Фотографии Кургана славы

Фотографии Кургана славы

К урган Славы расположен на месте ожесточенных боев, в ходе которых летом 1944 года была разгромлена 105-тысячная группировка гитлеровских войск. Это событие вошло в историю как «Минский котел». В течение пяти недель Красная Армия нанесла тяжелое поражение крупнейшему военному соединению «третьего рейха» – группе армий «Центр» и полностью освободила Беларусь.

Войсковую операцию под кодовым названием «Багратион» осуществляли войска 1-го, 2-го и 3-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов, Днепровская военная флотилия, 1-я армия Войска Польского, а также партизанские формирования, действовавшие на оккупированной врагом территории. Длина фронта боевых действий составляла 1 100 километров.
Войсками командовали прославленные советские военачальники – Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский, генералы армии Иван Баграмян, Георгий Захаров, Иван Черняховский. Действия фронтов координировали представители Ставки Верховного Главнокомандования маршалы Советского Союза Александр Василевский и Георгий Жуков.

Общий замысел операции состоял в разгроме флангов германской группы армий «Центр», окружении основных ее сил восточнее Минска и полном освобождении Беларуси. Это был чрезвычайно амбициозный и масштабный план – одномоментное сокрушение целой группировки войск планировалось в ходе войны очень редко.

По одной из версий, первоначально предполагалось, что с юга, в бобруйском направлении, один мощный удар по войскам противника нанесет 1-й Белорусский фронт. Но Константин Рокоссовский, детально изучив местность, заявил на совещании в Ставке 22 мая, что следует наносить не один, а два главных удара. Свое заявление он мотивировал тем, что на сильно заболоченном Полесье при одном прорыве армии будут утыкаться в затылок друг другу, забьют дороги в ближнем тылу, и в итоге войска фронта смогут быть использованы только по частям. По мнению маршала, один удар следовало нанести от Рогачёва на Осиповичи, другой – от Озаричей на Слуцк, окружив при этом Бобруйск.

Предложение Рокоссовского вызвало в Ставке бурные дебаты – большинство присутствующих были с ним в корне не согласны, и утверждали, что такой шаг противоречит прописным истинам военной науки. Спор прервал Иосиф Сталин.

Константин Рокоссовский позже вспоминал: «Верховный Главнокомандующий и его заместители настаивали на том, чтобы нанести один главный удар – с плацдарма на Днепре (район Рогачёва), находившегося в руках 3-й армии. Дважды мне предлагали выйти в соседнюю комнату, чтобы продумать предложение Ставки. После каждого такого «продумывания» приходилось с новой силой отстаивать свое решение. Убедившись, что я твердо настаиваю на нашей точке зрения, Сталин утвердил план операции в том виде, как мы его представили.

Одно из крупнейших военных наступлений в истории человечества началось 23 июня 1944 года и завершилась 29 августа. Участие в нем приняли 2,4 миллиона человек. Операция «Багратион» стала триумфом советской теории военного искусства благодаря хорошо скоординированному наступательному движению всех фронтов и операции по дезинформации противника о месте генеральной атаки.

Постановление о создании Кургана

Решение о возведении мемориала «Курган Славы» было принято в 1966 году.
В рамках постановления Бюро Центрального Комитета Коммунистической партии Белоруссии от 18 августа 1966 года было решено утвердить предложение Минского обкома КПБ о сооружении монументальной скульптурной композиции в Минском районе. Согласно задумке, она должна была ознаменовать победоносное завершение Белорусской наступательной операции «Багратион» в 1944 году, приведшей к уничтожению немецко-фашистской армии группы «Центр». Данный документ подписал первый секретарь ЦК КП Белоруссии Петр Машеров. А уже в сентябре 1966 года на месте будущего Кургана Славы заложили памятную плиту и провели митинг.
Справа вы можете видеть сканированное изображение уникального документа, с подписания которого и началась история создания Кургана Славы. Оригинал этого постановления хранится в Национальном архиве Республики Беларусь.

Slideshow

Создание Кургана

И звестно, что Петр Машеров очень трепетно относился к военным монументам – лично участвовал в обсуждении проектов, контролировал строительство. И место для сооружения Курганы Славы – его выбор. Как рассказал Sputnik Беларусь архитектор Юрий Градов, мемориал изначально планировали и даже начали насыпать с другой стороны дороги. Но Машеров отъехал в сторону Москвы, чтобы посмотреть, как Курган будет смотреться на подъезде к Минску. Оказалось, что он «сползает» с магистрали. Тогда и было решено перенести памятную насыпь на правую сторону. Позже дочь Машерова Наталья уточнила: неудачное расположение Кургана Славы в ту поездку отметила супруга Петра Мироновича, Полина Андреевна.

Читайте также:
Отомото Польша: сайт для поиска, покупки авто в 2022 году

Сегодня Курган Славы является филиалом Государственного мемориального комплекса «Хатынь». Ежемесячно его посещают не менее 4 000 человек. Почтить подвиг освободителей Беларуси заезжают не только наши соотечественники, но и многие иностранные делегации.

За полувековую историю существования памятника сложились добрые традиции. У его подножья принимали в пионеры, возлагали цветы новобрачные. Сейчас проводятся торжественные церемонии отправки призывников на военную службу, выпускные Академии МВД Беларуси, встречи ветеранов. Одним из самых запоминающихся событий для десятков тысяч молодых солдат стало принятие здесь Военной присяги. С недавнего времени у мемориального комплекса происходят митинги, посвященные увольнению военнослужащих в запас.

Реконструкция комплекса «Курган Славы»

Решение провести масштабную реконструкцию Кургана Славы было принято в мае 2003 года на заседании Республиканского оргкомитета по подготовке празднования 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Основную организацию и контроль за ходом восстановительных работ взяла на себя Федерация профсоюзов. Обновление памятника к памятной дате стало общенародным делом.

На первом этапе реконструкции благоустроили прилегающую территорию, отремонтировали административные здания, инженерные сети, установили новую оросительную систему. На втором – отреставрировали верхнее декоративное кольцо, починили ступени, организовали музей военной техники. Весной 2004 года на территории комплекса был заложен парк имени 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Обновленный Курган Славы открылся 1 июля 2004-го. На торжественной церемонии тогда присутствовали президенты Беларуси, России и Украины.
Но свой современный облик мемориальный комплекс приобрел в мае 2015 года. Благодаря усилиям ФПБ, ее членских организаций, неравнодушных граждан к 70-летию Великой Победы на склонах Кургана полностью заменили травяное покрытие. Чтобы оно дольше сохраняло достойный вид, под дерном уложили антикротовую сетку с полувековым сроком службы. Это была по истине титаническая работа, ведь площадь газона на кургане – 1,3 га, что почти в полтора раза больше стандартного футбольного поля.

Произвели капитальный ремонт и реконструкцию изношенных ступеней лестниц. Отреставрировали барельефные изображения советских воинов и партизан, надпись «Армии Советской, Армии-освободительнице – слава!» на внутренней части декоративного кольца.

На Кургане Славы установлена новая система подсветки: его основание обрамлено своеобразным ожерельем из светодиодных энергосберегающих ламп. Изумрудный заливочный свет подчеркивает монументальность рукотворной насыпи.

Не остался без внимания и барельеф на смотровой площадке. Его подсветили янтарным цветом, подчеркивающим естественное бронзовое свечение. Внутри кольца мозаика окрасилась рубиновым фоном, словно на смотровой площадке горит Вечный огонь.

Еще одну оригинальную дизайнерскую задумку можно увидеть только с высоты птичьего полета: на площадке около Кургана Славы фонари расположены в форме пятиконечной звезды.

Штыки, венчающие монумент, также подсвечены, что подчеркивает их величественность и высоту.
А к празднику 71-й годовщины окончания Великой Отечественной войны ФПБ позаботилась, чтобы свет символа Победы никогда не угасал. В рекордно короткие сроки у мемориала установили каскад солнечных батарей. Фотоэлектрические элементы позволяют бесперебойно освещать памятник в вечернее и ночное время.
Но на этом благоустройство Кургана Славы не закончилось. В 2017–2018 годах здесь были установлены 8 информационных стендов о величайшей наступательной операции Великой Отечественной войны «Багратион» и военачальниках, которые руководили этим наступлением. Это информация из архивных документов, воспоминаний людей, научных исследований. Таким образом, каждый посетитель мемориального комплекса может подробнее узнать историческую правду о тех событиях.
Благоустройство памятного места продолжается. Накануне 3 июля в этом году профсоюзы провели субботник. Очистили территорию Кургана Славы от сухой травы, запустили после ремонта солнечную станцию, отремонтировали подсветку ступеней и обновили барельеф наружного кольца.

В 2017 году Александр Лукашенко наградил Федерацию профсоюзов премией Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Высоко был отмечен ряд профсоюзных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан, в том числе детей, учащейся и рабочей молодежи, экономически активного населения. И одним из самых масштабных проектов стала реконструкция мемориального комплекса «Курган Славы».

Председатель Федерации профсоюзов Беларуси Михаил Орда отметил:
– Курган Славы – это величайший символ Великой Победы, нашего умения вместе противостоять беде, вместе отстаивать наши главные ценности. Если и сегодня мы вместе будем работать на те цели, которые поставили перед собой, мы будем развиваться и двигаться вперед.

Читайте также:
Виза в Пакистан: необходимые документы, требования посольства

Фотографии Кургана славы


Фотография А.П.Цымбала из Книги памяти Малоритского района

Из письма матери Ж.Бекпанову, письмо найдено в ходе поисковых работ в 70-х годах:
“. Сыночек, пиши нам почаще. Если ты хоть чуть задерживаешься с ответом, начинаю беспокоиться о тебе. Мы очень часто вспоминаем о тебе, особенно братик. Соскучился он. Помнишь, дорогой мой, отец, умирая говорил, что у сына характер сильный, волевой, что из него выйдет толк. Слова своего отца, дорогой сынок, на ветер не бросай. Помни о них всегда. Что еще тебе сказать? Будь здоровым. Будь смелым. До скорой встречи.
С приветом твоя мама Алима.” 13 июня 1941 года

2. Рядовой-артиллерист штабной батареи 235-го гаубично-артиллерийского полка БОЙКО Александр Иванович, 1920 года рождения, уроженец Сумской области Белопольского района д.Виры, призван в августе 1940 года – погиб 22-23 июня 1941 года. Опознан по медальону.

Из письма сестры Ф.У.Борейко:
“Федор в 12 лет пошел на работу в колхоз. В 14 лет он уехал в Донецк к старшему брату и работал там на шахте. Оттуда и ушел в армию. Когда началась война, ему еще не исполнилось 20 лет. С фронта он прислал всего одно письмо (примечание автора : 19 июня 1941 года). Просил меня и мать, чтобы не волновались, и убеждал нас, что вернется домой. Когда окончилась война, из Москвы пришло извещение, что Федор пропал без вести, у меня не осталось никаких документов о нем. Сохранилась только одна фотография. Борейко Доминика ” 30 июня 1967 года.

4. Рядовой БУТКОВ Степан – данных нет. По воспоминаниям ветеранов погиб 22-23 июня 1941 года.

5. Заместитель командира 235-го гаубично-артиллерийского полка капитан ВЛАСЕНКО Александр Тарасович, 1902 года рождения, уроженец Полтавской области Драбовского района д.Бойковщина, в РККА с 1924 года, участник советско-финской войны 1939-1940 годов, погиб 22-23 июня 1941 года.

Из письма матери Б.Н.Волкова:
“. 27 лет мы надеялись, что Борис жив. Теперь я буду знать, где похоронен мой сын. Сын у меня был один, две дочери. Детей растила без мужа. Он умер от сыпного тифа, когда Борису был один годик. Всю жизнь работала дояркой, сейчас у меня плохое здоровье. На захоронение останков погибших приедут двое моих внуков. ” июнь 1968 года.

7. Командир пулеметного взвода 4-й стрелковой роты 2-го стрелкового батальона 115-го стрелкового полка младший лейтенант ВОЛКОВ Иван Андреевич, 1911 года рождения, уроженец Саратовской области Широко-Карамышенского района д.Ключи, в РККА с 1933 года, участник советско-финской войны 1939-1940 годов, погиб 22 июня 1941 года на рубеже обороны в Районе д.Збураж.
Из воспоминаний командира 1-й стрелковой роты 115-го стрелкового полка лейтенанта Коровченко Григория Михайловича:
“. Через некоторое время показались и главные силы. Они шли колонной, в голове которой двигалось три бронемашины и три танка с десантом. Бронемашину и два танка подбили артиллеристы. Один танк подорвался на мине. Пехота противника, развернувшись вправо и влево от дороги, начала наступление. Батальон, не открывая огня, ждал. Артиллерия противника перенесла огонь в глубину нашей обороны. Фашисты перешли в атаку. Вот тогда и заговорил наш батальон. Передний край опоясался плотным ружейно-пулеметным огнем. Атака врага захлебнулась. На участке роты они оставили до 80 убитых и раненых.
На помощь гитлеровцам подошли еще танки, усилился артиллерийский и минометный огонь. У нас появились убитые и раненые. Погиб младший лейтенант Волков…”

8. Помощник начальника штаба 68-го легкого артиллерийского полка капитан ГУБИН Николай Евтихиевич, 1902 года рождения, уроженец Ровенской области г.Здолбунов, в РККА с 1925 года, считался погибшим 25-26 июня 1941 года при прорыве севернее п.Олтуш, через шоссе Олтуш – Малорита.
На самом деле, при прорыве через шоссе Олтуш-Малорита был ранен и попал в плен. Дальнейшая судьба не известна.

9. Комиссар Гуль, батальонный комиссар 68-го легкого артиллерийского полка, данных нет. Погиб 24-35 июня 1941 года при прорыве севернее п.Олтуш, через шоссе Олтуш – Малорита.

10. Рядовой 115-го стрелкового полка ЖУРАВСКИЙ Константин Петрович, 1910 года рождения, уроженец Полесской (Гомельской) области Брагинского района д.Селец, призван в марте 1941 года – погиб 22-23 июня 1941 года.

Читайте также:
Лечение в Турции: госпитали, условия и цены

11. Рядовой ЗАДОРОЖНЫЙ Павел Корнилович, 1920 года рождения, уроженец Хмельницкой области Городокского района д.Иванковцы, призван в марте 1941 года – погиб 22-23 июня 1941 года.

12. Помощник начальника штаба 28-го Краснознаменного стрелкового полка старший лейтенант ЗИМИН Александр Иванович, 1911 года рождения, уроженец Горьковской области г.Сормово, в РККА с 1932 года, участник советско-финской войны 1939-1940 годов, погиб 23 июня 1941 года в районе Меловой горы.
Вспоминает капельмейстер 28-го Краснознаменного стрелкового полка старшина Образцов Иван Михайлович: “Вечером 23 июня 1941 года капитан Рябых приказал выделить несколько музыкантов в группу старшего лейтенанта Зимина. Группа должна была добраться до складов дивизии в Малорите и пополнить боекомплект. Никого из этой группы больше никто не видел. “
Склады находились на окраине Малориты в п.Яновек.

13. Начальник артиллерийских мастерских 68-го легкого артиллерийского полка воентехник 2-го ранга МАЛЫК Иван Ефремович, 1912 года рождения, уроженец Киевской области Белоцерковского района, в РККА с 1934 года, участник советско-финской войны 1939-1940 годов, погиб 24-35 июня 1941 года при прорыве севернее п.Олтуш, через шоссе Олтуш – Малорита.

14. Рядовой-связист 115-го стрелкового полка ПАЛИЩЕВ Иван Михайлович, 1919 года рождения, уроженец Новоссибирской области г.Кемерово, призван в сентябре 1940 года -погиб 22-23 июня 1941 года. Опознан по медальону.

Статья в газете “Кузбасс” 6 апреля 1972 года:
“. Позавчера наша газета в заметке “Это было под Брестом” рассказала, как красные следопыты Малоритской школы-интерната во время раскопок нашли останки 47 бойцов и командиров 75-й стрелковой дивизии. Они геройски погибли в неравном бою с гитлеровскими полчищами. В одном из медальонов школьники обнаружили имя и адрес нашего земляка Палищева Ивана Михайловича. Не знала мать, не знали родные, что Ваня похоронен у Бреста. Екатерина Васильевна хранит извещение о том, что ее сын Иван Михайлович Палищев в 1941-м пропал без вести. Она от чистого сердца благодарит ребят Малоритской школы, которые ухаживают за могилой сына. Тяжело Екатерине Васильевне. Собравшись с силами, она рассказывает, что Ваня учился в 33-й школе г.Кемерова, работал связистом, потом ушел на службу в Красную Армию. Осенью 1941 года он должен был вернуться домой. Но грянула война. “

15. Командир огневого взвода 68-го легкого артиллерийского полка лейтенант СТАДНИК Иван Климентьевич, родился 25 августа 1908 года, уроженец Киевской области Узинского района с.Шпендовка, в РККА с сентября 1930 года, участник советско-финской войны 1939-1940 годов, погиб 24-35 июня 1941 года при прорыве севернее п.Олтуш, через шоссе Олтуш – Малорита.

“. Саша был младшим братом моего мужа Николая. Я вышла замуж в 1929 году и он стал жить с нами. Ему тогда было 8 лет. Мать умерла вскоре после родов, отец-в 1933 году. Александр после окончания школы до 1940 года работал в местном колхозе, много помогал мне по домашнему хозяйству. В 1940 году году призван в Красную Армию на действительную службу. До начала войны писал письма, с началом войны связь прервалась. ” С.А.Молодецкая

17. Командир штабной батареи 235-го гаубично-артиллерийского полка старший лейтенант ЦЫМБАЛ Алексей Петрович, родился в 1909 году, уроженец Харьковской области д.Новая Водолага, в РККА с 1939 года, участник советско-финской войны 1939-1940 годов, погиб 22-23 июня 1941 года.
Вспоминает командир 235-го ГАП майор Бабаскин Захарий Терентьевич:
“В первый день боев на нашем участке обороны гитлеровцы потеряли 21 машину и до 600 человек убитыми.Немалые потери понесли и мы. Некоторые орудийные расчеты, израсходовав все снаряды, геройски погибли под гусеницами танков. В этих боях пали смертью храбрых командир дивизиона капитан Макаренко, командир штабной батареи старший лейтенант Цымбал. “

18. Командир стрелкового взвода 6-й стрелковой роты 2-го стрелкового батальона младший лейтенант ЦУКАЛОВ Игнат Романович, родился 12 декабря 1915 года, уроженец Новосибирской области Каргатского района д.Александровка, в РККА с 1936 года, участник советско-финской войны 1939-1940 годов, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1940 года награжден орденом Красной Звезды, погиб 23 июня 1941 года.

Читайте также:
Как получить ВНЖ в Узбекистане россиянину: основания, необходимые документы


Сын младшего лейтенанта И.Р.Цукалова (первый слева) 22 июня 2016 года

19. Сержант штабной батареи 235-го гаубично-артиллерийского полка ШАВРЕЙ Федор Андреевич, родился в 1916 году, уроженец Полесской (Гомельской) области Петриковского района д. Дорошевичи, призван в феврале 1941 года – погиб 22-23 июня 1941 года.

20. Командир 8-й стрелковой роты 34-го стрелкового полка лейтенант ЯКУБОВИЧ Михаил Фомич, родился в 1920 году, уроженец БССР Холопеничского района п.Холопеничи, 10 июня 1941 года окончил Минское военно-пехотное училище, погиб 24-35 июня 1941 года при прорыве севернее п.Олтуш, через шоссе Олтуш – Малорита.

Сегодня трудно представить, что Курган Славы мог выглядеть иначе.

Это святое для каждого белоруса возвышенность на 21-м километре магистрали, ведущей из Минска в Москву, трудно проехать или пройти, не остановившись. Мало кто знает, что Курган Славы — это не просто памятник героям Великой Отечественной войны, монументальная благодарность участникам победной Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», символ стойкости и мужества белорусского народа. Как раз на этом месте в начале июля 1944 года развернулись ожесточенные бои за освобождение белорусской столицы.

>

Минский котел

Здесь, где сегодня возвышается Курган Славы, была уничтожена крупная группировка противника. Историки войны позже назовут это место Минским котлом.

— 3 июля 1944 года, в день освобождения Минска, воины 1-го и 3-го Белорусских фронтов замкнули круг окружения, в результате чего на востоке от города в «котел» попала 105-тысячная группировка противника, — рассказывает старший научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Юлия КОЛТОВИЧ. — В предельно сжатые сроки, за шесть суток, с 5 по 11 июля, войска 2-го Белорусского фронта и 31-й армии 3-го Белорусского фронта разделили на изолированные части и разгромили основные силы группы армий «Центр». 70 тысяч гитлеровцев было уничтожено, 35 тысяч-попало в плен, включая 12 немецких генералов.

Свыше 1600 человек за освобождение Беларуси стали Героями Советского Союза. Во время боев в Минском котле ценой собственной жизни совершил подвиг летчик Борис Окрестин, который, как и Николай Гастелло в 1941-м, направил свой самолет на вражескую технику. Связистка Татьяна Барамзина, которая до последнего берегла доверенных ей раненых военных, была расстреляна гитлеровцами из противотанкового оружия. Артиллерист Николай Теплов последней гранатой взорвал себя и фашистов, рядом с которыми находился. До освобождения Минска оставались считанные часы.

Всенародное дело

Увековечить подвиг, а также память павших на подступах к белорусской столице стала приоритетной задачей послевоенного руководства республики. Повсеместно происходило благоустройство братских могил и одиночных захоронений, один за другим возникали памятники и обелиски, возводились крупные мемориалы — символы конкретных героических поступков и трагедий. А монумента, который бы увековечил героев Минского котла, так и не было.

И только в постановлении «О благоустройстве мест захоронений воинов Советской Армии, партизан и мирного населения, погибших в 1941-1945 гг., и об увековечении знаменательных мест и событий, связанных с Великой Отечественной войной на территории Белорусской ССР», принятой Советом Министров БССР 8 апреля 1959 года, предписывалось «на востоке Минска, в междуречье Березины и Свислочи, на месте Минского котла, в котором было уничтожено 30 дивизий фашистов», установить обелиск. Однако вернулись к этому вопросу только через семь с половиной лет.

Первая горстка земли у подножия будущего памятника была брошена 30 сентября 1966 года. Возведение Кургана Славы стало всенародным делом. Тысячи людей из разных уголков Советского Союза везли сюда землю из мест, где в годы Великой Отечественной войны происходили ожесточенные бои, где лилась кровь, где обычные люди становились героями. Из белорусской смешалась и земля, привезенная из городов-героев: Москвы, Ленинграда, Волгограда, Севастополя, Киева, Одессы. Здесь — и земля с героической Брестской крепости.

Как создавался обелиск

Сегодня трудно представить, что Курган Славы мог выглядеть иначе. Был объявлен творческий конкурс на возведение памятника. Изначально рассматривался проект, представлявший собой холм, где должны были расти три дуба.

Архитектор Олег Стахович, будучи очень амбициозным молодым человеком, был недоволен таким творческим решением будущего Кургана Славы. Он поделился своими мыслями с другом, тогда студентам последнего курса театрально-художественного института Анатолием Артимовичем, которому тоже не нравился проект. Тогда товарищи договорились в течение недели поработать над своими вариантами будущего мемориала.

Читайте также:
Зарплата кассира и продавцов в Перекрестке в Москве и других городах России в 2022 годах: познаем со всех сторон

— Когда мы встретились, Олег Стахович поделился своей идеей кургана с кругом, стоявшим вертикально, как венок, — рассказывает один из авторов Кургана Славы, Заслуженный деятель искусств Беларуси Анатолий Артимович. — У меня появилась идея штыков. Изначально их было три (четвертый, символизирующий Прибалтийский фронт, появился потом). Но на штыки я почему-то поднял имперского орла, который свидетельствовал о крахе фашизма.

Своими задумками молодые люди поделились с учителем Артемовича Андреем Бембелем. «Мы показали ему свои идеи с предложением, чтобы он возглавил наш коллектив, — вспоминает скульптор. — Мы не верили в свои силы. Мы были чрезвычайно молоды, а Андрей Ануфриевич — уже известный и авторитетный мастер. Он внимательно изучил наши разработки, „снял“ орла, с идеи Олега посмеялся: мол, что это за арба, куда она катится. Это отрезвило нам головы, и мы начали работать в его мастерской».

Однако на определенном этапе работа затормозилась. «Мы были в определенной растерянности: какие делать рельефы, что там должно быть? — рассказывает Анатолий Артимович. — Однако не они были главные. Главным было решение в целом Кургана Славы. Мы начали со штыков. Колесо сразу не было. Бембель предложил сделать командный пункт, снаружи которого предусматривались барельефы фигур. И вот однажды Андрей Ануфриевич начал всерьез говорить о пехоте как царице всех родов войск. Так появилась голова пехотинца в каске. Это нас смутило, ведь мы планировали изобразить фигуры, определенные события. Но больше всего нас беспокоил этот командный пункт. Однажды Олег Стахович купил детского пластилина, слепил из него командный пункт, который получился круглый. Я предложил вытащить все, что было внутри „командного пункта“, и оставить один круг, символизирующий венок. Мы решили его связать со штыками…»

Мало кто знает, что изначально Курган Славы возводился с правой стороны шоссе. Анатолий Артимович вспоминает, что там была силосная башня, которую они предполагали поместить внутри скульптурной композиции. Авторам памятника казалось, что это должна быть музейная часть с выходом наверх. Когда же они познакомили со своим проектом Петра Мироновича Машерова, он посмеялся и сказал забыть про эту силосную башню: она, мол, старая и ничтожная. По правой стороне шоссе памятник находился бы против солнца. Машеров же предложил возводить мемориал на левой стороне магистрали.

— Идея нам понравилась, — говорит Анатолий Артимович. — Началась новая возня. Мы стали лепить головы солдат. Ничего не получалось. И тогда Андрей Ануфриевич высказал очень интересную мысль, что нужно изобразить роды войск. Я пошел в военторг и купил значки с родами войск. Прикрепил их на красную ленту старенького пальто, положил перед собой и лепил представителей рядов войск со знаками отличия. Они очень ясно и быстро составили всю композицию.

Наконец проект Кургана Славы был утвержден в обкоме партии. Но получалось, что головы, которые помещались на колесе, были немного обрезаны. «Ахремчик, который был председателем экспертного совета, посмел: что они у вас все „безмозглые“? — вспоминает художник. — Но выходить за пределы круга мы не хотели. Поэтому все так и осталось. Бембель лишь предложил их оформить золотой смальтой. Это было чудесное спасение. Благодаря мастеру, появился еще и четвертый штык. Кстати, Андрей Ануфриевич был яркий насмешник. Он мог высмеять так, что становилось стыдно, и ты начинал думать, как правильно это сделать. Этим талантом он обладал как никто. Достаточно ему было сказать, что арба катится, чтобы Стахович понял, что он сделал. Но «арба» выжила, она стала колесом, венком. Все идеи, с которыми мы пришли к Бембелю, выжили».

Открытие Кургана Славы состоялось 5 июля 1969 года. В этот же день по случаю 25-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков открывали и мемориал в Хатыни. Символично, что сегодня Курган Славы является филиалом мемориального комплекса «Хатынь».

В своем первоначальном виде Курган Славы просуществовал более трех десятилетий. За это время состояние мемориала по объективным причинам ухудшилось. Поэтому, когда Федерация профсоюзов Беларуси предложила отреставрировать памятник за собственный счет, восстановление мемориала имело государственный масштаб. Уже через год, в 60-ю годовщину Великой Победы, Курган Славы приобрел новый облик. После реконструкции его открывали президенты трех братских стран: Беларуси, России и Украины.

Читайте также:
Визовые центры Хорватии в России: адрес, контакты, график работы

Для сегодняшнего поколения белорусов Курган Славы — это символ памяти о тех страшных годах войны, которая забрала каждого третьего жителя нашей страны. Символ стойкости и мужества наших предшественников, которые пожертвовали своими жизнями ради нашего светлого будущего.

Вероника КОНЮТА

Фото Евгения Пясецкого и из архива Белгосмузея истории ВОВ

Курган Славы – наша память и гордость

Есть в городе-спутнике Смоленской АЭС место, особенно дорогое десногорцам, ценящим свободу и независимость России, гордящимся подвигом советских солдат и офицеров, которые защитили мир от фашизма. Это Курган Славы. В год 75-летия Великой Победы он значительно преобразился. За масштабной реконструкцией стоят люди, руководители и коллективы предприятий. Им – наши благодарности и уважение за воплощение в жизнь патриотических проектов: «Музей под открытым небом» и «Мемориал «Звезда», крайне необходимых для сохранения исторической памяти!

Связь поколений

– Курган Славы – особая достопримечательность Десногорска, где наши жители соприкасаются с историей, – считает директор Смоленской АЭС Павел Лубенский. – Это священное место все больше становится центром всеобщего притяжения, связи поколений. Оно имеет огромное значение для патриотического воспитания детей, которые обязаны знать правду о героическом прошлом нашей страны, помнить о великом и бессмертном подвиге нашего народа.

История мемориала началась 40 лет назад с небольшого обелиска, выполненного десногорцами из нержавеющей стали. Тогда в основу зарождения Кургана Славы легла инициатива ветеранов Великой Отечественной войны. Позже вознеслась к небу большая пятиконечная звезда с аркой, были построены смотровая площадка и лестница. Величественный памятник, спроектированный архитектором Юрием Самойловым, открыли 9 мая 1988 года. Средства на его возведение собирали всем миром. Спустя 11 лет у подножия комплекса заложили Поле Памяти, сейчас в 11 братских могилах покоятся 1284 советских воина и два партизана, поднятых поисковыми отрядами на полях былых сражений и перезахороненных с почестями.

Инициатива поддержана

Со временем Курган Славы стал требовать капитального ремонта, однако из-за отсутствия источников финансирования выполнить масштабные работы не представлялось возможным. Решение было найдено, когда представители общественности рассказали о своем желании реконструировать историческое место и создать музей Великой Отечественной войны под открытым небом генеральному директору Росатома Алексею Лихачеву. Он счел идею чрезвычайно важной, и реализация патриотических проектов стартовала при поддержке атомной отрасли.

Куратором проектов стал главный их инициатор, подвижник – депутат Смоленской областной Думы Михаил Лосенко. ООО «Атомэнергостройпроект» в сотрудничестве с поисковыми отрядами разработало концепцию. Главным при планировании было придать обновленной территории максимальную достоверность.

За истекший период восстановлены подпорные стены и фасад «Звезды», лестничные марши, заасфальтирован плац, пешеходные дорожки уложены тротуарной плиткой, все ограждения и бордюры заменены. Парапет отделан декоративной керамической плиткой. Есть флагштоки. Облагорожены захоронения павших воинов. Знаковыми событиями ко Дню Победы стали зажжение мемориального огня и установка колокола.

Музей под открытым небом

Между плацом и березовой рощей организовали демонстрационную зону с фрагментом окопной линии, траншеями, укрепленными дотами, минометной позицией, пограничным столбом, минометом, двумя стендами. Готовы постаменты под легендарные артефакты Великой Отечественной войны. Свое место уже занял знаменитый танк Т-34-76, выпущенный Сталинградским тракторным заводом в 1940 году, и противотанковая пушка, с 1998 года украшавшая смотровую площадку «Звезды». Ко Дню освобождения Смоленщины экспозиция пополнится макетами «катюши», «полуторки», 45-миллиметровой пушки, зенитной и противозенитной установок.

Особый экспонат – Ил-2. Его своими руками реставрируют энтузиасты во главе с командиром поискового отряда «Обелиск» Алексеем Тимофеевым, из фрагментов четырех самолетов, поднятых в Калужской области, воссоздают полную копию военного штурмовика, нагонявшего страх на фашистов.

Десногорцы могут почтить память и воинов-интернационалистов. На Кургане Славы установлен памятник ветеранам боевых действий и участникам локальных конфликтов. На гранитном постаменте возвышается фигура солдата, рядом – бронетранспортер, переданный в музей АО «Атомтранс», и боевая разведывательно-дозорная машина – от благодарных потомков, военнослужащих войск национальной гвардии России.

Читайте также:
Получение ВНЖ в Германии в 2022 (условия для гражданина России)

Наше общее дело

– Без колоссальной поддержки атомщиков невозможно было бы воплотить в жизнь все идеи, на их реализацию Росэнергоатом направил 38,6 миллионов рублей, – рассказывает куратор проектов Михаил Лосенко. – При дефиците муниципального бюджета это серьезное подспорье.

Постоянно ходом реконструкции и созданием музея интересуется первый заместитель генерального директора концерна Джумбери Ткебучава. Основной объем задач – за специализированными компаниями, которых выбирают на основании конкурсных процедур. Совет руководителей предприятий Десногорска оказывает помощь в благоустройстве.

Очень много сил и труда затрачено на наведение красоты вокруг мемориального комплекса. Основной груз ответственности в этом деле лег на плечи коллектива АО «Атомтранс». Вдоль объездной дороги вырубили больные деревья, заросли кустарника, завезли более 13 тысяч кубов грунта, выровняли газон, посеяли траву, чтобы создать достойный облик прилегающей территории. На субботники и экологические акции выходили сотрудники разных организаций и учреждений, волонтеры, ветераны-атомщики.

За Курганом Славы появились сцена и площадки для проведения мероприятий. Здесь же заложен Парк памяти из елей и канадских дубов. Еще один новый сквер красуется через дорогу от мемориала. Там растут молодые сосны, березы, рябины, клены и декоративные кустарники, проложены дорожки для прогулок, горят фонари.

– Безопасности десногорцев и сохранности исторических объектов уделено большое внимание, – утверждает глава Десногорска Андрей Шубин. – Комплекс и прилегающая территория оборудованы современными системами освещения и видеонаблюдения. Теперь от МСЧ-135 к Кургану Славы ведет широкий тротуар, обустроен пешеходный переход через проезжую часть. Наш мемориал – самый лучший на Смоленщине. Давайте вместе его беречь!

Отзыв: Каньон Матка (Северная Македония, Скопье) – В каждой стране есть красивейшее место, то каньон Матка первый из них в списке Македонии

В каньон Матка мы приехали во время путешествия по Северной Македонии поздно вечером в пятницу. Переночевали в отличном и единственном на каньоне отеле Каньон Матка .

Каньон Матка является самым популярным местом отдыха жителей столицы Северной Македонии Скопье и всех македонцев. Озеро Матка в каньоне является самым красивым горным и старейшим искусственным озером, которое создано природой и высокой плотиной. Каньон Матка расположен в 20 минутах от Скопье.

Вход на территорию каньона закрывается в 00:00 до 8:00 и любые прогулки ночью категорически запрещены. С одной стороны каньона проложены, а где-то и вырублены, узкие тропинки разными маршрутами.

Все тропинки огорожены для безопасности металлическими парапетами на несколько километров. На этих тропинках в выходные дни после 10:00 и до заката солнца полно народа. Также бывает на московских улицах в 10-тибальные пробки, что мы в субботу и осознали, уезжая с чемоданами дальше в обсерваторию Кокино .

В 10 м от входа в отель расположен маленький храм Св. Андрея (1389) с очень древними фресками и иконами. Вход в храм для иностранцев платный – 2 евро.

Другой храм Св. Николая (XVII в.), к которому мы переправились на катере, находился на другом берегу озера на вершине скалы прямо над храмом Св. Андрея.

Потом долго поднимались в верхнему храму почти по вертикальной тропинке, а потом ещё дольше и сложнее спускались. Вход для всех в верхний малюсенький храм Св. Николая бесплатый, но свечи платные. Один раз попали под сильный камнепад, но камни пролетели в 10 м от нас. В храме наверху проживает несколько отшельников.

Очень интересная экскурсия на каньоне была по реке Треска, которая впадает в озеро Матка.

По реке мы отправились в небольшую пещеру Врело, в которой находится множество сталактитов разных форм и, которая находится в 15 минутах на катере от причала у отеля. Один из красивых сталактитов, из-за своей причудливой формы, носит название – шишка.

Сталактиты подсвечиваются разными цветами,

В глубине пещеры находятся пара озер (малое на глубине 8 м, большое на 15 м). Кататься на байдарках мы не стали, не было времени, так как очень много потратили времени на опасный подъём к храму без всякой страховки.

Панорамы и виды в каньоне просто восхитительные, особенно с первыми лучами восходящего из-за гор солнца. Нельзя было забывать про выходные при поездке в каньон и очень сложный и опасный подъём в храм

Читайте также:
Как снять квартиру в Израиле - важные советы, на что обратить внимание

Будучи в Северной Македонии обязательно посетите каньон Матка. Очень рекомендую и точно не пожалеете.

Македония. Каньон Матка возле Скопье

Каньон Матка – это изумрудная вода, скалы, зелень и небо, и все это всего в 17 км от столицы Македонии – Скопье.

Там можно кататься на лодке и каяке, или просто гулять вдоль каньона.

Содержание

  1. Что такое каньон Матка
  2. Наша поездка в каньон Матка: лодка и прогулка
  3. Походы в каньоне Матка
  4. Цены в каньоне Матка
  5. Где находится каньон Матка на карте
  6. Как добраться до каньона Матка из Скопье
  7. Отель прямо в каньоне Матка на берегу озера
  8. Наш отзыв: стоит ли ехать в каньон Матка

Что такое каньон Матка

Матка – это каньон в долине реки Треска и одно их самых популярных мест для отдыха у жителей столицы – Скопье. Когда-то это была обычная река, но потом в ущелье построили ГЭС, и образовалось искусственное озеро Матка.

На русском и македонском – каньон Матка, на английском – Matka Canyon.

Наша поездка в каньон Матка: лодка и прогулка

Мы посещали каньон Матка по пути из Скопье в Охрид. Приехали рано – кроме нас была только пара пожилых малайцев.

Сначала мы решили прокатиться на лодке по каньону. Хотели посетить пещеру Врело, но нам сказали, что такой экскурсии сейчас нет (это было начало мая), так что выбрали 25-минутный “круиз”.

Малайцы тоже катались на лодке. Спрашивали лодочника, водятся ли в этой реке крокодилы :) У них-то в Малайзии это актуальный вопрос :)

Листайте карусель с фото, там красиво :)

Временами попадаются такие домики на воде.

Затем мы прошлись часть пути по правой стороне по тропе. С тропы виды не такие, и большую часть пути идешь в кустах, ничего интересного не видно. Каньон не сквозной – тропа тупиковая и заканчивается напротив карстовой пещеры Врело (а переправиться на другой берег никак нельзя – только ждать попутную лодку).

Тропа огорожена перилами, перепады высоты минимальные, в нужных местах сделаны ступеньки.

Перед отъездом пообедали в местном ресторане. Он был раза в 1.5-2 дороже, чем в городе, форель пережарили и долго несли. Не рекомендуем.

Когда уезжали, то поразились – понаехали толпы, парковка была забита, на дорожках толпы, везде какая-то торговля. Порадовались, что приехали пораньше :)

Походы в каньоне Матка

Кому мало впечатлений, могут сходить в небольшие походы:

1. Подняться к церкви Святого Николая, чтобы посмотреть на каньон сверху (30-60 минут, подъем и спуск на 160 метров). Есть два варианта. Длинная и пологая тропа начинается от автобусной остановки. Короткий и крутой подъем – прямо напротив лодочной станции на другом берегу.

2. Прийти в каньон Матка пешком с креста Миллениум (12 км, спуск на 766 метров).

Цены в каньоне Матка

Вход в каньон бесплатный, парковка бесплатная.

  • Катание на лодке в пещеру Врело и обратно – 400 денар с человека, 1 час.
  • Лодочная прогулка по каньону (как мы ездили) – 200 денар с человека, 25 минут.
  • Трансфер на другую сторону озера (к старту тропы до церкви Св.Николая) – 30 денар с человека.
  • Каяк одинарный – 150 денар за 30 минут.
  • Каяк двойной – 250 денар за 30 минут.

Где находится каньон Матка на карте

Каньон Матка расположен в 17 км к юго-западу от Скопье. На карте маршрут, как доехать на машине, а конечная точка – это ближайшая ко входу в каньон парковка. Она маленькая и быстро заполняется.

После съезда с автобана навигатор нас немного запутал, лучше ехать по указателям, хотя и получается небольшой крюк. Я отметила правильный путь на этой карте.

Как добраться до каньона Матка из Скопье

Едьте как можно раньше, особенно на выходных и в праздники, потому что днем туда приезжают сотни местных, везде толкучка!

1. На машине

Мы добирались в каньон Матка из Скопье на арендованном авто, получилось быстро и ненапряжно, и утром спокойно запарковались близко ко входу в каньон. Эта парковка маленькая, а та, что возле остановки автобуса, побольше, но придется пройтись 700 метров.

Читайте также:
Нужен ли будет загранпаспорт для поездки в Турцию гражданину России в 2022 году

Мы обычно сравниваем цены и условия на сайтах-агрегаторах, которые собирают предложения разных прокатов, и выбираем самый выгодный вариант:

На автомобиле полная свобода – можно успеть посетить и другие интересные места вокруг Скопье: Крест Тысячелетия, необычную Пеструю мечеть в Тетово и другие.

2. На автобусе №60

Автобус 60 едет из центра Скопье и останавливается в 700 метрах от входа в каньон Матка. Там всего одна дорога – нужно просто идти дальше вглубь долины. Скорее всего, большинство пассажиров туда и пойдут :)

Цена билета: 35 денар.

Расписание из центра Скопье в каньон Матка:

  • по будним дням 7:00, 8:45, 10:30, 12:10, 14:00, 15:30, 16:50, 18:35, 20:10, 22:30
  • по выходным 7:00, 8:45, 10:30, 12:10, 13:50, 15:30, 17:10, 18:45, 20:15, 22:30

Расписание из каньона Матка в Скопье:

  • по будним дням 05:50, 7:45, 9:40, 11:20, 13:05, 14:55, 16:25, 17:45, 19:20, 21:00, 23:20
  • по выходным 05:50, 7:45, 9:40, 11:20, 13:00, 14:40, 16:20, 18:00, 19:30, 21:00, 23:20

3. На такси

Я читала, что цена на такси до каньона Матка должна быть в пределах 10 евро в одну сторону. В самом каньоне таксисты дежурят постоянно, не проблема уехать обратно в Скопье.

3. С экскурсией из Скопье

С русскоязычным гидом есть интересная программа поездки на весь день вокруг Скопье: там и Миллениум Крест, и прогулки по горам, и посещение каньона Матка.

С англоязычным гидом предложений больше, и цены ниже. Смотрите предложения на GetYourGuide и Viator.

Отель прямо в каньоне Матка на берегу озера

В каньоне есть один отель – Canyon Matka Hotel 3*, цены от 38 евро за номер. Он находится прямо на берегу, поэтому очень популярен – номера там разбирают на месяцы вперед.

Наш отзыв: стоит ли ехать в каньон Матка

Каньон Матка – это симпатичное место и сюда легко добраться з Скопье.

В интернете все отзывы туристов про каньон Матка как минимум восторженные. Кажется, что это прямо самое красивое место на Балканах.

Реально, да, здесь красиво, но вау-эффекта все-таки нет :) Или это мы после 70+ стран уже такие избалованные.

Если едете в Скопье, каньон Матка точно стоит посетить. Но специально добираться сюда за тридевять земель только ради каньона я бы не стала.

А вы как считаете?

Понравилась запись? Обязательно поделись! :)

Подпишись и будь в курсе всех новостей! :)

Наши записи про Македонию:

Читай про другие природные красоты мира:

Остались вопросы? Есть уточнения или дополнения? Оставь комментарий!

Македония: каньон Матка

Македония конечно не богата на крутые природные локации или исторические памятники, и каньон Матка входит как раз в тот самый небольшой топ мест, которые обязательны к посещению.

Не могу сказать, что испытал прям восторг от каньона, но съездить на пару часов из Скопье вполне можно.

Как добираться

Из Скопье от автовокзала идет автобус №60, на нем крупно будет написано “Матка”. В пути 1 час. Это единственный автобус, который идет к каньону. Все остальные останавливаются в поселке, от которого еще топать не меньше полтора часа.

Фактически Матка находится с другой стороны горы Водно, там где крест Тысячелетия. Некоторые экстремалы поднимаются на гору со стороны города, а спускаются с обратной. Не советую так делать, там все перекопано, будете на попе съезжать по камням и карьерам, можно покалечиться.

Можно договориться с местными таксистами. Но сразу договаривайтесь на туда-обратно и ожидание у каньона, потому что таксисты, которые будут там стоять – заняты.

А самый нормальный способ – взять на прокат машину. Хотя бы даже на один день.

  • Как правильно арендовать авто: самая крутая инструкция, прочитайте, чтобы не переплачивать за ненужные услуги и не жаловаться потом в соцсетях.

Парковка для машин, там же где и остановка автобуса. Все будет плотно забито. Лотки со снеками, сувениры, машины, машины. Можно ехать прямо, но не сильно далеко. Как только заканчиваются ларьки, лучше уже не ехать. Стоянка для машин – бесплатная, но продавцы иногда огораживают часто своей территории и ставят за деньги. Если не нашли места, лучше заплатите, это стоит около 100 денар.

Читайте также:
Консул Китая и консульства КНР в Екатеринбурге, Москве, Владивостоке, Казани, Новосибирске

Конечно можно ехать и дальше, прям до упора, до начала пешеходной зоны, где стоят таксисты. Некоторые так и делают.

Посмотрите на два фото. Обочина с двух сторон дороги через пару часов будет занята машинами. Выезжать придется задом, потому что не развернуться. Вероятность, что машину поцарапают – 99%! На это даже не обращают внимание.

От парковки до каньона идти 20 минут. Первое, что видим – это плотина.

В 1938 году македонцы решили перегородить реку Треска огромной дамбой, так появилось озеро Матка, давшее название каньону. Искусственно озеро предназначалось для работы гидроэлектростанции. Никто тогда и не предполагал, что живописные виды вокруг будут привлекать как местных, так и туристов. Ну а почему бы и нет, ведь в результате получилось самое большое озеро в Македонии.

Что делать в каньоне Матка

В каньоне есть церкви, пешеходные тропы, рестораны, отель, сталактитовые пещеры и конечно много воды.

1. Пешком вдоль каньона.

От плотины идет пешеходная тропа. Через полтора километра будет церковь Андрея Первозванного, несколько ресторанов, зоны отдыха, можно арендовать каяк или присоединиться к лодочной экскурсии.

Но лучше немного пройти вперед, полюбоваться видами. Весь путь вдоль каньона от плотины – это 6 км. До самого конца на мой взгляд можно не идти. Нужна нормальная обувь.

2. Каякинг

Очень классно! Течения нет, тихо, спокойно. Летом, в сезон обязательны кепка, защитные крема и питьевая вода. Есть одноместные каяки и двухместные. Плыть все время прямо, в любое время как надоест – разворот и обратно.

Первое предложение прокатиться будет сразу после плотины. Проходите мимо, там где прогулочные лодки и рестораны будет выбор каяков побольше.

Стоимость проката каяков в каньоне Матка:

  • одноместный на полчаса – 150 денар, на час – 300 денар,
  • двухместный на полчаса – 250 денар, на час – 500 денар.

3. Прогулка на лодке с посещением пещер.

В каньоне 10 подводных и надводных пещер. Не удивляйтесь, если на берегу встретите спелеологов или дайверов с большим количеством оборудования и тяжелым снаряжением. Врело – самая большая и популярная пещера, открытая для туристов.

Пешком до пещеры не дойти, она находится на другом берегу каньона. Можно только в составе группы на лодках, которые отходят от того же причала, где и каяки. Часовая прогулка по озеру с посещением пещеры будет стоить 400 денар, отправляются постоянно.

Напомню, что это Македония, поэтому везде только наличные, карты можете оставить в отеле. Нет денар, возьмут евро.

Врело состоит из двух частей – надводной и подводной. В надводной сталактиты, сталагмиты и летучие мыши. Боже как там хорошо оказаться после +40 на воздухе.

В подводную часть никто не разрешает нырять. На нее можно посмотреть с лодки – там где вода ярко голубого цвета – вход в пещеру. Врело считается второй самой глубокой пещерой в Европе. Польские дайверы погружались на глубину в 240 метров и не достигли дна.

За пару дней до поездки в Матка, я нашел отель, который расположен прямо в каньоне – Canyon Matka Hotel. Находится возле все тех же ресторанов, церкви и проката лодок. Самое неудобное, что от парковки придется тащить вещи. Народ пыхтел, но нес чемоданы.

У меня тоже была идея остановиться переночевать в этом отеле. Как хорошо, что все места были забронированы. Каньон Матка – отличное место, чтобы провести несколько часов и двигаться дальше. Но это чисто мое мнение. Вам возможно захочется переночевать в каньоне, расскажите потом как там, когда нет туристов.

Мы же вернулись обратно в Скопье. Вечером в столице Македонии очень хорошо. Даже подрачето можно под видеокамеры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: