Кафедральный собор Барселоны — собор Святого креста и Святой Евлалии

Собор Святого креста и Святой Евлалии

Собор Святого креста и Святой Евлалии – главное монументальное сооружение Барселоны, готическая базилика 14 века, увековечившая имя маленькой христианки, заступницы Каталонии, которая погибла во имя веры.

В Барселоне множество величественных, красивых и, уходящих своей историей в глубь веков, сооружений.

Но, главным, является не Храм Саграда Фамилия, как считают многие туристы, а храм имени Святой Евлалии – маленького ангела-хранителя этого древнего города.

Собор — архитектурный символ христианства и шедевр монументального искусства, занимающий свое, достойное его истории, место под барселонским солнцем в Готическом квартале древнего города.

История собора

Шел 4 век нашей эры. Времена владычества Рима.

До императора Диоклетиана доходит слух, что в каком-то каталонском городе, некая девочка сеет смуту в народе, проповедуя христианство.

Не долго думая, он отправляет своего наместника Дакияна устроить публичный суд.

На площади Барселоны собрали сотни христиан. Сквозь толпу, еле пробралась хрупкая девочка лет 13, которая смело предстала перед судьей, завив о своей вере.

За такое откровенное неповиновение, Дакиян приказал истязать девочку до тех пор, пока она, шепча молитву, не умерла в мучениях. Ее звали Евлалия .

Святая Евлалия стала заступницей Барселоны. А, чтобы увековечить ее подвиг во имя веры, было решено построить собор.

Много лет понадобилось, чтобы воздвигнуть монументальное сооружение, которое станет храмом почитания, смирения и веры. Строили его на месте развалин старой римской базилики.

Основное строительство храма, в традициях готической архитектуры, было окончено в 1459 году.

Но, если учитывать, что фасадные, и работы по воздвижению купола ( неоготический стиль), продолжались вплоть до 1890 года, то можно сказать, строительство собора заняло 300 лет.

Базилика Святого креста и Святой Евлалии в Барселоне стала главным собором региона Каталония, ведь она является официальной резиденцией епископа.

Главный вход в собор.

Что посмотреть

Собор Святой Евлалии впечатляет размерами – 93 метра на 40 метров!

Высота башни – 50 метров, венчает ее 70-ти метровый шпиль.

Бесчисленное количество сводов, колонн, 26 капелл – таким предстает храм перед взором туриста.

Из-за множества витражей, внутри – светло и просторно.

Внутри собора.

В крипте сохранены мощи Святой Евлалии , заключенные в саркофаг.

Вам никогда не попадалось на глаза словосочетание: «Святая Евлалия Барселонская и гуси»?

Так вот, интересно, что одной, не совсем обыкновенной, достопримечательностью собора Святой Евлалии , являются 13 белых гусей, которые живут на внутренней площади храма.

Они символизируют количество лет маленькой святой, а также ее непорочность и чистоту.

На заднем дворе действует живописный фонтан и растет пальмовый сад.

Внутри собора.

Туристу на заметку

Не заметить огромный 70-ти метровый шпиль, который венчает храм Святой Евлалии, если вы пришли в Готический квартал, просто невозможно.

Как и невозможно спутать Барселонский собор с каким-либо другим храмом.

  • на автобусе (муниципальный — №17, 19, 40, 45, туристический — остановка Barri Gòtic);
  • на метро – желтая ветка L4 (станция «Jaume I»).

Время посещения – с 8 утра и до обеда, затем с 17:15 до 19:30. В выходные, можно пребывать в соборе на полчаса дольше.

Входной билет стоит 4 евро.

Отдельно нужно будет платить за подъем на панорамную террасу (2 евро) и посещение хора (2 евро).

Служба в соборе.

Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии

La Catedral de la Santa Cruz y Santa Eulalia – главный собор Барселоны. Именно он, а не Саграда Фамилиа знаменитого Гауди, – резиденция местного архиепископа. Более коротко его называют собором св. Евлалии, Барселонским или Кафедральным.

Краткая история

Кафедральный собор посвящён Святой Евлалии Барселонской, в IV в. принявшей мученическую смерть за верность христианской вере. Тогда в Барсино (прежнее название города) властвовали римляне, преследовавшие христиан во всех своих владениях. Император Диоклетиан послал в городок наместника с приказом заставить христиан отказаться от их веры, или уничтожить. Всех жителей собрали на городской площади. 13-летняя ревностная христианка Евлалия, являвшаяся примером праведной жизни, прилюдно обвинила наместника в насилии и призвала жителей отказаться от обращения в язычество.

Читайте также:
Ладожский вокзал. Санкт-Петербург. Расписание Маршрут проложить

Последовавшие вслед за этим ужасные пытки и казнь девочка встретила с потрясшей очевидцев стойкостью и мужеством. Первоначально тело Евлалии было похоронено в церкви Santa Maria del Mar. В VII в. великомученица была причислена к католическим святым. Она является покровительницей города. Св. Евлалия почитается и православной конфессией.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии сооружён на месте разрушенной романской церкви по приказу короля Сицилии, Арагона и Валенсии Хайме II Справедливого. Основное строительство по проекту архитектора Жауме Фабре, начатое в конце XIII в., продолжалось более столетия. Однако последние штрихи в оформление фасада были внесены лишь к концу XIX в. А шпиль центральной башни, достигающий 70-метровой высоты, был достроен только в 1913 г. Обычный для средневековых сооружений долгострой объяснялся войнами, эпидемиями и нехваткой средств.

Архитектурные решения

Барселонский собор Святого Креста и Святой Евлалии – прекрасный образец готики, позднее дополненный неоготическими деталями. Длина сооружения – 93 м, ширина – 40. 8-угольная центральная башня достигает высоты 50 м. Несмотря на внушительные размеры, колонны, держащие своды, не давят на зрителя. Специалисты считают, что лёгкость и даже изящность собору придали добавленные позднее элементы французской готики (по образцу Руанского собора). Многочисленные витражи с льющимся через них светом усиливают это ощущение.

Внутреннее устройство барселонского собора не совсем привычно. Основную часть центрального нефа высотой в 26 м занимает помещение для хора. Его ограждение декорировано красивыми мраморными рельефами, изображающими сцены жизни св. Евлалии. Верхний ярус сидений хора украшен рыцарскими гербами.

За поперечным нефом (трансептом) находится пресвитерий, предваряющий алтарную часть, и главная капелла Майор. Под ней расположена крипта с алебастровым саркофагом, выполненным итальянским мастером Лупо ди Франческо в XIV в. В нём покоятся останки св. Евлалии. Поверхность саркофага покрыта рельефами со сценами её пыток. По бокам саркофага – четыре изваяния ангелов с подсвечниками, а в центре – небольшая статуя Богоматери с Младенцем. На своде крипты находится рельефный медальон со сценой небесной коронации святой.

Справа от главной капеллы находится сокровищница собора с предметами культа и образцами церковного искусства. Среди них выделяются дароносица XVI в. из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями, и деревянный стул короля Мартина, покрытый позолоченным серебром. Рядом с главным алтарём установлены надгробные памятники основателям прежнего романского собора – графу Рамону Беренгеру I и его супруге.

Всего в соборе – 26 капелл. Каждая из них – произведение искусства. В их алтарях, созданных в XIV–XV вв., изображены архангелы, отцы церкви и святые. Согласно, католической традиции, иконостасы не декорированы. Наиболее известна капелла св. Причастия с алтарным изображением архангела Михаила.

Готические капеллы Санто-Кристо де Лепанто и Преображения выделяются своими рельефными украшениями. В алтарной части первой из них установлена деревянная скульптура распятия Христа. Первоначально она находилась на носу испанского корабля. Легенда гласит, что распятие увернулось от неприятельского снаряда, после чего застыло в таком положении. Приглядевшись, действительно можно заметить некоторую кривизну статуи. Компонент Santa Cruz (Святой Крест) в полном названии собора появился именно из-за этой истории.

Ренессансный орган собора XVI в. был отреставрирован в конце XX столетия. С этого времени ежемесячно в соборе проводятся органные концерты.

Во внутреннем дворике (клуатре) находятся высокие одноярусные галереи, фонтан со статуей Sant Jordi (св. Георгия), и сад с пальмами, апельсиновыми и мушмуловыми деревьями. Здесь постоянно живут 13 белых гусей. Их количество соответствует прожитым годам юной святой, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность. Здесь же действует небольшой музей, где экспонируются церковная утварь, гобелены, требник Евлалии, и её терракотовая скульптура.

Слева от входа находятся лифты, поднимающие желающих на крышу собора. Оттуда открывается прекрасный вид на шпиль и Готический квартал Барселоны.

В 2006 г. произошло редчайшее для католического собора событие: перед мощами св. Евлалии был совершён православный молебен.

Читайте также:
Парк Солнечный остров в Краснодаре — подробная информация с фото

Информация для туристов

Адрес Кафедрального собора – площадь Pla de la Seu в Готическом квартале (Barri Gotic). До него можно доехать по линии L4 метро, сойдя на станции Jaume I. Альтернативный транспорт – автобусы 17, 19, 40, 45 до остановки Barri Gotic. До этой же остановки может довезти специализированный туристический автобус Barcelona Bus Turistic. Нужно воспользоваться его красным маршрутом Red Route.

Кафедральный собор Барселоны действующий, и в нём регулярно проводятся мессы. Но он открыт и для туристов ежедневно с 8 до 19:30. Утром до 12:45 (в воскресенье – до 13:45) и вечером после 17:15 его можно посетить бесплатно. Но за осмотр хоров нужно будет заплатить 2,8 EUR, а за подъём на крышу – 3 EUR. В остальные часы – с 13 (в воскресенье – с 14) до 17, стоимость входного билета с осмотром храма, хоров и подъёмом на крышу – 6 EUR. Следует учесть, что в часы бесплатного посещения выстраивается большая очередь.

При посещении фотосъёмка внутренних помещений ограничена (особенно со вспышкой). В соборе посетители могут зажечь не обычную, а электронную свечу. Для этого нужно бросить монету в прорезь специального автомата.

На площади перед собором местные жители часто берутся за руки, и, под звуки флейты, танцуют хороводный танец сардана. Замкнутый круг символизирует общность каталонцев перед лицом внешнего мира. Они ценят внимание к своей культуре, поэтому с радостью примут иностранца в круг.

Кафедральный собор Барселоны – собор Святого креста и Святой Евлалии

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4099″>

На территории старинного Готического квартала каталонской столицы находится главный храм города – Кафедральный собор Святого Креста и Святой Евлалии. Название «кафедральный» указывает на наличие в нем епископской кафедры. Таким образом, службу в базилике в праздничные дни проводит верховный священнослужитель Каталонии.

Главная достопримечательность готического квартала

Храм посвящен памяти святой Евлалии, принявшей мученическую смерть за веру Христову в 4 в. н.э. При императоре Диоклетиане христиане подвергались жестоким гонениям. Юная Евлалия пыталась уговорить римского наместника не причинять вреда своим единоверцам. Однако была брошена в тюрьму и подвергнута всевозможным пыткам. Девушку хотели заставить отречься от веры в Миссию. Евлалия не поддалась и погибла в узилище.

Главный собор Барселоны был воздвигнут в память мученицы. Ее мощи являются одной из основных святынь церкви. Вторая святыня, давшая название храму, это крест с образом распятого Иисуса. Во время решающего морского сражения между флотилиями христиан и мусульман- турок в 1571 г, крест украшал носовую часть флагманского судна. Священная реликвия хранится в Зале Капитула.

Капитулярный зал служит местом проведения важных совещания, а также в нем обустроен мини-музей с ценными произведениями искусства. Согласно указу Папы Римского Пия IX (1867 г.), собор носит почетное звание Малой папской базилики. В конце 20-х гг. прошлого века объект получил статус «памятника истории и искусства общенационального значения».

Собор имени Святой Эулалии

Первые постройки на территории нынешнего храмового комплекса появились в конце 13 в. Самым древним, из сохранившихся сооружений, признана часовня св. Люсии. Она датируется 1268 г. Возведение базилики было начато в 1298 г. В качестве места для строительства был выбран участок с фундаментом храма древнеримской эпохи (4 в.).

Инженерно-строительные и отделочные работы растянулись на 150 лет. Здание было завершено к 1460 г. Однако в последующие столетия комплекс дополнялся новыми элементами. Главный вход в базилику смонтирован в 1870 г. Центральный шпиль, венчающий купол, появился в 1913 г. Размеры святилища впечатляют.

Собор и его части Длина, м Ширина, м Высота, м
Снаружи 93 40 Купол-70
Внутри 79 25 Купол-41
Центральный неф 28 13 26
Боковые приделы 28 6 21
Часовни 6 5 9

Колокольня поднимается на высоту примерно 54 метра, а общая высота башни со шпилем-70 м. Звонницы, ограничивающие фасад здания, по форме напоминают 8-гранник. Их высота составляет 53 м. На верхней площадке каждой башни размещаются колокола. На левой – колокол-гигант массой в 3 т. На правой – 10 малых колоколов, носящих женские имена.

Читайте также:
Виза в Египет для граждан Кыргызстана в 2022 году (видео)

Особенности архитектуры

В качестве основного архитектурного стиля здания был выбран неоготический. Внешне сооружение выполнено строго, без излишнего декора. Для украшения предназначены опоры, скульптуры, стеклянные витражи. Строительным материалом служил мрамор, который добывали в Монтжуйе. Для входа на территорию храма использовались ворота Святого Ива Бретонского (покровителя законников). Они находятся в нижней части одной из башен и обращены в направлении площади Святой Евлалии, где в прошлом располагалось здание городского суда.

Поверхность боковых стен у ворот украшают резные барельефы – фигура человека, сражающегося со зверями и надпись «1298». В проектировании входа принимал непосредственное участие известный каталонский зодчий Жозеп Ориоль-и-Местрес. В общей сложности насчитывается 6 ворот, ведущих к собору.

Самые известные из них:

  • Св. Иво
  • Св. Евлалии
  • Св.Люсии
  • Милосердия

По примеру многих готических сооружений, для отвода с крыши дождевых вод использовались водостоки, украшаемые изображениями зловещих горгулий. Считалось, что их устрашающий внешний вид отпугнет недобрые силы от священного места.

Внутреннее убранство

Внутреннее пространство имеет величественный вид, благодаря одинаковой высоте нефа. По периметру расположено 25 часовен. Визуально храм выглядит шире и выше. Эффект увеличения внутренней площади обеспечивают верхние галереи в боковых приделах. Грандиозный алтарь, служащий украшением собора, был создан в 14 веке. Прямо под ним, в подземной крипте сберегаются останки святой мученицы Евлалии. Они заключены в саркофаг из алебастра. Если бросить в щель монетку, зажигается подсветка, которая обеспечивает торжественный вид, открывающейся картине.

По соседству с главной святыней, воздвигнуты надгробия над могилами графа Рамона Беренгера I и его жены Альмодис. Напротив них размещена церковная сокровищница. В ней сберегаются многие ценные артефакты. Наиболее древние датируются 15 столетием. На хорах здания проходило собрание рыцарей Ордена Золотого Руна, учрежденного императором Карлом V. В память о знаменательном событии остались кресла, снабженные рисунками рыцарских гербов. Украшением хоров служат барельефы, вырезанные из мрамора. На них представлены эпизоды жития святой покровительницы Барселоны.

Рядом с хорами построены капеллы, где в 19 в. были воздвигнуты отдельные алтари. Лифт поднимает посетителей прямо из капелл на крышу базилики. Обустроенная смотровая площадка дает возможность насладиться панорамой города. Красоту и величественность сооружения подчеркивают стеклянные витражи в окнах. Они появлялись постепенно, начиная с 14 по 20 вв. Все композиции созданы по единому плану: в центре – образ святого, в двух боковых частях – щиты с изображениями ангелов, городов, геометрических фигур и прочего.

Образцы каталонского искусства и старинные артефакты можно увидеть в помещениях капелл. Каждая из них имеет собственный алтарь в готическом стиле. Алтарная живопись создавалась признанным мастерами средневековой живописи: Габриэлем Алемани, Луисом Боррасса, Бернатом Мартореллом и др. В сокровищнице собора хранятся полотна Бартоломе Бермехо, Жауме Гугета, Пере Десорренты. Важной реликвией, почитаемой жителями Барселоны и Каталонии является трон короля Мартина (сер.15 в.). Он выполнен из сплава драгоценных металлов – золота и серебра, и украшен самоцветами.

Предметом гордости церкви Святой Евлалии является старинный орган. Он размещен в помещении левой звонницы. Услышать звучание музыкального инструмента можно во время специальных программ, посвященных органной музыке. График проведения мероприятий постоянно обновляется на официальном сайте собора.

Внутренний дворик

Важной составной частью архитектурного ансамбля Кафедрального собора является внутренний дворик, иначе именуемый клуатр. К нему ведут проходы от ворот Милосердия и Святой Евлалии, а также вход со стороны базилики. Планировкой двора и его убранства занимался архитектор Андрес Эскудер. Скульптурные изображения создавались при участии Жуана Клапероса.

Центральное место в клуатре отведено небольшому пруду, где по многовековой традиции, обитает 13 белоснежных гусей. Птицы символизируют невинность и чистоту святой покровительницы храма, а их число соответствует количеству прожитых девочкой лет. Вокруг водоема высажены магнолии и пальмы, придающие уголку естественный вид. Для украшения клуатра был создан фонтан, изображающий фигуру Святого Георгия верхом на коне.

Читайте также:
Достопримечательности и экскурсии Мальдив

К архитектурным строениям, входящим в общехрамовый комплекс относятся:

  • Часовня Святой Люсии
  • Зал Капитула
  • Монастырь

Время работы

Доступ в Собор открыт ежедневно. Точное время посещений с религиозными и познавательными целями, указано в таблице:

Время Пн.-Пт. Сб. Вс.

Время Пн.-Пт. Сб. Вс.
Молитвенные часы 8:30 -12:30 и 17:45 -19:30 8:30 12:30 и 17:15-20:00 8:30 -13:45 и 17:15- 20:00
Экскурсионные часы 12:30 -19:45 12:30 -17:30 14:00 -17:30

На террасу можно попасть во время экскурсии с понедельника по субботу (10:00 – 12:00 ч.).
Во время службы вход в собор и монастырь бесплатный. Посещение туристами предусмотрено во 2-ой половине дня. За осмотр взимается плата 7 €.

Где находится и как добраться

Кафедральный собор расположен на площади Святой Евлалии (de la Seu). Туристы могут попасть в него, воспользовавшись надземным или подземным транспортом:

  • автобус 45 ( до via Laietana – pl. Ramon Berenguer)
  • автобус 120 ( до via Laietana)
  • туристический автобус – красное напрвление ( до Barri Gotic)
  • метро – желтое направление L4, ( до Jaume I).

Кафедральный собор – сердце Готического квартала Барселоны

Обновлено: 6 Ноя, 2019

Из любого уголка Готического квартала, занимающего значительную часть Старого города в Барселоне, видны шпили знаковой городской достопримечательности – Кафедрального собора. Этот монументальный средневековый храм известен также как собор Святого Креста и Святой Евлалии, Кафедраль, собор Святой Евлалии Барселонской, собор Святого Креста, Барселонский собор.

Кафедральный католический храм, где обустроил свою резиденцию Барселонский архиепископ, признан главным религиозным центром Барселоны.

Немного истории

Евлалия, молодая 13-летняя девушка, жившая в IV веке, была смиренной христианкой и несла в народ веру в Иисуса Христа. Во время гонений Диоклетиана за христианскую веру она была подвергнута пыткам и приняла мученическую смерть от рук римлян. Позже её причислили к Лику Святых.

Именно Святой Великомученице Евлалии, которая является одной из покровительниц столицы Каталонии, посвящён Кафедральный собор Барселоны.

Храм начали возводить в 1298 году, выбрав для этого место над криптой бывшей часовни. Такое масштабное строительство требовало много средств, а поскольку их часто не хватало, то работы периодически останавливались. Официальным завершением строительных работ называют 1420 год, но центральный фасад был закончены лишь в 1870 году по планам ХV века, а главный шпиль добавлен в 1913 году.

В 1867 году Папа Римский Пий IX наделил Кафедральный собор Барселоны в Испании статусом Малой папской базилики.

В период гражданской войны Кафедральный собор практически не пострадал, в отличие от других храмов Барселоны. Мощный фасад с его декоративными элементами и интерьер здания сохранились практически неповреждёнными.

Архитектурное решение

Кафедральный Барселонский собор является прекрасным образцом готического стиля с яркими элементами каталонской культуры. Это здание, очень громадное и массивное, очень удачно вписано в Готический квартал с его узкими извилистыми улочками. Несмотря на массивность, собор не ощущается «тяжёлым», он словно парит в воздухе. Такое впечатление во многом создаётся благодаря множеству изящных деталей: летящим вверх башенкам-шпилям, стройным колоннам, помпезной готической «розетке» над главным входом.

Кафедраль имеет несколько порталов: выходящий на площадь de la Seu центральный и самый старый портал Святого Иво, а также выходящие во внутренний дворик порталы Пьетат, Святой Евлалии, Святой Люсии.

Фасад здания и центральный портал украшены многочисленными статуями святых и ангелов, основная – это статуя Христа в арке.

Собор Святого Креста в Барселоне достигает в ширину 40 метров, в высоту поднимается на 93 метра. Здание дополняют 5 башен, самые крупные из них – это центральная с 70-метровым шпилем и 2 восьмиугольные часовни высотой 50 метров. На правой башне установлены 10 колоколов небольшого размера, на левой – колокол, который весит 3 тонны.

Интерьер Кафедраля

Кафедральный храм Барселоны очень просторный, строгий и величественный. Несмотря на огромное количество красивых разноцветных витражей и на наличие освещения, в здании всегда таинственный полумрак.

Читайте также:
Фотографии Александровской колонны

Сразу от главного портала начинается обширный центральный неф и 2 боковых придела, отделённые от него рядами стройных колонн. На высоте 26 метров это просторное помещение ограничено изящно-воздушным куполом.

Существенный участок центрального нефа в соборе Святого Креста отведён под хоры из резного дерева, декорированные барельефами из мрамора. Здесь в 2 ряда размещены кресла, спинки которых венчают золочёные гербы Ордена Золотого Руна.

Главное украшение алтаря (XIV век) и вместе с тем ценная религиозная реликвия – это статуя Христа Лепантского, выполненная из дерева. Статуя находилась на носу корабля, принадлежащего полководцу Хуану Австрийскому, и во время битвы с турками в 1571 году она спасла корабль от гибели, приняв на себя удар летящего снаряда. Статуя была повреждена, и сейчас даже невооружённым глазом можно увидеть, насколько она искривлена.

Рядом с главным алтарём, в крипте, располагается ещё одна важнейшая святыня: стоящий на резных колоннах из полированного алебастра саркофаг, в котором покоятся мощи Святой Евлалии.

В глубине зала Кафедрального собора, под левой башней-колокольней, установлен орган. Он был изготовлен в 1539 году и с того времени пережил много реконструкций. С 1990 года орган используют для проведения концертов.

На территории внутреннего двора пасётся 13 белоснежных гусей, местом жительства которых является одна из часовен. Белый цвет этих птиц символизирует чистоту Великомученицы Евлалии, а их количество – число лет, прожитых покровительницей Барселоны.

Музей (это и есть Зал церковных собраний), имеет очень изысканный вид. По внутреннему периметру стен его украшает роскошная декоративная отделка: пурпурный бархат и искусная резьба на тёмной древесине.

Здесь представлено собрание картин, среди которых есть достаточно известные, например, гравюры Дюрера, шедевр ХV века – «Пьета» Бартоломео Бермехо. В музее также помещены гобелены, богатая церковная утварь, купель, старинные кресты с распятиями и алтари.

Пройти в Зал церковных собраний можно по внутренней галерее, через внутренний двор.

Слева от главного портала Кафедраля установлены лифты, которые с комфортом поднимают посетителей на крышу сооружения – у купола там оборудована удобная смотровая площадка.

Оттуда можно рассмотреть шпиль собора, а также с высоты полюбоваться Готическим кварталом и панорамой всей Барселоны.

Кстати, фото Барселоны с Кафедрального собора получаются очень удачными и красивыми, словно открытки.

Практическая информация

Адрес главной религиозной достопримечательности Барселоны: Placa de la Seu, S/N, 08002.

Гуляя по Готическому кварталу, к собору можно дойти по улице Carrer del Bisbe – она выходит на площадь de la Seu.

В пешей доступности расположена станция метрополитена Jaume I (линия 4).

Храм Святого Креста открыт ежедневно:

  • в будние дни с 8:00 до 19:45 (вход закрывают в 19:15);
  • в субботу, воскресенье и праздники с 8:00 до 20:30.

С 8:30 до 12:30, а затем с 17:45 до 19:30 проходят богослужения.

Будет ли посещение собора платным, напрямую зависит от времени посещения:

  • С 8:00 до 12:45, а потом с 17:15 до 19:00 зайти внутрь можно бесплатно. Но стоит учесть, что это время практически совпадает со временем богослужений, из-за чего вход для туристов может быть ограничен.
  • С 13:00 до 17:30, а в выходные дни с 14:00 до 17:00 вход платный.

Цена входного билета также разная, в зависимости от того, осмотр каких именно достопримечательностей он предусматривает:

  • подъём на обзорную площадку (оплачивается даже в «льготное время») – 3 €;
  • осмотр хоров – 3 €;
  • единый билет, допускающий к хорам, часовне Святого Христа Лепантского и Залу собраний, а также разрешающий подъём на крышу – 7 €.

Цена одинаковая как для взрослых, так и для детей.

Аудиогида на русском языке нет, поэтому остаётся только ходить и самостоятельно всё осматривать. Фото и видеосъёмка в помещениях возможна только после предварительно полученного разрешения.

Расписание и цены на странице указаны на октябрь 2019.

Полезные советы
  1. Нужно быть готовым к тому, что охрана на входе может провести досмотр вещей.
  2. Поскольку Кафедральный собор – действующий, то при его посещении необходимо соблюдать соответствующий дресс-код: мужчинам и женщинам в майках без рукавов и с открытыми коленями (шорты и юбки) вход запрещён. При входе стоит коробка с платками, их можно повязать вместо юбки или накинуть на плечи.
  3. Подняться на крышу собора, чтобы с высоты полюбоваться видами Барселоны, лучше всего в 10-11 часов утра, пока ещё немного туристов.
  4. В саркофаге с мощами Святой Евлалии есть специальная щель, куда можно опустить монетку – саркофаг подсветиться красивыми огоньками.
  5. Каждый месяц в Барселонском Кафедрале проходят концерты органной музыки. О расписании нужно узнавать заранее.
  6. Отправляясь в собор Святого Креста и Святой Евлалии пешком по Готическому кварталу, желательно взять с собой карту: в старой части Барселоны очень легко заблудиться.
Читайте также:
Как могут использовать СНИЛС мошенники в 2022 году

Прогулка по Готическому кварталу Барселоны и осмотр Кафедрального собора:

Автор: Ирина Ковалёва

Обновлено: 6 Ноя, 2019 Рынок Бокерия в Барселоне – это колоритное место…

Обновлено: 8 Июл, 2019 На реке Шпрее, которая протекает в Берлине, расположен…

Обновлено: 6 Ноя, 2019 Санта-Мария-дель-Мар – одна из самых необычных готических построек…

Обновлено: 5 Ноя, 2019 Готический квартал в Барселоне, расположенный в историческом центре…

Национальный парк петроглифов в ущелье Сармыш вблизи Навои, Узбекистан

Давно я не писала ничего на блог, а причиной тому стала банальная нехватка времени и отсутствие зарядки на ноутбуке, пока мы добирались из Алматы до Астрахани. Да-да, мы сейчас в России, а если точнее, то в Астрахани. Почему мы выбрали этот город?

Если честно, то мы даже не задумывались об этом, пока нас не огорошила вопросом подруга (Леся, привет ): «А на чём основан ваш выбор?» Мы посмотрели друг на друга, немного «потупили» и пришли к единому мнению: «Нам нравится, что здесь тепло, Волга и много воды!» Ну а вообще, ещё побывав здесь проездом в мае месяце, когда мы ехали в Бухару, мы поняли, что это наш город, и захотели сюда обязательно вернуться. И вот мы здесь

В общем, мы снова на связи, скоро я расскажу вам о том, как мы пересекали узбекско-казахскую границу, о нескольких интересностях Алматы и о нашей дороге в Астрахань длиною в 12 дней. Но обо всём, конечно же, по порядку. И сегодня у меня по плану наконец-то показать вам ущелье Сармыш и наскальные рисунки, или петроглифы, датированные бронзовым веком.

Ущелье Сармыш в Навоинской области

Ущелье Сармыш, которое местные называют Сармышсай, расположено на южном склоне кряжа Каратау (отрог Нуратинских гор) и славится своими наскальными рисунками. По заверениям интернета и статей, размещённых на узбекских туристических порталах, галерея Сармышсая содержит больше 4 тысяч наскальных рисунков бронзовой эпохи на территории в 2 километра.

Хм… Имея под своей попой машину в этот свой приезд в Узбекистан, мы не могли туда не поехать, ведь кроме как на машине сюда добраться никак нельзя. В общем, именно за этими рисунками мы сюда и направились, начитавшись о том, какая это уникальная древняя живопись и как их здесь много сосредоточено.

Обнаружили рисунки в конце 80-ых годов совершенно случайно. По местности пошли слухи, что видели, как в ущелье Сармыш разбился НЛО – неопознанный летающий объект. Эти слухи привели на это место экспедицию уфологов. Конечно, никаких НЛО обнаружено не было, зато нашли наскальные рисунки. Вроде как и экспедицию не зря посылали

Это место очень популярно у туристов, сюда любят возить экскурсии узбекские гиды, ну и геологи тоже не обходят это место стороной – в день нашего осмотра петроглифов рядом с ними как раз разбила лагерь группа геологов из Ташкента.

Ну хватит уже предисловий наверное, да? Давайте лучше покажу вам древние рисунки.

Вот так вот тут живописно!

Часть рисунков нанесена какой-то краской, а часть – выбита прямо в скалах. Мы нашли рисунки древних людей, животных, сцены охоты.

Слава лазает по скалам в поисках заветных кадров.

А здесь я пытаюсь затеряться среди скал Вроде, получилось

Вообще, не могу посоветовать это место как уникальную достопримечательность, рисунки бронзового века, которые непременно нужно посмотреть. Рисунков тут, на наш взгляд, не так много, да и чтобы их увидеть, нужно иметь зоркий глаз и возможность полазить по скалам. Да и хватает новодела из разряда «Здесь был Петя!», только в нашем случае здесь пестрели надписи «Здесь был Махмуд/Алишер/Раджаб» (выберите, кому какое имя больше нравится ).

Читайте также:
Ченнаи, Индия: достопримечательности, пляжный отдых и фото

Однако природа здесь реально нереальная! Вот за чем сюда стоит ехать, так это за холмами и скалами, которые нас поразили ещё в первый наш приезд сюда. Кстати, я ведь не рассказала, что рисунки мы нашли только со второго захода. Читайте об этом ниже.

Что посмотреть помимо наскальных рисунков

Приехав к лагерю «Сармыш» в надежде поглазеть на древние рисунки, мы обратились с вопросом к стоящему и моющему свою служебную машину милиционеру: «А как нам добраться до ущелья Сармыш? Посмотреть на наскальные рисунки, петроглифы и т.д.?» Милиционер пожал плечами, сказав, что не знает, что это и где. Намекнув, что нам бы проехать к ним через лагерь, он нас разочаровал, сказав, что сейчас закрытие смены и никто нас туда не пустит. Ок. Что ж делать?

Прямо перед лагерем была извилистая дорога, которую и дорогой назвать сложно, скорее, широкая и утоптанная тропа. Мы поехали по ней в надежде, что сможем объехать лагерь и всё-таки увидим петроглифы. Но нет, совсем скоро дорога закончилась, и проехать по ней дальше на своей Шкоде Фелиции мы уже не смогли. Немного погрустив, мы решили, что раз уж приехали сюда, хоть по холмам полазием, красивых фотографий сделаем и вам потом всё это на блоге покажем. Сказано – сделано!

Где-то там, вдали, маленькой точкой виднеется наша синенькая шкода. Кто нашёл, тот молодец

Так вот помимо наскальных рисунков здесь можно полюбоваться природой, вдохновиться её красотой и величием, её масштабами и перспективами. Забравшись на вершину одного из холмов, мы обомлели. Нет, конечно, мы были уже в горах, например, на Кок-Тобе и Медео, но видимо было это так давно, что местные красоты запали нам сильно в душу!

Уходить отсюда не хотелось совсем-совсем, хотелось просто сидеть на кусочке скалы и глядеть вдаль…

Ну или пить горячий кофе из термоса на самой вершине холма.

Как мы искали петроглифы

Добраться до петроглифов информация из интернета предлагает через находящийся здесь детский лагерь «Сармыш».

Нужно доехать до ворот лагеря, потом протопать 1,5 км пешком по лагерю, а потом ещё около 2 км по бездорожью. Пишут, что летом на машине через лагерь не пускают, поэтому и приходится идти весь этот путь пешком. Информацию эту подтверждаем. Мы пытались прорваться к петроглифам через детский лагерь, но нас туда не пустили. Правда, мы попали как раз на закрытие детской смены, однако граждане милиционеры, сопровождающие автобусы с детьми, сказали нам, что даже в другой день нас через него бы не пустили. Ну, логично, вообще-то, это ведь детский лагерь, а не проходной двор какой-то.

И тут вот нас начали мучить сомнения, а нет ли вообще другой дороги к этим наскальным рисункам… Ну посудите сами, не будут же гиды возить экскурсии с толпой иностранцев через лагерь, каждый раз договариваясь, чтобы их сначала впустили, а потом выпустили? И ведь вправду, есть к этим рисункам другой путь в объезд лагеря, правда, по бездорожью

Найдя нужные точки на карте и забив их в навигатор, мы через некоторое время снова выдвинулись в путь, намереваясь на этот раз на петроглифы всё же полюбоваться. Свернули в нужном месте, не доезжая лагеря, ехали по ухабам и ямкам, доехали до указателя «Сармышсой» и решили не сворачивать на дорогу, на которую он указывает. А почему, спросите вы? А потому, что тогда мы не знали, что Сармышсой, это и есть ущелье Сармыш И даже логика в это время предпочла в умственном процессе не участвовать

Читайте также:
Какова стандартная норма жилплощади на одного человека в России в 2022 году

В общем, поехали мы дальше по дороге, которая привела нас на стройку каких-то коттеджных домов. Через них можно было проехать к петроглифам, но вот ведь беда – дорогу нам перекрывали закрытые ворота. Хм… Через лагерь нельзя, в объезд лагеря – нельзя, а как же тогда можно?

Оставив машину недалеко от стройки, мы решили забраться на холм и посмотреть, может можно будет увидеть рисунки с высоты или спуститься по холму на дорогу, ведущую к цели. Забрались, ветер сильный, горло дерёт, как будто бегали в морозную погоду. Походили по вершине… Ничего не видно…

Что делать? Спустились.

Собрались уже было уезжать, тут к нам подходит строитель со стройки и говорит, что может впустить нас на машине через территорию будущего коттеджного посёлка. Отлично! Открывает ворота, впускает нас, на другой стороне посёлка нас выпускают уже другие строители, которые указывают нам и на обратный путь из ущелья, который пролегает не через их территорию, а в объезд.

В общем, УРА-УРА-УРА! Мы наконец-то нашли эти самые петроглифы и, как обычно, не без приключений Назад уже добирались без проблем, не через лагерь и не через стройку

Как добраться до ущелья Сармыш

Чтобы добраться до наскальных рисунков, нужно выехать из Навои в сторону Нураты и свернуть к детскому лагерю «Сармыш». Не доезжая лагеря, нужно свернуть на неасфальтированную дорогу и ехать по ней до таблички с указателем «Сармышсой». Едем, пока дорога прямо не закончится. Поворачиваем направо и едем до мостика с табличкой, как на самой первой фотографии в статье. Либо можете оставить машину и дойти туда пешком, как это сделали мы

Маршрут и точки, где нужно сворачивать, я укажу на карте ниже. Карты maps.me, по которым мы обычно ездим, автотранспортный маршрут к точке не прокладывают, пешеходный ведут через ту самую стройку, о которой я писала выше. Поэтому будьте внимательнее, если поедете туда самостоятельно на своём автомобиле и без гида.

Будьте готовы к неровной дороге, ямкам и обрывистым обочинам. Едьте аккуратнее! Отлично, если в качестве транспортного средства у вас будет джип или газелька, но даже если и нет… Мы доехали до точки на свой шкоде фелиции, и видели, как туда же возил туристов таксист на матизе. Так что дорога сносная, доедете

Национальный парк петроглифов в Сармыше на карте

А у меня на этом сегодня всё!

Спасибо, что остаётесь и путешествуете вместе с нами!

Если вы нашли ошибку на нашем сайте, пожалуйста, выделите её и нажмите Shift + Enter или просто нажмите сюда, чтобы сообщить нам об этом.

Степи, горы и жара: Ташкент-Джизак-Фориш-Нурота-Сармыш. Часть 3.

26 июля 2013 года (после обеда)

Поиск направления

Отобедав в Нурате, решили мы двигаться в Сармышское ущелье. Только вот дорогу туда мы не знали. Спросили у чайханщика, по какой дороге ехать. Он ткнул пальцем в Гуглокарту. Поехали.
Едим минут 15 по степи куда-то на северо-запад. Дорога хорошая, но подозрительно узкая. По дороге полюбовались на мини-торнадо, который кружил в паре километров от дороги… И начали одолевать нас сомнения. Доехали мы до сельских жителей, которые складывали в грузовик сено и выяснилось, что дорога не та. А эта идет прямиком в пустыню куда-то в сторону Заравшана Пришлось вернуться в Нурату и от нее свернуть на дорогу к Навои.

Горы и долины

Едим через перевальчик к югу от Нураты, пересекаем небольшую долинку и поднимаемся на второй перевальчик. Двигатель закипает. Доезжаем до ближайшего кишлака (Дебаланд) остужаемся и спрашиваем дорогу. А нам и говорят: “Езжайте по этой дороге во-о-о-он до тех гор, а за перевалом перед первым кишлаком повернете налево.” Говорим “Рахмат” и едем дальше.

Читайте также:
Оформление перепланировки 1 комнатной брежневки в 2022 году

Пересекаем долину побольше и поднимаемся на перевал. Двигатель яростно кипит. В конце перевала видим небольшой оазис: родник, деревья, остановочная площадка и магазинчик. Остановились остыть, размяться и умыться.

Поехали в долину. Впереди виднеется зеленый оазис города Навои. А обещанного кишлака за перевалом нет. Делать нечего — едем вперед. Степь кончается, начинаются поля. И тут, перед самым городом Навои нас ждет акуратненький перекресток с указателем “Сармыш”… Понимаем что обозначенный кишлак оказался примыкающим к городу Навои.

На верном пути

Поворачиваем налево под 70 градусов на узкую дорогу и движемся обратно к горной гряде от которой только-то приехали. Двигатель снова клокочет и шипит. Выходим. Тени нет. Вокруг степь и ни души:

Замечаем, что уже около 16:00 — пора бы и возвращаться. Но собрались с духом поехали вперед. Проезжаем вот такие предгорья:

На въезде в сай — остатки недавнего этно-фестеваля “Асрлар садоси”. Огромные логотипы на склонах гор, остатки каких-то лагерей и стоянок. Въезжаем в небольшой поселок. У местных жителей спрашиваем “Это Сармыш?”. Говорят “Да”. “А ущелье где?” “Два километра выше”. Поехали!
И наконец приехали… Ущелье Сармыш наглухо перекрыто детским лагерем. Две отвесные скалы — а между ними забор с воротами. На воротах — вооруженная охрана. Понимаем, что тут, как и в любых других детских лагерях Узбекистана, установлен жесткий порядок. Из последних сил делаем попытку уговорить охрану. Они немного смягчились, когда узнали, что мы приехали из Ташкента, пошли спрашивать у старшего. Но старший был неумолим. Говорит: “Только по разрешению от руководства НГМК”. Делаем последнюю попытку: “А можно ли попасть в ущелье пешком, обойдя скалы?” “Можно, но обходить очень долго и опасно. Там скалы.”

Так мы поняли, что ехать в Сармышское ущелье надо или в межсезонье, когда в лагере нет детей или вообще другой (грунтовой) дорогой, по которой, вероятно, седанам проехать будет сложно, или до ларегя, а потом — пешком в обход.

Самое неприятное во всем случившемся то, что на многих туристических сайтах рекламируются экскурсии в это ущелье. Ну и зачем было рекламировать, если попасть туда невозможно? А еще тут надо бы припомнить закон, по которому все граждане Узбекистана имеют право доступа к памятникам культуры. Понятно, что детский лагерь занимается своими делами, а граждане — своими. Но ведь можно как-то выработать механизмы пропуска туристов: записать паспортные данные, выделить соправождающего через территорию лагеря. Пусть не бесплатно. Но никто ничего делать не хочет.

О Сармышском ущелье

Кто-то скажет: “Сдался вас этот Сармыш! Чего вы туда рвались, как буд-то там мёдом намазано?”
Отвечу: “Намазано. И очень даже обильно!”

Сармышское ущелье — это одна из самых больших в мире галерея петроглифов – 20 квадратных км. На сегодняшний день в ущелье найдено более 10 тысяч петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений.
Самые древние относятся к каменному и бронзовому векам (VII-II тысяч лет до н.э.). В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове.
Также здесь есть изображения в типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.).
Еще можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а так же легко датируемые арабские надписи.

Ущелье Сармышсай, Узбекистан

Чем заняться в Сармышсае – туры и достопримечательности

Одним из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармышсай, расположенное на южном склоне Каратау, в 45 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау – один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зерафшанская долина. Природа Сармышсая отличается многообразием – здесь растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Читайте также:
Где находится Щудровская палатка. Местоположение Щудровской палатки на карте Иваново и описание

Ближайший путь к сармышсайским петроглифам лежит через территорию детского оздоровительного лагеря “Сармыш”. Поэтому если экскурсия организуется летом, когда в лагере отдыхают дети, территория лагеря, а это около 1,5 км, пересекается пешком. В любое другое время года эту часть пути можно совершить на автотранспорте. За лагерем начинается бездорожье по которому нужно пройти еще около 2 км. Преодолев весь путь, вы окажетесь в живописном урочище реки Сармыш, где находятся уникальные археологические памятники каменного века, эпохи бронзы, раннежелезного века и средневековья.

Размер территории сармышсайской “галереи” поистине огромен – 20 кв. км. на которых сохранился культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.

На сегодняшний день в Сармышсае найдено более 10 тыс. петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений. Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места.

Ученые-археологи института археологии АНРУз не исключают возможности заселения людьми территории Сармышсая уже в эпоху палеолита (300-15 тыс. лет до н.э.). В эпоху неолита (VI-V тыс. до н.э.) здесь поселились племена охотников и рыболовов кельтаминарской культуры. Удобное расположение урочища, наличие пресной воды и большое количество животных сделали Сармышсай удобным местом для совершения ритуалов. По мнению ученых-археологов здесь совершались культовые обряды.

Датировка петроглифов Сармышсая задача проблематичная. Чтобы дать хотя бы ориентировочную дату нужно тщательным образом изучить, сюжет, стиль, технику нанесения изображений, а также пустынный «загар», перекрывающие друг друга рисунки и многое другое. Как сам процесс создания наскальных изображений, так и процесс их исследования – очень сложная и трудоёмкая задача.

Петроглифы Сармышсая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармышсае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а также легко датируемые арабские надписи.

Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II тыс. до н.э.) являются самыми древними изображениями на территории Сармышсая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове. По величине рисунки разнообразные от 30-40 см до 70-80 см. Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер.

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а также всадников и сцен охоты. В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные. Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь также встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер: в них уже нет такой точности и изящества в исполнении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: