Как преодолеть страх полета на самолете: 20 полезных советов

Как преодолеть страх полета на самолете

Сейчас сложно представить заграничные путешествия без авиаперелетов. Этот способ перемещения позволяет сэкономить массу времени и попасть к месту назначения с максимальным комфортом. Да и по стоимости билет на самолет часто обходится дешевле, чем наземная поездка, с многочисленными остановками, пересадками и другими неудобствами. Вот только не все чувствуют себя безопасно в воздухе, и этот страх заставляет людей переживать не самые приятные моменты во время полета, а то и вовсе отказываться от путешествия. Что делать в таких случаях, как преодолеть страх полета на самолете и навсегда избавиться от дискомфорта?

Как преодолеть страх полета на самолете

Фобия или простое беспокойство?

Страх полета может возникнуть у любого, даже у того, кто не раз совершал авиаперелеты. Этому способствует множество различных факторов: погодные условия, неосведомленность о работе воздушного судна, эмоциональные переживания, бездействие в полете, болезни сердца или нервной системы. Ощущения, которые вызывает боязнь полетов, тоже имеют разную степень выраженности. У одних это легкое беспокойство, у других – тревожные мысли, нервное напряжение и гнетущее чувство до конца полета, третьи ощущают настоящую панику вплоть до потери контроля над собой.

Страх полета может возникнуть у любого

По данным статистики, боязнью полетов, или аэрофобией, страдает около 25% населения Земли. Но не стоит любое проявление страха считать болезнью: у фобии есть вполне определенные признаки, отличающиеся от обычного беспокойства и волнения, которое склонны испытывать большинство авиапассажиров. Если человек в состоянии контролировать негативные мысли и эмоции, не позволяет себе паниковать и может хоть немного чем-нибудь отвлечься, то это не болезнь. Дискомфорт, который появляется у многих людей в самолете, вполне обычное явление, и справиться с ним не так и сложно.

Аэрофобию можно успешно вылечить

Другое дело, если страх перед полетом настолько силен, что человек с трудом заставляет себя подняться на борт самолета, а в воздухе ощущает панику и утрачивает способность к самоконтролю. Обычно такие люди любыми способами избегают авиаперелетов и выбирают поездки на автотранспорте или поездах. И все же, преодолеть аэрофобию можно, главное – иметь желание и немного терпения.

Читайте также полезную информацию с подробной инструкцией, как вести себя в аэропорту первый раз, в новой статье на нашем портале.

Видео — Аэрофобия — как перестать бояться летать на самолете

Как бороться со страхом

Чтобы эффективно справиться с проблемой, сначала нужно выяснить, что именно вас пугает больше всего. Многие боятся поломки самолета в воздухе, отказа двигателей, и даже воздушных ям, из-за которых в салоне ощущаются периодические встряски и вибрации. На самом деле поломки случаются очень редко, ведь каждый самолет проходит регулярные проверки перед полетами. Обслуживают их опытные специалисты, так что риск поломки минимален.

Риск поломки самолета всегда минимален

Еще одной распространенной причиной страха является опасение доверить свою жизнь пилотам, пусть даже самым опытным. Невозможность контролировать ситуацию в случае аварии или хоть как-то влиять на ее исход, заставляет многих пассажиров нервничать и волноваться. Но и здесь опасность преувеличена, ведь и экипаж, и диспетчеры отлично знают свое дело и ответственно относятся к работе.

Экипаж самолета профессионален, можно смело им доверять

Вообще, самолеты не зря считаются одним из самых безопасных видов транспорта. Согласно многолетней статистике, из 8 миллионов человек, совершающих авиаперелеты, погибает только один пассажир. В то же время, в одной только Москве в автомобильных авариях ежегодно гибнет около 30 тысяч человек. Немало аварий приходится на железную дорогу и морской транспорт.

Факты о безопасности полётов

Итак, для начала необходимо определить причину боязни, а затем попробовать ее проанализировать. Важно помнить, что авиаперевозчики несут ответственность за пассажиров, да и самому экипажу своя жизнь дорога, а значит, они максимально заинтересованы в благополучном полете. Если страх очень сильный, лучше всего будет обратиться к психологу: сейчас в России несложно найти квалифицированного специалиста, оказывающего услуги такого рода. Профессиональные психологи за несколько сеансов помогают людям научиться контролировать эмоции и преодолевать страхи, вплоть до полного избавления от фобии.

Если страх очень сильный, лучше обратиться к психологу

Наиболее действенным методом являются компьютерные программы виртуальных полетов. Благодаря использованию специального оборудования, человек может попробовать ощутить себя в качестве пилота авиалайнера и контролировать взлеты и посадки. Все ощущения очень реалистичны, и поначалу может вновь появиться страх, но постепенно мозг привыкает к тому, что все это лишь иллюзия и опасности для жизни нет ни малейшей. Это способствует выработке рефлекса, и полет уже будет ассоциироваться с приятными эмоциями, а не с паникой.

Большим недостатком подобной терапии является ее высокая стоимость, которая не каждому по карману. Если страх перед полетами у вас не настолько силен, чтобы вызывать потерю самоконтроля, можно справиться с проблемой и менее затратным способом, с помощью нескольких простых приемов.

Безопасные места в самолёте:

Безопасные места Расположение Процент на выживание
Передняя секция салона 48% на выживание
Эконом класс перед крылом 56% на выживание
Эконом класс над крылом 56% на выживание
Хвостовая секция салона 69% на выживание

Методы борьбы со страхом полетов

Существует целый ряд различных приемов, которые позволяют снизить нервное напряжение и легче перенести полет на самолете. Эти методы могут отличаться по эффективности, и то, что хорошо помогает одним, может не действовать на других, поэтому оптимальный вариант каждый должен подбирать сам.

Общение с попутчиками

Повышенная нервозность и боязнь авиаперелетов

Психологи рекомендуют людям с боязнью полетов приезжать в аэропорт заранее, чтобы избежать волнений, связанных с регистрацией и посадкой. Прибыв заблаговременно, вы сможете спокойно пройти все процедуры и психологически настроиться на перелет, а заодно познакомиться с другими пассажирами.

Видео — 10 приемов, как побороть страх перед полётом

Чего не стоит делать

Большое количество из тех, кто боится летать на самолетах, сами усугубляют свое состояние определенными действиями. Чтобы этого избежать, нужно заранее узнать, чего в полетах делать не стоит:

    употреблять спиртное – некоторым алкоголь помогает заглушить страх, но это действие кратковременное и ненадежное. Помимо того, что спиртное вредит организму, под влиянием страха легко превысить допустимую норму, а это уже приводит к неадекватному поведению и, как следствие, недовольству остальных пассажиров;

Употреблять спиртное в самолете нежелательно

Фильмы про авиакатастрофы — это лишь художественный вымысел

Чай и кофе — не лучшие напитки перед полетом

Соблюдая указанные рекомендации, вы сумеете постепенно преодолеть боязнь полетов и научитесь наслаждаться путешествием в полной мере.

Читайте, также подробную и интересную информацию для путешественников, в новой статье — «Как перестать бояться летать на самолёте».

Заложенность и шум в ушах

Видео — Как преодолеть страх полета на самолете

Как победить аэрофобию: истории людей и мнения профессионалов

«Афиша Daily» поговорила с людьми, у которых путешествия на самолете вызывают страх, об их ощущениях на борту и способах преодоления тревожности, а психолог и разработчик приложения для аэрофобов объяснили, чем страх отличается от фобии и как справиться с нервозным состоянием.

Истории аэрофобов

«Аэрофобия дала о себе знать после нескольких неприятных перелетов. В 9-м классе я летел с родителями чартерным рейсом из Турции в Новосибирск. В Сибири была аномально низкая температура. Самолет при подлете не смог выпустить шасси. 40 минут мы летали над аэропортом, никто ничего не объяснял, у стюардесс были бледные и испуганные лица. После этого капитан корабля сообщил, что нас отправляют на запасной аэродром, который находился в Абакане. Над Абаканом мы снова кружили какое-то время. После долгих попыток приземлиться самолет все-таки выпустил шасси. К нам подъехали аварийные службы и стали проверять двигатели. Больше половины рейса не полетело последующим рейсом в Новосибирск, люди поехали поездом. Я запомнил на всю жизнь отчетливую мысль о том, что мы все могли погибнуть. Через несколько дней после полета у меня начали седеть брови. Потом происходили другие подобные истории: то возгорание на борту, то аварийная посадка. Был случай с отваливающейся обшивкой в салоне, иногда приходилось лететь в грозу, когда за окном иллюминатора сверкают молнии. Один раз даже частично разгерметизировался аварийный люк — оттуда дико дуло, и изнутри он покрылся слоем инея.

Я изучал физику полета, читал книги на эту тему. Но сильно боялся турбулентности. Причем это иррациональный страх. Сознание отключается, начинается паническая атака, и я ничего не могу сделать с собой. Учащается дыхание, увеличивается пульс, бросает в пот. Ощущения такие, будто у тебя сердечный приступ.

Я летаю очень часто — около 4–5 раз в месяц. С этим связана моя работа. Из-за частоты всегда что-нибудь случается. Немного усиливает страхи и информация о событиях на Ближнем Востоке. Я физически ощущаю тревогу, когда пролетаю над большими водными пространствами.

Я обращался к психотерапевту, который специализируется на лечении аэрофобии. Некоторые успехи были. Но больше всего мне все равно помогает алкоголь в сочетании с успокоительными. Стюардессы часто относятся с пониманием и не делают замечаний, когда я выпиваю на борту. Мне приходится иногда объяснять, что я аэрофоб «со справкой» и что лучше дать мне выпить, чем видеть меня в неадекватном состоянии во время панической атаки. Еще перед полетом я стараюсь покурить, чтобы снять стресс. Когда я лечу с человеком, который боится полета еще больше меня, я чувствую себя увереннее, могу начать успокаивать встревоженного пассажира. Однажды практически откачивал незнакомую девушку, которая сидела в кресле рядом.

Неплохо помогает дыхательная гимнастика. В стрессовых ситуациях 10 глубоких вдохов и выдохов могут снять напряжение и нервозность. Кстати, любопытно, что аэрофобия немного уменьшилась после рождения сына. Мне кажется, что я оставил потомство, теперь не стоит так бояться смерти: выполнил свой долг, продолжил род».

«Впервые я оказалась на борту уже взрослой — летела на стажировку в Голландию.
Раньше путешествовала только на поезде или на машине. У меня не было представления о том, что происходит во время полета. Когда самолет начал разгоняться, я вцепилась в кресло. Кроме того, мы летели как раз тогда, когда в Исландии было сильное извержение вулкана. Буквально за день до нашего полета аэропорт Амстердама начал принимать рейсы, до этого летать было слишком опасно из-за смога. Было жутковатое предчувствие, что мы попадем в облако пепла и не долетим.

После аэрофобия стала проявляться постоянно. Из-за боязни летать я решила посоветоваться с друзьями, лучше узнать технические стороны и особенности полета. Мне объяснили, что самолет устроен таким образом, что вероятность падения из-за неисправности ничтожно мала. Шутили, что даже разваливающийся самолет все равно как-то долетит. Я перестала бояться неполадок, но оказалось, что никто не исключает возможность нападения террористов или плохой погоды.

До полета я обычно ощущаю небольшую нервозность, но это терпимо. Все самое неприятное начинается во время взлета, еще меня очень пугает турбулентность. Хотя я знаю, что это временная тряска, у меня начинается паника, я бледнею, цепляюсь за кресло. Появляются мысли о том, что все плохо закончится, сомнения, приземлимся ли мы. Напряжение обычно длится в течение всего полета. Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку. Я думаю, что раз долетели до аэропорта, то точно уже ничего плохого не случится. Больше всего меня пугает ощущение бесконтрольности, а еще все усиливается за счет моей клаустрофобии.

Я стараюсь справиться со страхом сама. Узнала много информации об особенностях полета, обычно выбираю авиакомпании, в истории которых меньше аварий и падений самолетов. Так у меня возникает чувство некоторой защищенности.

Когда перед вылетом происходит демонстрация правил техники безопасности, я всегда с большим вниманием слежу за показом. Некоторые пассажиры даже посмеиваются, что я придаю такое значение процедуре, которую многие считают формальностью. Также обращаю внимание на поведение стюардесс. Если они ведут себя спокойно, то тряска меня не так сильно беспокоит.

Когда я лечу с друзьями, стараюсь больше с ними общаться, чтобы отвлечься и не думать о плохом. Если я одна, то могу найти себе «жертву», с которой буду болтать во время полета, чтобы снять напряжение. Однажды попробовала выпить чуть больше вина, чтобы расслабиться. Я действительно перестала нервничать, но, когда мама с ребенком на соседних креслах стали поглядывать на меня странно из-за моей излишней болтливости и активной жестикуляции, я поняла, что выпила лишнего. После этого страшно было проходить паспортный контроль: думала, что меня могут не пустить в страну (я летела в Голландию) из-за моего состояния. С тех пор стараюсь снимать стресс другими способами».

«Самый запоминающийся случай произошел со мной в 2013 году. Тогда я поехала домой к маме в Кировскую область, а потом собиралась вернуться к мужу в Финляндию и отметить с ним Новый год. И проспала поезд, который бы довез меня до Финляндии с пересадкой. Я нашла нужный самолет, но сразу начала искать причину, чтобы не лететь. Меня ждало у дома такси, но я просто не смогла в него сесть. Мне казалось, что со мной точно на борту случится что-то ужасное. В итоге я не села в такси и пропустила самолет. Долго плакала, когда пыталась объяснить мужу, что мне помешало улететь.

Таких историй с тех пор накопилось много. Чем ближе дата полета, тем больше я начинаю переживать. Могу сдвигать даты, за что приходится доплачивать. Из-за аэрофобии я страдала и морально, и финансово. Совсем недавно мне хотелось прилететь на концерт Земфиры в Москве. Эта поездка для меня была связана с позитивными эмоциями, ожиданием встречи с близкими друзьями и выступлением любимой певицы. Но меня снова мучило желание отменить путешествие. В итоге билет на концерт пропал.

Моя аэрофобия проявляется странно. Все неприятные ощущения предшествуют полету. Когда я сажусь в самолет, то страх уходит. Понимаю, что уже некуда отступать. Как будто вытянула лотерейный билет, просто надо дождаться, что будет в конце.

Перед полетом, чтобы себя успокоить, я начинаю больше общаться с окружающими незнакомыми людьми. Во мне просыпается разговорчивость, которая мне обычно не свойственна. Могу начать болтать с пассажирами еще в очереди на регистрацию. Замечала, что если лечу с человеком, который вовсе не боится полетов, то мне становится намного легче. Я смотрю в эти глаза, полные уверенности, и не так сильно переживаю. Звоню близким, говорю, что скоро полечу на самолете, а они буднично отвечают, не пугаются, как будто это что-то опасное. Их реакция меня успокаивает.

До сих пор обращаю внимание, что в день до отлета пытаюсь жить по полной, так, как будто это последний день в моей жизни».

Способы справиться с аэрофобией

Почему возникает аэрофобия?

«В психологии различают два состояния аэрофобии. Первое — это страх лететь на самолете, состояние тревоги, напряжения, связанное с полетами. 80% россиян испытывают из-за этого дискомфорт. Такой страх, как правило, хорошо контролируемый, не мешает повседневной жизни человека, из-за страха человек не меняет своих планов. А второе состояние — это когда у человека боязнь полетов является проявлением более глубоких тревожных переживаний, началом невроза.

Страх летать на самолетах часто провоцируется несколькими факторами. Во-первых, состояние полета является неестественным для человека, поэтому этот опыт вызывает тревогу. Во-вторых, в данной ситуации человек должен полностью положиться на другого человека (пилота), он оказывается зависим от других людей и от обстоятельств, сам не может ничего контролировать.

Такие люди, как правило, говорят о том, что если бы они смогли сами изучить строение самолета и перед полетом сами проверить его исправность, познакомиться лично с пилотом и убедиться в его профессионализме, то им было бы нестрашно лететь.

На борту изменяются границы личного пространства: много людей находится в ограниченном пространстве, каждый человек оказывается на виду. Если у человека есть неуверенность в себе, страх социальной оценки, чувствительность к нарушениям личных границ, то нахождение в самолете тоже будет вызывать тревогу.

Если страх проявляется только в чувствах, в мыслях и никак не влияет на поведение (боится, но все равно летит), человек ничего не предпринимает, чтобы избежать полета, нет выраженных соматических проявлений, то это нормальная тревога. Избавиться от нее можно любым способом, которыми человек успокаивается и в любых других ситуациях. Кого-то успокаивает общение во время полета, кто-то, наоборот, отвлекает себя музыкой, кино, сладостями.

Когда мы говорим про фобию, то здесь у человека проявляются ярко выраженные вегетативные реакции: потеют ладони, учащается сердцебиение, сковывается дыхание, меняется общее физиологическое состояние. Тело реагирует на ситуацию как на сигнал опасности. Могут возникать навязчивые мысли, когда человек прокручивает в голове варианты катастрофы (смотрит информацию о катастрофах в интернете), не может переключиться на другие дела. В этом случае человек старается избегать полетов: ездит только в те страны, в которые можно добраться на поезде, отказывается от важных командировок (которые связаны с полетом).

Такие страхи могут выражаться в панических атаках: приступах паники на борту самолета, с которыми справиться самостоятельно очень сложно. Когда мы имеем дело с невротическим страхом, то за ним часто стоят другие фобии: клаустрофобия, агорафобия, социофобия. Это не просто страх, это сигнал, что накопилось слишком много эмоционального напряжения. Как правило, это не сиюминутный стресс, который имеет место здесь и сейчас, а длительно накопленное, часто имеющее глубокие корни в прошлом опыте состояние крайнего эмоционального напряжения, скрытого глубокого внутри личностного конфликта. Часто сочетание травматического опыта в прошлом с текущим неразрешимым эмоциональным напряжением (регулярные стрессы) может привести к появлению фобий.

В каждом конкретном случае причины различны: кто-то пережил стресс, потерю близкого человека, имеет противоречивые, напряженные близкие отношения. Например, женщина зависит по жизни от властного мужчины, который полностью контролирует ее жизнь. Когда она оказывается в самолете, появляется страх зависимости от неизвестного человека. Соответственно, она будет стараться избегать самолетов (контролировать или изменить близкого она не может, а избегать самолетов может).

Страх можно регулировать: его причины человек может сам понимать и осознавать, а когда мы имеем дело с фобией, то причины человеком не осознаются. Фобия усугубляется, когда человек старается сдерживаться и не признает (не говорит), что ему страшно, боясь социального осуждения. Если во время полета человек начинает испытывать страх, о нем нужно обязательно рассказать стороннему человеку, чтобы ему помогли справиться с его эмоциональным состоянием.

Бывает, что фобия возникает как посттравматический шок, когда человек пережил реально опасную (аварийную) ситуацию во время полета».

Как избавиться от фобии?

«Лучше обратиться к врачу неврологу-вегетологу, если есть ярко выраженные изменения тела во время стресса. Если есть просто страх, то может помочь психотерапевт. Врач может назначить препараты, которые проверены временем, тогда полет пройдет совсем в другом ключе. Очень многие люди используют для успокоения алкоголь, но есть препараты, которые действую активнее и быстрее.

Врач определит, какой вид терапии наиболее эффективен в конкретном случае: медикаментозная, краткосрочная медицинская психотерапия или курс длительной работы с психологом для пересмотра и изменения отношений с собой и значимыми людьми. Медикаментозный путь дает быстрый результат, но не гарантирует, что в новой стрессовой ситуации симптом не вернется. Медицинская психотерапия позволяет справиться с самими симптомами фобии, работа с психологом меняет целостное ощущения себя.

Справиться с фобиями можно, и, конечно, это не приговор — важно найти тот путь, который подходит именно вам».

Я не могу летать. Аэрофобия: причины и лечение

Страх полетов или аэрофобия – это недуг от которого страдают множество людей в современном мире. Люди с аэрофобией неспособны передвигаться на воздушном транспорте, потому что испытывают жуткий страх и приступы паники. Причем порой достаточно простого нахождения в кабине самолета или иного летательного средства.

Достаточно часто аэрофобия связана с другим страхом – акрофобией или страхом высоты, где страх полетов выступает лишь частным случаем, в то время как человек боится и высоты в целом. Это осложняет его жизнь, часто мешает работе и отдыху, не позволяя удаляться далеко от дома. И нередко появляется как симптом, сопровождающий ложные жизненные стратегии.

Но на сегодняшний день аэрофобия не является неизлечимым заболеванием и с ней можно достаточно быстро справиться с помощью психотерапии.

Симптомы аэрофобии

Аэрофобия проявляется не только на этапе полета, но часто и при его ожидании или просто при представлении себя в летательном средстве. Именно поэтому клиенты с аэрофобией склонны применять различные способы избегания: стараются максимально отложить полет; выбрать иной вид транспорта или вообще отказаться от перемещения. Если же полета избежать нельзя, то пациенты применяют различные способы абстрагирования и отвлечения, например, выпивают алкоголь, успокоительные или снотворные. Они могут просить людей рядом поддерживать их во время полета или использовать различные методики отвлечения, например, контролируемое дыхание, направленное воображение, счет про себя. И хотя, данные методы и позволяют временно подавить собственный страх, они неспособны полностью избавить человека от фобии.

В случае же, когда пациент не способен совладать с проблемой у него могут наблюдаться все признаки панической атаки: головокружение, паника, ускоренное сердцебиение, тошнота, попытки найти помощь. При этом пик страха обычно приходится на период, когда самолет находится в зоне турбулентности. Однако, в самых крайних случаях у клиентов с аэрофобией может возникать паника и тошнота лишь при одном упоминании летательного аппарата[i].

Часто аэрофобия сопровождает иные тревожные расстройства[ii].

Происхождение аэрофобии

Считается, что страх высоты заложен в человека с рождения, точно также как и неприязнь к насекомым или страх темноты, однако далеко не у всех людей он превращается в настоящую фобию и вызывает панические атаки.

Психологи сегодня сходятся в едином мнении, что аэрофобия, как и любой иной вид фобии образуется в результате классического обуславливания. Классическое обуславливание – это научение путем объединения двух стимулов, один из которых вызывает пугающую реакцию[iii]. В частности, еще Джон Уотсон в своих экспериментах продемонстрировал как работает данный механизм[iv], сформировав фобию на белые и пушистые предметы у маленького ребенка. Для этого ученый предлагал маленькому Альберту (именно так этого ребенка запомнила история) поиграть с белой пушистой крысой, а затем, неожиданно, бил за его спиной в железный гонг, из-за чего тот испытывал жуткий страх. Постепенно страх Альберта ассоциировался с белой крысой, а затем обобщился и на иные пушистые вещи и белые объекты, типа кролика, белой пряжи и маски Санта Клауса. Этот эксперимент и стал одной из наиболее значимых моделей формирования фобии на сегодняшний день.

При этом важно понимать, что аэрофобию сформировать намного проще чем иной вид фобии, поскольку высота действительно часто несет под собой опасность и любое падение, возможность сорваться или застревание в лифте вполне могут стать пусковым событием для формирования фобической реакции. Сами такие события, сегодня называются психотравмами.

Психическая травма отличается от простого научения скоростью формирования условного рефлекса. Если в обычном случае нам требуются десятки, а то и сотни повторений для создания рефлекса, то в случае травмы такие рефлексы образуются мгновенно, что связано с особенностями функционирования нашего мозга.

В частности, за страх и реакцию стресса в нашем мозге ответственен отдел под названием «миндалина». Именно миндалина активируется, когда мы впадаем в состояние страха. В этот момент тормозиться деятельность отделов ответственных за наше сознание и семантическую память[v] и происходит одномоментное запечатление обстановки испуга и нашей реакции на нее, то есть формируется условный рефлекс. Это происходит, потому что нашей примитивной части мозга крайне важно запомнить, что же нас испугало и как мы спаслись, чтобы уметь быстро среагировать на подобную опасность и предохранить нас от нее в будущем[vi]. Однако, к сожалению, далеко не всегда такая опасность бывает реальной, а наш мозг просто реагирует в холостую пугаясь, того, что на самом деле не несет никакой угрозы.

Надо понимать и то, что в виду развитости психики современного человека, аэрофобия может сформироваться не только при непосредственном воздействии пугающей ситуации, но и тогда, когда мы лишь придаем высоте пугающее значение. Например, после терактов 11 сентября жители Америки предпочли использовать для передвижения именно автомобили, а не самолеты, то есть они испугались своих же ожиданий[vii].

Причем связи, которые мы выстраиваем далеко не всегда могут быть такими простыми и очевидными, так как, порой, наш страх полетов может быть изначально вообще никак не связан ни с высотой, ни с полетами…

Глубинная травма при аэрофобии

Как было сказано, аэрофобия далеко не всегда образуется в результате непосредственного испуга человека высотой или полетом. Ведь наш мозг способен связывать, не связанные между собой события и придавать им собственные значения. И также как значение «катастрофа 11 сентября» придавалось людьми полетам после этого события, также полетам может приписываться и любое иное значение, например, «полет = страх остаться одной», «полет = невыносимые перемены», «полет = смерть бабушки в аварии» и т.д. Люди способны придавать свои глубинные смыслы тем или иным объектам и уже реагировать на эти смыслы, тем самым самостоятельно производя обуславливание мыслей и ситуации.

Именно поэтому в глубинной терапии любая фобия рассматривается скорее, как проекция внутреннего объекта страха. Например, человек со страхом мужчин может проецировать на них образ отца, который его бил в детстве. А человек со страхом высоты может проецировать на высоту образ того, как его жизнь рушиться или какие-то результаты, которые он не достиг в своей жизни, и которые принесли ему разочарование. Таким образом, больные аэрофобией могут иметь собственную сложную цепочку взаимосвязей, которая привела их к данному расстройству. И именно разбором таких взаимосвязей и занимаются представители глубинной психотерапии: психоаналитики, гештальт-терапевты, гипнотерапевты и др.

Механизмы и методы лечения аэрофобии

Современная гипнотерапия является эффективным и универсальным методом лечения аэрофобии, так как позволяет сочетать в себе методики различных подходов в психотерапии и воздействовать на варианты аэрофобии с разной этиологией (происхождением). В целом среди методов, применяемых в гипнотерапии для лечения страха полетов и высоты, можно выделить три основных: поведенческая или экспозиционная терапия; глубинная или регрессивная гипнотерапия; эмоционально-образная терапия в гипнозе.

Экспозиционная терапия – наиболее эффективный и доказанный метод

Экспозиционная терапия – это один из классических методов поведенческой терапии, который на сегодняшний день показывает наибольшую эффективность в борьбе с фобиями. Он базируется на законе угасания условного рефлекса: если тот или иной рефлекс не имеет реального результата, то вскоре он угаснет, поскольку не отвечает требованиям адаптации к среде. Если говорить проще, то экспозиционная терапия сводится к принципу «взгляни в глаза своему страху». Конечно, при таком подходе человек может по началу испытывать ужас и панику, но так как он не будет получать подкрепления этим реакциям («я боюсь, что упаду, но этого не происходит»), мозг постепенно адаптируется к ситуации и отказывается от ненужного рефлекса, а человек приобретает возможность спокойно находится в обстоятельствах, которые до этого его пугали.

Обычно такая терапия сводиться к непосредственной встречи с объектом. Например, если человек боится собак, то терапевт может привести ему щенка и продержать рядом с ним какое-то время, пока клиент не адаптируется, затем повторяя операцию с собаки больших размеров. Однако, в реальности такой способ не всегда удобен, а в случае некоторых фобий, таких как аэрофобия вообще невыполним, поскольку мы не может постоянно заставлять человека летать на самолете. В этом случае на помощь и приходит гипноз, который позволяет активизировать воображение человека и использовать его фантазию вместо реальной ситуации (стоит сказать, что наш мозг с трудом отличает реальное от воображаемого). Далее мы приведем пример подобной работы.

Сергей, 38 лет. Клиент обратился со страхом полетов, который не давал ему возможности получить продвижение по службе. Гипнотерапевт решил использовать механизм регрессии (воспоминания глубинной травмы), однако, оказалось, что свою травму Сергей прекрасно помнит… Когда он был ребенком, они гуляли по мосту с матерью и отцом, который находился в алкогольном опьянении. Отец решил «пошутить» и поднял маленького мальчика, выставив его за перилла на большой высоте над водой. Мальчик ничего не мог сделать, его окутал ужас. Отец, конечно, быстро поставил мальчика на место, однако, Сергей запомнил этот урок на всю жизнь.

Лечение клиента состояло в том, чтобы проигрывать ситуацию и различные ее аспекты достаточно большое количество раз, пока он не адаптировался к происходящему. Важно было проработать различные проявления страха Сергея в тот момент. Это и непосредственное ощущение страха перед возможностью падения, и ощущение беспомощности, и ощущение ненависти к отцу и чувство предательства матери, которая «не защитила». В итоге работа сопровождалась не только поведенческой наработкой, но и изменением внутренних схем восприятия и отношения клиента к родителям, после чего он смог свободна передвигаться на летательных аппаратах.

Регрессивная или глубинная психотерапия

Регрессивная гипнотерапия базируется скорее на поиске смыслов, которые придаются пугающей ситуации и психической травмы, связанной с ними. Здесь важно понять логику мышления пациента и то, как события его жизни фиксировались именно на страхе перед полетами. Для этого гипнотерапевт проводит так называемую регрессию. Регрессия – это метод гипнотерапии, который позволяет быстро и эффективно отыскать значимую вытесненную травму в памяти клиента. После того, как травма найдена, гипнотерапевт прорабатывает ее, помогая клиенту выразить эмоциональный заряд, связанный с ней и изменить своё мышление.

Алина, 25 лет. Алина долгие годы не позволяла себе полеты на курорт, хотя очень хотела этого, а все из-за ее страха полетов. В итоге она пришла на гипнотерапию с этим запросом, а также со страхом высоты. Гипнотерапевт опросил Алину по поводу ее недуга: «что вы чувствуете во время полета?», «какие мысли и ощущения в теле возникают?», «когда это началось?». Оказалось, что Алина не просто чувствовала страх высоты, но даже в большей мере одиночество и страх остаться одной. Это дало определенную зацепку и при дальнейшем опросе оказалось, что во время полета Алина всегда просит других людей помочь ей и подержать ее за руку.

Гипнотерапевт уже догадывался с чем связан страх Алины и начал проводить регрессию. Первые ситуации, которые вспоминала Алина были типичны для этого страха: «испугалась в самолете», «испугалась в аттракционе», «испугалась, когда ехала в фуникулёре». Однако, как только дело подошло к более раннему возрасту, начали всплывать ситуации несколько иного содержания: «все ушли играть без меня», «забыли забрать из детского садика», «я в кроватке, а родителей как будто долго нет». Терапия была направлена на проработку этих ситуаций путем высвобождения подавленных эмоций и работы с внутренним ребенком. Однако, самым важным оказалось осознание связи между всеми этими событиями и текущим симптомом. Клиентка поняла, что полеты стали для нее способом компенсации страха одиночества. Именно страх одиночества и брошенности заставлял ее испытывать аэрофобию и просить других людей находиться рядом. После того, как клиентка осознала свою проекцию одиночества на процесс полета, фобия ее больше не беспокоила.

Эмоционально-образная терапия в гипнозе

Достаточно часто в гипнотерапии вместо рациональных методов применяются методы работы с образами. Это необходимо, поскольку определенное число клиентов просто не способны вспомнить свои травмы, они с трудом переживают эмоции и им сложно погрузиться в гипноз. В этом случае эффективно работать с помощью метода эмоционально-образной терапии, которая за счет своей «образности» позволяет человеку намного сильнее погрузиться в свои фантазии, в то же время переживая выплеск эмоций на фантазийном, а не на поведенческом уровне. Эмоционально-образная терапия позволяет передать глубинный смысл страха в виде образа, актуализировать напряжение, связанное с ним, а затем отреагировать его в виде трансформации образа страха.

Виктория, 34 года. Виктория обратилась со страхом полетов к гипнотерапевту, однако, не являясь глубоко гипнабельной и эмоциональной личностью. В связи с особенностями Виктории, гипнотерапевт решил воспользоваться именно эмоционально-образной терапией. Сначала гипнотерапевт провел индукцию с элементами расслабления, а затем попросил клиентку вспомнить недавнюю ситуацию, где она испытывала страх полетов. Попытки провести регрессию приводили лишь к воспроизведению воспоминаний сознательного периода, которые не были заряжены эмоционально и не являлись первопричиной расстройства. Тогда гипнотерапевт предложил клиентке вжиться в ситуацию полета и представить свой страх в виде образа. Виктория представила свой страх в виде пугающей безграничной бездны. Эта бездна как бы засасывала в себя, вызывая ужас от того, что может быть на глубине этой бездны. Гипнотерапевт решил воспользоваться вариантом образной экспозиционной терапии или методом парадоксальной интенции и предложил клиентке, все-таки, погрузиться в эту бездну. По мере того, как клиентка делала это, она испытывала все больше страха, в какой-то момент, начав отказываться от дальнейшего погружения, но гипнотерапевт настаивал на своем. В итоге, Виктория все-таки погрузилась в бездну, которая олицетворяла ее глубинный страх, и, как ни странно, этот самый страх просто исчез. Виктория обнаружила, что в бездне нет ничего страшного и смогла интегрировать ее как свою часть личности, которая не только пугает, но и оберегает клиентку. Это привело и к исчезновению реального страха, что позволило клиентке свободно осуществлять полеты между городами и странами.

Эффективность применения гипнотерапии в лечении аэрофобии

Наиболее эффективным методом в борьбе с аэрофобией на сегодняшний день считается экспозиционная психотерапия[viii] [ix]. Не меньшую эффективность показывает гипнотерапия (она же часто применяется при экспозициях), причем не только в лечении аэрофобии[x], но и других вариантов тревожных расстройств[xi]. Отдельно проведены исследования именно по регрессивной гипнотерапии, которая также была эффективна в лечении аэрофобии[xii].

В итоге, можно сказать, что гипнотерапия является универсальным методом борьбы с фобиями, а, в частности, со страхом полетов, так как позволяет реализовывать как классические техники поведенческой терапии, так и разбирать глубинный смысл травматической ситуации.

Список используемой литературы:

[i] Мulcahy, RA; Blue, RS; Vardiman, JL; Castleberry, TL; Vanderploeg, JM (2016). “Screening and Mitigation of Layperson Anxiety in Aerospace Environments”. Aerospace Medicine and Human Performance. 87 (10): 882–889.

[iii] Павлов И.П. Рефлекс свободы. – СПб.: Питер – 2001, – 432 с.

[iv] Алексей Паевский, Снежана Шабанова. Великие психологические эксперименты: «Маленький Альберт». «Троицкий вариант». elementy.ru (8 мая 2012).

[v] Lieberman, M. D., Eisenberger, N. I., Crockett, M. J., Tom, S., Pfeifer, J. H., Way, B. M. (2007). Putting feelings into words: Affect labeling disrupts amygdala activity to affective stimuli. Psychological Science, 18, 421-428.

[vi] 153. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект = Emotional Intelligence. — М.: «АСТ», 2009. — 480 с.

[vii] “Afraid to Fly After 9/11, Some Took a Bigger Risk – In Cars”. Wall Street Journal. March 23, 2004. Retrieved October 11, 2013.

[viii] Oakes, M; Bor, R (November 2010). “The psychology of fear of flying (part II): a critical evaluation of current perspectives on approaches to treatment”. Travel Medicine and Infectious Disease. 8 (6): 339–63.

[ix] Spiegel D., Maruffi B., Frischholz E.J., Spiegel H. Hypnotic responsivity and the treatment of flying phobia. American journal of clinical hypnosis. 2015;57(2):156-64; Bakal P.A. Hypnotherapy for flight phobia. The American Journal of clinical hypnosis. 1981 Apr;23(4):248-51

[x] Epstein, S. J.; Epstein, Seymour J. (1977). “Short-term Hypnotherapy for the treatment of flight phobia: A case report”. American Journal of Clinical Hypnosis. 19 (4): 251–254

[xi] Rogers, Janet (May 2008). “Hypnosis in the treatment of social phobia”. Australian Journal of Clinical & Experimental Hypnosis. 36 (1): 64–68.

Аэрофобия: как избавиться от страха летать

Аэрофобия — это боязнь полетов. По статистике , свыше 85% авиапассажиров испытывают дискомфорт перед полетом, 20% страдают фобией, а около 10% людей вообще не способны преодолеть свой страх и отказываются от авиаперелетов. Как избавиться от страха летать, что делать при возникновении панической атаки на борту самолета и как поддержать организм перед полетом — разбираемся в этой статье.

В 32 года летных часов у меня очень много. Летать мне приходилось не то что часто, а очень часто, бывало до 10−15 перелетов в месяц. И мне «везёт» — паникеров я встречаю каждый третий перелет, впору уже книгу писать про виды панических атак на борту. Например, однажды в перелете из Азии в Москву моей соседкой оказалась женщина, которая все 9 часов читала вслух (!) Библию, иногда очень громко — ей психотерапевт посоветовал. Но это, конечно, особый случай. Чаще всё происходит более тривиально.

Случай панической атаки в самолете

Летела я однажды из Рима в Москву. Полет занимает около четырёх часов. Где-то на половине пути неожиданно случилась паника среди пассажиров и послышались громкие крики из хвоста самолета. Стюардессы забегали, запросили врача среди пассажиров. На минут пятнадцать все затихло, врача нашли, уж не знаю, какой специализации, но источник шумихи вскоре перевели в бизнес-класс и усадили на первый пустующий ряд прямо передо мной. Женщина 48 лет тихо охала и причитала, что у неё инфаркт, пока персонал искал аспирин у пассажиров, обговаривал с врачом необходимость срочной посадки.

За пару минут я выяснила много интересного. Например, что женщина дико боится летать, все её перелёты на пальцах пересчитать можно, но так плохо ей стало впервые. Началось все внезапно — резко поплохело, появилась боль в грудине, тошнота, озноб, стало невозможно сделать полноценный вдох. При этом её состояние было стабильным, за 20−30 минут не ухудшилось. Лицо женщины выглядело очень истощенным, этакая болезненная худоба, явный гипокортицизм. Также она пожаловалась на сильные приливы с пару месяцев, но чтоб с сердцем были проблемы — да никогда! Астения, слабость — ее верные спутники. Женщина очень тревожна по жизни. Расспрашиваю её обо всем, и вижу — она оживилась немного. Радость, говорит, у неё одна — дочь, которая в Риме живет с мужем, недавно родила внучку, летала к ним погостить на пару месяцев. Спрашиваю про внучку, как назвали, какого цвета глаза, волосы, хорошо ли спит — всякую ерунду в общем спрашиваю, намерено, конечно. А женщине все лучше и лучше. Спрашиваю про мужа, про работу, в детали её углубляю по-максимуму. Минут пять прошло с нашей беседы, а говорит она уже без одышки, даже тональность изменилась. Ну думаю, сейчас вообще тебя вылечу, мать!

Я была беременна второй раз, и на всякий случай (если вдруг затошнит) подготовила для полёта кусочки имбиря. Открыла я баночку, дала ей кусочек имбиря, говорю, что точно поможет, спрашиваю про вкус — не жжёт, не щиплет ли. Женщина мне отвечает бодренько уже так. В общем, так и прошла первая в её жизни паническая атака. Сидели с ней ещё час, а под посадку ей так захорошело, что ее на своё место попросили вернуться.

Выводов из ситуации можно сделать два. Первый: беседа с попутчиком может помочь в борьбе со страхом. Лучше всего говорить на отвлеченные и приятные темы. Второй: корень данной проблемы — это всегда истощение! И работать надо с причиной панических атак, а не истощать себя дурными мыслями и переживаниями.

Что делать при панических атаках

Если вас донимают панические атаки — никаких длительных перелетов (4 часа и более!). Если есть атаки, значит, адаптационные возможности организма сбиты, и вы находитесь в состоянии истощения, акклиматизацией и джет-лагами вы себя добьете! Поэтому сначала нужно привести себя в порядок!

Оптимально — отпуск в деревне, в доме с белыми стенами отлеживаться, пока не надоест. Из физических нагрузок — только прогулки. Снижение стресса в жизни и работа над реакцией на стресс. Набор минимум из добавок: маточное молочко/перга/пыльца, магний и витамин С.

По опыту знакомых — помогает гипноз, а вот психотерапия работает слабо. При фобиях, не отягощенных паническими атаками, как ни странно многим помогают гомеопатические средства — Opium и Calcarea carbonica.

Для того, чтобы снять паническую атаку, достаточно просто отвлечься / отвлечь паникующего человека. Во-первых, глубокое дыхание, короткий вдох и длительный выдох. Оптимально — диафрагмальное дыхание , затем — попеременное дыхание через правую и левую ноздрю. Во-вторых, старый добрый всеми забытый Валидол шикарно работает.

Рекомендации для тех, кто боится летать:

Придумайте, чем себя занять
Не давайте включаться богатой фантазии! Вслух описывайте, что видите перед собой: кресла синие, подлокотники такие-то, вон мужик прошёл, мужик одет в джинсы, кроссовки Можно не вслух, а про себя, но вслух эффективнее. Можете порешать математические задачки, почитать интересную книгу. Если вы летите компанией, можете поиграть в города

Пустите в ход резиночку для денег
На руку нацепите резиночку для денег и при любой негативной мысли натягивайте ее и резко отпускайте.

Попробуйте физическую активность
Понапрягайте мышцы тела, можете пойти в уборную, попрыгать-поприседать.

Понюхайте эфирные масла
В момент острого стресса или дурной мысли можно понюхать эфирное масло лаванды, работает.

Возьмите с собой имбирь или горечи
Можете разжевать кусочек имбиря или какую-нибудь горечь, типа корня аира — воздействие горечей на вкусовые рецепторы поможет отвлечь разбушевавшуюся лимбику.

Попрактикуйте дыхательные практики
Есть масса дыхательных упражнений, которые помогают успокоиться. Медитативные техники учат дышать ровно и глубоко — это позволяет телу расслабиться. Самый простой способ: короткий вдох, длинный выдох. Другой вариант: вдох на 4 счета — задержка дыхания на 7 — выдох на 8 счетов.

Изучите матчасть
Часто страх летать бывает от неосведомленности. Неслучайно на курсах для аэрофобов рассказывают не только о физиологических механизмах страха и паники, об эмоциях и их регулировании, но и дают базовые знания об аэродинамике и устройстве самолетов. Вся информация в открытом доступе! Тем, кто боится летать, советую изучить всю информацию по матчасти. По статистике самолёт — это самый безопасный вид транспорта! Для аэрофобов это, конечно, звучит совершенно неубедительно, но факт остается фактом. Турбулентность — также не страшна, за 60 лет не было случаев крушения из-за турбулентности.

Будьте осторожнее с успокоительными средствами и алкоголем!
В момент гиперактивации симпатики и на фоне истощения они могут дать обратный эффект, и вы будете тревожиться еще больше.

О вреде перелетов для здоровья

Для здорового организма перелеты не страшны, особенно перелеты на короткие дистанции и без резкой смены температуры (из зимы в лето и наоборот). А вот частные длительные перелеты очень даже вредны, неслучайно у авиаэкипажа ранняя приличная летная пенсия.

Длительные перелеты опасны прежде всего радиоактивной нагрузкой — она неконтролируема и непредсказуема, зависит от многих факторов, например, вспышек на солнце. Воздействие космической радиации — это фактор риска развития рака, особенно лейкемии и меланомы, а также бесплодия. По исследованиям российских ученых направления перелетов Москва — Нью-Йорк, Москва — Ванкувер и Москва — Токио являются наиболее опасными. Пассажирские самолеты практически не имеют защиты от радиации. Опять же, опасность космической радиации стоит брать во внимание исключительно часто летающим людям, людям с ослабленным организмом, маленьким детям и пожилым.

Путешественникам, любящим на пару дней смотаться из зимы в лето, особенно с детьми, скажу одно — зря вы так! У организма есть адаптационные механизмы, над которыми вы просто издеваетесь. Если уж и меняете радикально климат, должны заложить на отдых недели 3 минимум, оптимально 4−6. Беременным женщинам на дальние дистанции летать тоже нежелательно! Если это крайне необходимо, то летите под строгим контролем гинеколога. Иногда в таких ситуациях нужны инъекции Клексана перед перелетом.

Также по исследованиям некоторые типы пассажирских самолетов грешат значительным превышением трикрезилфосфата (ТКФ), являющегося цито- и нейротоксичным веществом. Особенно выраженным его воздействие является на длительных рейсах (свыше 4-х часов). Именно из-за воздействия этого вещества был введен термин «аэротоксический синдром», особенно проявляющийся у людей со множественной химической чувствительностью.

Частая смена часовых поясов, токсическая нагрузка негативным образом влияют на женский организм — серьезно страдает репродуктивная функция. Из-за этого стюардессы часто имеют трудности при зачатии ребенка и даже бесплодие.

Десять лет в небе! Щитовидке пришел гипотиреоз, была замершая беременность, восстанавливала организм более 3-х лет! Но все хорошо закончилось. А вот у многих подругпроблемы с зачатием, ну и остальные прелести.

@alinaorshanko

Подпишусь под каждым словом. Именно поэтому я ушла из авиации — в 25 лет чувствовала себя на все 40!

Еще одна опасность для здоровья — повышенные риски тромбообразования во время перелета. Обезвоженность, перепад давления, стресс при вылете… Особенно плохо переносят любые перелеты гипертоники, гипотоники, наоборот, испытывают определенную разгрузку.

Как поддержать организм перед, во время и после перелета

Важно не есть в полете и, тем более, не пить алкогольные напитки. Организм испытывает колоссальную нагрузку, вся кровь устремляется в нижние конечности, остальные органы в этом плане обделены, об адекватном пищеварении можно только мечтать. А вот воду пить можно и нужно!

Из нутрицевтиков стоит подключить:

Йод
Прежде всего радиация бьет по эндокринным железам, и первой под удар попадает щитовидная железа, поэтому актуален регулярный профилактический прием йода. Изучите эту статью.

Цито- и мембранопротекторы
За неделю до полета принимать Пикногенол в дозировке 300 мг и Гинкго билоба экстракт стандартизированный — по 240 мг.

Кардиомагнил
Если нет проблем со слизистыми, перед полетом можно выпить таблетку Кардиомагнила или принять растительный аналог аспирина — добавку, содержащую кору ивы белой.

Лимфомиозот
Перед полетом стоит также выпить 30 капель Лимфомиозота, растворив в воде, или сделать внутримышечный укол.

По исследованиям хорошие дозы антиоксидантов (глутатиона, NAC, астаксантина, селена, витамина Е, коэнзима Q10, витамина С, альфа-липоевой кислоты) перед полетом снижают оксидативный стресс от радиации. Большие дозы Омега-3 жирных кислот предупреждают проблемы от УФ-излучения и снижают окислительный стресс в мозге. Также могут быть полезны хлорелла и спирулина — защищают от гамма-облучения, и активированный уголь и цеолит — ускоряют вывод радиоактивных токсинов.

Также на сайте есть небольшая схема для клеточного здоровья. Эта схема подойдет для людей 30+, часто летающих, имеющих токсическую, радиомагнитную или электромагнитную нагрузку, да и вообще для всех, кто хочет обновить свой организм.

Как не бояться летать на самолете? Советы от пилота

Достаточно распространенная проблема – страх полета. И проблема эта такая, с которой трудно бороться. На эту тему написаны куча статей, но. воз и ныне там. Моя собственная супруга – и та боится летать. И кто только не писал эти статьи – и психологи, и пилоты, и опытные путешественники.

Как там говорил Козьма Прутков? “Если они – поэты, так и я – тоже”. Вот вам очередная статья на ту же тему! Но, поскольку я не психолог, то попробую подойти к делу с практической стороны.
Откуда берется страх перед полетом? Очевидно, что больше всего нас пугает неизвестность. Поэтому правило первое – от этой неизвестности избавиться. Не надо только зачитываться описанием катастроф – вот я летать не боюсь, но и то, при должном усердии могу себя “накрутить”. А теперь поехали, точнее полетели:
1. Для начала подумайте, где вы хотите сидеть – у прохода или у иллюминатора. Большинство авиакомпаний предлагают возможность заранее выбрать места. Да, обычно это платная услуга, ну и что? Ваше спокойствие стоит явно дороже, чем 500 рублей за выбор места.
2. Кроме того, сделайте так, чтобы до посадки в самолет вам было комфортно и ничто вас не раздражало. Удобная одежда, обувь (лучше всего кроссовки или туфли на тонкой подошве без металла внутри – чтобы не заставили разуваться на досмотре), грамотно распределенный багаж и ручная кладь (лучше вообще без багажа!). И никакого “снотворного” – от страха вряд ли поможет, а вот навредить в экстренной ситуации может. Приезд в аэропорт с запасом по времени даже и упоминать не стоит, верно?
3. Наконец-то объявили посадку на рейс. Не спешите вставать в очередь на посадку – очереди всегда раздражают. Зайти на борт одним из последних не так уж и плохо, ведь вы меньше времени проведете в нервном ожидании вылета на борту. А ваше место все равно никто не займет, самолет не маршрутка, тут с этим строго.

4. А вот и запуск двигателей. Сначала шум даже стихает – это пилоты отключают отбор воздуха для системы кондиционирования. А потом вы слышите нарастающий вой двигателей. И вот тут некоторые самолеты могут издавать довольно жуткие звуки. Но не волнуйтесь, как правило это всего лишь вступает в работу агрегат, передающий давление от одной гидросистемы к другой. Не забывайте, бортпроводники слышали эти звуки сотни и тысячи раз, и уж точно заметят, если звуки будут ненормальными для этого самолета.
5. Вот теперь, если на календаре осень/зима/весна – самолет может отправиться на противообледенительную обработку. Ничего страшного в ней нет (наоборот, это забота о безопасности!), но иногда вы можете почуствовать необычные запахи. Это нормально, самолет не имеет на борту запаса воздуха и он все равно поступает извне. А противообледенительная жидкость имеет свой запах.

6. Взлет. Что может напугать на взлете? В первую очередь очень большой угол набора высоты. И зря! Чем быстрей самолет наберет высоту, тем проще ему будет вернуться на аэродром вылета в случае малейших проблем. А сам по себе угол? На самом деле, в наборе высоты экипаж ориентируется в первую очередь на скорость самолета. Она должна быть не меньше и не больше определенных значений. А если двигатели имеют избыток мощности (а они всегда его имеют, когда больше, когда меньше), то этот избыток и расходуется на набор высоты (чтобы не росла скорость). Кроме того, при взлете иногда что-то грохочет. На самом деле это “что-то” всего лишь убирающиеся шасси. Услышали эти звуки – знайте, все идет по плану! Да, и не бойтесь, если крылья заметно изгибаются – это нормально. Современные лайнеры проектируют именно так, что их крылья гнутся, но не ломаются, как еловые ветки на которые навалило много снега.
7. В наборе высоты излишне мнительных пассажиров тоже могут поджидать неприятности. В первую очередь это снижение шума двигателей и ощущение “проваливания”. Однако и это не страшно! “Проваливание” мы ощущаем, когда экипаж по каким-то причинам (ограничения на схеме вылета, команда диспетчера или разгон скорости при уборке механизации) уменьшает угол набора высоты. А снижение шума двигателей этому очень часто сопутствует – не нужна избыточная тяга! Звуки же при уборке или выпуске механизации легко идентифицировать, достаточно взглянуть на крыло и все станет понятно. Это, кстати, еще одна причина озаботиться заранее выбором мест – кого-то из нас сильнее пугают непонятные звуки, а кого-то вид из иллюминатора.

8. Теперь имеет смысл вспомнить вот о чем – почему пилоты вашего рейса не боятся, а вы должны нервничать? Эти двое в кабине знают о текущем состоянии самолета, о погоде по маршруту, об аэродромах взлета и посадки (и запасных). И их тоже семьи ждут! Но они же готовы лететь. Причем, они будут от этого полета получать удовольствие. К тому же их долго учили, тренировали, проверяли. Да и сами они тоже готовились к разным ситуациям, и знают “что делать, если. “. А проверка – она ведь раз в полгода, и если ее провалил, то сидишь на земле без вариантов. Пока не выучишь, не натренируешься, не подготовишься! Причем, перед повторным допуском в небо, проштрафившихся пилотов проверять будут с особым пристрастием! Кроме того, пилоты обязаны проходить периодические медицинские осмотры – ВЛЭК. Там и обычные врачи и психологи и психиатры – пилота имеющего проблемы со здоровьем в воздух никто не выпустит.

9. Кстати, можете взглянуть в иллюминатор – если знать куда смотреть и как выглядит искомое, вы увидите множество проплывающих под вами аэропортов пригодных для аварийной посадки. Может быть погода не очень хорошая? И вы видите только солнце и ослепительно белый ковер облаков? Ничего страшного, экипаж все равно видит все аэродромы на навигационном дисплее. Да и плохой погоды бояться точно не стоит. Современный самолет легко может сесть и при нулевой видимости. А от шторма и гроз – сбежать на запасной аэродром. Метеорадар поможет при этом обойти все опасные зоны.

10. Однако в иллюминатор можно увидеть не только землю и облака, но и пролетающие “в опасной близости” самолеты. На самом деле, никакой опасной близости там и близко нет – все летят на разных высотах, причем требования к выдерживанию высоты очень жесткие. Кроме того, службы УВД (управление воздушным движением) тщательно контролируют интервалы по высоте и дистанции между соседними самолетами. Да и сами экипажи тоже могут видеть своих соседей все на том же навигационном дисплее.

11. А что если все-таки в самолете что-нибудь сломается? Да ничего! Авиационная техника отказывает, как и любая другая техника. Но экипажи готовы и справляются. Достаточно сказать, что в мире в день безопасно садится несколько десятков самолетов с различными отказами – от перегоревшей лампочки и до отказавшего двигателя. И крайне редко пассажиры этих самолетов вообще понимают, что что-то было не так. В 21 веке нет смысла бояться именно полетов на самолете, техника все же достигла определенных высот. И собрана огромная статистика – авиация самый безопасный вид транспорта. Гораздо разумнее бояться такси по дороге в аэропорт, чем перелета на современном лайнере.

12. А если все-таки в голову лезут неприятные мысли. Займитесь каким-нибудь приятным делом. Например питанием! Большинство компаний кормят своих пассажиров по умолчанию. В остальных (почти во всех) питание всегда можно дозаказать. Кстати, и сама эта традиция – кормить пассажиров – возникла именно с целью отвлечь их от неприятных мыслей.

13. А самое главное – что дают нам авиаперелеты вообще? Да в первую очередь скорость. Вот представьте дорогу до черноморского курорта хотя бы из Москвы. Больше суток на поезде, автобусе или автомобиле (два последних варианта намного опаснее самолета, кстати) или 2,5 часа на самолете. Как-никак – это дополнительные двое суток к отпуску! А отпуск мы все любим и потому – летите на отдых с удовольствием и предвкушением, а не со страхом!

Боюсь летать на самолёте: что делать, как преодолеть страх перед полётами

Страх полётов заставляет многих избегать путешествий на самолётах. Хотя риск попасть в авиакатастрофу практически минимальный — на 8 миллионов полётов приходится одна смерть. Что тогда мотивирует людей отказываться от одного из самых удобных способов преодолевать большие расстояния и как перестать бояться?

Почему появляется страх перед полётом?

Во-первых, самолёт — это относительно молодой вид транспорта. Во-вторых, новости о страшных катастрофах и трагедиях очень часто мелькают в сети – СМИ охотно освещают подобные темы. Человека эта информация, конечно же, пугает. Но статистика показывает, что самолёт — самый безопасный вид транспорта. Случаев с трагическим концом, связанных с полётом, в 1000 раз меньше, чем случаев с авариями на дороге. И в-третьих, у людей мало опыта перелётов. Редко кто летает каждый день, поэтому всякий раз полёт вызывает у человека опасения. Если бы путешествия на самолётах для всех были обычным делом, например, как вождение авто, страха было бы гораздо меньше. Те, у кого работа связана с постоянным передвижением по миру, относятся к перелётам гораздо проще.

Страх появляется в тот момент, когда человек лишается возможности выбора. Пассажир оказывается в безвыходном положении — ограниченное со всех сторон воздушное судно угнетает и вызывает страх. Конечно, кому хочется быть запертым в «железной коробке» на высоте 10 000 метров.

«Страх полётов – очень распространённое явление. В замкнутом пространстве и тем более на высоте человек теряет контроль над ситуацией. В случае непредвиденных обстоятельств он не может остановить рейс и выйти за пределы самолёта», — говорит психотерапевт Евгений Немтин. Страх потерять контроль над ситуацией пробуждает в нас самые неприятные переживания. «Знание того, что полёт может обернуться трагедией, вызывает панику и тревогу. Сопровождается это учащённым дыханием и сердцебиением, тошнотой и укачиванием в самолёте. Аэрофобия может привести даже к потере сознания», — объясняет психотерапевт Ольга Палеха.

Как справиться со страхом?

1. Сконцентрируйтесь на позитивном будущем

Вопреки выражению «процесс важнее результата», в случае полёта, прежде всего, важен результат — вот на нём и сконцентрируйтесь. Тем более что у многих перелёт чаще всего связан с посещением новых городов и стран. Во время полёта представляйте, сколько интересного вас ждёт впереди — достопримечательности, новые знакомства, опыт, яркие впечатления, успешная реализация проекта, который вас ожидает в пункте назначения.

2. Попытайтесь отвлечься

Обязательно берите с собой на рейс наушники, включайте свой любимый плейлист или приятную музыку — это настроит вас на спокойный лад и поможет отвлечься от того, что происходит на борту. Плюс под любимый трек легче визуализировать позитивное будущее и предвкушать путешествие.

3. Примите удобное положение

Привести мысли в порядок поможет максимально устойчивое положение — в телесной психологии этот способ называется заземлением. С помощью этой техники получится быстро взять эмоции под контроль и восстановить связь с реальностью. Точками опоры сидя должны быть ягодицы и стопы – центры тяжести приходятся именно на эти части тела. Всякий раз, как вес тела смещается вперёд или назад, возвращайтесь в исходное положение. Для устойчивости нужно как бы крепко «врасти» ногами в пол. Снимите обувь и каждой стопой наступайте на пол – это даст ощущение опоры и почвы под ногами — в прямом смысле этого слова.

4. Дышите глубже

Практикуйте осознанное дыхание — практика поможет насытить мозг кислородом и прийти в состояние покоя и равновесия. Особых навыков и условий для этого не потребуется. Практику можно выполнять и в людном месте – никто не узнает, чем вы заняты. Сделайте глубокий вдох, затем медленный выдох. Ни о чем не думайте, просто дышите, как получается. Повторяйте технику каждые 20-30 минут по 30 циклов дыхания.

5. Объединяйтесь с интересными людьми

Приятная компания поможет преодолеть страх. Идеально летать вместе с родными и друзьями — присутствие рядом важных людей даст ощущение спокойствия, опоры и поддержки. Если такой возможности нет, объединяйтесь с другими интересными людьми и попутчиками — например, с соседом в самолёте. Во время общения время пролетит быстро.

6. Подготовьтесь перед полётом

Физиологический аспект тоже очень важен. Пейте много воды и выспитесь перед предстоящим путешествием — в среднем для взрослого человека это 7-9 часов. В этом случае у вас будет достаточно энергии, чтобы выдержать перелёт.

Резюмируем

Чтобы хорошо перенести полёт и перестать паниковать, подготовьтесь морально и физически. В самолёте уводите фокус внимания на приятные мысли о предстоящем путешествии, включайте любимый плейлист и концентрируйтесь на позитивном будущем.

По возможности найдите интересного собеседника или прочтите книгу, например, — «Лёгкий способ перестать бояться летать» от автора Алексея Герваша. И не забывайте рационализировать происходящее — периодически напоминайте себе, что самолёт — самый безопасный транспорт.

В случае если вы не можете даже переступить порог самолёта, обратитесь к психологу. Всякое может быть — возможно, вас в детстве кто-то напугал или вы попадали в аварию. Неудачный опыт с полётом, сильная турбулентность, экстренная посадка тоже могли стать причиной беспокойства. Найти истоки страха очень важно, но с этим поможет разобраться только грамотный специалист.

Как оформить визу в Лихтенштейн: пошаговая инструкция

Виза в Лихтенштейн — разрешение, которое необходимо для посещения страны Шенгенской зоны. Для оформления можно обращаться в Консульства Швейцарии или Визовые центры (ВЦ), расположенные во всех регионах РФ. Получение визы обязательно гражданам РФ, планирующим приехать в страну для туристических целей, бизнеса, трудоустройства, обучения или решения иных задач. При оформлении предъявляются базовые требования к документам, а главное отличие — детальное описание маршрута на одном из языков страны (их четыре). Рассмотрим пошаговую инструкцию с разъяснением важных моментов.

Определитесь с видом визы в Лихтенштейн

В зависимости от ситуации необходимо выбрать один из доступных типов разрешений. Как и для других стран Шенгена, здесь выделяется несколько вариантов:

  • А — транзитная (для перелета через эту страну). Речь идет о Швейцарии, ведь путешественники сначала прибывают именно сюда, а уже потом едут в Лихтенштейн.
  • С — краткосрочная. Используется для разных целей, имеет ограниченный срок.
  • D — национальная. В отличие от визы C она выдается на продолжительный период.

Разрешения отличаются также по сроку действия (до или больше года) и количеству въездов-выездов (одно-, двух- или многократная). Также визы отличаются по целям поездки:

  • туристическая — осмотр достопримечательностей, путешествие по государствам Шенгена из Лихтенштейна;
  • создание семьи — брачный союз с гражданином страны или лицом с ВНЖ;
  • бизнес-деятельность — открытие компании;
  • встреча с родными/близкими;
  • студенческая — для обучения.

Наиболее популярная виза в Лихтенштейн для россиян — туристическая. Многие отправляются в страну для изучения ее достопримечательностей, а также посещения близлежащих стран Шенгена.

Внесите сбор

Стоимость визы в Лихтенштейн стандартна. Гражданам РФ необходимо оплатить в Консульстве 35 € за получение услуг. При обращении в ВЦ берется дополнительная оплата (так называемый сервисный сбор (от 1499 рублей). Итоговые расходы могут обойтись в 75 € для совершеннолетних и 45 € для детей.

За ребенка, не достигшего 6-летнего возраста, платить не нужно (ему разрешение выдается бесплатно). За срочность при оформлении визы в Лихтенштейн россиянам придется доплатить двойную цену. Перед внесением платежа необходимо уточнить способы и валюту, в которой осуществляется перечисление. Эти моменты могут отличаться в зависимости от требований Консульства или ВЦ.

Подготовьте документы

Успешное решение вопроса с получением разрешения возможно при заблаговременном сборе и правильном заполнении документации. Как отмечалось, пакет документов для визы в Лихтенштейн стандартный и мало отличается от требований, характерных для путешествия в другие страны Шенгена.

В пакет документации входит:

  • Заявка-анкета. Ее заполнение доступно на любом из четырех языков, которые доступны в Лихтенштейне. Речь идет о немецком, итальянском, английском или французском.
  • Загранпаспорт. Перед обращением за визой в Лихтенштейн учтите на два фактора — период действия и наличие свободных страниц. В первом случае документ должен действовать от 3-х месяцев и больше, а во втором число свободных страниц должно быть от 2-х и выше. Для оформления требуется подлинник и копия (первый лист, Шенгенские визы при наличии).
  • Внутренний паспорт. Потребуются копии страниц с данными.
  • Фото (две). Размеры — 3,5х4,5 см. Одна клеится в заявку-анкету, а вторая прикладывается к заявлению (на оборотной стороне указывается ФИО и номер заграна).
  • Проездной документ (копия) в обе стороны. Принимаются ж/д билеты, авиабилеты и т. д.
  • Бронь гостиничного номера. В ней указывается ФИО, номера заграна путешественника, планируемый срок нахождения в стране. Если оформлением занимается турфирма, необходим ваучер. Допускается передача факса, подлинника, распечатка из Сети.
  • Медстраховка. Важно, чтобы полис действовать полный период, на который человек получает визу в Лихтенштейн. Размер суммы покрытия должен стартовать от 30 000 €, не менее.
  • Гарантии платежеспособности. Информация изучается из разных источников — выписка с финансовой организации. Важно, чтобы на руках было от 100 CHF из расчета на одного путешественника (на сутки).
  • Справка с места трудоустройства. Оформляется по официальной форме. В документе ставится размер оклада, подпись директора, печать компании. Важно, чтобы была отметка о предоставлении сотруднику отпуска с предоставлением рабочего места.

Дополнительный пакет

Выше рассмотрены основные документы для визы в Лихтенштейн. Но существует также дополнительный пакет, который формируется с учетом особенностей путешественника и целей поездки. Выделим основные моменты:

  • Учащиеся школ и ВУЗов должны иметь справку с места обучения, студбилет (копию), спонсорское письмо (с подтверждением доходов спонсирующего лица).
  • ИП необходимо передать другие документы, подтверждающие наличие бизнеса (по запросу). Также таких путешественников могут пригласить для собеседования в Консульство.
  • Маршрут. Оформление визы в Лихтенштейн для россиян возможно только при подробном описании маршрута на любом из 4-х языков станы.
  • При путешествии на авто — копия прав, свидетельство регистрации авто, Зеленая карта.

В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные бумаги или личная встреча с представителями Консульства.
В каждом случае обращение рассматривается индивидуально.

Как оформить визу в Лихтенштейн: пошаговая инструкция

С учетом сказанного несложно ответить на вопрос, нужна ли виза в Лихтенштейн. Оформление такого разрешения россиянам обязательно, ведь государство является частью Шенгенской зоны. При этом алгоритм самостоятельного оформления такой же, как и в других случаях:

  • Определитесь с типом визы, которая вам нужна.
  • Соберите пакет документов, требуемых для получения решения.
  • Запишитесь на прием в Консульство или ВЦ.
  • Сдайте отпечатки пальцев, если эта процедура не проводилась в ближайшие пять лет.
  • Оплатите консульский сбор за обычное или срочное оформление.
  • Передайте документацию к рассмотрению специалистами.
  • Дождитесь решения и приходите в назначенный день за документами с проставленной визой в Лихтенштейн.

Стоит учесть, что для получения визы требуется приходить в Консульство Швейцарии, ведь в Лихтенштейн передал свои полномочия этому органу. Если нет возможности обратиться за визой самостоятельно, можно делегировать близкого человека и оформить на него доверенность (заверение нотариуса в этом случае не нужно). На руках у представителя должен быть только паспорт.

Могут ли отказать в визе

Наиболее распространенный тип отказа в выдаче визы в Лихтенштейн — печать С1, свидетельствующая о запрете посещения конкретной страны в течение 12 месяцев. Реже применяются комбинации А4, В4, С4 или D4. Они свидетельствуют о пожизненном отказе во въезде. Цифра «4», как правило, свидетельствует о значительных нарушениях, которые совершил человек.

К главным факторам, влияющим на принятие решения, стоит отнести:

  • Неспособность обосновать цели пребывания в стране.
  • Просрочка некоторых документов.
  • Отсутствие требуемой суммы на счетах.
  • Обман в предоставлении информации, подлог.
  • Нарушение правил перемещения по Шенгенской зоне.
  • Нет страхового полиса.
  • Имеется подозрение на отсутствие намерения возвращаться (нет супруга/супруги, детей, собственности, работы и т.).
  • Нехватка каких-либо документов.
  • Ошибки при заполнении т. д.

Если отказ обусловлен ошибками при заполнении, ситуацию можно исправить.
Необходимо устранить оплошность и подать документы заново. При этом оплаченный ранее сбор не возвращается.
Его придется оплатить заново. В остальных случаях можно подать апелляцию в Консульство или обратиться в суд.

Сколько ждать визы в Лихтенштейн

Средней срок оформления разрешения — три-пять дней. Отсчет начинается с момента оплаты сбора в Консульстве.
При оформлении срочной версии можно справиться за один-два дня,
но в таком случае стоимость визы в Лихтенштейн будет вдвое выше.

Итоги

Виза в Лихтенштейн обязательна для россиян при посещении страны вне зависимости от целей поездки. Разрешение можно оформить самостоятельно, но в таком случае возрастает риск ошибок в документах и получения отказа. Для снижения рисков лучше обратиться к специалистам ВЦ.

Читайте также:
Повний та актуальний список професій для імміграції (еміграції) в Канаду
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: