Фотографии Аббатства Мельк

Отзыв: Мелькское Аббатство (Австрия, Мельк) – Архитектурный торт из долины Вахау

Крупное золотое месторождение Нижней Австрии находится в долине Вахау. И хотя о данном месторождении не знают никакие геологи, оно регулярно приносит немалый доход этому региону. Доход от туризма и садоводства. Залежи настоящего золота здесь, конечно отсутствуют, но зато есть оранжевое, съедобное золото, растущее на деревьях: абрикосы, или, как их называют австрийцы, marillen. Из абрикосов, кроме традиционного джема, делают нектары, ликеры, настойки. Джем из Вахау, кстати, употребляется для пропитки австрийских аутентичных фирменных тортов «Захер». А еще здесь дивные виды с обоих берегов Дуная, моря виноградников (фактически, винная индустрия Австрии зарождалась именно здесь) и прелестные городки с прекрасными образцами старинной архитектуры.

После этого предисловия, наверное, стало понятно, почему мы с мужем решили провести часть летнего отпуска в долине Вахау. Несколько часов из нашей поездки были отданы одной из главных достопримечательностей этого региона – Аббатству, расположенному в городе Мельк. А после визита в Аббатство мы уделили внимание и самому городу.

Аббатство, в котором живут и работают трудолюбивые монахи-бенедиктинцы, возвышается над историческим центром города Мелька и напоминает огромный праздничный торт, обильно намазанный желто-золотистым кремом. Наружные украшения и начинка у торта – в стиле барокко. «Кондитеры» на начинку явно не поскупились. Доза барокко в Аббатстве, извините за выражение, просто убойная. Такая внутренняя отделка не снилась многим королевским дворцам.

Всем тем, кто приезжает в Мельк на машинах, Аббатство предоставляет большую бесплатную парковку. Нас это очень порадовало. Та же парковка пригодится и при осмотре города: перегонять машину никуда не надо. Имейте в виду, что кратчайший путь от Аббатства до центра проходит по лестницам: Аббатство построено на довольно высокой скале.

На въезде в историческую часть Мелька советую ориентироваться только на указатели, ведущие к монастырскому паркингу, а не на почтовый адрес Аббатства. В противном случае навигатор начнет кружить вас по узким улочкам, безжалостно «съедая» ваше время.

От паркинга к Аббатству также нужно идти по лестнице. К ступеням на обратной стороне лестницы прикреплены таблички с изречением Святого Бенедикта: «Слушай, и ты придешь», а также напоминание о том, что Аббатство внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отмечу, что кроме Аббатства, в список ЮНЕСКО также включена и вся долина Вахау.

Аллея, засаженная деревьями-зонтиками, ведет к билетным кассам:

Вход на территорию обители охраняют Святой Леопольд и Святой Коломан – второй и первый небесные покровители Австрии. В руке у Коломана макет монастырской церкви. Гробница данного святого находится здесь же – в Аббатстве.

Комплекс зданий, который нам предстояло увидеть, датируется XVIII веком. Он появился на землях, принадлежавших маркграфу Леопольду II из династии Бабенбергов, которые тот в далеком XI веке передал монахам-бенедиктинцам, ранее обитавшим в Ламбахе. Кстати, в Привратном дворе осталась высокая башня «времен Бабенбергов». Иными словами, Аббатство значительно старше построек, которые ныне видят туристы.

Жизнь Аббатства протекала по принципу «взлет-падение». В анамнезе фигурировал и кризис с долгами, разрухой, раздорами среди монашеской братии и вольным отношением к монашескому уставу, случившийся в XV веке, и реноме передовой бенедиктинской обители, приобретенное в результате успешно проведенных реформ.

А в 1700 году его настоятелем стал энергичный Бертольд Дитмайр, поставивший цель сделать Мельк одним из самых влиятельных духовных и политических центров страны. И начал он…с глобальной перестройки обители в стиле барокко.

Для изменения облика Мелька он пригласил замечательную плеяду авторитетных специалистов своего времени. Здания проектировал архитектор Якоб Прандтауэр. Их внутренний облик придуман известным венским театральным архитектором и оформителем Антонио Бедуцци. Фрески – творения Роттмайра и Трогера, лепнина – Иоганна Пёка…

Как видно на схеме, Аббатство занимает довольно обширную территорию, превращенную стараниями монахов-бенедиктинцев в чудесный сад и, извините за далекую от религии терминологию – в процветающее предприятие.

Бизнес Аббатства – это травяные настойки, джемы, нектары и крепкие напитки из абрикосов, выращенных на принадлежащих ему земельных участках в долине Вахау, вина с собственных виноградников, а также ресторан и кафе.

Входной билет для взрослого человека стоил 11 EUR. Еще до поездки в Аббатство меня интересовал вопрос о возможности фотосъемки его интерьеров: такие фантастические пышность и блеск, естественно, хотелось запечатлеть на память. Но информация в разных источниках была противоречивой: в одних писали, что фотосъемка запрещена; в других – что подобный запрет касается только библиотеки, в третьих – что можно фотографировать только церковь.

Соответственно, момент истины должен был проясниться только «на месте» – в билетной кассе. Дама, у которой мы покупали билеты, огласила худший из вариантов: снаружи можно фотографировать все, что угодно, внутри – НИ-ЧЕ-ГО!

Огорченные такой драконовской директивой, мы направились во двор Прелатов, из которого, собственно, и можно попасть во все помещения, доступные для туристов.

В давние времена на месте фонтана, стоящего в данном дворе, находился другой фонтан, названный в честь Святого Коломана. Этот фонтан монахи подарили городу Мельку, а его заменил нынешний фонтан, перевезенный из закрывшегося монастыря в Вальдхаузене.

Во дворе Прелатов меня смутила инородность фресок на фасадах корпусов Аббатства. Как выяснилось, это действительно современная «художественная самодеятельность», появившаяся при реставрации.

Читайте также:
Дешевые Авиабилеты из Нижнего Новгорода в Сочи

Из мало рекламируемых достопримечательностей Аббатства я в первую очередь назову арочный проход, ведущий к Императорской лестнице и церкви:

Пока еще существует легальная возможность, фотографируем Императорскую лестницу и украшающую ее скульптурную композицию. Название лестницы объясняется очень просто: в Аббатстве существовали покои для ночлега и проживания высочайших особ.

На лепном медальоне, расположенном сзади от композиции, по-латыни начертан девиз императора Карла VI «С постоянством и мужеством». К слову, Аббатство полюбила и эрцгерцогиня Мария Терезия, правление которой для австрийцев значило примерно столько же, как правление королевы Виктории для Британии или правление Екатерины II для России.

В музее Аббатства возникла отвратительная ситуация, которую можно отнести к категории «двойные стандарты». Смотреть его вместе с нами пришла большая компания китайских туристов. Служители, проверявшие входные билеты и «запускавшие» публику в залы, увидев у них фотокамеры, палки для селфи и прочие инструменты для съемки, с легкостью разрешили им снимать экспонаты, а нам и туристам из других государств было сказано: No photo.

Когда в идентичных условиях одним говорят «welcome», а другим – «no pasaran», считаю подобное отношение недопустимым. Уж если где-то что-то запрещено, то это должно быть запрещено ДЛЯ ВСЕХ. Без исключений. И видя уникальные музейные экспонаты, среди которых имеются настоящие шедевры, и которые беспрепятственно, один за другим, снимали китайцы, мы были сердиты как никогда.

Ходя по залам, я пыталась понять, в чем истинная причина табу на фотосъемку помещений Аббатства. Общие меры безопасности? Чепуха. И стены, и потолки буквально облеплены видеокамерами, поэтому любой посетитель оказывается под полным контролем. Гипотетический вред, причиняемый фотовспышкой? Так запретили бы только этот вид съемки, как практикуется во многих музеях. Опасение, что какие-то люди, увидев отснятые кем-то фото Аббатства, удовлетворятся заочным знакомством, решат сэкономить на путешествии и не посетят монастырь? Абсурдно! Я бы, пожалуй, даже сказала – дремуче. Желание воспрепятствовать тем, кто хочет несанкционированно торговать своими снимками? На самом деле, такая проблема успешно «лечится» на юридическом уровне. Чьи-то непристойные фотосессии в каком-то из помещений? Тогда наказали бы именно тех, кто виновен; причем тут все остальные?

Ключ к разгадке обнаружился в самом конце – в большом сувенирном магазине на выходе. Открытки! Открытки с изображениями залов, экспонатов и церкви, подчеркну, не самого лучшего качества, продаваемые по 0,55 EUR за штуку. Запрет обусловлен только заботой о собственном кошельке.

Насколько я видела, туристы гораздо охотнее покупали «жидкие» сувениры – бренды Аббатства, а вот открытки, из всей стоящей в кассу толпы, кроме меня, приобрела еще одна женщина – и только две штуки. Уж если Аббатству так хочется дополнительного дохода, хотя его трудно назвать бедствующей организацией, оно вполне могло бы брать деньги за фотографирование. Например, 10 EUR. И те, кто хочет – покупали бы такую лицензию (уверена, она была бы востребована!), а кто не хочет – открытки.

Поэтому для показа архитектурно-художественного «контента» Аббатства я далее буду использовать купленную ОТКРЫТКУ, которую мы ПЕРЕФОТОГРАФИРОВАЛИ в домашних условиях.

Среди произведений искусства, которыми владеет Аббатство, мне было очень приятно видеть работу одного из моих любимых художников, любимых еще с тех пор, когда я ходила в школу – «Мадонну в винограднике» Лукаса Кранаха.

Не каждый католический монастырь может похвастать такой ценнейшей и обширной библиотекой, как Мелькское Аббатство. Тем более, библиотекой с такой роскошной отделкой. Храм Книги – иначе и не назовешь. Впрочем, библиотека в бенедиктинских монастырях традиционно являлась культовым местом.

В фондах библиотеки хранится около двух тысяч раритетных рукописей, ряд из которых появился на свет намного раньше, чем само Аббатство, и около 700 инкунабул – редчайших книг, изданных за период, отсчитываемый от момента начала книгопечатания до 1501 года. Всего же в библиотеке насчитывается около ста тысяч томов. Библиотека в Мельке, отмечу, не музейная: имеющиеся в ней книги выдаются научным работникам. Также при Аббатстве много веков существует гимназия.

До чего же великолепны, просто божественны потолочные росписи – хотя бы в той же библиотеке, не говоря уже Мраморном зале! По внутренней отделке Аббатство достойно выдержит конкуренцию со многими королевскими резиденциями. Поэтому табу на фотографирование расстраивает до слез. Особенно, когда некоторым туристам непонятно за что дают какие-то привилегии.

Единственное место внутри Аббатства, где, слава Богу, можно фотографировать – терраса, соединяющая Мраморный зал с библиотекой:

Исторический центр Мелька, Дунай и его протока, долина…Каждый пейзаж по-своему чудесен:

Женская картонная фигура, стоящая в церковном дворе – та самая эрцгерцогиня Мария Терезия. А статуя – все тот же Святой Коломан.

Еще одной интересной архитектурной деталью Аббатства я считаю винтовую лестницу, предназначенную для прохода в церковь. У этой лестницы есть небольшой секрет: зеркало, из-за которого она кажется бесконечно длинной.

Церковь Аббатства, освященную в честь апостолов Петра и Павла, мы застали в процессе реставрации фасада, когда одна из ее башен была закрыта строительными лесами и затянута сеткой.

Но даже при этих временных загромождениях нетрудно понять, почему она считается одним из самых красивых храмов Австрии:

Читайте также:
15 лучших отелей Сочи всё включено с бассейном и пляжем - цены 2022, фото, отзывы, карта

От обилия позолоты, украшающей церковь, слепило глаза. Алтарь венчала огромная золотая корона. А фрески работы Роттмайра, написанные по эскизам Бедуцци, выглядели как захватывающее театральное действо. При виде этих блистательных росписей терялся дар речи.

Несколько туристов, которых, извините за выражение, тоже достала дискриминация посетителей по принадлежности к определенной стране, включили свои аппараты и вместе с китайцами стали фотографировать храм в открытую.

Мой муж, также устав от двойных стандартов и не выдержав искушения этой церковной роскошью, подпольно сделал, не привлекая к себе внимания, «на удачу» один кадр:

И таким же контрабандно-конспиративным методом мы сфотографировали фреску в зале Бенедикта:

На территории Аббатства разбит большой живописный парк. Но мне, если говорить откровенно, понравились только отдельные его уголки.

Главная его часть обустроена на уровне парков королевских резиденций.

На одной из дорожек мы обнаружили забавную компанию ворон, сделанных из керамики:

В парке есть и такие «непричесанные» места, которые выглядят практически как лес:

Кое-где установлены современные скульптурные композиции, далекие и от эпохи барокко, и от религиозной тематики:

Из парка, как и с террасы Аббатства, также открываются приятные виды на город, но это в основном виды на обычные жилые кварталы:

На конверте, в который мне в сувенирном магазине вложили купленные открытки, напечатано высказывание Марии Терезии по поводу ее визита в Аббатство: «Я сожалела бы, если бы не побывала здесь». И я готова подписаться под этими словами.

Мельк — город и монастырь

Мельк — цель практически каждого туриста, знакомящегося с Австрией вокруг Вены. Обязательный пункт маршрутов экскурсионных туров, ТОПовый обьект всех известных путеводителей заставляет сюда приехать индивидуалов. Когда говорят «Мельк», имеют как правило ввиду аббатство Мельк, которое и принесло славу городу. Но ведь название монастырь получил по названию городка, над которым расположен на живописной скале.

Не знаю, хватает ли времени всем организованным туристам на посещение этого небольшого провинциального городка, но индивидуальные туристы спуститься на его улочки уж точно не забывают. Оживление на улицах столичное.

Расположение аббатства на гранитной скале, возвышающейся над городом и над рекой, наводит на мысль, что на этом месте должен был бы быть замок, уж очень диспозиция идеальна. И ведь так оно и есть — замок был. Построил его маркграф Леопольд I в. 976 году, сделав Мельк своей резиденцией. Более 100 лет его наследники украшали и расширяли замок, собрав много сокровищ, а в 1089 набожный маркграф Леопольд II передал замок монахам-бенедиктинцам. Хотя по договорённости династия Бабенбергов могла в любое время, в случае необходимости, использовать крепость-монастырь как опорный пункт, а также монахи должны были заботиться о родовой усыпальнице княжеского рода. Владельцы замка собрали огромную коллекцию манускриптов, произведений искусства и церковных ценностей, которая составила основу будущей библиотеки и сокровищницы монастыря. От замка сохранилась только одна башня, которая примыкает к фасаду здания монастыря в Привратном дворе.

Бывшие крепостные ворота были в 1718 году переделаны в портал монастыря, ведущий в Привратный двор. Портал со статуями св. Леопольда и св. Коломана с двух сторон окружен бастионными укреплениями, а въездные ворота увенчаны звездой.

В 1297 году сильный пожар полностью уничтожил почти все постройки монастыря. Недосчитались и большей части хранившихся там старинных рукописей. Хотя решение отстроить заново этот важнейший монастырь было принято на папском уровне, начало реконструкции постоянно откладывалось. То неурожаи, то чума, то войны с Турцией, а то и сами святые братцы переругаются, как во время церковного раскола 1378–1417 годов. В середине XVI века даже думали закрыть полностью бенедиктинский монастырь, по причине того, что в его помещениях с трудом нашли 9 монахов.
Пересилило всё же мнение монастырь возродить, и с этой целью в Мельк в 1566 году прислали нового аббата Урбана Пентаза. Урбан оказался неплохим менеджером, расплатился с долгами, подлатал кое-какие здания, увеличил численность персонала и вновь записал обьект в список важных мест региона. Но всё же средств не хватало, и ещё почти 140 лет сам монастырь оставался невзрачным, со следами старой разрухи.
Генеральная перестройка всего монастыря началась в 1702 году, и в 1746 году он предстал во всём своём сегодняшнем великолепии.

Главным архитектором назначили известного Якоба Прандтауэра, проектировать интерьеры поручили Антонио Бедуцци, сей итальянец уже достаточно зарекомендовал себя в Вене, где оформлял театры и богатые особняки. В 1738 году, правда, сгорели практически все крыши, а также ряд помещений монастыря, но бедствие не помешало к 1746 году закончить полностью реконструкцию.

Спокойное течение дальнейшей монастырской жизни на протяжении последних трёх столетий нарушил только Наполеон, который 10 ноября 1805 занял обитель. Сначала он решил организовать здесь полевой госпиталь. Вскорости здесь произошла трагедия — 14 декабря 1805 года в одном крыле случился пожар, где французы держали около трехсот российских солдат-военнопленных, все они погибли в огне.
В начале 1806 года французские солдаты превратили монастырь в крепость, разместив войска и пороховые склады, только чудом не произошло дальнейших пожаров и разрушений.
Из Привратного двора переходим в огромный Прелатный двор, длина которого 84 метра, а ширина 42 метра.

Читайте также:
Где находится Как добраться из аэропорта Эйндховена до Амстердама. Местоположение на карте Амстердама и описание

Поездка из Вены. Аббатство Мельк.

Когда стало понятно, что мы все же летим на «Евгения Онегина» и задержимся в Вене на выходные, я сразу начала думать, как нам провести субботу. Оставаться в Вене не хотелось — я не очень люблю этот город, который в субботу к тому же совершенно тонет в туристах. Ехать смотреть Линц или Грац тоже не хотелось — после зимнего визита в Инсбрук и Зальцбург я пришла к выводу, что Австрия — страна абсолютно не моя, и что все австрийские города похожи друг на друга и мне этой похожестью не близки. Плыть в Братиславу? Ехать в Будапешт? Баден? Братислава не привлекает, в Будапеште я была раз наверное пять точно, в Бадене была однажды, но желания вернуться не возникло. Короче говоря, перебрав кучу вариантов, я остановилась на поездке по долине Вахау, винодельческому региону вдоль Дуная, который расположен между Мельком и Кремсом. Про Мельк и будет сегодняшний рассказ.

1. Маршрут был такой. От Вены до Мелька — поезд, полтора часа в пути, прогулка по Мельку, потом корабликом по Дунаю до Кремса (1,5 часа), прогулка по Кремсу и обратно в Вену (час поездом).

2. Мельк оказался маленьким добропорядочным городом, который в субботу утром крепко спал и не проснулся даже к обеду.

3. Из неспящих был обнаружен дяденька на Мазератти с румынскими (. ) номерами. Эх, хорошо живут румыны!

4. И вот кот еще не спал, ел травку.

5. А все остальное спало без задних ног.

6. Жемчужина Мелька — местное аббатство, гигантский комплекс зданий в стиле барокко.

7. Он стоит на крутом холме и потому виден из любой точки города. Куда ни посмотри, везде увидишь его желто-зеленые купола.

8. Во внутренний двор аббатства можно попасть бесплатно. Билет, дающий право доступа в музей, в монастырские залы и церковь стоит 9,5 евро. Надо обязательно зайти внутрь, даже если вас не интересует историия бенедектинцев в здешних краях. Почему? Смотрите дальше!

12. Это все внутренние дворы, череда арок, статуй, колоннад.

14. А это уже музей. Мне очень понравилось то, что он оформлен в современном стиле. Каждый зал имеет подсветку разного цвета, когда минуешь дверной проем раздаются разные звуки, на обозрение выставлены не только реликвии, но и несколько занятных макетов, например, барочный гроб, устроенный таким образом, что он опускался в могилу вместе с телом, а поднимался уже без него. К сожалению, подписей на английском в музее мало.

15. Мраморный зал аббатства. Я давно не была в крупных барочных комплексах, поэтому с удовольствием разглядывала пышную лепнину, статуи, росписи, детали отделки.

16. Контрабандное фото из библиотеки. Я не могу понять, почему нельзя снимать, даже без вспышки? Кто-нибудь может объяснить?

17. Монастырская церковь св. Петра и Павла.

20. Несколько фрагментов интерьеров аббатства. Кусочек лестницы.

21. Еще одна лестница.

22. Винтовая лестница, в центре которой в самом низу установлено зеркало. Я не сразу это поняла — на фото вы можете видеть мое отражение. Классный прием! Как будто в зазеркалье попадаешь!

23. Вид церковь из внутреннего дворика. Для доступа сюда, как в музей и в саму церковь нужен билет.

25. Монастырь стоит на холме, откуда хорошо видно город. Это вид на Мельк.

26. На территории есть также чудесный регулярный парк, который откроется для посетителей в начале мая.

27. Кафе на территории монастыря. За ним справа — кладбище.

28. Конечно же при монастыре есть магазин. Продают там барочную музыку (я до нее еще не доросла явно), ликеры, будто бы производимые монахами (я в это не верю, делать им больше нечего!), книги и открытки. Мне понравилась вот эта, с желтыми осенними листьями.

29. На выходе встретили вот такую пару. Мы такими же будем, тем более что шляпа похожая у Паши уже есть.

30. Еще немножко города и его деталей.

31. Нам не очень повезло с погодой: дождя не было, но и солнце не показалось ни разу. О весне напоминали лишь цветущие деревья.

37. Мостовые во многих местах украшены вот такими разноцветными плитками. Не знаю зачем, но красиво!

38. Центральная улица.

39. По берегам Дуная расположены виноградники и фруктовые сады. Местные делают вино и даже «виски»!

40. Вглядитесь в название конфеток;) Люди с юмором!

41. Трава с росой.

43. Ступени магазина.

44. На столе одной из маленьких таверн, куда мы зашли за бокалом вина и сэндвичем перед визитом в аббатство.

45. В лавке мясника.

В следующей части — вторая половина путешествия, включающая собственно Вахау и Кремс.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

На берегу Дуная лежит высокая скалистая гряда. Возвышенность на берегу полноводной реки, да ещё на перекрестье многочисленных торговых путей — место, которое проста создано для строительства укреплённого заика. Именно в таком месте стоит старинный монастырь ордена бенедиктинцев Мельк, один из красивейших населенных пунктов Австрии. Ещё две тысячи лет назад здесь стояла небольшая крепость римлян. Им на смену пришли славяне, потом германцы, авары… Некоторые исследователи считают, что именно эта крепость упомянута в древнегерманском эпосе «Кольцо Нибелунгов» под названием Меделек, но это не более чем гипотеза.

Читайте также:
Пошаговое руководство по онлайн оплате коммунальных платежей в Сбербанке в 2022 году

В конце X века авары были изгнаны маркграфом Священной Римской империи Леопольдом I Бабенбергом, и эта территория попала в состав государства, ставшего впоследствии Австро-венгерской империей, а замок стал называться Айзенбургом.

Первоначально Айзенбург был резиденцией Бабенбергов, в 1089 году Леопольд II даже основал здесь монастырь, ставший фамильной усыпальницей для членов этой семьи. Правда, через несколько десятков лет маркграфы перебрались в более безопасный Клостенбург, близ Вены. В середине XII века монастырь, уже под названием Мельк, был подарен ордену Святого Бенедикта. Трудолюбивые бенедиктинцы значительно расширили свою обитель, а с течением времени сделали её средоточием культурной жизни Австрии.

В 1160 году в монастыре открылась школа, которая дожила до наших дней! Тогда же в монастыре была устроена библиотека, одна из лучших в то время. В XV веке монастырь в Мельке стал лидером реформатского движения внутри католичества, которое добивалось более либеральных порядков в монастырской жизни, тесные отношения поддерживались с гуманистами многих европейских стран.

История монастыря знала много славных и страшных событий, но «звёздный час» Мелька наступил в 1683 году, когда турецкая армия в течение месяца штурмовала его стены, но была вынуждена отступить. Несмотря на одержанную победу, монастырь потерпел столь большой урон, что встал вопрос о восстановлении обители. Неизвестно, чем кончилось бы дело, но в 1700 году настоятелем монастыря стал Бертольд Дитмайер, энергичный и целеустремлённый монах. Дитмайер распорядился снести ветхие здания и пригласил талантливого архитектора Якоба Прандтауера. Строительство в Мельке началось в 1722 году и продолжалось до 1736 года.

В европейской архитектуре в те годы господствовал стиль барокко (в этом стиле был выстроен, например, бесподобный Версаль), и Дитмайер с Прандтауером хотели, чтобы священная обитель могла соперничать с мирскими зданиями красотой и пышностью. И это удалось им сполна!

На высоком скалистом возвышении, на берегу великой европейской реки вырос не монастырь, вырос настоящий дворец, который сделал бы честь любому королю. К сожалению, автор замысла, Якоб Прандтауер, не увидел своего прекрасного детищу во всём великолепии. Он умер в 1726 году, а строительство заканчивал его любимый племянник и ученик Йозеф Мунгёнаст, который, впрочем, вносил В дядин проект свои изменения. В 1738 году чудовищный пожар нанёс сильнейший ущерб великолепным интерьерам монастыря-дворца. Неунывающий Дитмайер немедленно начал отделывать его заново, но тоже скончался до окончания работ… К сожалению, это был далеко не первый и не последний пожар в Мельке. Монастырь горел в 1297, 1683, 1947 годах, но каждый раз его восстанавливали.

Самой большой достопримечательностью аббатства считается библиотека с её рукописями, инкунабулами (первопечатными книгами) из 100 000 томов. Из библиотеки винтовая лестница ведёт в церковь — самое красивое помещение монастыря. Большой приманкой для туристов остаются Мраморный зал, украшенный фресками с сюжетами из древнегреческой мифологии, двухсотметровый Императорский ход с портретами австрийских императоров и старинный парк, в котором растут 250-летние липы.

С 1978г в монастыре проводились реставрационные работы, и сейчас он предстает во всем своем великолепии.

Портал монастыря был сооружен в 1718г, он окружен двумя бастионными укреплениями, справа и слева от въезда установлены статуи св.Леопольда и св.Коломана, въездные ворота увенчаны звездой. Через портал можно попасть в Привратный двор, справа расположена башня, часть укрепительного сооружения эпохи Бабенбергов. Далее можно пройти в Прелатный двор, длина которого 84м, ширина 42м. В центре двора раньше находился Коломанский фонтан, который в 1722г был подарен монастырем городу Мельку, и в настоящее время его можно увидеть на ратушной площади. С XIXв в монастырском дворе находится фонтан, перевезенный из закрывшегося монастыря Вальдхаузен.

В юго-восточной части двора расположена арка, через которую можно пройти к церкви и Императорской лестнице. На втором этаже начинается Императорский ход протяженностью 196м. Здесь представлены изображения австрийских императоров — Бабенбергов и Габсбургов, тракт был задуман для размещения императорского двора. Покои императора находятся к западу от лестницы.

Сейчас в апартаментах императора размещен музей, тема выставки: «Unterwegs vom Gestern ins Heute — Stift Melk in Geschichte und Gegenwart». (Путь из прошлого в настоящее — монастырь Мельк история и современность). Выставка рассказывает о монастыре, его истории и современной жизни, также представлены некоторые шедевры искусства, принадлежащие монастырю. Кроме апартаментов императора можно посетить Мраморный зал и библиотеку, мастерски исполненные в стиле барокко, террасы с великолепным видом на долину Дуная и на западный фасад монастыря. Монастырская церковь — это окончание обхода помещений и его кульминационный пункт, знаменитые художники создали настоящий шедевр во славу господа.

На потолке фрески Пауля Трогера (1731) изображающие Афину Палладу на колеснице — символ мудрости, слева от Афины можно увидеть Геркулеса, символизирующего силу.

Надписи над дверями — цитаты из правил Св.Бенедикта: «Hospites tamquam Christus suscipiantur » (Гости должны приниматься как Хритос) и «Et omnibus congruus honor exhibeatur» (Всем надлежит оказывать подобающую честь).Зал служил столовой для членов императорской семьи, а также для приема гостей во время торжеств.

Читайте также:
Как получить и оформить вид на жительство на Украине в 2022 году: документы и сроки рассмотрения

Стены зала оформлены мрамором из гипса, но дверные вставки и насадки над дверями сделаны из настоящего зальцбургского мрамора (Adnet и Untersberg). Архитектурная живопись вокруг потолочных фресок Трогера принадлежит Гаэтано Фанти.


Кликабельно

Терраса (Альтана) соединяет Мраморный зал и библиотеку. Отсюда открывается великолепный вид на Дунай, долину, а также на исторический центр города Мельк: видна приходская церковь, почта, построенная в стиле классицизма, остатки городской стены.

Вторым по значимости после церкви помещением монастыря является библиотека. Прекрасное художественное оформление библиотеки свидетельствует о большом уважении монахов к этому помещению. Потолочные фрески Пауля Трогера (1731/32) — символическое изображение веры в противоположность светским сценам Мраморного зала. В центре расположена женская фигура, аллегория Веры, она окружена четырьмя группами ангелов, изображающими главные добродетели: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость. Четыре деревянные скульптуры, размещенные по бокам от дверей, являются изображением четырех факультетов: теологии, философии, медицины и юриспруденции.

На сегодняшний день в 12 помещениях библиотеки находится 1.888 рукописей, 750 инкунабул (первопечатных изданий до 1500г), 1.700 произведений XVIв, 4500 — XVIIв, 1800 — XVIIIв, что вместе с более поздними изданиями составляет 100.000 томов. В большом помещении библиотеки находится около 16000 изданий, которые упорядочены по группам тем.

В маленьком помещении библиотеки находятся преимущественно исторические труды XIXв. Винтовая лестница с решеткой в стиле роккоко ведет в другие помещения библиотеки. Фрески Пауля Трогера — это аллегорическое изображение Scientia (науки).

Великолепно украшенная винтовая лестница ведет из библиотеки в церковь. Монастырская церковь — это кульминационный пункт экскурсии по монастырю, прекраснейшее помещение в стиле барокко. В 1701г по настоянию аббата Бертольда Диетмейра и по планам Якоба Прандтаюра было задумано полное обновление церкви. Знаменитые мастера участвовали в ее художественном оформлении. Антонио Бедуцци (архитектура интерьера, эскизы для фресок), Йоханн Михаэль Роттмайр (фрески, иконы), Пауль Трогер (иконы), Джузеппе Галли-Бибина (проект кафедры и главного алтаря), Лоренцо Маттилли (проекты для скульптур) и Петер Видерин (скульптуры).

Надпись на главном алтаре из мрамора и позолоченного дерева гласит «Non Coronabitur Nise Legitime Certaverit» (Без законной борьбы нет победы). Борьба, которая ведет к победе, борющаяся и побеждающая церковь — вот мысль, которая прослеживается во всем.

Парк монастыря и садовый павильон с известными фресками Йоханна Венцеля Бергля можно осмотреть С 1 мая по 31 октября с 9.00 до 18.00 ч. Парк был разбит в1750г в стиле барокко, а в 1822 был в большей части перепланирован в английском стиле. В парке растут древние липы, которым уже 250лет!

Парк и монастырь образуют на сегодняшний день великолепное единство!

В своем известном произведении «Имя Розы» Умберто Эко назвал одного из своих героев-протагонистов »Adson von Melk» в честь Аббатства и его известной библиотеки.

Время работы:

май — сентябрь 9:00 — 17:30 (последний вход — 17:00).
апрель и октябрь 9:00 — 16:30 (последний вход 16:00).
Туры с гидом: с апреля по октябрь ежедневно на авнглийском в 10:55 и 14:55.
Парк аббатства: открыт с мая по октябрь ежедневно с 9 до 18.

июнь 2011 — март 2013 (с гидом / без гида):

взрослые — € 11,5 / €9,50
группы от 20 человек – € 10,50 / € 8,50
школьники и студенты (до 27 лет со студенческим) – € 7,00 / € 5,00
семейный билет – € 23,00 / € 19,00
Маленький группы (меннее 20 человек)
вход € 9,50 на человека + фиксированная сумма € 55,00 за тур.

С марта 2013 (с гидом / без гида):

взрослые — € 12,00 / €10,00
группы от 20 человек – € 11,00 / € 9,00
школьники и студенты (до 27 лет со студенческим) – € 7,50 / € 5,50
семейный билет – € 24,00 / € 20,00
Маленький группы (меннее 20 человек)
вход € 10,00 на человека + фиксированная сумма € 55,00 за тур.

Экскурсия включает в себя музей аббатства в бывшмх императорских залах, Мраморный Зал и библиотеку. Длина тура — 1 час.

Церковь аббатства и бастион можно посетить индивидуально после экскурсии.

С мая по октябрь можно посетить парк аббатства и северный бастион (бесплатно, если уже был куплен билет в монастырь).

Рекомендуемое время на экскурсию в аббатство — 2,5 часа.

Аббатством Мелк расположено прямо на велосипедной дороге Пассау — Вена. Велосипед можно оставить с замком у стен аббатства.

Есть большая парковка при аббатстве (30 автобусов и 250 машин).

Проезд — автобан А1 и шлавная дорога В1.

В аббатстве есть ресторан, расположенный между парковкой и входом в монастырь, с большим выбором блюд à la carte и готовыми меню.

Адрес:

Stift Melk – Abt-Berthold-Dietmayr-Str. 1 – A 3390 Melk
Тел.:0043(0)2752-555-0

Кликабельно 5000 рх

По традиции обязательно посетите виртуальную экскурсию в аббатство. Нажимайте на картинки ниже

Аббатство в Мельке

Аббатство (монастырь) в Мельке (англ. Melk Abbey, нем. Stift Melk) – монастырь бенедиктинцев в городе Мельк в Австрии, который недавно отметил свое 900-летие и сегодня является основной достопримечательностью города и региона.

Читайте также:
Ольгинка 2022: отдых, информация для туристов, фото

Монастырь построен в стиле барокко и способен впечатлить даже тех, кто уже был в других богатых храмах. Но долгое время у аббатства были финансовые проблемы, из-за чего они распродавали свое имущество, включая и некоторые реликвии. В итоге уже в 90-х годах сюда начали пускать туристов, это стало основным источником дохода и гарантией на стабильную жизнь для всего монастыря в ближайшем будущем.

  1. История
    • Основание Мелька и монастыря
    • Второй этап и новый монастырь
    • Упадок в позднем Средневековье
    • Перестройка аббатства
    • XIX и XX век, сегодняшние дни
  2. Архитектура
  3. Как достопримечательность
    • Школа
  4. Как добраться
    • Карта
  5. Информация для туристов
  6. Фото

История

Самое начало истории Мелька и монастыря прослеживается очень слабо. Известно, что в римские времена в этой местности находился форт, а затем сюда переселились славяне которые, вероятно, и основали поселение на месте нынешнего города.

Основание Мелька и монастыря

В 976 году город вошел в состав Священной римской империи и оказался на восточных ее границах. На земли был назначен маркграф Леопольд I, основавший династию Бабенбергов, который жил в Мельке и пользовался местным замком.

В конце XI века в город прибыл епископ из Пассау, который был вынужден бежать из родного города и получил убежище в Мельке. Благодаря его влиянию тут появился монастырь бенедиктинцев, официальной датой основания которого считается 21 марта 1089 года. Под управлением епископа монастырь оставался недолго и уже в 1122 году он переходит во владения Рима.

Ценнейшая библиотека монастыря с древними книгами и рукописями

Около двух столетий монастырь в Мельке жил обычной церковной жизнью, пока в 1297 году не случился пожар, полностью уничтоживший все постройки, библиотеку и положив конец существованию церковной общины на несколько лет.

Второй этап и новый монастырь

Уже в начале XIV века монастырь, благодаря аббату Ульриху II, начали восстанавливать. Но процесс очень растянулся и множество раз прерывался из-за огромного количества проблем, которые в то время испытывала Европа: эпидемия, раскол и т.д.

Но в это время от австрийского герцога была получена реликвия, сегодня известная как «мелькский крест».

К началу XV века не только аббатство в Мельке, но и большинство других монастырей находились в критическом состоянии, что было связано с церковным расколом и огромными долгами. В это время прошел Констанцский собор, где, кроме глобальных проблем католической церкви, решались и вопросы реформирования монастырей. Центром изменений монастырской жизни стало именно аббатство Мелька. Реформы оказались очень позитивными и мелькские монахи ездили в другие монастыри для передачи опыта, а также принимали гостей у себя.

Упадок в позднем Средневековье

XVI век принес монастырю в австрийском Мельке новые проблемы. Во-первых, расходы на содержание очень возросли и община опять оказалась в долгах, во-вторых, началась реформация, что негативно отразилось на монастырской жизни и поставила аббатство на грань закрытия.

Из документов известно, что в 1564 году в Мельке было не больше десятка монахов.

В 1566 году с назначением нового аббата начался процесс реставрации монастыря, который продолжался несколько десятилетий и был вполне успешен. Община монахов Мелька расплатилась с долгами, провела реставрацию помещений.

Перестройка аббатства

В 1700 году аббатом монастыря стал молодой и амбициозный Бертольд Дитмайр. Он начал глобальную архитектурную перестройку, целью которой стало создание нового облика монастыря в стиле барокко. По замыслу аббата, это позволило бы повысить значимость монастыря как центра религиозной жизни региона.

Мельк и монастырь на картине начала XIX века

Работы по перестройке затянулись почти на половину века. В 1726 году сменился архитектор, так как первый руководитель работ умер, но реконструкцию завершили к 1736. Хотя спустя два года пожар сильно повредил здания, после чего их восстанавливали вплоть до 1746 года.

XIX и XX век, сегодняшние дни

На протяжении следующих двух веков аббатство в Мельке сильно потеряло в правах. В монастырской школе вместо теологии было предписано преподавать естественные науки, а монахов обязали пройти курс обучения в университете. Затем на монастырь увеличили налоговую нагрузку, а потом отобрали право на владение и использование земли. Но, несмотря на это, до первой половины XX века, монастырь все еще сохранял влияние и относительную финансовую стабильность.

Затем, чтобы покрыть долги, пришлось продавать различные реликвии, имеющие художественную и историческую ценность. Хотя при этом в начале XX века в мелькском монастыре провели современные коммунальные системы: водопровод, канализацию, электричество.

Фотография монастыря Мелька 1927 года

Фашистская оккупация и Вторая мировая война практически не навредили аббатству, монастырь продолжал функционировать, хотя и вынужден был принимать у себя филиал светского университета.

В 60-х годах провели обновление зданий, а в 1989 году открыли временную выставку. Успех выставки был такой, что руководство аббатства увидело в туристах возможность поправить финансовое положение общины и обеспечить стабильность. В итоге сейчас монастырь принимает туристов на регулярной основе.

Архитектура

Монастырь расположен на холме на самом берегу Дуная. Сегодня аббатству принадлежит сам монастырь и церковь, небольшой парк, здание школы и несколько прилегающих построек.

Комплекс выполнен в стиле барокко, монастырь Мелька выглядит необычайно красиво и удивляет не меньше самых известных храмов мира. Тем более, что он находится в совсем небольшом городе в глубинке Австрии.

Читайте также:
Фотографии Национального парка Пиланесберг

Благодаря тому, что аббатство находится на холме и само по себе является самым высоким зданием в округе, с него открывается прекрасный вид на провинциальный Мельк, воды Дуная и окружающую природу.

Как достопримечательность

Сегодня монастырь в Мельке выполняет не только религиозную функцию, но и вполне светскую являясь, по сути, музеем. Туристов пускают во многие внутренние помещения, а также в церковь и парк.

Непосредственно музей состоит из ряда тематических комнат. Для туристов тут выставлены различные предметы искусства, начиная от очень древних, времен первых владельцев этих земель – Бабенбергов. Другие залы посвящены истории Мелька, монастырской реформе и т.д. Также в музее выставлена реликвия и его главное сокровище – мелькский крест, но на самом деле это копия, оригинал для безопасности спрятан.

Мраморный зал

В самом монастыре туристам предлагают осмотреть Мраморный зал и библиотеку. Зал – место проведения официальных церемоний и праздников, он оформлен необычайно богато и выглядит как комната из королевского дворца. Библиотека – атмосферное место, где хранится большое количество книг, включая Средневековые рукописи, инкубулы, образцы книг первопечатников.

Третье доступное для туристов помещение – церковь. Это действующий католический храм, украшенный внутри фресками, мрамором и золотом. Можно просто осмотреть богатый интерьер или же посетить службу. Достопримечательности церкви Мелька, кроме интерьера, это – колокола, отлитые в 1735 году, самый большой из которых весит почти 7,5 тонн.

Интерьер церкви монастыря в Мельке

Также можно подняться на смотровую площадку, которая находится на верху башни монастыря и доступна всем посетителям парка. Отсюда открываются виды на окружающие земли.

После экскурсии можно отдохнуть в парке мелькского монастыря, который выполнен в типично английском стиле. На аллеях установлены лавочки, в центре расположен фонтан, а вокруг растут липы и аккуратный газон.

Школа

В состав монастыря входит частная католическая школа. Это не туристический объект, а обычная действующая гимназия, в которой учится около 1000 учеников. Но школа интересна с точки зрения истории, так как свою работу заведение начало в XII веке и с того времени работает без перерывов, являясь самой старой школой в Австрии.

Как добраться

Мельк находится в 70 км от Вены, дорога занимает не более часа, что позволяет посетить город с дневной экскурсией. Также можно комплексно посетить вместе с Мельком еще и Кремс, который находится выше по Дунаю, а также Дюрнштайн (4 км возле Кремса). Удобнее всего добираться в Мельк на поезде или на арендованном автомобиле.

Карта

Информация для туристов

Время работы аббатства

С 9:00 до 17:30 с апреля по октябрь. Посещение в другое время года возможно только в составе организованных групп.

Взрослый билет с гидом — € 13,00. Билет в парк — € 4,00.

Фотографии Аббатства Мельк

Мельк издавна был культурным и духовным центром, центром религиозной мысли Австрии.
Аббатство стоит на гранитной скале и возвышается над Дунаем.

Леопольд I, которому в 976 как маркграфу были переданы в лен земли сегодняшней юго-западной части Нижней Австрии, сделал Мельк своей резиденцией. Его наследники украшали замок бесценными сокровищами и реликвиями, но в 1089 маркграф Леопольд II передал замок монахам-бенедиктианцам из Ламбаха, таким образом был основан монастырь бенедиктианцев. С тех самых пор и по настоящее время здесь непрерывно по правилам св.Бенедикта живут и трудятся монахи.
Уже в XIIв при монастыре в Мельке была основана школа, начали собираться ценные рукописи. Именно здесь в XV началась одна из самых важных церковных реформ, названная “Melker Reform”, монастырь поддерживал самые тесные связи с гуманистами Венского университета.
С 1978г в монастыре проводились реставрационные работы, и сейчас он предстает во всем своем великолепии.
Портал монастыря был сооружен в 1718г, он окружен двумя бастионными укреплениями, справа и слева от въезда установлены статуи св.Леопольда и св.Коломана, въездные ворота увенчаны звездой. Через портал можно попасть в Привратный двор, справа расположена башня, часть укрепительного сооружения эпохи Бабенбергов. Далее можно пройти в Прелатный двор, длина которого 84м, ширина 42м. В центре двора раньше находился Коломанский фонтан, который в 1722г был подарен монастырем городу Мельку, и в настоящее время его можно увидеть на ратушной площади.

Монастырский двор
С XIXв в монастырском дворе находится фонтан, перевезенный из закрывшегося монастыря Вальдхаузен.
В юго-восточной части двора расположена арка, через которую можно пройти к церкви и Императорской лестнице. На втором этаже начинается Императорский ход протяженностью 196м. Здесь представлены изображения австрийских императоров – Бабенбергов и Габсбургов, тракт был задуман для размещения императорского двора. Покои императора находятся к западу от лестницы.

Мраморный зал монастыря
Мраморный зал монастыря в Мельке был изначально задуман как место празднования и пиршеств для гостей, в особенности для королевского двора. Стены зала сделаны из мрамора. Надписи над дверьми, Hospites tamquam Christus suscipiantur (Гости должны быть встречены как Христос), und Et omnibus congruus honor exhibeatur (и всем должна быть отдана соответствующая честь), указывают на предназначение зала. Настенные фрески мраморного зала относятся к 1731 году и изображают древнегреческую богиню Афину Палладу и древнегреческого героя Геракла, который убивает Цербера. Фрески символизируют власть Габсбургов и их идеалы правления, состоящие в уравновешенной взаимосвязи необходимого руководства (в виде Геракла) и соизмеримой умеренностью (Афина Паллада).

Читайте также:
Подготовка к оформлению финской визы

Потолочная роспись Мраморного зала монастыря Мельк Paul Troger(Пол Трогер) (1731)
и архитектурная живопись Gaetano Fanti.
На потолке фрески Paul Troger изображены богиня Афина Паллада на колеснице, запряженную львами как символ мудрости и выдержки. Геркулес с левой стороны от неё, символизируя силу, необходимую, чтобы завоевать трехголовую собаку – черт, ночь, и грех.
И богиня Афина и Геркулес – завуалированные указки на Святого римского Императора Карла VI

1685
Карл VI (Karl VI) – император Священной Римской империи с 17 апреля 1711,
последний потомок Габсбургов по прямой мужской линии.

Потолок фрески нарисованный Johann Michael Rottmayr (1721) представляет
триумфальное вознесение Святого Бенедикта к небесам во время сражения.

Детали фрески потолка выполненные Johann Michael Rottmayr (1721),
Победа монаха в сражении за достоинство и чевствование победителя,
который достиг духовного совершенства.
Сейчас в апартаментах императора размещен музей, тема выставки: “Unterwegs vom Gestern ins Heute – Stift Melk in Geschichte und Gegenwart”. (Путь из прошлого в настоящее – монастырь Мельк история и современность). Выставка рассказывает о монастыре, его истории и современной жизни, также представлены некоторые шедевры искусства, принадлежащие монастырю. Кроме апартаментов императора можно посетить Мраморный зал и библиотеку, мастерски исполненные в стиле барокко, террасы с великолепным видом на долину Дуная и на западный фасад монастыря. Монастырская церковь – это окончание обхода помещений и его кульминационный пункт, знаменитые художники создали настоящий шедевр во славу господа.
Надписи над дверями – цитаты из правил Св.Бенедикта: “Hospites tamquam Christus suscipiantur ” (Гости должны приниматься как Хритос) и “Et omnibus congruus honor exhibeatur” (Всем надлежит оказывать подобающую честь).Зал служил столовой для членов императорской семьи, а также для приема гостей во время торжеств. Стены зала оформлены мрамором из гипса, но дверные вставки и насадки над дверями сделаны из настоящего зальцбургского мрамора (Adnet и Untersberg). Архитектурная живопись вокруг потолочных фресок Трогера принадлежит Гаэтано Фанти.
Терраса (Альтана) соединяет Мраморный зал и библиотеку. Отсюда открывается великолепный вид на Дунай, долину, а также на исторический центр города Мельк: видна приходская церковь, почта, построенная в стиле классицизма, остатки городской стены.

Библиотека.
Вторым по значимости после церкви помещением монастыря является библиотека. Прекрасное художественное оформление библиотеки свидетельствует о большом уважении монахов к этому помещению. Потолочные фрески Пауля Трогера (1731/32) – символическое изображение веры в противоположность светским сценам Мраморного зала. В центре расположена женская фигура, аллегория Веры, она окружена четырьмя группами ангелов, изображающими главные добродетели: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость. Четыре деревянные скульптуры, размещенные по бокам от дверей, являются изображением четырех факультетов: теологии, философии, медицины и юриспруденции.

На сегодняшний день в 12 помещениях библиотеки находится 1.888 рукописей, 750 инкунабул (первопечатных изданий до 1500г), 1.700 произведений XVIв, 4500 – XVIIв, 1800 – XVIIIв, что вместе с более поздними изданиями составляет 100.000 томов. В большом помещении библиотеки находится около 16000 изданий, которые упорядочены по группам тем. В маленьком помещении библиотеки находятся преимущественно исторические труды XIXв. Винтовая лестница с решеткой в стиле роккоко ведет в другие помещения библиотеки. Фрески Пауля Трогера – это аллегорическое изображение Scientia (науки).
Великолепно украшенная винтовая лестница ведет из библиотеки в церковь.

Монастырская церковь – это кульминационный пункт экскурсии по монастырю, прекраснейшее помещение в стиле барокко. В 1701г по настоянию аббата Бертольда Диетмейра и по планам Якоба Прандтаюра было задумано полное обновление церкви. Знаменитые мастера участвовали в ее художественном оформлении. Антонио Бедуцци (архитектура интерьера, эскизы для фресок), Йоханн Михаэль Роттмайр (фрески, иконы), Пауль Трогер (иконы), Джузеппе Галли-Бибина (проект кафедры и главного алтаря), Лоренцо Маттилли (проекты для скульптур) и Петер Видерин (скульптуры). Надпись на главном алтаре из мрамора и позолоченного дерева гласит “Non Coronabitur Nise Legitime Certaverit” (Без законной борьбы нет победы). Борьба, которая ведет к победе, борющаяся и побеждающая церковь – вот мысль, которая прослеживается во всем.

Купол церкви
Парк монастыря и садовый павильон с известными фресками Йоханна Венцеля Бергля всегда доступен для осмотра – c 1 мая по 31 октября с 9.00 до 18.00 ч. Парк был разбит в1750г в стиле барокко, а в 1822 был в большей части перепланирован в английском стиле. В парке растут древние липы, которым уже 250лет!
Парк и монастырь образуют на сегодняшний день великолепное единство!

Фотографии Аббатства Мельк

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Вдоль да по речке, вдоль да по Дунаю.. (часть 2) – аббатство Мельк

Аббатство Мельк (Stift Melk) стоит на гранитной скале, возвышаясь над городом – его видно с любой точки.

Леопольд I, которому в 976 как маркграфу были переданы в лен земли сегодняшней юго-западной части Нижней Австрии, сделал Мельк своей резиденцией. Его наследники украшали замок бесценными сокровищами и реликвиями, но в 1089 маркграф Леопольд II передал замок монахам-бенедиктианцам из Ламбаха, таким образом был основан монастырь бенедиктианцев. С тех самых пор и по настоящее время здесь непрерывно по правилам св. Бенедикта живут и трудятся монахи. Уже в XII в. при монастыре была основана школа, начали собираться редкие рукописи, а в последствии и инкунабулы.

Читайте также:
Где находится Форт Мехрангарх. Местоположение форта Мехрангарх на карте Джодхпура и описание

На Констанцском соборе было решено провести реформу бенедиктинских монастырей, и исходным пунктом этой реформы должен был стать монастырь в Мельке. Николаус Зойрингер (Nikolaus Seyringer), в прошлом ректор Венского университета, в 1418 году был направлен в монастырь Мелька следить за ходом реформы. Зойрингер привёл монашескую дисциплину в монастыре в порядок, и сделал Мельк стал этаким образцо-показательным заведением того времени, а мелькская монастырская реформа послужила началом более широкого реформирования церковной сферы. Монахи из других монастырей прибывали в Мельк, чтобы изучить опыт реформирования монастырской жизни. Монахи Мелька приглашались в другие монастыри в качестве аббатов для проведения в них изменений наподобие тех, что произошли в Мельке.

Расцвет аббатства приходится на начало XVIII века. Всякие реформы-перестройки всегда связаны с конкретными людьми, вдохновляющими народные массы на свершения. Для мелькского аббатства такими стали аббат Бертхольд Дитмайр и зодчий Якоб Прандтауэр. С момента своего избрания аббатом 18 ноября 1700 года тридцатилетний Бертхольд Дитмайр преследовал цель повысить религиозную, духовную и политическую значимость монастыря посредством его перестройки. Добиться поставленных целей аббат намеревался с помощью перестройки монастыря в стиле барокко. Данная миссия была поручена зодчему Якобу Прандтауэру. В 1701 году было решено заново построить монастырскую церковь, а после было принято решение к перестройке всего монастыря. Прандтауэр руководил строительством до самой смерти в 1726 году. Внутренним архитектором зданий был выбран венский оформитель театров Антонио Бедуцци. После смерти Прандтауэра его миссию перенял его племянник. И к 1736 году строительство как монастырской церкви, так и самого монастыря было по существу завершено.

Ныне большие плакаты с портретом Якоба Прандтаура, 350-летие которого отмечается в 2010 году, расставлены в залах аббатства: «Happy Birthday, Jakob Prandtauer! Dem Meister auf der Spur».

Дальше жизнь аббатства текла ни шатко, ни валко. Уже в 1738 году монастырь охватил новый пожар, который уничтожил почти все крыши, обе башни и некоторые внутренние монастырские помещения. К 1746 году все последствия пожара удалось ликвидировать. Монастырь теряет земли, вынужден продавать сокровища, облагается налогами, ветшает… В конце XIX века при аббате Александре Карле монастырь возвращает себе былое влияние в регионе. В начале XX века в монастыре были сооружены современные системы канализации, водоснабжения, а также проведено электричество. Также была проведена реставрация зданий. Относительно спокойно аббатство пережило обе мировые войны, период нацизма и послевоенной оккупации. С 1978 г. в монастыре проводились реставрационные работы, и сейчас он предстает во всем своем великолепии.

Портал монастыря был сооружен в 1718 г., он окружен двумя бастионными укреплениями, справа и слева от въезда установлены статуи св.Леопольда и св.Коломана, въездные ворота увенчаны звездой. Через портал можно попасть в Привратный двор, справа расположена башня, часть укрепительного сооружения эпохи Бабенбергов. Из Привратного двора через ворота можно попасть в Прелатный (внутренний) двор, длина которого 84 м, ширина 42 м (т.е. соотношение сторон 2:1). В центре двора раньше находился фонтан св. Коломана, который в 1722 г. был подарен монастырем городу Мельку, и в настоящее время его можно увидеть на ратушной площади. С XIX в. в монастырском дворе находится фонтан, перевезенный из закрывшегося монастыря Вальдхаузен.

Со двора можно (и нужно) войти в зал св. Бенедикта, в котором располагается касса музея. Входной билет для взрослого стоит 7,70 евро и дает право посетить музей, террасу с видом на город, библиотеку, церковь и монастырский парк. В юго-восточной части двора расположена арка, через которую можно пройти во внутренние галереи, к церкви и Императорской лестнице.

На втором этаже начинается Императорская галерея протяженностью 196 м, на стенах которой размещены портреты австрийских императоров – Бабенбергов и Габсбургов.

Помещения, прилегающие к галерее, были предназначены для размещения императорского двора, покои императора находятся к западу от лестницы – сейчас в них сейчас размещены экспозиции музея аббатства «Unterwegs vom Gestern ins Heute – Stift Melk in Geschichte und Gegenwart«. («Путь из прошлого в настоящее – история и современность монастыря Мельк»). Выставка рассказывает о монастыре, его истории и современной жизни. Несмотря на то, что в XVIII-XX веках монастырь утратил множество шедевров (часто проданных за долги, как проданная в 1926 году Библия Гутенберга), в музее демонстрируется уникальные церковные скульптуры, иконы, портреты, принадлежащие монастырю.

Одна из комнат украшена барельефами человеческой фигуры, словно проявляющимися из камня. Прямо поверх фигур на белых стенах демонстрируется любопытное как по содержанию, так и по техническому исполнению, видеошоу о настоящем дне монастыря. Его главными героями выступают дети – воспитанники школы-интерната при монастыре. Она известна с XII века, сейчас в ней учатся почти тысяча учеников, углубленно изучающие языки (включая древние), изобразительное искусство, музыку и естественнонаучные дисциплины.

Читайте также:
Как добраться из аэропорта Брюсселя до центра Брюгге быстрее всего: способы и маршруты

Вслед за императорскими апартаментами галерея выводит к Мраморному залу и библиотеку, соединенными террасой Альтана с великолепным видом на долину Дуная и на западный фасад монастыря.

Великолепный Мраморный зал был задуман для приема гостей во время торжеств, а также служил столовой для членов императорской семьи.

На потолке зала фрески Пауля Трогера (1731 г.), изображающие Афину Палладу и Геракла – символы мудрости и силы. Фрески символизируют власть правившего тогда императора Священной Римской империи Карла VI, последнего из Габсбургов по прямой мужской линии, и идеалы Габсбургской династии, состоящие в системе «сдержек и противовесов»: необходимого руководства (Геракл, умертвивший Цербера) и соизмеримой умеренностью (Афина Паллада на колеснице, запряженной львами). Архитектурная живопись вокруг потолочных фресок Трогера принадлежит Гаэтано Фанти.

Стены зала оформлены гипсом под мрамор, но дверные вставки и насадки над дверями сделаны из розового зальцбургского мрамора. Надписи над дверями – цитаты из заповедей св. Бенедикта: «Hospites tamquam Christus suscipiantur » («Гостей должно принимать, как Христа») и «Et omnibus congruus honor exhibeatur» (Всем надлежит оказывать подобающую честь), указывают на назначение зала.

Порывы ветра с дождем мешают открыть дверь, ведущую на террасу Альтана, обращенную к Дунаю и соединяющую Мраморный зал с монастырской библиотекой. Отсюда открывается великолепный вид на Дунай, долину, а также на исторический центр города Мельк: сквозь изморось видна приходская церковь, почта, построенная в стиле классицизма, остатки городской стены. Справа – мелкая протока Дуная, основное русло – правее, за «зеленкой».

За спиной смотрящего в сторону бескрайнего дунайского простора фасад монастырской церкви св. апостолов Петра и Павла. Церковь считается одной из самых красивых в барочном стиле и давно стала символом города Мельк. Церковь имеет 5 колоколов, которые были отлиты в 1735 году. Один из колоколов весит 7480 кг, что делает его самым большим колоколом Нижней Австрии. На фасаде фигуры Христа, небесного воинства, Петра и Павла с каноническими атрибутами – ключами от Царствия Небесного и «мечом духовным, который есть слово Божие».

Вторым по значимости после церкви помещением монастыря является библиотека. Прекрасное художественное оформление библиотеки свидетельствует о большом уважении монахов к этому помещению.

Потолочные фрески Пауля Трогера (1731-1732 г.) – символическое изображение веры в противоположность светским сценам Мраморного зала. В центре расположена женская фигура, аллегория веры, которая держит книгу за семью печатями, ягнёнка и щит с голубем. Она окружена четырьмя группами ангелов и аллегорических воплощений добродетелей: мудрость, смелость, благоразумие, справедливость.

Четыре деревянные скульптуры, размещенные по бокам от дверей, являются изображением четырех факультетов: теологии, философии, медицины и юриспруденции.

На сегодняшний день в 12 помещениях библиотеки находится 1888 рукописей и 750 инкунабул (первопечатных изданий до 1500 г.), 1700 произведений XVI в., 4500 – XVII в., 1800 – XVIII в., что вместе с более поздними изданиями составляет 100 тыс. томов. В большом помещении библиотеки находится около 16 тыс. изданий, тематически упорядоченных. В маленьком помещении библиотеки находятся преимущественно исторические труды XIX в.

Великолепно украшенная винтовая лестница в стиле рококо ведет на верхний ярус библиотеки и в церковь святых Петра и Павла. Маленькая хитрость – зеркала, размещенные на потолке и внизу, превращают относительно небольшую лестницу в бездонный колодец. Фигурка, вытянувшая где-то в глубине руки с фотоаппаратом – мое отражение.

Монастырская церковь апостолов Петра и Павла – это кульминационный пункт экскурсии по монастырю, прекраснейшее помещение в стиле барокко.

Знаменитые мастера участвовали в ее художественном оформлении создали настоящий шедевр во славу Господа: Антонио Бедуцци (архитектура интерьера, эскизы для фресок), Йоханн Михаэль Роттмайр (фрески, иконы), Пауль Трогер (иконы), Джузеппе Галли-Бибина (проект кафедры и главного алтаря), Лоренцо Маттилли (проекты для скульптур) и Петер Видерин (скульптуры).

Центральная тема позолоченного алтаря церкви — прощание апостолов Петра и Павла друг с другом. Надпись на главном алтаре из мрамора и позолоченного дерева гласит «Non Coronabitur Nise Legitime Certaverit» (Без законной борьбы нет победы). Борьба, которая ведет к победе, борющаяся и побеждающая церковь – вот мысль, которая прослеживается во всем.

На выходе из церкви к галерее выставлены деревянные часы, сработанные кем-то из австрийских кулибиных.

Время нас поджимало (в 11.00 уже отправлялся наш теплоходик до Кремса), да и погода совсем испортилась – крапавший с утра дождик перешел во вполне серьезный холодный дождь. Навстречу направлялись толпы новых посетителей, привезенных на автобусах из Вены. Поэтому старый парк монастыря в английском стиле для неспешных прогулок уже не подходил. Вон как капли размазали изображение башен! Поторопимся вниз, в сторону дунайских пристаней.

Бросаем прощальный взгляд вверх и «полный вперед!» – вдоль долины Вахау, залитой дождем до самых верхушек холмов. Но это уже другая история…

При подготовке текста использованы материалы:
Моя Австрия
Монастырь в Мельке

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: