Фотографии Кирилловской церкви в Киеве

Кирилловская церковь в Киеве

Кирилловская церковь в Киеве (Кирилівська церква)

Кирилловская церковь — шестистолпный, крестовокупольный храм в Киеве, один из древнейших сохранившихся на территории бывшего Древнерусского государства.

В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП. 14 июня 2011 года приход был преобразован в Свято-Кирилловский мужской монастырь.

Сэкономь на путешествии!

История

Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов. Это был главный собор Кирилловского монастыря, по-видимому, призванного стать семейной усыпальницей Ольговичей — так же, как усыпальницей Мономашичей служил загородный Выдубицкий монастырь, а Изяславичей — Михайловский Златоверхий монастырь.

Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого.

В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой «Слова о полку Игореве».

Архитектура

В древности храм представлял собой крестовокупольное, одноглавое типично византийское сакральное сооружение, ориентированное с запада на восток. С тремя нефами, и закомарным перекрытием, аркатурными поясками, полосами поребрика, двух- и трёхступенчатыми амбразурами порталов. Применены крестовые своды. Пол из поливной керамики, уцелели значительные фрагменты древней фресковой живописи. Толщина стен, сооруженых в технике равнослойной кладки, доходит до 2х метров.

Нартекс открыт в основное помещение, отделяясь от него широкой аркой. В толще северной стены нартекса находится подъём на хоры. В южной апсиде в толще стены, находится ход, который заканчивался на высоте 4х метров отверстием арочной формы.

После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы.

Под надзором Григоровича-Барского в 1748—1760 годах возле церкви были выстроены каменные монастырские здания. Из них сохранилась часть ограды с угловой башенкой, а колокольня была снесена в советское время.

В 1950-х годах при проведении земляных работ под храмом обнаружен подземный ход, ведущий к многочисленным пещерным захоронениям. Но спустя 10 лет вход в пещеры был завален камнями и залит бетоном. Эти вынужденные меры приняты после того, как одна из стен Кирилловской церкви дала сквозную трещину. Результатом работ по укреплению фундамента стала фактическая консервация подземелий.

Стенопись

В XII веке стены храма были покрыты фресками (сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы. Роспись этого времени представлена портретом игумена Иннокентия Монастырского на пилоне южного нефа.

В XVIII веке по указу Екатерины Второй Кирилловский Свято-Троицкий монастырь был упразднен. На территории монастырских помещений была создана больница, а стены церкви изнутри полностью оштукатурены и забелены.

В 60х годах XIX века во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А уже в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, а утерянные фрагменты древней стенописи были оновлены в технике масляной живописи. К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко и др., а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года. Врубель написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.

Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 гг. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

Читайте также:
Где находится Храм Василия Блаженного. Местоположение Храма Василия Блаженного на карте Москвы и описание

Практическая информация

Адрес: ул. Елены Телиги, 12
Время работы: с 10:00 до 17:30, в четверг до 16:30, выходной – пятница
Как добраться до Кирилловской церкви: ближайшая ст. метро – Петровка. Дальше ехать на троллейбусе или автобусе в направлении улиц Фрунзе и Елены Телиги

Фрески Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве

Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов. Это был главный собор Кирилловского монастыря. Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого. В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой «Слова о полку Игореве».

После Софии Киевской это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в собственных стенах. Церковь основана в XII веке и сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Почти полностью сохранен с древнейших времен интерьер. На стенах – 800 квадратных метров фрески XII века с уникальными сюжетами, некоторых из них не имеет ни один из древних памятников монументальной живописи мира. То есть, такие фрески есть только в Киеве и только в Кирилловской церкви.

С 1965 года храм, как филиал, входит в состав Национального заповедника «София Киевская», с 1994 года – становится его отделом и находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Музеем Кирилловская церковь значится с 1929 года, а с 1994 года является ещё и действующей церковью.

То есть до 17.30 в церковь можно войти как в музей по билету, а в 18, когда начинается служба, можно просто пройти на службу, но осмотреть церковь уже не получится.

Церковь стоит на холме. Думаю, что летом её практически и не разглядеть среди деревьев.

Стенд с фотографией интерьера.

Стенд с информацией.

Дальше поднимаемся вверх по лестнице.

После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы» (По материалам «Википедии»).

Сейчас перед нами Храм предстаёт вот в таком виде:

Зимой есть большой плюс при фотографирование — деревья не мешают)))

Справа от входа на территорию расположены кассы музея «Кирилловская церковь». Слева за забором находится больница. С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена.

Открываем тяжелую дверь.

На стене сохранены фрагменты старинной кладки.

В ХII веке стены храма были покрыты фресками (повторюсь сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы. История открытия и первоначальной реставрации кирилловских фресок связана с деятельностью А. В. Прахова, который опубликовал и первую научную работу о них.

Фрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и нечего его оставлять с бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко. За мастером, для задуманного Праховым новыго иконостаса в византийском стиле, ученый отправился в Петербург. Прахов обратился к своему старому приятелю П. Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных своих учеников Михаила Врубеля.

Работы по расчистке и обновлению фресок велись 1880-1884 годах.

Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он еще не знал, что проведет здесь целых шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя и оставит в киевских храмах образы удивительной красот .

Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года, где написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.

Читайте также:
Как оформить визу во Францию по приглашению

Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 годах. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

Мраморный иконостас и фрески на стенах.

Новые расчистки фресок были предприняты в 1927 году, а с 1964 года началось планомерное раскрытие всего ансамбля. В Храме работают научные сотрудники, которые занимаются восстановлением фресок по сей день. Светлые части фресок (открытые ) — это 12 век. Яркие части — это реставрация времён Прахова и Врубеля.

Рядом с фресками представлены схемы.

Один из пределов.

Можно подняться по узенькой лестнице в северной стене храма на галерею, или хоры. Внимание сразу же приковывает изображение, выполненное Михаилом Врубелем на своде помещения, под названием «Сошествие Духа Святого». Можно присесть на скамеечку и долго рассматривать лики святых.

Ангелы с лабарами Врубеля.

Схема. Следует сказать, что моделями для создания почти всех святых образов в интерьере Кирилловской церкви Врубелю служили исключительно киевляне. В собрании Третьяковской галереи сохранился рисунок женской головы, сделанный художником в 1884 году. Если сравнить его с ликом венецианской Богоматери (1885), то можно с уверенностью сказать, что этот евангельский образ был написан с Эмилии Львовны Праховой, жены руководителя реставрационных работ. Более того, маленький Христос на иконе как две капли воды похож на младшую дочь Праховых — Ольгу.

Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве .

Это только малая часть прекрасных старинных фресок. Собор расписан полностью. Есть там портрет старца, совершенно не вписывающийся в общую картину. На выходе нас ждёт еще один сюрприз. Я не специалист церковных изображений, но это напомнило мне ад, или человеческие пороки. Даже и не знаю, что правильно.

Когда бы Врубель не приезжал в Киев, он всегда посещал Кирилловскую церковь и часами любовался своими работами. Биографы живописца отмечают, что именно здесь в начале ХХ века, стоя перед «Надгробным плачем», Врубель сказал свою сакраментальную фразу: «Это то, к чему бы следовало вернуться». В мае 1902 года художник попадает в психиатрическую больницу. Как пишет Николай Ушаков: «заболев, Врубель просил поместить его в любую лечебницу, но только не в Кирилловскую; здоровый же иронизировал: „Я с Кирилловского монастыря начал — Кирилловским и окончу“.

Вот такое замечательное место посчастливилось мне посетить)))

Кирилловская церковь, 12 век – одна из древнейших сохранившихся церквей Киевской Руси. Врубель.

Одной из самых заметных страниц в истории Кирилловской церкви была вторая половина 19 века. Сначала в 60-х годах во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, утерянные фрагменты древней стенописи были обновлены в технике масляной живописи.

К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых были ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко, а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель.

Врубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства, мало ему знакомый — в Академии того времени упор делали на античность.

Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку. Богатейшая библиотека исследователя и рассказы искусствоведа, объехавшего весь юг Европы в поисках древностей, в полном распоряжении Михаила.

Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы византийского и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики 11-12 веков в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг.

Врубель работал в Кирилловской церкви с мая по ноябрь 1884 года и написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.

Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску 12 века с изображением Архангела Гавриила, от которой остался только процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ.

Читайте также:
Вепрево колено рулька по-чешски рецепт. Свиное колено к пиву

Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, как об этом вспоминает сын Прахова, Николай.

Одной из самых сильных работ Врубеля в храме считается “Сошествие святого духа», занимающее свод хор.

Говорят, что персонажей для “Сошествия Святого Духа” Врубель писал буквально с натуры: современники узнали на стенах храма священника Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова.

Остальные ангелы были списаны с пациентов Кирилловской психиатрической лечебницы, известной сегодня как психоневрологическая больница №1 им. Павлова.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

В нартексе храма, в одной из ныне пустующих погребальных ниш сейчас создан своеобразный мемориальный уголок Врубелю — маленькая скульптура художника и скамеечка, на которой он работал, расположились под фреской, которую сам Врубель в последние годы жизни считал лучшей. Это знаменитая “Пьета”, или “Надгробный плач”, последняя монументальная композиция, выполненная Врубелем в Кирилловском храме.

Во время своей поездки в Италию в 1884-1885 годах Михаил Врубель также создал четыре иконы для знаменитого мраморного иконостаса церкви — «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

По воспоминаниям современников 27-летний Врубель в то время переживал бурную влюбленность в жену своего патрона Прахова — светскую даму Эмилию Львовну Прахову, 32 лет отроду и мать троих детей. Врубелю и Эмилии Львовне приписывали роман, но прямых подтверждений адюльтеру не было.

Тем не менее, явная привязанность молодого художника к его супруге начала раздражать Прахова и он решил откомандировать Михаила в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.

«Ни Тициан и Веронезе, ни вообще пышная гедонистическая живописная стихия венецианского чинквеченто его не увлекли. Диапазон его венецианских пристрастий очерчивается определённо: от средневековых мозаик и витражей Сан Марко и церкви св. Марии в Торчелло — до живописцев раннего Ренессанса — Карпаччо, Чима да Конельяно (у которого Врубель находил особенное благородство в фигурах), Джованни Беллини. Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар». ( Н. А. Дмитриева)

Особенно хорошо удался художнику образ Богоматери, в чертах которого несомненно просматривается портрет Эмилии Львовны. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной точкой в его последующей карьере художника и декоратора.

Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, искусствоведы и художники отмечают его выразительность и необычность.

В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП, в котором по выходным и праздникам проводятся службы.

Интересно, что РПЦ за прошедшие 125 лет с момента написания образов стала куда более «скрепной» и ныне местная община УПЦ МП называет живопись Врубеля неканонической и поговаривает об удалении иконостаса из церкви. Следующий шаг, очевидно, замазывание фресок на стенах. Классическое воплощение поговорок про «калашный ряд» и «заставь дурака богу молиться. »

Кирилловская церковь в Киеве

Десятки, а может и сотни тысяч киевлян ежедневно видят кресты и грушевидные купола этого сооружения сквозь окна транспорта. Для большинства оно является лишь фоном между станциями метро – «Дорогожичи» и «Петровка». Для некоторых это ориентир, указывающий на место пересечения крупных транспортных артерий – улиц Елены Телиги и Фрунзе. Многие знают название этой церкви, но очень мало тех, кто действительно понимает, какое уникальное сооружение видят ежедневно. Мало кто знает, что это настоящий шедевр архитектуры и сокровищница бесценных произведений искусства.

Когда душа или простое любопытство позовут вас в Кирилловскую церковь, то знайте: заходить в храм надо будет по ступенькам вниз, где-то на полметра ниже того уровня, где обычно ходят горожане и ездит городской транспорт. Следовательно, сойдя к порогу церкви, вы сразу окажетесь. в XII веке. То есть спуститесь на тот культурный слой рельефа, на котором стояли древний Киев и его окрестности.
Уникальность этого храма – в его подлинности. После Софийского собора это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в подлинных стенах и, в придачу, сберегший древнерусскую живопись. Вокруг храма разворачивались трагические события многих столетий, самые тяжелые их которых пришлись на ХХ век, но Кирилловская церковь на холме стоит незыблемо, сохраняя свою гордую «осанку» храма-крепости. Можно сказать без преувеличения, что об нее буквально «разбиваются века».

Читайте также:
Как выбрать палатку для отдыха, рыбалки, для похода в горы

Прошлые поколения киевлян оставили нам пещерные ходы от Кирилловского монастыря на севере до урочища Церковщина на юге. Уже в эпоху средневековья распространялись поэтические легенды о том, как, войдя в пещеры в Киеве, можно было выйти в Чернигове, Смоленске, Любече, Печоре.
В отличие от многочисленных ходов, прорытых монахами под Киево-Печерской Лаврой, происхождения кирилловских пещер до сих пор не до конца выяснено. И нет ничего удивительного в том, что для многих поколений киевлян эти пещеры окутаны тайной. Так, в частности, существовали легенды об огромном сокровище гетмана Мазепы, скрытый где-то поблизости Кирилловской церкви. Замечая дыры в черноземе на крутых склонах, отчаянные искатели клада расчищали завалены ямы. Конечно никто никакого клада не нашел, но у ученых-археологов все еще впереди.
Другая, более древняя легенда, утверждает, что именно здесь с древнейших времен жил киевский змей и лаз змея был настолько глубоким, что вел до самого ада. По одной из версий Змея победил известный Кирилл Кожемяка, по другой – былинный богатырь Добрыня .
Существует и третья версия – Змея не убили, только загнали глубоко под землю, в норы под Днепром. Сказочное существо убегало от богатыря, и, убегая, прорыло глубокий лаз. Змей якобы затаился в пещерах, над которыми стоит сейчас Кирилловская церковь, и спит там уже много веков .
Легенда является легендой, но вовсе не легендарные большевики залили пещеры под Кирилловской церковью бетоном. Боялись они чего-то, те, которые не верили ни в кого и ни во что .

Дореволюционная фотография церкви — с колокольней, снесённой в советское время.

Действительно, под церковью расположено очень много пещер, в которых в позднем палеолите жили люди.
Это доказал известный археолог Викентий Хвойка, открыв в 70-х годах XIX века Киево-Кирилловскую пещерную стоянку первобытного человека. В большой пещере, скрытой под слоем отложений, Хвойка обнаружил остатки 60-ти мамонтов, а также кости и зубы носорогов, пещерных медведя и льва. Но в XII веке не знали о существовании пещер в толще холма – за тысячи лет входы в них засыпались и заросли. Если бы Хвойка жил на 800 лет раньше – не видать бы нам сегодня Кирилловской церкви. Над пещерами такой большой храм никогда не построили бы.

Кирилловская церковь была возведена в середине XII века на далекой тогда окраине древнего Киева — в сельце Дорогожичах. Почему же «спряталась» она именно здесь, на окраине древнего Киева?

Так решил князь Всеволод Черниговский, а впоследствии уже и Киевский – после того, как силой взял город в княжение в нем Вячеслава, в 939 году. Именно на этом Дорогожицком плацдарме происходили бои за Киев, именно здесь земля была кровью полита, костьми устлана. Однако, зайдя в Киев, Всеволод как великий стратег понимал: он взял не свое, поэтому и другие князья тоже пойдут на него, скорее всего со стороны Дорогожичей – лучшего плацдарма для наступления.

Что в такой ситуации надо сделать? Укрепить плацдарм. А как? Построить на нем церковь-крепость. Поэтому Кирилловская церковь – не просто сакральное сооружение, она с самого начала выполняла двойную функцию: сакральную и фортификационную. Поэтому храм имеет очень прочные стены. А на втором этаже – еще и окошки, очень похожие на бойницы. Словом, есть все признаки того, о чем в разное время писали исследователи: церковь-крепость, она стала логичным шагом Всеволода к укреплению окрестностей Киева.

А что касается названия «Кирилловская церковь», то здесь особо стоит упомянуть о том, что культ Кирилла Александрийского и его парного святого Афанасия Александрийского был еще мало распространен на территории Руси, но именно святой Кирилл считался покровителем князя Всеволода Ольговича. Почитание этих святых на Руси известно только с XII века. Именно тогда были основаны два Кирилло-Афанасьевских монастыря: в Киеве и около Новгорода. Новгородский монастырь не сохранился.

Для представителей династии Ольговичей храм служил фамильной усыпальницей. В 1194 г. здесь был погребен киевский князь Святослав — герой древнерусского «Слова о полку Игореве». Святослав, сын князя Всеволода, основателя Кирилловской церкви, обрел вечный покой справа от входа в здание. Однако могила князя до наших дней в целости не сохранилась: в ХV веке, во времена польско-литовского нашествия, церковь и могилы в ней были разграблены.

Читайте также:
Зарплаты в Германии растут год от года

А в 1240-м Киев разрушили монголо-татары. Кирилловская церковь была ограблена, но осталась целой.
Судьба Кирилловской церкви и монастыря в период с 1240 года по XVI вв. неизвестна. В 1530 году, уже в Литовские времена, был составлен предельный акт земельных владений монастыря.

После Люблинской унии 1569 года на Украину началось массовое наступление католической церкви. В 1595 году среди многочисленных монастырей Киева лишь два остались православными – Киево-Печерский и Кирилловский. Эти обители защитили запорожцы и князь Константин Константинович Острожский.

Под конец XVI в. в Киеве начали селиться запорожские казаки. В окрестностях города они ставили свои курени, вокруг которых разбивали огороды. Таким образом, неподалеку от Кирилловского монастыря появился новый район – Куреневка. Казаки стали прихожанами Кирилловской церкви, поэтому они не смогли допустить превращения своего храма в униатский.
В 1605 году на средства Острожского был произведен ремонт монастыря: починили стены и крыши зданий.
В первой половине 17 века монастырь изменил посвящение – он стал Свято-Троицким. Святая Троица, очевидно, была гораздо ближе казакам, чем египетский святой Кирилл.

Во времена Освободительной войны и Руины монастырь неоднократно опустошался. До конца его разорили войска литовского гетмана Януша Радзивилла в 1651 году.
В период с 1687 по 1697 гг. произошло восстановление монастыря. Средства выделил гетман Иван Мазепа, а руководил работами тогдашний игумен Иннокентий Монастырский. За особые заслуги Иннокентия Монастырского похоронили в Кирилловской церкви (в то время она уже была Троицкой Кирилловской), у самого алтаря.
После Смерти Монастырского игуменом был Даниил Туптало – будущий святой Дмитрий Ростовский. В Троицкой Кирилловской церкви похоронили его отца – сотника Савву Туптало – и трех сестер.

В 1734 году в Троицком Кирилловском монастыре произошел большой пожар. Огонь уничтожил все деревянные постройки монастыря, а также сильно повредил Кирилловскую церковь. Восстановление началось в 1748 году и продолжалось более десятилетия. Руководил работами известный украинский зодчий – Иван Григорович-Барский.

Монастырь возродился с совершенно новым лицом. Появились каменные кельи, корпус архимандрита и трапезная-церковь святого Василия. Вокруг монастыря выросла оборонительная стена с четырьмя угловыми башнями. В систему стен вошла Благовещенская церковь-колокольня. Это было одно из лучших произведений Григоровича-Барского, но, к сожалению, оно не сохранилось. Красавицу-колокольню разрушили в 30-е годы прошлого века. Не сохранились и другие здания. Из всего монастырского комплекса уцелели лишь Кирилловская церковь и одна угловая башня с куском стены.
Кирилловскую церковь Григорович-Барский превратил в барокковый шедевр. Интерьеры храма расписали художники Киево-Печерской иконописной мастерской Алимпия Галика.

Кирилловскя церковь на старой фотографии, 1905-й год

В 1784 году Троицкую Кирилловскую церковь посетила императрица Екатерина II. Ей очень не понравились казацкие портреты на стенах церкви, со стихами во славу войска запорожского. Живопись Екатерина приказала забелить, а обитель закрыли. В монастырских постройках была размещена больница для душевнобольных. На территории построили новые больничные корпуса для «буйных». А в Кирилловской церкви служили только панихиды.

Кирилловская церковь до сих пор во многом остается для нас загадкой. Она еще не открыла всех своих тайн. Например, в церкви есть очень интересный потайной ход, аналогов которому нигде в мире нет: в южной апсиде проложен лаз в стене с выходом над иконостасом. Зачем? Многие исследователи задавались этим вопросом.
Когда с уважением и любовью обращаешься к этой достопримечательности, то она с удовольствием отвечает на все поставленные тобой вопросы. Она сама несет в себе всю информацию, нужно только уметь прочесть ее – через фрески, архитектуру, потайные ходы..

В чем же кроется уникальность Кирилловской церкви?
Прежде всего – в ее аутентичности. После Софии Киевской это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в собственных стенах. Церковь основана в XII веке и, к счастью, сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Почти полностью сохранен с древнейших времен интерьер.

В 80-х годах ХІХ века в церкви осуществлялись реставрационные работы под руководством профессора Петербургского университета, известного искусствоведа А.В. Прахова. От многовековых наслоений штукатурки и живописи были открыты уникальные древнерусские росписи.
На стенах – 800 квадратных метров фрески XII века с уникальными сюжетами, некоторых из них не имеет ни один из древних сакральных памятников монументальной живописи мира. То есть, такие фрески есть только в Киеве и только в Кирилловской церкви.

Читайте также:
Налоги в Сингапуре - подробно про НДС, подоходный налог, налог на прибыль, туристический налог

Подписи к фрескам написаны на славянском языке. Это свидетельствует о том, что расписывали храм русские, а не греческие художники (как например, в Софии Киевской).
Одну из фресок Кирилловской церкви – «Ангел, который свивает небо», считают едва ли не лучшим образцом монументальной живописи всего периода Княжеской эпохи.

«Ангел, который свивает небо»

Из росписей XVII века сохранился замечательный портрет игумена Иннокентия Монастырского — известного дипломата и общественного деятеля, написанный на пилоне южного нефа. Портрет является ценным памятником портретной живописи того времени.

В местах, где фрески не сохранилась, экспонируются масляные росписи ХІХ века, выполненные преподавателями и учениками киевской рисовальной школы Н.И. Мурашко.

Кроме того, в храме можно увидеть работы выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля. Наверное, это единственные в жизни живописца монументальные росписи, существующие вместе в таком качестве и в таком количестве.
В Киеве Врубель познакомился с киевскими мозаиками и фресками, работал над изучением всего круга древнерусской монументальной живописи, что и помогло ему выполнить впечатляющие монументальные композиции, которые украсили стены старинного Кирилловского храма. Кирилловские работы Врубеля составили золотой фонд в художественном наследии выдающегося мастера.

М. Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов.
1884 г. живопись маслом. Потолок хор

Самой грандиозной работой Михаила Александровича в тот период стало “Сошествие Святого Духа” – работа, расположенная на хорах храма. Оригинальная роспись на этом участке свода была полностью уничтожена временем. И тут во всей мощи проявился талант Врубеля. Без картонов, без эскизов – он создал грандиозную монументальную композицию. В ликах апостолов угадываются черты современников Врубеля. Он писал их с представителей интеллигенции и духовенства Киева, с которыми общался во время своего пребывания в нашем городе.
Правда, следует заметить, что эта манера письма сильно отличается от православных росписей средневековья. Многие современные исследователи церковных росписей и икон справедливо указывают на тот факт, что за несколько сотен лет в церковное искусство было привнесено слишком много человеческого, страстного, и этим позднее письмо в духовном смысле несомненно уступает письму старому.

Там же, на хорах, Врубель создал композицию “Ангелы с лабарами”, образы Соломона, Моисея.
“Ангелов с лабарами” изобразить было весьма непросто. Пространство капеллы, где находится роспись, крайне тесное. Поэтому художнику пришлось, стоя на лесах, сначала сделать верхнюю часть ангелов, а потом, лежа в самой неудобной позе, дописывать нижнюю часть композиции. Когда леса сняли – он сам удивился тому, насколько точно совпали две половины работы.

Ангелы с лабарами. Кирилловская церковь. 1884 г.

Здесь же, на хорах, М. Врубелем исполнены «Ангелы», полуфигура Христа, головы пророков Моисея и Соломона. Для мраморного иконостаса, выполненного по эскизам А.Прахова, М.Врубель написал в Венеции иконы «Афанасий», «Богоматерь», «Христос» и «Кирилл». Эти произведения отличаются образностью, глубоким реализмом и высоким живописным мастерством.
По силе эмоционального воздействия более всего удалась художнику «Богоматерь». В бездонных глазах этой хрупкой молодой женщины, одетой в дорогие ткани, столько страдания и тревоги за судьбу сына, что она воспринимается как олицетворение материнской скорби и стоит в ряду лучших женских образов, созданных Врубелем. Известно, что написан этот образ с живого человека — с жены профессора Прахова Эмилии Львовны, в которую Врубель был влюблен.

Из четырех иконостасных образов образ Богоматери удался художнику особенно. Это один из его несомненных шедевров — женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.

Надгробный плач. Кирилловская церковь. 1884 г.

Последней работой, сделанной художником в Кирилловской церкви, стал “Надгробный плач”. Cтоя пред ней, спустя годы, он скажет: “Вот, в сущности, то, к чему я должен был вернуться”.
Михаил Врубель уехал из Киева 1889 году. Но не раз сюда возвращался. Здесь похоронил сына. Здесь думал над своей жизнью.

Возле ниши аркасолии, в которой экспонируется “Надгробный плач”, установлена скульптура, изображающая сидящего Врубеля. Автор, скульптор Валиев, с невероятной выразительностью сумел передать творческую натуру великого художника. Лёгкий наклон головы, напряженно сжатые руки, натянутая, как струна, фигура мастера – всё свидетельствует о колоссальном творческом порыве.

Читайте также:
Do Americans need Visa to Russia? Yes!

В советское время Совет Народных Комиссаров УССР в 1929 г. ввиду большого исторического и культурного значений сохранившихся сооружений объявил территорию бывшего Кирилловского монастыря государственным заповедником. С этого времени Кирилловская церковь для богослужений была закрыта. Монастырские сооружения планировали передать под музей: в колокольне намечалось устроить музей киевского архитектора И.Григоровича-Барского.
Однако этим относительно гуманным намерениям было не суждено воплотиться. В 1937г. каменная монастырская стена с великолепными угловыми башнями в стиле украинского барокко была разобрана на кирпич для строительных нужд. От бывших монастырских сооружений сохранились только два дома, да и те много раз перестраивались.
Во время Великой Отечественной войны, по рассказам очевидцев, на территории Кирилловской больницы ставили опыты над военнопленными. Всего на территории больницы за годы войны и немецкой оккупации погибло более 600 человек. В 1941-1942 гг. в Кирилловской церкви было возобновлено совершение Богослужений. Затем в храме размещался склад оптического стекла.
24 августа 1963 г. Совет Министров УССР объявил Кирилловскую церковь XII столетия и башню с монастырской стены XVIII века архитектурными памятниками Украины.
Сейчас Кирилловская церковь входит в состав государственного музея-заповедника София Киевская.

Древняя архитектура Кирилловской церкви и ее замечательные настенные росписи делают этот памятник одним из самых ценных и интересных музеев страны. Здесь проводятся концерты древнерусской музыки в грамзаписи, выступают артисты филармонии.

Даже если вы сами решите осмотреть Кирилловскую церковь – вам гарантированы сильные впечатления, конечно, при условии, что вы интересуетесь историей и цените древние памятники. Но лучше всего воспользоваться услугами экскурсовода – это можно сделать прямо на территории монастыря. Каждая фреска в храме имеет свою историю и свое значение, и лучше, чем специалист – этого не расскажет никто.

Киев богат церковно-архитектурными сокровищами. Какие-то его знаменитые храмы то разрушались, то снова возводились уже в новейшие времена, а какие-то прошли через многовековую историю, сохранив память о многих веках и архитектурных стилях. К таким храмам относится и Кирилловская церковь.
Почему именно она сохранена для нас, кто знает? Мы должны лишь радостно принимать эту данность и сохранять дошедшее до нас достояние духовности и святости нашего Отечества.

. Проходят дни, годы, века . Меняется время. Каждая грядущая эпоха несет в себе веяния нового времени. Не всегда хорошие . Современные люди живут новым реалиям, часто забывая добрые сказки и старинные легенды.
Кирилловская церковь у многих сейчас ассоциируется исключительно с больницей для душевнобольных им. Павлова, расположившейся в бывшем монастыре. Не течет уже под холмом быстрая река Почайна, зато стоит, будто воплощение человеческого невежества, большая автозаправка .
Но, несмотря ни на что, поднявшись над миром материальным, возвышается церковь, построенная в XII в. в честь Св. Кирилла. . Прекрасная и гордая стоит она в своде солнечных лучей, тщательно оберегая свои тайны. И какая-то неуловимая загадка кроется в темных глазах красивой женщины, вышедшей из-под кисти мечтателя Врубеля .

История Кирилловской церкви: древняя святыня на Дорогожичах с фресками Врубеля

Кирилловский храм не похож на большинство православных церквей Киева. Там не бывает толчеи в очереди за свечами и вообще нет церковной лавки. Копоть свечей может повредить старинные фрески, потому зажигаются только самые необходимые для богослужения.

Здесь почти всегда малолюдно. Если хочется помолиться в тишине и полумраке под сводами XII века, не раздражаться на столпотворение и разговоры прихожан за спиной, лучше приходить именно сюда.

Подарок Киеву от скандального правителя

Так выглядит храм XII века в наше время

Кирилловский храм был построен в начала XII века. Тогда жизнь стольного града протекала, как под девизом из всеми любимого фильма: «Опять власть меняется!».

На княжеский престол Киева взошел Всеволод Олегович, правитель главного тогдашнего конкурента столицы — Чернигова. Он изгнал из Киева своего предшественника и дядю, Ярослава Святославича, внука Ярослава Мудрого. Карьера нового князя началась скандально, поэтому он попытался снискать расположение народа благодаря делам духовным. Князь Всеволод Ольгович (в крещении Кирилл) начал строить храм возле урочища Дорогожичи храм в честь своего святого покровителя, Кирилла Александрийского.

Старинная фреска с изображением Кирилла Александрийского

Выбор места был неслучайным: здесь сходились северные дороги в Киев из Новгорода, Смоленска, Чернигова и Вышгорода. Потому и церковь для паломников, и монастырская крепость для защиты земель оказались как нельзя кстати.

Читайте также:
Канадский Визовый Центр во Владивостоке

Храм святых Кирилла и Афанасия Александрийских задумывался не только как православная церковь. Он должен был стать фамильной усыпальницей Ольговичей. Церковь строилась в классическом византийском стиле. Её украсили древнерусские фрески — некоторые сохранились в Кирилловской церкви до сих пор.

Всеволоду Ольговичу не удалось завершить строительство: он умер в 1146-м, прожив чуть более 50 лет. Храм достроила его супруга Мария Мстиславовна. Ее же первую из княжего рода Ольговичей и похоронили в Кирилловском храме.

С 1171-го в летописях упоминается монастырь, кафедральным храмом которого стала Кирилловская церковь. В этой обители принял монашество сын основателя храма и герой «Слова о полка Игореве» Святослав Всеволодович. Его также похоронили в храмовой усыпальнице в 1194-м.

На протяжении истории среди монахов Кирилловкого храма хватало выдающихся личностей. Здесь, к примеру, начал иноческий путь православный святой Димитрий Ростовский, написавший самые известные жития христианских подвижников — Четьи-Минеи. Одно время он даже был настоятелем Кирилловской обители.

От классики до казацкого барокко

Портрет мецената Кирилловской церкви, князя Константина Острожского. Художник неизвестен

В следующие века вид Кирилловской церкви кардинально менялся. Когда в 1240 году монголо-татары захватили Киев, они разграбили Кирилловский монастырь, но не уничтожили его. Строения и фрески сильно пострадали в боевых действиях. Тем не менее, другим обителям и храмам повезло намного меньше.

Кирилловскую церковь много раз отстраивали и реставрировали. Князь и меценат Константин Острожский, а позже гетман Левобережной Украины Иван Самойлович буквально возродили старинный храм.

Все труды восстановителей фактически свёл на «нет» пожар, вспыхнувший в 1734 году в Киеве. Следующая реконструкция храм началась аж в 1748-м и длилась около десяти лет. Руководил ею знаменитый киевский архитектор Иван Григорович-Барский.

После этой реконструкции Кирилловский храм преобразился. Византийская простота уступила место роскоши и монументальности казацкого барокко. На стенах церкви появились портреты казацкой старшины и стихотворения в честь Войска Запорожского. Они оставались там до посещения храма Екатериной ІІ в 1784-м.

Не любящая ни казачество, ни монастыри немка приказала забелить и портреты, и надписи.

Возрождение Кирилловской церкви и фрески Врубеля

Фреска кисти Михаила Врубеля «Сошествие Святого Духа»

В 1786-м Кирилловский монастырь был упразднён. На территории его территории впоследствии работали другие учреждения — госпиталь для больных чумой, дом для военных инвалидов, приют для беспризорников. Позже здесь оборудовали богадельню, фельдшерскую школу, а во время войны с Наполеоном в Кирилловском храме был госпиталь для раненых.

Кирилловская церковь в основном выполняла функции больничного храма. Так было до 1860-го, когда отвалившийся кусок штукатурки открыл остатки древнерусской живописи. И к храму святого Кирилла Александрийского начали относиться как к памятнику искусства.

Реставрационными работами в Кирилловской церкви в 1880-х занялся профессор Адриан Прахов. Он же одновременно руководил восстановлением Владимирского собора. Благодаря Адриану Прахову в храме святого Кирилла появились иконы и библейские сюжеты кисти Харитона Платонова, Ивана Ижакевича, Николая Пимоненко, Ивана Селезнёва и других представителей киевской школы живописи.

Для росписи храма Прахов также пригласил художника Михаила Врубеля. Благо, ангелов и святых мэтр умел изображать ещё лучше, чем своих знаменитых демонов. Врубель создал фрески Кирилловской церкви: «Надгробный плач», «Сошествие Святого Духа», «Моисей», «Космос», «Архангел Гавриил».

Его работы украсили и храмовый иконостас. В связи с одной из главных икон возник нешуточный скандал. Он затронул Врубеля и жену профессора Прахова Эмилию Львовну, известную пианистку и ученицу самого Ференца Листа.

Художник полюбил эффектную 32-летнюю светскую львицу Эмилию, которая была значительно моложе мужа. Роман между ними вряд ли состоялся по причине не только приличий, но и разности взглядов. Тем не менее, профессор Прахов пришёл в ярость и настоятельно посоветовал живописцу срочно «постажироваться» в Италии. Врубелю было очень жаль покидать город (он писал сестре: «Как хорош, однако ж, Киев! Жаль, что я здесь не живу!»), но он всё же послушался своего работодателя.

Иконы Христа, Богородицы с Младенцем, святых Афанасия и Кирилла Александрийских Врубель написал уже на итальянских землях. И Богоматерь, по мнению современников, получилась как две капли воды похожей на Эмилию Прахову. Возникало много споров по поводу того, можно ли ставить такое «скандальное» изображение Пречистой в иконостас. Всё-таки поставили.

Музей оптического стекла

Иконостас Кирилловского храма с образами Михаила Врубеля

Кирилловскому храму повезло не только во время разрушения Киева татаро-монголами. Не менее жестокую атаку большевиков на ценности христианской культуры он пережил тоже с минимальными потерями.

Читайте также:
Фото Прибайкальского национального парка (57 фото)

В 1929-м всю территорию монастыря объявили государственным заповедником. Хотя ни о каких богослужениях больше и речи быть не могло, это помогло сохранить церковь и монастырь.
Правда, после окончания Второй мировой войны из храма сделали музей оптического стекла.

Примерно тогда же во время земляных работ удалось найти вход в подземные пещеры. Из-за раскопок одна стена храма дала трещину, и, чтобы спасти конструкцию, пришлось залить вход в катакомбы бетоном и укрепить здание. Но даже на основании немногого увиденного историки предполагают: пещеры под Кирилловской церковью могут ничем не уступать Лаврским.

В 1962-м Кирилловскую церковь вместе с остатками монастырской стены и башни включили в состав Национального заповедника «София Киевская». С 1993-го она вновь стала действующим храмом-музеем, невероятно тихим, мистическим и необычным местом в шумной столице.

Кирилловская церковь. Фотопутешествие

Проезжая по улице Елены Телиги со стороны парка Бабий Яр, на вершине холма можно заметить церковь, утопающую в зелени, это Кирилловская церковь — один из древнейших храмов времен Киевской Руси, который дожил до наших дней. Он входит в Национальный заповедник «София Киевская» вместе с Софийским собором, Андреевской церковью и Золотыми воротами.

Кирилловская церковь была построена в период с 1139 по 1171 годы во имя святых Кирилла и Афанасия черниговским князем Всеволодом Ольговичем. Церковь стояла на развязке дорог, ведущих из Киева в Чернигов возле села Дорогожичи.

С 1929 года она получила статус музея, а с 1994 года является действующей церковью УПЦ МП. Но все же просто зайти туда не получится, поскольку это музей, нужно покупать билет, стоимость 30 грн. Бесплатно можно пройти на вечернюю службу, которая проводится в 17:30. Мне говорили, что тут также поет церковный хор.

Церковь находится на возвышенности и нужно подниматься по ступеням.

Вход на территорию храма бесплатный.

Кассы музея во дворе

Церковь буквально утопает в деревьях, как я ни старался, мне не удалось запечатлеть ее так, чтобы деревья не закрывали какую-то ее часть. Но благодаря деревьям тут очень хорошо и прохладно, особенно когда попадаешь сюда из летнего городского зноя.

Дворик церкви имеет небольшую территорию, огражденную от больницы забором.

Тут все ухожено, много деревьев, есть клумбы.

Сохранившиеся надгробные плиты могил древнего Кирилловского кладбища

Также сравнительно свежая могила протоиерея Федора Шереметы.

Во дворике есть лавочки, где можно посидеть, отдохнуть от мирской суеты и поразмышлять о вечном.

Современный вид церковь приобрела в XVII веке, после пожара ее реконструировали в стиле украинского барокко и достроили четыре боковых купола.

Пристроен фронтон над входом а окна были оформлены лепным декором.

Фасадная сторона церкви

Главный вход в церковь, сейчас это вход в музей

Боковой вход с фрагментами древних стен

Еще фрагменты в стенах

Окна с декоративной лепкой

Свято-Кирилловский мужской монастырь

В 1748-1760 годах возле церкви появляется Кирилловский Свято-Троицкий монастырь. Были достроены монастырские здания и колокольня, которая позже была разрушена с приходом советской власти.

Далее я вышел из двора церкви и зашел на территорию монастыря, здесь общий въезд и для больницы и для монастыря.

В XVIII веке, по указу Екатерины Второй, монастырь был упразднен, а на его месте построена больница.

Сохранившийся фрагмент старой ограды с угловой башенкой

В 2011 году Свято-Кирилловский мужской монастырь возобновляет свою деятельность. Это его новое здание.

Вход в монастырскую церковь


Фрагмент стены старого монастыря, к которой пристроено новое здание

Памятник у входа. В честь возобновления монашеской жизни в обители и в память усопшей братии Свято-Кирилловского монастыря. Установлен в 2015 году. Сейчас к сожалению на реставрации.

Вечная Ваша память воины Христовы, сохранившие для нас путь спасения.

А это колокольня сейчас, можно сказать символическая. Она не дотягивает и до десятой части той колокольни, которую можно увидеть на дореволюционных фотографиях.

Вдали виднеются корпуса больницы имени И.П. Павлова. В советское время все строения монастыря были переданы под ее управление. Находятся и сейчас.

Помимо советской власти, которая нанесла непоправимый вред церкви, она пережила и ужасы фашистской оккупации. Когда в Киев пришли нацисты, они расстреляли 752 пациента психиатрической больницы им. Павлова, вместе с медработниками.

Этот крест — памятник жертвам этого страшного времени.

Читайте также:
Фотографии цитадели Салах ад-Дина

Вечная им память.

Есть сведения, что один из святых отцов часть больных вывел через подземелье, и таким образом спас их от смерти.

Кстати под церковью был подземный ход, который обнаружили в 50-х годах прошлого века. Но из-за угрозы обвала одной из стен церкви, подземелье было завалено камнями и забетонировано. Находится на консервации и по сей день.

Вид на церковь со стороны корпусов больницы

Церковь вместе с монастырем

А это вид на Кирилловскую церковь с улицы Елены Телиги. Как я и говорил, она просто утопает в деревьях.

Вот такое фотопутешествие у меня получилось. Фотографировал камерой Nikon D3100, объектив Tokina AT-X PRO 20-35mm 1:2.8 235 AF.

Как добраться до Кирилловской церкви

До церкви можно доехать с метро Шулявка, Дорогожичи и Петровка.
Троллейбусом №27. Маршрутками: 150, 155, 227 (6+27), 242, 410, 421, 463, 550, 565, 573.

Остановка называется «Музей Кирилловская Церковь».

Кирилловская церковь на Куреневке в Киеве

К ирилловская церковь, построенная в первой половине XII века, является одним из древнейших сохранившихся храмов Киевской Руси. Церковь возводилась в качестве главного собора Кирилловского Свято-Троицкого монастыря и семейной усыпальницы черниговских князей Ольговичей. Впоследствии храм неоднократно перестраивали. Особенно изменился облик церкви в XVII веке, когда к церкви пристроили четыре купола, и в XVIII веке, когда архитектор Иван Григорович-Барский реконструировал храм в стиле украинского барокко.

В конце XVIII века монастырь упразднили, а в его зданиях разместили больницу. Тогда были закрашены древние фрески, которые восстановили в 80-е годы XIX века (на сегодняшний день сохранилось порядка 20% фресок XII века) — в работах по поновлению фресок тогда участвовал еще никому не известный художник Михаил Врубель. Он же написал образы для мраморного иконостаса церкви. В 1920-е годы монастырь снова переделали в больницу, с 1929 года Кирилловская церковь является музейным объектом. В 1995 году в храме возобновились богослужения, а с 2011 года снова работает монастырь.

Смотрите также

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: