Где находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Местоположение мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на карте Туркестана и описание

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, Туркестан Petar Milošević

В Казахстане, история которого уходит корнями в древнее прошлое, сохранилось немало памятников культуры и даже целых городов, возраст которых насчитывает множество столетий. Один из таких уникальных и замечательных артефактов — мавзолей Ходжи Ахмета Ясави, расположенный в древнем городе Туркестане.

Город Туркестан, ранее носивший название Ясси, был одним из узлов Великого шелкового пути, соединявшим его с Даштикипчакской степью. Через эти места шли караваны из Китая, Персии, Византии, груженные тончайшим фарфором, красивыми тканями, драгоценностями и другими товарами. Именно здесь прожил свою жизнь замечательный Ходжа Ахмед Ясави, поэмы которого несли людям мысли о добре и чести, поэмы, которые народ учил наизусть и передавал по цепочке далеко за пределы Даштикипчака.

Строительство мавзолея Ходжи Ахмета Ясави

Строительство мавзолея Ходжи Ахмета Ясави велось в период с 1385 по 1405 гг., а сам архитектурный памятник был воздвигнут по велению эмира Тимура (Тамерлана) в честь известного на Востоке суфийского (древнетюркского) поэта и проповедника Ахмета Ясави на месте, где ранее находилось его скромное надгробие. Началом строительства нового мавзолея на месте старого и ветхого Тамерлан отметил свою победу над ханом Тохтамышем, правителем Золотой Орды.

За два десятка лет на этой территории вырос внушительных размеров комплекс, объединивший в себе функции мавзолея, мечети, ханаки и помещений административного и хозяйственного назначения. Поблизости было также начато строительство монастыря суфиев, последователей Ясави, однако смерть Тамерлана остановила строительство.

Конструкция мавзолея Ходжи Ахмета Ясави

Мемориальный комплекс Ходжи Ахмеда Ясави представляет собой гигантское здание в форме прямоугольника(46,5 x 65,5 м), украшенное порталами и куполами, один из которых — крупнейший кирпичный купол во всей Центральной Азии (его высота 44 м, диаметр 22 м). Это тем более важно, что купол издревле считается мусульманами символом единства и гостеприимства.

Толстые каменные стены хранят приятную прохладу — внешние стены мавзолея почти 2 м толщиной, стены центрального зала — 3 м. В переплетениях коридоров эхом отдаются шаги посетителей, решетчатые окна смягчают солнечный свет, погружая комнаты в таинственный сумрак — всё это зачаровывает каждого гостя, позволяет окунуться в особенную волшебную атмосферу.

Внутри мавзолея находится тридцать шесть различных комнат и залов. Прежде всего, это красивейший центральный зал, стены которого покрывает голубая плитка — в нем находится огромный казан из сплава семи металлов диаметром 2,45 м и весом около двух тонн, некогда служивший для того, чтобы накормить людей после пятничной молитвы. Здесь же красуется внушительный бронзовый светильник 1397 г. — дар Тамерлана мавзолею.

Также здесь есть усыпальница Ходжа Ахмеда Ясави, дверь которой украшена резьбой по слоновой кости и дереву; келья Ходжи Ахмеда Ясави; Большой дворец с ханским троном и скипетром; Малый дворец, где располагается пантеон казахских ханов (43 надгробия); Малая мечеть — основное место молитвы; библиотека, а также вспомогательные пристройки — баня с парильными комнатами, колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл, деревянная посуда, из которой ели паломники и другие древние предметы быта.

Площадь вокруг мавзолея относится к территории историко-культурного музея-заповедника «Азрет-султан». Мавзолей этот представляет собой произведение искусства средневекового зодчества, за что не так давно был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

Мавзолей — самая значимая достопримечательность Туркестана, до которой можно легко добраться на автобусе или маршрутке — знать остановку даже не надо, достаточно назвать конечный пункт путешествия.

В сам Туркестан можно напрямую добраться на поезде (в том числе Москва — Астана), либо долететь до ближайшего к нему крупного транспортного узла — Шымкента. Из Алматы или Астаны до Шымкента можно долететь на самолёте, а оставшиеся 180 км преодолеть на автобусе или такси примерно за 3 часа.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Мавзолей Хаваджа Ахмеда Ясави ( казахский : Қожа Ахмет Яссауи кесенесі , Qoja Ахмет Iassaýı kesenesi ) является мавзолей в городе Туркестане , на юге Казахстана . Структура была введена в эксплуатацию в 1389 году на Тимура , правившего область как часть обширной империи Тимуридов , [1] , чтобы заменить меньше 12-го века мавзолей известного тюркского поэта и суфия мистика, [2] Ходжи Ахмеда Ясави (1093- 1166). Однако строительство было остановлено со смертью Тимура в 1405 году. [3]

Читайте также:
Где находится Улица Красных Фонарей. Местоположение улицы Красных Фонарей на карте Амстердама и описание

Несмотря на незавершенность, мавзолей сохранился как одно из наиболее хорошо сохранившихся построек Тимуридов . Его создание положило начало архитектурному стилю Тимуридов. [4] Экспериментальные пространственные решения , новаторские архитектурные решения для конструкций сводов и куполов , а также украшения с использованием глазурованной плитки сделали структуру прототипом этого самобытного искусства, которое распространилось по империи и за ее пределами. [3]

Религиозная структура продолжает привлекать паломников со всей Центральной Азии и стала олицетворением казахской национальной идентичности . [3] [5] [6] Он охраняется как национальный памятник , а ЮНЕСКО признала его первым объектом национального наследия, объявив его объектом Всемирного наследия в 2003 году. [7]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Расположение
  • 2 История
    • 2.1 Хаваджа Ахмед Ясави
    • 2.2 Новый мавзолей
    • 2.3 Упадок и сохранение
  • 3 Архитектура
  • 4 Наследие
    • 4.1 Рождение тимуридской архитектуры
    • 4.2 Религиозное и культурное значение
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Местоположение [ править ]

Мавзолей Хаваджи Ахмеда Ясави расположен в северо-восточной части современного города Туркестан (ранее известного как Хазрат-е Туркестан) [3] [5] , древнего центра караванной торговли, известного ранее как Хазрет, а затем как Яси, [8] в южной части Казахстана. Структура в непосредственной близости от исторической крепости , [9] , который в настоящее время является археологический объект . [3]

Археологические раскопки характеризуют остатки средневековых построек, таких как другие мавзолеи, мечети и бани . [3] К северу от мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави реконструированная часть стены цитадели 1970-х годов отделяет исторический район от застроек современного города. [3]

История [ править ]

Хаваджа Ахмед Ясави [ править ]

Ходжа Ахмед Ясави (Khawaja или Khwaja (персидский: خواجه произносится khâje) соответствует «мастеру», откуда арабский: خواجة khawājah), также записываемый как Khawajah Akhmet Yassawi, был главой региональной школы суфизма, мистического движения в XII веке. в исламе, который начался в 9 веке. [3] Он родился в Испиджабе (современный Сайрам ) в 1093 году и провел большую часть своей жизни в Яси, умер там в 1166 году. [2] Он широко почитается в Средней Азии и тюркоязычном мире за популяризацию суфизма, [ 10], который поддерживал распространение ислама в этом районе, несмотря на современное нападение монгольского нашествия. [3] Созданная им богословская школа превратила Яссы в важнейший средневековый просветительский центр региона. [11] Он был также выдающимся поэтом, философом и государственным деятелем. [11] Ясави был похоронен в небольшом мавзолее, который стал местом паломничества мусульман . [1] [11]

Новый мавзолей [ править ]

Город Яси был в значительной степени спасен во время нашествия монголов на Хорезмию в 13 веке. [12] Со временем потомки монголов поселились в этом районе и приняли ислам. [1] В 1360-х годах город перешел под контроль династии Тимуридов . [3] Тимур (Тамерлан), основатель династии, расширил царство империи, включив в нее Месопотамию , Иран и всю Трансоксиану со столицей в Самарканде . [3] Чтобы заручиться поддержкой местных жителей, Тимур взял курс на строительство монументальных общественных и культовых зданий. [12] В Яси он обратил свое внимание на строительство более крупного мавзолея для останков Ясави [13] [14] с намерением прославить ислам, способствовать его дальнейшему распространению и улучшить управление близлежащими территориями. [14]

Строительство нового мавзолея было начато в 1389 году. [3] Тимур импортировал строителей из городов, которые он опустошал во время своих походов, в том числе мастеров мозаики из Шираза и каменщиков и мастеров лепнины из Исфахана . [1] Мастерами-строителями руководил Ходжа Хосейн Ширази из Ирана . [15] Сообщалось, что Тимур сам участвовал в проектировании конструкции [1] [14], где он представил экспериментальные пространственные схемы, типы сводов и куполов. Позднее эти нововведения были воплощены в религиозных постройках других городов. [3] Однако мавзолей остался незавершенным, когда Тимур умер в 1405 году [3].

Отклонение и сохранение [ править ]

Когда империя Тимуридов распалась, контроль над территорией перешел к Казахскому ханству , которое сделало Яси, а затем переименованный в Туркестан, своей столицей в 16 веке. [6] [16] Ханы (по-тюркски «правитель») стремились укрепить политическое и религиозное значение Туркестана, чтобы объединить кочевые племена в молодом государстве. [16] Таким образом, как политический центр ханства, церемонии возведения ханов на престол и миссии соседних государств принимались в Туркестане. [6] Казахское дворянство также проводило свои важнейшие собрания для решения государственных дел в столице. [16]

Читайте также:
Недвижимость в Омане: какие изменения произошли на рынке?

Город, расположенный на границе кочевой и оседлой культур [6], процветал как крупнейший торгово-ремесленный центр ханства. [16] Укрепления были возведены, чтобы защитить эту коммерческую роль, [6] включая строительство оборонительных стен 19-го века вокруг недостроенного мавзолея [3], который стал важной достопримечательностью и центром паломничества города. В последующие века Туркестан и его исторические памятники стали связаны с идеей казахского государственного устройства. [16] [17] Политическая борьба и сдвиг в наземной торговле в пользу морских путей вскоре привели к упадку города, прежде чем он окончательно перешел к Российской империи в 1864 году. [3]

В конце концов город опустел; к западу от района был построен новый центр города, построенный вокруг новой железнодорожной станции . [3] К 20 веку территория перешла под советскую власть . Новая администрация провела на месте работы по сохранению и реставрации [3], хотя они считали его скорее архитектурным, чем духовным сооружением. Поэтому мавзолей был закрыт для преданных, пришедших поклониться Ясави. [1] Тем не менее, местная ходжа, базирующаяся в мавзолее, позволяла паломникам тайно входить в строение ночью. [18] Начиная с 1922 года, несколько комиссий приняли участие в техническом обследовании здания. [14] Регулярное техническое обслуживание проводилось с 1938 года, в то время как серия реставрационных кампаний была начата в 1945 году, последняя из которых проводилась с 1993 по 2000 год. [3] Среди последних предпринятых шагов по консервации была замена глиняного фундамента сооружения на железобетон , укрепление стен, гидроизоляция крыш и укладка новой черепицы на купола на основе исторических рисунков и узоров. [3] Когда Казахстан обрел независимость, велись постоянные консервационные работы. Здание охраняется как национальный памятник и внесено в Список национальных достояний Казахстана. Сайт находится в ведении Государственного историко-культурного музея-заповедника Азрет-Султан, который отвечает за охрану, исследование, сохранение, мониторинг и обслуживание мавзолея. [3]

Архитектура [ править ]

Незавершенное состояние мавзолея Хаваджи Ахмеда Ясави, особенно у входного портала и частей интерьера [14], позволяет лучше изучить архитектуру того, как памятник был спроектирован и построен. [3] Структура прямоугольная в плане, размерами 45,8 × 62,7 м (150,3 × 205,7 футов) и высотой 38,7 м (127,0 футов). Ориентирован с юго-востока на северо-запад. [3]

В качестве основного материала для строительства использовался ганч – обожженный кирпич, смешанный с раствором , гипсом и глиной [3], который производился на заводе в Сауране. [14] Слои глины, достигающие глубины 1,5 м (4,9 фута), чтобы предотвратить проникновение воды, были использованы для первоначального фундамента. [14] В ходе современных реставрационных работ они были заменены на железобетон. [3] Главный вход в мавзолей находится с юго-востока, через него посетители попадают в Главный зал 18,2 × 18,2 м (59,7 × 59,7 футов), известный как Казандык («медная комната»). [3] [14] [19] Секция перекрыта самым большим существующим кирпичным куполом в Центральной Азии , также диаметром 18,2 м (59,7 фута). [19] В центре Казандыка находится бронзовый котел , используемый в религиозных целях. [14] Гробница Ясави расположена на центральной оси в конце здания на северо-западе, с саркофагом, расположенным точно в центре секции, которая имеет двояковыпуклую ребристую крышу – внутренний купол составляет 17,0 м ( 55,8 футов) в высоту и внешний купол 28,0 м (91,9 футов) в высоту. [14] Снаружи купол покрыт гексагональной зеленой глазурованной плиткой с золотым узором. [14] Интерьер украшен алебастровыми сталактитами, известными как мукарны . [3] Дополнительные комнаты в структуре, всего более 35, [19] включают конференц-залы, трапезную, библиотеку и мечеть, стены которой украшены голубыми геометрическими и цветочными орнаментами. [14] Наружные стены мавзолея покрыты глазурованной плиткой, образующей геометрические узоры с куфическими и сульскими эпиграфическими орнаментами, заимствованными из Корана . [3] Первоначальные планы также предусматривали добавление двух минаретов , но это не было реализовано, когда строительство было остановлено в 1405 году. [3] [14]

Читайте также:
Airbnb (Эйрбнб) – отзыв о сайте и полезные советы

Наследие [ править ]

Рождение тимуридской архитектуры [ править ]

Строительство мавзолея обеспечило важные достижения в области строительных технологий, демонстрируя непревзойденные рекорды всех видов с точки зрения его сводчатых конструкций и художественных новшеств. [3] Достижения, связанные с возведением мавзолея, вместе с покровительством Тимуридов музыке, каллиграфии , персидской миниатюрной живописи , литературе и различным научным занятиям [1] породили особый исламский художественный стиль, известный как Тимуриды. . [4]

Просторная конструкция использовала радиально-симметричный план для пространственного расположения. Визуальный баланс, созданный точной конструкцией, стал характерной эстетической чертой зданий Тимуридов, которые, как известно, были приняты архитектурой Великих Моголов Индии, особенно в садах и структурах Могилы Хумаюна и Тадж-Махала , построенных по заказу потомков Тимура.

Техника двойного купола, выполненная в мавзолее, сделала возможным создание огромных куполов эпохи Тимуридов. [20] Купол создается с помощью скрещивания или углового брекетинга, что позволяет переходить от квадратного, восьмиугольного или 16-стороннего основания к вершине купола. [20] Действительно, главный купол мавзолея остается самым большим существующим кирпичным куполом в Центральной Азии.

Также большое влияние оказали глазурованная плитка, мозаика, узорчатая кирпичная кладка и исламская каллиграфия. [20] Достижения в гончарных технологиях позволили массовое производство глазурованной плитки, используемой для различных декоративных функций. [1] Среди методов, разработанных для украшения плитки: [21]

  • Техника баннаи : «техника строителя» состоит из облицовки глазурованных кирпичей, установленных внутри неглазурованных, для образования геометрических узоров.
  • Хафтранги : метод, позволяющий создавать разноцветные узоры на одной и той же плитке перед обжигом, не позволяя цветам смешиваться.
  • Фаянс : узорчатое расположение плотно подогнанных небольших кусочков плитки, поверхность которых покрыта глазурью разных цветов.

Использование плитки и мукарна имеет сильное влияние из Ирана, откуда родом многие архитекторы Тимура. [1] Покрытые поверхности создают визуальные эффекты, основанные на том, как наблюдатель будет рассматривать здание и «читать» каллиграфические сообщения. [20]

Тимуридская черепица не просто украшала здание как «прикладное» украшение. Скорее, в руках архитектора он рассматривался как неотъемлемый элемент его концепции, как совершенный объект. Большинство узоров плитки было основано на сложной системе пропорций и размеров, или гирихе . Квалифицированные мастера изменили систему гирих и создали очень сложные и фрактальные «квазикристаллические» узоры стен. Историки также рассказывают, как обстановка здания сочеталась с театральным реквизитом, таким как шелковые шторы, навесы, вертикальные ширмы и лампы, отражающиеся в гигантских зеркалах, чтобы создавать незабываемые пространства.

Плитка также использовалась, чтобы скрыть структурные стыки здания. [20] Использование бирюзового и лазурно-голубого в качестве основного цвета для многих построек должно было контрастировать с ярким солнечным светом центральноазиатской пустыни. [20]

Строительство мавзолея в то время, когда многие другие поселения Центральной Азии переживали период застройки в соответствии с политической идеологией Тимура [3], позволило обменяться идеями и методами по всей империи. Мастера-строители и рабочие из завоеванных городов собирались, чтобы строить проекты. Привлечение персидских архитекторов к руководству крупными строительными работами привело к внедрению персидских элементов в стиль Тимуридов. Это, а также всеобщее покровительство Тимуридов искусству сделали их величайшими покровителями иранской культуры. [22]

В знаковые архитектурные и художественные решения , реализованные в возведении мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави были немедленно использованы в других строительных начинаниях, таких как современные работы в Самарканде, Герате , Мешхеде , Khargird, Tayabad, Баку и Тебризе . [4] Считается, что вершина тимуридской архитектуры можно найти в зданиях Самарканда. [1] Тимур заполнил свою столицу светскими и религиозными памятниками, а также множеством садов с каменными стенами и полами с замысловатыми узорами и дворцами, украшенными золотом , шелком и коврами . [1] [23] Среди них: [21]

  • Мечеть Биби-Ханум : самая большая мечеть в мире, когда она была построена в 1404 году; [24] он отображает заботу Тимура о монументальном эффекте и театральной аранжировке.
  • Мавзолей Гур-и-Амир : место захоронения Тимура; он содержит купол с двойной оболочкой для достижения вертикального эффекта
  • Комплекс Шах-Зинда : погребальный комплекс, представляющий вершину всех техник плитки, известных тимуридам.
  • Регистан : считается вершиной тимуридской архитектуры; [24] широкая площадь перед возвышающимися зданиями трех медресе (исламских школ), даже если ни одно из них не было заказано самим Тимуром и было построено в более поздний период Улугбеком и губернатором Ялангтушем.
Читайте также:
Страховка в Малайзию: стоимость и заказ онлайн полиса медицинского страхования

Таким образом, мавзолей рассматривается как прототип, [3] знаменующий начало нового архитектурного стиля [4], кульминацией которого стали памятники Самарканда [1], но он также непрерывно развивался, как и в случае с архитектурой Великих Моголов в Индии. Действительно, выдающееся достижение Тимуридов в архитектуре заключено в арабской пословице из одного из зданий Тимура: «Если хочешь знать о нас, наблюдай за нашими зданиями». [1] [23] Именно по этой причине ЮНЕСКО признала мавзолей объектом Всемирного наследия в 2003 году [7] после того же международного признания таких мест, как Самарканд, гробница Хумаюна и Тадж-Махал.

Религиозное и культурное значение [ править ]

Более крупный мавзолей, заказанный Тимуридом, еще больше повысил религиозное значение святыни. Во времена Казахского ханства выдающиеся личности предпочитали хоронить в непосредственной близости от памятника. [3] [14] Среди них Абулхаир, Рабии Султан-Бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан , Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан , Каз дауысты Казбек-би. [6] Святая репутация мавзолея достигла и зарубежных стран. В начале 16 века Убайдулла-хан, преемник Мухаммад Шайбани- хана из соседнего Узбекского ханства , остановился в мавзолее перед битвой против Бабура , который позже стал основателемИмперия Великих Моголов . Он поклялся, что, если ему суждено выйти победителем, его правление будет полностью соответствовать законам шариата . [25] Несмотря на публичное закрытие памятника в советское время, мавзолей продолжал привлекать паломников после отмены ордена. До наших дней мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави оставался объектом паломничества мусульман Казахстана. [5] [23] [26] Таким образом, город Туркестан стал второй Меккой для мусульман Средней Азии [5] [6] Действительно, важность мавзолея для города подтверждается прежним названием Туркестана, Хазрат-е Туркестан , что буквально означает «Святой Туркестанский», прямая ссылка на Ясави.

Как столица предыдущего Казахского ханства, в котором возникла особая казахская национальность, [6] [16] Туркестан остается культурным центром современного Казахстана. Будучи местом захоронения суфийского богослова и казахской знати ханства, мавзолей еще больше повысил престиж города. [1] Сохранение казахской нации и центральноазиатской исламской веры в наше время является свидетельством исторического и культурного значения Туркестана, в центре которого находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. [11] Считающийся одним из величайших мавзолеев исламского мира, он сохранился и остается значительным памятником как веры, так и архитектурным достижениям региона.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Казахстане

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави — первый официально одобренный и взятый под охрану ЮНЕСКО историко-культурный объект на территории современного Казахстана, центральная достопримечательность заповедника-музея «Азрет-Султан» в городе Туркестан.

Сохранившийся мавзолей заложен в 1385 году на месте захоронения широко почитаемого исламского поэта Ходжи Ахмеда Ясави (Хазрет Султана), умершего в 1166 году.

Строительство грандиозной мечети Ахмеда Ясави осуществлялось по приказу самого Тамерлана, полководца и основателя империи Тимуридов, и продолжалось, пока он был жив, до 1405 года. Незавершенным в итоге остался только арочный входной портал.

История строительства мавзолея

В давние времена Туркестан носил другое названия — Ясси. Поселение было значимым пунктом Великого шелкового пути, соединяя его с Даштикипчакской степью. Через окрестности проходили караваны из Персии, Византии и Китая, транспортирующие изящный фарфор, шелка и драгоценности. Но место, прежде всего, известно своим именитым жителем — поэтом Ходжа Ахмед Ясави. Поэта заслуженно называют главой тюркской ветви суфизма. Его поэмы, воспевающие добродетель и честь, народ учил наизусть и разносил далеко за пределы Ясси и окрестной Даштикипчакской степи. Кочевники из степей приходили к мудрому поэту за советами.

Ахмед Ясави считал, что он не может жить дольше пророка Мухаммеда. Поэтому в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, где и провел остаток дней. Он умер в 1166 году и был погребен в небольшом мавзолее. А 219 лет спустя на этом месте по приказу Тамерлана был возведен гигантский мемориальный комплекс. Таким образом, Тамерлан возвысил себя в глазах простого местного населения, глубоко почитавшее суфия.

Читайте также:
Список документов на визу в Испанию в 2022 году: что нужно подать для получения испанского шенгена

Строительство мавзолея было приурочено к победе Тамерлана над Тохтамышем, правителем Золотой Орды. Мавзолей символизировал могущество империи и внушал трепет кочевым ордам, проезжающим мимо пограничного города Ясси.

В советское время в мавзолее (по решению ЦК Компартии Казахской ССР) размещался казахский антирелигиозный музей.

Архитектура мавзолея Ахмеда Ясави

Историческое здание имеет прямоугольную форму, его размеры — 46,5×65,5 м. Высота основного купола — 44 м (один из самых крупных кирпичных куполов мечетей в Центральной Азии), арочного портала — 37,5 м. Мавзолей-мечеть является настоящим архитектурным шедевром с несколькими куполами и грандиозным входным порталом. К возведению храма были привлечены персидские зодчие, использовались такие же новаторские для своего времени решения, что и при застройке Самарканда (столицы Тимуридов — во времена Тамерлана).

В состав комплекса мавзолея входят: казандык (парадная часть), усыпальница Ясави (небольшое купольное помещение с надгробием), красиво декорированная и превосходно сохранившаяся Малая (молитвенная) мечеть, столовая, а также колодезная и другие исторические объекты. Два зала-дворца использовались в качестве торжественных помещений казахскими ханами, размещавшимися в Туркестане. В течение почти шести столетий вплоть до начала XX века Малый дворец также выполнял роль усыпальницы уважаемых людей, в то время как Большой зал был главным дипломатическим помещением и местом встреч представителей общин. К западной части Большого дворца примыкает историческая библиотека.

Главная святыня мавзолея — тай казан. Это самая крупная в восточной части мусульманского мира чаша для воды. По преданиям, чаша была отлита из семи металлов в селе Карнак (25 км от Туркестана). Поверхность чаши украшена орнаментами с надписями о том, что это дар Тимура для мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави, указан год производства и написаны фразы: «Будь благословен» и «Царство Аллаху». В советское время чаша была частью экспозиции Эрмитажа, но в 1988 году ее вернули в мавзолей.

По масштабности сооружение сопоставимо с мечетью Биби-Ханум в Самарканде.

Посетить знаменитый мавзолей в Туркестане можно самостоятельно и бесплатно. Комплекс остается важным местом паломничества и едва ли не главным туристическим объектом в Туркестане.

Панорамный вид на мавзолей Ходжи Ахмеда Ясавина картах Google. Maps

Как добраться до мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

До Туркестана из крупных городов Казахстана получится доехать на поездах или автобусах. Далее по городу — на такси или местных автобусах и маршрутках, проезжающих по проспекту Б. Саттарханова. Нужная остановка («Тельман») — в начале проспекта, у перекрестка с улицей Амира Тимура; комплекс будет заметен издалека.

Карта-схема пешего маршрута от остановки «Тельман» до мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

Видео мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

Где находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Местоположение мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на карте Туркестана и описание

Это грандиозное сооружение было воздвигнуто в честь жившего в XII в. известного на Востоке Ахмета Яссауи – признанного главы тюркской ветви суфизма, мыслителя, поэта. Комплекс мавзолея Ахмеда Ясауи находится в г. Туркестан Южного-Казахстанской области. Построен в период с 1385 по 1405 гг. Является комплексом, в котором объединены мавзолей, мечеть, ханака, помещения административного и хозяйственного назначения. Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи – шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи – удивительный комплекс дворцов и храмов, шедевр архитектуры, выдающийся памятник средневекового зодчества. Включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Мавзолей Ахмеда Ясауи является архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (помещения для совершения массовых ритуальных обрядов — казандыка), помещений административного и хозяйственного назначения. В плане он имеет размеры 46,5 х 62,5м. Внешне симметричный, компактный план включает до 35 помещений, соединенных переходами, лестницами и коридорами, которые отходят от углов казандыка и членят помещение на восемь отсеков-блоков. Деление здания на блоки свидетельствует о стремлении обеспечить их самостоятельную осадку. Разные по весу части сооружения строители опирали на различные по глубине и строительным материалы конструкции.

Читайте также:
Визовый центр Хорватии в Новосибирске время работы, адреса и телефоны

Большим разнообразием отличаются сводчатые конструкции. Здесь применены крестовые своды, тромповые, парусные, балочные и консольно-ячеистые подкупольные конструкции; параллельные арки, соединенные друг с другом полуарочками, конструкции являются зародышем идеи пересекающихся арок, которые получили окончательную разработку в последующие этапы развития архитектуры Средней Азии. Здание сложено из квадратного обожженного кирпича размерами 25х25х5см и 26х26х6см. В качестве вяжущего материала использован алебастровый (ганчевый) раствор.

Точный выбор конструктивной схемы, высокое качество материала и строительных работ обеспечили зданию прочность и устойчивость на века.

Величественна портальная часть памятника с глубокой и широкой арочной нишей и фланкирующими ее пилонами и минаретами. Благодаря значительной высоте (39 м) и большому пролету арки (18 м) она доминирует над основным объемом здания и подчеркивает монументальность его архитектурного облика. Характерный для эпохи Тимура декоративизм в решении парадных частей проявился в оформлении фасадов, которые насыщены геометрической и растительной орнаментацией с широким применением эпиграфики. Особым совершенством пропорций и богатством декора выделяется северный фасад. Трехчетвертные колонны на углах его сравнительно небольшого портала увенчаны лирообразными капителями, облицованными бирюзовой майоликой с растительным орнаментом. Стволы колонн отделаны шестигранными майоликовыми плитами. Их узор, сливаясь, образует непрерывающийся рисунок. Над порталом на высоком барабане возвышается купол кабырханы – усыпальницы Ахмеда Ясауи. Памятник состоит из восьми помещений различного характера, которые группируются вокруг центрального, самого большого в комплекс зала – Казандыка. Это мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи, мечеть, дворцовые залы – большой и малый аксараи, библиотека (китабхана) и хозяйственный комплекс, в который входят колодезная (кудукхана), кухня (асхана), жилые помещения (худжры) и другие.

Мавзолей Ахмеда Ясауи — мерило нравственности. Преувеличенные размеры, совершенство пропорций, новизна некоторых конструктивных приемов, богатство и разнообразие архитектурного декора мавзолея Ахмеда Ясауи дают полное представление о монументальном стиле архитектуры эпохи Тимура, сложившемся в конце XIV-начале XV вв. Вместе с тем истоки архитектурно-строительных приемов и мотивы декоративных средств тесно связаны с архитектурой предшествующего караханидского периода, когда сформировались характерные черты архитектуры народов Средней Азии. На протяжении веков этот памятник служил не только нравственным мерилом, но и мерилом высокой строительной культуры.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави – главная святыня Туркестана

Адрес: Казахстан, г. Туркестан
Координаты: 43°17’52.0″N 68°16’15.3″E

Краткое описание

В отличие от оседлых народов, казахстанские кочевники вместе со своим имуществом постоянно переезжали с места на место в поисках лучших пастбищ для скота. Кочевой народ передавал традиции из уст в уста на протяжении веков, но не оставил потомкам больших архитектурных памятников.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави с высоты птичьего полёта

Тем ценнее для казахов великолепный мавзолей, построенный в Южном Казахстане среди бескрайних степей города Туркестана. По сей день здесь помнят и почитают религиозного просветителя по имени Ахмед Ясави, который проповедовал ислам среди казахов и призывал тюркоязычные народы к духовному единению. Кочевники заучивали наизусть стихи Ясави из сборника «Дивани Хикмат» и в трудных жизненных ситуациях шли за советом к мудрецу, преодолевая все тяготы караванных путешествий.

Как человек преданный учению ислама, Ахмед Ясави считал, что не может жить дольше пророка Мухаммеда и в возрасте 63 лет заточил себя в подземной келье, вдали от дневного света, где и провёл остаток своих дней. В 1166 году великий суфий умер и был погребён с большими почестями в маленьком мавзолее. В 1385 году Тамерлан приказал построить над могилой Ахмеда Ясави грандиозный мемориальный комплекс. Возводя мавзолей над могилой пророка, Тамерлан возвеличивал свой авторитет в глазах простого народа.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (слева), мавзолей Рабиги Султан Бегим (справа)

Кроме того, новый архитектурный ансамбль был призван демонстрировать могущество державы и внушать благоговейный трепет вражеским ордам, проезжающим мимо пограничного города Яссы (Туркестана). Границы империи Тамерлана простирались от пирамид Гизы до Великой китайской стены, а в 1395 году список побед великого эмира ознаменовался разрушением Золотой орды. Совместно с лучшими зодчими «Владыка мира» разработал проект мавзолея. От кирпичного завода, находящегося в Сауране (40 км от Туркестана), были расставлены цепочкой рабочие, которые из рук в руки передавали кирпич к месту стройки. В 1405 году Тамерлан умер перед походом на Китай , но к тому времени мавзолей предстал во всём блеске перед восхищёнными взорами казахов.

Читайте также:
Поступление в ВУЗ Италии в 2022 году после 11 класса бесплатно на бюджет — разъясняем вопрос

Помещения и реликвии мавзолейного комплекса в Туркестане

Архитектурный ансамбль в честь Ходжи Ахмеда Ясави объединил в своих стенах различные по функциям помещения: гурхану (усыпальницу), мечеть и др.

Вид мавзолея с востока

Так, в дворцовом зале «Большой Аксарай» проводились собрания дервишей и переговоры с иностранными послами. Малый Аксарай служил склепом: в 1431 — 1917 годах здесь хоронили уважаемых людей. Кытабхана (библиотека), содержащая большую коллекцию древних рукописей, использовалась и в качестве медресе, где людей обучали канонам ислама. При мавзолее выстроен хозяйственный комплекс: асхана (столовая), в которой готовили ритуальные кушанья для паломников, и кудукхана (колодезная), где находится колодец со священной водой. Все эти помещения сгруппированы вокруг казандыка — самого большого парадного зала, в центре которого установлен древний Тай Казан — огромная чаша (котёл) для воды. По легенде, этот котёл весом в 2 тонны изготовлен из сплава 7 металлов: цинка, свинца, железа, олова, серебра, красной меди и золота. Казан декорирован растительными орнаментами и причудливой арабской вязью, а его 10 ручек выполнены в виде цветков лотоса. Сделанные на чаше надписи свидетельствуют о том, что казан был отлит в 1399 году по приказу Тамерлана иранским мастером Абдульгазизом ибн Шарафутдином.

Также в казандыке хранятся и другие подарки Тамерлана — бронзовые подсвечники, инкрустированные серебром и золотом. Просторный зал перекрыт громадным куполом (диаметр 18.5 метра) такого же бирюзового цвета, как небо Казахстана. В глубине здания расположено главное помещение — усыпальница Ахмеда Ясави. В центре крестообразного в плане зала установлено надгробие, облицованное плитами из змеевика. Угловые гульдасты и карниз надгробия украшены рядами призматических фигур («сталактитами»). Помещение перекрыто высоким куполом, облицованным лазурными плитками. В северно-западном углу мавзолейного комплекса расположена мечеть, стены которой расписаны растительными и геометрическими орнаментами в голубых тонах. В стене помещения оборудован михраб (молитвенная ниша), декорированная мозаичным узором. Вокруг мавзолея чудом уцелели подземные жилища, в том числе келья, где 63-летний суфий Ахмед Ясави предавался размышлениям.

Вид мавзолея с тыла

У мусульман Казахстана три поездки к священному мавзолею приравниваются к паломничеству в Мекку, да и не набожные люди считают своим долгом хотя бы раз в жизни поклониться праху Ясави, принесшему в степь свет ислама. Ещё при жизни проповедника среди казахов бытовала такая пословица: «В Мекке-Медине — Мухаммед, а в Туркестане — Ходжа Ахмед».

Где находится Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Местоположение мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави на карте Туркестана и описание

Всевышнего просторен тихий сад.

Я в нём хочу быть соловьём печальным,

Чтоб видеть лучезарный облик твой,

О, мой Аллах! Но не глазами – сердцем…

Ходжа Ахмед Ясави

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (Яссауи) расположен в городе Туркестан в Южно-Казахстанской области. Его по праву называют восьмым чудом света. Это комплекс дворцов и храмов, шедевр средневековой архитектуры, включенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ходжа Ахмед Ясави (Султан Хазрет) – великий тюркский поэт-суфий и мыслитель XII века. До нашего времени дошла его книга “Диван-и-Хикмет” (“Книга мудрости”), одна из древнейших в мире тюркоязычных книг. Она представляет собой 149 религиозно-философских стихотворений – хикметов. Ясави организовал собственную суфийскую общину, заповедями которой были труд, скромная жизнь, миссионерство, молитвы. В память об умершем в 63 года пророке Мухаммеде Ясави посчитал ненужным видеть дневной свет дольше него, и, отметив свой 63-й день рождения, удалился в подземную келью возле мечети. Умер поэт в 1166 или 1167 году. Его могила сразу же стала местом поклонения мусульман. Говорили, что ее трёхкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку.Благодаря Ходже Ахмеду город Ясы – Туркестан – стал духовным центром всех тюрков.

Читайте также:
Отзывы, фото и описание курортов Турции на Средиземном море для отдыха с детьми

Суфизм – предположительно от арабского “суф” (шерсть) –мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Суфизм – это путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух).

Спустя 233 года на месте захоронения Ясави был возведен невероятной красоты и величия мавзолей. Он был построен всего за десять лет – небывало короткий срок! Мавзолей представляет собой огромное прямоугольное здание с порталами и куполами. Высота арочного портала – 37,5 метров, высота главного купола– 44 метра, диаметр – 22 метра. Толщина внешних стен – 2 м, стен центрального зала – 3 м. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: “Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Амира Темира гурагана – да продлит Аллах его повеления на века!”

В 1398 году Тамерлан (Амир Темир) одержал победу над Золотой Ордой и ее ханом Тохтамышем. В честь этого события он решил построить мемориальный комплекс на месте обветшавшего мавзолея Яссави в Туркестане, духовном и политическом центре степной цивилизации, одном из древнейших городов на Великом Шелковом пути, столице казахских ханов. Говорят, сам Тамерлан принимал участие в составлении проекта будущего мавзолея, в частности, он определил размеры здания, а также давал указания по поводу некоторых декоративных деталей. В 1405 году Тамерлан умер, и работы по строительству мавзолея приостановились. На стенах до сих пор заметны остатки деревянных балок и отверстия от строительных лесов.

Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии, диаметр которого – около 18 м. В мавзолее – более 30 помещений, которые условно разбиты на восемь блоков. Соединяются они между собой переплетенными ходами, коридорами, витиеватыми двухэтажными лестницами. Свет проникает внутрь через забранные деревянными решетками окна, эхо далеко разносит шаги идущих. Полумрак, прохлада, тишина рождают в сердцах паломников чувство глубокого благоговения и гармонии.

Казандык – самый большой зал мавзолея, парадное помещение, укрытое главным куполом. В нем находится древняя святыня, бронзовый котел Тай-Казан емкостью 60 ведер, диаметром 2,2 метра и весом 2 тонны. По преданию, Тай-Казан был отлит из сплава семи редких металлов в селе Карнак. Тай-Казан – символ единения и гостеприимства тюркских племен. Рассказывают, испив воды из него, паломник мог очиститься от скверны.

В 1934 году Тай-Казан был увезен в Ленинград, где в течение нескольких десятилетий экспонировался в одном из залов Эрмитажа. Лишь в 1988 году, по настоянию казахстанского правительства, священный Тай-Казан был возвращен на свое исконное место.

Кабырхана – усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. В нее ведут покрытые тонкой филигранной резьбой двери, инкрустированные ценными породами деревьев. В центре этого квадратного купольного помещения размещается надгробие, облицованное бледно-зеленым орнаментом.

Аксараи, Большой и Малый, в XV-XVI веках использовались как дворцовые покои, здесь находилась ставка казахских ханов. В Большом Аксарае принимали послов из других стран и проводили курултаи, на которых собирались самые знатные и влиятельные люди степи. Здесь восходящие на престол ханы давали клятву верности своему народу, здесь до сих пор хранятся ханское кресло и скипетр, символы ханской власти. Многие из великих людей похоронены в стенах мавзолея, в Малом Аксарае. Самое древнее захоронение датируется 1431 годом, а всего насчитывается 43 могильных камня. В мавзолее покоится прах Абылай-хана, Богенбай батыра и других казахских властителей и полководцев.

Малая мечеть – крестообразное помещение, увенчанное удивительным куполом, будто вырезанным из перламутра и установленным на высоком барабане со световыми проемами.

Кроме того, в мавзолее находятся библиотека (китабхана), подземная келья (хильвет), где провел свои последние годы Ясави, шильдехана – комната освящения новорожденных. В обширный хозяйственный комплекс входят колодезная (кудукхана) – поднятую из этого колодца воду мусульмане считали священной, ею наполняли Тай-Казан и раздавали паломникам в дни мусульманских праздников; кухня (асхана), где готовили ритуальную пищу из пшеницы и баранины; жилые помещения (худжры) и даже баня (монша), где можно увидеть старинные медные тазы и кувшины.

Читайте также:
Карта Бачковского монастыря, где находится Бачковский монастырь на карте мира

Архитектура мавзолея, выстроенного по самым передовым технологиям своего времени, неповторима. При сооружении этого здания персидские зодчие применяли ряд новаторских архитектурных и строительных решений, которые были использованы при возведении Самарканда, столицы империи Тимуридов. Для строительства использовались особый раствор и жженный красный кирпич.

Богатство и разнообразие декоративной отделки стен и куполов, удивительные по своей красоте и мастерству каменные и майоликовые плитки, которыми облицованы здания и купола, мозаика, настенная живопись, представленная вязью, геометрическими и растительными орнаментами, сталактиты, мощные колонны и изящные минареты – всё это дает яркое и полное представление о зодчестве времен Амира Темира, когда сформировались характерные черты архитектурного стиля Центральной Азии. Из всех монументальных зданий той эпохи только Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави сохранился полностью.

Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави скрывает множество тайн. Издавна ученые ломают голову над тем, почему мавзолей не ориентирован на Мекку, как абсолютное большинство культовых зданий той эпохи? Другая загадка связана с фундаментом мавзолея, которого, судя по всему, просто. нет! Роль фундамента выполняли многослойные глиняные заливы толщиной до полутора метров. Тем не менее, мавзолей простоял шесть веков и перенес немало землетрясений и войн. Отсутствие основательного фундамента объясняют тем, что глинобитной основы было вполне достаточно. По преданию, на строительство мавзолея были согнаны тысячи быков, которых водили по кругу, чтобы они “утоптали” платформу под будущее здание. Другие историки, впрочем, отмечают, что и во времена Тамерлана существовали халтура и недобросовестные подрядчики… В начале 2000-х годов под древние стены мавзолея был подведен бетонный фундамент.

Мавзолей был поврежден во время нашествия джунгар в 1723 г., кокандцев в 1846 г., а также во время последнего штурма царской армии в 1856 г. В одиннадцати местах памятника есть следы от пушечных снарядов.

Другая загадка мавзолея – это секрет производства древней глазури и красок, покрывавших облицовочную плитку. Новые технологии не смогли помочь восстановить рецепт мастеров прошлого. При реставрации облицовки купола современной плиткой уже через год покрытие пришлось снимать, так как купол начал набухать водой. Но ведь древние строители как-то смогли обеспечить не только водонепроницаемость, но и естественную вентиляцию купола.

Говорят, дорога паломника, посетившего Туркестан, не может не привести его в мавзолей, возведенный Темиром Амиром над захоронением легендарного Султана Хазрета, духовного наставника тюркских народов, которого поколения благодарных потомков называют “Принесший в степь свет Ислама”.

Отзыв: Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи (Казахстан, Туркестан) – Очень рада, что довелось увидеть эту святыню и грандиозный архитектурный памятник

Мавзолей святого, проповедника, поэта и философа Ходжи Ахмеда Ясави, жившего в 12 веке, это главное строение музейного комплекса “Азрет-султан”, о котором я уже писала отзыв. Здесь несколько построек, возведенных вокруг места погребения поэта. Год начала стройки 1385 (спустя 233 года после смерти поэта, когда прежний мавзолей стал очень ветхим). Строительство затеял Тамерлан. Даже есть версия, что Тамерлан лично участвовал в проектировании мавзолея.

Примечательно, что здание высотой 44 м не имеет фундамента, тем не менее оно стоит уже около шести веков. Его венчают несколько куполов, центральный – самый крупный в Средней Азии (его диаметр 22 метра).

Портал, обращенный на юго-восток, очень высокий, его пролет имеет высоту 37,5 м. На фото ниже видно, какой он высокий (перед ним еще мавзолей внучки Тамерлана).

Он не достроен, поэтому еще торчат деревянные балки.

Их облюбовали голуби и другие птицы. В этом месте хор их голосов заглушает все другие звуки. Не рекомендую стоять там, лично мне на волосы прилетела “птичья благодать”. Говорят, это к удаче))

Внутри большого портала прячется еще один, пониже.

Как выглядят стены, можно увидеть на фото ниже.

Читайте также:
табло Аэропорт Южно-Курильск, аэропорт Менделеево расписание рейсов Маршрут проложить

Я очень рада, что довелось увидеть эту святыню и грандиозный архитектурный памятник. Но жалею, что не обошла его по периметру. Мы были на объекте в составе экскурсионной группы и маршрут сами не выбирали. А сзади вид красивее, виден еще один купол, богато украшенный орнаментами бирюзового и золотого цветов.

Получить представление о том, как мавзолей выглядит с другой стороны, можно благодаря фотографии макета, что вы встретили в парке миниатюр “Атамекен” в столице Казахстана.

Стены мавзолея украшены глазурованной плиткой. Здесь есть как подлинные плитки, так и реставрированные.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави открыт для посещения. Самая главная его часть – усыпальница Ахмеда Ясави, в которую нельзя войти (так было всегда, можно только посмотреть на помещение сквозь узорчатую решетку, паломники молятся у входа). Усыпальница создана из ярко-зеленого камня, кажется, нефрита.

В центральном зале мавзолея под большим куполом находится самый большой из сохранившихся в Казахстане казанов – Тайказан. Он изготовлен в 1399 году, весит 2 тонны и имеет диаметр чуть более 2 м. Возможно, многие читатели отзыва видели его в Эрмитаже, где он экспонировался до 1988 года.

Еще больше поражает воображение резной белоснежный потолок в этом помещении. Сквозь редкие окна в них льется свет и играет на лепных украшениях, напоминающих сливки на торте.

В этом зале несколько ниш, где можно увидеть предметы искусства.

Среди них флагшток из слоновой кости длиной 4 м.

Светильники (я так поняла, типа подсвечников, но высота больше моего роста):

Вазы и роскошно украшенный экземпляр Корана:

Настоящие реликвии: резные двери 14 века.

Пояснительные таблички на трех языках есть под каждой ценностью. Этой дверью уже не пользуются, слишком ценный экземпляр. Но и те, что в обиходе, украшены богато.

Также вы наверняка заметили, что залы мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави тоже украшены глазурованными плитками. Они такие яркие!

Экскурсовод перевела многие из надписей, которые украшают порталы, двери и стены мавзолея (надписи на арабском языке). Все они несут добрый посыл, призывают людей жить в мире и делать только добрые поступки. Конечно же, есть восхваления, адресованные Аллаху.

Стены имеют толщину 2 м. Это своего рода крепость. Так что естественно, что здесь была “штаб-квартира” казахских ханов.

В одной нише главного зала мавзолея воссоздано место, где сидел знаменитый Аблай Хан, который в 18 веке объединил народ на борьбу с завоевателями во времена Джунгарского нашествия. Здесь проводились религиозные собрания, дипломатические приемы, велись военные переговоры.

Трудно представить, как здесь можно было находиться круглый год, ведь здание неотапливаемое. Хана и подданных спасали теплые одежды из верблюжьей шерсти и шкур. Однозначно, надо было и горячими блюдами подкрепляться. Так что к главному залу примыкает кухня и столовая для паломников. Здесь можно увидеть большую печь, старинную деревянную, металлическую и кожаную посуду.

Больше всего впечатлил вот этот кожаный чайник

и высеченная из ствола дерева посудина, размером с пирогу.

А вот в этом зале на значительной глубине находятся захоронения порядка сотни великих людей прошлого – ханов, архитекторов, мыслителей.

На камнях арабской вязью высечены надписи. Вот этот камень сохранил послание из 17 века.

Есть в мавзолее колодец со святой водой, мечеть, библиотека и другие помещения. Я показала вам все, что мы обошли с экскурсией. В некоторые помещения вход закрыт, например, на второй этаж мавзолея.

Этот памятник посещают в год около миллиона паломников. Посещение рекомендую с экскурсией, потому что экскурсовод расскажет вам много интересных легенд об этих местах, расскажет о роли и судьбе тех людей, что имеют отношение к этим местам, о реликвиях. Балл снижаю только за экологию, над городом висит смог, видный невооруженным глазом (первое фото).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: