Фотографии Павло-Обнорского монастыря

Отзыв: Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь (Россия, Вологодская область) – Тишина и умиротворение

К Свято- Троицкому монастырю в с. Юношеское Грязовецкого района мы ездим уже много лет погулять, поразмышлять, иногда всей семьей, иногда в паре с кем-то. и каждый раз, оказываясь здесь, на память приходят строчки из песни Талькова: ” У каждого из нас, на свете есть места. “
Да, для меня Юношеское- именно такое место, где можно за час полностью восстановиться, набраться сил и принять необходимое решение.
Энергетика места необыкновенная, она притягивает, настраивает на нужный лад в любое время года и в любую погоду.
На входе на встречает вот такая информационная табличка, из которой мы узнаем, что роща заложена монахами Павло-Обнорского монастыря в 1862 году.

Поднимаемся по косогору и видим следующую предупреждающую табличку:

На холме видим вот такое. ммм, даже не знаю, как охарактеризовать: строение. малую архитектурную форму.

Ваше внимание находясь на холме обязательно привлечет река, протекающая внизу и просвечивающая сквозь вековые ели, а также спуск вниз, к роднику.

Вода из родника очень вкусная, но угоститься ею Вы сможете либо имея собственную кружку, либо напившись из ладошек- специально заготовленной для этого посуды, как это бывает на других родниках, здесь Вы не найдете.
Для кого-то возможно это покажется минусом и не гостеприимством, а для меня- соблюдением правил природы: здесь все естественное, и посуда была бы на мой взгляд лишней.
Далее от родника в еловую рощу ведет дорожка из тесно переплетенных корней, в жаркий полдень прохлада леса так и зовет по ней пройтись.

Местность гористая, поэтому кое-где встречаются овраги, по весне несущие талую воду к реке, а летом пересыхающие.

Зимой пейзаж тоже очень приятен глазу

Дорожка нас привела к купальне: она разделена на женскую и мужскую половину, но опять же, привычных ведерок и ковшиков здесь нет. Если решите обливаться- тару необходимо привезти с собой.

Дорожка, петляя между деревьев, приведет нас к камню с сосной, именно здесь уединялся Павел Обнорский для молитвы. В 2015 году вокруг камня появилась вот такая изгородь.

А ранее выглядело вот так. Именно на этом камне Преподобный уединялся для молитвы, и к нему приходили разные лесные звери, но никогда его не обижали.

По настоянию архиепископа Максимилиана рядом с камнем установлен крест, а на ели повешены иконы, т. к. Максимилиан опасался, что люди впадут в язычество, поклоняясь камню и елке. (на мой взгляд- чушь конечно несусветная, подгребание православием языческих святынь под себя. )
Тропинка к камню протоптана даже зимой.

Ну, а я в своем отзыве снова возвращаюсь из зимы в лето!

Перейдя речку по деревянному мостику мы оказываемся уже неподалеку от монастыря.

На берегу обосновались дачники, но по словам отца Амфилохия на службы в монастырь они не ходят, и никак в толк взять не может, зачем покупать землю ЗДЕСЬ( цены действительно на землю здесь высокие), если не ходить на службы. А я бы тоже прикупила себе здесь клочок земли, если бы располагала достаточными для этого средствами. И тоже вряд ли ходила бы на службы( разве что из любопытства, иногда. ). Это место привлекает своей энергетикой и красивыми пейзажами, а уж никак не близостью к монастырю. ну, да каждому- своё.

В монастыре на данный момент братия насчитывает всего 5 человек- монахов, остальные- трудники. Работы в монастыре действительно много: восстанавливаются постройки, ведется сельское хозяйство. Даже пасека есть и куры.

Часть построек монастыря не сохранилась, а жаль. говорят, это был один из самых больших монастырей, и посещали его царственные особы, такие как Иван Грозный, Василий III и Елизавета.

Мое внимание всегда привлекает вот эта монастырская стена, удивительно то, что она ( по крайней мере, на данный момент) находится ниже уровня земли, на которой расположен монастырь. Была ли она выше раньше, или это были монастырские подвалы- не известно.

Все время порываюсь туда зайти, но мои сопровождающие тут же начинают убеждать меня, что это небезопасно. ну ладно, в очередной раз с тоской заглядываю туда, фотографирую то, что видно снаружи.

Читайте также:
Продукты и товары, которые нельзя вывозить из Турции туристам

Вокруг монастыря накатана дорога, кое -где даже скамеечки для отдыха имеются!

Снова с тоской взираю на двери в подвалы( или куда там еще. )

С детства любимая конструкция колодчика.

И снова стена. В этой ее части она уже переплелась с деревьями и кустарниками и стала чем-то большим, чем просто стена.

Неподалеку от действующего монастыря есть заброшенный скит. Говорят, он был построен для монахов, но в нем никто не пожелал жить.

В послевоенное время скит использовался под школу при детском санатории, об этом говорит и тот факт, что внутри сохранились учебники и даже характеристики на детей( на этот раз мне повезло, или я была особенно упряма, но как меня не останавливали- все же проникла внутрь, побродила по разрушенным классам)

Попримеряла “на себя”: выкупить землю под скитом, отреставрировать его. поселиться. ой, нет. Как-то не уютно здесь, энергетически не уютно.

Когда отошли от скита, на душе как-то сразу стало легче. Не зря видимо монахи не захотели в нем жить, хотя и помещения просторные, и потолки высокие- как я люблю.

Хозяйство монастыря: все ровненько, ухоженно.

Монастырские куры- более забавных существ я давно не видела: как только завидели фотоаппарат, две тут же поджали одну ногу и остались стоять на второй. а вроде не цапли)))

Входные ворота в монастырь.

Рядом с монастырем есть еще одна ” насыпная гора”- Голгофа. На ней также установлен поклонный крест. Почему ее так назвали, и собственно, зачем искусственно создали- информации нигде не нашла.
Это вид с нее.

Вид на монастырь с Голгофы.

Далее мы чуть ли не кубарем скатились по косогору в огромный земляничник!
Здесь мы застряли надолго: по -видимому, нам повезло: местные еще не прознали про то, что земляника уже поспела!

Ну и еще пара красивых пейзажей.
Дачный домик “спрятался” за Голгофу.

Речка Нурма. Елку жалко. еще года два назад она была жива(свидетельство тому- следующее фото)

КАК ДОБРАТЬСЯ:
-из г. Грязовца на рейсовом автобусе до д. Косиково, далее пешком 4 км до д. Юношеское
-из Вологды или Грязовца на личном автомобиле, следуя указателям: Вологда-Грязовец- ” Косиково”-“Юношеское”( расстояние около 50 км от Вологды)

Павло-Обнорский мужской монастырь

Павло-Обнорский мужской монастырь – православный монастырь в Вологодской области основанный в начале XV века. Монастырь был закрыт в 1924 году, возвращен Церкви в 1994 г.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику
  • 10 Ссылки

История [ править ]

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского.

Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, по видению, которое имел преподобный Павел (звон колоколов с противоположного берега реки), он обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, но получил отказ в грубой форме. Однако после того, как митрополит сам имел видение, он призвал Павла и дал разрешение, и на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. Павел благословил на игуменство своего любимого ученика Алексия, при этом сам продолжал жить в своей келье, посещая монастырь только по праздникам. Его любимым собеседником и духовным отцом был Сергий Нуромский, в память об их встречах между Павло-Обнорским и Спасо-Нуромским монастырями была выстроена часовня. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505—1516 годы), позднее царём монастырю были отписаны деревни в Костромском и Белозерском (вклад Семёна Шелешпальского). Зимой 1529 года Василий III со своей второй женой Еленой Глинской предпринял паломничество по монастырям Севера для испрошения чадородия, побывав и в Павло-Обнорском монастыре.

В 1538 году монастырь подвергся разрушению от казанских татар, которые разграбили и сожгли обитель, а также убили нескольких монахов.

Читайте также:
ПМЖ в Европе: где в Европе лучше жить и как переехать в 2022 году

В 1546 году при постройке церкви Сергия Радонежского и Павла Обнорского была произведена попытка обрести мощи основателя обители, но согласно повелению Павла, представшего в сонном видении тогдашнему игумену Протасию, были оставлены почивать под спудом. В 1547 году Павел был причислен к лику святых.

В 1585 году жалованная грамота была писана Фёдором Иоанновичем, в 1599 — Борисом Годуновым, а в 1607 году — Василием Шуйским, благодаря последним монастырь получил рыбную ловлю на реке Вёксе (вклад Вологодского князя Андрея Меньшого). В 1621 году Михаилом Фёдоровичем и в 1625 году его отцом Патриархом Филаретом все предшествующие грамоты были подтверждены, а также дарованы сёла в Вологодском, Ярославском и Костромском уездах, и рыбная ловля на реке Сухоне. В 1677 году Фёдор Алексеевич по просьбе игумена Иосафа в специальной грамоте переписал все дарованные ранее вотчины, рыбные ловли и угодья с указанием всех прежних жалованных грамот. В 1684 году права монастыря на владение всеми землями было подтверждено грамотой Иоанна и Петра Алексеевичей. К концу XVII века в обители проживало 59 насельников, монастырь владел 8 сёлами (одно — близ Гря́зовца, остальные в Пошехонья), 122 деревнями, в которых было 710 дворов, а в них «крестьян и бобылей» 1 798 душ. К монастырю была приписана Макарьева пустынь в Костромском уезде. Имелось два подворья в Вологде (в Новинках и на Мостовой улице) и одно — в Москве (у Сретенских ворот).

В 1694 году настоятели монастыря получают право именоваться архимандритами.

Ко времени составления штатов в 1764 году монастыре было 28 монахов, монастырских слуг и крестьян 1 964 души, большие площади пахотной земли, сенокосов, леса, рыбные ловли. Монастырь был положен в третьем классе с игуменским настоятельством. Монастырю было оставлено небольшое количество пахотной и сенокосной земли вокруг монастыря, рыбные ловли и назначено жалование.

В 1867 году неподалёку от монастыря на высоком холме основан Воскресенский скит.

В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников.

Последним игуменом монастыря был архимандрит Никон (Чулков). Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920-30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа.

Возвращён церкви в 1994 году. С 1994 по 2003 год был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1999 года был освящена трапезная церковь Успения. С 2003 года указом Синода — самостоятельный монастырь. Наместник — игумен Амфилохий (Кузнецов), в прошлом — насельник Спасо-Прилуцкого монастыря. Братия: 4 человека. В обители около 5 трудников и вольнонаёмных работников. При обители действует столярная мастерская. В монастыре пекут свой хлеб. Имеется небольшая библиотека.

На восстановление монастыря выделяются средства из бюджета Вологодской области. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

  • Церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Воскресения Христова
  • Церковь Троицы Живоначальной
  • Часовня Павла Обнорского
  • Часовня Павла Обнорского на святом источнике

Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь с. Юношеское Епархиальные монастыри РПЦ

История

На протяжении многих столетий, благодаря великим царским и великокняжеским вкладам и некоторыми пожертвованиями недвижимых имуществ от частных лиц, монастырь обогащается и благоустраивается. Уже в XVI столетии Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь, несмотря на удалённость от столицы и разорение в 1538 году казанскими татарами, стал обретать известность и экономическое благополучие. Среди жертвователей и паломников были богатые люди, вельможи и великокняжеские особы. Монастырь многим был обязан щедротам Великого князя Василия III Иоанновича, благодаря которым в обители высился красивейший каменный храм во имя Святой Троицы. В 1528 году здесь побывал и сам жертвователь со своей второй супругой Еленой Глинской «и милостыню велию давал,…и велел молиться о чадородии». После царского паломничества 25 августа 1530 года у них родился сын Иоанн Васильевич.

Читайте также:
Нью-Йоркская фондовая биржа в Нью-Йорке — подробная информация с фото

Не оставлял обитель своими пожертвованиями и сам наследник – «богодарованный» сын Василия III – Иоанн IV, позже прозванный Грозным. В мае 1545 года он и сам посетил монастырь и те места, где его покойный родитель молился о даровании наследника престола. В последствии к Павло – Обнорскому монастырю благоволили члены Императорской семьи Дома Романовых. В июле 1912 года обитель посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, родная сестра императрицы Александры Фёдоровны, прославившаяся при своей жизни благотворительностью.

Монаршая власть постоянно интересовалась жизнью Павло-Обнорской обители. Последний великий вклад, до закрытия монастыря, был сделан семьей Дома Романовых, после пожара в монастыре, который случился в ночь с 25 на 26 августа 1909 года после всенощного бдения, в храме, где находились мощи преподобного Павла, и потушить который удалось только после четырнадцатичасовой борьбы с огнем.

На средства Николая II Александровича и царицы Александры Фёдоровны в монастыре над мощами преподобного Павла Обнорского была сооружена серебряная рака с мраморной сенью. 31 мая 1910 года храм был вновь освящен.

Старейший документальный источник по истории Павло-Обнорского монастыря — писцовая книга Гавриила Коробьина и подъячего Федора Стогова 1628-1630 гг., в которой говорится: «Монастырь Павлов на речке Нурме, в нем церковь Живоначальныя Троицы с приделом Павла Обнорского, другая церковь Успения Богородицы с трапезою, третья церковь в честь преподобнаго Сергия Радонежского, все три каменные. В церквах Божие милосердие образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение…»

Тяжелым временем для русских монастырей было XVIII столетие. Уже в Петровскую эпоху начались решительные сокращения привилегий монастырей, изъятие их доходов. В результате конфискации церковных земель в 1764 году Павлов монастырь потерял около двух тысяч крестьянских душ. Трудности усугубил сильный пожар, охвативший обитель в 1764 году. В 1777 году был, наконец, произведен ремонт зданий. Однако и в последующие годы монастырь влачил жалкое существование на скудном казенном содержании.
С приходом в обитель игумена Иоасафа Тихонова (1861-1877) положение в монастыре резко изменилось. Возрождение Павловой обители стало делом его жизни. При нем была выровнена ведущая от Московского тракта к монастырю дорога, устроены гостиница для состоятельных богомольцев и отдельный дом для их прислуги. Река Нурма, подходившая к самым стенам обители, была отведена в сторону с помощью особого канала, а ее высохшее русло использовано под огород. Вокруг монастыря возвели каменную ограду в три метра высотой, с тремя восьмиугольными башнями и двумя вратами. Под ее южным пряслом были устроены сохранившиеся до наших дней погреба с кирпичными сводами. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи, к западу от обители был насыпан холм, похожий на усеченный конус, — так называемая «Голгофа».

На его верхней площадке была выстроена восьмиугольная деревянная часовня. Второй насыпной холм, расположенный в сотне метров восточнее монастыря, послужил основанием для скита. На вершине холма в 1867 – 1869 годах игумен выстроил двухэтажную церковь Воскресения Христова, сохранившуюся до наших дней .В 1875 году перестраивается церковь преподобного Павла.

После 1877 года строительство в монастыре почти прекратилось. Единственным крупным зданием, возведенным в тот период, явилась колокольня. Она была построена в 1881-1887 годах и представляла собой четырехъярусный столп с огромной луковичной главкой. До наших дней у восточной стены трапезной сохранились нижние ярусы колокольни, декорированные в «русско-византийском» стиле.

К началу ХХ столетия внутри каменной монастырской ограды со Святыми вратами, построенной во второй половине ХIХ века, находились четыре храма, два двухэтажных братских корпуса и трехэтажный настоятельский корпус.

Каменные храмы, слитые воедино в центре обители, создавали впечатление величественного и грандиозного строения. К Свято-Троицкому собору примыкали церкви в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Павла Обнорского с придельными храмами преподобного Сергия Радонежского и иконы Божией Матери Корсунской. Теплая церковь во имя Успения Божией Матери с надстроенной колокольней составляла единую совокупность строений с трапезной и настоятельскими келиями. В 1904 году в здании настоятельского корпуса была устроена иконописная школа на двадцать учеников. Принимались в школу мальчики в возрасте 10-15 лет. Летом 1912 г. закончились работы по ликвидации страшного пожара, произошедшего в 1909 году. В 1914 году обитель отметила юбилей – 500 лет со дня основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.
В 1920 годы Павло-Обнорский монастырь был упразднен, а монахи изгнаны из его стен. Обитель закрыли Великим постом 12 апреля 1924 года. Многие из иноков подверглись гонениям.
Решением президиума Грязовецкого уисполкома было предложено организовать в помещениях Павло-Обнорского монастыря: …в одной церкви — народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь — класс, и в двух остальных — маслодельная артель. Помещение, где жили монахи — общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета.
Судьбы монахов сложились по-разному, но все они в той или иной форме продолжали духовное служение. Одна общая черта есть в жизни всех Павло-Обнорских подвижников – после закрытия монастыря рано или поздно им пришлось вступить на путь скитаний. Павло-Обнорские монахи выбирали разные пути. Последний игумен, архимандрит Никон, нелегально проживал у духовных детей, некоторое время служил в храме г. Любима, а затем пошел по пути создания тайного монастыря. Позднее он был приговорен к 10 годам тюрьмы и в последний день 1941 года умер в Соль-Илецкой тюрьме, близ Оренбурга. Подвижник игумен Михаил Лаков, хотя и был арестован сразу после закрытия монастыря, однако был отпущен на свободу и впоследствии оказался в селе Чернецкое Грязовецкого района, где служил в храме Успения Божией Матери почти до самой смерти. Казначей обители иеромонах Николай (в миру Александр Иванович Воропанов) служил в Спасо-Нуромском приходе Грязовецкого района, затем в церкви г. Данилова, был репрессирован и после отбытия ссылки служил в церкви Вознесения г. Тутаева. В 1941 году он был вновь арестован и расстрелян. Такова же судьба и другого подвижника – иеромонаха Иерофея ( Глазкова), который был также репрессирован, после служил в церкви Введения Пресвятой Богородицы в г. Любиме, в проповедях открыто обличал безбожную власть и был приговорен в 1937 году к расстрелу.

Читайте также:
Фото достопримечательностей Камбоджи (88 фото) в хорошем качестве

Территорию Павло–Обнорского монастыря переименовали в село Юношеское. Все храмы кроме Успенского и скитского были разрушены. Но никакие испытания не осквернили благословенного места. И после закрытия монастыря происходили чудеса и исцеления по молитвенному предстательству преподобного Павла Обнорского.

Промыслом Божиим в 1994 году обитель была возвращена Церкви. В пустующем Павло-Обнорском монастыре начала возрождаться иноческая жизнь. Постепенно в нём стала обустраиваться духовная жизнь и налаживаться хозяйство. С 1994 до 2003 года монастырь был подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря. 5 июня 1998 года Высокопреосвященнейшим архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом был освящен трапезный храм во имя Успения Божией Матери, возобновлены регулярные богослужения. С 27 декабря 2003 года указом Синода — монастырь становится самостоятельным, а 8 июня 2004 г. получает юридический статус. 23 января – в обители совершается празднование памяти преподобного Павла Обнорского. Восстанавливаются уцелевшие монастырские строения, возводятся кирпичные стены ограды, построена часовня над мощами преподобного Павла, деревянная колокольня и хозяйственные постройки. В храме установлен новый иконостас.

В монастыре оборудованы столярная мастерская, пасека, выпекается свой хлеб, разбит огород с парниками и теплицами, где выращиваются овощи. Имеется небольшая библиотека, которой пользуются как насельники монастыря, так и прихожане.

Имеется возможность размещения паломников в странноприимном доме.

Павло-Обнорский монастырь на фотографиях начала XX века увидят посетители музея «Мир забытых вещей»

Виды Свято-Троицкого Павло-Обнорского мужского монастыря и его окрестностей, запечатленные на фотографиях начала XX века, представлены в одном из залов музея «Мир забытых вещей». Выставка была подготовлена в 2014 году, когда исполнилось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 600 лет со дня основания его учеником Павлом Обнорским (по названию реки Обноры) монастыря на Вологодской земле. К началу XIX века сложившийся облик монастыря привлекал паломников красотой храмов, особым устройством внутренней жизни и благочестием.

На протяжении столетий монастырь не обходили вниманием обладатели скипетра и державы. Благодаря великому князю Василию III в обители появился красивейший каменный храм во имя Святой Троицы. В 1545 году Павло-Обнорский монастырь принимал у себя Иоанна IV, впоследствии прозванного Грозным. В начале XX века большой вклад в восстановление монастыря после сильнейшего пожара внесла семья последнего русского императора Николая II.

Читайте также:
Отзыв туриста о шоппинге во Вьетнаме. Как правильно торговаться во Вьетнаме?

В 1920-е годы Павло-Обнорский монастырь не избежал участи большинства православных монастырей России. В 1924-м обитель закрыли, а монахов изгнали из монастырских стен.

В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, до 2003-го он являлся подворьем Спасо-Прилуцкого монастыря, а затем обрел самостоятельность. Постепенно восстанавливаются монастырские строения, построена часовня над мощами преподобного Павла, деревянная колокольня, в храме установлен новый иконостас. Все, кто побывал в монастыре, отмечают его особую благодатную атмосферу.

«Не зря Вологодскую землю называют «Северной Фиваидой»: за этой расхожей фразой таится большой смысл, – считает заведующая «Миром забытых вещей» Татьяна Касьяненко. – Посмотрите, у нас было настоящее «ожерелье» из монастырей – Свято-Духов, Горне-Успенский, Ильинский, Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов… И в ряду этих монастырей Павло-Обнорский занимал и занимает свое особое место. Знаете, обитатели монастыря сто лет назад собирались сделать на горе (называемой «Голгофой») рядом с обителью храм со стеклянными стенами, чтобы солнце с утра до вечера было внутри храма. Революция помешала осуществиться этой красивой идее».

Выставку фотографий Павло-Обнорского монастыря начала ХХ века подготовила Марина Давыдова. Тем, кто хочет полюбоваться, как выглядел монастырь век назад, нужно поторопиться: выставка открыта до конца следующей недели.

В другом зале музея представлена экспозиция, посвященная родовому имению дворян Брянчаниновых. Поводом для этой выставки стала передача из фондов Вологодского государственного музея-заповедника в «Мир забытых вещей» портрета Семена Андреевича Брянчанинова, деда святителя Игнатия. Долгие годы не удавалось установить личность мужчины, изображенного на портрете XVIII века. В 2012 году микроскопические исследования, рентгенограмма полотна и анализ стиля и манеры письма помогли установить изображенного на портрете и автора картины. Скорее всего, это ярославский художник Дмитрий Коренев.

На выставке также представлены фотографии акварельного портрета матери святителя Игнатия Софьи Александровны, портретов Дмитрия Александровича Брянчанинова, будущего святителя Игнатия, в бытность его студентом Военного инженерного училища и уже в сане архимандрита Троице-Сергиевой пустыни. Дополняют экспозицию фотографии усадьбы Брянчаниновых, сделанных знаменитым историком, искусствоведом и художником Георгием Лукомским в 1914 году. Выставка работает до 24 августа.

Павло-Обнорский монастырь и священная роща

Нурма — река в Вологодской области России. Ну́рма переводится как «луговая река», от мерянского «нур» — луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi — «лужайка, луг», эст. nurm — «возвышенность, поле», марийскому нур — «поле на возвышенности».
Рядом с рекой находится Троицкий монастырь Павла Обнорского, а неподалеку древняя святыня народного православия — священная роща.

Место Нуромской рощи действительно удивительное. Она растет на высоком правом берегу реки. В роще, в непосредственной близости от реки, есть источник с превосходной водой.

Чуть дальше в лесу есть огромный валун с плоским верхом, на котором любил молиться Павел и с которого его прогоняли местные язычники меряне. Говорят, что этот камень удивителен по своим свойствам. Если лечь на него, то он поможет от боли в суставах, позвоночнике, от застарелого радикулита. По преданию, во время таких молитвенных стояний на камне к святому Павлу приходили лесные звери.

Когда паломники подходят к нему, то многих охватывает удивительное чувство счастья и спокойствия.
Рядом с валуном растет священная ель, древо предков у всех финно-угров, увешанная иконами и тряпицами. В ее оголившихся корнях паломники оставляют подношения — деньги, конфеты, хлеб. Удивительно, но монахи монастыря не борются с язычествующими православными.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь — православный мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних монастырей Русского Севера.

Читайте также:
Отдых в Олюдениз, Турция - достопримечательности, развлечения, пляжи, цены 2022

В монастыре покоятся мощи его основателя святого Павла Обнорского, из Троицкого собора происходит несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время находящихся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника. Немногие сохранившиеся постройки — комплекс памятников архитектуры.

Монастырь основан Павлом, отшельником, учеником Сергия Радонежского. 15 лет жил вблизи Троицкого монастыря в уединении. После чего получил от преподобного Сергия благословение на основание собственной обители, и в знак этого благословения — кованый медный крест (сохранялся в Обнорском монастыре до пожара 1909 года). После чего направился в Комельские леса, где 3 года жил в дупле липы (дупло сохранялось в монастыре).

Преподобный Павел спасается в дупле липы (клеймо иконы XVII века)

После трех лет жизни в дереве, пропитавшись древесным Духом, Павел уходит на реку Нурму в священную рощу, располагающуюся на ее берегу. Там, неподалеку от огромного камня и родников, он строит свою келью.

Вокруг кельи стали селиться отшельники. Согласно житию Павла Обнорского, в 1414 году, обратился к митрополиту Фотию за разрешением на основание монастыря, В итоге на левом берегу Нурмы был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный монастырь. После своей кончины в 1429 году преподобный был похоронен у южной стороны Троицкого собора.

Территория монастыря, по форме приближавшаяся к правильному четырёхугольнику, имела по периметру длину около 590 метров. С северной и восточной стороны полностью, а с западной и южной — частично, в 1862—1866 годах монастырь был обнесён каменной стеной высотой около 3 метров. Все постройки монастыря: ограда, башни и ворота, Троицкий собор, Придел Иоанна Предтечи, Придел Сергия Радонежского, Церковь Успения Богоматери с колокольней, Церковь Павла Обнорского, кельи, трапезный комплекс, келарскую палату, настоятельские покои, хозяйственные помещения и прочее.

Монастырь закрыт в 1924 году , а в последующие годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом и другие учреждения.

Вот что осталось от монастыря в настоящее время:

Сохранившиеся здания Павло-Обнорского монастыря

Церковь Успения с бывшей трапезной палатой

Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот

Братский корпус, вид с территории монастыря

Колодец, по преданию, выкопанный Павлом Обнорским

Возвращён церкви в 1994 году. Проведены научно-проектные работы по восстановлению колокольни Успенской церкви. С 2009 года ведётся строительство деревянной колокольни, восстановление Святых ворот, части монастырских стен и башенок.

Иконостас
Иконостас для деревянного Троицкого собора был заказан Дионисию, известнейшему русскому иконописцу своего времени, за 6 лет до строительства каменного собора. В работе над иконостасом, вероятнее всего, принимали участие помощники Дионисия — его сыновья Феодосий и Владимир; бесспорной работой самого мастера можно считать икону «Распятие».

Спас в силах. Икона деисусного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Распятие. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Уверение Фомы. Икона праздничного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Успение. Икона местного ряда Троицкого собора. Дионисий, 1499-1500 гг.

Павло-обнорский монастырь: самый большой из северных монастырей

Этот монастырь — один из самых древних и огромных русских монастырей. В настоящее время все постройки монастыря относятся к памятникам архитектуры.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь

Павло-обнорский монастырь — это православная мужская обитель, принадлежащая к Вологодской епархии.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь был устроен сподвижником и последователем Сергия Радонежского Павлом.

Основан монастырь был в 1414 году на побережье Нурмы.

«… В 1998 году здания монастыря (Павло-Обнорского) были в очень плачевном состоянии…

Сейчас же эти места просто не узнать, смотрю и душа радуется! Здания отремонтировали, в церкви проходят службы, приезжают люди на праздники и просто, как туристы, посмотреть.

Спасибо монахам и неравнодушным людям, которые содействовали и вносили свою лепту в восстановление монастыря»

Свято-Троицкий мужской монастырь был основан отшельником Павлом

Павел родился 1317 году на юге Москвы. Еще в юности, избегая брака, на который его уговаривали родители, он ушел из дома.

В 21 год Павел принял постриг и потом направился к Сергию Радонежскому, благословленный преподобным, прожил 15 лет в полном уединении недалеко от Троице-Сергиевой Лавры.

Читайте также:
Зарплата продавца, кассира, товароведа и сотрудников Магнита в 2022 году

После 15 лет иночества, сподвигнутый Сергием Радонежским, отшельник Павел решился н постройку собственной обители.

Павел Обнорский построил Павло-Обнорскую пуствнь. Фото: st03.kakprosto.ru

В 1389 году, близ обители Дионисия Глушинского, Павел строит себе келью, но вскоре покидает ее и отправляется в Комельский лес.

В течении трех лет его жильем становится дупло липы. Это странное пристанище до сих пор хранится в монастыре.

Через три года отшельник покинул лес и отправился вдоль речки Нурмы, на правом берегу которой построил себе келью. Вскоре, вокруг его скита стали оседать другие монахи.

Житие преподобного Павла повествует о странном предвестии ему. В 1414 году отшельник услышал колокольный перезвон с другого берега Нурмы.

Постройку Троицкого собора начали на левом берегу Нурмы

Павел Обнорский обратился к митрополиту Фотию благословить его на постройку монастыря, но, к сожалению, получил отказ. И лишь после того, как видение с колокольным звоном посетило митрополита, тот сам позвал отшельника и дал разрешение на строительство.

На левобережье Нурмы возвели Троицкий собор и основали монастырь. Настоятелем Павел благословил своего воспитанника Алексия, а сам так и остался жить в своей келье на правом берегу.

Митрополит Фотий дал разрешение на постройку Павло-Обнорского монастыря. Фото: fs3.fotoload.ru

Монастырь же Павел посещал по праздникам проводя время в беседах со своим духовным отцом Сергием Нуромским.

В память о их встречах, на пути из Павло-Обнорского в Спасо-Нуромский монастырь, построили часовенку.

Скончался преподобный в 1429 году и был погребен с южной стороны Троицкого собора.

В 1489 году Обнорский монастырь получил от князя Ивана III документ об освобождении от податей, а также грамоту о наделении деревнями и лесом.

Сии привилегии были продлены и Великим князем Василием III и Иваном Грозным и их последователями.

Василий третий давал жалованные грамоты для монастыря Вологодской области

В 1505 году в монастыре началось строительство соборного храма в честь Святой Троицы. В 1529 году князь Василий III с супругой Еленой отправился в паломнические поездки по монастырям Севера, именно тогда он и посетил Павло-Обнорский монастырь.

В 1538 году Павло-Обнорский монастырь разрушили

В 1538 году монастырь почти полностью уничтожили. На него напали казанские татары, они разграбили и сожгли обитель. Было убито и несколько монахов.

В 1546 году, когда строили церковь Сергия Радонежского и отшельника Павла было принято решение об извлечении и обретении мощей основателя.

Однако тогдашнему игумену Протасию было явление преподобного Павла во сне, велевшего оставить мощи. В 1547 году Павел Обнорский канонизирован.

В 1585 году царем Федором была подписана жалованная грамота, монастырь получил разрешение на ловлю рыбы в Вёксе. В 1621 году все грамоты были подтверждены Михаилом Федоровичем и патриархом Филаретом и дарованы села в нескольких уездах, рыбная ловля в речке Сухоне.

К концу XVII века монастырь уже владеет сто двадцати двумя деревнями в семьсот десять дворов и восьмью селами. В монастыре подвизятся пятьдесят девять насельников.

Царь Федор Иванович не раз давал грамоты Павло-Обнорской обители. Фото: mtdata.ru

Павло–Обнорская пустынь продолжает расширяться

В 1684 году к Обнорскому монастырю приписана Макарьева обитель в Костромском уезде. Имеются два подворья в Вологде и одно в Москве.

Сведения о владениях получены из описей имущества обители 1654 — 1687 гг. С 1694 года настоятели монастыря становятся архимандритами. К 1764 году в монастыре проживают 28 насельников.

Во второй половине XIX века в обители подвизались всего 12 монахов. В 1909 году монастырь сильно пострадал во время пожара. В огне оплавился крест, подаренный отцу Павлу Сергием Радонежским.

В 1917 году в монастыре проживало 80 монахов. Последним до революции настоятелем монастыря оказался архимандрит Никон Чулков.

В 1924 году Павло-Обнорский мужской монастырь закрыли

В 1924 году монастырь закрывается. В следующие годы сносят Троицкий собор и другое монастырские постройками, а также разваливают колокольню и ограду. На месте монастыря открыли школу и детский сад. В 1945 году здесь открылся детский санаторий.

Читайте также:
Денежные переводы из России на Украину будут частично ограничены

Павло-Обнорский мужской монастырь. Фото: pavelobnorskiy.cerkov.ru

Возвращен церкви Обнорский монастырь в 1994 году. До 2003 года он относился к подворью Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1999 году была освящена церковь Успения. В 2003 году Священный Синод постановил отнести монастырь Павла Обнорского к самостоятельному.

Наместником стал игумен Амфилохий Кузнецов. Братия составляла всего 4 человека. При обители открыли столярную мастерскую и хлебопекарню. Была устроена небольшая библиотека.

Восстановление обители производилось на средства Вологодской области

На восстановление мужского монастыря было выделено некоторое количество бюджетных средств области. Провелись работы по реконструкции колокольни Успенской церкви. С 2009 года идет возведение деревянной колокольни, а также восстанавливают части монастырских стен и башен.

Вход в Павло-Обнорскую обитель. Фото: gradm.ru

По своей форме территория монастыря напоминает четырехугольник, длина периметра примерно 590 метров, обнесенный каменной стеной трезметровой высоты. С западной стороны — каменные святые врата, с восточной — простые деревянные ворота в форме шатра.

1505 год — примерное время строительства Троицкого собора

Поговорим отдельно о каждом храме, который находится на территории Свято-Троицкого монастыря. Собор Святой Троицы построен примерно в 1505 году.

Средства для его строительство пожертвовал князь Василий III. По предположительным данным, собор строился ростовскими зодчими.

Троицкий собор Павло-Обнорского монастыря. Фото: pavelobnorskiy.cerkov.ru

Храм схож с собором Ярославской Преображенской обители. Также к Троицкому собору были пристроены приделы Иоанна Предтечи и Сергея Радонежского. Последний находится справа от алтаря и оформлен пятиярусным иконостасом.

Придел в честь Иоанна Предтечи построен в форме тента. Во второй половине XVII века установлена трехъярусная колокольня.

На южной стороне была возведена церковь Павла Обнорского «под колокол». Под колокол — это такой архитектурный тип храма, который получил широкое распространение в русском церковном зодчестве в конце XV и первой половине XVI веков.

На литографии за 1880 год изображен одноглавый собор, а уже за 1883 год собор имеет 5 глав. В 1936 году Троицкий собор был уничтожен властями.

Монастырская церковь Успения изначально задумывалась как трапезная

На территории Павло-Обнорского монастыря также построена Успенская церковь. Изначально она задумывалась как трапезная. Строительство комплекса началось в 1536 году.

Он должен был по плану состоять из церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы и трапезной, а также прилегающей к ней келарской палаты, настоятельских покоев, хозяйственных построек. Но, к сожалению, строительство было приостановлено из-за недостатка средств.

Вход в Успенскую церковь Павло-Обнорского монастыря

Завершились строительные работы к августу 1586 года. Трапезная сохранилась в виде набора построек разных времен.

Перестройка трапезной началась в XVIII веке, как только перестала использоваться по назначению. Здесь разместилась церковь Успения Божией Матери.

Церковь Павла Обнорского была построена в 1546 году

Обнорская церковь построена в 1546 году мастером Григорием. Согласно описи 1654 года, в церкви находились мощи отшельника Павла. В 1687 году колокольню перестраивают под книгохранилище, переделывают алтарь, паперть заменяют каменной.

Позже, на место библиотеки переносят престол во имя Сергия Радонежского, а книги возвращаются в Успенскую церковь.

В Павло-Обнорской церкви пятиярусный иконостас. В 1875 году церковь разбирают, на ее месте ставят одноглавую Корсунскую. Здесь также два придела в честь Сергия Радонежского и Павла Обнорского. Павло-Обнорская церковь выдержана в псевдорусском стиле.

Как и большинство других построек, церковь была взорвана в 1930 годы. На месте этой церкви была построена деревянная часовня. В этой часовне над местом упокоения находится рака с мощами преподобного Павла Обнорского.

С запада к Успенской церкви примыкают настоятельские покои

Также на территории монастыря находится настоятельские покои, которые примыкают с запада к трапезной Успенской церкви. Павел Обнорский внес огромный вклад в духовное развитие Русской православной церкви.

Стены, храмы, обстановка и святыни основанного им монастыря, по сей день привлекают верующих и паломников.

У монастыря во всемирной паутине есть официальный сайт

В настоящее время Павло-обнорский монастырь в Вологодской области имеет официальный сайт. Официальный сайт Павло-Обнорского монастыря может посетить каждый, чтобы узнать новости, посмотреть фото со служб, а также посмотреть расписание богослужений, которые обновляются каждый день.

Читайте также:
Куда стоит обращаться за шенгенской визой россиянам?

Монастырь находится по адресу: Россия, Вологодская область, Грязовецкий район, село Юношеское.

Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь

Основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским.
Располагался на территории Грязовецкого уезда Вологодской губернии.
Ныне – территория Грязовецкого района Вологодской области.
Действующий монастырь.

История

Суворов Н. И. Описание Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии / сост. Н. Суворовым. – Вологда : Тип. губ. правл., 1866. – 67 с.

Заметки по случаю освящения нового храма в Павло-Обнорском монастыре // Вологодские епархиальные ведомости. – 1879. – № 20. – С. 401-404. – В конце подпись: N.

Слово в день освящения храма во имя преподобного Павла Обнорского, сказанное 27-го августа в Павло-Обнорском монастыре // Вологодские епархиальные ведомости. – 1879. – № 20. – С. 405-408. – В конце подпись: N.

Степановский И. К. Павло-Обнорский монастырь / И. К. Степановский // Вологодская старина : ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 258-263.

Лебедев А. Павло-Обнорский монастырь / А. Лебедев // Прибавления к церковным ведомостям. – 1897. – № 46. – С. 1677-1682: ил.

Святая обитель преподобного Павла Обнорского Вологодской епархии, Грязовецкого уезда : (с двумя рисунками) / [А. Лебедев]; изд. архимандрита Агафангела. – Вологда : Тип. Г. С. Панова, 1898. – 36 с. : ил.

Разные известия по епархии : [о пожаре в Павло-Обнорском монастыре] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1909. – № 18. – С. 330-331.

Непеин С. Павло-Обнорский монастырь, Вологодской губернии / С. Непеин // Русский паломник. – 1911. – № 24. – С. 380-381: ил. – Ксерокопия.

Павло-Обнорский монастырь. – СПб. : Тип. Александро-Невского о-ва трезвости, 1911. – 4 с. – Ксерокопия.

Воскресенский А. В обители преподобного Павла Обнорского : (из записок паломника) / А. Воскресенский // Вологодские епархиальные ведомости. – 1912. – № 6. – С. 153-155.

Воскресенский А. Преподобный Павел Обнорский, Вологодский чудотворец, и основанная им Свято-Троицкая общежительная обитель / сост. А. Воскресенский; изд. Павло-Обнорского монастыря. – СПб. : Тип. Александро-Невского о-ва трезвости, 1912. – 74 с. : ил.

Славороссов К. Крестный ход от Преображенской Иннокентиевской церкви, Грязовецкого уезда, в Павло-Обнорский монастырь того же уезда, 25 июня 1912 года / К. Славороссов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1912. – № 15. – С. 366-370.

Воскресенский А. Из летописи Павло-Обнорского монастыря : (посещение обители Великою Княгинею Елизаветою Феодоровною) / А. Воскресенский // Вологодские епархиальные ведомости. – 1912. – № 20. – С. 497-501.

Кузнецов П. Н. Свято-Троицкая обитель преподобного Павла Обнорского Вологодской губернии : (к предстоящему 500-летнему юбилею обители) / сост. П. Н. Кузнецов. – СПб. : Тип. Александро-Невского о-ва трезвости, 1913. – 16 с. : ил.

Воскресенский А. Свято-Троицкий Павло-Обнорский третьеклассный общежительный мужской монастырь Вологодской епархии : ист. очерк / сост. А. Воскресенский. – Вологда : Тип. П. А. Цветова, 1914. – 239 с. : ил.

Павло-Обнорский монастырь : (к 500-летию его существования) // Русский паломник. – 1914. – № 22. – С. 350-354: ил.

Вологодская губерния : обителей мужских 28, женских 5 // Православные русские обители : полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне / [сост. П. П. Сойкин]. – Репринт. изд. – СПб., 1994. – С. 72-102 : ил.

В т. ч. о Павло-Обнорском Комельском монастыре Грязовецкого уезда.

Захарова М. В. Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь / М. В. Захарова // Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского : тексты и словоуказатель / под ред А. С. Герда. – СПб., 2005. – С. 29-34.

Птенцы гнезда Сергиева // Дорога к Северной Фиваиде : альбом-путеводитель. – М., 2007. – С. 190-201.

В т. ч. об ученике Сергия Радонежского – преподобном Павле Обнорском и его обители.

Павловский А. А. Обители Российской империи : Вологодская епархия / А. А. Павловский // Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. – Репринт. воспр. изд. 1907 г. – СПб., 2008. – Ч. 1, гл. 6. – С. 91-128. – Из содерж. : Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь. – С. 122-124.

Кириллова Е. «Обетованная страна безмолвия. » : преподобный Павел Обнорский и его обитель / Е. Кириллова // Духовно-нравственное воспитание. – 2010. – № 5. – С. 26-31.

Читайте также:
Иордания: визу можно оформить по прилету в аэропорту, при посещении Акабы - бесплатно

Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв. : исследование и тексты / [отв. ред. М. С. Черкасова]. – Вологда : Древности Севера, 2011. – 495 с. – Содерж. : Троицкий Павлов Обнорский монастырь. – С. 271-308.

Смирнова Т. Святая обитель : исполняется 600 лет со дня основания Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря / Т. Смирнова // Благовестник. – 2014. – № 2. – С. 16-17.

Настоятели

Приснопамятный Павло-Обнорский игумен Протасий // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 18. – С. 509-512.

Избран настоятелем Павло-Обгорского монастыря в 1538 г.

Братановский А. Бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Иоасаф, в схимничестве Серафим : [некролог] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1885. – № 2. – С. 37-48.

Воскресенский А. Настоятель Павло-Обнорского монастыря игумен Иоасаф, в схиме Серафим (умер 20 ноября 1884 года) / А. Воскресенский // Вологодские епархиальные ведомости. – 1904. – № 19. – С. 517-521; № 20. – С. 534-543; № 21. – С. 561-568; № 22. – С. 608-620.

Павло-Обнорский игумен Иоасаф, в схиме Серафим, ученик преподобного Серафима Саровского // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 20. – С. 573-578.

К 30-летию со дня кончины многоскорбного Павло-Обнорского игумена Иосафа (1884 – ноябрь 30-го 1914) // Вологодские епархиальные ведомости. – 1914. – № 23. – С. 598-606; № 24. – С. 681-687.

Воскресенский А. Многоскорбный ученик Преподобного Серафима Саровского – игумен Павло-Обнорского монастыря Иоасаф, в схиме Серафим / А. Воскресенский. – Вологда, 1914. – 189 с.

Архимандрит Агафангел: [некролог] // Вологодские епархиальные ведомости. – 1907. – № 3. – С. 56-57. – В конце подпись: А. А.

Агафангел (в миру Андрей Арсеньевич Воскресенский) – бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря Грязовецкого уезда.

Лебедев В. Архимандрит Агафангел (Воскресенский), бывший настоятель Павло-Обнорского монастыря Вологодской губернии / В. Лебедев. – Вологда : Тип. К. А. Баранеева, 1907. – 16 с.

Павло-Обнорского монастыря архимандрит Агафангел // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 21. – С. 605-609.

Архимандрит Агафангел – в миру Андрей Арсеньевич Воскресенский.

Первый Павло-Обнорский игумен Алексий // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 11. – С. 286-290.

Карпова А. Жизнь и деятельность последних подвижников Павло-Обнорского монастыря в XX веке / А. Карпова // Известия Вологодского общества изучения Северного края. – Вологда, 2002. – Вып. 12. – С. 104-107.

О судьбе последнего архимандрита Павло-Обнорского монастыря Никона (Чулкова).

Насельники

Воскресенский А. Павло-Обнорского монастыря старец-иеромонах Сергий, (в мире священник Александр Малевинский), (умер 31 января 1912 года) / А. Воскресенский // Вологодские епархиальные ведомости. – 1912. – № 5. – С. 127-130.

Павло-Обнорский старец – иеромонах Сергий // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 22. – С. 637-640.

Павло-Обнорский иеромонах Нафанаил // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 21. – С. 601-605.

Павло-Обнорский подвижник – иеромонах Николай // Вологодские епархиальные ведомости. – 1913. – № 19. – С. 541-547; № 20. – С. 571-573.

Николай (в миру Терентий Яковлев Белышов) (1794-1872).

Иконостас и иконы

Кочетков И. А. Иконостас Дионисия из Павло-Обнорского монастыря / И. А. Кочетков // Послужить Северу : ист.-худ. и краевед. сб. – Вологда, 1995. – С. 164-171.

Об иконостасе, написанном Дионисием в конце XV в.

Пуцко В. Г. Древние иконы в Павло-Обнорском монастыре / В. Г. Пуцко // Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура : [материалы конф.]. – Вологда, 2001. – С. 116-125.

Восстановление и реставрация

Павло-Обнорский монастырь оживает. // Благовестник. – 1998. – № 5-6. – С. 7.

О возобновлении богослужений в Павло-Обнорском монастыре, на территории которого в 1994 г. открыто подворье Спасо-Прилуцкого монастыря.

Гусев Н. Обыкновенное чудо / Н. Гусев // Сельская правда. – Грязовец, 2013. – 16 марта. – С. 3 : фот.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: