Современная архитектура Баку

Cовременный Баку — микс истории и архитектуры

Hello, my friends!

Ну вот и настало время показать вам современный Баку. В предыдущих статьях про Азербайджан мелькали фотографии небоскребов и причудливых зданий, но мне кажется, общая картинка не сложилась. В этой статье я постараюсь не съезжать на тему Старого города и придерживаться темы современности.

Визитная карточка города — пламенеющие башни (Flame Towers). Три гигантских здания действительно похожи на языки пламени, а вечером они еще и интересно подсвечиваются.

Вечером, в день приезда я решила прогуляться по Бакинскому бульвару. Пламенеющие башни невозможно не заметить)). Картинка постоянно меняется — то проецируются языки пламени, то флаг Азербайджана. Ну как тут не снять небольшое видео?

Иллюминация башен была признана одной из лучших в мире.

Сами здания располагаются на возвышенности и их видно практически из любой точки города. На следующий день я поднялась к подножию Flame Towers. Кстати, слово «подножие» вообще можно употреблять в отношении небоскребов?

Видите внизу необычную постройку с плавными линиями, а рядом лестницу? Это фуникулер. Вот догадайтесь с одного раза каким способом тетя Оксана попала наверх к башням? Разумеется пешком! И дело вовсе не в том, что я такая мегаспортивная. Просто фуникулер не работал

Со смотровой площадки открывается отличный вид на Баку.

А вот и Пламенеющие башни собственной персоной — 190, 160 и 140 метров. Интересно, разная высота башен это задумка архитектора или суровая действительность местности?

Следующий «экспонат» — музей ковров. Оригинальный внешний вид здания не оставляет никаких сомнений в отношении экспозиции музея.

Открытие музея состоялось в 1972 году, но конечно же здание было совершенно другое. Старый музей ковров располагался в исторической части города — Ичери-шехер.

В 2008 году состоялась закладка камня для нового, современного музея. Архитекторы Франс Янс и Валтер Мари постарались на славу. Через 6 лет, в 2014 году ультрамодный музей ковров открыл свои двери для посетителей.

Я так и не посетила экспозицию музея, решила, что будет причина вернуться в Баку :). Билет не из дешевых — 7 манат. Зато прогулку по музею можно скачать в приложении izi.travel и прослушать абсолютно бесплатно. Кстати, очень рекомендую приложение. Выручало уже не один раз.

Бакинский музей ковров располагается прямо на набережной, недалеко от фуникулера. Для удобства, в самом конце статьи, я прикрепила карту с указанием достопримечательностей.

Недалеко от музея ковров раскинулась Венеция. Да, да, вы не ослышались. Именно Венеция. Ну, а как еще можно назвать парк с красивыми мостиками, каналами и гондолами?

Еще в 50-х годах, председатель Горисполкома Баку Алиш Лемберанский настолько был покорен красотами итальянской Венеции, что решил создать кусочек Италии в своем городе. Сказано, сделано. В 1960 году парк «Малая Венеция» стал чуть ли не главным украшением бакинского бульвара.

Мы с в вами видим современную версию «Венеции». В 2012 году, по указанию президента страны Ильхама Алиева, парк был полностью реконструирован. Общую структуру постарались сохранить, но при этом были построены дополнительные мостики, расширены каналы и привезены моторизированные гондолы.

Чудесное местечко. Покататься на лодочке стоит всего 3 маната (около 150 рублей).

Ох и суровые же в Баку гондольеры))). Надо бы обучить их итальянскому языку. Мне так и хотелось попросить их исполнить что-нибудь, пусть даже на родном языке.

Кстати, местные жители капризничают. Им старая «Малая Венеция» нравилась гораздо больше. Говорят, что было более душевно, чем сейчас.

Баку строится со страшной силой. Не знаю переплюнут ли новые небоскребы «пламенеющие башни» или нет, но очень скоро на набережной вырастут абсолютно уникальные здания. Вот, например, строящийся «цветочек», не что иное как огромный торговый центр. Работа кипит днем и ночью.

Особенно хорошо просматривается лик современного Баку со стороны моря.

Я уже молчу про этап Формула 1, который столица Азербайджана приняла в июне 2016г. Я побывала в Баку в начале мая, когда все еще только строилось. Так вот, специально для «Формулы» сняли весь исторический булыжник, опоясывающий старый город и залили ровнехоньким асфальтом. Интересно, булыжник потом вернут на место?

В концепцию статьи про современный Баку отлично вписывается центр Гейдара Алиева. Это что-то невероятное, ничего подобного я ранее не видела.

Культурный центр включает выставочные залы, конгресс-центр, музей и офисы. Проектировала уникальное здание — Заха Хадид, британский архитектор с иракскими корнями. Космическая Заха любила нарушать правила, а ее проекты, как инопланетные корабли, теперь навсегда припаркованы на Земле. Ее не стало совсем недавно, 31 марта 2016 года. Печально, когда уходят такие звезды…

Раньше, на месте центра Гейдара Алиева был завод, а сам район назывался «черным городом». А теперь это «Белый город» с безупречным газоном и семейством ярких улиток.

Около культурного центра со мной приключился забавный инцидент. Я планировала не просто сфотографировать центр Гейдара Алиева снаружи, но и посетить выставку или музей. Короче говоря, хотела «окультуриться», но не тут-то было. Почему-то я выбрала для посещения 9 мая и даже не подумала, что культурный центр может не работать в этот день.

Читайте также:
Как переехать жить и работать в Польшу в 2022 году

Иду, значит, никого не трогаю. Краем глаза вижу, что все подъезды к офигительному зданию оцеплены и полицейские разворачивают автомобили. Ну и ладно, думаю, мало ли…. Культурный центр все таки. Видимо некультурных водителей не пускают. Сворачиваю на дорожку. Около входа стоит группа культурных мужчин в пиджаках (в жарищу). «Значит, центр работает» — подумалось мне тогда. Я вся такая легкая и почти культурная направляюсь к ним и тут вижу, что ко мне несется огромный детина в черном костюме и черных очках. Нео, ты ли это? Молодой и вообщем-то симпатичный мужчина кричит мне дурным голосом: «Девушка, нас сейчас всех из-за вас уволят!». Дальше следуют сбивчивые объяснения, что центр Гейдара Алиева закрыт на спец.обслуживание (видать сам президент пожаловал). Я настолько растерялась от всей этой ситуации, что только и нашлась спросить, зачем же они тогда пускают посторонних, если так все серьезно. Ответ меня убил наповал: «Наберут всяких по объявлению»

Вот так я и не побывала в культурном центре. Не видать мне теперь культуры, как своих ушей.

Говорят, что если смотреть на центр с высоты птичьего полета, то его очертания очень напоминают подпись самого Гейдара Алиева. Давайте попробуем сравнить.

По-моему, совсем не похоже

Во время прогулки по Баку нужно внимательно смотреть по сторонам. Совсем необязательно куда-то ехать специально, чтобы увидеть необычные объекты.

Парящий кран-фонтан на набережной Баку. Видела такие раньше, но каждый раз удивляюсь задумке снова.

Торговый центр «Бульвар», все на той же набережной. Напротив это ТЦ находится пристань, если располагаете временем, то обязательно совершите морскую прогулку и прокатитесь на современном катере по Бакинской бухте.

Кристал Хол — огромный концертно-спортивный комплекс на 23 тысячи человек. В 2012 году здесь проводился музыкальный конкурс Евровидение.

Колесом обозрения уже никого не увидишь, но оно отлично вписывается в концепцию современного Баку.

А вот эскалаторам в обычном подземном переходе я удивлялась. Удобно, черт возьми.

Про футуристичный аэропорт имени Гейдара Алиева я уже рассказывала.

А еще, Баку поражает своей вечерней иллюминацией. Такие красивые а-ля люстры украшают пешеходную улицу Низами.

Для интересующихся, прикрепляю карту, где схематично указала 4 интересных объекта.

1 — Пламенеющие башни

2 — Музей ковров

3 — парк «Малая Венеция»

4 — Культурный центр Гейдара Алиева

А на сегодня у меня все. Все эти и другие достопримечательности можно также увидеть на увлекательной экскурсии по Баку с местным гидом.

Азербайджан. Часть 3. Современный Баку

Когда я только собирался попасть в Баку, я надеялся там увидеть типичный восточный колорит – грязь, бесконечные базары, тысячи торговцев на улице, произвол местных господ полицейских, в общем, полный набор. Оказалось, я был полностью, категорически и почти фатально не прав. После посещения города могу сказать одно: Баку – самый красивый город Закавказья. Не верите? Предлагаю посмотреть:

1.

Да, у меня к вам маленькая просьба. в комментариях прошу отметить лучшие, на ваш взгляд, фотографии, этот фотоотчет пойдет на конкурс, а там ограничения по количеству фотографий.

Баку, как любой приморский город, в плане осмотра начинается с городской набережной. Набережная в Баку достойна всяческих похвал. Во-первых, с моря город выглядит очень даже по-европейски, ни малейшей “азиатчины” (см. выше) ни на миллиметр вокруг не видно.

2.

Тут же можно сесть в самую настоящую “Комету” (для тех, кто в детское время не накатался на этих кораблях – соблазн непреодолимый), которая почему-то называется “Дельфин” и за 4 маната (4 евро) совершить получасовую прогулку по Апшеронскому заливу.

3.

К сожалению, за время своей прогулки “Комета” ни разу не разгоняется настолько, чтоб “встать на крылья” и ощутить приятное покалывание по лицу от морских капель, на высоченной скорости вылетающих из-под судна. Зато можно внимательно посмотреть на море.

4.

. и увидеть над собой чаек, алчущих подачки

5.

По прибытии лучше всего прогуляться по набережной, архитектурная доминанта которой – стилизованные под нефтяную вышку часы:

6.

Чуть дальше находятся несколько очень красивых фонтанов, работающих почти целый день и немного охлаждающих публику в жаркие дни:

7.

8.

Мне посчастливилось попасть в Баку на День независимости (28 мая), и вечером на набережной дали прекрасное свето-музыкальное шоу на фонтанах (поскольку не могу встроить сюда видео с мобильного телефона, размещу не свое видео):

Баку можно назвать городом имени Гейдара Алиева. Все, что есть в Баку красивого и нового, названо его именем. Международный аэропорт – имени него. Проспект, ведущий из аэропорта к центру города – тоже имени него. Центральная площадь города, конечно, тоже имени Гейдара Алиева. На площади находится его памятник. Кстати, достаточно скромный, судя по культу личности Алиева в Азербайджане.

9.

Тут же рядом – дворец имени сами понимаете кого.

10.

Разумеется, повсюду фонтаны, повсюду мрамор и повсюду – наружная реклама Гейдара Алиева. На одних плакатов Алиев с сыном, на других – сам, на фоне флага, например. Алиев с плаката смотрит на Алиева-памятник.

Читайте также:
Заявление для участия в программе переселения соотечественников

11.

Наверное, для современного Азербайджана Гейдар Алиев – что в Турции Мустафа Кемаль Ататюрк, и даже больше, чем для СССР – Владимир Ленин. Такая любовь, кроме восточного менталитета жителей города, объясняется, наверное, еще тем, что в самом Баку прекрасно видны контрасты нового и старого, старых мечетей на фоне новых кварталов огромных современных домов. Вот, например, мечеть дворца Ширваншахов, что находится в Старом городе:

12.

А в 200-300 метрах от нее – здание Музея азербайджанской литературы, построенное уже в советское время

13.

Отойти еще 300 метров – тут же стоят современные многоэтажные автопарковки и многоэтажные стеклобетонные офисные здания:

14.

По всему городу, где нет фонтанов – заботливо выращенные газоны и клумбы, иногда с элементами домусульманского времени истории Азербайджана:

15.

Найти какие-то советские артефакты было очень сложно, но у меня все-таки получилось. Если не считать советские электровозы и вагоны на вокзале да пары указателей в неприметных частях центра города, эта вывеска – чуть ли не единственная, что осталась, причем на доме, идущем под снос. Наверное, снесут вместе с домом.

16.

В западной части Баку над городом находится высокий холм, на котором полно новых современных зданий. Так, например, выглядит здание парламента Азербайджана:

17.

Буквально напротив него стоят замысловатый жилой комплекс (поговаривают, для депутатов парламента, чтоб на работу ходить недалеко было), похожий на распустившийся тюльпан или разрезанный на три части апельсин:

18.

Господствующую над городом высоту занимается бакинская телевышка, которая каждую ночь сама по себе устраивает световое шоу, переливаясь всеми цветами радуги и светя во все стороны мощными прожекторами:

19.

Сразу под телевышкой находится мемориальный комплекс “Аллея шэхидов”, где похоронены жертвы событий в Баку 20 января 1990 года, а за ними в парке – погибшие в Армяно-Азербайджанской войне за Нагорный Карабах.

20.

В конце аллеи находится Мемориал.

21.

. вокруг которого находится прекрасная смотровая площадка. С нее очень хорошо видно, как центральная (средневековая) часть города со всех сторон окружена новыми современными домами:

22.

Близость средневекого к современному так же очень наглядна видна из окна дворца Ширваншахов. Если бы в середине XV века его хозяин увидел бы этот вид, он бы преизрядно удивился.

23.

Мэрия города находится в тут же неподалеку и представляет собой прекрасно сохранившееся здание времен нефтяного бума XIX века

24.

Обратите внимание, как одета молодежь. Никакого намека на что-то “сильно исламское”, запрещающее все подряд, нет, и в Баку я ни разу не видел женщин в хиджабах. Все-таки, Азербайджан – светское государство. В центре полно очень симпатичных памятников:

25.

Тут же находится станция метро “Ичери-Шэхэр”, конечная станция зеленой ветки метро. Вестибюль станции выполнен в виде пирамиды:

26.

Пару слов хотелось бы сказать о бакинском метро. Метро в Баку, прямо скажем, грязное и серое. Поезда – советские, мытищинского завода, как в Москве. Станции по архитектуре – так себе. В метро постоянная толкучка. На входе каждой станции сидит полицейский, который тыкает металлоискателем в тяжелые сумки пассажиров (в Москве до такой меры почему-то пока не додумались). Проезд стоит 1 манат, оплата по карточке. Для покупки проезда в метро надо приобрести карточку за 3 маната, на которую положить столько денег, сколько собираешься проехать. Купить карточку можно на любой станции, а получить деньги залога за карту обратно – только на одной, “28 мая”, причем деньги возвращают очень неохотно. Мне пришлось “продать обратно” карту чуть ли не со скандалом, в результате деньги все же получил, призвав разобраться в моем вопросе чуть ли не лично начальника станции.

Но, не смотря ни на что, Баку очень красивый город, особенно в центре. Посмотрите, какие там фонтаны.

27.

28.

Везде, где можно – национальные флаги, как, например, перед домом правительства:

29.

Кстати, обратите внимание на автопарк. В Баку, как мне показалось, примерно половина всех автомобилей делятся на 2 группы: “Жигули-классика” (более всего – белые ВАЗ-2107) и “мерседесы”. Такое ощущение, что средний азербайджанец при первой возможности покупает себе “семерку”, а потом, если накопит – сразу “мерседес”, причем любой. С таким подходом бакинцев ни ВАЗ, ни “мерседес” никогда не окажутся без клиентов в этой интересной, без сомнения, прикаспийской стране. Кстати, движение тут невероятное, ждать от водителей, что они пропустят пешехода даже на переходе – такая же редкая случайность, как выигрыш в лотерею крупной суммы.

И, тем не менее, Баку – прекрасный город. Особенно, если посмотреть на него со смотровой площадки

Есть время и возможность – смело отправляйтесь. Только помните, что аренда жилья в центральной части города достаточно дорогая даже у “частников”. Впрочем, дороговизна, как правило, с лихвой окупается и качественным жильем, и относительно низкими ценами на продукты питания.

7 новых чудес Азербайджана. Путеводитель по Баку будущего

По приглашению Jumerah Bilgah Beach Hotel «Сноб» посетил один самых быстро развивающихся городов Евразии — Баку. Кроме старого города (объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО) от древней столицы Азербайджана сегодня мало что сохранилось. Город быстро строится и к 2022 году превратится в закавказский Сингапур. Публикуем список из семи чудес архитектуры, которые доминируют в современном Баку

Поделиться:

Центр Гейдара Алиева

Читайте также:
Пляж танцующей девушки. Паттайя Таиланд. Фото

Фото: Wilthnet/Flickr.com

Выстроенный по проекту Захи Хадид, Центр Гейдара Алиева сразу оказался в списках самых удивительных построек XXI века. Здание включает в себя конгресс-центр, музей, выставочные залы и административные офисы. В нем практически не было использовано прямых линий. Главное здание волнообразной формы словно устремляется ввысь, в то же время не теряя и плавного соединения с землей. В 2014-м этот проект признан лучшим в мире и награжден премией 2014 Design of the Year.

Baku Crystal Hall

Концертный зал на 25 тысяч зрителей был построен всего за 8 месяцев. Для строительства в заливе даже был создан искусственный полуостров. Бакинцы называют место просто — «Евровидение»: в 2012 году страна получила право на проведение этого международного конкурса и Crystal Hall был построен специально под него. Сейчас зал — концертная площадка для выступления звезд первой величины. В разное время там проходили концерты Rihanna, Jennifer Lopez, Shakira.

Аэропорт им. Гейдара Алиева

Долгое время аэропорт города Баку довольствовался одним пассажирским терминалом, который под конец уже не справлялся с выросшим пассажиропотоком. Но в 2013 году здесь был открыт новый терминал, вид которого сверху стилизован под самолет или птицу, расправившую крылья в полете. В новом терминале базируется государственная авиакомпания Azal, а прибывших пассажиров встречают роскошные интерьеры, сразу погружающие в атмосферу восточных сказок.

Белый город

Фото предоставлено пресс-службой

Когда-то на этой территории был так называемый Черный город — район промышленности и рабочих. Сейчас правительство решило построить на этом месте фешенебельный (как и все в Баку) район White Сity. Приморская часть нового района будет застроена исключительно небоскребами, которыми бакинцы заранее очень гордятся.

«Шьорт побьери». Бульвар Ичери Шехер

Это место культовое для всех любителей советского кино. Именно здесь снималась знаменитая сцена из фильма «Бриллиантовая рука». Сейчас от старой улицы осталась только дверь, возле которой контрабандисты караулили Миронова. На этом месте каждый старается споткнуться и обязательно успеть сделать selfie. Вдоль бульвара сейчас припаркованы дорогие машины, а за поворотом начинается целая аллея из фешенебельных магазинов и ресторанов.

Flame Tower

Фото: Wikipedia

Новый символ города и всего Азербайджана. А символ должен быть заметным. Новый комплекс — высочайшие здания в стране. Освещение Flame Towers было признано лучшим в мире. Здания полностью покрыты LED-экранами, на которые транслируется горящее пламя, видное с самых дальних точек города. Визуально создается эффект исполинских факелов, что подчеркивает основную идею строения, отраженную и в названии — «Огненные башни».

Khazar Islands

Фото предоставлено пресс-службой

Новое чудо света пока находится в стадии строительства, но не упомянуть его невозможно. Khazar Islands — это искусственный архипелаг на 78 островах в Каспийском море с общей длиной 10 км. На строительство будет потрачено более 100 миллиардов долларов. По плану, новый город будет заселен к 2016 году, а к 2025 году его население составит 1 миллион человек (1/9 часть от всего населения страны).

Еще одним чудом можно считать и сам отель. Jumeirah Bilgah Beach стал первым международным пятизвездочным курортом в Баку. Структура и дизайн курорта разработаны азербайджанским архитектором Назимом Валиевым. 18-этажное задние возвышается прямо на побережье Каспийского моря. Местные сюда приезжают просто подышать йодированным воздухом, который помогает при заболеваниях сердца. В лобби гостей встречает 58-метровая люстра, состоящая из 72 тысяч светодиодных ламп. Она пронизывает здание гостиницы с первого по этаже и до самой крыши. Это нужно видеть.

Гости и постояльцы отеля могут любоваться не только люстрой и номерами с видом на море. Jumeirah Bilgah Beach — это девять ресторанов и баров, в том числе ночной клуб, спа-центр Talise Spa, фитнес-центр и многое другое. Кухня в отеле особенная: два шеф-повара: француз и азербайджанец. Если вы хотите попробовать традиционную кухню, то вам точно сюда. Ну и, конечно, отель — это культовое место отдыха элиты: здесь и свадьбы в стиле «Оскара», и встречи на высшем уровне, и ужины с участием президентов и миллиардеров. В общем, все, чего только ни пожелает любопытный человек.

Материал подготовлен при поддержке отеля Jumerah Bilgah Beach Hotel.

Евгений Зернов:
Мерси Баку (фотографии)

В Грузии предложили запустить для российских туристов шаттлы из Еревана и Баку

Королевский плод. Как отмечают праздник граната в Азербайджане

декабрь 2022

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
  • События
    проекта
  • События участников
  • Приглашения
  • ВКонтакте
  • Facebook

СамоеСамое

Принципы подсчета рейтинга

СамоеСамое популярное

Как мы его определяем?

Все очень просто. Здесь мы показываем материалы с максимальным числом просмотров за последнюю неделю. В этот рейтинг может попасть любой материал сайта, включая запись в личном блоге. Редакция оставляет за собой право убрать из рейтинга материалы, противоречащие правилам проекта, но эта мера используется только в крайних случаях.

Архитектурный прорыв в Баку

Владимир Белоголовский уверен: построенный Захой Хадид в Баку Центр Гейдара Алиева позволяет заглянуть в будущее архитектуры.

Проекты:
Культурный центр Гейдара Алиева
Заха Хадид
2013
Баку

Другие тексты:
Михаил Белов. Миграция привязки образа началась // Блог Михаила Анатольевича Белова, 19.06.2013

Уже сегодня в Баку есть здание, которое позволяет заглянуть в будущее, причем не только этого стремительно развивающегося города, но и вообще архитектуры. Речь идет о построенном по проекту архитектурной дивы Захи Хадид Центре Гейдара Алиева.

В последние годы архитекторы часто знакомят со своими проектами при помощи компьютерных анимаций, позволяющих на большой скорости «пролететь» вокруг и внутри еще не построенных зданий. Выглядит это занятно и эффектно, но в реальности архитектура воспринимается совсем иначе – медленно, фрагментами, с высоты человеческого роста.

Но в Баку отдельно стоящее здание Хадид посажено довольно высоко, посреди обширного зеленого поля без единого деревца, и для многих знакомство с ним начинается из окна быстро передвигающегося автомобиля. Необычный скульптурный объем прекрасно просматривается с большого расстояния, и вокруг него можно кружить так же, как в виртуальном пространстве на экране компьютера. Здесь Хадид продемонстрировала принципиально новый подход к созданию архитектурного объекта: она создала нечто, даже не ассоциирующееся со зданием. Ее архитектурное творение практически полностью дематериализуется в некий синтетический, отвлеченный от всего вокруг ландшафт, втягивающий, манящий в свою выпукло-вогнутую геометрию.

Если в Сиднее больший интерес к форме, нежели к интерьеру, связан был с тем, что автору не позволили разработать внутреннее решение собственного шедевра, то в Баку дело в другом: фантастически раскрепощенная внешняя оболочка скрывает внутри вполне конкретное здание, хоть и не совсем обычное (даже мой гид признался, что часто теряет в нем ориентацию), со всеми его функциями и целым набором архитектурных элементов: колонн, лестничных маршей, поручней, оконных рам и так далее.

Вы скажете, а как же без них? Стоит ли столь категорично отрицать эти и другие привычные и необходимые детали интерьера? На мой взгляд, стоит. К примеру, Национальный музей искусств XXI века (MAXXI) в Риме по проекту той же Хадид внутри решен более удачно с точки зрения целостности и «плавности» пространства. Не исключаю, что больший масштаб здания в Баку не позволил даже такому выдающемуся мастеру, как Хадид, привести экстерьер и интерьер к более гармоничному сочетанию.

В 2006 году я задал партнеру Хадид, Патрику Шумахеру, следующий вопрос: «Архитектуру Хадид часто характеризуют как радикальную, текучую, криволинейную, искаженную, фрагментарную, пространственно сложную и так далее. Но чего именно она пытается достичь?»

Вот ответ Шумахера: «Мне кажется, что цель в конечном счете состоит в создании более свободных, благоприятных и коммуникативных общественных пространств. Современная жизнь предполагает участие в разных событиях, присутствие одновременно в разных местах, а это ведет к поиску нового пространства, которое распадается на взаимопроникаемые уровни, слои и даже измерения. Возникает необходимость в постоянно меняющихся пространствах. Эти пространства гибкие, но не нейтральные. Они очень артикулированные. Идея в том, чтобы добиться красоты и эффективности в современной жизни. Сложные, многоконтекстуальные и полицентристские пространства мы воспринимаем как красивые».

Центр в Баку – достойная попытка создания по-настоящему прогрессивной архитектуры. Но не заметить несоответствия в нем внешних и внутренних пространств нельзя. Хотя это, скорее, говорит не столько о несостоятельности конкретного проекта, сколько об особенностях архитектуры сегодняшнего дня вообще. Мнение, что современная архитектура якобы стирает границы между интерьером и ландшафтом, давно не соответствует действительности. В абсолютном большинстве сегодняшних проектов внутренние и внешние пространства решаются как независимые друг от друга, часто даже разными архитектурными командами. Уход от таких ключевых в послевоенное время стройматериалов, как железобетон, привел к существенному «истончению» архитектуры. Современные здания чаще проектируются как фасадные, декоративные решения, не больше. Их конструктивные элементы оказываются невидимыми, скрываются навесными облицовочными материалами снаружи и интерьерным декором внутри. Именно поэтому больше нет смысла в поиске элегантных конструктивных решений, а многие здания в строительстве выглядят небрежно и даже самые эффектные работы приобретают законченный вид лишь за считанные дни до окончания строительства, причем на красивые фасады может быть затрачено до трети общего бюджета!

Модернистские же здания прекрасно смотрелись и в процессе строительства. Экспрессивные опоры, балки, навесы и другие элементы не нуждались ни в каком украшательстве. Красота – в самой логике таких законченных, лаконичных решений, когда задействовано непосредственно «тело» объекта, а не его «наряд». Именно такими были модернистские проекты Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса, Марселя Брёйера, Ээро Сааринена и Гарри Сайдлера.

Достопримечательности Баку

В солнечном Баку есть все для прекрасного отдыха: мягкий климат, Каспийское море, обилие парков и интересных мест. Древние и современные достопримечательности Баку создают аутентичный лик этого города, который обязательно нужно увидеть своими глазами.

  • Старый город
  • Современная архитектура Баку
  • Парки и заповедники
  • Музеи города Баку
  • Театры
  • Заключение

Старый город

Когда путешественники начинают вспоминать достопримечательности Баку, на ум сразу приходит Ичери-Шехер. Название переводится как старый город. Это целый квартал Баку, сохранившийся в первозданном виде с далеких старинных времен. Главные достопримечательности Баку сосредоточены именно в районе Старого города.

Девичья башня. Историки до сих пор гадают, с какой целью она была возведена. Одни предполагают, что башня служила маяком. Другие утверждают, что башня была дозорной или оборонительной. Архитектурных аналогов Девичьей башни нет ни в Баку, ни в Азербайджане. Башня отличается массивностью. Толщина её стен достигает 5 метров. Девичья башня в Баку

Джума-мечеть. Пятничная мечеть – так переводится её название. Построена на месте языческого капища, как многие другие священные достопримечательности Баку. Джума-мечеть несколько раз перестраивалась, так как страдала от пожаров. Форма здания – неровный шестиугольник. Фасад мечети украшен резными орнаментами. Внутри стены расписаны цитатами из Корана, цвета интерьера преимущественно пастельные. Фото Джума-мечеть в Баку

Дворец Ширваншахов. Целый комплекс построек, в который входят дворец, мечеть, усыпальница, бани и даже мавзолей известного азербайджанского ученого. Дворец принадлежал Ширваншахам, в чьих руках находилась власть Ширвана. Комплекс окружен высокой крепостной стеной, которая в древнее время использовалась для защиты резиденции. Дворец Ширваншахов в Баку

Помимо этих построек, в Старом городе находятся и другие интересные достопримечательности Баку. В их числе Музей миниатюрной книги и Музей археологии и этнографии.

Ичери-Шехер – первый район Баку, который необходимо посетить при визите в Азербайджан. Впечатления будут сказочными, ведь именно в этом месте сосредоточен дух Баку, его вековые традиции и колорит.

Современная архитектура Баку

Какие современные достопримечательности города Баку в Азербайджане стоит посмотреть приехавшим туристам? После прогулки по Старому городу рекомендуется взглянуть на Пламенные башни, чтобы ощутить контраст эпох.

Пламенные башни были построены в 2012 году. Свое название они получили благодаря необычной форме, которая напоминает языки огненного пламени.

Всего возведено три башни:

  • в первом небоскребе располагаются офисные помещения;
  • квартиры второй башни заселены частными жильцами;
  • третье здание принимает гостей роскошного отеля.

Вечером Пламенные башни, эти яркие достопримечательности города Баку, подсвечиваются разноцветными огнями. Зрелище особенно выигрышно смотрится на фоне ночного неба. Пламенные башни в городе Баку

Еще одна современная постройка в Баку – Центр Гейдара Алиева. Авторство проекта здания принадлежит Захе Хадид. Она была выдающимся архитектором мирового уровня. Форма здания динамичная, экстравагантная. Внутри находятся музеи, лектории, залы для культурных конгрессов и конференций. Центр Гейдара Алиева в Азербайджане, город Баку

Современные достопримечательности Баку придают городу праздничность. Несмотря на необычные формы, здания органично вписываются в облик столицы Азербайджана.

Парки и заповедники

Азербайджан славится своей природой и заповедными местами. Чистый воздух, целебные воды и грязи благотворно влияют на здоровье туристов.

Заповедник Гобустан. Он будет интересен всем любителям истории и археологии. В Гобустане практически в идеальном состоянии сохранились наскальные рисунки. О Гобустане снято множество фильмов, сюда постоянно приезжают известные археологи для изучения столь важного культурного наследия. Заповедник Гобустан в Баку, Азербайджан

Упоминая достопримечательности Баку, следует вспомнить о целебных грязевых источниках Гобустана. Полежав в вулканической грязи, можно ощутить прилив бодрости, а кожа станет более гладкой.

Озеро Гёйгёль. Его часто называют местным Байкалом за кристальную чистоту вод. На Севере озера построен санаторий, предназначенный для людей с проблемами дыхательной системы. За озером находится парк-заповедник. Озеро Гёйгёль в Баку

Сад имени Хагани. Он был разбит во второй половине 19 века. Получил название в честь азербайджанского поэта. Символом сада является скульптура Три грации. В саде множество ухоженных аллей, по которым хорошо гулять с детьми. Сад имени Хагани в городе Баку

Природные достопримечательности Баку следует посетить после насыщенных экскурсий по городу. В садах и парках можно обрести настоящий покой, почувствовав единение с природой.

Музеи города Баку

В Баку можно с не меньшим успехом провести культурный отдых. Музеи – такие же достопримечательности Баку, как мечети, парки и модернистские постройки. Какие музеи стоит посетить туристам?

Музей азербайджанского ковра. Отличается необычным оформлением здания. Музей словно завернут в гигантский ковер. Экспозицию составляют ковры из разных исторических эпох. Также в залах можно ознакомиться с народными костюмами, посудой и ювелирными изделиями. Музей азербайджанского ковра в городе Баку

Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви. Фасад украшают восемь скульптур выдающихся деятелей азербайджанской культуры. Изначально музей был исключительно мемориальным, затем расширился до полноценного литературного музея. В экспозиции собраны редкие рукописи, раритетные издания, книжные иллюстрации. Музей азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви в Баку

Музей искусств Азербайджана. Среди музейных достопримечательностей Баку данный музей – самый большой. Состоит из двух корпусов. Его коллекция насчитывает более 17 тысяч разнообразных предметов. Один корпус полностью посвящен истории Азербайджана, в другом выставлены картины русских, европейских и японских художников. Музей искусств Азербайджана в городе Баку

Это лишь малая часть музеев Баку, но для первого знакомства их будет достаточно!

Театры

Любители театрального искусства тоже не останутся обделенными. Достопримечательности Баку – это и драматические, и оперные, и даже кукольные театры.

В первую очередь стоит упомянуть театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова. Когда-то в нем выступали Шаляпин, Плисецкая и другие знаменитости своего времени. Работа театра началась с постановки оперы Борис Годунов. Театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова в Баку

Также следует посетить Русский драматический театр им. Самеда Вургуна. На сцене ставятся знаменитые азербайджанские, русские и зарубежные произведения. Русский драматический театр им. Самеда Вургуна в городе Баку

Многие достопримечательности Баку пережили реконструкции и смены названий и предназначения. Кукольный театр не стал исключением. Изначально его предполагалось использовать как кинотеатр. Затем в нем шли сатирические постановки, музыкальные комедии. Но с 30-х годов прошлого века он стал функционировать как кукольный театр. Его будет интересно посетить как детям, так и взрослым.

Заключение

Достопримечательности Баку придутся по вкусу туристам с самыми разными интересами. В столице Азербайджана никто не заскучает! Осмотреть все за один день не получится. Лучше ехать на неделю, либо выбрать наиболее интересное место из предложенных выше.

Архитектура Баку. Личный опыт

В Азербайджан мы прилетели глубокой ночью, но уже первое, чем удивил нас Баку – аэропорт. Аэропорт Гейдара Алиева – самый крупный аэропорт в Азербайджане, заслуженная гордость столицы!
Это, без преувеличения, шедевр современной архитектуры, особенно решения его внутреннего пространства. Настолько деликатных сочетаний цвета, света и фактуры я не встречала до этого: здесь гармонично сочетаются мотивы традиционной архитектуры, переосмысленные по-новому, и современные конструктивные и архитектурные решения. Ни один, виденный мною до этого, аэропорт не был организован так комфортно, а интерьер не производил такого мощного впечатления. Двусветный зал и антресоль оформлены в бежево-песочных тонах. Крупные формы потолка, пола, и деревянных павильонов имеют ритмический рисунок, сформированный треугольниками и ромбами, которые как бы связывают элементы интерьера в единую композицию.

Благодаря такому рисунку, плавные линии приобретают некоторую строгость и графичность, а светильники смотрятся очень органично в своих нишах-ромбах.
Первые приметы наступающего рассвета стали различимы, когда мы уже находились на пути к отелю. Чтобы добраться до него, мы проехали через весь город, который только-только готовился к пробуждению, и, тихий и таинственный, еще был скован сонным оцепенением. По обеим сторонам дороги угадывались причудливые и загадочные очертания зданий, где-то спрятанные чернильной паутиной листвы, а где-то выбеленные блеклым светом фонарей. Так, например, в предутреннем сумраке легкий ажурный Дворец Ручных Игр показался каким-то фантастическим строением.

Отель, где мы остановились, уютно расположился у самого берега моря, практически за городом, вдали от шума и духоты. День мы провели у воды, наслаждаясь жарким летним солнцем, а вечером отправились в город.
Из туристического района до центра Баку удобнее всего добираться на такси. Это отдельный аттракцион: пассажир может вызвать не обычного таксиста, а настоящего кэбмена. Дело в том, что Баку закупил партию лондонских такси – кэбов несколько лет назад, специально к конкурсу «Евровидение». Эти кэбы покрасили в фиолетовый цвет, благодаря чему их называют «баклажан», и машины продолжают возить пассажиров по Баку, наряду с обычными такси.

Как только солнце заходит за горизонт, по всей длине набережной, по всей центральной части города включается иллюминация! Подсвечены аллеи парков, улицы, даже деревья (не все, конечно, но древние оливы). Причем, подсветка действительно подчеркивает оригинальные контуры здания, выявляя его пластику, как, например, сделано для музея ковра. Форма здания, его фасады представляют собой стилизованный ковер, свернутый в рулон. Причем, покрытие кровли выполнено с рисунком, имитирующим оригинальные традиционные узоры.

…А знаменитые Огненные башни, по форме напоминающие языки пламени, в темное время суток выглядят как гигантский костер. Световая картина на фасадах, правда, меняется, и здесь можно заметить развевающийся флаг Азербайджана, и волны.

Вообще, три этих необычных башни, ставшие архитектурным символом Баку, видны почти с любой точки города, ведь они построены на возвышении, рядом с Нагорным парком.
Нагорный парк – это, наверное, самый главный парк Баку. Отсюда прекрасно видно центр города, набережная Бакинской бухты смотрится светлой лентой, захлестнутой петлей колеса обозрения.

Нагорный парк ранее назывался парком им. Кирова. Он и в советское время, и теперь, служит для прогулок: здесь много зеленых дорожек, тропинок, петляющих по склону. А чтобы не устать по дороге на вершину, отдыхающие могут подняться наверх на фуникулере.
Здесь, наверху устроен ряд смотровых площадок, соединенных между собой лестницами и рампами. На самой высокой точке холма – Вечный огонь

А внизу – внизу «Черный город», как его назвал Борис Акунин в одноименном романе. «Черный» город, где нефть качают прямо в городской черте: на широких степных полосах вдоль берега стоят станки-качалки, а добыча «черного золота» в море ведется с больших платформ с вышками, которые отлично видны прямо с пляжа и из окна гостиницы.

Вечерний Баку – очень яркий и современный город, нарядно обрамленный огнями, но есть здесь места, которые лучше увидеть днем. Одним из них, я считаю, можно назвать «Старый город», Ичери-шехер (дословно –«Внутренний город»). Туда мы и отправились следующим утром, до наступления жары.
Ичери-шехер – старинный жилой район (основная застройка относится к 15-16 вв), где до сих пор живут обычные люди, несмотря на статус историко-архитектурного заповедника.

Туристический маршрут обычно начинается от Девичьей башни, построенной, по всей вероятности, еще в первой половине XII века. Примечательно, что назначение ее до сих пор точно не определено, несмотря на то, что она стала одним из символов Баку.

От башни множество улочек и переулков, опускаясь и поднимаясь, плотной сетью опутывает Старый город. Кстати, представить себе местную атмосферу может, пожалуй, каждый: именно здесь снимали ту часть фильма «Бриллиантовая рука», где герои оказываются в Стамбуле.
Здесь же, на одной из улочек, есть необычная достопримечательность: Музей миниатюрной книги. Коллекция музея включена в Книгу рекордов Гиннеса, как самая крупная коллекция миниатюрных книг. Сам музей был основан супругой Гейдара Алиева в 2002 году, его коллекция пополняется и по сей день, причем не только печатными книгами, но и выполненными вручную. В музее представлены различные жанры и формы литературы. Наиболее ценным экспонатом коллекции является самая маленькая книга в мире — она имеет размеры 2×2 мм, все её 20 страниц с текстом и иллюстрациями можно увидеть только через лупу.

Теряясь в похожести домов и лабиринтах проулков, мы все же вышли к центральной аллее, которая нас привела к дворцу Ширваншахов.

Для постройки дворца Ширваншахов была выбрана вершина холма, возвышающегося над городом. Все здания комплекса дворца Ширваншахов сложены из апшеронского камня-ракушечника. Тонкая теска, искусная подгонка камня к камню и виртуозная резьба характеризуют эти постройки и свидетельствуют о высоком искусстве и мастерстве азербайджанских камнетёсов. Дворец представляет собою двухэтажное здание прямоугольной формы с ломаной линией среза юго-восточного угла. Главный вход устроен в западном фасаде. Через этот вход посетитель попадает в восьмиугольный зал второго этажа, перекрытый куполом со стрельчатыми дверными проемами, ведущими в восточную и южную части дворца. В нишах зала восседали на приемах ширваншах и придворные. За этим залом находится несколько меньшая восьмиугольная проходная комната с шестью дверными проемами. Два из них ведут к узким винтовым лестницам на крышу и в нижний этаж, остальные – в малые комнаты дворца, не сохранившиеся в своем первоначальном виде.

К главному зданию дворца Ширваншахов примыкает Диванхане. Восьмиугольная купольная ротонда окружена колоннадой, к которой с одной стороны примыкает высокий изящных пропорций портал. Все это сооружение помещено в квадратном дворике, три стороны которого украшены такими же арками и колоннами.

В архитектуре отдельных зданий дворца Ширваишахов наряду с местными традициями есть черты, созвучные зодчеству Малой Азии и Ирана, но в целом бакинский ансамбль представляет уникальный по композиции и по мастерству выполнения памятник, не имеющий себе подобных в других городах Востока.
Крытая лестница ведет с верхнего – западного двора на южный, расположенный ниже. На этот двор имеется специальный въезд, который вероятно, служил для военно-хозяйственных целей. Здесь же имеются реставрированные остатки мечети и мавзолей Сеида Яхья Бакуви.
Мавзолей Сеида Яхья Бакуви, расположен в южной части дворцового комплекса и известен в народе под названием мавзолей «деpвиша». Источники сообщают, что Бакуви был пpидвоpным ученым пpи двоpце Шиpваншаха Халилуллаха. Бакуви – ученый XV века – астролог, медик, математик и был суфистом.
Мавзолей имеет восьмигранную фоpму и пеpекpыт восьмигранным шатpом. Он состоит из надземной и подземной частей. Веpхняя часть мавзолея служила для совеpшения культовых обрядов, в нижней находился погpебальный склеп. Внутри мавзолей был орнаментирован и отделан цветной штукатуркой.

На третьем нижнем дворе прямо перед входом находится усыпальница ширваншахов. Вход в усыпальницу оформлен в виде портала с вырезанными на камне листьями и цветами, распространенных в Азербайджане кустов олеандра. Вверху изображены слова из Корана. Под верхней надписью, на фоне олеандр, с обеих сторон портала видны луковицеобразные медальоны.

Согласно надписи на входном портале, здание усыпальницы Ширваншахов построено в 1435 г. В его крестчатом плане видны общие для всего Закавказья традиции крестовокупольных монументальных сооружений. В интерьере обращает внимание система парусов, поддерживающих изящно граненный свод купола).

Разновременные постройки объединены единством масштабов, а также ритмом и соразмерностью основных архитектурных форм — кубических объемов зданий, куполов, порталов. Вместе с тем живописная композиция зданий дворца превосходно связана с окружающим приморским ландшафтом.
Надо заметить, помимо средневековой архитектуры, в Баку интерес представляет архитектура современная. Причем, часто присутствуют смелые формы и сочетания материалов: ломаные линии фасада, металлические панели в сочетании с дуговым остеклением, ажурные конструкции и многое другое.

В настоящем Баку можно назвать энциклопедией современной архитектуры. Общее место для всех построек – бережное сохранение национального колорита: где-то это традиционный орнамент, вплетенный в интерьер, где-то – реплика средневековых куполов, где-то – планировочное решение в сочетании с традиционными материалами, такими, как ракушечник.
На фоне монументальных построек Баку разного времени резко выделяется Центр Гейдара Алиева. Бесспорно, это знаковое для города сооружение, но в отличие от более живой и органичной для Баку архитектуры центра города, выглядит космическим кораблем. Такое впечатление здание создает своими циклопическими размерами и плавными контурами. Спроектировано здание в стиле «архитектуры будущего» архитектурным бюро Заха Хадид. Во внешнем облике узнается почерк мастера с ее любовью к абстрактным ассиметричным формам.
Культурный центр Гейдара Алиева – это комплексное сооружение, которое включает в себя большой зал на 1000 мест, два конференц-зала, музей Гейдара Алиева, выставочные залы, административные офисы, ресторан и подземную парковку. На территории вокруг здания имеются два декоративных пруда и искусственное озеро, но совершенно отсутствуют зеленые насаждения.
Обтекаемые выпукло-вогнутые формы здания созданы из стеклофибробетона и стеклофиброполиэстра. Бетонный каркас здания и металлическая фасадная подсистема скрыты оболочкой и навесным фасадом.

Последнюю ночь перед возвращением на родину мы провели в самом центре Баку, сняв апартаменты в пентхаусе, поближе к звездам.
Небо над Старым городом, костром Огненных башен похоже на тяжелый бархатный шатер, макушка которого держится только на яркой кнопке полной луны, и где-то на горизонте сливается с угольной чернотой Каспийского моря.

Что случилось с Баку и что нас ждет в ближайшем будущем? Интервью Media.Az c архитектором Эльчином Алиевым

За много лет Баку не раз менял свой облик, за эти годы было построено немало новых строений. Некоторые из них гармонично вписались в общую панораму, но часть, к сожалению, мягко говоря, испортили и где-то даже нарушили черты столицы.

В интервью Media.Az известный специалист в области архитектуры и градостроительства, доктор искусствоведения, профессор Эльчин Алиев рассказал о том, что такое «некорректная архитектура», и почему так изуродован облик столицы

– Эльчин муаллим, как человек любящий свой город, к тому же большой специалист своего дела, расскажите, что изменилось во внешнем облике Баку за последнее десятилетие?

– В советское время, которым многие недовольны, строительство велось в соответствии с генеральным планом города Баку. Сейчас не будем оценивать, каким он был, но можно уверенно сказать, что была определенная линия и принятые правила, фактически закон, которому все следовали, и это в некоторой степени защищало город.

С момента же завоевания нами независимости, в первые непростые и неспокойные годы построения государственности, когда было просто не до архитектуры, ситуация сильно поменялась в худшую сторону. Пользуясь хаосом в законодательстве, даже в историческом центре, впритык к уникальным памятникам архитектуры, умудрились построить десятки безликих зданий, что самым плохим образом сказалось на внешнем облике Баку. Сегодня, если посмотреть на город с высоты Нагорного парка, в некоторых его районах вырисовывается не очень хорошая картина: хаотичная застройка без какой-либо архитектурной и градостроительной идеи.

Конечно, ситуация за последнее десятилетие уже поменялась, и в намного лучшую сторону. Но последствия тех ошибок мы будем видеть, и ощущать еще долго.

– В центре города построено много современных зданий. Вы же современный
архитектор?

– Все верно, я современный архитектор и просто обожаю современную архитектуру ХХ века. Например, когда идешь по улице в Нью-Йорке, а на тебя сверху вниз смотрят небоскребы. Это качественная архитектура, где почти каждое здание – шедевр, и над ними трудились и работали профессионалы, причем на основе открытых и прозрачных архитектурных конкурсов. А мы до недавнего времени видели в центральной части большого Баку, за редким исключением, высотные безликие здания, неизвестно кем спроектированные и которые непозволительно строить даже в пригородах и микрорайонах. Эти строения своей уродливостью на десятилетия вперед испортили внешний облик Баку.

– Это вызывает сожаление…

– Одна надежда на то, что город, которому несколько тысяч лет, многое повидал, и это переварит тоже. Но для этого нужно, как минимум, лет сто. Сегодня в Баку часто можно увидеть совершенно не вписывающие в облик города здания – не ломать же их уже. Однако я надеюсь, что будущие поколения будут разумнее и построят им на замену более качественные с архитектурной точки зрения строения.

– Вы довольно часто в своих публикациях используете слово «некорректная архитектура». Что вы имеете в виду?

– Увы, сегодня мы живем в таких условиях, когда критику просто не воспринимают. Вообще, к сожалению, даже культура диалога у нас не развита. Люди не умеют слушать друг друга – и от этого масса проблем, начиная от семейной жизни и кончая чем угодно, даже архитектурой.

Знаете, меня, как доктора наук, некоторое время назад пригласили в Москву поучаствовать в защите одной диссертации. И я стал свидетелем интересной сцены. Выступал соискатель, потом встал его коллега, оппонент, который раскритиковал всю работу в пух и прах. Но после этого, как я увидел далее, они остались друзьями и продолжили общаться, как будто ничего и не было – они сумели отделить личные отношения от рабочих, профессиональных. Не обидеться друг на друга.

Представляете, что будет, если я сейчас в Вашем интервью легонько, причем обоснованно, покритикую кого-то из своих коллег? Я точно превращусь в заклятого врага! Это и есть отсутствие культуры правильного восприятия критики. Поэтому я стараюсь говорить мягко и называю такую архитектуру, которую критикую, «некорректной». Боюсь писать что-то более жeсткое, чтобы не сильно обидеть своих коллег. На самом же деле я имею в виду ту самую ужасную архитектуру, которая полностью испортила облик города.

К сожалению, с каждым годом мы и так теряем исторические здания, целые кварталы, районы Баку – невозможно противостоять объективному развитию города. Посмотрите на многие дома двух- и трехэтажной постройки, возведенные не приезжими знаменитыми архитекторами, а нашими местными, простыми умелыми строителями конца XIX века. Их «золотые» рабочие руки, умение, их любовь к своему дому, к своему делу, их аккуратность в деталях выражались в симпатичной застройке, символизирующей архитектурно-строительную культуру нашего народа. Эти постройки имеют и градостроительную ценность, так как определяют облик города наряду с его планировочной структурой, пространственной организацией и ландшафтными особенностями. А ведь именно эти двух- и трехэтажные дома сейчас активно разрушаются, официально, к сожалению, не являясь памятниками архитектуры. Я понимаю и не спорю – город должен развиваться, ведь это объективная реальность. Должны сноситься одни здания, а на их место приходить другие. Хотим мы этого или нет, это просто неизбежный и нормальный процесс. Но очень важно другое – и это волнует больше всего: какого качества будет новая архитектура? На замену старой должна приходить именно качественная и современная новая архитектура. И, конечно же, немалое значение имеет и то, кто проектирует и создает ее.

– Но ведь очень многие красивые постройки в центре города принадлежат рукам иностранных архитекторов…

– Все эти здания я обожаю, это современная и великолепная архитектура. Это предмет моей гордости, как горожанина. Например, английский архитектор Чэмпэн Тейлор спроектировал ряд красивейших зданий в центре города. Все они украшают облик Баку. Или мой турецкий коллега Керем Эргиноглы, с которым я недавно подружился.

Однако есть проекты и моих азербайджанских коллег, которые никак не хуже по качеству проектирования. Баку должен гордиться работами Наримана Имамалиева, Ильгара Беглярова, Назима Велиева, Санана Саламзаде, Александра Гарбера, Камала Мусаханова, Джахангира Ахундова и других моих коллег. Причем это не просто архитекторы – это личности. Вообще считаю, что настоящий архитектор должен стараться преследовать более глобальные цели, нежели узкое проектирование и строительство зданий. Создатели современной архитектуры ХХ века, были, на мой взгляд, не просто художниками. Они были и активными гражданами, и философами. Эта традиция, к сожалению, сейчас утрачена: чем успешнее современные мастера, тем больше они замкнуты в своем ремесле, тем меньше они участвуют в жизни общества.

– Баку всегда славился своим расположением, как амфитеатр…

– Совершенно верно, и далеко не все города мира могут похвастаться таким расположением. Именно благодаря этому, из любой точки города у бакинцев всегда была возможность увидеть море. А последние годы все чаще наблюдаю строительство высотных жилых зданий вдоль линии набережной бакинского Приморского бульвара. Это же не правильно и некорректно по отношению к тем, кто проживает за такими высотными застройками. Ведь мы страна традиций и всегда действовало негласное правило, основанное на взаимном уважении: не перекрывать своей этажностью панораму своему соседу и оно действует до сих пор на Абшероне – многие, кто строил дачи, знают это.

А почему сегодня мы видим, как на первой же линии, рядом с Приморским бульваром, строятся многоэтажные жилые дома-небоскребы? Ведь они перекроют и красивый вид, и свежий воздух с моря. Не это ли лучше всего свидетельствует об уровне культуры и профессионализме архитектора, выполняющего работу? Я молчу о заказчиках – их мотивы как раз-таки понятны: заработать побольше денег. Но профессиональный архитектор не должен так поступать. Кстати, ни один из перечисленных выше моих азербайджанских коллег не согласился бы выполнить такой проект, несмотря на острую необходимость зарабатывания денег и содержания своих семей.

– Может тут играет роль еще и вопрос образованности?

– Нет, тут, скорее, отсутствие культуры. Есть очень много образованных архитекторов, но с низким уровнем культуры. Видимо, они и исполняют такие заказы.

– Сегодня за облик города фактически отвечает Государственный комитет по градостроительству и архитектуре Азербайджана…

– На смену Аббасу Алескерову, профессионалу своего дела, Allah ona rəhmət eləsin, пришел новый председатель Самир Нуриев, с которым я знаком по работе в «Ичеришехер». И там были только положительные эмоции. К сожалению, я не бываю в Комитете, однако со стороны внимательно отслеживаю ситуацию, которая, как я вижу, меняется в правильном направлении – и мы все, профессионалы своего дела, обязаны помочь этому процессу и новому руководству Комитета. После нескольких указов уважаемого господина Президента, полностью поменявших и переломивших в лучшую сторону ситуацию со строительством в городе, создана хорошая законодательная база для движения вперед. И я надеюсь, что так и будет, и это самым благотворным образом скажется на моем родном городе.

– Ведь с последствиями принятых решений мы сталкиваемся ежедневно….

– Еще бы! В вопросы градостроительства входят все сферы нашей повседневной жизни – и с этим мы сталкиваемся ежедневно. Например, неправильно спроектированные дороги, которые приводят к большим транспортным проблемам. И порой десятиминутную дорогу приходится ехать за час – и всe из-за того, что специалист, ее проектировавший, был недостаточно квалифицированный, или взят на работу по протекции.

Отдельный вопрос к тем, кто строит и асфальтирует наши дороги. Этих людей вообще не волнует будущее нашего города. Они даже Божьего гнева не боятся! Достаточно пройти среднему моросящему дождю, как на всех новых дорогах и магистралях образуются большие лужи и потоки воды, которые приводят к многочисленным авариям и трагедиям – воде просто некуда деться! А сколько аварий случается, и сколько наших сограждан гибнут из-за этого! А все потому, что сотни километров новых проложенных и заново асфальтированных за последние годы дорог сделаны без ливневой канализации. Это же вопиющее преступление и обман государства! Даже наша центральная магистраль, наша гордость – проспект имени Гейдара Алиева – при слабом дожде полностью покрывается тонкой пленкой воды, и автомобиль начинает «плавать» в ней. А на высокой скорости – я имею в виду свыше 100 км/ч – есть большой риск аварии. Поэтому и вынуждена дорожная полиция постоянно ограничивать скорость движения. И это в XXI веке, когда в любой развитой стране вне зависимости от погодных условий, даже при сильнейшем ливне, нет никаких ограничений скорости движения: дороги остаются почти сухими. Кто ответит за это? Почему не сделали ливневую канализацию? А я уверен, что в проектах она была предусмотрена, и средства были выделены – ну невозможно проектировать и реконструировать дороги без ливневой канализации! Видимо, эти деньги ушли и в несколько сотен частных дорогих автомобилей, сегодня ездящих по этим же самым дорогам.

Представляете, какую глобальную задачу, созданную и оставленную его предшественником, нужно решить новому мэру Баку Эльдару Азизову? Все эти дороги надо заново раскопать, провести канализацию и заново заасфальтировать. Это же миллиарды манат и десятки тысячи потерянных наших часов в нервотрепке автомобильных заторов!

– Возвращаясь к генеральному плану города Баку. Он вроде был принят ранеее, а недавно появилась информация, что он только разрабатывается…

– Я так понимаю, что новый генеральный план города начал разрабатываться. К сожалению, у меня мало информации по этому поводу. Могу сказать, что некоторое время назад меня пригласили в Государственный комитет по градостроительству и архитектуре на встречу с представителем компании «The Boston Consulting Group» и спрашивали моe мнение по ряду вопросов развития города.

– В заключениие поделитесь, что стоит менять, чтобы вернуть Баку прежний облик?

– Расскажу вам одну интересную историю, которую прочитал на одном сайте буквально вчера и она меня поразила. В те дни, когда космические исследования еще только начинались, американский президент Джон Кеннеди посетил базу NASA, располагающуюся на мысе Канаверал. Он встретился со многими известными учeными и исследователями. Он встретился с людьми, чьим величайшим стремлением было покорить космос и однажды прогуляться по поверхности Луны. Он пообщался с администраторами и бухгалтерами и многими другими, кто прилагал свои силы к тому, чтобы проект был воплощeн в жизнь. С мужчинами и женщинами, которые испытывали судьбу, настойчиво стремились к цели и были горды своей деятельностью. И вот идя по коридору уже к своему лимузину, он наткнулся на склонившегося над горкой мусора седого негра, в одной руке которого был пакет для мусора, а в другой – совок. Это могло показаться излишним, но президент вежливо спросил его: «А что вы делаете здесь?». Разогнув спину, уборщик внимательно посмотрел на президента и с чувством собственного достоинства, сквозившим в его голосе, ответил: «То же, что и любой человек. Я работаю, чтобы сделать возможным полет человека на Луну. Вот чем я здесь занимаюсь».

Самое важное, как я считаю, победить безразличие людей к происходящему вокруг нас, приобщить каждого человека к большому общему делу развития города и страны. Только тогда все изменится.

В настоящее время я приглашен для участия в огромном проекте реставрации зданий в центральной исторической части города, осуществляемой по поручению руководства страны. Одновременно капитально реставрируются сотни зданий. И я часть своего времени провожу на объектах проектирования, много общаюсь с людьми, живущими в этих самых зданиях. И как бывает обидно, когда вижу безразличное отношение людей к своей парадной, к своему дому, к своей улице, к своему городу. Получается, что их не интересует состояние снаружи их квартиры, за порогом своего дома. Разве содержать в чистоте и опрятности свою парадную, входную дверь, балкон, а я еще не говорю о фасаде дома, должны не жители этого здания? Где наши добрые доблестные азербайджанские традиции конца XIX века, когда парадная дома была не хуже интерьеров квартир?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: