Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне — подробная информация с фото

Сант-Аполлинаре-Нуово

Сант-Аполлинаре-Нуово (Sant’Apollinare Nuovo)

Сант-Аполлинаре-Нуово – красивая раннехристианская базилика, сохранившаяся в итальянском городе Равенне. Церковь возвели в V-VI веках, когда город являлся столицей остготского королевства, и с 1996 года включили в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Сант-Аполлинаре-Нуово

Основные моменты

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово пользуется большой популярностью у туристов. Путешественники из разных концов Италии и зарубежных стран приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасно сохранившиеся византийские мозаики V-VI веков. Некоторые из них были созданы во время правления остготского короля Теодориха Великого, а другие – при императоре Византии Юстиниане I.

Мозаики размещены в три яруса. Самые древние сюжеты в Сант-Аполлинаре-Нуово посвящены тринадцати сценам чудес, описанных в Новом Завете, а также тринадцати сюжетам Страстей Христовых. На этих мозаиках можно увидеть вид порта Классе. Несмотря на явные различия в технике, специалисты считают, что все мозаики выполнялись в одно и то же время, но делали их разные мастера. В XIX веке реставраторы по своему усмотрению подписали старинные мозаичные образы и кое-где совершили ошибки. По мнению современных исследователей на мозаике, подписанной «Юстиниан», на самом деле изображен король остготов Теодорих.

Более поздние мозаичные сюжеты, выполненные в период правления императора Юстиниана I, находятся на стенах центрального нефа. Они изображают процессии христианских мучеников и дев. Примечательно, что все святые на этих мозаиках одеты в одежды белого цвета, которая подчеркивает их святость.

Для посетителей двери базилики Сант-Аполлинаре-Нуово открыты: в ноябре-феврале – с 10.00 до 17.00, в октябре и марте – с 9.30 до 17.30, а в апреле-сентябре – с 9.00 до 19.00.

История храма

Сант-Аполлинаре-Нуово строили с 493 по 526 годы в качестве дворцовой базилики правителя остготского королевства Теодориха. Первоначально храм посвятили Христу Спасителю. Он стоял рядом с королевским дворцом, руины которого были найдены во время археологических раскопок, проведенных в начале прошлого века.

После того, как Равенну завоеван Юстиниан I, все храмы в городе передали православным. В 561 году базилику посвятили Святому Мартину – почитаемому верующими епископу Тура. Тогда же часть мозаик храма по указанию папы Григория Великого зачернили и заложили, а на освободившихся стенах выложили новые. Причиной этого было желание Юстиниана I уничтожить память о прежних правителях итальянского города.

Свое современное название храм получил в IX столетии, после посвящения Святому Апполинарию, который являлся первосвященником Равенны. Это произошло в 856 году, когда сюда из храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе перенесли его мощи. Слово «Нуово» в названии церкви означает «новая». В середине XVIII столетия мощи вернули на прежнее место, но за «новой» церковью осталось и имя, и посвящение.

В IX-X столетиях к храму пристроили высокое здание колокольни, а в XVI веке – живописный портик из мрамора. Тогда же поднялись грунтовые воды, и церковный пол вынуждены были поднять на 1,2 м. После проведенной реконструкции большая часть оригинальных напольных мозаик, выложенных во времена Византии, была безвозвратно утрачена. В XVII веке произошла еще одна масштабная переделка – старый потолок базилики заменили на кессонный.

Особенности архитектуры и интерьеров

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово и ее интерьеры почти не претерпели изменений с момента постройки. Архитектура этой церкви напоминает другие остготские и лангобардские храмы. Трехнефная кирпичная базилика имеет размеры 42 на 21 м. Внутри она поделена рядами колонн коринфского ордера. Мраморные колонны стоят далеко друг от друга, поэтому создается впечатление, что боковые нефы имеют единое пространство с центральной, самой объемной частью базилики.

Стены храма разделены пилястрами и живописными двойными окнами, а его фасад украшает аккуратный мраморный портик. Колокольня похожа на другие равеннские кампанилы. Она имеет цилиндрическую форму и поднимается на высоту 38 метров.

С XVIII века внутри церкви Сант-Аполлинаре-Нуово существует 8 капелл. В часовне, находящейся рядом с главным алтарем, хранится статуя Святого Антония Падуанского, которую периодически используют для церковных процессий. Другая капелла посвящена памяти воинов, павших во время Первой мировой войны. Она декорирована фресками и памятными досками, на которых высечены имена не вернувшихся с полей сражений солдат и офицеров.

Кроме мозаик, от первоначальной базилики сохранилось несколько резных элементов декора. Это вырезанные из камня сень и престол, византийский амвон, а также христианский крест, павлин и виноградная лоза, расположенные на преграде возле престола.

Как добраться

Сант-Аполлинаре-Нуово находится в Равенне, на улице Via di Roma, 53. От городского железнодорожного вокзала до базилики за 5 минут можно дойти пешком.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна Lawrence OP

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово с 1996 г. входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, из него в Равенне насчитывается восемь раннехристианских построек. Эта базилика была выстроена в 5—6 вв. в качестве королевской церкви. Но своё название базилика получила позднее: лишь в 9 в., когда ее освятили в честь покровителя города. Как и в других из восьми зданий, в базилике можно увидеть потрясающие мозаики, которыми так знаменита Равенна.

Читайте также:
Способы получения ВНЖ в Австралии для граждан России

Строительство базилики Сант-Аполлинаре-Нуово было завершено в 526 г. рядом с королевским дворцом, от которого до наших дней дошли только развалины. Наиболее ранние мозаики базилики относятся к периоду правления Теодориха и, соответственно, к временам готов-арианов. После того, как Равенну захватил римский император Юстиниан I, все священные арианские здания были переданы православным христианам, так что базилика была освящена заново, в честь св. Мартина Турского. Мозаики принялись уничтожать либо перекладывать, а вдоль северной и южной стены выложили новые.

Своё теперешнее название церковь получила в 856 г., когда сюда были перемещены мощи св. Аполлинария, и храм опять освятили заново. Так как в городе уже существовала церковь, освящённая в честь покровителя города, к названию базилики прибавилось «Нуово».

Конструкция базилики изменялась несколько раз, хотя и непринципиально. Так в 10—11 вв. к ней добавилась колокольня, а в 16 в. — портик из мрамора. В этот же период пол церкви подняли на метр с лишним из-за опасности затопления. Увы, во время этой процедуры были безвозвратно повреждены оригинальные мозаичные полы. В 18 в. к церкви добавили восемь боковых часовен, из которых особенно интересна первая у алтаря, капелла Св. Антония, где стоит скульптура святого, которая традиционно и по сей день принимает участие в праздничных шествиях. А первая от входа капелла расписана странными на современный взгляд фресками: здесь изображены солдаты времен Второй мировой войны в сценах, характерных для фашистской пропаганды.

Но самая главная достопримечательность базилики Сант-Аполлинаре-Нуово — это, разумеется, мозаики. Они выложены на стенах и сводах в три ряда. Здесь можно увидеть сюжеты из Нового Завета, включая чудеса и страсти Христовы, святых, ангелов, пророков и мучеников.

Особенно интересны самые верхние мозаики нефа. К сожалению, рассмотреть их простому посетителю невооружённым глазом практически невозможно. А они стоят того: эти картины потрясающе тонко сработаны, что доказывает наивысший уровень мастерства тех, кто их создавал.

Практическая информация

Адрес: Via di Roma, 52.

Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля — с 10:00 до 17:00.

Вход: полная стоимость единого билета «Мозаики Равенны» — 9,50 EUR, льготная стоимость — 8,50 EUR. Бесплатный вход для детей до 10 лет.

По единому билету можно осмотреть Архиепископский музей (часовню Сан-Андреа и трон слоновой кости), Неонианский баптистерий, базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, базилику Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии. С 1 марта по 15 июня за осмотр последнего нужно доплачивать к единому билету 8,95 EUR.

Что изображено на византийских мозаиках Равенны

Мозаика – совершенно уникальное искусство. Изображения, набранные кусочками цветного стекла и камня во множество раз прочнее живописных, они не подвержены выцветанию и способны сохранять первоначальный вид в течение столетий (а то и тысячелетий). Ярким примером данного искусства является комплекс мозаик города Равенны.

У Равенны долгая и богатая история, о чем подробнее можно прочитать в статье о её главных достопримечательностях. Мозаики, украшающие ее культовые сооружения, создавались на протяжении V-VI веков. Это было не самое спокойное время в жизни города.

Кроме того, в христианском искусстве тогда еще не сформировался канон, согласно которому нужно было изображать события Священной истории. Поэтому многие мозаики Равенны с первого взгляда могут показаться не очень понятными. Попробуем же разобраться, как смотреть на данные произведения.

Базилики

В городе находится три храма, украшенные мозаикой. Два из них посвящены святому Аполлинарию, первому епископу Равенны, а третий – святому Виталию.

Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика-Сант-Аполлинаре-ин-Классе (Basilica di Sant’Apollinare in Classe) была построена в VI веке над местом захоронения святого Аполлинария. Приставка «ин Классе» – остаток словосочетания «Civitas Classis», что переводится как «город флота».

Изначально Равенна стояла на самом берегу Адриатического моря и являлась главным портом Восточного Средиземноморья. Но со временем река По, в дельте которой находится город, нанесла огромное количество ила и песка, отодвинув тем самым береговую линию на несколько километров.

Особый интерес представляет мозаичное полотно, находящееся в конхе алтарной апсиды базилики. Мы видим сияющий крест в синем круге, усыпанном звёздами. Прямо над ним – рука. Ниже, по обеим сторонам от синей сферы, чуть возвышаясь над ней – двое святых, будто выплывающих из золотого сияния. И прямо под ними, также по сторонам от синего круга с крестом, – три агнца.

Читайте также:
Как добраться до Внуково от метро Юго-Западная

Перед нами не что иное, как сцена Преображения, только показанная несколько иначе. Крест, в центре которого помещён небольшой лик Христа, собственно, отождествляет собой Господа, агнцы – учеников, апостолов Петра, Иоанна и Иакова, а двое святых – это ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

Рука, находящаяся над сферой – символ Бога Отца. Это как раз про отсутствие канона в изображении новозаветных событий. Показ евангельских сюжетов через символы и аллегории в то время даже стал своеобразной традицией.

Остальные мозаики более понятны. Под сценой Преображения помещен образ святого Аполлинария, к которому тянутся двенадцать агнцев. По одной версии – это апостолы. По другой – белые овцы олицетворяют собой всех верующих. Еще ниже представлены сцены из истории равеннской церкви, образы епископов, ветхозаветные события, архангелы и евангелисты. Отличается лишь мозаика во фронтоне храма, перед полукругом алтарной апсиды.

Ее относят к более позднему времени, к VIII-IX векам, когда иносказание в отношении образов святых стало отходить на второй план. Поэтому здесь Христос уже изображен в человеческом облике и в окружении четырех евангелистов.

У них своя особая иконография. В первые века христианства символами евангелистов служили четыре райские реки. Согласно ветхозаветной истории, из сада Эдем для орошения рая выходила одна река, разделяющаяся позже на четыре источника. Во второй главе книги Бытия можно найти их названия: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Евангелисты несут благую весть о жизни и учении Иисуса Христа так же, как реки несут живительную влагу; отсюда такое сравнение. Вообще, в христианском искусстве очень много примеров, подобных этому, когда новозаветные события трактуются через ветхозаветные.

Так откуда взялись животные? Снова из Ветхого Завета, из видения пророка Иезекииля. Тетраморф – загадочные существа с лицами льва, тельца, человека и орла присутствуют, правда, и в новозаветной истории, в книге Откровения Иоанна Богослова. Со временем эти образы закрепились как раз за евангелистами: за Матфеем – ангел, за Марком – лев, за Иоанном – орел и за Лукой – телец.

Почему так? Это связывают с основной мыслью евангельских текстов. В Евангелии от Матфея (ангел) упор сделан на человеческой сущности Христа. Марк говорит об Иисусе как о Царе (а лев – царственное животное). Повествование апостола Луки сконцентрировано на жертвенном служении Спасителя (поэтому символ евангелиста – телец).

Евангелие от Иоанна одно из самых сложных по написанию, без толкования в нем трудно разобраться. Но главная идея – победа жизни над смертью и вознесения Христа на небеса (потому символом апостола стал орел).

Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (Basilica di Sant’Apollinare Nuovo), в свою очередь, начали строить на полстолетия раньше базилики ин Классе. Её возводили по заказу императора Теодориха.

Вот здесь нужно сделать небольшую ремарку. В V-VI веках еще не произошло разделения христианства на западное и восточное. Но различные ответвления, впоследствии признанные еретическими, имели место быть. Теодорих исповедовал арианство, одно из таких ответвлений. Суть в том, что ариане не признают Святую Троицу. Для них не существует равенства между Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом. Сант Аполлинаре Нуово изначально была арианской церковью, переосвящённая во времена правления императора Юстиниана.

Противоборство арианства и истинного христианства отразилось в мозаичном убранстве Сант-Аполлинаре-Нуово.

Дополнение «Nuovo» появилось в IX веке, когда в храм перенесли мощи святого Аполлинария. Оно переводится как «новый», церковь стали так называть ради отличия от базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе.


Все мозаичные полотна располагаются на стенах в три яруса. Верхние ряды северной и южной стен представляют собой сцены новозаветной истории: это чудеса, совершаемые Христом, исцеления расслабленных и бесноватых, Тайная вечеря, события Страстного цикла.

Ниже помещены образы пророков и святых. И уже под ними можно увидеть вереницы мучениц (северная стена) и мучеников (южная стена), каждая из которых завершается у изображения Богородицы и Спасителя соответственно. Здесь начинается самое интересное.


Процессию мучениц возглавляют три волхва, Бальтазар, Мельхиор и Гаспар (те, кто преподнесли Христу на Рождество дары: золото, ладан и смирну). Их шествие начинается у стен равеннского порта. Во главе же вереницы мучеников стоит святой Мартин Турский, а отходит она от архитектурного сооружения, на фасаде которого видна надпись «Palatium».

Читайте также:
Стоимость американской визы в США в 2022 году, сколько стоит туристическая виза в Америку на 3 года

Со временем выяснилось, что волхвы и Мартин Турский – поздние переложения. Скорее всего, во главе процессий были изображены сам император Теодорих и его супруга. Но в дальнейшем, с целью искоренения арианской ереси, император Юстиниан приказал заложить их образы. Исправили не только эти фрагменты.

В здании «Palatium», которое, видимо, представляет собой личные покои Теодориха, между колоннами мы сегодня видим шторы. Ранее на их месте были помещены изображения слуг остготского императора.

Об этом свидетельствуют фрагменты людских ручек, оставшиеся на некоторых колоннах.

Сан-Витале

Мозаики базилики Сан-Витале (Basilica di San Vitale) довольно просты для понимания, в сравнении с полотнами двух предыдущих храмов. Как и сама базилика, они были созданы в VI веке.

Изображения, набранные кусочками цветного стекла, занимают совсем небольшую часть церкви; но и этого достаточно для того, чтобы прийти в восторг.

В конхе алтарной апсиды мы видим Христа, покоящегося на синей сфере. Причём Господь показан безбородым, что также свидетельствует об отсутствии строгого канона в изображении Спасителя и святых.

Слева святой Виталий, представляемый ангелом, принимает из рук Христа мученический венец. Справа святитель Экклесий Равеннский, начавший возведение базилики, протягивает Господу модель храма. Из-под синей сферы, выступающей здесь символом мироздания, проистекают четыре райские реки. Те самые, раннехристианские, обозначения евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки.

Под этой сценой помещены портретные изображения императора Юстиниана (слева) и его супруги Феодоры (справа), совершающие подношение даров самому храму. Вокруг на стенах – ветхозаветные сюжеты, а в арке, отделяющей мозаичную апсиду от остального пространства храма, – образы Христа и апостолов в круглых медальонах.

Мавзолей Галлы Плацидии

По аналогии с базиликой Сан Витале, убранство мавзолея (Mausoleo di Galla Placidia) создавалось сразу после завершения возведения самого здания, то есть в первой половине V века.

Усыпальница предназначалась для дочери римского императора Феодосия Галлы Плацидии (ок. 380-450). Она и сама успела побывать в роли правительницы: в 425 году ее приставили регентшей к малолетнему сыну, провозглашенному государем Валентинианом III. До 437 года, до совершеннолетия отпрыска, Галла единолично руководила Западной Римской империей. В течение всей своей жизни она покровительствовала Церкви, активно участвовала в распространении и утверждении новой веры.

Мозаики, занимающие всю верхнюю часть мавзолея, несут в себе главную идею христианского учения – торжества вечной жизни над смертью. Символ этой победы – крест. Его мы видим прямо в центре усыпальницы, в своде купола, представляющем собой небеса с золотыми звездами. Ниже, по четырем углам, расположены евангелисты в уже знакомом нам символическом облике.


Прямо под куполом можно увидеть фигуры апостолов. Они изображены в люнетах – частях стен, которые сверху ограничены не горизонтальным карнизом, но аркой, за счет чего приобретают полукруглые очертания. Загвоздка в том, что апостолов в люнетах восемь, а не двенадцать. Такое решение продиктовано только эстетикой: мозаичисты изобразили по одному апостолу с каждой стороны от окна, дабы не нарушать симметрию. Четыре других ученика вплетены в орнаментальный узор нижних сводов.

Нельзя не обратить внимание на изображения чаш и фонтанов, располагающихся чуть ниже. Из них пьют воду голуби. Это один из самых растиражированных фрагментов мозаичного убранства мавзолея. Сюжет можно встретить на многочисленных открытках, магнитах и прочей сувенирной продукции. Тем не менее, сцена обладает глубоким смыслом: пьющие воду птицы олицетворяют собой человеческие души, приобщающиеся к христианскому учению.

Наконец, в люнетах, располагающихся прямо над пустой каменной кладкой стен, помещены два сцены весьма интересного содержания.

На южной стене мы видим человека в белых одеждах, с крестом в правой руке и книгой в другой. Он направляется к пылающей огнем решетке.

Слева от нее стоит раскрытый шкаф, где на полках видны книги: четыре Евангелия. Изображение неоднозначное, по поводу личности святого до сих пор ведутся споры. Самая популярная версия заключается в том, что это святой Лаврентий. Решетка истолковывается как орудие его казни, книга в руках – Псалтырь, а крест здесь выступает богослужебным предметом. Псалтырь и крест говорят нам о дьяконском сане святого Лаврентия, а четыре Евангелия выступают символом всего христианского учения.

Непосредственно над входом, уже в северном люнете, изображение Христа в лице Доброго Пастыря.

Данная иконография сложилась еще в I-II веках, а сам образ возник на основе слов евангелистов – Господь собирает христианскую Церковь, как пастух (пастырь) собирает вокруг себя собственное стадо.

Архиепископская капелла

В бывшей резиденции равеннских епископов, которая сегодня является музеем, находится небольшая домовая церковь. Это и есть Архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile di Sant’Andrea), освященная в честь апостола Андрея. Ее создавали на рубеже V-VI веков.

Читайте также:
Новые паспорта Узбекистана: биометрический узбекский паспорт в 2022 году

Что интересно, не все убранство здесь мозаичное, есть и расписанный (но гораздо позже) темперной краской люнет на сюжет снятия Господа с Креста.


Иконография капелла довольная простая. В алтарной апсиде на темно-синем звездном небе помещен сияющий крест. Арки украшены заключенными в круглые медальоны образами Спасителя и святых. В центральном своде четыре ангела держат голубую сферу с монограммой (ее еще называют “хризма”) имени Христа – это две первые буквы имени Господа. Между ангелами изображены евангелисты в своем символическом облике.

Замешательство может вызвать мозаика над входной дверью капеллы. Это редко встречающийся образ Христа-воина. Он сложился под влиянием уже существовавших канонов изображения римских императоров.

Иисус одет в доспехи, через плечо перекинут голубой плащ, заколотый драгоценной булавкой; в правой руке – крест, в левой – раскрытая на надписи «Ego sum via, veritaset, vita» книга. Фразу можно перевести как «Я есть путь, истина, жизнь». Господь ногами попирает символы зла – льва и аспида. Да, лев выступает универсальным персонажем, могущим олицетворять как силы светлые, так и темные. С аспидом таких проблем не возникает: это тот самый змей, искусивший Еву яблоком с древа познания. Других значений у него нет.

Баптистерии

Кроме вышеописанных сооружений, в Равенне находится два баптистерия – арианский (Battistero degli Ariani) и православный (Battistero degli Ortodossi, или Neoniano).

Внутри данных сооружений, предназначенных для совершения таинства крещения, также можно встретить поразительной красоты мозаичные полотна. И те, и другие набирались примерно в одно время – вторая половина V – начало VI веков. Иконография изображений незамысловата: в сводах обоих зданий помещена сцена Крещения Христа, вокруг которой расположены фигуры двенадцати апостолов.

Разница замечается в деталях. Например, у апостолов в православном баптистерии имена подписаны, а у тех же учеников в арианском – отсутствуют.

Поэтому их сложно идентифицировать. Они вроде бы обладают некоторыми характерными чертами, но мы помним, что строгого канона изображения святых тогда не существовало. Это дает свободу интерпретации. Только Петр и Павел узнаваемы, так как в руках у них заметны их обязательные атрибуты: у первого – ключи от Рая, у второго – свиток .

Еще одно важное отличие заключается в разности истинно христианского и арианского вероучений, что отразилось в мозаичных изображениях. Христиане под крещением Христа понимают соединение Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Ариане уверены, что до момента крещения Иисус был простым человеком, и только в данном таинстве приобрел божественную сущность. Потому в арианском баптистерии на мозаичного Христа льется вода из клюва голубя, символ получения Иисусом новой природы.

Замечательно в достопримечательностях Равенны то, что, глядя на здания снаружи, невозможно представить, какая мозаичная красота ждет внутри. Фасад построек никак не соотносится с интерьером. Так что, за порцией восхищения, восторга и удивления лучше отправляться именно сюда.

Билеты и время работы

Для осмотра всех мозаик нужно приобрести единый билет за 12,50 евро на официальном сайте www.ravennamosaici.it или по адресам в Равенне:

  1. Basilica di Sant’Apollinare Nuovo, via di Roma 53
  2. Museo Arcivescovile, piazza Arcivescovado 1
  3. Basilica di San Vitale, via Argentario 22

Детям до 10 лет вход бесплатный.

Билет действует семь дней и даёт возможность посетить каждую из достопримечательностей по 1 разу. Все религиозные сооружения с мозаиками расположены в шаговой доступности.

Карту Равенны можно получить бесплатно в кассе или скачать заранее по ссылке в формате PDF.

Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне — подробная информация с фото

Мы продолжаем рассказ о раннехристианских мозаиках Равенны. Сегодня мы представляем еще одну старинную церковь – базилику Сант-Аполлинаре Нуово. Ее мозаики датированы VI в.

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была построена королем остготов Теодорихом в начале VI века. Этот вождь варваров в 493 г. завоевал италийские земли и сделал Равенну своей столицей. Первоначально базилика служила придворным храмом (арианским) и находилась рядом с дворцом Теодориха. После завоевания Равенны императором Юстинианом церковь была переосвящена и посвящена св. Мартину Турскому. Современное название получила значительно позже – около 1000 г. – когда сюда были перенесены мощи св. Аполлинария (первого равеннского епископа) из посвященной ему ранее церкви в порту (ин Классе). Тогда базилика вновь была переименована.

Снаружи небольшой храм имеет вид типичной ломбардской постройки: гладкие кирпичные стены расчленены строгими пилястрами и сдвоенными окнами, имеется просторный, поперечно выступающий за пределы базилики нартекс и обширная апсида. Нартекс имеет вид открытой аркады.

Читайте также:
Зарплата президента РФ Путина В.В. в 2022 году и предудыщих

Это трехнефная базилика с двумя рядами изящных соединенных арками колонн.

Ряды колонн в базилике не длинные; это в сочетании с большой высотой нефов (особенно залитого светом среднего нефа) придает интерьеру стройность и легкость.

Мозаики базилики, составляющие единый ансамбль, располагаются в трех ярусах, архитектурно связанных друг с другом. В самом нижнем ярусе в частом и монотонном ритме изображено шествие мучеников (на южной стене) и мучениц (на северной стене).

Шествие направляется от западной стены к алтарю, где находятся образы Христа и Богоматери, восседающих на престолах с двух сторон базилики.

Фрагмент дворца императора Теодориха

В основе композиции лежит принцип однообразия и многократного повторения. Бесконечно повторяются правильные очерки силуэтов, параллельная сеть вертикальных или диагональных складок одежд, одинаковые лики изображенных, венцы, которые они держат в руках, орнамент, испещряющий хламиды мучениц и шрифтовой узор на одеяниях мучеников.

Изображение мучеников и мучениц намеренно стремится отрешиться от каких бы то ни было конкретных жизненных ассоциаций. Исчезает даже отдаленный намек на воображаемое пространство или среду действия – все свободное пространство занимает бесконечный золотой фон.

На изображении отсутствуют тени – фигуры бесплотны и потому не отбрасывают теней. Силуэты плоски и почти фронтальны.

Во главе процессии мучеников изображен св. Мартин Турский – и не случайно: именно в честь этого святого первоначально была освящена базилика.

В среднем ярусе, в простенках между окнами, находятся фигуры пророков и апостолов. Фигуры разделены потоками света, идущего из окон, который олицетворяет Свет Истины. Святые изображены значительно выше горизонтального фриза, отделяющего средний ярус от нижнего, они как бы витают в небесных сферах.

Мотив райского, чистого бытия подчеркивается присутствием между фигурами птиц, а также сияющими, снежно-белыми одеяниями пророков и апостолов.

Лица представленных персонажей почти идентичны, это как бы одно и то же лицо, одна душа в различных поворотах своего бытия.

Наш словарик

Базилика (от греч. basilike – царский дом) – первоначально – жилище царя (базилевса); позднее продолговатое здание, которое рядами колонн разделялось на нечетное число пролетов или нефов (3 и 5); средний неф был самый широкий и высокий и заканчивался эстрадой (абсидой). В базиликах производился суд, происходили совещания граждан и пр. При императоре Константине Великом большинство базилик было отведено для христианских богослужений; с тех пор многие храмы стали именоваться базиликами, и образовался особый стиль церковных построек в форме базилик.

Нартекс (позднегреч. nárthex) – притвор, входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианских храмов. Встречается двойной нартекс – внешний (экзонартекс) и внутренний. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.

Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть помещения: базилики, крестово-купольного храма, ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Равенна – часть 2. Сант-Аполлинаре-Нуово (начало)

В Равенне мне посчастливилось побывать четырежды, и у меня сложился традиционный маршрут, по которому я обхожу местные памятники. После Баптистерия ариан (очень легко дойти без карты – до него от станции ведет прямая улица, с которой нужно свернуть один раз у указателя https://goo.gl/maps/dFnQDTUuumk) я возвращаюсь на виа Рома и следую по ней до базилики Сант-Аполиинаре-Нуово (https://goo.gl/maps/vjUfTBL49WG2), где беру билет, а далее уже иду, углубившись в карту (без нее у меня как-то с трудом выходит до Сан-Витале добраться). Карту выдают при покупке билета, и коли уж вы дошли до Сант-Аполлинаре, далее точно не заблудитесь))) О всех равеннских мозаиках есть неплохие статьи в русской Вики (еще бы! я там соавторствовал, скромность – наше всё), так что за историческими и архитектурными подробностями я отсылаю читателей к тем статьям. Мы же с вами будем наслаждаться мозаиками.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена при остготском короле-арианине Теодорихе Великом (правил в 493-526 годах), о чем до варварской барочной реконструкции можно было прочесть в пресвитерии. Изначально церковь была посвящена Христу Спасителю и примыкала к королевскому дворцу. После долгих Готских воин император Юстиниан сумел вернуть Италию в лоно империи, готы-ариане покинули полуостров, и арианские храмы были переданы православным. Бывшая базилика Христа Спасителя в 561 году была переосвящена в честь Мартина Турского. В 856 году сюда из церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе были перенесены мощи святого Аполлинария, первого епископа Равенны, и храм получил свое нынешнее имя (“нуово”, т.е. “новая”, объясняется тем, что в стенах Равенны была еще одна церковь в честь Аполлинария).

Портик, понятное дело, позднего происхождения. Достойна внимания лишь кампанила, круглая в плане, что свойственно для таких сооружений в Романье.

Читайте также:
Колледжи США: как поступить и особенности обучения в 2022 году

Я привел вас в Сант-Аполлинаре-Нуово, чтобы показать процессии мучеников и девственниц (на мозаиках, разумеется; в жизни церковные девы – это сплошной ПГМ, и таковых следует избегать любыми способами). На самом деле мозаик в базилике больше. Они расположены по южной и северной стенам в три ряда: на самом верху – евангельские сцены (для них требуется бинокль, в Сети есть только сканы из умных книжек, см.здесь: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Stories_of_Christ_mosaics_in_Sant’Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29), в среднем ряду череда неподписанных святых (они помещены между окнами, и фотографировать их – мука смертная, но есть в жизни герои: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Upper_zone_of_the_Byzantine_mosaics_in_the_nave_of_Sant’Apollinare_Nuovo_%28Ravenna%29). Мы же с вами ограничимся нижним рядом, который можно рассмотреть в деталях без применения оптических приборов и не рискуя ослепнуть от бьющего в глаза света из окон. Впрочем, фотографии я все равно буду брать из Вики; там, напомню, некий энтузиаст выложил их в супер-разрешении.

На южной стене из дворца Теодориха к сидящему на троне Христу Спасителю следует процессия из 26 святых мужей. Чаще всего их называют мучениками, но возглавляет их Мартин Турский, так что такое обобщение неверно. Время создания мозаик – предмет дискуссий, какая-то часть создана при готах, какая-то в эпоху византийского господства.

Ну а теперь мы с вами следуем вдоль южной стены с востока на запад.

Все святые наделены индивидуальными чертами, хотя, по-видимому, сложившегося иконографического канона тогда еще не было в помине. Все святые изображены еще в римских тогах и туниках, но уже с нимбами; они предлагают их венцы славы Христу – такое мы уже видели на более ранних мозаиках Баптистерия ариан.

Открывает шествие Мартин Турский – титульный святой базилики (на момент создания мозаик), он один облачен в темный плащ поверх белой тоги.

За ним следуют два папы-мученика – Климент I (Мы с вами были в его многослойной базилике в Риме http://sibeaster.livejournal.com/44203.html, для российского читателя Климент памятен тем, что по легенде был убит в нашем наисакральнейшем Крыму) и Сикст II (Помните его первоначальную гробницу в римских катакомбах Сан-Каллисто? А эпитафию Дамасия в его честь: В то время, когда меч пронзал утробу Матери (Церкви), я, погребённый здесь, был пастырем и учителем Слова Божия. Когда внезапно воины ворвались сюда и стащили меня с кафедры, все верные склонили свои головы под меч. Но пастырь, увидев, что другие готовы отнять у него пальму (мученичества), сам первым предложил свою голову, не желая, чтобы ярость (язычников) погубила паству”? http://sibeaster.livejournal.com/27265.html)

Следующим шествует святой Лаврентий – архидиакон папы Сикста II, погибший жуткой смертью в то же Валерианово гонение. Он – единственный изображен не в белой, а в золотой тунике.

Далее опять следуют два папы, почитавшиеся мучениками, а именно Ипполит и Корнелий. Оба, правда, умерли не от руки палача, а в ссылке, а Ипполит был еще и первым в истории антипапой, но за давностью веков их имена прочно заняли место в числе мучеников.

Переходим к следующей картинке.

За Ипполитом и Корнелием Римскими (первые два слева) следует священномученик Киприан Карфагенский. В нашей традиции он печально известен сгоряча ляпнутой фразой “Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец”, но в общем и целом он – настоящий герой веры. Сохранились его подлинные Мученические акты, то есть протоколы судебных заседаний, на которых Киприан свидетельствовал о вере. Казнен в Валерианово гонение в 258 году.

Четвёртого слева, мученика Кассиана, я знаю только по имени, а вот следующие двое – Иоанн и Павел – наши старинные знакомые, титульные святые римской базилики Санти-Джованни-э-Паоло (http://sibeaster.livejournal.com/19152.html) и венецианской Сан-Дзаниполо (был долгий рассказ, начало здесь: http://sibeaster.livejournal.com/91285.html). Согласно житию, два брата были римскими офицерами и христианами (такое бывало), а казнены были Юлианом Отступником за отказ от принесения языческих жертв. Легенда очень героическая, но, в отличие от истории Киприана, скорее всего является поздней выдумкой, о чем с прискорбием сообщает даже наша ПЭ: http://www.pravenc.ru/text/471229.html.
Пользуясь случаем, рекомендую рассказ http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/255816.html из френдленты; там очень много интересного рассказано о римской Санти-Джованни-э-Паоло.

Затем мы видим мученика Виталия (второй справа), за которым следуют его сыновья – миланские мученики Гервасий и Протасий. Чтобы увидеть Протасия, нужно сомтреть следующее фото:

На этом снимке Виталий, Гервасий и Протасий – третий, четвертый и пятый слева. О Виталии придется почитать в старой КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/15486a.htm. Как видите, его житие тоже сомнительно, но он нам ценен, во-первых, как патрон равеннской церкви Сан-Витале (на мой взгляд, лучшее, что есть в Равенне), а, во-вторых, как удобный предлог ничего не рассказывать о следующем за Протасием мученике Урсицине (шестой слева или второй справа). Ну а Гервасия и Протасия все, уверен, помнят по “Исповеди” блаженного Августина; к тому же, мы с вами видели их мощи в миланской Сант-Амброджо (http://sibeaster.livejournal.com/101857.html). Появление образов миланских мучеников Гервасия и Протасия в равеннских церквах (они есть не только в Сант-Аполлинаре-Нуово, но и в Сан-Витале) демонстрирует, как считается, зависимость равеннской церкви от миланской (по мне, так это весьма сомнительно, но с источниками спорить бесполезно)

Читайте также:
Почетное Консульство Австралии в Санкт-Петербурге

Последний справа святой написан с ошибкой; его имя Набор, а не Намор, а почитается он вместе со своим товарищем по мученичеству Феликсом (Набор и Феликс столь же неразрывны в церковном сознании, как и Гервасий с Протасием). Феликса нужно смотреть на следующем снимке (первый слева, а Набора фотограф “срезал”)

О Наборе и Феликсе можно кратко прочесть в КЭ: http://www.newadvent.org/cathen/10666b.htm. Еще их в полный рост можно увидать в каплле Сан-Витторе-ин-Чело-д’Оро все в той же миланской Сант-Амброджо: http://sibeaster.livejournal.com/102042.html. Ну и как в случае с Виталием, Урсицином, Иоанном, Павлом и проч. их житие вызывает серьезное сомнение в достоверности; в ходе литургической реформы их память (я опять о Наборе и Феликсе) исключена из Римского календаря.

Второй слева – святой Аполлинарий, первый епископ Равенны (http://www.pravenc.ru/text/75622.html) и мученик. На момент исполнения мозаики Аполлинарий никакого отношения к даннму храму не имел, мощи его были перенесены сюда лишь в 856 году. Поэтому-то процессию святых возглавляет первоначальный титульный святой Мартин Турский, а Аполлинарий плетется в конце помещен в хвост процессии.

Следующие двое (третий и четвертый слева) – два прославленных воина-мученика, Себастьян и Дмитрий Солунский. Как видите, в те далекие века из Себастьяна еще не сделали красавца-качка, чьи живописные и скульптурные изображения наводнили западные храмы. Даже профессию этих двух мучеников не угадать: белые одежды и венцы славы нивелировали все прежние знаки отличия.

За мучениками – воинами идет мученик-епископ Поликарп Смирнский (+156), принадлежавший к поколению Мужей апостольских, ученик Иоанна Богослова. Сохранилось его “Послание к Филиппийцам” (например, здесь: http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/poslanie_k_filipiicam), а о мученичестве самого Поликарпа рассказывается в Окружном послании Смирнской церкви (http://azbyka.ru/otechnik/Polikarp_Smirnskij/o_muchenichestve/).

За Поликарпом следует (крайний справа) очень известный западный святой – Викентий Сарагосский (http://www.pravenc.ru/text/158452.html).

Последняя фотография – “хвост” процессии

Поскольку великое терпение читателей и мои собственные скромные познания небезграничны, то просто перечислю мучеников, замыкающих процессию: Панкратий (Римский или Тавроменийский, т.е. Таорминский; они оба были широко известныи почитаемы), Хрисогон (ему посвящена римская базилика в Трастевере), Прот, Иовиний и Сабин. По замыслу мозаичистов процессия стартовала из некоего дворца (palatium):

Как вы помните, базилика при Теодорихе находилась рядом с королевским дворцом, и есть ненулевые основания полагать, что изначально ко Христу шли не мученики, а Теодорих со своими приближенными. Византийцы, заняв Равенну, изображения еретиков изничтожили, но сохранили саму концепцию процессии, только теперь в этом крестном ходе шли не ариане, а безупречно православные святые.

Мы с вами, напомню, посмотрели пока что только южную (ткск, “мужскую”) стену базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. Будет еще северная – “женская” сторона. Не отключайтесь.

Сант-Аполлинаре-Нуово

Сант-Аполлинаре-Нуово – трехнефная базилика в Равенне , Италия . Он наиболее известен – как и другие восточно-готические и византийские церкви Равенны – из-за мозаики стен внутри. Сант-Аполлинаре-Нуово вместе с другими ранними церковными зданиями Равенны внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

содержание

  • 1 рассказ
  • План 2 этажа
  • 3 внешний вид
  • 4 дизайн интерьера
    • 4.1 Архитектурные элементы
    • 4.2 мозаика
  • 5 веб-ссылок
  • 6 литературы
  • 7 индивидуальных доказательств

история

Здание было построено при Теодорике Великом и было посвящено Христу Искупителю в конце 5-го или начале 6-го века . Сохранилась строительная надпись (она воспроизведена , среди прочего, летописцем Агнеллом в его Liber Pontificalis Ravennatis ); однако это не позволяет более близкого знакомства. Понятно только, что церковь была построена при Теодорике a foundationis, то есть из фундаментных стен.

Здание построено по образцу трехнефных базилик ( “ королевских залов ”) римской архитектуры, которые все еще существовали в большом количестве во времена Великого переселения народов , которые в древности использовались не только для некоторых Aula regia (зрительный зал). правителя) в более узком смысле, но часто также использовались для придворных или рыночных залов. С точки зрения времени, здание находится на переходе от поздней античности к дороманскому , что, особенно в Равенне, также показывает параллели с ранневизантийской архитектурой в то же время (особенно мозаики). Теодорих вырос при дворе восточно-римского императора Льва I в Константинополе , служил высокопоставленным офицером в восточно-римской армии и в 490/491 году победил Одоакра в Италии в качестве рекса Союза готов и magister militum от имени императора. Зенон .

Читайте также:
Все об отдыхе и пляжах в Венеции, Италия в 2022 году

После 540 года, когда византийцы включили город в свои владения и арианство было объявлено ересью, базилика стала покровительницей Св. Сообщает Мартин . Это произошло при тогдашнем архиепископе Равенна Агнелле. Примерно в середине 9 века, когда мощи св. Аполлинария , первого епископа Равенны, перевели из церкви Сант-Аполлинаре в Классе в церковь Святого Мартина в городских стенах, церковь была освящена под патронажем. Базилика Сант-Аполлинаре в Классе находилась снаружи и была более доступной для мародеров. Дополнение nuovo было дано в названии, чтобы отличать его от Sant’Apollinare in Veclo .

Во время Первой мировой войны в церковь во время австро-венгерского налета на Равенну 12 февраля 1916 года взорвалась авиационная бомба, в результате чего главный фасад частично обрушился. Некоторые мозаики также были разрушены во время нападения. Нападение спровоцировало Папа Бенедикт XV. направить официальную ноту протеста императору Францу Иосифу I , в которой он осудил нападения на незащищенные города, церкви и культурные ценности.

Макет

Большая часть оригинальной базилики VI века сохранилась. Первоначальная апсида была снесена. Ремонтные и расширенные работы, такие как портик западного входа, который первоначально соединял церковь с главным плато, был перестроен францисканцами в 1513 году и обновлен в 1916 году из-за повреждения от бомбы. Колокольня на юго-западном фасаде была добавлена ​​около 1000 г. Далее следуют расширение часовен на северном проходе и удлиненный хор XVI и XVIII веков на восточной стороне.

Внешний дизайн

Сегодня на фасаде представлена ​​простая мраморная колоннада XVI века. Наружные стены проходов структурированы арочными окнами, безоконными панелями и прочными пилястровыми лентами. Карниз, состоящий из трехъярусной кирпичной ленты, соединяет оконные арки с пилястрами – элементом, который все чаще используется в зданиях на севере Сирии.

На цилиндрической колокольне высотой 38 метров расположены одноарочные окна на нижних этажах, двухарочные окна на верхних этажах и трехарочные романо-оттонские окна на верхних этажах. Это делает башню более узкой. Форма башни восходит к римской военной архитектуре; Здесь такие башни в основном интегрировали в укрепления городской стены.

Дизайн интерьера

Архитектурные элементы

Внутреннее пространство имеет длину 35 метров и ширину 21 метр и состоит из приподнятого центрального нефа и двух нижних проходов, каждый из которых разделен рядом колонн. Колонны сделаны из мрамора, привезенного из Константинополя, и имеют капитель из лиры или листа кожи. Это простая форма коринфской капители : листья аканта менее сложны и имеют грубый орнамент. Колонны соединены кессонными арками . Выше – центральная стена нефа с богато оформленным мозаичным полем. До 16 века между аркадной зоной и мозаикой была еще одна полоса шириной 1,5 метра, которую францисканцы убрали , когда в 1611 году подняли уровень пола . Верхний этаж состоит из одиннадцати окон каждого, пространство между которыми украшены с другими мозаичными представлениями. Нынешний кессонный потолок датируется 16 веком. Он заменяет оригинальный потолок, известный своей великолепной мозаикой «Св. Мартин в Goldhimmel ». Апсиду обновили в 1950 году. Скорее всего, он был украшен мозаикой, разрушенной во время землетрясения в VII веке.

Мозаика

Когда-то весь интерьер был украшен мозаикой. Сегодня остались только мозаики в центральном нефе. В основном они происходят из времен Теодориха. На южной стене центрального нефа изображено шествие из 26 мужчин- святых , чье шествие св. Цитируется Мартин. В уменьшенных святые носят простые белые туники, но St. Мартин – пурпурное платье, а св. Лаврентий получил золотую одежду, потому что его очень почитали в Равенне. Мученики несут венки и мученическую ладонь в покрытых покрывалом руках . Надпись над их головами идентифицирует их. Они движутся с запада – дворец – на восток, к восседающему на троне Христу, которого окружают два ангела.

На противоположной стене изображено шествие из 22 девственниц-мучеников, движущихся из класса к Богородице на троне с младенцем в окружении четырех ангелов . Девы носят расшитые золотом туники и белые покрывала и, подобно мученикам- мужчинам , несут в своей покрытой покрывалом руке венок победы. Во главе святых дев мудрецы идут с Востока.

В верхнем проходе между окнами можно увидеть 32 изображения апостолов и пророков. Над ним чередуются изображения чудес и Страстей Христовых, а также навесы в прямоугольных полях. Изображения расположены не в соответствии с хронологией Библии, а в порядке литургического чтения .

Читайте также:
Как в 2022 году вписать данные о ребенке в родительский загранпаспорт

Христос носит скипетр после восстановления в 1860 году . Изначально у него была открытая книга, в которой читалось « Ego sum rex gloriae» («Я Король Славы»). Также заслуживают внимания мозаики, на которых изображены дворец Теодориха и городской порт Классис возле входа в церковь . После завоевания Равенны войсками Восточной Римской империи в 540 г. изображения Теодориха и его придворных были удалены с них и заменены изображениями занавесей; Однако, если вы присмотритесь, вы все равно можете увидеть руки фигур, когда-то изображенных в нескольких местах.

Выходные в Равенне

Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

Великолепие былых времён подарило Равенне бесценное монументальное достояние. Целых восемь равеннских построек были внесены ЮНЕСКО в перечень объектов Всемирного наследия. Это базилика Сан-Витале, мавзолей Галлы Плацидии, Баптистерий православных, капелла апостола Андрея, Арианский баптистерий, базилика Сант-Аполлинаре-Нуово, мавзолей Теодориха и базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе.

Крещение Христа, центральная мозаика купола баптистерия православных © ribeiroantonio / Shutterstock.com

Именно в Равенне похоронен Данте Алигьери; его гробница расположена в центре города, у стен базилики Сан-Франческо, рядом с небольшой часовней Квардрарко-ди-Браччофорте. Из уважения к праху величайшего поэта Италии на этой небольшой площади даже установлен специальный режим тишины. В сентябре (Данте скончался 14 сентября 1321 г.) здесь ежегодно проводятся торжества и публичные мероприятия в честь поэта.

Могила Данте / cittadarte.emilia-romagna.it

Прогуливаясь по старому городу Равенны пешком или катаясь по нему на велосипеде, вы погружаетесь в тысячелетнюю историю, в мир древних римлян и людей эпохи Возрождения, и далее вплоть до XIX в., когда Равенну заново открыли такие выдающиеся европейцы, как лорд Байрон, Оскар Уайльд, Зигмунд Фрейд и Густав Климт.

Что посмотреть

Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале / Shutterstock.com

Базилика Сан-Витале — один из главных памятников раннехристианского искусства в Италии, замечательный прежде всего своими мозаиками. Всякий, кто заходит в эту церковь, испытывает похожие ощущения: высота пространства захватывает взгляд, великолепные мозаики апсиды восхищают, обширный объём купола, покрытого росписями в стиле барокко, завораживает.

Мозаика в апсиде / Shutterstock.com

Ещё одно сокровище таится в пресвитерии: справа от алтаря на полу изображён лабиринт, извилистым путём ведущий в самый центр базилики. Найти выход из лабиринта означает пройти очищение и возродиться. Завершив этот путь, можно поднять глаза к алтарю и полюбоваться мозаиками, которые считаются одними из прекраснейших в истории христианского искусства.

Адрес: via Argentario, 22

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Цилиндрическая колокольня IX в. / Shutterstock.com

Этот грандиозный и торжественный храм возвышается примерно в 8 километрах от центра Равенны. Его называли величайшим образцом раннехристианской базилики; здание сохраняет красоту своей первоначальной структуры, а интерьер его украшают великолепные многоцветные мозаики.

Адрес: via Romea Sud, 224

Интерьер базилики / Shutterstock.com

Мавзолей Галлы Плацидии

Интерьер мавзолея © vvoe / Shutterstock.com

Галла Плацидия, сестра императора Гонория (именно он перенёс столицу Западной Римской империи из Милана в Равенну в 402 г.), заказала для себя этот небольшой мавзолей; правда, её прах был похоронен не здесь а, по всей вероятности, в Риме. Снаружи здание выглядит очень просто и скромно, зато декоративный аппарат интерьера поражает богатством и великолепием: верхний уровень полностью покрыт мозаиками, которые украшают стены, арки, люнеты и купол.

Здесь царит волшебная атмосфера. Бесчисленные звёзды на куполе веками впечатляли приезжавших в Равенну путешественников. Говорят, что американский композитор Коул Портер, который проводил здесь медовый месяц, был так сильно потрясён атмосферой маленького склепа и этими звёздами, что сочинил свою знаменитую песню «Night and Day».

Адрес: via Argentario, 22

Баптистерий православных (Баптистерий Неона)

Интерьер баптистерия © pisaphotography / Shutterstock.com

Баптистерий православных расположен чуть севернее нынешнего кафедрального собора Равенны. Он построен в V в. и является одним из древнейших памятников города. Интерьер поделен на два уровня аркад, размещённых друг над другом, и богато украшен мрамором в нижнем уровне и лепниной в срединном; надо всем этим — мозаики, с явными следами элленистическо-римского влияния. В центре купола помещается огромный медальон с изображением крещения Христа, по пояс погружённого в прозрачные воды реки Иордан.

Карл Густав Юнг, один из отцов психоанализа, побывал в Равенне начале XX в., и с особым восхищением отзывался именно об этих завораживающих изображениях.

Адрес: Piazza Duomo, 1

Капелла апостола Андрея

Мозаики капеллы / Wikimedia Сommons

Капелла святого Андрея построена в V-VI вв. и является единственным примером раннехристианской архиепископской капеллы, дошедшей до нас в целости и сохранности. Грандиозный декоративный аппарат капеллы посвящён прославлению Христа, изображённого здесь в образе воина.

Читайте также:
Как найти себе экскурсии на русском в любой точке мира

Адрес: Piazza Arcivescovado, 1

Арианский баптистерий

Купол баптистерия © vvoe / Shutterstock.com

Это здание восьмиугольной формы относится к концу V в. Декорации интерьера до нас не дошли, за исключением великолепного купола, украшенного мозаиками. В центральном медальоне изображено крещение Христа — обнажённого юноши по пояс в воде, — а вокруг помещаются двенадцать идущих апостолов.

Адрес: vicolo Degli Ariani, 1

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Фасад базилики © vvoe / Shutterstock.com

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово построена в начале VI в. Внутри сохранились замечательные мозаики на евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти Христовы).

Адрес: via Di Roma, 52

Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха / Shutterstock.com

Это сооружение было сооружено по распоряжению самого короля Теодориха в 520 г. Мавзолей полностью построен из блоков истрийского известняка и состоит из двух десятиугольных ярусов. Здание венчает огромный купол.

Адрес: via Delle Industrie, 14

Пляжи Равенны и парк Mirabilandia

Пляж в Марине-ди-Равенна / Shutterstock.com

В окрестностях Равенны множество разнообразных пляжей и морских курортов: например, городок Марина-ди-Равенна, погружённый в зелень пышной прибрежной сосновой рощи, появился ещё в 30-ые гг. Здесь вас ждут оборудованные пляжи и кристально чистое море.

А ещё не забывайте о парке развлечений для всей семьи Mirabilandia — он тоже расположен совсем недалеко от Равенны!

Кухня

Равенна особенно хорошо известна своим великолепным культурным и ландшафтным достоянием, но и с точки зрения гастрономии ей есть чем порадовать гостей.

Паста и супы с пастой доминируют в меню традиционных местных ресторанов. Самые известные специалитеты — это тальятелле, лазанья, строццапрети, которые здесь подают с насыщенным мясным рагу, а также золотистые пассателли с ароматом пармезана и мускатного ореха, а также каппеллетти с изумительной начинкой (сыр или рагу) — как самостоятельное блюдо или же в наваристом бульоне. Все первые блюда делают на основе домашней пасты и пользуются вполне заслуженной славой и спросом.

Пассателли с дарами моря / Shutterstock.com

Стоит сказать и о свинине, преимущественно приготовленной на гриле на древесном угле, гарниром к которой часто служит смесь свежих овощей «пинцимонио» (овощи макают в соль и оливковое масло).

В окрестностях, поближе к морю (но и в самой Равенне тоже) можно полакомиться ризотто-алла-маринара, тальолини с дарами моря, спагетти с черенками, а также попробовать многочисленные виды рыбы и моллюсков Адриатического моря, приготовленные на гриле.

Блюда из рыбы и мяса традиционно сопровождаются горячими и душистыми лепёшками (пьядинами) и — хотя бы для дегустации — незабываемым местным мягким сыром «Скваквероне-ди-Романья».

Пьядина с грудинкой панчетта и сыром / Shutterstock.com

Ко всем этим блюдам превосходно подходят местные вина (Санджовезе, Треббьяно, Пагадебит). Не стоит забывать и о традиционных десертах: бискотти, тортелли с джемом, кренделя и песочные пироги, которые здесь принято обмакивать в сладкие вина — белое Альбана или красное Каньина.

Как добраться

Равенна находится на северо-востоке Италии, посреди Адриатического моря и Апеннин, в 75 километрах от столицы региона Болоньи. Благодаря сети автодорожной, железнодорожной и аэропортовой инфраструктуры до города легко добраться как с севера, так и с юга полуострова.

На самолёте

Ближайшие к Равенне аэропорты — это:
Аэропорт Болоньи им. Гульельмо Маркони — http://www.bologna-airport.it/
Аэропорт Римини им. Федерико Феллини — http://www.riminiairport.com/
Аэропорт Венеции им. Марко Поло — http://www.veniceairport.it/

На поезде/strong>

Вокзал в Равенне, открытый в 1863 году, находится недалеко от старого города, в 200 метрах от пешеходной зоны.
Равенна является частью региональных веток Римини-Феррара, Равенна-Болонья (через Кастальболоньезе и/или Фаэнцу) и Равенна-Фаэнца, а также межрегиональных веток Равенна-Флоренция (через Фаэнцу), Равенна-Рим (высокоскоростные поезда Frecciabianca), а летом сюда ходят поезда компании TPER (Бреша-Пезаро, Бергамо-Пезаро (Freccia Orobica) и Кремона-Пезаро).

На автомобиле

С севера в Равенну ведёт автомагистраль A14 из Болоньи, в которую вливаются автомагистрали A1 (Autostrada del Sole), A21 (Torino-Piacenza) и A22 (Autostrada del Brennero).
Из Венеции самый быстрый маршрут в Равенну проходит по шоссе SS309 Romea, в которую вливаются дороги из Падуи и Феррары (SS 16 Adriatica).
С юга, помимо автомагистралей A1 и A14, можно указать супермагистраль E45, которая соединяет Равенну с Римом через Апеннины, а также шоссе 16 Adriatica.

Контакты
Отдел туристической информации и услуг
Palazzo Rasponi dalle Teste
Piazza Kennedy, Ravenna
Тел. (+39) 0544.482680

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: