Ил-12: технические характеристики, история создания, модификации

Ил-12: технические характеристики, история создания, модификации

  • Главная
  • Танки
  • Бронетехника
  • Военные самолеты
  • Гражданские самолеты
  • Пистолеты
  • Автоматы
  • Пулеметы
  • Винтовки
  • Ружья и карабины
  • Артиллерия
  • Вертолеты
  • Ракеты
  • Военные корабли
  • Подводные лодки
  • Авианосцы
  • Войска ПВО
  • Гранатометы
  • Военная служба
  • Страйкбольное оружие
  • Главная
  • Танки
  • Бронетехника
  • Военные самолеты
  • Гражданские самолеты
  • Пистолеты
  • Автоматы
  • Пулеметы
  • Винтовки
  • Ружья и карабины
  • Артиллерия
  • Вертолеты
  • Ракеты
  • Военные корабли
  • Подводные лодки
  • Авианосцы
  • Войска ПВО
  • Гранатометы
  • Военная служба
  • Страйкбольное оружие

Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок

Еще шла Великая Отечественная война, и все усилия советской авиапромышленности были направлены на выпуск боевых самолетов. В 1943 г. С.В. Ильюшин по собственной инициативе начал проектировать свой первый пассажирский самолет. Это было новое направление в творческой деятельности С.В. Ильюшина и всего ОКБ, ставшего со временем одним из ведущих. Основным типом пассажирского самолета в то время был ПС-84, которому в 1942 г. было присвоено обозначение Ли-2.

Самолет Ил-12 – видео

Самолет Ли-2 — это отечественный аналог американского пассажирского самолета DC-3 фирмы «Дуглас». Из-за загрузки всех основных советских КБ оборонной тематикой и в связи со сложной международной обстановкой было принято решение о покупке лицензии на производство этого пассажирского самолета американской фирмы, созданного в 1935 г.

В те годы в проектировании пассажирских самолетов сформировалось направление создания этих самолетов на основе переделки хорошо себя зарекомендовавших в эксплуатации средних и тяжелых бомбардировщиков. Создание пассажирского самолета на этой основе позволяло сократить время и стоимость разработки, но последующий опыт эксплуатации показал их низкую экономическую эффективность. С.В. Ильюшин выбрал другой путь. Он начал проектировать специальный пассажирский самолет с характеристиками, оптимизированными для выполнения определенной транспортной работы. Ильюшин командировал в Ташкент, где серийно строились Ли-2, группу специалистов ОКБ с заданием изучить особенности конструкции и их производства. Проектируемый самолет по своей пассажировместимости, грузоподъемности, крейсерской скорости и дальности полета должен был превосходить Ли-2.

Работа над первым вариантом Ил-12, рассчитанного на 29 пассажирских мест, началась осенью 1943 г. Его предполагалось оснастить четырьмя высотными моторами М-88В. Этот проект был утвержден С.В. Ильюшиным 4 января 1944 г. и был показан И.В. Сталину, который поддержал инициативу Ильюшина и одобрил создание Ил-12. Но в дальнейшем проект претерпел значительные изменйжя, уже рассматривался вариант с двумя дизельными двигателями АЧ-31. Это привело к уменьшению крейсерской скорости и дальности полета по сравнению с первоначальным проектом. В марте 1944 г. Ильюшин утвердил компоновку и общий вид Ил-12 с дизелями АЧ-31. Совместно с ЦАГИ были проведены обширные исследования различных крыльев. Крыло было спроектировано для крейсерских скоростей полета.

Первый полет Ил-12 состоялся 15 августа 1945 г., пилотировал машину экипаж во главе с летчиком-испытателем В.К. Коккинаки. Летные испытания показали, что доводка двигателей АЧ-31 до полного соответствия необходимым условиям требует значительного времени и объема. Срывались планируемые сроки и начало эксплуатации. С.В. Ильюшин принял нелегкое решение — заменить, даже в ущерб некоторым летным данным, дизельные двигатели бензиновыми, как более надежными и доведенными. Было решено установить двигатели АШ-82ФН. Правильность выбора подтверждалась результатами продувок модели в трубах ЦАГИ. 9 января 1946 г. тот же экипаж выполнил первый полет с двигателями АШ-82ФН.

Проведенные заводские и государственные испытания, а также опытные полеты на трассах «Аэрофлота» показали, что Ил-12 значительно превосходит все находящиеся в эксплуатации пассажирские самолеты. Серийный выпуск начался на московском заводе № 30. Регулярные полеты с пассажирами на борту начались в июне 1947 г. С 1948 г. самолеты вышли на международные авиалинии. Помимо пассажирских вариантов Ил-12 были построены транспортные и десантно-транспортные варианты — Ил-12Т, Ил-12Д. Самолеты эксплуатировались в течение длительного времени и летали до конца 1960-х гг., а в Китае эти самолеты использовались до 1988 г.

Модификации

Ил-12 – Основным вариантом пассажирского салона был вариант на 27 пассажирских мест. Также выпускались варианты на 6, 11, 16, 18, 21, 32 места.

Ил-12Б – Начало выпуска — 1948 год. Отличия от Ил-12: форкиль, руль поворота с пружинным сервокомпенсатором, новая воздушно-тепловая ПОС (противообледенительная система).

Ил-12Д – Начало выпуска — 1948 год. Транспортно-десантный вариант Ил-12. В транспортном варианте предназначался для перевозки военных грузов массой до 3700 кг, в десантном варианте — для десантирования 38 парашютистов в два потока.

Ил-12Т – Начало выпуска — 1947 год (первый полёт — 1 июля 1947 года). Транспортный вариант Ил-12, широко применялся в Полярной авиации. В левом борту фюзеляжа была расположена двустворчатая дверь 2,4×1,6 м. Грузоподъёмность — 3000 кг

Специальные варианты

Два Ил-12 использовались в качестве летающих лабораторий: метеорологической и отработки экспериментальных ПОС (противообледенительных систем). Несколько Ил-12 были оборудованы для аэрофотосъёмки и, как минимум, один — для аэроэлектромагнитной съёмки, применяемой для геологического картирования и поиска полезных ископаемых.

Тактико-технические характеристики Ил-12

– Начало эксплуатации: 1 июня 1947 года
– Конец эксплуатации: 1968 год (СССР), октябрь 1993 год (Китай)
– Годы производства: 1946 — 1949
– Единиц произведено: 663

Экипаж Ил-12

Вместимость Ил-12

Габаритные размеры Ил-12

– Длина: 21,31 м
– Размах крыла: 31,7 м
– Высота: 7,8 м
– Площадь крыла: 103,0 м²
– Профиль крыла: Кларк-YH
– Коэффициент удлинения крыла: 9,75
– Нагрузка на крыло: 168 кг/м²
– Средняя аэродинамическая хорда: 3593 мм
– База шасси: 5,184 м
– Колея шасси: 7,92 м

Читайте также:
Погода на Кипре в сентябре 2022 температура воды и воздуха. Кипр осенью: отзывы, цены, стоит ли ехать

Вес Ил-12

– Масса пустого: 11 000 кг
– Масса снаряжённого: 14 310 кг
– Нормальная взлётная масса: 17 250 кг
– Масса полной нагрузки: 6118 кг
– Масса топлива во внутренних баках: 2940 кг
– Объём топливных баков: 4170 л

Двигатели Ил-12

– Силовая установка: 2 × радиальные АШ-82ФН
– Мощность двигателей: 2 × 1850 л. с. (2 × 1380 кВт)
– Тяговооружённость: 138,8 Вт/кг (0,189 л.с./кг)

Скорость Ил-12

– Максимальная скорость на высоте 2000 м: 407 км/ч
– Максимальная скорость у земли: 366 км/ч
– Посадочная скорость: 128 км/ч
– Скороподъёмность: 5,5 м/с
– Время набора высоты: 5000 м за 15 мин.
– Длина разбега: 500 м
– Длина пробега: 700 м

Дальность полета Ил-12

Практический потолок Ил-12

Ильюшин Ил-12

Ил-12 является пассажирским самолетом для перелетов на авиалиниях средней протяженности. В международной кодификации организации НАТО имеет обозначение Coach, что в переводе означает «междугородний автобус». Данная машина проектировалась и в грузовом варианте, что позволило расширить ее применение. Машина изготовлена в схеме цельнометаллического самолета с двумя двигателями, которые расположены на крыльях. Данный низкоплан оснащен поршневыми двигателями и имел стандартное трехопорное шасси. Впервые самолет Ил-12 оторвался от взлетной полосы в средине августа 1945 года. При появлении этого лайнера отпала нужда в использовании такого самолета как Ли-2 на авиалиниях Советского Союза.

История создания самолета Ил-12

Новый проект пассажирского самолета под обозначением Ил-12 был начат осенью 1943 года в конструкторском бюро Ильюшина. Первые проработки корпуса позволили конструкторам просчитать размещение 29 пассажиров в салоне. При этом машина могла пролететь 5 тысяч километров при нормальной скорости в 400 км/ч. Первоначально планировали оснастить машину четырьмя двигателями модели М-88В, но в конечном итоге были выбраны дизельные двигатели типа АЧ-31. При их установке изменилось количество пассажирских сидений в салоне до 27. Также решили изготовлять фюзеляж негерметичным.

Эскиз лайнера был готов в начале осени 44 года, после чего принялись за создание опытной модели. Первый полет в августе 45 года был осуществлен под управлением испытателей В. Коккинаки и К. Коккинаки. В ходе дальнейших вылетов стало ясно, что машина требует значительных доработок, основной проблемой стала силовая установка. Это в итоге привело к замене дизелей на бензиновые двигатели марки АШ-82ФН. При этом было доработано крыло под данные установки. Тестирование самолета Ил-12 с новыми двигателями продолжилось с января 46 года. При первом же вылете обнаружилась сильная тряска винтов, что было решено созданием новой конструкции винтов и повышением их жесткости.

Государственные испытания аппарат проходил в конце лета 46 года, в результате было подтверждено качество конструкции и высокие летные характеристики. Ил-12 был представлен публике в этом же году на параде в Тушино. С октября 46 года машина была направлена на серийное изготовление на московский авиазавод.

Особенности конструкции Ил-12

Кроме пассажирского, был спроектирован и транспортный вариант, который имел точно ту же конструкцию корпуса и основных агрегатов. Для управления машиной требовалось пять человек экипажа, среди которых были два летчика, один радист, бортовой механик и штурман.

Корпус был изготовлен с помощью балок и стрингеров, где насчитывалось 48 шпангоутов и 51 стрингер, к которым крепилась обшивка машины. В носовом отделе была расположена кабина пилотов, за которой был багажный отсек. В грузовом варианте самолета Ил-12 в левом борту расположена грузовая дверь большого размера.

Крылья состоят из трех лонжеронов и изготовлены в свободнонесущем варианте. На каждой консоли крыла установлены обтекатели. Для управления машиной в полете крылья оснащены щелевидными элеронами и посадочными щитками. Особенностью крыла является система, которая осуществляет его обогрев и не дает эму обмерзать. Все оперение Ил-12 имеет свободнонесущую форму строения.

Система шасси состоит из трех опор, которые убираются в средину корпуса при полете. На основные опоры установлено по два колеса с тормозными системами. Передняя стойка не имеет тормозов, но также состоит из двух колес.

На самолете установлены два двигателя типа АШ-82ФН, они имеют воздушное охлаждение и при этом развивают мощность в 1850 лошадиных сил при взлете. Бензин, которым снабжается двигатель, размещен в десяти топливных баках общей емкостью в 6 тысяч литров. На машине установлены винты новой конструкции и имеют обозначение АВ-9В с меняющимся шагом при полете.

Неутомимый Ил-12: обзор и история пассажирского самолета

Ил-12 – советский ближне- и среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный в ОКБ Ильюшина во второй половине 40-х годов прошлого века. Эта машина создавалась для замены самолетов Ли-2 и DC-3. Ил-12 использовался не только для пассажирских перевозок, но и для транспортировки различных грузов.

Первый полет Ил-12 состоялся 15 августа 1945 года, а его массовая эксплуатация началась через два года. Производство машины продолжалось до 1949 года, за этот период советская авиационная промышленность выпустила 663 Ил-12. Позже на базе этого самолета в ОКБ Ильюшина был разработан более совершенный Ил-14.

Основными эксплуатантами Ил-12 в Советском Союзе был «Аэрофлот» и Военно-воздушные силы.

Самолет Ил-12 перевозил эксплуатировался не только в Советском Союзе, но и поставлялся на экспорт. Больше всего этих пассажирских машин было закуплено Китаем, где они использовались вплоть до начала 90-х годов. Также Ил-12 долгое время эксплуатировался польскими, румынскими и чехословацкими авиакомпаниями.

Читайте также:
15 лучших отелей Подмосковья всё включено - цены 2022, фото, отзывы, карта

Были разработаны несколько модификаций Ил-12, а также ряд специальных вариантов этого самолета, оборудованных для аэрофотосъемки, метеорологических наблюдений и поиска полезных ископаемых. Также на основе базовой модели был создан десантно-транспортный самолет, который мог использоваться и для выброски парашютистов, и в качестве бомбардировщика, санитарного самолета или буксировщика планеров.

История создания Ил-12

Знаменитый советский авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин занимался созданием пассажирских самолетов еще в середине 30-х годов. Именно тогда под его руководством началось создание авиалайнера на базе бомбардировщика ЦКБ-26. Однако большая загруженность КБ не дала возможность довести этот проект до логического завершения. А затем началась война…

Однако к тематике пассажирского авиатранспорта Ильюшин вернулся при первой же возможности.

1943 года. Великая Отечественная война достигла своего апогея, и все силы промышленности страны направлены на выпуск продукции для фронта. Однако именно в это время Ильюшин в инициативном порядке приступает к проектированию новой пассажирской машины. По замыслу конструкторов этот самолет должен был значительно превзойти американский DC-3 и его советский лицензионный аналог Ли-2. Планировалось, что новая машина будет иметь дальность полета 5 тыс. км, потолок – 7 тыс. метров, максимальную скорость – 400 км/ч и коммерческую нагрузку на уровне трех тонн.

Конечно, вызывает вопрос, чем именно руководствовался генеральный конструктор, приступивший на свой страх и риск да к тому же в разгар войны к созданию пассажирского самолета. Официально считается, что Ильюшин, так сказать, работал на перспективу и стремился «застолбить» за собой место, прекрасно понимая, что после войны «Аэрофлот» не обойдется без нового комфортабельного авиалайнера. Однако, понимая советскую специфику, тяжело поверить в то, что идея создания Ил-12 возникла без согласования с высшим руководством страны. Ведь изначально в конструкцию самолета закладывалась возможность его двойного использования. То есть, он вполне годился в качестве ночного бомбардировщика или военно-транспортного самолета.

Но так или иначе, базовая модификация самолета, над которой трудились подчиненные Ильюшина, представляла собой именно пассажирскую машину.

Первоначально самолет планировали оснастить четырьмя высотными двигателями М-88В. А экипаж и пассажиров разместить в герметичном фюзеляже, в который нагнетался воздух. В пассажирской кабине предполагалось разместить десять рядов кресел с одним центральным проходом между ними. Салон был рассчитан на 29 пассажиров.

Еще одной интересной особенностью новой машины стало появление передней стойки шасси. Этот элемент конструкции значительно повышал безопасность полетов и кардинально решал проблему капотирования при посадке. До этого подобная схема шасси на самолетах КБ Ильюшина не использовалась.

Проект самолета был утвержден Ильюшиным в начале 1944 года. Вскоре он был представлен Сталину, который новую машину одобрил. Таким образом, Ил-12 получил путевку в жизнь.

В процессе доработки этого проекта внешний вид и конструкция самолета подверглись серьезным изменениям. В первую очередь это было связано с метаморфозами в силовой установке машины. Было принято решение заменить четыре двигателя М-88В на два дизеля АЧ-31 с мощность по 1500 л. с. каждый. Эти моторы имели значительно меньший мидель, чем М-88В, что положительно сказывалось на аэродинамических характеристиках самолета. При этом радиатор системы охлаждения был размещен в центроплане.

Использование новых двигателей заставило разработчиков отказаться от наддува салона, потому что АЧ-31 нужна была вся мощность турбокомпрессоров. Кроме того, количество рядов пассажирских сидений в салоне было уменьшено до девяти, их общее число составило 27. При этом в хвостовой части салона было размещено багажное отделение, а по его левой стороне – буфет. Вообще, следует отметить, что для своего времени Ил-12 получил довольно комфортабельный салон, с хорошим освещением, отоплением и вентиляцией.

В марте 1944 года доработанный проект был утвержден Ильюшиным, после чего конструкторы занялись повышением безопасности самолета. В частности, много внимания было уделено возможности полета при отказе одного из двигателей, а также работе антиобледенительной и противопожарной системы.

Осенью 1944 года был готов макет самолета, и в целом было завершено проектирование машины. Опытный образец Ил-12 был построен к лету 1945 года, 15 августа экипаж под командованием Владимира Коккинаки впервые поднял машину в воздух.

В процессе испытаний очень быстро стало понятно, что двигатели АЧ-31 еще не готовы для установки на серийную машину. Они были слишком ненадежными и капризными. Отсутствие подходящего двигателя ставило под угрозу весь проект, поэтому Ильюшин принял волевое решение: установить на самолет хорошо проверенные моторы АШ-82ФН воздушного охлаждения. Ранее их использовали на истребителях семейства Ла.

Доработка мотогондол под новые двигатели заняла немного времени и не внесла серьезных изменений в конструкцию самолета. Правда, конструкторам пришлось переделать элементы механизации крыла, а также механизм уборки основных стоек шасси. К тому же они получили двойные колеса вместо одинарных, что улучшило проходимость Ил-12 на грунтовых ВПП.

Уже 9 января 1946 года состоялся первый полет Ил-12 с силовой установкой на основе АШ-82ФН. В первых полетах наблюдалась сильная тряска воздушных винтов, которые пришлось заменить.

Заводские испытания Ил-12 завершились успешно, то же самое можно сказать и о проекте в целом. Новый пассажирский самолет полностью оправдал надежды создателей. Результаты впечатлили и руководство страны, причем настолько, что Ил-12 был запущен в серийное производство еще до начала государственных испытаний.

В феврале 1946 года, еще до окончания заводских испытаний, появилось постановление Совнаркома, в котором предписывалось создать на базе Ил-12 транспортный самолет с грузоподъемностью 3,5 тыс. кг, а также машину с более мощным двигателем АШ-93.

В том же году были проведены и государственные испытания новой машины, которые также прошли успешно. Приемная комиссия признала, что характеристики Ил-12 прекрасно подходят для эксплуатации самолета на внутригосударственных авиалиниях средней протяженности. Можно еще добавить, что самолет понравился летчикам-испытателям, которые высоко оценили его простоту, надежность и пилотажные характеристики.

Читайте также:
Катакомбы Капуцинов в Палермо — итальянский город мертвецов

Испытания показали, что Ил-12 способен взлетать и садиться не только на длинные ВПП с бетонным покрытием – число которых тогда в Советском Союзе можно было пересчитать на пальцах – но и на грунтовые полосы ограниченного размера. Также была доказана возможность успешной эксплуатации самолета в условиях высокогорья.

В октябре 1946 года вышел приказ Министерства авиапромышленности о начале серийного производства Ил-12. Оно было развернуто на московском авиазаводе №30, на котором в дальнейшем и были выпущены все Ил-12.

Эксплуатация Ил-12

1 мая 1947 года Ил-12 принял участие в параде на Красной площади, а уже в июне самолет стал выполнять регулярные пассажирские перевозки. А в 1948 году машину стали использовать на международных линиях. Сначала была София, потом Ил-12 стал выполнять регулярные полеты в Берлин, Бухарест, Варшаву, Кабул, Прагу и многие другие города. В 1954 году была открыта пассажирская линия Москва — Париж.

Новый самолет нравился летчикам. Кроме простоты управления, он отличался высоким уровнем комфорта для экипажа, переход с Ли-2 на Ил-12 не вызывал у пилотов особых затруднений.

В 1948 году самолеты стали поступать в подразделения Советской армии. Однако для использования в качестве военно-транспортного самолета Ил-12 имел недостаточную грузоподъемность. Он мог брать на борт примерно 30 парашютистов, что, конечно же, было мало для военных. Авиапромышленность довольно быстро смогла предложить армии более серьезные машины и поэтому военная служба Ил-12 оказалась недолгой. Еще одной проблемой, на которую часто нарекали военные летчики, являлась ненадежность двигателя АШ-82ФН.

Изначально их ресурс не превышал 150 часов. Если в войну это считалось достаточным, так как мало какой истребитель мог налетать даже половину этого срока на фронте, то для серийного пассажирского самолета это было явно мало. В центральных управлениях гражданской авиации этот вопрос решали довольно просто – заменой двигателя, но для периферии такой способ зачастую не подходил, ибо моторы были там в страшном дефиците. Поэтому часто складывалась ситуация, когда на небольших аэродромах новенькие Ил-12 с нерабочими двигателями стояли на «приколе», а перевозки осуществляли заслуженные ветераны Ли-2.

Конечно же, мотор пытались «довести» и увеличить его рабочий ресурс, но кардинальных сдвигов добиться так и не удалось. Действительно надежным стал двигатель АШ-82Т, но его устанавливали уже на Ил-14.

Ил-12 успел поучаствовать в Корейской войне. В последний день этого конфликта четверка американских F-86 расстреляли безоружный транспортный самолет над китайской территорией. В Ил-12 находились военнослужащие 83-го истребительного авиакорпуса, все они погибли.

Самолет Ил-12 использовали и в качестве бомбардировщика. Для этого в центроплане машины были сделаны бомболюки, а в фюзеляже установлены бомбодержатели. Для защиты от вражеских истребителей самолет был оснащен пулеметной установкой с 12,7-мм УБТ. В целом же, транспортно-десантная модификация машины – Ил-12Д – могла быть легко переоборудована для использования в одном из нескольких вариантов: транспортном, десантном или санитарном.

Самолет широко использовался в Арктике и даже в Антарктике. В 1950 году два Ил-12 доставили грузы на Северный полюс, а в 1958 году Ил-12 впервые пролетел над Южным полюсом планеты, совершив при этом перелет длиною 7 тыс. км всего лишь с одной посадкой.

Первая демонстрация Ил-12 за рубежом состоялась в 1948 году на ярмарке в польской Познани. Прямо там был заключен контракт на поставку пяти самолетов польской авиакомпании LOT. Они эксплуатировались до конца 60-х годов.

Единственный Ил-12, проданный в Румынию, использовался для перевозки партийной номенклатуры этой страны. В Чехословакию была поставлена партия из десяти Ил-12, они находились в эксплуатации до начала 60-х годов.

В Китай первые Ил-12 были отправлены в 1949 году. Особенно массовыми поставки этих машин стали в конце 50-х годов, когда «Аэрофлот» и армия начали снимать Ил-12 с эксплуатации. Китайцы ставили на самолет двигатель АШ-82Т, что значительно повышало его характеристики. В таком виде Ил-12 в КНР использовался вплоть до начала 90-х годов, то есть более сорока лет.

За время эксплуатации в катастрофах были потеряны 37 самолетов Ил-12.

Описание самолета Ил-12

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это низкоплан с двумя двигателями и трехопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Ил-12 изготавливался в двух основных версиях – грузовой и пассажирской. Хвостовое оперение самолета однокилевое. Экипаж Ил-12 состоял из пяти человек.

Крыло Ил-12 свободнонесущее с тремя лонжеронами и работающей обшивкой. Оно состояло из центроплана и двух консолей. Механизация крыла представлена посадочными щитками, элеронами щелевого типа и закрылками.

Основные стойки шасси убирались вперед в отсеки мотогондол, а передняя стойка – назад в специальный отсек, расположенный в передней части фюзеляжа. Также Ил-12 имел дополнительное хвостовое колесо, которое предохраняло хвостовую часть машины при касании с землей.

Читайте также:
Все об отдыхе в Трогире

В состав силовой установки машины входило два звездообразных двигателя АШ-82ФН воздушного охлаждения с четырнадцатью цилиндрами и непосредственным впрыском топлива. Топливная система самолета состояла из десяти баков, в которые вмещалось 6 тыс. литров бензина Б-95/130.

Ил-12 имел сдвоенную механическую систему управления. В нее был включен автопилот.

Выпуск и уборка шасси, управление механизацией крыла, работа тормозов осуществлялась за счет гидравлической системы самолета. Кроме того, для выпуска шасси и торможения имелись дополнительные аварийные системы.

Для предохранения крыла и стабилизатора от налипания льда на Ил-12 использовалась тепловая противообледенительная система. Для предотвращения обледенения воздушных винтов применялся антифриз, а стекла фонаря пилотской кабины омывались спиртом и очищались механическими очистителями.

Отопительная система самолета позволяла обеспечивать нормальный температурный режим в пассажирском салоне и кабине пилотов. Она состояла из двух бензиновых обогревателей, которые устанавливались в кабине радиста. Работа системы регулировалась с помощью заслонок.

Свежий воздух попадал в пассажирскую кабину через два специальных заборника и систему воздуховодов. В верхней части фюзеляжа находились несколько вытяжных отверстий, через которые воздух отсасывался.

На борту Ил-12 имелась связная и командная радиостанция, радиокомпас и радиополукомпас, радиовысотомер и переговорные устройства.

Электроэнергию все самолетные системы получали от двух генераторов ГСН-300 и два аккумуляторных батарей типа 12А-30.

Ил-12 грузопассажирский среднемагистральный самолет

Ил-12 – советский среднемагистральный авиалайнер, предназначенный для выполнения регулярных авиаперевозок. Он заменил устаревший Ли-2, став основным самолетом для пассажирских линий внутри страны. Позднее для Ил-12 выпустили несколько модификаций, включая грузовую, расширив возможности его применения и увеличив потенциал модели.

История создания

Разработкой пассажирских самолетов С. В. Ильюшин, чьим именем названо одно из крупнейших конструкторских бюро, занимался еще в 1930 годах. Его первым опытом стала попытка сделать авиалайнер для регулярных гражданских рейсов на основе бомбардировщика ЦКБ-26.

Несмотря на перспективы, большое количество открытых проектов не позволило выделить достаточно времени для работы над новым самолетом, из-за чего от его реализации отказались. Позднее началась Вторая мировая война, а все силы авиастроительных предприятий были направлены на создание военной авиации для фронта.

Уже в 1943 году Ильюшин вновь решил вернуться к разработке пассажирского авиалайнера. Работы велись по собственной инициативе, никаких постановлений или заказов от правительства на тот момент не приходило. Согласно замыслу конструкторов, новая машина должна была многократно превосходить имеющийся Ли-2 и американский DC-3, разгоняться до 400 км/ч при коммерческой нагрузке около трех тонн и пролетать до 5000 км, поднимаясь на высоту не менее 7000 м.

Решение Ильюшина заняться созданием пассажирского самолета на инициативной основе во время войны, принесшей большие потери советской армии, казалось крайне неоднозначным. По официальным источникам, работа была связана с желанием ОКБ заранее подготовить проект авиалайнера для «Аэрофлота», которому срочно понадобятся машины для гражданских перевозок после окончания боевых действий.

Предполагается, что Ильюшин все же обсуждал вопрос разработки с руководством страны, так как в самолете изначально закладывался потенциал для создания на его базе модификаций в виде военного транспортника или бомбардировщика.

Первый вариант готового проекта подразумевал установку на самолет четырех двигателей М-88В. На машине должна была появиться передняя стойка шасси, что могло значительно повысить уровень безопасности перевозок и решить ряд проблем, связанных с посадкой. Планировалось использовать герметичный фюзеляж, внутри которого должно было вмещаться до 29 пассажиров. Базовая компоновка предполагала размещение кресел в два ряда, между которыми оставался один проход.

К началу 1944 года проект был окончательно утвержден Ильюшиным под названием Ил-12 и представлен на оценку Сталину. Получив одобрение от главы государства, конструкторы продолжили работу над авиалайнером. Некоторые элементы самолета требовали внесения корректировок.

Сначала было решено заменить выбранные двигатели М-88В на два АЧ-31, что улучшало аэродинамические свойства авиалайнера. Такие изменения привели к необходимости отказаться от применения наддува салона, отдав всю мощность турбокомпрессоров силовой установке, и сократить количество кресел для пассажиров до 27. В задней части салона выделялось пространство для багажного отсека и буфета.

Изменения в проекте были утверждены Ильюшиным уже весной того же года. И сразу конструкторы принялись повышать безопасность. Для этого требовалось добиться возможности полета самолета даже после отказа одного двигателя, а также установить антиобледенительную и противопожарную системы. Улучшенный проект с повышенной безопасностью был готов к осени. Оставалось внести мелкие правки и подготовить реальную машину.

Первый тестовый образец самолета Ил-12 был представлен летом 1945 года, а 15 августа он впервые поднялся в небо. Проведенные испытания показали, что новые двигатели АЧ-31 еще не готовы к эксплуатации на серийных авиалайнерах, так как не демонстрируют достаточной надежности и часто работают со сбоями. Появился риск срыва всего проекта. Поэтому Ильюшин решил вопрос кардинально, отказавшись от АЧ-31.

Новыми двигателями были выбраны АШ-82Н, применявшиеся ранее на военной авиации. Для них потребовалось переработать мотогондолы, но это не отняло много времени. Дополнительно пришлось несколько изменить механизацию крыла и шасси, сделав колеса двойными. Теперь самолет мог приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы.

В январе 1946 прошел еще один тестовый полет, в ходе которого обнаружилась чрезмерная тряска воздушных винтов. Их пришлось незамедлительно заменить. Последующие испытания с новыми изменениями проходили успешно.

Читайте также:
Где находится Лермонтово. Местоположение Лермонтово на карте Туапсе и описание

Ил-12 настолько оправдал надежды, что руководство СССР поручило запустить его серийное производство еще до окончания испытаний. Также Совнарком выпустил постановление, требующее разработать на основе новой машины транспортник, с допустимой нагрузкой не менее 3,5 тонн и модификацию на продвинутых двигателях АШ-93.

Государственные испытания завершились в том же году, все они прошли успешно. Комиссия отметила, что характеристики авиалайнера идеально подходят для его запуска на регулярные рейсы средней дистанции внутри территориальных границ СССР. Ил-12 был положительно оценен и летчиками, проводившими его испытания.

Летно-технические характеристики ИЛ-12 1946 года

Им понравилась его простота, сочетающаяся с надежностью и летными качествами. Большим плюсом самолета стала возможность его посадки на укороченные грунтовые ВПП и аэродромы, расположенные в высокогорьях. Официальный приказ о старте производства на московском авиационном заводе №30 датируется октябрем 1946 года.

Летно-технические характеристики Ил-12

Размеры самолета были небольшими, но соответствующими пассажировместимости. Его высота была равна 7,8 м при длине 21,31 м. Вмещал он до 27 пассажиров в базовой компоновке, экипаж состоял из 4 человек. Размах крыла составлял 31,7 м, площадь – 103 м².

Кроме того (в тоннах):

  • вес без нагрузки — 11;
  • предельная взлетная масса — 17,25;
  • вес топлива — 6,5.

Технические характеристики обеспечивались двумя двигателями АШ-82ФНВ мощностью 1850 л. с. каждый. Самолет мог разгоняться до 407 км/ч на высоте, возле земли скорость не превышала 366 км/ч.

Практическая дальность при выполнении авиаперевозок ограничивалась 2200 км, перегоночная же составляла 3800 км. Предельная высота полета достигала 6700 км, чего для среднемагистрального авиалайнера было достаточно.

Особенности конструкции

Ил-12 был выполнен по нормальной аэродинамической схеме в виде цельнометаллического низкоплана. Фюзеляж состоял из 48 шпангоутов, 51 стрингера и внешней обшивки. В задней части внутри него размещался багажный отсек, посередине была выделенная зона под пассажирский салон, в передней части располагалась кабина экипажа.

Фюзеляж оборудовался теплозвукоизоляционными элементами в виде специального шерстяного ватина, поверх которого укладывалось авиационное полотно. Входная дверь монтировалась с правой стороны и открывалась наружу. У второго ряда сверху имелись аварийные люки.

Крыло относилось к свободнонесущим трехлонжеронным и оборудовалось работающей обшивкой. Оно выполнялось в трапециевидной форме и включало центроплан с двумя отъемными консолями, имеющими свои обтекатели. Хвостовое оперение так же было свободнонесущим. Рули управления имели аэродинамическую компенсацию по оси и весовую балансировку, их поверхность обшивалась полотном.

Шасси Ил-12 было трехопорным с возможностью складывания. Основные опоры могли убираться внутрь мотогондол. Передняя, ставшая новшеством для самолетов от ОКБ имени Ильюшина, сдвигалась назад в отдельный отсек в фюзеляже. На основных опорах размещались по два тормозных колеса 90×30 см, на передней колеса были обычными и имели размеры 77×33 см. На хвостовой части была установлена специальная опора с колесом 30×12,5 см, предотвращающая повреждение авиалайнера при посадке.

Силовая установка включала два двигателя АШ-82ФНВ звездообразного типа с 14 цилиндрами. Их мощность составляла 1850 л. с. Впрыск горючего из баков осуществлялся напрямую. Воздушные винты модели АВ-9В относились к флюгерным и имели гидравлический привод изменения шага.

Управление самолетом осуществлялось с помощью механической сдвоенной системы. Имелись штурвал для коррекции положения руля высоты, рукоятка для поворотов и переключатель для правого элерона. Также присутствовали педали для выполнения торможения с применением колес. На борту был встроен автопилот, позволяющий делать перелеты в автоматическом режиме.

Гидросистема использовалась в управлении положением шасси, работе щитков с закрылками и применении тормозов. Аварийные системы помогали поддерживать работоспособность основных компонентов самолета, которые требовались для продолжения полета и посадки, даже после возникновения чрезвычайной ситуации.

На борту также имелось радиооборудование, включающее несколько важных компонентов. Для повышения безопасности и комфорта применялись другие системы: противообледенительная, противопожарная, отопительная и вентиляционная.

Достоинства и недостатки Ил-12

Ил-12 смог быстро получить признание крупнейших советских авиаперевозчиков и стать популярным за рубежом. Причиной тому послужили положительные качества самолета, которые проявлялись в его эксплуатации.

Если сравнивать его с ближайшими аналогами, то он имел ряд серьезных преимуществ:

  • простота управления – легко, за штурвал мог сесть даже неопытный пилот и успешно провести полет;
  • надежность – авиакатастрофы с участием Ил-12 были большой редкостью, всего 5,5% машин потеряли за все время эксплуатации;
  • хорошая база – самолет получился настолько удачным, что его брали за основу многих будущих машин, почти доживших до 21 века.

Главным минусом самолета Ил-12 стал высокий риск повреждения при посадке с работающим двигателем.

Изначально планировалось, что авиалайнер сможет приземлиться при отказе одной установки, но реализовать это полноценно не удалось. Также самолет имел незначительные недостатки, касающиеся конструкции некоторых элементов, что приводило к снижению аэродинамики.

Модификации самолета

Базовая модификация Ил-12 была выпущена в 1946 году, она имела пассажировместимость на 27 человек и работала на двигателях АШ-82ФНВ. Позднее выпустили еще несколько моделей самолета, расширяющих возможное применение.

Основные из них:

  • Ил-12Д – военно-транспортный вариант самолета, предназначен для десантирования 38 военных или перевозки груза весом до 3,7 тонн;
  • Ил-12Т – транспортная модификация для перемещения различных грузов массой до 3 тонн, активно применялась в рядах Полярной авиации;
  • Ил-12Б – улучшенная модель, получившая в дальнейшем название Ил-14, имела некоторые изменения в конструкции и характеристиках.

Также было выпущено несколько модификаций базовой версии, отличавшихся количеством кресел. Были доступны варианты со следующей пассажировместимостью: 6, 11, 16 и 32. Первые две модели применялись только для высокопоставленных лиц и отличались высочайшим уровнем комфортности.

Читайте также:
Достопримечательности Праги: что посмотреть самостоятельно? Мой маршрут на 3 дня

Отличия от Ил-14

На базе Ил-12 был выпущен другой пассажирский самолет, получивший название Ил-14. Он создавался с минимальными изменениями и в нем почти полностью сохранялась конструкция от предыдущего авиалайнера. Наиболее примечательные отличия заключались в немного увеличенных габаритах и массе. Но позднее при запуске серийного производства было внесено множество корректировок.

На Ил-14 применялись два двигателя АШ-82Т, имевших мощность равную 1950 л. с. Также на нем использовалась новая двухнасосная система, что помогло сократить время складывания шасси в два раза. В конструкцию самолета внесли много изменений. Главные из них коснулись крыла.

Предполагалось оставить версию от Ил-12, но позже конструкторы решили уменьшить его площадь на 3 м², сохраняя размах, и изменить аэродинамическую компоновку с механизацией. Был незначительно переработан корпус, включая кабины. Передние и боковые стекла стали выше, что улучшило обзор.

Результатом внесенных изменений стал значительный рост энерговооруженности и улучшение аэродинамических свойств авиалайнера. Ил-14 полетел на 30 км/ч быстрее, получил возможность перевозить на 400 кг больше груза и снизил потребление горючего. В остальном самолет повторял Ил-12, что позволяло переходить летчикам на новую машину без переобучения.

Эксплуатация

Ил-12 поучаствовал в первомайском параде 1947 года на Красной площади, а летом начал выполнять первые пассажирские рейсы. Он сразу понравился летчикам и был закуплен в больших количествах. Годом позднее авиалайнер отправился в армейский состав в качестве военно-транспортного самолета. Тогда же стали выполняться первые международные рейсы до Германии, Польши и других европейских стран. Также в 1948 году была проведена первая демонстрация авиалайнера на выставке в Познани. После этого Ил-12 был приобретен заказчиками из Румынии, Чехословакии и Китая.

Авиалайнер регулярно применялся в Арктике и Антарктике для перевозки грузов. Несколько самолетов использовались в ходе Корейской войны 1950-1953 годов. В день окончания боевых действий именно Ил-12 стал последней уничтоженной машиной – его сбили американские истребители над Китаем.

В конце 1950 годов самолет начали списывать и заменять более новыми моделями. Многие предпочли приобрести разработанный Ил-14, который имел ряд преимуществ, и отказаться от Ил-12. Окончательно его сняли с эксплуатации в 1968 году. В Китае он использовался еще до 1993 года.

Ил-12 стал первым успешным пассажирским самолетом, выпущенным конструкторским бюро имени Ильюшина. Модель пользовалась популярностью в СССР и других странах и стала на несколько лет основной для перевозок на среднюю дальность. На его базе позднее были созданы более продвинутые самолеты, включая Ил-14.

Нет детей? А вы в Зачатьевском монастыре молились?

Московский Зачатьевский монастырь в этом году отметил 25 лет своего возрождения. А 22 сентября здесь тоже праздничный день – память особо чтимых в обители святых праведных Иоакима и Анны: именно радость зачатия ими Пресвятой Девы Марии по чудесной благодати, данной этому месту разрешать узы безчадия, и послужила наименованию обители.

Зачатьевский монастырь Москвы

В Зачатьевском монастыре Москвы испокон веков православные супруги молятся святым Иоакиму и Анне о даровании деток. По благоволению Матери Божией, по молитвам перед святынями обители – иконами «Радость святых праведных Иоакима и Анны о Пресвятой Богородице», образами Божией Матери «Милостивая» и «Помощница в родах», пред пояском, освященным на Поясе Пресвятой Богородицы, – супруги обретают даже долгожданных, так же, как некогда Пресвятая Дева Мария у богоотец, детей.

Святитель Алексий и его преподобные сёстры Иулиания и Евпраксия

Зачатьевский, по первому названию Алексеевский, монастырь был основан более шести с половиной веков назад святителем Алексием Московским, благословившим своих родных сестер Ульяну и Иулию подвизаться в иноческом чине, а те в свою очередь, будучи уже в монашестве нареченными Иулианией и Евпраксией, по любви к брату посвятили обитель его небесному покровителю – Алексию, человеку Божию, который известен тем, что, желая подвизаться о Господе, порвал все родственные связи. А вот святитель Алексий и ныне уже тоже прославленные в лике преподобных сестры Иулиания и Евпраксия от плотского родства не отрекались, а просто освятили его, всецело посвятив свои жизни Богу. Возможно, так уже была установлена некая таинственная связь с теми, кто вместе со сродниками Богу угождать стремятся, – и в первую очередь со святым семейством Иоакима и Анны, посвятившими плод своих многих слез и молитв Пресвятую Деву Марию – Господу.

Икона преподобных Иулиании и Евпраксии

Святитель Алексий у гроба преподобных сестер Иулиании и Евпраксии

После пожара 1514 года великий князь Василий Иоаннович, чей брак с Соломонией Сабуровой был бездетным, отстроил Алексиевский монастырь вновь. Его иждивением был возведен здесь – на месте первого деревянного храма – каменный собор с престолами в честь Зачатия святой праведной Анны, Преображения Господня, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия (ему был посвящен и первый деревянный храм обители). Господь даровал великому князю наследника во втором браке, впоследствии ставшего первым русским царем – Иоанном Грозным. Он, в свою очередь, после великого пожара 1547 года, испепелившего деревянную Москву, выделил монастырю новые земли – ближе к Кремлю. Так образовался «Алексиевский новый, за Черторыем» монастырь, а старый разрушенный, в котором осталась часть насельниц, и стал именоваться по памяти о дарованной этому месту благодати – «Зачатейским».

Читайте также:
Как добраться до Праги на поезде из Москвы дешево, Как доехать поездом до Праги Маршрут проложить

На эту о ту пору разоренную еще обитель со вступлением на всероссийский престол в 1584 году и призрел царь Феодор Иоаннович, печаловавшийся со своей супругой Ириной Годуновой об отсутствии детей. Монастырь попечением царской четы заново отстроили. Один из новых храмов вновь освятили в честь Зачатия праведной Анны, другой – трапезный – в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Молитва благодетелей была услышана. И так из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям.

Из столетия в столетие Матерь Божия являла здесь милость чадородия христианским семьям

Радость святых праведных Иоакима и Анны. Фреска обители

Ныне каждую субботу в 12:00 в Зачатьевской обители совершается молебен с акафистом святым праведным Иоакиму и Анне о даровании чад и семейном благополучии супругов. Архиереи, старцы благословляют тех, кто не может зачать, ехать в Зачатьевский монастырь, подавать свои имена на этот молебен, обязательно самим присутствовать на молебне, здесь же в обители причаститься. Недавно мы писали об истории диакона Александра Шевченко – три года у них с женою не было деток, а после исполненного благословения владыки Алексия (Фролова) помолиться у зачатьевских святынь эта семья стала многодетной.

Чудеса рождения вопреки всем диагнозам и увещеваниям врачей происходят и происходят здесь и поныне – потом счастливые родители приносят в обитель фотографии новорожденных.

Кто-то из таких вымоленных здесь малышей, вырастая, и сами становятся учениками здешней воскресной школы, прихожанами монастыря.

Матушка Иулиания (Каледа) дарит подарки детишкам в воскресной школе обители

Особой благодатной помощью в устроении брака, семьям, матерям отличается и пребывающая в обители чудотворная икона Божией Матери «Милостивая», или, как ее еще именуют, «Услышательница», а в народе по-простому – «Божия Матерь с ушком»: Пресвятая так повернулась с Младенцем, что ушко обнажилось, – и сколько Она так уже выслушала просьб, и сколько исполнила!

Икона Божией Матери «Милостивая»

Икона Божией Матери «Милостивая» в окладе

Икона Божией Матери «Милостивая». Образ без оклада

Атмосфера умиления и благодарения всегда сопутствовала жизни этого монастыря, в этом году отметившего 25-летие возрождения.

Зримым символом восстановления обители стало строительство разрушенного в 1930-е годы собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Величественный, светлый, устремленный ввысь, он призван отражать девственную чистоту Пресвятой.

За всю историю на территории обители было четыре собора разной архитектуры. Первым был уже упоминаемый деревянный храм, построенный при святителе Алексии. Потом первый каменный храм Зачатия святой Анны был построен в 1514 году усердием великого князя Василия III по проекту известного итальянского архитектора Алевиза Фрязина, который возводил Архангельский собор в Кремле. Этот монастырский храм сгорел во время большого московского пожара в 1547 году, в царствование Иоанна Грозного, а в конце XVI века царем Федором Иоанновичем был выстроен третий собор, который просуществовал до конца XVIII – начала XIX веков. К тому времени он обветшал, его разобрали и 205 лет назад, в 1807 году, построили новый – собор Рождества Богородицы. Авторство этого в неоготике возведенного храма приписывают известному архитектору М.Ф. Казакову.

В 1934-м, в годы разорения обители при советской власти, этот храм был взорван.

Разрушение Зачатьевской обители при советской власти

А уже в наше время по благословению Святейшего Патриарха Алексия II был построен новый собор в древнерусском стиле.

Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Несмотря на все трудности, что приходилось преодолевать настоятельнице и насельницам возрождающейся обители, конец XX – начало XXI веков – Второе Крещение Руси, как называют уже этот период, – стали ярким временем радостного возвращения страны ко Христу, под животворящую благодать Святаго Духа и материнскую заботу Пресвятой Богородицы, Которая, впрочем, Своей молитвой и не оставляла даже заблудших чад Божиих…

Для всех причастных к этому торжеству Духом Святым возрождаемого Православия ни о каком восстановлении мрачноватой, рвущей своими шпилями небо неоготики в самом центре первопрестольной, в этом ее старинном остоженском уголке, не могло быть и речи. Сестры чаяли возвращения к Святой Руси, зримым воплощением устремления к которой и стал собор Рождества Пресвятой Богородицы – его мы видим сегодня.

О посвящении престолов воссозданного собора рассказывает настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа):

Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа)

– Сначала мы хотели восстановить историческую справедливость – все приделы, которые были за всю историю обители. В жизни монастыря складывалось так, что один собор горел, строили другой. Какие-то приделы упразднялись, освящались новые. Главный престол и у нас посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, как это было в последнем соборе.

Второй придел посвящен святителю Алексию, основателю обители, как и в соборе конца XVI века, и преподобному Алексию, человеку Божию, потому что наш монастырь первоначально носил название Алексиевский – в честь Алексия, человека Божия, небесного покровителя святителя Алексия.

Далее – придел святых праведных Иоакима и Анны, небесных покровителей нашего монастыря, так как обитель с XVI века именуется Зачатьевской.

Старинный монастырский образ Зачатия святой праведной Анны

Святая праведная Анна с Девой Марией

Мы также восстановили старое посвящение приделов Казанской иконе Божией Матери и иконе «Неопалимая Купина». Эти престолы связаны с памятью о наших преподобных основательницах – игумении Иулиании и монахине Евпраксии. По преданию, именно на месте их погребения был построен храм сначала в честь иконы «Неопалимая Купина», а потом, так как он был маленький, не отапливаемый, алтарь разобрали, церковь увеличили, соединили с собором и освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Читайте также:
Как происходит и для кого возможна иммиграция в Гонконг в 2022 году

В 2001 году наши матушки-основательницы были канонизированы в лике преподобных жен, и ныне один из приделов посвящен им – как первоначальницам монашеского жития и нашим покровительницам.

Еще один придел посвящен священномученику Киприану и мученице Иустине. Семь лет назад нам с Кипра привозили мощи этих угодников Божиих, и частичка святыни у нас осталась. Тогда митрополит Неофит (Масурас), возглавлявший Кипрскую делегацию, высказал пожелание, чтобы мы, может быть, какую-нибудь часовенку освятили или придел во имя святых Киприана и Иустины. Святые угодники очень полюбились сестрам и народу, люди все время приходят, по вторникам в 12:00 в обители совершается молебен пред их иконой с мощами. Так что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла решено было посвятить придел этим святым.

Есть еще два престола, которых не существовало ранее в истории монастыря. Первый из них посвящен великомученику Димитрию Солунскому, небесному покровителю нашего главного благодетеля, на средства которого в основном и построен весь собор.

Второй придел посвящен благоверной княгине Иулиании Вяземской, удивительной святой, которую сестры очень почитают, – она помогала нам в строительстве. Это моя небесная покровительница. Сестры очень желали, чтобы во имя нее тоже был придел, и Патриарх дал благословение.

В подклете находится придел во имя преподобных отцев и матерей, в подвизе поста и молитвы просиявших, которого не только никогда не было, даже не предполагалось в первоначальном плане воссоздаваемого собора.

Лучше один раз увидеть… Хотя бы на фотографиях. Но еще отраднее, посетив обитель.

Зачатьевский монастырь. Весна

Зачатьевский монастырь. Храм Сошествия Святаго Духа. Весна

Зачатьевский монастырь. Храм Сошествия Святаго Духа

Зачатьевский монастырь. Пасха !

«Какой же монастырь без сада?» – говорил настоятельнице при возрождении обители ее духовник отец Александр Егоров

Икона Божией Матери «Милостивая» на территории обители

Икона Спаса на территории обители

Празднование памяти святых Иоакима и Анны в Зачатьевской обители

Строительство собора Пресвятой Богородицы. Именные кирпичики

Благословение Святейшего Патриарха Алексия II

Служение Святейшего Патриарха Кирилла в Зачатьевской обители

При строительстве собора. Лампады памяти

Строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы. Установка крестов

Строительство собора Рождества Пресвятой Богородицы

Зачатьевский монастырь Москвы

Зачатьевский женский монастырь в Москве: второе рождение древней обители

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь является старейшей женской обителью Москвы. Он находится в квартале между старинной улицей Остоженка и Москва-рекой, в районе Хамовники. В советские годы большая часть монастырских построек была снесена, на их месте построены школа и другие учреждения. В 1991 году начались работы по возрождению обители, возведен новый монастырский собор.

Зачатьевский монастырь

История Зачатьевского монастыря

Зачатьевский женский монастырь имеет давнюю историю. В 1360 году по благословению митрополита Московского Алексия в этом месте была основана женская обитель, первыми насельницами которой стали сестры митрополита – игуменья Иулиания и монахиня Евпраксия. Был построен деревянный храм, освященный во имя преподобного Алексия, человека Божия, отчего монастырь стал именоваться Алексеевским. По примеру Троице-Сергиевой Лавры был введен строгий общежительный устав.

В 1514 году по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина, приглашенного в Москву Великим князем Василием III, была построена каменная соборная церковь с престолом в честь Зачатия святой Анны. В 1547 году, во время Большого Московского пожара, Алексеевский монастырь выгорел дотла. По указу царя Ивана Грозного обитель была переведена в новое место, в Чертолье, где он просуществовал до XIX века. Сейчас на месте Алексеевского монастыря стоит Храм Христа Спасителя. Часть монахинь остались на прежнем месте, образовав «Зачатейскую» обитель.

Уже в то время в Зачатьевском монастыре молились о чадородии. Здесь бывали цари и высокопоставленные особы. В 1584 году при поддержке царя Федора Иоанновича (1557-1598) началось восстановление обители, был построен каменный собор Зачатия св. Анны, церковь Рождества Пресвятой Богородицы с шатровой колокольней. В Смутное время монастырь пострадал, но вскоре был отстроен заново.

В 1696 году, на средства стольника А.Л.Римского-Корсакова, был выстроен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа, в стиле «нарышкинского барокко». Поскольку Римские-Корсаковы издавна владели окрестными землями, Спасская церковь стала их домовым храмом и была приходской.

В 1766-68 годах над могилами основательниц монастыря была построена небольшая церковь во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 1887 году она была перестроена и включена в качестве придела Казанской иконы Божией Матери в собор Рождества Богородицы.

В 1804 году старый Зачатьевский собор, пришедший в ветхое состояние, был разобран, и на его месте в 1805-1807 годах вырос огромный собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освященный в 1813 году. Он был построен в неоготическом стиле, его архитекторами считаются М.Ф и М.М.Казаковы, однако документально их авторство не установлено.

В Отечественную войну 1812 года монастырь снова был разорен, но быстро восстановился. В 1844-1850 годах была выстроена богадельня с храмом Сошествия Святого Духа, в византийском стиле, по проекту архитектора М.Д.Быковского.

Читайте также:
Посольство Эстонии в Москве: визовый центр в Екатеринбурге

Зачатьевский монастырь в конце XIX — начале XX века Зачатьевский монастырь, церковь Сошествия Святого Духа и собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевский монастырь, надвратная церковь Спаса Нерукотворного Образа

В 1922 году монастырь был разграблен, но оставался действующим. 16 марта 1925 года здесь отслужил последнюю в своей жизни службу Патриарх Тихон (1865-1925, патриарх Московский и всея Руси с 1917 года), который скончался через девять дней.

В 1927 году Зачатьевский монастырь был закрыт, его территорию занимали различные учреждения, в том числе тюрьма и детская колония. В 1934 году внутри монастырской ограды были снесены практически все постройки, за исключением храма Сошествия Святого Духа, который перестроили. На месте взорванного собора было построено школьное здание. Часть ценностей, в том числе чудотворный образ Божией Матери «Милостивая», были перенесены в церковь Пророка Илии в Обыденском переулке, куда перебралась и небольшая община сестер монастыря.

Зачатьевский монастырь, чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» Зачатьевский монастырь после революции Зачатьевский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы перед разрушением

В 1960-е годы надвратная церковь была объявлена памятником архитектуры и отреставрирована. В 1991 году началось возрождение монастыря, а в 1995 году он вновь стал ставропигиальным, т.е. подчиняющимся непосредственно Патриарху. В 2001-2005 годах был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа. По заказу мэрии Москвы в 2002- 2003 годах были разобраны постройки советского времени и проведены археологические изыскания, вскрыты фундаменты всех разрушенных храмов.

Зачаьевский монастырь, надвратная церковь после реставрации 1960-х годов

25 ноября 2005 года Патриарх Алексий II заложил камень в основание будущего собора Рождества Пресвятой Богородицы. Однако были сомнения и разногласия по поводу его проекта. В результате был одобрен проект А.Н.Оболенского. Деньги на строительство храма выделил предприниматель Д.Е.Рыболовлев. 25 ноября 2010 года собор был освящен патриархом Кириллом.

В настоящее время восстановление Зачатьевского монастыря продолжается. Созданы богадельня, приют, швейная мастерская, пекарня, библиотека, издательство. Ежедневно проводятся богослужения.

Фотографии Зачатьевского монастыря

Информация для посетителей

Зачатьевский монастырь расположен между станциями метро «Кропоткинская» и «Парк культуры». Если ехать на машине, то лучше в выходные дни — можно припарковаться в переулках рядом; в будние дни здесь все занято автотранспортом.

  • Сайт монастыря: zachatevmon.ru
  • Адрес: 119034, Россия, Москва, 2-й Зачатьевский пер., 2.

Формально на территории монастыря и в храмах можно фотографировать только с благословения настоятельницы. Мы этого не знали, поэтому фотографировали на территории свободно, но в соборе на наш вопрос, можно ли фотографировать, нам запретили, более того, охранники внимательно смотрели, чтобы мы украдкой не сделали кадр (хотя как огромной зеркалкой можно фотографировать тайком?). Особых ограничений по одежде я не заметила — встречались женщины и в брюках, заходили мамочки с колясками. Ну а в остальном — обычные правила поведения в монастыре.

Правила доступа посетителей на территорию Зачатьевского монастыря

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Машенька, замечательный пост! Фотографии просто сказочные! По экспозиции многие похожи на мои — все-таки стояли с тобой плечом к плечу. Но насколько твой фотоаппарат (или обработка, я не знаю) делают их великолепнее. Чудо какое!
Спасибо за статью. Узнала много нового.
И спасибо за сказочный день, проведенный вместе. 🙂

Галин, и тебе огромное спасибо еще раз за такой прекрасный день!
Фотографии — это обработка RAW-файлов в программе Digital Photo Professional (которая идет вместе с зеркалками Кэнон). В Фотошопе только выправляла при необходимости заваленные вертикали и кадрировала.

Досталось и монастырям, и храмам в своё время. Но хотя бы что-то уцелело. Чаще ломали под основание. Спасибо, Машунь, за прогулку. Красиво и познавательно!!

Причем иногда ломали так: то, что старое, оставляли и худо-бедно реставрировали. А строения конца XIX — начала XX века часто шли под снос как «не обладающие художественной ценностью».

Хорошо, что сохранились старые фотографии, всегда интересно увидеть. как это выглядело раньше

Старая Москва в свое время была практически полностью сфотографирована, сохранились большие фотоархивы. И смотря на те фотографии, понимаешь, сколько же уничтожили в городе — и в советские годы, и, увы, сейчас.

Во истину, советский режим много чего не пощадил. Классные фотографии у Вас получились!

Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Мiръ Россия Москва Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Зача́тьевский монасты́рь в Москве — православный женский монастырь Русской Православной Церкви в районе Хамовники, между улицей Остоженка и рекой Москвой. Основан в 1360-е годы. Был закрыт в 1918 году и возобновлён в 1995 году в статусе ставропигиального. Надвратная церковь Спаса Нерукотворного, единственная из сохранившихся в советское время, — архитектурный памятник конца XVII — начала XVIII века.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Как добраться
  • 7 Паломнику
  • 8 Фото
  • 9 Видео
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Первый монастырь на этом месте основал в 1360-е годы митрополит Алексий (Бяконт). Он именовался и Зачатьевским, по имени церкви Зачатия св. Анны, и Алексеевским — по престолу этой церкви. Первыми монахинями, по преданию, стали родные сёстры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Алексеевский монастырь был уничтожен пожаром в 1547 и возобновлён ближе к центру города, на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя (см. Алексеевский монастырь); в XIX веке он переместился на Верхнюю Красносельскую улицу (см. Ново-Алексеевский монастырь).

Читайте также:
Как добраться до Праги на поезде из Москвы дешево, Как доехать поездом до Праги Маршрут проложить

На пожарище осталась небольшая община, в 1584 вновь ставшая монастырём при поддержке Фёдора Иоанновича. Между 1584 и началом Смуты здесь были выстроены каменный собор Зачатия св. Анны и Богородице-Рождественская церковь, пережившие разрушения 1612 года.

Парадные ворота с надвратной церковью Спаса Нерукотворного были выстроены в 1696 на средства стольника А. Л. Римского-Корсакова. Его род издавна владел землями по соседству, и Спасская церковь стала их «домовым» храмом; вплоть до закрытия в 1924 она была не монастырской, а приходской. Входное крыльцо на галерею первоначально находилось внутри монастырских стен; внешняя двухмаршевая лестница, дошедшая до наших дней, выстроена в 1724 специально для Римских-Корсаковых.

В 1766 была выстроена церковь над могилами Иулиании и Евпраксии, во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (разобрана в 1887 в связи с включением объёма церкви в придел Аннинского собора).

В 1804 древний собор зачатия св. Анны был сломан, и на его месте в 1805—1807 выстроен новый неоготический собор Рождества Богородицы с приделом Зачатия святой Анны, освящённый лишь в 1813 году. Авторство собора, обычно приписываемое Родиону Казакову[1], документально не установлено. В 1812 году при нашествии Наполеона монахини оставались в монастыре, служба не прекращалась.

В 1844—1850 внутри стен была выстроена богадельня с церковью Сошествия св. Духа под византийским куполом по проекту М. Д. Быковского. В 1912 году по заказу монастыря архитектором Л. В. Стеженским на Никитском бульваре был построен доходный дом. С 1904 по 1907 гг. рядом с монастырём жил Фёдор Шаляпин, дом которого в полуразрушенном виде сохраняется в 3-м Зачатьевском переулке.

В 1922 монастырь был разграблен, но продолжал действовать; 16 марта 1925 здесь отслужил последнюю службу патриарх Тихон, умерший девятью днями позже. В 1927 монастырь был закрыт; здесь, в числе прочих учреждений, помещалась тюрьма и детская колония. Внутренние постройки, кроме богадельни, были снесены в 1934 году, а на их месте выстроено школьное здание; храм Сошествия Святого Духа был изуродован до неузнаваемости. Надвратная церковь, объявленная архитектурным памятником, была отреставрирована в 1960-е годы.

Современное состояние [ править ]

После возобновления обители в 1991 году и возвращения монастырского статуса в 1995 году внутри монастыря был восстановлен купол храма Сошествия Святого Духа (2001—2005). Фундаменты старого собора Зачатия св. Анны расчищены от позднейших построек и обследованы по заказу мэрии Москвы. Московская Патриархия предпринимала шаги для воссоздания собора Зачатия св. Анны, однако отказалась от постройки его в готических формах 1805—1807 годов. Проект, впервые выдвинутый архитектором Ильёй Уткиным, предполагает консервацию фундаментов старого собора и старого кладбища и возведения над ними плиты — саркофага. На этой плите предполагается поставить пятиглавый собор в традиционном «узорочье» по образцам XVII века. Новый собор по проекту Уткина был бы выше, чем казаковский. 30 ноября 2006 года Ю. М. Лужков в целом одобрил аналогичный проект «Моспроекта-2», выполненный в псевдорусском стиле А. Н. Оболенским, но потребовал уменьшить его высоту.

31 марта 2008 года было сообщено о подписании распоряжения мэра Москвы о разрешении восстановления собора Рождества Богородицы к 2010 году. Финансирование взял на себя предприниматель Д. Е. Рыболовлев. 25 ноября 2010 восстановленный собор освятил патриарх Кирилл, наградив благотворителя Орденом Серафима Саровского I степени.

25 ноября 2010 года, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы, патриарх Кирилл совершил великое освящение воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевской обители и Божественную литургию в новоосвященном храме. Среди уникальных особенностей собора: центральное пятикуполье, вызывающее аллюзии с Архангельским собором (1508 год) Московского Кремля и Смоленским собором (1525 год) Новодевичьего монастыря, пол из камня, специально привезенного из Святой Земли, музей и костница в подклете, звонница в псковско-новгородском стиле с действующими курантами, золоченая фигурка архангела под главным паникадилом, отсылающая к древнерусской мистерии — «пещному действу». В настоящий момент монастырь насчитывает пять храмов, включая пещерный храм Успения.

В новом трапезном корпусе устроен и освящен храм Зачатия св. прав. Анны, под надвратным храмом построена и освящена часовня в честь свт. Алексия, митр. Московского. В монастыре ведутся ремонтно-восстановительные, реставрационные работы. В 2001 г. начаты работы по реконструкции храма Сошествия Святого Духа. Сейчас в обители подвизается 22 насельницы, во главе с игуменией Иулианией (Каледа). В монастыре существует богадельня для престарелых и больных насельниц обители и приют. Работает просфорня, пекарня, швейная мастерская, библиотека и издательство.

При монастыре действует подворье в д. Барвиха Московской области.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: