Фотографии храма Бахуса

Гигантские руины Баальбека (45 фото)

Историки утверждают, что основной храм древнего комплекса Баальбек в Ливане – храм Юпитера – построен римлянами в I веке нашей эры. Однако, хотя это уже довольно подробно задокументированный исторический период, так и не удалось найти ни одного (!) первоисточника, где бы сами римляне упоминали хоть одним словом либо строительство храма. Либо какие-либо работы, связанные с таким строительством. Все ссылки на римское строительство относятся только к уже современной литературе.

Более того, считается, что строительство храма Юпитера в Баальбеке заканчивалось уже при знаменитом Нероне. Однако стены широко известного “золотого храма”, который Нерон строил в Риме (столице империи), представляет из себя лишь оштукатуренную кирпичную кладку, которая не выдерживает никакого сравнения с храмом Юпитера в Баальбеке – глубокой провинции Римской империи.

Мифология же относит данное сооружение во времена до Всемирного Потопа.

Соседние храмы – храм Венеры и храм Бахуса – не идут ни в какое сравнение с храмом Юпитера. Они вполне соответствуют возможностям времен Римской империи. В основном же комплексе храма Юпитера следы многократных переделок и перестроек в самые разные эпохи видны просто в громадном количестве.

Вопреки иногда встречающемуся утверждению, т.н. “Южный камень” вовсе не брошен строителями по дороге и не потерян при транспортировке – он так и остался лежать в каменоломне, и даже не отделен до конца от скального основания. Наклон же блока задается общим уклоном поверхности, которую имел в этом месте скальный массив.

Вокруг в каменоломне остались вертикально стоящие каменные блоки, также не отделенные от скального основания. Разделяющие их проходы рассчитаны как раз на человека и (равно как и характер поверхности) полностью соответствуют древним каменоломням, где стройматериал добывался вручную.

Однако поверхность Южного камня заметно отличается от поверхности перемычки снизу, которая продолжает соединять его со скальным массивом. Так что не исключен вариант, что сам гигантский блок изготовлен в одно время, а окончательно отделить от скалы его пытались уже позже.

В первом же помещении т.н. Гексагона (шестиугольной конструкции) остатки колонн уложены в качестве простого фундамента стен. На одной из колонн – следы инструмента, создающие впечатление, что колонна изготавливалась на каком-то громадном токарном станке.

Тогда чем оставлен этот след?

Местами можно встретить следы простой распиловки (возможно и вручную):

Гранитные колонны вокруг т.н. Центрального Двора выглядят чем-то чужеродным, не сочетающимся с окружающими постройками из известняка и мрамора. Колонны обработаны очень хорошо, без видимых погрешностей.

Храм Бахуса хоть издали и выглядит “солидно”, но не имеет в своей конструкции чего-то особо выдающегося.

Шесть уцелевших колонн храма Юпитера поражают своими размерами. Сделаны они, правда, не из гранита (как иногда указывается в некоторых источниках), а из мрамора. На колоннах следы сильной эрозии и современные реставрационные заплатки.

Ряд мегалитов с южной стороны храма производит впечатление чего-то недоделанного. Его функциональное назначение непонятно, хотя он и образует стенку длинной платформы, вытянувшейся вдоль всего храма.

Непонятно и назначение многочисленных квадратных дырок как в стенах храма, так и в мегалитах нижнего яруса. Объяснение гида о том, что их пробили торговцы для крепления тента над своими лавчонками, вызывает сильные сомнения. Возможно, их могли использовать для обшивки, например, деревом, но и эта версия вызывает сомнения.

Один из блоков нижнего яруса зачем-то попытались дополнительно стесать, не доведя дело до конца. Округлые края обработанной части – не след круглой фрезы, а край выбранного материала (по движению инструмента при ручной обработке).

В северной части храма Юпитера видны остатки колонн, между которыми втиснуты блоки, составляющие небрежную кладку сплошной стены. Считается, что это арабы перестраивали храм в крепость, но вызывает сомнения как версия переделки именно арабами (а не теми же римлянами), так и версия крепости вообще, поскольку комплекс ничем не защищен ни с востока, ни с юга.

На фоне стены с западной стороны храма – остатки колонн, которые никто так и не смог убрать.

Читайте также:
Мэрия немецкой столицы: Красная Ратуша в Берлине

Не выдерживает проверки информация о том, что ступени в Баальбеке якобы огромных размеров и рассчитаны как будто на гигантов. На самом деле ступени как раз соответствуют обычному человеческому росту.

Но сама конструкция лестниц вызывает удивление. Лестница составлена из монолитных блоков порой сразу по 7-8 ступенек. Странное и весьма трудоемкое решение, ведь лестницу можно было сделать куда проще.

Между тем есть тут и вполне обычные лестницы:

Но рядом с ними снова блоки громадных размеров.

Большие блоки по краю местами имеют фаску, выполненную не до конца. Причем для этого не зашлифовывали поверхность, а просто снимали миллиметр-два камня.

Основной двор комплекса поднят на значительную высоту относительно окружающего уровня земли. В толще каменной кладки по периметру (не ясно: буквой “П” или по всему периметру) – катакомбы внушительных размеров с небольшими ответвлениями. В восточной части катакомб ныне разместился небольшой музей.

В середине Основного Двора находится то, что называется “алтарем” – небольшая конструкция из каменных блоков (на снимке ниже – в левой части), чуть возвышающаяся над уровнем земли во Дворе. Однако с восточной его стороны есть археологический раскоп, где можно видеть аж 10 рядов кладки. Зачем сделана эта конструкция высотой с трехэтажный современный дом, уходящая в землю, и почему ее назвали при этом “алтарем” – не ясно.

Можно предположить, что в некий период уровень Основного Двора был значительно ниже (возможно на уровне окружающей земли), и лишь позднее Двор был засыпан зачем-то до современного состояния.

В восточной стене Основного двора есть несколько внутренних помещений, в одном из которых можно увидеть составные (. ) блоки перекрытий. Судя по всему, они соединены внутри металлическими штырями (как это иногда практиковалось в Древней Греции).

Однако поражает, что за столь продолжительное время составные блоки нигде даже не погнулись, хотя на них лежат каменные блоки потолка.

С северной стороны к храму Юпитера примыкает странная конструкция – “мегазабор” из огромных блоков. Он в чем-то аналогичен ряду мегалитов с южной стороны храма (см. выше), но здесь в отличие от южной стороны промежуток между “мегазабором” и стеной храма ничем не заполнен. Образуется пустое пространство непонятного назначения с единственным небольшим проходом снаружи.

На стыках мегалитов в верхней части “мегазабора” зачем-то сделаны выемки странной формы. Причем фаска, снятая по краям мегалитов, повторяет форму выемки.

Конечно, наиболее поражает западная стена платформы под храмом Юпитера, где расположился знаменитый трилитон – три огромных блока (ряд внушительных размеров под трилитоном представляет из себя как бы продолжение северного “мегазабора”, повернувшего за угол). Зачем строителям потребовались именно такие запредельные размеры – так и остается загадкой.

Южный камень, оставшийся в каменоломне, явно куда-то планировалось разместить. Никаких сопоставимых по масштабам конструкций в окрестностях нет. И единственно напрашивающееся место – поверх трилитона. По длине Южный камень сюда вполне подходит.

Согласуется с такой версией и разница по высоте между верхним краем трилитона (на снимке внизу: обломок колонны лежит именно на трилитоне, а край верхней лестницы соответствует уровню пола храма Юпитера).

Однако в таком случае получается, что платформа храма Юпитера так и не была достроена. Ведь Южный камень так и остался в каменоломне..

Странные параллельные друг другу полосы на верхней грани трилитона. Причем, линии идут не параллельно краям блоков, а под ярко выраженным углом к ним. При этом пара соседних блоков подтесаны как будто специально параллельно этим линиям. Происхождение их не ясно. Не исключен вариант и прозаического объяснения: полосы оставлены какими-то не очень аккуратными археологами в недалеком прошлом.

Еще большая загадка: округлая поверхность одного из блоков в западной стене. Очень похоже на кусок колонны огромных размеров, уложенный на бок. Блок раскопан совсем недавно – вынутый грунт еще даже не успел покрыться травой.

Однако данный блок находится в кладке под (. ) трилитоном. И если это – действительно кусок колонны, то получается. что и мегакладка с трилитоном сооружались на обломках еще более древнего сооружения.

Читайте также:
Основные сведения об Австрии

Впрочем, это вполне соответствует легендам, что Баальбек восстанавливался какими-то “гигантами” после Всемирного потопа. То есть исходное сооружение было допотопным. О его же начальной форме в таком случае остается только гадать.

Для снятия напряжения после стольких загадок – снимок комплекса в вечерних сумерках:

5 мест Гиляровского в Москве

Приблизительное время чтения: 16 мин.

Сегодня, 1 октября 2015 года, исполняется 80 лет со дня смерти Владимира Гиляровского, выдающегося журналиста, короля репортажа. Примечательно, что в том же году была переиздана его книга «Москва и москвичи», которая принесла Гиляровскому славу бытописателя столицы и которая по сей день не теряет своей популярности. В связи с этой памятной датой мы решили посетить в Москве несколько мест, о которых в своей знаменитой книге писал Гиляровский.

Елисеевский магазин (м. Пушкинская, ул. Тверская 14)

Фото Анастасии Денисовой

Сегодня на Тверской возвышается громадное здание Елисеевского магазина, а изысканные сладости, выставленные в прилавках, так и манят войти внутрь. Оказывается, магазин может похвастаться не только изобилием товаров, но и богатой историей.

Дом Козицкой. Архитектор Матвей Федорович Казаков (Фото – www.mosarchinform.ru)

После смерти Е.И. Козицкой дом перешел сначала к ее дочери – княгине А.Г. Белосельской-Белозерской, а потом и к внучке – княгине Зинаиде Волконской, которая открыла здесь литературный сало. В 1820-х годах в нем собирались известные представители литературы и искусства, такие как А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский. Однако вскоре Зинаида Волконская переехала в Италию, и дом перешел к старой родственнице семьи, которая заперла передние покои и выезжала только в церковь по воскресеньям. В тот период о дворце ходили разные слухи, считалось, что в нем поселилась нечистая сила, и москвичи старились обходить его стороной.

Дом прошел через много купеческих рук, пока в конце 19 века его не выкупил наконец купец Елисеев, и на несколько лет здание спряталось за строительными лесами. Что же скрывалось за ними?

Магазин Елисеевский, 1898 — дом перестроен по проекту Г. В. Барановского ( Фото www.kakdoma.ru)

Фото Анастасии Денисовой

И сегодня, спустя более 100 лет с открытия Елисеевского магазина в 1901 году, здесь все так же много народу и все так же высятся пирамиды манящих сладостей и аппетитных блюд.

Охотный ряд (м. Охотный ряд)

Это сегодня Охотный ряд – во всех смыслах центр столицы. Отсюда можно попасть на Красную площадь, в Александровский сад, отправиться гулять по Никольской улице или Театральной площади. Совсем рядом находятся монументальные здания Государственной Думы и Дома Правительства РФ. Также здесь располагается гостиница Four Seasons Hotel Moscow, построенная на месте гостиницы Москва, и модный торговый центр «Охотный ряд», а практически в двух шагах – легендарные ГУМ и ЦУМ. Однако не всегда Охотный ряд был местом, куда стоило бы водить гостей столицы…

Гостиница Four Seasons Hotel Moscow (Новое здание было построено в 2004 году и должно было полностью повторять внешние формы гостиницы «Москва»)

Вот как Гиляровский описывает Охотный ряд восьмидесятых годов 19 века: «Охотный ряд получил свое название еще в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками.

Музей современной истории России (м. Пушкинская, ул. Тверская, 21)

Музей современной истории России является очевидцем не одной исторической эпохи в жизни нашей страны. Он располагается в памятнике архитектуры классицизма XVII века – доме поэта М.М. Хераскова.

Английский клуб. Главный дом был возведен в 1777–1780 годах, затем в 1806–1811 годах архитектор А.А. Менелас пристроил левое крыло здания, а после – правое. В результате дворец приобрел законченный облик классицистической усадьбы с широким парадным двором, ограниченным каре́ боковых флигелей и каменной оградой со львами над пилонами ворот. Дом пострадал во время французской оккупации Москвы в 1812 году, и в 1814–1817 годах был вновь перестроен – теперь уже архитектором Д. Жиля́рди. Фото http://oldmos.ru/old/photo/view/82938

Читайте также:
18 лучших пляжей Турции: песчаные и галечные

Первые десятилетия XX века стали тяжелым испытанием для дома. В 1913 здесь состоялся последний парадный обед, посвященный 300-летию Романовых, а потом грянула Первая мировая война, половина здания была отдана под госпиталь, комнаты были перестроены. В 1918 году дворец стали использовать в качестве торговых помещений… Неизвестно, что стало бы с этим величественным зданием, но, как сказано в книге «Москва и москвичи»: «революция открыла великолепный фасад за железной решеткой со львами, которых снова посадили на воротах, а в залах бывшего Английского клуба был организован Музей старой Москвы. Наконец, 12 ноября 1922 года в обновленных залах бывшего Английского клуба открывается торжественно выставка «Красная Москва», начало Музея Революции. Это первая выставка, начало революционного Музея в бывшем «храме праздности».

Хитровка

Огромной популярностью пользовались репортажи Гиляровского с Хитровского рынка. Это место было живым воплощением московского «дна» и наводило ужас на жителей Москвы в течение нескольких десятилетий. Гиляровский называл Хитровку «самым туманным местом в Москве»: «Большая площадь в центре столицы, близ реки Яузы, окруженная облупленными каменными домами, лежит в низине, в которую спускаются, как ручьи в болото, несколько переулков. Она всегда курится. Особенно к вечеру. А чутьчуть туманно или после дождя поглядишь сверху, с высоты переулка жуть берет свежего человека: облако село! Спуска ешься по переулку в шевелящуюся гнилую яму.

Хитровка в конце 19 века Фото: http://histtourism.ru/

Интересно, что свою криминальную славу Хитровка приобрела после того, как район стали обустраивать. Пожар 1812 года оставил после себя одни только полуразрушенные дома, которые жители не могли отремонтировать. Этот участок купил генерал Хитрово, разбил палисадники, возвел торговые ряды… А в 1880 году здесь устроили навес биржи труда, куда потянулись освобожденные крестьяне в поисках работы. Начали устраивать ночлежки, открывать притоны, и вскоре Хитровка превратилась в самый опасный район Москвы.

В 1930-х годах на площади построено типовое здание школы, которое после перестройки стало Электромеханическим техникумом, а потом и колледжем. В 2008 году он был снесен, и, хотя с тех пор ведутся обсуждения об обустройстве сквера на территории бывшего рынка, результатов до сих пор не добились.

Сегодня можно уже без опаски гулять по некогда самому криминальному району Москву. Выходим на станции Китай-город на Славянскую площадь. Отсюда виден Храм Всех Святых на Кулишках.

Храм Всех Святых на Кулишках, заложен в 1380 году. Фото Анастасии Денисовой

От Славянской площади проходим квартал Солянским проездом, потом сворачиваем направо на Солянку. Доходим до пересечения с Подколокольным переулком и вновь сворачиваем. На развилке Солянки и переулка стоит Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (или на Стрелке).

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Построен между 1804 и 1863. Фото Анастасии Денисовой

Проходим вглубь, и здесь уже на глаза попадаются обшарпанные угрюмые подворотни, напоминающие о прошлом района.

На углу Подколокольного и Подкопаевского переулков располагается Храм Святителя Николая Чудотворца в Подкопаях.

Храм Святителя Николая Чудотворца в Подкопаях. Первое упоминание о храме в 1493 году. Фото Анастасии Денисовой

Проходим еще немного и попадаем на место, где раньше располагался Хитровский рынок. Здесь пересекаются несколько переулков: Подколокольный, Певческий и Петропавловский. Сегодня все здесь установлено автомобилями и даже не подумаешь, что когда-то на этом пятачке кипела и бурлила жизнь.

На пересечении Петропавловского и Певческого переулков можно найти то, что осталось от легендарных трущоб, носящих название «Утюг». Хотя здание было перестроено, подвал и часть первого этажа сохранились с тех самых криминальных времен.

Дом “Утюг”, фото Анастасии Денисовой

А на пересечении Певческого и Подколокольного переулков располагается дом Бунина.

Дом Бунина. Фото Анастасии Денисовой

Большой Дом (м. Лубянка)

На месте всем известного Большого дома на Лубянке (или здания органов госбезопасности) в 1880-х годах находился трехэтажный дом Н. С. Мосолова.

Читайте также:
Город Хюэ – достопримечательности и пляжи бывшей столицы Вьетнама

Фото Анастасии Денисовой

В 1894 Мосолов продал участок петербургской страховой компании “Россия”. В 1897-1900 архитекторы А.В. Иванов и Н. М. Проскурнин по заказу страхового общества спроектировали два великолепных доходных дома с квартирами, конторами и магазинами, которые и построили на месте дома Мосолова.

Страховое общество «Россия», часть современного здания ФСБ (1901) . Источник: ttp://www.gilyarovsky.ru/

После революции сюда въехали представители НКВД РСФСР, выселив всех квартиросъемщиков. В сентябре 1919 года часть бывшего дома страхового общества «Россия» занимают работники новой службы — Особого отдела Московской ЧК, а затем весь дом был отдан Центральному аппарату ВЧК (ранее, с марта 1918 года, располагавшегося в здании по Большой Лубянке, 11). С тех пор дом на Лубянской площади переходил ко всем советским, а затем и российским спецслужбам. Органы госбезопасности располагаются там и сейчас.

Здание страхового общества “Россия” дошло до нас в измененном виде: в 1920е-1930е были надстроены два этажа, в 1939-1947 архитектор А.В. Щусев объединил 2 здания в одно и перестроил правую часть фасада в аскетичную “советскую”; левая же долгое время сохраняла свою дореволюционную отделку. Уже в первой половине 1980х здание было окончательно перестроено, а обе части были объединены в единое целое.

Большой Дом на Лубянке. Вид сбоку. Фото Анастасии Денисовой

Иногда знакомые всем нам места, если мы познакомимся с их богатым прошлым, могут проявиться совсем в новом свете. А репортажи Владимира Гиляровского о Москве и, в частности, сборник «Москва и москвичи» предоставляют огромные просторы для знакомства со столицей и ее историей.

Храм Вакха

Храм Вакха
Общая информация
Тип Римский храм
Архитектурный стиль Классический
Место расположения Баальбек , Ливан
Гелиополь , Римская Финикия
Завершенный конец 2-го или начало 3-го века
Высота 31 м (102 футов)
Технические детали
Размер 66 на 35 м (217 на 115 футов)
Дизайн и конструкция
Генеральный подрядчик По заказу Антонина Пия

Храм Бахуса является частью Баальбека храмового комплекса , расположенным в широком Аль-Бекаа (Бекаа Valley), Ливан . [1] Храмовый комплекс считается выдающимся археологическим и художественным объектом имперской римской архитектуры и был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году. [1] Этот памятник Вакху является одним из наиболее хорошо сохранившихся и величественных руин римского храма; его возраст неизвестен, но его прекрасный орнамент можно датировать вторым веком нашей эры.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 См. Также
  • 4 Галерея
  • 5 Примечания
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

История [ править ]

Храм, вероятно, был заказан римским императором Антонином Пием (годы правления 138–161 гг.). Никакой информации об этом месте не было до греческого завоевания 4-го века, к которому храм, вероятно, был бы закрыт из-за преследований язычников в поздней Римской империи . Когда комплекс пришел в упадок, Храм Вакха, возможно, был защищен обломками остальных руин этого места.

Только в 1898–1903 годах немецкая экспедиция раскопала два больших храма и начала реконструкцию на этом месте. [2] В 1920 году было провозглашено государство Большой Ливан, и правительство Ливана санкционировало охрану и ремонт этого места .

В середине 1970-х годов разразилась гражданская война в Ливане , и защита этого места прекратилась, поскольку Аль-Бика стал оплотом палестинских, « Хезболлы» и сирийских сил. [3] В 1984 году руины Баальбека были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . [1] Сохранение памятника началось в 1990-х годах после окончания войны.

Отдел Востока Немецкого археологического института провел ряд археологических раскопок и исследований Храма Вакха и всего храмового комплекса. [4] Сайт постоянно исследуется и оценивается, например, документирование рельефов и скульптур, археозоологические исследования фауны в руинах, городское развитие и его связь с Баальбеком. Все текущие исследования Вакха и Баальбека, проведенные Восточным отделом Немецкого археологического института, можно найти на их веб-сайте.

Архитектура [ править ]

Храм 66 м в длину, 35 м в ширину и 31 м в высоту, что делает его лишь немного меньше, чем Храм Юпитера . [5] Подиум, на котором расположен храм, находится на оси Восток-Запад. Периферийная стена украшена колоннадой из сорока двух коринфских колонн без канавок с ионическими основаниями, девятнадцать из которых остаются в вертикальном положении. По восемь колонн с каждого конца и по пятнадцать с каждой стороны – около 20 м (66 футов) в высоту. Вероятно, они были возведены в грубом состоянии, а затем округлены, отполированы и украшены по месту. Колонны поддерживают богато резной антаблемент , который включает архитрав с трехполосным фризом, украшенным чередующимися быками и львами и карнизом. украшен геометрическим и цветочным орнаментом.

Читайте также:
Активность - https://emigrant.expert

Внутри целла украшена коринфскими пилястрами, обрамляющими два уровня ниш с каждой стороны. Парапеты украшены танцующими Менадами , что подтверждает приписывание храма Вакху . Внутри храм разделен на 30-метровый неф и 11-метровый адитум или святилище [6] на платформе, возвышающейся на 5 футов (2 м) над ним и выходящей на 13 ступенек.

Вход был сохранен как в конце 16 – го век, но краеугольный камень в перемычке скользил 2 фута (1 м) после 1759 землетрясений ; колонна из грубой каменной кладки была возведена в 1860-х или 70-х годах для ее поддержки. Землетрясения также повредили область вокруг софита «S именитой надписи орла, [7] , который был полностью покрыт опорной колонной краеугольной камня в. [7] Некоторые исторические римские монеты изображают структуру этого храма вместе с Храмом Юпитера. [8]

Храм украшен некоторыми из самых изысканных барельефов и скульптур, которые сохранились с древних времен . [9] Внутри перистиля вырезаны четыре скульптуры, которые, как полагают, являются изображениями акарины, что сделало их первыми узнаваемыми изображениями клещей в архитектуре. [10]

К мраморным колоннам Баальбека

По Дамасскому шоссе в долину Бекаа

Из самого центра Бейрута, как бы разделяя город пополам, на северо-восток идёт Дамаское шоссе. Широкое и многополосное в пределах Бейрута, покинув его, Дамаское шоссе сужается, резко устремляется в горы, периодически срываясь на серпантин.

Ливан страна горная, а скорее всего, высокогорная, ведь больше половины его территории лежит на высотах более 900 метров. Два горных хребта, параллельных друг другу, пересекают страну с севера-востока на юго-запад. Тот хребет, который западнее называется, как и вся страна — Ливан, он тянется вдоль узкой прибрежной равнины. А с восточной стороны, вдоль границы с Сирией протянулись скалистые и непреступные горы Антиливана.

Тем временем, Дамасское шоссе, петляя, и всё время устремляясь вверх, оставляя за собой многочисленные небольшие селения, неизменно выводит на вершину перевала горного хребта, отделяющего западную и центральную части страны и восточную. Сразу за перевалом начинается долина Бекаа.

Вид открывается немного суровый и даже пугающий.

Вот только что, вроде бы была сочная зелень, характерные для всего Средиземноморья посадки оливковых деревьев и сразу, как только перемахнули через гору, марсианская пустынность окружающих пейзажей.

Весной, говорят, в этих местах значительно веселее, горные склоны покрыты нежно-зелёной травой и украшены ярко-красными пятнами полевых маков. Но мы оказались в этих местах в начале ноября, после завершения весьма жаркого летнего сезона, отсюда и преобладание серых оттенков.

Однако, даже при таком скучноватом цветовом решении Долина Бекаа выглядела весьма живописно.

А ещё эта высокогорная долина уникальна своей плодовитостью, культивируют здесь и пшеницу, и картофель с помидорами и много ещё чего, причём в таких объёмах, что хватает накормить, как минимум, весь Ливан, да ещё и соседнюю Сирию в придачу.

Климат для многих сельскохозяйственных культур в долине Бекаа весьма благоприятен, солнца много, да и с поливной водой недостатка не наблюдается. Окружающие долину горные хребты дают начало главным рекам страны Оронту и Литани.

В долине Бекаа Дамаское шоссе делает поворот на Сирию, куда мы направимся ровно через три дня, но сейчас наш путь лежит по другой дороге, пересекающей долину поперёк. По этой дороге, мы поедем в Баальбек, туда, где сохранились живописные развалины древнеримских храмов.

Дорога идёт мимо возделанных полей и расположенных вдоль трассы селений с незамысловатой сельской архитектурой. Вроде бы и совсем рядом небоскрёбы Бейрута, а тут совершенно другой мир, сельский, с патриархальным укладом жизни.

Читайте также:
Где находится Пигаль. Местоположение площади Пигаль на карте Парижа и описание

Впрочем, скоро дорога приводит в Захле, довольно большой город, центр регионального виноделия.

Местного вина нам попробовать не удалось, но виноградники видели. Их очень много разбито на склонах гор, обращённых к долине.

Непосредственно в Захле живут греко-католики, но в окружающих город селениях преимущественно мусульмане.

Со стороны, такое соседство выглядит мирным, но всё время вспоминается недавняя гражданская война, когда люди убивали друг друга исключительно по конфессиональному признаку. Однако, тему войны я уже поднимал в предыдущем рассказе, а в этот раз меня интересует древность.

Руины Анджара

Про долину Бекаа известно с 6-го тысячелетия до нашей эры, так свидетельствуют древнеримские источники, которые связывали Бекаа и финикийские города-государства, располагавшиеся в те времена за перевалом на берегу Средиземного моря. Я обязательно вернусь к финикийской теме, к коей проникся после своих недавних визитов в Тунис и отчасти на Мальту и Сицилию. Очень меня интересует как финикийская цивилизация, зародившаяся в этих местах, осуществляла свою территориальную экспансию, причём больше торговлей, чем войной. Вот и вином из долины Бекаа впервые стали торговать именно финикийцы, что косвенно свидетельствует об уровне развития виноделия в этом регионе ещё с тех незапамятных времён.

Предпосылками раннего появления человека в этих местах были не только комфортный для проживания климат и наличие источников воды, но и сам рельеф местности. Ведь долина Бекаа, лежащая в окружении гор, широкий естественный коридор очень удобный для прохода, как мирных караванных путей, так и войск. Этим и пользовались в разные времена персидские армии, военные формирования под началом Александра Македонского, римские легионы, отряды крестоносцев, исламские воины и иные.

Дожившими до наших дней свидетельствами прошлого являются расположенные в долине Бекаа археологические комплексы в Анджаре и Баальбеке.

В этот день мы побывали в обоих из них, но сначала упомяну про Анджар.

Сейчас это небольшой городок, численностью чуть более двух тысяч человек, преимущественно армянской национальности. Собственно говоря, именно армяне, его и основали в первой половине 20-го века из числа тех, что покинули родные селения из районов отошедших Турции.

Интересный факт, в городке шесть кварталов, каждый из которых основан выходцами одного из шести покинутых селений. Большинство армян Анджара являются прихожанами Армянской Апостольской церкви, им удалось сохранить свою культуру и память об оставленных родных местах.

Но, известен Анджар, прежде всего, своими археологическими раскопками. Археологи в начале 20-го века искали столицу государства итуреев, народа говорившем на древнеарамейском языке. О том древнем этносе известно не так уж много, хотя упоминания античных историков, Страбона например, имеются.

Из этих источников и стало известно, что древнюю Итурею населяли кочевые арамейские и арабские племена. За сто лет до новой эры территория Итуреи частично была захвачена царями Иудеи, которые поставили местное население перед выбором: или подвергнутся обрезанию или убраться куда подальше.

Выбравшие обрезание были обращены в иудаизм и позже смешались с еврейским населением Галилеи. Другие, что покинули Итурею вместе с родственным арамейским племенем ханаанеи (хотя возможно это разные названия одного и того же племени) ушли на побережье и сформировали финикийский этнос.

Специально оставил это утверждение, которое, конечно же, является неверным, что стало понятно уже после обубликования рассказа в общении с коллегами по сайту. Основой финикийского этноса были ханаанеи это да, и наблюдался данный этногенез тысячи за две до нашей эры. Соответвенно итурейцы к зарождению финикийской цивилизации никакого отношения не имели, ибо жили гораздо позднее. Тут неожиданно возникла идея, может итурийцы также потомки легендарных ханаанеев, что очень вероятно. Есть над чем подумать долгими зимними вечерами.

Кстати, про ханаанеев упомяну чуть позже, уже в Баальбеке.

Археологи пытались найти столицу итурейцев город Хапцис, который по некоторым предположениям существовал на месте современного Анджара во 2-м тысячелетии до нашей эры. Но удалось им найти нечто совсем иное, не такое древнее, но весьма ценное.

Читайте также:
Карта долины кувшинов, где находится Долина кувшинов на карте мира

Они нашли руины дворцового комплекса 8-го века, принадлежащего халифу Валиду I из династии Омейядов.

От «храма Бахуса» до «Гастронома №1»

Ровно в полдень 5 февраля (23 января ст.ст.) 1901 года в Москве, на углу улицы Тверской и Козицкого переулка, при огромном стечении народа состоялась торжественная церемония открытия «Магазина Елисеева и погребов русских и иностранных вин», который и по сей день является одной из визитных карточек столицы.

Чудо из «ларца»

Столь высокий интерес отчасти объяснялся тем, что московская публика в течение 3-х лет строила предположения о том, что скрывается за плотными лесами, окружавшими стройку.

Вот как описывал эти события Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи»:

«Архитектор, привезенный Елисеевым, зашил весь дом тесом, что было для Москвы новинкой, и получился гигантский деревянный ящик, настолько плотный, что и щелочки не осталось.

Идет год, второй, но плотные леса все еще окружают стройку. Москвичи-старожилы, помнившие, что здесь когда-то жили черти и водились привидения, осторожно переходили на другую сторону, тем более, что о таинственной стройке шла легенда за легендой.

Нашлись смельчаки, которые, несмотря на охрану и стаю огромных степных овчарок во дворе, все-таки ухитрялись проникнуть внутрь, чтобы потом рассказывать чудеса.

— Индийская пагода воздвигается.

— Языческий храм Бахуса.

Последнее оказалось ближе всего к истине.

Наконец леса были сняты, тротуары очищены, и засверкали тысячи огней сквозь огромные зеркальные стекла».

Строительные леса были сняты только утром в день открытия, и вокруг здания собралась многочисленная публика, разглядывающая через окна интерьеры и ассортимент гастронома; к началу церемонии открытия полиция оттеснила уличных наблюдателей. Организованное мероприятие стало масштабным событием с молебном и торжественным обедом, в заключении выступил цыганский хор «Яра». Пригласительные билеты для гостей были напечатаны на бумаге верже с позолочённой каймой, среди посетивших церемонию гостей — московский генерал-губернатор Великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной, гласные Московской городской думы, деятели православного духовенства, основоположник русского виноделия Лев Голицын.

Подбирая помещение под большой магазин в Москве, Григорий Елисеев, ставший единоличным главой товарищества в 1896 году, рассматривал различные здания на Арбате, Петровке, Большой Дмитровке, остановившись по рекомендации гласного Московской городской думы Александра Гучкова на бывшем особняке Козицкой на Тверской.

Это здание было построено в конце XVIII веке по заказу вдовы статс-секретаря Екатерины II Григория Козицкого. После смерти Козицкой дворец перешел к ее дочери – княгине А.Г. Белосельской–Белозерской. Она вскоре обнаружила, что в ее доме завелась «нечистая сила». Говорили, что княгиня не раз видела привидения и слышала устрашающие звуки. Не выдержав таких ужасов, Белозерская сбежала из дома.

Позже выяснилось, что «нечистой силой» оказалась шайка разбойников, которые задумали выжить хозяев из роскошного здания и поселиться на их месте. Преступники были пойманы, а княгиня вернулась в свой дом.

В XIX веке этот дом принадлежал княгине Зинаиде Волконской, внучке Козицкой и супруге родного брата знаменитого декабриста Сергея Волконского. Княгиня устраивала в своем доме литературно-музыкальные вечера, на которых побывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Денис Давыдов. В 1829 г. Волконские уехали в Италию, после чего дом переходил от одного владельца к другому.

«Нечто фантастическое представляло собой внутренность двусветного магазина. Для него Елисеев слил нижний этаж с бельэтажем, совершенно уничтожив зал и гостиные бывшего салона Волконской, и сломал историческую беломраморную лестницу, чтобы очистить место елисеевским винам. Золото и лепные украшения стен и потолка производили впечатление чего-то странного. В глубине зала вверху виднелась темная ниша в стене, вроде какой-то таинственной ложи, а рядом с ней были редкостные английские часы, огромный золоченый маятник которых казался неподвижным, часы шли бесшумно»,

– делился своими впечатлениями от увиденного Владимир Гиляровский.

Магазин открытий и сюрпризов

Открывшийся магазин состоял из 3-х торговых залов, в которых размещалось в общей сложности 5 отделов. Крупнейший отдел — фруктовый, другие отделы — кондитерский, колониально-гастрономический, бакалейный, специализированный отдел был отведён для хрусталя Баккара.

Читайте также:
Египет, что нужно знать туристу при первом посещении

Для торговли вином вскоре после открытия пришлось организовать отдельный вход со стороны Козицкого переулка, так как расстояние от главного входа до Страстного монастыря составляло около 90 метров, тогда как законодательно винная торговля была разрешена на расстоянии не менее ста метров (42 саженей) от церквей. Кстати, именно через этот вход в советские времена «нужные люди» получали дефицитные товары.

Помимо роскошного убранства и продавцов-консультантов, владевших несколькими иностранными языками, были у Елисеевского и другие отличительные особенности. Например, собственные мастерские-производства, среди которых было несколько небольших пекарен, кондитерский цех, цеха засолки, копчения, маслоотжима, обжарки кофе, колбасная фабрика. Также непосредственно в подсобных (в основном — подвальных) помещениях магазина разливались вина и напитки, изготовлялись варенья и мармелады.

Оформлению торговых залов Григорий Елисеев уделял повышенное внимание. По воспоминаниям современников, именно он впервые стал особенным образом выкладывать товар – в форме больших пирамид, символизировавших изобилие. А изобилие здесь всегда было не только символом, но и вполне реальным фактом. Даже избалованные москвичи с целым рядом товаров познакомились здесь впервые: настоящими открытиями для них стали оливковое масло, трюфели и анчоусы.

Вдохновленный успехом предприятия, такие же магазины Елисеев решил создать в Санкт-Петербурге и Киеве – главных городах Российской империи.

Все они были выдержаны в одном стиле, интерьер и внутреннее убранство их были похожи, а на прилавках царило такое же изобилие, редкостные деликатесы, экзотические фрукты и замечательные пирожные, как и в Москве.

После Октябрьской революции 1917 года «Елисеевский» магазин в Москве проработал всего 2 дня, а в 1918 году вывески были сданы в металлолом. В условиях карточной системы в первые годы Советской власти гастроном фактически не работал. Лишь в 1921 году с осуществлением Новой экономической политики продовольственный магазин на традиционных площадях восстановил функционирование и получил наименование «Гастроном № 1», после чего опять стал примером успешного развития «пищевой индустрии в СССР ».

«Елисеевское дело»

Тучи над «Гастрономом №1» стали сгущаться в 1982 году, когда КГБ начал слежку за директором магазина Юрием Соколовым, занимавшим эту должность с января 1972 года. Во время очередной командировки в его кабинете были установлены микрофоны и видеокамеры, что позволило зафиксировать многочисленные факты передачи ему подчинёнными денег в конвертах. В конце октября того же года директор и его заместитель Немцев, а также заведующие отделами Свежинский, Яковлев, Коньков и Григорьев были арестованы по обвинению «в хищении продовольственных товаров в крупных размерах и взяточничестве».

Это дело полностью расследовалось КГБ, без привлечения МВД. На даче Соколова были обнаружены около 50 тыс. советских рублей. На допросах Соколов пояснил, что деньги не его личные, а предназначены для других людей. После того, как Соколову пообещали снисхождение в суде, он раскрыл все имена сообщников. В результате чего было возбуждено около сотни уголовных дел против руководителей московской торговли, в том числе, против начальника Главмосторга Николая Трегубова.

Однако бывшему директору «Елисеевского» это не помогло: Верховный Суд РФ приговорил Юрия Соколова к «высшей мере наказания» – расстрелу. 14 декабря 1984 года приговор был приведён в исполнение. В 2011 году даже вышел фильм «Дело гастронома № 1», основанный на этих событиях.

Возвращение к истокам

В феврале 2016 года Департамент культурного наследия сообщил о завершении работ по реставрации фасада магазина Елисеева, который имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Эти ремонтно-реставрационные работы велись в течение 2-х лет (2014-2015 годы) без приостановки работы магазина. Основной задачей реставраторов стало воссоздание исторического облика здания на начало XX века, когда магазин Елисеева только открылся, а также сохранение элементов декоративного убранства фасадов 1870-х годов.

Реставраторы очистили фасады и декоративные элементы от поздних красочных покрытий и грязи. Лепной декор был восстановлен по шаблонам и моделям, снятым с сохранившихся элементов. Восстановлены штукатурные карнизы, элементы фурнитуры с окраской. Проведена реставрация оконной и дверной столярки, металлических козырьков, кронштейнов осветительных приборов, отвесов крыши с восстановлением системы водоотвода.

Читайте также:
Можно ли провозить и брать в самолёт маникюрные ножницы

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Таинственные сооружения со всего мира, которые до сих пор не разгаданы учёными (7 фото)

Наша планета — это удивительное место, полное загадок. Некоторые из них ещё предстоит отрыть, а другие ещё предстоит решить. Ознакомьтесь с этим списком мест, которые до сих пор сбивают учёных с толку.

1. Волконский дольмен

фото: ebaumsworld.com

Знаменитому Волконскому дольмену, расположенному в горах Сочи, несколько тысяч лет. Учёные и обычные люди до сих пор спорят о предназначении этого объекта.

Некоторые люди уверены в его культовом предназначении, другие убеждены в мистических свойствах этого дольмена. Однако главная загадка этого сооружения заключается в том, как именно и с помощью каких инструментов древним людям удалось выдолбить просторное помещение внутри гигантского валуна.

2. Скальное образование Аль-Насла, Саудовская Аравия

фото: ebaumsworld.com

Это загадочное образование в Саудовской Аравии ставит в тупик даже самых опытных путешественников.

Этот гигантский песчаный камень не только почти не соприкасается с землёй, но также имеет абсолютно ровную трещину, проходящую через его середину, которая кажется созданной с помощью лазера.

И никто не знает, что произошло на самом деле.

3. Теотиуакан, Мексика

Теотиуакан, или “место рождения богов”, расположен вблизи современной столицы Мексики, города Мехико.

В настоящее время среди руин Теотиуакана можно встретить лишь туристов, но раньше в этом древнем городе проживало более 100 тысяч человек.

4. Домус-де-Янас, о. Сардиния, Италия

фото: ebaumsworld.com

Италия знаменита своими бесчисленными архитектурными сооружениями, включая величественный Колизей и знаменитую Пизанскую башню. Однако в Италии существуют не столь популярные, но не менее интересные туристические достопримечательности.

Одна из них — “Дом фей” (Домус-де-Янас) в Сардинии, чей крошечный размер больше подходит для фей, нежели для людей. В настоящее время считается, что этим каменным “домикам фей” около 6000 лет.

5. Кайласанатха, пещеры Эллора, Индия

фото: ebaumsworld.com

Кайласанатха — одно из самых загадочных и крупных сооружений на планете, полностью вырезанное из монолитного камня. Современные археологи могут только догадываться о том, зачем древним индийцам понадобилось вручную возводить такое уникальное сооружение.

6. Храм Бахуса в Баальбеке, Ливан

фото: ebaumsworld.com

Храм Бахуса — это загадочное сооружение, которое было возведено в начале первого тысячелетия нашей эры. Храм настолько велик, что знаменитый афинский Парфенон на его фоне кажется крошечным.

7. Камни у села Асука, Япония

фото: ebaumsworld.com

В различных частях окрестностей села Асука есть необычные резные камни, известные своими квадратными отверстиями, которые древние жители Японии проделали для неизвестных целей.

Антигравитон пришельцев Баальбека на фото 19 века

А теперь забудем конспирологию и посмотрим фото. Три не очень известных снимка 1860 года, сделанные у входа в Храм Бахуса в великом античном комплексе Баальбеке.

Сравнение с нынешним видом. Оригинал

Намного более известны фото 1863 и последующих лет с основанием под выпавший блок. Осознали ученые, что если эта махина упадет, то скорее всего развалятся и ворота, а с ними рискуют воспринять импульс падения и стены с колоннами Храма Бахуса.

И так далее. Фотографий много.

В 1880-х годах эта часть Храма приняла следующий вид, который остался неизменным до наших дней.
Вот только древнеримскую стену у фасада Храма ученые снесли к Юпитеровой матери, исправляя просчет проектировщиков. Тот случай, когда надо согласиться с учеными; действительно, зачем делать красивый вход, украшать в несколько рядов “камнерезными узорами” ручной лепки, если его загораживает стена?

Проиллюстрируем перемену снаружи Храма снимком католической миссии Стаффордов 1880-х годов.

А изнутри – не общеизвестными снимками, а одним из прекрасных фото 1889 года из коллекции Библиотеки Конгресса США, которую в течение 15 лет передавали в дар частное лицо Эрик Мэтсон (Eric Matson) и его бенефициар Дом для престарелых Протестантской Епископальной церкви Епархии Лос-Анджелеса (The Home for the Aged of the Protestant Episcopal Church of the Diocese of Los Angeles), ныне Кенсингтонский Епископальный Дом (The Kensington Episcopal Home). Невероятным образом двойной позитив снимка из тех, которые априори не предназначены для публики, оказался бракованным. Заказчику сделали новый, который, естественно, не демонстрировался нигде – “чистовых” версий в доступе нет. Забракованный экземпляр попал в частную коллекцию. Коллекционер закончил дни в доме престарелых, не успев распорядиться коллекцией. Она лежала в епархиальном хранилище более полувека, пока скопом не переместилась в фонды библиотеки, которая также скопом не выставила ее для всеобщего обозрения.

Читайте также:
Куда лучше поехать отдыхать в Западной Африке в 2022 году - варианты

Собственно, то, из-за чего фото не предназначено для показа публике. На фото видно, почему эта хлипкая конструкция, вход в баальбекский Храм Бахуса, все-таки удержалась от полного рассыпания.
Вот такие прутья, проложенные в формованной смеси, держат эти руины. Ну и разумеется говорят, что все это сооружение в несущих элементах делалось в эпоху поточных металлургических процессов.

Два висящих над входом малых блока венчающего карниза такое армирование в состоянии удержать. Но не огромную часть антаблемента, весящую не один десяток тонн и висящую вопреки физическим законам. Здесь должно быть что-то намного более существенное.

Как минимум, такое, открывшееся после падения нагромождения древнеримскеих блоков на стене Храма Бахуса, показанное в прошлый раз.

Что именно удержало выпавший огромный блок от падения, отлично видно на этом фото 1862 года. Три металлические балки квадратного сечения, вложенные в формованную смесь, оставили пазы внизу, но не выдержали и лопнули. Три таких же должны держать махину вверху.

А вот этот снимок с другой стороны показывает, почему верхние балки выдержали вес выпавшей махины, а нижние нет. С противоположной стороны видна только одна дыра от металлоизделия, исходя из времени первого появления узнаваемого Храма Бахуса в книге историка-священника Поукока 1745 года – чугуна.

Схалтурили древнеримляне, когда формовали эту часть Храма над входом, две из трех армировочных балок вложили короткие, вот они и сломались на сгибе под весом десятков тонн, а зодно и третья, сквозная. А три верхние балки, наверняка все сквозные, деформировались, прогнувшись и прорезав соседние блоки, но уцелели и удержали махину. Не сплошь халтурщики строили в Древнем Риме))

Ясно, что происшествие случилось при выемке из-под нее грунта. Когда именно – ясно из картины “Ворота в Великий храм в Баальбеке” 1839 года художника Дэвида Робертса и динамики сдвига. Куб сместился существенно, хотя и не так, как в эпоху фотографий.

В 1827 году французский археолог, дипломат, в дальнейшем хранитель Лувра и генеральный директор архивов Франции Леон де Лаборд зафиксировал явление в литографии, опубликованной в 1837 году в книге Voyage de la Syrie .

Ракурс другой, тем не менее прекрасно видно, что после 1827 года глыба сместилась примерно в два раза.

Это и понудило спешно подводить опору, а затем поднимать и фиксировать куб.

В порядке антифлудинга сетевых и ютупоученых – знатоков физики, рассказывающих про силы трения, сопромат, запорные конфигурации камней, сжимающие силы опор и пр. В ежеквартальном отчете британского Фонда исследования Палестины, в 1873 году проводившего обследование Храма, приведены вычисления, показавшие вес этого повисшего куба в 100 тонн, двух блоков над ним – в 30 и 20 тонн. Читайте на стр. 159 отчета.

[ До поры воздерживался. ] До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты – буду признателен. Карта Сбербанка 4276020033021665. ЮMoney(Яндекс-кошелек) 410013946572302.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: