Незаконная иммиграция: реалии, которые нужно знать

О новых разъяснениях законодательства об уголовной ответственности за организацию незаконной миграции

Новые разъяснения законодательства об уголовной ответственности за организацию незаконной миграции (статья 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) даны в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 09.07.2022 № 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

Организация незаконной миграции – это совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Россию, незаконного пребывания в России, незаконного транзитного проезда через территорию России, включая въезд в Россию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной.

Преступление считается оконченным с момента создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, независимо от того, совершены ими такие действия или нет.

Если лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконного пересекло Государственную границу (например, выступив в качестве проводника), то его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 322.1 и 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, последняя из которых предполагает ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации.

Если организация незаконной миграции включает фиктивную регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, то такие действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных статьей 322.1 и статьями 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих уголовную ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства.

Под фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства понимается фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения такого гражданина в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.

Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учета факта нахождения такого гражданина в месте пребывания в помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического пребывания (проживания).

Лицо, совершившее фиктивную регистрацию или фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Под способствованием раскрытию преступления понимаются действия лица, совершенные как до возбуждения уголовного дела, так и после его возбуждения, направленные на оказание содействия в установлении органами следствия времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нем самого лица, а также в изобличении соучастников преступления.

Вопрос о наличии либо об отсутствии оснований для освобождения лица от уголовной ответственности по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объема совершенных лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Что нужно знать эмигрантам о российских законах

5 историй от тех, кто переехал

Эмиграция может принести не только радость, но и проблемы.

Если человек переехал за рубеж и сохранил российское гражданство, он должен исполнять законы сразу двух стран. Теперь ему нужно платить налоги по правилам того государства, в котором он живет, и не забывать об ответственности перед родиной.

Бывает трудно разобраться, что именно требует Россия от своих граждан, покинувших пределы страны. Рассказываем, какие сложности могут возникнуть при переезде и как не нарушить закон.

Как платить налоги

Ситуация. Азат не может разобраться, как платить налоги. С одной стороны, большую часть года он живет не в России, с другой — работает на российскую компанию и владеет на родине недвижимостью.

Как по закону. В такой ситуации гражданин не считается налоговым резидентом, поэтому платит налоги по особой ставке.

Почему так. В законе прямо написано, что налоговыми резидентами признаются только те, кто живет в России не меньше 183 дней в год. А вот гражданство, место работы и наличие недвижимости на это не влияют.

Нерезиденты платят налоги только с тех доходов, которые получают из источников в РФ. Это могут быть зарплаты в российской компании или прибыль, полученная от сдачи в аренду российской квартиры. Ставка НДФЛ в таком случае будет повышенной: не 13%, как у резидентов, а 30%. Значит, если большую часть года жить и работать за рубежом, а также не иметь в России недвижимости, то платить в РФ налоги вообще не придётся. Но это касается только тех, у кого в договоре указано, что место работы — иностранный город. Если по бумагам нерезидент работает в России, он обязан платить налог по повышенной ставке.

Отчисления делать не надо, если жить большую часть года за рубежом, работать на иностранную компанию и не иметь в России недвижимость. Еще можно написать в договоре, что место работы — иностранный город, и не придется платить НДФЛ.

Читайте также:
Отдых в Анапе с детьми у моря, цены, куда поехать недорого?

Если нерезидент владеет квартирой в России, он обязан платить налог на имущество. Хорошая новость: ставка по нему не отличается для резидентов и нерезидентов. Зато если нерезидент захочет продать квартиру раньше, чем истечет минимальный срок владения недвижимостью, отдать в бюджет придется 30% от вырученной суммы. Воспользоваться вычетом и уменьшить налог не получится: нерезидентам эта льгота не предоставляется.

Как быть. Если мужчина сотрудничает с российской компанией официально, налоги за него должен платить работодатель. Если начальство не знает, что мужчина не является налоговым резидентом, лучше поставить его об этом в известность.

Узнать, есть ли задолженности по налогу на квартиру и другое имущество, можно в личном кабинете налогоплательщика на сайте nalog.ru. Если есть долги, стоит как можно скорее их закрыть: налоговая не забудет про деньги, а взыщет с пенями.

Все, что нужно знать о жизни за границей

Расскажем в нашем новом телеграм-канале для бережливых путешественников Чемодан.

Подпишитесь, чтобы не пропустить лучшие статьи о поездках по миру, России и жизни за рубежом.

Как оформить трудовые отношения

Ситуация. Юлия переехала за границу, но продолжила работать в старой компании на удаленке. Через некоторое время ее перевели с трудового договора на гражданско-правовой, потому что она перестала быть налоговым резидентом РФ. Юлия сомневается, что это законно, и хочет снова заключить трудовой договор.

Как по закону. Перевести работника на гражданско-правовой договор рекомендует Минтруд. Но от этого можно отказаться.

Почему так. Сотрудник компании может работать по трудовому договору и в офисе, и дистанционно, сохраняя при этом все права и гарантии. Но если он переезжает за границу, Министерство труда настоятельно рекомендует работодателям переводить отношения из трудовых в гражданско-правовые. Причин несколько, одна из них — часть норм трудового права действует только в РФ. Еще работодатель не сможет выполнить требования закона и расследовать несчастный случай на производстве, если он произойдет.

Работодатели обычно прислушиваются к Минтруду. Гражданско-правовой договор для них выгоднее, потому что больничные и отпуска по нему не предусмотрены и не надо перечислять взносы на социальное страхование. Но работник может напомнить начальству, что это всего лишь рекомендация: закон не запрещает заключать трудовой договор даже с тем сотрудником, который работает в другой стране. Правда, взносы на социальное страхование ему вряд ли пригодятся. Процедура обмена слишком сложная, чтобы получение оплачиваемого больничного за границей было выгодным.

Как быть. Если женщина считает, что трудовой договор для нее выгоднее, она может потребовать его заключить: никакого запрета на это в законе нет. Но стоит взвесить, точно ли это необходимо. Взносы на социальное страхование увеличат финансовую нагрузку на работодателя, а вот сможет ли женщина получить от этого выгоду — неизвестно.

Что делать с ИИС

Ситуация. Егор хочет положить деньги на ИИС, а в следующем году получить вычет 13% от этой суммы. Но есть проблема: в течение года мужчина собирается поехать работать в другую страну и переживает, что это помешает его плану.

Как по закону. За этот год Егор точно получит вычет. Дальше все зависит от срока, на который он покидает страну.

Почему так. Любые вычеты предоставляются только резидентам. Пока Егор живет в России, он обладает таким статусом. Если он положит деньги на счет в этом году, а уедет только в следующем, никаких препятствий для получения вычета нет.

Потом могут возникнуть сложности. Если мужчина уедет в командировку на пару месяцев, а затем вернется — ничего страшного. Но когда общий срок пребывания за границей за год составит больше 183 дней, мужчина автоматически станет нерезидентом и потеряет право на вычет. Еще он будет вынужден платить налог с дохода от сделок по ставке 30% вместо 13%.

Как быть. Прежде чем открывать ИИС, мужчине стоит оценить риски и выгоду. Если работать за рубежом он планирует долго, возможно, ИИС без вычетов и с повышенной ставкой для нерезидентов не принесет ощутимой прибыли.

ИИС можно смело открывать в нескольких ситуациях:

  1. Командировки и другие путешествия не займут больше 183 дней в год. Так гражданин не успеет потерять статус налогового резидента.
  2. Налогоплательщик относится к одной из особых категорий, например едет работать на морские месторождения нефти и газа или является командированным за рубеж военнослужащим. В этом случае срок пребывания в России будет считаться непрерывным.

Как сообщить налоговой о статусе нерезидента

Ситуация. Один мужчина инвестирует через брокерский счет и собирается поехать на учебу в европейский университет. Из-за длительного отсутствия в стране он потеряет статус налогового резидента, и ставка налога по доходам на бирже возрастет. Но брокер по умолчанию будет списывать обычный процент. Мужчина задумался: стоит ли в такой ситуации подавать декларации самому или можно просто утаить смену статуса от налоговой.

Как по закону. От налоговой лучше такие вещи не скрывать. Сообщить о том, что вы стали нерезидентом, можно через брокера или напрямую в ИФНС.

Почему так. Налоговой действительно будет сложно узнать о переезде гражданина за границу. Но это не значит, что налог можно платить по ставкам для резидентов. По закону гражданин обязан самостоятельно подавать декларацию и уплачивать налог, если по какой-то причине налоговый агент не удержал всю положенную сумму. Если этого не сделать, налоговая может потребовать не только закрыть долг, но и уплатить пени и штраф.

Читайте также:
Актуальная информация о высшем медицинском образовании в Германии в 2022 году для иностранных студентов

Как быть. Проще всего обратиться к брокеру. Ему понадобятся документы, подтверждающие, что гражданин нерезидент. Например, это может быть копия загранпаспорта со штампом, подтверждающим выезд за рубеж. Дальше с налогами будет разбираться сам брокер.

За месяцы до изменения статуса налоги исчисляются по старой ставке, а после — по новой. Если к началу следующего года на счету не будет хватать денег для удержания налога, брокер передаст информацию в ИФНС, и налоговая самостоятельно направит уведомление мужчине. Оплатить налог нужно будет до первого декабря.

Если до конца года гражданин не успел уведомить брокера о смене статуса, ему нужно будет подать декларацию самостоятельно. Для этого потребуется получить справку 2-НДФЛ у брокера, заполнить декларацию 3-НДФЛ в бумажном виде или в специальной программе, а потом отправить ее через личный кабинет налогоплательщика.

Как сообщить в Россию о ВНЖ в другой стране

Ситуация. Владимир получил вид на жительство в Нидерландах еще в 2017 году, но до сих пор не сообщил об этом в Россию. Он не знает, обязательно ли это делать, как именно информировать государство и есть ли санкции за просрочку.

Почему так. Когда гражданин РФ получает гражданство другой страны, ВНЖ или его аналог, дающий право на постоянное проживание в другом государстве, он должен сообщить об этом МВД. В теории закон делает исключение для тех граждан, которые постоянно проживают за рубежом, но на практике никто не знает, как это проверить. Те, кто решат воспользоваться этой лазейкой, находятся в зоне риска.

Главная опасность, которая грозит гражданам, не подавшим уведомление, — уголовная ответственность. Если суд решит, что факт постоянного проживания в другой стране не доказан, то может назначить штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы. Пока ведется разбирательство, выезжать из России, скорее всего, запретят.

Сообщить государству о получении вида на жительство можно только лично или по почте. Сроки подачи уведомления зависят от того, находился ли гражданин в России в момент получения документа. Если да, он должен посетить МВД в течение 60 дней после получения ВНЖ. В случаях, когда гражданин получил ВНЖ за рубежом и после этого провел там больше двух месяцев, ему предоставляется 30 дней на подачу уведомления после первого въезда в страну. После этого срок не будет приостанавливаться, даже если приехать только на выходные и сразу уехать.

За пропуск срока штраф небольшой — 1000 рублей. Главное — успеть подать уведомление раньше, чем государство заподозрит, что гражданин просто скрывает иностранный документ.

Как быть. Вот инструкция, которая поможет не запутаться с подачей уведомления:

  1. Выберите, как именно вы будете сообщать государству о ВНЖ. Можно приехать в МВД лично, отправить письмо в одном из отделений Почты России или попросить сделать то или другое представителя с нотариально заверенной доверенностью.
  2. Подготовьте документы. Понадобится заполненный бланк уведомления — форму можно найти в приказе МВД. Еще потребуется копия внутреннего российского паспорта, копия ВНЖ или его аналога, копия паспорта иностранного государства или другого документа, подтверждающего гражданство.
  3. Выясните адрес нужного отделения МВД: это должен быть территориальный орган по вашей прописке. Если нет постоянной, то по месту временной регистрации, а если никакой прописки нет, то по месту фактического нахождения.
  4. Передайте уведомление лично или отправьте ценное письмо с описью вложения по почте, положив в конверт все бумаги. Если письмо отправляет представитель, нужно приложить еще копию его документа и копию доверенности.
  5. Заберите отрывной талон от уведомления. Сотрудник МВД или почты должен будет отдать его вам. Не теряйте этот документ и на всякий случай сфотографируйте: он может понадобиться, чтобы в случае проверки подтвердить подачу уведомления о ВНЖ.

Нелегальная миграция в России

С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.

Определение термина

Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.

Что относится к первому типу:

  • Пересечение рубежей государства в местах, не предназначенных для этого, т. е. где отсутствуют КПП и таможенные пункты;
  • При пересечении границы используются поддельные, просроченные документы или те, что не принадлежат данному лицу либо для пересечения границы документы не используются в принципе;
  • Пересечение границы с надлежащими документами и в соответствующих местах, но с иной целью, чем та, что была указана при заполнении анкеты или при ответе на вопрос работника КПП.

Что относится ко второму типу:

  • Лица, которые легально (или нет) пересекли государственную границу, но при этом не попытались оформиться как беженцы, вынужденные переселенцы или получить временный вид на жительство в государстве;
  • Лица, обратившиеся за статусом беженца/переселенца/вида на жительство, но которым по разным причинам было отказано в обращении;
  • Лица, которые перебираются через Российскую Федерацию в третью страну, но при этом нарушают установленные правила транзита для иностранцев через территорию государства;
  • Те, кто по каким-либо причинам отказались регистрировать своё пребывание в РФ в соответствии с законами России;
  • Те, кто находится в стране дольше того срока, который разрешён им по закону, без попыток продления времени пребывания.
Читайте также:
Харбин, Китай — все о городе с фото

Мифы о нелегальной эмиграции в РФ

За время нелегальной эмиграции на территорию России среди русских начали распространяться различные мифы, касательно данной проблемы, которые со временем были раздуты в СМИ до катастрофических масштабов. К счастью, все эти слухи сильно преувеличены, а некоторые и совсем не имеют под собой стойких обоснований. Но это не значит, что проблем нет или что они не появятся в будущем, поэтому их желательно решать на уровне формирования.

Миф 1: вырождение русских с помощью эмигрантов

В определённых кругах русского общества популярна идея целенаправленной экспансии при помощи эмигрантов стран Закавказья, Центральной Азии и Китая. Как считают сторонники данной идеи: народы этих стран частично целенаправленно, а иногда и нет, заселяют определённые регионы Российской Федерации с целью, чтобы через 20-30 лет на этих землях практически не осталось этнических русских. А также некоторые считают, что при помощи эмигрантов правительства других стран (в первую очередь Китая) хотят «отхватить» некоторые территории России.

Данный миф появился исходя из определённых статистик по миграции в РФ. Источники, из которых были взяты данные часто не проверены и не вызывают доверия. Разные информаторы трактуют различные цифры – где-то пишут, что за последние 10 лет на территорию РФ переселилось около 1 – 2 млн человек, другие приводят цифру 10 – 15 млн мигрантов, а некоторые озвучивают вплоть до 30 млн.

По официальной статистике ООН, за последние 10 лет на территорию России въехало около 12-15 млн человек (как легально, так и нет).

Однако к данным приводится пояснение, что около 85% всех въехавших на территорию страны принадлежали к этническим русским. Следовательно, целенаправленной демографической экспансии простив России нет, либо она носит не такие уж глобальные масштабы.

Миф 2: пройти через южные границы РФ не составляет труда

По мнению некоторых СМИ – южные рубежи Российской Федерации очень легко пересечь нелегальным путём (обход КПП, попытка избежать таможенного контроля или предъявление фальшивых/чужих/просроченных документов). Действительно, на Кавказской и Северо-Западной границе самое большое количество нарушений. На всех остальных КПП тоже находятся лица, желающие нелегально пройти пограничную черту.

По статистике на Северо-Западной и Кавказской границе за год фиксируется до 2000 нарушений, на всех остальных пограничных участках не более 1500 случаев. Однако большинство нарушителей задерживается в последнее время после незаконного пересечения границы.

А также, что касается Северо-Западных рубежей, там где РФ граничит с Финляндией, Норвегией, странами Прибалтики и Беларусью, то здесь чаще фиксируются обратные нарушения, т. е. нелегально пытаются перейти границу со стороны России. Как правило, это так называемые транзитные эмигранты, т. е. те, кто мигрирует из южных стран в Европу, проходя по территории нашего государства, но встречаются нарушения и со стороны граждан РФ.

Однако ситуация с поддельными документами на контрольно-пропускных пунктах встречается достаточно часто (в год фиксируются десятки тысяч случаев). Всех, у кого обнаруживают поддельные/чужие/недействительные документы сразу разворачивают назад, благодаря чему мало кому удаётся пересечь границу данным способом.

Всего нелегально в РФ проходит не более 5 тысяч человек в год, 90% из которых задерживаются и депортируются в ближайшее время после фиксации нарушения.

Миф 3: иностранцы постепенно колонизируют приграничные районы РФ

Один из самых «бредовых» мифов, который практически ничем не обоснован, заключается в том, что иностранные нелегалы ведут хозяйственную деятельность в приграничных регионах (чаще всего, где небольшое число жителей), тем самым пытаясь присвоить определённые территории в пользу соседних государств.

По факту же – максимальное число нерусских граждан, которое было зафиксировано в приграничных районах – около 14% от общего населения региона, этого явно недостаточно для того, чтобы данная территория вышла из состава РФ. А также в ближайшие десятилетия особого прироста мигрантов не ожидается, поэтому национальный состав приграничных территорий сильно не изменится, т. к. большинство нелегалов старается перебраться в крупные города (Москву, Питер, Новосибирск и т. д.).

Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей

Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.

Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.

Миф 5: приезжие из мусульманских стран – это террористы

Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы. Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).

Читайте также:
Как и где оформить финскую визу в Санкт-Петербурге

Влияние нелегальной миграции на социально-экономическое развитие страны

На сегодня потоки миграции населения планеты складываются по разным причинам – религиозным, социальным, политическим, экономическим, военным, национальным. В зависимости от причины, по которой переселяется большинство лиц на территорию РФ, складывается определённое влияние на экономику и социальные взаимоотношения в стране.

Но также стоит учесть, что миграционные потоки не только в РФ, но и во многие другие страны мира формируются из-за резких изменений в количестве жителей планеты. Население прирастает неравномерно – в одних странах оно растёт быстрее, в других местные обитатели идут на убыль. Чаще всего в первую категорию попадают земли третьего мира, где власти не в силах взять под контроль демографическую обстановку.

Соответственно, большинство мигрантов – это жители данных государств с неразвитой/неэффективной экономикой, нестабильной ситуацией в регионе. Влияние на развитие страны, принимающей эмигрантов, складывается от того факта насколько хорошо у властей края получается создать условия для ассимиляции мигрантов и реализации их человеческого потенциала.

С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

С другой стороны, есть и тёмная грань миграции жителей – если государство будет бесконтрольно впускать переселенцев из других краёв, не предъявляя им никаких требований/квот, а также не будет заботиться об их адаптации в принимающем обществе и приспособлении самого общества под потоки мигрантов, то страну может ждать экономический коллапс.

Большое количество выходцев из других стран, которые не отличаются высоким профессионализмом, смогут вытеснить часть местного населения с низкоквалифицированных должностей (трудятся они так же, как и местные, а зарплаты у них ниже), что повлечёт рост безработицы и уменьшение оплаты труда.

Из этого будут вытекать различные этнические конфликты и общее понижение уровня жизни в регионе.

Нелегальная же миграция оказывает в большей части негативное влияние на социально-экономическое развитие общества по нескольким причинам:

  • Нелегалы работают без оформления договора, следовательно, не платят никаких налогов, из-за чего страдает государственная казна, ведь чем меньше денег в стране, тем сложнее её развивать;
  • Лица, находящиеся в нелегальной миграции, плохо поддаются ассимиляции в принявшем их обществе, т. к. они стараются сильно не контактировать с местными, опасаясь, что их выдадут министерству иммиграции. Если большое количество переселенцев из других стран отказывается принимать культуру, язык, менталитет и обычаи принявшей стороны, то это может вызвать в будущем конфликты на межнациональной почве;
  • Рост преступности в стране. Нелегальное перемещение и/или пребывание на территории государства уже само по себе нарушение законов, но, к сожалению, некоторые нелегалы не ограничиваются только этим.

Совершение преступлений мигрантами

В большинстве случаев при их помощи осуществляется продажа наркотиков из-за рубежа в России. А из-за незнания законов страны они чаще совершают другие правонарушения и уголовно наказуемые деяния.

Какие принимаются меры для борьбы с нелегальной миграцией

Основной пик нелегальной миграции в Россию приходился на начало 2000 годов. С этого времени были внесены определённые поправки в законодательство, что существенно снизило проблему нелегалов (особенно нелегальной рабочей силы). Однако незаконное переселение на территорию РФ до сих пор имеет место в достаточно крупных масштабах, что в отдалённой перспективе несёт для страны ряд экономических и социальных проблем. Вот список применяемых мер или тех, что будут использованы в ближайшее время:

  • Введение визового режима с наиболее «неблагополучными» в данном вопросе странами СНГ (в основном из Центральной Азии). А также помимо виз предлагается ввести заключение двусторонних государственных договоров, касательно трудоустройства и обеспечение определённых социальных прав и обязанностей уже работающих, или только трудоустраивающихся на легальной основе мигрантов. Возможно, стоит облегчить процедуру получения российского гражданства для некоторых категорий переселенцев (например, редкостных специалистов);
  • Формирование защиты российского рынка труда от нелегальной рабочей силы из-за рубежа. В первую очередь предлагается ввести серьёзные санкции для фирм и предприятий, которые нанимают нелегалов из-за границы. Плюс ко всему имеется предложение ввода определённой квоты для предприятий по количеству иностранных работников;
  • Укрепление границ. В первую очередь предполагается более эффективное техническое оснащение уже существующих контрольно-пропускных пунктов, и постройка новых. Далее, необходимо вводить серьёзные санкции для лиц (частных и юридических), которые помогают нелегалам попасть в страну, а также закрепится в ней. Кроме того, необходимо улучшить качество контроля на границе и повысить взаимодействие федеральных и региональных властей;
  • Активное международное сотрудничество для обмена опытом в решении данной проблемы с иностранными коллегами с целью улучшения регулировки потоков переселенцев.

Основное внимание миграционным властям необходимо обратить на наиболее проблемные районы – Москву и область, Санкт-Петербург и область, Краснодарский край, Приморский Край, Ханты-Мансийское АО. Контроль за границами, желательно доверить регионам, но и при этом позаботиться об эффективной связи между ними и о руководстве/помощи сверху, которая будет оказана наиболее проблемным зонам по мере необходимости.

10 лучших стран для эмиграции

По мнению читателей Тинькофф-журнала

Некоторые наши читатели мечтают о жизни в другой стране и копят деньги на переезд.

Те, кто уже ответил себе на вопрос «Куда лучше эмигрировать из России?», рассказали нам о своих планах. О том, что повлияло на их решение, как они выбирали страну, как собираются все провернуть, кем будут работать после переезда, а также сколько им осталось накопить, чтобы осуществить все задуманное.

Грузия

Планирует накопить: 2,5—3 млн рублей

В Грузии дешевая недвижимость, комфортный климат, вкусное вино и еда, добрые люди, легко получить вид на жительство. А еще — натянутые отношения с Россией, что тоже несомненный плюс.

Хочу купить квартиру в Тбилиси и начать пока сдавать ее через сервис «Эйр-би-эн-би», а потом переехать, когда буду готов. В следующем году планирую на лето поехать в Тбилиси и подобрать жилье стоимостью примерно 35 000 $⁣ ( 2 283 005
Р ): это даст мне право на получение вида на жительство. Нужно будет сделать ремонт и найти управляющего, но у меня уже есть к кому обратиться. А потом можно начинать сдавать.

Я дизайнер мобильных приложений: работаю в студии, плюс есть пара небольших собственных проектов. Работать могу на удаленке, также могу найти работу уже на месте, так как в Грузии многие знают русский язык и я могу быстро подтянуть английский.

Чехия

Планирует накопить: 500 тысяч рублей

Вообще, я учила польский, но потом узнала, что айтишники хорошо зарабатывают в Чехии. А мой парень как раз сисадмин. Поэтому как-то без особых раздумий решили, что поедем туда. Ему там будет просто найти работу, да и мне тоже: я знаю русский, польский, английский и учу украинский. Скоро начну учить еще чешский. Я работаю копирайтером, поэтому в эмиграции вряд ли смогу этим заниматься: для написания статей знание языка должно быть идеальным. А вот фрилансить переводчиком сразу на пять языков или учить чехов — это можно.

Откладывать деньги пока не собирались, сейчас есть дела поважнее: съезжаемся в свою квартиру, которую нам подарили родители. И да, я-то вот языки знаю, а парень мой — только технический английский. Никак пока что не могу его уговорить хорошо выучить хотя бы английский.

Парень, в будущем муж, получит рабочую визу, а я — за ним. Квартиру продавать не будем, но что-то скопить все-таки нужно будет, на всякий случай. Сначала уедет парень, найдет там работу, на первые деньги снимет квартиру, а потом я приеду к нему. Гражданство получим, когда я рожу в Чехии ребенка: родители получают гражданство автоматически. Сейчас мы оба работаем, чтобы накопить стаж. Думаю, через пять лет спокойно уедем, нам тогда будет около 25 лет.

Канада

Планирует накопить: 500 тысяч рублей

Я переехала в Москву из Питера, а через два года собираюсь переехать в Канаду. Если в Питере не ощущаешь того, что происходит в стране, то Москва — это прямо мини-Россия. Тут собрались люди понемногу из каждого города. Каждый день сталкиваешься с ненавистью и неуважением, хамством, стереотипами о мужчинах и женщинах. А еще здесь высокие цены при низком качестве услуг и товаров. В целом у меня нет ощущения безопасности и комфорта. Государство работает не для тебя, а для себя — это главный аргумент в пользу переезда.

Я выбрала Канаду, потому что кажется, что туда переехать проще всего. Но это не точно. Для меня важен комфорт и чтобы не было жарко. Я бы никогда не выбрала Бали или Таиланд.

Сейчас я работаю и коплю деньги. Кроме того, обучаюсь всему, что может пригодиться в эмиграции, на чем можно будет заработать и что поможет мне по-новому посмотреть на свою работу и профессию.

Сейчас я работаю в офисе копирайтером. Работа завязана на языке. Чем я буду заниматься в эмиграции — пока слабо представляю. Надеюсь, что буду работать удаленно в диджитал-сфере. Может быть, в своей же компании, где работаю сейчас, а может, в другой или даже на какой-то другой позиции. На крайний случай сделаю футболку с надписью «Букеты оптом, привезу через час, звоните: 777-77-77» и буду развозить цветы на велосипеде.

Ирландия

Планирует накопить: 400 тысяч рублей

Мне нравятся многие аспекты жизни в России, но с курсом страны меняются и взгляды окружающих — мне многие уже не рады, в том числе и из-за моей зарплаты больше 40 тысяч рублей.

Когда я выбирала страну, Ирландия показалась мне более безопасной, чем та же Великобритания, да и до гражданства необходимо прожить всего пять лет. Еще я рассматривала Швейцарию: она довольно удобно расположена, — хотя в плане сервисов тех же банков она слишком консервативная, поэтому приоритет у нее для меня ниже.

Собираюсь поехать по программе Skilled worker. Я программист и хочу продолжить этим заниматься. Айтишники ценятся во многих странах, их по-прежнему дефицит на рынке. Еще я знаю английский и немецкий на уровне C1 .

В прошлом году я уже летала на собеседование в Дублин, но не сложилось. Сейчас планирую получить диплом магистра — тоже небольшой плюсик, — приобрести больше опыта в интересующей меня сфере и заняться публичными выступлениями, чтобы добавить их в свое резюме.

Деньги я уже накопила, но их все равно не хватает на первый взнос на жилье. Когда надумаем переезжать, то потратим их. Вообще, не хватает только последнего пинка, поскольку взгляды моего партнера на выбор страны для переезда очень разнятся с моими: он бы предпочел Австралию, США или Германию. И я боюсь, что даже пятилетние отношения не перенесут такой дистанции.

Япония

Планирует накопить: 2—3 млн рублей

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 18.12.2016 2016-12-18

Статья просмотрена: 5921 раз

Библиографическое описание:

Халиуллина, А. И. Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней / А. И. Халиуллина, Л. А. Шагиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36985/ (дата обращения: 28.12.2021).

В статье рассматриваются формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, сделана попытка, выявить недочеты в законодательстве в этой области, показать возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: мигрант, миграция, нелегальная миграция, международная миграция

Проблемы с нелегальными мигрантами есть во многих странах, в том числе в государствах Западной Европы и в США. России в общем списке отведено почетное второе место. По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФ — мигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться?

В современных условиях нелегальная миграция становится реальной угрозой для народов и государств. Многие страны, прежде всего развитые, всерьез заняты проблемой нелегалов, и выделяют на решение этой проблемы немалые силы и средства.

Под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией. Во-первых, усиление иммиграционного контроля во многих странах Запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов. В Западной Европе доля незаконных мигрантов и беженцев, не подавших обоснованных прошений о предоставлении убежища, в общем числе мигрантов возросла с середины 1980-х годов до конца 1990-х годов с 25 % до 50 %.

К нелегальным мигрантам относятся следующие группы лиц:

Первая группа — лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, по поддельным, чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям.

Вторая группа — иностранные граждане, обучавшиеся в странах СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.

Третья группа — это транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца.

Наконец, к нелегальным мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища [1].

В 2016 году сложилась такая ситуация, что нелегально прибывшие граждане за счет незнания языка и норм права в России, взаимодействуя с обществом, становятся причиной массы проблем. По статистическим данным, за последние несколько лет возросло число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.

Стало понятно, что проблематика вопроса, а точнее то, как миграция влияет на внутреннюю жизнь России, представляет собой очень серьезный конфликт интересов. Более того, многие эксперты прогнозируют, что поток мигрирующих граждан только будет увеличиваться в будущем году. Это обусловлено сложной экономической и политической ситуацией в мире. Конфликты в Украине и Сирии, повсеместное ухудшение уровня жизни по странам, менее развитых по сравнению с РФ, — это все причины того, почему люди так желают попасть на территорию России, и 2016 год стал тому подтверждением. Именно поэтому возникла необходимость более жесткого контроля граждан и перемен в законодательной базе.

В современной научной литературе и средствах массовой информации существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. Согласно данным статистики в 2016 году, к странам, для жителей которых миграция в Россию является наиболее типичной, относят:

– Узбекистан (более 2 миллионов человек);

– Украину (более 2 миллионов человек);

– Таджикистан (около миллиона);

– Казахстан (45 тысяч);

– Армения (30-35 тысяч человек).

Строительство в России новых межгосударственных отношений, как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля — эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных [2]. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.

Россия остается, в своем регионе, экономически довольно сильной и после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик, входивших в состав СССР. Обладая суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспечить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существовании. Масштаб теневой (неформальной) экономики предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности. Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий [3].

Другая группа причин включает недостатки законодательства и правоприменительной практики. В России для получения разрешения на легальное трудоустройство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десятков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов. Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Перечислим данную правовую базу: Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и ряд других нормативных актов. В целом они придали российской миграционной политике больше ясности и целенаправленности.

Неурегулированный правовой статус прежде всего наносит ущерб самим мигрантам, приводя к тому, что мигранты стремятся минимизировать свои контакты с государственными структурами, оказываются не в состоянии защитить себя в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве и фактически становятся современными рабами [4].

Нелегальные мигранты стараются как можно меньше общаться и с населением. В результате возникают национальные анклавы, внутри которых часто встречаются криминальные, в том числе экстремистские проявления. В ответ следуют проявления ксенофобии среди населения, обостряются межэтнические противоречия и между самими россиянами.

Необходимость противодействия незаконной миграции обусловлена еще и тем, что это явление связано с такими опасными проявлениями противоправной деятельности, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство и торговля людьми.

В принимающих государствах прослеживаются два подхода к преодолению негативных последствий этого явления. Первый состоит в основном в предоставлении возможности для легализации незаконных мигрантов (их отдельных категорий). Второй подход направлен на ужесточение процедур въезда и пребывания в стране, а также на репрессивную работу миграционных органов. Часто эти подходы политически детерминированы и направлены на получение поддержки определенных социальных групп (это особенно очевидно на примере предвыборных кампаний во Франции и США) [5].

Именно конкретные правовые нормы решили бы большинство проблем, но законодатель по этому поводу молчит.

В среде правоприменителей — миграционных органов — тоже нет единого мнения на этот счет. Но в целом, миграционное законодательство на сегодняшний день их устраивает, хотя им требуется еще немало актов, детально регулирующих отдельные вопросы их деятельности. Например, урегулирование на федеральном уровне вопроса о миграционной инспекции, которая бы следила за законностью нахождения нелегальных мигрантов на территории субъектов РФ и, главное, осуществляла контроль за использованием иностранной рабочей силы предприятиями. Это позволило бы, в том числе, успешнее следить за соблюдением прав нелегалов.

Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабочей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно направлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголовных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабочую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики регионов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, введение балльной системы, с помощью которой на основе ряда личностных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принадлежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фундаментальные отрасли экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наша миграционная политика и миграционное законодательство нуждаются в корректировке. Федеральным органам власти нужно теснее сотрудничать в этой сфере с региональными властями, вникать в их проблемы. И от того, как решится данный вопрос, будет во многом зависеть наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба.

1. Хейфец Б. А. Нелегальная миграция — масштабы и перспективы // Альманах «Восток». — 2006. — № 5

2. Метелев С. Е. . Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России // Закон и право. — 2006

3. Маргания О. Л. CCCР после распада. — СПб: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2007

4. Ягодин С. — Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. — 2003. — № 5

5. Воронина Н. А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. — Москва, 2009

Нелегальная миграция

Конституционно-правовой статус
физических лиц
Основные статусы
Гражданство

Нелегальная миграция — миграция с нарушением миграционного законодательства страны.

Содержание

Терминология

Под определение нелегальных мигрантов попадают следующие категории:

  • Иностранцы, въезжающие в страну или находящиеся на ее территории без документов, удостоверяющих личность, или же с поддельными документами.
  • Мигранты, незаконно пресекшие границу государства, а также те, чье право на въезд является сфабрикованным.
  • Иностранные граждане, находящиеся на территории государства с просроченной визой, а также иностранные студенты, не покинувшие страну по истечению срока учёбы и рабочие с просроченными трудовыми договорами.
  • Дети, рожденные иностранными гражданами на территории государства (зависит от законодательства страны: в частности, в России ребенок признается гражданином, если, по крайней мере, один из родителей является россиянином или оба родителя являются иностранцами, но их ребенку отказано в гражданстве в стране, гражданами которой они являются).

Факторы нелегальной миграции

Среди факторов нелегальной иммиграции выделяются следующие:

  • экономическое отставание стран-«поставщиков» нелегальных иммигрантов от стран-«потребителей».
  • потребность работодателей в дешёвой рабочей силе.
  • попытка нелегального иммигранта избежать уголовной ответственности, к которой он должен быть привлечён на территории той страны, гражданином которой он является (особенно при использовании фальшивых документов, удостоверяющих личность).

Последствия

Одними из самых явных последствий нелегальной миграции являются:

  • Создание предельно низкого стандарта трудовых отношений работодателями, нанимающими нелегальных иммигрантов.
  • Нарушение жилищного кодекса, иными словами перенаселение занимаемых жилых площадей, так как нелегалы или их подрядчики стараются сэкономить на аренде.
  • Разрушение семей, так как мигранты-рабочие вынуждены очень долго находиться далеко от своих семей.
  • Экономическое бремя для налогоплательщиков, так как иммигрантам приходится пользоваться медицинскими услугами в общественных мед. учреждениях, их дети посещают общественные школы, увеличиваются расходы муниципалитетов на поддержание правопорядка, и т.п. Так, ежегодно на лечение туберкулёза у гастарбайтеров из бюджета выделяется 75 миллионов рублей. [1] В это же время нелегальные мигранты и их работодатели не платят налоги; по оценке директора ФМС Ромодановского, бюджет России ежегодно теряет до 40 млрд рублей от неуплаты налогов нелегальными мигрантами. [2]

Недокументированная трудовая миграция в СНГ

Зачастую фразой “нелегальная миграция в СНГ” заменяют фразу “недокументированная трудовая миграция в СНГ”, что является ошибкой. У России нет визового режима со республиками СССР (кроме Грузии и Туркмениии), откуда в основном идёт в СНГ трудовая миграция, поэтому нелегальной миграции из этих республик быть не может. Когда у трудовых мигрантов из стран безвизового въезда бывают не в порядке документы (нет разрешения на работу или нет регистрации, или эти документы просрочены), их следует называть “трудовые мигранты с неурегулированным статусом”, или “недокументированные трудовые мигранты”.

По данным органов власти СНГ: «Экономический ущерб, причиненный СНГ нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более 8 000 000 000 долларов … ежегодно мигранты вывозят из СНГ свыше 10 000 000 000 долларов» — заявил глава Федеральной миграционной службы (ФМС) СНГ Константин Ромодановский, 15.09.2006 [источник не указан 1306 дней] . По экспертным подсчётам из СНГ ежегодно мигрантами вывозится от 2 300 000 000 долларов до 6 540 000 000 долларов

Если, согласно официальным данным, доля иностранных работников составляла в 2009 году 3,1% от общей численности занятых в СНГ, то реальная доля, учитывая нерегулируемую составляющую миграции составит 8-9%. Этот показатель близок к соответствующей пропорции во многих принимающих странах Европы, таких как Италия, Великобритания или Германия.

СНГ в 2009 году официально приняла 581000 трудовых мигрантов. Число недокументированных трудовых мигрантов в СНГ в 2009 году по экспертным оценкам составило 3000000-5000000 человек.

Нелегальная миграция в других странах

В США существует огромная проблема нелегальной иммиграции. По официальным оценкам около 12 миллионов (а по неофициальным около 40 миллионов) нелегальных мигрантов находится в стране. Существует две категории нелегалов: те, кто приехали легально, и остались с просроченными иммиграционными документами, и те, кто пересек границы страны нелегально. Большинство [источник не указан 927 дней] нелегальных мигрантов попали в США через южную границу с Мексикой, в основном из Мексики и других стран Латинской Америки. 90 % — мексиканского происхождения.

Япония

Япония имеет низкий уровень легальной иммиграции и в ней почти не существует нелегальной иммиграции.

Южная Корея

В стране легально работают 2 млн мигрантов, в основном из Китая, Индии и СНГ. Нелегальных мигрантов около 3 000 000 человек, в основном из Арабских стран, КНДР и Китая.

В стране легально работают 3 000 000 человек, а нелегальных мигрантов по разным данным составляет от 4 000 000 до 6 000 000 человек.

Китай

В Китае легально работают 8 млн человек, а нелегальных мигрантов из Пакистана и Индии составляет до 50 млн человек, из которых 300 тысяч приходится на Россию.

Австралия

В Стране легально работает 3 млн человек, нелегально 5 млн человек. При этом количества легальных мигрантов растёт ежегодно на 300 тысяч человек, когда как нелегальных мигрантов уменьшается на 9% ежегодно.

Швейцария

В Швейцарии на референдуме 24 сентября 2006 года две трети жителей (около 70 %) высказались за резкое ограничение иммиграции. Итоги референдума стали результатом деятельности правых политиков. Новые законы станут преградой тем, кто под предлогом политического убежища хочет обеспечить для себя более высокий уровень жизни. Решению народа Швейцарии может помешать присоединение к Шенгенскому соглашению, которое вступило в силу 1 января 2007 года и создаст лазейки для желающих остаться под самыми разными предлогами.

Европа

Особую проблему для Европейского континента несут мигранты из Африки. Так, мигранты из Африки, ища счастья на Европейском континенте, платят по 2 тыс. у.е за перевоз через Средиземное море. При этом доплывают далеко не всегда — часто тонут или гибнут от истощения.

Израиль

  • Алия Бет — нелегальная иммиграция евреев в Палестину в период с 1933 по 1948 годы.
  • Нелегальная иммиграция из Африки в Израиль — явлениe, которое началось во второй половине 2000-х и продолжается по сей день.

Литература

Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования) М.: Гендальф, 2004

Григорьев М., Осинников А. Нелегальные мигранты в Москве. М., «Европа», 2009, 260 стр.

Население России 2009 Семнадцатый ежегодный демографический доклад. Ответственный редактор А.Г. Вишневский М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011, 334 стр.

Ссылки

  • Антон Морван“Негры этого Мира” 13 авг 2012
  • Лариса Косыгина“Россия: Иммиграция в цифрах, рынок труда и ксенофобия – обзор российской прессы” EurasiaNet, 24 октября, 2011
  • Вакуленко Е.С., Цимайло В.В.Учёт нелегальной миграции населения: методы и оценки Демоскоп-Weekly № 479 – 480 26 сентября – 9 октября 2011
  • Население России 2009 Семнадцатый ежегодный демографический доклад. Ответственный редактор А.Г. Вишневский М., Изд. дом ГУ ВШЭ, 2011, 334 стр. раздел 5. Миграция
  • Богуславская О.«Дом с привидениями» (2007)
  • Проблема нелегальной иммиграции в контексте современной реальности
  • Журнал «Отечественные записки» № 4 (19) (2004) Тема номера: Миграция: угроза или благо?
  • Л.Д. Ерохина, М.Ю. БурякНелегальная миграция и организованная преступность: региональные аспекты (2005)
  • Осипов А.Что в России означает понятие «регулирование миграции»? Миграция и национальное государство. СПб.: ЦНСИ, 2004. С. 15-45.
  • Нелегальная иммиграция. Беседа на СвободаNews
  • Карелина Н. А.Нелегальная миграция в США: до и после НАФТА // Нелегальная иммиграция. — Главный редактор В. А. Ионцев. Москва: МАКС Пресс, 2002, с. 94-105
  • Слово в защиту мигрантов
  • Сайт «Нелегалы»
  • Профсоюз трудящихся-мигрантов – занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве исмежных отраслях
  • Комитет «Гражданское Содействие» – благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам
  • Международная организация по миграции в России
  • Immigrant News-Queens – ежедневные новости о законах, публичных акциях, происшествиях, связанных с иммиграцией
  • Democracy NOW! – подраздел известного новостного портала Democracy NOW! c новостями о проблемах иммигрантов
  • COLOR LINES – аналитический сайт о проблемах иммиграции в США
  • Immigrant Magazine – Голос иммигрантов Америки
  • NNIRR – Национальное объединение в защиту прав иммигрантов и беженцев
  • Justice for Immigrants – Католическая ассоциация за создание позитивной реформы в защиту прав иммигрантов
  • Числа-США — оказывает давление и лоббирование против иммиграции
  • VDARE — расистский сайт против нелегальной иммиграции

Высшее образование во Франции

Обучение во французских университетах сегодня является отличной возможностью для абитуриентов-иностранцев получить высшее образование, которое котируется во всех европейских державах. Кроме того, каждый иностранец, успешно закончивший французский университет, имеет право оставаться жить в стране и получить право на работу в Европейских странах.

Панорамный вид на центр Парижа и Эйфелеву башню

Почему стоит выбрать именно Францию

Одна из самых крупных стран Европейского союза, Франция, привлекает не только туристов, но и большое количество иностранных студентов, которые хотят учиться в местных университетах. Что программы бакалавриата, что магистратура – в каждом французском ВУЗе можно получить престижное высшее образование, которое будет признаваться по всему миру.

Франция была известна качеством своего высшего образования еще со Средневековья. Люди из разных городов и стран приезжали во Францию, чтобы получить заветное образование и повысить свой статус.

Здание знаменитого университета Сорбонна в Париже

К сожалению, в настоящий момент образование во Франции не бесплатное. Но по сравнению с англоязычными странами, где год обучения может обойтись в несколько десятков тысяч долларов, стоимость французского образования гораздо ниже.

Кроме учебы в лучших университетах, Франция предлагает достаточно разнообразных развлечений для студентов, которые помогут отвлечься от учебы и немного развеяться. Во-первых, это достопримечательности и музеи. Иностранный студент во Франции может приобрести билет в любое популярное место с огромной скидкой. Также существуют абонементы, которые позволяют посещать определенные музеи, галереи и иные интересные места в течении фиксированного промежутка времени – 1 или 3 месяца.

Система высшего образования во Франции

Система высшего образования во Франции ни чем ни отличается от других стран. Первая ступень – бакалавриат, обучение на котором проходит в течении 3-4 лет. После этого можно продолжить учебу на магистратуре (еще два года). Выпускники магистратуры обычно начинают работать, набираются опыта и только через несколько лет подают заявку на продолжение учебы и получение степени кандидата наук.

Французская система образования

В университетах чаще всего стараются собрать небольшие группы студентов, чтобы на лекциях и практических занятиях каждый получил достаточно информации и помощи от профессора. Французские преподаватели достаточно дружелюбно относятся к студентам, приветствуют вопросы и уточнения, а также могут помочь с трудным предметом, организовав встречу.

Отдельно стоит разобрать систему оценивая в университетах. Во Франции она двадцатибалльная.

Для того, чтобы сдать экзамен или тест, необходимо получить минимум 10 баллов.

А вот 20 баллов получить практически невозможно и французские преподаватели даже не ставят такие оценки.

Франция не отстает от других Европейских стран: программы на английском языке появляются все больше и больше. За счет этого во французских ВУЗах увеличилось количество иностранных студентов со всего мира.

Французские университеты

Самый большой интерес у выпускников школ и университетов вызывают французские ВУЗы. Особенно трудно принять решение в какой университет поступить, когда университетов во Франции порядка сотни. Так как, поступление не ограничено количеством заявок, который может подавать студент, отправить свои документы стоит во всех понравившиеся ВУЗы.

Стоит заметить, что во Франции существует 2 типа университетов – государственные и частные. Самая главная разница в них – стоимость обучения, которая в частных ВУЗах намного выше. Также есть два типа дипломов – государственный и частный. Государственный диплом имеет огромную силу и откроет множество дверей в жизни. При выборе частного университета, стоит обратить внимание, какой диплом выдается по окончанию учебы – государственный или частный.

Во Франции нет как такового бесплатного обучения. Один год во французском ВУЗе обойдется от 1500 евро. Но даже если университет заявляет, что не берет плату за семестр, то это еще не означает, что платить совсем не нужно: обычно существует определенный студенческий взнос порядка 400-800 евро.

Какой язык обучения выбрать

В настоящее время университеты Франции предлагают обучение на французском и английском языках. В случае отсутствия даже базового знания французского, выбор достаточно легкий – программа на английском дает возможность учиться на понятном языке. Но что, если иностранец владеет обоими языками?

В таком случае всегда стоит задуматься о будущем. Если иностранец хочет связать свою жизнь с Францией и остаться после окончания учебы работать в стране, то стоит отдать предпочтение программам на французском языке. Таким образом, студент ежедневно будет улучшать свои языковые знания на лекциях, заводить французских друзей и постепенно интегрироваться в французское общество.

Одной из трудностей, с которой могут столкнуться иностранные студенты, учащиеся на французских программах, строгое отношение профессоров. Особенно это видно на специальностях, где требуется делать множество презентаций и писать большое количество эссе. Стоит приготовиться к тому, что оценивать иностранца будут как французского студента.

Если иностранец не планирует оставаться во Франции по окончанию учебы, то стоит выбрать английскую программу.

Англоязычные программы во Франции достаточно динамичные – много студентов из разных стран, постоянно проводятся различные культурные встречи, вечера, где студенты могут принимать участие: рассказывают о своей родной стране, готовят местные блюда и напитки, делятся особенностями и традициями.

Карта Франции с обозначением основных городов

Как поступить в французский университет в 2022 году

Какие документы нужны для поступления и как происходит прием кандидатов интересует каждого молодого человека, который выбрал университет для дальнейшей учебы во Франции. Требования могут варьироваться от университета к университету, но есть стандартный список документов, без которого не обходится ни одна заявка на поступление:

  • Аттестат об окончании 11 классов.
  • Диплом бакалавра(в случае поступления на магистратуру).
  • Сертификат, подтверждающий знания языка.
  • Резюме и мотивационное письмо.

Документы подаются в электронном виде. На сайте каждого французского университета указана подробная информация о поступлении, куда нужно отправлять документы и кому можно задать интересующие вопросы.

Всегда стоит уделить внимание требованиям университета. Некоторые из них дополнительно требуют пройти тестирование перед зачислением в ВУЗ.

Бакалавриат

Степень бакалавра – первая ступень в системе высшего образования во Франции. Большинство ВУЗов принимают выпускников школ из России и СНГ, но некоторые могут и отказать. Поэтому стоит заранее связаться с университетом и уточнить возможность поступления сразу после школы.

Магистратура

Учеба на магистратуре подразумевает наличие степени бакалавра. Обычно продолжить получать высшее образование можно на специальности, которая в том или ином роде связана с уже полученным бакалавриатом.

Требования к знаниям языка

Одним из обязательных требований к поступлению в французский университет является сдача языкового экзамена. Для французских программ чаще всего сдают экзамены DELF, DALF, и TCF, которые принимаются большинством ВУЗов. Обычно университеты требуют уровня B1 от кандидата. Сдать этот экзамен можно в любом крупном городе России или СНГ в специальном пункте сдачи.

На английские программы принимаются сертификаты IELTS, TOEFL и TOEFIC.

Время подачи документов

Особенно стоит внимательно изучить время приема документов французскими университетами. Обычно приемная комиссия начинается 1 февраля и заканчивается уже 1 апреля. Однако, разные университеты вправе устанавливать свои временные рамки. Поэтому если планируется поступление сразу после школы, стоит договориться с университетом об удобном формате зачисления.

Гранты и финансирование

Один из самых известных французских грантов – грант Эйфеля.Программа предусмотрена для иностранцев, которые хотят бесплатно учиться на программах бакалавриата и магистратуры во Франции. Грант распространяется на любые специальности от менеджмента до инжиниринга.

Другая программа бесплатной учебы во Франции – Erasmus. Это европейская партнерская программа обмена студентами, которая предоставляет возможность поучиться один семестр бесплатно в зарубежном университете.

Расходы студента во Франции

Задумавшись о поступлении во Францию, стоит внимательно изучить цены в стране и посчитать, сколько денег потребуется для жизни студенту.

Одна из основных затрат у иностранца будет оплата учебы. Во Франции нет бесплатного образования, и если не получить грант или дополнительное финансирование, то студент должен оплачивать учебу самостоятельно. Стоимость одного семестра во Франции начинается от 700 евро. Более престижные государственные ВУЗы или частные университеты могут стоить намного дороже.

Другой важной составляющей расходов является арендная плата. Съем комнаты в квартире с другими студентами или контракт с общежитием также необходим для оформления студенческой визы. Обычно стоимость студенческих комнат и квартир начинается от 300 евро, в зависимость от состояния жилья, соседей и месторасположения.

Любой иностранный студент во Франции обязан платить за медицинскую страховку. Стандартный пакет для студентов стоит порядка 60 евро. Конечно же, в план можно включить и дополнительные опции, но стоить страховка будет гораздо дороже.

На питание и транспорт у студента во Франции уходит порядка 400-600 евро в месяц. Подведя итоги, можно сказать, что иностранцу будет достаточно 600-1200 евро для жизни во Франции и учебы в университете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: