Фотографии Музея янтаря

МУЗЕЙ ЯНТАРЯ отзывы

Сергей

Всем привет! На этот раз мой отзыв будет посвящен одной очень интересной достопримечательности самого западного региона нашей необъятной Родины. В своем отзыве, я поделюсь с вами впечатлениями от посещения Музея Янтаря в городе Калининград.

Источник фотографии: kldliveinfo.ru

Для тех кто не в курсе, Балтийский берег Калининградской области, обладает самым большим запасом янтаря в мире. Раньше эта земля принадлежала Германии и эта страна считалась первой в мире по добыче этого полудрагоценного камня. А 1945 году, земли Восточной Пруссии, стали принадлежать Советскому Союзу, а потом и России, соответственно первенство в добыче янтаря стало принадлежать нашей стране.

Музей Янтаря был основан летом 1969 года. Это стало визитной карточкой не только города Калининграда и Калининградской области, но и всего Прибалтийского округа СССР.

Я несколько раз бывал в этом музее. Многие наверняка знают, что ходить в одно и тоже место и смотреть одни и те же экспонаты, совсем не интересно. Но такое мнение не применимо к Музею Янтаря. Его отличительная особенность от других музеев и выставочных комплексов в том, что ежегодно происходит смена экспозиций. Побывав в этом музее один раз, а потом посетив его через год, вы сможете увидеть совершено новый выставочный материал.

Экспонаты представленные в этом музее – очень интересные. Там можно увидеть как маленькие ювелирные украшения и аксессуары выполненные из этого камня, так и большие статуи и предметы интерьера. Плюс ко всему внутренняя отделка здания музейного комплекса, тоже выполнена из янтаря.

Источник фотографии: yandex.ru

На фотографии можно увидеть, что вся отделка выставочного зала: стены, полы, потолок и элементы декора – выполнены из янтаря. Зрелище конечно очень красивое, это трудно описать словами, чтобы понять всю красоту, это необходимо видеть своими глазами. Кому довелось побывать в этом музее, прекрасно понимают о чем я говорю.

Сам музей представляет из себя несколько выставочных залов. В каждом зале представлены экспонаты определенной тематики, либо определенной временной эпохи. Касаемо старинных экспонатов музея, сотрудник выставочного комплекса расскажет вам о них. Ведь у каждого изделия имеется своя удивительная история. Многие истории связаны с временами Тевтонского ордена и существования нацисткой Германии. Любителям истории, думаю будет интересно.

Источник фотографии: amakumara.com

Также, когда я был в этом музее, я узнал, что янтарь, это не просто полудрагоценный камень, который используется в качестве украшений, но ещё он обладает целительными свойствами. Этот камень полезен тем, у кого имеются проблемы с опорно двигательным аппаратом, как оказалось в янтаре содержится огромное количество кальция и морской соли. Правда не весь янтарь подойдёт для этого, только необработанный, так называемый “дикий янтарь”.

Помимо того, что в Музее Янтаря можно любоваться экспонатами, некоторые из них можно купить. Правда только те, которые не представляют исторической ценности. В музее можно приобрести зажигалки, бусы, различные фигуры, ножи, ложки, портсигары, табакерки и множество других вещей. Все перечисленное выполнено из янтаря. При покупке, вам выдают специальный документ, чтобы в случае пересечения Государственной границы, у вас не возникло никаких проблем. Ведь оборот и добыча этого природного материала находятся под строгим контролем государства.

Источник фотографии: yandex.ru

В общем если вы планируете посетить город Калининград, обязательно не оставьте без своего внимания Музей Янтаря. Я уверен, что это место вам обязательно понравится.

Если кто-то был в этом выставочном комплексе совсем недавно, напишите в комментариях, что нового там появилось и какие изменения там произошли в недавнем времени.

Калининград музей янтаря, Росгартенские ворота и башня Дона посещаем самостоятельно

Росгартенские ворота музей янтаря Калининград, а так же башня Дона, продолжаем знакомиться самостоятельно с достопримечательностями Калининграда. Город Калининград или старинное название Кенигсберг, строился как крепость и поэтому в нем сохранились части укреплений. Во многих этих сооружениях сейчас расположены различные заведения. Чаше всего в них располагаются музеи и рестораны, а так же магазины. Самые известные остатки крепости, это семь ворот. Так как ворота реставрируются и рекламируются, то они наиболее известны туристам, но при подготовки своего тура не останавливайтесь только на них.

  • Росгартенские ворота Калининград
  • Музей Янтаря Калининград
  • Башня Дона в Калининграде
Читайте также:
Востребованные профессии в Австралии в 2022 году: список, оплата

Как добраться до музея Янтаря в Калининграде

Музей Янтаря хорошо известное место в Калининграде, да как может быть по другому. Многие из нас ассоциируют город Калининград с янтарем и замками. Как оказалось с замками в Калининграде проблема, а вот с янтарем нет и поэтому как не в Калининграде должны были открыть музей янтаря. Единственный в России Музей янтаря был открыт в 1979 году. Музей янтаря располагается по адресу Калининград площадь Василевского дом 1

Добраться до музея янтаря в Калининграде можно на общественном транспорте:
Автобус:
11, 17, 19, 21, 28, 32, 35, 37, 44, 45, 159, 101, 103, 146
Маршрутное такси:
т66, т68, т69, т70, т73, т74, т76, т78, т80, т85, т91, т92, т86
Ехать до остановки «Площадь Маршала Василевского», на карте остановки обозначены красным цветом.

На самом деле по этому адресу находятся три достопримечательности Калининграда. Это Росгартенские ворота, в которых сейчас располагается ресторан Солнечный камень, с левой стороны от ворот башня Дона, в которой и находиться музей янтаря. И так мы кажется нашли янтарь в Калининграде.

Росгартенские ворота или ресторан Солнечный камень Калининград Башня Дона или музей янтаря Калининград Музей янтаря

Как и положено европейскому городу, перед входом место где можно оставить велосипед.

Парковка велосипедов перед музеем Янтаря

Так же перед входом табличка с режимом работы музея.

Вывеска режима работы музея

И как обойтись без визитки города Калининград, белые лавочки с высказываниями великих людей.

Лавочка с изречением Карамзина

Войдя в ворота, оказываешься в не большом дворике, где располагается вход в музей. Музей расположен в башни Дона.

Башня Дона вход в музей

Перед входом в музей Янтаря размещена мемориальная табличка, информирующая о событиях далекого 1945 года.

В дворике расположен оригинальный то ли стул, то ли трон.

Трон во дворе музея

Зайдя во внутрь разделись в гардеробе и ознакомились с прайсом. Стоимость входных билетов для взрослых с посещением всех экспозиций 200 рублей. Музей сегодня – это одно из культурных мест города. Его коллекция насчитывает более 14000 единиц хранения. Ежегодно музей посещает 160 тысяч человек, проводится 1200 экскурсий, организуется около 30 выставок и проектов.

Прайс на услуги музея янтаря Калининград

Музей янтаря в Калининграде размещен в башне Дона и поэтому экспозиции музея расположены по кругу, если быть не внимательным, то можно с ново начать смотреть экспозицию с начала. Вся музейная экспозиция размещается на трех этажах в 28 залах общей площадью около 1000 кв. метров, она объединяет пять разделов.

Экспозиция музея

Экспозиция начинается со знакомством янтаря. Какой он бывает и как выглядит. При входе впечатляет огромный кусок янтаря весом в 4 килограмма. Янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев, произраставших более 40 млн. лет назад. В процессе химических и физических воздействий смола с течением времени превратилась в янтарь.

Крупнейший янтарь

Обычно кусочки по меньше.

Мелкие образцы янтаря

В некоторых есть насекомые, но они встречаются редко и если Вам предложат купить такой, знайте это подделка.

Янтарь с насекомыми до исторических времен

Так выглядит не обработанный янтарь. Если не знать его, то можно принять за мусор. В таком виде янтарь так же продается. Чем меньше камушки тем дешевле и так в плоть до перемолотого в муку янтаря.

Так выглядит не обработанный янтарь

На следующем фото привожу реальный мелкий янтарь, купленный на рынке, который по своим размерам не возможно использовать для изделий. Пакетик не большой грамм 40-50, стоит 100 рублей, но если поторговаться и два за 100 отдадут.

Пакетик янтаря купленный на одном из рынков Янтарь добытый не в Балтийском море

Представлена не большая экспозиция , как выглядел лес, когда зарождался янтарь.

Экспозиция древнего леса, когда зарождался янтарь

А здесь представлен карьер по добычи янтаря промышленным способом. Частники добывают по другому, используя сачок и обязательно время после шторма. Калининградский янтарный комбинат был образован 21 июля 1947 года. Он работает на базе крупнейшего в мире месторождения янтаря, расположенного на побережье Балтийского моря в районе поселка Янтарный.

Читайте также:
Страна, где все улыбаются – все об эмиграции в Индию

Экспозиция добыча янтаря карьерным способом

В музее представлено много работ из янтаря.

Изделие из янтаря

Копия ларца

Ваза Изобилия музей янтаря Калининград

Модель корабля Васа

После того как сделали один или несколько кругов по основной экспозиции, Вы спускаетесь в низ в другой зал. Эта часть экспозиции называется «Янтарь в творчестве современных художников»

Здесь представлены работы не только из янтаря, но другое прикладное творчество. При желание можно поучаствовать самому в изготовление украшения или просто понравившееся изделие купить.

Мастер класс по изготовлению украшения Работы из других материалов

Пройдя через узкую дверь попадаешь в комнату где представлены очень интересные и добротно сделанные изделия из янтаря.

В целом музей янтаря без экскурсии не интересен, исключением может быть если вы пришли присмотреть, что такое янтарь и увидеть какой он на самом деле, так как здесь нет подделок. Посмотрев настоящий янтарь и приценившись к ценам на изделия из янтаря в магазинах музея, можно пойти на ближайший рынок по продаже янтаря и изделий из янтаря. Рынок находиться с левой стороны при входе или направо при выходе из музея.

Слева от входа располагается рынок по продаже янтаря

Двигаясь в сторону рыночка, обратите на вход в стене, на обратном пути советую зайти и погулять по территории, если погода будет хорошая. На рынке представлены изделия из янтаря, хотя на нем не продаются шедевры искусства, но зато можно найти изделия на свой кошелёк и поэтому посетить его будет интересно. Если оценить подобные рынки да и вообще большая часть продаж изделий из янтаря не интересны, но доступны по цене. Теперь можно сказать, что янтарь в Калининграде мы видели и не только.

Посмотрев или / и купив некоторое количество янтаря, можно продолжить наслаждаться окружающей средой. Не забыв нырнуть в проход в стене, можно пройтись и посмотреть на башню Дона, на озеро Верхнее.

Дорожка по территории башни Дона

Башня Дона в Калининграде

Двигаясь по дорожке рассматриваем башню Дона. Башня Дона носит имя прусского генерал-фельдмаршала Дона. Дату начала строительства крепости считают 1626 год. Строили крепость из фортификационного кирпича, который для прочности обжигали по нескольку раз. Осенью 2013-го здесь встречали приехавшего из Германии Ханса Хубертаса Цу Дона — прямого потомка прусского генерал-фельд-маршала Фридриха Карла Цу Дона. По словам германского потомка: «Он чувствует себя здесь, как дома.»

Вид на башню Дона

Башня Дона и ров с водой Вид на озеро Верхнее у музея янтаря

Подводим не большой итог, первое мы теперь представляем как выглядит настоящий янтарь, второе, мы купили немного изделий из янтаря, ну и последнее — посмотрели остатки старой крепости на берегу красивого озера, а некоторые посетили ресторан Солнечный камень.

Музей янтаря в Калининграде

В современном Калининграде есть немало музеев, которые стоит посетить. Советую обязательно побывать в единственном в России Музее янтаря.

В этом очерке я расскажу о здании, в котором расположен музей. А также покажу фотографии удивительных шедевров из янтаря, которые можно увидеть в музейных экспозициях.

Кликайте по фотографиям – и они откроются в новом формате

Здание музея

Музей янтаря был открыт в 1979 году в башне Дона, одном из фортификационных укреплений Кёнигсберга. Башня находится на площади Маршала Василевского, на берегу озера Верхнее.

Постройка является историко-архитектурным памятником середины XIX столетия.

Башня Дона

Первоначально она называлась башня-кавалер Росгартен и составляла единый комплекс с находившимися рядом Росгартенскими воротами. Затем башне было присвоено имя прусского генерал-фельдмаршала Карла Фридриха цу Дона-Шлобиттен. Он находился на русской службе, командовал вторым гусарским батальоном русско-немецкого легиона в годы Отечественной войны 1812 года и освободительного похода русской армии.

Башня Дона была построена в начале 50-х годов XIX века в так называемом неороманском стиле. Она представляет собой круг диаметром 34 м и высотой 12 м. В башне есть подвалы, один подземный и два наземных этажа.

Читайте также:
Как добраться до Абхазии самолетом Адлер Сочи - Абхазия Сухум Маршрут проложить

Для возведения укрепления использовали специальный кирпич, который несколько раз проходит обжиг в печах, как при закалке стали.

Историки выяснили, что башня Дона была оборудована системой каминного отопления, естественной вентиляцией, канализацией и дренажной системой. Предполагают, что во внутреннем дворике на месте нынешнего фонтана находился водозаборный колодец.

Башня Дона могла вести круговую оборону и выдерживать длительную осаду благодаря прочности и толщине стен.

Именно над ней 10 апреля 1945 года было поднято знамя Победы в связи с окончанием штурма Кёнигсберга.

А теперь давайте войдём в музей.

Экспозиция музея

Экспозиция расположена на трех этажах башни. Перед главным входом в музей установлена информационная табличка. Обратите внимание, что здесь есть и информация для слабовидящих, и кнопка экстренного вызова сотрудника музея.

Экспозиция делится на две части — естественно-научную и культурно-историческую. В первой части рассказывается о происхождении янтаря и его появлении на берегах Балтики.

Что такое янтарь

Это окаменевшая смола древних хвойных деревьев. Янтарь различается по форме, цвету и степени прозрачности. По форме кусочка янтаря можно определить, где стекала смола-живица — внутри или по поверхности ствола дерева.

В одной из витрин представлены кусочки янтаря в необработанном виде.


На фото слева можно увидеть витрину, посвященную шлифованию мелкого янтаря. Здесь есть прессованный янтарь, янтарное масло, янтарная кислота, плавленый янтарь. На фото справа представлены коллекции различных образцов янтаря. Эти образцы являются разными по весу, цветовой гамме, степени прозрачности.

Интенсивность окраски, степень прозрачности или непрозрачности янтаря зависят от микроскопических пустот, которые есть в каждом камне, от их количества, размеров и размещения. Вот почему янтарь может быть прозрачным, полупрозрачным или непрозрачным.


В культурно-исторической экспозиции музея представлены янтарные украшения и предметы быта от эпохи неолита (IV – II тыс. до н.э.) до наших дней. Мне понравилась карта, где отражены торговые контакты балтов с Римской империей.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, как янтарь оказался в Балтийском море.

Балтийский янтарь

Выше мы уже сказали, что янтарь представляет собой застывшую смолу хвойных деревьев, которые росли в южной части Скандинавии. Стекающая с деревьев смола под воздействием влаги окислялась и оказывалась в почве. Реки и ручьи вымывали её и сносили в устье реки, которая впадала в море.

Для обозначения балтийского янтаря существует особый международный минералогический термин — суксинит.

В экспозиции есть бусины из необработанного янтаря. Ученые считают, что они могли предназначаться для продажи в качестве сырья, либо имели сакральное значение и служили для проведения обрядов.

В нескольких витринах представлены янтарные бусы из натурального обточенного янтаря.

Раньше бусы считались очень ценным приданым. Они передавались из поколения в поколение и по числу бус судили о достатке женщины.

В экспозиции каждый экспонат это самый настоящий шедевр. Давайте посмотрим на некоторые из них. Вот спинка стула, инкрустированная янтарём.

Пивная кружка, собранная из разных видов янтаря.

Изящная янтарная пчёлка.

Есть в экспозиции целая коллекция янтарных макетов кораблей.

Очень красиво смотрится парусник на фоне разноцветного панно на заднем плане.

А это макет одного из символов СССР, знаменитого атомного ледокола «Ленин».

У нас на проекте есть очерк, посвященный ледоколу «Ленин».

Часы с советской символикой из разных видов янтаря.

В музее можно увидеть не только сами изделия, но и приспособления, при помощи которых идёт обработка янтаря.

Представлены в экспозиции и украшения из искусственных материалов, имитирующих янтарь.

Отдельный раздел музея посвящен Кёнигсбергской государственной янтарной мануфактуре, которая функционировала в довоенные годы. Уже после войны, в 1947 году, был открыт Калининградский янтарный комбинат. Он стал единственным в мире комплексом с полным циклом добычи и переработки самоцвета. На одной из витрин представлена промышленная добыча янтаря.

По фотографиям можно проследить основные этапы процесса обработки янтаря.

Очень интересно взглянуть на инструменты, которыми пользуются реставраторы.

При музее открыт магазин, где можно приобрести сувениры и украшения из натурального янтаря.

Рядом с магазином есть ещё одна экспозиция, где представлены самые настоящие шедевры.

Читайте также:
Фото Агордата (14 фото)

Впечатлили огромные панно и портреты российских императоров.

Но больше всего меня поразил вот этот симфонический оркестр! Не могу определить, кто именно играет — сверчки, кузнечики или муравьишки. Но, кроме скрипок, здесь есть ещё и другие музыкальные инструменты, например, арфа и рояль.

А это янтарные атланты и кариатиды.

Если вы не любитель музыки или архитектуры, то можете полюбоваться артиллерийским орудием из янтаря. Впечатляет, правда?

Я не помню, сколько времени мы провели в музее. Он небольшой, но любоваться этой красотой можно долго.

Штрихи к портрету

Что меня ещё поразило в Музее янтаря? В помощь слабослышащим и слабовидящим установлено специальное оборудование.

В одной из внешних амбразур башни мы обнаружили девочку с монетками и листком клевера. На счастье!

Признаюсь честно, что стены башни меня восхитили ничуть не меньше, чем экспонаты музея. Вот она, красота в простоте. Обыкновенным кирпичом выложено так, что ты не можешь оторвать взгляд от кладки.

И эта мощь надежно защищает хрупкие, но невероятно изящные вещи, что находятся внутри башни. Снимаю шляпу перед мастерами, которые создают такую красоту.

Чтобы узнать больше о Музее янтаря, заходите на его официальный сайт.

© Татьяна Трунова, май 2022

Другие достопримечательности Калининграда

  • Парк миниатюр «История в архитектуре» — музей под открытым небом, где собраны макеты архитектурных памятников России
  • Форт № 5 «Король Фридрих-Вильгельм III» — один из 12 фортов бывшего Кёнигсберга

Что ещё можно почитать о музеях

  • Музей истории камнерезного и ювелирного искусства(Екатеринбург) — один из трёх «каменных» музеев Екатеринбурга
  • Пороховой погреб(Азов, Ростовская область) — памятник военно-инженерного искусства конца XVIII века недалеко от валов бывшей Азовской крепости

4 комментариев к статье Музей янтаря в Калининграде

Спасибо за статью. Очень интересно!
У меня отец был частым гостем Калининграда, благодаря своей работе. И привозил нам оттуда подарки, в виде янтаря. До сих пор храню, как память.

Ирина, большое спасибо, что поделились семейной историей. А музей просто волшебный! Если будет возможность, очень советую туда съездить и увидеть эту красоту собственными глазами.

Города России: чем хорош Калининград? Музей янтаря

Рассказывая о Калининградских достопримечательностях, опишу свои впечатления от Музея янтаря, который находится почти на берегу Верхнего озера, вблизи площади маршала Василевского, в крепостном сооружении «Башня Дона» рядом с Росгартенскими воротами.

До недавнего времени он являлся единственным музеем России (но вторым во времена СССР, после литовского в Паланге), где все можно узнать о янтаре — о его зарождении в доисторический период из смолы деревьев, о добыче, обработке, полезных свойствах, и до произведений искусства из него, созданных в наши дни.

Однако 19 октября 2018 года в Санкт-Петербурге, на Перинной линии Большого Гостиного двора, состоялось открытие Музея янтаря Александра Крылова. Да, туда переехали все авторские работы заслуженного художника РФ, вице-президента Всемирного Совета по янтарю и участника проекта воссоздания Янтарной комнаты, её хранителя — Александра Михайловича Крылова. А мне повезло их увидеть 23 августа. Хотя, конечно, я побываю в его музее и в Петербурге.

Но вернемся в Калининградский музей. Двор Музея янтаря
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Он очень изменился после того, как я была там в 2002 году. Стал просторнее, размещается на трех этажах знаменитой «Башни Дона», имеет 28 залов, а коллекция насчитывает около 16 тысяч единиц хранения. В музее появились технические возможности для людей с ограниченными возможностями, передвигающимися на колясках, есть подъемная платформа, которая доставит их на второй этаж здания.

На первом этаже, кроме гардероба, касс и информационного отдела, находится много киосков-прилавков с разнообразными изделиями из янтаря, на любой вкус и разной цены. Конечно, цены здесь выше намного, чем на острове Канта или на рынке, но, как говорят продавцы, есть гарантия, что янтарь натуральный, не подделка. Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Музей оснащен интерактивными экранами, где можно получить различную информацию о янтаре и экспонатах. Постоянная экспозиция музея размещена в основном на втором этаже. Вся она делится на две части.

Читайте также:
Карта водопада Манавгат, где находится Водопад Манавгат на карте мира

Первая, естественно-научная часть, представляет в витринах различные по весу, цвету, степени прозрачности образцы янтаря. Здесь экспонируется самый крупный из добытых в России «солнечный камень», который весит 4280 грамма. Можно увидеть образцы с инклюзами — застывшими внутри насекомыми, веточками. Правда, фотографировать не всегда получается из-за бликов и неправильно направленного света ламп.

Во второй, культурно-исторической части, собраны украшения и предметы быта из янтаря в разные эпохи, начиная с древности. Из советского прошлого
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Ведь янтарь известен с очень давних времен. Например, на Руси его называли алатырь, или латырь-камень, и приписывали ему чудодейственные свойства. Я не однажды слышала, что якобы янтарные бусы помогают сохранить здоровье щитовидной железы. Зеркало Летний сад
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

В музее увидела янтарную картину о литовской легенде про Юрате и Каститиса, которая объясняет происхождение камня как слезы морской богини по своему возлюбленному. В Паланге когда-то даже было скульптурное изображение этих легендарных героев. Картина из янтаря
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Кроме постоянной экспозиции, постоянно устраиваются временные выставки, они размещаются на третьем этаже. Кстати, на посещение выставок нужен отдельный билет. Выставки периодически обновляются, представляют зрителям настоящие произведения искусства, прекрасные авторские работы из янтаря! В августе экспонировались работы Петербургских художников по янтарю — уже упомянутого и .

Меня очень впечатлили прекрасные портреты Петра Первого, Александра Второго, Александра Невского, И. Канта, Л. Толстого, выполненные художником Александром Александровичем Журавлевым в его творческой мастерской. Петр I
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Александр Невский
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Иммануил Кант
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Этот художник-реставратор работал вместе с А. Крыловым над воссозданием Янтарной комнаты, принимал участие в создании Калининградского Музея янтаря в 70-е годы, являлся членом Мирового Совета Янтаря, но, к сожалению, трагически погиб в декабре 2009 года.

Потрясающе выполнен цикл икон Александра Крылова. Они изготовлены в технике флорентийской мозаики с использованием янтаря, дерева, кости, фольги. Это «Святой Николай Чудотворец», «Святой Георгий Победоносец», «Царская семья», «Иверская Божья Матерь» и другие. Мне не приходилось прежде видеть икон из янтаря.

Перед нами Триптих, где в центре изображен Господь-Вседержитель, слева — Богоматерь, справа — архангел Гавриил. Триптих
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Владимирская Богоматерь
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Святой Георгий Победоносец
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Св. Николай
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив Красиво выполнен портрет нашего великого поэта А. С. Пушкина. Портрет А. С. Пушкина
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Но самый удивительный экспонат выставки — скрипка из янтаря, на которой можно играть! Автор, , пишет, что он ее создал для себя, хотелось проверить свои возможности. И хотя звук этой чудо-скрипки не для консерваторского звучания, играть все-таки можно, по его просьбе выдающийся скрипач Сергей Стадлер поиграл на ней. Янтарная скрипка
Фото: Гертруда Рыбакова, личный архив

Вот на этом, пожалуй, закончу свой рассказ о Калининграде и местных достопримечательностях, которые, естественно, за неполных четыре дня я смогла бегло посмотреть. Но город мне так понравился, сюда хочется вернуться, он растет, развивается, молодеет. Здесь хорошо сочетаются старинные сохранившиеся здания-сооружения и современные объекты. После малолюдной, увядающей Литвы самый западный город России радует яркими красками, бодрым настроением.

Музей колоколов

Фото и описание

На протяжении длительного времени, исчисляемого веками, колокола сопровождали звоном всю жизнь народа. Они не только привносили новое в обычное течение дней, но и возвещали о времени отдыха и труда, радости и скорби, а также об общей молитве. Колокола оповещали о наступлении стихийных бедствий, о приближении врага; именно колокола встречали свои громким звоном народных героев и дорогих гостей, призывали к соборности и единению.

Желание ответить на вопросы: когда именно появились колокола, а также как они рождаются и насколько долго они живут – приводит в музей немалое количество посетителей. В музее есть возможность увидеть русский колокол 16 века до н. э., древнекитайский колокольчик 16 века до н.э., итальянский кампан 12 века, ветровой буддийский колокольчик 17 века, корабельную рынду 20 века или валдайский ямской колокол начала 20 веков. Именно благодаря данным экспонатам становится ясно, что именно колокола были тем самым, что тесно связывало людей различных стран, культур и верований. Пастуший колокольчик, созданный в 16 веке до н.э., родом из Китая, ничем особенно примечательным не отличается от сделанного в кузнице в селе Едрово в 1930 году коровьего ботала. По аналогии с китайским, едровский колокольчик скован из железа и склепан и имеет неяркий и глухой голос. И хотя оба колокольчика внешне непритязательны, они имеют четко выверенную внутреннюю суть, состоящую в функции оберега, который отпугивает зло. Во все времена Восток всегда считал своей главной функцией создавать колокола, способные отпугивать зло, а Запад создавал колокола, которые привлекали своей красотой голоса и формы.

Читайте также:
Для занесения информации о детях в загранпаспорт необходимо наличие подобных отметок в общегражданском документе

Предания гласят, что христианские колокола появились в Италии, а именно в провинции Кампана и были придуманы Святым Павлинием по образу полевых цветов, которые явились ему в видении словно голос самого неба. Именно такие металлические «цветы» стали приспосабливать на крышах храмов, а звонили они только при дуновении ветра.

В то время как появились колокола в Европе, сложила манера звона в очапные, которая пришла на Руси с появлением самих колоколов и удерживалась вплоть до 17 века, пока не был введен особенный русский звон.

Можно сказать, что Византия дала Руси православие, но завещала не использовать колокола, а звонить только в било. Только в музее можно узнать: чем отличается византийское било от новгородского или гражданского, в чем их различие или схожесть. Кроме того, здесь можно увидеть самый первый колокол, выполненный псковским мастером П. Григорьевой и Т. Андреевой в 1536 году. В Германии колокола появились только в 1680 году, а в Швеции трофейные колокола появились в 1692 году. В Петербурге, Ярославле, Устюжне, Валдае, Вятке отливались колокола для церквей, кораблей, железных дорог. Помимо этого, колокола были настольные, ямские, подарочные; небольшие колокольчики вешались на шею скоту, на дверях они выполняли функцию звонка. Особенность экспонатов такова, что их можно не только смотреть, но и слушать. Колокола, размещенные на трех звонницах, дают уникальную возможность услышать колокольный звон в профессиональном исполнении сотрудников музея, увидеть звонарные приемы и технику исполнения и попробовать позвонить посетителям. При звоне колоколов словно оживают легенды, звуки колоколов будто пронзают душу и тело, невидимой нитью связывая Землю и Небо, как Бога с человеком. Именно в этот момент становится ясно, что этот звон – голос Неба.

В музее колоколов можно узнать: как поют европейские колокола, что говорят русские, что значит малиновый звон и кто такой Йо Хаазен – мастер малинового звона, в чем общность «ямской гармони», баньчжуна и карильона, как слышалась русская дорога почти полтора века назад, а также есть ли вечевой новгородский колокол.

Музей располагает материалами по истории колоковедению, а также современному состоянию звонарного искусства и колокольного ремесла. Здесь можно узнать о том, кто были крупнейшими коллекционерами и исследователями, какими были крупнейшие заводы-производители колоколов и кто такие мастера, создающие колокольные музейные сувениры.

Экспозиция была открыта летом 1995 года и находится в архитектурном памятнике 18 столетия – церкви Святой Великомученицы Екатерины.

Музей колоколов

В городе Валдае на территории Новгородской области, находятся музей и музейный центр, посетители которых могут познакомиться поближе с самыми разными колоколами.

Появление музея, в котором можно ознакомиться с различными колоколами, именно в таком городе, как Валдай – неслучайно. В прошлом город Валдай был крупным центром изготовления ямщицких колокольчиков. Такой колокольчик служил в качестве сигнального инструмента, позволявшего сохранять безопасность движения по дороге. Своим звоном он заранее оповещал людей на станции о том, что приближается экипаж. Также он в определённой степени влиял на ритм движения лошадей, попеременно то подгоняя животных, то предоставляя им возможность отдохнуть, двигаясь в мерном шаге. Помимо этого, его можно было использовать как музыкальный инструмент, ведь своим звучанием он мог органично дополнять пение ямщика.

Музей, посвящённый колоколам, располагается в памятнике архитектуры, относящемся к XVIII веку. Интересна история этого здания. Изначально оно было выполнено как храм при Путевом дворце Екатерины II. Церковь была возведена по проекту архитектора Николая Александровича Львова. Церковь была выполнена в форме ротонды. Это обусловило другое название, закрепившееся за данным зданием: Львовская ротонда. Строительство ротонды завершилось в 1793 году. Церковь приписали к Свято-Троицкому собору.

Читайте также:
Цены в Словении на недвижимость, продукты, основные товары и услуги

В 1920 году здание церкви было причислено к памятникам архитектуры, охраняемым государством. В середине XX столетия на существенные повреждения во Львовской ротонде обратили внимание, и в 1956 году в здании начали осуществляться восстановительно-реставрационные работы, которые были закончены в 1961 году. В 1970 году в этом месте была размещена экспозиция Валдайского краеведческого музея. Затем, в 1971 году, предыдущую экспозицию сменила новая. 1980 год ознаменовался в истории музея тем фактом, что на смену предыдущей экспозиции здесь разместили новую, имевшую название «Валдайский колокольчик». Музейная коллекция экспонатов, связанных с этой тематикой, постепенно увеличивалась. А в 1995 году эта экспозиция была преобразована в самостоятельный Музей колоколов.

Музей колоколов изобилует различными экспонатами, иллюстрирующими историю колоколоведения. Здесь можно увидеть экземпляры колоколов, относящиеся к различным эпохам, изготовленные мастерами из разных стран. Экскурсия в этом музее позволяет узнать больше о специфике профессии звонаря, истории изготовления колоколов, аспектах, связанных с изготовлением этих устройств, и о других интересных вещах, связанных с тематикой учреждения.

Наличие в учреждении колоколов позволяет посетителям ознакомиться с техникой колокольного звона и приёмами звонарного мастерства. Большим плюсом музея можно назвать возможность не только, находясь в непосредственной близости, услышать колокольный звон, исполняемый этими инструментами различных размеров, но и попробовать самому позвонить в эти устройства. Помимо того, что такой шанс предоставляется во время проведения экскурсии, в этом учреждении также проводятся специальные мастер-классы под названием «Поющая бронза», на которых желающие могут получить навыки колокольного звона.

На память о посещении музея можно приобрести различные сувениры. Особенно, пожалуй, стоит отметить валдайский колокольчик – распространённый в этом городе сувенир. Из числа других вещей, которые можно приобрести здесь на память о посещении учреждения, можно выделить диск, на который записан звон колоколов.

Музейный колокольный центр – это объект, который открыл свои двери для посетителей в 2015 году. Этот центр был добавлен к Валдайскому филиалу Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Стоит отметить, что к данному филиалу, помимо Музея колоколов, также относится Музей уездного города, где посетители могут узнать больше о Валдае. Что касается Музейного колокольного центра, то он располагается в памятнике гражданской архитектуры и градостроительства, который относится к первой четверти XX столетия. Это здание находится поблизости описанного выше Музея колоколов – всего в пятидесяти метрах. Прежде в здании, где ныне располагается Музейный колокольный центр, размещались различные образовательные учреждения.

Экспозиция данного зала дополняется местными валдайскими колоколами и документальными материалами, в которых отразилась деятельность российских колокольных заводов XIX – начала XX столетий.

Посетители Музейного колокольного центра получают возможность ознакомиться с уникальной экспозицией, включающей в себя колокола различного предназначения, изготовленные в разные исторические периоды. Эта коллекция экспонатов размещена в нескольких тематических залах. В первом зале интерес представляют, в частности, архаические колокольные формы, из которых здесь можно увидеть древние бубенцы и колокольчики, которые были изготовлены ещё до нашей эры, а также в период нескольких первых столетий, относящихся уже к нашей эре. Знакомству с историей колокольного литья способствуют также находящиеся здесь колокола, имевшие культовое значение для различных народов. К ним относятся, например, ритуальные колокольные предметы, которые использовались в Китае, Индии, Вьетнаме и других государствах, а также христианские колокола, применявшиеся в Европе и России в XII-XVIII веках.

Во втором зале экскурсантам предоставляется возможность лицезреть обширную коллекцию сигнальных колоколов. Большую часть экспозиции составляют получившие известность поддужные колокольчики. Такие колокольчики использовались преимущественно в курьерских и почтовых тройках. Но в то же время их применяли и частные владельцы троек. Также в этом зале можно увидеть множество других колоколов, использовавшихся для разнообразных целей. К ним относятся корабельные, театральные, станционные, дверные, пожарные, ветровые и иные колокола.

Читайте также:
Виды стажировок во Франции для студентов и специалистов в 2022 году

В третьем зале, по сравнению с предыдущим помещением, находятся колокола иного рода. Здесь посетители могут увидеть экземпляры подарочных, кабинетных и декоративных колоколов. Четвёртый зал позволяет посетителям лучше познакомиться с современной историей колокольного дела. В этом помещении экскурсантам предоставляется возможность ознакомиться с колокольными трагедиями, произошедшими в XX столетии, возрождении колокольных звонов, сохранении известных колоколов и звонниц. Тут также можно узнать больше о процессе колокольного литья на нынешних российских предприятиях.

Коллекция уникальных экспонатов, собранная в данном музейном центре, дополняется использованием мультимедийных технологий. На первом этаже этого учреждения, помимо фондохранилища, находятся зал с расположенной в нём мультимедийной библиотекой и конференц-зал, который совмещён с кинозалом, предназначенным для демонстрации фильмов со спецэффектами, посвящённых технологии изготовления колоколов. Видеостена высотой в 7 метров служит дополнением к тематике нынешних колоколов и звонов. Другой достаточно любопытный объект – интерактивная масштабная модель, изображающая Петропавловский собор, находящийся в Санкт-Петербурге. При помощи данной модели экскурсанты получают возможность рассмотреть три яруса колокольни и послушать звон, который издают некоторые разновидности колоколов – часовые, карильонные, церковные. Благодаря специальным мультимедийным информационным киоскам посетители могут узнать различную полезную информацию об истории музея, содержании размещённой в нём экспозиции и иных вопросах.

Некоторые возможности, которые предоставляются посетителям благодаря мультимедийным технологиям, присутствующим в музейном центре, в большей степени ориентированы на детей и молодёжь. Пример подобного – возможность опробовать тематические игры при помощи расположенного здесь тачскрин-стола. При помощи данного устройства можно запрячь тройку (пусть и виртуальную, а не настоящую) или отлить виртуальный колокол – его можно отправить по электронной почте самому себе или другому человеку.

Музей колоколов в Валдае

Летом 2019 года я впервые побывала в Валдае. Этот город в Новгородской области известен тем, что в нём отливают знаменитые на всю Россию валдайские колокольчики.

В крохотном городке с населением всего 14 тысяч человек открыт свой собственный Музей колоколов. О нем сегодня и пойдет наш рассказ.

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном размере

Здание музея

Музей колоколов был открыт в Валдае в 1995 году.

Экспозиция разместилась в очень интересном здании в виде ротонды. Это дворцовая церковь во имя великомученицы Святой Екатерины. Храм был возведен по проекту архитектора Н.А. Львова в 1793 году.


Церковь окружена колоннами, которые образуют открытую галерею. На здании есть интересная надпись о том, что постройка отличается простыми гармоничными формами, стройными пропорциями и изящными деталями. Впервые вижу, чтобы подобные характеристики были указаны прямо на самом памятнике!

Капители (верхние части колонн) украшены ионическим ордером.

Кстати, постройка интересна не только как архитектурное сооружение.

Исторические события, с которыми связана Екатерининская церковь

В феврале 1826 года через Валдай проезжал траурный кортеж. Он сопровождал в Санкт-Петербург гроб с телом Александра I, который скончался в Таганроге. И одну ночь гроб с телом покойного императора как раз находился в Екатерининской церкви.

12 марта 1861 года именно в этой церкви была совершена служба по случаю выхода знаменитого царского манифеста об отмене крепостного права.

Даже урна рядом с музеем украшена «колокольными» рельефами!

Почему колокола начали отливать именно в Валдае

Возникает закономерный вопрос: почему именно Валдай становится своеобразным центром колокольно-литейного дела? Для этого достаточно полистать страницы истории города и его окрестностей.

Страницы истории

В 1478 году, чтобы присоединить Новгород к Москве и лишить его самостоятельности, Иван III захватывает город. Он приказывает снять вечевой колокол, символ Новгорода, и отвезти его в Москву. По преданию, новгородский колокол до Москвы не добрался. Он разбился под Валдаем, в деревеньке Зимогорье, на множество маленьких колокольчиков.

В 1656 году мастер московского царского Пушечного двора Александр Лыков по указу патриарха Никона отливает на Валдае самый большой колокол Иверского монастыря, стопудовый «Никон». Оставшуюся бронзу мастер отдает валдайским кузнецам. Из нее кузнецы и отливают первые валдайские колокольчики.

Во второй половине XVIII века в России начали приводить в порядок «государевы дороги» и почтовую службу. Валдай в то время стоял на одной из самых оживленных российских дорог, Московско-Петербургском тракте. В городе находился крупная почтовая станция. И ямщикам нужны были подвесные колокольчики, которые к тому времени уже отливали в Валдае.

Читайте также:
Оформление студенческой визы в Нидерланды

Видите, насколько всё взаимосвязано?

А теперь давайте зайдем в музей.

Экспонаты музея

В музейном зале по всей окружности располагаются витрины с экспонатами. А еще здесь установлены звонницы с большими и малыми колоколами.

Вот пастушьи колокольчики. Их подвязывали на шею животным. Считалось, что колокольчики не только позволяли следить за пасущимся стадом, но и оберегали животных от злых духов. На Руси такие колокольчики назывались боталами. Обратите внимание на колокольчик-ботало справа: он сделан в 1941 году из гильзы от снаряда.

Еще были подгарки или ожерелки, то есть наборы из колокольчиков и бубенцов. Их подвешивали лошадям на шею.

В витринах музея можно увидеть колокола самой разной формы. Иногда изумляют даже их названия. Присмотритесь к фотографиям в левом нижнем углу: слева изображен колокол типа «сахарная голова», а справа — типа «улей».

Каких только колокольчиков нет в музее! Поддужные, наддверные, почтовые и многие-многие другие.

Очень интересны фрагменты из летописей и старинных книг, в которых упоминаются колокола.


Через музейные колокола незримо проступают, словно негатив на пленке, разные исторические события. И те, которые произошли несколько веков тому назад, и те, что разворачивались у нас на глазах совсем недавно.

На фото слева мы видим знаменитую посадницу Марфу Борецкую, которая склонилась над разбитым вечевым колоколом древнего Новгорода. Это фрагмент знаменитого памятника «Тысячелетие России», установленного на территории Новгородского Кремля.

А справа — узнали? — колокол, выполненный в виде здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Да-да, того самого, который был разрушен в результате теракта 11 сентября 2001 года.


В музее есть колокола, отлитые на разных литейных заводах. Вот колокол с завода валдайского предпринимателя Василия Усачева. Это был последний русский колокольный завод, который работал до 1930 года.

А вот колокол с завода Оловянишниковых в Ярославле.

Колокольные звоны

Наверняка вы хоть раз в жизни слышали звон колоколов и колокольчиков. И прекрасно понимаете, что школьный или надвратный колокольчик будут звучать иначе, чем огромный церковный колокол.

А вы знаете, что европейские и русские колокола звучат по-разному?

На звучание колокола влияют самые разные факторы, в том числе и способ звона.

В Европе колокола было принято раскачивать. А на Руси издавна существовал и сохранился до сих пор особый способ звона «в языки», когда раскачивают не сам колокол, а его язык.

Говорят, что европейские колокола «поют», а русские «говорят». Уже предвижу вопрос: как это «говорят»? Сейчас объясню.

Чтобы вызвонить ритмичные мелодии, звонари пользуются особыми «звонарскими» проговорами. Это своеобразные речитативы, которые проговариваются по слогам во время исполнения звона.

Звонницы в музее установлены не просто так. В Валдае можно не только любоваться колоколами, но и с упоением слушать звоны в исполнении сотрудников музея.


Для меня экскурсию по музею проводил один из валдайских гидов Евгений Яковлев. Сколько же он всего знает!

Евгений рассказал, что в Валдае существовал особый вид колокольного звона, который получил название Рябинового. А еще показал, как можно задавать ритм при помощи разных проговоров. Например, такого: «Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай, Вал-дай за-зво-нил, Вал-дай за-зво-нил…».

Евгений поделился ещё одним интересным речитативом, чтобы показать, как «разговаривают» между собой колокола разных размеров и с разным звучанием. Попробуйте почитать вслух по слогам — и вы обязательно уловите и ритм, и регистр каждого колокола.

Начинает средний колокольчик, словно покупатель на деревенской ярмарке:

— Две-ко-пей-ки-с-по-ло-ви-ной, две-ко-пей-ки-с-по-ло-ви-ной, — тараторит крохотный колокольчик.

— Врё-ё-ё-ё-ёшь, – басит протяжно огромный колокол.

Вот это и есть «разговор» колоколов!

Валдайские колокольчики

Выше мы уже говорили, что через Валдай проходил тракт из Санкт-Петербурга в Москву. Город служил одной из ямских (почтовых) станций. На одной из стен музея вывешена карта почтовых трактов Российской империи.

В Валдае было налажено производство поддужных колокольчиков. Тех самых, которые подвешивались в тройке к дуге коренника, основной лошади. Для их изготовления применялась специальная технология, которая отличалась от литья огромных церковных колоколов. Постепенно производство валдайских колокольчиков распространилось по всей России.

Читайте также:
Цены в Словении на недвижимость, продукты, основные товары и услуги

Для чего на повозке подвешивали колокольчик

В те времена колокольчик был многофункциональным. Он служил одновременно в качестве клаксона, метронома, оберега и музыкального инструмента.

  • Предупреждал другие экипажи и пешеходов о приближении тройки.
  • Оповещал людей, работавших в трактирах и постоялых дворах о том, что подъезжает тройка. А в ней обязательно будут посетители, гости, клиенты этих заведений.
  • Задавал определенный ритм и темп тройке лошадей.
  • Отпугивал диких зверей, когда повозка ехала по глухим и непроходимым лесам.
  • Служил своеобразным аккомпанементом к пению ямщика.

Валдайский колокольчик по форме напоминал фигуру женщины, одетой в русский сарафан. Кстати, корпус колокола так и называется — «юбка». Особое соотношение между высотой и диаметром придавало колокольчику определенную устойчивость и уравновешенность.

На валдайских колокольчиках были выгравированы самые разные надписи и поговорки. Некоторыми из них современные дальнобойщики пользуются до сих пор.

Надписи на валдайских колокольчиках

  • «Кого люблю, тому дарю»
  • «Купи, не скупись — езди, веселись»
  • «Звону много, веселей дорога»
  • «Нет барыша, зато слава хороша»
  • «Прощай, милая моя, еду в дальние края»
  • «Кто колокол купит, тот счастлив будет»
  • «Звени, утешай, ездить поспешай»
  • «Дар Валдая»

Поддужные колокольчики подвешивались на каждой почтовой или фельдъегерской, то есть полицейской карете. Они служили своеобразной «мигалкой», поскольку давали приоритетное право при движении на дорогах.

Постепенно колокольчики прижились, их стали использовать и частные повозки. В декабре 1836 года по просьбе Почтового ведомства Сенат даже издал специальное постановление. Собственным и вольнонаемным экипажам (то есть владельцам личного транспорта и ямщикам-«таксистам») было запрещено использовать колокольчики, чтобы не вносить сумятицу в работу почтовой службы.

И тогда вместо одиночных колокольчиков начали появляться бубенцы. На них запрета не было и владельцы частных экипажей могли подвешивать их на лошадь в неограниченном количестве!

Набор колокольчиков и бубенцов, висевших на дуге, назывался «ямщицкой гармонью». В центре находился основной колокольчик с сильным голосом. Рядом с ним подвешивались два так называемых «подпевалы», подобранные в тон. А за ними рассыпались трелью семь или девять бубенчиков.

«Не видно ни зги»

Выражение пришло в русский язык благодаря ямщикам. Об этом можно почитать в одном из очерков о достопримечательностях города Владимира.

Хотите послушать, как звучала русская дорога лет двести тому назад? Звон таких колокольчиков был слышен за две версты (около двух километров).

Колокола, колокола, колокола… У каждого из них свой голос, свой нрав, своя история. И звонят они в валдайском Музее колоколов. Мне кажется, каждый из посетителей всё равно слышит в этом звоне что-то своё, что откликается именно ему.

Большое спасибо сотрудникам музея, которые создали эту удивительную экспозицию. Отдельная благодарность Евгению Яковлеву за интереснейшую экскурсию. Будете в Валдае — обязательно сходите в музей Колоколов!

© Татьяна Трунова, сентябрь 2019

Пути-дороги

  • «Эх, дороги»: учимся читать знаки Вселенной — эссе о том, как видеть и расшифровывать знаки, которые нам встречаются на дорогах
  • Постой, паровоз! – эссе-размышление о том, чем современная школа похожа на железнодорожный вокзал

Публикации в моей лингво-студии «Подружись с итальянским!»

  • Campana dei Caduti a Rovereto — очерк о Колоколе Павших в итальянском городе Роверето
  • «Ascoltare tutte le campane» — что в итальянском языке означает выражение «слушать все колокола»

4 комментариев к статье Музей колоколов в Валдае

Танечка! Читаю с большим интересом и колокольчики и квест в Питере. Такое ощущение, что рядом с вами побыла. Спасибо тебе большое.С Днём Учителя. Жду твоих очерков.

Нина Робертовна, большое спасибо, очень приятно!

Страничка красива и познавательна! Экскурс в историю на все 100! Душа поёт натуральными звуками! Спасибо!

Валерий, большое спасибо! Очень рада, что колокольчики Вам откликнулись — в прямом и переносном смысле

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: