Кунсткамера в Санкт-Петербурге – история, фото, описание, цены 2022, карта

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Кунсткамера в Санкт-Петербурге: билеты, цена, экспонаты, часы работы

Музеи

Знаменитая Кунсткамера – один из современных символов Санкт-Петербурга, первый в Российском государстве общедоступный музей. Его создатель, царь Петр Алексеевич, предопределил просветительские задачи заведения, повелев своим указом «… в оную Куншткамеру впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи», то есть сделал его доступным для всех сословий.

Краткое описание

Начало уникальной коллекции занимательных диковин и научных редкостей, созданных природой или человеком, было положено при Петре I. Со временем Кунсткамера стала одним из крупнейших этнографических музеев мира.

Здесь хранится более миллиона интереснейших экспонатов.

История

Есть легенда, будто царь Петр, прогуливаясь по Васильевскому острову, обратил внимание на две сосны. Ветви одной из них вросли в другую так, что невозможно было понять, какому дереву они принадлежат. Эта необычная находка натолкнула государя на мысль о строительстве Кунсткамеры, первого музея. Сосну можно увидеть и сегодня в выставочных залах.

Первые кунсткамеры зародились в Западной и Центральной Европе в XV столетии. В собрания входили так называемые naturalia – образцы экзотической фауны и флоры, останки ископаемых животных, самородки и минералы, анатомические аномалии живых существ, в том числе человека. Коллекционеры зачастую приобретали редкости за баснословную плату. Например, покупали рог единорога. За этот мифический артефакт обычно принимали рог носорога или нарвала.

Самой знаменитой коллекцией обладал австрийский эрцгерцог Рудольф II Габсбург. В конце XVI – начале XVII столетий она хранилась в Праге. И этот город именовали не иначе как сокровищницей Европы.

Название – что означает слово

Дословный перевод слова Кунсткамера – кабинет искусств. Правда, под искусством понимается не шедевры мировой живописи или, например, скульптуры, а неординарные вещи.

Красота и уродство, экзотика, необычные размеры, формы и цвета, редкая техника изготовления – вот те критерии, по которым отбирались новые экземпляры

Год основания

Основание заведения связывают с распоряжением отправить из Москвы в город на Неве личную императорскую коллекцию и библиотеку, а также собрание Аптекарской канцелярии. Среди них были экспонаты, привезенные Петром из Европы.

Для экспонирования и хранения коллекции в столице приспособили палаты Кикина. Но уже к 1718 году собрание стало настолько обширным, что для него на набережной Васильевского острова заложили грандиозное трехэтажное строение, увенчанное башней. Именно этому месту суждено было стать надолго центром российской науки.

Организацией прародителя всех русских музеев занимался лично государь. Основой для коллекции Куриозетов, монстров и раритетов стали анатомические экземпляры, принадлежащие ученому Рюйшу.

Музей антропологии и этнографии

Первые этнографические экспонаты император сам привез из Европы, а точнее из Копенгагена. Это были деревянная обувь и половина окаменелого хлеба, полученные в местном музее.

Впоследствии экспонаты закупали или обменивали в Европе. Главным образом это были сосуды с заспиртованными животными и птицами, трупами и зародышами, частями человеческих тел.

Одновременно так называемых монстров по указу императора было велено привозить в Петербург всем его подданным. По отзывам ученых мужей того времени, музей стал одним из лучших в мире. В нем проводили серьезные научные изыскания, собирали библиотеку. Увы, петровской Кунсткамере было суждено просуществовать недолго.

В 1747 году во время пожара многие экспонаты сгорели. Но потомки императора продолжили его дело. Так что со временем был восстановлен и организован Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН, правопреемник знаменитой Куншткамеры.

Архитектура

Монументальное, построенное в стиле петровского барокко здание музея располагается на Университетской набережной. Оно служит интереснейшим образцом новаторства в русском зодчестве начала XVIII столетия.

Размеры постройки, состоящей из двух симметричных корпусов, которые соединяет многоярусная башня, для своего времени были впечатляющими – 97 метров в длину и 15 метров в ширину. Здание принадлежит к типу европейских ратуш.

Архитектор

Заслугу постройки здания Кунсткамеры сложно приписать одному архитектору.

Над проектированием главного научного центра столицы трудился Г. Маттарнови. Возведением руководили Н. Гербель и Г. Киавери, а завершающим этапом работ — талантливый архитектор М. Земцов. По его чертежам оформлены большие залы музея.

Рассказ о Кунсткамере не был бы полным без описания дворика возле здания. В этом неприметном месте расположены удивительные экспонаты, познакомиться с которыми может бесплатно любой желающий. К слову, многие посетители если не пугаются их, то точно не остаются равнодушными. Это каменные идолы индейских богов, привезенные на берега Балтики из Южной Колумбии.

По легенде, каменные идолы наделены мистическими свойствами.

Башня

В центральной части здания возвышается восьмигранная башня высотой 38 метров. Ее венчает стеклянный купол глобуса огромных размеров. Диаметр его равен 3 метрам, а вес – 3,5 тоннам. Сложная архитектура и декоративная композиция башни главенствует в облике всего сооружения и делает его одной из доминант центральной части города.

Башня служит обсерваторией. Нижнюю ее часть украшают ниши со скульптурой, обрамляющие главный вход. Внутри располагается анатомический музей.

Экспонаты

В коллекцию кабинета искусств входят антропологические, этнографические и археологические экспонаты. Это и старейшая анатомическая коллекция Рюйша, и собрание монстров петровской эпохи, и материалы, привезенные из более поздних экспедиций со всего света. Коллекция интереснейшая, рассказывать о ней можно бесконечно долго. Вот подборка экспонатов, которые вызывают наибольшее любопытство, удивление и даже страх у посетителей.

  • Голова Марии Гамильтон, камер-фрейлины Екатерины I и фаворитки Петра Великого. Необычна судьба этого жутковатого экспоната. Обвиненная императрицей в краже драгоценностей, а впоследствии – в детоубийстве леди Гамильтон получила смертный приговор. Вскоре его привели в исполнение. И только через полвека в подвале Академии наук обнаружился стеклянный сосуд с двумя заспиртованными человеческими головами, принадлежавшие Марии Гамильтон и Виллиму Монсу, рассказ о котором будет далее. История экспоната завершилась не менее странно: он исчез при весьма странных обстоятельствах, а в краже обвинили английских моряков. Подробности этой загадочной истории рассказывают посетителям хранители Кунсткамеры.
  • Восковые фигуры. Петр I всегда интересовался аномалиями человеческой природы и их причинами, поддерживал связи с зарубежными анатомами и приобретал разнообразные натуральные экспонаты. А если приобрести их не удавалось, выполнялись восковые копии. Так в России научились делать восковые фигуры. Яркие образцы обязательно стоит рассмотреть в музее.
  • Кабинет М.В. Ломоносова в башне Кунсткамеры – это единственное сохранившееся в Санкт-Петербурге помещение, помнящее звук шагов великого ученого. К слову, его вклад в развитие музея огромен. Ломоносов занимался описанием и систематизацией экспонатов. Сегодня очень любопытно взглянуть на арсенал инструментов ученого XVIII столетия: книжные фолианты, реторты, глобус. Атмосфера эпохи воссоздана в мельчайших деталях.
  • Животные. В коллекции Кунсткамеры собрано множество различных животных. Многие из них так же, как и человеческие экспонаты, демонстрируют различные уродства и аномалии.
  • Готторпский глобус – один из символов Кунсткамеры. Это точная копия глобуса, который Петр I получил в подарок от гольштейнского герцога Карла Фридриха и который сгорел во время пожара в 1747 году. Чем так примечателен этот экспонат? Его размеры таковы, что внутри установлен стол, а на стоящей рядом скамье могут одновременно уместиться 12 человек. Внешняя сторона шара представляет собой физическую карту миру, а внутри него можно наблюдать карту звездного неба.
  • Голова Хаджи Мурата – еще один жутковатый предмет в анатомическом отделе Кунсткамеры. Попал он в музей в середине ХХ века из Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. Голову горского воина, бывшего ближайшим сподвижником имама Шамиля во время Кавказской войны, неизвестные отсекли после его гибели и отправили в северную столицу.
  • Голова Виллима Монса, приближенного к царской семье фаворита, как и Мария Гамильтон. Его казнили по приказу Петра за любовную связь с императрицей Екатериной I. Голову можно увидеть в экспозиции.
  • Уроды. Центральное место музея занимает первая естественнонаучная коллекция, куда и стремится попасть большинство туристов. Осмотреть ее можно на втором этаже Кунсткамеры. А вот сфотографировать на память не получится, фотосъемка здесь строго запрещена. Что может здесь заинтересовать? Аномалии человеческого тела: великанов и карликов, близнецов, сросшихся животами, головами, спиной, тазом, двуликих уродов, людей с одной ногой, заячьей губой, не разделенным головным мозгом и так далее. Во времена Петра Великого, который и сам увлекался анатомией и хирургией и даже проводил несложные операции, монстров изучали анатомы. Для этого в нижнем этаже Кунсткамеры был создан Анатомический театр.
  • Дети-уродцы – заспиртованные и забальзамированные тела новорожденных, имеющие аномалии развития. Собранным в одной из комнат Кабинета редкостей эмбрионам с двумя головами, хвостами, несколькими пупами почти триста лет. И все это время эмоциональный отклик посетителей не ослабевает.
Читайте также:
Как снять запрет на въезд в Россию иностранному гражданину — инструкция

Режим работы

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого работает ежедневно, за исключением понедельника. Последний вторник каждого месяца – санитарный день.

Часы работы

  • с 11:00 до 18:00 часов.

Кассы закрываются за час до завершения работы экспозиции.

Посетить экспозиции Первая астрономическая обсерватория и Большой Готторпский глобус можно только с организованной экскурсией

Как добраться

Кунсткамера располагается по адресу Университетская набережная, дом 3.

Здание находится близ стрелки Васильевского острова.

Метро

Ближайшая станция метро:

Как добраться

На выходе из метро свернуть влево в направлении Малой Морской улицы, затем – направо, на Невский проспект, через Дворцовую площадь, по Дворцовому мосту на Васильевский остров. За мостом пройти по набережной вдоль желтого здания с колоннами, принадлежащего Зоологическому музею. Сразу за ним располагается зеленое здание Кунсткамеры.

Стоимость билетов

Цены

  • 300 рублей для взрослых
  • 100 рублей для школьников, студентов и курсантов, а также пенсионеров

Приобрести билеты можно не только в кассе заведения, но и онлайн, на официальном сайте музея

Экскурсии

В музее действуют различные экскурсионные программы. Они дают представление о Кунсткамере, знакомят с ее историей и экспонатами:

  • обзорная экскурсия в группе до 20 посетителей
  • экскурсия под названием Чудес палата с осмотром экспонатов XVIII века – диковинок со всего света, созданных природой и человеком
  • для дошкольников и детей младшего школьного возраста программы В гости к Большому Готторпскому глобусу и Отправляемся в экспедицию.

Очереди

В связи с тем, что вход в здание музея ограничен, посетителям Кунсткамеры стоит быть готовыми к ожиданию своей очереди у входа в Кунсткамеру. Такие меры администрация музея связывает с необходимостью обеспечить сохранность коллекций и безопасность посетителей. Организованные группы с экскурсоводами в музей проходят вне очереди.

Бесплатное посещение

Посетить Кунсткамеру бесплатно можно в третий четверг месяца. Акция действует с сентября по апрель.

Билеты в музей предоставляются бесплатно вне зависимости от даты и времени посещения следующей категории граждан:

  • участникам и инвалидам ВОВ
  • героям Советского Союза и России
  • инвалидам I и II групп
  • многодетным семьям
  • детям до 7 лет
  • детям инвалидам и сиротам, а также некоторым другим категориям граждан.

Будьте готовы подтвердить принадлежность льготной категории документально

Интересные факты

  • Посещение доступной для всех сословий Куншткамеры при Петре Великомбыло не просто бесплатным, но и поощрялось: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».
  • В XVIII веке в Кабинете искусств можно было видеть живые экспонаты. Например, здесь жил человек, рост которого был всего 126 см, а на руке и ногах располагалось по два пальца.
  • Оформление экспозиций также отличалось оригинальностью. Так, в пояснении к одному из экспонатов значилось: «показывает руку ребенка, в жидкости сохраняемую, в кисти которой находится оплодотворенное яйцо морской черепахи».
  • С Кунсткамерой связана такая легенда: якобы в здании есть потайное хранилище, в котором держат опасные магические предметы.
  • Во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в подвалах музея складывали тела найденных на улицах погибших жителей города. Отсюда их отвозили для захоронения на кладбища.
Читайте также:
Таджикистан: варианты для поездки и жизни для граждан РФ

Кунсткамера в Санкт-Петербурге — цена билета, часы работы, как добраться

Кунсткамера в Санкт-Петербурге это музей редкостей. Здание, стоящее на Васильевском острове, нельзя не узнать. Еще сложнее удержаться, чтобы не заглянуть в него. Символ познания мира в виде сферы раскрывает сущность музея ещё издали.

  1. Краткая информация
  2. Как добраться до Кунсткамеры
  3. Время работы кунсткамеры в СПб
  4. История создания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
  5. Здание Кунсткамеры
  6. Идолы во дворе Кунсткамеры
  7. Направления работ Кунсткамеры
  8. Список самых интересных экспонатов Кунсткамеры
  9. Голова Марии Гамильтон в Кунсткамере
  10. Голова Монса
  11. Глобус в Кунсткамере
  12. Череп Хаджи Мурата
  13. Скелет великана
  14. Интересные факты о Кунскамере
  15. Кунсткамера — отзывы посетителей

Краткая информация

Сейчас полное название кунсткамеры звучит, как Музей антропологии, этнографии имени Петра Великого. Находится он в подчинении Российской академии наук. Это первый музей, доступный для различных слоёв населения, созданный царем.

В идеологии его создания красной нитью прошла мечта неугомонного реформатора сделать Россию передовой, процветающей страной. По твёрдому убеждению Петра I, кунсткамера создавалась не с демонстративными целями. А в качестве живого организма развивающихся научных познаний в различных областях жизни человека. Все экспонаты настоящие.

Петербургская Кунсткамера привлекает большое количество туристов разного возраста, интересующихся хранящимися экспонатами, историей её создания.

Как добраться до Кунсткамеры

  • Располагается по адресу: Университетская набережная, 3.
  • С Васильевского острова можно добраться на автобусах 24 и 47.
  • Рядом также располагается станция метро Адмиралтейская, за 20 минут вы можете дойти пешком до музея или воспользоваться автобусами ( 7, 24, 191) и троллейбусами (1, 7, 10, 11,).
  • Путь от метро «Спортивная» займет пешком 15-20 минут, если вы находитесь на Васильевском острове, впрочем, пройти Тучков мост не займет много времени. От данной станции идет автобус 191, 10 и троллейбус № 1.
  • От метро Невский проспект до Кунсткамеры можно доехать на автобусе (24, 7, 3М) или троллейбусе (1, 10, 11).

Если после посещения музея хотите еще погулять, то рядом находится Петропавловская крепость, пешком можно дойти за 20 минут. Необходимо свернуть на Стрелку Васильевского острова, пройти по Биржевому мосту, а затем по Мытнинской набережной.

Многие туристы приезжают в Петербург и сразу идут смотреть достопримечательности и музеи города. Если вы приехали на Московский вокзал и сразу же хотите посетить Кунсткамеру, то воспользуйтесь автобусом №7 или №24. Этот же маршрут можно использовать и от площади «Восстания».

Телефон: 8 (812) 328-1412.

К сожалению, музей не оснащен лифтом, пандусами и подъемниками.

Время работы кунсткамеры в СПб

  • ПН — выходной;
  • ВТ-ВС с 10 утра до 6 вечера.

Последний вторник каждого месяца — санитарный день.

Приобрести билет можно в кассе, которая работает до 17:00 или же купить онлайн на официальном сайте. В этом случае вам не придется стоять в очереди. Стоимость для граждан России — 300 рублей. Также сюда можно взять экскурсию на Tripster.

Часто родители задают вопрос — «Со скольких лет можно посещать Кунсткамеру?». Официально ограничений нет, пускают даже дошкольников. Помню меня в детстве водили в этот музей, не скажу, что было противно, мерзко или страшно.

Скорее всего, могу описать свои чувства как скука. Разглядывание причудливых экспонатов быстро надоедает ребенку. Дети начинают бегать, прыгать, плакать и ныть, что давайте побыстрее пойдем в другое место, в свое время я так «испортила» родителям посещение музея. По достоинству оценить Кунсткамеру смогла только после 18 лет.

Если собираетесь пойти с ребенком, то советую взять экскурсии, предназначенные для детей.

Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook , где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.

История создания Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Пути распространения, получения знаний в обществе постоянно интересовали Петра I, где бы он ни находился. Совет немецкого учёного Лейбница, считавшего создание музеев, коллекционирование редкостей определяющим моментом в этом процессе, понравился царю, зародив желание реализации его в России.

Он выделил специальное помещение среди покоев Летнего дворца, ставшее кунсткамерой. Количество экспонатов росло быстро. Возникла необходимость строительства нового просторного здания для них.

Существует легенда, говорящая о том, что место было выбрано в результате появления аномальной сосны, которую увидел Пётр I во время прогулки. Одна ветка дерева странным образом вросла в общий ствол, образовав петлю, напоминающую кружку с ручкой.

Так, появилось первое монументальное сооружение на Стрелке Васильевского острова, ставшее научным центром, первой общественной библиотекой, анатомического музея, названной «Кунсткамера».

По приказу царя сюда свозятся необычные предметы искусства, книги, редкости. Среди них находилась коллекция «кунштов», состоящая из экспонатов по эмбриологии, анатомии, принадлежавшая голландскому профессору Фредерика Рюйша, занимающегося бальзамированием. В многочисленных стеклянных сосудах находились заспиртованные существа с анатомическими отклонениями.

Основной идеей обладания такой коллекцией являлось желание проникнуть в тайны человеческого организма, найти причины таких аномалий. Почти сразу царь издаёт указ «О принесении родившихся уродов». Вот кто основал кунсткамеру в Петербурге, дошедшую к нам сквозь века.

Экспонаты кунсткамеры представляют собой образцы, отличающиеся красотой, уродством, нетрадиционной формой, размерами, материалом.

Природные редкие артефакты флоры, фауны, магических элементов. Например, безоаровые камни, рог единорога, многие другие экспонаты музея, сохранившиеся с 18 века.

Здание Кунсткамеры

Располагается в 2-х строениях: основное здание и Музейный флигель, пристроенное в 1887 г.

Построено в стиле петровского барокко. Это первое музейное строение в России. Одно из старейших здание в мире, возведенное специально для музея. Кунсткамеру венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы.

По слухам, место для строительства выбрал Петр I. Его взор упал на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее.

Первоначальный проект составил архитектор Андреасом Шлютером. Затем разработан на основе его чертежей Г. Маттарнови при личном участии Петра.

Читайте также:
Фотографии Белграда

Позднее работами руководили архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери. Комплекс был завершен в 1734 г. архитектором М. Земцовым.

После пожара в 1747 г. была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Сгоревшая деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же ее увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля).

Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales , а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.

Идолы во дворе Кунсткамеры

Дворик музея хоть и неприметный, но таинственный. В нем находятся идолы, которые словно пронзают вас свирепым взглядом, привезенные из Южной Колумбии.

Во дворик можно попасть бесплатно. Просто обойдите музей с любой стороны. Ходят легенды, что в этом дворе нельзя врать, иначе вас будет преследовать тяжкая кара. В одно время скульптуры решили переместить и разом завяли все растения вокруг, чтобы не злить древних богов, их вернули на прежнее место.

Статуи были перевезены в конце XIX века. Во время перевозки случился сильный шторм и лишь малую часть экспонатов удалось спасти. Сотрудники музея отказались ставить их в залы и вынесли на улицу. Бытует мнение, что благодаря магической силе они не пострадали во время войны.

Если вам нравятся музее, то советуем посетить музей артиллерии в Санкт-Петербурге. Подробнее о нем читайте в статье по ссылке.

Направления работ Кунсткамеры

Сейчас в залах музея находится более миллиона образцов, расположенных, в различных тематических залах. За период существования Кунсткамеры созданы многие музеи, в которые перемещены отдельные экспонаты.

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Благодаря идеям Петра, родились Минералогический музей, Зоологический музей, Ботанический и Азиатский музеи. Основными предложениями посетителям являются невероятные уродства, человеческие мутации, созданные природой, экспонаты, рассказывающие об историческом прошлом разных народов планеты.

На пятом этаже находится уникальный экспонат, называемый Глобус. Диаметр в 3,11 м, позволил создать в нём первый планетарий ещё 300 лет назад. Сгоревший во время пожара первый вариант глобуса полностью восстановлен.

  1. Анатомический театр. В шкафах расположены препараты, полученные в результате работы учёных.
  2. Зал с анатомической коллекцией Рюйша. В шкафах хранились препараты органов человека. Между ними стояли скелеты.
  3. Залы с минералами, привезёнными с провинций России. Гербарии Г. Стеллера, Рюша, созданные по системе Турнефора, коллекции И. Гмелина, семена лекарственных трав.
  4. В четырёх отделениях под названием «Кабинет Петра» хранились его личные вещи. Это одежда, шпага, книги, станки, на которых он работал, знаменитая фигура царя, сделанная из воска. Кстати, многочисленные восковые фигуры размещены на галереях.

Все залы музея построены по анфиладному типу, позволяющему легко перейти из одного в другой.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге, потребовала изменений методов обучения, введения современных способов. С этой целью проводятся многочисленные тематические экскурсии:

  • «Мифы звёздного неба»
  • «От астрологии к астрономии»
  • «В гости к Готторпскому глобусу»
  • «Первобытное общество глазами этнографа»

Мультимедийный гид, сенсорные киоски, современные экраны для просмотра программ, тематические игры представляют интерес детям разных возрастов. Самых маленьких сопровождает по петербургской кунсткамере весёлый, добрый Глоболок.

Будущее развитие по проекту «Кунсткамера III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний», создание виртуального музея удалённого доступа к фондам музея, обеспечение возможности он-лайн общения с сотрудниками, продолжит великое дело Петра I современными методами получения образования в России.

В музее представлено большое количество экспонатов с генными мутациями. Многие бояться идти в музей, поскольку думают, что младенцев умерщвляли специально. На самом деле, такие отклонения несовместимы с жизнью и ребеночек уже рождался мертвым. Также на фоне современной жизни была очень слаба развита медицина, многие рождались недоношенными и в то время еще не могли помочь таким деткам.

Список самых интересных экспонатов Кунсткамеры

Все знают, что в музее находятся заспиртованные уродцы, но даже на их фоне есть удивительные и неповторимые экземпляры. Зачастую они интересны не только своей внешней особенностью, но и историей, которую хранят уже века. К сожалению, сейчас не все экспонаты доступны для глаз посетителей.

Голова Марии Гамильтон в Кунсткамере

Девушка была фрейлиной Екатерины и любовницей Петра I. Но, роман продлился недолго и царь быстро остыл и заменил ее другими девушками. Мария всеми силами пыталась вернуть его расположение и, чтобы вызвать ревность стала любовницей денщика Ивана Орлова. Она была трижды от него беременна, но дети не увидели жизни. Две беременностей она прервала с помощью таблеток, а третьего младенца задушила.

Петр I узнав о таких делах своей бывшей пассии, приказал ее казнить, а отрубленную голову заспиртовать и поместить в Кунсткамеру, где она была экспонатом на протяжении 50 лет. Сейчас увидеть ее невозможно, голова Марии Гамильтон была захоронена.

Голова Монса

Голова любовника Екатерины I появилась в музеи, после того как император узнал об интрижке жены на стороне. Хранилась она в одном месте с головой Гамильтон. По легендам говорится, что изначально голова была поставлена в спальню Екатерины, в наказание за измену. Спустя несколько дней, она бросилась на колени к мужу и простояла так 3 часа, вымолив тем самым прощение.

В 80-е годы была попытка отыскать голову Монса, но она не увенчалась успехом. Есть версия, что по приказу Екатерины II она была захоронена в земле.

Глобус в Кунсткамере

В 1650-1664 годы в Готторпском замке ученый Адам Олеариус создал гигантский глобус, его диаметр составлял 3,11 метра. Внутри располагался планетарий. Петр I о необычном устройстве узнал в 1713 году и загорелся идеей заполучить его в свою коллекцию диковинок.

Доставка заняла 3 года, к сожалению, оригинал сильно пострадал во время пожара. Русским умельцам удалось его полностью восстановить и сейчас он находится на 5-ом этаже Кунсткамеры.

Читайте также:
Авиакомпания SAS (Scandinavian Airlines System)

Череп Хаджи Мурата

В Кунсткамере располагается еще одна необычная голова. Хажи Мурат главный герой романа Льва Толстого, существовал на самом деле. И его череп находится в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, в Санкт-Петербурге. Хаджи-Мурат участвовал в войне на стороне России против имама Шамиля — преемника Гамзата.

Тело Мурата было похоронено в селении Тaнгыт в Гахском районе (Азeрбайджaн), а голова была отрезана «неизвестным». Ее, как свидетельство смерти Мурaта, отослали сначала в Буйнакск, где располагался штаб Кавказской армии России, а затем, заспиртовав, отправили в Тифлис, где показывали, как диковинку, в анатомическом театре.

Затем голову отвезли в Санкт-Петербург, где ее с интересом осмотрел император Николай I, а затем её сохранностью занялся Н. И. Пирогов. Затем следы останков терялись, пока в 1959 году его череп случайно не нашли работники Военно-медицинской академии. В этом же году череп был передан в Музей антропологии и этнографии, где его как «экспонат №119» выставляли в экспозиции.

В 2001 году останки Хаджи Мурата были убраны из экспозиции музея в запасники. Сейчас ведется разговор о захоронении головы и останков тела в одной могиле.

Скелет великана

В апреле 1717 года во время посещения Франции Петр I увидел человека, рост которого его поразил. Царь уговорил француза приехать в Петербург и сделал его своим выездным лакеем. Ростом француз был 227 см. В 1724 году Николай Буржуа умер, и его скелет был передан в Кунсткамеру.

После смерти Буржуа был изготовлен манекен, имитирующие его фигуру и обтянутый его же кожей. Правда, череп пришлось взять у другого человека. Подлинный сгорел во время пожара в 1747 году.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4860″>

Кунсткамера в Санкт-Петербурге изначально представляла собрание диковинок, прежде всего, в области физиологии и анатомии человека. Постепенно коллекция дополнялась новыми артефактами, связанными с культурно-бытовым укладом разных этнических сообществ. Таким образом, кабинетная экспозиция трансформировалась в академическое научное учреждение – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской АН.

История

Пётр I интересовался новшествами в области техники и естественнонаучных знаний. Участие в зарубежном «Великом посольстве» дало ему возможность ознакомиться со многими достижениями европейских ученых и изобретателей. В ходе поездки царь неоднократно осматривал собрания редкостных артефактов, именуемые «кунштами». Приглянувшиеся экземпляры он покупал и отправлял в Россию. Эти вещи стали базой для создания «Государева кабинета».

Приобретения хранились в Летнем дворце. Занимаемые ими помещения стали называть Кунсткамерой, что в переводе с немецкого языка означает «кабинет редкостей». В официальных документах зафиксирована дата основания царского паноптикума – 1714 г. Для размещения экспонатов требовалось отдельное здание. Место для постройки было выбрано на мысе Васильевского острова. На время строительства раритеты перенесли в дом Кикиных.

Строительные работы продолжались в 1718 – 1734 гг. Ими поочередно руководили архитекторы:

  • Маттарнови
  • Гербель
  • Киавери
  • Земцов

Корпус выполнен в барочном стиле. Он объединяет 2 трехэтажных здания с купольной башней. Широкая публика была допущена для осмотра экспозиции в 1719 г. С момента своего появления Кунсткамера исполняла просветительскую функцию, знакомила посетителей с разнообразными материалами в области естественных наук. После создания Российской академии наук в 1724 г. она вошла ее в состав. Для пополнения экспозиции были организованы специальные этнографические экспедиции, которые собирали раритеты в отдаленных регионах России и за рубежом.

После размежевания существующих коллекций образовалось 7 музейных учреждений:

  • Минералогический
  • Ботанический
  • Зоологический
  • Анатомический
  • Этнографический
  • Египетский
  • Азиатский
  • Кабинет Петра I

В конце 70-х гг. 19 в. этнологическое собрание преобразовано в Музей антропологии и этнографии. С 1903 г. он носит имя Петра Первого (Великого). В 90-е гг.20 в. Кунсткамера была внесена в перечень объектов культурного наследия Российской Федерации. Она, по праву, носит звание старейшего публичного музея страны.

Экспозиция

Общий состав фондов музея включает свыше 1,880 млн. экспонатов. Представленные на всеобщее обозрение вещи имеют историческую, культурную и научную ценность.

Тематический подбор предметов осуществлялся по 2 главным направлениям:

  • анатомическому
  • этнологическому

Отдельную категорию представляют научные приборы и модели. В их число входит знаменитый гигантский глобус.

Большой Готторопский глобус

Уникальный 2-х сферный глобус был изготовлен в середине 17 в. по инициативе Шлезвиг-Гольштейнского герцога Фридриха III. Его главная особенность в моделировании поверхности земного шара (снаружи) и звездного неба (изнутри). Необычный проект предложил и разработал Адам Олеарий. Конструкция глобуса-планетария представляла собой огромный шар (диаметром 3,1 м) с пустым пространством во внутренней части. Поверхность состояла из металлических пластин, скрепленных между собой и оклеенных холстом. Сверху была нанесена географическая карта, изображающая материки и океаны.

Внутренняя плоскость напоминала небо, на котором различались созвездия. Специальный механизм создавал иллюзию движения небесных тел. Зрители попадали в планетарную камеру через люк. Помещение было рассчитано на одновременное пребывание 12 человек. Для удобства посетителей внутри шара оборудовали скамью и стол. Общая масса глобуса составляла 3,5 т.

Он считался самым крупным в мире. В честь замка Готторп, где проживал изобретатель, модель получила прозвание – Готторпский. Глобус был преподнесен в дар русскому царю Петру в 1713 г. В 1716 г. он прибыл в российскую столицу и был помещен в башне Кунсткамеры.

Во время крупного пожара 1747 г. гигантский шар полностью сгорел. От первоначальной модели уцелела лишь дверца люка. Воспроизведением аналогичного образца в 1748—1752 гг. занимались:

  • Б. Скотт и Ф. Н. Тирютин – механики
  • И. Ф. Трускот – картограф
  • И. Э. Гриммель – живописец

Новый глобус-планетарий установили в отдельном здании, а в начале 20 в. перенесли в Адмиралтейство. В начале 40-х годов модель попала на территорию Германии и была возвращена Советскому Союзу в 1948 г. В настоящее время Большой Академический (Готторпский) глобус выставлен на всеобщее обозрение на 4-5 этажах музейного корпуса Кунсткамеры. Для его осмотра требуется приобрести отдельный билет.

Читайте также:
Дворцы Марселя

Разделы

Структура современного музея состоит из 8 разделов, 6 из них посвящены культуре и быту населения разных частей света. Основу коллекции представляют аутентичные предметы, привезенные из дальних экспедиций российскими путешественниками И.Ф. Крузенштерном, Ю.Ф. Лисянским, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым, Н.Н. Миклухо-Маклаем. Собранные в Кунсткамере вещи, наглядно демонстрируют особенности жизненного уклада этносов, их религиозные верования, традиционную культуру.

Коренное население Северной Америки

Североамериканский континент представляют исконные жители – индейские племена и народы Севера (алеуты, эскимосы). В фондах раздела хранятся экспонаты из экспедиций И.Вознесенского. Среди наиболее ценных раритетов:

  • индейские трубки мира
  • снаряжение шамана
  • промысловые орудия эскимосов
  • одежда из рыбьей кожи, оленьих шкур, внутренностей морских животных

Япония

Японские острова издревле населяют две этнические общности, отличающиеся своим цивилизационным укладом:

  • айны
  • японцы

В Кунсткамере собрана обширная коллекция традиционных рыболовецких принадлежностей (крючков, сетей, ловушек), которые использовали местные жители. Богатая культура Страны Восходящего Солнца представлена старинными изделиями, выполненными с большим мастерством. Миниатюрные резные фигурки – нэцкэ, в прошлом исполняли роль брелков.

С их помощью на поясе закрепляли нужные предметы, поскольку наличие карманов в кимоно не предусмотрено. Часть Японского раздела посвящена воинскому сословию – самураям. Снаряжение и оружие средневековых воинов удивляют своей искусной отделкой и красотой.

Африка

Первые экспонаты для Африканского раздела были собраны во время путешествий В.В.Юнкера в 1875-1878 гг. В числе редких артефактов:

  • фигурки предков племени барии
  • костюмы участников тайных союзов
  • маски-наголовники
  • литье из Бенина
  • оружие племени акка

Африканская коллекция (св. 11 тыс.предметов) отображает разные стороны жизни народов Черного континента.

Ближний и Средний Восток

Исламская культура широко представлена в залах, посвященных странам Ближневосточного региона. Ведущую роль в экспозиции играет священная книга мусульман – Коран. В музее хранятся ее рукописные и печатные образцы. Кроме того, посетители могут увидеть письменные принадлежности, ткани, оружие, утварь.

Китай

Древняя культура Поднебесной империи нашла отображение в китайском разделе. В нем собраны изделия из лака, фарфора, эмали, дерева, кости, камня. В залах размещены образцы этнической одежды. Цивилизационную значимость региона подчеркивают изобретения, сделанные древними китайцами – компас, сейсмограф, кипятильник на солнечной энергии и другие.

Монголия

Центральное место в монгольском зале занимает традиционное жилище кочевников – юрта. Ее внутреннее пространство имеет четкую организацию, делится на мужскую и женскую части. К повседневным атрибутам кочевой жизни относится конская упряжь, седла, попоны, богато украшенные орнаментом. Неподдельный интерес посетителей вызывает шаманская флейта, сделанная из кости человека.

Индия. Индонезия

Колоритные экспонаты рассказывают о жизни народов Южной Азии. В фондах музея хранятся деревянные статуэтки, ритуальные маски, национальные костюмы. Отдельную категорию составляют предметы театрального искусства – марионетки и плоские куклы театра теней. Ценителей оружия заинтересуют оригинальные кинжалы-крисы из Индонезии. Самый необычный экспонат раздела – огромная статуя демона-хранителя (ракшас).

Индокитай

С традиционной культурой и искусством стран Юго-Восточной Азии можно познакомиться в специальном разделе. На стендах выставлены образцы буддистской скульптуры, театральные маски, музыкальные инструменты, а также бытовые предметы (посуда, утварь), национальная одежда, оружие.

Корея

Жителям Корейского полуострова посвящен отдельный раздел. В нем собраны древние артефакты и предметы, представляющие самобытную культуру корейцев. Особого внимания заслуживает подборка фарфоровых и керамических изделий, выполненных в технике прозрачной глазури (селадон).

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Петр Первый задумывал Кунсткамеру, как собрание раритетных материалов, связанных с естественными отраслями научных знаний. Во время своего европейского вояжа он приобрел две крупные коллекции:

  • Фредерика Рюйша
  • Альберта Себы

Кроме того, был издан царский указ, предписывающий доставлять в столицу редкостные артефакты, обнаруженные на территории России. Биологическое собрание сбереглось и демонстрируется посетителям. Особое впечатление производят заспиртованные препараты, показывающие аномалии развития человеческого организма.

Академия Наук XVIII века и М.В. Ломоносов

Российская Академия Наук первоначально соседствовала с Кунсткамерой. Славу и известность академия приобрела благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста Михаила Ломоносова. Его личные вещи, книги, приборы стали частью музейной коллекции. Экспозиция, посвященная деятельности Академии наук 18-19 вв., воссоздает кабинет ученого. В нем представлены работы, выполненные из кусочков смальты, выпуск которой организовал Ломоносов.

Академический раздел также содержит информацию о деятельности других выдающихся российских ученых:

  • Д. Бернулли
  • Ж. Делиля
  • Г. Ф. Миллера
  • Л. Эйлера

Первая астрономическая обсерватория Академии наук

В 1725 г. по приглашению Российской Академии наук в Петербург приезжает известный французский астроном Ж. Делиль. По его требованию 3,4 и 5 этажи башни Кунсткамеры переоборудуются под обсерваторию. Она начала полноценно функционировать с 1735 года. В 1747 г. в башне произошел сильный пожар и все оборудование сгорело.

Музейная коллекция, посвященная Петербургской обсерватории, включает старинные научные приборы и инструменты:

  • подзорные трубы с разным фокусом
  • астрономические часы
  • оптический квадрант

Время работы и стоимость билетов

Для посещения музей открыт со вторника по воскресенье. Выходной по понедельникам. Санитарный день в последний вторник каждого месяца. Экспозиция закрыта в праздничные дни (31.12,1.01,1.05).Рабочее время 11-19 ч.

  • 300 рублей для взрослых
  • 100 рублей для школьников,студентов,пенсионеров

Ежемесячно (апрель-сентябрь) в 3-й четверг музейную экспозицию можно осмотреть бесплатно. Льготные билеты выдаются в кассе.

Где находится и как добраться

Здание Кунсткамеры расположено в г. Санкт-Петербурге по адресу – Университетская набережная, 3. Вход для посетителей открыт со стороны Таможенного переулка

В музей можно доехать наземным и подземным транспортом:

  • автобусами – No 7, 10,24, 47,191
  • троллейбусами – No 1, 7, 10, 11
  • метро – Фрунзенско-Приморская (ст. «Адмиралтейская» и «Спортивная») и Невско-Василеостровская линии (ст. «Василеостровская» и «Гостиный двор»).

Кунсткамера — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого

Слово «кунсткамера» вошло в обиход русскоязычного человека в ироничном значении, синонима «цирка уродцев». Так называют сборище нелепых персонажей, отсылая слушателя к хранящейся в музее коллекции эмбрионов с анатомическими аномалиями. На самом же деле Кунсткамера является серьезным музеем с более 65 000 экспонатами, который собирает под своей крышей редкости со всего мира, а его коллекция дополняет Зоологический и Российский этнографический музеи. Недаром же он официально полностью зовется Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.

Читайте также:
Как добраться из аэропорт Ларнака в Лимассол: трансфер, такси и расписание автобусов

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Рассказываем, а самое главное, показываем, что вы здесь увидите. Про уродцев тоже будет (в самом конце).

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Информация на странице обновлена в сентябре 2021 года.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

История Кунсткамеры

Что означает это слово — «кунсткамера»? Оно произошло от немецкого Kunstkammer, что означает «кабинет редкостей». Так называли место хранения коллекций редких вещей, которые обладали исторической, научной или художественной ценностью. Это слово относилось и непосредственно к самой коллекции.

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Петербургская Кунсткамера была основана в 1714 году Императором Петром I. Из исторических архивов известно, что российский государь много учился наукам и медицине, знал несколько иностранных языков, путешествовал, а потому мог воочию наблюдать зарождение эпохи Просвещения в Европе.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

Понимая, что Россия не должна отставать от других стран, за годы своего правления он провел реформы, затрагивающие чуть ли не все сферы жизни. Реформа образования была одной из них, и она поспособствовала открытию школ, продвижению грамотности населения, созданию Академии Наук, библиотек и музеев. Любознательность Петра проявилась не только во внутренней политике, но и в личном увлечении. Из своих путешествий он привозил разные интересные вещи, покупал природные редкости, книги, приборы и оружие.

p, blockquote 6,0,0,0,0 –>

Первый российский император вообще был известный забавник. Для хранения всех этих диковинок и был создан «государев Кабинет», который последователи Петра Великого столетиями дополняли интересными объектами со всего мира. До наших дней он не только сохранился, но и превратился в полноценный музей — Кунсткамеру. К слову, самый первый музей в России.

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Сегодня поход в Кунсткамеру — это кругосветное путешествие. Ее коллекция разделена на экспозиции по частям света: Северная и Латинская Америки, Африка, Ближний и Средний Восток, азиатские регионы. Прогулки по коридорам позволят «заглянуть» в каждый из этих уголков планеты, познакомиться с коренными жителями, узнать, из чего состоял их быт. И не только это.

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Адрес, время работы, билеты, сайт Кунсткамеры

Адрес музея: Университетская набережная, дом 3

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

Как добраться до Кунсткамеры

— ближайшая станция метро Адмиралтейская, от нее пешком 15 минут через Дворцовый мост или 3 минуты на автобусе и троллейбусе с ближайшей остановки на Невском проспекте (сам проспект нужно перейти от метро);
— с любой остановки на Невском проспекте автобусы 7 и 24; троллейбусы 1, 10 и 11. Выйти на остановке Университетская набережная (сразу после Дворцового моста);
— с Петроградской стороны автобус 191, выйти на остановке Биржевая площадь.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Телефон: + 7 812 328 08 12

p, blockquote 12,0,0,0,0 –>

Время работы: вторник — воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник — выходной.
Кунсткамера открыта на вход до 17:00
Последний вторник каждого месяца — санитарный день.

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Билеты в Кунсткамеру

— взрослые — 400 рублей;
— льготные — 100 рублей.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

День бесплатного посещения для индивидуальных посетителей — третий четверг месяца в период c сентября по апрель.

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

День бесплатного посещения для членов многодетных семей граждан России и Беларуси — второй четверг каждого месяца.

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Приобрести электронные билеты онлайн можно на сайте музея , в этом случае за вами будет зафиксировано время посещения. Имейте в виду: билеты онлайн продаются только за полную стоимость.

p, blockquote 17,0,1,0,0 –>

p, blockquote 18,0,0,0,0 –>

Кунсткамера предлагает и большой выбор экскурсий разных форматов, от обзорных по всей экспозиции до тематических и игровых для самых маленьких. Каждую из них необходимо заказывать заранее через сайт музея.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Посещение башни Кунсткамеры и расположенных в ней экспозиций возможно только в формате индивидуальной экскурсии с фиксированным временем посещения для группы до 4 человек.
Стоимость 2700 рублей с группы.
Экскурсионная путевка приобретается заранее онлайн по ссылке .

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

Для общего знакомства с экспозицией музея рекомендуется обзорная экскурсия:
— для группы взрослых до 15 человек — 7500 рублей;
— для группы учащихся до 15 человек — 3000 рублей;
— для смешанной группы (7 взрослых и 7 учащихся) — 5000 рублей.
Заказ с помощью онлайн формы по ссылке .

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

Экспонаты Кунсткамеры

Экспозиция Кунсткамеры находится в стеклянных витринах, где выставлены фигуры представителей коренного населения и предметы, которыми они пользовались: транспорт, оружие, ритуальные атрибуты, посуда, одежда, украшения и многое другое.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Все экспонаты — подлинные, уникальные, многие из них существуют в единственном экземпляре. Не в России, в мире.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Как мы уже упоминали, экспозиция разделена по частям света.

p, blockquote 24,0,0,0,0 –>

Осмотр начинается в зале Америки. Одна сторона посвящена Латинской Америке, а другая — Северной.

p, blockquote 25,0,0,0,0 –>


Экспонаты в зале Латинской Америки относятся к началу XX века. Наибольшее внимание привлекают самые дальние стеллажи, в которых выставлена яркая вышитая одежда племен, населявших территории современных Колумбии и Панамы, а также атрибуты мексиканского Дня Всех Святых. Кроме того, мы увидим здесь разнообразные украшения и предметы охоты.

p, blockquote 26,0,0,0,0 –>

p, blockquote 27,0,0,0,0 –>

На фоне экспозиций об их северных соседях создается впечатление, что у южан было побольше времени для праздника: климат располагал, например, к скорее красивой одежде, чем теплой.

p, blockquote 28,0,0,0,0 –>

Читайте также:
Как узнать штрафы ГИБДД иностранному гражданину (по фамилии, на сайте) в 2022 году

В зале Северной Америки мы путешествуем с севера на юг, и нас встречают фигуры представителей коренного населения: эскимосы, атапаски, танкиты, ирокезы, поселенцев равнин и Калифорнии. Бросается в глаза, как на фоне своих южных соседей индейцы Северной Америки вынуждены были гораздо больше внимания уделять одежде, обуви и обустройству своей жизни.

p, blockquote 29,0,0,0,0 –>

p, blockquote 30,0,0,0,0 –>

Несмотря на более ранний представленный период, XIX век, мы видим плотные ткани и меховые парки и даже нарты гренландских эскимосов.

p, blockquote 31,0,0,0,0 –>

p, blockquote 32,0,0,0,0 –>

А вот украшений почти нет, встречаются они лишь на стендах с ритуальными обрядами. Зато уж мимо этих фигур не пройдешь: с головы до ног одетые в черные перья шаманы уже готовы провести религиозный ритуал. Перья эти изначально принадлежали горным орлам и черным воронам. Калифорнийские индейцы верили, что эти птицы были священными и создали все живое. Занятно, что «святость» пернатых не означала неприкосновенность их оперения.

p, blockquote 33,0,0,0,0 –>

Отдельная полка посвящена играм — индейцы, оказывается, были азартными ребятами. У тлинкитов самой распространенной была игра в палочки: перед участниками стояла задача отгадать, в какой из пачек находится козырная палочка партнера. Выигрывал тот, к кому перешли все палочки. А вместе с ними переходило и имущество проигравшего.

p, blockquote 34,0,0,0,0 –>

А вот ирокезы с помощью палок, напоминающих биты с сетками, играли в мяч. Правила затерялись, но можно предположить, что это могло быть похоже на современный хоккей на траве.

p, blockquote 35,1,0,0,0 –>

На фоне Америки зал Японии поражает в первую очередь тем, насколько по-другому сложилась культура человека в этой части света к тем же XIX и XX векам. Все вокруг производит впечатление гораздо более продвинутой, размеренной и благородной жизни. Подробно описано производство шелка. Представлено холодное заточенное и начищенное оружие самураев, и его блеск завораживает.

p, blockquote 36,0,0,0,0 –>

p, blockquote 37,0,0,0,0 –>

Обстоятельно показаны чайная и свадебная церемонии. Очаровывают игрушки для детей: проработанные до мелких деталей куколки, посудка и украшения не оставят никого равнодушными.

p, blockquote 38,0,0,0,0 –>

p, blockquote 39,0,0,0,0 –>

Следующим открывает свои двери зал Африки, и мы погружаемся в местную культуру земледелия, скотоводства и ткачества. Не обошли вниманием оружие, музыкальные инструменты и яркие украшения, без которых не представить образ жителей этого континента и сегодня.

p, blockquote 40,0,0,0,0 –>

p, blockquote 41,0,0,0,0 –>

Среди довольно ожидаемых африканских атрибутов быта внезапно находятся также и образцы иконописи на христианскую тематику: легко угадываются изображения Георгия Победоносца (нет, не в качестве местного божества, а как отражение влияния извне, в данном случае, очевидно, русского) и Девы Марии с Иисусом на руках.

p, blockquote 42,0,0,0,0 –>

p, blockquote 43,0,0,0,0 –>

Мы узнаем, что традиции эфиопской живописи уже более полутора тысячи лет, и с приходом на континент европейцев в творчество добавились библейские сюжеты. Хранящиеся здесь образцы относятся приблизительно к концу XIX и началу XX веков.

p, blockquote 44,0,0,0,0 –>

Секция Индии радует посетителей в первую очередь яркими костюмами. Традиционная одежда женщин — сари — представляет собой полотно ткани, расшитое узором. По манере повязывать ткань и вышивке можно было узнать касту, этническую принадлежность и благосостояние женщины, но в целом эта одежда отличается своей простотой.

p, blockquote 45,0,0,0,0 –>

p, blockquote 46,0,0,0,0 –>

Гораздо большее значение имеют украшения. Индийские женщины с удовольствием подчеркивают каждую часть своего тела: от мочек ушей до пальцев ног. Одна из индийских красавиц загадочно улыбается нам из своей стеклянной «комнаты».

p, blockquote 47,0,0,0,0 –>

Завершает этнографическую часть обширный зал о Ближнем Востоке и Азии. Монголия, Корея, Китай — каждой стране выделена своя секция.

p, blockquote 48,0,0,0,0 –>

Как и в предыдущих залах, посетители получают возможность рассмотреть предметы одежды и быта, оружие. Интересны макеты жилья и образцы транспорта.

p, blockquote 49,0,0,0,0 –>

p, blockquote 50,0,0,0,0 –>

Несколько объектов оставлены вне стеклянных ограждений, так что можно подойти к ним почти вплотную и посмотреть детали. Среди них, например, есть китайская ширма из шелка и черного дерева, которая датируется концом XIX — началом XX века.

p, blockquote 51,0,0,0,0 –>

p, blockquote 52,0,0,0,0 –>

Выставлены и большие курильницы в форме слонов. Подобные атрибуты украшали интерьеры дворцов и подносились в качестве дипломатических даров.

p, blockquote 53,0,0,1,0 –>

p, blockquote 54,0,0,0,0 –>

Уникальным экспонатом является Ладья Небесная. Это китайская механическая игрушка, приобретенная в Пекине в 1719-1720 годах, выполненная в форме традиционного прогулочного кораблика с пассажирами из слоновой кости. С помощью механизма игрушка приходила в движение. После пожара 1747 года долгое время считалось, что все объекты петровского времени утеряны, но спустя долгие годы ладья была найдена и восстановлена.

p, blockquote 55,0,0,0,0 –>

Посещение башни Кунсткамеры возможно лишь в сопровождении экскурсовода, но оно того стоит, если вы увлечены астрономией. В башне располагается первая обсерватория Академии наук.

p, blockquote 56,0,0,0,0 –>

Кроме того, хранится здесь и знаменитый Готторпский (Большой Академический) глобус диаметром более 3 метров. На внешнюю его поверхность нанесена карта Земли, а на внутреннюю — звездного неба.

p, blockquote 57,0,0,0,0 –>

Глобус создавался в середине XVII века, а в 1713 году был преподнесен Петру I в качестве дипломатического подарка. Что он собой представляет и как работает, хорошо объясняет сам директор музея Андрей Головнев в видео ниже (источник — официальная группа музея в VK):

p, blockquote 58,0,0,0,0 –>

p, blockquote 59,0,0,0,0 –>

В обширной и разнообразной коллекции музея выделяется естественнонаучная экспозиция, с которой, собственно, музей и начинался. Она располагается примерно в середине маршрута.

p, blockquote 60,0,0,0,0 –>

В этом зале выставлена сохранившаяся до наших дней часть коллекции препаратов животных, рыб, насекомых, которую из Голландии (сейчас страна называется только как Нидерланды) привез Петр I.

Читайте также:
Цены в Китае в 2022 году на еду, жилье, развлечения, транспорт

p, blockquote 61,0,0,0,0 –>

Коллекции жуков, бабочек и ракушек напоминают о многообразии животного мира.

p, blockquote 62,0,0,0,0 –>

Но наибольшее внимание посетителей неизменно привлекают препараты анатомических ошибок человека и животных. Наука с начала XVI века пыталась описать и объяснить их, и хотя полноценные исследования начались лишь в XIX веке, сегодня человечество уже точно понимает: виной генетические ошибки, а не какое-нибудь, например, проклятье. И все же, вид их щекочет нервы.

p, blockquote 63,0,0,0,0 –>

p, blockquote 64,0,0,0,0 –>

Многие экспонаты помещены в банки с формалиновым раствором, что позволяет сохранять их в первоначальном виде. В некоторых сосудах хранятся человеческие органы, но зачастую это целые тела младенцев, которым не суждено было родиться и жить.

p, blockquote 65,0,0,0,0 –>

Больше других впечатляют сиамские близнецы: таких точно не увидишь каждый день. Бедняжкам не удалось разделиться на клеточном этапе развития, и они так и выросли «в обнимку» в целых человечков. В Кунсткамере хранятся несколько таких образцов в форме эмбрионов и в форме скелетов. Есть здесь и скелет двухголового теленка.

p, blockquote 66,0,0,0,0 –>

В центр этой коллекции по-настоящему диковинных вещей в качестве одного из экспонатов помещена посмертная маска ее первого владельца — Петра I.

p, blockquote 67,0,0,0,0 –>

p, blockquote 68,0,0,0,0 –>

Видите ли вы в этом иронию или символизм, решать вам.

p, blockquote 69,0,0,0,0 –>

p, blockquote 70,0,0,0,0 –> p, blockquote 71,0,0,0,1 –>

Кунсткамера: первый музей в российской истории

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого больше известен всем как Кунсткамера. Увидеть в нем можно не только знаменитых «уродцев» – коллекцию анатомических аномалий и редкостей – но и огромное собрание, посвященное развитию народов Африки, Америки и Азии. Экспозиция музея насчитывает более 1,2 миллионов предметов.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге заслуживает особого внимания, ведь ее принято считать первым музеем в истории России. Нынешнее учреждение смело можно назвать преемником знаменитой петровской Кунсткамеры, которая была основана в 1714 году. Во время заграничных поездок император скупал редкости – оружие, книги, природные экспонаты, анатомические аномалии. Все эти предметы и легли в основу коллекции.

Изначально все эти предметы хранились в Аптекарском приказе в Москве. Но в 1714 году Петр I приказал перевезти в новую столицу не только собрание редкостей, но и свою библиотеку. Через десять лет, в 1724 году, была учреждена Академия наук, в которую вошла и Кунсткамера. К слову, одновременно с созданием музея в 1718–1727 годах строилось специальное здание для него.

Адрес: Университетская наб., 3 Координаты: 59.941976, 30.304509 Режим работы: вт. – вс.: 10:00 – 18:00. выходной – пн.

Интересные факты

  • Существует легенда, связанная с выбором места под здание Кунсткамеры. Она гласит, что Петр I гулял по Васильевскому острову и увидел необычное дерево, ветка у которого вросла в ствол, образовав причудливую форму. Считается, что именно на месте этого редкого дерева впоследствии и построили Кунсткамеру.
  • Петр I хотел, чтобы коллекция диковинных предметов была доступна как можно большему числу людей. Есть легенда, что и дворян, и простолюдинов он зазывал в музей водкой. Царь угощал всех, кто приходил посмотреть на редкости большой компанией.

Популярные музеи Санкт-Петербурга

Тайны Дворцовой площади и городские легенды

Васильевский остров

Крейсер «Аврора»

Что посмотреть в Кунсткамере

Этнографическая экспозиция музея знакомит с культурой народов Северной Америки, Латинской Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Индокитая. Конечно жемчужина Кунсткамеры и самая популярная экспозиция — это естественнонаучные коллекции. Аномалии развития, причуды природы, те самые «уродцы» — все это собрано здесь. Посетители смогут увидеть сохранившуюся часть петровских редкостей, узнать подробнее об этих предметах и о том, как их показывали народу в XVIII веке.

Ждет посетителей и первая астрономическая обсерватория Академии наук. Здесь можно увидеть ту самую башню Кунсткамеры, откуда в XVIII веке велись наблюдения за звездным небом. Интересно взглянуть и на Готторпский глобус — дипломатический подарок Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны. Земной и небесный глобус в диаметре составляет 3,1 метра.

Отдельное место занимает экспозиция, посвященная Михаилу Ломоносову и Академии наук. Выдающийся русский ученый был одним из первых академиков. В коллекции есть его личные вещи, приборы, инструменты и многое другое.

Кунсткамера в разное время года

Кунсткамеру смело можно назвать всесезонным музеем — его работа не зависит от времени года. Его хорошо посещать как в туристическое время — весной и летом, так и в осенние месяцы или зимние каникулы. Кроме того, в Кунсткамере часто проходят временные выставки, интересно попасть и на них. К слову, музей пользуется большой популярностью у школьных и студенческих групп, которые могут планировать походы в Кунсткамеру как раз в каникулярное время.

Пять удивительных мест, куда легко доехать на электричке из Петербурга

Где сделать красивое фото

В Кунсткамере могут получиться отличные фото на память. Посетители имеют право на любительские фотографии и видео для личного пользования. Поэтому смело можно брать телефон и позировать в любом из залов. Еще одна идея — сделать фото на фоне самого знаменитого здания. Хороший вид на Кунсткамеру откроется с набережной.

Кунсткамера – билеты и режим работы в 2021 году

Кунсткамеры, или кабинеты редкостей, были особенно популярны в Европе в XVII и XVIII веке. Это могли быть и небольшие комнаты, и целые музеи, где хранились различные экспонаты. Тематической направленности у Кунсткамер не было – их владельцы собирали необычные, редкие, древние и просто интересные вещи, как природные, так и сделанные руками человека.

Конечно, при правлении Петра I музей Кунсткамера появился и в России. Он загорелся идеей создания такого учреждения после поездки по Голландии и Англии. Первый кабинет редкостей размещался в Летнем дворце. Затем, когда коллекция стала больше, Император велел построить отдельное здание на стрелке Васильевского острова. Помимо музейных экспонатов, в нем же разместились Анатомический театр, обсерватория, Академия наук и Готторпский глобус – самый первый в мире глобус-планетарий, который был утрачен во время пожара 1747 года. Здесь же работал знаменитый ученый Михаил Ломоносов.

Читайте также:
Особенности получения португальского гражданства

Сегодня музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук – один из самых посещаемых музеев Петербурга. Многие думают, что в нем можно увидеть только анатомические экспонаты, но это не так. Музей славится большой коллекцией, посвященной антропологии и этнографии – здесь можно узнать о быте многих народов со всего мира.

Посещения музея организовано по сеансам, с ограниченным количеством входных билетов.

Рекомендуется заранее покупать электронные билеты на конкретные сеансы онлайн

Билет действителен для входа в музей в течение часа от начала сеанса.

Режим работы Кунсткамеры Санкт-Петербурга

Музей открыт со вторника по воскресенье, с 10:00 до 18:00. Вход для посетителей открыт до 17:00.

Купить билеты в Кунсткамеру в кассах можно с 10:00 до 17:00.

Понедельник – выходной день.

Музей не работает 31 декабря и 1 января, а также 9 мая.

В последний вторник каждого месяца в музее санитарный день, посетители не принимаются.

Стоимость посещения Кунсткамеры

Перед посещением музея узнайте, сколько стоит билет в Кунсткамеру.

Стоимость стандартного билета – 300 рублей, независимо от гражданства.

Цена входного билета в Кунсткамеру Санкт-Петербурга для льготных категорий граждан – 100 рублей. К ним относятся пенсионеры России и Беларуси, студенты, школьники, курсанты, обучающиеся в российских военных училищах. Для получения льготы необходимо представить подтверждающий документ.

Билеты в Кунсткамеру можно купить онлайн или в кассе музея.

Цена едина для любых категорий граждан – 500 рублей, льготы не распространяются. Купить электронные билеты в Кунсткамеру можно с помощью любой банковской карты. На сайте доступен выбор дня и времени посещения. Такой способ поможет избежать очереди в кассах.

Приобрести билеты в Кунсткамеру онлайн можно и на тематические программы на официальном сайте. В стоимость экскурсионных и тематических программ входной билет уже включен.

Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Адрес Кунсткамеры: Университетская набережная, 3, рядом со стрелкой Васильевского острова, в центре Санкт-Петербурга.

Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее до музея 1,5 километра – это 15 минут пешей прогулки по Невскому проспекту, Дворцовому проезду и Дворцовому мосту. Здание музея видно издалека – зеленое, с белыми колоннами и башней.

Рядом расположена остановка общественного транспорта «Университетская набережная», где останавливаются автобусы № 7 и 24, а также троллейбусы № 1, 10 и 11.

Для удобства Вы можете составить маршрут до Кунсткамеры онлайн.

Официальный сайт музея: http://www.kunstkamera.ru

Телефон отдела приема посетителей: +7 (812) 328-01-18

Схема проезда

Что посмотреть

В музее работает 16 постоянных экспозиций. Посмотреть их можно за одно посещение. Первая их них посвящена Академии наук и Михаилу Ломоносову, она рассказывает о развитии науки в России, можно увидеть личные вещи великого ученого.

Зрительная труба Ломоносова

Первая астрономическая обсерватория рассказывает о развитии астрономии, метеорологии, географии, топографии и других наук. На выставке представлено оборудование, использовавшееся для наблюдения за космосом, в том числе зрительная труба Ломоносова.

Оригинальный Готторпский глобус бы утрачен в пожаре, но был воссоздан – ему посвящена отдельная выставка.

Готторпский глобус в Кунсткамере

Есть экспозиция, посвященная самой Кунсткамере, где рассказывается о ее истории и архитектуре.

Знаменитые анатомические экспонаты в банках располагаются в зале первых естественнонаучных коллекций. Они были куплены и созданы не из праздного любопытства, а для изучения человеческого тела, что дало огромный толчок развития медицине.

Остальные экспозиции посвящены отдельным странам и территориям: Северной Америке, Латинской Америке, Африке, Индокитаю, Индии, Индонезии, Японии, Монголии, Китаю, Корее, Ближнему и Среднему Востоку.

Правила посещения

Отправляясь на экскурсию в музей помните о важных правилах.

Фотографировать и снимать видно можно только любительской камерой, и без использования вспышки, штатива и другой профессиональной техники.

Посетитель может взять в музей ребенка и использовать прогулочную коляску, но предварительно очистив колеса.

Принимать пищу и напитки можно только в кафетерии музея, делать это в музейных залах запрещено.

Верхнюю одежду необходимо сдать в гардероб. Как и зонты, чемоданы, крупные рюкзаки, и другие сумки, габариты которых больше 30х30х20 сантиметров.

В случае нарушения этих правил музей в праве отказать вам в предоставлении услуг и удалить из залов, даже при наличии действующего билета.

Посещение Кунсткамеры самостоятельно: лайфхак.

Чтобы не просто смотреть на экспонаты, но и узнать о них информацию, вы можете скачать гид на свой смартфон. В нем вы найдете аудиорассказы об экспонатах, гид по музею и другую полезную информацию.

Приложение доступно и для IOS, и для Android. Скачать его можно бесплатно по ссылкам: Apps Store и Google play.

Кунсткамера

Прежде всего, стоит предостеречь тех, кто идет в Кунсткамеру, чтобы посмотреть «уродов в банках». Сегодня — это музей антропологии и этнографии, т.е. бо́льшая часть музея рассказывает о культуре и быте народов мира — одежда, предметы быта и т.п. Анатомический отдел (с уродами в банках) занимает лишь один зал, располагающийся на втором этаже в 13 зале.

Собрание анатомических редкостей

Кунсткамера в Санкт-Петербурге — это один из старейших музеев Северной столицы и всей России. Он был создан по указу Петра Первого с целью собирания и исследования раритетов, рожденных как природой, так и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого является одним из наиболее полных и интересных музеев в мире. В нем собрано более миллиона экспонатов. Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины.

Читайте также:
Основания и способы для получения гражданства Греции

Режим работы Кунсткамеры в новогодние праздники 2022

  • 31 декабря и 1 января музей закрыт
  • 2–9 января музей открыт с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00)

Режим работы в 2022 году

Музей открыт для посетителей.

  • Ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00
  • Выходной день — понедельник
  • Кассы закрываются на час раньше
  • Последний вторник каждого месяца — санитарный день (музей закрыт)
  • Музей закрыт 1 января, 9 мая и 31 декабря

Адрес

199034 , Санкт-Петербург , Университетская набережная, 3

Как добраться

Кунсткамера расположена в центре Санкт-Петербурга, недалеко от стрелки Васильевского острова, на Университетской набережной. Посещение музея можно совместить с прогулкой по центру города.

Ближайшее метро — «Адмиралтейская» (10–15 минут пешком). При выходе из метро повернуть налево и пройти несколько метров до улицы Малой Морской. Повернуть направо, и пройти несколько метров до Невского проспекта. Повернуть налево и идти по Невскому проспекту, далее мимо Дворцовой площади, Эрмитажа. Через несколько минут Вы окажетесь на берегу Невы. Нужно пройти по Дворцовому мосту на другой берег и Вы окажетесь на стрелке Васильевского острова. Прямо за мостом расположено желтое здание с массивными белыми колоннами — это Зоологический музей, зеленое здание с башенкой рядом — это Кунсткамера.

Также можно дойти от метро «Василеостровская» (около 30 минут пешком). От станции идти по 6–7 линии до Большой Невы, далее по Университетской набережной в сторону стрелки Васильевского острова (на Васильевском острове часть улиц называются линиями; название осталось с тех времен, когда здесь располагались склады). Дорога от станции метро займет 20–25 минут, проходит по пешеходной зоне (6–7 линия В.О.); с Университетской набережной открывается прекрасный вид на Исаакиевский собор, Адмиралтейство и Эрмитаж.

Стоимость билетов в 2022 году

  • Для взрослых — 400 рублей
  • Для пенсионеров РФ и Белоруссии, студентов и школьников — 100 рублей
  • Для детей до 7 лет — бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей в третий четверг месяца, кроме мая, июня, июля и августа

Экспозиция, рассказывающая о путешествии Джеймса Кука

История создания

По преданию, однажды на Васильевском острове царь Петр случайно заметил березу, ствол которой врос в основание другого дерева. Это явное уродство натолкнуло Петра I на мысль о создании музея Кунсткамеры.

Дата основания музея — 1714 год. Именно в это время коллекция редкостей государя — Куншткамера, была перевезена из Москвы в Летний дворец Петербурга. По особому указу Петра Первого в музей следовало нести все выявленные свидетельства анатомического уродства. В первые годы в коллекции были живые экспонаты — монстры, великаны, которые жили при музее. Посетители всегда охотно осматривали коллекцию. И в настоящее время интерес к ней велик.

Собрание анатомических редкостей и инструменты их изучения

Через четыре года музейные экспонаты перенесли в Кикины палаты, поскольку во дворце для них уже не оставалось места и не каждый желающий мог их посмотреть. С переездом коллекция стала доступна для всеобщего обозрения.

М.В. Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета, работал в здании музея с 1741 по 1765 годы. В башне здания был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Здесь представлена история начального периода Петербургской Академии наук, коллекции научных приборов 18 и 19 веков, а в Круглом зале — большой Академический глобус (Готторпский) — планетарий, построенный еще в 17 веке. Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность Земли, а на внутренней — карта звездного неба. Внутри сферы — стол и скамейка на 10–12 чел. Глобус построен в городе Готторп в Германии, подарен царю Петру Первому. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 году. Является памятником двух веков, а также немецкой и русской культур.

Позже для музея было построено новое здание на Стрелке Васильевского острова, и все коллекции были перевезены туда.

В петровские времена Кунсткамера была одним из лучших музеев подобного рода в Европе. Вход в него был бесплатным и открытым для всех. Сейчас на старейшие коллекции музея можно полюбоваться в зале Барокко.

В 1830-х годах музей был разделён на несколько частей: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании расположены музей Антропологии и этнографии и Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

Обезьянки-символы молчания, слепоты и глухоты

Здания и интерьер

Музей располагается в двух постройках: здании Кунсткамеры и пристройке к нему — Музейном флигеле 1887 года. Первое здание построено в стиле петровского барокко. Это старейшее здание в мире, построенное специально для музея. Башня здания символизирует модель Солнечной системы. Место для строительства музея выбрал сам Петр Первый. Проект здания был разработан несколькими архитекторами при личном участии Петра. Работы были завершены в 1734 году архитектором М. Земцовым. Постройка состоит из двух почти одинаковых корпусов, объединенных центральным объемом, увенчанным многоярусной башней, завершенной сферой.

Во время пожара 1747 года деревянная башня сгорела и была восстановлена только через 200 лет. В это же время башню украсила знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля). После пожара была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так в 1757 году художник Д. Джанни выполнил лепной узор, а позже скульптор М. Павлов создал два горельефа — Празднующая Европа и Триумф России в зале второго этажа восточного флигеля музея (зал Барокко, где расположена экспозиция Естественно-научные коллекции). Интерьеры музея украшены скульптурными композициями и бюстами великих ученых.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: