Фотографии Дома-музея И. И. Левитана

Фоторепортаж «Посещение Дома-музея Левитана в Плёсе»

Лариса Гацко
Фоторепортаж «Посещение Дома-музея Левитана в Плёсе»

Фоторепортаж. «Посещение Дома-музея Левитана в Плёсе».

Лариса Гацко. Блог.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию фото репортаж посещения Дома-музея И. И. Левитана, главной туристической достопримечательности города Плёс – одного из важных культурных, исторических, и туристических центров Ивановской области. Стоит город Плёс на крутом правом берегу Волги, на полпути между Костромой и Кинешмой.

В далёком 1888 году, тогда ещё мало кому известный художник Исаак Левитан и его друзья Софья Кувшинникова и Алексей Степанов отправились по Волге на этюды. Выбирая живописные места на великой реке, именно здесь в Плёсе, Левитан нашел те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а заодно и имя города. Популярный слоган совершенно справедливо отражает дальнейшее развитие событий – «Плёс прославил Левитана, Левитан прославил Плёс».

Левитан провел в Плёсе три лета подряд, так очаровал его этот маленький городок. За это время художник написал около двухсот работ.

Остановившись в Плёсе, Левитан и его друзья сняли комнаты в доме купца Андрея Ивановича Солодовникова. До строительства Горьковского водохранилища дом имел первый этаж, который теперь засыпан землёй, и размещалась там лавка, в которой шла торговля зерном, на втором этаже жил сам купец с семьёй, а вот в мезонине, под крышей, как раз снимали комнаты Исаак Ильич и его друзья.

Теперь этот дом носит имя Левитана и является музеем.

Этот единственный музей в стране, посвященный памяти художника, был открыт 25 августа 1972 года стараниями энтузиастов, прежде всего – его первого директора, почетного гражданина города Плёс, Аллы Павловны Вавиловой, в течение 35 лет возглавлявшей музей.

В 1974 году рядом с музеем был установлен памятник Левитану, работы местного скульптора, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Н. В. Дыдыкина.

Экспозиция музея состоит их трёх разделов. Первый зал посвящен периоду пребывания И. И. Левитана в Плёсе, творческой биографии художника.

В отдельной витрине выставлены личные вещи И. И. Левитана,подаренные родственниками художника Бирчанскими: палитра, мастихин, коробочка для марок, наконечник трости.

Во втором зале экспонируются картины Левитана и его друзей. В центре- скульптурный портрет художника работы Г. П. Гутмана, переданный в дар музею из фондов Государственной Третьяковской галереи.

Современная экспозиция построена только на принадлежащих музею произведениях, подлинных работах мастера – 17 полотен. Все полотна разные и по настроению, и по цветовой гамме, и по содержанию, и конечно же, по времени исполнения. «Крымский пейзаж» (1887, эскиз «Корова» (1900, этюд «Речная заводь. Прудик» (1880-е).

«Цветущие яблони». Левитану нравился этот сюжет, он повторил сам себя четыре раза, т. е., существует четыре варианта этой картины, кисти художника. В музее представлена одна из них. Эту картину Левитан подарил на день рождения девочке, дочери врача, Анечке Тройновской в день её десятилетия, с очень забавной надписью – «Деточке Анютке от старого хрыча Левитана». Так Левитан подписал свою работу, вроде и смешно, и забавно, а в то же время очень грустно, тридцать шесть с половиной лет было ему тогда, и был он уже очень больным человеком.

Среди них есть работы, написанные в Плёсе: «Волга», этюд «Осень. Мельница», этюд «Закат на Волге» (1888-1890).

Здесь же размещены экспозиции работ друзей художника – Софьи Петровны Кувшинниковой

и Алексея Степановича Степанова.

Софья Петровна была другом, соратником, ученицей и любимой женщиной художника. Она была очень одаренной дамой, про неё говорили-талантлива во всем. Она была замечательной музыкантшей, обладала красивым голосом, очень хорошо пела, а Левитан очень любил слушать музыку, просил играть, когда писал свои картины.

Рядом, в том же зале работы друга Левитана, А. С. Степанова. Он был милым и добрым человеком, очень надежным другом, так о нем отзывался Левитан. В основном Степанов известен по деревенским пейзажам, много писал деревенских изб, интересны у него портреты мужиков.

В экспозиции второго зала также размещена выставка личных вещей Левитана: запачканный красками подлинный мольберт пейзажиста, отреставрированные письменный стол и книжный шкаф, шахматы, альбомы, журналы, фотографии.

В мезонине – комнаты, где жили художники. Обстановка в них воссоздана с помощью бывшей хозяйки дома, внучки купца Солодовникова.

Комната с видами на Волгу, именно в ней жили Левитан и Степанов, друзья спали на полу, на мешках, набитых соломой. На против входа – этюдник, тот самый, с которым Левитан создал свои шедевры, стол, с письменными принадлежностями, охотничья сумка все эти вещи подлинные, переданы в дар музею внучатой племянницей Левитана.

Рядом комната Софьи Павловны. Здесь с правой стороны на столике стоит необычная чайная пара – квадратные чашка и блюдце. Эта пара принадлежала Софье Кувшинниковой, она подарила её местному жителю, а потом пара была передана музею.

Стены старого дома хранят память о художниках, и всё тот же вид на Волгу открывается из окна, словно с палубы парохода.

Можно смело назвать Дом-музей И. И. Левитана одним из самых посещаемых музеев на Волге. Мне очень понравился музей, здесь работают замечательные люди, которые поведали нам очень интересную информацию о жизни и творчестве великого художника-пейзажиста И. И. Левитана и подарили нам много новых впечатлений!

Благодарю за внимание!

«Объёмные кружева». Фоторепортаж из музея ювелирного и декоративно-прикладного искусства Здравствуйте дорогие друзья и гости моей странички! В прошлой публикации я рассказала о прогулке в терем и резиденцию Снегурочки в г. Костроме.

Фотоотчет «Посещение музея Кроноцкого заповедника» Здравствуйте. Мы живем в уникальном уголке нашей необьятной Родины – на полуострове Камчатка. Мало солнца, много снега и очень много удивительных.

Фотоотчет «Посещение музея» В нашем небольшом городе, находится всего один музейно-выставочный центр, в котором проходят различные выставки и мероприятия. От нашего.

Фоторепортаж о посещении литературно-мемориального музея М. Булгакова Музей М. Булгакова Находиться в Киеве по адресу Андреевской спуск дом № 13. (очень символичный номер дома). Дом Булгаковых был построен.

Читайте также:
Какой налог на посылки из Китая в России и Беларуси в 2022 году

Фотоотчёт «Посещение мини-музея «Русский быт» В рамках проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, мы с ребятами посетили мини – музей ” Русский быт”. Нас встретила воспитатель.

Фотоотчет «Посещение музея боевой славы» Музей боевой славы Сегодня в любом крупном городе России есть Музей боевой славы. Это специфичное памятное образование получило наибольшее.

Посещение музея Янтаря в Калининграде учениками 4 класса школы-интерната для глухих Ребята нашего класса стараются не сидеть на месте. Мы любим ездить на экскурсии, узнавать что то новое. Наш класс ездил в город Зеленоградск.

Фотоотчет «Посещение музея камня г. Иваново» Очень понравилось детям посещение Ивановского музея камня. Наши ребята узнали много интересного о быте и культуре русского народа в.

Посещение музея-квартиры М. Н. Мордасовой Недавно, я побывала в удивительном песенном месте. Это место, музей –квартира имени М. Н. Мордасовой. Музей – квартира располагается по адресу.

Встреча с Ветераном ВОВ и посещение военного музея в рамках проекта «Помни Победу» для детей среднего дошкольного возраста В нашем детском саду в апреле прошлого года был запущен проект “Помни Победу” для детей среднего дошкольного возраста, рассчитанный на год.

Из истории Дома-музея И.И. Левитана в Плёсе

В июле 2010 года Плёс отметил 600 лет со дня своего основания, а 50 лет назад празднование было назначено на 30 августа – день столетнего юбилея знаменитого пейзажиста, прославившего своей кистью этот небольшой волжский городок. Тогда, в 1960 году, по инициативе художника Бориса Ивановича Пророкова, которую поддержали общественность и власти, здесь решено было открыть картинную галерею имени И.И.Левитана. Многие художники из Москвы и Иванова откликнулись на призыв Пророкова подарить Плёсу свои работы. Новая картинная галерея открылась на общественных началах в 1961 году в здании бывших присутственных мест на Соборной горе, где тогда размещался Плёсский сельскохозяйственный техникум. В 1962-м галерея переехала в Воскресенскую церковь на Торговой площади, что совсем рядом с теплоходной пристанью.

Стех пор Плёсская картинная галерея имени И.И.Левитана, вскоре ставшая филиалом Ивановского областного художественного музея, приняла множество гостей, приезжавших в Плёс теплоходами и автобусами на отдых и лечение. Сменяли друг друга выставки: лаковая миниатюра Палеха и Холуя, русская живопись, предметы крестьянского быта, работы ивановских художников, подарки музею. А между тем уже носилась в воздухе новая идея: организовать музей Левитана в том самом доме, где художник когда-то снимал квартиру вместе со своими друзьями А.С.Степановым и С.П.Кувшинниковой. Дом этот, некогда принадлежавший купцу Андрею Ивановичу Солодовникову и «национализированный» после революции, как и многие другие купеческие особняки, пережил немало превратностей судьбы: в нем размещали то спичечную фабрику, то мастерскую по ремонту лодок, табуретов и другой немудреной мебели, то «Дом малютки», то коммунальные квартиры.

Предстояло расселить обитателей дома с мезонином и приступить к его ремонту. Наконец, стараниями городской и областной общественности с помощью консультантов из Третьяковской галереи был создан новый музей. Его директором стала Алла Павловна Вавилова — заведующая городской библиотекой, начинавшая работу еще на общественных началах в картинной галерее.

25 августа 1972 года в музей пришли первые посетители. Их вниманию предстала экспозиция, состоявшая из трех разделов. В первом зале демонстрировались репродукции работ Левитана (тогда еще черно-белые) и фотографии, рассказывающие о его жизни и творчестве. Во втором — коллекция живописных работ мастера и его современников из фондов Ивановского областного художественного музея. В мезонине располагались мемориальные комнаты, обстановку которых помогли воссоздать воспоминания последней хозяйки дома — внучки купца Солодовникова. Несмотря на свою скромность, экспозиция сразу приобрела огромную популярность.

За прошедшие годы в музее побывало почти четыре миллиона посетителей. Бесконечные экскурсии, лекции, музыкальные вечера, передвижные выставки, консультации, гости. Между делом, между нескончаемыми экскурсиями стали поступать и дары. Известный московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский преподнес к открытию музея картину Левитана «Волга» — один из вариантов темы «После дождя. Плёс». Его сын Евгений Феликсович после смерти отца, в 1982 году подписал дарственную на целую коллекцию произведений, переданных Дому-музею еще в 1975-м на временное хранение. Среди прочих — картины Левитана «Озеро в лесу» (конец 1890-х), «Розы» (1894), «Овраг с забором» (конец 1880-х), акварель «Крестьянский хутор» (1886), а также работы П.И.Петровичева, В.В.Переплетчикова, А.К.Саврасова и Л.В.Туржанского. Каждый год музей приобретал или получал в дар картины, этюды, предметы быта, произведения прикладного искусства. Личные вещи Левитана появились в мемориальной комнате художника в 1984 году: фаянсовая палитра, складная линейка, мастихин, костяной наконечник трости, письменный прибор с чернильницей, пресс-папье с перочисткой и другие предметы. Они были переданы из рук в руки Алле Павловне женой племянника Левитана Аделью Львовной Лурье-Бирчанской.

Однажды музей Левитана посетили отдыхавшие в Доме творчества ВТО московские коллекционеры Станислав Антонович Верниковский и Евгения Евгеньевна Смирнова. Они послушали экскурсию, разговорились с Аллой Павловной и предложили подарить музею работы А.С.Степанова и М.Х.Аладжалова. И позднее музей приобретал или получал в дар картины художников круга Левитана: В.Д.Поленова, С.А.Виноградова, Н.В.Мещерина, В.Н.Бакшеева, В.К.Бялыницкого-Бирули, С.Ю.Жуковского, А.Н.Корина, С.П.Кувшинниковой.

«А сколько волнений и тревог было, пока в Москве велись переговоры о покупке музеем работы “богатыря русского леса” И.И. Шишкина!» — сообщала А.П.Вавилова в газете «Рабочий край» в марте 1986 года. «И вот, наконец, с радостью сообщаем, что посетители музея увидят картину кисти Шишкина “Луг на опушке леса. Сиверская”.

Пока с ней познакомились лишь немногие горожане, которые пришли на вечер-встречу с сотрудниками музея. Глядя на это полотно, невольно вспоминаешь добрые слова художника: “Я нашел этот уголок — порадуйтесь и вы ему”. Вскоре займет свое место в экспозиции и картина Руфина Гавриловича Судковского “Берег реки. Лодка”. Имя этого художника стоит в одном ряду с выдающимися маринистами И.К.Айвазовским и А.П.Боголюбовым».

Перелистывая акты приема работ на фондово-закупочную комиссию, можно лишь удивляться огромному количеству ежегодных поступлений в фонды музея, ставшего в 1982-м одним из отделов Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Только в 1987 году приобретено 15 произведений живописи, в том числе работы С.А. и К.А. Коровиных, С.Д.Милорадовича, С.Ю.Жуковского, К.Е.Маковского, Н.Н.Дубовского, К.С.Петрова-Водкина, А.А.Рылова и других художников, а также получены в дар от внука А.С.Степанова Валентина Дмитриевича Моргунова эскизы с фигурами животных его знаменитого деда-анималиста.

Читайте также:
Башня Бурдж Халифа: наш обзор, советы, цена билета

Одна за другой поступали и работы самого Левитана. В 1988 году к столетию приезда пейзажиста в Плёс музей организовал праздник — театрализованное представление с пароходом, выступлениями ивановских актеров, музыкантов, показами современной живописи, выставками цветов. Дом-музей Левитана к этому событию экспонировал «юбилейные» приобретения из частных собраний: исполненные мастером «Крымский пейзаж» (1887), эскиз «Корова» (1900) и этюд «Речная заводь. Прудик» (1880-е). Этот этюд в зеленых тонах, пронизанный солнечным светом, ставший изумрудом коллекции, так же как и «Крымский пейзаж», помог найти искусствовед, автор монографии о Левитане, эксперт по русской живописи Владимир Александрович Петров, к чьей помощи музей не раз прибегал при комплектовании коллекции.

Музейные праздники в день рождения художника стали традиционными. 30 августа в три часа дня двери музея открываются для посетителей. На полу стоят цветы в глиняных крынках, как любил Исаак Ильич, звучат стихи, романсы. Музей получает подарки. Кто-то приносит целую корзину яблок, кто-то — домашние пироги. Здесь каждый может почувствовать себя именинником. На празднование дня рождения Левитана из Москвы и Парижа сюда приезжают его родственники — потомки сестры Терезы, по мужу Бирчанской.

Сегодня в Доме-музее хранятся 22 работы Левитана, постоянно экспонируются картины и этюды Степанова и Кувшинниковой. Современная экспозиция построена только на принадлежащих музею произведениях. Среди них есть работы, написанные в Плёсе: упомянутая выше картина «Волга» из собрания Ф.Е.Вишневского, этюд «Осень. Мельница», подаренный Министерством культуры в 2003 году, и этюд «Закат на Волге» (1888—1890). В них запечатлены краткие, переменчивые состояния природы: переход от дождя к солнцу, от лета — к холодной осени, от вечернего света — к глубокой темноте ночи. Зыбкость, легкий ритм движения. Друзья Левитана заметили нечто совершенно новое и свежее уже в первых его этюдах, привезенных из Плёса, нечто «не заученное», — как они говорили, — «не левитановское». Речь шла, очевидно, именно о том, что в наши дни является самым узнаваемым, считается типично левитановским — пейзажах настроения, состояния души природы.

«Жилось нам удивительно хорошо в Плёсе, — вспоминала Кувшинникова, — Даже Левитан, и тот перестал хандрить. » Антон Павлович Чехов заметил, что в плёсских работах художника «даже появилась улыбка».

В самом деле, маленький, тихий, случайно открытый на Волге городок, где Исаак Ильич провел три счастливых, на редкость плодотворных лета, стал местом создания настоящих шедевров пейзажной живописи, таких как «Березовая роща», «Вечер. Золотой Плёс» (оба — 1889), «Тихая обитель» (1890; все — ГТГ) и еще около 200 работ (включая этюды, рисунки, наброски), многие из которых хранятся сегодня в Третьяковской галерее.

Что же касается коллекции живописи Дома-музея Левитана в Плёсе, то она постепенно пополнялась и позволила в 1997 году создать новый Музей пейзажа, где выставлены работы наставников Левитана, его товарищей и учеников, многие из которых приезжали в Плёс вслед за мастером.

В год 150-летия знаменитого пейзажиста его Дом-музей отреставрирован, стараниями благотворителей произведения одеты в новые рамы, проведена реэкспозиция первого «биографического» зала. Теперь посетителям предоставляется возможность познакомиться с иллюстрированным цифровым каталогом работ Левитана и его биографией, в которой особый акцент сделан на пребывании великого пейзажиста в Плёсе — уютном волжском городке, сыгравшем огромную роль в его творчестве.

Плёс. Мемориальный дом-музей Исаака Левитана

Из серии “В России в 2019”. Глава 11

Плёс. Мемориальный дом-музей Исаака Ильича Левитана

Плёс неразрывно связан с именем великого русского художника Исаака Ильича Левитана, который запечатлел в своих картинах, этюдах и эскизах этот очаровательный городок и красавицу Волгу. В Плёсе есть здания, которые бережно хранят память о выдающемся пейзажисте. Одним из них является дом, принадлежавший до революции купцу Солодовникову, в котором сейчас расположен Мемориальный дом-музей И.И. Левитана. Туда я и направилась в один из погожих сентябрьских дней.

Я подошла к белому зданию музея с зелёной крышей и мезонином, расположенному на улице Луначарского. В 1974 году перед ним был установлен памятник Исааку Левитану, автором которого является заслуженный деятель искусств РСФСР Н. Давыдкин.

Экспозиция музея состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящён краткой летописи жизни Левитана и рассказу о его посещениях Плёса, переданный в репродукциях и фотографиях. Я знала, что жизнь художника была короткой и всё же была поражена, что за свои 40 лет он создал так много. Левитан родился в 1860 году в местечке Кибартай (Литва) в семье железнодорожного служащего. В 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где подружился с будущими художниками Алексеем Степановым, Михаилом Нестеровым и братьями Коровиными, а через Николая Чехова познакомился с писателем Антоном Чеховым.

В 16 лет Левитан начал заниматься в пейзажной мастерской под руководством Алексея Саврасова и при этом был освобождён от платы за обучение по причине крайней бедности, с одной стороны, и больших успехов в искусстве, с другой. В 1879 году Левитан был вынужден поселиться в Салтыковке под Москвой в связи с выселением евреев за черту оседлости.

Когда руководителем пейзажной мастерской в училище был назначен В. Поленов, Левитан стал его учеником и другом. Поленов преподавал начинающим художникам основы света и тени, объяснял, как нужно подбирать сюжеты для картин. Один из воспитанников вспоминал о нём: «Всё свежее, красивое и сильное у молодых художников было… от Поленова. Он был учителем, отзывчивым на всё новое и свежее, что выносила талантливая молодежь». В 24 года Левитан был принят в число экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок.

Весной 1886 года Левитан жил и работал в Крыму, где написал более 50 этюдов, а весной следующего года предпринял первую поездку на Волгу, в Васильсурск. Четыре года жизни художник посвятил написанию этюдов в Саввинской слободе под Звенигородом, в Бабкино у Чеховых, где началась его дружба со знаменитым писателем, а также в Жуковке у Поленовых.

Читайте также:
Карта Драконовых гор, где находится Драконовы горы на карте мира

Весной-осенью 1888 года состоялась его вторая поездка на Волгу, на этот раз в Плёс, куда он приехал вместе с художниками Кувшинниковой и Степановым. Левитан познакомился с Софьей Петровной Кувшинниковой, которая была старше его на 13 лет, и её мужем, врачом, за два года до этой поездки. Софья была дочерью крупного чиновника и помещика, хорошо писала красками, замечательно играла на рояле.

По свидетельству Кувшинниковой, приехав на Волгу, художники пробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не пробыли. Население, никогда не видавшее у себя “господ”, отнеслось к ним, по меньшей мере, дико. Местные жители ходили за ними толпой, разглядывали, ощупывали их одежду и вещи. Когда живописцы приступили к этюдам, они всерьёз переполошились: «Зачем господа списывают наши дома, овраги и поля? К добру ли это и не было бы какого худа?»

Собрали сход, на котором о гостях говорили как о лихих господах. Все это действовало художникам на нервы, и они поспешили уехать. Спустились до Нижнего, перебрались на другой пароход и стали подниматься по Волге. Когда добрались до Плёса, городок их сразу обворожил. Он показался им удивительно красивым, поэтичным и тихим, но больше всего их привлекла маленькая древняя церковь. Богемная жизнь гостей и здесь произвела на жителей сильное впечатление. На базаре сообщали о них разные новости: что едят, куда ходят. Но потом все пересуды затихли. Художники нашли квартиру в Заречье на Набережной улице, в мезонине дома Солодовникова – небогатого купца, лавка которого помещалась в первом этаже. В мезонине были две комнаты, которые и были сданы художникам.

В свой первый приезд в Плёс Левитан написал несколько картин и этюдов, в которых изобразил речку и водяную мельницу, расположенную среди леса, в стороне от города. Известны два варианта этого пейзажа. В первом – зелёный летний лес, солнечный день, зелёная трава с белыми цветами, спокойная речка и омут. Во втором изображена мельница и рядом расцвеченный осенними красками лес. Эту картину Левитан назвал «Осень. Мельница. Плёс».

Летом-осенью 1889 года состоялась третья поездка Левитана в Плёс, и снова в компании с Кувшинниковой и Степановым. Здесь он закончил картину «Берёзовая роща», написал «Вечер. Золотой Плёс», «Золотая осень. Слободка», «Ночные фиалки и незабудки» и др. Не могу не отметить, что картина “Березовая роща” всегда пленяла меня гаммой изумрудно-зелёных цветов разных оттенков. В своих волжских пейзажах Левитан не использовал серые тени, только голубоватые или жемчужные. Эта картина пронизана солнцем, она как будто излучает свет и лесную свежесть и очень напоминает мне произведения импрессионистов.
В том же году Левитан был принят в члены Московского общества любителей художеств.

Весну и лето следующего года он снова провёл в Плёсе с Кувшинниковой. В этот свой приезд на Волгу он закончил работу над картиной «Ветхий дворик», в котором жил в 1988 году в Заречье вместе с Кувшинниковой. Вот уж действительно неприглядный вид у этого дворика! Из Плёса Левитан ездил в Кострому, Кинешму, Юрьевец. Впечатления от посещения Кривоозерского монастыря под Юрьевцем, Троицкого церковного ансамбля в Плёсе, как и воспоминания о Саввиной слободе, послужили толчком к созданию картин «Тихая обитель» и «Вечерний звон».

За три летних приезда в Плёс Левитан создал около двухсот работ, включая этюды, эскизы, наброски. Из них более двадцати картин сейчас находится в крупнейших музеях России. В 1891 году Левитан был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Он участвовал во всех передвижных выставках и выставках Московского общества любителей художеств.

В следующем году Левитан был вынужден снова уехать из Москвы в связи с выселением евреев и обосноваться в деревне Городок Владимирской губернии, где им были написаны картины «У омута», «Вечерний звон» и «Владимирка», которую он принёс в дар Третьяковской галерее. Летом 1893 года он жил под Вышним Волочком близ озера Удомля Тверской губернии и работал над картиной «Над вечным покоем». В этом же году Серов написал известный портрет художника.

В 1895 году Левитан завершил работу над картиной «Свежий ветер. Волга» и написал картины «Золотая осень», «Март», «Весна. Последний снег». В следующем году в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде экспонировалось 18 картин художника.

1898 год оказался для Левитана исключительно напряжённым. Он участвовал в выставке русских и финляндских художников в С.- Петербурге, его пейзажи экспонировались в Мюнхене, на международной выставке Secession и на выставке русских и французских художников в Москве, ему было присвоено звание академика живописи, он начал преподавать в Училище живописи, ваяния и зодчества, где руководил пейзажным классом, и работал над иллюстрациями к стихотворениям А.С. Пушкина для юбилейного издания. В следующем году Левитан участвовал в выставке журнала «Мир искусства» в С.- Петербурге. В феврале того же года состоялась последняя, XXVIII выставка Товарищества передвижных художественных выставок, в которой участвовал и Левитан. Летом в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались его картины «Осень», «Ранняя весна», «Лунная ночь» и «Ночь».

За свою короткую жизнь Левитан побывал не только на Волге. Он совершил поездки в Крым, в Финляндию, на Ладожское озеро и несколько раз путешествовал за границу, где участвовал в оформлении спектаклей Русской частной оперы, знакомился с европейскими пейзажами и поправлял своё здоровье. Он побывал в Берлине, Париже, Ницце, Бордигере, Венеции, Флоренции, Вене, Северной Италии, Швейцарии, Наугейме, Мюнхене.

Ещё в марте 1897 года Левитана в Москве навестил Чехов, обследовал его и поставил неутешительный диагноз – серьёзное ухудшение состояния сердца. Несмотря на это, Левитан продолжал напряжённо работать над картинами и участвовал в различных художественных выставках.

Читайте также:
Визовый центр Германии Нижний Новгород официальный сайт, адрес немецкого визового центра

1900 год стал последним годом жизни великого мастера пейзажа. После смерти в мастерской Левитана осталось 40 недописанных картин и несколько сотен набросков. Он подарил миру около тысячи картин, этюдов, рисунков, эскизов. Большая часть его работ хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

На многочисленных фотоколлажах, размещённых на первом этаже музея, я рассматривала фотографии Левитана и его друзей, а также репродукции картин, эскизов и этюдов. Здесь я разместила фрагменты трёх фотоколлажей.

На первом из них в верхнем ряду – фотография Кувшинниковой, вид на Воскресенскую церковь, репродукции портрета Левитана, выполненного Степановым, и картин Левитана «Осень. Мельница. Плёс», «На Волге», «Уголок в Плёсе».

На втором в верхнем ряду – репродукции картин Левитана «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Ветхий дворик», этюд «Тихая обитель», фотографии 1910 годов «Мельничная улица в Заречье и река Шохонка» и «Вид на Соборную гору и Успенский собор».
Под репродукцией картины «Тихая обитель» приведены слова А.П. Чехова: «…Теперь накануне праздника собирались отдыхать и поле, лес, и солнце,- отдыхать и, может, молиться». Эта картина явилась заключительным этапом его работы на Волге. Лирика “настроения” в волжских работах всё более становилась выражением через пейзаж раздумий о жизни, о радости в печали и о печали в радости.

На первом в нижнем ряду – репродукции картин Левитана «Озеро. Вечер», «У берега», «Свежий ветер. Волга», «Волга. Тихий день», этюды «Свежий ветер. Волга», «На Волге. К вечеру», фото 1910-х годов «У пароходной пристани в Плёсе». Сюжет последней волжской картины Левитана “Свежий ветер. Волга” связан с активной деятельностью людей на Волге. Здесь и пароход, и парусники, и лодка, и волнение на Волге.

На других фотоколлажах я с интересом вглядывалась в репродукции картин Левитана «Ночные фиалки и незабудки», «Берёзовая роща», «Вечер. Золотой Плёс» “После дождя. Плес” и многие другие. Прекрасно сказал о пейзажах Левитана Михаил Нестеров: «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже – его душу, его очарование».

В картине «Вечер. Золотой Плёс» изображён вечерний вид на город Плёс и Волгу с Петропавловской горы (гора Левитана). Церковь с колокольней — Церковь Варвары Великомученицы. Правее церкви, у берега, – белый дом с красной крышей, дом купца Грошева, часть которого снимали Левитан и Кувшинникова, которая также изобразила этот дом на одной из своих картин. Вместо резкого крутого берега, на картине изображён покрытый еловым лесом пологий склон, по которому рассеяны пни давно срубленных и удалённых деревьев.

В картине “После дождя. Плес” Левитану удалось эмоционально передать настроение дождливого летнего дня, которое создаётся тонко переданным освещением, переходами тонов. Живописно изображено небо с его движением облаков и прорывами света. Несмотря на абсолютную реалистичность картины, её цветовая гамма не является простой фиксацией натуры, но результатом вдумчивой работы художника над полотном в мастерской.

Картину “Над вечным покоем” Левитан написал летом, проведённым под Вышним Волочком, близь озера Удомля. Местность и сюжет были целиком взяты с натуры во время одной из поездок верхом. В натуре церковь была другая, и Левитан заменил её уютной церквушкой из Плеса. Сделав небольшой набросок с натуры, Левитан сейчас же принялся и за большую картину. Писал он её с большим увлечением, всегда настаивая, чтобы Кувшинникова играла ему Бетховена.

На фотоколлажах представлены также этюды Степанова «Левитан и Кувшинникова на этюдах», «Левитан и Кувшинникова на прогулке», этюды Левитана «Пасмурный день на Волге», «Вечер», «Золотой Плёс», «На Волге», «Серый день. Лес над рекой» для картины «На Волге», «Деревянная церковь при последних лучах заходящего солнца», «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе на Волге» и другие.

Мне было интересно познакомиться с фотографиями Плёса периода 1890 -1910 годов: «Местечко Ключи. Окрестности города Плёса», «Спуск с Больничной горы», «Пароход на Волге», «Плёс. С противоположного берега Волги», «Плёс. Заросший пруд», «Деревянная церковь при последних лучах заходящего солнца», «Внутри Петропавловской церкви в Плёсе на Волге», «Стадо коров в местечке Ключи», «Город Плёс. Общий вид. Начало XX века», «Запруда у д. Прудское под Плёсом», «Окрестности Плёса», «Ручей Гремячка», «Катер у берега в Плёсе», «Левитан в лодке с плёсскими приятелями», «Мельничная улица в Заречье и река Шохонка», «Вид на Соборную гору и Успенский собор» и другие.

Два фотоколлажа в музее посвящены творчеству Алексея Степанова. На первом – репродукция его картин «Плёс» с изображением Волги и лошадей на её берегу, «Прогулялись», «Переправа», «У стога», «Тяга» и биографическая справка: «1881-1895 – сотрудничество с журналом «Природа и охота»;1889 – на XVII выставке Товарищества передвижников выставлена картина «Лоси». О его картине «Лоси едят сено зимой» Поленов написал: «Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь Степанова».

На втором фотоколлаже – репродукции картин Степанова «Лоси», «Журавли летят», «Прачки в Виши».
В 1899-1919 годах Степанов руководил мастерской по изучению животных в Училище живописи, ваяния и зодчества. «Все мы знали его, все любили, – вспоминал о Степанове Павел Корин. – Ходили к нему в мастерскую, класс животных она называлась… И так у него уютно было, так хорошо… То ослик у него. То лошадка позирует, то орёл. А то – лисичка. Юркая, с весёлыми глазами. Любил он зверя».
В 1900 году Степанов пробует свои силы в портрете, в 1903 – принимает активное участие в организации объединения Союза русских художников.

Закончив ознакомление с фотоколлажами, я приступила к изучению экспозиции картин Левитана и его друзей А. Степанова и С. Кувшинниковой. Я подолгу стояла перед картинами Левитана “Волга” (слегка изменённый вариант картины «После дождя. Плёс»), «Уголок в Плёсе», «Крымский пейзаж», «Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой», «Тростники и кувшинки», а также перед картинами Кувшинниковой «Пейзаж с церковью», «Московский переулок» и другими.

На картине “Пейзаж с церковью” изображён типичный для природы средней полосы России вид: поросший травой и цветами луг, прудик, красивая белая колокольня церкви на фоне голубого неба. В 1888 году Левитан и Кувшинникова побывали на службе, которую вёл священник отец Яков в Петропавловской церкви. Удары старого, «охрипшего» колокола и молитвенные возгласы произвели на них сильное впечатление, и Левитан решил увековечить интерьер этой древней церкви. Вместе с Левитаном писала этюд и Кувшинникова.

Читайте также:
Оформление туристической визы в Таиланд на три и шесть месяцев

Весной 1894 года Левитан ездил за границу один. Вернувшись в Россию, он поехал на дачу, снятую Кувшинниковой в имении “Островно”, недалеко от города Вышний Волочок. Сюда Кувшинникова привезла с собою двух знакомых молодых девиц. Одной из них была будущая писательница Щепкина-Куперник. Появились здесь и гости из близко расположенного имения “Горка” – мать и две взрослые дочери. Мать – великосветская петербургская дама, Анна Николаевна Турчанинова, принадлежавшая к семье заместителя градоначальника Санкт-Петербурга, – очаровала художника. После длительной внутренней борьбы он влюбился в неё. Его многолетняя спутница крайне тяжело переживала измену друга, который тайком уехал за границу вместе со своей новой любовью. Так закончился восьмилетний роман и творческое сотрудничество Ильи Левитана и Софьи Кувшинниковой.

В музее размещена также экспозиция картин Алексея Степанова. Анималист, мастер пейзажа, член Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников, Алексей Степанов уже через несколько лет после окончания Училища живописи, ваяния и зодчества стал его преподавателем. Он рисовал иллюстрации к произведениям Антона Чехова и Дмитрия Мамина-Сибиряка, был художественным корреспондентом журнала «Природа и Охота». Ещё при жизни Степанова его картины выставлялись в Третьяковской галерее, Институте Карнеги в Нью-Йорке, на Всемирной выставке в Париже.

На занятиях анималистов Степанов учил рисовать животных с натуры. Для этого художник специально приносил в класс зверей и птиц. Степанов много охотился и свою мастерскую украшал ружьями и кинжалами. Один из его воспитанников вспоминал: «Натуру, пернатую или четвероногую модель, доставал обычно сам Степанов, отправляясь за ней иногда куда-то далеко за город». Он создал особый тип картин – небольшие по размерам полотна с мотивами деревенской жизни, где свежо и непосредственно представлены домики, лошадки и люди.

Алексей Степанов, Исаак Левитан и Софья Кувшинникова стали прототипами героев рассказа Антона Чехова «Попрыгунья» – доктора Коростелева, художника Рябовского и самой Попрыгуньи. После публикации рассказа живописец поссорился с писателем.

В экспозиции дома-музея Левитана размещена выставка личных вещей пейзажиста: запачканный красками подлинный мольберт, отреставрированные письменный стол и книжный шкаф, стоявшие когда-то в московской мастерской художника в доме купца С. Морозова, а также вещи, переданные музею потомками плёсского приятеля Левитана, купца И. Фомичёва (шахматы, каталоги выставок, альбомы, журналы, фотографии). В отдельной витрине выставлены личные вещи Левитана, подаренные родственниками художника Бирчанскими: палитра, коробочка для марок, наконечник трости.

В мезонине дома находятся мемориальные комнаты. Их обстановку помогла воссоздать внучка прежнего хозяина дома купца Солодовникова. В комнате, где жили Левитан и Степанов – личные вещи художников: дорожный мольберт и охотничья сумка Левитана, подаренные его племянниками, а также этюдник Степанова – дар дочери художника Нечаевой. На стене над столом – портрет Кувшинниковой, в другой комнате – пианино, подаренное художнице Солодовниковым.

От посещения музея у меня осталось чувство светлой радости и гордости за то, что мне удалось увидеть подлинники картин Левитана, написанных в Плёсе, и дом, где некогда жил талантливый мастер пейзажа.

Дом одного художника. Дом-музей И.И. Левитана в Плесе: история создания

Музей в России, который доносит живую намять о Левитане – Дом-музей в Плесе. Богатая история маленького городка в Ивановской области. Дух древности и живописнейшие окрестности. Картины И.И. Левитана, написанные в Плесе, история создания музея его имени.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.09.2017
Размер файла 20,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Магнитогорский Государственный Университет

Реферат по дисциплине

Дом одного художника. Дом-музей И.И. Левитана в Плесе: история создания

Выполнила: Абутаева Светлана, студентка 2 курса 205 группы

Проверила: Лехонина Ольга Владимировна

План

    Введение
  • 1. История создания Дома-музея И.И. Левитана в Плесе
  • 2. Картины И.И. Левитана, написанные в Плесе
  • Литература

Введение

левитан картина музей плес

1. История создания Дома-музея И.И. Левитана в Плесе

У Плеса – богатая история. Впервые упомянутый еще в Новгородской летописи, он активно строился, начиная с 1410 года, – как один из форпостов Владимиро-Суздальского княжества. Тогда же, благодаря удобному речному сообщению, Плес стал крупнейшим на Волге торговым центром. Интенсивная каменная застройка датируется второй половиной XVIII в. Железнодорожный бум. разразившийся в 1870-х годах, лишил Плес его прежней роли, и он превратился в заштатный город, живущий памятью о своем прошлом.

Этот дух древности и живописнейшие окрестности привлекли к Плесу внимание Левитана – в 1888 году художник открыл здесь “свою” Волгу. Приезжая сюда летом с С.П. Кувшинниковой и известным художником-пейзажистом, передвижником А.С. Степановым, он неистово работал.

Плес и Волга вдохновили Левитана на создание таких шедевров русской пейзажной живописи, как “Тихая обитель”, “Вечер. Золотой плес”, “Над вечным покоем” и др. Всего за три плесских лета Левитаном было написано около двухсот работ, включая 23 картинных полотна и многочисленные рисунки, эскизы, наброски.

В сущности, именно здесь он состоялся как самобытный художник. Левитан всегда тепло вспоминал этот город – и тогда, когда художническая судьба повела его открывать новые места, когда его позвали иные пейзажи.

Жил Левитан в Плесе в доме купца П. Солодовникова. После революции 1917 года дом был национализирован. К концу XX века, когда возникла настоятельная потребность организовать музей создателя русского “пейзажа настроения”, стало ясно, что зданий, непосредственно связанных с его жизнью, в России практически не осталось. Плесский дом избежал печальной участи других “домов” Левитана – поэтому и был выбран для увековечения памяти о художнике.

Дом-музей И.И. Левитана торжественно открыли здесь 25 августа 1972 года. Его экспозиция распадается на три отдела: первый зал посвящен творческому пути великого русского пейзажиста; во втором зале экспонируются его оригинальные работы (вкупе с работами С. Кувшинниковой и А. Степанова); наконец, наверху, в мезонине, где в свое время и жил Левитан со своими спутниками, находятся мемориальные комнаты, в которых бережно и любовно воссоздана бытовая обстановка конца 1880-х годов, когда Плес стал второй – волжской! – родиной художника.

Дом-музей – с первого же дня своего существования – превратился в место паломничества ценителей левитановского творчества. При этом уникальный исторический пейзаж не позволял останавливаться на достигнутом. Сам Плес, по существу, является огромным заповедником под открытым небом, сохранившим практически нетронутой городской ландшафт многовековой давности. Его основу составляют купеческие особняки, что немудрено – город был на протяжении четырехсот лет крупным торговым центром. В этих местах жил и работал художник-баталист В. Верещагин, проездом здесь бывал И. Репин.

Результаты кропотливой музейной работы не заставили себя долго ждать. На основе уже существующего Дома-музея И.И. Левитана в июне 1980 года был официально создан, а в октябре 1982 года открыт Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сейчас он включает в себя 108 городских памятников архитектуры, вошедший в него в качестве отдельного музейного подразделения Дом-музей И.И. Левитана, Музей пейзажа, Выставку народного и декоративно-прикладного искусства и пр. Через этот гигантский музейный комплекс ежегодно проходит около 130 тысяч человек – цифра впечатляющая.

Сотрудниками заповедника ведутся реставрационные работы, археологические изыскания, музейные фонды пополняются новыми экспонатами, открываются новые экспозиции. Большим событием в жизни музея-заповедника было открытие в 1997 году первого в России Музея Пейзажа.

За время существования Дома-музея И.И. Левитана его посетило колоссальное количество людей. По сей день многие преодолевают расстояние в тысячи километров, чтобы еще раз окунуться в атмосферу дома, где жил и работал художник, увидеть его замечательные работы.

Дом музей неоднократно был местом, где проводились научно-практические конференции Плесского музея-заповедника. Здесь с успехом проходят литературно-музыкальные вечера и другие мероприятия.

2. Картины И.И. Левитана, написанные в Плесе

По этюдам, написанным в Плесе, была создана первая крупная картина Левитана “После дождя. Плес” (1889). Особой мягкостью интонации, поэтичностью отличается одно из самых задушевных произведений художника “Вечер. Золотой Плес” (1889). Изображая как бы с высоты птичьего полета мерно несущую свои воды реку и ее пологие и обрывистые берега, художнику удалось передать то особое состояние тишины и покоя, которые воцаряются в природе в предвечерний час перед заходом солнца. Тончайшими цветовыми переходами мастер добился золотисто-розового свечения воздуха и иллюзии легкой влажности, когда предметы словно тают, теряя четкость очертаний. Чудный дар Левитана запечатлевать трудные для передачи едва уловимые красоты природы и создавать настроение в пейзаже обнаружился здесь в полной мере.

Работа “Березовая роща, задуманная еще до того, как Левитан нашел в Плесе “свою” Волгу, своим завершением – в представленном виде – обязана именно этому событию и принадлежит к “плесскому” периоду творчества художника.

Плесские белоствольные рощи, раскинувшиеся на холмах вокруг города, продиктовали Левитану композиционное и “техническое” решение. В этом произведении нашла свое отражение и выражение знаменитая левитановская “мотивностъ”: он был великим умельцем вложить в простейший природный “мотив” богатейшую гамму человеческих переживаний или превратить его в национальный образ. “Березовая роща” бросается в глаза своей очевидной импрессионистичностью; вместе с тем отношения с импрессионизмом у Левитана были достаточно непростые – он увлекался живописью барбизонцев и К. Коро, но к исканиям импрессионистов оставался, по большей части, холоден – до последних лет жизни, когда как-то “вдруг” ощутил себя первым русским импрессионистом.

Над вечным покоем – одно из самых глубоких, философски насыщенных произведений Левитана. Лето 1894 года Левитан и С. Кувшинникова проводили в Тверской губернии, близ озера Удомли. На этом озере художник и задумал свой шедевр. Древняя деревянная церковка перекочевала на полотно с одного из этюдов, сделанных Левитаном еще в Плесе. Картина представляет зрителю очевидную оппозицию вечности торжественной жизни природы и бренности человеческого существования. Полотно стоит несколько особняком в ряду пейзажей Левитана, для которых характерна пронизанность именно человеческими переживаниями, человеческим настроением, – здесь природа выступает совершенно самостоятельным целым (“божественное нечто”, как назвал ее однажды Левитан), рядом с которым все человеческие страсти выглядят смешными и ненужными. “В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием”, – писал о картине художник Третьякову, купившему и этот его шедевр. Любопытно: во время работы над картиной Левитан все время просил Куншинникову играть ему Героическую симфонию Бетховена.

Левитан был мастером изображения неба. Оно у него везде разное: грозовое, умиротворенное, ветреное, светящееся голубизной, наливающееся свинцом и пр. Всякая конкретная форма при этом обусловлена основным настроением данного полотна, а точнее – взаимообусловлена, то есть одновременно и диктуется этим настроением, и сама это настроение формирует.

Если художнику требовалось представить идеальный образ русской жизни – как это было при создании картины “Тихая обитель” (1890), – то и небо он писал в соответствии с этим: недвижное, вечное, почти благостное, с мирно застывшими над монастырем барашками облаков.

Если Левитан хотел дать зримый образ тишины – как это было при создании картины с характерным названием “Тишина” (1898), – то и сумеречное небо он писал “молчаливым”, в соответствии с мудрым молчанием заснувшей природы.

Работая над полотном “Над вечным покоем”, он решал иную задачу: показать одухотворенность самой природы, ее “отдельность” по отношению к человеку, объявившему себя ее царем. И здесь именно небо определяет это грозное и торжественное движение природы, ассоциирующейся с вечностью, которая заставляет художника не только трепетно преклоняться перед нею, но и ужасаться, страшиться, тосковать. Огромные массы облаков словно на странном параде величественно плывут перед нашими глазами. Их цвет меняется – от свинцового до розового, они, принимая причудливые очертания, дышат тайной жизнью, они полны грозных знаков.

Одной из лучших картин И.И. Левината по праву считается “Тихая обитель“, которая также написана в Плесе.

Когда “Тихая обитель” появилась на девятнадцатой передвижной выставке, Чехов писал сестре: “Был я на передвижной выставке. Левитан празднует именины своей великолепной музы. Его картина производит фурор. успех у Левитана не из обыкновенных”.

Художник погружает зрителя в созерцание затерявшегося среди лесов монастыря, церкви и колокольня которого купаются в лучах заходящего солнца и отражаются в тихой водной глади. В этих удивительных по красоте и ощущению благости образах художник словно воплощает свою мечту, идеальное представление о жизни, лишенной тревог и волнений, праздной суеты, жизни, подчиненной законам высшей гармонии, когда человеческое сливается с божественным.

Но если в картине “Тихая обитель” Левитан изображает мост, между берегами реки, служащий своеобразной метафорой, как мост, соединяющий мир обычной человеческой жизни и лучезарный берег, то в полотне “Вечерний звон” как будто отсутствует возможность такого соединения. Здесь река в своем плавном, словно круговом движении уходит мимо монастыря вдаль. Никогда еще в образах природы Левитан не достигал такой пронзительности в выражении сугубо личных переживаний и размышлений о жизни.

Литература

1. 1. Дом-музей И.И. Левитана, Плес // Художественная галерея. – 2005. – №56. – С.30-31.

2. http://more. nnov.ru/index. php? subaction=showfull&id=1111435273&archive=1122496244&start_from=&ucat=1&do=archives

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина как одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. История создания и особенности функционирования музея, направления его основной деятельности, экспонаты.

реферат [33,9 K], добавлен 27.11.2011

Художественный музей в городе Сочи: памятник архитектуры федерального значения, дворец, украшенный колоннадой и построенный в 1936 году по проекту архитектора И. Жолтовского. Разделы музея: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

реферат [1,7 M], добавлен 07.05.2009

История создания Гайнского музея. Деятельность Гайнского музея в изучении истории и культуры района. История формирования и содержания фондов музея. Сотрудничество музея с Камской археологической экспедицией. Пропагандистская деятельность музея.

дипломная работа [66,5 K], добавлен 04.02.2012

Русский музей как самый обширный музей русского искусства в мире. Произведения искусства, составляющие основу собрания художественного музея, процесс комплектования коллекции картин. Крупнейшие собрания отечественной живописи, скульптуры и пластики.

презентация [2,2 M], добавлен 16.11.2010

Биография скульптора, художника и графика Эрнста Неизвестного. История открытия Свердловского областного краеведческого музея, художественный анализ его экспозиций. Описание графических работ, скульптур и иллюстраций Э. Неизвестного как экспонатов музея.

презентация [3,3 M], добавлен 06.10.2015

Дом Инвалидов

СОБОР СВЯТОГО ЛЮДОВИКА ДОМА ИНВАЛИДОВ
Архитектор ЖЮЛЬ АРДУЭН-МАНСАР
1680–1706

Один из самых элегантных и величественных архитектурных памятников Парижа официально именуется собором Святого Людовика Дома Инвалидов. Его история началась с того, что Король-солнце озаботился судьбой своих ветеранов. Старые воины, терявшие способность к воинской службе по болезни, из-за ранения или просто в связи с преклонным возрастом, вместе с тем, как правило, теряли и средства к существованию. И монарх решил обеспечить им достойную старость.

Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Фрагмент главного фасада

Признаться, это решение было не столько проявлением верховной заботы о несчастных подданных, сколько результатом вполне прагматического подхода. Во-первых, вчерашние ратники не просто быстро нищали, но и пополняли собой армию попрошаек, воров, смутьянов и прочих деклассированных элементов. Проще и дешевле было собрать их в одном месте и кормить, чем вылавливать во время полицейских рейдов и потом сажать в тюрьму. А во-вторых, армия была, говоря нынешними словами, контрактной, а не призывной, и гарантии безбедного существования в старости могли стать дополнительным аргументом вербовщиков. Поэтому горячим сторонником идеи дома для ветеранов стал маркиз де Лувуа, военный министр короля.

Ансамбль Дома Инвалидов

Королевский эдикт 1670 г. запустил строительство комплекса. Место для него было выбрано не случайно. Требовалась большая свободная площадка на окраине да еще и недалеко от Сены, чтобы обеспечить удобное снабжение по воде. Плато Гренель подходило по всем параметрам, и уже на следующий год строительство началось.

В 1674 г. второй эдикт подтвердил монаршие намерения. «Мы сочли, что было бы благочестивым и справедливым деянием оградить от бедности и унижений тех несчастных офицеров и солдат наших войск, которые состарились или получили увечья на службе и ныне не только негодны для ее несения, но и лишены возможности заработать себе на пропитание». В том же году было закончено строительство жилых корпусов и прибыли первые поселенцы.

Вскоре Дом Инвалидов наполнился, а потом и переполнился: изначально он был рассчитан на две тысячи проживающих, но в 1714 г. давал пристанище уже четырем тысячам ветеранов армии. Кстати, название учреждения не должно вводить в заблуждение: речь идет не только об инвалидах в современном понимании, но и о просто состарившихся на воинской службе. Когда Пушкин опасался, что ему «в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид», он тоже имел в виду тогдашнее, более широкое значение этого слова.

Повседневная жизнь была строго регламентирована военно-монастырским распорядком дня. Питались по расписанию за огромными столами на 50 человек, носили униформу, работали в мастерских, соблюдали все религиозные церемонии и даже занимались строевыми упражнениями. В спальнях запрещалось курить и принимать пищу, а также пить вино. Женщины в помещения не допускались, но женатые постояльцы могли навещать семью два раза в неделю. Нарушители дисциплины подвергались штрафам и разнообразным наказаниям: от перевода на хлеб и воду до изгнания из учреждения – например, за богохульство.

Тем не менее наличие крыши над головой, медицинское обслуживание и гарантированное питание искупали все трудности. И потому получить право на проживание среди собратьев-ветеранов было весьма нелегко. Требовался воинский стаж не менее десяти лет (а с 1710 г. – двадцати) и рекомендация командира. Исключения делались в редких случаях для серьезно раненных или больных.

Учреждение имело большой успех и стало общеевропейским образцом заботы о бывших воинах. Двоюродный брат Людовика XIV, английский король Карл II, уже в 1681 г. основал для военных ветеранов Королевский госпиталь в Челси. А Петр I, побывавший в Доме Инвалидов в 1717 г., вскоре ввел в Российской армии пенсионную систему.

Сегодня Дом Инвалидов остается военным учреждением. Здесь находится резиденция военного коменданта Парижа, проводятся официальные церемонии и парады и по-прежнему живут ветераны. Огромная коллекция воинских трофеев, доспехов, оружия, знамен и игрушечных солдатиков хранится в Музее Армии, который тоже занимает помещения Дома Инвалидов.

Но все же славу парижской достопримечательности Дому Инвалидов принесла не достойная история, а великолепие его собора с богатым золотым куполом, ставшего одной из главных архитектурных доминант левого берега.

Когда Дом Инвалидов принял первых постояльцев, церковь для них только строилась. Ею занимался архитектор Либераль Брюан, автор проекта всего Дома Инвалидов. Но в 1676 г. Лувуа заменил Брюана молодым Жюлем Ардуэн-Мансаром, который не только довел до конца строительство солдатской церкви, но и представил проект собора, фактически служившего королевской капеллой.

Брюану с его скучноватой и несколько монотонной архитектурой не удалось в должной мере прославить достоинства Короля-солнце, заботливого покровителя своих подданных. Ардуэн-Мансар с лихвой компенсировал недостаток пышности и славы.

Легенда гласит, что архитектору была дана всего неделя для разработки первоначального проекта, что, конечно, недостаточно для такого важного и сложного сооружения. И тогда он обратился к неосуществленному проекту своего двоюродного деда, знаменитого Франсуа Мансара, который планировал построить для Бурбонов усыпальницу в Сен-Дени. Чертежи предка достались его внучатому племяннику по наследству. Он несколько переработал дизайн церкви и представил на высочайшее утверждение, которое и было получено.

Дом Инвалидов. Северный фасад и продольный разрез. Гравюра XVIII в.

Традиция крестово-купольных церковных сооружений, столь привычная для России и христианского Востока, на Западе долгое время являлась экзотикой – здесь господствовала базилика, удлиненное здание, разделенное на части продольными рядами колонн. Тем не менее Ардуэн-Мансару было на что опереться. Главная католическая церковь, собор Святого Петра в Риме, была крестово-купольного типа, как и знаменитая Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. Да и знаменитый старший родственник пробовал свои силы в этом жанре, построив в парижском квартале Маре церковь Посещения Девы Марии.

Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Разрез

В плане собор Дома Инвалидов представляет собой равносторонний греческий крест, вписанный в квадрат и увенчанный посередине куполом. Собственно, это несколько упрощенная схема Браманте для собора Святого Петра в Риме. Традиционно угловые капеллы были доступны взгляду только из нефов, а не из центрального подкупольного пространства, отделенного от углов мощными пилонами. Ардуэн-Мансар же прорезал эти пилоны диагональными проходами, открыв тем самым угловые капеллы к середине храма и доведя центрический план до совершенства.

Еще один архитектурный трюк Ардуэн-Мансар применил при строительстве купола. Он приподнял его огромным барабаном с двумя рядами из двенадцати окон да еще и установил сверху фонарь с высоким шпилем, что театрально подчеркнуло его вертикальную направленность.

Но такая конструкция, довольно традиционная, так же традиционно рождала проблему освещения купольной росписи изнутри. Если довольствоваться только окнами барабана, то роспись становилась видимой фактически против света, а если добавить для лучшего освещения центральное отверстие под фонарем, то посреди композиции, в самой ее кульминационной точке оказывалась дырка.

Архитектор применил остроумное сочетание двух куполов. Один, внутренний, освещался окнами нижнего ряда и имел большое отверстие посередине, через которое была видна центральная часть внешнего купола, освещенная невидимыми изнутри окнами второго ряда – их посетителю храма заслоняет внутренний купол.

Великолепно собор выглядит и снаружи, причем здесь внук еще кардинальнее переработал проект деда. Обобщенно форма собора состоит из трех простых геометрических тел: на куб внизу поставлен цилиндр, который увенчан полусферой. Такое сочетание рождает известную проблему соединения куба и цилиндра, потому что если положить круг на квадрат, то часть его неизбежно будет провисать. Перекрытия выступающих углов куба архитектор сделал невидимыми с уровня земли и тем самым избежал задачи сложного сопряжения несхожих объемов.

Другие новации он применил при проектировании барабана. Начать с того, что на барабанах никогда не применялся аттик, второй этаж выше карниза, а здесь он был необходим для устройства хитрого освещения купола изнутри, о котором мы только что рассказали. Кроме того, вместо традиционного чередования окон и несущих конструкций Ардуэн-Мансар позволил себе оставить контрфорсы только по углам, там, где они действительно нужны для поддержки купола. Поэтому четыре окна из двенадцати оказались ими обрамлены, а остальные восемь объединены попарно.

Это повлекло за собой неожиданное для классической архитектуры отсутствие окна над главным входом. Барабан как бы повернут вокруг своей оси на 1/24 окружности, и потому над острием фронтона вместо окна оказалась пара колонн. Более того, архитектор подчеркнул свое смелое решение тем, что фонарь на самом верху купола тоже смотрит на зрителя не отверстием, а угловой гранью. И что удивительно, такой переход от углублений на первых двух этажах к заполненному пространству на следующих вовсе не нарушает центральный акцент главного фасада. Чувство меры и художественный вкус оказались выше академических правил.

Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Роспись купола

Как и положено королевской церкви, собор Дома инвалидов богато украшен и внутри и снаружи. Военная тематика отразилась в стилизованном изображении военных трофеев на позолоченном куполе. О династии Бурбонов напоминают три королевские лилии на центральном фронтоне. А статуи Людовика Святого и Карла Великого (соответственно слева и справа от входа) свидетельствуют о величии королевского дома, славного грандиозными деяниями этих монархов.

Кстати, Людовик Святой осеняет входящих терновым венцом – намек на историю Сент-Шапель. А Карл Великий, коронованный в свое время императором, держит в левой руке державу, символ императорской власти. Понятное дело, отблеск славы венценосных предков падает и на Короля-солнце – такая вот монументальная пропаганда XVII века.

В 1840 году в соборе Дома инвалидов захоронили прах Наполеона, умершего в изгнании на далеком острове Святой Елены. Позднее его могила была устроена с подобающей пышностью, и с тех пор не прекращается поток желающих поклониться памяти императора.

Дом инвалидов в Париже

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_19239″>

Если посмотреть сверху на монументальные здания и ландшафтную красоту прилегающей территории, то ни за что не подумаешь, что все это величие называется Домом инвалидов. Масштаб строений, их количество, огромная дворовая площадь, интересная архитектура свидетельствуют о достойном внимании и уважении французских королей к тем, кто нуждался в помощи и заботе. Этот комплекс, который можно назвать мини-городком, служит примером всем властителям мира сего, как надо было отдавать дань уважения солдатам, получившим инвалидность при защите короля и, в его лице, государства.

История

Хотя в нем присутствует немало наполеоновских символов, в том числе, его прах, заслуга в идее строительства и возведении Дома принадлежит королю Людовику XIV. Наблюдая на улицах Парижа бывших военных в роли многочисленных попрошаек, он в 1670 году издал указ о строительстве приюта для молодых воинов-инвалидов и уже состарившихся солдат-пенсионеров.

Такое решение не только спасало положение, но значительно поднимало престиж армии в глазах еще не воевавшей молодежи.

В пригороде Гренель был выбран пустырь, а работу над претворением идеи в жизнь осуществлял придворный архитектор Брюану. Через 4 года выросли жилые, служебные, госпитальные здания, было оборудовано 5 дворов, и первые инвалиды, ветераны заселились в 1674 году. Но строительство продолжалось еще много лет, и к 1710 году Дом инвалидов превратился в настоящий город, населенный 4000 ветеранов.

Здесь существовал свой устав, строго подчиненный церковным и военным правилам. Были открыты гобеленные, гравюрные и сапожные мастерские, в которых трудились обитатели Дома. Всех желающих новая обитель не могла вместить, поэтому был введен регламент заселения: первоочередное право имели ветераны со стажем армейской службы не менее 10 лет. Но это не касалось тяжело раненых, получивших глубокую инвалидность, и серьезно больных, нуждающихся в уходе.

Архитектура

Полностью законченное грандиозное сооружение поражало своими масштабными размерами (400х450м), только длина главного фасада с видом, выходящим на Сену, составила 196 м. Величественно выглядел 107-метровый позолоченный купол церкви, ставшей неотъемлемой частью ансамбля. Она (церковь) строилась почти 30 лет и являет собой оригинальную конструкцию по сути двойного собора: в нефе расположена солдатская церковь, а за перегородкой из стекла –королевская, сияющий золотом купол которой виден издалека. Собору, возведенному в классическом стиле, дано имя Святого Людовика в честь короля, позаботившегося о своих искалеченных войнами подданных. Вход в него украшают военные флаги и транспаранты разных стран, добытые как трофеи в боях.

Ряд стройных колонн придают собору легкость и изящество; купол своим декором, ажурными решетками ограждений, четырехугольной башенкой купольного фонаря и конусным шпилем напоминает драгоценную царскую шапку Мономаха. Двойную конструкцию купола создал архитектор Мансар, расположив в нижней внешней части большие окна, через которые освещается внутренняя роспись. Вся купольная часть в 1989 году была покрыта новой позолотой, на которую ушло 12 кг. золота.

Перед комплексом зданий расположена огромная (500х250м) площадь, официально именуемая Эспланадой инвалидов, идущая от набережной Сены и моста Александра III к центральному фасаду. Ландшафтный архитектор Робер де Кот разработал проект великолепных газонов и фигурных аллей, превративших некогда пустующее пространство в прекрасный рукотворный пейзаж. Все жилые и служебные корпуса выстроены также в строго классическом стиле, прекрасно вписываясь в величественный ансамбль окружающей территории.

Дом инвалидов сегодня

Начиная с 1777 года, архитектурный комплекс постепенно утрачивает статус места призрения инвалидов и пенсионеров, а приобретает черты музейного объекта. Сначала был организован Музей военных экспонатов, которые доставили из Лувра; позже здесь открылся Музей Артиллерии. Его объединили в 1905 году с Историческим Музеем армии, и сейчас это единый Музей армии, занимающий довольно солидную часть комплекса.

Открыты для посещения еще 2 музея – Ордена Освобождения и Современной истории, экспозиции которых иллюстрируют военные сражения, отражают мощь французских ВС. Непосредственно у входа, еще с подачи Наполеона, неоднократно посещавшего Дом, у самого входа был установлен ряд артиллерийских пушек, отечественных и трофейных, в качестве символов триумфальных побед императора.

В соборе Святого Людовика находится прах заслуженных военных деятелей страны. Здесь в 5 гробах похоронены привезенные с о. СВ. Елены останки Бонапарта. Их установили в саркофаг на зеленом гранитном постаменте. Восемь напечатанных золотом слов на мраморе у постамента обозначают военные победы великого императора. Рядом размещена семейная усыпальница родственников, в которой похоронены его сын, братья Жером и Жозеф. Здесь покоится прах прославленных маршалов и генералов: Тюррена, Вобана, Фоша, Льетея, Дюрона и Бертрана.

Но наряду с этим, на этой территории, как и много лет назад, живут в военном госпитале ветераны прошлых и современных войн.

В дни особых праздничных торжеств государства из 18 раритетных пушек, установленных у северного входа, гремит салют пушечных залпов.

Воспользуйтесь услугами kiwitaxi и в аэропорту, в указанное время, вас будет ждать водитель, поможет с багажом и оперативно доставит вас в отель. Доступны несколько классов авто – от эконом до Minibus на 19 мест. Цена фиксированная и не зависит от количества пассажиров и адреса в пределах Парижа. Такси из/до аэропорта – удобный и комфортный способ добраться до нужного места.

Дом инвалидов в Париже. Архитектура и дизайн интерьера

Дом инвалидов в панораме Парижа. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

Одной из архитектурных достопримечательностей Парижа является комплекс зданий, относящихся к Дому инвалидов. Он включает в себя корпуса здания больницы и большой собор (с уникальным куполом), включенный в единую композицию. Купол собора, один из самых значительных образцов французской архитектуры барокко, был расписан известными художниками эпохи Людовика XIV, среди которых: Пьер Миньяр, Антуан Куазево (Coysevox), Гийом Кусту (Coustou) и др. В крипте собора хранится порфировый саркофаг с останками Наполеона I. Гробницу окружают двенадцать статуй скульптора Жана Жака Прадье, символизирующие победы императора.

Дом инвалидов в Париже. Перспектива собора. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

История возникновения сооружения связана с именем короля Франции Людовика XIV, издавшего в 1668 г. указ о начале строительства Дома Инвалидов.

На его основании предполагалось возвести здание на 7000 ветеранов – участников многочисленных войн короля. Большинство из них остро нуждалось в помощи и лечении, не говоря о том, что вело нищенское существование. Косвенно, указ способствовал, как бы сейчас сказали, укреплению престижа военной службы. Для строительства комплекса был выбран равнинный участок земли в западном пригороде Парижа (ныне – один из центральных округов, недалеко от Эйфелевой башни). План строительства отличался строго функциональной направленностью и находился в соответствии с архитектурной практикой своего времени. Жилые и лечебные корпуса размещались по прямоугольной сетке вокруг большого центрального двора. С одной стороны находился вход в здание церкви, с другой – главный вход в комплекс.

Дом инвалидов в Париже. Главный вход. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

Открытое пространство (площадь) от Сены до главного входа было создано еще в XVIII веке.

Вход представлен величественным арочным порталом, воссозданным после традиционных разрушений времен французской революции (связанных с присутствием в нем скульптур, прославляющих Людовика XIV). Это – единственные украшения главного фасада (протянувшегося почти на 200 м.) — места где располагалась администрация. Остальные три стороны сформированы двухэтажными зданиями с аркадами в двух уровнях. Их регулярный облик лишь кое-где прерывается входами в центре каждой стороны. На первом этаже размещались лечебные корпуса и столовые, вокруг которых группировались общежития с комнатами по 6 – 8 чел. для солдат, и по 2 – 3 чел. для офицеров. В одном из зданий размещалось помещение пекарни, в другом, жили священнослужители. Здание Дома инвалидов было построено в рекордно быстрые сроки, с 1671 по 1678 гг. Тому способствовала модульность конструкций, допускавшая параллельное возведение строений.

Комплекс зданий рассчитанный на 7000 чел. был подобен небольшому городу, и подразумевал наличие собора или церкви. Ее функции, поначалу, выполняла солдатская церковь Сен-Луи, имеющая длинный прямоугольный план с каменным сводчатым нефом и боковыми проходами. Ее интерьер, как и внешний фасад комплекса, был лишен отделки. Со двора здание церкви, практически, не видно. Видимое же из любого места Парижа сооружение с большим золоченым куполом было создано чуть позднее. Это – здание собора, связанное с солдатской церковью через специальный проход. Сейчас, попасть в собор можно только с наружной стороны, вход со стороны старой церкви закрыт.

Дом инвалидов в Париже. Внутренний двор корпусов. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

Собор – весьма примечательное, с точки зрения архитектуры и дизайна интерьера, сооружение.

Он настолько отличался от солдатской церкви, что существовало предположение о том, что их проектировали разные архитекторы. Но, архитектор был один. Его имя – Жюль Ардуэн-Мансар. Он приходился племянником знаменитому архитектору Франсуа Мансару. Строительство собора и купола было начато еще до завершения возведения солдатской церкви. Оно длилось дольше, и было, в основном, завершено к 1691 г. Интерьерные работы продолжались, по крайней мере, до 1706 г.

Дом инвалидов в Париже. Купол собора. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

План собора представляет собой круг, вписанный в квадрат, по краям которого размещаются четыре часовни. Он симметричен относительно обеих поперечных осей и диагоналей. Интерьер сооружения кажется «вырезанным» из кубических блоков каменной кладки. В целом, фасад церкви и купол соответствуют архитектурной стилистике иезуитских церквей своего времени. Однако, с целью улучшения освещения и видимости росписи, Ардуэн-Мансар использовал вместо одного – три «вложенных друг в друга» купола. Подобная практика стала характерна для барочной архитектуры после того, как ее впервые успешно применил во Флоренции великий ренессансный архитектор Филиппо Брунеллески. Внутренний купол имеет большое отверстие в центральной части, через которое виден средний, содержащий роспись. Наружный купол, помимо ограждающей, выполняет функцию скрытого освещения, создающего необычный, таинственный эффект «парения» изображения, имитирующего небесный свод.

Дом инвалидов в Париже. Деталь купола собора. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

Купол Дома Инвалидов является одним из самых высоких, среди аналогичных зданий, в мире.

Его шпиль находится на высоте более 107 м. над уровнем земли. Основные декоративные элементы конструкции позолочены. После французской революции, значительная часть внутренних украшений купола собора оказалась разрушенной и требовала реставрации. Та же участь постигла главный алтарь, разрушенный в 1790-е годы, и восстановленный по проекту архитектора Висконти. Он же реконструировал и гробницу Наполеона, расположив ее на нижнем этаже. Для этого пришлось вырезать круглое отверстие в полу (чтобы избежать несоответствия с формой собора). Для саркофага был выбран редкий образец красно-фиолетового порфира привезенный из месторождения в России. Перезахоронение останков императора состоялось на церемонии 3 апреля 1861 года.

Дом инвалидов в Париже. Алтарь собора. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар

К 1968 г. в Доме инвалидов оставалось не более 100 чел. Больница стала, прежде всего, центром лечения паралича и реабилитации людей, перенесших серьезные операции. К настоящему времени, в комплексе Дома инвалидов размещено несколько музеев. Начало коллекции было положено в 1777 г., когда на территорию Дома были перевезены из Лувра экспонаты военной тематики. В 1872 г. здесь открылся Музей Артиллерии, который в 1905 г. был совмещен с Музеем истории Армии, получив название Музей Армии. Вместе с Музеем Ордена Освобождения и Музеем Современной Истории, они составляют настоящую часть экспозиции.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Д.Хансера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: