Фото Дворцово-паркового ансамбля Петергоф (149 фото)

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф представляет собой грандиозный памятник архитектуры, известный во всем мире и включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ежегодно он привлекает огромное количество туристов не только из России, но и со всего мира. На его территории располагаются красивейшие дворцы, фонтаны и парки.

История создания дворцово-паркового ансамбля Петергоф

История Петергофа начинается в 1705 году, когда он был впервые упомянут в качестве так называемого путевого двора по дороге к острову Котлин. Идея создания дворца принадлежит самому Петру I. Дворец задумывался в качестве летней загородной резиденции для царской семьи. Строительство началось в 1712 году в Стрельне. Однако его пришлось перенести в Петергоф, так как возникли проблемы с подачей воды к фонтанам. В Стрельне пришлось бы затопить бассейны рек Стрелки и Кикенки, в то время как ландшафт Петергофа идеально подходил для круглосуточного поступления воды. Открытие дворцово-паркового ансамбля произошло в 1723 году. К тому времени был построен Большой Петергофский дворец, дворцы Монплезир и Марли, вырыт морской канал, функционировали отдельные фонтаны. Также в то время началось организация Нижнего парка.

Композиция дворцово-паркового ансамбля Петергоф

Первое, что предстало перед моим взглядом во время посещения Петергофа, был Большой дворец. Он является основным зданием композиции дворцово-паркового ансамбля и представляет собой трехэтажное здание, которое располагается на краю террасы.

Изначально дворец выглядел более скромно. Но во время правления императрицы Елизаветы I он был перестроен. В частности тогда был надстроен третий этаж, а также с боков были пристроены галереи. Стоит отметить, что во время Великой Отечественной войны дворец был полностью взорван и сожжен. Лишь в 1964 году дворец был восстановлен и открыт для посещения.

Дворец расположен в самой середине композиции между верхним садом с южной стороны и нижним парком со стороны залива.

Что касается верхнего сада, то по своей сути он является парадным въездом в императорскую резиденцию. По сравнению с нижним парком занимает сравнительно небольшую территорию с ухоженными газонами, деревьями, скульптурами, прудами и фонтанами. К сожалению в день поездки мне туда попасть не удалось, так как моей целью был все-таки нижний парк. А за один день рассмотреть все достопримечательности Петергофа, на мой взгляд, нереально. Но я не расстроилась по двум причинам. Во-первых, те достопримечательности, которые я успела увидеть, произвели на меня потрясающее впечатление, а во-вторых, у меня остался замечательный повод, чтобы еще раз вернуться в дворцово-парковый ансамбль Петергоф.

И наконец, завершает композицию тот самый нижний парк Петергофа, который принес ему всемирную известность. На его территории находятся самые красивые и знаменитые фонтаны, скульптуры и архитектурные памятники Петергофа.

Нижний парк Петергофа: описание достопримечательностей

Нижний парк располагается между Большим дворцом и Финским заливом. Расстояние от дворца до залива составляет всего 500 метров, в то время как вдоль берега протяженность парка составляет 2,5 километра.

Следует отметить, что нижний парк включает в себя три части: центральный, западный и восточный ансамбли. В планировке парка строго соблюдается принцип симметрии в отличии от Павловского парка в Музее-заповеднике «Павловск», который спроектирован в более свободной форме.

Ансамбль центральной части

С террасы около Большого дворца передо мной открылся шикарный вид на центральную часть нижнего парка и далее на Финский залив. У меня захватило дух. Я была в предчувствии незабываемой прогулки по нижнему саду Петергофа.

Спустившись вниз по лестнице я рассмотрела грандиозное фонтанное сооружение Большой каскад, которое очень эффектно украшает дворцово-парковый ансамбль Петергоф.

Оно известно во всем мире и представляет из себя комплекс фонтанов, позолоченных античных статуй, барельефов и водопадных лестниц.

В центре каскада находится статуя Самсона, раздирающего пасть льва.

С каждой стороны от Самсона находятся фонтаны «Чаша».

Далее морской канал, протягивающийся до самого залива, разделяет дворцово-парковый ансамбль Петергоф на восточную и западную части. Вправо и влево от канала расходятся аллеи.

Очень интересными являются парные фонтаны «Адам» и «Ева», поскольку фонтан «Адам» находится в восточной части парка, фонтан «Ева» — в западной. Стоит отметить, что эти фонтаны примечательны тем, что они единственные в Петергофе сохранили своё изначальное скульптурное убранство еще со времен Петра I.

Ансамбль восточной части

Восточнее Большого каскада находится фонтан «Шахматная доска».

Вверху фонтана находятся три ярких фигуры дракона из пастей которых струится вода. Этот фонтан завораживает своей сказочностью.

Правее от фонтана «Шахматная доска» находятся Римские фонтаны.

Далее находится фонтан «Тритон, разрывающий пасть морскому чудовищу».

Он известен еще под названием «Оранжерейный», так как находится в самом центре оранжерейного сада. Этот фонтан символизирует победу победу русского флота при Гангуте 27 июля 1714 года.

Очень оригинальным является фонтан «Солнце». Он представляет собой позолоченные диски из которых разлетаются потоки воды, похожие на лучи солнца. Кроме того, внизу расположились шестнадцать дельфинов из ртов которых выбрасываются струйки воды.

Также очень интересен фонтан «Дубок». Он является одним из фонтанов-шутих, которыми может похвастаться дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Вся композиция состоит из металлического дерева, пяти тюльпанов и двух скамеек. Когда к ним подходишь, то из них внезапно начинает струиться вода. Я сама лично попробовала между ними проскочить. Но сухой мне не удалось этого сделать, что очень позабавило наблюдающих мою попытку.

Еще одним из фонтанов-шутих является «Зонтик». Но его очень часто называют «Грибком». Чтобы сесть на скамейку вокруг «Зонтика» нужно успеть пока из под его кромки не начинает литься вода. Если удастся сделать это сухим, то прийдется ждать пока она не прекратит литься, либо прийдется идти через водяную завесу.

Одной из главных достопримечательностей восточной части нижнего парка является дворец Монплезир, что в переводе с французского означает мое удовольствие. Он небольшой по размеру, но очень яркий.

Перед дворцом разбит красивейший сад, украшенный скульптурами, цветами и деревьями. До недавнего времени достопримечательностью этого сада являлся дуб, посаженный Екатериной II. Но в 2000 году он был поврежден бурей и сейчас от него остался только этот пенек и памятная надпись.

Читайте также:
Карта Апостольской библиотеки Ватикана, где находится Апостольская библиотека Ватикана на карте мира

Далее от дворца можно пройти на террасу с которой открывается вид на Финский залив и его набережную.

Чуть западнее Монплезира находится Екатериновский корпус. Его также видно с набережной Финского залива.

Ансамбль западной части

В западной части нижнего парка дворцово-паркового комплекса Петергоф тоже есть дворец. Это дворец Марли, названный так в честь посещенного Петром I резиденции французских королей в Марли-ле-Руа.

Он использовался в качестве гостевого дома для знатных персон и членов царской семьи. Но позже стал мемориальным музеем Петра I. Его отличает скромность отделки по сравнению с другими дворцами Петергофа. Дворец расположен между двумя прудами. С восточной стороны Марлинский пруд, а с западной — Секторальный пруд. В целом, эта композиция успокаивает своей безмятежностью. Лично мне так и захотелось ходить вдоль пруда, наслаждаясь видами и представлять, что я оказалась в прошлом.

Неподалеку от дворца Марли раскинулся каскад «Золотая гора». Ступни этого каскада отделаны золоченым медным листом. Поэтому если смотреть на каскад снизу, то кажется будто сверху струятся золотые потоки.

У подножия каскада «Золотая гора» находятся фонтаны «Менажерные». Свое название они получили от французского слова «menаger» — экономить. Их секрет заключается в оригинальных насадках. Благодаря им создается видимость большого количества воды. Но на самом деле внутри водных потоков находится пустота.

Очень грандиозно выглядит фонтан «Львиный каскад». Он представляет собой колоннаду, в центре которой установлена статуя Нимфы Аганипа. Между колоннами расположены чаши с фонтанами. А справа и слева расположились два льва из пастей которых струится вода.

Недалеко от самого масштабного фонтана Петергофа находятся самые маленькие его собратья. Это миниатюрные украшения нижнего парка — фонтаны «Тритоны-колокола» еще известные как «Клоши». Они представляют собой четырех мальчиков-тритонов, которые стоят на коленях. Над головами они держат круглые плоские чаши с цилиндрическими колпаками, выполняющие роль заслонки. Таким образом, стекающая вода образует прозрачные купола.

Где находится и как добраться в Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф расположен на южном берегу Финского залива примерно в 30 км от Санкт-Петербурга.

Самый простой способ добраться до Петергофа — это взять автобусную экскурсию. Забронировать такую экскурсию можно здесь. Время в пути составляет 40-50 минут. В дополнение самой поездки по пути гид вам расскажет интересные исторические события и факты их жизни Санкт-Петербурга.

Еще одним быстрым и удобным способом является «Метеор». Это теплоход, который отправляется из центра Санкт-Петербурга от пристани возле Эрмитажа каждые полчаса. Билеты лучше приобретать заранее иначе в сезон можно просто не попасть на катер. Купить билеты онлайн можно на этом сайте.

Катер прибывает на пристань в Нижнем парке.

Время в пути составляет 30 минут. Но воспользоваться этим способом можно только летом.
Также можно скомбинировать способы передвижения как это сделала я. В Петергоф я отправилась с автобусной экскурсией, а обратно вернулась на «Метеоре».

Кроме того, до Петергофа можно добраться самостоятельно на автобусах или маршрутных такси. Они отправляются от следующих станций метро: «Автово» — автобусы №200, №210 и маршрутное такси Т-224, Т-300, Т-424, Т-424А, «Ленинский проспект» — маршрутное такси Т-103 (К-224), Т-42, «Проспект Ветеранов» — маршрутное такси Т-343, Т-639Б.

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф на карте Санкт-Петербурга

Ниже вы можете посмотреть где находится дворцово-парковый ансамбль Петергоф на карте Санкт-Петербурга.

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф: режим работы

В Петергофе ежегодно проходят торжественные церемонии открытия и закрытия фонтанов в мае и в сентябре соответственно. Поэтому если вы едите в дворцово-парковый ансамбль Петергоф только ради того, чтобы полюбоваться фонтанами, вы должны успеть в этот промежуток времени.

Вход в верхний парк свободный. Он открыт ежедневно с 9.00 до 21.00.

Большой дворец открыт ежедневно кроме понедельников и последнего вторника месяца с 10.30 до 21.00. Вход до 20.00.

Нижний парк открыт ежедневно с 9.00 до 21.00 ч. В зимнее время, до конца апреля, вход свободный. Стоит отметить,что вход в каждый дворец и павильон оплачивается отдельно. Кроме того, каждый объект имеет свой режим работы с которым Вам лучше ознакомиться заранее.

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф находится на берегу Финского залива в 46 км от Санкт-Петербурга. Он является одной из главных достопримечательностей периода царской России. Ансамбль включен в число объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Туристы со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть уникальную систему фонтанов и познакомиться с образом жизни российских императоров.

История ансамбля

В 1705 году Петергоф представлял собой пристань, построенную для удобного перемещения на остров Котлин. В 1712 году здесь началось строительство загородной усадьбы для императора Петра I. Через 2 года стартовало возведение Большого дворца.

Строительство объектов проходило здесь постоянно с XVIII до начала XX века. После свержения монархии в России дворцы были переделаны в музеи.

Перед захватом Петергофа немцами большую часть ценных экспонатов удалось эвакуировать. Но во время войны дворцовые сооружения и фонтаны существенно пострадали от обстрелов артиллерии. После освобождения Петергофа от немецких войск начались восстановительные работы, которые продолжаются до сих пор.

Композиция паркового ансамбля

В дворцово-парковом ансамбле Петергоф органично сочетаются шедевры старинной архитектуры, садово-парковый ландшафт и система фонтанов. Главный вход в парк Петергоф находится в Верхнем саду, в конце которого виден Большой дворец.

Территория комплекса состоит из нескольких зеленых зон:

  • Верхний сад;
  • Нижний парк;
  • Александровский парк;
  • Колонистский парк;
  • Луговой парк;
  • парк Сергиевка;
  • Александрия;
  • Собственная дача.

Верхний сад и Нижний парк являются старейшей и самой интересной частью комплекса. Здесь расположены самые известные достопримечательности: Большой дворец, «Монплезир», банный комплекс, фонтан «Самсон», Большой каскад.

Границей между Верхним садом и Нижним парком служит Большой дворец. Он вместе с Верхним садом находится на возвышенности, а Нижний парк занимает побережье Финского залива.

С востока к Нижнему парку примыкает Александрия, за которой расположен Александровский парк. С юга Верхний сад граничит с Колонистским парком, украшением которого служат Царицын и Ольгин павильоны. Южнее простирается Луговой сквер. С юго-запада к Нижнему парку примыкает Английский сквер, немного севернее расположились парк Сергиевка и Собственная дача.

Читайте также:
Сад Эрмитаж на карте

Территорию парков Петергофа пересекает множество насыпных дорожек, между ними разбиты красивые клумбы с цветами и зеленые газоны. Повсюду стоят скамейки для отдыха, воздух освежают фонтаны и морской бриз.

После посещения парков Петергофа можно посмотреть интересные выставки, находящиеся у бокового входа в Верхний сад: Музей семьи Бенуа, Дом игральных карт, Историко-культурный проект «Государевы потехи».

Верхний сад


В начале XVIII века Верхний сад площадью 15 га использовался как огород для выращивания овощей. После появления здесь фонтанов он приобрел облик места отдыха. Первым был построен фонтан «Дубовый» со свинцовым дубом в центре конструкции. Позже дуб заменили статуей Амура, примеряющего маску. С этим фонтаном связана давняя традиция: ежегодно 14 августа окроплять в нем святой водой полковые знамена военных подразделений Петергофа.

В 1736 году появился фонтан «Нептун», который стал украшением центрального пруда. Статуя морского бога с трезубцем в руках стоит на высоком пьедестале посередине прямоугольного бассейна. У ее подножия расположены всадники на лошадях и морских драконах, изо рта которых бьют струи воды.

Затем фонтаны были сделаны на Квадратных прудах. Их бассейны украсили скульптурами «Весна» и «Лето» в виде девушек, окруженных водяными струями.

Фонтан «Межеумный» был построен последним в Верхнем саду. Он часто переделывался, поэтому имеет такое странное название. Сейчас украшением фонтана служит крылатый дракон в окружении четырех дельфинов, выпускающих водяные струи.

Кроме фонтанов, интересными объектами Верхнего сада являются длинные зеленые арки. Туристы любят заходить в них, чтобы спрятаться от летнего зноя и сделать несколько фотографий.

Зайти на территорию Верхнего сада и осмотреть его достопримечательности можно совершенно бесплатно.

Большой Петергофский дворец

Большой дворец величественно возвышается над Нижним парком. Его значение подчеркивает Каскадный фонтан, который спускается от подножия дворца к эффектному фонтану «Самсон».

Первый Большой дворец Петергофа был завершен при Петре I в 1725 году. Его проект разработал французский архитектор Жан-Батист Леблон. В 1747 году здание было перестроено по желанию императрицы Елизаветы Петровны в архитектурном направлении барокко. Проектом занимался известный архитектор Б. Ф. Растрелли. Затем при Екатерине II часть помещений были отделаны в классическом стиле. В XIX-XX веках дворец являлся летней резиденцией императорской семьи.

В годы Отечественной войны в здании произошел сильный пожар, и вся внутренняя отделка выгорела, центральный корпус получил сильные разрушения в результате взрыва. Реставрация дворца началась после освобождения города от немцев. Когда в 1964 году основные восстановительные работы были завершены, дворец открыли для посещения.

Во дворце устраивали официальные приемы и пышные торжества. Во многих залах стены украшают портреты российских императоров и членов их семьи.

Церковный и Гербовый корпуса можно осмотреть отдельно от основных зданий дворца. Гербовый находится почти у самого выхода из парка Петергофа, а Церковное здание расположено на противоположной стороне в Нижнем парке.

В корпусе под гербом для туристов открыт музей «Особая кладовая», где можно увидеть личные вещи российских правителей: церковную утварь, ювелирные украшения, одежду, предметы декоративного искусства. Название сооружение получило благодаря флюгеру в виде двуглавого орла, установленному на крыше.

Церковный корпус с пятью куполами, выполненный в стиле барокко, играл роль императорского храма. Здесь проводились крещения, венчания и другие религиозные таинства. Сейчас в корпусе работает музей. Посетители смогут увидеть иконостас из шести ярусов с вензелем императрицы Елизаветы I. Он покрыт позолотой и включает 40 икон с изображениями святых. Особенно эффектно выглядит центральная часть иконостаса с витыми золотыми колоннами, между которыми выступает изображение распятого на Голгофе Христа.

Нижний парк

Нижний парк тянется по берегу Финского залива более чем на 2 км, в ширину он составляет около 500 м. Среди всех парков Петергофа Нижний считается наиболее интересным. Здесь находятся самые яркие фонтаны и большая часть архитектурных памятников. Центральная аллея парка начинается от Большого каскада и идет вдоль Морского канала к морю. В конце находится пристань, к которой туристы приезжают на теплоходе. Рядом стоит музей «Императорские яхты», где можно познакомиться с историей строительства яхт в Российской Империи.

От центральной площади парка и фонтана «Самсон» в разные стороны расходятся дорожки, которые выходят на берег моря или к фонтанам.

Территория Нижнего парка поделена на три основные части: центральную, западную и восточную.

Для удобства посетителей в парке есть кафе, точки быстрого питания, туалеты, сувенирные лавки.

Ансамбль центральной части

В середине центральной части Нижнего парка находится главный фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Он был построен в 1735 году. Сначала была идея поставить скульптуру Геракла, который убивает Лернейскую гидру. Но пока шло строительство объекта, русские войска победили шведов под Полтавой – это произошло в день Самсона Странноприимца. Поэтому архитекторы пересмотрели сюжет скульптуры и установили Самсона со львом. Подножие композиции украшают позолоченные рыбы, изо рта которых бьют струи воды.

Во время Отечественной войны первоначальное изваяние было полностью утрачено. Современный вариант воссоздан скульптором В.Л.Симоновым в 1947 году.

Фонтан «Самсон» соединен с длинным Морским каналом, на протяжении которого установлены небольшие фонтаны в круглых чашах. Между каналом и пешеходной дорожкой расположен зеленый газон с декоративными елями. В двух местах длинный водоем пересекается Марлинской и Морской аллеями.

Большое впечатление также производит высокий каскадный фонтан, внутри которого находится музей «Гроты Большого каскада». Его можно посетить, когда вода выключена. Многоступенчатую композицию украшают позолоченные скульптуры греческих богов, сирен и наяд с тритонами.

В начале Морского канала по обе стороны от него стоят мраморные Воронихинские колоннады. Они появились здесь в 1803 году. Проект разработал бывший крепостной А. Воронихин, который получил за свою работу звание архитектора. Каждый из элементов имеет 8 пар белых колонн, удерживающих крышу с расположенными на ней фонтанами. В конце колоннад находятся павильоны с округлым верхом. Возле ступеней, ведущих на прогулочную площадку колоннад сидят два гранитных льва.

Ансамбль западной части

Западная часть Нижнего парка простирается от левого берега Морского канала до Сада Бахуса. Одну из главных ролей в ансамбле играет дворец Марли и расположенный напротив него Марлинский пруд. Все дорожки идут параллельно водоему или начинаются от него и ведут к центральной аллее. Дворец Марли стоит на узкой перемычке между Марлинским прудом и секторальными прудами. Он назван Петром I в честь резиденции французского короля Людовика XIV «Марли ле Руа». Сооружение представляет собой двухэтажное белое здание с коричневой крышей. Дворец строился для размещения в нем знатных гостей. Но в XVIII веке его превратили в хранилище личных вещей Петра I.

Читайте также:
Пустыня Кызылкум, Туркменистан — подробная информация с фото

Между дворцом и морем сооружен насыпной вал, защищающий территорию от холодного морского ветра. На валу обустроена удобная смотровая площадка, с которой открывается вид на море и парки Петергофа. С другой стороны дворца находится интересный фонтан Каскад «Золотая гора». При его строительстве хотели достигнуть эффекта золотых текущих струй. С этой целью вертикальные части ступеней были оформлены позолоченным медным листом. Если стоять у подножия фонтана, будет казаться, что по ступеням стекает жидкое золото. Композицию украшают скульптуры античных богов, сделанных из каррарского мрамора.

Еще одним важным объектом западной части ансамбля является фонтан «Ева» в окружении четырех Трельяжных беседок. К нему ведут многие дорожки парка. Ближе к морю находится павильон «Эрмитаж». Похожие сооружения впервые появились в Европе. На первом этаже находилась кухня, а на втором был только один зал с большими окнами с видом на Финский залив и Кронштадт. Южнее находится фонтан «Львиный каскад», который выглядит в виде четырехугольной колоннады со статуями львов.

Ближе к центральному ансамблю расположен Песчаный пруд с фонтаном «Китовый». В центре водоема установлена голова рыбы-кита, из которой бьет большая струя воды. Ее окружают фонтанирующие изваяния рыб размером поменьше.

Ансамбль восточной части

Территория восточной части ансамбля простирается от Морского канала до парка Александрия. Самыми интересными его объектами являются дворец «Монплезир» и музей «Банный комплекс». «Монплезир» был завершен в 1723 году. Большую часть времени Петр I проводил именно в нем. Здесь есть столовая, кухня, кабинет Петра I, его спальня, туалет, картинная галерея. После смерти Петра Великого дворец стал музеем.

С запада к «Монплезиру» примыкает «Екатерининский корпус», построенный во время правления императрицы Елизаветы в середине XVIII века. Его интерьеры были оформлены в стиле барокко, здесь проводились балы и торжественные мероприятия. В начале здание называлось «Каменный корпус», «Екатерининским» оно стало после государственного переворота, после которого на трон взошла Екатерина II.

Большой интерес представляет также банный комплекс. Первоначально на его месте находилась деревянная баня, построенная при Петре I. Каменные постройки были возведены уже в XIX веке. Здесь посетители могут увидеть парилку, мыльню для кавалеров, ванные, холодную душевую. Рядом с комплексом разбит Китайский садик с красивыми клумбами и изящными скульптурами.

Гуляя по центральной Марлинской аллее, можно увидеть фонтан «Адам», далее по правую сторону будут видны фонтаны «Дубок» и «Зонтик», по левую – Менажерийный пруд с фонтаном «Солнце». С востока и запада от Менажерийного водоема расположены два деревянных Вольера, выполняющих функцию беседки. Ранее в теплое время года здесь вешали клетки с певчими птицами и наслаждались их трелями на свежем воздухе. Затем будет поворот направо на тропу, ведущую к фонтану «Пирамида». Ближе к Александровскому саду расположен Лабиринт – композиция из подстриженных кустарников с фонтаном в центре.

Двигаясь по Березовой аллее, посетители смогут полюбоваться Римскими фонтанами, «Шахматной горой», Большой оранжереей и фонтаном «Тритон».

Петергофский фонтанный водовод

Жизнь каскадам и фонтанам парков Петергофа дает фонтанный водовод, который начал строится Петром I. Император долго искал подходящие источники воды для него. Строительством водовода занимался первый в России инженер-гидравлик В.Г.Туволков. В 1721 году был проложен Ропшенский канал, состоящий из двух частей. Он снабжал фонтаны Нижнего парка. Чтобы запустить фонтаны его восточной части, был построен Красный пруд. Для обеспечения водой «Самсона» и Верхнего сада от Бабигонского водоема протянули три трубы.

Значительные преобразования в фонтанном водоводе произошли в середине XIX века. Тогда от Ропшинских высот проложили новый пятикилометровый канал и создали 9 водохранилищ. Вода в канал поступает преимущественно из Фабричной реки, ее объем регулируется с помощью шлюзов. Общая длина каналов составляет 40 км, всего для сбора воды создано 18 искусственных водоемов.

Подробно об истории и устройстве фонтанного водовода посетители могут узнать в Музее фонтанного дела, расположенном в восточной галерее Большого дворца.

На видео представлены лучшие ракурсы дворцово-паркового ансамбля Петергоф.

Интерактивная панорама

При помощи данной интерактивной панорамы Вы сможете виртуально посетить дворцово-парковый ансамбль Петергоф.

Вам также может понравиться

Ораниенбаум (Ломоносов)

Приоратский дворец в Гатчине

Кронштадт
  • Эрмитаж
  • Кунсткамера
  • Русский музей
  • Музей Фаберже
  • Музей Эрарта
  • Петропавловская крепость
  • Зоологический музей
  • Военно-морской музей
  • Музей железных дорог
  • Крейсер «Аврора»
  • Этнографический музей
  • Адмиралтейство
  • Летний сад
  • Музей-квартира Пушкина
  • Академии художеств
  • Ботанический музей
  • Музей политической истории России
  • Музей хлеба
  • Музей истории религии
  • Екатерининский дворец
  • Юсуповский дворец
  • Константиновский дворец
  • Михайловский замок
  • Меншиковский дворец
  • Мраморный дворец
  • Большой Гатчинский дворец
  • Приоратский дворец в Гатчине
  • Аничков дворец
  • Летний дворец Петра Первого
  • Белосельских-Белозерских
  • Елагиноостровский дворец
  • Шуваловский дворец
  • Воронцовский дворец
  • Дворец Разумовского
  • Дворец графа Чернышева
  • Каменноостровский дворец
  • Таврический дворец
  • Исаакиевский собор
  • Спас-на-крови
  • Смольный собор
  • Казанский собор
  • Никольский собор
  • Александро-Невская Лавра
  • Троицкий собор
  • Владимирский собор
  • Большая Хоральная Синагога
  • Храм святой Екатерины
  • Лютеранская церковь
  • Пушкин
  • Петергоф
  • Павловск
  • Гатчина
  • Кронштадт
  • Извара
  • Стрельна
  • Ораниенбаум
  • Старая Ладога
  • Новая Ладога

© 2009-2022 Все о Санкт-Петербурге и пригородах

Маршрут № 2: Дворцово-парковый ансамбль “Петергоф”. “Фонтаны Петергофа”

Крупный туристический центр Петергоф расположен на южном берегу Финского залива, к западу от Санкт-Петербурга, в 29 км по железной дороге. Петергоф основан в 1710 году как императорская загородная резиденция, статус города — с 1762 года.

На его территории находится памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства, который включает в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII—XIX веков — бывшую загородную царскую резиденцию, превращённую в музей после национализации 19 мая 1918 года.

Петергоф, на протяжении 200 лет бывший парадной летней резиденцией императоров, неразрывно связан с нашей историей. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России, завоевавшей в ходе Северной войны столь необходимый и желанный выход к Балтийскому морю.

Читайте также:
Особенности получения итальянского гражданства

Первое документальное упоминание Петергофа относится к 1705 году, когда он на голландский манер назывался “Питергоф” — “Петров двор”. Строительство началось в 1714 году и уже в августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа,

Современный статус музей-заповедник получил в 1990 году. В 1990 году архитектурно — парковый ансамбль “Петергоф” был внесен во Всемирный список культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2008 году признан одним из 7 чудес России. И именно туда мы и направляемся, чтобы совершить приятное путешествие.

Достопримечательности маршрута № 2

  1. Верхний сад, музеи и фонтаны:
  2. Фонтан “Межеумный”
  3. Фонтан “Нептун”
  4. Фонтан “Дубовый”
  5. Фонтаны Квадратных прудов
  6. Большой Петергофский дворец и музеи
  7. Большой каскад и гроты
  8. Нижний парк, павильоны и фонтаны
  9. Воронихинские колоннады
  10. Лабиринт
  11. Фонтан “Самсон”
  12. Фонтаны “Чаши”
  13. Террасные фонтаны
  14. Фонтаны мраморных скамей “Нимфа” и “Данаида”
  15. Аллея фонтанов
  16. Фонтан “Тритон”
  17. Каскад “Шахматная гора”
  18. Фонтаны “Римские”
  19. Фонтан “Пирамида”
  20. Фонтан “Солнце”
  21. Фонтан-шутиха “Елочки”
  22. Фонтан-шутиха “Дубок”
  23. Фонтан-шутиха “Зонтик”
  24. Фонтан-шутиха “Водяная дорога”
  25. Фонтан-шутиха “Диванчики”
  26. Фонтан “Сноп”
  27. Фонтаны “Колокола”
  28. Фонтаны “Адам” и “Ева”
  29. Фонтан “Фаворитка”
  30. Фонтан “Китовый”
  31. Фонтан “Львиный каскад”
  32. Фонтаны “Менажерные”
  33. Фонтаны “Тритоны-колокола”
  34. Каскад “Золотая гора”
  35. Секторальные пруды

Верхний сад, фонтаны и музеи

Именно к Верхнему саду приезжает большая часть гостей Петергофа. Вход в него свободный, прогулки и самостоятельный осмотр бесплатны, причём ежедневно с 8:00 до 21:00. Общая площадь сада — 15 га.

В ансамбле Петергофа Верхний парк выполняет роль курдонёра или своеобразного парадного двора. В первой четверти XVIII столетия здесь был даже огород для императорской семьи с овощами и фруктовыми деревьями, а в 3 прудах разводили рыбу. Немного позже сад перестали использовать в хозяйственных целях, оставив исключительно декоративное назначение. Сегодня в его западной части возродили аптекарский уголок.

Формирование облика Верхнего сада происходило в 3 этапа. Сейчас он очень близок к первоначальным наброскам Петра I. Композиция сада тесно связана с архитектурой Большого дворца. После Великой Отечественной войны территория очень пострадала, но благодаря титаническим усилиям энтузиастов и работников сейчас это один из самых ярких примеров регулярного парка XVIII века.

Трельяжные беседки Верхнего сада

Более известны Трельяжные беседки Нижнего парка, но при входе в Верхний они тоже есть. Впервые их там установили в 1723 году. Выполнены были из квадратных брусков с резными украшениями, позже их украсили росписью и начали затягивать парусным холстом.

В последний раз перед войной Трельяжные беседки Верхнего парка перестраивали в 1858 году. После Великой Отечественной войны от них остались только каркасы, купола и незначительные детали оформления. Восстановительные работы были закончены лишь в 1972 году.

Фонтаны Верхнего сада: фонтаны Квадратных прудов; фонтан “Межеумный”, фонтан “Дубовый” и фонтан “Нептун”.

Фонтан “Межеумный”

Фонтан “Межеумный” расположен вблизи главных ворот, на центральной оси Верхнего сада. Он ещё известен под названием “Неопределенный”, это связано с тем, что скульптурный декор фонтана часто менялся. В бассейне, созданном в 1730-х годах, первоначально была установлена многофигурная свинцовая скульптурная группа “Андромеда”.

К концу XVIII столетия на её месте возникла композиция с морским драконом и четырьмя дельфинами. В XIX веке фонтанный декор менялся дважды, и, в конце концов, при послевоенном восстановлении, на свои места вернулись выполненные в бронзе дракон и дельфины. Фонтан декорирован бронзовыми фигурами морского дракона и четырех дельфинов, из пастей которых взлетают струи воды.

Фонтан “Нептун”

Одним из чудес если не света, то России можно считать уникальный фонтанный комплекс, расположенный в Петергофском дворцово-парковом ансамбле. Все фонтаны действующие, и каждый из них имеет свою историю продолжительностью в несколько столетий.

Почти классическая последовательность появления скульптурной композиции “Нептун” в Петергофе — результат посещения будущим российским императором Павлом в 1780-х годах Нюрнберга.

На гранитном постаменте возвышается бронзовая фигура бога морей с короной на голове и трезубцем в руке. Гранитный пьедестал статуи окружают всадники на морских конях и трубящие в раковины тритоны на крылатых драконах и дельфинах.

Бассейн, созданный при Петре I, в 1730-х годах был декорирован золоченой свинцовой скульптурой, отлитой по моделям Б. К. Растрелли. В центре бассейна появилась грандиозная многофигурная композиция “Колесница Нептуна”, а трехступенчатый каскад на южной стороне бассейна украсила статуя “Зима”.

В конце XVIII века на месте утратившей былую красоту “Колесницы Нептуна” была установлена бронзовая композиция с фигурами морского бога и его свиты, приобретенная Павлом I в Германии в 1797 году. Отлитая в 1650-х годах скульпторами Х. Риттером, Г. Швейгером и И. Эйслером, она является одним из самых выдающихся произведений западноевропейского искусства XVII века. Место “Зимы” на каскаде бассейна заняла бронзовая копия античной статуи Аполлона Бельведерского.

В годы Великой Отечественной войны скульптуры были похищены и вывезены в Германию. Впоследствии, по требованию советского правительства, их вернули, установили на прежнее место, а статую Аполлона воссоздали по гипсовому слепку.

Фонтан “Дубовый”

Ближе всего к Большому дворцу, на центральной оси Верхнего сада, находится фонтан “Дубовый”. Название связано с тем, что бассейн, созданный в 1730-х годах, поначалу украшал свинцовый золоченый дуб, окруженный тритонами и дельфинами. Дерево, созданное Б. К. Растрелли, в середине XVIII века из бассейна убрали и впоследствии использовали в Нижнем парке при создании фонтана-шутихи “Дубок”.

Композиция фонтана неоднократно менялась, и сейчас лишь название напоминает о первоначальном убранстве. Партер Верхнего сада вблизи фонтана “Дубовый” украшают выразительные и экспрессивные мраморные фигуры работы итальянского скульптора А. Бонацца, созданные в 1757 году: Флора, Зефир, Вертумн, Помона.

Со времен императрицы Елизаветы Петровны в бассейне Дубового фонтана ежегодно 14 августа (1 августа по старому стилю) совершался ритуал водосвятия и окропления святой водой полковых знамен всех военных частей, расположенных в Петергофе. В настоящее время эта традиция возрождена.

Сегодня можно увидеть удивительную композицию фонтана: в круглом бассейне, на туфовом островке в виде морской звезды, гостей парка встречает “Амур, надевающий маску”. Эту скульптуру в 1809 году выполнил скульптор Д. Росси. Амур окружен шестью дельфинами, помещенными на лучах звезды, из пастей которых бьют тонкие струйки воды.

Читайте также:
Как оформить визу для выезда за границу после получения РВП в 2022 году
Фонтаны Квадратных прудов

Находясь в Верхнем саду, нельзя не обратить внимания на Квадратные пруды, прямо перед Большим дворцом, — Западный и Восточный. Их возникновение было связано исключительно с практической необходимостью. Первоначально водоёмы не имели украшающих элементов и рассматривались только в качестве накопительных резервуаров для воды, которая использовалась Большим каскадом Нижнего парка.

Квадратные пруды были вырыт по указу Петра I в 1721 году. В 1737 году в них поместили свинцовые золоченые скульптурные композиции, созданные по моделям Б. К. Растрелли. Западный пруд украсила группа “Купание Дианы”, изображавшая богиню охоты в окружении нимф, собак и дельфинов. В восточном пруду установили фигуры речного бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженные сиренами и дельфинами.

К концу XVIII века свинцовые скульптуры потеряли былой блеск, и в каждом из прудов от них остались лишь по шесть вызолоченных дельфинов “с вододействием”. В начале XX века бассейны прудов украшали мраморные скульптуры XVIII века “Весна” и “Лето”, а в период послевоенной реставрации их место заняли статуи Венеры Италийской и юного бога Аполлона.

Дельфины для фонтанов были отлиты в бронзе по сохранившимся образцам. Мраморные копии с оригиналов школы Праксителя и Кановы, и сегодня являются доминирующими элементами Квадратных прудов.

Ещё тут есть интересные музеи, которые можно посетить.

Музей “Государевы потехи” в Кавалерском доме

В угловом кавалерском доме расположен музей “Государевы потехи” или “Императорские велосипеды”, хотя экспозиция включает не только их. Здесь представлены парадные костюмы, сервизы, памятные медали и многие другие вещи, которые помогут представить праздничную атмосферу времен правления того или иного монарха.

Это новая экспозиция, которая работает с августа 2016 года. Особый интерес здесь представляют интерактивная театральная сцена и аттракционы, которые позволяют окунуться в прошлое.

Музей “Игральных карт” в Кавалерском доме

В другом кавалерском доме можно посетить музей “Игральных карт”. В Петергофе расположена единственная масштабная экспозиция в России, посвященная этой забаве, которая популярна многие столетия. Множество экспонатов подарил музею Александр Перельман. Он же стал идейным вдохновителем его создания.

Музей “Коллекционеров”

Если вы попадаете в Петергоф не в сезон или во время плохой погоды, тогда определенно стоит посетить Музей “Коллекционеров”. Открыт он не так давно, в 2008 году, занимает 8 залов, где представлены известные петербуржские частные коллекции, переданные государству.

Здесь самая большая экспозиция фарфора, которая не имеет аналогов в России, а также представлены интересные картины художников эпохи Возрождения и русских мастеров начала XX века.

Музей “Семьи Бенуа” в Фрейлинском корпусе

Музей “Семьи Бенуа” расположен немного сбоку от Верхнего парка, но до входа в Нижний, поэтому платить за билет туда вам не придётся. На осмотр экспозиции потребуется около 2 часов. Лучше это делать с экскурсоводом. Большой популярностью пользуются тематические вечера музея. Основная часть экспозиции посвящена деятелям искусства, которых было множество в семье Бенуа: художники, архитекторы, скульпторы, театралы и музыканты.

Большой Петергофский дворец и его музеи

Большой дворец в Петергофе — один из самых красивых и знаменитых дворцов не только в России, но и в Европе. Входит в список мирового наследия ЮНЕСКо как один из крупных памятников архитектуры XVIII века. В 2015 году отмечали 300-летие Большого дворца, хотя де-факто его строительство началось в 1710 году с Верхних палат.

Большой петергофский дворец — величественный и изысканный, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля. Ему выпала роль связать в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. “Раскинув крылья” над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приёмов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.

В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф. Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу, не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение.

С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами Церковным и Корпусом под гербом. В 1760–1770–х годах XVIII века барочная пышность вышла из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым классицистическим стиле.

По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю. М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создаёт в 1766 – 1767 годах 2 Китайских кабинета. В 1846 году по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А. И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским.

С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца. Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приёмы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжён и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрождённые залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно-прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.

Читайте также:
Таможенные правила Испании: что можно, что нельзя ввозить и вывозить из страны
Музей “Церковный корпус” в Большом дворце

Церковь Большого Петергофского дворца была построена в 1747-1751 годах в восточном корпусе архитектором Бартоломео Растрелли в стиле елизаветенского барокко по заказу императрицы Елизаветы II. В ней проходили многие религиозные события, в том числе — крещение. Четверо детей Николая II крестили именно здесь.

Сегодня вы можете побывать на выставке, посвящённой бытованию этой церкви. Она размещена в Трапезной. В самой церкви находится музей. Его посещение включено в стоимость комплексного билета.

Музей “Особая кладовая” в Большом дворце

Западный флигель Большого Петергофского дворца построен в 1745-1755 годах Бартоломео Растрелли. Вы можете посетить в нем выставку-музей “Особая кладовая” по комплексному билету или оплатив вход отдельно.

Здесь выставлено множество интересных экспонатов, которые невозможно было бы хорошо осмотреть на обычной экскурсии во дворце. Представлено очень много личных вещей императоров России, церковная утварь, ювелирные, декоративно-прикладные украшения, произведения искусства.

Музей “Фонтанного дела” в Большом дворце

В 2013 году в восточном крыле Большого дворца открыли музей “Фонтанного дела”. Ранее экспозиция была расположена в другом месте. В музее на большом экране вы сможете посмотреть на знаменитые резиденции Европы, которые натолкнули Петра I на создание Петергофа.

Также на интерактивной схеме проследить как менялся облик знаменитых фонтанов императорской резиденции. Вход в музей можно оплатить отдельно или в комплексе с посещением других.

Дворцы Петергофа

Первый дворец в Петергофе заложил Пётр I, решив создать на южном берегу Финского залива летнюю резиденцию, превосходящую по великолепию и роскоши Версаль.

Формирование дворцово-паркового ансамбля закончилось только к началу XX века. Многие российские императоры предпочитали Петергоф для летнего отдыха, украшая и обустраивая его территорию по своему вкусу.

После революции все дворцовые комплексы стали частью музея-заповедника «Петергоф», признанного в 2008 году одним из семи чудес России.

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец

Доминантой музейного комплекса стал Большой дворец, расположенный между Нижним парком и Верхним садом на естественной террасе высотой в 16 метров. Его открытие состоялось в 1721 году. Позднее, во времена царствования Елизаветы I, дворец был перестроен по проекту Б. Растрелли в стиле «барокко». В здании около 30 залов, которые поражают роскошью убранства. В экспозиции представлены мебель и предметы быта российских императоров и членов их семей начиная с Петра I, а также коллекция из 368 портретов.

Дворец Марли

Дворец Марли на берегу пруда

Марли — один из первых дворцов Петергофа, построенный по проекту Петра I. Небольшое двухэтажное здание кубической формы расположено на берегу пруда в Нижнем саду. И внешняя, и внутренняя отделка отличаются простотой и скромностью интерьеров, выделяются только Дубовый и Чинаровый залы. Украшают помещения картины голландских и фламандских мастеров XVII – XVIII вв. Во дворце хранятся вещи императора Петра I, включая небольшую библиотеку.

Дворец Монплезир

Дворец «Монплезир» в Петергофе

Для дворца «Монплезир» Пётр I выбрал место в Нижнем саду на берегу Финского залива. С его террасы открывается панорама морской акватории и Кронштадта. Одноэтажное здание выполнено в голландском стиле с шатровой крышей и большими окнами. Особый интерес представляет экспозиция Морского кабинета. Здесь представлены навигационные инструменты и шкатулка с личным вензелем царя. Во дворце устроена картинная галерея с работами европейских художников XVII — XVIII веков. В дождливую погоду музей закрыт для посещений. Дворцовый комплекс включает Екатерининский и Банный корпуса, сады с искусственным холмом и фонтанами.

Фермерский дворец

Фермерский дворец в парке «Александрия»

Фермерский дворец был построен в 1831 году в парке Александрия специально для наследника престола Александра II. Здание неоднократно перестраивали и расширяли в связи с увеличением императорской семьи. Во дворце в хорошем состоянии сохранились элементы исторической отделки. В Синем кабинете, где проводились заседания министров, выставлены личные вещи Александра II, в том числе часы с несколькими циферблатами. В здании также открыта экспозиция «Петергофские дачники», воссоздающая атмосферу загородной жизни второй половины XIX века.

Дворец Коттедж

Дворец «Коттедж» в парке Александрия

Для летнего отдыха семьи Николая I в центре парка Александрия был выстроен небольшой уютный Коттедж. Здание и внутренние интерьеры решены в стиле готики, что не характерно для дворцов российских императоров. Экскурсия по Коттеджу поведает о повседневной жизни царской семьи, показывая, как была рачительна в быту императрица Александра Федоровна. Во дворце сохранились ее личная библиотека и рабочий кабинет с предметами быта.

Павильон Эрмитаж

Павильон «Эрмитаж» в Петергофе

Небольшой павильон в форме куба с арочными окнами находится в Нижнем саду, в его западной части. Эрмитаж предназначался для аудиенций Петра I, а позднее Елизаветы Петровны с представителями зарубежных держав. Чтобы закрытые приемы могли проходить без присутствия слуг, в Парадном зале на втором этаже оборудовали специальный поднимающийся с первого этажа стол. Единственный зал второго этажа украшают 124 полотна голландских и французских художников XVII — XVIII вв. А на столах выставлены кулинарные шедевры той эпохи.

Великолепие русского Версаля | Петергоф, внутреннее убранство

Петергоф – «коронная» резиденция российских императоров.

Музей-заповедник «Петергоф» включающий в себя роскошный комплекс, состоящий из Большого дворца и несколько «малых» дворцов и павильонов, здесь расположен Верхний сад и Нижний парк, 150 фонтанов, а так же входит 21 музей и многое другое.

Петергоф, внутреннее убранство

Парадная лестница. Аллегории Лета и Весны

Этот великолепный зал занимает площадь примерно 270 кв.м. Это самый пышно украшенный зал дворца, созданный Растрелли в 1751-1752 годах и в том же виде сохраненный до наших дней. Особенностью Танцевального зала являются зеркальные окна, которые созданы для того, чтобы зрительно увеличить площадь зала. Есть и настоящие большие окна, расположенные в два яруса. В простенках между окнами установлены большие зеркала, которые также создают эффект умноженного пространства. Танцевальный (Купеческий) зал занимает всё западное крыло дворца. Этот зал отличается обилием золота, есть легенда, что Екатерина Вторая распорядилась не жалеть драгоценный металл при оформлении зала, так как “купцы золото любят”.

Самый торжественный зал во дворце, интерьер которого создал Ю. Фельтен в 1777—1778 годах. Его размеры огромны, и составляют 330 кв. м. Основу интерьера зала составляют живописные полотна, на которых также отражены эпизоды Чесменского сражения.

Читайте также:
Как осуществляется проверка визы на готовность

Над дверными порталами размещены большие портреты Петра Великого и императрицы Екатерины I, на стене напротив – портреты Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Все произведения создал Генрих Бухгольц. В этом же зале помещены полотна, на которых изображены 12 родственников Петра Великого.

Один из самых известных залов дворца – Чесменский, названный так в память о Чесменском сражении, когда флот России одержал победу в русско-турецкой войне (1768—1774). Екатерина II увековечила это героическое событие в картинах. На полотнах отражались действительные события военных действий, о которых рассказывали участники сражений.

Большая голубая гостиная

Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль. Все лепные панно выполнялись русскими скульпторами.

В современной экспозиции зала выставлен «Веджвудский сервиз». Посуда, выполненная из фаянса необычного кремового оттенка с тонким цветочным рисунком лилово-сиреневого цвета.Екатерина II заказала сервиз в 1768 году; в 1779 он был получен полностью и включал в себя около 1500 предметов.

Все о путешествиях

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф — «имперский блеск дворцов и парков»

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Петродворцовый район, г. Петергоф
Начало строительства: 1712 год
Дата открытия: 1723 год
Основатель: Пётр I
Архитектор: Жан-Батист Леблон
Основные достопримечательности: Большой Петергофский дворец, дворец Марли, дворец Монплезир, павильон Эрмитаж, фонтан Самсон и Большой каскад, Верхний сад, Нижний парк
Координаты: 59°53’03.4″N 29°54’30.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История

На южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга находится. По роскоши и размаху Петергоф не уступает французскому Версалю, а по зрелищности фонтанов даже превосходит его.

Петергоф с высоты птичьего полёта

Царский ансамбль насчитывает 4 каскада и 176 фонтанов. Но ещё 300 лет назад в этих местах не было ничего, кроме деревень на болотах. В 1710-е годы по указу Петра I здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы.

Сохранившиеся рисунки, чертежи и пометки на документах дают основание утверждать, что общая концепция планировки ансамбля и проекты отдельных фонтанов принадлежат самому царю.

Фонтан Дубовый на фоне Большого дворца

В 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа и запуск Большого каскада — главного фонтанного сооружения. Резиденция получила название «Петергоф», что в переводе с немецкого означает «Петрова усадьба».

В начале XVIII века к западу от Нижнего парка возникла Большая слобода, или Старый Петергоф, а к востоку — Малая слобода, или Новый Петергоф.

Фонтан Самсон и Большой каскад на фоне Большого дворца

С екатерининских времён их разделяет Английский парк с каналами, ручьями и прудом. Начиная с 1762 года, Петергофом стали называть весь дворцово-парковый ансамбль и город, выросший вокруг царской резиденции.

Архитектура дворцово-паркового ансамбля «Петергоф»

Большой Петергофский дворец

Вид на Большой дворец с Морского канала

Композиционным центром всего ансамбля является Большой Петергофский дворец (Петродворец). Изящное трёхэтажное здание, построенное в стиле «зрелого барокко», возвышается на 16-метровой приморской террасе.

Особенно красив северный дворцовый фасад, обращённый к морю. Крыша, увенчанная золочёной вазой, и золочёные главки флигельных пристроек придают зданию торжественность и монументальность.

Вид Большого дворца из Верхнего сада

На фронтоне, под императорской короной помещён щит с монограммой Петра I. Окна украшены лепными обрамлениями, а балконы — коваными узорчатыми решётками.

Центральный купол «Церковного корпуса» завершается православным крестом, а купол корпуса «Под Гербом» венчает традиционный символ России — золотой двуглавый орёл со скипетром и державой в лапах.

Дворцовая церковь Петра и Павла Большого дворца

В Петродворце насчитывается 30 богато украшенных залов с расписными потолками, настенной живописью и орнаментальными узорами из паркета. Перед дворцом разбиты Верхний сад и Нижний парк, а декоративным подножием резиденции служит Большой каскад с фонтанами и скульптурами.

Дворец Марли

Вид на Дворец Марли

Белый кубический дом на берегу Марлинского пруда – настоящее сокровище Петергофа. Двухэтажный особняк выглядит строго и ничем не напоминает о царской роскоши. Марли – русская реплика одноименного поместья французского короля, которое покорило сердце Петра I во время поездки в Париж.

В небольшом дворце хранятся личные вещи российского императора, его одежда и собранная государем коллекция картин. Туристам нравятся ажурные решетки балконов и уникальные реликвии – книги из царской библиотеки, морская шинель царя, фарфоровая посуда и сделанный государем стол.

Павильон Эрмитаж

Вид на павильон Эрмитаж

Небольшие павильоны были в моде среди европейских аристократов, поэтому Петр I пожелал построить в Петергофе элегантное здания для приватного отдыха. Эрмитаж начали возводить в 1721 году, а закончили уже после кончины российского императора.

Аккуратное здание напоминает игрушечный домик. Благодаря большим окнам, в него попадает много света, и постройка становится легкой и воздушной. Пол зала на втором этаже покрывает наборный паркет, а стены украшает 124 картины, написанные мастерами кисти из Западной Европы.

Дворец Монплезир

Вид дворца Монплезир из Монплезирского сада

Живописный памятник архитектуры начала XVIII века подчеркивает красоту Нижнего парка. Петр I лично выбирал место для дворца, придумал его название и давал указания зодчим по планировке покоев и комнат. Император хотел, чтобы в загородной резиденции был не только огромный представительный дворец, но и место для удовольствий.

В Монплезире можно познакомиться с традициями русского барокко, увидеть великолепные образцы декоративной лепнины, изысканные росписи и старинную мебель. В залах небольшого дворца экспонируются коллекции стекла, фарфора, фаянса и живописные полотна XVII-XVIII веков.

Воронихинские колоннады

Вид на Воронихинскую колоннаду со стороны Большого дворца

Загородная резиденция Петра I похожа на театр, поэтому архитекторы, которые строили Петергоф, украсили Морской канал двумя парными павильонами. Невысокие здания с золотыми куполами напоминают театральные кулисы. За спиной у гостей остается Финский залив, а впереди открывается длинный фасад Большого Петергофского дворца.

Павильоны – замечательный памятник классицизма. Ряды парных колонн и белые балюстрады обрамляет зелень Нижнего парка. Перед постройками раскинулись цветники и стриженые газоны, а лестницы, которые ведут к крытым галереям, охраняют каменные львы.

Читайте также:
Посольство Новой Зеландии в Москве - официальный сайт, адрес и телефон

Верхний сад Петергофа

Вид Верхнего сада Петергофа от входных ворот

Верхний сад, построенный по образцу французского парка, имеет форму вытянутого прямоугольника. Центральную его часть занимает открытый партер, окаймлённый аллеями подстриженных лип. Почти все скульптурные и фонтанные сооружения Верхнего сада располагаются на островках, окружённых со всех сторон водной гладью пяти бассейнов.

Эти водоёмы служат не только декорацией, но и накопительными резервуарами для фонтанов Нижнего парка. Среди всех достопримечательностей Верхнего сада выделяется фонтан «Нептун». Над поверхностью воды, на высоком пьедестале, декорированном раковинами, венками и гирляндами, возвышается бронзовая фигура грозного бога морей с короной на голове и трезубцем в руках.

Вид Верхнего сада Петергофа от фонтана «Межеумный»

Ниже него размещены тритоны, дельфины, маскароны (элементы в виде масок мифических существ), водные нимфы, восседающие на гиппокампах — морских конях.

Всего композиция «Нептун» насчитывает около 40 статуй и мелких деталей, выполненных с большим мастерством немецкими скульпторами из Нюрнберга в XVII веке.

Нижний парк Петергофа

Вид Римские фонтаны в Нижнем парке Петергофа

Все аллеи Нижнего парка либо заканчиваются фонтаном, либо соединены с Финским заливом Морским каналом. В его планировке строго соблюдена симметрия относительно Большого дворца.

Сердцем ансамбля является дворец Монплезир — излюбленное детище царя, где он воплотил своё видение о жилище просвещённого человека. Пётр I назвал его на французский манер «Монплезир», что означает «Моё удовольствие». В стенах этого здания представлены картины европейских художников и коллекция китайского фарфора, датируемые XVII — XVIII веками. Важное место среди царских построек занимает миниатюрный дворец Марли. Первоначально он использовался как гостевой зал для знатных особ, но позже был преобразован в хранилище личных вещей Петра I.

Фонтаны — водный восторг

Именно Нижний парк принёс Петергофу всемирную славу «столицы фонтанов». Большой каскад, составляющий единую композицию с Большим дворцом, состоит из 64 фонтанов и 255 бронзовых статуй. В центре Большого каскада высится фонтан «Самсон», установленный в честь победы русских войск в Полтавской битве. Извергая мощную струю на высоту 21 метр, «Самсон» символически демонстрирует победу, а морские божества трубят в раковины, из которых бьют фонтанные струи, словно прославляя богатыря, одолевшего врага.

Любимой забавой придворных дам и кавалеров были «фонтаны-шутихи». Когда гости, разгорячённые весельем, присаживались на скамейку парка, неожиданно включалась подача воды, обрызгивающей посетителей.

Львиный каскад в Нижнем парке Петергофа

Такие фонтаны отличаются необычным видом, например, фонтан «Дубок», выполнен в виде металлического дерева, пяти тюльпанов и двух скамеек. Изобилие золота на фасадах Большого дворца, сочетание скульптур и журчащих струй, переливающихся всеми цветами радугами, — всё это создаёт атмосферу ликования и праздничного торжества.

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль (описание)

Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото из сети (временное)

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль

Петергоф. Нижний парк, 1 – Санкт-Петербургский пр., 47

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль . Схемы

Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль . Описание

Верхний сад . Нижний парк . Большой дворец

Первоначальный этап
развития ансамбля Петергофа.
План И.Браунштейна.
1711-1716 гг. [14*]

Дворцово-парковый комплекс
в серед. XVIII в. [14*]

Устройство царской мызы в Питергофе и затем возникновение парадной императорской резиденции стало возможным с связи с утвердением России на берегах Финского залива в результате Северной войны в 1700-1705 гг. На отвоеванных берегах Финского залива развернулось строительство – строился Петербург, морская цитадель Кроншлот (Кронштадт) и приморские усадьбы сподвижников Петра. Одну из мыз, понравившуюся Петру, назвали Питергоф. Уже через год на возвышенности при море распланировали небольшой сад и построили для царя деревянный дворец (существовал до середины XVIII в.). Петр останавливался в нем и устраивал небольшие приемы. Восточнее мызы Петр выбрал место для летней парадной резеденции. Петр I был не только основателем, но и первым творцом Петергофа. Сохранились его собственноручные наброски, чертежи с пометками и исправлениями, указы и распоряжения, относящиеся к петергофскому строительству. Именно Петру принадлежит идея создания Нижнего парка и Верхнего сада, нагорного дворца, каскада и канала. Петр наметил и схему аллей Нижнего парка и планировку Верхнего сада.

1-й этап

Основание Петергофу как парадной резеденции было положено в 1714 г. На берегу залива заложены “палатки” (Монплезир) и приступили к строительству Верхних палат (Большой дворец).
Работы по созданию петергофской резеденции на месте направляла Контора петергофского строения во главе с комиссаром унтер-офицером лейб-гвардии Преображенского полка С. Павловым. Общее руководство выполнял У. А. Синявин – помощник директора Канцелярии городовых дел. Ведущим арх. Петергофа определили Иоганна Фридриха Браунтейна, ученика А. Шлютера.
До 1716 г. за два года повысили уровень земли на территории Нижнего парка и Верхнего сада и заложили основу их планировки, прорыли Большой канал и др. каналы для отвода воды, для защиты от наводнений насыпали со стороны залива земляной вал, укрепили валунами мыс Монплезира. В эти годы построили и начали отделывать Верхние палаты, вели кладку Большого каскада. Одновременно подвозили плодородную землю и начали посадку деревьев.

2-й этап

В сентябре 1716 г. в Петергоф прибыл арх. Ж.-Б. Леблон. Еще до приезда в Россию из Франции он был известен в Европе как создатель парков, загородных дворцов и особняков, имел звание королевского арх-ра. Петр назначил его на высшую градостроительную должность – генерал-архитектора. С именем Леблона связан 2-й этап формирования ансамбля. Леблон указал на недостатки уже сложившейся композии и начал переделки. Он укрепил фундамент Верхних палат и проложил параллельно им кирпичную подземную дренажную галерею, которой придал большую парадность. Началась отделка Монплезира. Расширили монплезирную аллею и Большой канал, увеличи размеры ковша, устроили на Большом каскаде пятиарочный грот. Леблон разработал систему водоснабжения Большого каскада и водометов (частично использована), предложил программу скульптурного и фонтанного декора.

3-й этап

После смерти Леблона в 1719 г. руководство строительством перешло к арх. Н. Микетти, прихавшего из Италии (ученик К. Фонтаны). С его именем связан 3-й этап первоначального строительства с 1719 по 1723 г. Им были разработаны проекты фонтанов и каскадов, павильонов, трильяжных беседок и оград, расширены Верхние палаты и завершено сооружение и декор Большого каскада. Браунштейн в эти годы наблюдал за строительством и создавал проекты дворца Марли и павильона Эрмитаж, задуманных Петром.

Читайте также:
Какая валюта в Чехии? Чешская крона: монеты, банкноты и обмен в Праге

Совершив поездку в августе 1720 г. к Ропшенским родникам, Петр пришел к выводу о возможности создания самотечного водовода. Водовод был прорыт через год по чертежам первого русского инженера-гидравлика В. Туволкова. Летом 1721 г. состоялся пробный пуск воды на Большом каскаде. После победы в Северной войне (1721) в Петергофе началось интенсивное строительство. В первые годы число одновременно работающих составляло 300-500 человек, в 1720-е в Нижнем парке трудилось ежедневно 2000 – 5000 человек. Даже в самый разгар строительства Петр вносил изменения и дополнения в проекты. Строились Марли и Эрмитаж, стены канала были повышены, вдоль его берегов устроены трельяжные ниши и две полукруглые колоннады по сторонам шлюза. По желанию Петра скульптурное убранство строящихся каскадов – Большого, Марлинского (Золотая гора), Руинного (Шахматная гора) – объединилось темой побед и процветания России.

Панорама Петергофа сер.XVIII в.
Гравюра К. Челнокова и П. Артемьева по рис. М. Махаева.

Панорама Петергофа сер.XVIII в.
Гравюра К. Челнокова и П. Артемьева по рис. М. Махаева.

Открытие загородной резеденции состоялось 15 августа 1723 г. Оно было отмечено первым большим праздником.

В это время Петергоф включал: Верхний сад и Нижний парк, каменный дворцы – Верхние палаты, Монплезир и Марли, более 20 деревянных галерей и павильонов, трельяжные ограды, Большой каскад, Марлиснкий каскад (частычно готовый), 16 фонтанов (Большие, Менажерные, Пирамида, Сноп, водометы в трельяжных нишах на канале, фонтан Менажерного пруда). Всюду стояли свинцовые золоченые, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, Бюсты и вазы. Подстрженные деревья и кустарники, цветники и растения в кадках дополняли картину.

В 1723-1724 гг. арх. М. Г. Земцов внес изменения в оформление Большого каскада и фонтана Пирамида. Земцов начал разработку планов расширения и декоративного обогащения дворцово-паркового ансамбля. Осуществлению их помешала смерть Петра в январе 1725 г. Задуманные проекты воплотили садовые мастера Л. Гарнихфельт, А. Борисов с учениками, скульпторы Б.-К. Растрелли, Н. Пико, К. Оснер, Ф. Вассу, фонтанные мастера П. Суалем, братья Дж. и Д. Баратини с русскими мастерами фонтанного дела. Петергоф стал символом расцвета культуры и искусства России.

Императрица Екатерина I начала “достройку Петергофа”. В 1725-1726 гг. арх. Т. Усов закончил отделку Эрмитажа, соорудил фонтаны “Ева” и “Оранжерейный”. Во времена правления Петра II Петергоф предали забвению.
В 1730 г. по распоряжению Анны Иоанновны в Петергофе начались новые строительные работы под руководством арх. М. Г. Земцова, продолжавшиеся 10 лет. По проектам Земцова и его помощников И. Бланка и И. Давыдова в 1730-1740 гг. была развита сеть аллей Нижнего парка и Верхнего сада. Трезубец аллей первоначальной планировки превратился в пятилучие. До Марлинского пруда проложили Малибанскую (Морскую) аллею. Появились пандусы со стороны Большого каскада и парадный оранжерейный спуск. По проекту Земцова был перестроен и декорирован скульптурой Марлинский каскад. На месте строившегося Руинного каскада появился каскад Драконов, перед ним – 2 Римских фонтана. Песочный пруд превратили в бассейн Китового фонтана с декоративными скульптурами.
В ковше Большого каскада в 1735 г. появился фонтан со скульптурной группой “Самсон, раздирающий пасть льва”, отлитой по модели Б.-К. Растрелли. Фонтан в аллегорической форме прославлял победу над шведамми.
В 1730 г. в Верхнем саду устроили 5 фонтанов, декорированных свинцовой золоченой скульптурой, исполненной Б.-К. Растрелли при участиии молодых скульпторов А. Селиванова, Ф. Медведева, А. Хрептикова. В саду установлы скульптуры, фигурные трильяжные бечедки и перголы.

В середине XVIII в. многообразие петергофского ансамбля умножил арх. Б.-Ф. Растрелли, более 10 лет работавший в Петергофе. По его проекту Верхние палаты были перестроены в Большой дворец, доминирующий над парком. Растрелли построил Екатерининский корпус у Монплезира и связал в единый комплек постройки у петровского дворца. По чертежам Растрелли в Нижнем парке поставили трельяжные беседки у фонтанов Ада и Ева, разбили узорные цветники у Большого каскада, декорировали фонтаном восточный Лабиринт. Арх. расширил Верхний сад, окаймив его монументальной оградой, построил в саду Оперный дом, позже разобранный.

Утверждение в русской архитектуре 1760-1770-х гг. классицизма сказалось и на петергофском ансамбле. Геометрическая подстрижка деревьев, типичная для регулярных парков, была прекращена, цветники заменили лужайками, но в целом композиция не была нарушена. В нижнем парке от Марлинского пруда провели с запада на восток Березовую аллею.
В 1700-х гг. в Петергофе работал арх. Ю. М. Фельтен. Он создал в классическом стиле интерьеры Тронного, Чесменского и Столового залов Большого дворца. Совместно с И. Е. Яковлевым создал фонтан “Солнце”. Арх. И. Е. Яковлев в последующие годы изменил оформление фонтанов Верхнего сада после снятия свинцовых скульптур, осуществил ремонт фонтанов Нижнего парка.
С середины XVIII до начала XIX в. значительную роль в поддержании ансамбля сыграли арх-ры С. Волков, Я. Алексеев, И. Яковлев, Ф. Броуэр, садовые мастера Б. Фок, В. Башиловский, Т. Тимофеев, А. Гомбель, фонтанные мастера Г. Рылев, Ф. Крылов, И. Кайзер, Ф. Афанасьев и особенно Ф. Стрельников.

В конце XVIII – начале XIX в. скульпторы М. Козловский, Ф. Шубин, И. Мартос, Ф. Щедрин, И. Прокофьев, Ж. Рашетт, Ф. Гордеев и литейщики В. Екимов и Э. Гастклу заменили свинцовые статуи Большого каскада копиями античных скульптур из коллекции Академии художеств и оригинальными авторскими работами отлитыми из бронзы. Над обновлением Большого каскада работал арх. А. Воронихин. По проекту Воронихина перед Большим каскадом взамен деревянных возвели колоннады, облицованные пудостским камнем, с водометами на золоченых куполах и фонтанами-вазами на кровле. На террасах арх. разместил миниатюрные каскады и фонтаны чаши (Террасные фонтаны). В западной части Нижнего парка по проекту Воронихина построен четвертый Эрмитажный (Львиный) каскад. Место пересечения канала и Марлинской аллеи арх. акцентировал мраморными вазами на каннелированных постаментах из пудостского камня. Воронихин проектировал верний грот каскада Драконов, обелиски, балюстраду для Марлинского каскада.

Развитие русского камнерезного искусства позволило в 1840-1860-х гг. все фонтанные сооружения заменить новыми – из гранита и мрамора. Эти работы связаны с именем арх. А. И. Штакеншнейдера. По его проектам производилась надстройка восточного флигеля Большого дворца (Ольгинской половины) и создание его интерьеров. По его чертежам изготовили облицовку мрамором Воронихинских колоннад, из каррарского мрамора вырубили чаши и парапеты бассейнов Больших фонтанов, детали и ступени каскадов на террасах. Штакеншнейдер заменил Эрмитажный каскад гранитным Львиным, украсил партер перед Большим каскадом двумя фонтанаит Мраморных скамей. Обработку камня производили мастера Петергофской гранильной фабрики, основанной Петром I.

Читайте также:
Какой код у документа вид на жительство иностранного гражданина

В 1865-1866 г. по пректу арх. Э. Гана вблизи Монплезира построили Банный корпус и распланировали Китайский садик с фонтаном “Раковина”.
В следующие десятилетия работы в Петергофе имели ремонтно-рестраврационное направление. В 1860-1890-х гг. под руководством Н. Бенуа, Э. Гана, И. Комарова, А. Семенова, А. Миняева реставрировали Большой дворец, Большой каскад и канал, дворец Марлия, фонтаны.

Нижний парк и Верхний сад были открыты для прогулок желающих. Начиная с первой четверти XVIII в. в петергофских парках проводили пышные праздники, сопровождавшиеся роскошными иллюминациями и фейерверками. оформляли праздники архитекторы и художники. Со второй половины XIX в. в парке ежегодно устраивались общедоступные праздники с иллюминациуй, фейерверками и лотереей. Зачастую за вход взималась немалая плата (27.07.1869 – 10 коп. серебром).

После Великой Октябрьской революции петергофские дворцы и парки стали достоянием народа, превращены в историко-художественные музеи.
Декретом Совета Народых Комиссаров от 13 июля 1918 г. произведена конфискация имущества императора и членов императорского дома. В Петергофе началась систематическая реставрация дворцов, парков и фонтанов, многие из которых не действовали со времен первой мировой войны. Была восстановлена регулярная композиция Верхнего сада, сняты ели, закрывавшие перспективу Морского канала, капитально реставрированы его стены и уступы Большого каскада, фонтаны “Солнце” и “Пирамида”. Работы были осуществлены в 1920-х гг. под руководством исследователя русской архитектуры Н. И. Архипова (директора петергофского музея). В комплексе открылось 10 музеев. В 1939-1941 гг. Петергоф ежегодно посещали более 1,5 милн. человек. Остальные дворцовые здания, кавалерские, фрейлинские и др. служебные строения приспособили под дома отдыха трудящихся, а парки открыли для посещения.

23 сентября 1941 г. Петергоф был захвачен гитлеровскими войсками. Оккупация продолжалась до 19 января 1944 г. За это время многие художественные ценности Петергофа были расхищены и уничтожены. Во всех парках были вырублены деревья. Самый большой урон нанесен Нижнему парку и Верхнему саду (вырублено более 10 тыс. деревьев). Большой дворец был взорван и сожжен. Огонь уничтожил интерьеры Екатерининского корпуса, взорван дворец Марли. Большие повреждения нанесены Монплезиру, Эрмитажу, каскадам, фонтанным бассейнам, чашам и балюстрадам. Выведены из строя подземные водные магистрали, каналы и шлюзы. Фашисты похитили оставшиеся в парке Статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных предметов.

После освобождения Петергофа и разминирования территории тысячи ленинградцев выезжали на расчистку парка.

17 июня 1945 г. Нижний парк был открыт для прогулок. 25 августа 1946 г. ввели в действие 38 водометов центральной части парка. 14 сентября 1947 г. занял свое место золоченый бронзовый Самсон. В последующие годы ленинградские скульпторы и реставраторы по фотографиям воссоздали из бронзы, свинца и листовой меди свыше 330 различных скульптур для каскадов, фонтанов и зданий. Проекты воссоздания каскадов и фонтанов выполнялись в мастерской проф. А. А. Оля. Гидротехническую систему и водовод ремонтировали под руководством инженеров Б. С. Изотова, С. П. Иванова, Л. Ф. Лаврентьева. Петродворец восстал из пепла. К 1980-м гг. г. в Нижнем парке и Верхнем саду действует 172 фонтана и 3 каскада. Восстановлена регулярная планировка Верхнего сада и Марлинского ансамбля. Открылись музеи – Большой каскад, Монплезир, Екатерининский корпус, Марли и павильон Эрмитаж.

1* – Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913.

2* – Архипов Н., Раскин А. Прогулка по Петродворцу. Ленинград. Изд-во Искусство. 1966.

3* – Альбом фотографий «Разрушения, причиненные немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками

историко-художественным памятникам Ленинграда. 1941-1944. Город Петродворец. Дворцы и парки».

4* – Гуревич И. М.. Фонтаны Петродворца. М. Сов. художник. 1979.

5* – Путеводитель по окрестностям Ленигнрада. Петергоф и Ораниенбаум. Изд. Леоблисполкома и Ленгорсовета. 1933.

6* – Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894.

7* – Материалы о городах Придворного ведомтва. Город Петергоф. Типография. Литография. Поставщика Е.И.В. Р. Голике. 1882.

8* – Окрестности Ленинграда. Сапожникова Т. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. М. Л-д.1927.

9* – Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Сысоев А. М. СП. Ценрполиграф. Русская тройка-СПб. 2011.

10* – Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М. Гослитмузей. 1946.

11* – Пыляев. Окрестности Петербурга.

12* – Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894.

13* – Зарин А. Е. Любимые местопребывания русских государей. Типгор. тов. Сытина. М. 1913.

14* – Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М. Наукаю 1988.

15* – Бартенева М. И. Николай Бенуа. Стройиздат. СПб. 1994.

16* – Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. Лениздат. 1971. (Зодчие нашего города)

17* – Петродворец. Проспект. Лениздат. 1990.

18* – Николай Леонтьевич Бенуа (Великие архитекторы. Том 61). 2017.

19* – А. Г. Раскин. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат.1988.

20* -Мосякин А. Г. Дворцы, восставшие из пепла. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Паритет. 2014.

21* – Дворцы и усадьбы. N 1. Петергоф.

22* – Гуревич И. М., Знаменов В. В., Мясоедова Е. Г. Большой петергофский дворец. Лениздат. 1979.

23* – Н. Федорова. Петродворец. Лениздат. 1959.

197 – Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб. “Паритет”. 2003.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: