Фотографии Тульского музея изобразительных искусств

Тульский музей изобразительных искусств

Тульский музей изобразительных искусств

Тульский музей изобразительных искусств – один из самых больших художественных музеев Центральной России, в котором собрано свыше 23 000 картин, графических работ, скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства. Он располагает выставочными площадями более 10 000 м² и имеет четыре филиала. С 2013 года музей носит современное название «Тульский областной художественный музей».

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

В музейных залах можно увидеть богатые коллекции работ русских и западноевропейских мастеров, а также большой отдел современного искусства. Здесь выставлены произведения декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков. В залах экспонируются изящные изделия из майолики, стекла, фарфора, антикварная мебель, старинные часы, а также скульптуры, созданные такими известными мастерами, как М. М. Антокольский, А. М. Опекушин, В. А. Беклемишев и П. К. Клодт.

Кроме самостоятельного посещения и экскурсий, гости музея могут принять участие в театрализованных занятиях и мастер-классах по бисероплетению, валянию, кружевоплетению, изготовлению тряпичных кукол, джутовой филиграни, резьбе по дереву и другим видам ремесел. Круглый год в залах Тульского музея изобразительных искусств размещаются художественные выставки. Кроме того, здесь регулярно проводят концерты классической и народной музыки, творческие встречи с поэтами и художниками.

Вот уже много лет по воскресеньям при музее работает познавательный лекторий по истории мирового изобразительного искусства. Многие туляки ходят на лекции по абонементу, а приехавшие в город туристы при желании могут посетить отдельные занятия лектория. Для подростков при музее открыта студия рисования.

История Тульского музея изобразительных искусств

В 1880-е годы местная епархия создала особый фонд или Древлехранилище, где были собраны редкие произведения церковного искусства. В 1902 году этот фонд переименовали в Палату древностей. Экспонаты поступали в хранилище разными путями. Часть произведений искусства покупали, а другие были приняты в качестве подарков от тульских меценатов.

Сотрудники хранилища вели каталог и делали полное описание всех поступлений. С 1899 до 1911 год было издано несколько сборников «Тульская старина» с описанием самых любопытных музейных экспонатов. По праздникам и воскресным дням на произведения искусства в Архиерейский двор приходили посмотреть все желающие.

Популярность старинных коллекций быстро росла, и помещения хранилища с трудом вмещали всех желающих. В 1908 году было принято решение построить новое музейное здание на исторической территории кремля. Однако вскоре началась война, и планы пришлось отложить.

С приходом советской власти в городе создали специальную комиссию, которая занималась сбором и оценкой произведений искусства из бывших дворянских усадеб, расположенных вокруг Тулы. Собранные там ценности, а также старые коллекции местной епархии составили основные фонды нового Тульского музея изобразительных искусств.

В 1919 году он носил название «Художественно-исторический музей», а спустя 8 лет получил статус краеведческого. Музейные коллекции постоянно пополнялись. Свои работы городу дарили известные художники, а часть экспонатов передали тулякам из фондов Третьяковской галереи. Перед войной музей разделили на две части – художественную и краеведческую.

Во время наступления немцев на Москву коллекции Тульского музея изобразительных искусств спешно эвакуировали в Сибирь. Долгие годы музей не имел собственного помещения, а принимал посетителей в залах Дома офицеров. Но в 1964 году в центре города построили новое просторное здание, и в него перевезли все музейные коллекции.

Что можно увидеть в музее

Тульский музей изобразительных искусств имеет специальный отдел, посвященный русскому искусству, где хранятся старинные иконы XVI-XIX веков. Особый интерес посетителей вызывают выразительные портреты, написанные известными русскими художниками В. Л. Боровиковским, В. А. Тропининым, И. Н. Крамским, А. А. Ивановым, И. Е. Репиным, Б. М. Кустодиевым и В. И. Суриковым. В отделе пейзажной живописи выставлены работы К. Ф. Юона, В. Д. Поленова, Н. П. Крымова, И. И. Левитана и И. К. Айвазовского.

Читайте также:
Средняя зарплата геодезиста в Москве и других городах России в 2022 году — наш взгляд на вопрос

Западноевропейское искусство представлено работами известных итальянских, французских, голландских и немецких мастеров XVI-XIX веков. А в отделе современного искусства можно увидеть картины и графические работы ведущих мастеров XX века.

Информация для туристов

Двери Тульского музея изобразительных искусств открыты в любой день, кроме понедельника. По вторникам, средам и воскресеньям музей принимает гостей с 10.00 до 18.00, а с четверга по субботу – с 10.00 до 20.00. Следует иметь в виду, что касса прекращает работу за 15 минут до закрытия музея.

Входные билеты для взрослых стоят 200 рублей, для студентов и пенсионеров – 100 рублей. Дошкольники и дети до 16 лет могут побывать в музее бесплатно. Семейный билет, рассчитанный на двоих взрослых и двоих детей, стоит 350 рублей.

За часовые экскурсии, в зависимости от возраста туристов, нужно заплатить от 40 до 250 рублей с человека, а за экскурсии, рассчитанные на 1,5 часа, – от 80 до 350 рублей. Мастер-классы для взрослых стоят 250 рублей, а для детей – 120 рублей. Билет на лекцию воскресного лектория обойдется в 100 рублей.

Как добраться

Тульский музей изобразительных искусств находится в центре города, на улице Энгельса, 64, возле площади Искусств. До здания музея можно подъехать на трамвае № 14. Выходить нужно на остановке «Улица Жаворонкова».

Тульский художественный музей

Музей изобразительных искусств Тулы является филиалом объединения музейного комплекса под названием «Историко-краеведческий и художественный музей». В 1884 году был создан музейный фонд при епархии Тулы, который впоследствии переименовали в Палату древностей. При Палате был сформирован Естественно-исторический музей. Эти фонды и стали основой художественно-исторического музея, который был официально создан в 1919 году.

Вместе с коллекцией Палаты древностей в музее были выставлены сокровища дворянских усадеб, национализированные после революции. В те времена в тульских краях были уникальные «дворянские гнезда» (Гагариных, Бобринских, Олсуфьевых, Оболенских и др.). Многие поколения владельцев поместий собирали и коллекционировали антиквариат и художественные произведения, поэтому Тульский художественный музей получил в собственность очень богатое наследие.

В 1927 году музей стал краеведческим, а в 1939 году разделился на два, и художественный отдел стал отдельным музейным учреждением. Сотрудники художественного музея Тулы приложили немало усилий, чтобы в годы Великой Отечественной войны эвакуировать музейные ценности в Сибирь, благодаря чему и спасли их. После войны все сокровища были возвращены в Тулу.

За все годы существования запасы Тульского областного художественного музея пополнялись, создавались новые экспозиции. В настоящее время в Тульском музее изобразительных искусств находится коллекция работ русских мастеров (XVIII—XX вв.), одна из лучших в стране, а также зарубежное искусство (картины голландских, итальянских и других мастеров).

Филиалами Музея изобразительных искусств Тулы являются: музей Порфирия Никитича Крылова (ул. Кутузова, 10), Выставочный зал (Красноармейский проспект, 16), Музей «Спасское» (село Спасское, ул. Центральная, 4а), Тульский кремль.

Стоимость входных билетов зависит от категории посетителей:

  • Для взрослых — 250 руб.
  • Для пенсионеров и студентов очной формы обучения — 150 руб.
  • Детям до 16 лет предоставляется право бесплатного посещения.

Экскурсии проводятся для больших и малых групп. Для 1–5 участников стоимость будет от 1500 руб. за группу.

Стоимость экскурсионного обслуживания для групп от 6 до 25 человек различается в зависимости от продолжительности — 1 час /1,5 часа:

  • Взрослые — 350 /400 руб.
  • Пенсионеры и студенты очной формы обучения — 250 /300 руб.
  • Школьники — 100 /150 руб.
  • Дети дошкольного возраста — 100 /150 руб.

Почитать подробнее об экскурсиях можно на сайте Тульского художественного музея. За любительскую фотосъемку плата не взимается. В Тульском государственном художественном музее проводятся также различные мастер-классы, квесты, лекции, музейно-педагогические занятия за дополнительную плату.

Читайте также:
17 лучших курортов Филиппин - какой выбрать для отдыха, фото, описание, карта

Картины Тульского музея изобразительных искусств

В выставочных залах размещены три основных отдела с коллекциями:

  • русского искусства;
  • западноевропейского искусства;
  • современного искусства.

Отечественное искусство представлено весьма богатым собранием экспозиций, оно включает в себя уникальные работы прославленных творцов XVI—XX вв. Здесь собраны работы Коровина, Репина, Шишкина, Сурикова, Поленова, Айвазовского, Тропинина, Серова, Кончаловского, Левитана и многих других известнейших русских художников. Среди признанных шедевров в музее: «Сигнал бури» И. Айвазовского, «Лес в Мордвинове» И. Шишкина, «Феб Лучезарный» В. Серова. В Тульском художественном музее выставляются также редкие иконописные работы XVI–XIX столетий.

Есть, на что посмотреть и в отделе западных мастеров. Выставляется довольно солидная коллекция живописцев западной Европы XVI–XIX веков. Здесь есть работы признанных художников-итальянцев Фетти и Джордано, Саммаккини и Бассано; французов Лесеюра, Верне и Робера; «малых голландцев» и фландрийцев: Ясона, Гиллеманса, Вонка и Моленара. В европейском отделе также присутствует графика и шедевры прикладного искусства.

Достойно представлено и творчество современного искусства XX века. В этой коллекции собраны работы известных русских мастеров-авангардистов 1910—1930 гг. (таких, как Малевич, Гончарова, Кандинский, Родченко). Например, в художественном музее Тулы можно увидеть следующие произведения: «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин» В. Кандинского, «Супрематическая композиция» К. Малевича, «Красавица» Б. Кустодиева, заслуженным успехом пользуются работы: триптих «Воскресение Христа» и «Портрет сына А. М. Нестерова в испанском костюме» М. Нестерова, «Семья командира» К. Петрова-Водкина.

Можно посетить также временные экспозиции. Узнать, какая сейчас экспонируется выставка в Тульском художественном музее, можно в разделе «Афиша» на официальном сайте.

Часы работы

Художественный музей Тулы работает все дни, кроме понедельника. В этот день музей могут посетить только организованные группы по предварительной заявке. Режим работы художественного музея Тулы в остальные дни:

  • Вторник-среду, воскресенье: с 10:00 до 18:00.
  • четверг-суббота: с 10:00 до 20:00.

Кассы закрываются за 45 минут до окончания рабочего дня музея. При планировании визита в историко-художественный музей Тулы, следует помнить, что последний понедельник месяца является санитарным днем.

Как добраться до Тульского художественного музея

Адрес музея: Советский район, ул. Фридриха Энгельса, 64. Вход — со стороны площади Искусств, рядом расположен парк им. Белоусова. Доехать сюда можно на общественном транспорте:

  • Автобус № 1, 3, 18, 25, 26, 27а, 28, 114, 116, 117, остановка «Стадион».
  • Троллейбус № 1, 2, 11, 12, остановка «Стадион».
  • Маршрутное такси № 9, 15, 17, 30, 33, 34, 35, 37, 50, 51, 62, 114К, 117К, 280, остановка «Стадион».
  • Трамвай № 14, остановка «Жаворонкова».

Чтобы заказать поездку до художественного музея Тулы, можно воспользоваться услугами сервисов такси: Яндекс. Такси, Maxim, Uber Russia, UpTaxi.

Панорамный вид на здание Тульского художественного музея:

Видео о художественном музее Тулы:

Отзыв: Тульский музей изобразительных искусств (Россия, Тула) – Искусство – ложь, которая делает нас способными осознать правду. Пабло Пикассо.

Здравствуйте, дорогие мои друзья и читатели отзыва.

Вот уже полгода мотает меня по всем доступным музеям моего родного города Тулы. Только есть среди них один, в который ноги не несли меня ни под каким предлогом. Вроде на самый заурядный музей, древности там хранятся дорогущие. И вроде расположен он удобно – перед входом в Центральный парк, добраться можно на любом транспорте. И размера он нехилого – здоровенное трехэтажное здание. Но вот что-то не тянуло меня туда.

А мозг говорит: “Надо!”. Собралась я с силами, и решила “съесть лягушку”. Есть такой принцип, которому учат американские умоделы: сперва сделать то, что меньше всего хочется, тогда остальные дела покажутся вкусным десертом.

Но разве можно так об искусстве? А не зажралась ли я? Где я и где искусство?. Да я в этом самом искусстве – как свинья в апельсинах. Могу, правда, отличить картину от скульптуры. Да и то хорошо.

Читайте также:
Посольство Хорватии в Москве. Адрес, телефоны, официальный сайт хорватского посольства в России

Пришла я, значит, в музей!

А он здоровенный такой! Москвичи и питерцы, разрешаю вам надо мной посмеяться. Эрмитаж и Третьяковка по сравнению с провинциальным музеем искусств – это как космический шаттл в сравнении с самокатом. Но поверьте, устала я там так, что хоть спать ложись. Там же. На скамеечках.

Обилетив меня на 250 р, билетерша предложила мне начать осмотр со третьего этажа, так как на первом проходило какое-то мероприятие, и мне, мол, так удобнее будет.

Осмотревшись, я уже на первом этаже заценила масштаб “искусства”, в которое мне предстояло погрузиться и пошла искать раздевалку, которая со слов билетерши находилась под лестницей.

Фото раздевалки и музейного туалета не будет в этом отзыве, так как отзыв весь культурный. Но фото номерка “намбер уан” не вставить не могу.

Итак, вперед! Точнее – наверх! К великому и прекрасному!

На лестничных пролетах между этажами на фоне белых стен расставлены белые мраморные скульптуры. Свет из окон светит светлый, день выдался непасмурный. Поймать ракой ракурс, чтобы эти скульптуры хоть как-то не сливались с фоном, было очень трудно.
“Купальщица” и “Женщина, читающая свиток”. Мрамор. Автор неизвестен.

Между третьим и вторым этажами произведение известного автора. Модель монумента “Добро побеждает зло” Зураба Церетелли. 1990 г.

Я обратила внимание на то, что именно всадник протыкает копьем – крылатые ракеты “Першинг-2”, которыми в годы холодной войны НАТО пугало СССР.

Поднявшись на третий этаж, смотрительницы мне предложили осмотр на выбор (ну прям индивидуальный подход!). Три зала: направо пойдешь – в 17 век попадешь, налево пойдешь – в 18 век попадешь, прямо пойдешь – в 19 век попадешь. Я решила пока осмотреться на месте.

Нашла снова мраморную фигуру и застыла над ней. “Амур и Психея”. Неизвестный автор.

Только вот почему она его нежно за голову обнимает, а он ее за волосы дерет? Сама ответа не нашла, спрашивать – постеснялась.

И пошла налево. А там – красота! Картины – во всю стену! Яркие, понятные.
Премацци Л. О. Миланский собор. 1846 год.

В картине я завязла. Насколько огромен сам собор и как мелки люди, гуляющие возле него. А некоторые сцены из их жизни захотелось даже рассмотреть детально.

Святая Екатерина. Неизвестный художник, 16 век. Напомнила мне Мону Лизу.

Тут и столик попался старинный-престаринный, красивый до невозможности. Фото выложу только столешницы сверху.

Отдельный зал посвящен годичному циклу картин Леандро Бассано.

Картины под простыми названиями – месяцами года. Вот, например, “Апрель”. Весь этот цикл достоин отдельного рассмотрения. Возможно, посвящу этому отдельный отзыв. Двенадцать полотен по месяцам года, каждое показывает род занятий крестьян того времени.

В следующем заде я наткнулась на старинный шкаф. Именно наткнулась. Ожидала увидеть картины, а там оказалась такая внушительная громадина! Германия, 19 век.

И после этого шкафа я уже потеряла ориентацию, в каком я зале, на каком я этаже. Можно я теперь просто покажу вам экспонаты, которые мне больше всего запали в душу?

Вот еще один германский шкаф 19 века. Зуб даю, что в нем – Нарния! Если бы в моей комнате стоял такой шкаф, то моя впечатлительная детская психика обязательно напридумывала что-нибудь ужасное про него. нет, шкаф не страшный, он очень красивый. Но такой громадный, что рядом с ним я почувствовала маленькой козявочкой.

У картины “Возвращение блудного сына” я остановилась с радостным восторгом: наконец что-то знакомое!. Как потом выяснилось, многие блудные сыновья возвращались в родные дома к своим родителям, и многие художники запечатлевали сцену встречи. Перед вами – произведение неизвестного итальянского автора 17 века.

Читайте также:
Дворец культуры и науки в Варшаве - вызвал огромный резананс

А вот картина эмоциональная: героиня испугана то ли от ужаса, то ли от радости. “Тарквиний и Лукреция”, автор – Лука Джордано, 1632-1705.

“Шествие Вакха”, Франс II Франкен. Сплошная вакханалия! Весело всем! Окажись я в тех теплых краях, с радостью приняла бы участие в этом флэш-мобе.

Созерцание подобных полотен меня нисколько не радует. “Натюрморт”, Снейдерс Франс, 1579-1657.

Симпатичный комод с посудой. Такой впишется и в современный интерьер

На отдельной витрине – посуда из богемского стекла. Все очень нежное, милое и красивое. И одновременно грандиозное.

Витрина с фарфоровыми статуэтками – как музей кукол. Каждую можно рассматривать по часу и умиляться.

Портрет Наполеона на тарелке – явно не из посудного набора. Это настенное украшение, не иначе как .

Отдельная тема – каминный часы. Жаль, что у меня нет камина!

Отдельный зал посвящен портретной живописи. Вот как раньше было здорово – обязательно художник приукрасит натурщицу (или натурщика). Живой фотошоп.

И снова часы, подсвечники, вазы.

Неизвестный художник. Христос с двенадцатью апостолами. Германия, Вторая половина 15 века.

Портреты семейные меня умиляют. Жаль, что их было мало. Как сейчас мы с радостью смотрим фото своих детей маленькими, или себя в детстве, так и тогда такие портреты замораживали время. Дочка маленькая, и мама молодая.

А вот здесь я вслух высказала предположение и не ошиблась. Айвазовский! Ну хоть что-то из известных мне имен! “Сигнал Бури”, 1851 г. Полотен Айвазовского в музее несколько.

Здесь я подбежала рассматривать мишек. Мишек не оказалось, Но с Шишкиным я угадала. Так что не все запущено! “Лес в Мордвинове”, 1891.

Ну и как же без земляка – Василия Дмитриевича Поленова! “В Назарете”, 1982.

Встретилась и “Красавица” Кустодиева. Далеко мне до нее, кушать еще и кушать.

И поскольку лимит мой позволяет вместить ровно четыре фото, позвльте заполнить их изображениями в абстрактной технике.

Кандинский В. В. “Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин”. 1919.

Малевич К. С. “Суперматематическая композиция”.

Родченко А. М. “Беспредметная композиция № 61 из серии “Цветовая сфера круга”. 1918. У кого-то квадрат, а у кого-то – круг.

Попова Л. С. Футуристический портрет”. 1915.

Эх, жаль, конечно, что ограничение нас ограничивает. Сколько всего интересного осталось за рамками отзыва!

А может, это и хорошо. Кто-то устал смотреть, кто-то устал читать. Кто-то захочет – сходит в музей и посмотрит сам.

Я же за тот день устала невероятно. Благо скамеечки для уставших посетителей были расставлены во всех залах. И мое впечатление сейчас, когда я пишу отзыв, более восторженное, чем когда я бродила по музею. Недаром говорят: “Утро вечера мудренее”. За ночь все увиденное уложилось в голове, разместилось по полочкам и слепилось в этот отзыв.

Тульский художественный музей, однозначно, достойное место для посещения.
Всем тулякам – обязательно, а гостям города-героя – желательно.

“Нечего скрывать” в Тульском музее изобразительных искусств: 15 мировых шедевров, вековой юбилей и история с “Красавицей”

Однако со временем наш проект значительно расширился в смысловом понимании. Мы уже написали про драгоценные хранилища Музея оружия, про заботу о «живых экспонатах» Тульского зооэкзотариума и про новые технологии Музея станка.

Пришла пора обратиться к искусству. Сегодня нашим “героем” станет Тульский музей изобразительных искусств, которому в этом году исполняется ни много, ни мало — 100 лет!

Сколько всего в музее экспонатов? Как в коллекции появились картины Айвазовского, Кустодиева и Малевича? И чем удивит ТМИИ в год своего векового юбилея? Об этом и многом другом нам рассказала первый заместитель генерального директора Марина Николаевна Кузина, которая работает в Тульском музее изобразительных искусств уже более 50 лет.

— Расскажите, как менялся музей: каким он был в начале прошлого столетия — в 1919-м, и каким он стал спустя 100 лет? Как пополнялась коллекция?

— Коллекция музея, открытого в 1919 году, как художественно-исторический, насчитывала 2000 экспонатов, собранных из дворянских усадеб. Она начиналась с работ западно-европейских художников, которые сейчас размещены у нас на третьем этаже.

Читайте также:
Столица Израиля официально - Иерусалим и его достопримечательности, транспорт и проживание

И, конечно, произведения русских художников — таких как Серов, Айвазовский. Последний, кстати, поступил из имения князей Гагариных, неподалеку от Плавска.

Тогда у музея не было своего здания: произведения хранились в доме, где сейчас размещается Музей самоваров. Когда началась война, коллекцию эвакуировали в Казахстан: и, естественно, всё в этот период было сложно — жизнь музея, пополнение коллекции.

Вернув ее в 1944 году, коллекцию разместили в Доме офицеров (Дом дворянского собрания — прим. редакции), в той части здания, где сейчас находится ресторан.

Моя предшественница — Софья Федоровна Нечаева занималась пополнением коллекции вместе с Порфирием Крыловым. Из частных коллекций в том числе. И вот однажды они узнают, что в Чернском районе деревне Ержино живет своеобразный чудак, который владеет великолепной коллекцией картин. Вместе с Крыловым Софья Федоровна едет туда, и в доме старика обнаруживают совершенно роскошную коллекцию. Им удалось приобрести всего четыре работы — “Красавицу” Кустодиева, “Воскресение Христа” Нестерова, автопортрет Малютина и “Волки” Степанова.

А он был причастен к артистической среде, жил в Москве и там собрал свою коллекцию. Маликов готовил на керогазе, и, к несчастью, погиб в результате пожара. Большинство картин оказались в Твери: там жила его дочь, и она, как наследница, после смерти отца перевезла их туда. Теперь картины хранятся в Тверской картинной галерее.

Борис Кустодиев «Красавица»

Григорий Петрович Маликов был оперным певцом в Москве, однако остаток жизни он провел в Ержино. По данным историков, он выступал в частном оперном театре знаменитого мецената Саввы Мамонтова.

По воспоминаниям самой Софьи Нечаевой, в коллекции Маликова были работы Михаила Врубеля, Василия Сурикова, Ильи Репина, Михаила Нестерова, Бориса Кустодиева, Алексея Степанова. , — прим. редакции.

Я люблю цитировать Нестерова, который говорил ,что “не появись в свое время Третьяков, не отдайся он идее собирать картины современных ему художников — а это были Крамской, Репин, Суриков, Шишкин, то быть может, мы не узнали бы ни “Боярыни Морозовой”, ни “Утро стрелецкой казни”, ни всех тех больших и малых картин, которые сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею”.

Вот и я иногда думаю так же: как хорошо, что мы успели.

Когда у музея не было своего здания, коллекция не могла расти: её просто было негде хранить с должным качеством. Тогда бытовало мнение, что ценнейшие работы необходимо передавать в другие музеи, и наши городские и областные власти вовремя спохватились. Было принято решение строить это здание.

Строилось оно долго — с 1957 по 1964 годы. Когда работы были завершены,то вся коллекция — а она на тот момент насчитывала около 6 000 произведений, была перевезена сюда.

Сейчас в коллекции насчитывается около 25 000 работ.

Это всё было нелегко: отыскивать художников, убеждать наследников, коллекционеров. Можно приводить множество примеров, как те или иные работы попали к нам в музей.

Некоторые картины пришли к нам из дворянских усадеб, которые уже были покинуты своими владельцами: они грабились, и тогда была создана комиссия по сбору художественно-исторических ценностей, создан специальный государственный фонд: что-то из обнаруженного отправлялось в Москву, а что-то оставалось в Туле.

Читайте также:
Виза в Республику Конго - виды, сроки и особенности получения

Валентин Серов «Феб Лучезарный»

Один из мировых шедевров, которые являются гордостью Тульского музея изобразительного искусства — работа Валентина Серова “Феб лучезарный” 1887 года. Картина великого художника украшала дом тульского помещика Николая Дмитриевича Селезнева в селе Архангельское Ефремовского уезда Тульской области.

Картина была повреждена во время пожара в усадьбе в 1905 году: только в 1948 году в Государственных реставрационных мастерских под руководством художника Игоря Грабаря работа Серова была отреставрирована. — прим. редакции.

Работы Кандинского и Малевича появились в нашем музее в 1926 году. Был такой Московский музей живописной культуры, созданный специально для работ в авангардных направлениях. В свое время его возглавлял сам Василий Кандинский.

Когда музей расформировали, всю коллекцию распределили по регионам: так в нашей экспозиции появились эти замечательные картины — и Малевич, и Кандинский, и Родченко.

Казимир Малевич «Супрематическая композиция»

Василий Кандинский «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин»

“Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин” Василия Кандинского и “Супрематическая композиция” Казимира Малевича также входят в 15 мировых шедевров из коллекции ТМИИ. — прим. редакции.

Конечно, мы устраиваем выставки для современных художников — ведь им также важно устроить свои работы. После проведения мы выбираем две-три картины, характерные для их автора — безусловно, высокого уровня. Так пополнялась, и пополняется коллекция нашего музея.

О том, как хранятся картины

Жизнь музея невозможна без реставрации. Ведь каждое произведение живет такой же жизнью: оно может болеть, подвергать различным условиям. Поэтому мы всегда должны быть начеку.

Мы замеряем температуру и влажность в залах: когда слишком сыро, холст может обвиснуть. Жаркий и сухой воздух тоже вредит картинам: хорошая, оптимальная температура — +16…18 градусов. За состоянием коллекции следят и хранители музея, и реставраторы, и я лично.

У нас есть работы, которые еще нужно отреставрировать. Совсем скоро из центра Грабаря вернется большая работа конца XVII века.

В музее есть свои реставраторы: их трое. Один из них работает с деревом — реставрирует рамы, в этом нам очень повезло. Он прошел стажировку в Центре Грабаря (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря — прим. редакции), и в Эрмитаже.

В ТМИИ на учете отдельно от картин стоят рамы XVII-XIX веков. То есть рамы, задуманные и подобранные художниками — в музее немало таких работ. К примеру, “Сигнал бури” Айвазовского находится в оригинальной раме: Иван Константинович сам заказывал такое обрамление для своего произведения.

Когда эта картина участвовала в выставке Третьяковской галереи, то, чтобы доставить работу в Москву, холст и раму отделили друг от друга. Рама упаковывалась отдельно, холст — отдельно.

Иван Айвазовский «Сигнал бури»

В музее хранится пять картин Ивана Айвазовского. Одна из них – “Сигнал бури”, написанная в 1851 году в родной для художника Феодосии, входит в 15 мировых шедевров. К слову, зимние морские пейзажи были редкостью для великого мариниста.

Картина поступила в коллекцию сто лет назад: из имения князей Гагариных. — прим. редакции.

— Насколько современным может быть музей классического искусства?

— Я считаю, что музей всегда вне времени. Классическое искусство — это святое и вечное.

Конечно, сейчас молодежи ближе современное искусство, инсталляции, авангардные направления, но я вижу, как она смотрит на классику, интересуется. Вот почему мы уделяем большое внимание творческому развитию детей. Потому что дети — это наше будущее, поклонники и ценители того, что уже прошло и пройдет через поколения.

— Какие сюрпризы ждут посетителей в такой важный для ТМИИ год?

— В этом году, под эгидой нашего столетнего юбилея, в ТМИИ пройдет большое количество выставок. Вот уже в сентябре откроется выставка “25 портретов”, привезенных из Третьяковской галереи. И это далеко не все сюрпризы, которые мы подготовили.

Читайте также:
Готовим правильное фото на Green Card

Сейчас нам уделено большое внимание. Буквально на днях я встретила группу из Москвы, которые признались, что не знали о той уникальной коллекции, которая хранится в нашем музее.

В конце декабря ТМИИ открылся после капитального ремонта. На открытии присутствовали губернатор Тульской области Алексей Дюмин и министр культуры Татьяна Рыбкина.

Конечно, Алексей Геннадьевич осмотрел нашу экспозицию. Он задавал много правильных и интересных вопросов, связанных с нашей коллекцией, реставрацией, работой музея. И тут мы озвучили тему с фондохранилищем: как хранить, как сохранять для будущих поколений…

Тогда он ничего не сказал, а через некоторое время началась работа по подготовке справок, материалов. Президент России Владимир Путин поддержал инициативу строительства.

Этим летом увидеть 15 мировых шедевров из коллекции ТМИИ можно было и вне стен музея. На Казанской набережной была открыта выставка, состоящая из репродукций тех картин, которые несомненно являются гордостью коллекции.

По словам руководства музея, одной из самых популярных картин этой выставки стала работа неаполитанского художника XVII века Луки Джордано “Тарквиний и Лукреция”.

Лука Джордано «Тарквиний и Лукреция»

В прошлую пятницу похожая выставка открылась в Центральном парке культуры и отдыха им. П.П. Белоусова: только здесь на каждой из репродукций расставлены акценты — «точки интереса». Они есть на всех полотнах и позволяют вникнуть в детали изображения, понять акценты автора.

А в самом ТМИИ проходит выставка «Ростовская финифть XIX-XXI вв: от иконы до украшения», где экспонаты предоставлены Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль». Увидеть всё своими глазами можно до 14 сентября.

Фотографии Тульского музея изобразительных искусств

В отделе русского искусства представлены иконы XVI-XIX веков, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства XVIII — начала XX веков. Многие работы получили широкую известность, экспонировались на выставках в нашей стране и за рубежом, вошли в научные каталоги и монографии.

Портретная живопись – один из интересных разделов экспозиции, в которой главное место принадлежит работам выдающихся художников таких, как А.П. Антропов «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1750-е годы), В.Л. Боровиковский «Портрет Г.С. Волконского»(1806), бывшего боевого генерала, участника турецких войн, пользовавшегося уважением и доверием Суворова, В. А. Тропинин «Портрет Василия Ивановича Бибикова» (1838), парадный портрет неизвестного художника школы К.П. Брюллова «Дама с девочкой и собачкой»(1-я половина XIX века). Творчество великого русского художника А.А. Иванова представлено в музее этюдом «Апостол Андрей», написанным к картине «Явление Христа народу» (1837-1857). Примечательны произведения художников, уроженцев тульской земли: А.А. Попова «Портрет П.А. Языкова» (1971), «Портрет Г.Г. Писарева» (1873), написанных в тульских имениях этих помещиков; Г.Г. Мясоедова «Автопортрет» (1867-1870),«Портрет жены художника Е.М. Кривцовой» (1861), выполненный в их имении в селе Паньково Новосильского уезда Тульской губернии, «Старик-крестьянин»(1873) – этюд к картине «Чтение манифеста». С тульским краем связано творчество И.Н.Крамского. В 70-е годы он неоднократно посещал Ясную Поляну с целью написания портретов Л.Н. Толстого. В этот период выполнен «Портрет князя А. К. Имеретинского» (1873) в его имении близ Ясной Поляны. Достойное место в экспозиции русского отдела занимают произведения В.И. Сурикова: «Портрет А.И. Емельяновой»(1903), «Гайдамак» (1904) – этюд к картине «Степан Разин»; И.Е. Репина «Женщина с кинжалом» (1870) – этюд к картине «Садко».

Коллекция пейзажной живописи музея позволяет познакомиться с историей развития этого жанра: Г.Г.Чернецов «Храм Воскресения в Иерусалиме»(1844); С.Ф. Щедрин «Неаполь ночью» (1910-е годы);И.К. Айвазовский «Сигнал бури»(1851), «Приближение бури»(1877); А.П. Боголюбов «Венеция ночью»(1865); Л.Ф. Лагорио «Вид Капо ди Монте в Сорренто» (1860-е годы), «Дорога среди пиней» (1865), «Мыс Ай-Я» (1891). В пейзажной живописи 2-ой половины XIX века утверждался образ национальной природы. Большая роль в становлении реалистического пейзажа принадлежит художникам И. И. Шишкину «Лес в Мордвинове» (1891), В. Д. Поленову «Река Оять»(1890), «Вид на Оку с восточного берега»(1898), И. И. Левитану «Деревня Хотьково», «Деревня. Зима» (конец 1870-х годов), С.Ю. Жуковскому «Старая деревня» (1908), «Брошенная терраса» (1911), «Последние астры» (1912), А.А. Рылову «Глубокая река» (1902), К. Ф. Юону «В монастырском посаде» (1903), Н.П.Крымову «Пейзаж с женской фигурой в красном».

Читайте также:
Как можно поступить в университет Гарварда из России

В экспозиции русского отдела представлены произведения искусства ведущих мастеров конца XIXначала XX веков: В.А. Серова «Феб Лучезарный» (1887), ранняя работа художника в монументально-декоративной живописи, выполнен­ная по заказу тульских помещиков Селезневых, чье имение находилось тогда в Ефремовском уезде Тульской губернии, «Портрет С.И. Мамонтова» (1891); К.А. Коровина «Лунная ночь» (1900-е годы), «Сараи» (1900-е годы», “У окна”(1919). Гордостью коллекции является полотно Б.М. Кустодиева “Красавица”(1918), известное как один из вариантов, в котором создан удивительный по выразительности образ русской купчихи.

В музее хранятся произведения известных скульпторов XIX века М.М. Антокольского, А.М. Опекушина, В.А. Беклемишева, П.К. Клодта, А.И. Теребенева и богатейшая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX веков: фарфор, стекло, часы, мебель.

Рождество пресвятой Богородицы. 17в.
Дерево, левкас, темпера. 32х28.

Архангел архистратиг Михаил. 17в.
Дерево, левкас, темпера. 30,5х26.

Святой евангелист священномученик Марк.
2-я половина 16в.
Дерево, левкас, темпера. 54х44.

Неизвестный художник 1-ой половины 19в.
(Школа К.П. Брюллова)
Дама с девочкой и собачкой.
Холст, масло. 210х150.

Антропов Алексей Петрович.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
1750-е гг.
Холст, масло. 84х66.

Тропинин Василий Андреевич.
Портрет Василия Ивановича Бибикова.
1838.
Холст, масло. 73,5х 60,5

Маковский Владимир Егорович.
В сельской школе. 1883.
Холст, масло. 41х65.

Мясоедов Григорий Григорьевич.
Автопортрет. 1870.
Холст, масло. 69х53.

Поленов Василий Дмитриевич.
Вид на Оку с восточного берега.1898.
Холст, масло. 35х45,5.

Серов Валентин Александрович.
Феб лучезарный (Гелиос). 1887.
Холст, масло. d–274

Коровин Константин Алексеевич
У окна. 1919.
Холст, масло. 88х66.

Жуковский Станислав Юлианович.
Брошенная терраса. 1911.
Холст, масло. 82х87

Крымов Николай Петрович.
Пейзаж с женской фигурой в красном.
Холст, масло. 91х130.

Тульский областной музей изобразительных искусств

Фото и описание

Тульский областной музей изобразительных искусств открылся в мае 1919 г. Основу его собрания составляет фонд Палаты Древностей, которая была создана в 1884 г., коллекции, собранные Н.И. Троицким, тульским краеведом, экспонаты, поступившие из дворянских поместий Бобринских, Олсуфьевых, Оболенских, Урусовых, Гагариных и других, из Ефремовского музея им. М.Ю. Лермонтова. Музейная коллекция постоянно пополняется за счет поступлений экспонатов из Союза художников, Министерства культуры, частных собраний и мастерских художников. Много работ передано в дар музею.

Кроме предметов искусства, в музее представлены материалы по этнографии и археологии. С 1927 г. музей носил название краеведческого, объединяя в себе историко-краеведческий и художественный отделы.

Значительное пополнение коллекций музея произошло в 1920-1930-х гг. Тогда большое число ценных предметов искусства поступило из музея Академии художеств, Государственного музейного фонда, из Третьяковской галереи и бывшего Румянцевского музея.

В 1939 г. художественный отдел реорганизовался в самостоятельный музей. В наши дни собрание русского и советского, западного, а также прикладного искусства располагается в новом здании, построенном специально для музея в 1964 г.

Отдел русского искусства по праву гордится своей коллекцией произведений таких выдающихся мастеров, как В. Боровиковского, А. Антропова, В. Тропинина, И. Шишкина, И. Айвазовского, В. Поленова, В. Сурикова, В. Серова, Б. Кустодиева, К. Коровина. Здесь можно увидеть и произведения художников-авангардистов: П. Кончаловского, А. Куприна, В. Кандинского, Д. Штеренберга, К. Малевича. Произведения, представленные в этом отделе, дают представление о главных вехах в развитии русского искусства 18-20 вв.

Читайте также:
Как иностранцу не попасть под выдворение из России в 2022 году

Из картин И.К. Айвазовского особый интерес представляет произведение “Сигнал бури”, на которой изображена зимняя буря – достаточно необычный сюжет для художника-мариниста.

Порядка 20 разнообразных видов Венеции было создано А.П. Боголюбовым. Его пейзаж “Венеция ночью” выставлялся в 1881 г. на IX выставке передвижников.

Довольно своеобразно искусство Л.И. Соломаткина. Он работал в гротескной манере, которая усиливала выразительность и остроту изображения, им создан ряд изобличающих человеческие пороки полотен, представленных в музее (например, “Пирушка дельцов”).

Творчество В.Е. Маковского представлено в художественном музее несколькими работами, в том числе и картиной “В сельской школе”.

В тульском музее изобразительных искусств можно увидеть великолепный этюд Репина “Женщина с кинжалом”, который был написан им в Париже в 1870-х гг. для картины “Садко”.

В Тульском музее хранится один из вариантов-повторений картины “Красавица”, написанной Б. Кустодиевым в 1915 г., картина А.А. Рылова “Глубокая река”, которая в 1902 г. экспонировалась в Академии художеств на весенней выставке, “Последние астры” С.Ю. Жуковского, экспонировавшаяся в 1912 г. на выставке передвижников.

В музее также представлено изобразительное искусство советского периода, особенно богат раздел советской графики.

Большую художественную ценность имеет коллекция западноевропейского искусства. Здесь представлены работы итальянских мастеров (Л. Бассано, О. Саммаккини, Л. Джордано, Д. Фетти), голландских ( К. Моленар, Ф. Воуверман, Я. Вонк, Г. Флинк, Я. Гейсум), фламандских (Д. Сегерс, Ф. Снейдерс, Д. Тенирс (младший)), французских (К. Берне, Э. Лесюэр, Ю. Робер).

Интерес представляет картина голландского живописца Моленара под названием “Катание на льду”, “Шествие Вакха” Франса Франкена, “Благовещение” Эсташа Лесюера, “Гугенот” Мейссонье.

Довольно многообразно представлено прикладное искусство – изделия из цветного стекла и хрусталя, фарфор отечественных и зарубежных заводов, шелковое, бисерное и шерстяное шитье, художественная мебель.

Коллекция Тульского художественного музея широко известна как в нашей стране, так и за рубежом. Многие работы выставлялись в Швеции, США, Испании, Франции. Помимо выставочной деятельности, музеем ведется научно-исследовательская и разнообразная по формам просветительская работа.

Отдел фотографии

КОНТАКТЫ
Отдела фотографии

+7 495 697 60 35

В 2009 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина был организован отдел искусства фотографии. Основной задачей отдела является хранение, собирание и изучение уникальных изобразительных материалов, связанных с историей мировой и российской фотографии, демонстрирующих изменения художественных стилей, развитие фотографических техник, эволюцию технологий и изобразительного языка. Важные направления деятельности отдела – научная практика, подготовка и реализация проектов, выставочная работа.

Приобретая или принимая в дар авторские фотографии, негативы на стекле, пленке и других носителях, альбомы, различные печатные материалы, музей руководствуется общими принципами формирования Музейного фонда Российской Федерации. ГМИИ им. А.С. Пушкина наряду с Государственной Третьяковской галереей, Государственным историческим музеем и Государственным Русским музеем участвует в Национальной программе сохранения фотодокументов, входящих в состав государственных фондов Российской Федерации.

Коллекция художественной фотографии начала формироваться с 1986 года и хранилась первоначально в отделе рукописей. В 2021 году фонд художественной фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает 1942 единицы хранения, охватывая период от 1880-х до 2010-х годов; он включает произведения 140 авторов, как русских, так и зарубежных, относящихся к различным школам и направлениям.

Выставочная работа строится на активном взаимодействии с крупными международными культурными институциями (музеи, фонды, галереи), располагающими собраниями фотографического материала.

Экспозиции, посвященные искусству фотографии, были организованы в музее уже в первые десятилетия ХХ века. Так, в 1924 году здесь прошла Выставка фотографий Русского фотографического общества, а в 1937 – Первая всесоюзная выставка фотоискусства, занявшая большую часть залов второго этажа Главного здания музея. Масштабный проект представил советскому зрителю 319 фотографов, экспозиция состояла из 1586 отпечатков; выставку посетили более 35 тысяч человек. Событие это стало особенно важным, поскольку новое искусство было представлено в классическом музее.

Читайте также:
Абрау Дюрсо: достопримечательности и развлечения, цены 2022, фото

В ГМИИ неоднократно проходили выставки известных фотографов: экспонировались работы Йозефа Судека (1985), Хельмута Ньютона (1989), Августа Зандера (1994), Питера Линдберга (2002), Бориса Игнатовича (2002). Проект «Хельмут Ньютон в Москве. Фотографические работы» был уникальным и очень смелым: в конце 1980-х годов в России еще не существовало специализированных институций, которые были готовы демонстрировать столь дерзкие и даже провокационные произведения. Сам художник приезжал в Москву на открытие выставки.

В 2003 году с огромным успехом прошла выставка «Вглядываясь в фотографии» (100 снимков из коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке), куратором которой был Джон Жарковский – историк, один из выдающихся специалистов в области фотографии.

Со времени основания отдел осуществил ряд проектов, посвященных русскому и зарубежному фотоискусству, в рамках которых ГМИИ сотрудничал с такими музеями как Национальная портретная галерея (Лондон); Музей Виктории и Альберта (Лондон); Национальный музей науки и медиа (Брэдфорд); Национальный центр искусств и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж); Музей Израиля (Иерусалим); Музей современного искусства Хара (Токио); Национальный музей искусств Осаки; Национальный музей современного искусства Киото, а также с Man Ray Trust (Нью-Йорк).

В 2012 году состоялась выставка «Музей. Взгляд фотографа», посвященная 100-летию ГМИИ им. А.С. Пушкина. В проекте приняли участие 30 известных современных фотографов из России, которые представили свое видение Пушкинского музея в разнообразных жанрах, стилях и авторских прочтениях.

В 2018 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые состоялась научная конференция, посвященная ранней фотографии, приуроченная к уникальной выставке работ пионера фотографии Уильяма Генри Фокса Тальбота. В конференции участвовали специалисты из Российской академии наук, известных российских и зарубежных музеев, библиотек и др. Был рассмотрен широкий круг проблем: технология фотопечати, исторические и художественные аспекты изучения фотографии, проблемы хранения, реставрации, идентификации и атрибуции.

В 2020 году в рамках онлайн-проекта ГМИИ им. А.С. Пушкина «100 способов прожить минуту» были подготовлены видеопроекты о фотографах, исследовавших тему осмысленного проживания времени: Зофия Рыдет, Андрей Полушкин, Марлен Матус. Фотограф Сергей Николаев создал проект «Фотографический мусор».

В 2021 году на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина был опубликован онлайн-словарь наиболее популярных фотографических технологий, в которых выполнены отпечатки, хранящиеся в собрании фотографии. Каждая технология печати имеет свои особенности, а авторское воплощение превращает фотографический снимок в произведение искусства. Онлайн-словарь дает представление о многообразии фотографических техник, а также наглядно демонстрирует особенности видов печати.

В 2021 году отдел искусства фотографии был переименован в отдел фотографии. Несомненно, фотография – явление сложное, включающее исторические и культурные аспекты, не менее важные, чем эстетическое освоение окружающего мира. Новая специфика деятельности отдела позволит сосредоточить внимание на художественных проблемах, включить в сферу интересов вопросы технологий, прикладного и научного бытования фотографии, реконструировать практики осмысления медиума, моделировать новые контексты восприятия различных изображений, от прикладного отпечатка до цифрового искусства.

В лектории Пушкинского музея ежегодно проходит цикл лекций, посвященных истории и теории мировой фотографии.

В 2020 году прошел цикл лекций – онлайн-встреч с экспертами-практиками «Фотография. Разговор с экспертом». Лекции были посвящены камерам, фотографам и истории фотографии.

21–22 марта 2018 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла научная конференция в рамках выставки «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии».
Вы можете ознакомиться с программой и материалами конференции по ссылке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: