Фото Церкви Федора Стратилата на Ручью (17 фото)

Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Содержание:

Церковь Феодора Стратилата на Ручью в Великом Новгороде была построена в 1360— 1361 годы. Почему «на Ручью»? Сегодня поблизости от храма никаких ручьев не наблюдается, рядом шумит улица «Федоровский Ручей». Все правильно — до 1950-х годов и никакой улицы не существовало, а на протяжении столетий протекал здесь достаточно полноводный Федоровский ручей, разбивавший надвое Торговую сторону. Вот на его берегу, со стороны Плотницкого конца, в 1360 году и начали строить каменную церковь Феодора Стратилата.

Освящение его во имя великомученика Феодора Стратилата объясняется просто — в 1115 году в Новгороде еще княжил знаменитый Мстислав Владимирович Великий, получивший в крещении имя Феодор в честь этого святого.

Оставаясь на протяжении веков приходским храмом Федоровой улицы Плотницкого конца, церковь Феодора Стратилата на Ручью постепенно приходила в упадок. Особенно печальным выдалось для нее XIX столетие. Но в начале XX века храм словно очнулся от мертвенного сна и неожиданно прославился — сначала на всю Россию, а потом и на весь мир. Это произошло благодаря открытию его древних фресок.

Древняя живопись церкви Феодора Стратилата на Ручью очень похожа с росписью храма Спаса Преображения на Ильине улице, выполненной Феофаном Греком, переклички очевидны: как в почти буквальном повторении некоторых сюжетов, так и в совпадении ряда деталей.

Документальных свидетельств о жизни Феодоровского храма в первые века его существования сохранилось очень мало.

В начале XIX века приход уменьшился и обеднел, здание ветшало; фрески портились, частью они оказались забелены; богослужения совершались лишь на престольные праздники (дни памяти великомученика Феодора Стратилата и святителя Николая Чудотворца). Потом нашелся жертвователь — точнее, жертвовательница: купеческая вдова Е. А. Васильева. На ее деньги храм отремонтировали и в 1880 году заново освятили. Увы, почти вся древняя живопись после этого оказалась скрыта под побелкой и масляной записью.

Новая эпоха в истории церкви Феодора Стратилата на Ручью началась в 1910 году, когда в храм пришли реставраторы. К концу 1912 года реставрационные работы завершились — миру был явлен фресковый ансамбль XIV столетия; кроме того, реставраторы открыли несколько композиций на фасадах и заново пробили заложенные кирпичом «аутентичные» окна — в целях улучшения освещения внутреннего храмового пространства.

Война нанесла церкви Феодора Стратилата на Ручью тяжелые раны, но, по сравнению с послевоенным состоянием других новгородских храмов (из тех, что вообще уцелели), храм пережил эти страшные годы еще сравнительно благополучно. Больше всего пострадали от снарядов западная трапезная пристройка и колокольня, лишившаяся шатра. Послевоенная реставрация затянулась до 1961 года, после чего древнюю церковь превратили в общедоступный музей. Православные храмы Великого Новгорода.

Архитектура церкви Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде

Архитектурно церковь Феодора Стратилата на Ручью представляет собой квадратный в плане четырехстолпный одно-апсидный храм с одной главой и трехлопастным завершением фасадов (оно было восстановлено в ходе послевоенной реставрации), которые делятся лопатками на три части, повторяя внутреннюю структуру здания. Фасады церкви и ее апсиду отличает обилие узких окон-амбразур со стрельчатыми завершениями готического типа. Отзвук северной готики несут на себе и перспективные порталы входных дверей.

Храм богато декорирован, причем «плотность» декора возрастает по вертикали, достигая своеобразного насыщения на барабане купола. Декоративные формы тут — самые разнообразные: это и фризы, и полуциркульные арки, и разнообразные ниши, и валики. К украшению фасадов следует отнести также кресты двух типов: так называемые «голгофские» — выполненные рельефным образом и снабженные «постаментом»; и закладные, как бы «утопленные» в кладку в нижних частях стен. И те, и другие являются традиционным элементом новгородской храмовой архитектуры. Уже архимандрит Макарий (Миролюбов) отмечал крест второго типа в апсиде — «против горнего места»; этот крест можно увидеть и сегодня.

Тот же автор, первым опубликовавший «почти научное» описание церкви Феодора Стратилата, рассказал о фресковой живописи на фасадах, цитируем:

«На стенах с восточной же стороны по углам два выступа, а между каждым выступом и полукружием два изображения, по правую сторону Знамения Божией Матери, а по левую Тихвинской Божией Матери, в настоящее время почти забеленные».

Кроме того, отец Макарий фиксирует потемневшее изображение «Не рыдай мене Мати» на южной стене и следы трех фресок на западном фасаде.

Строитель Феодоровской церкви, в сущности, не придумал ничего нового: он использовал приемы, известные в ранней новгородской архитектуре и во многом воспринятые от смоленской школы храмового зодчества, а также уловил некоторые готические веяния, пришедшие из Прибалтики и северной Германии, с которой Новгород имел тесные связи, — но подошел к задаче творчески. Новаторство его заключалось в новом расположении всех этих элементов, в неизвестном ранее синтезе. В результате он создал классический образец новгородского храма, надолго — примерно на столетие — определивший облик местных церквей. И это столетие стало настоящим «золотым веком» новгородского зодчества. Век этот кончился с подпадением Новгорода под власть Москвы и общей унификацией русской жизни, после чего оригинальная новгородская культура ушла в прошлое.

Читайте также:
Куда сходить и что посмотреть с ребёнком в Минске

Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью

Интерьер церкви Феодора Стратилата на Ручью в деталях устроен довольно необычно, что сообщает храму своеобразную уникальность.

Строитель церкви максимально придвинул «несущие» столпы к стенам, стараясь высвободить как можно больше площади для молящихся. При этом ориентация наоса оказалась как бы «поперечной», он вытянулся по оси «север — юг», что в крестово-купольном храме выглядит странно, тем более что в нашем случае квадрат храма на самом деле слегка вытянут как раз в продольном направлении, с запада на восток. Ранее, когда церковь была действующей, этот эффект проявлялся еще ярче, так как восточный рукав креста был скрыт высоким иконостасом, а с запада тоже имелась визуальная преграда, суживающая подкупольное пространство, — в качестве таковой выступала алтарная стена расположенного на хорах Покровского придела, которая вместе с участками западной стены поперечного нефа образовывала единую плоскость.

Автор Феодоровского храма как будто сознательно «разбивал» пространство нижнего яруса на отдельные помещения, связанные друг с другом лишь проходами, — это больше касается, разумеется, пространства под хорами, сформированного по «зальному» принципу. При таком построении освещения, даваемого узкими окнами-бойницами, не хватало; известно, что в XVII столетии освещать помещение скудному солнечному свету помогали девять светильников; столь разветвленной «световой схемы» в других новгородских храмах не имелось.

Слева от собственно алтаря находится жертвенник, справа — диаконник. Оба они соединены с наосом арочными проходами, но если жертвенник не имеет отдельного перекрытия, то диаконник представляет собой довольно низкое помещение с коробовым сводом. Уменьшение диаконника по высоте позволило устроить над ним, в юго-восточном углу храма, небольшой придел на хорах, который был освящен во имя небесного патрона заказчика церкви — святого Симеона Столпника Дивногорца.

На хоры ведет лестница, расположенная в северо-западном углу. Обширные хоры церкви Феодора Стратилата на Ручью покоятся — в отличие от большинства новгородских храмов, где в качестве пола полатей использовался деревянный настил, — на каменных сводах нижнего яруса.

В Симеонов придел над диаконником из центральной части хор можно было попасть по деревянному переходу, вытянувшемуся вдоль южной стены храма.

Гораздо необычнее был устроен Покровский придел в центре хор — такое его расположение можно считать уникальным, от подкупольного пространства его отделяла довольно высокая, почти в три метра, каменная преграда.

Если попытаться мысленно реконструировать весь интерьер Феодоровского храма таким, каким он был в первые столетия его существования, — со всеми этими перегородками, прекрасными иконостасами, переходами, малыми изолированными помещениями, то поневоле признаешь— выглядела тогда церковь внушительно. Да еще со стенами, сплошь расписанными замечательными фресками!

Над фресками церкви Феодора Стратилата на Ручью явно работали несколько изографов. Один из них расписывал купол храма и совершенно очевидным образом копировал манеру Феофана Грека.

Рука второго мастера опознается во фресках верхнего регистра декорации наоса; стилистика этих изображений наиболее близка стилистике волотовской росписи — настолько, что можно предположить участие волотовского мастера в украшении Феодоровского храма и составление именно им иконографической программы росписи. Оставаясь в рамках концепции исихазма, художник уходит от повышенной экспрессии и «сиюминутности» духовного озарения — в сторону большей камерности, интимности и, если можно так выразиться, ранимости.

Наконец, третий мастер наверняка вышел из волотовской школы, но он пишет несколько суше, графичнее, живопись в его фресках как бы отступает на второй план — при том, что «идеологически» его творения звучат вполне в унисон с художественным ощущением его учителя. И это есть воспринятое Русью духовное завещание Византии, которой вскоре было суждено исчезнуть с карты мира. Все это очень близко кругу преподобного Сергия Радонежского, сложившемуся около этого времени. И из этого же корня выросло великое искусство преподобного Андрея Рублева.

Храм Феодора Стратилата на Ручье в Новгороде

Х рам возведен в 1360–1361 гг. В XVII в. были пристроены трапезная и колокольня. В 1910 г. от побелки была очищена роспись храма, выполненная под сильным влиянием Феофана Грека. В 1959 г. проводились реставрационные работы. Является музейным объектом.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Читайте также:
Как самостоятельно путешествовать тем, кто не знает английского языка? 10 правил.

Регистрационный номер: 531510339320006

Смотрите также

  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон

Крошечная Венеция ежегодно привлекает миллионы туристов. Практически все они приезжают сюда, чтобы насладиться сказочными пейзажами, увидеть эклектичные фасады старинных дворцов, причудливо отражающиеся в зеркальной глади мелководных каналов, полюбоваться гондолами, которыми ловко управляют потомственные гондольеры. Путешественники жаждут окунуться в уникальную атмосферу города, застывшего и оказавшегося как бы вне времени. Но лишь немногим туристам ведомо, что город на воде хранит сокровища, которые дарят нам сопричастность к вечности. А ведь Венеция – настоящая сокровищница христианских святынь. По их общему количеству она уступает лишь вечному граду – Риму.

Богатейшее венецианское собрание уникальных реликвий формировалось столетиями. Отдельные святыни были принесены на острова еще первыми переселенцами, бежавшими сюда в V-VI веках из городов прибрежной Италии от нашествия варваров. Другие были подарены островитянам византийскими императорами в знак благодарности за помощь в военных походах и кампаниях. С течением времени Византия слабела, и многие христианские святыни были просто похищены венецианцами; апогеем же стал 1204 год – тогда Светлейшая Республика, фактически стоявшая во главе Четвертого крестового похода, организовала осаду и разграбление Константинополя, своего бывшего сюзерена. В последующие годы в качестве трофеев на острова было вывезено невероятное количество реликвий и мощей святых. В XVI столетии в Венецию из Рима доставили мощи первых христианских мучеников. Позже, когда Османская империя окончательно уничтожила Византию и стала доминировать в Средиземноморье, вытесняя также и венецианцев из их бывших колоний, собрание ещё пополнилось.

В 1797 году Венеции пришлось испытать на себе участь побежденного – Светлейшая Республика Святого Марка позорно капитулировала перед Наполеоном и навсегда потеряла свою независимость. За бесславной капитуляцией последовало ужасное разграбление хранившихся в городе святынь, и некоторые из них, к несчастью, были утрачены бесследно. Как бы то ни было, в храмах на островах лагуны и ныне хранятся бесценные сокровища веры, и православные христиане беспрепятственно могут им поклониться.

21 июня Православная Церковь празднует перенесение мощей великомученика Феодора Стратилата, покровителя христианского воинства, – его мощи бережно хранятся в венецианском храме Христа Спасителя. Святой Феодор был родом из понтийского Евхаита, ныне это турецкая территория и на месте древнего города стоит небольшая деревня. В переводе с греческого «стратилат» означает «военачальник, полководец»; в русской традиции этот термин часто переводится как «воевода». До назначения стратилатом в город Гераклею, неподалеку от берега Черного моря, воин Феодор прославился своим бесстрашием и отвагой – он убил страшного змия, обитавшего в окрестностях его родного Евхаита и державшего в страхе всю округу. Вооружившись мечом и обратившись за помощью ко Господу, святой Феодор уничтожил дракона-людоеда. Тогда-то воина, проявившего удивительную храбрость, и назначили стратилатом. Его современник и слуга святой Уар свидетельствует о том, что Феодор Стратилат, наделенный многими дарованиями, отличавшийся благочестием и милосердием, был чрезвычайно деятелен и нес Евангельское слово язычникам. Под влиянием его проповеди многие жители города приняли христианство, что вызвало яростное негодование императора-язычника Лициния (правил с 308 по 324 год).

Читайте также:
История одного принца. Самый красивый араб в мире живет с простушкой

Святой Феодор, стремясь показать всю ничтожность язычества перед истинным Богом, пригласил императора в Гераклею, пообещав лично принести жертву идолам. Для совершения языческого обряда стратилат приказал собрать в своем доме все имевшиеся в городе золотые и серебряные изваяния, а также идолов, привезенных по его просьбе самим императором. Однако вместо поклонения им святой Феодор разбил истуканов на куски и раздал драгоценный металл неимущим, делом утверждая законы христианского милосердия на обломках язычества. Подобный поступок не мог остаться безнаказанным: Феодора подвергли многодневным изощренным мучениям – терзали железными когтями, жгли огнем, морили голодом, выкололи глаза и лишь затем распяли на кресте. Однако Господь предначертал стратилату иную судьбу и кончину во славе – Он исцелил раны и свел мученика с креста, на котором Феодор провисел целую ночь. Язычники, ставшие свидетелями чуда, тут же уверовали во всемогущего христианского Бога и приняли крещение. Святой Феодор прошел мученический путь ради Спасителя до самого конца: он остановил народ, восставший против его мучителей, и добровольно предал себя в руки императорских солдат. 21 февраля 319 года великомученик Феодор был обезглавлен, а 21 июня того же года его тело перенесли в Евхаит.

После отступления арабов от Константинополя в 718 году император Лев III подарил мощи Феодора Стратилата болгарскому хану и цезарю Тервелу в знак искренней признательности болгарам, спасшим осажденную столицу Византии. В течение нескольких столетий мощам великомученика поклонялись в болгарском храме Святой Софии в городе Месемврии (с 1934 года – Несебр).

Однако в 1257 году отряд венецианцев под командованием капитана флота Джакомо Дандоло, происходившего из знатной патрицианской семьи, напал на Месемврию и среди прочих трофеев захватил мощи великомученика Феодора. После этого святыня пребывала в Никольском храме Константинополя, находившегося под пятой латинян, а в 1267 году патриций Марко Дауро доставил её в Венецию.

Мощи поместили в одном из древнейших храмов города, расположенном в самом сердце Венеции, рядом с мостом Риальто. Согласно преданию, первый храм был возведен здесь в VII веке, когда острова лагуны были совершенно безлюдны, святителем Магном – во сне ему явился Спаситель и указал точное место для строительства церкви в Его честь. Впоследствии храм несколько раз перестраивался: в 1167 году, после первой реконструкции, его освятил римский папа Александр III; затем в XVI веке над новым трехнефным храмом, построенным в форме латинского креста, последовательно трудились Джорджо Спавенто, Туллио и Пьетро Ломбардо, Якопо Сансовино; Джузеппе Сарди завершил работы над фасадом храма лишь в 1663 году. А вот колокольню, которую начали возводить еще в XIV веке, завершили только в конце XIX столетия.

Сегодня мощи святого Феодора Стратилата хранятся в раке со стеклянной дверцей в часовне, расположенной справа от главного алтаря. Глава великомученика Феодора закрыта маской и увенчана короной, облачением не покрыты лишь кисть его руки и ступни.

Паломника, не искушенного в тонкостях венецианской истории, могут ввести в заблуждение надписи: первая – Theodori Amaseni, – размещенная на апсиде, сообщает, что здесь покоятся мощи святого Феодора Амасийского, в православной традиции Тирона; надпись на дверце самой раки – Theodori Eracleensi – утверждает, что здесь находятся мощи святого Феодора Гераклийского, то есть Стратилата. Дело в том, что в храме Христа Спасителя долгое время хранились мощи Феодора Тирона. Их перенесли в часовню в 976 году, после того как во время сильнейшего пожара, уничтожившего многие венецианские здания, сгорел собор Сан-Марко, в котором они пребывали. В 1096 году святыню поместили в иное, никому не известное место. Скорее всего, так и останется загадкой, что же в действительности произошло с мощами первого небесного патрона Республики и куда они исчезли.

Святой Феодор Тирон был простым воином и жил в понтийском городе Амасия во времена гонителя христиан императора, а затем и узурпатора Максимиана Геркулия (285-308). В переводе с латинского «tiro», «tironis» означает «новобранец». Поэтому представляется вполне вероятным, что Феодор был молодым человеком, когда пострадал за Христа. Его принуждали отречься от христианской веры и принести жертвы идолам; он бесстрашно и твердо отказался совершить жертвоприношение и был подвергнут мучениям. В темнице исповеднику явился Сам Спаситель и укрепил его дух и веру. Феодора, которому также вменяли в вину поджог языческого храма, вновь подвергли пыткам, подвесив на дереве и строгая тело железными зубцами, а затем приговорили к сожжению. 2 марта 306 года великомученик взошел на костер и с молитвой предал душу Богу. Благочестивая женщина по имени Евсевия, испросив разрешения взять тело святого, погребла не поврежденные огнем останки в своём доме в городе Евхаите, неподалеку от Амасии. Впоследствии мощи Феодора Тирона были перенесены в константинопольский храм, освященный в его честь.

Читайте также:
Карта крепости Кыз-Кала, где находится Крепость Кыз-Кала на карте мира

Появление частицы мощей святого на островах в Венецианской лагуне было связано, согласно преданию, с именем выдающегося византийского полководца и экзарха Италии Нарсеса (478-573). В 40-х годах VI века он приказал построить на Риальто два храма, один из которых освятили в честь святого Феодора Амасийского. Нарсес решил таким образом отблагодарить островитян, являвшихся в ту пору вассалами Византии, за их активную помощь при блокаде Равенны. Так святой воин Феодор Тирон стал первым патроном Венеции. Первоначальная церковь Феодора Тирона во время последовавших перестроек собора Сан-Марко была кардинальным образом переделана и превратилась в часовню Святого Феодора в соборе Сан-Марко (она расположена рядом с ризницей). В 1464 году один из наиболее ярких венецианских живописцев Кватроченто Джентиле Беллини украсил ставни органа в этой часовне образами святых покровителей Венеции – Марка и Феодора Тирона.

Печальная утрата, святыни произошедшая в 1096 году, была определенным образом «компенсирована» двумя столетиями позже. В результате успешной для венецианцев войны с генуэзцами, которая велась на территории прибрежной Кьоджи в 1379-1381 годах, многие реликвии были перевезены из Кьоджи в Венецию, среди них находилась и часть мощей (нога) святого Феодора Тирона. Сейчас она хранится в сокровищнице собора Сан-Марко в позолоченном реликварии, выполненном из серебра в форме ноги. Здесь же в отдельном стеклянном мощевике пребывает еще одна реликвия – ребро святого Феодора Стратилата.

Венецианцы продолжали трепетно и благоговейно относиться к своему первому небесному покровителю даже после того, как его буквально «затмил» новый, второй по счету патрон Республики, святой апостол и евангелист Марк – его мощи были доставлены на острова в 828 году. Об этом уважении и почитании свидетельствуют и монументальные колонны, установленные рядом с набережной у «главного парадного входа» Венеции – пьяццетты Сан-Марко. Если с вершины левой колонны на всех беспристрастно взирает бронзовое изваяние льва святого Марка, в былые времена сиявшее позолотой, то правую колонну венчает скульптура великомученика Феодора Тирона. Она весьма необычна – это изображение составлено по принципу конструктора из множества частей самых разных изваяний! Голова понтийского царя Митридата установлена на римском торсе эпохи императора Адриана, остальные элементы также созданы в разные исторические периоды. Дракона же у ног святого во многих путеводителях отчего-то именуют «крокодилом», хотя у него всего две лапы и он абсолютно не похож на этого представителя пресмыкающихся. Оригинал необычной скульптуры сейчас хранится во Дворце дожей. Сами же колонны были привезены с Востока в XII веке, и установлены на набережной в 1172 году. Работами по их установке руководил талантливый инженер Николо Квараттьери (он построил самый первый мост Риальто, соединивший берега Большого канала; кстати, ныне существующий мост Риальто также украшен горельефными изображениями апостола Марка и великомученика Феодора Тирона работы скульптора Тициана Аспетти).

И в православной, и в католической традиции святых великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона часто изображают вместе, равно облаченными в воинские доспехи, с мечами и копьями, иногда – на конях, поражающими драконов. Несмотря на то, что один из святых – военачальник, а второй – простой солдат, к ним обоим обращаются с молитвами христолюбивые воины, с верой и надеждой на помощь и поддержку.

Иллюстрации:
1. Святые Феодор Стратилат и Феодор Тирон. 1290-1310. Афон
2. Скульптура Феодора Тирона, установленная на колонне Сан-Теодоро в Венеции. Фото автора
3. Рака с мощами Феодора Гераклийского (Стратилата) в храме Сан-Сальвадор
4. Храм Христа Спасителя в Венеции (Сан-Сальвадор). 1504–1534. Фото автора

Первая публикация: Ежемесячное православное издание «Календарь», № 6 (198) от 2015г.

Крепость веры. Великомученик Феодор Стратилат Гаврас

Великомученик Феодор Стратилат Гаврас

Уникальнее всего в истории Крыма – история Православной Церкви

Крым уникален. И речь идет не только о природе этого удивительного полуострова. Уникальна сама история Крыма – Таврики, или Тавриды, как называли эту землю древние. Эта история знала множество народов, войн, цивилизаций, эпох. Но, пожалуй, уникальнее всего в истории Крыма – история Православной Церкви. Эта история начинается с конца I века после Рождества Христова – со священномученика Климента Римского – и продолжается современной жизнью Церкви, на протяжении 20 веков свидетельствуя об Истине Христа и созданной Им Церкви, которую врата ада не в состоянии одолеть. Сколько империй, эпох, народов знала Крымская земля, но неизменно она хранила Святое Православие. Не чудо ли это.

Читайте также:
Во сколько обойдутся роды в США в 2022 году

Мангупское плато

Феодоро

Мангупскому княжеству выпало стать последним оплотом Византии

Одной из самых ярких страниц Крыма является история княжества Феодоро со столицей на плато Мангуп-Кале (оно же – Мангупское княжество), чьи князья неизменно мыслили себя хранителями Православия на древней земле Тавриды. Мангупскому княжеству выпало стать последним оплотом Византии и ее последним осколком. Константинополь пал под ударами турок через полтора месяца осады. Столица княжества Феодоро – одноименный город Феодоро, или Мангуп – держалась полгода. При осаде города погибло 7 тысяч янычар – профессиональных турецких воинов. Даже если считать эту величину преувеличенной, она все равно дает нам представление о том, какие большие потери понесли турки и как тяжело далась им эта осада. В рядах же осажденных насчитывалось едва ли больше двух тысяч воинов.

Феодор Гаврас

Исследователи насчитывают не менее 20 культовых комплексов, посвящённых памяти святого Феодора

Своим названием княжество Феодоро́ не без основания обязано святому великомученику Феодору Гаврáсу. Как считает византолог А.А. Васильев, с момента основания княжества феодоритами было переосмыслено одно из древних название Крыма – Дорос (Дори): с присоединением «Фео» оно стало звучать как Феодоро и пониматься как Дар Божий, и одновременно напоминать о святом великомученике Феодоре Гаврасе – предке основателя княжества Константина Гавраса. Феодор был военачальником и получил прозвище Стратилат. Из-за этого его часто путают со святым Феодором Стратилатом, великомучеником из города Евкант в Малой Азии, казненным в 319-м году.

Великомученик Феодор Стратилат Гаврас Исследователи насчитывают не менее 20 культовых комплексов, посвящённых памяти святого Феодора. Следует думать, что все они или подавляющая часть из них была посвящена именно основателю династии феодоритов – великомученику Феодору Гаврасу. Наиболее известными являются мыс Ай-Тодор – «Святой Феодор», на одном из трёх скалистых отрогов которого в настоящее время расположен знаменитый дворец «Ласточкино гнездо». А также скальный мыс Ай-Тодор в окрестностях Мангупа, где до захвата турками Крыма существовал древний монастырь в честь Великомученика Феодора Гавраса, в котором, вероятно, хранилась значимая часть мощей святого. В настоящий момент у подножия мыса на месте древнего монастыря возрожден монастырь в честь Великомученика IV века Феодора Стратилата.

Феодор Гаврас родился около 1050 года в феме Колония, в пределах современной Армении, в аристократической семье, которая состояла в родстве с царствующей в то время в Византии династией Комнинов. Родители Феодора, будучи глубоко верующими христианами, воспитали его в богобоязненности и благочестии.

Внутреннее убранство пещерного храма во имя Великомученика Феодора Стратилата на мысе Ай-Тодор

В многочисленных войнах Феодор проявил себя как храбрый, благочестивый и способный полководец

После того как в 1071-м году византийская армия была наголову разбита турками-сельджуками в битве при Манцикерте, византийские войска ушли из восточных регионов, и местным феодалам пришлось отбиваться от турок собственными силами. Молодой полководец Феодор Гаврас собрал в своих наследственных владениях отряд воинов и без помощи Константинополя освободил город Трапезунд, а впоследствии полностью освободил от мусульман фемы Халдия и Колония. В многочисленных войнах Феодор проявил себя как храбрый, благочестивый и способный полководец, защищая восточные границы Империи от нашествий турок-сельджуков. Среди населения Халдии он пользовался столь большим авторитетом и поддержкой, что даже начал, как независимый правитель, чеканить монету со своим изображением.

Стены трапезундской крепости. 1916 г.

Византийская принцесса и писательница Анна Комнина упоминает о Феодоре Гаврасе в «Алексиаде»:

«В царственном городе [Константинополе] находился Феодор Гавра. Зная дерзость и энергию этого человека, [император] Алексей решил удалить его из столицы и потому назначил правителем Трапезунда, города, который тот ранее отобрал у турок. Гавра был родом из горных районов Халдии и завоевал славу доблестного воина, ибо превосходил всех людей своим умом и мужеством. Ни в одном, даже самом малом, деле не терпел он неудач и постоянно брал верх над своими противниками, а завладев Трапезундом и распоряжаясь им как своей собственностью, он и вовсе стал непобедим».

Читайте также:
Как дешево добраться до Туниса? Цены на авиабилеты

Императору Алексею I Комнину ничего не оставалось делать, как признать его правителем этих областей, но, чтобы отвратить опасность открытого отпадения Трапезунда, император под благовидным предлогом удерживал в Константинополе его сына Григория, обещая женить его на своей дочери Марии. Впоследствии император расторг их помолвку.

Сам Феодор был женат дважды. Первый раз – на некоей Ирине, возможно, из армянского рода Таронитов. Овдовев, он женился второй раз – на племяннице жены Аланского царя Дургулеля. Таким образом, он заключил родственные союзы с двумя наиболее влиятельными домами Великой Армении и Северного Кавказа. Нелишне заметить, что Никифор Алан, бывший примерно в те же годы византийским губернатором Таврики, мог быть родственником второй жены Феодора Гавраса.

Спустя время, оклеветанный завистниками, Феодор ушёл со службы. Он делал богатые приношения известным понтийским монастырям Панагия Сумела и Вазелонас, а также жертвовал средства на строительство женского монастыря Пресвятой Троицы. Впоследствии этот монастырь был переименован в честь Великомученика Феодора Стратилата. Сам Феодор ушёл в горы, где стал вести отшельническую жизнь.

Монастырь Панагия Сумела (недействующий православный монастырь на территории нынешней Турции)

Мученичество и прославление

В 1098-м году, во время очередного нашествия турок-сельджуков, уступая просьбам населения, Феодор оставил аскетическую жизнь и возвратился в ряды воинства, одержав ряд побед над захватчиками.

Однако вскоре, во время очередного боя у города Байбурта (в Армении), Феодор Стратилат попал в плен к туркам эмира Ахмет-Мелика Амурали.

Святой Феодор, как истинный христианин, был готов пострадать за Христа

Эмир Амурали принуждал святого Феодора отречься от Христа Спасителя и принять ислам. Сперва эмир обещал святому богатство и славу. В случае же отказа Феодор должен был подвергнуться разнообразным пыткам и принять смерть. Святой Феодор не утратил мужества – он, как истинный христианин, был готов пострадать за Христа. В его жизнеописании говорится, что, вдохновленный Благодатью, святой Феодор ответил эмиру:

«Твое земное богатство не соблазняет меня. Ты не сможешь помешать мне пострадать за Христа. Зачем ты обещаешь мне славу, которой не можешь дать? Ты пробуешь напугать меня смертью, которой я не боюсь. Мне будет лучше отдать жизнь за Христа, чем отделить себя от Него. Если бы вы признали воплощение Христа и Его жертву, вы бы никогда не враждовали с христианами. Вместо этого вы могли бы стяжать благочестие и не были бы брошены в геенну огненную. Верьте в то, что я вам говорю, верьте в Сына Божьего, который пролил Свою Кровь на Кресте. Восстаньте из тьмы невежества, чтобы вы могли возродиться через Крещение Святым Духом, Который простит вас за незнание и бывшие грехи».

Великомученик Федор Стратилат Гаврас Амурали приказал подвергнуть святого Феодора самым жестоким пыткам. Вот что об этом повествует нам житие святого Феодора:

«Сначала Святого положили лицом на снег и начали хлестать плетьми, требуя отказаться от нашей святой и истинной веры. Однако все было напрасно. Святой Феодор остался таким же твердым как Гора Сион (Пс. 124, 1). Он продолжал молиться, обращаясь к Небесам: ‟Благодарю Тебя, Царь Царей, Сын Божий, благодарю за то, что обратил внимание на меня, недостойного. Дай мне силы, Господи, стать достойной жертвой перед Твоим Лицом – так же, как Ты для спасения человеков распялся на Кресте. Сподобь меня войти в Царствие Твое”.

Когда эти слова услышал тиран, он приказал своим людям отрезать у святого язык, затем жестоко выколоть ему глаза, затем содрать кожу с его рук, ног, головы и, наконец, отрезать все члены и бросить его в огонь. Даже когда палачи вырвали его язык, святой и Благословенный Феодор чудесным образом продолжил молиться».

Он передал в руки Господа свою душу, завершив свою великую битву. В XII в. великомученик Федор был причислен к лику святых

В конце концов святого Феодора бросили в огонь. Внезапно все увидели, что святой Феодор сидит в колеснице, призывая всех славить Господа. Затем он передал в руки Господа свою душу, завершив свою великую битву. Это произошло 2 октября 1098 года.

Череп святого эмир превратил в чашу, покрыв ее золотом, в знак удивления перед сверхчеловеческой храбростью и мужеством мученика. Впоследствии эта священная реликвия попала в руки христиан, и Господь через нее совершил много чудес и исцелений в городе Феодосиополе, близ которого святой великомученик Феодор и принял мученическую смерть.

Миниатюра Синайской рукописи с изображением Феодора Гавраса В XII в. великомученик Федор был причислен к лику святых. Он стал почитаться как святой великомученик Феодор Гаврас Трапезундский (или Стратилат). Позднее его святые мощи были перевезены в Трапезунд и торжественно погребены. Над могилой святого были воздвигнуты церковь и монастырь. Его память совершается 2/15 октября. На Руси великомученик Федор почитался как Святой Федор Атранский и Халдийский.

Читайте также:
Что разрешено ввозить в Украину с территории России и в каком количестве

Великомученик Феодор Гаврас стал героем не только греческого, но и турецкого фольклора, где воспет «как благородный и храбрый противник».

На миниатюре Синайской рукописи XI века имеется изображение Иисуса Христа, возложившего руку на голову воина. Надпись гласит: «Феодор Гаврас, патрикий, раб Христов». Симметрично этому изображению на соседнем листе той же рукописи помещено изображение супруги святого Феодора Гавраса – Ирины Таронит, благословляемой Богородицей.

Наследие великомученика Феодора

Погребальная пелена Марии Мангупской, супруги Стефана Великого Племянник великомученика Феодора, Константин Гаврас, был правителем Халдии с 1119 по 1140 год, он попал в опалу и был сослан императором из Трапезунда в Тавриду. Именно Константин основал княжество Феодоро. Княжество поражало своих современников мощью и величием. Представители крымской ветви рода Гаврасов установили родственные связи с византийскими императорскими династиями Великих Комнинов и Палеологов, аристократическими родами болгарских царей, с господарями Молдавии, с черкесскими княжескими домами. Великий князь Московский Иоанн III сватал за своего старшего сына Ивана Елену – дочь правителя Феодоро Исаака. Сестра последнего владыки Феодоро Александра – Мария, «деспина Молдовлахии», была женой господаря Молдавии святого Стефана Великого, впоследствии прославленного Церковью в лике святых.

В 1426-м году Мария Гаврас, дочь феодоритского князя Алексея, была выдана замуж за наследника престола Трапезундской империи, ставшего последним ее императором Давидом Великим Комнином (1458–1461).

Карта на момент событий 1450 года

Княжество Феодоро было захвачено турками в 1475-м году, просуществовав еще 22 года после падения Византии. Оно было последним уцелевшим суверенным владением одного из византийских родов.

Осадная артиллерия турок

А представители семьи Гаврасов, эмигрировавшие в Московию, стали основателями рода Ховриных

А представители семьи Гаврасов, эмигрировавшие в Московию в конце XIV века, стали основателями аристократического рода Ховриных, наследственных казначеев Московского княжества. С XVI века их стали называть Головиными. В «Русской генеалогической книге», опубликованной князем П. Долгоруким, упоминается «князь Готии» Степан (Стефан) Васильевич Ховра, который с сыном Григорием выехал из своих владений в Москву в конце XIV века. В Москве он был принят с честью князем Дмитрием Донским или его сыном князем Василием, получил подворье в Кремле, отмеченное на старинных картах города. Впоследствии внучка Дмитрия Ховрина Дарья Владимировна Головина, жена боярина Никиты Захарьева (Романова), стала бабушкой Михаила Феодоровича – первого царя из династии Романовых.

Но это уже совсем другая история.

Мангуп. Цитадель

Ныне от княжества Феодоро остались руины былого великолепия и Мангупское плато, которое до сих пор пленяет своим величием каждого, кто хоть раз побывал на его высоте. А Ай-Тодорская долина у подножия Мангупа незримо, но неизменно хранит память о святом великомученике Феодоре Стратилате Гаврасе, давшем начало целой истории, которая продолжает вершиться и сегодня.

Подготовлено по материалам:

Церковь Феодора Стратилата на Ручью

Православный храм
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью
58°31′23″ с. ш. 31°17′35″ в. д. H G Я O
Страна Россия
Город Великий Новгород
Конфессия Православие
Тип здания Крестово-купольный храм
Дата основания XIV век
Строительство 1360—1361 годы
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 531510339320006 (ЕГРОКН ). Объект № 5310044000 (БД Викигида)
Состояние музей
Медиафайлы на Викискладе

Церковь Феодора Стратила́та «на Ручью́» [1] (на Фёдоровой улице) [1] — православный храм 1360—1361 годов постройки в Великом Новгороде [1] . Расположен на перекрёстке Андреевской улицы и улицы Фёдоровский ручей. Памятник архитектуры музеефицирован (часть Новгородского музея-заповедника) и открыт для посещения.

Церковь Федора Стратилата на Ручью изображена на памятной монете Банка России номиналом 3 рубля, выпущенной в 2009 году в рамках серии «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО» [2] .

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Фресковая живопись
  • 4 Граффити
  • 5 Примечания
  • 6 Библиография
  • 7 Ссылки

История

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 [1105] как Плотницкий [3] . Позднее стал Фёдоровским. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. В 1950-х годах Л. М. Шуляк проведена полная реставрация фасадов с восстановлением трёхлопастного завершения и первоначального декора.

В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей. Верх колокольни XVII века был повреждён во время боевых действий 1940-х гг., позднее восстановлен.

Читайте также:
Отдых и погода в Тайланде в мае - отзывы туристов, фото и видео с путешествий

Архитектура

Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф [4] . С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Фресковая живопись

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.

Граффити

На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер [5] :

  • «Не шуметь, ходите тихо»
  • «Пойду бобром возле реки» (пять раз)
  • «А се поют на полатях у святого Покрова»
  • «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал»

Надпись «Поповы священницы уклоняйтесь от пьянства» повторена несколько раз [6] .

Храм воинов на ручью

На Торговой стороне Великого Новгорода есть улица со странным названием «Федоровский ручей». На ней, приблизительно в полукилометре от Волхова, стоит удивительно гармоничная церковь имени Святого воина Федора, один из шедевров древнерусского зодчества XIV века. Впрочем, когда она была построена, был и ручей, и улица называлась по-другому.

Граффити на фреске

Два Федора в святцах

Православие знает двух Святых воинов-Федоров. Один из них был военачальником в Гераклее, победил змея (не только Георгий этим славен) и был обезглавлен в 319 г. за проповедь христианства (а заодно и за вандализм: он разрушил золотые статуи античных богов как языческих — и раздал их обломки нищим). Второй — Федор Тирон, то есть простой воин-рекрут. После того, как этот святой отказался приносить жертвы языческим богам, его попросили крепко подумать. Поразмыслив, Федор Тирон сжег храм Кибе-лы, за что был сожжен на костре в 306 г.

Церковь до реставрации. XIX в.

История постройки

Что любопытно, первый храм на этом месте построили еще в домонгольское время. Некий Воигост поставил здесь храм еще в 1115 г. «В лето 6623… заложи Воигость церковь святого Федора Тирона, априля въ 28».

Возможно, этой постройке удалось простоять целых два века, поскольку мы достоверно знаем, что в 1329 г. здесь некий федоровский храм сгорел во время большого пожара.

Интерьер (фото из книги Т.Ю. Царевской «Церковь Феодора Стратилата в Новгороде») Серафим. Фреска купола

Прошло еще 30 лет. В Новгородской Второй летописи читаем: «Въ лето 6869 (1360) … Семион Андреевич с материю своею боголюбивою Натальею заложиша церковь камену святый Феодор на Федорове улице». Годом спустя — «Створиша церковь камяну святый Феодор на Федорове улице». Этот храм уже получил имя Федора-военачальника, Федора Стратилата. Видно, фигура военачальника была более близка Семену Андреевичу, вхожему в высшие круги новгородского управления, чем фигура простого воина.

Федор Стратилат

В те годы жизнь Новгородской республики находилась в периоде «стабильности», богатые граждане богатели еще больше — и не забывали о духовном. Они с удовольствием заказывали каменные храмы на своих улицах (параллельно храм служил и несгораемым сейфом на случай пожара), менее состоятельные жители соседних усадеб тоже скидывались, и в результате возник особый, «уличанский» жанр храмов — не очень больших, уютных и очень красивых.

Роспись

Фрески храма — не менее выдающиеся, чем само здание. Кто их автор, достоверно не известно. Скорее всего, руководил бригадой греческий мастер. На стенах сохранились надписи на греческом языке, безупречные по орфографии и с великолепным владением каллиграфией. Кроме того, практически в это же время, всего в километре от Федоровского храма, выдающуюся церковь Спаса на Ильине улице расписывал великий Феофан Грек.

Памятная серебряная монета Банка России, посвященная храму

Любопытно, что жития обоих Федоров представлены в росписи одинаково. Более того, эпизоды жизни как Феодора Тирона, так и Феодора Стратилата расположены прямо на одной стене. Так и соединились в одном храме два святых — простой рекрут и военачальник.

Читайте также:
Торговые центры Италии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

Культурное наследие
Российской Федерации

[kulturnoe-nasledie.ru/monuments.php?id=5310044000 объект № 5310044000]

Ссылка: 604 [whc.unesco.org/ru/list/604 рус.] • [whc.unesco.org/en/list/604 англ.]
Год внесения: 1992
Тип: Культурный объект
Критерии: ii, iv, vi

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде. Расположен на перекрёстке улиц Андреевская и Фёдоровский ручей.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектура
  • 3 Фресковая живопись
  • 4 Граффити
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Библиография
  • 8 Ссылки

История

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 [1105] как Плотницкий [1] . Позднее стал Фёдоровским. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца.

В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей.

Архитектура

Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф [2] . С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.

Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Фресковая живопись

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII—XIV веков.

В настоящее время церковь является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения.

Граффити

На стенах церкви учёные прочитали большое число средневековых граффити, многие из которых носят шутливый характер.[www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=613&rubric_id=1003121&crubric_id=1003125&pub_id=700014 Примеры]:

  • «Не шуметь, ходите тихо»
  • «Пойду бобром возле реки» (пять раз)
  • «А се поют на полатях у святого Покрова»
  • «Сава со мной шел с торгу, бил мене, я написал»

См. также

Напишите отзыв о статье “Церковь Фёдора Стратилата на Ручью”

Примечания

  1. [litopys.org.ua/novglet/novg17.htm#page203 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. — М.-Л., 1950. — С. 196—205.]
  2. Термин употребил М. Каргер

Библиография

  • М. К. Каргер «Новгород», издательство «Искусство», Ленинград 1970
  • Т. Ю. Царевская “Роспись церкви Феодора Стратилата на ручью”. М., “Северный паломник”, 2008.

Ссылки

  • [www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/feodor-stratilata/ Достопримечательности. Церковь Фёдора Стратилата на Ручью]

Отрывок, характеризующий Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

С неделю тому назад французы получили сапожный товар и полотно и роздали шить сапоги и рубахи пленным солдатам.
– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
– Вишь, в самый раз, – приговаривал Платон, обдергивая рубаху. Француз, просунув голову и руки, не поднимая глаз, оглядывал на себе рубашку и рассматривал шов.
– Что ж, соколик, ведь это не швальня, и струмента настоящего нет; а сказано: без снасти и вша не убьешь, – говорил Платон, кругло улыбаясь и, видимо, сам радуясь на свою работу.
– C’est bien, c’est bien, merci, mais vous devez avoir de la toile de reste? [Хорошо, хорошо, спасибо, а полотно где, что осталось?] – сказал француз.
– Она еще ладнее будет, как ты на тело то наденешь, – говорил Каратаев, продолжая радоваться на свое произведение. – Вот и хорошо и приятно будет.
– Merci, merci, mon vieux, le reste. – повторил француз, улыбаясь, и, достав ассигнацию, дал Каратаеву, – mais le reste… [Спасибо, спасибо, любезный, а остаток то где. Остаток то давай.]
Пьер видел, что Платон не хотел понимать того, что говорил француз, и, не вмешиваясь, смотрел на них. Каратаев поблагодарил за деньги и продолжал любоваться своею работой. Француз настаивал на остатках и попросил Пьера перевести то, что он говорил.
– На что же ему остатки то? – сказал Каратаев. – Нам подверточки то важные бы вышли. Ну, да бог с ним. – И Каратаев с вдруг изменившимся, грустным лицом достал из за пазухи сверточек обрезков и, не глядя на него, подал французу. – Эхма! – проговорил Каратаев и пошел назад. Француз поглядел на полотно, задумался, взглянул вопросительно на Пьера, и как будто взгляд Пьера что то сказал ему.
– Platoche, dites donc, Platoche, – вдруг покраснев, крикнул француз пискливым голосом. – Gardez pour vous, [Платош, а Платош. Возьми себе.] – сказал он, подавая обрезки, повернулся и ушел.
– Вот поди ты, – сказал Каратаев, покачивая головой. – Говорят, нехристи, а тоже душа есть. То то старички говаривали: потная рука торовата, сухая неподатлива. Сам голый, а вот отдал же. – Каратаев, задумчиво улыбаясь и глядя на обрезки, помолчал несколько времени. – А подверточки, дружок, важнеющие выдут, – сказал он и вернулся в балаган.

Читайте также:
Фото Гвалиорского форта (104 фото)

Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену. Несмотря на то, что французы предлагали перевести его из солдатского балагана в офицерский, он остался в том балагане, в который поступил с первого дня.
В разоренной и сожженной Москве Пьер испытал почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек; но, благодаря своему сильному сложению и здоровью, которого он не сознавал до сих пор, и в особенности благодаря тому, что эти лишения подходили так незаметно, что нельзя было сказать, когда они начались, он переносил не только легко, но и радостно свое положение. И именно в это то самое время он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою, того, что так поразило его в солдатах в Бородинском сражении, – он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминания тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными. Ему не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне. Ему очевидно было, что все это не касалось его, что он не призван был и потому не мог судить обо всем этом. «России да лету – союзу нету», – повторял он слова Каратаева, и эти слова странно успокоивали его. Ему казалось теперь непонятным и даже смешным его намерение убить Наполеона и его вычисления о кабалистическом числе и звере Апокалипсиса. Озлобление его против жены и тревога о том, чтобы не было посрамлено его имя, теперь казались ему не только ничтожны, но забавны. Что ему было за дело до того, что эта женщина вела там где то ту жизнь, которая ей нравилась? Кому, в особенности ему, какое дело было до того, что узнают или не узнают, что имя их пленного было граф Безухов?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: