части.

И он блестяще справился с задачей! Пролетев над строящимся мостом Александра Невского и «сбросив» с него нескольких рабочих (в страхе люди попадали в воду), Ту-124 виртуозно коснулся воды, проглиссировал по поверхности Невы и остановился на реке в районе Финляндского железнодорожного моста. Все целы? Все! Невероятно. Ведь даже при посадке на Гудзон, когда у американских пилотов было куда больше времени на раздумье (аварийная ситуация с Аэробусом возникла на высоте 1000 метров) и им не мешала «география» (Гудзон в два раза шире Невы, да и мостов там меньше), приводнение было очень жестким и несколько человек получило травмы.

В воду Ту-124 «плюхнулся» на глазах капитана речного буксира БП-10 Юрия Поршина, который не растерялся, быстро подошел к самолету, зацепил его тросом и оттащил к правому берегу Невы. Плоскостью крыла «тушка» легла на плавающие бревна, и все пассажиры сошли по ним на берег, живые и невредимые. И даже сухие! Митрополит Алексей Ридигер — будущий патриарх Алексий II, который, по слухам, был среди пассажиров этого рейса, оказался явно не единственным, кто расценил это как чудо…

Единственная качественная фотография приводнившегося Ту-124 появилась благодаря гражданской смелости фотографа Юрия Туйска. Несмотря на жесткий контроль органов, он сумел сделать резкий кадр с близкого расстояния и сохранить пленку

К месту приводнения моментально сбежались зеваки и нагрянула милиция, сотрудники которой принялись отлавливать в толпе фотографов и засвечивать их пленки: снимать происшествия такого рода в СССР не разрешалось. Уже пустой самолет медленно затонул, через день был поднят со дна и отбуксирован к Шкиперскому протоку, на территорию воинской части. А когда утихли первые страсти, в историю с аварийным ­приводнением зубами впилась комиссия по расследованию.

Ту-124 буксируют к Шкиперскому протоку

Причину, по которой вышел из строя механизм уборки шасси, установили быстро: из-за усталостной деформации сломался болт, соединяющий цилиндр-подъемник с рычагом траверсы передней ноги. Причем трещины в них выявили еще на семи однотипных самолетах, находившихся на тот период в эксплуатации. Остановку абсолютно исправных двигателей списали на неправильные показания топливомеров, которые здорово завышали его фактический остаток.

Вроде бы все ясно: летчики — герои, отказы техники произошли по конструктивно-производственным причинам, но… Существовало еще и особое мнение туполевского КБ, которое всегда крайне ревностно относилось к своей репутации и в данной аварии сочло виноватым экипаж. Дескать, летчики слишком увлеклись «ручным» выпуском шасси и упустили момент, когда еще можно было дотянуть до полосы. Возможно, именно поэтому указ о награждении экипажа ­Ту-124 (пилотам должны были вручить ордена Красной Звезды) так и не был подписан. На горизонте замаячило новое расследование… Ситуацию вытянула пассажирка злополучного рейса Вера Лазуркина. Письмами в защиту летчиков она забросала все власти на местах, чиновников Внуково, руководство Аэрофлота и грозилась дойти до самого Хрущева. В конце концов от летчиков отстали, а командиру и второму пилоту по распоряжению руководства авиакомпании выделили двухкомнатные квартиры в Москве.

Читайте также:
Наследие Геракла, или Что можно увидеть в древнем городе Ираклионе

А еще этот самолет был одним из первых пассажирских лайнеров с экономичными двухконтурными турбореактивными двигателями. Для взлета и посадки ему было достаточно взлетной полосы длиной 2000 метров

Но самой большой наградой для пилотов стало то, что им разрешили летать. Виктор Мостовой работал в небе еще восемнадцать лет, ушел на пенсию по состоянию здоровья, в девяностых уехал с семьей в Израиль, где вскоре и умер. Второй пилот Василий Чеченев тоже вернулся в небо и дорос до пилота-инструктора. Его не стало в начале двухтысячных.

Вполне возможно, что на финальной стадии полета экипажу Ту-124 банально повезло: при посадке на воду удачно сложились обстоятельства. Но я уверен, что в данном случае это везение было запрограммированным. Не случайно же говорят, что в критической ситуации пилоты действуют на рефлексах, выработанных тренировками. И именно благодаря навыкам Мостовой и Чеченев сумели совершить подвиг.

Гудзонское чудо: после столкновения со стаей гусей в небе над Нью-Йорком самолет сел в реку. Жертв нет

16 января 2009 10:04

Настоящее чудо произошло в Нью-Йорке, где пассажирский самолет авиакомпании US Airways при взлете столкнулся со стаей гусей. Несколько птиц попали внутрь двигателей лайнера “Аэробуса-320” и вывели оба двигателя из строя.

Командир корабля сначала попытался вернуться в аэропорт, но вскоре принял решение сесть на водную поверхность Гудзона – к счастью, ЧП произошло рядом с этой широкой рекой. В такой ситуации, чем река не посадочная полоса!

Тем более, что пилоты проходили обучение на случай экстренной посадки на воду, а в салоне, как и положено, были спасательные плоты и надувные жилеты для пассажиров.

Умница-пилот Чесли Селинбергер ювелирно точно посадил самолет на воды Гудзона избежав столкновения с судами на воде. Командир корабля предупредил пассажиров по громкой связи о том, что им предстоит посадка на реку и попросил надеть жилеты.

Вода даже смягчила посадку, лайнер плавно приводнился на волны реки. И так как корпус самолета герметичен, «Аэробус» остался на поверхности воды. И хотя по словам пассажиров, вода начала просачиваться внутрь салона почти сразу, самолет продержался на воде полтора часа.

Воздушное судно по сути превратилось в гигантский аква-самолет, но только лишенный управления – мощное течение Гудзона пронесло его вниз по реке. Авиакатастрофа произошла в районе 49 улицы Манхеттена, а к окончанию спасательной операции течение унесло «Аэробус» на добрые полсотни улиц вниз по направлению к другой реке Ист-Ривер, впадающей в океан.

На помощь чудом уцелевшему самолету – а его корпус оказался совершенно не поврежден – тут же помчались все речные суда, оказавшиеся в округе. Поэтому когда на место ЧП прибыли катера спасателей, полиции и пожарной охраны часть пассажиров, которые надев спасательные жилеты выбрались на широкие крылья самолета и надувные плоты, к тому моменту уже подняли на свои палубы прогулочные и коммерческие корабли и катера всевозможных размеров.

Спасательная операция транслировалась в прямом телеэфире по всем телеканалам США.

Никто из 150 пассажиров и 5 членов экипажа серьезно не пострадал.

По данным Пожарного управления Нью-Йорка и службы скорой помощи, в больницы были доставлены 78 человек с легкими ранениями или переохлаждением – температура воды в Гудзоне – около 0 градусов Цельсия.

Президент Буш лично выразил пилоту и командиру экипажа Чесли Селинбергеру свое восхищение. Летчика, скорее всего, наградят. И есть за что. Профессиональные пилоты в один голос твердят, что это самый выдающийся случай спасения самолета в истории пассажирской авиации.

Супруга пилота узнала о подвиге мужа последней

Пилотом Чесли Селинбергером сейчас восхищается вся Америка. Ведь именно благодаря ему неминуемая авиакатастрофа превратилась в сплав по реке.

Мэр города Майкл Блумберг не устает нахваливать выдающиеся профессиональные качества летчика, а губернатор штата Дэвид Патерсон называет вечернее ЧП называет настоящим «чудом на Гудзоне».

Как вспоминает один из пассажиров злополучного рейса, неожиданно перед ними появился капитан корабля и спокойным тоном попросил их надеть спасательные жилеты и готовиться к серьезному испытанию. Все последующее время пассажиры провели в молитвах. И то, что при посадке на водную гладь Гудзона и дальнейшем сплаве вниз никто из находящихся на борту не пострадал (за исключением женщины с двумя переломами ног), не иначе как чудом и не назовешь.

Пилот, в одночасье ставший героем мировых хроник, проявил себя и настоящим психологом: на борту лайнера не было ни истерик, ни паник. Покидал Селинбергер тонущее судно, как и следует капитану, последним – после того, как лично удостоверился, что с самолета эвакуированы все пассажиры.

«Он проделал мастерскую работу по посадке лайнера на реку, а затем еще проконтролировал эвакуацию пассажиров, – отмечает Блумберг. – У меня с ним был долгий разговор. Он дважды обошел салон самолета, и, убедившись, что никого здесь больше не осталось, подал нам сигнал».

Супруга летчика обо всем узнала едва ли не последней: новостей женщина не смотрела, и о ЧП ей постфактум рассказал уже сам Чесли. «Он позвонил мне и сказал, что произошел несчастный случай, – рассказала дама в интервью CNN . – Сначала я решила, что речь идет о чем-то незначительном, но, услышав подробности, я задрожала и ринулась забирать наших дочерей из школы».

Среди свидетелей посадки самолета оказалась журналистка агентства The Associated Press , здание которого как раз выходит окнами на Гудзон: «Я еще подумала, почему он так низко летит? А тут вдруг удар, и он уже плывет по реке».

Вода в реке сейчас очень холодная, но переполнявшая пассажиров эйфория от того, что все они спасены, помогла им пережить это ледяное испытание. Меж тем представители авиации США уверенно заявляют, что ничего подобного в мировой истории авиации еще не было, поэтому Чесли Селинбергер, по всей видимости, может смело рассчитывать на награду.

Читайте также:
Оформление визы в Китай в 2022 году: документы, сроки, стоимость, особенности визового режима, порядок оформления, типы виз

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эксперт по безопасности полетов Виктор ТИМОШКИН:

«Это не чудо, но большая удача»

– Пилот – молодец, сумел грамотно повести себя в критической ситуации. Но есть в его подвиге и элементы удачи – во-первых, хорошая видимость, во-вторых – чистая, без кораблей, акватория. Ну и, конечно, спокойствие и уверенность экипажа.

При выключении двигателей самолет превращается в тяжелый планер. Летчик, когда понял, что двигатели больше не дают тяги, не допустил задирания носа и не дал самолету уйти в штопор и сваливание, грамотно управлял ручкой (на аэробусе нет штурвала, пилоты управляют им с помощью джойстика. – Ред.). Тягу, необходимую для продолжения полета, дал сам вес машины.

Конструкция самолета вполне позволяет ему долгое время держаться на плаву, если, конечно, приводнение прошло успешно. Общий вес машины значительно меньше, чем вытесняемый ей объем воды, поэтому она и плавает достаточно уверенно.

А вообще этот случай – лишнее подтверждение тому, что на долю обычных пилотов часто выпадают такие трудности, с которыми не сталкиваются даже профессиональные испытатели.

Смотрите фотогалерею: Самолет упал в Гудзон

КСТАТИ

“Гудзонское чудо” уже было в Ленинграде

Аналогов «гудзонского чуда» в мире нет, подхватывает вслед за авиацией США зарубежная пресса. На самом деле, похожий инцидент произошел в Советском Союзе еще около полувека назад.

21 августа 1963 года пассажирский лайнер Ту-124 летел из Таллина в Москву, но неожиданная поломка (в самолете заклинило переднюю часть шасси) вынудила пилотов запросить разрешение на посадку в Ленинграде.

К «Пулково» тогда экстренно пригнали пожарную технику и бригады «скорой помощи», а самолет, тем временем, наворачивал над аэродромом круги, вырабатывая топливо. На восьмом круге у «тушки» вдруг заглох двигатель, и пилоты повели лайнер на сквозной пролет. В районе Исаакиевского собора у самолета заглох второй двигатель – приземлиться оставалось лишь на водную гладь Невы.

Стремительно пронесясь над Литейным и Большеохтинским мостом, Ту-124 приземлился возле Финляндского железнодорожного моста. Отсюда тонущее воздушное судно вытянул к берегу проходивший мимо паровой буксир. Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.

На следующий день самолет подняли со дна и отправили к Шкиперскому протоку. Впоследствии кабина лайнера еще прослужила в качестве тренажера в Кирсановской авиашколе, а фюзеляж пустили на металлолом.

Что касается членов экипажа, то никаких хвалебных од и почестей они в тот момент не получили: шесть из них тогда задержали, а капитана Виктора Мостового еще уволили со службы. Уже потом отважного летчика наградили орденом Красной Звезды, капитана парового буксира Поршина – Почетной грамотой и часами, а остальных членов экипажа самолета— медалями.

И еще два лайнера в СССР сели на воду успешно.

В бывшем СССР, кроме питерской истории, были еще два случая посадки на воду.

Летом 1972 года в акватории Московского моря (оно же- Иваньковское водохранилище) в верховьях Волги испытатели проверяли пункт инструкции о том, что при переходе самолета на аварийное электропитание есть запас времени в 37 минут.

Экипаж отключил генераторы, но забыл (хоть и состоял из опытных летчиков), что при этом топливо не подается автоматически – закачивать его надо вручную, помпой.

Оставшись без топлива, оба двигателя заглохли. Пришлось летчикам сажать самолет на воду. Из-за герметичной конструкции Ту-134 остался на плаву. Самолет вытащили, но к полетам он был больше непригоден. Свои дни он дожил, работая тренажером у пожарных.

Второй случай произошел в 1976 году с Як-40 под Киевом. Бортмеханик перевел ручки управления двигателями в положение “СТОП”.

Видимо, это произошло случайно – наверняка он хотел дать малый газ, но не рассчитал. После этой истории на всех самолетах была установлена специальная блокирующая планка, не позволяющая переводить двигатели в режим остановки во время полета.

А лайнер, который пришлось сажать прямо в болото, летает до сих пор!

А ВОТ ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Похожий на “гудзонский” случай произошел 23 ноября 1996-го года с “Боингом”-767 “Эфиопских Авиалиний”. Только закончился он трагически.

Лайнер вылетел из Аддис-Абебы (Эфиопия) в Абиджан (Кот-д’Ивуар). В полете “Боинг” захватили три террориста. Они потребовали лететь в Австралию. Пилоты подчинились, но, когда самолет пролетал в районе Коморских островов, топливо закончилось.

Экипаж принял решение садиться на воду – примерно в 500 метрах от пляжа. К сожалению, пилоту не удалось выправить крен, и “Боинг” зацепил волну левым крылом.

Из-за этого самолет перевернулся. На борту были 175 человек, 125 из них погибли. Многие – от столкновения, но были и такие, кто погиб, слишком рано надув спасательный жилет – выбраться в нем из тонущего лайнера было практически невозможно.

А туристы, которые были на пляже, успели снять момент катастрофы на видео.

Экстренная посадка Боинга – 767 в 1996 году

Самолет упал в Гудзон

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: