Межправительственные соглашения России с Ботсваной

О золотом юбилее дипломатических отношений между Россией и Ботсваной

6 марта 2022 года исполнилось 50 лет с момента установления в 1970 году дипломатических отношений между Советским Союзом – и соответственно Российской Федерацией как правопреемницей СССР – и Республикой Ботсвана.

Об истоках и зарождении двусторонних связей

Вместе с тем отсчет зарождения и развития российско-ботсванских отношений и постепенного перевода их в дипломатическую плоскость следует вести от даты объявления Дня независимости Ботсваны, бывшего британского протектората Бечуаналенд, 30 сентября 1966 года. Именно в тот день поступила поздравительная телеграмма Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного в адрес Президента Республики Ботсвана Серетсе Кхамы с заявлением о признании Ботсваны в качестве независимого и суверенного государства и выражением готовности установить с ним дипломатические отношения.

22 марта 1967 года МИД СССР в ответ на ноту №1 от 30 декабря 1966 года канцелярии Президента Ботсваны подтвердил готовность установить дипотношения между двумя странами, а также учредить в Габороне и Москве свои дипломатические представительства на уровне посольств.

К сожалению, в силу финансовых трудностей, с которыми сталкивалась молодая республика, являвшаяся в тот период одной из самых отсталых стран мира, на начальном этапе ее развития не удалось реализовать готовность и предварительную договоренность обеих сторон об установлении дипотношений.

Их намерения наконец воплотились в реальность 6 марта 1970 года в результате состоявшегося одновременного обмена нотами между послом СССР в Великобритании М.Н.Смирновским и высоким комиссаром Ботсваны в Великобритании Гаоситве Чиэпе об установлении между двумя странами дипломатических отношений на уровне послов.

За этим историческим событием в двусторонних связях последовало вручение в Габороне 23 ноября 1970 года верительных грамот первым послом СССР в Ботсване Д.З.Белоколосом (с резиденцией в Лусаке, Замбия) Президенту страны С.Кхаме.

Открытие советской дипмиссии в Габороне – все по тем же финансовым причинам с ботсванской стороны – произошло, однако, только в 1976 году, а вручение верительных грамот советским послом-резидентом М.Н.Петровым Президенту С.Кхаме в феврале 1978 года. Во время аудиенции глава ботсванского государства красноречиво охарактеризовал расположение страны в окружении расистских режимов Южной Родезии и ЮАР, как «у подножия опасного вулкана, готового к извержению», и высоко оценил поддержку Советским Союзом Ботсваны и других африканских стран в период их национально-освободительной борьбы за независимость и освобождение от колониального владычества.

Эту же тему неспровоцированной агрессии, совершенной южноафриканским режимом 14 июня 1985 года против Ботсваны, в результате которой погибли 12 человек и шесть были ранены, поднимал в своем послании Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачеву 18 июня того же года второй президент страны К.К.Масире. В нем глава ботсванского государства просил СССР использовать все имеющееся возможности в ООН и на других международных форумах для оказания давления на власти Претории, с тем чтобы они прекратили атаки на Ботсвану и ее народ.

За 50-летний период российско-ботсванских дипотношений посольскую миссию осуществляли девять советских и российских послов, включая автора данной публикации.

В то же время Ботсвана так и не открыла до сих пор свое диппредставительство в России, но с 1981 года действующие послы-резиденты Ботсваны в Швеции аккредитуются в России по совместительству. Российская сторона неоднократно предлагала содействие в открытии ботсванского посольства в Москве, прежде всего с целью расширения взаимного сотрудничества «по всем азимутам».

Нами, в частности, поднималась эта тема и в ходе встреч с патриархами внешней политики Ботсваны – вышеупомянутым вторым президентом К.К.Масире, находившимся после смерти С.Кхамы на этом посту в 1980-1998 годах, и министром иностранных дел и верховным комиссаром Ботсваны в Великобритании Г.Чиэпе во время празднования 45-летия дипотношений в марте 2015 года в Габороне. Тогда умудренный опытом и обладавший тонким чувством юмора К.Масире отшутился, сославшись якобы на отсутствие достойного ботсванского кандидата на пост посла в России.

Вопрос аккредитации и открытия дипмиссии Ботсваны в России, предусмотренный к исполнению в XI Национальном плане развития, конкретно – в 2018-2019 финансовом году, неоднократно ставился и в ходе депутатских запросов в Национальном собрании Ботсваны. Реагируя на один из них, министр по международным делам и сотрудничеству Ботсваны Юнити Доу ссылалась на испытываемые финансовые ограничения с открытием диппредставительств в зарубежных странах, в том числе России, и в то же время не раз заявляла о намерении правительства рассматривать Россию в качестве стратегического партнера, а также открыть посольство Ботсваны в Москве в ближайшем будущем.

Об основных вехах российско-ботсванского сотрудничества

За прошедший полувековой период Россия и Ботсвана поддерживали и продолжают поддерживать долговременные дружественные отношения на основе равенства, взаимного уважения и углубляющейся кооперации в различных областях. К настоящему времени значительно расширена и укреплена договорно-правовая база двусторонних связей, подписаны 11 совместных межправительственных и межведомственных документов, в том числе соглашений, конвенций и меморандумов о сотрудничестве в сферах торговли, экономики и содействия техническому развитию, культуры, науки и образования, в области обороны и ВТС и т. д.

Особо важным совместным документом для подготовки национальных кадров Ботсваны является Меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки России и Министерством образования и профессионального развития Ботсваны, подписанный в ходе визита тогдашнего министра образования Ю.Доу в Москву 25 июня 2016 года. Согласно ему, квота ботсванских студентов, обучающихся в российских вузах по стипендиям Правительства России, возросла с десяти до 30 человек, а по медицинским специальностям – до пяти.

В настоящее время около 300 ботсванцев обучаются в российских университетах как на стипендиальной, так и контрактной основе. Россия также поддерживает Полицейскую службу Ботсваны принимая на специальные курсы обучения и по программам высшего образования ботсванских полицейских. На очереди – после подписания сторонами в августе 2018 года Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области обороны – бесплатное обучение военнослужащих Сил обороны Ботсваны в вузах Министерства обороны России.

В стадии согласования находятся проекты Соглашения о сотрудничестве между МВД России и Министерством обороны и безопасности Ботсваны, межправительственного Соглашения о взаимной охране результатов интеллектуальной деятельности и защите интеллектуальной собственности, а также меморандумов о сотрудничестве в сфере государственного здравоохранения, защиты окружающей среды, промышленности и торговли.

Читайте также:
Города Германии с фото, крупные, большие и лучшие

Россия и Ботсвана с момента установления дипотношений поддерживают устойчивый политический диалог на высоком и высшем уровне. На основе подписанного в декабре 2002 года совместного протокола на регулярной основе проводятся межмидовские консультации попеременно в обеих странах. 6 июня 2019 года министры иностранных дел России и Ботсваны С.В.Лавров и Ю.Доу провели переговоры «на полях» Петербургского международного экономического форума и подписали Межправительственное соглашение об отмене визовых требований для граждан Российской Федерации и Ботсваны, получившее высокую оценку сторон в контексте его содействия расширению взаимных туристических и деловых связей, а также контактов между людьми.

Последовательно развивается взаимодействие двух стран и на международной арене, включая ООН и ее специализированные органы и учреждения. В частности, Россия и Ботсвана занимают одинаковые позиции по вопросам предотвращения гонки вооружений в космосе, борьбы с героизацией нацизма, неонацизма и других практик, способствующих распространению современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с этим нетерпимости, противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях и т. д. Россия и Ботсвана тесно сотрудничают в нынешнем году в качестве действующих председателя и заместителя председателя Кимберлийского процесса.

О праздновании 50-летия установления дипотношений между Россией и Ботсваной

6 марта 2022 года министры С.В.Лавров и Ю.Доу обменялись поздравительными телеграммами по случаю 50-летия дипотношений между двумя странами. В послании российского министра в адрес ботсванской коллеги с удовлетворением отмечается, что за прошедшие годы российско-ботсванские связи неуклонно развивались в духе сложившихся традиций дружбы и сотрудничества. В нем также выражены настрой на активизацию совместной работы по укреплению двустороннего взаимодействия в различных областях в интересах народов обоих государств и обеспечения устойчивого мира на континенте и готовность к усилению координации действий в международных делах в целях поддержания региональной стабильности и безопасности.

Ю.Доу, в свою очередь, адресовала искренние поздравления по случаю юбилея министру С.В.Лаврову. Она высоко оценила превосходное сотрудничество с нашей страной на протяжении многих лет, особенно в таких сферах, как подготовка профессиональных кадров, оборона, торговля и культура, подтвердив приверженность Правительства Ботсваны и ее лично к продолжению тесного взаимодействия с Россией и министром с целью дальнейшего продвижения существующих двусторонних отношений.

В этот же памятный день, 6 марта, Посольство России в Ботсване совместно с Министерством по международным делам и сотрудничеству и Министерством культуры Ботсваны устроило и провело в Национальном музее страны выставку документов и фотоматериалов из Архива внешней политики МИД России по случаю 50-летия установления дипотношений между двумя странами. В торжественном мероприятии приняли участие первый заместитель министра по делам президентской администрации Ботсваны Д.Мтимкулу, спикер Национального собрания П.Скелемани, третий президент Ботсваны Ф.Могае, генеральный прокурор А.Кеетшабе, бывшие министры иностранных дел П.Венсон-Моитои и Г.Чиэпе – живая легенда, стоявшая у истоков российско-ботсванских отношений и здравствующая поныне в свои 97 лет. Присутствовали также многие другие почетные гости, руководители дипмиссий, представители деловых и научных кругов, местных СМИ, российские соотечественники.

Посол России В.И.Сибилёв и член Кабинета министров Ботсваны Д.Мтимкуму в торжественной обстановке обменялись речами и поздравлениями министров.

Своим участием почтил торжественное мероприятие и бывший президент Ботсваны Фестус Могае, удостоенный африканской премии Фонда Мо Ибрахима за эффективное управление страной в ходе его президентства в 1998-2008 годах, включая развернутую им борьбу против эпидемии ВИЧ/СПИД в республике, и назначенный председателем Комитета по премиям Фонда Мо Ибрахима.

Примечательно в этой связи послание Ф.Могае Президенту России В.В.Путину от 14 июня 2001 года, представленное на выставке. В нем, в частности, отмечалось, что Российская Федерация как великая мировая держава и постоянный член Совета Безопасности ООН играет важнейшую роль в решении глобальных задач, стоящих перед человечеством. При этом акцентировалось внимание на важнейших проблемах Африки, включая финансовую задолженность, распространение заболевания СПИД, требующих разрешения в первую очередь в рамках тесного российско-африканского сотрудничества.

В своем выступлении Ф.Могае поделился яркими впечатлениями «как туриста» о своем частном визите в Россию в августе 2019 года с посещением Санкт-Петербурга, Москвы и Сочи, а также коснулся встречи в МИД России со спецпредставителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки заместителем министра М.Л.Богдановым.

В завершение церемонии открытия экспозиции свое искусство продемонстрировали ботсванские музыкальные и танцевальные ансамбли и творцы стихотворного жанра, исполнившие на языке народности тсвана оду в честь дружбы народов Ботсваны и России.

Юбилейное событие в развитии российско-ботсванских отношений широко освещалось в местных СМИ, особенно на Ботсванском телевидении и радио. Газета «Дейли ньюс» опубликовала целый разворот, посвященный 50-летнему юбилею и выставке в Национальном музее, а «Ботсвана гардиан» – поздравительные послания С.В.Лаврова и Ю.Доу.

По инициативе посольства и при поддержке Федерального агентства связи Министерства связи, цифрового развития и массовых коммуникаций России в розничной сети поступили в продажу художественно оформленные почтовые конверты с государственной символикой России и Ботсваны.

Межправительственные соглашения России с Ботсваной

2018 год ознаменовался значительными переменами на внутриполитической сцене Республики Ботсвана – южноафриканской страны со средним уровнем развития, снискавшей авторитет международного сообщества как за приверженность международному праву, соблюдению прав человека и умелое управление, так и проведение активного внешнеполитического курса «по многим азимутам». Поступательное развитие, новые моменты и тенденции наблюдались в прошедший период и в двусторонних отношениях России с Ботсваной.

Главным событием, оказавшим кардинальное влияние на смену «внутриполитических вех» в стране пребывания, стала передача президентской власти – в соответствии с установившейся традицией за год до истечения второго пятилетнего срока президентства, а именно 1 апреля 2018 года, – от бывшего главы государства и лидера правящей Демократической партии Ботсваны (ДПБ) Яна Кхамы его преемнику, вице-президенту Мокгвитси Масиси.

Новый президент в отличие от неспешного стиля своего предшественника активно и без промедления взялся за государственные дела: сформировал новое правительство из числа своих сторонников, восстановил диалог с оппозиционным объединением «Зонтичный альянс за демократические перемены», независимыми профсоюзами и частными СМИ. Ввел в практику проведение консультаций с местными сходами (кготлами) по наиболее злободневным вопросам жизни, касающимся, например, взаимоотношений человека и дикой природы, особенно в отдаленных регионах, снятия установленного при Я.Кхаме запрета на охоту и отмены жесткого антиалкогольного законодательства, борьбы с нарастающей преступностью и проявлениями гендерного неравенства.

Читайте также:
Вид на жительство в России для граждан Белоруссии в 2022 году

Среди основных внутренних приоритетов М.Масиси провозгласил борьбу с безработицей (свыше 17%), особенно среди молодежи (около 35%), бедностью, неравенством и коррупцией, обозначил разработанные правительством инструменты и программы по их преодолению, включая 11-й Национальный план развития на период 2017-2023 годов, национальную повестку по реализации в местных условиях выдвинутых ООН Целей устойчивого развития (ЦУР), 20-летнюю социально-экономическую программу «Видение-2036» 1 .

Новый лидер Ботсваны, имеющий педагогическое образование и работавший в 1980-х годах учителем английского языка и истории в средней школе, в 1990-х был представителем в Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ), в том числе в его отделении в Афганистане, а в 2011-2015 годах – министром правительства Ботсваны по делам администрации президента и госслужбы и министром образования и профессионального развития, вплоть до назначения вице-президентом и избрания председателем ДПБ в июле 2015 года, также рьяно приступил и к выстраиванию нового многовекторного внешнеполитического курса страны. При этом, судя по его выступлениям, отказался от зацикленности своего предшественника на правах человека и менторства в отношении международных подходов и действий соседних африканских стран, Сирии, Ливии, КНДР и даже государств – членов Совета Безопасности ООН.

За сравнительно короткий период президентства М.Масиси нанес «визиты вежливости» не только коллегам-президентам в соседних странах – ЮАР, Намибии, Анголе, Замбии, Зимбабве, Мозамбике, – но фактически посетил все 16 государств, входящих в Сообщество развития Юга Африки (САДК) со штаб-квартирой в Габороне, включая островные – Мадагаскар, Коморы и Сейшелы. Не ограничиваясь африканским континентом, М.Масиси побывал не только на ассамблее Афросоюза в Аддис-Абебе, но и в Великобритании, на саммите стран – участниц Британского содружества, в США, Нью-Йорке, для участия в 73-й сессии Генассамблеи ООН, на которой в очередной, четвертый раз выступил уже в качестве Президента Ботсваны. Одновременно он посетил штат Флорида, где обучался в местном университете в 1989-1990 годах на бакалавриате по специальности «общественные науки, образование и разработка учебных систем».

Особо стоит отметить стратегический разворот Ботсваны в сторону Китая в ходе государственного визита М.Масиси в Пекин 1-3 сентября 2018 года, включавшего в себя проведение переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином, участие в заседании Ботсвано-китайского делового форума и работе третьего саммита Форума сотрудничества Китай – Африка (FOCAC). Плодотворный блицвизит завершился подписанием трех межгосударственных соглашений: об отмене визовых требований для владельцев дипломатических и служебных паспортов; об экономическом, торговом и техническом сотрудничестве; о предоставлении Ботсване беспроцентного займа в размере 34 млн. долларов 2 .

Кроме Китая, Ботсвана преференцирует в качестве приоритетного торгового партнера другого «азиатского тигра» – Индию, импортирующую в год ботсванские необработанные алмазы на сумму свыше 1,5 млрд. долларов. Об этом, в частности, свидетельствует и состоявшийся 31 октября – 2 ноября 2018 года в Габороне результативный рабочий визит вице-президента Индии В.Найду с многочисленной делегацией.

Интенсивная внутри- и внешнеполитическая деятельность Президента М.Масиси вызывает значительный положительный резонанс в ботсванском обществе, но и – в связи с обозначенным отходом от курса Я.Кхамы и поспешным отказом от его «наследия» – скепсис и неудовлетворенность сторонников бывшего президента. Это, например, отразилось на контрасте симпатий в результате прошедших партийных «праймериз» в правящей ДПБ в преддверии парламентских и президентских выборов в Ботсване в октябре 2019 года.

Выступая в данном контексте в парламенте 5 ноября 2018 года с Посланием к нации, М.Масиси акцентировал внимание присутствующих депутатов и гостей, включая местный дипкорпус, на том, что переход от предыдущей президентской администрации к нынешней не был таким гладким, как ожидалось, и попросил государственных и партийных старейшин помочь «в смягчении данного процесса» 3 .

Активный внешнеполитический курс нового ботсванского руководства, нацеленный на расширение и диверсификацию связей по многим векторам, включает и европейское направление. М.Масиси уже успел заангажироваться и на этом треке, приняв 21-22 ноября 2018 года с государственным визитом в Габороне Президента Германии Ф.-В. Штайнмайера с делегацией представителей немецких политических и деловых кругов и побывав в начале 2019 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Швейцария 4 .

На этом фоне и с учетом имеющихся позитивных тенденций развития российско-ботсванских отношений в прошедший период открываются благоприятные перспективы для укрепления двустороннего политического диалога как на высоком, так и высшем уровнях, расширения торгово-экономических и инвестиционных связей, гуманитарных сфер сотрудничества.

В 2018 году поддерживался устойчивый российско-ботсванский диалог на президентском – в форме обмена посланиями, межпарламентском и министерском уровнях. Министр иностранных дел России С.В.Лавров поздравил в июне ботсванскую коллегу Ю.Доу с назначением на пост министра по международным делам и сотрудничеству Республики Ботсвана и в своем послании высказался за активную работу по углублению традиционно дружественных российско-ботсванских отношений, наращиванию политического диалога, продвижению взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. В ответном письме от 18 июля Ю.Доу подтвердила приверженность ботсванского правительства продолжению работы по дальнейшему укреплению дружественных двусторонних связей для взаимной выгоды обоих народов. Между министрами иностранных дел двух стран налажено взаимодействие по рассмотрению актуальных международных вопросов, представляющих взаимный интерес.

На государственном приеме по случаю Дня России 12 июня постоянный секретарь (первый заместитель министра) МИД Ботсваны Г.Гоитсеманг высоко оценил многогранное взаимовыгодное сотрудничество двух стран, особенно в сферах обороны, дипломатии, образования, здравоохранения, торговли и добывающей промышленности, а также техническое содействие России в подготовке национальных кадров5.

В конце августа прошлого года состоялся рабочий визит в Россию министра обороны, юстиции и безопасности Ш.Кгати. По итогам встречи и переговоров с заместителем министра обороны России А.В.Фоминым подписано Межправительственное соглашение между Россией и Ботсваной о сотрудничестве в области обороны, предусматривающее, кроме прочего, обучение ботсванских военнослужащих в вузах Минобороны России. Ботсванская делегация под руководством Ш.Кгати и с участием командующего Сил обороны Ботсваны генерал-лейтенанта П.Сегокго, принявшего ранее участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2018» в Подмосковье, была также принята в МИД России спецпредставителем Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителем министра иностранных дел России М.Л.Богдановым.

Кроме визита Ш.Кгати, в прошедшем году состоялись также несколько значимых поездок высоких ботсванских представителей в Москву и Санкт-Петербург в рамках межпарламентских и межрегиональных связей. Так, министр по делам местного самоуправления и развития сельских районов, член парламента и бывшая министр по международным делам и сотрудничеству Ботсваны П.Венсон-Моитои по приглашению руководства Совета Федерации повторно, после спикера Национальной ассамблеи Г.Кокорве, приняла участие во II Евразийском женском форуме в Санкт-Петербурге в сентябре и подписала Итоговую декларацию форума. Первый заместитель министра культуры, молодежи и спорта Ботсваны Д.Макгалемеле по приглашению министра культуры России В.Р.Мединского был гостем VII Санкт-Петербургского международного культурного форума 15-17 ноября, а вице-мэр динамично развивающейся ботсванской столицы Габороне К.Тсегека участвовал в работе Московского урбанистического форума 17-22 июля по приглашению мэра Москвы С.С.Собянина.

Читайте также:
Музей истории и реконструкции Москвы на карте

Все больший интерес к ботсванскому рынку в связи с создаваемыми при поддержке М.Масиси благоприятными условиями для бизнеса и инвестирования, в том числе восемью специальными экономическими зонами (СЭЗ), проявляют потенциальные российские инвесторы и экономические операторы. 25 июля, в преддверии саммита БРИКС в Йоханнесбурге, ЮАР, состоялся визит российской бизнес-миссии в Ботсвану в составе пяти руководящих представителей российских компаний во главе с директором Агентства стратегических инициатив Е.А.Мякотниковой. Делегация была принята исполнительным директором Ботсванского центра инвестиций и торговли и директором Управления по СЭЗ, провела презентации в профильных ведомствах российских лекарственных препаратов и технологий глубинного зондирования грунта.

Ряд других крупных российских компаний также рассматривает возможности поставок в Ботсвану отечественной продукции, в том числе «Ростех», ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», Улан-Удэнский авиационный завод и Объединенная вагонная компания (г. Москва).

Новые обнадеживающие перспективы для двустороннего экономического сотрудничества, и прежде всего развития взаимодействия в алмазной отрасли, открываются после достижения российско-ботсванской договоренности об очередности вице-председательства России и Ботсваны в Кимберлийском процессе соответственно в 2019 и 2022 годах.

На основе совместного Меморандума о взаимопонимании между Минобрнауки России и Министерством образования и профессионального развития Ботсваны от 25 июня 2016 года успешно развиваются двусторонние связи в сфере высшего образования. В 2018 году 60 ботсванцев выехали на учебу в российские вузы, из них 21 – за счет федерального бюджета в рамках квоты Минобрнауки, оставшаяся часть – на контрактной основе, а в совокупности в настоящее время в России обучается около 300 ботсванцев.

Налаживаются партнерские связи между вузами и исследовательскими институтами России и Ботсваны. Вице-канцлер Ботсванского международного университета науки и технологий, город Палапье, 3-7 сентября посетил город Дубну для участия в VIII Международной стажировке «Опыт Объединенного института ядерных исследований для стран-участниц и государств-партнеров». Готовится к подписанию Меморандум о партнерстве между Российским университетом дружбы народов (РУДН), где также обучаются ботсванские студенты, и Университетом Ботсваны. В рамках школьного обмена юниорская российская сборная в ответ на участие в 2017 году ботсванских школьников в Московской олимпиаде мегаполисов по точным наукам достойно представляла нашу страну в Габороне в начале декабря на XV Международной естественнонаучной олимпиаде, завоевав одну золотую и пять серебряных медалей.

В сфере культуры знаковым событием для местных почитателей искусства стало традиционное очередное выступление в Габороне 7 марта московской балетной труппы «Корона русского балета».

Однако, без сомнения, наибольший интерес ботсванцев вызвал чемпионат мира по футболу в России, поскольку этот вид спорта является самым популярным и массовым в стране. Немало ботсванских болельщиков, несмотря на то что их национальная команда не пробилась на мировой мундиаль, побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и других российских городах и привезли с собой восторженные отклики о нашей стране, высоком уровне организации и безопасности в период проведения ЧМФ-2018. Превосходную оценку церемонии открытия чемпионата и выступления сборной России по футболу высказали российскому послу бывший Президент Ботсваны Я.Кхама, вице-президент Ботсванской футбольной ассоциации М.Мотлогелва, коллеги по дипкорпусу в ходе специально организованного для них просмотра.

Не менее богатым на события как на ботсванской внутриполитической сцене, так и в двустороннем российско-ботсванском формате станет наступивший 2019 год. Безусловно, заглавным из них будет проведение в октябре парламентских и президентских выборов, весьма важных для подтверждения и закрепления позиций и курса пятого Президента Ботсваны М.Масиси и правящей уже 52 года ДПБ, с которыми померяются силами как бывшая министр иностранных дел П.Венсон-Моитои, заявившая о своих президентских амбициях, так и рвущаяся к власти объединенная оппозиция «Зонтичный альянс за демократические перемены» во главе с его председателем Д.Боко6. Для разностороннего развития партнерского сотрудничества России с Ботсваной, движущегося по успешной траектории к «золотому юбилею» – 50-летию установления дипломатических отношений 6 марта 2022 года, несомненно, наиболее важными вехами явятся запланированные в России на 2019 год межпарламентский и бизнес-форумы, а также саммит Россия – Африка с участием лидеров африканских государств, включая высоких представителей Ботсваны.

1Vision-2036. Achieving Prosperity for all. Presidential Task Team. Gaborone, Botswana. July 2016.

2Mmegi. October 5, 2018. №39.

3State of the Nation Address by H.E. Dr. Mokgweetsi E.K. Masisi, President of the Republic of Botswana to the first meeting of the fifth session of the eleventh Parliament. 5 th November, 2018, Gaborone. P. 68-69.

4Daily News. November 23, 2018. P. 3. Daily News. January 28, 2019. P. 1.

5Russia committed to hosting Political Consultations Forums // Botswana Guardian. June 15, 2018. P. 10.

Указ Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 773 “Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.”

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” и в целях реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г. постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

12 декабря 2014 г.

Положение
о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.
(утв. Указом Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 773)

Читайте также:
Как поехать на заработки в Россию?

1. Настоящим Положением определяется порядок реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.

2. Ввоз в Российскую Федерацию из Республики Армения и вывоз из Российской Федерации в Республику Армения продукции военного назначения осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными выполнять функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб, а также организациями, имеющими право на соответствующий вид деятельности в отношении продукции военного назначения (далее – уполномоченные организации Российской Федерации).

3. Уполномоченные организации Российской Федерации, заинтересованные в приобретении продукции военного назначения в Республике Армения, направляют в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) заявки по форме согласно приложению N 1 с обоснованием необходимости приобретения указанной продукции.

4. На основании заявок уполномоченных организаций Российской Федерации ФСВТС России формирует перечень продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, по форме согласно приложению N 2. Указанный перечень в части, касающейся организаций – разработчиков и производителей продукции военного назначения, относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), направляется ФСВТС России в Минпромторг России, который в 14-дневный срок рассматривает направленный ему перечень с точки зрения оценки возможности производства продукции военного назначения соответствующими организациями с учетом выполнения государственного оборонного заказа, при отсутствии возражений согласовывает перечень и возвращает его в ФСВТС России. В случае неполучения ФСВТС России ответа от Минпромторга России в указанный срок перечень считается согласованным. После согласования перечня ФСВТС России направляет его в уполномоченный орган Республики Армения для утверждения.

5. После получения письменного уведомления уполномоченного органа Республики Армения об утверждении перечня продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, ФСВТС России письменно информирует об этом уполномоченные организации Российской Федерации в части, их касающейся. Данная информация ФСВТС России является основанием для проведения уполномоченными организациями Российской Федерации переговоров с уполномоченными организациями Республики Армения и заключения контрактов в соответствии с утвержденным перечнем в части, их касающейся.

6. ФСВТС России, получив от уполномоченного органа Республики Армения перечень продукции военного назначения, в приобретении которой заинтересованы уполномоченные организации Республики Армения, направляет в уполномоченные организации Российской Федерации запросы о возможности поставок ими этой продукции без ущерба для выполнения государственного оборонного заказа. Уполномоченные организации Российской Федерации в 14-дневный срок рассматривают и направляют в ФСВТС России ответы на указанные запросы. На основании ответов этих организаций ФСВТС России формирует перечень продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, по форме согласно приложению N 3. Названный перечень ФСВТС России направляет для согласования в Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), а в части, касающейся организаций – разработчиков и производителей продукции военного назначения, относящихся к сфере деятельности Минпромторга России, – в Минпромторг России. Минобороны России в 14-дневный срок рассматривает направленный ему перечень, при отсутствии возражений согласовывает его и возвращает в ФСВТС России. Минпромторг России в 14-дневный срок рассматривает направленный ему перечень с точки зрения оценки возможности производства указанной в нем продукции военного назначения соответствующими организациями без ущерба для выполнения государственного оборонного заказа, при отсутствии возражений согласовывает его и возвращает в ФСВТС России. В случае неполучения ФСВТС России ответов от Минобороны России и Минпромторга России в указанный срок перечень считается согласованным.

7. В случае если продукция военного назначения, в приобретении которой заинтересованы уполномоченные организации Республики Армения, подпадает под действие международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля, принятых в целях нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, ФСВТС России направляет перечень продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю для согласования.

8. ФСВТС России утверждает перечень продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, письменно информирует об этом уполномоченный орган Республики Армения и уполномоченные организации Российской Федерации в части, их касающейся. Данная информация ФСВТС России является основанием для проведения уполномоченными организациями Российской Федерации переговоров с уполномоченными организациями Республики Армения и заключения контрактов в соответствии с утвержденным перечнем в части, их касающейся.

9. В заключаемых контрактах должны быть отражены вопросы, касающиеся обеспечения правовой охраны и условий использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации (далее – результаты интеллектуальной деятельности) и которые содержатся в продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, а также обязательства Республики Армения использовать экспортируемую продукцию военного назначения только в заявленных целях, не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации и обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну, полученных при выполнении контрактов.

10. Уполномоченные организации Российской Федерации – поставщики указанной в утвержденном перечне продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, представляют в Федеральную службу по интеллектуальной собственности проекты контрактов для согласования вопросов, касающихся обеспечения правовой защиты интересов государства в процессе передачи результатов интеллектуальной деятельности, которые содержатся в данной продукции, а также представляют государственным заказчикам, по заказам которых созданы используемые при производстве такой продукции результаты интеллектуальной деятельности, документы, необходимые для заключения лицензионных договоров о предоставлении названным организациям права безвозмездного использования созданных результатов интеллектуальной деятельности.

11. В случае если поставка продукции военного назначения предусматривает передачу сведений, составляющих государственную тайну, уполномоченные организации Российской Федерации информируют об этом ФСВТС России и осуществляют подготовку документов для принятия решения о передаче этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Уполномоченные организации Российской Федерации в течение 10 рабочих дней направляют заключенные контракты в ФСВТС России для регистрации.

13. Зарегистрированные контракты являются основанием для включения в установленном порядке продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации), в импортно-экспортную часть государственного оборонного заказа на соответствующий год.

14. На основании зарегистрированных контрактов ФСВТС России направляет выписки из утвержденных перечней продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации), по форме согласно приложению N 4 (далее – выписки) в уполномоченные организации Российской Федерации в части, их касающейся.

Читайте также:
Визовый центр Нидерландов в Екатеринбурге - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

15. Выписки регистрируются, заверяются подписью директора ФСВТС России или его заместителя и печатью ФСВТС России.

16. Выписки являются основанием для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля соответствующими таможенными органами Российской Федерации.

17. Срок действия выписки определяется сроком выполнения уполномоченными организациями Российской Федерации обязательств по контракту.

18. Вывоз из Российской Федерации в Республику Армения продукции военного назначения, не включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам; передача лицензий на производство продукции военного назначения; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляются в соответствии с перечнями, утвержденными ФСВТС России, с письменного согласия Президента Российской Федерации в каждом отдельном случае.

19. Вывоз из Российской Федерации в Республику Армения продукции военного назначения из наличия федеральных органов исполнительной власти с использованием бюджетных ассигнований федерального бюджета или с применением особых условий расчетов за поставляемую продукцию военного назначения (отсрочка платежей, внешнеторговая бартерная сделка и другие), оказание технического содействия в создании специальных объектов на территории Республики Армения осуществляются в соответствии с перечнями, утвержденными ФСВТС России, с письменного согласия Правительства Российской Федерации в каждом отдельном случае.

20. Уполномоченные организации Российской Федерации ежеквартально, до пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в ФСВТС России отчет о продукции военного назначения, ввезенной в Российскую Федерацию (вывезенной из Российской Федерации) в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г., в том числе о выполнении гарантийных обязательств по контрактам, по форме согласно приложению N 5.

21. Ответственность за полноту и достоверность представленных сведений, содержащихся в заявках, отчетах и прилагаемых к ним документах, несут руководители соответствующих уполномоченных организаций Российской Федерации.

22. В случае представления документов, составленных не по формам, указанным в приложениях N 1 и N 5 к настоящему Положению, ФСВТС России возвращает документы для устранения недостатков.

23. ФСВТС России направляет копии утвержденных перечней продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации), в Минпромторг России для использования в работе, а в другие федеральные органы исполнительной власти – по их запросам.

Приложение N 1
к Положению о порядке реализации
Договора между Российской
Федерацией и Республикой Армения
о развитии военно-технического
сотрудничества от 25 июня 2013 г.

(полное наименование уполномоченной организации Российской Федерации)

на ввоз продукции военного назначения в Российскую Федерацию в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.

Многосторонние международные договоры, регулирующие вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам – Генеральная прокуратура Российской Федерации

Многосторонние международные договоры, регулирующие вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам

Универсальные конвенции

1. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков от 20 апреля 1929 г. (с Протоколом от 20 апреля 1929 г.).

2. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.

3. Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 декабря 1949 г. (с Заключительным протоколом от 21 марта 1950 г.).

4. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года от 30 марта 1961 г.

4.1. Протокол о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года от 25 марта 1972 г.

5. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г.

6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г.

6.1. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г., от 24 февраля 1988 г.

7. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, от 14 декабря 1973 г.

8. Конвенция о физической защите ядерного материала и ядерных установок от 26 октября 1979 г. (с поправками от 8 июля 2005 г.).

9. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников от 17 декабря 1979 г.

10. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.

11. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г.

11.1. Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, от 10 марта 1988 г.

12. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.

13. Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала от 9 декабря 1994 г.

14. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г.

15. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г.

16. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25 мая 2000 г.

17. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.

17.1. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, от 15 ноября 2000 г.

17.2. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, от 15 ноября 2000 г.

18. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

19. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г.

Договоры, заключенные в рамках Совета Европы

1. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г.

1.1. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 марта 1978 г.

Читайте также:
Работа водителем за границей в 2022 году без знания языка

1.2. Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 8 ноября 2001 г. (подписан Россией, не ратифицирован).

2. Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.

2.1. Протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 15 мая 2003 г. (ратифицирован Россией, не вступил в силу)

3. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г.

4. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.

4.1. Дополнительный протокол к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 15 мая 2003 г. (подписан Россией, не ратифицирован).

5. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г.

5.1. Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма от 22 октября 2015 г. (подписан Россией, не ратифицирован).

6. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма от 16 мая 2005 г.

7. Конвенция Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера от 25 октября 2007 г.

8. Конвенция Совета Европы по контрафактной медицинской продукции и аналогичной преступной деятельности, представляющей угрозу для здравоохранения, от 28 октября 2011 г.

9. Конвенция Совета Европы о манипуляции спортивных соревнований от 18 сентября 2014 г. (подписана Россией, не ратифицирована).

10. Конвенция Совета Европы против торговли человеческими органами от 25 марта 2015 г. (подписана Россией, не ратифицирована).

11. Конвенция Совета Европы о правонарушениях в отношении культурных ценностей от 19 мая 2017 г. (подписана Россией, не ратифицирована).

Договоры, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

1.1. Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 марта 1997 г.

2. Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.

3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. (подписана Россией, не ратифицирована).

4. Договор государств – участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 г.

5. Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств – участников СНГ от 16 октября 2015 г.

6. Протокол о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, от 11 октября 2017 г.

7. Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 г. (не ратифицировано Россией).

Соглашение о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 18 октября 2011 г.

Договоры, заключенные в рамках Шанхайской организации сотрудничества

1. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г.

2. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 г.

3. Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму от 9 июня 2017 г. (подписана Россией, не ратифицирована).

Договоры, заключенные в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 г.

Соглашения по линии Таможенного союза

Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств – членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2019 г.

Межправительственные соглашения России с Ботсваной

Правительство Российской Федерации и Правительство Республики Армения, именуемые в дальнейшем Сторонами,

принимая во внимание сложившиеся высокоинтегрированные экономические и научно-технические связи между обоими государствами,

стремясь к развитию экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества,

признавая, что необходимым условием для развития такого сотрудничества является эффективная охрана промышленной собственности,

сознавая необходимость создания с этой целью взаимных благоприятных условий для охраны и использования прав авторов и владельцев промышленной собственности,

договорились о нижеследующем:

Статья 1.

Стороны осуществляют и развивают сотрудничество в области охраны и использования прав на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и другие объекты промышленной собственности на основе взаимной выгоды и равенства в соответствии с международными договорами, участниками которых они являются или будут являться.

Статья 2.

Сотрудничество Сторон будет направлено на:

урегулирование вопросов, связанных с охраной и использованием прав на объекты промышленной собственности;

гармонизацию национальных законодательств в области охраны промышленной собственности;

взаимное упрощение процедуры подачи и рассмотрения заявок на выдачу охранных документов заявителей Российской Федерации в Республике Армения и заявителей Республики Армения в Российской Федерации;

обмен информацией, нормативными и иными документами в области промышленной собственности;

содействие Республике Армения в становлении национальной патентной службы, обмен опытом и методами работы во всех областях охраны промышленной собственности.

Статья 3.

В области охраны промышленной собственности физические и юридические лица одной Стороны будут пользоваться на территории другой Стороны теми же правами и преимуществами, которые предоставлены в настоящее время или будут предоставлены законодательством этой другой Стороны собственным физическим и юридическим лицам. Исходя из этого, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством этой другой Стороны, они будут пользоваться теми же средствами правовой защиты, на тех же основаниях и в том же объеме, что и собственные физические и юридические лица.

При этом по вопросам, не урегулированным настоящим Соглашением, Стороны будут применять положения Парижской конвенции об охране промышленной собственности, пересмотренной в Стокгольме 14 июля 1967 г.

Статья 4.

Правительство Республики Армения предпримет необходимые действия для принятия законодательных актов, позволяющих обеспечить:

признание действия на своей территории ранее выданных охранных документов СССР на объекты промышленной собственности, осуществление мер по эффективной охране прав владельцев этих охранных документов, а также прав авторов изобретений и промышленных образцов, защищенных этими охранными документами;

Читайте также:
Швеция: размер зарплат различных профессий, как устроиться в 2022 году

возможность оспаривания действия указанных документов на территории Республики Армения в случаях несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям охраноспособности, действовавшим на дату подачи заявки на этот объект;

право на преобразование охранных документов СССР на объекты промышленной собственности в национальные патенты на оставшийся срок их действия.

Статья 5.

Любое физическое и юридическое лицо Российской Федерации или Республики Армения сохраняет право на использование изобретения или промышленный образец без заключения лицензионного договора, если использование этого изобретения или промышленного образца правомерно началось до даты подачи другими лицами ходатайства о выдаче национального патента на изобретение или промышленной образец, на которое или на который ранее была подана заявка на выдачу охранного документа СССР или выдан охранный документ СССР. При этом выплата вознаграждения автору (авторам) производится в порядке, установленном действующим законодательством Стороны, на территории которой используется такое изобретение или промышленный образец.

Статья 6.

Любое физическое или юридическое лицо Российской Федерации или Республики Армения (или правопреемник этого лица), надлежащим образом подавшее заявку на изобретение, промышленный образец или товарный знак в Государственный комитет СССР по изобретениям и открытиям (Госкомизобретений), Государственное патентное ведомство СССР (Госпатент) или в Комитет по патентам и товарным знакам Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (Роспатент) до даты вступления в силу Патентного закона Российской Федерации и Закона Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, пользуется при подаче заявки на такое изобретение, промышленный образец или товарный знак в Патентное управление при Правительстве Республики Армения льготным правом на сохранение в течение трех лет приоритета по заявке, поданной в Госкомизобретений, Госпатент или в Роспатент.

Статья 7.

По представлению Патентного управления при Правительстве Республики Армения Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам проводит патентный поиск. Работы по проведению патентного поиска финансируются Патентным управлением при Правительстве Республики Армения на основе соответствующих договоров.

Статья 8.

Стороны предпримут незамедлительные меры для обеспечения на территории своих государств эффективной охраны промышленной собственности и представят при необходимости в свои законодательные органы проекты соответствующих законов.

Статья 9.

Стороны принимают на себя обязательства о включении в двусторонние соглашения об экономическом, промышленном, научном и техническом сотрудничестве положений об обеспечении охраны объектов промышленной собственности.

Статья 10.

При подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе патентные поверенные обоих государств на основе принципа взаимности могут вести дела непосредственно с патентными ведомствами Сторон, представляя при этом только интересы национальных заявителей. Национальным заявителям одной Стороны также на основе принципа взаимности предоставляется право вести дела по получению охранных документов и поддержанию их в силе непосредственно с патентным ведомством другой Стороны.

Статья 11.

Стороны примут меры для беспошлинного пропуска через их границы патентной документации, в том числе полиграфической продукции, относящейся к области охраны промышленной собственности.

Статья 12.

Все документы, направляемые одной из Сторон другой в ходе реализации настоящего Соглашения, представляются на русском языке.

Статья 13.

Ответственным за реализацию настоящего Соглашения являются патентные ведомства Сторон:

в Российской Федерации – Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам;

в Республике Армения – Патентное управление при Правительстве Республики Армения.

Порядок и условия сотрудничества патентных ведомств определяются программой и специальными соглашениями между ними.

Статья 14.

В случае возникновения разногласий по вопросам, вытекающим из настоящего Соглашения или связанным с его выполнением, представители Сторон проконсультируются между собой и приложат необходимые усилия к достижению урегулирования этих разногласий.

Статья 15.

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами, будет действовать в течение пяти лет и автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если одна из Сторон не уведомит в письменной форме другую Сторону о своем намерении прекратить действие данного Соглашения не позднее шести месяцев до истечения очередного периода его действия.

Прекращение действия настоящего Соглашения не затронет действия охранных документов, которые выданы или могут быть выданы в соответствии с настоящим Соглашением.

Совершено в г. Москве 25 июня 1993 г. в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и армянском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Приказ ФТС России от 05.03.2012 № 407 “Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности”

Документ полезен? m n

В целях выполнения соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 25 декабря 1993 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 30 марта 1994 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 24 декабря 1993 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18 января 1994 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18 февраля 1994 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 9 июня 1994 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 26 января 1994 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об обеспечении дальнейшего сотрудничества в области совместного создания, серийного производства и поставок самолетов Ил-114 и Ил-114Т от 12 марта 1997 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о дальнейшем сотрудничестве в области совместного создания, серийного производства и поставок в эксплуатацию самолетов Ил-76МФ и Ил-76ТФ, а также обеспечения эксплуатации и модернизации самолетов Ил-76, Ил-78 и их модификаций от 6 мая 1998 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 18 ноября 1993 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области судового газотурбостроения от 18 ноября 1993 г., Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники от 20 августа 1997 г. (далее – межправительственные соглашения), а также в соответствии с частью 4 статьи 224 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252; 2011, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4291, N 50, ст. 7351) ПРИКАЗЫВАЮ:

Читайте также:
Сколько стоит авиабилет Москва — Кишинев

1. Утвердить Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений (приложение).

2. Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (О.Н.Комарова) осуществлять контроль и регистрацию представляемых Минпромторгом России перечней товаров, перемещаемых в соответствии с межправительственными соглашениями.

3. Признать утратившими силу:

1) приказ ГТК России от 8 сентября 2003 г. N 999 “Об особенностях таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности” (зарегистрирован Минюстом России 10.10.2003, рег. N 5167);

2) приказ ФТС России от 9 августа 2006 г. N 751 “О внесении изменений в приказы ГТК России от 24.12.1998 N 870 и от 08.09.2003 N 999” (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2006, рег. N 8267) в части, касающейся приказа ГТК России от 8 сентября 2003 г. N 999 “Об особенностях таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности” (зарегистрирован Минюстом России 10.10.2003, рег. N 5167).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов

Приложение
к приказу ФТС России
от 5 марта 2012 г. N 407

1. Совершение таможенных операций и таможенного контроля товаров, необходимых для производства вооружения и военной техники, авиационной техники военного и гражданского назначения, судового газотурбостроения, в том числе материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, учебного и вспомогательного имущества (далее – товары), производится в соответствии с перечнями, зарегистрированными и направленными ФТС России в таможенный орган, совершающий таможенные операции и таможенный контроль.

2. Правила представления в таможенные органы Российской Федерации перечней товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации в рамках межправительственных соглашений, приведены в приложении к настоящему Порядку.

3. Таможенные операции и таможенный контроль товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, осуществляются согласно порядку, установленному Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и нормативными правовыми актами ФТС России с учетом следующих особенностей, установленных в соответствии с межправительственными соглашениями.

4. Товары не подлежат квотированию и лицензированию и при их ввозе в Российскую Федерацию не требуется представления сертификатов соответствия.

5. Товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин.

6. Перемещение товаров производится в соответствии с таможенными процедурами, установленными Таможенным кодексом Таможенного союза, и в течение текущего календарного года, указанного в перечне.

7. Таможенные операции с товарами производятся в соответствии с номенклатурой и количеством, указанными в перечнях.

8. В течение двухнедельного срока после выпуска всех товаров, указанных в перечне, или после окончания календарного года, указанного в перечне, таможни представляют в ФТС России копии перечней с отметками о выпуске товаров для последующей передачи их в Минпромторг России.

1. Перемещение в рамках межправительственных соглашений товаров, необходимых для производства вооружения и военной техники, авиационной техники военного и гражданского назначения, судового газотурбостроения, в том числе материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, учебного и вспомогательного имущества (далее – товары), осуществляется на основании перечней товаров (далее – перечни).

2. Перечни, составленные Минпромторгом России во исполнение межправительственных соглашений, представляются в ФТС России по образцам, приведенным в приложении к настоящим Правилам.

3. Представляемые в двух экземплярах Минпромторгом России перечни должны отвечать следующим условиям:

а) содержать наименования товаров, таможенные операции с которыми будут осуществляться в регионе деятельности одной таможни, с указанием государства, по соглашению с которым перемещаются товары;

б) содержать наименования товаров, которые будут перемещаться в течение одного календарного года;

в) не содержать исправлений и подчисток.

4. Каждый лист перечня должен быть подписан уполномоченным должностным лицом Минпромторга России с указанием даты подписи и проставлением оттиска печати установленного образца указанного министерства. Образцы подписей уполномоченных должностных лиц и оттиска печати представляются Минпромторгом России в ФТС России и доводятся до сведения таможенных органов.

5. ФТС России принимает представленные перечни и проверяет их на соответствие установленным пунктом 3 настоящих Правил условиям. При отсутствии нарушений ФТС России в течение 10 дней со дня представления регистрирует перечни в следующем порядке.

Регистрация перечней осуществляется по журналу регистрации перечней, порядок ведения которого устанавливается ФТС России.

На каждом листе перечня проставляется регистрационный номер по следующей схеме:

элемент 1 – буквенный код направления перемещения товаров (И – при ввозе товаров; Э – при вывозе товаров);

элемент 2 – код ФТС России в соответствии с Классификатором таможенных органов;

элемент 3 – дата регистрации перечня (день, месяц, две последние цифры года);

элемент 4 – порядковый номер перечня, присваиваемый по журналу регистрации перечней (начинается с единицы с каждого календарного года).

Каждый лист перечня подписывает начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования или его заместитель, курирующий вопросы контроля применения начисления таможенных платежей. Подпись заверяют печатью ФТС России.

6. ФТС России может отказать в регистрации перечней при несоблюдении условий, установленных межправительственными соглашениями, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, нормативными правовыми актами ФТС России и настоящими Правилами.

Об отказе в регистрации ФТС России письменно уведомляет Минпромторг России с указанием причин отказа в течение 15 дней со дня поступления перечней в ФТС России.

7. ФТС России после регистрации один экземпляр перечня с сопроводительным письмом возвращает в Минпромторг России.

Читайте также:
Маршрут по Латинскому кварталу в Париже

Второй экземпляр перечня остается в ФТС России, который в отсканированном виде направляется по электронным каналам связи в соответствующий таможенный орган, совершающий таможенные операции с товарами, в течение двух суток со дня регистрации перечня. О дате направления перечня в таможенный орган делается запись в журнале регистрации перечней.

8. Внесение изменений или аннулирование отдельных или всех позиций в зарегистрированных ФТС России перечнях производится на основании письменного обращения Минпромторга России, подписанного уполномоченным должностным лицом, с указанием регистрационного номера перечня, изменяемых позиций, которые должны быть аннулированы или аннулированы и изменены с приложением дополнительных перечней, в которые включены изменяемые позиции, оформленных в соответствии с настоящими Правилами.

Внесение изменений в уже зарегистрированные перечни не приостанавливает их исполнения, за исключением аннулированных или измененных позиций.

Приложение
к Правилам представления
в таможенные органы Российской
Федерации перечней товаров,
ввозимых в Российскую Федерацию
и вывозимых из Российской Федерации
в рамках межправительственных соглашений

Текст российских проектов документов по обеспечению правовых гарантий безопасности со стороны США и НАТО

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ О ГАРАНТИЯХ БЕЗОПАСНОСТИ

Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки, ниже именуемые Сторонами,

руководствуясь принципами, содержащимися в Уставе Организации Объединенных Наций, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций 1970 года, хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также положениями Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 года, Хартии европейской безопасности 1999 года, Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и Организацией Североатлантического договора 1997 года;

напоминая о недопустимости в их взаимных, как и в целом в международных отношениях, применения силы или угрозы силой каким-либо другим образом, несовместимым с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций;

поддерживая роль Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, на который возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности;

признавая необходимость объединения усилий для эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы безопасности в глобализированном и взаимозависимом мире;

исходя из неукоснительного соблюдения принципа невмешательства во внутренние дела, включая отказ от поддержки организаций, групп и отдельных лиц, выступающих за неконституционную смену власти, а также любых действий, имеющих целью изменение политического или социального строя одной из договаривающихся Сторон;

имея в виду усовершенствовать имеющиеся либо создать дополнительные действенные и оперативно запускаемые механизмы взаимодействия для урегулирования возникающих проблемных вопросов и разногласий путем конструктивного диалога на основе взаимного уважения и признания интересов безопасности и озабоченностей друг друга, а также для выработки адекватной реакции на вызовы и угрозы в области безопасности;

стремясь избежать любого военного противостояния и вооруженного конфликта между Сторонами и осознавая, что прямое военное столкновение между ними способно привести к применению ядерного оружия, что имело бы далеко идущие последствия;

подтверждая, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана, равно как признавая необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны между государствами, обладающими ядерным оружием;

подтверждая свои обязательства по Соглашению о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки от 30 сентября 1971 года, Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки по предотвращению инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 года, Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о создании Центров по уменьшению ядерной опасности от 15 сентября 1987 года, а также Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о предотвращении опасной военной деятельности от 12 июня 1989 года;

договорились о нижеследующем:

Стороны взаимодействуют на основе принципов неделимой и равной безопасности, ненанесения ущерба безопасности друг друга и в этих целях:

не предпринимают действий и не осуществляют мероприятий, затрагивающих безопасность другой Стороны, не участвуют в них и не поддерживают их;

не осуществляют меры в области безопасности, принимаемые каждой Стороной индивидуально либо в рамках международной организации, военного союза или коалиции, которые подрывали бы коренные интересы безопасности другой Стороны.

Стороны добиваются того, чтобы любые международные организации, военные союзы или коалиции, в которых участвует хотя бы одна из Сторон, соблюдали принципы, содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций.

Стороны не используют территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против другой Стороны, или иных действий, затрагивающих коренные интересы безопасности другой Стороны.

Соединенные Штаты Америки принимают обязательства исключить дальнейшее расширение Организации Североатлантического договора в восточном направлении, отказаться от приема в альянс государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик.

Соединенные Штаты Америки не будут создавать военные базы на территории государств, ранее входивших в Союз Советских Социалистических Республик и не являющихся членами Организации Североатлантического договора, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.

Стороны воздерживаются от размещения своих вооруженных сил и вооружений, в том числе в рамках международных организаций, военных союзов или коалиций, в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой Стороной как угроза своей национальной безопасности, за исключением такого развертывания в пределах национальных территорий Сторон.

Стороны воздерживаются от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или для неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов, в том числе в рамках союзов, коалиций и организаций, в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой Стороны.

Стороны поддерживают диалог и осуществляют взаимодействие по совершенствованию механизмов предотвращения опасной военной деятельности в отрытом море и в воздушном пространстве над ним, включая согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолетов.

Стороны обязуются не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей национальной территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на национальной территории другой Стороны.

Читайте также:
Обзор транспортного самолета Ан-22 (Антей, Изделие 100)

Стороны исключают развертывание ядерного оружия вне национальной территории и возвращают такое оружие, уже развернутое за пределами национальной территории на момент вступления в силу настоящего Договора, на национальную территорию. Стороны ликвидируют всю имеющуюся инфраструктуру для развертывания ядерного оружия вне национальной территории.

Стороны не осуществляют подготовку военнослужащих и гражданских лиц из стран, не обладающих ядерным оружием, к применению такого оружия. Стороны не проводят учения и тренировки сил общего назначения, включающие отработку сценариев с применением ядерного оружия.

Настоящий Договор вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами необходимых для этого внутригосударственных процедур.

Совершено в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

СОГЛАШЕНИЕ О МЕРАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

Российская Федерация и государства-члены Организации Североатлантического договора (НАТО), далее именуемые Участниками,

подтверждая стремление к улучшению отношений и углублению взаимопонимания;

признавая, что для эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы безопасности во взаимозависимом мире необходимо объединение усилий всех Участников;

будучи убежденными в необходимости предотвращения опасной военной деятельности и, таким образом, уменьшения возможности возникновения инцидентов между их вооруженными силами;

отмечая, что интересы безопасности каждого Участника требуют повышения эффективности многостороннего сотрудничества, укрепления стабильности, предсказуемости и транспарентности в военно-политической области;

подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, хельсинкского Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора 1997 года, Кодекса поведения, касающегося военно-политических аспектов безопасности 1994 года, Хартии Европейской безопасности 1999 года и Римской декларации «Отношения Россия-НАТО: Новое качество» глав государств и правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО 2002 года;

согласились о нижеследующем:

Участники в отношениях между собой руководствуются принципами сотрудничества, равной и неделимой безопасности. Они не укрепляют свою безопасность индивидуально, в рамках международной организации, военного союза или коалиции за счет безопасности других.

Участники в отношениях между собой обязуются мирно решать все международные споры, а также воздерживаться от любого применения силы или угрозы ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Участники обязуются не создавать условий или ситуаций, которые могли бы представлять или быть расценены в качестве угрозы для национальной безопасности других Участников.

Участники будут проявлять сдержанность в военном планировании и при проведении учений для снижения рисков возможных опасных ситуаций, придерживаясь обязательств по международному праву, в том числе содержащихся в межправительственных соглашениях по предотвращению инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним, а также в межправительственных соглашениях о предотвращении опасной военной деятельности.

Для разрешения вопросов и урегулирования проблемных ситуаций Участники применяют механизмы срочных консультаций на дву- и многосторонней основе, включая Совет Россия-НАТО.

Участники на регулярной добровольной основе обмениваются оценками современных угроз и вызовов безопасности, обеспечивают взаимное информирование о военных учениях и маневрах, основных положениях военной доктрины. В целях обеспечения транспарентности и предсказуемости военной деятельности задействуются все имеющиеся механизмы и инструменты мер доверия.

Для поддержания экстренных контактов между Участниками организуются «горячие» телефонные линии.

Участники подтверждают, что не рассматривают друг друга в качестве противников.

Участники поддерживают диалог и осуществляют взаимодействие по совершенствованию механизмов предотвращения инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (в первую очередь, на Балтике и в Черноморском регионе).

Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27 мая 1997 года государствами-членами Организации Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои вооруженные силы и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года. В исключительных случаях, при возникновении ситуаций, связанных с необходимостью нейтрализации угрозы безопасности одного или нескольких Участников, такие размещения могут осуществляться с согласия всех Участников.

Участники исключают развертывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования в районах, из которых они способны поражать цели на территории других Участников.

Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, принимают обязательства, исключающие дальнейшее расширение НАТО, в том числе присоединение Украины, а также других государств.

Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, отказываются от ведения любой военной деятельности на территории Украины, а также других государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.

В целях исключения возникновения инцидентов Российская Федерация и Участники, являющиеся государствами-членами Организации Североатлантического договора, не проводят военных учений и других мероприятий военной деятельности свыше бригадного уровня в полосе согласованной ширины и конфигурации с каждой стороны от линии границы Российской Федерации и государств, состоящих с ней в военном союзе, а также Участников, являющихся государствами-членами Организации Североатлантического договора.

Настоящее Соглашение не затрагивает и не будет толковаться как затрагивающее преимущественную ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности, а также права и обязательства Участников, вытекающие из Устава ООН.

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты передачи на хранение депозитарию уведомлений о согласии на обязательность от более чем половины подписавших его государств. В отношении государства, передавшего такое уведомление позднее, настоящее Соглашение вступает в силу с даты его передачи.

Любой Участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив депозитарию соответствующее уведомление. Действие настоящего Договора прекращается для такого Участника через [30] дней после получения депозитарием указанного уведомления.

Настоящее Соглашение составлено на русском, английском и французском языках, тексты которых имеют одинаковую силу, хранится в архиве депозитария, которым является правительство …

Тексты опубликованы на официальном сайте МИД РФ

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: