Фотографии Бородинской панорамы

Отзыв: Музей-панорама “Бородинская Битва” 1812 (Россия, Москва) – Не ограничивайтесь только зданием панорамы, и за его пределами есть что посмотреть.

Приветствую читателей моего отзыва. Открытие Московского сезона посещения музеев после вынужденного культурного голода мы решили ознаменовать походом в музей-панораму «Бородинская битва». Я была в этом музее еще в школьные годы, теперь решила познакомить с ним сына, благо по школьной программе они недавно закончили изучение нетленного произведения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Одновременно с панорамой мы также посетили музей «Кутузовская изба», который находится рядом.

Расположение музея удобное по транспортной доступности. Рядом станции метро и МЦК. Парковки платные. Желающим посетить музей советую не ограничиваться только зданием, где, собственно, и располагается Бородинская панорама, а посетить также музей «Кутузовская изба» (о нем я тоже расскажу) и осмотреть ряд других объектов, относящихся к событиям войны 1812 года. Но обо всем по порядку.

Билеты в музей-панораму «Бородинская битва» во время нашего посещения можно было приобрести только онлайн, причем на определенный интервал времени, который составлял два часа. Не знаю, насколько строго следят за соблюдением посетителями обозначенного в билете временного промежутка, поскольку, взяв билеты с интервалом 10-12 часов, мы приехали практически к открытию музея. В это время в выходной день еще мало посетителей, и можно спокойно рассматривать экспозицию. Но минус в том, что экскурсионное сопровождение по музею начинается только с 12 часов. На сайте музея я этой информации не нашла, а, конечно, хотелось услышать рассказ экскурсовода, особенно по панораме, где самим разобраться непросто. Мы с сыном вышли из положения, взяв аудиогид, причем ребенку очень понравился такой формат экскурсии, когда можно прослушивать информацию об экспонатах, которые заинтересовали лично его.

Кроме самой панорамы Бородинского сражения в музее есть несколько залов, где представлены картины (много портретов полководцев и других известных персон, имеющих отношение к событиям войны 1812 года), коллекции оружия, обмундирования, предметов военного быта и т. п.

Много картин, изображающих батальные сцены либо знаковые события, как например, ставшее уже хрестоматийным полотно «Военный совет в Филях» художника Алексея Кившенко, или «Отступление Наполеона из Москвы» Адольфа Нортена.

Осмотрев залы музея, мы поднялись по лестнице, которая вела к основной части музейной экспозиции – панораме Бородинской битвы.

Аудиогид нам очень помог, поскольку здесь действительно, говоря словами стихотворения М. Ю. Лермонтова, «смешались в кучу кони, люди…».

На экспозиции предусмотрено несколько точек, откуда с помощью полученной от аудиогида информации можно не только понять, что происходит в этой части батальной сцены, но и обратить внимание на детали.

Например, узнать, что на повозке, что на заднем плане, к палаткам лазарета везут раненого генерала Багратиона.

НО фотографии, конечно, не позволяют создать целостной картины панорамы, прописанной до мелочей. Полотно впечатляет, особенно когда видишь все в первый раз. Интересно даже просто стоять и рассматривать, оживляя в воображении эти события. Автор панорамы – художник-баталист французского происхождения Франц Алексеевич Рубо – создал свой шедевр к столетию Бородинского сражения в 1912 году. Первоначально панорама размещалась в другом месте. Здание, где она сейчас находится, было построено уже в советское время, в 1962 году к 150-летнему юбилею Бородинской битвы.

После осмотра музея-панорамы «Бородинская битва» мы взяли билеты в музей «Кутузовская изба», который расположен позади здания Бородинской панорамы. Билеты продаются только в кассе здания Бородинской панорамы и только с экскурсией. Первый сеанс начинался в 12.00. (на сайте почему-то было указано, что в 11.00). Чтобы попасть в музей, нужно обогнуть здание Бородинской панорамы, и здесь мы осмотрели еще несколько объектов, так или иначе связанных с войной 1812 года. Стены справа и слева от центрального входа украшают плиточные панно, изображающие отдельные сцены, посвященные войне 1812 года. А внизу на парапетах видны пушки – это подлинные пушки армии Наполеона времен войны 1812г.

По правую руку от здания возвышается конная статуя фельдмаршала М. И. Кутузова. Памятник работы советского скульптора Н. В. Томского был установлен здесь в 1973 году к 160-й годовщине со дня смерти полководца.

Обойдя здание Бородинской панорамы, мы обнаружили гранитный обелиск.

Гравировка на обелиске сообщает, что это братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года, павших смертью храбрых в Бородинском сражении. Но никакой могилы под обелиском нет. Он был перенесен сюда с упраздненного Дорогомиловского кладбища.

Миновав обелиск, мы подошли к небольшой часовне.

Это часовня Архистратига Михаила, построенная по проекту архитектора М. Н. Литвинова к столетию Отечественной войны 1812 года. Ее появление на этом месте символично – святой Михаил был небесным покровителем М. И. Кутузова. В часовне был устроен небольшой мемориал в честь знаменитого полководца, поэтому она фактически стала часовней-музеем. После революции 1917г. часовня по счастью не была разрушена, а просто изменила свое назначение, став рабочей столовой. В 90-е годы ее вернули верующим и сейчас здесь проходят богослужения.

Читайте также:
Турция — краткое описание и характеристика страны, материалы о въезде и жизни в ней

И вот, мы подошли к музею «Кутузовская изба». Перед музеем установлен бюст М. И. Кутузова также работы скульптура Н. В. Томского.

Музей «Кутузовская изба» посвящен всего одному событию Отечественной войны 1812 года, но событию, которое имело переломный характер для всего хода войны. Именно здесь 13 сентября 1812 года под председательством фельдмаршала М. И. Кутузова проходило заседание военного совета, на котором было принято решение сдать Москву неприятелю без боя. Подлинная изба крестьянина Фролова, предоставленная для проведения заседания, не сохранилась, она сгорела еще в 1868 году.

Еще один объект упомяну перед переходом непосредственно к избе. Перед избой Кутузова стоит небольшой столб, по форме напоминающий обелиск.

Его установили в 1883 году на месте, где стояла знаменитая изба. А в 1887 году изба была восстановлена, хотя внешне и отличалась от оригинала.

Войдя в музей, мы по приглашению экскурсовода прошли в горницу и расселись по лавкам. Внутреннее убранство по возможности приближено к интерьерам крестьянской избы начала 19 века – здесь и огромная печь с различной печной утварью, и красный угол с иконами, и полки по периметру избы, заменяющие современные кухонные шкафы и буфеты. Прямо перед нами за столом в полном одиночестве сидел фельдмаршал Кутузов.

Устроители музея попытались создать ощущение, что фельдмаршал только что принял ответственное и трудное для себя решение, положив на одну чашу весов сдачу Белокаменной неприятелю без боя, а на другую – сохранение сотен человеческих жизней и боеспособной армии, так необходимых для продолжения войны.

Экскурсия продолжалась час, во время которого мы прослушали рассказ экскурсовода и посмотрели небольшой фильм. В конце экскурсии зашли в другую горницу, поменьше. Выставленные здесь экспонаты в основном посвящены крестьянскому быту. На стендах можно было рассмотреть крестьянскую утварь, игрушки и т. п.

В основном в этой комнате проходят мастер-классы и интерактивные школьные мероприятия. Со слов экскурсовода, из-за неснятых короновирусных ограничений они не проводятся. Но детям, особенно, мальчишкам думаю, интересно было бы облачиться в гусарскую форму (в шкафу мы видели с десяток детских кафтанчиков с эполетами и прочей атрибутикой военных мундиров того времени.) и подержать в руках настоящую картечь. Поэтому рекомендую обратить внимание на появление таких мероприятий в программе музея.

Впечатления от посещения музея-панорамы «Бородинская битва» остались самые положительные. Интересно и познавательно и взрослым, и детям. Единственный минус для меня заключался в неточности информации, содержащейся на официальном сайте музея. Рекомендую также не ограничиваться только зданием панорамы, но и осмотреть расположенные рядом объекты, посвященные Отечественной войне 1812 года. Благодарю за внимание.

Достоинство: Масштабно, интересно, разные форматы подачи информации.
Недостатки – неточности в информации на официальном сайте музея.

bluesmaker

  • Add to friends
  • RSS

BluesMaker`s home

Фото и немного текста

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

В 1912 году к столетнему юбилею было написано эпическое полотно “Бородинская панорама”. Ее заказал художнику Францу Рубо император Николай II. Интересно, что художник Рубо, автор еще двух панорам знаменитых сражений – это “Оборона Севастополя” и “Штурм аула Ахульго” (крупная битва во время войны на Кавказе). Изначально панорама экспонировалась в специальном павильоне на Чистопрудном бульваре. В 1918 году его разобрали, а к 150-летнему юбилею Бородинской битвы на Кутузовском проспекте выстроили новое здание для картины. К очередному юбилею 2012 году музей реконструировали и теперь он встречает гостей во всеоружии.
1. Здание – классика советской архитектуры 60-х.

2. Неподалеку стоит памятник Кутузову, работы Н.В. Томского, автора памятника Гоголю на Гоголевском бульваре и скульптур на мосту Победы. Памятник был поставлен тут в 1973 году.

3. Под остекленной круглой “банкой” по периметру высечены имена героев участников Бородинской битвы.

4. Также по периметру расставлены реальные пушки разных армий и стран, украшенные гербами.

5. Также на стенах монументальные мозаичные панно с суровыми людьми с оружием.

7. И еще. Красота.

8. Заходим в сам музей Тут обширное фойе.

9. Флаг я так понял испанских союзников. Испанцы не очень любили французов. Особенно конечно после оккупации французами Испании, от которой испанской осталось только Кадис и окрестности. Именно поражение в России помогло испанцам и герцогу Веллингтону изгнать французов из Испании.

Читайте также:
Когда дешевле лететь в Доминикану отдыхать по путевке. Советы туристам

10. Тут стоят представители разных слоев и сословий Российской империи 19 века. Слева от солдатика какой-то алкаш с бутылкой.

11. Кроме самой панорамы музей обладает и обширной коллекцией разных вещей той эпохи: костюмов, оружия, портретов и других артефактов. Не знаю, как музей выглядел до реконструкции, но сейчас это хороший современный музей.

12. Война тогда была не то, что сейчас. Достаточно посмотреть на форму солдат, которая была слишком вычурной, слишком помпезной.

13. Да и слишком приметной. Сейчас, основной принцип, по которому делается военная форма – это удобство, защита и маскировка, про форму 19 века такое сказать было нельзя. Театр военных действий, как нельзя кстати к наполеоновским войнам. С одной стороны кровь, смерть, а с другой ровные шеренги идущих в бой солдат, которых из этой шеренги выдергивает очередной снаряд со шрапнелью.

14. Тут есть интерактивная схема сражения. Можно наглядно проследить за битвой. Очень здорово.

15. Раритетные книги, как видно по математике. Геометрия и вообще математика была очень важной наукой для, например артиллеристов, которые должны были участь кучу факторов, для того, чтобы произвести точный выстрел. И эти все вычисления проводили самостоятельно, никаких систем наведения, GPS навигаторов.

16. Еще есть экспонаты с видами Москвы, до вторжения Наполеона. Допожарная Москва, Москва, которую мы навсегда потеряли.

17. Интересные путеводители по. довоенной Москве.

18. Еще интересная часть экспозиции.Французские войска взяв Москву тут же начали создавать свои органы управления.

19. И даже отчеканили медали “Битва под Москвой”, “Вступление в Москву 14 сентября 1812 года”

20. Также много всяких предметов утвари.

22. Очень атмосферно смотрятся инсталляции. Вот разбитая пушка.

23. А вот на привале отдыхают русские солдаты.

24. Еще памятные медали и сувениры. Тут стоит напомнить, что победа в войне с Наполеонов в Российской Империи была примерно тем же, чем сегодня является победа в Великой Отечественной войне. Абсолютно тот же пиетет по отношению к героям, к событиям. Тогда это была самая крупная война, в которой прогремела слава русского оружия.

25. Герои войны, и простые современники.

26. Карикатуры того времени.

27. Забавные статуэтки с образом смешного уже Наполеона. На переднем плане чернильница в виде гробницы Наполеона, довольно цинично.

28. Тонька изучает патриотическую живопись.

29. Интересная экспозиция. Но основное – это все таки панорама. Поднимаемся наверх.

30. Панорама впечатляет. 360 градусов. Даже сейчас в эпоху интерактива и цифрового 3D.

31. Сама картина – непосредственно панорама, расположена на стенах, а пространство до нее заполнено очень реалистичной моделью местности.

32. Вот разрушенная деревня. Очень реалистично. Так как картина находится на отдалении от зрителя, все происходящее очень реалистично. Не хватает только такой же реалистичной звуковой составляющей. В Стамбуле, когда мы были в похожем музее-панораме 1453.=, там звуковая составляющая присутствует и добавляет атмосферности.

33. Кстати, для тех, кто не в курсе, что происходит на картине, можно посмотреть интерактивные подсказки, которые сделаны очень грамотно.

34. Поглядите как реалистично. Бревна с красными огоньками как будто тлеют, красные огоньки мигают – очень.

35. В общем разглядывать можно сколько угодно долго, благо деталей полно. Ходишь вокруг и никто тебя никуда не торопит.

Приятный очень, современный и познавательный музей. Не такой посещаемый, а потому местами очень камерный. Историю надо знать, история должна быть интересна. В этом музее история интересна. Рекомендую к посещению.

Картина «Бородинская битва» Франца Рубо — гимн величайшему сражению войны 1812 года

«Бородинская битва» — картина-панорама Франца Алексеевича Рубо (Franz Alekseevich Roubaud), созданная по заказу Николая II к столетию великой Бородинской битвы, крупнейшего сражения Отечественной войны 1812 года. Это монументальное батальное произведение словно погружает зрителя в самый драматичный и решающий момент боя, делает его участником тех давних событий. Мастер детально воссоздал момент падения Семеновских флешей, когда русские позиции подверглись ожесточенным кавалерийским атакам наполеоновских войск.

На холсте почти не разобрать отдельных людей — он весь эмоция, ярость, «смешались в кучу…». Единственный персонаж, лицо которого обращено к зрителю — русский кавалерист с окровавленным лбом в столпотворении саксонских кирасиров. Бытует мнение, что прототипом этого всадника, опередившего свой отряд и вломившегося в гущу врагов, стал реальный герой — лейб-гвардеец Игнатий Рабас.

Любопытно, как автору удалось детально воссоздать атмосферу боя, все его мельчайшие нюансы. Но не только пыл сражения изображен на шедевре. Художник сумел передать весь трагизм происходящего. Взгляните только на пылающие избы и руины, коней, топчущих несжатый хлеб. А кроме того он с величайшей точностью расставил по местам ключевые фигуры. На нескошенном ржаном поле, где идет бой, сразу же за атакующими кирасирами видна фигура Барклая де Толли. Он возглавляет группу высших офицеров позади рвущихся в атаку кирасиров.

Читайте также:
Музей пастилы в Коломне в Коломне — подробная информация с фото

На заднем плане просматриваются деревенские избы Горок и группа людей. Это штаб Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова, и он сам, наблюдающий за сражением. Неподалеку от деревни расположились резервные войска — Семеновский, Преображенский и Измайловский полки.

Вот фигурка Наполеона на белом коне у Шевардинского редута на берегу Каменки, в окружении четырех телохранителей. А вдалеке видны белые палатки полевого госпиталя и повозка, увозящая смертельно раненого в бою генерала Багратиона.

В той битве приняло участие более 130 тысяч французов, против которых сражались 120 тысяч русских солдат. Потери составили: примерно 43 тысячи русских и около 38 тысяч французов. Михаил Кутузов назвал Бородинскую битву «вечным памятником славы русского оружия». А Наполеон признал, что в том сражении было выказано наибольшее мужество и достигнуты наименьшие результаты за всю его военную карьеру.

  • Название картины: «Бородинская битва».
  • Автор: Франц Рубо (1856-1928).
  • Год написания: 1912 г.
  • Размер: 15 х 115 м.
  • Стиль:Реализм.
  • Жанр: Батальная живопись.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Музей-панорама «Бородинская битва», Москва.

Франц Рубо — великий русский художник-баталист французского происхождения. Он появился на свет в семье эмигранта-книготорговца. С юных лет Рубо интересовала батальная живопись. Еще во времена учебы в Мюнхене он ежегодно приезжал на родину и путешествовал по местам сражений. Итогом этих поездок были кипы этюдов, которые и становились основой для будущих картин.

В начале 1900-х в России принялись готовиться к празднованию векового юбилея Отечественной войны. В 1909 художник получил предложение, исходившее от самого императора, о создании шедевра к этому празднику. Правда, речь шла еще не о панораме, а только об эскизах, которые должны были получить одобрение Николая II.

Первоначально Рубо задумал изобразить бой за батарею Раевского во время контратаки Ермолова и Кутайсова. Увы, царь отклонил эскиз. Художнику было рекомендовано написать атаки наполеоновских кавалеристов — в дело вмешалась политика и расширение Антанты. Художник был страшно недоволен этим советом, но с честью выполнил работу. В 1912-м, осенью панорама впервые предстала перед зрителями в круглом зале павильона, который специально был построен на Чистопрудном бульваре.

Картина «Бородинская битва» Франца Рубо была написана за 11 месяцев. Подготовка же заняла около двух лет. Шедевр с честью вынес все испытания временем, претерпел множество невзгод в годы Великой Отечественной, 14 лет находился на реставрации. С 1962-го картина — центр музейной экспозиции комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.

Музей-панорама БОРОДИНСКАЯ БИТВА

Добру и злу дано всегда сражаться.

И в вечной битве зло сильнее тем,

Что средства для добра не все годятся,

Меж тем, как зло не брезгует ничем.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Бороди́нское сраже́ние, или Бороди́нская би́тва (во французской истории — битва у Москвы-реки, фр. Bataille de la Moskova), — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала от инфантерии Михаила Голенищева-Кутузова и французской армией под командованием императора Наполеона I Бонапарта.

История музея-панорамы «Бородинская битва»

  • Температура на Аляске поднялась до рекордных 19 °С
  • Видео: австралиец голыми руками поймал жуткого паука-охотника
  • Сдающих жилье туристам россиян обяжут платить налоги

Открытие панорамы «Бородино» стало частью масштабных торжеств, посвященных 100-летию Отечественной войны 1812 года.

Для размещения панорамы Ф.А.Рубо «Бородино» изначально предполагалось возвести специальное каменное здание по примеру панорамы «Оборона Севастополя».

Однако позднее, в 1911 году, было решено к юбилейным торжествам построить только деревянный павильон, отложив сооружение каменного здания до окончания работ по устройству в Москве Музея 1812 года.

Панорама «Бородино» должна была стать его неотъемлемой частью и располагаться либо непосредственно в здании Музея, либо по соседству.

25-26 августа (7-8 сентября по новому стилю) в 100-летнюю годовщину великой битвы император Николай II, высшие сановники государства и представители правительства присутствовали на Бородинском поле.

27-30 августа торжества продолжились в Москве. Программа была насыщенна многочисленными и разнообразными событиями, но открытие панорамы стало среди них одним из самых значимых.

Новый музей сразу стал пользоваться большим успехом, за 5 лет его посетило около 150 тысяч человек.

Но весной 1918 года панорама, которая, по словам современников, «представляла величайшее художественное произведение», стала не нужна новой власти и была демонтирована.

Читайте также:
Музей Гарри Поттера в Лондоне - как добраться, стоимость входных билетов в 2022 году

В 1962 году панорама Ф. А. Рубо отреставрирована в центральной научно-реставрационной мастерской бригадой художников под руководством М. Ф. Иванова-Чуронова.


Для её размещения на Кутузовском проспекте было возведено специализированное здание. 18 октября 1962 года в Москве вновь открылся Музей-панорама «Бородинская битва».

Описание событий на панораме «Бородинская битва»

Командный пункт генерала Д.С. Дохтурова.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Наполеон предпринял вторую попытку разбить русских на левом фланге у деревни Семеновской.

Линия фронта в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления Багратионовых флешей.

После ранения Багратиона в командование левым флангом вступил «железный» генерал Д.С. Дохтуров. Его можно видеть на первом плане, у барабана.

Через полуразрушенную деревню проходят солдаты Московского и Астраханского гренадерских полков. Офицеры салютуют генералу Дохтурову.

За разрушенными избами на окраине деревни войска, ранее оборонявшие Багратионовы флеши. Перед ними, на белом коне, генерал Коновницын.

Гвардейские полки отражают атаки французской кавалерии.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Русские войска активно обороняются. В стремительном порыве устремились в контратаку солдаты сводно-гренадерской дивизии. Они бегут по легкому дощатому мостику, по колено в воде через Семеновский ручей, взбираются по крутым уступам оврага и на противоположном западном берегу вступают в жестокий рукопашный бой с французами.

По дороге на рысях мчатся два полка кирасир из дивизии И. М. Дуки на помощь русским гвардейским пехотным полкам.

Построенные в каре на Семеновских высотах лейб-гвардии Измайловский, Литовский и Финляндский полки проявили невиданную стойкость и героизм.

В течение шести часов под непрерывным огнем неприятельской артиллерии гвардейцы отражали атаки «железных людей» Наполеона – конницы генерала Нансути. Каждый второй гвардеец остался на поле битвы, однако наполеоновские кавалеристы так и не смогли сломить их сопротивления.

После сражения в рапорте М.И. Кутузов писал: «Полки лейб-гвардии Измайловский, Литовский в сем сражении покрыли себя славою в виду всей армии».

Огонь по противнику ведет русская гвардейская артиллерия, расположенная вдоль Семеновского ручья.

Схватка русских гренадер с дивизией Фриана.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

«Генерал Дюфур (подкрепленный Фрианом) кинулся через овраг и подошел даже к Семеновскому. Тут можно было подумать, что французы разрезали нашу армию; но это ненадолго!

Недолго праздновали неприятели! Полки гренадерские: Киевский, Астраханский, Сибирский и Московский уже ревели ура. Четыре стены приближались, неся ружье наперевес. Сошлись и кинулись колоться.

Генерал-лейтенант Бороздин 1-й предводительствовал ими. Гренадеры, работая штыком и прикладом, выжили французов из гнезд, в которых они не успели еще отсидеться.»

Так описал этот напряженный момент сражения, его непосредственный участник, Ф. Н. Глинка.

Семеновское. Багратионовы флеши.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Одна за другой следуют атаки французской пехоты: огромной лавиной наступает дивизия Фриана. Ее наступление поддерживает артиллерия генерала Сорбье.

У леса – захваченные французами Семеновские (или Багратионовы), флеши. Лучшие силы французской армии были брошены на эти укрепления: пехотные корпуса маршалов Даву, Нея и Жюно, конница Мюрата.

Обороняли флеши войска 2-й Западной армии под командованием Багратиона. В течение шестичасового боя стремительными контратаками, яростными рукопашными схватками героические защитники флешей отразили семь атак неприятеля. И лишь к полудню, когда был тяжело ранен Багратион, русские оставили укрепления.

Потеряв около 30 тысяч убитыми и ранеными, французы сумели потеснить русских только на 700 метров. Наполеон не добился своей главной цели – французы не смогли прорвать линию обороны русских.

Командный пункт Наполеона.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Вдали – Шевардинский редут – командный пункт Наполеона. По обе стороны от него – «Старая» и «Молодая» гвардии. Вдали на белом коне во главе свиты – Наполеон.

Со всех сторон к нему спешат гонцы. Они сообщают о безуспешных атаках, о беспримерном сопротивлении русских, просят подкрепления.

Идет восьмой час сражения, но Наполеон так и не добился успеха ни на левом фланге, ни в центре.

Атака саксонских кирасир.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Пытаясь прорвать левое крыло русских, Наполеон севернее деревни Семеновской бросает конницу; мы видим, как атакует корпус Латур-Мобура.На первом плане саксонцы, за ними вестфальцы.

На пути неприятельской конницы встает естественная преграда – Семеновский овраг. Расстроились стройные ряды кавалерии, на всем скаку всадники осаживают лошадей и небольшими группами преодолевают овраг. Ослабела атака конницы.

Читайте также:
Виза на Ямайку для россиян: как получить, срок и стоимость

Художник здесь подчеркивает, что позиция, выбранная Кутузовым для генерального сражения, была неудобной для наступающей армии Наполеона.

У обочины дороги за движением кирасир наблюдает главнокомандующий французской резервной кавалерией маршал Мюрат.

Кавалерийский бой во ржи.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Завязывается ожесточенная схватка между неприятелем и русской кавалерией. «Кавалерийский бой во ржи» – один из кульминационных, самых динамичных и напряженных фрагментов панорамы.

На всем скаку, грудь в грудь, сшиблись саксонские и русские кирасиры. В самом центре сцены – русский кирасир, образ которого является олицетворением мужества и героизма всей русской армии, русских воинов, готовых к самопожертвованию ради спасения Родины.

На втором плане драгуны Киевского и Новороссийского полков контратакуют польских улан генерала Рожнецкого.

После нескольких часов кровопролитного боя неприятель был отброшен назад.

Горит село Бородино. Белая церковь Рождества – единственный немой свидетель героической славы русского оружия, сохранившийся до наших дней.

Подвиг неизвестного героя.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

В центре кавалерийской схватки – русский кирасир, который в ходе боя потерял головной убор, получил многочисленные ранения. Однако, несмотря на это, он мужественно отбивается от неприятелей.

Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Горки – командный пункт русского главнокомандующего фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Впереди, в зеленом мундире, командир бригады генерал Бороздин-2-й.

Вдали, у деревни Горки, командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба М. И. Кутузов. Все 15 часов шестидесятисемилетний полководец спокойно и уверенно руководил сражением.

Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден».

Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.

Раненого генерала П.И. Багратиона увозят с поля битвы.

Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ссылку: панорама “Бородинская битва”

У дальних берез расположились лейб-гвардии Семеновский и Преображенский полки, находящиеся в резерве.

Поодаль, ожидая команды к атаке, стоят Кавалергардский и Конногвардейский полки, цвет русской кавалерии. Мимо них по дороге к перевязочному пункту у деревни Князьково тянутся повозки с ранеными.

В последней, запряженной тройкой лошадей, увозят с поля битвы тяжелораненного генерала Багратиона. Офицеры, привстав на стременах, в последний раз приветствуют героя Бородина.

“Мастер панорам”

Франц Алексеевич Рубо родился в Одессе, в семье французского коммерсанта в 1856 году. В родном городе закончил художественную школу и в 1877 году поступил в Баварскую Королевскую академию художеств в Мюнхене. Его учителем был известный мастер батального жанра Ю.Брандт. Во время учебы Ф.А.Рубо часто приезжал в Россию, много путешествовал по Украине и Кавказу. В 1885 году художник получил заказ на создание серии полотен для Тифлисского военно-исторического музея.

В 1896 году Ф.А.Рубо закончил работу над своей первой батальной панорамой — «Штурм аула Ахульго», посвященной взятию в 1839 году русскими войсками укрепленной крепости имама Шамиля в Северном Дагестане.

В 1905 году Российской публике была представлена панорама, созданная художником по заказу императорского правительства, посвященная героической обороне Севастополя в годы Восточной войны (1853-1856).

Панорама «Бородино» — третья и самая впечатляющая панорама, созданная Мастером. Работа над нею началась в 1910 году и завершилась в августе 1912 года, когда в России торжественно отмечали 100-летие Отечественной войны 1812 года.

Бородинская битва является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех однодневных, бывших до него.

В дальнейшем обе стороны приписывали победу себе, однако непреложным фактом является то, что в ходе битвы французской стороне не удалось добиться ни одного из желаемых результатов.

Русским войскам, сражавшимся в обороне, удалось сдержать намного более опытного противника, не дать ему одержать решительную победу и завладеть стратегической инициативой.

Лучше всех об этом написал сам Наполеон: “… из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…”

Отзыв: Бендерская крепость (Молдавия, Бендеры) – Впечатляющие виды и много истории! Обязательна к посещению гостям!

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели Отзовика!

Хочу рассказать об одной из основных достопримечательностей нашего края с богатой историей – Бендерской крепости. Тем более, в течении последнего десятилетия мне удалось побывать там несколько раз!
Находится Бендерская крепость на берегу реки Днестр в городе Бендеры, на юге Молдавии (а вернее Приднестровья).
Она была построена турками еще в VI веке, в период вхождения г. Бендеры в состав Османской империи. А позже завоевана русской армией и на протяжении двух столетий являлась объектом военно-стратегического назначения. До 2008 года там располагались русская, советская, а затем приднестровская армия.

Читайте также:
Музеи Вены - мой Топ с адресами и ценами на билеты

В 2008 начата глобальная реконструкция Бендерской крепости и она стала доступна для посетителей. Крепость меняется на глазах. Сейчас это любимое место отдыха горожан и основной объект для посещения туристов. И правда – редко кто, побывав в Молдавии, упускает возможность посетить Бендерскую крепость!

Впервые побывала в крепости в 2009 году. Внутрь тогда попасть не удалось, а вот по заброшенным постройкам и руинам снаружи нагулялись вдоволь.

Тогда крепость представляла тихое, заброшенное, заросшее травой место, хранящее в памяти великие сражения и глобальные исторические события.

В 2010 году там уже вовсю шла реконструкция и восстановление разрушенных фрагментов башен и стен!

И вот сейчас, несмотря на некоторые недочеты реконструкции, Бендерская крепость приобрела облагороженный вид и стала одним из основных мемориально-исторических комплексов и главной достопримечательностью г. Бендеры.
А о недочетах и ошибках реконструкции предоставим право судить архитекторам и историкам. Тем более, реконструкция еще не окончена и с каждым годом крепость преображается все больше!

Общая площадь крепости около 67 га. Построена она по типу бастиона, внутри располагается внутреннее укрепление крепости (цитадель), по углам высятся 8 башен.
Это можно наглядно увидеть на макете крепости в музее истории.

Разрушенные на протяжении столетий башни были достроены и перекрыты черепичными крышами. И хоть современная кирпичная кладка отличается от первозданной каменной, а башенки из черепицы не передают атмосферу той исторической эпохи – реставраторам удалось восстановить основные формы сооружений и строений, обеспечить защиту от дальнейшего разрушения, сделать их доступными и безопасными для посещения.

Снаружи крепость окружена земляным валом и рвом, который никогда не заполнялся водой.

В нижней части находятся еще 6 башен.

В процессе реконструкции на территории крепости разбит большой парк Александра Невского, названный в честь великого русского полководца и ставший основным местом отдыха и проведения развлекательных мероприятий.

В парке построили православный храм, а недавно установили бюст Александру Невскому.

Так выглядит парк в будний день:

А так – в выходной и праздничный:

И гулянья в самой крепости:

На территории есть два музея (истории Бендерской крепости, средневековых орудий пыток) и выставочный зал.

В музее истории Бендерской крепости представлены множество стендов с подробной информацией об исторических событиях и интересные экспозиции разных исторических эпох.
Например, одежда и оружие турецкого солдата.

Предметы быта и жизнь жителей крепости того времени.

Фрагменты каменной кладки стен и посуда.

Или сражение русских войск с турками.

Сам музей небольшой, всего один выставочный зал. Но при желании подробно изучить историю и восстановить ход событий того времени там можно провести несколько часов.

Второй музей – средневековых орудий пыток находится в одной из башен крепости.

Его площадь совсем маленькая, все экспонаты представлены в небольшой комнатке при слабом освещении. Такая обстановка создает мрачную зловещую атмосферу, напоминающую о предназначении представленных предметов.

При входе в крепость возведен красивый ресторан “Старый бастион” с живописным интерьером и потрясающими видами. Но в ресторане я не была, поэтому о нем расскажу в следующих отзывах!

Почти каждые выходные в крепости проходят различные мероприятия – театрализованные представления, концерты, выставки, праздничные народные гулянья.
Так провели горожане день основания города Бендеры в 2018 году.

На территории крепости создана аллея славы Славы русских полководцев, на которой находятся памятники великим полководцам, принимавшим участие в завоевании крепости.

Также в крепости установлен памятник Конституции Филиппа Орлика

и бюст барону Мюнхгаузену, который летал на ядре через крепость.

А вот и само ядро, ставшее популярным местом для фотосессий!

В общем есть что посмотреть!
Побывать в башнях, где витает дух великих полководцев, походить по крепостным стенам, посетить музеи, насладиться природой и живописными видами.

А виды действительно живописные!
С высоты башен крепости можно увидеть город Бендеры,

Причем, с каждой башни открывается новая живописная панорама, которую невозможно передать словами и даже фото!

Бендерскую крепость к посещению конечно же рекомендую всем гостям Молдавии и Приднестровья.
Сейчас, в период эпидемии и карантина, стали популярными онлайн экскурсии, и Бендерская крепость не исключение. Так что любителям онлайн туризма советую также обратить внимание!
Запоминающихся вам путешествий и ярких впечатлений!

Читайте также:
Три четверти мигрантов пытались получить убежище в Швеции, представляясь несовершеннолетними

Бендерская крепость – уникальный памятник защиты страны

Читайте также:
  • Монастырь Святой Троицы в Сахарне – один из древнейших и красивейших в Молдове (05.05.2019 18:47)
  • Земский музей, ныне Национальный музей природы и этнографии – одно из немногих зданий, сохранивших свое назначение (21.04.2019 14:00)
  • Кишиневский Планетарий: когда-то Молдова жила мечтою о звездах (14.04.2019 12:20)

Бендерская крепость (крепость Тигина) на Днестре – одно из древнейших и самых мощных сооружений нашего края.

Крепостное сооружение возле переправы через Днестр было впервые возведено еще в IX-XI веках – его следы обнаружены вблизи села Калфа. Первоначально поселение называлось Тягянякяча, а с 1460 года – Тигина. Скорее всего, название происходит от слова «тягать», что опять же говорит о переправе. Предположительно такое название поселку было дано кочевниками-половцами, которые обосновались в этих местах в XII-XIII веках. Впервые город у переправы через Днестр упоминается под 1408 годом в послании Александра Доброго львовским купцам.

В XIV веке крепость Тигина являлась важным пунктом «молдавского торгового пути», связывающего Европу с Ближним Востоком – по этому маршруту через Молдавское княжество восточные товары доставлялись в Валахию и Трансильванию, и через Львов далее в Центральную и Западную Европу.

Одно из самых мощных крепостных сооружений «каменного пояса» Штефана чел Маре пало в результате предательства

Крепость Тигина имела исключительно выгодное географическое расположение и была защищена от наводнений. Она должна была защищать Молдову от вторжения через переправу татар, участвовавших в кампаниях Османской империи против Штефана Великого в 1476 и 1484 годах. Земляная цитадель была, скорее всего, круглой или полукруглой, с двумя глубокими оборонительными рвами. Она была укреплена земляным валом, а у подножья вала внутри крепости были выстроены землянки.

В конце XV века недалеко от поселения Тигины были построены укрепления из дерева и земли. Считается, что крепость Тигина, вместе с Хотином, Сорокой и Аккерманом входила в так называемый «каменный пояс» Штефана чел Маре – оборонительной системы средневековой Молдовы. В те времена это было одно из самых мощных крепостных сооружений.

Летом 1538 года султан Сулейман Великолепный вошел в Молдову. Страна подверглась нападению Польши с севера и татар с юго-востока. Преданный боярами господарь Петру Рареш бежал в Трансильванию, а султан вошел в Сучаву и овладел государственной казной.

По утверждению Дмитрия Кантемира, прежде чем перейти в руки османов, Тигина была «наиболее укрепленным городом всей страны».

– Тигина, по-турецки Бендеры, город на Тирасе, некогда сильно укрепленный и в настоящее время еще усиленный многими военными сооружениями. Турки неоднократно и безуспешно осаждали Бендеры, но то, чего они не могли добиться силой, достигли благодаря хитрости, – отмечал Дмитрий Кантемир в своем труде «Описание Молдовы».

Часть территории Молдовы была преобразована в турецкую райю (провинцию Османской империи). Тигина стала центром райи и была переименована в «Бендер», что по-турецки означает «укрепленная переправа».

– Татарский хан попросил Сулеймана хана построить в этом месте крепость, и по высочайшему указу крепость была воздвигнута, – писал турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Молдову в XVII веке

Каменная крепость была построена всего за год на месте старой цитадели по проекту знаменитого турецкого архитектора Синана-аги, сына Абдулы Менан-аги, который участвовал в кампании 1538 года в качестве инженера мостов.

Возведенный по западноевропейскому образцу замок с укреплениями контролировал не только переправу, но и портовые сооружения на реке. Для защиты от набегов казацких и молдавских отрядов, которые наносили серьезные повреждения Бендерской крепости, с трех ее сторон был выкопан глубокий ров, построена Сторожевая башня и Нижняя крепость с двумя башнями и дополнительным рвом, который никогда не заполнялся водой.

А в 1619 году турки, озабоченные угрозой нападения Польши, возводят на этом месте фактически новую крепость. На смену замкам с высокими каменными стенами, которые с появлением тяжелой осадной артиллерии уже не могли выполнять в полной мере оборонительные функции, приходят укрепления земляного бастионного типа, способные противостоять мощной артиллерии. Верхняя часть крепости по своим масштабам и протяженности укреплений стала для тех времен колоссальным фортификационным сооружением общей площадью почти 70 га и дошла до наших дней практически в первоначальном виде.

Согласно описанию Эвлия Челеби, в возведенном турками укреплении было два ряда стен, внутрь от главных ворот имелись еще одни железные ворота. Внутри самой крепости имелись небольшие железные ворота, обращенные на восток и ведущие в нижнюю часть укрепления. В этой отгороженной части крепости, кроме сотни крытых дранкой домов, никаких других построек не было. В те времена крепость представляла собой выложенный из камня прямоугольник, окруженный с трех сторон очень глубоким рвом. В верхней крепости было 12 башен – четыре угловые представляли собой хорошо укрепленные бастионы, которые должны были принять на себя основной удар в случае неожиданной атаки. В нижней крепости, более скромной по масштабам, было всего шесть башен, через ее ворота доставалась вода из Днестра.

Читайте также:
8 туристических достопримечательностей, которые запрещено фотографировать

– Крепость подходит к самому берегу Днестра. Все дома внутри нее обращены на восток и смотрят окнами один поверх другого на Днестр. Всего в ней триста крытых дранкой домов. Все янычары, пушкари и оружейники размещаются в этой крепости. В целом благоустроенная крепость Бендеры является надежным замком на османских владениях, – отмечал Эвлия Челеби.

Бендерская крепость была трижды взята русскими войсками

Вплоть до 1770-х годов крепость оставалась полностью неприступной. Первое взятие Бендерской крепости состоялось во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов . Операцией, которая длилась свыше 60 дней, руководил Петр Панин. Нападавшим удалось разрушить одну из башен замка, после чего начался штурм, в котором погибла пятая часть всей армии Панина – около шести тысяч солдат. Однако цель была достигнута – крепость была взята. Кстати, российская императрица Екатерина Вторая раскритиковала эту победу, назвав её пирровой.

– Чем столько потерять, и так мало получить, лучше было и вовсе не брать Бендер, — завила русская императрица.

Тем не менее, для Османской Империи потеря этого важного объекта стала настоящей трагедией, от которой они не смогли оправиться. После падения Бендер Днестровско-Прутское междуречье перешло под контроль русских войск. За взятие Бендер Панин получил орден Святого Георгия 1-й степени.

Русско–турецкая война 1768 – 1774 годов закончилась подписанием Кучюк-Кайнарджийского мира. По его условиям вся Молдавия, включая Бендерскую крепость, вновь отошла к Турции.

В 1789 наместник Кейсарли Заран-оглу сдал крепость Потёмкину после переговоров и обстрелов, не доводя до штурма (тем более, что война была турками была уже фактически проиграна после поражений, которые нанёс им Суворов под Фокшанами и на Рымнике). Однако по условиям Ясского мирного договора правый берег Днестра с крепостью вновь отошел Турции, и русским войскам пришлось покинуть Бендерскую крепость.

А в 1806 году крепость и вовсе была занята после тайных переговоров и подкупа – наместник Гасан-паша «забыл» закрыть ворота, после чего турки сдались русским войска без боя. По Бухарестскому мирному договору 1812 года крепость перешла России, войдя во вновь образованную область Российской империи – Бессарабию.

Русскими военными инженерами был разработан план перенесения города от стен крепости на берег Днестра. Фактически город был построен заново. С 1812 года и до начала Первой мировой войны в крепости и городе дислоцируются более 100 полков и подразделений русской императорской армии, включая и 55-й пехотный Подольский полк, который оказал существенное влияние, как на вид города, так и на его историю, простояв в городе более 30 лет.

C этого момента Бендерская крепость становится крепким тылом русской армии: в крепости строятся многочисленные склады оружия, припасов, продовольствия. Также строится госпиталь 1-го класса. В 1833 году завершается строительство крепостной церкви Александра Невского. За период с 1822 по 1916 годы город и крепость посетили четыре российских императора: Александр I в 1822 г., Николай I в 1828 г., Александр II в 1861 г. и в 1871 г., Николай II в 1916 г.

Крепость не раз реконструировалась. Во время Крымской кампании в ней были произведены некоторые оборонительные работы, а в 1863 году усилено вооружение. В конце 60-х годов XIX века, по указанию генерала Тотлебена, крепость вновь была усилена. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 годы, в Бендерах были устроены склады динамита, шанцевого инструмента и походного телеграфа. А в 1897 году крепость Бендеры окончательно лишилась статуса военного объекта.

Конституция Орлика

Бендерская крепость приютила в 1709 году украинского гетмана Ивана Мазепу с его казаками, а так же шведского короля Карла XII, которые бежали после поражения под Полтавой. Вскоре Мазепа здесь и умер, в селе Варница на окраине Бендер.

После смерти Ивана Мазепы гетманом войска Запорожского становится Филлип Орлик, который пишет «Соглашения и постановления прав и вольностей Войска Запорожского» – на латыни «Расtа еt Соnstitutiones legum libertatumge Ехercitus Zaporoviensis». Слово «Соnstitutiones» и преподносится как «конституция», хотя означает всего лишь «постановление» и встречается во многих документах. Однако стоит признать, что этот документ был для своей эпохи весьма прогрессивным, поскольку в нем еще за 77 лет до принятия американской конституции было провозглашено разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. В Бендерской крепости установлен памятник «Конституции Филлипа Орлика».

Читайте также:
Городские парки Санкт-Петербурга

Тот самый Мюнхгаузен

Одна из достопримечательностей крепости – Ядро Мюнхгаузена. И это вовсе не шутка: «самый правдивый человек на свете» барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен из Бонденвердера – реальное историческое лицо. Саксонский барон с таким именем служил в русской армии в 1738-50 годах и как адъютант принца Антона фон Ульриха участвовал в турецком походе фельдмаршала Миниха. Миних тогда взял Перекоп, Бахчисарай (столицу Крымского ханства), Гезлёв (ныне Евпатория), Очаков и Хотин.

Летом 1738 года по левому берегу реки Днестр русская армия, в которой был и Мюнхгаузен, подошла к Бендерской крепости. Некоторые утверждают, что именно над ней находчивый барон летал на ядре. Сначала он на русском ядре слетал в расположение турецких войск, а затем, уже на турецком, вернулся на свои позиции.

Барон Мюнхгаузен впоследствии вернулся в Петербург, откуда вскоре отбыл в Ригу, где дослужился до командира батальона Брауншвейгского кирасирского полка. Он лично, в карауле, встречал прибывшую в Россию будущую императрицу Екатерину II.

Никто не спорит, что верхом на ядре Мюнхгаузен мог пролететь и над любой другой из перечисленных ранее крепостей, но именно в Бендерах сумели в полной мере обыграть этот бренд. Во дворе Бендерской крепости установлено то самое легендарное пушечное ядро, на котором летал саксонский барон.

Призрак Белой Дамы

Как и положено древнему памятнику у Бендерской крепости имеются собственные леденящие душу истории. Одна из них – о призраке Белой Дамы, который в полночь, и непременно при полной луне, появляется в верхней части средней башни цитадели. По словам очевидцев, призрак женщины в белом одеянии с ребенком на руках бесшумно спускается вниз, скользя по лестнице, потом проплывает в другой конец цитадели, к Надвратной башне, и там исчезает.

Трудно поверить, но у этой мистической истории имеются вполне материальные свидетельства: место, куда Дама спускается с башни и, по словам очевидцев, стоит там некоторое время, все иссечено пулями. Причем, как мушкетными, так и современными – так караульные обычно реагируют на ее появление.

Существует легенда, связанная с этим призраком: турецкий паша, как тогда это было принято, взял из ближайшего села Варница себе в наложницы симпатичную славянку, которая содержалась в гаремной башне. Женщина забеременела от османа, но не смогла смириться со своей участью. Несколько раз она сбегала и, в конечном итоге, была сброшена вниз со стен крепости, а ее сына отдали в янычары. И с тех пор ее неупокоенная душа тоскует и ищет своего ребенка.

Возможно это и миф, но при расчистке водяной дороги в Нижней крепости, под южным устьевым бастионом среди множества останков были обнаружены заплетенные в длинную косу медно-рыжие женские волосы, которые прекрасно сохранились и сейчас находятся в музейных фондах.

Современная история Бендерской крепости

С 1920 годов Бендерская крепость несколько раз переходила из рук в руки: до 1940 года в ней дислоцировались части румынских войск, в 1940 – 41 годы – части советской армии, в 1941 – 44 годы – румынские и одна немецкая части, а с 1944 года – снова советские воинские части. С 1946 года здесь постоянно находился 2-й отдельный тяжелый сводный понтонно-мостовой полк, ракетная бригада 14-й армии и авторемонтный завод. В этот период началась застройка крепости современными зданиями. С 1996 года в ней дислоцируется воинская часть армии Приднестровья.

В 2008 года начинается планомерная реконструкция этого уникального памятника средневековой фортификационной архитектуры. 12 сентября 2008 года на территории крепости в Храме Святого Благоверного князя Александра Невского была проведена первая церковная служба и дано благословение на начало восстановительных работ. А уже в октябре 2008 года состоялась театрализованная реконструкция штурма Бендерской крепости 1770 года.

На территории крепости создана аллея Славы русских полководцев, функционируют два музея: истории Бендерской крепости и средневековых орудий пыток. Музей пыток является уникальным в своем роде. Его экспонаты представляют собой бутафорские образцы пыточных инструментов и приспособлений. История создания музея началась в 2012 году с тюремной башни, в которой содержались мелкие преступники. Там были обнаружены кандалы и наручники. А уже к ним были добавлены и более изощренные орудия дознания (кресло допроса, бдение или колыбель иуды, железный башмак, пытка грушей, колено дробилка, вонзающиеся козлы, железная леди).

В ноябре 2013 года продолжились восстановительные работы над двумя башнями крепости, а ранее было отреставрировано шесть башен цитадели, а в декабре этого же года была закончена роспись крепостной церкви Святого Благоверного князя Александра Невского.

Читайте также:
Саудовская Аравия — подробная информация о стране

Позже между стенами цитадели и порохового погреба был обустроен тир, где каждый турист может поупражняться в стрельбе из настоящего лука или арбалета, и ощутить себя настоящим средневековым воином. Также была начата реконструкция Нижней крепости.

Сейчас Бендерская крепость – один из самых популярных туристических объектов Приднестровья и Молдовы, а также любимое место отдыха местных жителей.

Приднестровье без машины. Ч.3. Бендерская крепость

Как и обещала немного подробнее о Бендерской крепости и о том какое к ней отношение имеет барон Мюнхгаузен.
Дальнейший рассказ не претендует на 100% историческую достоверность и является смесью того, что я вынесла из экскурсии и того, что я прочитала в интернете.

Итак, в 1538 году Бендеры (тогда еще называвшийся “Тигина”) был захвачен турками, которыми правил Сулейман Великолепный (который женился на Роксолане). Тогда же началось строительство крепости. Сначала была построена цитадель (замок). Позже ее обнесли земляным валом, выкопали ров и достроили башни. Ров имеет протяженность 1812 м, ширину от 15 м до 30 м и достигал первоначальной глубины 7 м. Водой он не заполнялся. По сути это была не только цитадель, а еще целый город вокруг нее. Находится крепость на возвышении на правом берегу Днестра. Это обеспечивало ей выгодное стратегическое положение и делало ее одним из опорных пунктов борьбы Османской империи против Российской империи. Поэтому Бендерскую крепость назвали «крепким замком на османских землях». Дальнейшая ее история была весьма любопытной.
В 1540 году крепость осадила молдавская армия господаря Александра Корня молдавская, но захватить ее так и не смогла.
В 1574 году господарь Ион Водэ Лютый вместе с казаками гетмана Ивана Сверческого после взятия Бухареста приблизился к Бендерам и осадил крепость. Туркам пришлось туго. Молдавско-казацкое войско быстро заняло посад, но стены крепости устояли. В последствии на помощь туркам прибыло большое подкрепление и осаду сняли.
В 1594 году запорожские казаки во главе с гетманами Григорием Лободой и Северином Наливайко пытались захватить крепость, посад снова был сожжен дотла, но крепостью овладеть не удалось.
В 1709 году в крепости укрывались гетман Иван Мазепа и шведский король Карл 12, которые бежали после поражения под Полтавой. Мазепа здесь и умер, в селе Варница, рядом с Бендерами.
А потом начались русско-турецкий войны. На протяжении 18-19 веков русские брали крепость 3 раза:
В 1770м под командованием графа Петра Ивановича Панина. Но война закончилась и по Кючук-Кайнарджийского доровору вся Молдавия, включая Бендерскую крепость отошла к Турции.
В 1789 году в ходе русско-турецкой войны 1787—1792 русская армия под командованием Суворова одержала победу при Рымнике. После этого в ночь с 3 на 4 ноября 1789 года Бендерская крепость сдалась без сопротивления русским войскам под командованием князя Потёмкина-Таврического. Но, что бы вы думали? В соответствии с Ясским мирным договором от 1791 года к России отошли земли к востоку от Днестра. Правобережная территория Молдавского княжества вместе с Бендерами вновь перешла во владение Турции.
В 1809 году, в ходе очередной русско-турецкой войны, крепость была взята корпусом генерала Мейендорфа. И опять без кровопролития. Но тут имел место самый обычный подкуп.
В 1812 году по Бухарестскому мирному договору крепость отошла к России.

В настоящее время крепость находится на территории воинской части ПМР. Вялотекущая реконструкция ведется с 2008 года и до сих пор не закончена.
В интернете удалось накопать фотку крепости до реконструкции:

В современном состоянии крепость включает в себя три сектора:
1. четырехугольный замок с восемью башнями (цитадель) на высоком плато коренного берега (0,77 га);
2. Нижняя крепость, на второй береговой террасе, под цитаделью (1,1 га);
3. Внешняя крепость ограниченная бастионным фронтом, на верхнем береговом плато (62,35 га)

Каким на ваш взгляд должен быть вход на территорию крепости? Красивые ворота с табличкой и касса? Фигушки. Крепость находится на территории воинской части. Вход в нее располагается, так сказать, с тыла со стороны какого-то толи завода толи чего. На въезде КПП, затем комнатка, где покупаются билеты и заказывается экскурсия (и то и то совсем не дорого). А потом чапает по каким-то задворкам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: