Где находится Петровский пассаж. Местоположение Петровский пассаж на карте Москвы и описание

Петровский пассаж

Петро́вский пасса́ж — торговый комплекс в виде пассажа, расположенный на улице Петровка в центре Москвы, имеет сквозной проход на улицу Неглинную, является памятником архитектуры регионального значения.

Содержание

История

Строительство, дореволюционный период

Идея строительства Пассажа на улице Петровка принадлежала Вере Ивановне Фирсановой [1] [2] , продолжательнице знаменитой московской купеческой династии Фирсановых, владелицы 23-х домов в Москве, усадьбы Середниково [3] и Сандуновских бань на Неглинной улице.

Для строительства Пассажа В. И. Фирсанова продает два солидных участка земли в столице с принадлежащими ей домами и получает крупную сумму, на которую и началось строительство нового магазина-пассажа. Строительство Пассажа было поручено в 1903 году архитекторам С. М. Калугину и Б. В. Фрейденбергу, которые до этого проектировали для В. И. Фирсановой комплекс Сандуновских бань. Пассаж был спланирован таким образом, чтобы торговые залы не изолировались друг от друга, а внутреннее пространство было единым. Сооружение перекрытий над торговыми рядами было осуществлено по проекту и при техническом руководстве знаменитого русского инженера В. Г. Шухова, который применил при перекрытии магазина широкие полуцилиндрические стеклянные своды. Общие затраты на строительство Пассажа составили более 1,5 миллиона рублей.

Строительство Пассажа длилось три года, и его открытие состоялось 20 февраля (7 февраля по ст. стилю) 1906 года. Фирсановский пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти различных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шелковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев», О. Зуббертъ и Ко, «Луи Крейцеръ — белье и галстуки», «Матильда Бариш — корсеты и зонты», товарищества кондитерских фабрик «Реномэ», «Конфеты и пастила. Абрикосов и сыновья» и многие другие.

В 1907 году в Пассаже открылся первый в России магазин французской фирмы «Гомонъ», торгующий кино- и фототоварами, а в 1910 году в подвальных помещениях начал работать ресторан и кофейная «Бристоль».

В тёмное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в принадлежащих В. И. Фирсановой Сандуновских банях) [4] .

Петровский пассаж в годы советской власти

В 1918 году Фирсановский пассаж был национализирован, и в скором времени из здания были выселены все магазины, многие помещения перегорожены фанерой, а на бывших торговых площадях была развёрнута постоянно действующая промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр [5] , а также размещена фабрика по пошиву белья для Красной армии. Пассаж из Фирсановского переименовали в Петровский (по названию улицы, на которой он расположен). В 1921 году в стену пассажа на улице Петровка был вмонтирован барельеф — фигура «Рабочий» скульптора М. Манизера. Примечательно, что барельеф в настоящее время является самостоятельным памятником культурного наследия [6] .

Торговля вернулась в Пассаж лишь в 1928 году, но не в весь, а только в первый этаж [7] . На второй линии пассажа расположился Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей — Дирижаблестрой, где проектировались первые советские дирижабли, и в котором С 1931 по 1936 годы работал по контракту знаменитый итальянский конструктор Умберто Нобиле [5] . В Петровском пассаже размещался также аукционный зал, описанный в произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»

В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы.

В те же годы в здании разместились учреждения новой пролетарской культуры — «Клуб МУНИ» с залом на 620 мест, Клуб Госбанка, Клуб милиции [8] .

В годы Великой Отечественной войны на третий этаж Петровского пассажа поселили москвичей из разрушенных бомбёжками домов. Так в здании возникла огромная коммуналка.

В таком виде Петровский пассаж простоял вплоть до начала 1960-х годов, когда он стал филиалом Московского ЦУМа и в магазине снова закипела торговля. В 1963 году в Петровском пассаже разместилось вновь образованное торговое училище № 3, готовившее кадры для ЦУМа. [9]

Петровский пассаж сегодня

Петровский пассаж стал одним из первых московских универмагов, реконструированных по мировым стандартам. Реконструкцию здания в 1988—1990 годах провела известная турецкая строительная компания Enka. Церемонию открытия реконструированного Петровского пассажа освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Впоследствии арендаторы во многом нарушили планировочную структуру и отделку Пассажа, в частности закрыли большинство столь важных поперечных связей между линиями [10] .

После приватизации Пассажа, его акционерами стали несколько иностранных и российских компаний (Brunswick UBS Warburg, Reiter Investments Limited, ABN AMRO Bank, ЗАО «Трейдинвест»), а также топ-менеджеры предприятия [11] . Позднее рейдерская компания «Росбилдинг», возглавляемая С. Гордеевым, провела скупку акций магазина в интересах группы компаний «БИН», которая к сентябрю 2006 года стала основным акционером ОАО «Петровский пассаж» [12] . Около 80 % [13] торговых площадей арендует компания Михаила Куснировича Bosco di Ciliegi — это бутики Jean Paul Gaultier, Kenzo, Mandarina Duck, Moschino, La Perla и многие другие. Весь фасад Петровского пассажа с улицы Неглинной занимает салон красоты Articoli Salon, аптека Bosco и стоматологическая клиника BoscoClinica. Между двумя линиями Петровского пассажа со стороны улицы Неглинной расположен ресторан L’Altro Bosco.

По информации газеты Коммерсантъ, [14] структуры группы БИН Михаила Гуцериева могут передать в управление Bosco di Ciliegi Михаила Куснировича два знаменитых торговых центра — «Смоленский» и «Петровский» пассажи. Переговоры об этом стороны ведут уже больше года. Столичные брокеры торговой недвижимости считают, что соглашение об управлении может быть только «упаковкой» сделки по продаже центров.

Пассаж в произведениях литературы и искусства

Строки поэта Владимира Маяковского о Петровском пассаже:

С восторгом бросив подсолнухи лузгать, восторженно подняв бровки, читает работница: “Готовые блузки. Последний крик Петровки”!

Интересные факты

  • Герой Советского СоюзаИван Медведев был в Петровском пассаже в 1950-х годах заведующим отделом. В конце 1950-х годов он был осуждён на 10 лет за растрату, после чего лишён всех званий и наград.

Примечания

  1. Статья о В. И. Фирсановой на сайте www.serednikovo.ru
  2. Табель домовъ г. Москвы за 1901 год
  3. В. Гиляровский. Москва и москвичи
  4. Новости недвижимости:
  5. 12В.Сорокин, Памятные места на древней дороге в село Высокое
  6. Москомнаследие: Список объектов культурного наследия расположенных на исторической территории Белый город
  7. 100 лет Шуховским перекрытиям Петровского пассажа
  8. Сорокин В., Памятные места Неглинной улицы
  9. О Колледже Информация на сайте технологического колледжа № 14]
  10. ASM1_10 2001
  11. Петровский пассаж сменил хозяина Статья в журнале «Эксперт» от 28 января 2002 года
  12. Информация об ОАО «Петровский пассаж» на сайте Московской межбанковской валютной биржи
  13. «Смоленский пассаж» и «Петровский пассаж» могут передать Bosco Информация в журнале «Квадрум» от 11 июня 2008 года
  14. У Михаила Куснировича могут случиться пассажи Статья в газете «Коммерсантъ» от 11 июня 2008 года
Читайте также:
Страны шенгенского соглашения: список участниц, правила и виза

См. также

  • Главный универсальный магазин
  • Сандуновские бани
  • Пассаж Сан-Галли
  • Пассаж Солодовникова
  • Пассаж Попова

Ссылки

  • Владимир Григорьевич Шухов
  • Труды и дни инженера В. Г. Шухова
  • Петровский пассаж
  • Московские пассажи — вчера, сегодня, завтра

Литература

  • «В. Г. Шухов (1853—1939). Искусство конструкции.», Райнер Грефе, Оттмар Перчи, Ф. В. Шухов, М. М. Гаппоев и др., 192 стр., «Мир», Москва, 1994.
  • Шухова Е. М. Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России. — М .: Изд. МГТУ, 2003. — 368 с.
  • В. Сорокин. Памятные места на древней дороге в село Высокое. Наука и жизнь. 1991, № 2-9
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М .: O-Мастеръ, 2001. — 701 с. — (Строители России, ХХ век). — ISBN 5-9207-0001-7
  • «Vladimir G. Suchov 1853—1939. Die Kunst der sparsamen Konstruktion.», Rainer Graefe und andere, 192 S., Deutsche Verlags-Anstalt, Stuttgart, 1990.
  • «Arkhitektura i mnimosti»: The origins of Soviet avant-garde rationalist architecture in the Russian mystical-philosophical and mathematical intellectual tradition”,Elizabeth Cooper English, a dissertation in architecture, 264 p., University of Pennsylvania, 2000.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Петровский парк (Москва)
  • Петровский район Ставропольского края

Полезное

Смотреть что такое “Петровский пассаж” в других словарях:

Петровский Пассаж — (Воронеж,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Улица 20 летия ВЛКСМ 54A … Каталог отелей

Петровский пассаж — (, 10; , 13). Торговое здание Петровского пассажа построено в 1903—06 (архитекторы С.М. Калугин, , инженер ). Торговые помещения располагаются по сторонам двух широких 3 ярусных торговых галерей, перекрытых высокими стеклянными… … Москва (энциклопедия)

Петровский пассаж — Петр овский пасс аж (в Москве) … Русский орфографический словарь

Пассаж — (франц. passage, буквально проход, переход), тип торгового (реже делового) здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застеклённым покрытием. Пассажи строились преимущественно в… … Художественная энциклопедия

Пассаж (магазины) — Интерьер ГУМа Пассаж (от французского проход, переход) тип торгового здания, в котором магазины размещены ярусами по сторонам широкого прохода галереи, с остекленным перекрытием. Яркие представители Пассаж в Санкт… … Википедия

Пассаж Сан-Галли — Здание Пассаж Сан Галли … Википедия

Пассаж Попова — Здание Пассаж К. С. Попова … Википедия

Пассаж Солодовникова — Здание Пассаж Солодовникова … Википедия

Пассаж (здание) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пассаж (значения). Интерьер ГУМа Пассаж (фр. passage проход, переход)&#16 … Википедия

пассаж — а, м. 1) В архитектуре: тип торгового здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным покрытием. Петровский пассаж. 2) Часть музыкального произведения, музыкальная фраза,… … Популярный словарь русского языка

Отзыв: Торговый центр “Петровский пассаж” (Россия, Москва) – Атмосфера и стиль 19 века

Добрый день, хочу поделиться впечатлениями от прогулки в Петровском Пассаже, который находиться в самом центре Москвы.

Здание выглядит нарядно и празднично, к тому же является “объектом культурного наследия федерального значения” и находится под охраной государства.

Добраться очень просто:

От ближайших станций метро Театральная (Охотный ряд-Площадь революции) и Кузнецкий мост (Лубянка) можно дойти пешком за 10 минут, Петровский пассаж трудно не заметить, благодаря яркому синему цвету.

Также есть бесплатная парковка на 14 машин.

Работает торговый центр без выходных, с 10. до 22.00 с понедельника по субботу, в воскресенье – с 10.00 до 20.00.

Чувствуется смесь эпох – здесь и арки, и колонные, и советский барельеф “Рабочий”:

Внутри – атмосфера 19 – начала 20 века!

Пассаж открылся в 1900 году, здесь размещалось более 50 изысканных магазинов “для дам и господ”

После революции здесь была и фабрика, и дом культуры, аукцион – именно сюда приходили за стульями герои Ильфа и Петрова)

Петровский Пассаж успел побывать даже коммунальной квартирой, снова магазином и с конца 20 века – современным торговым центром.

Сейчас это очень стильный, изысканный торговый цент.

Иногда играет живая музыка, ноя ни разу не застала)

Очень светло, чисто, играет легкая классическая музыка.

В. Маяковский посвятил Петровскому пассажу несколько строк:

“С восторгом бросив подсолнухи лузгать,
восторженно подняв бровки,
читает работница:
«Готовые блузки.
Последний крик Петровки».

На первых двух этажах находятся магазины и кафе, 3 этаж занимают офисы.

Мне нравится внимание к деталям:

Торговый центр очень стильный, современный.

Оформление всегда разное, очень красиво перед Новым годом – устраиваются рождественские ярмарки, а перед 8 мартом продаются очень интересные букеты. Аллеи “утопают” в цветах.

“Петровский пассаж” немного напоминает ГУМ – стеклянная крыша, деление на линии.

Только пассаж более компактный и более дорогой.

Я хожу сюда “как в музей” после прогулки в центре Москвы.

Любуюсь интересными историческими интерьерами, которые выглядят очень современно и стильно:

Здесь просто отдыхаешь!!

Есть кафе, полагаю, не бюджетное.

Обычно прихожу сюда сытой. Если будете рядом с Петровской, можно заглянуть в харчевню “Мандариновый гусь”, блюда меня ни разу не разочаровали. И по цене доступно)

Читайте также:
Куда можно съездить на Новый год в России? Обзор вариантов и идей.

Кафе очень красивое:

Торговый центр успешно реконструировали в 1980 году:

Заглянуть советую!
Здесь красиво, приятная и расслабляющая атмосфера:

Рекомендую больше как исторический объект)

Также если Вы любите необычные интерьеры, могу посоветовать зайти в Елисеевский гастроном на Тверской.

Петровский пассаж

Здание
Петровский пассаж
Фирсановский пассаж

Фасад Петровского пассажа на улицу Петровка
55°45′45″ с. ш. 37°37′08″ в. д. H G Я O
Страна Россия
Москва улица Петровка, 10, Неглинная улица, 13
Архитектурный стиль эклектика
Автор проекта С. М. Калугин, при участии Б. В. Фрейденберга
Дата основания 1906
Строительство 1903—1906 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771410482910006 (ЕГРОКН ). Объект № 7710581000 (БД Викигида)
Состояние Отличное
Сайт boscofamily.ru/shopping-…
Медиафайлы на Викискладе

Петро́вский пасса́ж — торговый комплекс в виде пассажа, расположенный на улице Петровке в центре Москвы, имеет сквозной проход на улицу Неглинную, является памятником архитектуры федерального значения. С 2016 года находится полностью под управлением Bosco di Ciliegi.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Строительство, дореволюционный период
    • 1.2 Петровский пассаж в годы советской власти
    • 1.3 Петровский пассаж сегодня
  • 2 Пассаж в произведениях литературы и искусства
  • 3 Интересные факты
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

История [ править | править код ]

Строительство, дореволюционный период [ править | править код ]

Идея строительства пассажа на Петровке принадлежала Вере Ивановне Фирсановой [1] [2] , продолжательнице знаменитой московской купеческой династии Фирсановых, владелицы 23-х домов в Москве, усадьбы Середниково [3] и Сандуновских бань на Неглинной улице. С 1872 года владение в квартале между Петровкой и Неглинной числилось за её отцом, Иваном Григорьевичем [4] .

Для строительства пассажа В. И. Фирсанова продала два солидных участка земли в столице с принадлежащими ей домами и получила крупную сумму, на которую и началось строительство нового магазина-пассажа. Строительство пассажа было поручено в 1903 году архитекторам С. М. Калугину и Б. В. Фрейденбергу, которые до этого проектировали для В. И. Фирсановой комплекс Сандуновских бань. Обе линии пассажа имеют лёгкое световое перекрытие, устроенное с использованием системы скрепления металлических арок лучевыми затяжками, которая впервые была использована десятью годами ранее при сооружении Верхних торговых рядов. Система была изобретена директором Санкт-Петербургского Металлического завода Отто Крелем и была запатентована. В данном случае конструкции были рассчитаны и изготовлены компанией “Артур Коппель” [5] , очевидно, по лицензии Санкт-Петербургского Металлического завода. Мнение о причастности к строительству пассажа инженера В. Г. Шухова является ошибочным и относится к разряду городских легенд. Общие затраты на строительство пассажа составили более 1,5 миллиона рублей.

Строительство пассажа длилось три года, и его открытие состоялось 20 февраля (7 февраля по ст. стилю) 1906 года. Фирсановский пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти различных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шёлковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев», О. Зубберт и Ко, «Луи Крейцер — белье и галстуки», «Матильда Бариш — корсеты и зонты», товарищества кондитерских фабрик «Реномэ», «Конфеты и пастила. Абрикосов и сыновья» и многие другие.

В 1907 году в пассаже открылся первый в России магазин французской фирмы «Гомонъ», торгующий кино- и фототоварами, а в 1910 году в подвальных помещениях начал работать ресторан и кофейная «Бристоль».

В тёмное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в принадлежащих В. И. Фирсановой Сандуновских банях) [6] .

Петровский пассаж в годы советской власти [ править | править код ]

В 1918 году Фирсановский пассаж был национализирован, и в скором времени из здания были выселены все магазины, многие помещения перегорожены фанерой, а на бывших торговых площадях была развёрнута постоянно действующая промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр [7] , а также размещена фабрика по пошиву белья для Красной армии. Пассаж из Фирсановского переименовали в Петровский (по названию улицы, на которой он расположен). В 1921 году в стену пассажа на улице Петровка был вмонтирован барельеф — фигура «Рабочий» скульптора М. Манизера. Примечательно, что барельеф в настоящее время является самостоятельным памятником культурного наследия [8] .

Торговля вернулась в Пассаж лишь в 1928 году, но не в весь, а только в первый этаж [9] . На второй линии пассажа расположился Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей — Дирижаблестрой, где проектировались первые советские дирижабли, и в котором С 1931 по 1936 годы работал по контракту знаменитый итальянский конструктор Умберто Нобиле [7] . В Петровском пассаже размещался также аукционный зал, описанный в произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»

В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы.

В те же годы в здании разместились учреждения новой пролетарской культуры — «Клуб МУНИ» с залом на 620 мест, Клуб Госбанка, Клуб милиции [10] .

В годы Великой Отечественной войны на третий этаж Петровского пассажа поселили москвичей из разрушенных бомбёжками домов. Так в здании возникла огромная коммуналка.

В таком виде Петровский пассаж простоял вплоть до начала 1960-х годов, когда он стал филиалом Московского ЦУМа и в магазине снова закипела торговля. В 1963 году в Петровском пассаже разместилось вновь образованное торговое училище № 3, готовившее кадры для ЦУМа [11] [12] .

Петровский пассаж сегодня [ править | править код ]

Петровский пассаж стал одним из первых московских универмагов, реконструированных по мировым стандартам. Реконструкцию здания в 1988—1990 годах провела известная турецкая строительная компания «Enka». Церемонию открытия реконструированного Петровского пассажа освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Впоследствии арендаторы во многом нарушили планировочную структуру и отделку Пассажа, в частности закрыли большинство столь важных поперечных связей между линиями [13] .

После приватизации Пассажа, его акционерами стали несколько иностранных и российских компаний (Brunswick UBS Warburg, Reiter Investments Limited, ABN AMRO Bank, ЗАО «Трейдинвест»), а также топ-менеджеры предприятия [14] . 100 % [15] торговых площадей арендует компания Bosco di Ciliegi — это бутики Moschino, La Perla, Paul Smith, Jil Sander, Ermanno Scervino и многие другие. Весь фасад Петровского пассажа с улицы Неглинной занимает салон красоты Articoli Salon, аптека Bosco и стоматологическая клиника BoscoClinica. Между двумя линиями Петровского пассажа со стороны улицы Неглинной расположен ресторан L’Altro Bosco.

Читайте также:
Документы для выезда за границу: все основные + дополнительные исходя из направления

Пассаж в произведениях литературы и искусства [ править | править код ]

Строки поэта Владимира Маяковского о Петровском пассаже:

С восторгом бросив подсолнухи лузгать,

ПЕТРОВСКИЙ ПАССАЖ

Петровский пассаж, в момент своего открытия, носил название Фирсановский, так как принадлежал Вере Ивановне Фирсановой, был построен по ее инициативе и на ее средства.

В.И. Фирсанова была единственной дочерью известного московского предпринимателя – купца Ивана Григорьевича Фирсанова и стала достойной и успешной продолжательницей его дела.

Вере Ивановне достались в наследство от отца: лесоторговля, Сандуновские бани, усадьба Середниково, 23 дома с земельными участками в Москве, в том числе и землевладение в квартале между Петровкой и Неглинной, где и был впоследствии построен пассаж.

В.И.Фирсанова, как и ее отец, следовала лучшим купеческим традициям и вкладывала деньги не только в дело, но также была крупным благотворителем и меценатом. Она достроила в Москве, начатый еще ее отцом, 4-х этажный дом для вдов и сирот, а также постоянно выделяла средства на строительство церквей, школ и больниц.

Свою наследную усадьбу Середниково, представляющую собой великолепный архитектурно-парковый комплекс в стиле русского классицизма, В.И.Фирсанова сделала центром культурной жизни. В Середниково выступали и бывали самые известные артисты, композиторы, художники, такие как Федор Шаляпин, Сергей Рахманинов, Валентин Серов.

Землевладение между Петровкой и Неглинной Иван Григорьевич Фирсанов приобрел у художника А.Ф. Эйхендвальда в 1872 году. В собственность И.Г.Фирсанова перешло множество построек, находящихся на данном земельном участке, основными из которых были – каменный двухэтажный доходный дом с мезонином по улице Петровка и каменный трехэтажный доходный дом по улице Неглинной. Оба здания были выполнены в классическом стиле.

Само землевладение находилось в престижном районе, который продолжал свое активное формирование с начала 1820-х годов XIX века до конца столетия. После 1822 года участки по обеим сторонам Неглинной улицы продавались только привилегированным владельцам, которым предоставлялась длительная рассрочка, но при условии, что приобретенная земля будет застроена каменными домами не ниже 13 аршин высотой.

Таким образом, на улицах Петровка и Неглинная была сформирована застройка из 2-х и 3-х этажных домов, большинство из которых использовались как доходные. Помещения в них сдавались под магазины, трактиры, мастерские, фотоателье.

Вера Ивановна Фирсанова была очень удачливым предпринимателем. Все направления, в которых она работала, приносили ей большой доход. Но ей всегда хотелось создать нечто лучшее, особенное, опережающее время, в котором она жила.

Одним из таких передовых проектов, который Вера Ивановна осуществила вместе со своим мужем Алексеем Николаевичем Ганецким, стала перестройка Сандуновских бань. Открытие их, после реконструкции, состоялось в 1896 году.

Сандуновские бани и в своем первоначальном виде были одними из лучших в Москве, но изменения, произведенные в них Фирсановой, превзошли все ожидания как постоянных, так и новых посетителей.

Пышные эклектичные интерьеры, лучшие отделочные природные материалы, обилие элементов ручной работы поражали воображение, а передовые инженерные системы водоснабжения и собственная электростанция обеспечивали высочайший уровень сервиса. Банный комплекс также включал гостиницу и ресторан.

Проект оказался очень удачным, от посетителей не было отбоя. В Сандуновских банях побывали практически все известные люди того времени, среди которых были и именитые писатели, в последствии упоминавшие Сандуны в своих произведениях.

Возможно, этот столь удачный опыт и вдохновил Веру Ивановну на строительство пассажа между Петровкой и Неглинной.

На самом деле в данном районе Москвы уже существовало несколько пассажей, одним из которых являлась знаменитая «Галерея Голицына», построенная еще в 1839 году.

Но В.И.Фирсанова хотела не просто хороший магазин, а лучший – не имеющий аналогов в России. Разработку проекта она поручила архитектору Сергею Михайловичу Калугину. К работе также были привлечены архитектор Борис Викторович Фрейденберг и талантливый инженер Владимир Григорьевич Шухов. Выбор архитекторов Калугина и Фрейденберга был не случаен, так как они уже являлись авторами проекта реконструкции Сандуновских бань.

Для реализации проекта постройки торгового дома-пассажа требовались большие средства – полтора миллиона рублей. Эти средства В.И.Фирсанова получила от продажи двух крупных землевладений в Москве и вложила деньги в строительство, которое длилось с 1903-1906 годы.

Открытие пассажа состоялось 7 февраля (по старому стилю) 1906 года. Известность Фирсановой была столь велика, а репутация столь безупречна, что об открытии пассажа было размещено очень краткое и лаконичное рекламное объявление: «Открытие Пассажа последует 7 февраля с.г., о чем и доводит до сведения господ покупателей».

Несмотря на скромное объявление, весть об открытии нового необычного магазина быстро облетела Москву и вызвала огромный ажиотаж. Посмотреть новую торговую площадку пришло огромное количество людей и, в итоге, никто из них не был разочарован.

Пассаж собрал более 50-ти торговых павильонов, в каждом из которых разместились самые известные на тот момент российские и зарубежные торговые марки. Многие из арендаторов – купцов были поставщиками Императорского двора.

Здесь можно было купить сладости от Абрикосова, лучшие ткани от Маркушевича и Григорьева, белье и галстуки от Луи Крейцера, корсеты и зонты от Матильды Бариш. Через год после открытия в пассаже появился французский магазин «Гомонъ», предлагающий кино- и фототовары.

По ассортименту товаров, удобствам для обслуживания покупателей и красоте отделки этому магазину не было равных, что и сделало услуги многих других торговых точек совершенно ненужными.

В Фирсановский пассаж ходили не только за покупками. Здесь также назначали деловые и дружеские встречи, а многие посещали это место, чтобы просто полюбоваться красотой постройки.

АРХИТЕКТУРА ПЕТРОВСКОГО ПАССАЖА

Читайте также:
Что обязательно взять с собой на отдых в Турцию: советы

Трехэтажное здание, окрашенное в мягкий бежевый цвет, было выполнено в стиле модерн, и поражало своим масштабом и оформлением. Пассаж тянулся от Петровки до Неглинной и имел два фасада, формирующих красные линии этих улиц.

Два арочных сквозных прохода располагались в ризалитах увенчанных аттиками. Сами арки представляли собой стилизованные крестовые своды со штукатурными тягами и декоративной лепниной. Со стороны Петровки арки были украшены головами льва, а со стороны Неглинной фигурами львов со щитами. Окна здания были различных размеров и форм, часть из них имела необычную расстекловку.

Здание как внутри, так и снаружи изобиловало разнообразными архитектурными элементами: каннелированными колоннами и пилястрами с ионическими, тосканскими и коринфскими капителями, скульптурами, маскаронами и лепным декором с изображениями различных растений, а также греческого орнамента – меандра. В оформлении здания, подчеркивая его направленность, присутствовали множественные изображения кадуцея (жезла) бога Меркурия – покровителя торговли.

В оформлении были и свойственные модерну витражи, а также великолепные произведения художественного чугунного литья – разнообразные фонари, ограждения парапетов и лестниц.

Внутренние помещения поражали простором за счет того, что торговые залы не были изолированы друг от друга, а представляли собой единое пространство. Посетители ходили по ним как по улице. Возможно, поэтому даже фонари здесь напоминали по своей форме уличные.

Воздуха и света добавляли уникальные перекрытия инженера В.Г.Шухова, представляющие собой полуцилиндрические металлические фермы с остеклением.

Подвал, где располагались складские, хозяйственные и служебные помещения был выстроен по всей площади пассажа. В 1910 году на части этих площадей были открыты ресторан и кофейня «Бристоль».

Электроснабжение здания осуществлялось от электростанции Сандуновских бань, и в темное время Петровский пассаж всегда сиял огнями.

В целом, архитектура здания, уровень его инженерной оснащенности, а также предоставляемые в нем товары и услуги были уникальны для своего времени.

После Великой Октябрьской революции, в 1918 году пассаж Фирсановой был национализирован, торговые точки убраны и на их месте разместились – промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр и швейная фабрика, снабжавшая Красную Армию бельем. Тогда же новая власть сменила и название магазина, пассаж стал называться Петровским, по названию одной из улиц, на которых он расположен.

В 1921 году, со стороны улицы Петровка, в стену здания была вмонтирована фигура барельеф «Рабочий» (автор – скульптор М.Манизер). Это произведение монументального искусства сохранилось по сегодняшний день. Интересно, что будучи вмонтированным в здание, барельеф все же является самостоятельным объектом культурного наследия.

В сложные времена НЭПа (с 1921 года до конца 1920-х), молодой советской республике требовались деньги, и властью было принято решение о размещении в Петровском пассаже аукционной площадки. Выбор основывался на красоте и презентабельности здания, где можно было достойно выставлять на продажу различные ценности, в том числе и принадлежавшие царской семье.

Торговля частично вернулась в пассаж в 1928 году. Под нее отдали первый этаж. На второй линии расположился трест «Дирижабльстрой». Этот научно-исследовательский центр занимался производством дирижаблей, испытывал их, а затем строил и продавал проверенные образцы. Отношение к этим дирижаблям имел и знаменитый итальянский инженер-конструктор Умберто Нобиле, работавший в СССР по контракту с 1931 по 1936 годы. Также в здании размещались клубы различных организаций, в частности клуб Госбанка и клуб Милиции.

В годы Великой Отечественной войны третий этаж Петровского пассажа был превращен в огромную коммуналку, так как туда поселили москвичей, которые потеряли жилье после бомбежек.

Только в начале 1960-х годов в Петровский пассаж вернулась торговля, так как именно в это время он стал филиалом ЦУМа. По причине того, что для работы ЦУМа постоянно требовались квалифицированные кадры, в Петровском пассаже было решено также разместить торговое училище, обеспечивающее подготовку необходимых специалистов.

Масштабная реконструкция пассажа была проведена в 1988-1990 годы, после чего зданию был возвращен его исторический облик и при этом были созданы все условия, для того, чтобы торговое обслуживание в Петровском пассаже могло осуществляться по самым высоким мировым стандартам.

СУДЬБА В.И. ФИРСАНОВОЙ

После революции Вера Ивановна Фирсанова стала «лишенкой». Ее выселили из собственного дома на 1-й Мещанской улице и переселили в комнатку в коммунальной квартире в доме на Арбате, некогда полностью ей принадлежавшем.

В категорию «лишенцев» советская власть переводила практически всех неугодных людей исходя, прежде всего, из их социального происхождения. При этом граждане – «лишенцы», по новой Конституции, становились полностью бесправными. Они не могли оформить паспорт, участвовать в выборах, получать жилье и помощь в виде продовольствия, а также свободно перемещаться. В целом это означало лишения права на жизнь.

В такую невыносимую ситуацию попала и прожила в ней практически 10 лет бывшая хозяйка пассажа – Вера Ивановна Фирсанова. И в это сложное время ее выручила некогда масштабная меценатская деятельность, которая сдружила ее с Федором Шаляпиным.

Великий певец сначала помог Вере Ивановне устроиться гримершей в один из театров Москвы, а за то время что она работала, собрал средства и документы для ее выезда в Европу. В 1928 году Вера Ивановна выехала в Париж, но прожила она там совсем недолго, в 1934 году В.И. Фирсановой не стало.

Другие статьи

Объект культурного наследия федерального значения «Городская усадьба, конец XIX – начало XX вв.-Гранитная ограда по ули

Объект культурного наследия федерального значения (ансамбль) «Дом с оградой», конец XVIII века, середина XIX века г. Мо

РЕМОНТ ЧАСТИ ПОМЕЩЕНИЙ в СТРОЕНИИ 1 Работы по сохранению объекта культурного наследия. Выполнение проекта приспособлени

Выявленный объект культурного наследия «Жилой дом, начала XIX века» г. Москва, ул. Таганская, д.7 Выполненные работы Ре

Музей Маяковского

Государственный музей В. В. Маяковского

Музей Маяковского находится на Лубянском проезде в Москве. Он посвящен жизни и творчеству одной из наиболее выдающихся фигур русского литературно-художественного авангарда – Владимиру Маяковскому. Основанная в далеком 1938 году мемориально-литературная экспозиция сегодня входит в список самых неординарных культурных мест столицы, главным образом благодаря своим футуристичным интерьерам и нестандартному подходу к размещению выставочного материала.

Читайте также:
13 лучших термальных курортов Венгрии - фото, описание, карта

С 2013 года основное здание музея Маяковского закрыто в связи с плановыми ремонтными работами, но предположительно в 2018 г. дом поэта вновь откроет свои двери москвичам и гостям города.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Музей Маяковского

История музея Маяковского

История музея Маяковского началась с банальной жалобы, которую бывшая «муза авангарда», а по совместительству и владелица авторских прав на издание произведений классика, Лилия Брик, отправила самому И. Сталину. Текст письма недвусмысленно намекал на то, что советское правительство слишком быстро забыло заслуги «певца революции», в то время как было бы неплохо собрать в одном месте все материалы, касающиеся его творчества, в качестве культурного наследия для потомков. Безусловно, пеклась гражданка Брик больше о собственном благополучии, чем о подрастающем поколении, поскольку к 1935 году популярность Маяковского пошла на спад, в связи с чем доход от издания его сочинений снизился. Однако жалоба возымела свое действие, и в 1937 г. Моссовет постановил создать музей-библиотеку в Гендриковском переулке – в квартире, в которой поэт прожил вместе с четой Бриков вплоть до 1930 года.

Чтобы идеализировать облик советского авангардиста, взаимоотношения любовного треугольника Маяковский – Лиля – Осип Брик решили не афишировать. В итоге музей Маяковского превратился в классическую библиотечную выставку: скучноватую, зато приличную и не имеющую ничего общего с романтическими пристрастиями классика.

В 1967 году учреждение переехало на новую «квартиру», в бывший доходный дом И. Стахеева в районе Лубянского проезда. Когда-то в этом здании Маяковский имел отдельную комнатку, где впоследствии и застрелился. Попутно с «местом жительства» музей сменил и профиль, превратившись в литературно-мемориальный объект. В 1987 г. внутреннее убранство учреждения подверглось полной реконструкции, превратившей его в тот уникальный комплекс инсталляций, который встречал посетителей дома на Лубянском проезде вплоть до 2013 года.

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны музей Маяковского, в отличие от большинства других культурных учреждений столицы, работал в обычном режиме, ежедневно принимая посетителей.

Внутреннее оформление

Интерьер одной из самых оригинальных культурных площадок Москвы оформлен в виде «падающей» винтовой конструкции, оборудованной лестницей и занимающей 5 этажей дома на Лубянском проезде. Вершиной этой единой инсталляции является та самая «комнатенка-лодочка», которая когда-то была закреплена за поэтом, и в которой он закончил свои земные искания. По сути – это единственное историческое место во всем здании, сохранившее дух эпохи и некоторые следы присутствия своего известного хозяина.

Все остальные помещения музея Маяковского – сплошная ода советскому конструктивизму. Экспонаты и декоративные модули словно парят в воздухе, хаотично нависая над посетителями или замирая в свободном вертикальном падении. На территории музея практически не действуют законы симметрии и упорядоченности: здесь буйствует эффектный хаос из авангардистских композиций, плакатной живописи, литературных цитат и фотодокументов. Туристам, поверхностно знакомым с жизнью и творчеством поэта, лучше заказать полноценную экскурсию в компании гида, который растолкует назначение той или иной инсталляции, что позволит по-настоящему проникнуться атмосферой и понять, какие именно идеи стремились донести до зрителя создатели экспозиции. Кстати, фотосъемка в помещении не запрещена, но чтобы получить нормальные снимки, придется прихватить с собой вспышку: в большинстве залов освещение приглушенное.

Фонды

Основная доля демонстрируемых сегодня экспонатов была передана в музейную коллекцию родственниками поэта, в частности, его сестрами, а также единственной дочерью главного авангардиста союза – Патрисией Томпсон. Помимо традиционных рукописей, фотографий из личного архива и агитплакатов, сделавших из Маяковского первого советского рекламщика, в музее можно отыскать и кое-что из его личных вещей. Например, купленные во время поездки в Париж ботинки J.M. WESTON, которые классик очень берег, или стеклянный стакан, всегда сопровождавший поэта в поездках, так как «певец революции» очень боялся умереть от заражения крови, как его отец. Сохранился в музейных запасниках и лоскуток эпатажной желтой блузы в полоску, ставшей своего рода униформой раннего Маяковского.

Литературный фонд музея Маяковского насчитывает более 25 000 единиц хранения, среди которых прижизненные издания произведений поэта, а также воспоминания о нем современников.

Музей Маяковского сегодня

В 2013 году основную экспозицию на Лубянском проезде демонтировали, а здание закрыли на ремонт. При этом сам музей Маяковского продолжает работать, используя для размещения своих коллекций сторонние площадки, а также выезжая в регионы.

Кроме того, на Красной Пресне в квартире, принадлежавшей семье Маяковских, была открыта выставка «Дочка» в память об американской наследнице поэта – Патрисии Томпсон. В основу экспозиции положен фамильный архив миссис Томпсон, завещанный ей музею. Сама выставка состоит из двух частей. Первая из них рассказывает историю знакомства авангардиста с матерью Патрисии – Элли Джонс (Еленой Зиберт), а вторая часть демонстрирует историю семейства Зибертов. Посетить квартиру на Красной Пресне можно со вторника по субботу с 12:00 до 20:00 (в четверг с 13:00 до 21:00). Вход платный: стоимость взрослого билета с уже включенным экскурсионным обслуживанием – 300 руб., детского – 150 руб.

Как добраться

Добраться до основного здания музея Маяковского можно на метро – станция «Лубянка». Точный адрес объекта: г. Москва, Лубянский проезд 3/6, стр. 4.

Чтобы попасть на выставку «Дочка», придется доехать на метро до станции «Улица 1905 года», после чего отыскать на Красной Пресне дом под номером 36, где в 24-й квартире и расположилась вышеуказанная экспозиция.

«Маяковский долгострой». Почему ремонт музея продлится девять лет

Краткая история создания музея В. Маяковского

Музей открылся в столице в 1974 году и расположился в московской квартире поэта, в которой он прожил 11 лет вплоть до своего самоубийства 14 апреля 1930 года.
В начале 90-х прошлого столетия музей подвергся кардинальной реконструкции – было принято решение сломать существующие шаблоны и создать экспозицию, которая бы наиболее полно воплощала собой дух поэта, любившего ломать каноны, рушить клише.

Читайте также:
10 преимуществ путешествия на поезде

Фасад музея выполнен в постмодернистском стиле. На входе посетителей встречает огромная буква «Я», олицетворяющая самого поэта и тождественная названию его первого поэтического сборника.

Сокращенное наименование

: ГБУК г. Москвы ГММ

Полное наименование

: Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей В.В.Маяковского»

Почтовый адрес

: 101000, РФ, г. Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр. 4, станция метро «Лубянка»

Директор
— Лобов Алексей Викторович
Заместитель директора

— Капитоненко Николай Иванович

Заместитель директора по основной деятельности


Садовникова Юлия Николаевна
Ученый секретарь

— Качур Наталья Александровна

Начальник отдела мемориальных квартир

— Черкашина Наталья Юрьевна

Прием граждан

директор ГБУК г. Москвы «Государственного музея В.В. Маяковского», Алексей Викторович Лобов, осуществляет каждый первый понедельник месяца с 15:00 до 18:00 (по предварительной записи). Адрес: г. Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр. 4.

Официальная информация о ГБУК г. Москвы ГММ

Основное здание музея закрыто на капитальный ремонт

Телефон:
E-mail:
Адрес:

г. Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр. 4, станция метро «Лубянка»

Cхема проезда:

Площадка «Квартира на Большой Пресне»

Адрес

: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 36, стр. 1, кв. 24

Посещение по сеансам:

вторник, среда, пятница, суббота: 12:00 – 12:50; 13:00 – 13:50; 14:00 – 14:50; 16:00 – 16:50; 17:00 – 17:50; 18:00 – 18:50.

Четверг: 13:00 – 13:50; 14:00 – 14:50; 17:00 – 17:50; 18:00 – 18:50; 19:00 – 19:50.

С июля 2022 года на третьей неделе месяца в рамках акции «Московская музейная неделя» бесплатный день посещения — среда.

В один сеанс площадку могут посетить не более 5 человек. Для посещения необходимо приобретение электронного билета.

Экспресс-показ входит в стоимость входного билета.

  • Посещение возможно по билетам, заранее приобретенным онлайн на сайте mos.ru. Купить билет на площадку «Квартира на Большой Пресне».
  • Бесплатный проход учеников московских школ осуществляется при помощи валидации социальной карты москвича или «Москвёнок» и только в сопровождении лица, купившего онлайн-билет.
  • В день посещения следует прийти на площадку не ранее чем за 5 минут до начала сеанса, но не позднее, чем за 30 минут до его окончания.
  • Для посещения нужно показать сотруднику музея электронный билет (в распечатанном виде или в электронном виде с экрана мобильного устройства). При приобретении льготного билета следует также предъявить документ, подтверждающий наличие льготы.
  • Посещение возможно только при наличии маски и перчаток и с соблюдением дистанции 1,5 – 2 метра.

Возврат билетов осуществляется в соответствии с пользовательским соглашением сервиса «Покупка билетов в учреждениях культуры» на портале mos.ru.
Правила посещения площадки «Квартира на Большой Пресне»: читать

Площадка «Квартира в Студенецком переулке»

Телефон
Адрес:

г. Москва, Студенецкий пер., д. 6, кв. 20

Посещение по сеансам:

вторник, среда, пятница, суббота: 12:00 – 12:50; 13:00 – 13:50; 14:00 – 14:50; 16:00 – 16:50; 17:00 – 17:50; 18:00 – 18:50.

Четверг: 13:00 – 13:50; 14:00 – 14:50; 17:00 – 17:50; 18:00 – 18:50; 19:00 – 19:50.

С июля 2022 года на третьей неделе месяца в рамках акции «Московская музейная неделя» бесплатный день посещения — среда.

В один сеанс площадку могут посетить не более 5 человек. Для посещения необходимо приобретение электронного билета.

Экспресс-показ входит в стоимость входного билета.

  • Посещение возможно по билетам, заранее приобретенным онлайн на сайте mos.ru. Купить билет на площадку «Квартира в Студенецком переулке».
  • Бесплатный проход учеников московских школ осуществляется при помощи валидации социальной карты москвича или «Москвёнок» и только в сопровождении лица, купившего онлайн-билет.
  • В день посещения следует прийти на площадку не ранее чем за 5 минут до начала сеанса, но не позднее, чем за 30 минут до его окончания.
  • Для посещения нужно показать сотруднику музея электронный билет (в распечатанном виде или в электронном виде с экрана мобильного устройства). При приобретении льготного билета следует также предъявить документ, подтверждающий наличие льготы.
  • Посещение возможно только при наличии маски и перчаток и с соблюдением дистанции 1,5 – 2 метра.

Возврат билетов осуществляется в соответствии с пользовательским соглашением сервиса «Покупка билетов в учреждениях культуры» на портале mos.ru.
Правила посещения площадки «Квартира в Студенецком переулке»: читать

Экспозиция уникального музея

На сегодняшний день экспозиция музея Владимира Маяковского включает в себя около 50 тыс. экспонатов, представленных личными вещами поэта, его записными книжками и письмами, которые он писал друзьям и близким людям, прижизненные издания его произведений, книгами о его творчестве. Особая ценность – фонд семьи Маяковских – документы, рукописи родителей и сестер выдающегося поэта.

Однако в музее нельзя увидеть привычных стеклянных витрин, за которыми хранятся бесценные рукописи или раритетные вещи, нет залов, которые бы плавно перетекали один в другой. Музей Маяковского в Москве – это воплощение его жизненного лабиринта, причудливый памятник футуризму и авангарду.

Именно по этому лабиринту предлагает прокатиться лодочка – первая комната музея. Это некое преддверие, настраивающее посетителей на встречу с неординарным поэтом, все в своей жизни делавшим на пределе: любить, ненавидеть, страдать и сострадать, критиковать, отстаивать свои взгляды.

Вторая комната экспозиции – «Рождение», в которой под потолком висит перевернутый кувшин. Это воплощение идеи рождения поэта, появившегося на свет в Грузии, где, согласно традиции, при рождении ребенка в землю закапывается кувшин с вином на его будущую свадьбу.

Посетителей музей Маяковского потрясает своей самобытностью, оригинальностью, неоднозначностью. В нем нарушены привычные геометрические соотношения. Предметы, не раз становившиеся частью стихотворений поэта – штыки, стулья, бюст вождя пролетариата Владимира Ленина, подвешены на веревках и плавают в пространстве, проводя аллюзии и стихам-лесенкам.

Центральное место в музее отведено лестнице. В какой бы части экспозиции ни находился посетитель, он всегда оказывается на одной из ступеней, которые все вместе образуют веер.

Вместе с гостями музея, двигающимися по сложному лабиринту жизни Маяковского, двигаются и окружающие вещи – все крутится, колышется, ни секунды не находясь в статическом состоянии. На фоне всего этого необычайно аскетичной кажется 20-ти метровая комната поэта, своим минимализмом воплощающая его идею о борьбе с вещизмом. Главной целью создателей экспозиции в отношении этой комнаты было воссоздать атмосферу, в которой поэту пришла в голову мысль покончить с собой, передать ощущение безысходности, отсутствия чувств и желаний.

Читайте также:
Отдых на острове Крит: развлечения, достопримечательности, курорты и цены 2022

Музей Маяковского в Москве – место встреч поклонников творчества поэта. По четвергам здесь проходят литературные вечера с участием поэтов, писателей, артистов, художников. Звучат бардовские песни, необычное исполнение стихотворений поэта. Для школьников проводятся программы, посвященные детским стихотворениям Владимира Владимировича.

В музее имеется и кинозал, где показываются фильмы с Владимиром Маяковским, редкие кадры кинохроники с его участием.

Музей Маяковского

Видео: Музей Маяковского

История музея Маяковского

История музея Маяковского началась с банальной жалобы, которую бывшая «муза авангарда», а по совместительству и владелица авторских прав на издание произведений классика, Лилия Брик, отправила самому И. Сталину. Текст письма недвусмысленно намекал на то, что советское правительство слишком быстро забыло заслуги «певца революции», в то время как было бы неплохо собрать в одном месте все материалы, касающиеся его творчества, в качестве культурного наследия для потомков. Безусловно, пеклась гражданка Брик больше о собственном благополучии, чем о подрастающем поколении, поскольку к 1935 году популярность Маяковского пошла на спад, в связи с чем доход от издания его сочинений снизился. Однако жалоба возымела свое действие, и в 1937 г. Моссовет постановил создать музей-библиотеку в Гендриковском переулке – в квартире, в которой поэт прожил вместе с четой Бриков вплоть до 1930 года.

Чтобы идеализировать облик советского авангардиста, взаимоотношения любовного треугольника Маяковский – Лиля – Осип Брик решили не афишировать. В итоге музей Маяковского превратился в классическую библиотечную выставку: скучноватую, зато приличную и не имеющую ничего общего с романтическими пристрастиями классика.

В 1967 году учреждение переехало на новую «квартиру», в бывший доходный дом И. Стахеева в районе Лубянского проезда. Когда-то в этом здании Маяковский имел отдельную комнатку, где впоследствии и застрелился. Попутно с «местом жительства» музей сменил и профиль, превратившись в литературно-мемориальный объект. В 1987 г. внутреннее убранство учреждения подверглось полной реконструкции, превратившей его в тот уникальный комплекс инсталляций, который встречал посетителей дома на Лубянском проезде вплоть до 2013 года.

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны музей Маяковского, в отличие от большинства других культурных учреждений столицы, работал в обычном режиме, ежедневно принимая посетителей.

Внутреннее оформление

Интерьер одной из самых оригинальных культурных площадок Москвы оформлен в виде «падающей» винтовой конструкции, оборудованной лестницей и занимающей 5 этажей дома на Лубянском проезде. Вершиной этой единой инсталляции является та самая «комнатенка-лодочка», которая когда-то была закреплена за поэтом, и в которой он закончил свои земные искания. По сути – это единственное историческое место во всем здании, сохранившее дух эпохи и некоторые следы присутствия своего известного хозяина.

Все остальные помещения музея Маяковского – сплошная ода советскому конструктивизму. Экспонаты и декоративные модули словно парят в воздухе, хаотично нависая над посетителями или замирая в свободном вертикальном падении. На территории музея практически не действуют законы симметрии и упорядоченности: здесь буйствует эффектный хаос из авангардистских композиций, плакатной живописи, литературных цитат и фотодокументов. Туристам, поверхностно знакомым с жизнью и творчеством поэта, лучше заказать полноценную экскурсию в компании гида, который растолкует назначение той или иной инсталляции, что позволит по-настоящему проникнуться атмосферой и понять, какие именно идеи стремились донести до зрителя создатели экспозиции. Кстати, фотосъемка в помещении не запрещена, но чтобы получить нормальные снимки, придется прихватить с собой вспышку: в большинстве залов освещение приглушенное.

Фонды

Основная доля демонстрируемых сегодня экспонатов была передана в музейную коллекцию родственниками поэта, в частности, его сестрами, а также единственной дочерью главного авангардиста союза – Патрисией Томпсон. Помимо традиционных рукописей, фотографий из личного архива и агитплакатов, сделавших из Маяковского первого советского рекламщика, в музее можно отыскать и кое-что из его личных вещей. Например, купленные во время поездки в Париж ботинки J.M. WESTON, которые классик очень берег, или стеклянный стакан, всегда сопровождавший поэта в поездках, так как «певец революции» очень боялся умереть от заражения крови, как его отец. Сохранился в музейных запасниках и лоскуток эпатажной желтой блузы в полоску, ставшей своего рода униформой раннего Маяковского.

Литературный фонд музея Маяковского насчитывает более 25 000 единиц хранения, среди которых прижизненные издания произведений поэта, а также воспоминания о нем современников.

Музей Маяковского сегодня

В 2013 году основную экспозицию на Лубянском проезде демонтировали, а здание закрыли на ремонт. При этом сам музей Маяковского продолжает работать, используя для размещения своих коллекций сторонние площадки, а также выезжая в регионы.

Кроме того, на Красной Пресне в квартире, принадлежавшей семье Маяковских, была открыта выставка «Дочка» в память об американской наследнице поэта – Патрисии Томпсон. В основу экспозиции положен фамильный архив миссис Томпсон, завещанный ей музею. Сама выставка состоит из двух частей. Первая из них рассказывает историю знакомства авангардиста с матерью Патрисии – Элли Джонс (Еленой Зиберт), а вторая часть демонстрирует историю семейства Зибертов. Посетить квартиру на Красной Пресне можно со вторника по субботу с 12:00 до 20:00 (в четверг с 13:00 до 21:00). Вход платный: стоимость взрослого билета с уже включенным экскурсионным обслуживанием – 300 руб., детского – 150 руб.

Как добраться

Добраться до основного здания музея Маяковского можно на метро – станция «Лубянка». Точный адрес объекта: г. Москва, Лубянский проезд 3/6, стр. 4.

Чтобы попасть на выставку «Дочка», придется доехать на метро до станции «Улица 1905 года», после чего отыскать на Красной Пресне дом под номером 36, где в 24-й квартире и расположилась вышеуказанная экспозиция.

Читайте также:
Роды в европе с получением гражданства - 2022

Музей Маяковского откроется через два года

Реконструкция музея на Лубянке затягивается из-за пересмотра противопожарной безопасности, рассказал Business FM его директор Алексей Лобов


У входа в Государственный музей имени В. В. Маяковского. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

Реконструкция Государственного музея Владимира Маяковского на Лубянке затягивается еще на два года из-за пересмотра противопожарной безопасности помещения. Об этом Business FM рассказал директор музея Алексей Лобов.

Ранее Русская служба BBC сообщила, что любимый иностранными туристами музей по неизвестным причинам не открывается с 2012 года и, по-видимому, не откроется вовсе. По крайней мере, помещение пустует уже шесть лет.

Это не так: ремонт пришлось пересмотреть после трагического пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня». Ожидается, что московское правительство вскоре одобрит новый план реконструкции.

Художники продолжают собирать постоянную экспозицию, говорит директор Государственного музея Владимира Маяковского Алексей Лобов:

— У нас уникальная экспозиция, огромное атриумное пространство. К таким пространствам предъявляются особые требования. В сентябре — октябре в проект были внесены корректировки, сейчас он находится на согласовании. Мы надеемся, что в марте зайдут строители. Если в марте строители заходят, то примерный срок открытия музея с экспозицией — первая половина 2022 года. Параллельно идет процесс подготовки экспозиции. Музей работает и готовится к открытию. Мы подбираем экспонаты, что-то меняем и дополняем. Надеемся, что к концу 2022 — началу 2022 года мы откроемся.

— Насколько сильно изменится экспозиция? Чего ждать и к чему готовиться?

— Мы максимально сохраняем уникальные находки старой экспозиции. Естественно, мы не меняем структуру помещения. У нас будет музейное кафе. Мы переносим гардероб, появляется просторный книжный магазин. Наверное, главное решение принято авторами экспозиции, которые создавали ее в 1987-1989 годах. У музея появится выставочный зал.

Затягивание сроков открытия музея никак не связано с «Зимней вишней» и переменами в правилах противопожарной безопасности. На самом деле причина в недостаточном финансировании реконструкции музея, считает исполнительный директор группы Александр Старостин:

Александр Старостин исполнительный директор группы «Ничего не изменилось на самом деле. К этому факту идет притягивание за уши «Зимней вишни». Если проектная организация допускает нарушения в проектных решениях, соответственно, отправляется на доработку. Сроки работы затягиваются, скорее всего, из-за скудного финансирования. Это обычная практика строительства».

По словам директора музея Маяковского, старая экспозиция, за которую так ценят музей, полностью сохранится. Это внушительных размеров авангардные инсталляции в стиле плакатной живописи Маяковского, своеобразное путешествие по его жизни и творчеству по спиральной лестнице. Главная точка музея — квартира поэта.

Business FM ожидает комментария департамента культуры Москвы по поводу реконструкции музея.

Музей-квартира Владимира Маяковского на Красной Пресне

Краткая история создания музея В. Маяковского

Музей открылся в столице в 1974 году и расположился в московской квартире поэта, в которой он прожил 11 лет вплоть до своего самоубийства 14 апреля 1930 года.
В начале 90-х прошлого столетия музей подвергся кардинальной реконструкции – было принято решение сломать существующие шаблоны и создать экспозицию, которая бы наиболее полно воплощала собой дух поэта, любившего ломать каноны, рушить клише.

Фасад музея выполнен в постмодернистском стиле. На входе посетителей встречает огромная буква «Я», олицетворяющая самого поэта и тождественная названию его первого поэтического сборника.

Что посмотреть


Элли Джонс

Сегодня приобщиться к жизни и творчеству Владимира Маяковского можно на музейной площадке на Красной Пресне. В квартире, где когда-то поэт жил с матерью и сестрами, работает выставка «Дочка», на которой представлены материалы, собранные американской дочерью поэта.

Соединенные Штаты поэт впервые посетил в 1925 году. Здесь он и встретил русскую эмигрантку Элли Джонс. У молодых людей завязался роман, итогом которого стало появление на свет ребенка, девочки Элен-Патриции.

В России Маяковский никому не рассказывал об это связи. И биографы долго ломали головы, обнаружив в его блокноте запись: «Дочка». Лишь спустя 60 лет после смерти поэта Патриция решилась рассказать тайну своего рождения.

Экспозиция уникального музея

На сегодняшний день экспозиция музея Владимира Маяковского включает в себя около 50 тыс. экспонатов, представленных личными вещами поэта, его записными книжками и письмами, которые он писал друзьям и близким людям, прижизненные издания его произведений, книгами о его творчестве. Особая ценность – фонд семьи Маяковских – документы, рукописи родителей и сестер выдающегося поэта.

Однако в музее нельзя увидеть привычных стеклянных витрин, за которыми хранятся бесценные рукописи или раритетные вещи, нет залов, которые бы плавно перетекали один в другой. Музей Маяковского в Москве – это воплощение его жизненного лабиринта, причудливый памятник футуризму и авангарду.

Именно по этому лабиринту предлагает прокатиться лодочка – первая комната музея. Это некое преддверие, настраивающее посетителей на встречу с неординарным поэтом, все в своей жизни делавшим на пределе: любить, ненавидеть, страдать и сострадать, критиковать, отстаивать свои взгляды.

Вторая комната экспозиции – «Рождение», в которой под потолком висит перевернутый кувшин. Это воплощение идеи рождения поэта, появившегося на свет в Грузии, где, согласно традиции, при рождении ребенка в землю закапывается кувшин с вином на его будущую свадьбу.

Посетителей музей Маяковского потрясает своей самобытностью, оригинальностью, неоднозначностью. В нем нарушены привычные геометрические соотношения. Предметы, не раз становившиеся частью стихотворений поэта – штыки, стулья, бюст вождя пролетариата Владимира Ленина, подвешены на веревках и плавают в пространстве, проводя аллюзии и стихам-лесенкам.

Центральное место в музее отведено лестнице. В какой бы части экспозиции ни находился посетитель, он всегда оказывается на одной из ступеней, которые все вместе образуют веер.

Вместе с гостями музея, двигающимися по сложному лабиринту жизни Маяковского, двигаются и окружающие вещи – все крутится, колышется, ни секунды не находясь в статическом состоянии. На фоне всего этого необычайно аскетичной кажется 20-ти метровая комната поэта, своим минимализмом воплощающая его идею о борьбе с вещизмом. Главной целью создателей экспозиции в отношении этой комнаты было воссоздать атмосферу, в которой поэту пришла в голову мысль покончить с собой, передать ощущение безысходности, отсутствия чувств и желаний.

Читайте также:
Погода на Кипре по месяцам и температура воды. Отзывы, курорты Кипра

Музей Маяковского в Москве – место встреч поклонников творчества поэта. По четвергам здесь проходят литературные вечера с участием поэтов, писателей, артистов, художников. Звучат бардовские песни, необычное исполнение стихотворений поэта. Для школьников проводятся программы, посвященные детским стихотворениям Владимира Владимировича.

В музее имеется и кинозал, где показываются фильмы с Владимиром Маяковским, редкие кадры кинохроники с его участием.

Музей Маяковского

Видео: Музей Маяковского

История музея Маяковского

История музея Маяковского началась с банальной жалобы, которую бывшая «муза авангарда», а по совместительству и владелица авторских прав на издание произведений классика, Лилия Брик, отправила самому И. Сталину. Текст письма недвусмысленно намекал на то, что советское правительство слишком быстро забыло заслуги «певца революции», в то время как было бы неплохо собрать в одном месте все материалы, касающиеся его творчества, в качестве культурного наследия для потомков. Безусловно, пеклась гражданка Брик больше о собственном благополучии, чем о подрастающем поколении, поскольку к 1935 году популярность Маяковского пошла на спад, в связи с чем доход от издания его сочинений снизился. Однако жалоба возымела свое действие, и в 1937 г. Моссовет постановил создать музей-библиотеку в Гендриковском переулке – в квартире, в которой поэт прожил вместе с четой Бриков вплоть до 1930 года.

Чтобы идеализировать облик советского авангардиста, взаимоотношения любовного треугольника Маяковский – Лиля – Осип Брик решили не афишировать. В итоге музей Маяковского превратился в классическую библиотечную выставку: скучноватую, зато приличную и не имеющую ничего общего с романтическими пристрастиями классика.

В 1967 году учреждение переехало на новую «квартиру», в бывший доходный дом И. Стахеева в районе Лубянского проезда. Когда-то в этом здании Маяковский имел отдельную комнатку, где впоследствии и застрелился. Попутно с «местом жительства» музей сменил и профиль, превратившись в литературно-мемориальный объект. В 1987 г. внутреннее убранство учреждения подверглось полной реконструкции, превратившей его в тот уникальный комплекс инсталляций, который встречал посетителей дома на Лубянском проезде вплоть до 2013 года.

Интересный факт: во время Великой Отечественной войны музей Маяковского, в отличие от большинства других культурных учреждений столицы, работал в обычном режиме, ежедневно принимая посетителей.

Внутреннее оформление

Интерьер одной из самых оригинальных культурных площадок Москвы оформлен в виде «падающей» винтовой конструкции, оборудованной лестницей и занимающей 5 этажей дома на Лубянском проезде. Вершиной этой единой инсталляции является та самая «комнатенка-лодочка», которая когда-то была закреплена за поэтом, и в которой он закончил свои земные искания. По сути – это единственное историческое место во всем здании, сохранившее дух эпохи и некоторые следы присутствия своего известного хозяина.

Все остальные помещения музея Маяковского – сплошная ода советскому конструктивизму. Экспонаты и декоративные модули словно парят в воздухе, хаотично нависая над посетителями или замирая в свободном вертикальном падении. На территории музея практически не действуют законы симметрии и упорядоченности: здесь буйствует эффектный хаос из авангардистских композиций, плакатной живописи, литературных цитат и фотодокументов. Туристам, поверхностно знакомым с жизнью и творчеством поэта, лучше заказать полноценную экскурсию в компании гида, который растолкует назначение той или иной инсталляции, что позволит по-настоящему проникнуться атмосферой и понять, какие именно идеи стремились донести до зрителя создатели экспозиции. Кстати, фотосъемка в помещении не запрещена, но чтобы получить нормальные снимки, придется прихватить с собой вспышку: в большинстве залов освещение приглушенное.

Фонды

Основная доля демонстрируемых сегодня экспонатов была передана в музейную коллекцию родственниками поэта, в частности, его сестрами, а также единственной дочерью главного авангардиста союза – Патрисией Томпсон. Помимо традиционных рукописей, фотографий из личного архива и агитплакатов, сделавших из Маяковского первого советского рекламщика, в музее можно отыскать и кое-что из его личных вещей. Например, купленные во время поездки в Париж ботинки J.M. WESTON, которые классик очень берег, или стеклянный стакан, всегда сопровождавший поэта в поездках, так как «певец революции» очень боялся умереть от заражения крови, как его отец. Сохранился в музейных запасниках и лоскуток эпатажной желтой блузы в полоску, ставшей своего рода униформой раннего Маяковского.

Литературный фонд музея Маяковского насчитывает более 25 000 единиц хранения, среди которых прижизненные издания произведений поэта, а также воспоминания о нем современников.

Музей Маяковского сегодня

В 2013 году основную экспозицию на Лубянском проезде демонтировали, а здание закрыли на ремонт. При этом сам музей Маяковского продолжает работать, используя для размещения своих коллекций сторонние площадки, а также выезжая в регионы.

Кроме того, на Красной Пресне в квартире, принадлежавшей семье Маяковских, была открыта выставка «Дочка» в память об американской наследнице поэта – Патрисии Томпсон. В основу экспозиции положен фамильный архив миссис Томпсон, завещанный ей музею. Сама выставка состоит из двух частей. Первая из них рассказывает историю знакомства авангардиста с матерью Патрисии – Элли Джонс (Еленой Зиберт), а вторая часть демонстрирует историю семейства Зибертов. Посетить квартиру на Красной Пресне можно со вторника по субботу с 12:00 до 20:00 (в четверг с 13:00 до 21:00). Вход платный: стоимость взрослого билета с уже включенным экскурсионным обслуживанием – 300 руб., детского – 150 руб.

Как добраться

Добраться до основного здания музея Маяковского можно на метро – станция «Лубянка». Точный адрес объекта: г. Москва, Лубянский проезд 3/6, стр. 4.

Чтобы попасть на выставку «Дочка», придется доехать на метро до станции «Улица 1905 года», после чего отыскать на Красной Пресне дом под номером 36, где в 24-й квартире и расположилась вышеуказанная экспозиция.

Музей Маяковского откроется через два года

Реконструкция музея на Лубянке затягивается из-за пересмотра противопожарной безопасности, рассказал Business FM его директор Алексей Лобов

Читайте также:
Фото Национального парка Тонгариро (248 фото)


У входа в Государственный музей имени В. В. Маяковского. Фото: Александра Мудрац/ТАСС

Реконструкция Государственного музея Владимира Маяковского на Лубянке затягивается еще на два года из-за пересмотра противопожарной безопасности помещения. Об этом Business FM рассказал директор музея Алексей Лобов.

Ранее Русская служба BBC сообщила, что любимый иностранными туристами музей по неизвестным причинам не открывается с 2012 года и, по-видимому, не откроется вовсе. По крайней мере, помещение пустует уже шесть лет.

Это не так: ремонт пришлось пересмотреть после трагического пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня». Ожидается, что московское правительство вскоре одобрит новый план реконструкции.

Художники продолжают собирать постоянную экспозицию, говорит директор Государственного музея Владимира Маяковского Алексей Лобов:

— У нас уникальная экспозиция, огромное атриумное пространство. К таким пространствам предъявляются особые требования. В сентябре — октябре в проект были внесены корректировки, сейчас он находится на согласовании. Мы надеемся, что в марте зайдут строители. Если в марте строители заходят, то примерный срок открытия музея с экспозицией — первая половина 2022 года. Параллельно идет процесс подготовки экспозиции. Музей работает и готовится к открытию. Мы подбираем экспонаты, что-то меняем и дополняем. Надеемся, что к концу 2022 — началу 2022 года мы откроемся.

— Насколько сильно изменится экспозиция? Чего ждать и к чему готовиться?

— Мы максимально сохраняем уникальные находки старой экспозиции. Естественно, мы не меняем структуру помещения. У нас будет музейное кафе. Мы переносим гардероб, появляется просторный книжный магазин. Наверное, главное решение принято авторами экспозиции, которые создавали ее в 1987-1989 годах. У музея появится выставочный зал.

Затягивание сроков открытия музея никак не связано с «Зимней вишней» и переменами в правилах противопожарной безопасности. На самом деле причина в недостаточном финансировании реконструкции музея, считает исполнительный директор группы Александр Старостин:

Александр Старостин исполнительный директор группы «Ничего не изменилось на самом деле. К этому факту идет притягивание за уши «Зимней вишни». Если проектная организация допускает нарушения в проектных решениях, соответственно, отправляется на доработку. Сроки работы затягиваются, скорее всего, из-за скудного финансирования. Это обычная практика строительства».

По словам директора музея Маяковского, старая экспозиция, за которую так ценят музей, полностью сохранится. Это внушительных размеров авангардные инсталляции в стиле плакатной живописи Маяковского, своеобразное путешествие по его жизни и творчеству по спиральной лестнице. Главная точка музея — квартира поэта.

Business FM ожидает комментария департамента культуры Москвы по поводу реконструкции музея.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Сокращенное наименование

: ГБУК г. Москвы ГММ

Полное наименование

: Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей В.В.Маяковского»

Почтовый адрес

: 101000, РФ, г. Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр. 4, станция метро «Лубянка»

Директор
— Лобов Алексей Викторович
Заместитель директора

— Капитоненко Николай Иванович

Заместитель директора по основной деятельности


Садовникова Юлия Николаевна
Ученый секретарь

— Качур Наталья Александровна

Начальник отдела мемориальных квартир

— Черкашина Наталья Юрьевна

Прием граждан

директор ГБУК г. Москвы «Государственного музея В.В. Маяковского», Алексей Викторович Лобов, осуществляет каждый первый понедельник месяца с 15:00 до 18:00 (по предварительной записи). Адрес: г. Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр. 4.

Официальная информация о ГБУК г. Москвы ГММ

Основное здание музея закрыто на капитальный ремонт

Телефон:
E-mail:
Адрес:

г. Москва, Лубянский проезд, 3/6, стр. 4, станция метро «Лубянка»

Cхема проезда:

Площадка «Квартира на Большой Пресне»

Адрес

: г. Москва, ул. Красная Пресня, д. 36, стр. 1, кв. 24

Посещение по сеансам:

вторник, среда, пятница, суббота: 12:00 – 12:50; 13:00 – 13:50; 14:00 – 14:50; 16:00 – 16:50; 17:00 – 17:50; 18:00 – 18:50.

Четверг: 13:00 – 13:50; 14:00 – 14:50; 17:00 – 17:50; 18:00 – 18:50; 19:00 – 19:50.

С июля 2022 года на третьей неделе месяца в рамках акции «Московская музейная неделя» бесплатный день посещения — среда.

В один сеанс площадку могут посетить не более 5 человек. Для посещения необходимо приобретение электронного билета.

Экспресс-показ входит в стоимость входного билета.

  • Посещение возможно по билетам, заранее приобретенным онлайн на сайте mos.ru. Купить билет на площадку «Квартира на Большой Пресне».
  • Бесплатный проход учеников московских школ осуществляется при помощи валидации социальной карты москвича или «Москвёнок» и только в сопровождении лица, купившего онлайн-билет.
  • В день посещения следует прийти на площадку не ранее чем за 5 минут до начала сеанса, но не позднее, чем за 30 минут до его окончания.
  • Для посещения нужно показать сотруднику музея электронный билет (в распечатанном виде или в электронном виде с экрана мобильного устройства). При приобретении льготного билета следует также предъявить документ, подтверждающий наличие льготы.
  • Посещение возможно только при наличии маски и перчаток и с соблюдением дистанции 1,5 – 2 метра.

Возврат билетов осуществляется в соответствии с пользовательским соглашением сервиса «Покупка билетов в учреждениях культуры» на портале mos.ru.
Правила посещения площадки «Квартира на Большой Пресне»: читать

Площадка «Квартира в Студенецком переулке»

Телефон
Адрес:

г. Москва, Студенецкий пер., д. 6, кв. 20

Посещение по сеансам:

вторник, среда, пятница, суббота: 12:00 – 12:50; 13:00 – 13:50; 14:00 – 14:50; 16:00 – 16:50; 17:00 – 17:50; 18:00 – 18:50.

Четверг: 13:00 – 13:50; 14:00 – 14:50; 17:00 – 17:50; 18:00 – 18:50; 19:00 – 19:50.

С июля 2022 года на третьей неделе месяца в рамках акции «Московская музейная неделя» бесплатный день посещения — среда.

В один сеанс площадку могут посетить не более 5 человек. Для посещения необходимо приобретение электронного билета.

Экспресс-показ входит в стоимость входного билета.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: