Фотографии Усадьбы Горенки

Усадьба Горенки — как выглядят сегодня дворец и парк знаменитого подмосковного поместья

Путешествуем сами! traveltu.ru

Добрый день, друзья! В Москве есть много мест для любителей истории, культуры да и просто для тех, кто любит пройтись с фотоаппаратом по парку, погулять с детьми по старой городской усадьбе. К сожалению заброшенные архитектурные памятники не редкость в России. Усадьба Горенки одно из таких мест. Когда-то её называли чудом Москвы.

Здесь проходили уникальные ботанические эксперименты. Иностранные гости приезжали подивиться и поучиться тому, что можно вырастить в садах и парках.

Мы прогулялись по этой усадьбе и сегодня хотим рассказать историю Горенок и поделиться тем, что увидели. Ощущения противоречивые.

Прежде всего, — прогулка понравилась. Ездили довольно большой компанией и никто ни капельки не пожалел о проведённом в старой усадьбе времени. Но, честно говоря, грустно видеть такое небрежение к культуре и своей истории.

Сегодня мы хотим рассказать вам про одну из сам масштабных подмосковных усадеб периода XVIII — начала XIX века. Она принадлежала старинному роду графов Разумовских. Это не единственные ее именитые хозяева.

Немного истории

Самое первое упоминание о поселении не реке Горенке встречается в середине XVI в писцовой книге Московского уезда за 1576 — 1578 годы.

Тогда здесь находилась Золотилова пустошь и деревенька Коробкино из нескольких крестьянских и бобыльских дворов. С хорошей землёй под пашни, лесом и озером.

Первый деревянный дворец построил здесь князь Юрий Хилков — комнатный стольник Петра I. Господский двор, тогда уже место носило название Гренки, он отдал князю Алексею Долгорукову в приданое за свою дочь Прасковью.

Жизнь усадьбы резко меняется. Алексей Долгоруков расширяет владения и строит здесь первый каменный дворец.

Усадьба Горенки. Конец 19 века

Вследствие дворцовых интриг сын Алексея Долгорукова попадает в ссылку, а усадьба Горенки отходит новому владельцу — Алексею Кирилловичу Разумовскому.

В 1747 году Разумовский решает перестроить дом. Он же начинает строительство церкви во имя Всемилостивого Спаса.

После его смерти усадьба переходит к брату Кириллу, а после, к его сыну Алексею.

Чудо под Москвой

При Алексее Разумовском начинается настоящий расцвет усадьбы.

  • Дворец был благоустроен.
  • Появился парадный вход с высокими белыми колоннами в классическом стиле.
  • Был разбит чудесный парк.
  • Сделаны искусственные каскадные пруды и гроты.
  • В 1809 году в Горенках было создано первое в России Ботаническое общество.

Сам Разумовский увлекался разведение редких растений.

  • Так появляются оранжереи и большой ботанический сад, в котором произрастало порядка 7000 самых разнообразных и удивительных растений со всего мира. Были и тропические растения, которые с большим трудом удавалось выращивать и разводить в нашем климате.
  • При усадьбе работал учёный-ботаник Ф.Б. Фишер. Спустя время он стал директором Ботанического сада в Санкт-Петербурге.
  • До 1830 года Ботанический сад Разумовского называли одним из чудес Москвы.
  • Здесь выращивали ямайские кедры и бамбук, настоящие пальмы, южные кипарисы. Сюда приезжали путешественники, чтобы полюбоваться на такие чудеса.

После смерти графа Разумовского, начинается упадок и разорение усадьбы. Наследники распродавали всё лучшее, что было создано за многие годы.

Перепродавались даже коллекционные деревья. Усадьба не просто теряла свою уникальность и величие. Чудный парк и прекрасный дворец вот-вот должны были исчезнуть, проданные по кирпичику.

История, грустная, но характерная не только для России и Москвы. Во всём мире по разным причинам исчезали великие культурные памятники. К счастью, в любой земле были, есть и будут люди неравнодушные, которые делают, что могут для спасения культурных памятников.

Дешевая распродажа

Окрестные помещики по дешевке скупают диковинки и уникальные экспонаты. В 1827 году князь Николай Борисович Юсупов покупает имение целиком. Некоторые коллекции и библиотеку он перевозит в другое свое имение в Архангельском.

Усадьбу покупает уездный предводитель дворянства (нет, не Киса Воробьянинов), а полковник гвардии Николай Волков. Его не интересуют культура и история, он представитель новой формации — человек, делающий деньги.

В княжеских покоях были размещены ткацкие станки и вскоре прямо здесь начинает работать ситценабивная и бумаготкацкая фабрики.

В прекрасном парке расположился литейный завод по изготовлению станков.

В 1885 году производство закрывается. Дворец и парк приходит в запустение.

Многие величайшие памятники культуры разрушаются и по разным причинам исчезают с лица земли. История их печальна и встречается в любой культуре. Взять хотя бы затерянные в джунглях города и храмы: Ангкор Ват в Камбодже или храмы Кхаджурахо в Индии.

Читайте также:
Оценим все положительные и отрицательные стороны покупки недвижимости на Бали!?

К счастью, всегда были, есть и будут люди неравнодушные, делающие, что могут для спасения и сохранения культурных памятников своей родины.

Для усадьбы Горенки таким спасителем стал фабрикант Владимир Севрюгов. В 1910 году он покупает то, что осталось от великой когда-то усадьбы. Вместе с архитектором Сергеем Чернышёвым он проводит реставрацию дворца и парка.

Но теперь усадьбу ждут политические и экономические перемены.

Советский период

После окончания революции, в Горенки был перенесён штаб волостного исполкома.

Часть дворца была отдана детскому дому имени Степана Разина.

В 1925 году здесь размещается санаторий «Красная Роза». Такое красивое название носит туберкулезный диспансер.

Уже в 1926 году одну из дач на территории Горенского парка покупает Зинаида Райх и её супруг, знаменитый режиссёр Всеволод Мейерхольд.

Зинаида Райх — первая жена Есенина.

После того, как Мейерхольда арестовали, на даче №3 (сейчас это улица Есенина д. 3) хранился его архив.

Наши дни

Сегодня Усадебный комплекс относится к административному району Балашиха. Управление имуществом района провело аукцион, часть территории была продана.

С одной стороны, это — памятник архитектуры и живое наследие русской культуры. С другой — земля, которую охотно покупают. Так, часть земель бывшей усадьбы Горенки была продана под частное жилое строительство.

Вы можете прогуляться по территории, которая пока что является «общественной». Что же мы можем увидеть здесь сегодня?

  • колоннаду старого дворца
  • часть парка
  • церковь
  • грот

Грот в парке усадьбы Горенки

По этим аллеям когда-то бегали дети Сергея Есенина, прогуливались значимые персоны отечественной истории. Теперь же, парк почти что пребывает в запустении.

Вход на территорию усадьбы свободный, через старые ворота, со стороны Горьковского шоссе (шоссе Энтузиастов).

В бывшей оранжерее сейчас располагается садовый питомник «Флос». Можно купить хорошие растения, в том числе и редкие несмотря на то, что усадьбы отнесена к историческому наследию.

Как добраться

  • От Курского вокзала
    Ехать до станции Горенки. От станции до Усадьбы еще 2 км. Доехать можно на любом автобусе, отходящем от станции.
  • От метро «Партизанская»
    До Балашихи, на автобусе 336.

Адрес: г Балашиха, шоссе Энтузиастов, д. 2

Усадьба Горенки на карте

Друзья, спасибо вам за внимание к нашему сайту! У нас еще много интересных историй впереди. Подписывайтесь на наши обновления, а мы будем и дальше делиться впечатлениями о своих путешествиях!

Усадьба «Горенки»

Фото усадьбы «Горенки»

Усадьба «Горенки» – Балашиха, ул. Горенки, 6, корп. 8

Усадьба Горенки – настоящее дворянское гнездо, прекрасный памятник архитектуры конца XVIII – начала XIX века. Говорят, что название местности, а затем и усадьбы, происходит от слова «горе». Когда-то здесь проходила черта, за которой родные более не могли провожать каторжников, отправляемых в далекую Сибирь. В российской истории часто роскошь и людское горе идут рука об руку.

Поместье внесено в список объектов культурного наследия федерального значения. Несмотря на это, сегодня объект пребывает в плачевном состоянии. И если центральное здание еще как-то держится, то небольшие постройки практически разрушены, а большая часть парка вырублена.

Описание

Горенки – дворцово-парковый комплекс, расположенный по южной стороне шоссе Энтузиастов в Балашихе. Главным элементом усадьбы является трехэтажный дом, находящийся в глубине парадного двора. Он выполнен в стиле позднего классицизма.

Центральная часть дворца украшена шестиколонным портиком. В боковых частях сооружения имеются экседры – полукруглые симметричные выступы с крытыми балконами на верхних этажах.

На территории усадьбы находится большой парк с искусственным гротом, каскадом прудов, беседки и павильоны, хозяйственные постройки.

История

Пустошь под названием «Горенки» впервые появляется в исторических документах во второй половине XVI столетия.

Ее первым хозяином был некий Молчан – служилый человек, который позже продал эту землю Никите Захарьину. Он был шурином Ивана Грозного и дедом первого царя из династии Романовых. Записи о сделке сохранились в документах Московского уезда.

В середине XVII века на месте нынешней усадьбы была деревня с 6 крестьянскими дворами. Затем участок переходил в разные руки пока не оказался в собственности Юрия Хилкова – стольника Петра I. Именно он построил на этом месте первую деревянную усадьбу. Она была частью приданного его дочери Прасковьи.

Читайте также:
Таиланд : излюбленное место россиян, не требующее виз для поездки на 30 дней

В 1707 г. Прасковья Хилкова вышла замуж за князя Алексея Долгорукого. Новые хозяева значительно расширили поместье, присоединив к ней соседнюю деревню Чижово и территории на другой стороне реки. Они выстроили здесь первый дворец.

Иван Долгорукий был ближайшим другом и сподвижником молодого Петра II. Он вынашивал планы женить императора на своей дочери. Молодые люди уже были помолвлены.

Но потом семейству Долгоруких сильно не повезло – Петр II умер от оспы. Они составили подложное завещание, согласно которому император передавал власть своей невесте. Обман был быстро раскрыт, и бывшие фавориты отправились в ссылку, а имущество их – в том числе и усадьба Горенки – реквизировали в казну. Позже Иван Долгорукий был четвертован.

Чудо-сад в Подмосковье

Однако пустовали Горенки недолго. В 1747 г. «веселая императрица» Елизавета Петровна продала имение своему фавориту князю Алексею Разумовскому. Он оказался очень хозяйственным человеком – при нем в усадьбе началось масштабное строительство, появился каменный дом и церковь.

После смерти князя Горенки достались его брату, а затем усадьба перешла племяннику – Алексею. Именно с его фигурой связан наиболее яркий период истории имения.

Он полностью перестроил дворец. Вероятно, проект нового здания разрабатывал известный шотландский архитектор Менелас, долгое время работавший в России. На территории поместья был разбит великолепный парк с искусственным гротом, беседками и каскадом прудов. Грот служил не только для декоративных целей – в нем охлаждали продукты и напитки.

Алексей Разумовский всю жизнь интересовался ботаникой, он собирал и разводил редкие и экзотические растения. Имея огромное состояние, он мог себе позволить заказывать образцы в разных концах света.

В коллекции Разумовского были пальмы, бамбук, американские ели, ливанский кедр. В поместье были выстроены оранжереи, в которых произрастало около 7 тыс. растений.

Заведовал этим зеленым великолепием известный ботаник Фишер, которого позже назначили директором ботанического сада в Санкт-Петербурге. Много интересных растений было посажено и в княжеском парке. Существовал здесь и собственный зверинец, о котором сегодня напоминают остатки валов и рвов.

Благодаря ботаническому саду Горенки в начале XIX века считались одним из чудес Москвы – на тот момент ничего подобного в России не существовало.

Кроме того, здесь была собрана лучшая в стране библиотека по естественным наукам. В 1809 г. в усадьбе было организовано первое российское ботаническое общество. Позже коллекция Разумовского стала основой столичного ботанического сада.

Во время войны 1812 г. в Горенках стояли французские войска. Захватчики уничтожили часть оранжерей, сильно повредили парк и разграбили дворец.

Наследники Алексея Разумовского не разделяли его увлечения и после смерти графа начали буквально по частям распродавать усадьбу.

В 1827 году Горенки были выкуплены князем Юсуповым. Он продал усадьбу двум дельцам: купцу Третьякову и полковнику Волкову, которые устроили здесь ткацкую фабрику. Станки установили прямо в бывших княжеских покоях, в парке оборудовали литейное производство.

Здание дворца было сильно повреждено, особенно досталось его правому крылу.

К концу XIX века Горенки пришли в совершенный упадок. В 1910 г. усадьбу выкупил предприниматель Севрюгов, который задался целью возродить ее былую славу. За несколько лет дворец и парк были отреставрированы.

Советский период

После революции Горенки были национализированы. Первое время в имении находился волостной исполком, сюда любил приезжать Сталин. По его приказу в парке высадили сосны, напоминавшие будущему вождю его родной Кавказ.

В 1920 г. в крыле дворца открыли детский дом им. Степана Разина. А в 1926 г. в Горенках разместился туберкулезный диспансер «Красная роза», который находится здесь и сегодня. В годы войны на территории поместья работал военный госпиталь.

Часть территории усадьбы была передана под дачи. Жили здесь и известные люди. В 1926 г. дачу в Горенках жили Зинаида Райх и ее муж, знаменитый режиссёр Всеволод Мейерхольд. У них в гостях бывали писатели Толстой и Олеша, артисты Ильинский и Гарин, композиторы Прокофьев и Шостакович. На даче прятали архив Мейерхольда после его ареста.

Современное состояние Горенок не может не печалить. Мы постепенно теряем этот прекрасный памятник архитектуры. К сожалению, пока нет даже планов по реставрации легендарной усадьбы. А между тем, ее исторические постройки продолжают ветшать год за годом.

Читайте также:
На карте вы можете увидеть страны, для которых английский является первым государственным языком

Усадьба Горенки

В подмосковной Балашихе расположена одна из самых больших по площади старинных усадеб — Горенки. В разное время она принадлежала Долгоруковым, Разумовским, Юсуповым и Третьяковым. Чаще всего имение переходило из рук в руки в качестве приданого. Усадебный комплекс был выстроен на левом берегу одноименной реки, с юга от Владимирского тракта (сегодня это Нижегородское шоссе).

Вокруг великолепного дома был разбит регулярный парк с каскадами из семи прудов, перегороженных мостиками и островками. До сегодняшнего дня сохранились лишь три пруда, а окружающая земля с постройками частично продана с аукциона частным владельцам. Но основные постройки и весь архитектурно-парковый ансамбль все же сохранился, хоть значительно пострадал.

История усадьбы

Основание

Деревня Горенки упоминается впервые в Писцовых книгах XVI века. Первым владельцем этих мест был дед царя Михаила Романова, брат первой жены Ивана Грозного, Никита Романович Захарьин-Юрьев. В течение ста лет настоящего хозяина здесь, по сути, не было. Смутное время, а затем начало царствования не позволило Романовым приступить к обустройству имения.

В 1693 году князь Юрий Хилков построил здесь первый деревянный господский дом и отдал землю в приданое за своей дочерью Прасковьей князю Долгорукому. После того, как все планы князя Долгорукого породниться с Петром II не увенчались успехом, а вся семья была сослана в Тобольск, имение было конфисковано и пришло в упадок.

Времена царствования Елизаветы Петровны

Во время царствования Елизаветы Петровны имение Горенки перешло во владение новоиспеченного графа Разумовского, бывшего певчего церковного хора, фаворита императрицы. Законных детей у Алексея Григорьевича не было, поэтому все владения после его смерти перешли племянникам, детям младшего брата.

Горенки при разделе наследства достались Алексею Кирилловичу, известному ботанику, которого называли «русским Линнеем». При нем в имении развернулось грандиозное строительство. Алексей Кириллович не жалел средств на замысел, тем более, что деньгами он располагал, удачно женившись на богатой Варваре Петровне Шереметевой.

Конец XVIII века

По проекту шотландского архитектора Адама Адамовича Менеласа в конце XVIII века в Горенках был построен главный усадебный дом в три этажа, фасад которого украшал портик с шестью колоннами. Некоторые источники утверждают, что дом был построен на основе разрушенного дворца архитектора Растрелли в Перове. Весь усадебный комплекс был спроектирован в стиле классицизма. Перед трехэтажным домом разместился зверинец, а с другой стороны устроен партер с мраморными статуями, от которого к пруду шла лестница.

Весь парк с прудами, гротами, мостиками, перекинутыми к островкам, беседками-ротондами представлял собой классический английский парк. Архитектор Менелес еще долго работал для семьи Разумовских, Строгановых, а потом и вовсе решил остаться в России. Ему принадлежат такие жемчужины архитектурного искусства, как дворец «Коттедж» и парк Александрия в Петергофе, запасной дворец в Царском селе, Арсенал в Александровском парке.

Алексей Разумовский был страстным любителем ботаники, поэтому в устройстве пейзажного парка он воплотил все свои мечты. Один только ботанический сад стал лучшим в России. По приказу графа сюда свозились растения со всего света.

Гордостью Разумовского стала коллекция сибирской флоры, а всего в парке росло более трех тысяч разнообразных растений, которые впоследствии положили начало Московскому ботаническому саду. Все здесь было поставлено на научные рельсы, в оранжерее и питомнике постоянно работали ученые со всего мира, а в 1809 году создано первое Российское ботаническое общество с крупнейшей на тот момент библиотекой по естественным наукам.

Разрушение усадьбы

Во время Отечественной войны 1812 года усадьба сильно пострадала. А после смерти Алексея Кирилловича в 1822 году имение было продано князю Юсупову. Разумовский не очень заботился о том, кому достанется его имение. Если верить воспоминаниям современников, граф больше любил свои растения, чем своих детей.

С именем князей Юсуповых связано много архитектурных шедевров. Но мало кто знает, что большая часть знаменитого паркового ансамбля усадьбы Архангельское была образована благодаря вывезенным из Горенок деревьям, скульптурам и оранжерейным растениям.

Дальнейшая судьба имения незавидная. Ценности, собранные Разумовским, разошлись по частям в разные руки. Гербарий и библиотеку выкупил Александр I, кое-что разобрали окрестные помещики, а имение Юсупов продал купцам-промышленникам Волковым. Предприимчивые купцы еще меньше заботились о сохранности усадьбы. При них имение стало ветшать и приходить в запустение. В господском доме разместили две фабрики, а в парке было построено много деревянных домов, в которых жили рабочие.

Читайте также:
Достопримечательности Бильбао (Испания), карта, окрестности

От перестройки усадьбы под фабричные нужды сильно пострадал и сам дом, и парк вокруг него. Предпоследняя владелица имения, Мария Третьякова, так и вовсе отдала часть дома в аренду под птичник.

Только последний владелец усадьбы, промышленник Севрюгов, попытался вернуть имению прежний вид. Перед самой революцией он вложил огромные средства в реставрацию усадьбы. Были воссозданы интерьеры дома, отремонтированы фасады, прочищены пруды.

Все работы проходили под руководством архитектора Чернышева. Главной гордостью стал восстановленный Золотой зал на первом этаже центрального дома. Если верить современным фотографиям, лепнина на потолке, покрытая золотом, жива до сих пор.

Масштабы реставрации нетрудно представить, если учесть, что пришлось заново восстанавливать перекрытия внутри дома, которые разрушили для выведения фабричных труб, сносить проходы к флигелям и строить на их месте колоннады, разрушать многочисленные деревянные постройки на территории парка, восстанавливать росписи и лепнину внутри здания. Реставрационные работы были закончены уже перед самой революцией.

Национализация

После национализации в усадьбе некоторое время размещался детский дом. С 1925 года и по сей день в бывшем имении Разумовских находится туберкулезный санаторий «Красная Роза», названный так в честь Розы Люксембург. А окрестные постройки стали сдавать на лето дачникам. Известно, что долгое время в даче №3 на просеке парка жила семья Мейерхольда.

Усадьба Горенки сегодня

Необдуманная хозяйственная деятельность нанесла за долгие годы непоправимый вред усадебному комплексу. Практически все постройки сохранились, но парк пришел в состояние разрухи и упадка. Утрачены четыре из семи прудов, многие деревья вырублены, беседки-ротонды давно исчезли, сохранилось только два мостика, да и те лишь в полуразрушенном состоянии.

Колоннада, идущая от главного дома к флигелям, поросла кустарником и напоминает по степени разрушения античный храм. От лестницы, ведущей в парк, остались фрагменты, а орлы с постаментов, некогда ее украшавших, пропали.

Грот, который был восстановлен во время последней реконструкции, частично разрушился. Но есть все же надежда на восстановление красивейшей подмосковной усадьбы. Последнее время усадьба является памятником архитектуры и находится под защитой государства. Некоторое время назад здесь начались реставрационные работы, которые пока затрагивают лишь фасады зданий да часть парка.

Хорошая сохранность построек дает надежду, что усадьба примет свой первозданный облик. Осталось только найти еще одного богатого промышленника, неравнодушного к собственной культуре, каким был Севрюгов.

Расположение на карте

Как добраться

  • Из Москвы необходимо двигаться по трассе М7 до Балашихи. Усадьба будет видна по правую сторону от дороги.
  • Можно доехать до станции Горенки электричкой с Курского вокзала. От станции до усадьбы нужно пройти пешком примерно 2 км.
  • Автобус №336 до Балашихи отходит от московской станции метро «Партизанская». Выйти из автобуса нужно, не доезжая до города.

Усадьба Горенки, несмотря на годы бесхозяйственности, смогла сохранить очарование дворянской усадьбы. Конечно, дом и парк не так красивы и ухожены, как знаменитые писательские имения, как Архангельское и Кусково. Но у нее есть своя неповторимая атмосфера, богатая и древняя история, поэтому стоит приехать сюда и прогуляться по парку, вспоминая добрым словом графа Разумовского, сумевшего воплотить в жизнь такие грандиозные замыслы.

Горенки

Координаты: 55°47′23″ с. ш. 37°54′44″ в. д.  /  55.789722° с. ш. 37.912222° в. д. (G) (O) 55.789722 , 37.912222 Го́ренки — подмосковная усадьба, принадлежавшая во второй половине XVIII — начале XIX века семье графов Разумовских. Расположена с южной стороны Нижегородского шоссе (ранее — большая Владимирская дорога, Владимирский тракт, Владимирка), на левом берегу речки Горенки, исток которой находится у Мазуринского озера, с образованным при устройстве усадьбы каскадом из семи прудов (сохранилось три) с островами и мостиками.

Содержание

История усадьбы

Первые владельцы

Впервые Горенки упоминаются в писцовой книге Московского уезда за 1576-1578 годы:

“Пустошь Горенки. Пашни лесом поросником поросли, 16 чети в поле, а дву по тому ж доброй земли, сена 20 копен, лесу пашенного 3 десятины”.

Тогда же служивый человек Молчан продал эту землю боярину Никите Романовичу, деду первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича.

Читайте также:
Визовый центр Испании в Казани - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

В книгах Московского уезда за 1623-1624 годы:

” За Никифором Плещеевым по государевой грамоте 1617 года пустошь Перевесье на речке на Горенке . пустошь Погребище на суходоле . пустошь Глебцево . пустошь Коробкино на суходоле”.

В дальнейшем эта земля попадает в разные руки, а на пустоши Золотиловой (Золотово) вырастает деревня Горенки. В переписных московских книгах 1678 года за стольником князем Даниилом Черкасским записана деревня на Горенках, а в ней 6 дворов крестьянских и бобыльских.

Князь Юрий Хилков (комнатный стольник Петра I) построил здесь в 1693 году деревянный господский двор — приданное его дочери Прасковьи.

Долгоруковы

Прасковья Хилкова в 1707 году была выдана за князя Алексея Долгорукова. [1] Новый хозяин в 1724 году присоединил к этому имению Чижево и правобережные Горенки и начал строить первый дворец.

Сын Долгорукова, Иван Алексеевич, сделал блестящую карьеру при дворе. Он был фаворитом юного императора Петра II, который часто гостил в Горенках. Алексей Григорьевич Долгоруков пытался женить Петра II на своей дочери, 17-летней Екатерине. В ноябре 1729 года даже состоялась их помолвка, и Екатерина была объявлена «государыней-невестой». Но 14-летний император неожиданно заболел и умер. Долгоруковы составили подложное завещание, по которому от имени государя преемницей престола становилась его невеста. Однако документам не поверили. Долгоруковы были надолго отправлены в ссылку, а все их владения перешли в казну. [2]

Разумовские

В 1747 году имение было продано фавориту императрицы графу Алексею Разумовскому. Строится каменный дом и церковь во имя Всемилостивого Спаса. После смерти Алексея Григорьевича Горенками стал владеть его брат Кирилл Григорьевич, который затем передал Горенки своему сыну Алексею.

При Алексее Кирилловиче Разумовском Горенки достигли наибольшего расцвета. Дворец был полностью перестроен по проекту Менеласа, разбит богатый парк с каскадом прудов. Разумовский увлекался коллекционированием и разведением растений. При нём здесь был устроен ботанический сад, построены оранжереи, в которых росло более 7 000 растений. Ботаническим садом и оранжереями с 1804-го года заведовал известный ботаник Ф. Б. Фишер, впоследствии директор Императорского ботанического сада в Санкт-Петербурге. Ботанический сад в Горенках считался до 1830-х годов одним из чудес Москвы. В оранжерее росло около 300 тропических деревьев: пальмы, кипарисы, бамбук, ямайский кедр. Росли на территории усадьбы и уникальные для Подмосковья сибирские кедры и американские ели. В Горенки неоднократно приезжали видные европейские естествоиспытатели и путешественники. В 1809 году было основано Горенковское фитогеографическое общество (в 1811 году слившееся с Московским обществом испытателей природы).

Упадок усадьбы

После смерти Разумовского наследники в 1827 году продали имение камергеру князю Николаю Юсупову, который вывез библиотеку и коллекции в свою усадьбу Архангельское. Гербарий Разумовского был приобретён Ботаническим музеем Академии наук.

Юсупов продал Горенки московскому уездному предводителю дворянства полковнику гвардии Николаю Волкову. Волков устроил во дворце вместе с купцом Василием Третьяковым бумагопрядильную и бумаготкацкую фабрику, а в парке — небольшой литейный завод для изготовления станков. Ткацкие станки работали прямо в бывших княжеских покоях. Сильнее всего пострадала правая часть дворца. Внутри были пробиты потолки для установки машин, заделанные впоследствии штукатуркой.

В 1850 году Волков продал деревню Горенки коллежскому регистратору Федору Пантелееву. Самому Волкову остался дворец, а после его смерти им продолжали владеть компаньоны — семейство купцов Третьяковых.

К 1885 году фабрика была закрыта, имение и парк пришли в совершенное запустение.

В 1910 году Горенки купил фабрикант Владимир Севрюгов, который реставрировал дворец и парк с помощью архитектора Сергея Чернышёва.

Советское время

После революции в Горенках располагался волостной исполком. Часть дворца и другие здания усадьбы Горенки занимал детский дом им. Степана Разина. В 1925 году в бывшей усадьбе Разумовских разместился санаторий “Красная Роза”.

В 1926 году дачу №3 на просеке Горенского парка купили первая жена Сергея Есенина актриса Зинаида Райх и её супруг, знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд. В этом доме с большой террасой и русской печью выросли дети Есенина – Татьяна и Константин. В гостях здесь часто бывали писатели А. Толстой, Ю. Олеша, артисты И. Ильинский, С. Мартинсон, Э. Гарин, композиторы С. Прокофьев и Д. Шостакович. [3] На этой даче после ареста Мейерхольда был спрятан его архив.

Читайте также:
Гражданство за инвестиции — Получи второй паспорт с International

Современное состояние усадьбы

Сохранился главный усадебный дом, построенный, предположительно, архитектором А. А. Менеласом в 1780-х, 1790-х г.г., соединённый с флигелями большой колоннадой, и усадебный парк с полуразрушенным искусственным гротом, а также полукруглая подъездная аллея со служебными постройками.

В начале XXI века в усадебном доме находится Московский областной санаторий внелёгочных форм туберкулёза «Красная роза». [4] Полное наименование: Государственное учреждение здравоохранения Московской области «Центр специализированной медицинской помощи больным внелегочными формами туберкулеза».

Интересные факты

25 января 2012 года Управление имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха провело очередной аукцион по продаже муниципального недвижимого имущества на основании решения о приватизации от 19.12.2011 № 15А. Аукцион состоялся по адресу: Московская область, г. Балашиха, ш. Энтузиастов, д.7/1, комн. 2.

Под лотом № 1 были выставлены нежилое отдельно стоящее здание общей площадью 590,5 кв.м (Московская область, г. Балашиха, ш. Энтузиастов, д.2а) и прочно связанный с ним земельный участок площадью 1170 кв.м [5] . При этом часть реализуемого земельного участка площадью 870,0 кв.м расположена в зоне регулирования застройки памятника истории и культуры Усадьбы «Горенки», «Чижово». Подписал извещение о проведении аукциона начальник Управления имущественных отношений Администрации городского округа Балашиха А. В. Морозов [6]

Двумя годами ранее, 25 января 2010 года также проводился аукцион, на котором был продан земельный участок площадью 0,0853 га, находящийся по адресу: г. Балашиха, микрорайон Никольско-Архангельский, ул. Александровская (участок за домом 2) [7] . Разрешенное использование участка: для индивидуального жилищного строительства, при том, что весь участок расположен на территории памятника истории и культуры Усадьба «Горенки» кон. 18-нач. 19 вв. или в его зоне регулирования застройки [8] . [9]

Павильон Венеры в Гатчине — подробная информация с фото

• Павильон Венеры на острове Любви •

• Г.С. Сергеев. «Вид на павильон Венеры и террасу на Белом озере с береговой аллеи» • Конец XVIII века. ГМЗ «Гатчина». С сайта www.history-gatchina.ru

• Павильон Венеры (или Трельяж) – павильон в Дворцовом парке Гатчины, расположен на оконечности острова Любви, на берегу Белого озера.

• Павильон Венеры на старинной открытке • Фото с www.history-gatchina.ru

• Идея строительства павильона возникла у Павла I в конце 1780-х гг.

• Процитируем статью Бориса Соколова «Графика»: «Павел Петрович и Мария Федоровна, путешествовавшие по Европе инкогнито под именем графов Северных, посетили Шантийи – знаменитую своими садами и постройками резиденцию принца Конде, которая до сих пор по праву называется «Версалем Конде». Восхищённый парадным величием имения, Павел просит прислать его чертежи.

• «Альбом графа Северного», переплетённый в красный сафьян, был привезён в Россию в 1785 г. Павел старался воспроизвести в Гатчине огромные конюшни Шантийи, крестообразный канал, «гусиную лапу» – три аллеи, расходящихся веером. Среди гатчинских построек – и Храм Венеры, почти полностью повторяющий павильон из Шантийи, позже уничтоженный во время Французской революции. »

• Слева: Павильон Венеры на острове Любви (Планы замков и садов Шантийи – Альбом графа Северного. 1784 г.) • Справа: Павильон Венеры на острове Любви (Атлас Гатчинской. 1790-е гг.)

• Из статьи Бориса Соколова «Графика»

• Строительство Павильона Венеры датируется 1792-1793 гг. Его облик не воспроизведит образец в точности: у него нет высокого трельяжного парапета, украшенного рельефными гирляндами и розетками, отличается наружный декор. Колонны гатчинского павильона Венеры монолитные, а не трельяжные (выполненные из тонких реек) , фриз имеет более сложную рельефную обработку. Автор цитируемой нами статьи делает вывод: в облике павильона усилены элементы классицизма и убрано всё, что ослабляло пластическую выразительность и целостность объема .

• Павильон Венеры на старинной открытке • Фото с www.history-gatchina.ru

• Высота павильона над уровнем земли составляет около девяти метров, но миниатюрное здание кажется значительно больше своих размеров благодаря точно найденному месту его постановки: на самом мысу острова и частично над водой на специальном свайном основании.

• Павильон состоит из двух равновеликих частей: вытянутого в длину прямоугольного большого зала со срезанными углами и небольшого прямоугольного аванзала (вестибюля) с полукруглыми нишами по коротким торцевым сторонам.

• Главный фасад павильона обращен в сторону острова.

• Пять окон-дверей большого зала выходят на озеро, освещённость интерьера усиливают установленные в простенках срезанных углов зеркала, над которыми помещены живописные панно, а с боков расположены орнаментальные композиции в манере гризайль с золочением, имитирующие лепку.

Читайте также:
Где находится Пха Тхатлуанг. Местоположение Пха Тхатлуанга на карте Вьентьяна и описание

• Интерьер Павильона Венеры на старинной открытке.

• В этом же стиле исполнены и панно над дверями зала.

• Интерьер павильона Венеры 2006 г. • Фото Д. Карманова

• Расписанная в технике гризайль падуга зала служит обрамлением живописного плафона «Триумф Венеры», площадью 25 квадратных метров, который был написан написан масляными красками на холсте в 1797 г. художником И.Я. Меттенлейтером (1750-1825) , много работавшим для Павловска и Гатчины.

• Павильон Венеры: плафон и падуга.

• Гатчина, Дворцовый парк. 2010 г. Фото billy-bonse

• Интерьер павильона украшен четырьмя беломраморными фонтанами, изготовленными в 1884 г. взамен первоначальных деревянных. Как красочно писал В.К. Макаров в 1921 г.: «…радостную картину представляла внутренность павильона, когда бывали открыты двери на озеро и солнце, отраженное водой, заливало зал, освежаемый струями фонтанов…»

• Интерьер Павильона Венеры. Фото с сайта телеканала «100 ТВ»

• В годы Великой Отечественной войны, в период оккупации Гатчины, павильону был нанесен, казалось, невосполнимый ущерб. Хотя деревянное каркасное здание чудом уцелело, плафон был прострелен пулями, настенные росписи исцарапаны, зеркала и резные рамы похищены, фонтанные вазы разбиты.

• Фрагмент плафона: повреждённый и востановленный.

• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.

• Читальня в павильоне Венеры. 1949 г.

• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.

• В 1963—1965 гг. павильон был восстановлен по проекту архитекторов-реставраторов Специальных научно-реставрационных производственных мастерских (СНРПМ) – и стал стал первым музейным объектом, восстановленным в гатчинских парках.

• Бригада живописцев Я.А. Казакова, в которой работал и молодой художник Леонид Любимов , отреставрировала плафон и 45 квадратных метров росписей стенных панно.

• Павильон Венеры. Фрагмент живописного панно.

• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.

• Плафон «Триумф Венеры», художник И.Я. Меттенлейтер, конец XVIII века.

• Гатчина, Дворцовый парк, павильон Венеры. Фото с www.history-gatchina.ru.

• Художник Л.А. Любимов вместо четырех надзеркальных панно 1880-х гг. воссоздал на основе исторических источников первоначальные декоративные росписи.

• Павильон Венеры: часть интерьера и надзеркальное панно.

• Гатчина, Дворцовый парк. Павильон Венеры. Фото из книги «Гатчина. От прошлого к настоящему. История города и его жителей»: стр 21.

• Павильон Венеры: настенное панно до и после реставрации.

• Гатчина, Дворцовый парк. Фото из личного архива Л.А. Любимова.

• Павильон Венеры. Интерьер после реставрации живописи. 1956 г.

• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.

• Резчик И.Н. Болдосов выполнил заново резные рамы зеркал, точно повторив утраченные оригиналы. Были реставрированы и фонтанные вазы.

• В 1974-1979 гг. паркет павильона был реконструирован по проекту архитектора А.А. Кедринского на основании чертежей «Кушелевского альбома».

• Павильон Венеры: состояние паркета в 1945 г.

• Гатчина, Дворцовый парк. Фото НВА ГДМ из статьи М.В. Кирпичниковой.

• Интерьер павильона Венеры • Фото Б. Соколова

• Павильон Венеры на острове Любви в Гатчинском парке. 2001 г.

• Фото из статьи Б. Соколова «Графика»

• В 2007 г. началась новая реставрация павильона, пострадавшего от пожара, вызванного действиями вандалов. Она была завершена летом 2010 г.

• Интерьер павильона Венеры на острове Любви в Гатчинском парке.

• Трансляция фотографий и сетевые источники •

Дворцовый парк в Гатчине: озера, Березовый дом, павильон Венеры, водный лабиринт

Рядом с Большим Гатчинским дворцом раскинулся красивейший Дворцовый парк в Гатчине. В нем два больших озера — Белое и Серебряное, а также множество проток, запруд. Его площадь составляет 143 га. С северо-запада к нему примыкает регулярный парк Сильвия, который раньше входил в состав Дворцового парка. На юге дорога отделяет его от Приоратского парка. Парк славится своими достопримечательностями.

История Дворцового парка в Гатчине

Начало создания Дворцового парка в Гатчине было положено графом Григорием Орловым, которому Екатерина II подарила Гатчину в 1765 г. Руководство работами по устройству парка осуществлял специально приглашенный садовый мастер Джон Буш. На месте леса вокруг Белого озера были высажены немногочисленные редкие растения, а также множество деревьев — дубов, плакучих ив, клёнов, лиственниц, вязов, серебристых ясеней и лип. Кроме того, были оставлены ели, которые гармонично вписались в парк. Озера были углублены, насыпаны искусственные острова. С того времени сохранились и постройки парка: Колонна Орла, Чесменский обелиск, грот «Эхо».

Читайте также:
Отличия между статусом беженца и вынужденного переселенца

С.Ф.Щедрин. Вид на Гатчинский дворец и парк, 1790-е годы

Большое строительство в парке развернулось при следующем владельце, великом князе, а затем и императоре Павле. Некоторые части парка были обустроены в регулярном стиле: Сильвия, Верхний и Нижний Голландские сады, Ботанический сад и Собственный сад. Были построены Березовый домик, Большие железные ворота, Адмиралтейство и Адмиралтейские ворота, павильон Венеры, терасса-пристань, павильон Орла и т.д.

Вид на Гатчинский дворец и Карпин пруд, акварель Г.С.Сергеева, 1798 г.

После убийства императора Павла в 1801 году в парке больших работ не проводилось, однако все поддерживалось в надлежащем состоянии. До революции для свободного посещения парк был закрыт. Дворцовый парк серьезно пострадал в Великую отечественную войну, когда Гатчина была оккупирована немцами. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.

Фотографии Дворцового парка

А сейчас я приглашаю вас совершить небольшую фотоэкскурсию по Дворцовому парку в Гатчине. Парк производит неизгладимое впечатление своим спокойствием, гармонией, умиротворенностью. Можно неторопливо прогуливаться по дорожкам, любоваться неожиданно открывающимися видами. И в какой-то момент кажется, что на дворе уже не XXI век, а конец XVIII.

Со смотровой площадки Сигнальной башни видно зеленое море Дворцового парка, Серебряное и Белое озера:

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

На берегу высится Чесменский обелиск, одно из старейших сооружений парка, установленное Антонио Ринальди в честь победы русской армии в Чесменской битве. Он был построен не позже середины 1770-х годов:

Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни

Собственный сад

У стен дворца расположен Собственный сад. В отличие от Собственного сада в Павловске, здесь он выдержан в строгом и лаконичном духе. Предназначался для прогулок и трапез императорской семьи. Итальянская скульптура в нем датируется XVIII веком.

Собственный сад около Гатчинского дворца Собственный сад

Карпин и Трехарочный мосты

Неподалеку — монументальный Карпин мост, переброшенный через искусственный каскад между Белым озером и Карпиным прудом. Был разрушен в годы войны и воссоздан в 80-е годы ХХ века.

Карпин мост Панорама Гатчинского парка в сторону Карпина моста

Карпин пруд имеет необычную форму. В конце виднеется Трехарочный мост. Другое его название — Львинный мост, по каменным львиным маскам, которые украшают замковые камни. Построен по проекту А.Д.Захарова в 1799-1801 годах. Он также был разрушен в годы войны и восстановлен в конце ХХ века.

Карпин пруд Карпин пруд Карпин пруд с видом на Трехарочный (Львиный) мост

Со стороны Карпина моста открывается красивый вид в сторону Большого Гатчинского дворца. Ощущение, будто находишься где-то в Европе.

Панорама дворца

Белое озеро

С другой стороны открывается красивый вид в сторону Белого озера. Посреди зелени берегов выделяются серебристые ивы.

Озеро Белое Озеро Белое

На другом берегу виднеется павильон Венеры, стоящий у самой воды.

Озеро Белое и павильон Венеры

Белое озеро соединяется с озером Черным (в Приоратском парке) протокой, через которую перекинут Мост с кордегардиями. Был возведен в 1792-1794 годах. По обе стороны моста располагаются кордегардии — караульные помещения.

Мост с кордегардиями

Главным входом в Дворцовый парк служат величественные Адмиралтейские ворота:

Адмиралтейские ворота

Перейдя на другой берег Белого пруда, вновь видим величественную панораму дворца-замка:

Карпин мост и дворец

Адмиралтейство

Неподалеку на берегу небольшого пруда Ковш находится остов Адмиралтейства (Голландии). До революции здесь хранились парусные и грубные суда, предназначенные для прогулок по озерам и протокам. В 1993 году деревянная постройка сгорела, остались лишь мощные колонны-опоры.

Адмиралтейство

Вот как оно выглядело раньше (фотография до 1880-х годов):

Адмиралтейство. Фотография до 1880 г.

Дорожка ведет вдоль Белого озера, откуда открываются разнообразные панорамы парка:

Серебристая ива на берегу озера Гатчинский парк

Водный лабиринт

Вскоре она приводит еще к одному интересному месту — Водному лабиринту. Это старинная парковая затея из проток и островков, которые соединяются изящными железными мостиками.

Читайте также:
Почетное Консульство Австрии в Санкт-Петербурге - официальный сайт, адрес, схема проезда, время работы, документы

Водный лабиринт Водный лабиринт Водный лабиринт

Портал «Маска»

Вскоре за деревьями показывается еще одна парковая затея: Березовый домик и портал «Маска».

Березовый домик и портал «Маска»

Портал «Маска» маскировал расположенный за ним Березовый дом. Был построен архитектором В.Бренной в 1796 г.

Портал «Маска» и Березовый домик Березовый домик и портал «Маска»

Березовый домик

Березовый домик — любовная фантазия тогда еще великой княгини, а в будущем императрицы Марии Федоровны, супруги Павла. Под руководством архитектора Ф.Виолье в середине 1780-х годов был возведен домик, напоминающий скромную поленницу березовых дров. А внутри — роскошное помещение с будуаром. В зеркальной стене была сделана маленькая дверца, откуда подавалась еда.

Березовый дом Интерьер Березового домика Будуар в Березовом доме

Неподалеку еще одно строение, посвященное любви: павильон Венеры на острове Любви. Мы уже его видели издали. А теперь подошли поближе.

Павильон Венеры на острове Любви

На другом берегу Белого озера виднеется Горбатый мост, построенный в 1801 г. под руководством архитектора А.Захарова:

Горбатый мост

Павильон Венеры

Войдем в павильон Венеры. С трех сторон он окружен водой. В высокие окна от пола видно Белое озеро, на потолке играют блики.

Павильон Венеры Павильон Венеры Павильон Венеры Павильон Венеры Павильон Венеры

На берегу Белого озера устроена Большая терасса-пристань, сооруженная В.Бренной.

Большая терраса-пристань

У нее есть одна хитрость: если стоять прямо напротив нее, то за ней виден дворец. Кажется, что между терассой и дворцом — газон или что-то подобное. А на самом деле, там — глубочайшее Серебряное озеро.

Гатчинский дворец и Большая терраса-пристань

Еще немного видов Дворцового парка в Гатчине:

Белое озеро Нижний Голландский сад Ивы на острове Белое озеро

Все достопримечательности Гатчины в один день осмотреть нереально. Если есть возможность, лучше запланировать дня два, может и больше, потому что и в самом городе Гатчина множество интересных мест. Ну а тем, кто живет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, можно только позавидовать — они могут приезжать в Гатчину так часто, как захотят.

Как добраться до Гатчины из Санкт-Петербурга

  • на а/м — Киевское шоссе
  • на электричке — от Балтийского вокзала
  • на автобусе № 431 и на маршрутке № 18 и 18А — от ст. м. «Московская»

Сайт Государственного музея-заповедника «Гатчина»: http://gatchinapalace.ru/

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

Этот уголок большого мира остался у меня в памяти на всю жизнь. В парке я провела всего один день, но с утра и до вечера, 36 лет назад, без фотоаппарата и спутников. Я бродила по парку, в котором тогда ничего не было открыто для посетителей, но было невероятно интересно. Ландшафт удивительный, на каждом повороте новые невероятно красивые виды. Людей вообще не было видно, никакого шума, а только звуки природы. Сказка. Я дико завидовала жителям города, у которых совсем рядом с домом такое чудо.

Светлана, спасибо что поделились такими воспоминаниями! Я тоже впервые в Гатчине побывала в детстве. И тоже завидовала питерцам (тогда еще ленинградцам), что они могут сюда ездить когда захотят.

Из Ленинграда надо было ехать, тратить время и деньги на дорогу, но даже гатчинцов, которые могли бы спокойно пешком дойти до парка, в парке (вход бесплатный) не было видно. Не интересно, раз нет качелей-каруселей? Сейчас наверняка всё изменилось.

Не думаю, что из-за отсутствия качелей-каруселей. Сейчас их тоже нет, но гатчинцев в парке было много — мамочек с колясками, детей на велосипедах, гуляющих бабушек. И молодежи было много.

Тогда мало что было приведено в порядок. Это был фактически дикий парк, с фрагментами развалин. Наверное, он был интереснее всего художникам.

Читайте также:
Инфляция в России в 2022 годах: таблица роста по годам, данные Росстата

Павильон Венеры в Гатчине — подробная информация с фото

Первоначальное очертание береговой линии Белого озера послужило основой формирования данного острова. В конце ХVIII века мыс северо-восточного берега был отделен от основной части суши двумя каналами, соединяющимися под прямым углом. В результате получился остров почти треугольной формы с вытянутым острым углом. На этом выступающим в озеро углу появился Храм, посвященный древнеримской богине Венере. Остров соответственно получил название «Острова Любви».

Павильон омывается с трех сторон водой, и кажется будто поднимается со дна озера, напоминая нам легенду о рождении вечно юной и прекрасной богини из пены морской. Одновременно павильон мог служить пристанью.

На острове были построены два каменных балкона, а через каналы перекинуты два мостика, вначале деревянные, а затем металлические. Сад на острове Любви имел регулярную планировку с зелеными боскетами, геометрических форм площадками, газонами, цветниками. К павильону Венеры вели две дороги-луча. Площадки украшала мраморная скульптура: статуи Венеры, Амура и Психеи, позже других античных богов.

Павильон был построен в 1792 году в классическом стиле под руководством итальянского архитектора Винченцо Бренны, автора многих сооружений Дворцового парка. Его фасады декорированы трельяжной сеткой и деревянной резьбой. Вход с острова оформлен портиком с колоннами ионического ордера, на фронтоне которого помещены эмблемы богини любви. Внутренние помещения павильона состоят из большого парадного зала и небольшого и скромного по оформлению аванзала. Свет в парадный зал попадает через большие окна и двери. Из одной стеклянной двери-окна существовал выход к воде на маленькую терассу-балкон под козырьком. Стены зала украшены зеркалами и росписью в технике гризайль, а потолок – картиной немецкого художника Я. Меттенляйтера «Триумф Венеры». В зале установлены 4 мраморные чаши для фонтанов. Вначале они были деревянными, а в конце ХIХ века их заменили на мраморные. Вода накачивалась из озера помпой в резервуар, который находился над потолком в аванзале.

Ансамбль острова Любви олицетворял собой союз природы и искусства, торжество воды и любви. Создается впечатление, что идея создания этого очаровательного уголка парка могла возникнуть здесь же, так органично он связан с окружающим ландшафтом, с природой. Однако остров Любви с храмом прекрасной богини появился в Гатчинском парке как творческая переработка уже существовавшего к тому времени французского образца, заимствованного из парков Шантильи по заказу Павла I.

Как известно, владельцы Гатчины вел.князь Павел Петрович с супругой посетили это поместье принца Конде во время заграничного турне, путешествуя инкогнито под именем графов Северных: «Летом 1782 года большой новостью для Парижа и двора стало прибытие графа и графини Северных, будущего царя Павла I и его жены Марии. Политически надлежало принять наследника весьма грандиозно…»

До сих пор Шантильи по праву называется «Версалем Конде». Как вспоминала в своих мемуарах баронесса Обергкирх, подруга детства Марии Федоровны, сопровождавшая ее в путешествии: «Шантильи – это самое прекрасное место в мире: фонтаны, леса, сады прелестны; наяды фонтанов опираясь на урны имеют очаровательный вид, и усыпанные песком аллеи леса в тысячу раз прелестнее, чем аллеи цветника. Шантильи был маленьким святилищем верности и монархических убеждений. Павлу Петровичу очень нравилась эта прекрасная резиденция, где принц Конде, истинный представитель дворянства, сделал ему самый пышный прием».

Гр. Северные провели в Шантильи всего 3 дня, но резиденция принца Конде и особенно прием, устроенный в честь высоких гостей произвели неизгладимое впечатление на Павла I. Программа приема, была разработана так, что великокняжеская чета из России смогла осмотреть все достопримечательности замка, совершить длительные прогулки-экскурсии по обширным паркам. Эти прогулки сопровождались разнообразными представлениями и роскошными обедами в парковых павильонах. А завершился трехдневный прием грандиозным праздником на Гранд канале – охотой на оленя. По мнению всех это был огромный успех принца Конде. Даже королевские показы не могли выдержать сравнение с тем, что было в Шантильи. По всему Парижу пронеслась известная фраза: «Король принял князя Северного по-дружески, герцог Орлеанский – по мещански, принц Конде – по царски».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: