Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Мариинский дворец, Санкт-Петербург: история, экскурсии, фото

Мариинский дворец (Санкт-Петербург) – один из трех «политических» дворцов Северной столицы России и важнейшая часть архитектурного ансамбля Исаакиевской площади. Кроме того, здание считается достоянием российской культуры и истории. Сегодня каждый желающий может посетить знаменитый Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Отзывы туристов показывают, что это одно из обязательных мест для знакомства с городом. Давайте в этом убедимся! В данной статье будет рассмотрена история Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, и порядок его посещений.

Участок

В 1761 году, участок земли в южной части теперешней Исаакиевской площади, на котором сегодня располагается Мариинский дворец, был приобретен генерал-поручиком, камергером, графом Иваном Григорьевичем Чернышевым. В следующем году по проекту Ж. Ю. Валлен-Деламота здесь началось возведение крупного особняка. Граф хотел, чтобы его имение получилось простым, без золота и серебра, но очень красивым, хорошо убранным и благородным. 4 октября 1765 года Чернышев заселился во дворец. В декабре следующего года он принимал в нем императрицу Екатерину II. На тот момент здание считалось одной из главных достопримечательностей Петербурга.

В 1797 году, когда Иван Григорьевич умер, дворец перешел в собственность его старшего сына Григория. Спустя некоторое время, из-за долгов здание было заложено и взято в казну. Часть помещений стали сдавать в аренду. Здесь торговали разными товарами, начиная от картин, и заканчивая колбасой. Второй этаж и сад заняло мещанское общество под названием «Шустер-клуб». Какое-то время во дворце жил Французский принц Конде.

Во время реконструкции Адмиралтейства по проекту Захарова дворец Чернышева был отдан в аренду коллегии Адмиралтейств. Захаров лично занимался приспособлением постройки для чиновничьих нужд. В 1810-х данный участок планировалось отдать под строительство дворца младшего брата Александра I – князя Михаила. Проект был поручен Карлу Росси. По задумке архитектора, здание должно было иметь трапециевидную форму с выходом главного фасада на площадь, и садом во дворе. Предполагалось, что перед дворцом будет снесено несколько частных домовладений, расширено Синий мост и увеличено площадь. Сославшись на дороговизну выкупа частных строений, находящихся около дворца, от проекта перестройки отказались.

В мае 1823 года Николаем I была учреждена Школа гвардейских прапорщиков. 10 августа 1825 года она была перенесена во дворец Чернышева. Здание надстроили третьим этажом и установили на его аттике герб. В 1826 году заведение переименовали в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ней обучение проходили М. Ю. Лермонтов и А. И. Барятинский.

Свадебный подарок Николая I

В период с 1839 по 1844 год на этом месте по проекту А. И. Штакеншнейдера был возведен легендарный Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Фото современного здания очень схоже с постройкой тех лет. Здание стало свадебным подарком Николая I для его дочери Марии, в честь которой оно и получило свое название.

Мария Николаевна была довольно своенравной девушкой. Вместо того, чтобы после замужества переехать в княжество или графство своего супруга, она пожелала остаться жить в Петербурге. В те времена в мужья престолонаследниц обычно выбирали молодых людей из небогатых разрозненных немецких княжеств. Попав туда после роскошной жизни, девушки оказывались в очень скромной обстановке. Марию это не устраивало. К счастью, ей удалось найти супруга, приемлющего переезд в Россию. Им стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский – внук Жозефины Богарне. После венчания молодожен, которое состоялось 2 июля 1839 года, они поселились в Зимний дворец. В то же время было начато строительство их постоянной резиденции.

Начало стройки

Император хотел, чтобы у его дочери был самый удобный и уютный дом. Место для дворца он выбрал самостоятельно. Изначально он планировал поручить проект дворца Карлу Росси, но на тот момент архитектор в силу возраста отстранился от работы. В результате почетную миссию доверили А. И. Штакеншнейдеру. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге работал и ранее, но столь крупные проекты ему еще не доводилось реализовывать. В. П. Стасов и К. И. Росси составили комиссию по надсмотру за проектными и строительными работами.

1 октября 1839 года состоялась торжественная закладка постройки. Мариинский дворец (Санкт-Петербург) занял не только территорию дома Чернышева, но и еще три смежных здания. Рядом с образовавшимся участком проложили Новый переулок, который ныне называется переулком Антоненко. Чтобы здание гармонично вписалось в ансамбль Исаакиевской площади, Синий мост пришлось расширить. Так он стал самым широким в Северной столице. Правое крыло дворца включало в себя фундамент и некоторые стены старой постройки, а левое было возведено заново.

Дворец был построен весьма быстро. 25 января 1845 года его освятили и официально назвали в честь хозяйки. Есть легенда, согласно которой Мария Николаевна не хотела принимать подарок отца. Причиной тому стал тот факт, что после смерти Николая I на Исаакиевской площади в его честь установили памятник, на котором император был повернут спиной к дворцу.

Интерьер

Во избежание пожара, все перекрытия были выполнены из металла. А благодаря стенам из песчаника в помещениях здания всегда было тепло. Фасад был выполнен в классическом стиле, а вот внутренне убранство отошло от тогдашних традиций. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге сделал второй в России ансамбль интерьеров, знаменующий переход от классицизма к эклектике. Первым было здание Зимнего дворца.

Парадные анфилады были выполнены в форме позднего классицизма. Главная лестница располагалась слева от вестибюля, а не перпендикулярно главному фасаду, как в других дворцах. Это решение позволило уменьшить потери тепла. На втором этаже было расположено две анфилады, перпендикулярные друг другу. На месте их пересечения была организована зала-ротонда. За ней следовал Помпейский зал, окруженный овальной столовой и гостиной. После Помпейского зала шел Зимний сад, который являлся завершением центральной анфилады. По центру Зимнего сада был установлен фонтан с 8-метровой струей. Слева от Ротонды был расположен Танцевальный (Концертный) зал. Его окна выходили на внутренний двор. Библиотека и Помпейская галерея примыкали к центральной анфиладе.

Читайте также:
Что привезти из Барселоны в подарок: еда, одежда, сувениры

В правом крыле постройки были расположены жилые покои. Комнаты Марии Николаевны располагались в таком порядке: приемная зала, гостиная (кабинет), спальня, будуар, туалетная, угловой (овальный) кабинет. Также в первом крыле был пандус. С его помощью хозяева могли попасть на любой этаж. Благодаря всевозможным растениям, украшающим наклонный проход, он напоминал горную тропу. Прогулки по пандусу благоприятно влияли на здоровье хозяев дворца. Согласно наиболее распространенной версии, строительство пандуса было вызвано болезнью ног Марии. По этому проходу она могла передвигаться на коляске.

Супруг Марии жил в комнатах с видом на Исаакиевскую площадь. В его распоряжении были: парадная приемная, гостиная, бильярдная, кабинет и турецкий кабинет. Специально для него на первом этаже сделали капеллу с витражом, привезенным с его родины – города Мюнхена. По окончании строительства Мариинский дворец (Санкт-Петербург) открыли для свободного посещения, что было весьма необычным явлением для того времени. На аттиковом этаже расположилась церковь Николая Чудотворца. Это объясняет укрупненный аттик.

На первом этаже дворца располагались детские комнаты и комнаты воспитателей. Самой крупной комнатой здания стал рекреационный зал, который был приспособлен для активных игр и занятий спортом. Придворные проживали на верхнем этаже и двух флигелях – Офицерском и Гофмейстерском.

Герцог Максимилиан ушел из жизни в 1852 году, а его супруга прожила до 1876 года. До самой смерти Мариинский дворец (Санкт-Петербург) был ее основным жилищем. После смерти Марии дворец перешел по наследству ее детям. Позже, из-за долгов, Георгий и Евгений Лейхтенбергские решили продать его.

Переход в казну

В 1884 году дворец за 3 миллиона рублей по условиям 30-летней рассрочки перешел в собственность государства. В июле 1884 года Александр III подписал указ о том, что дворец стал резиденцией Государственного Совета, Комитета министров, Государственной канцелярии, а также Канцелярии по принятию прошений. Все эти органы были перенесены в здание к началу 1885 года. Некоторые усадебные строения достались Военному министерству, для размещения 3-го батальона Стрелкового Финского полка. 11 февраля дворец торжественно освятили как центр российской государственности.

Переоборудование

Новоиспеченный зодчий Мариинского дворца в Санкт-Петербурге – Л. Л. Петерсон – переоборудовал здание, исходя из его новых функций. В 1893 году свечное освещение заменили электрическим. Каждый понедельник в Ротонде проводились заседания Госсовета. Кабинет герцога переоборудовали в кабинет председателя Государственного совета. В Концертном зале проводил свои заседания Кабинет министров, а в Овальном – Департамент гражданских и духовных дел. В 1901 году, в день столетия Госсовета, в Ротонде было организовано его торжественное заседание. Это событие было запечатлено на знаменитом полотне И. Е. Репина.

В 1905 году, когда была учреждена Государственная Дума, численность Госсовета значительно возросла. В здание дворца стали пускать журналистов и других заинтересованных гражданских лиц. В Ротонде перестали помешаться все участники заседаний. В 1908 году под руководством трех архитекторов: Бенуа, Перетятковича и Шретера, Зимний сад был перестроен для нужд Госсовета. 15 октября 1908 года последний начал работать уже в новом зале.

Отказ Матильды Кшесинской

В начале 1900-х годов император Николай II хотел предоставить Мариинский дворец своей фаворитке Матильде Кшесинской. Однако она, несмотря на отговорки императора, строила особняк на Петроградской стороне. Существует мнение, что танцовщица отказалась от подарка по той же причине, что и Мария – из-за того, что Николай I и Петр I стояли к дворцу спиной.

Послереволюционные события

Когда закончилась февральская революция, во дворце обосновалось Временное правительство. Оно проработало здесь до июня. 7 августа дворец стал местом деятельности Всероссийской комиссии по выборам в Учредительное собрание. По окончанию октябрьской революции Мариинский дворец (Санкт-Петербург), история которого не единожды рассказывала о смене владельцев и пользователей, достался Народному комиссариату имуществ и Высшему совету народного хозяйства. Когда в 1918 году правительство переехало в Москву, во дворце обустроили казармы Красной Армии.

Затем в здании размещались всяческие учреждения: Трансбалт, Дом Печати, Севзапвод и прочие. С 1928 по 1929 гг. здесь было устроено общежитие на 1000 коек, принадлежащее акционерному обществу «Советский турист». В конце 1929 года во дворце открылось отделение Промакадемии ВСНХ. Здесь находились аудитории, общежитие академии, а также помещения для персонала и кинотеатр. В 1940 году эти помещения перешли высшим курсам ЦК ВКП(б).

В июне 1941 года во дворце разместили Военный совет, политотдел Ленинградского армии народного ополчения, штаб, редакцию газеты «На защиту Ленинграда». Осенью того же года, когда была сформирована армия, здание послужило госпиталем. Настенную роспись залов замазали штукатуркой. Во время блокады Ленинграда дворец серьезно пострадал. Его поразили 2 крупных и 40 зажигательных бомб.

Реставрация

Уже в 1944 году в Мариинском дворце начались реставрационные работы. Согласно проекту Шепелевского была произведена реставрация и перепланировка помещений. В восточном крыле установили новую мраморную лестницу. На главном фасаде здания были размещены макеты пяти орденов и медалей, которых был удостоен Ленинград. 8 октября 1945 года в здании дворца поместили исполком Ленсовета трудящихся. В 60-х годах прошлого столетия было организовано восстановление росписей Помпейской галереи, а также реставрацию Красного (Приемного) и Белого (Танцевального) залов. В 1990 году восстановили и освятили церковь. Вот такую непростую историю пережил Мариинский дворец. Законодательное собрание Санкт-Петербурга здесь функционирует с 14 декабря 1994 года по сей день.

Читайте также:
Какие страны закрыли границы через коронавирус

Мариинский дворец сегодня

На сегодняшний день каждый желающий может посетить Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Режим работы достопримечательности: вторник с 10.00 до 17.30. Экскурсии нацелены на повышение уровня политической осведомленности граждан и знакомство с деятельностью Законодательного собрания. В экскурсионную программу входит также ознакомление с историей развития русского парламентаризма, историей здания, а также главными архитектурными особенностями, которыми обладает Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Экскурсии организовываются и проводятся управлением по информации и связям с общественностью Аппарата Законодательного собрания. Заявку на проведение экскурсии подают руководители групп не позднее, чем за две недели до дня мероприятия. Таким образом, простому туристу не так уж и просто попасть в Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Адрес достопримечательности: Исаакиевская площадь, 6.

Мариинский дворец
в Санкт-Петербурге

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге неразрывно связан с политической жизнью города. В свое время в нем заседали члены Государственного совета Российской империи, Временного комитета Госдумы, Высшего совета народного хозяйства СССР и Ленсовета. Короткий период здесь располагался ленинградский центр сопротивления ГКЧП и, наконец, дворец стал домом для депутатов Законодательного собрания СПб.

Дворцовый комплекс является объектом культурного наследия федерального значения. Он расположен в центре Северной столицы России, а его центральный фасад обращен к Синему мосту и Исаакиевской площади с конной статуей Николая I, за которой следуют Исаакиевский сквер и Исаакиевский собор.

История Мариинского дворца в Петербурге

Выдающийся архитектурно-исторический памятник был возведен в 1839–44 гг. на месте дворца графа И. Чернышева, построенного в 1763 г. и существенно реконструированного в 1828 г. в целях размещения школы Гвардейских прапорщиков. Николай I, задумавший снести старое здание и построить на его месте новую грандиозную резиденцию для своей дочери Марии, перевел военное училище в другой район города и расширил территорию, выкупив соседние участки земли.

За ходом строительства следила специально созданная комиссия, еженедельно докладывающая императору о ходе работ. Сам Николай I не раз наведывался на объект с инспекциями.

В 1845 г. в резиденцию заселились герцоги Лейхтенбергские — дочь и зять Николая I со своими детьми. Работы по дальнейшему обустройству дворцового комплекса велись до 1850-х гг.

Вскоре после смерти Марии Николаевны в 1876 г., Мариинский дворец был продан в государственную казну, и с тех пор в нем размещаются различные органы власти и ведомства, хотя и с небольшими перерывами. Так, например, в 1918 г. здание отдали под казармы, в 1920-х здесь было 60 квартир для служащих «Трансбалта». Чуть позже тут обосновались Дом печати, Промышленная академия, Высшие курсы при ЦК ВКП(б) и общежитие, а во время ВОВ во дворце находился реабилитационный госпиталь. Домовая церковь долгое время служила кинотеатром.

Архитектура

Проект Штакеншнейдера предполагал сохранение основного объема дворца Чернышева, но с усовершенствованием конструктивных элементов, изменением внутреннего пространства, использованием при строительстве новейших технологий и материалов. В итоге, прежние стены усилили дополнительной каменной кладкой, деревянные балки заменили металлическими, залы оборудовали системой централизованного отопления и вентиляцией, а ванные комнаты — водопроводом и канализацией. Электричество появилось позже — в 1893 г.

Мариинский дворец на google.maps

Трехэтажное здание в плане имеет явную асимметрию. Его архитектурный облик выполнен в эклектичном стиле, основанном на классицизме в общем объеме и барокко в скульптурных элементах. Фасад украшен пилястрами с капителями и балюстрадами. Он подчеркнут двумя крайними ризалитами с треугольными фронтонами и центральным ризалитом, увенчанным аттиком. Первый уровень дворца отделан рустовкой, а входная группа выделена портиком с арочными проходами. Его завершает открытая террасная площадка, огражденная балюстрадой с вазонами. Оконные проемы каждого этажа имеют собственные размеры.

Изначальная планировка предусматривала виды из жилых комнат на внутренние дворы, а из служебных помещений — на внешние улицы.

Архитекторы

Автором проекта Мариинского дворца является русский архитектор Андрей Штакеншнейдер. Этот комплекс считается его лучшей работой. Он привлекал к сотрудничеству профессоров и бывших студентов Академии художеств, которые занимались второстепенными корпусами и помещениями.

В 1890-х гг. здание капитально ремонтировалось и частично реконструировалось под руководством академика Императорской Академии художеств, архитектора Людвига Петерсона. В 1906-м по проекту русского зодчего Леонтия Бенуа Зимний сад был перестроен под Большой зал заседаний.

Во время ВОВ Мариинский дворец серьезно пострадал от бомбежек. Восстановительные работы проводились под руководством архитектора М. Шепелевского.

Ордена на фасаде

В 2005–06 гг., в ходе масштабной 9-месячной реставрации экстерьера Мариинского дворца, на аттике были воссозданы лепнина и городской герб, удаленный с фасада в 1960-х гг. Гипсовые слепки наград Ленинграда на центральном ризалите заменили укрупненными металлическими копиями:

  • медали Золотая Звезда;
  • 2 орденов Ленина;
  • ордена Октябрьской Революции;
  • ордена Красного Знамени.

Дворец на Исаакиевской площади: название

Мариинский дворец носит имя великой княжны Марии Николаевны Романовой, дочери императора Николая I и сестры Александра II. Щедрый подарок отца был приурочен к ее свадьбе в 1839 г. с Максимилианом, герцогом Лейхтенбергским, младшим сыном Эжена де Богарне и внуком первой жены Наполеона I Жозефины. Название было закреплено специальным императорским указом.

Читайте также:
Фотографии музея революции в Гаване

Мария Николаевна организовывала в своей резиденции спектакли, концерты, рождественские елки для детей, благотворительные вечера и веселые маскарады. Она и ее первый супруг являлись большими ценителями искусств и сумели собрать одну из лучших частных коллекций с полотнами известных итальянских, голландских, испанских и русских мастеров, а также нумизматические, минералогические и книжные собрания.

Залы Мариинского дворца и интерьеры

К созданию внутреннего убранства дворца были привлечены профессора Императорской Академии художеств и именитые мастера того времени — лепщики, художники, скульпторы, мебельщики. Штакеншнейдер лично курировал создание стилевых решений и даже лично подготавливал эскизы декоративных украшений. В отделке интерьеров использовались самые лучшие материалы.

Парадный вестибюль

Посетителей встречают колонны и пилоны из розового мрамора, поддерживающие потолочные своды, и бронзовые канделябры с ангелами, бюст Марии Николаевны, установленный в 2007 г., и стилизованная лепнина с золочеными буквами, составляющими имя «Мария». Далее идет Парадная лестница со статуями античных воинов в нишах, бюстами и нежными арабесками на стенах и сводах. Ее верхняя часть ограждена перилами из чугуна с позолоченным орнаментом.

Ротонда

Двухъярусный круглый зал, ограниченный по периметру беломраморной колоннадой, является центром дворцовой композиции. На 17-метровой высоте Ротонда накрыта куполом со стеклянным фонарем, освещающим помещение в дневное время. Декор выполнен в духе античной Греции, на фризах изображены крылатые грифоны. До 1907 г. в зале проводились заседания Законодательного собрания. Сегодня в Ротонде, как и при Марии Николаевне, устраиваются новогодние праздники для детей и, благодаря великолепной акустике, организовываются концерты.

Танцевальный, или Белый зал

Настоящая жемчужина Мариинского дворца, нарядная красавица в белоснежном одеянии. Сегодня стены украшены созданным Антонио Виги фризом со сценами из античной мифологии и золоченым орнаментом, а во времена Марии Николаевны здесь располагалась картинная галерея из 300 полотен. Кессонный потолок декорирован лепниной, помещение освещается многоярусными люстрами и аналогичными по форме бра. Белый зал предназначен для круглых столов, конференций, депутатских и общественных слушаний.

Красный зал

Бывшая приемная Максимилиана Лейхтенбергского считается одним из красивейших залов Мариинского дворца. Белые стены оттеняют детали темно-красного цвета — пилястры и инкрустированные двери. Лепнина украшена позолотой, наборный паркет отличается сложным рисунком. Сегодня здесь проводятся протокольные встречи с зарубежными делегациями.

Помпейская галерея и Помпейский зал

Название помещений связано с их оформлением в помпейском, как казалось авторам, стиле. Две стены Помпейского зала, называемого Темным из-за отсутствия окон, расписаны яркими красками, а две другие ограничены колоннадами, одна из которых выводит к Ротонде. Помпейская галерея отличается разнообразием узоров — гротескная живопись, орнаменты-канделябры, ковровые орнаменты.

Овальный кабинет

Этот зал, как и опочивальня, шикарный будуар с красивейшим камином, туалетная комната и ванная Марии Николаевны, располагается в западном ризалите, где был старый дворец Чернышева. Главные украшения кабинета великой княгини — многоярусный камин с полихромным мраморным панно и потолочная роспись Дроллингера и Вундерлиха.

В этой части Мариинского дворца для дочери Николая I, страдающей от суставных болей в ногах, была построена специальная лестница без ступеней. Спиральный пандус овальной формы был огражден чугунными перилами с деревянными поручнями, по нему можно было спускаться и подниматься на коляске.

Голубая гостиная

Огромное помещение, разделенное надвое парными пилонами с вязью, служило когда-то Марии Николаевне гостиной-кабинетом. Части зала визуально разграничивались тяжелым занавесом, который в любой момент можно было раздвинуть. У окон расположены камины. В Голубом зале в настоящее время установлены витрины, где хранятся многочисленные высокохудожественные предметы, подаренные городу по случаю торжественных событий.

Домовая церковь

Дворцовый храм во имя Николая Чудотворца расположен выше других помещений, к нему ведет отдельная лестница. Он был освящен в 1845 г., но только в 1856-м по просьбе Марии Николаевны на стенах появились росписи Г. Гагарина с библейскими сюжетами. Тогда же сосновый иконостас заменили мраморным. Росписи и внутреннее убранство церкви были полностью воссозданы к 2018 г. С 1991 г. здесь проводятся службы.

Большой зал заседаний

Комплекс Мариинского дворца ранее включал отапливаемый Зимний сад, где росли экзотические растения, журчал фонтан и обитали тропические птицы. Он был перестроен по проекту Леонтия Бенуа в 1907–08 гг. для Государственного совета. Сегодня в зале заседает Законодательное Собрание СПб.

Информационный центр

В 2014 г. на 1 этаже дворца выделили помещение для экспозиций, связанных с историей строительства Мариинского дворца и становления Законодательного Собрания СПб. Здесь же представлен макет здания.

Экскурсии

Ознакомительные посещения проводятся организованными группами по предварительным заявкам организаций. Частные лица могут сделать запрос, обратившись к депутатам Законодательного Собрания по форме обратной связи.

Экскурсия по Мариинскому дворцу: видео

Как добраться до Мариинского дворца

До остановки «Исаакиевская площадь» можно доехать на автобусах № 3, 22, 27, 10, 70, 71 и маршрутке № 169.

Ближайшие станции метро — Садовая, Спасская, Сенная площадь, Адмиралтейская.

Вызывать такси в городе удобно с помощью мобильных приложений Везёт (Рутакси), Bolt, Maxim, Gett, Яндекс Go. Для составления собственного маршрута можно воспользоваться опциями удобного сайта.

Мариинский дворец

История участка Мариинского дворца. Дом графа И. Г. Чернышёва

В южной части будущей Исаакиевской площади, где сейчас располагается Мариинский дворец, в 1761 году приобрёл участок граф Иван Григорьевич Чернышёв – генерал-поручик, действительный камергер. В следующем году для него здесь по проекту архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота началось создание обширного особняка. Граф писал И. И. Шувалову в феврале 1762 года:

Читайте также:
Работа в германии в 2022 году: способы поиска

От набережной Мойки дворец И. Г. Чернышёва был отодвинут примерно на 50 метров, дабы сформировать перед ним курдонер – парадный двор, обрамлённый одноэтажными служебными флигелями, куда можно было бы въехать с набережной через ворота. Садовый фасад ничем не уступал по красоте главному, что хорошо видно на приведённом выше фрагменте “плана Сент-Илера”.

4 апреля 1765 года граф отпраздновал своё новоселье. В декабре 1766 года он принимал здесь императрицу Екатерину II. Это здание считалось одной из достопримечательностей Петербурга. Немецкий астроном И. Бернулли писал:

После смерти Ивана Григорьевича в 1797 году дворец перешёл по наследству его старшему сыну от второго брака с Исленьевой Анной Александровной – Григорию. Через некоторое время дворец из-за долгов был заложен и взят в казну. Часть помещений стала сдаваться в аренду. Здесь торговали картинами, табаком, колбасами. На втором этаже и в саду расположилось мещанское общество “Шустер-клуб”. Некоторое время во дворце Чернышёва проживал эмигрировавший из Франции принц Конде. При этом на фасаде здания появилась надпись “Отель Конде”.

При реконструкции Адмиралтейства по проекту А. Д. Захарова бывший дворец Чернышёва арендовался Адмиралтейств-коллегией. Приспособлением здания для нужд чиновников занимался сам Захаров. В рапорте в Адмиралтейский департамент от 6 ноября 1808 года он указал, что здесь “востребовались следующие переправки и пополнения, а именно: в покое, где назначено быть гауптвахте, сняты антресоли и сломаны на оных печки и лежанки, и сей покой отделывается плотничною, щекотурною и каменною работами” [Цит. по: 3, с. 157].

В конце 1810-х годов этот участок предполагалось отдать для строительства дворца великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Александра I. Проект дворца разрабатывал Карл Росси. Новое здание задумывалось в виде трапеции с главным фасадом выходящим на площадь и боковыми корпусами по Вознесенскому проспекту и по вновь проложенному переулку. В завершении трапеции зодчий разместил здание манежа с хозяйственными флигелями, во дворе – сад. Перед дворцом предполагалось снести несколько частных домов, расширить Синий мост, сделать просторную площадь. От этого проекта перестройки дома Чернышёва отказались, сославшись на дороговизну выкупа находящихся здесь других частных строений. Позже дворец Михаила Павловича был построен в другом месте.

В мае 1823 года Николай I учредил Школу гвардейских подпрапорщиков. Первоначально это учебное заведение размещалось в казармах лейб-гвардии Измайловского полка. 10 августа 1825 году школе был передан дворец Чернышёва. На аттике здания поместили герб, дворец надстроили третьим этажом. В 1826 году учебное заведение стало называться Школой гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь учился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, в то время юнкер лейб-гвардии Гусарского полка. Вместе с ним здесь учился будущий генерал-фельдмаршал А. И. Барятинский.

Строительство Мариинского дворца

Мариинский дворец на этом месте построен в 1839-1844 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера. Он стал подарком Николая I своей дочери Марии к её свадьбе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Отсюда и название здания – по имени хозяйки.

Великая княжна Мария Николаевна обладала весьма своенравным характером. Вместо того, чтобы по традиции выйти замуж и переехать в графство или княжество своего супруга, она поставила условие: “Или никогда не выйду замуж, или вместе с мужем буду жить в Петербурге”. Действительно, в то время супругов для великих княжён находили чаще всего в бедных немецких разрозненных княжествах. Там, после богатой жизни в царской семье, девушка бы оказались в весьма скромной обстановке. По счастью, найти жениха, который бы подходил дочери императора и согласился бы переехать в Россию всё таки удалось. Им стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский – внук Жозефины Богарне, супруги Наполеона.

После венчания 2 июля 1839 года молодые супруги поселились в Зимнем дворце. Сразу же началась работа над постройкой их постоянной резиденции. Для Мариинского дворца был выбран участок, на котором находился бывший дворец графа Чернышёва.

Николай I хотел чтобы его дочь жила в самом уютном и удобном доме, материалы для стройки рекомендовались самые современные на тот момент времени. Место для Мариинского дворца император выбрал сам. Проект дворца хотели поручить Карлу Росси, но к тому моменту архитектор был уже очень стар. Тогда работу над зданием поручили А. И. Штакеншнейдеру. Для него этот проект стал первой серьёзной работой в Санкт-Петербурге. В комиссию по надсмотру за проводимыми работами вошли К. Росси и В. П. Стасов.

Торжественная закладка здания состоялась 1 октября 1839 года. Мариинский дворец занял участок не только дома Чернышёва, но и ещё трёх смежных с ним. Рядом с образовавшимся единым участком был проложен Новый переулок (ныне переулок Антоненко). Для вхождения здания в ансамбль Исаакиевской площади до 97,3 метров был расширен Синий мост, после чего он стал самым широким в городе.

Левое крыло Мариинского дворца было построено заново. Правое включило в себя фундаменты и часть стен дома Чернышёва.

Строительство велось быстро. Мария Николаевна с мужем поселились во дворце в 1845 году. 25 января этого года здание освятили и официально назвали “Мариинским дворцом”.

Читайте также:
Нужна ли виза в Египет для белорусов и сколько она стоит?

Существует легенда о том, что Мария Николаевна не приняла подарок отца. После смерти Николая I на Исаакиевской площади ему установили памятник, ко дворцу император повёрнут спиной. Якобы, именно из-за этого Мария не захотела здесь жить. На самом деле она, конечно, жила во дворце, пусть ей и не нравились некоторые его детали.

На площадь выходили в основном служебные помещения, а жилые комнаты были со стороны внутреннего двора. Стены обработали не мрамором, а песчаником. Поэтому в жилых комнатах было не только тихо, но и всегда тепло.

Все перекрытия в Мариинском дворце во избежание пожаров были выполнены металлическими. Проверку качества таких перекрытий Штакеншнейдер доверил Карлу Росси, как первопроходцу в их использовании в гражданских сооружениях. При проверке выяснилось, что толщина балок гораздо меньше, чем она должна была быть по проекту. При проверке качества укладки каменных напольных плит оказалось что и они тоньше, чем должны были быть. Оказалось, что подрядчики сэкономили на материалах. После этого все договоры с ними были расторгнуты, все конструкции дворца перепроверены и при необходимости заменены.

Несмотря на классический фасад здания, внутри Мариинский дворец серьёзно отошёл от традиционного для того времени расположения помещений. Появление разностильных интерьеров здесь объясняется успешным восстановлением личных апартаментов императорской семьи в Зимнем дворце после пожара 1837 года. Архитектор А. П. Брюллов тогда впервые применил в отделке личных помещений разные стили исходя из их функционального назначения. Эта работа нашла самый положительный отклик. Ансамбль интерьеров Мариинского дворца, созданный Штакеншнейдером, стал вторым после интерьеров Брюллова в Зимнем дворце значительным ансамблем, знаменующим переход от классицизма к эклектике [4, с. 129].

Классический стиль в парадных залах оказался более устойчивым. В Мариинском дворце парадные анфилады решены в форме позднего классицизма. Парадная лестница расположилась не перпендикулярно главному фасаду, а слева от Вестибюля. Это было сделано архитектором для уменьшения потери тепла. Второй этаж вместил в себя две анфилады, расположенные перпендикулярно друг к другу. Их пересечение Штакеншнейдер организовал в виде зала-ротонды. Далее следовал Квадратный (Помпейский) зал, окружённый Овальной столовой и Овальной гостиной. За Помпейским залом находился Зимний сад, завершающий центральную анфиладу. В центре Зимнего сада находился фонтан, высота струи которого достигала 8 метров. Слева от Ротонды находился Концертный (Танцевальный) зал, окна которого выходили во внутренний двор. К центральной анфиладе примыкала Библиотека. Рядом с ней – Помпейская галерея с фресковой росписью по типу лоджий Рафаэля в Эрмитаже.

Жилые покои размещались в правом крыле здания. Комнаты Марии Николаевны начинались Приёмной залой, продолжались Гостиной (Кабинетом), Спальней, Будуаром, Туалетной, Овальным (Угловым) кабинетом. Здесь же, в правом крыле, был организован пандус. По нему можно было попасть на любой этаж. Этот наклонный проход был украшен всевозможными растениями, что делало подъём по нему похожим на прогулку по горным тропам. Прогулки по пандусу таким образом благотворно влияли на здоровье обитателей дворца. Существует версия появления пандуса, связанная с якобы больными ногами Марии Николаевны. Пандус мог облегчать перемещение великой княгини по зданию на коляске.

Герцог Максимилиан жил в комнатах, окна которых выходили на Исаакиевскую площадь. Среди них: Парадная приёмная (оформленная в стиле Людовика XIV), Бильярдная, Гостиная, Кабинет с коллекциями оружия и минералов, Турецкий кабинет. На первом этаже для него была создана капелла с витражом, привезённым из Мюнхена – родины Максимилиана.

После окончания строительства дворец стал открытым для свободного посещения, что стало достаточно необычным явлением. На аттиковом этаже находилась домовая церковь Святого Николая Чудотворца, что объясняет слишком укрупнённый объём аттика.

На первом этаже Мариинского дворца находились детские комнаты и квартиры воспитателей. Самым большим помещением был Рекреационный зал, приспособленный для активного отдыха и спортивных игр. Придворные жили на верхнем этаже и двух флигеля – Гофмейстерском и Офицерском.

Герцог Максимилиан скончался в 1852 году. Мария Николаевна прожила в своём дворце до самой смерти в 1876 году. Мариинский дворец по наследству перешёл их детям. Евгений и Георгий Лейхтенбергские, жившие со своими семьями в восточном крыле, из-за долгов решили продать свою резиденцию.

Мариинский дворец как центр российской государственности

В 1884 году Мариинский дворец перешёл в казну за 3 000 000 рублей с рассрочкой на тридцать лет. С этого момента дворец стал собственностью государства. Уже 14 июля 1884 года Александром III был подписан указ, которым Мариинский дворец объявлялся резиденцией Государственного Совета, Государственной канцелярии, Комитет министров, Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя. Все они разместились в здании в феврале 1885 года. Часть усадебных строений в саду было передано Военному министерству, разместившему в них 3-й батальон лейб-гвардии Стрелкового Финского полка. Торжественное освящение дворца как центра российской государственности состоялось 11 февраля 1885 года.

По проекту архитектора Л. Л. Петерсона Мариинский дворец был переоборудован исходя из своей новой функции. В 1893 году здесь свечной освещение было заменено на электрическое. В Ротонде еженедельно по понедельникам заседал Государственный совет. Кабинет герцога Максимилиана был переоборудован под кабинет председателя Госсовета. В Концертном зале проходили заседания Кабинета министров, в Овальном – заседания Департамента гражданских и духовных дел. В день столетия Государственного совета в 1901 году в Ротонде состоялось его торжественное заседание, которое было запечатлено на знаменитой картине И. Е. Репина.

Читайте также:
Как забронировать отель в Турции “все включено” самостоятельно

В апреле 1902 года в Вестибюле Мариинского дворца террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.

После учреждения в 1905 году Государственной Думы численность Государственного совета была значительно расширена. Сюда стали допускаться журналисты и “иные заинтересованные лица”. Ротонда уже не могла вместить всех участвующих в заседаниях. В 1908 году по проекту Л. Н. Бенуа, М. М. Перетятковича и Л. Л. Шретера для нужд Государственного совета было перестроено помещение Зимнего сада. 15 октября 1908 года Государственный совет начал работу в новом зале.

В начале 1900-х Николай II предлагал дворец своей фаворитке Матильде Кшесинской. Она строила себе особняк на Петроградской стороне, император пытался отговорить её от такой затеи. Однако знаменитая танцовщица отказалось от подарка. Существует мнение что Матильда как и Мария не приняла его из-за того что Николай I, так же как и Пётр I (“Медный всадник”) отвернулись от дворца.

После февральской революции 1917 года Мариинский дворец заняло Временное правительство, проработавшее здесь до июня. 7 августа здесь начала работать Всероссийская комиссия по выборам в Учредительное собрание. После октября 1917 года Мариинский дворец перешёл в ведение Народного комиссариата имуществ и Высшего совета народного хозяйства. После переезда в 1918 году правительства в Москву в Мариинском дворце разместились казармы Красной Армии. Позже его занимали различные учреждения: Трансбалт, Севзапвод, Дом печати. В 1928-1929 годах акционерное общество “Советский турист” устроило здесь общежитие на 1 000 коек.

Осенью 1929 года в Мариинском дворце открылось ленинградское отделение Промакадемии ВСНХ СССР. Здесь находились общежитие академии, аудитории, комнаты персонала и кинотеатр. В 1940 году аудитории и общежитие перешли высшим курсам при ЦК ВКП(б).

30 июня 1941 года в Мариинском дворце разместился Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения, редакция газеты “На защиту Ленинграда”. После 23 октября, когда армия была расформирована, здание служило госпиталем. Настенная роспись залов была замазана штукатуркой. Во время ленинградской блокады Мариинский дворец серьёзно пострадал. В него попало два крупных снаряда и около 40 зажигательных бомб.

Реставрационные работы в Мариинском дворце начались уже в 1944 году. По проекту М. А. Шепелевского проводилась не только реставрация, но и перепланировка помещений. В восточном крыле появилась новая мраморная лестница. На главном фасаде здания разместили макеты пяти орденов и медалей, которыми был награждён Ленинград. 8 октября 1945 году в Мариинском дворце разместился Исполнительный комитет Ленинградского Совета трудящихся.

В 1960-х годах были восстановлены росписи Помпейской галереи, отреставрированы интерьеры Приёмной (Красного зала), Танцевального (Белого) зала. В 1990 году была восстановлена и освящена церковь.

С 14 декабря 1994 года в Мариинском дворце работает законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_31150″>

История Руси, Российской империи, а затем и Российской Федерации наполнена знаковыми событиями и личностями, которые сумели расцветить проходящие века, сдвинуть мир с очередной «мёртвой» точки, сдвигаясь вместе с самим миром. Сейчас все эти Великие увековечены: кто-то на акриле и масле полотна, кто-то в мраморе или камне, кто-то навсегда замер в собственных картах, книгах, механизмах. Но бывает и так, что замирает не сам человек, а событие, исторический процесс, само время. Речь идёт, к примеру, о так называемых политических зданиях, а в отношении Санкт-Петербурга – о политических дворцах. Сегодня этим статусом обладают три сооружения: Мариинский, Зимний и Таврический дворцы. Как не сложно догадаться, к получению такого звания привели те события, которые проходили в их стенах. Так, Мариинский дворец, блестящий образец поздней классической архитектуры, стал свидетелем, а иногда и непосредственным «участником», сначала Октябрьской революции, а затем и событий девяностых годов.

История создания

Достаточно сложно с уверенностью сказать, когда именно Мариинский дворец появился на картах Петербурга. Такая неопределённость датировок связана, прежде всего, с тем, что на месте современного дворцового ансамбля ранее размещалось иное здание – примечательное изяществом и совершенством форм. В конечном счёте, Штакенштайнейдер, который был ответственен за составление и реализацию проекта, решил не разрушать до основания бывший дворец графа Чернышова – многие стены остались в прежнем виде, что также наложило определённый отпечаток на облик дворца.

Собственно Мариинским его стали называть не сразу, хотя это название и полностью соответствует действительности. Дворец должен был стать свадебным подарком для любимой дочери императора – Николая I. Ситуация складывалась довольно своеобразная и, к сожалению или к счастью, не в пользу для жениха – после самого бракосочетания Великая княжна объявила, что не намерена покидать Санкт-Петербург. Спорить с императорской дочерью долго не стали. Вместо этого – также довольно быстро – взялись за сооружение резиденции, в которой должны были поселиться молодожёны.

Дальнейшая история тесно связала Мариинский дворец с чисто политической стороной жизни страны – в его залах находились многочисленные ведомства и министерства, от чьей работы зависело будущее процветание России.

Особенности

По изначальному замыслу Мариинский дворец должен был увенчать южную сторону Исаакиевской площади, полностью завершить её облик, не нарушив хрупкий архитектурный баланс. Именно из подобных соображений дворец было принято строить изначально несимметричным, что полностью противоречило законам классицизма. При этом не стоит забывать также и о том, что дворец возводился именно как жилое, а не в первую очередь государственное сооружение. Именно этим и поясняются некоторые особенности внутреннего размещения помещений.

Читайте также:
Национальный парк Югыд ва, Россия — подробная информация с фото

Так, вид на Исаакиевскую площадь не украшает ни одну жилую комнату. Все они выходят в сторону сада, чтобы шум столицы не отвлекал его обитателей. Вместо обычного камня при строительстве использовали песочник для того же комфорта – как известно, песочник намного лучше удерживает тепло, что, впрочем, не помешало подойти к вопросам декора со всей возможной креативностью – для отделки фасадов использовали руст, а в качестве декоративных элементов пилястры и коринфские колонны. Ещё одним привет из античности являются многочисленные статуи в греческом стиле, украшающие парадную лестницу.

Многих гостей Мариинского дворца интересует, зачем нужно было устраивать внутри пандусы, по обеим сторонам которых бурно разрослась растительность. Ответ предельно прост – дочь императора имела проблемы с ногами. Иногда элементарный подъем с постели был для неё невозможен. Именно для этого и была разработана система, благодаря которой она могла относительно самостоятельно передвигаться по собственному дому.

Ещё одним элементом оформления, который появился благодаря хозяйке дворца, является стилизованная лепниной надпись, которая представляла собой переплетение букв её имени. Эта надпись была сделана прямо на стене парадного холла.

Как добраться самостоятельно

Добраться до Мариинского дворца более чем просто. Это можно сделать с помощью метро – достаточно сойти на одной из ближайших станций, а к таковым относят «Садовую» и «Адмиралтейскую». Кроме того, можно воспользоваться некоторыми видами общественного транспорта. В этом случае предстоит выйти на одной из остановок – «Исаакиевская площадь» или же «Казанская улица». К сожалению, сегодня вход во внутренние помещения Мариинского дворца невозможен для туристов. Остаётся лишь наслаждаться эстетической стороной внешнего оформления во время посещения ансамбля Исаакиевской площади.

История Мариинского дворца

  • История создания дворца
  • Архитектура дворца
  • Интерьеры дворца
  • Общественная жизнь дворца
  • Мариинский дворец на государственной службе
  • Советский период
  • Мариинский дворец в настоящее время

История создания дворца

Мариинский дворец обязан своим появлением своенравному характеру дочери императора Николая I великой княжне Марии Николаевне. Перед бракосочетанием с герцогом Лейхтенбергским она категорически отказалась переезжать в его европейскую резиденцию и настояла на их совместной жизни в Санкт-Петербурге.

Любовь творит чудеса — Мария и Максимилиан венчались в июне 1839 года, при этом герцог согласился остаться в России, принять православные обычаи и служить новой родине. Николай I решил сделать молодой семье царский подарок и приказал строить на Исаакиевской площади новый дворец достойный статуса будущих владельцев.

За создание проекта взялся русский архитектор, тогда еще молодой Андрей Штакеншнейдер. Для реализации его грандиозного замысла оказалось необходимым снести дворец графа Чернышева, построенный еще при Екатерине II и несколько близлежащих особняков между Вознесенским проспектом и Новым переулком.

Новый дворец решено было возводить в традициях неоклассицизма, под стать строящемуся Исаакиевскому собору. Тем самым новое здание гармонично вписалось в облик площади, связав все постройки на ней в единый архитектурно-художественный ансамбль.

Возведение шедевра началось в 1839 году и, благодаря ударным темпам строительства, шедевр архитектуры уже в 1844 году украсил северную столицу.

Архитектура дворца

При строительстве были использованы все известные инновационные технологии и современники характеризовали дворец, как выдающуюся постройку своего времени. Полностью отказавшись от применения дерева в конструкции здания, архитектор возвел дворец из камня и металла, сделав его образцом технологичности и инженерной мысли.

Интересно! За строительство дворца, отличные познания в архитектуре, особое искусство и технологические разработки Штакеншнейдер удостоился звания профессора Академии художеств.

Внешний вид дворца вызывает восхищение сбалансированностью пропорций и лаконичностью. Главный фасад с тремя ризалитами представляет собой прекрасный образец архитектурной композиции в стиле классицизма.

Акцент сделан на центральный ризалит здания. Он подчеркнут выступающим вперед арочным подъездом с широкой центральной лестницей и боковыми пандусами.

Балюстрада балкона, расположенного над арками, оформлена изящными вазонами и является эффектным завершением выступающей вперед аркады. Высокий аттик с кронштейнами-волютами придает центральному ризалиту нарядную величественность.

Боковые ризалиты с треугольными фронтонами связаны с центральным рядом стройных коринфских колонн, объединяю[webnavoz_instagram json=»»]щих второй и третий этажи. Цокольный этаж подчеркнут отделкой песчаником с фактурной «бриллиантовой» рустовкой.

Интерьеры дворца

Исключительный интерес представляет внутренняя отделка помещений дворца. Она отличается необыкновенной роскошью и разнообразием стилей. Архитектор старался не придерживаться стилевого единства и преследовал цель сделать интерьеры разными и непохожими друг на друга.

Здесь в оформительском подходе использовался принцип эклектики. Использование различных архитектурных идей и гармоничное их соединение в одном пространстве привело к возникновению интересных эстетических эффектов и необычному сочетанию разнородных стилевых элементов.

Так, совершенно против общепринятых канонов архитектор устроил парадную анфиладу залов на главном втором этаже здания. Она располагается не как принято — вдоль главного фасада, а наоборот — перпендикулярно продольной оси здания.

Это позволило максимально удобным образом скомпоновать все помещения дворца, сделать их не только роскошными, но также удобными и комфортными для проживания.

Особенно актуальным это было в отношении хозяйки дворца великой княжны Марии Николаевны. В силу физических отклонений она не имела возможности долго передвигаться пешком и, учитывая эту особенность, во всем дворце были сделаны удобные пандусы для передвижения в колесной коляске.

Парадная приемная герцога — первый зал анфилады восхищает богатством отделки, выполненной в классическом стиле. Великолепная Ротонда своей двухярусной колоннадой, куполом и верхним светом создает ощущение необыкновенной торжественности.

Читайте также:
Регистрация по виду на жительство иностранца ВНЖ, как происходит

Квадратный зал, отделанный в помпейском стиле, выглядит легким и воздушным. Все апартаменты дворца обладают собственной индивидуальностью и неповторимым колоритом.

Благодаря постоянному поиску оптимальных композиционных и конструктивных решений Штакеншнейдеру удалось создать внутреннее пространство дворца «с человеческим лицом» — разнообразное по планировке и максимально приспособленное к потребностям человека. Архитектор воплотил главный принцип эклектики — сочетание различных стилей в гармонии.

Общественная жизнь дворца

В 1844 году дворец был построен. В итоге в северной Пальмире воцарился модный очаг культурной тусовки. Название было присвоено личным указом императора. Разве могло быть иначе, ведь архитектурный шедевр был свадебным подарком отца для любимой дочери.

Царская дочка со всем семейством сразу переселилась в новые апартаменты. Впоследствии, император каждый день прогуливался от Зимнего до Мариинского дворца, чтобы навестить любимое чадо и повидаться с первым внуком.

В биографии этого архитектурного шедевра большое количество известных имен и с ним связано много исторических событий. Здесь постоянно проводились приемы, балы и маскарады. Концерты и спектакли посещал весь великосветский бомонд.

Среди гостей выделялись известные писатели В.Жуковский, П. Вяземский и В. Одоевский. Во дворце всегда присутствовала хорошая компания из художников, литераторов, актеров и композиторов.

Хозяева дворца — Максимилиан и Мария занимались не только веселым время препровождением, но и принимали активное участие в жизни страны. Они, на пару, руководили Академией художеств, влияли на государственную политику в вопросах искусства. Будучи талантливыми натурами, они по-настоящему разбирались в искусстве и снискали себе славу страстных собирателей прекрасного.

Герцог перевез в Мариинский дворец великолепные картины Рафаэля, Веласкеса, Ван Дейка из своей Мюнхенской галереи. Он дополнил коллекцию холстами российских живописцев и лично покровительствовал этим авторам.

Мария Николаевна увлекалась прекрасными полотнами живописцев Италии, Франции, Голландии и России. Сообща они собрали исключительную коллекцию, включающую ожерелья Жозефины и собрание оружия Наполеона.

Коллекция Лейхтенбергских являлась одной из самых ценных и значимых сокровищниц произведений искусства в стране.

Мариинский дворец принадлежал их семье вплоть до 1884 года, когда из-за невозможности содержать здание представители семейства герцогов Лейхтенбергских были вынуждены продать его казне.

Мариинский дворец на государственной службе

Став собственностью государства здание поступает ему на службу. С 14 июля 1884 года по указу императора дворец становится официальным представительством Государственного Совета.

Было проведено масштабное переоборудование помещений и меблировка для исполнения канцелярских функций. Торжественное освящение новой государственной резиденции состоялось в феврале 1885 года в присутствии государя и всей августейшей фамилии.

В 1905 году страна входит в исторический революционный период и это привносит в статус здания определенные изменения. В октябре этого года император Николай II издает манифест об учреждении Государственной Думы. Госсовет становится верхней палатой и его количество, после указа императора, увеличивается. Центральный зал — Ротонда, где проходили заседания Совета, уже не способен вместить данное количество людей. Было принято решение строить новый зал для заседаний.

Созданная комиссия объявила конкурс на лучший проект нового помещения для заседаний. В диппредставительствах сделали запрос в лучшие парламенты Европы для предоставления сведений о подобных сооружениях.

Победу среди претендентов одержал известный архитектор Л. Н. Бенуа. Совместно с приглашенными зодчими М. М. Перетятковичем и Л. Л. Шретером они начали сооружение зала. В целях экономии строили его на месте жемчужины дворца — Зимнего сада.

26 июня 1907 года приступили к разборке творения Штакеншнейдера. Строительство велось круглый год, и 15 октября 1908 года было закончено.

В тот же день состоялось освящение зала и первое заседание Госсовета. Депутаты и приглашенные лица были восхищены отстроенным шедевром.

Советский период

После революционных событий 1917 года все службы императорской власти оказались распущенными, и в здании расположилось Временное правительство. Для повышения его авторитета был создан Временный Совет — так называемый Предпарламент.

Эта структура была дезавуирована декларацией большевистской фракции. А 25 октября во время революционного мятежа Мариинский дворец был окружен большевиками и Предпарламент был распущен.

Во время блокады в здании размещался центр ополчения и военный госпиталь. На фронт и в тыл врага были сформированы и отправлены десятки стрелковых подразделений и артиллерийско-пулеметных батальонов.

После прорыва блокады, во дворец была направлена команда специалистов. В короткие сроки они восстановили повреждения, возникшие от вражеских налетов, и значительно перестроили интерьеры под размещение правительственной организации. В 1945 году в здании обосновался Исполком Совета народных депутатов. Сейчас Мариинский дворец является официальной резиденцией Законодательного собрания города.

Мариинский дворец в настоящее время

Сейчас особняк является украшением Исаакиевской площади и всего города. Благодаря стараниям реставраторов его внешний облик мало чем отличается от того, который видели жители Санкт-Петербурга в 1845 году.

Что касается интерьеров, то надо сказать, что за годы «государственной деятельности» здания они были неоднократно перестроены и перепланированы. Начиная с 1970-х годов, происходят планомерные реставрации и восстановление подлинного вида залов и апартаментов дворца.

И сейчас, уже многие из них обрели вторую молодость и засияли в первозданном великолепии. Дворец работает и в музейном режиме и любители прекрасного могут полюбоваться красотой его интерьеров индивидуально или в составе экскурсий.

Мариинский дворец живет насыщенной культурно-общественной жизнью. Здесь постоянно что-то происходит или проводится. Конференции сменяют симпозиумы, за ними наступает время съездов и приемов различных делегаций.

Читайте также:
Как дешево добраться до Лондона? Планируем поездку

Ежедневно здание наполнено туристами и экскурсантами. Всему городу известны его прекрасные концерты и выставки. Вдохновляющая красота этого здания, его интересная история и современная значимость делают его постоянным центром притяжения для жителей и гостей города.

Этот центр общественно-политической жизни Санкт-Петербурга и прекрасный архитектурный шедевр, несомненно, является культурным достоянием северной столицы и всей России. Располагается здание дворца на Исаакиевской площади. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Мариинский дворец

Фото Мариинского дворца

Мариинский дворец – Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., 6

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге знаменит своей причастностью к важнейшим политическим событиям в стране. Зданию пришлось быть домом дочери императора Николая I, и основной резиденцией Временного правительства. Неоднократно в стенах этого громадного дома решались судьбы России, поэтому иногда его называют «политический дворец».

Началом истории дворца можно считать отказ великой княжны Марьи Николаевны переехать из столицы Российской империи в баварское имение своего новоиспеченного мужа – герцога Лехтенбергского. Государь Николай I пошел навстречу своей дочери и приказал построить для Марии дворец.

В 1839 году на месте казенного дома, в котором ранее располагалась Школа гвардейцев, было начато строительство огромного дворца. Николай I решил сделать дочери по-настоящему царский подарок: здание в стиле неоклассицизма возводил знаменитый архитектор А. Штакеншнейдер, и денег на него не жалели.

Император требовал, чтобы дворец был удобным для постоянного проживания. В ходе строительства применялись самые передовые на тот момент технологии и стройматериалы. Например, для повышения теплозащитных функций стен Штакеншнейдер отказался от использования мрамора, предпочтя ему простой песчаник. Все внутренние перегородки во дворце были выполнены из металла, чтобы снизить вероятность пожара.

Внешний облик дворца полностью соответствовал духу классицизма, но при создании интерьеров Штакеншнейдером использовались различные «ноу-хау». Княжна Марья была серьезно больна, и не могла долго ходить. Архитектор оборудовал по всему периметру здания пандус для ходьбы или передвижению на коляске. Вдоль пандуса поставили кадушки с цветами, благодаря чему он стал напоминать тропинку в прекрасном лесу.

Удивительно, но Мариинский дворец сразу после открытия в 1844 году был полностью доступен для посещения его простыми горожанами.

Княжна жила в этом доме до своей кончины в 1876 году. Впоследствии ее потомки были вынуждены продать дворец из-за невозможности его содержания и огромных долгов. Владельцем недвижимости стало государство. Попеременно в здании находились различные казенные учреждения – Госсовет, канцелярия императора, Кабмин.

В 1917-ом году дворец заняли члены Временного правительства, а после его свержения большевиками в здании квартировали красноармейцы.

В годы ВОВ Мариинский дворец использовался для размещения политического и военного советов РККА, также в нем располагалась редакция ежедневной газеты.

В 1991-ом году Мариинский дворец был занят петербургскими путчистами из ГКЧП. В 1994-ом году политическая история здания продолжилась переводом сюда городского Заксобрания, которое находится здесь и в наше время.

Видео о Мариинском дворце С.-Петербурга:

Мариинский дворец – Дворец вел. княгини Марии Николаевны –
Законодательное собрание Санкт-Петербурга

Архитекторы: Штакеншнейдер А. И.
Год постройки: 1839-1844
Стиль: Эклектика

Мариинский дворец – Дворец вел. княгини Марии Николаевны Эклектика

Исаакиевская пл., 6 – Вознесенский пр., 14 – пер. Антоненко, 1

1839-1844 – арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович –

включено существовавшее здание ([ 99 ]. C. )

Законодательное собрание Санкт-Петербурга

На этом месте в 1762-1768 гг. арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот построил дом для И. Г. Чернышева. Впоследствии фундамент и стены этой постройки использовал арх. А. И. Штакеншнейдер, включив их в здание дворца, построенного им в 1839-1844 гг. по заказу императора. Дворец был возведен для великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I, – это был императорский подарок к ее свадьбе с герцогом Лейхтенбергским. При строительстве дворца архитектор пустил под снос несколько соседних домов.

Фасад здания акцентирован тремя ризалитами. Подъезд оформлен как аркада.

Внутренняя планировка дворца – анфиладное расположение залов, уходящих в глубину строения. Центральная ротонда украшена тридцатью двумя колоннами и освещается верхним светом. К ротонде примыкает Квадратный зал с хорами. Анфилада заканчивалась зимним садом. Работы по внутренней отделке проводили художник А. Виги и скульптор Д. И. Иенсен.

В 1880-х гг. Мариинский дворец был передан в государственную казну. В конце XIX – начале XX в. в нем проходили заседания Государственного совета. Это потребовало перепланировки дворца. В 1906-1907 гг. арх. Л. Н. Бенуа на месте зимнего сада устроил зал заседаний.

В 1917 г. здесь размещалось Временное правительство.

Сейчас в Мариинском дворце – Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Фото начала XX в.,

Мариинский дворец.
Акварель В. С. Садовникова.
Ок. 1847 г.

Иосиф Иосифович Шарлемань
Памятник Николаю I.
(добавил IVa )

из журнала “Всемирная
иллюстрация” 1884 год 2
(32) том-95
Добавил – Олег Сыромятников .

Ежегодник ОАХ.
Вып.3, 1908, С.10

Мариинский дворец.
Фото К. К. Буллы. 1890-е гг.

Фото Мариинского дворца
фотограф К. Булла.
1890-е гг.
Добавил – Олег Сыромятников .

при полном увеличении виден
крест над домовой церковью.
(добавил Андрей Агафонов .)

Внутренний двор
Мариинского дворца
Ежегодник ОАХ. Вып.3, 1908 г., С. 10
(добавил miraru1)

Зал заседаний
Государственного Совета
(“Нива”, 1908, №43, C. 747).

(“Нива”, 1908, №43, C. 746).

(“Нива”, 1908, №43, C. 746).
(добавил S.P. )

Читайте также:
Порядок оформления ВНЖ в Тайланде

Исаакиевская площадь.
Фото 1960-е гг.
(Альбом ЛЕНИНГРАД. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964 г.)

1983 г. Открытка

Топ-план 2004
(добавил IVa )

По отзыву кн. М. М. Щербатова, известного историка, граф Иван Григорьевич Чернышев (1726–1797) – “человек не столь разумный, сколь быстрый, увертливый и проворный и, словом, вмещающий в себе все нужные качества придворного”. Граф, действительно, процветал при дворе Елизаветы Петровны, а после ее смерти сблизился с Цесаревичем Павлом Петровичем и фактически управлял вместо него флотом в должности вице-президента Адмиралтейств-коллегии.
Богато украшенный дворец для графа выстроил в 1762–1765 арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот, и в нем в ноябре 1766 была освящена домовая церковь, которой страдавший многими недугами сановник пользовался во время своего пребывания в столице. Она была взята у покойного кн. Михаила Андреевича Белосельского из его дома на наб. Мойки, и в ней служил о. Иоанникий Михайлов.
Некоторое время церковь находилась в доме тещи Чернышева – баронессы Марии Артемьевны Строгановой, но 1 октября 1786 была возвращена владельцу, получив новое название Спаса Нерукотворного Образа. После смерти Чернышева его дворец был продан казне, а церковь перешла к единственному сыну графа – Григорию, который в 1799 передал ее Е. И. Васильчиковой ( см. Литейный пр., 28- Арлиллерийский пер., 1 )
Однако у гр. Григория Ивановича Чернышева в приходе Сенновской церкви упомянут в 1808 домовой храм, где служил о. Иоанн Кононов. В том же году в особняк графа на время перестройки своего здания въехало Адмиралтейство, которое стало пользоваться названным храмом. ([ 95 ]. 2010 г.и. C. 451)

По случаю свадьбы дочери Николая I вел. кн. Марии Николаевны (1819–1876) с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817–1852) придворному архитектору А. И. Штакеншнейдеру было повелено перестроить бывший дворец гр. Чернышева под великокняжескую резиденцию.
Работы длились целых пять лет, и 2 января 1845 был освящен сам дворец, а 17 января – церковь при нем. Она находилась на верхнем этаже посреди главного фасада. Освещалось помещение через просветы в сводчатом потолке, который поддерживался четырьмя железными “под стюк” колоннами с золочеными капителями. Образа в двухъярусном белом с золотом иконостасе и роспись в алтаре исполнил К. Дузи. Церковные сосуды были сделаны из золоченого серебра по рисунку зодчего. Часть их поставил поч. гр. Иван Хихачев.
Скромная отделка церкви, вероятно, не устраивала владелицу дворца. В 1859–1860 в храме работал кн. Г. Г. Гагарин, который изменил его конфигурацию и отделку, собственноручно написал образа в новом одноярусном мраморном иконостасе и сделал роспись стен, в чем ему по орнаментальной части помогал М. Н. Трощинский. По желанию Марии Николаевны евангельские сцены иллюстрировали милосердное отношение Христа к женщине: “Христос, Марфа и Мария”, “Спаситель и Мария Магдалина” и др. Современник писал об этой отделке: “Своеобразие стиля в сочинении и выполнении стенной живописи и орнаментации придает этой церкви характер византийский…”. Тогда же в Париже по эскизу известного архитектора Виолле Ле Дюка были исполнены дарохранительница из лазурита и яшмы и двойной крест, свисавший с потолка и украшенный матовыми лампадками.
Вход в храм был оформлен в виде портала с двумя порфирными колоннами, дверь украшена кованым железом и обита гвоздями с алмазными головками. Стены лестницы, ведущей к церкви, расписали орнаментами, на площадке установили икону Корсунской Божией Матери.
С церковью была соединена красивой решеткой молельня с отдельным входом. В ней Гагарин разместил старинные иконы, в том числе реликвии семьи Романовых и образа, подаренные Марии Николаевне при ее венчании. Посетивший дворец Теофиль Готье отметил: “Все эти маленькие иконы, выполненные по неизменному канону православной церкви, покрывают от плинтуса до фриза высокие стены этой молельни, с вечно горящими лампадками, которые освещают мерцающим светом святых дев, их смуглые лики и руки в окладах, с золотыми нимбами, более таинственных и более отмеченных религиозным чувством, в своей священной неподвижности, чем многие произведения более совершенного исполнения”.
При жизни герцога Лейхтенбергского на первом этаже действовала католическая каплица. Она действовала в 1845-1852 гг. до преждевременной кончины герцога. Главным ее украшением был витраж с изображением Пресвятой Девы и свв. Еврения и Максимилиана, исполненный на королевской мануфактуре в Мюнхене. Стены внизу покрывали панели из ясени.
После смерти владелицы православная церковь упразднена не была. В ней, в присутствии Императора Александра III, молебном 11 февраля 1885 открыл свои заседания Государственный совет, созданный в 1801 “для рассмотрения и уважения государственных дел и постановлений”. Для этой цели дворец был отремонтирован арх. Л. Л. Петерсоном, который, однако, не изменил отделку храма.
Храм был закрыт в начале 1918: убранство вывезли, апсиду уничтожили, росписи заштукатурили. После Великой Отечественной войны в церкви находился кинозал Исполкома Ленсовета; ныне здание принадлежит Законодательному собранию С. Петербурга. В 1982–1988 церковное помещение и его росписи полностью отреставрированы. С 1990 в церкви по особому расписанию проходят богослужения. В 2006 восстановлен стеклянный фонарь над помещением.

([ 95 ]. 2010 г.и. C.144-145, 476; добавил: Наталия )

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: