Налоговая система в Республике Беларусь в 2022 году

Все о налогах в 2022-м: что нас ждет в новой редакции налогового кодекса

В Беларуси с 2022-го года планируется принять целый ряд правок в Налоговый кодекс, которые поменяют упрощенную систему налогообложения для ИП, изменят ставки по НДС, а также ряд других налогов. Не так давно в белорусский парламент поступила 4-я редакция изменений в Налоговый кодекс. Вместе с консультантом по налоговым вопросам REVERA Светланой Шевченко изучаем, что предпринимателям ждать в 2022-м.

Упрощенная система налогообложения отменяется? Почти

В новой редакции законопроекта планируется, что с 1 января 2022 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением:

  • туристической деятельности;
  • деятельности в сфере здравоохранения;
  • деятельности сухопутного транспорта;
  • услуг по общественному питанию;
  • деятельности в области компьютерного программирования.

2. Налог при упрощенной системе заменяет для организаций, применяющих упрощенную систему, налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

3. Изменены критерии по численности и выручке, при которых организации и ИП не вправе будут применять УСН.

Так, право на применение УСН будет утрачено:

  • организациями, у которых численность работников в среднем с начала года превысила 50 человек;
  • организациями и ИП, у которых валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила соответственно 2 150 000 белорусских рублей и 500 000 белорусских рублей.

4. Ставка налога при упрощенной системе устанавливается в размере шесть процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей.

5. Отчетным периодом по налогу при УСН признается календарный квартал.

Налог на прибыль смогут увеличивать местные власти

Изменения коснутся и налога на прибыль.

Областным Советам депутатов и Минскому городскому Совету депутатов предоставлено право увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах 2 процентных пунктов.

В 2022 году исчисление и уплата налога на прибыль будет производиться по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых до 1 апреля 2022 года. Начиная с 2023 года исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов производится с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

Как ИП будут платить НДС

С 1 января 2022 года индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения, признается плательщиком НДС, если выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки. Ранее такой критерий составлял 465 255 белорусских рублей.

Независимо от критерия выручки (500 000 белорусских рублей) ИП будет признаваться плательщиком НДС, если им будет принято решение об уплате налога, и в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого им будет исчисляться налог, ИП представит в налоговый орган уведомление о принятом решении.

При этом ИП предоставляется право отменить принятое им решение. В этом случае ИП обязан в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении, представить в налоговый орган уведомление об отмене ранее принятого им решения.

Льготы по НДС

С 1 января 2022 года упразднена льгота по НДС и будут подлежать налогообложению обороты по реализации товаров собственного производства продавцом – налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.

Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории РБ, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента.

В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.

НДС на лекарства

С 1 января 2022 год по ставке 10% будет облагаться ввоз на территорию РБ лекарственных средств, прошедших все стадии технологического процесса, за исключением процессов фасовки и (или) упаковки при наличии соответствующего заключения Министерства здравоохранения

НДС для интернет-магазинов

1 июля 2022 года вводится обязанность по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными индивидуальными предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров. Это значит, что зарубежным интернет-магазинам придется платить НДС в Беларуси.

Налоговый кодекс – 2022: обзор основных изменений (по состоянию на 23.12.2021 года)

Наступление 2022 года традиционно связано с принятием многочисленных изменений и дополнений в Налоговый кодекс, многие из которых являются существенными. В нашем алерте мы постарались выделить самые важные новшества наступающего года.

Читайте также:
Цирк в Ярославле в Ярославле — подробная информация с фото

Обращаем внимание, что прочтение любых алертов и обзоров не отменяет необходимости ознакомиться с первоисточником.

Налог на добавленную стоимость

    С 1 января 2022 года индивидуальный предприниматель (далее – ИП), применяющий общий порядок налогообложения, признается плательщиком НДС, если выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и доходов в виде операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)) имущества нарастающим итогом с начала года превысит 500 000 белорусских рублей без учета налогов и сборов, исчисляемых из выручки. Ранее такой критерий составлял 465 255 белорусских рублей.

Независимо от критерия выручки (500 000 белорусских рублей) ИП будет признаваться плательщиком НДС, если им будет принято решение об уплате налога, и в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого им будет исчисляться налог, ИП представит в налоговый орган уведомление о принятом решении.

При этом ИП предоставляется право отменить принятое им решение. В этом случае ИП обязан в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, указанным в ранее представленном уведомлении, представить в налоговый орган уведомление об отмене ранее принятого им решения.
Расширяется перечень услуг, место реализации которых будет определяться по месту нахождения недвижимого имущества.

Так, работы, услуги рассматриваются, как непосредственно связанные с недвижимым имуществом, если они выполняются (оказываются) в отношении конкретного объекта недвижимого имущества, существующего или возводимого, в том числе с целью его физического изменения или изменения имущественных прав на него.

При этом к услугам отнесены:

  • посреднические;
  • юридические;
  • услуги по управлению недвижимым имуществом, за исключением управления инвестиционным недвижимым имуществом;
  • изыскательные работы.
  • К услугам, место реализации которых определяется по месту деятельности покупателя, отнесены услуги, по проведению (организации проведения) в дистанционной форме конференций, форумов, саммитов, симпозиумов, конгрессов, а также лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, мастер-классов, вебинаров, иных обучающих курсов.

    Одновременно такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС, если они будут приобретаться белорусскими плательщиками у нерезидентов.

  • К услугам, место реализации которых определяется по месту деятельности продавца, отнесены:
    • услуги по сертификации;
    • услуги по подтверждению процесса производства.

    Одновременно такие услуги отнесены к освобождаемым от НДС, если они будут приобретаться белорусскими плательщиками у нерезидентов.

  • С 1 января 2022 года упразднена льгота по НДС и будут подлежать налогообложению обороты по реализации товаров собственного производства продавцом – налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли продажи с лизингодателем – налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа.
  • Предлагается не облагать НДС суммы аванса, предоплаты, перечисленные нерезиденту за предстоящее приобретение товаров, работ, услуг на территории РБ, если нерезидент их вернул до срока представления налоговой декларации по НДС за отчетный период, в котором было их перечисление в адрес нерезидента. В этом случае отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг отсутствует и налоговых последствий не возникает.

    Нововведение позволит не только упростить налогоплательщикам администрирование НДС, исчисленного с авансов, предоплаты, но также позволит не отвлекать оборотные средства, не увеличивать затраты налогоплательщиков, имеющих освобождаемые от НДС обороты.

  • С 1 января 2022 год по ставке 10% будет облагаться ввоз на территорию РБ лекарственных средств, прошедших все стадии технологического процесса, за исключением процессов фасовки и (или) упаковки при наличии соответствующего заключения Министерства здравоохранения.
  • Уточняется понятие «клиент» для целей применения экспедитором нулевой ставки НДС при экспорте транспортно-экспедиционных услуг. Так, теперь клиентом могут выступать также иные лица, имеющие право распоряжаться грузом. Например, таким лицом может быть грузовладелец – покупатель, продавец, трейдер (собственник груза) либо лицо, действующее в их интересах.
  • Увеличивается срок возврата сумм превышения налоговых вычетов тем налогоплательщикам, которые получили уведомление налогового орган о представлении сведений и пояснений и не отреагировали (не представили пояснения либо уточненные декларации) в течение установленного срока возврата налоговых вычетов.

    В частности, в этом случае возврат НДС будет произведен не позднее 5 рабочих дней:

    • со дня получения от плательщика дополнительных документов, информации и (или) пояснений либо налоговой декларации по НДС, если они приняты налоговым органом в обоснование установленных в ходе проверки обстоятельств;
    • со дня составления акта камеральной проверки.
      Также предоставляется возможность суммы превышения налоговых вычетов зачесть в счет уплаты авансовых платежей, установленных НК.
  • 1 июля 2022 года вводится обязанность по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными индивидуальными предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров.
  • Налог на прибыль

    1. Изменен состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в частности:
      • уточнен перечень расходов на оплату труда;
      • включены затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды, вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды в полном размере;
      • определен закрытый перечень расходов на рекламу.
        Так, к расходам на рекламу отнесены:
        • расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;
        • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
        • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, за исключением расходов, отнесенных к нормируемым затратам.
    2. К составу прочих нормируемых затрат отнесены:
      • расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, а также расходы на иные виды рекламы;
      • затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованных в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром).

    Это значит, что такие расходы совокупно с иными прочими затратами могут быть учтены при налогообложении прибыли только в размере, не превышающем 1% от выручки с учетом НДС.

  • Областным Советам депутатов и Минскому городскому Совету депутатов предоставлено право увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18%) в пределах 2 процентных пунктов.
  • В 2022 году исчисление и уплата налога на прибыль будет производиться по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых до 1 апреля 2022 года.

    Начиная с 2023 года исчисление налога на прибыль по ставкам, увеличенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов производится с 1 января года, следующего за годом, в котором принято соответствующее решение.

    Налог при упрощенной системе налогообложения

    1. С 1 января 2022 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги, за исключением:
      • туристической деятельности;
      • деятельности в сфере здравоохранения;
      • деятельности сухопутного транспорта;
      • услуг по общественному питанию;
      • деятельности в области компьютерного программирования.
    2. Налог при упрощенной системе заменяет для организаций, применяющих упрощенную систему, налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
    3. Изменены критерии по численности и выручке, при которых организации и ИП не вправе будут применять УСН.

    Так, право на применение УСН будет утрачено:

    • организациями, у которых численность работников в среднем с начала года превысила 50 человек;
    • организациями и ИП, у которых валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила соответственно 2 150 000 белорусских рублей и 500 000 белорусских рублей.
  • Ставка налога при упрощенной системе устанавливается в размере шесть процентов для организаций и индивидуальных предпринимателей.
  • Отчетным периодом по налогу при УСН признается календарный квартал.
  • ​​​​​​​Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство

    Уточнены критерии «фактического владельца дохода». Критерии применяется в отношении начисленных (выплаченных) иностранным организациям дивидендам, процентам, роялти.

    Статус фактического владельца дохода подтверждается, если иностранная организация в налоговом периоде:

    • осуществляет в стране государственной регистрации предпринимательскую деятельность;
    • является непосредственным выгодоприобретателем такого дохода;
    • вправе самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом по своему усмотрению.
    • не является организацией, осуществляющей в основном финансовую и (или) инвестиционную деятельность, которая выполняется непосредственно членом (членами) органа (органов) управления без привлечения к ее повседневному ведению других работников или иных физических лиц, имеющих необходимую квалификацию.

    Подоходный налог с физических лиц

    1. Установлена ставка подоходного налога в размере 20% в отношении следующих доходов:
      • исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;
      • при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом;
      • при установлении контролирующим органом факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша не осуществлялась.
    2. ​​​​​​​Вводится налоговая декларация налогового агента по подоходному налогу.
      Налоговые агенты будут обязаны представлять в налоговый орган декларацию в электронной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
    3. Проиндексирован размер доходов, освобождаемых от налогообложения, а также размер налоговых вычетов.
    4. Предлагается освободить от налогообложения компенсации за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих физическому лицу.
    5. Установлены особенности налогообложения отдельных доходов.
      Так, при установлении контролирующим органом фактов регистрации в СККС дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша не осуществлялась, налог будет уплачивается налоговым агентом за счет собственных средств.

    Кроме того, в случае передачи белорусскими организациями денежных средств физическим лицам на хранение, такие организации будут обязаны уплатить налог за счет собственных средств.

    По мере возврата физлицом денежных средств, переданных на хранение, ранее уплаченная сумма налога подлежит возврату налоговому агенту, уплатившему налог.

  • С 1 января 2023 г. вводится обязанность по предоставлению в электронном виде сведений о доходах физических лиц, включая сведения о льготах и суммах подоходного налога, в порядке и сроки, установленные Советом Министров Республики Беларусь.
  • Трансфертное ценообразование: налоговый контроль

    Правила контроля за трансфертным ценообразование дополнены существенным изменением – в случае превышения порога в BYN 400 000 ТЦО контролю будут подлежать договора займа (как получение, так и предоставление займа), по реализации, приобретению, погашению ценных бумаг, по получению (выплате) процентов (дохода) по кредитам (займам), ценным бумагам, заключенные между:

    1. взаимозависимыми резидентом и нерезидентом»;
    2. взаимозависимыми резидентами, один из которых уплачивает налог на прибыль, а второй освобожден от налога на прибыль.

    Налоговые органы при проверке договоров займа и кредитных договоров на соответствие требованиям ТЦО будут руководствоваться следующей информацией:

    • информацией о ценах (курсах иностранных валют, процентах (доходах) по кредитам (займам)) и котировках, сложившихся по итогам биржевых торгов (аукционов, иных публичных торгов), проведенных в Республике Беларусь или иностранных государствах;
    • данными информационно-ценовых агентств, располагающих сведениями о ценах организаций, их бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, о курсах иностранных валют, ставках процентов по кредитам (займам), кредитных рейтингах доходности долговых ценных бумаг, производных финансовых инструментов.

    При отсутствии информации о сопоставимых сделках по предоставлению (получению) займа планируется использовать информацию о совершенных в сопоставимых условиях банковских вкладах (депозитах), выпусках облигаций юридических лиц.

    Сколько налогов будут платить физлица и как вычислят тех, кто живет не по средствам? Объясняет Минфин

    Малый и средний бизнес замер в ожидании глобальных изменений в Налоговом кодексе Беларуси, но конкретикой их пока не балуют, хотя до вступления в силу многих нововведений остается 2,5 месяца. Пока идет обсуждение проекта, Минфин порционно выдает новые данные. На этот раз ведомство пояснило, какие ИП смогут стать самозанятыми, какие налоги будут для владельцев агроусадеб и кто станет платить новый налог на профессиональный доход.

    Тратите больше, чем зарабатываете? Заплатите повышенный налог

    Если налоговая уследит, что расходы физлица больше его официальных доходов, то с суммы этого превышения с 1 января 2022 года нужно будет заплатить 20% подоходного налога. Что понимается под этим превышением?

    • Вся зарплата в «конвертах», полученная с 1 января 2022 года.
    • Если после новой камеральной проверки сумма доходов оказалась меньше расходов.
    • Если игорный бизнес зарегистрировал в СККС (специальная компьютерная кассовая система) доход от выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которое фактическую выплату не получало.

    К слову, камеральную проверку соответствия доходов и расходов физлица можно будет проводить без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Если будут сведения, что вы тратите больше, чем зарабатываете, у вас могут спросить, откуда деньги. Не смогли подтвердить доход — принимайте проверку.

    ИП смогут стать самозанятыми

    По данным Минфина, на 1 января этого года в стране работало без малого 270 тысяч «ипэшников», из них 84% не имеют наемных работников. Власти решили дать некоторым из них возможность работать в качестве самозанятых.

    «По своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, — объясняет новшества Минфин. — В рамках выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе индивидуальных предпринимателей гражданам перейти в категорию самозанятых граждан».

    С 2022 года для самозанятых граждан расширят перечень видов деятельности с сохранением возможности уплаты единого налога для ИП и иных физических лиц (единый налог). С этого момента уплачивать единый налог смогут такие виды деятельности:

    • ландшафтное проектирование;
    • курьерская деятельность;
    • чистка салонов транспортных средств;
    • содержание могил и уход за ними;
    • аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки и т. д.).

    Спустя год, в 2023 году самозанятые будут платить новый для страны налог — на профессиональный доход (далее — НПД). Для этого нужно будет установить приложение «Налог на профессиональный доход» и направить в налоговую уведомление о его применении. Если выручка за год не превысила 60 000 рублей — платить нужно 10% от доходов (включая предварительную оплату, аванс и задаток), а если превысила эту сумму — то 20% от суммы превышения. Никаких деклараций в таком случае не будет.

    То есть любой «ипэшник» может перейти в самозанятые, если у него нет нанимателя, наемных работников и дохода от пользования имуществом. А может одновременно совмещать деятельность в качестве самозанятого с работой по найму или как ИП. Самозанятым разрешат заниматься любыми видами деятельности, кроме запрещенных. Предполагается, что запрещены будут продажа подакцизных и маркированных товаров; розничная торговля покупными товарами; деятельность, требующая получения лицензии. Но конкретный список пока не готов.

    Налоги для ремесленников и владельцев агроусадеб повысят

    Сбор за осуществление ремесленной деятельности останется, но изменится размер. С 2022 года ставку отвяжут от базовой величины и установят конкретную сумму в рублях, которую будут индексировать в зависимости от инфляции. С 2023 года ремесленники смогут выбирать между уплатой сбора и НПД. Сбор для ремесленников с 1 января составит 62 рубля, для агроэкотуризма — 31 рубль за каждую усадьбу в месяц (сейчас это две базовые в год).

    Кому нужно будет платить налог на недвижимость?

    С 1 января 2022 года физлица — собственники жилых помещений в многоквартирном или блокированном жилом доме (доли в праве собственности или в наследстве на указанное имущество) должны будут платить налог на недвижимость. Сейчас такой налог уплачивают лишь собственники двух и более квартир, а с принятием — также владельцы первой и единственной квартиры. Для расчета налога будут использовать расчетную стоимость квартир, которая будет определяться в НК. А затем от этой суммы владелец заплатит ставку в размере 0,1%.

    Сроки уплаты такие:

    • не позднее 15 ноября 2022 года — авансовый платеж по налогу на недвижимость, указанному в извещении налоговой (плательщик должен получить его до 1 сентября 2022 года). Авансовый платеж — это 50% исчисленных за 2022 год сумм налога;
    • не позднее 15 ноября 2023 года — доплату налога на недвижимость на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 сентября 2023 года.

    Налоговая система в Республике Беларусь в 2022 году

    220013, г.Минск, ул. Дорошевича, 8,

    приемная администрации: +375 17 378-34-12,

    факс: +375 17 353-32-21, +375 17 379-25-75,

    sovadm@minsk.gov.by

    «горячая линия»

    Путеводитель для ИП на 2022 год

    1. Как рассчитать размер обязательных страховых взносов (далее – взносов) в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда) и оплатить? Санкции и штрафы в случае неуплаты взносов.

    Сумма взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда, исчисляется из определяемого индивидуальным предпринимателем дохода за период осуществления предпринимательской деятельности в отчетном году.

    При этом сумма взносов, причитающаяся к уплате, не должна быть менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством в размере 35 % (29 процентов на цели пенсионного страхования и 6% – на цели социального страхования).

    Справочно: При условии, что предпринимательская деятельность осуществлялась весь 2021 год, минимальный размер взносов, подлежащих уплате- 400,00 руб. * 8 (месяц)* 35% (тариф взносов для ИП) + 417,86 руб. * 1 (месяц) * 35% (тариф взносов для ИП) + 418,14 руб. * 3 (месяца) * 35% (тариф взносов для ИП) = 1 705,30 руб.

    Срок уплаты взносов за 2021 год – не позднее 1 марта 2021 года.

    Согласно абзацу 3 пункта 26 Положения об уплате взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение), плательщики взносов обязаны начислять и перечислять в полном объеме и в установленные сроки взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет фонда.

    В соответствии с пунктом 16 Положения на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату уплаты взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет фонда.

    Таким образом, в случае неуплаты, либо неполной уплаты взносов в установленный срок (до 1 марта 2022 года за 2021 год) на сумму недоимки будет начислена пеня.

    1. Как производится уплата взносов?

    Индивидуальные предприниматели и иные физические лица, самостоятельно уплачивающие взносы (а так же в случае уплаты взносов за граждан, которым они предоставляют работу по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) имеют возможность посредством системы «Расчет» единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП) уплачивать взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (ФСЗН).

    Необходимо выбрать вкладку «ФСЗН», нажать последовательно вкладки для выбора региона, в котором находится районный (городской) отдел ФСЗН, плательщиком которого Вы являетесь. Далее требуется выбрать вид платежа:

    – взносы в ФСЗН физ. лиц за себя (код платежа 03512);

    – пеня в ФСЗН физ. лиц за себя (код платежа 13512);

    – взносы ФСЗН физ. лиц за наемных (код платежа 03511);

    – пеня в ФСЗН физ. лиц за наемных (код платежа 13511).

    После этого необходимо ввести учетный номер плательщика ФСЗН (УНПФ 9 цифр).

    1. В каких случаяхиндивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты взносов?

    На основании части 9 пункта 7 Положения освобождаются от уплаты взносов индивидуальные предприниматели, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности:

    • состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм,
    • являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц (данная норма применяется с 29.07.2015);
    • являются получателями пенсий;
    • являются получателями пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
    • получают профессионально-техническое, среднее специальное, высшее образование в дневной форме получения образования;
    • участвуют в реализации программ и проектов международной технической помощи Европейского союза.

    Если у индивидуального предпринимателя имеются вышеуказанные обстоятельства, необходимо представить документы, освобождающие от уплаты взносов за соответствующие периоды.

    1. Как отразить периоды неосуществления (осуществления) предпринимательской деятельности?

    Индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (далее-форма ПУ-3) заполняются на основании начисленных в соответствии с законодательством обязательных страховых взносов за периоды, в которых возникли обязательства по их уплате, и (или) периодов неосуществления деятельности и представляются по коду категории застрахованного лица «10» (индивидуальный предприниматель).

    Суммы начисленных выплат (дохода), на которые начисляются страховые взносы, суммы начисленных и уплаченных обязательных страховых взносов заполняются в разделе 1 «Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносах».

    В графе «Размер страховых взносов, процентов» указываются размеры обязательных страховых взносов в процентах, установленные в соответствии с законодательством для плательщика взносов на пенсионное и социальное страхование и для работника на пенсионное страхование. Для индивидуальных предпринимателей он составляет 35% (29 – 6 – 0).

    В разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» (далее – раздел 2) формы ПУ-3 период осуществления деятельности, за который уплачены обязательные страховые взносы, обозначается кодом вида деятельности «ВЗНОСЫ», период неосуществления деятельности – кодом вида деятельности «БЕЗДЕЙСТВ».

    Форма ПУ-3 представляется в отдел Фонда по месту постановки на учет в электронном формате установленной формы на флеш-носителе с приложением документа на бумажном носителе, заверенного подписью индивидуального предпринимателя.

    Форма ПУ-3 заверенная электронной цифровой подписью сертификата открытого ключа, изданного в Государственной системе управления отрытыми ключами (ГосСУОК), и атрибутного сертификата Фонда может передаваться с использованием глобальной компьютерной сети Интернет путем обращения на корпоративный портал Фонда (portal.ssf.gov.by).

    При отсутствии периодов неосуществления деятельности и задолженности по уплате взносов форма ПУ-3 может заполняться инспектором Фонда.

    Срок представления формы ПУ-3 за 2021 год – не позднее 31 марта 2022 года.

    Рикун Т.А., заместитель начальника Советского районного отдела ФСЗН

    Дайджест № 70. Изменения по налогам и новые формы отчетности с 2022 года

    эксперт Контур.Школы по налоговому учету

    Новое по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество организаций

    Изменения в налоговом законодательстве с 2022 года

    Изменения по НДС

    • С 01.01.2022 года от НДС освобождены организации общепита (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ, п. 3 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 38).

    Важно: если организации общепита или ИП невыгодно применять эту льготу, то она или он вправе от нее отказаться.

    Для применения освобождения необходимо выполнить ряд условий:

    • сумма доходов за прошлый год не превышает 2 млрд руб.;
    • не менее 70% этого дохода получено от оказания услуг общепитом;
    • размер среднемесячных выплат работникам не должен быть ниже среднемесячной начисленной зарплаты в регионе — еще одно условие с 01.01.2024 года.
    • От НДС освобождена реализация медизделий. Регистрационное удостоверение в налоговый орган можно представлять и позже установленного ранее срока — 31.12.2021 г. Закон № 382-ФЗ отменил ограничение по дате с момента опубликования Закона, т.е. с 29.11.2021 года.

    Налог на прибыль

    • С 01.01.2022 года упрощен порядок учета в расходах затрат на санаторно-курортное лечение. Можно учесть в расходах по налогу на прибыль оплату путевок, если договор заключен не только с туроператором или турагентством, но и напрямую с санаторием. Прежнее условие сохраняется только в отношении турпутевок. Работодатель вправе будет относить на расходы компенсацию затрат на санаторно-курортное лечение родителям, супругам, детям работников (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).
    • С 01.01.2022 года скорректированы правила начисления амортизации.

    При реконструкции начинает действовать правило при достройке, дооборудовании, модернизации, техническом перевооружении и т.п.:

    • первоначальная стоимость ОС меняется независимо от размера остаточной стоимости ОС. Если после реконструкции, модернизации, техперевооружении первоначально установленный срок полезного использования имущества не увеличился, то применяется принятая ранее норма амортизации (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).
    • Действующее 50%-ное ограничение на перенос убытков прошлых лет продлено с 31.12.2021 года до конца 2024 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).
    • В доходах при расчете налога на прибыль не учитываются любые коронавирусные субсидии, полученные из федерального или регионального бюджета субъектами малого и среднего предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями.

    Условие освобождения субсидий от налогообложения: организации на дату получения субсидии должны быть включены в единый реестр МСП или относиться к СОНКО. Норма действует с 01.01.2021 года.

    Ранее в доходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитывались любые коронавирусные субсидии, полученные налогоплательщиками, которые включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года, если они ведут деятельность в отраслях, пострадавших от коронавирусной инфекции.

    В конце статьи есть шпаргалка

    • За физических лиц налоговая инспекция с 01.01.2022 года будет передавать работодателю — налоговому агенту уведомление о праве на социальный и имущественный на вычет (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).
    • Новый социальный вычет на физкультурно-оздоровительные услуги физлица смогут впервые применить к доходам за 2022 год (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).
    • Расчет НДФЛ при оплате путевок корректируется:
    • компенсация стоимости первой путевки (если их было несколько) не облагается НДФЛ даже при условии учета их в расходах по налогу на прибыль;
    • при освобождении от НДФЛ компенсации стоимости путевок возрастной критерий детей повышается с 16 лет до 18 лет (24 года — для учащихся по очной форме обучения) (Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ).
    • От налога освобождается доход от продажи жилья многодетными семьями независимо от срока нахождения имущества в собственности при соблюдении ряда условий. Например, если в этом же году либо до 30 апреля следующего было приобретено новое жилье. Этот порядок распространяется на весь 2021-й и последующие годы (Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ).
    • Не облагаются налогом коронавирусные выплаты работникам, такие как, например, субсидии в размере не более 12 792 руб. за установленные нерабочие дни в октябре и ноябре 2021 года. Эти выплаты также не облагаются страховыми взносами. Норма действует с начала 2021 года (Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ).

    Налог на имущество организаций

    • С отчетности за 2022 год в декларации по налогу на имущество не указываются сведения о недвижимом имуществе, которое облагается по кадастровой стоимости (ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

    Если в организации есть недвижимость, которая облагается только по кадастровой стоимости, то декларация не представляется. Налог за налогоплательщика исчислит налоговая по месту нахождения недвижимого имущества.

    Если у организации есть льготы по налогу, о них налогоплательщик вправе сообщить в 2022 году путем подачи в ИФНС заявления. Если этого не сделать, налоговая самостоятельно по имеющимся у нее данным применит льготы.

    • С 01.01.2022 года вводятся единые для всех регионов сроки уплаты налога на имущество организаций — 1 марта года, следующего за налоговым периодом, и авансовых платежей — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Регионы не вправе теперь будут устанавливать свои сроки уплаты (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ).
    • Арендодатель или лизингодатель с 2022 года уплачивает налог по предмету аренды или лизинга (Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ).

    Пониженный тариф страховых взносов для общепита

    Организации общественного питания, у которых среднесписочная численность работников превышает 250 человек, с 01.01.2022 года вправе применять пониженные тарифы страховых взносов (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ).

    Право на пониженный тариф имеют организации и ИП, которые предоставляют услуги общепита через:

    • объекты общественного питания — рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания;
    • объекты общественного питания — вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).

    Применить пониженный тариф в 2022 и 2023 годах можно, если одновременно соблюдены условия:

    • сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд руб.;
    • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов такой организации или ИП составил не менее 70%;
    • С 2024 года добавляется еще одно условие: среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте РФ (Письмо ФНС России от 19.10.2021 № БС-4-11/14783@).

    Новые формы отчетности

    1. Расчет 6-НДФЛ: обновленная форма за 2021 год

    С отчетности за 2021 год представлять расчет 6-НДФЛ и справку о доходах и суммах НДФЛ нужно будет по обновленной форме.

    Новое в расчете 6-НДФЛ:

    • штрихкоды изменены;
    • включена информация по высококвалифицированным специалистам — в раздел 2 добавлены новые строки 115, 121, 142;
    • для зачета налога на прибыль при исчислении НДФЛ с дохода в виде дивидендов в раздел 2 добавлена строка 155;
    • обновлены в приложении коды отчетных периодов (вместо 8 теперь 12 кодов);
    • в порядке заполнения расчета — разъяснения по новым строкам.

    Изменения в справке о доходах:

    • изменены штрихкоды;
    • в разделе 2 — поле КБК и поле «Сумма налога на прибыль, подлежащая зачету» при выплате дохода в виде дивидендов;
    • в порядке заполнения справки — разъяснения по новым полям;
    • в новой редакции изложен раздел 5 — добавлено поле «Сумма налога на прибыль организаций, подлежащая зачету»;
    • появился новый 6 раздел «Сумма дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом, и сумма неудержанного налога», в который вошли два показателя: «Сумма дохода, с которого не удержан налог налоговым агентом» и «Сумма неудержанного налога».

    Расчет за 2021 год представляется не позднее 1 марта 2022 года.

    2. Новая форма РСВ

    Впервые представить отчетность по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@, нужно за I квартал 2022 года. Изменения вызваны переходом на прямые выплаты из ФСС больничных и иных пособий.

    3. С отчетности за 2021 год декларацию по налогу на прибыль нужно представлять по уточненной форме

    4. За 2021 год декларацию по налогу на имущество организаций представляют по уточненной форме.

    • Изменения внесены Приказом ФНС России от 18.06.2021 № ЕД-7-21/574@, вступают в силу с 1 января 2022 года.

    5. Утверждена новая форма декларации по налогу при УСН за 2021 год

    Впервые декларация по новой форме должна быть представлена не позднее 31 марта 2022 года.

    НДФЛ: внесены изменения в коды вычетов и видов доходов

    Налоговая служба внесла корректировки в действующий Приказ ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов», применять которые нужно с 09.11.2021 года.

    • Коды доходов:
    • в новой редакции изложены коды 1400, 2611, 2720, 2790, 3010, 3010;
    • добавлены коды: например, вместо кода 1400 доходы от сдачи в аренду теперь имеют свои отдельные коды 1401 «Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования жилого недвижимого имущества» и 1402 «Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования недвижимого имущества, за исключением доходов, полученных от сдачи в аренду или иного использования жилого недвижимого имущества».

    Сверхнормативные суточные необходимо будет отражать по коду 2015 «Суточные, превышающие 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке за пределами территории РФ».

    Для бюджетных образовательных учреждений добавили код 2004 «Суммы выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, производимые за счет средств федерального бюджета». Добавлены и другие коды.

    • Коды вычетов:
    • В новой редакции изложены некоторые коды вычетов: например, из кода 324 выделен в самостоятельный вычет затрат на приобретение лекарственных препаратов и оставлен только в целях применения вычета за медицинские услуги.
    • Добавлены коды для социальных вычетов: например, код 323 предусмотрен для вычета за лекарства (ранее этот вычет показывали по коду 324), код 329 — для вычета за физкультурно-оздоровительные услуги.

    Ждем разъяснений налоговиков, как с начала года применять коды. У бухгалтера прибавится работы, ведь справка о доходах за 2021 год представляется в налоговую не позднее 1 марта 2022 года в составе расчета 6-НДФЛ за год и коды вычетов нужно будет показывать в унифицированном порядке.

    Шпаргалка

    В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

    Подборка приказов и ключевых писем (за ноябрь 2021 года) 610.1 КБ

    14 декабря 2021 года на очередном заседании Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел шесть вопросов.

    В первом чтении были приняты два законопроекта.

    Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. представил проект Закона «Об изменении законов» (по вопросам налогообложения) (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А.

    Законопроектом, в частности, с 2022 года предлагается:

    комплексное совершенствование норм законодательства о декларировании, включая перенос норм Закона о декларировании в Налоговый кодекс;

    введение акцизов на жидкости для электронных систем курения и нетабачные никотиносодержащие изделия, повышение ставок акцизов на пиво и табачные изделия;

    введение обязанности (с 1 июля 2022 года) по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров;

    отмена льготы по налогу на недвижимость для физических лиц в отношении квартир в многоквартирных жилых домах;

    предоставление права областным и Минскому городскому Советам депутатов увеличивать стандартную ставку налога на прибыль (18 процентов) в пределах 2-х процентных пунктов в отношении плательщиков этого налога в местный бюджет, предусмотрев целевой характер использования этих средств: на финансирование расходов по строительству объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, реконструкции, капитальный и текущий ремонт местных автомобильных дорог;

    повышение предельного размера инвестиционного вычета при исчислении налога на прибыль по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию, транспортным средствам.

    Также в Налоговом кодексе предусматриваются системные изменения в отношении подходов к налогообложению самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей:

    корректировка ставок единого налога для индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан в 2,3 — 4 раза;

    расширение перечня видов деятельности с уплатой единого налога для самозанятых граждан;

    исключение возможности применения упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей в сфере услуг (кроме некоторых видов), с 2023 года полная отмена применения этой системы для этой категории плательщиков;

    установление ставки сбора для агроэкоусадеб в размере 31 руб. в месяц за каждую усадьбу и ставки сбора по ремесленной деятельности 62 руб. в год;

    введение с 1 января 2023 года для физических лиц новой системы налогообложения «налог на профессиональный доход», уплачиваемого посредством цифрового мобильного приложения и заменяющего уплату подоходного налога и страховых взносов в фонд социальной защиты в размере 10 процентов.

    Эти меры направлены на выравнивание налоговой нагрузки этих категорий плательщиков по сравнению с наемными работниками и повышение степени их участия в финансировании государственных расходов.

    Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налогообложения предлагается отменить уплату налога на добавленную стоимость и установить единую ставку налога в размере 6 процентов от выручки.

    Ю.М.Селиверстов также выступил с докладом по проекту Закона «О республиканском бюджете на 2022 год»,с содокладом —председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.

    Проект республиканского бюджета и расчетные показатели по бюджетам областей и г. Минска на 2022 год разработаны на основе положений программных документов по социально-экономическому развитию страны с учетом складывающейся экономической ситуации.

    Законопроектом предлагается определить объемы доходов, расходов и дефицита республиканского бюджета.

    В 2022 году предусматривается включить в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: фонда национального развития, республиканского централизованного инновационного фонда, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда универсального обслуживания связи и информатизации и республиканского фонда гражданской авиации.

    Доходы республиканского бюджета на 2022 год прогнозируются в сумме 27 827 460 695 рублей. Структуру доходов республиканского бюджета составляют налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

    Основными налоговыми источниками доходов республиканского бюджета в 2022 году являются налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности.

    Расходы республиканского бюджета на 2022 год составят 30 672 181 344 рубля.

    В 2022 году основными целями для сектора государственных финансов будут являться обеспечение экономического роста на основе повышения эффективности использования внешних и внутренних ресурсов в интересах роста благосостояния населения Беларуси и сокращения региональных диспропорций.

    В 2022 году сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, выплату пенсий, стипендий, пособий, другие выплаты, а также на выполнение государственных социальных стандартов. Бюджетное финансирование позволит обеспечить стабильное функционирование отраслей образования и здравоохранения.

    На 2022 год формирование республиканского бюджета произведено с дефицитом 2 844 720 649 рублей.

    Во втором чтении парламентарии приняли проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах», о котором рассказала член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Горваль С.А.

    Законопроект предусматривает передачу полномочий Главы государства по изменению границ свободных экономических зон Совету Министров Республики Беларусь.

    Так, указание на данные полномочия Президента Республики Беларусь исключается из статьи 7 Закона Республики Беларусь «О свободных экономических зонах». Необходимые дополнения вносятся в статью 8 Закона о СЭЗ, определяющую полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере создания и функционирования свободных экономических зон.

    Предусматривается, что с инициативой изменения границ свободной экономической зоны могут выступать областные (Минский городской) исполнительные комитеты и администрация свободной экономической зоны.

    При этом законопроектом определяется, что решение об изменении границ свободной экономической зоны при включении в ее границы территорий, на которых расположены земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным землям сельскохозяйственного назначения, лесным землям лесного фонда (природоохранным, рекреационно-оздоровительным и защитным лесам), принимается Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

    Предлагаемые законопроектом изменения обеспечивают выполнение задачи последовательного совершенствования законодательства о свободных экономических зонах, направлены на активизацию инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования за счет ускорения процесса начала реализации новых инвестиционных проектов.

    Три законопроекта были приняты в двух чтениях.

    Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Ананич Л.С. и член этой же Постоянной комиссии Здорикова Л.Е. представили проект Закона Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа».

    Проектом Закона впервые на законодательном уровне признается факт геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Кроме того, вводится уголовная ответственность за отрицание геноцида белорусского народа, содержащееся в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования.

    Законопроект также содержит положения, реализация которых будет направлена на увековечение памяти жертв геноцида и призвана вывести на более качественный уровень информационную, просветительскую, учебно-воспитательную работу по формированию адекватной нравственной и общественно-политической позиции граждан.

    С докладом по проекту Закона «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2022 год»выступила Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А., с содокладом — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.

    Данный законопроект определяет источники формирования доходов бюджета фонда, их объем и направления использования средств фонда, устанавливает порядок исполнения бюджета фонда.

    Доходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 21 440,6 млн. рублей или 109,5 процентов к бюджету фонда за 2021 год.

    Основную долю в структуре взносов на государственное социальное страхование занимают обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан — 98,1 процента или 19 010,1 млн. рублей.

    Обязательных страховых взносов, уплачиваемых организациями, в которых обеспечивались денежным довольствием военнослужащие срочной военной службы, предусмотрено в сумме 1,5 млн. рублей (менее 0,01 процента).

    Взносы на профессиональное пенсионное страхование рассчитаны в сумме 228,0 млн. рублей (1,2 процента).

    Неналоговые доходы бюджета фонда составляют 322,6 млн. рублей, из них наибольший удельный вес (54,2 процента) приходится на доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования в сумме 175,0 млн. рублей, другие неналоговые доходы составляют 147,6 млн. рублей.

    Субвенции из республиканского бюджета составляют 1738,4 млн. рублей, основная масса которых это расходы, которые согласно законодательству, осуществляются из республиканского бюджета.

    Расходы бюджета фонда рассчитаны в сумме 21 093,5 млн. рублей или 109,6 процентов к бюджету фонда за 2021 год.

    Основную сумму расходов 16 120,1 млн. рублей (76,4 процента расходов бюджета фонда) предусматривается направить на финансирование пенсионного обеспечения.

    Объем средств на финансирование расходов на выплату пенсий запланирован в бюджете фонда с учетом сохранения реального размера пенсии по возрасту и обеспечения соотношения среднего размера пенсии по возрасту и средней заработной платы работников республики (после уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в бюджет фонда на государственное социальное страхование) на уровне не ниже 44 процентов.

    Общая сумма расходов бюджета фонда, направляемых на финансирование пособий, составляет 6 330,2 млн. рублей или

    30,1 процента расходов бюджета. Кроме того, запланировано финансирование по другим статьям расходов в соответствии с целевым назначением средств фонда.

    В целом, бюджет фонда на 2022 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 347,1 млн. рублей, которые в соответствии с законодательством подлежат накоплению. Исполнение бюджета фонда будет осуществляться через единый казначейский счет.

    О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных наградах Республики Беларусь» проинформировали Министр юстиции Республики Беларусь Хоменко С.Н. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Волков И.В.

    Положения Закона о госнаградах дополнены новыми государственными наградами, которые позволят выделить военнослужащих и приравненных к ним лиц, совершивших подвиги, проявивших себя при выполнении боевых (специальных) задач в особых условиях и с риском для жизни: орденом «За воинскую доблесть» и медалью «За боевые заслуги». Предусмотрена также возможность награждения орденом «За личное мужество» и медалью «За отвагу» гражданских лиц за самоотверженность, проявленную при защите суверенитета, независимости, территориальной целостности и конституционного строя Республики Беларусь.

    Законопроектом предусмотрено право организаций, воинских частей (подразделений), соединений Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований использовать названия орденов Республики Беларусь, которыми они были награждены, на своих официальных геральдических символах, официальных сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет, бланках документов, титульных листах и обложках официальных периодических и непериодических изданий. Это будет способствовать укреплению престижа и авторитета удостоенных государственными наградами организаций, воинских частей (подразделений), соединений Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, а также будет являться дополнительным способом официального признания их заслуг перед обществом и государством.

    В целях повышения значимости награждения орденом Матери и исключения возможных случаев злоупотребления предусмотренными в этой связи социальными гарантиями, а также с учетом практики применения Закона о госнаградах законопроектом предлагается уточнение оснований представления к награждению орденом Матери, в частности установление требования о необходимости проживания детей, за которых женщина представляется к награждению орденом Матери, на территории Республики Беларусь не менее 5 лет в случае, когда гражданство этих детей является приобретенным.

    Кроме того, в законопроекте закреплена норма о недопустимости представления к награждению орденом Матери многодетных женщин, которые ранее получили аналогичную награду в других государствах за рождение этих же детей.

    Умные города, экотуризм, циркулярная экономика. Как будет развиваться «зеленая» экономика в Беларуси до 2025 года?

    Постановлением Совета Министров от 10 декабря 2021 г. № 710 утвержден Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь на 20212025 годы.

    «За последние три десятилетия «зеленая» экономика не только заняла центральное место в глобальной повестке дня, но и выступает активным драйвером экономического роста, содействуя достижению Целей устойчивого развития. Большинство стран мира переориентировало свою экологическую политику на переход от традиционной модели, в которой охрана окружающей среды рассматривается как нагрузка на экономику, к модели, в которой экология выступает двигателем развития, то есть к «зеленой» экономике», – говорится в документе.

    В качестве стратегической цели утвержденного плана определено развитие инклюзивной, умной и цифровой «зеленой» экономики, содействующей достижению экономического роста.

    Развитие «зеленой» экономики в республике основывается на принципах:

    • устойчивого развития;
    • инклюзивности;
    • межсекторальности;
    • инновационности;
    • научности;
    • экоэффективности и достаточности;
    • ресурсосбережения;
    • управления отходами как ресурсами;
    • повышения конкурентоспособности и укрепления занимаемых позиций на мировых рынках с учетом глобальных тенденций экологизации;
    • транспарентности;
    • международного сотрудничества и ответственности.

    Нацплан призван сформировать комплекс мер по приоритетным направлениям в соответствии с основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы, включая содействие достижению «зеленого» экономического роста в условиях сохранения природного капитала и повышение занятости путем создания «зеленых» рабочих мест.

    В число приоритетных направлений развития «зеленой» экономики в нашей стране вошли:

    • внедрение принципов устойчивого потребления и производства;
    • развитие экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики);
    • развитие производства органической продукции;
    • развитие экологического туризма и агроэкотуризма;
    • формирование умных и энергоэффективных городов;
    • развитие электротранспорта (инфраструктуры) и городской мобильности;
    • смягчение последствий изменения климата и адаптация к климатическим изменениям;
    • сохранение и устойчивое использование биологического и ландшафтного разнообразия;
    • развитие сферы «зеленого» финансирования;
    • образование, подготовка кадров и социальная вовлеченность;
    • научное обеспечение перехода к «зеленой» экономике.

    Согласно плану особое внимание должно уделяться разработке отраслевых и региональных стратегий развития, позволяющих учитывать как отраслевые особенности, так и социально-экономическое состояние территории, а также потребности населения, в том числе и наиболее социально уязвимых групп.

    Документом определены мероприятия, направленные на реализацию нацплана. В частности, в перечень включены мероприятия по:

    • развитию экологической сертификации и экомаркировки;
    • разработке законодательства в сфере обращения химических веществ в части ограничения использования оксопластмасс и микропластмасс;
    • продвижению «зеленых» маркетинговых стратегий в области устойчивого производства среди организаций Республики Беларусь;
    • разработке и принятию Стратегии развития экономики замкнутого цикла (циркулярной экономики) Республики Беларусь на период до 2035 года;
    • созданию сетевой интернет-платформы для информирования бизнеса о лучшей практике в части внедрения принципов циркулярной экономики;
    • совершенствованию законодательства об обращении с отходами, а также в области производства и обращения органической продукции;
    • повышению комфортности и безопасности условий проживания с постепенным переходом к ландшафтно-усадебной урбанизации, созданием и развитием сети поселений нового типа;
    • развитию сети зарядных станций для электромобильного транспорта на территории Республики Беларусь;
    • реализации Концепции развития велосипедного движения в Республике Беларусь;
    • разработке Стратегии долгосрочного развития Республики Беларусь с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года;
    • внедрению механизма добровольного экологического страхования;
    • развитию системы «зеленых» государственных закупок.

    Ожидается, что запланированные мероприятия будут реализовываться в рамках выполнения госпрограмм на 2021–2025 годы.

    Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

    По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
    При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

    Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите «Ctrl+Enter».

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: