Лучшие фильмы-авиакатастрофы
Наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка. Эта нехитрая инструкция не только в реальности спасает жизни в реальности, но и многим героям фильмов про авиакатастрофы помогла бы.
Главной проблемой для людей, оказавшихся в сверхтехнологичной машине, падающей с небес, становится объединение для выживания. Благо, на борту почти всегда оказывается харизматичный, умный и дисциплинированный человек, который всех и спасает.
Пише: Между небом и землей
- Оценка 6,6 / 7,0 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр драма, приключения, биография
- Страна Канада
- В главных ролях Мишель Коте, Максим Коте, Гучи Бой
- Режиссёр Сильвен Аршамбо
- Длительность 107 мин. / 01:47
- Студия MELS
- Дата премьеры 7 июля 2010
- Сценарий Йен Лозон
Фильм об одном из самых известных на Земле пилотов, который спас три сотни жизней во время полете в августе 2010 года, меньше всего рассказывает о той авиакатастрофе. История была подробно освещена журналистами, которых хлебом не корми – дай покопаться в грязном белье. А тайн у Пише достаточно: это и алкоголизм, и тюремный срок, да и проблемы с семьей.
Как подвиг привел героя к черте, за которой уже нет ничего, кроме смерти, так этот же подвиг спасет его. Роберу Пише придется вернуться мысленно в тот день, когда его самолет, как и его жизнь буквально начала выскальзывать из его рук.
Трейлер:
Чудо на гудзоне
- Оценка 7,4 / 7,4 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр драма, биография
- Страна США
- В главных ролях Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Валери Махаффей
- Режиссёр Клинт Иствуд
- Длительность 96 мин. / 01:36
- Студия Warner Bros. Pictures
- Дата премьеры 2 сентября 2016
- Сценарий Тодд Комарники, Чесли Салленбергер, Джеффри Зеслоу
«Чудо на Гудзоне» – производственная драма Клинта Иствуда, мастодонта американского кино, основана на реальной истории.
Казалось бы, все просто – опытный пилот Чесли Салленбергер (Том Хэнкс) спас пассажиров самолета, совершив аварийную посадку прямо на воды реки Гудзон. Но у комиссии, которая расследует детали инцидента, остались вопросы к национальному герою. Оказывается, что чудеса творить в авиации не принято, а нужно все делать строго по инструкции. Благо, современные средства моделирования помогли специалистам рассчитать, что пилоты могли не рисковать пассажирами и посадить самолет в одном из двух аэропортов.
В адаптации этой истории для кино очень легко было скатиться в патетику, показав членов комиссии глупыми, ничего не соображающими в авиации клерками. Главного героя легко было сделать ковбоем, идущим против системы, который знает все лучше всех. Иствуд обходит эти клише и достигает духоподьемности с помощью дотошного расследования с полной реконструкцией событий.
Трейлер:
Экипаж
- Оценка 7,4 / 7,3 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр триллер, драма
- Страна США, ОАЭ
- В главных ролях Дензел Вашингтон, Келли Райлли, Брюс Гринвуд
- Режиссёр Роберт Земекис
- Длительность 138 мин. / 02:18
- Студия Paramount Pictures
- Дата премьеры 14 октября 2012
- Сценарий Джон Гэйтинс
Если персонаж Тома Хэнкса из «Чуда на Гудзоне» – образцовый пилот старой закалки, уважающий свое дело, то профессионал в исполнении Дензела Вашингтона напоминает скорее панка, хоть и не менее опытного.
Уильям Уитакер выходит на рейс из Орландо в Атланту после доброй попойки и жирной дорожки. Настоящий рокстар, только Джон Бонэм был круче – он тоже хвалился, что может играть, будучи в любой степени опьянения. Меж тем, система управления доверенного пилоту самолета отказывает, и Уиллу приходится делать опасный маневр, который стоит жизней шести человек. Сам же лайнер практически разваливается при посадке.
Учитывая, что прямых доказательств виновности пилота в гибели людей у следствия нет, а анализ крови оказался сделан с нарушениями, то выпутаться из истории и сохранить лицензию Уиллу ничего не стоит. Тем самым Земекис вывел свой фильм из-под определения фильма про авиакатастрофу, а рассказал о коллапсе личности уставшего человека, который не может отказаться от зависимостей, даже когда жизнь рушится на глазах.
Трейлер:
Экипаж
- Оценка 8,0 / 7,5 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр боевик, триллер, драма
- Страна СССР
- В главных ролях Георгий Жжёнов, Анатолий Васильев, Леонид Филатов
- Режиссёр Александр Митта
- Длительность 135 мин. / 02:15
- Студия Мосфильм
- Дата премьеры 12 мая 1980
- Сценарий Юлий Дунский, Валерий Фрид, Александр Митта
Фильм Александра Митты можно без преувеличения назвать первым советским блокбастером. Размах, с которым режиссер подошел к съемкам оправдал все затраты. На эту картину ходили, как на гонку колесниц из «Бен Гура».
А ситуация в «Экипаже» связана с тем, что героям приходится латать свой самолет прямо в воздухе. После вынужденного опасного взлета с полуразрушенной землетрясением взлетно-посадочной полосы, хвост судна был поврежден упавшей опорой – землетрясение помимо прочего вызвало ещё и селевой поток.
Благодаря тому, что Митта потратил всю первую серию (делить фильм на серии было нормой для советского кино) на знакомство и проработку характеров главных героев, наблюдать за ними в критический момент по-настоящему тревожно и страшно.
Трейлер:
713-й просит посадку
- Оценка 6,3 / 6,6 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр триллер
- Страна СССР
- В главных ролях Владимир Честноков, Отар Коберидзе, Лев Круглый
- Режиссёр Григорий Никулин
- Длительность 78 мин. / 01:18
- Студия Ленфильм
- Дата премьеры 3 апреля 1962
- Сценарий Андрей Донатов, Алексей Леонтьев
Да, «Экипаж» Митты был первым блокбастером СССР, но вот фильмом-катастрофой точно первым не был. Например, «713-й просит посадку», являясь по сути психологической драмой, умудряется показать саспенс и ощущение катастрофы не хуже шумных блокбастеров.
А синопсис прост: группа разношерстных граждан летит по своим делам, но внезапно выясняется, что весь экипаж отравлен и погружен в сон. Еще в аэропорту команде что-то подмешали в кофе, очевидно, по ошибке, так как расписание рейсов сместилось, и на месте отравленных должен был оказаться экипаж самолёта советской делегации.
Чтобы выжить, людям разных взглядов, национальностей и профессий придется объединиться и забыть о своих личных целях. Не сразу все это поймут, и зрителям предстоит смотреть, как цивилизованные люди становятся животными.
Благодаря детально прорисованным образам и слегка непривычной для современного зрителя (здесь и ходы из театральной школы, и техника немого кино, и общий флер немецкого экспрессионизма), но чертовски яркой и убедительной игре, легко можно прочувствовать, чем рискует каждый человек на этом самолёте. У каждого здесь продумана своя дуга характера, которая обрисовывается через переживание катастрофы.
Трейлер:
Самолет президента
- Оценка 6,4 / 6,5 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр боевик, триллер, драма
- Страна США, Германия
- В главных ролях Харрисон Форд, Гари Олдман, Гленн Клоуз
- Режиссёр Вольфганг Петерсен
- Длительность 124 мин. / 02:04
- Студия Columbia Pictures Corporation
- Дата премьеры 21 июля 1997
- Сценарий Эндрю У. Марлоу
Террористические акты и самолеты – неиссякаемая тема для кино. Если даже в шестидесятых этот вопрос был актуален, то в конце девяностых Голливуд просто на-гора выдавал картины, где террористы что-нибудь захватывали.
В своем фильме Вольфганг Петерсен не отказал себе в удовольствии поиграть на поле другого гиганта кинематографа, Роланда Эммериха. Не в том смысле, что в кадре галактика падает на галактику, просто в картине 1997 года президент США становится героем боевика.
Джеймс Маршалл (Харрисон Форд) произнес неаккуратную речь по поводу ужесточения мер по борьбе с террором на церемонии празднования ареста опасного казахстанского диктатора, генерала Радека. Это очень взбесило его приспешников, и они решили захватить самолет президента. По инструкции в такой ситуации глава государства должен укрыться в специальной эвакуационной капсуле. Но не Маршалл. Герой Форда прячется на борту и начинает вести подрывную деятельность.
Заперев героя и злодеев в замкнутом пространстве, режиссер дал простор для фантазии и изобретательности персонажа. Несмотря на насупленные брови Форда и серьезную тему, «Самолет президента» – это скорее напряженный жестокий экшен-квест, апофеозом которого станет спасение падающего самолета руками главного героя.
Трейлер:
Турбулентность
- Оценка 6,1 / 4,9 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр боевик, триллер
- Страна США
- В главных ролях Рэй Лиотта, Лорен Холли, Брендан Глисон
- Режиссёр Роберт Батлер
- Длительность 100 мин. / 01:40
- Студия Rysher Entertainment
- Дата премьеры 10 января 1997
- Сценарий Джонатан Бретт
В 1997 вышло минимум три успешных фильма про авиакатастрофы. Интересно, что их объединяет только место действия – самолёт. В отличие от более именитого коллеги Вольфганга Петерсена Роберт Батлер снял нечто вроде «Забавных игр» Ханеке в воздухе.
Почему-то коммерческим рейсом в сопровождении четырех федеральных маршалов детектив Хайнс перевозит известного маньяка Уивера (Рэй Лиотта) вместе с другим опасным заключённым Стаббсом. Одиннадцать других пассажиров, правда, никто не предупредил о приятной компании. Конечно, Уивер и Стаббс очень скоро обводят вокруг пальца полицейских, а затем Уивер разбирается со своим подельником. Вскоре в живых на борту остается только он и бортпроводница Терри (Лорен Холли). Маньяк устраивает жестокую игру в кошки-мышки с Терри, ради шутки обещая разбить самолет. Хотя это излишне, потому что пилотов он давно убил,а автопилот кое-как ведёт машину через грозу и страшную турбулентность – сажать самолет все равно придется Терри. Но до этого бы ещё дожить.
Фильм обзавелся двумя менее напряженными, собранными и попросту неудачными продолжениями. Не исключено, что вся соль «Турбулентности» заключается в харизме главного злодея, которого шедеврально сыграл Рэй Лиотта. Он так ловко играет эмоциями и чувствами других людей, то притворяясь невинной овцой, то превращаясь в кровожадного монстра. С трудом можно представить, что подобное можно было повторить в рамках сиквелов.
Трейлер:
Пассажир 57
- Оценка 6,7 / 5,9 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр боевик, триллер, криминал
- Страна США
- В главных ролях Уэсли Снайпс, Брюс Пэйн, Том Сайзмор
- Режиссёр Кевин Хукс
- Длительность 90 мин. / 01:30
- Студия Warner Bros. Pictures
- Дата премьеры 5 ноября 1992
- Сценарий Дэн Гордон, Дэвид Локери, Стюарт Рэффил
Ещё один фильм о странных перевозках особо опасных преступников вместе с гражданскими. Точно ничего не случится, если закрыть хитроумного жестокого злодея в металлический консервной банке на огромной высоте.
Страшный террорист Чарльз Рейн, прямо как Джокер в «Темном рыцаре», под видом пассажиров и членов экипажа самолета провел своих сообщников на судно. Так контроль над полетом перешёл в руки Рейна, но на счастье и пассажиров и зрителей на борту оказался Джон Каттер в исполнении Уэсли Снайпса. Рейну ещё повезло, что он не вампир.
Но злодею и не надо быть таковым, он сам, как демон. Пожалуй, это один из самых харизматичных антагонистов девяностых. Он не чувствует боли, ни о чем не жалеет и следует к четко намеченной цели. Люди для него – всего лишь разменные фигуры, а крушение самолета – непременный атрибут его «проповеди». Так что Снайпсу одними кулаками не обойтись.
Трейлер:
Воздушная тюрьма
- Оценка 7,6 / 6,9 (КиноПоиск/IMDb)
- Жанр боевик, триллер, криминал
- Страна США
- В главных ролях Николас Кейдж, Джон Кьюсак, Джон Малкович, Стив Бушеми
- Режиссёр Саймон Уэст
- Длительность 115 мин. / 01:55
- Студия Touchstone Pictures
- Дата премьеры 2 июня 1997
- Сценарий Скотт Розенберг
Самый перекачанный фильм девяностых об авиакатастрофе способен сбить с ног неподготовленного зрителя.
Бывший рейнджер Кэмерон По (Николас Кейдж) возвращается домой к любимой жене и маленькой дочери после отбытия срока за непреднамеренное убийство. Вот только везут его на огромном самолете-тюрьме, на котором перевозят особо опасных преступников почему-то. А те, конечно, устраивают захват власти с целью угона судна. Главный злодей Сирус Вирус (Джон Малкович) водит власти за нос, чтобы те до последнего не знали, что самолет захвачен. Повезло ФБРовцам, что крайне сознательный По не сойдет с борта, когда представится возможность, а останется, чтобы вести подрывную деятельность в рядах новоявленных террористов.
Фильм – настоящий концентрат девяностых. Сумасшедшие персонажи, будто сошедшие со страниц комиксов, только и ждут, как бы уронить летающую крепость на какую-нибудь густо населенную местность. Зачем? Да просто так, чтобы несостоявшийся Супермен понервничал. А Супермен даже мускулом не дернет, смело рухнет вместе с крылатой машиной на Лас-Вегас, запрыгнет на полицейский байк, чтобы не дать уйти местному Лексу Лютору.
12 лучших фильмов про катастрофы, основанных на реальных событиях
Истории, от которых захватывает дух.
В отличие от трагических постапокалиптических картин и фантазий на тему «а что, если. », фильмы-катастрофы во многих случаях основаны на реальных событиях, и от этого бывают гораздо более жуткими.
Да, не стоит забывать, что и в этих лентах присутствует художественный вымысел и порой вольное обращение создателей с историческими фактами, но все же костяк этой истории — реальная жизнь и страшные события, произошедшие в том мире, в котором мы с вами живем.
Фильмы-катастрофы, основанные на реальных событиях: топ-12
От фильмов про авиакатастрофы до природных катаклизмов — ниже тебя ждет список самых запоминающихся картин, основанных на реальных событиях, которые мы разместили в хронологическом порядке.
1. «Живые» (1993)
Что ты будешь делать, если не хочешь умирать? «Живые» — это леденящая кровь история о сборной Уругвая по регби, которая стала жертвой авиакатастрофы в Андах. Из-за отсутствия точных координат падения спасателям не удается найти разбившийся самолет, и в какой-то момент поиски прекращаются.
Один из выживших — Нандо Паррадо (его реальный прототип выступил в качестве консультанта картины) не теряет надежды на спасение и инициирует переход через горы, студент-медик Роберто занимается травмами команды, а член сборной Антонио находится на грани нервного срыва.
Когда провиант заканчивается, жертвы катастрофы сталкиваются с ужасной дилеммой: начать есть своих погибших товарищей или умереть от голода.
2. «Аполлон 13» (1995)
«Хьюстон, у нас проблема» — культовая фраза прозвучала в фильме, который посвящен одному из самых драматичных моментов в истории освоения космоса. 1970 год, на Луну отправляется третий по счету космический корабль. Взлет прошел нормально, но как только астронавты выходят в открытый космос, один из кислородных баллонов взрывается, из-за чего запланированная посадка на Луну отменяется.
Это создает хаос среди членов команды, и они начинают работать над планом выживания и придумывать, как им безопасно вернуться на Землю. Интересный факт: в финале картины появляется Джеймс Ловелл, реальный член «Аполлона 13», который жмет руку Тому Хэнксу, играющему его самого.
3. «Титаник» (1997)
Отбросив в сторону вымышленную романтическую линию Розы и Джека, напомним, что «Титаник» основан на реальной истории, случившейся в 1912 году, когда лайнер «Титаник» затонул из-за столкновения с айсбергом во время своего первого рейса из британского Саутгемптона в американский Нью-Йорк. В результате катастрофы погибли более 1500 пассажиров, находившихся на борту.
Этот фильм — одно из лучших творений Джеймса Кэмерона, который выиграл четыре премии «Золотой глобус» и одиннадцать премий «Оскар», а также стал одной из самых кассовых лент в истории.
4. «Идеальный шторм» (2000)
Идеальный шторм — это название урагана, который прошел в день Хэллоуина 1991 года по Атлантическому океану. В одноименном фильме рассказывается история реального рыболовного судна «Андреа Гейл» и борьбы людей против смертоносной силы моря.
А с водной стихией и правда шутки плохи: так, во время съемок этой картины один из исполнителей главных ролей Марк Уолберг не только мучался от морской болезни, но и чуть не утонул.
5. «К-19» (2002)
«К-19» — это история одноименной советской атомной подводной лодки, которая в результате аварии превратилась в рукотворную катастрофу. События фильма разворачиваются в самый разгар холодной войны, когда капитану Алексею Вострикову (его блестяще сыграл Харрисон Форд) поручено командование новейшей подводной лодкой с ядерным оружием на борту.
Когда все пойдет не так, перед командой будет стоять задача не только выжить, но и принять правильные решения о действиях в непростой политической обстановке. Несмотря на то, что всего один из эпизодов был признан по-настоящему достоверным (монтаж аварийной системы охлаждения), картина вошла в топ-5 лучших фильмов-катастроф, основанных на реальных событиях, по версии сайта IMDb.
6. «Башни-близнецы» (2006)
Ошеломляющая дань уважения людям, которые потеряли свои жизни во время трагедии, случившейся 11 сентября 2001 года. «Башни-близнецы» — это история о двух офицерах полиции портового управления, Джоне (Николас Кейдж) и Уилле (Майкл Пенья), которые оказались в ловушке под обломками, когда обе башни печально известного центра рухнули во время террористической атаки.
7. «Неуправляемый» (2010)
Получившая название «Инцидент с CSX 8888», эта история случилась в мае 2001 года, когда один из беспилотных поездов вышел из-под контроля. Проблема была не только в возможном сходе состава с рельсов, но и в том, что поезд перевозил токсичные материалы, а значит, его авария могла привести к масштабной экологической катастрофе.
Задача остановки беспилотника ложится на плечи ветерана-машиниста локомотива (Дензел Вашингтон) и молодого проводника поезда (Крис Пайн) — очень разных, но вынужденных сплотиться для предотвращения крушения неуправляемого поезда.
8. «Невозможное» (2012)
Реальная история испанских туристов, переживших цунами в Индийском океане, рассказывает о Марии и Генри, которые вместе со своими тремя детьми отправляются в отпуск в Таиланд.
Отдых идет своим чередом, но на следующий день после Рождества мощная волна нахлынула на берег, сметая все на своем пути и унося с собой героев фильма. Кстати, эту картину мы также включили в список фильмов, помогающих против хандры, поскольку он не только о катастрофе, но и о силе человеческого духа.
9. «33» (2014)
В 2010 году на шахте Сан-Хосе в Чили произошла авария, в результате которой 33 горняка оказались замурованы под землей на целых 69 дней. Спустя четыре года об этих событиях был снят фильм с Антонио Бандерасом в главной роли.
10. «И грянул шторм» (2016)
Этот фильм был снят по книге Майкла Дж. Тоджайса и Кейси Шерман «Самоотверженные часы», повествующей о реальной истории крушения нефтяного танкера «Пендлтон» у побережья Новой Англии, случившейся во время снежной бури в 1952 году.
Как и в жизни, так и в фильме спасением членов экипажа занимаются члены береговой охраны во главе с Бернардом Веббером (Крис Пайн), проявившие в этой ситуации смелость и мужество и впоследствии получившие за свой подвиг Золотую медаль за спасение.
11. «Крейсер» (2016)
В ночь на 30 июля 1945 года крейсер ВМС США «Индианополис» возвращался с американской базы на острове Тиниан в Филиппинском море, куда он доставил уран для изготовления бомб, которые должны были быть сброшены на Нагасаки и Хиросиму.
На обратном пути японская подводная лодка ударила в корабль двумя торпедами. А потом случилась катастрофа, которая до сих пор вызывает озноб у выживших — в течение четырех дней 900 членов экипажа были вынуждены бороться с голодом, обезвоживанием, риском утонуть, а также отбиваться от нападения акул. Выжили, увы, не все.
12. «Спитак» (2018)
И замыкает нашу подборку российско-армянский фильм-катастрофа, который был выдвинут на «Оскар-2019» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Лента Александра Котта рассказывает о самом крупном землетрясении в истории Армении, случившемся в 1988 году, и мужчине по имени Гор (Лерник Арутюнян), отправившемся в разрушенный город Спитак на поиски своей семьи.
Интересно, что это второй русский фильм, посвященный Спитакскому землетрясению, вышедший за последние пять лет. Так, в 2016 году Сарик Андреасян снял картину «Землетрясение», которая описывает события четырех дней трагедии, происходившие в другом пострадавшем городе — Ленинакане.
«Бороться до конца, даже когда выхода уже нет»: Лариса Савицкая вошла в историю после падения с высоты 5200 метров
Режиссёр Дмитрий Суворов снимает фильм-катастрофу «Одна» о трагедии Ларисы Савицкой, которая в 1981 году стала единственной выжившей в авиакатастрофе, в которой погибли 37 человек. В настоящий момент проходит самая сложная часть съёмок, а именно воссоздание столкновения самолётов.
Для съёмочного процесса, который начался в августе и должен закончиться в ноябре, создатели картины даже приобрели настоящий Ан-24, чтобы максимально точно показать ситуацию, в которой довелось оказаться Савицкой. Выход фильма в прокат намечен на декабрь 2022 года.
Две жизни Ларисы Савицкой
24 августа 1981 года, после столкновения в небе над Амурской областью пассажирского Ан-24 с бомбардировщиком Ту-16К, жительница Благовещенска Лариса Савицкая около восьми минут планировала на землю с высоты 5220 метров прямо в кресле на оторвавшемся куске фюзеляжа размером 3×4 метра. Фрагмент самолёта упал в глухой тайге. Деревья смягчили удар. После падения молодая женщина несколько часов была без сознания, а когда очнулась, увидела кресло, в котором сидел погибший муж. Молодые люди расписались весной и возвращались этим рейсом из свадебного путешествия. Спасатели обнаружили Савицкую только на третий день поисков.
20-летняя студентка получила повреждения позвоночника, переломы руки и рёбер, а также потеряла почти все зубы. По словам самой Савицкой, она получила 75 рублей компенсации как выжившая в авиакатастрофе и ещё 150 рублей за погибшего мужа.
Лариса была дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса — как выжившая после падения с высоты 5200 м и как получившая минимальную сумму компенсации физического ущерба.
Спустя пять лет после катастрофы, в 1986 году, Лариса родила сына. Она смогла перелистнуть трагическую страницу в своей жизни, найти себя в новой сфере — психофизиологии — и сейчас вместе со вторым мужем занимается разработкой полиграфов, будучи вполне счастливым человеком.
Савицкая рассказала RT, как она отнеслась к идее фильма о произошедшей с ней трагедии, почему согласилась на участие в проекте и из-за чего не любит вспоминать прошлое.
«Поначалу я очень не хотела во всём этом участвовать»
— Как вы узнали об идее снять фильм о той страшной трагедии, которая с вами произошла? Какой была ваша первая реакция?
— Я сама вообще ничего не узнавала. Это режиссёр Дима Суворов позвонил мне и сказал, что у него есть такое желание: снять фильм. Если есть желание — снимайте. Конечно, поначалу я очень не хотела во всём этом участвовать: ворошить воспоминания, проживать ещё раз, сами понимаете, приятного мало. Но вот спустя несколько дней обдумывания решила, что на самом деле идея-то хорошая.
А хороша она тем, что при современных подходах к съёмке можно так всё сделать, чтобы это выглядело не просто ужастиком или какой-то страшной историей, а наглядной иллюстрацией того, что происходит во время авиакатастрофы.
Помимо этого, меня, конечно, поддержали мои близкие, муж и сын. Это, пожалуй, сыграло решающую роль — без них я бы не согласилась.
— Были какие-то особые условия с вашей стороны для этого или вы сразу согласились?
— Согласилась не сразу, потому что не понимала никогда, зачем ковырять больное просто так. Поэтому поставила такое условие: ковырять будем, но с пользой — чтобы и вам, и нам. Дело в том, что как психофизиологи мы с мужем увидели во всей этой ситуации возможность для эксперимента.
Так что когда к нам приехала сценаристка, чтобы записывать мои воспоминания, мы создали под это интервью отдельный модуль программы, он так и называется теперь — «Интервью». Сам эксперимент состоял в том, что я подключала сценаристку к датчикам для параллельной записи эмоций — и получалась своего рода обратная связь.
И вот целую неделю мы со сценаристкой так работали: подключались обе к датчикам, я вспоминала, она вела запись, а компьютер обрабатывал обратную связь. Это было главным условием, на которое все согласились и оспаривать не стали.
— Что вам больше всего нравится в этом проекте — сценарий, режиссёр, сама идея?
— Мне, безусловно, нравится идея. Она простая, но очень жизненная, я готова за неё, что называется, постоять.
Она заключается в том, что если бороться, то бороться до конца, даже когда чувствуешь, что выхода уже нет. Я поддержала этот проект во многом потому, что меня в своё время спас кадр из одного фильма, «Чудеса ещё случаются». Там показывалось, как девушка во время авиакатастрофы сжимается в кресле: я этот момент во время крушения вспомнила и повторила. Есть у меня такая надежда, что и этот фильм сможет кому-то помочь.
А вот сценарий не читала — и не буду. Мне достаточно знать, что сама авиакатастрофа будет полностью реконструирована. Не хочу лишний раз себя дёргать за больное — зачем? Но мой супруг читал, и ему понравилось, а ему я доверяю.
— Ваше участие в проекте ограничилось только воспоминаниями о пережитом или с вашей стороны были какие-то требования или пожелания, которые были учтены создателями картины?
— Я принимала участие только как консультант. Насчёт сценария требование было только одно: запись моих воспоминаний под датчиками для параллельной записи эмоций.
«Это фильм про преодоление себя»
— Как бы вы ответили на вопрос — о чём этот фильм? Чем он будет интересен нынешнему поколению?
— Если в одно предложение — это фильм про преодоление себя, своей человеческой слабости. Я думаю, он будет интересен любому поколению, потому что есть так называемые общие для всех темы: смерть, любовь, преодоление. И в фильме всё это будет.
— Удалось пообщаться с актёрами, участвующими в съёмках?
— В кастинге я участия не принимала, но так вышло, что в августе я приезжала непосредственно на съёмки фильма в Пермский край: мы общались со съёмочной группой, актёрами. До приезда разговаривали по телефону — уточнялись разные моменты в фильме. Я хорошо отношусь к актёрам этого проекта: все очень энергичные, молодые и талантливые.
— Насколько для вас допустимо некоторое отступление в сценарии от реальной ситуации и есть ли такие эпизоды в фильме?
— Скажем так: вполне допустимо. Я считаю, что если фильм художественный, то режиссёр имеет право на вымысел. Такие эпизоды в фильме есть, и мы с Димой их согласовывали: с чем-то я была согласна, с чем-то не очень, но это не повод отнимать у режиссёра право на творчество, как мне кажется. Всё-таки это не документальное кино.
— Были сообщения, что родственники вашего погибшего в авиакатастрофе мужа отрицательно отнеслись к идее создания картины об этой трагедии.
— Мне они не звонили и со мной не разговаривали. Что-то напечатали в газете по поводу их отрицательного отношения, но я как-то, если честно, даже всерьёз не восприняла сначала, подумала что фейк. Если бы была действительно потребность это обсудить, мотивировать как-то свою позицию, то почему нет — нашли бы возможность выйти на связь, я так считаю.
— В прессе были скудные упоминания о том, что после трагедии ваша жизнь складывалась очень непросто, особенно в 1990-е годы.
— Да знаете, в 1990-е она ведь у всех непросто складывалась. А как-то жаловаться на жизнь, тем более спустя столько лет, мне совершенно не хочется: что было, то прошло. Я не люблю вспоминать прошлое. Видите ли, мне кажется, что в нём есть один очень важный изъян: прошлое невозможно изменить или исправить. Поэтому копаться в нём я не люблю — не вижу смысла.
ТОП-7 фильмов про авиакатастрофы на реальных событиях
Авиакатастрофа — происшествие, которое привело к гибели одного или более человек, находящихся на борту самолета или другого воздушного судна.
Ниже вы найдете 7 фильмов про авиакатастрофы на реальных событиях: истории захватов, крушений и жестких посадок.
Рейс 93
- Оригинальное название: Flight 93
- Год: 2006
- Страна: Канада, США
- Длительность: 89 мин.
- Режиссер: Питер Маркл
- Жанр: боевик, триллер, драма, криминал, история
- В главных ролях: Джеффри Нордлинг, Бреннан Эллиотт, Кендалл Кросс, Тай Олссон, Моннае Майчелл, Колин Глейзер, Эйприл Телек, Лаура Меннелл, Амин Наземзадех, Гвинит Уолш
- Рейтинг по КиноПоиску: 6,64
Фильм рассказывает историю случившуюся 11 сентября 2001 года с последним из четырех самолетов, угнанных террористами в США. Картина в подробностях восстанавливает хронологию происшествий на борту рейса 93 авиакомпании «Юнайтед Эйрлайнс»…
Потерянный рейс
Еще один фильм об истории, случившейся 11 сентября 2001 года.
- Оригинальное название: United 93
- Год: 2006
- Страна: США, Великобритания, Франция
- Длительность: 111 мин.
- Режиссер: Пол Гринграсс
- Жанр: триллер, драма, история
- В главных ролях: Дж.Дж. Джонсон, Гари Коммок, Полли Адамс, Опал Алладин, Старла Бенфорд, Триш Гейтс, Нэнси МакДониел, Дэвид Алан Баш, Ричард Бекинс, Сьюзан Бломмарт
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,22
Фильм рассказывает историю, случившуюся 11 сентября 2001 года с последним из четырех самолетов, угнанных террористами в США. Картина в подробностях восстанавливает хронологию происшествий на борту рейса 93 авиакомпании «Юнайтед Эйрлайнс»…
Выжить
- Оригинальное название: Alive
- Год: 1992
- Страна: США, Канада
- Длительность: 121 мин.
- Режиссер: Фрэнк Маршалл
- Жанр: триллер, драма, приключения, история
- В главных ролях: Итан Хоук, Винсент Спано, Джош Хэмилтон, Брюс Рэмсей, Джон Хеймс Ньютон, Дэвид Кригел, Кевин Брезнахан, Сэм Беренс, Иллиана Даглас, Джек Ноузуорти
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,75
Осенью 1972 года в пятницу тринадцатого октября над Андами потерпел катастрофу авиалайнер, на борту которого находилась школьная сборная по регби из Уругвая. Самолет рухнул на высокогорное плато, которое было полностью отрезано от внешнего мира.
Здесь, среди дикой стужи и трупов, горстке оставшихся в живых школьников предстоял жестокий, нечеловеческий тест на выживание. Семьдесят два бесконечных, мучительных дня молодые люди боролись за свою жизнь.
Убежищем им служили обломки самолета, пищей — тела погибших товарищей. Иногда приходится превратиться в зверя, чтобы остаться человеком…
Чудо на Гудзоне
- Оригинальное название: Sully
- Год: 2016
- Страна: США
- Режиссер: Клинт Иствуд
- Жанр: драма, биография
- В главных ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Валери Махаффей, Делфи Хэррингтон, Майк О’Мэлли, Джейми Шеридан, Анна Ганн, Холт Маккэллани, Ахмед Хуссэйн, Лора Линни
- Рейтинг по КиноПоиску: 7,39
Произошедшее 15 января 2009 года назовут «Чудом на Гудзоне». В тот день капитан рейса 1549 Чесли Салленбергер совершил аварийную посадку самолета Airbus A320 на холодные воды реки Гудзон в Нью-Йорке. При этом никто из находившихся на борту 155 человек не пострадал. Но, несмотря на все почести со стороны общественности и СМИ, было начато расследование, которое угрожало профессиональной репутации и многолетней карьере капитана Салли.
Последствия
Рейтинг 3,5 из 5 по Отзовику. Фильм основан на реальных событиях и рассказывает о столкновении пассажирского самолёта «Ту-154М» «Башкирских авиалиний» с грузовым самолётом Boeing 757-200PF авиакомпании DHL недалеко от города Иберлинген около Боденского озера в Германии 1 июля 2002 года. Однако некоторые факты перевраны, люди в отзывах пишут о некой затянутости.
- Оригинальное название: Aftermath
- Год: 2017
- Страна: США, Великобритания
- Длительность: 94 мин.
- Режиссер: Эллиотт Лестер
- Жанр: драма, триллер
- В главных ролях:Арнольд Шварценеггер, Скут МакНэри, Мэгги Грэйс, Джуда Нельсон, Ларри Салливан, Джейсон МакКьюн, Гленн Моршауэр, Мариана Клавено, Мартин Донован, Ханна Уэр
- Рейтинг по КиноПоиску: 5,72
Ожидающий прилета своей семьи Роман узнает, что случилось непоправимое. Произошла авиакатастрофа и его любимые — жена и беременная дочь — погибли.
Потеряв тех, ради кого жил, он преследует единственную цель: посмотреть в глаза невольного убийцы и услышать слова сожаления. Более года поиска приводит Романа к авиадиспетчеру Джейку, управлявшему курсом самолета в момент катастрофы.
Жесткая посадка
Рейтинг 5 из 5 по Айрекомменд.
- Оригинальное название:Miracle Landing
- Год: 1990
- Страна: США
- Длительность: 85 мин.
- Режиссер: Дик Лоури
- Жанр: драма
- В главных ролях: Конни Селлекка, Уэйн Роджерс, Ана Алисия, Нэнси Кван, Джеймс Кромуэлл, Джей Томас, Армин Шимерман, Джефф Эллин, Кэтлин Бэйли, Джеймс Грант Бентон
- Рейтинг по КиноПоиску: 6,64
1988 год. Рейс 243 летит в Гонолулу. Вскоре после взлёта от самолета отрывается часть фюзеляжа, и мужественному экипажу приходится проявить верх профессионализма, чтобы в невредимости доставить пассажиров на землю.
Непрощенный
- Год: 2018
- Страна: Россия
- Длительность: 110 мин.
- Режиссер: Сарик Андреасян
- Жанр: драма
- В главных ролях: Дмитрий Нагиев, Роза Хаируллина, Марджан Аветисян, Михаил Горевой, Самвел Мужикян, Вадим Цаллати, Карина Каграманян, Артем Шкляев, Ирина Безрукова, Себастьян Сисак
- Рейтинг по КиноПоиску: 6,66
Жизнь для инженера-строителя Виталия Калоева остановилась в ту самую секунду, когда самолет «Башкирских авиалиний», в котором летели его жена и дети, столкнулся над Боденским озером с транспортным бортом. Не дождавшись семьи в аэропорту Барселоны, Виталий отправляется на место катастрофы, где находит тела своих родных. Калоев теряет все, ради чего жил. Не дождавшись справедливого решения суда, Виталий ищет диспетчера, по вине которого погибла его семья…
Общественный транспорт в Японии
Система городского общественного транспорта в японских городах удобна и хорошо продумана. Однако иностранцу, особенно туристу, приехавшему на короткое время, разобраться в ней совсем нелегко. У меня устойчивое впечатление, что этой системой гораздо легче пользоваться, чем понять, где, что и как работает. Поэтому я и решил рассказывать о ней с точки зрения пользователя. И попытаться показать, как сделать даже короткое пребывание в Японии удобным и приятным.
Метро, и как в нем ориентироваться
Японское метро отличается от того, как мы его себе представляем в России. Большая часть маршрутов проходит на поверхности, а сеть настолько разветвлена и сложна, что в центре города нередки случаи, когда можно увидеть одновременно пять поездов с различных веток, мчащихся в разных направлениях.
Метро есть во многих японских городах, кроме Токио, это Осака, Нагоя, Йокогама, Киото, Кобэ, Саппоро, Фукуока, Хиросима, некоторые другие. Принципы их устройства схожи, отличают их друг от друга только масштабы. Самые большие, разветвленные и сложные системы в Токио и Осаке. Они же самые перегруженные.
Для жителей крупных японских городов метро это лучший и наиболее надежный способ передвижения. Ездить на метро немного дороже, чем на автобусах, но если принять во внимание скорость и надежность, а также чрезвычайно разветвленную сеть станций, то становится понятно, что это действительно наиболее оптимальный путь.
Многочисленные ветки в разных вариантах связывают между собой самые разные районы мегаполисов, для большего удобства предусмотрены промежуточные хабы, в которых сходятся основные линии метро, пригородных поездов, автобусов. Выше я приложил карту токийского метро для наглядности.
Совет туристу. Ориентироваться внутри помогают цвета веток. Указатели, размещенные на станциях и в поездах, понятны, они содержат много полезной информации. Прибытие поездов на станции, как и везде в мире, объявляется по радио. При этом не смущайтесь того, что вы слышите японскую речь. Просто запомните название нужной вам станции и будьте внимательны. Если слышите его на подъезде к станции, значит, вам выходить. Если название звучит после слов «Цуги ва», значит, ваша следующая.
Билеты приобретаются в автоматах или билетных кассах. Для покупки в кассе достаточно назвать свою станцию, в автомате – найти её в меню, которое также есть на английском. О проездных билетах я расскажу немного ниже, что касается стоимости стандартной поездки в метро, то в Токио, например, в зависимости от расстояния она колеблется между 1.8-3.1 доллара/180-310 иен.
Ориентироваться в метро довольно просто – главное, не пугаться иероглифов. Вся имеющая значение информация здесь продублирована на английском языке. Чтобы понимать общую картину, достаточно запомнить, что указатели на синем фоне направляются вас к перронам, на желтом – к выходам.
В метро попадаем через хорошо знакомые турникеты, затем, ориентируясь по указателям, выходим на перроны. Билет надо сохранять до конца поездки, они понадобятся для выхода из него на станции назначения.
Городские автобусы
Метро является основным видом транспорта для крупнейших японских мегаполисов Токио и Осака. В городах поменьше эту функцию выполняет автобусное сообщение.
Система автобусного сообщения особенно в больших городах весьма сложна. Это, как и в примере со столичным метрополитеном, связано с наличием сразу нескольких перевозчиков. Однако в отличие от метро, дело здесь усложняется еще и тем, что маршруты некоторых перевозчиков дублируются, имея при этом разную цену и расписание. Автобусы отличаются цветами линий, логотипами компаний, указателями маршрутов. Общим для них является то, что вне зависимости от компании, маршрут и номер будет указан над лобовым стеклом.
Особенностью Токио и Осаки является то, что в этих городах автобусы в основном обслуживают небольшие по протяженности маршруты, часто они привязаны к станциям метро и городской железной дороге. Стоимость таких поездок фиксирована, она сравнительно невысока, например, в центральной зоне Токио это 1.2-1.5 доллара/120-150 иен.
В других городах автобусное сообщение чаще всего организовано по принципу транспортных зон, это деление определяет и стоимость поездок. Схемы транспортных зон и примерную стоимость поездки можно найти на автобусных остановках и в самих автобусах.
По своему опыту могу сказать, что в мегаполисах городскими автобусами лучше всего пользоваться на коротких маршрутах, например, из гостиницы до метро и обратно. И, конечно, лучше делать это не в часы пик.
График работы автобусов на маршрутах, как правило, с 7 утра до 9 вечера, в некоторых городах – до 22:00.
Названия остановок написаны на расположенных там же информационных табло на английском и японском языках. Здесь же можно найти расписание движения и другие важные сведения.
На самих автобусах указан номер и отмечен маршрут (чаще всего его определяют по конечной остановке).
Входят в автобус через передние двери, они оборудованы турникетами. При отсутствии проездного вы сможете купить билет у водителя, для этого просто назовите ему свою остановку. Цена билета будет той же, что и в автомате, и будьте уверены, что водитель обязательно найдет сдачу.
Особенности системы городского общественного транспорта. Универсальные проездные билеты
Когда я начинал разбираться с общественным транспортом, то основная проблема состояла в том, чтобы понять, какая из многочисленных компаний обслуживает ту или иную автобусную линию или линию метро. Наличие нескольких перевозчиков сопровождается наличием у каждого из них собственных билетов и сетей их распространения. Из-за этого, например, переходя с ветки метро, управляемой компанией Tokyo Metro, на ветку, принадлежащую компании Toei, вам нужно будет купить дополнительный билет.
Токийцы, часто пользующиеся метро, конечно, не считают это серьезной проблемой. Они давно привыкли к такой ситуации и освоились. Но для туриста это может стать серьезным препятствием и серьезно испортить день. Поэтому я бы сказал, что лучшая рекомендация следующая – не пытаться разобраться в этой системе, а сосредоточиться на выборе наиболее подходящего вам специального проездного билета, действительного для любых видов городского транспорта.
К числу таких относятся токийские:
- Универсальный проездной PASMO – автобусы, метро, городские электрички.
- Проездной Suica – транспорт, не входящий в систему Japan Railways.
- Orange Card – все виды транспорта Japan Railways.
- One-day Tokyo Rail Pass – все виды транспорта Japan Railways.
Проездные пополняемые, они приобретаются с предоплаченным количеством поездок в автоматах или билетных кассах на вокзалах, станциях метро и автобусов. Использование проездного не только делает поездки в городах более удобными, но и позволяет получить небольшую скидку на билетах ( как правило, в пределах 10% от стандартного).
В Осаке наиболее удобным будет Osaka Amazing Pass. Кроме этого, существуют региональные проездные билеты, действующие, например, в районе Кансай или на Хоккайдо.
В целом, по собственной практике могу сказать, что токийские проездные PASMO и Suica закроют почти все потребности во внутригородских перемещениях.
Такси
Я уже говорил, что вообще городской транспорт организован очень грамотно и фактически обеспечивает любые потребности горожан. Несмотря на это, такси пользуется исключительной популярностью как и у туристов, так и у самих японцев.
В Японии это тот вид транспорта, где вы найдете больше всего отличий от привычных шаблонов.
- Во-первых, это касается внешнего вида водителей. Все они одеты в темные костюмы и белые рубашки, носят галстуки, их туфли в идеальном состоянии, а на руках белые перчатки!
- Совершенно неожиданным для большинства будет интерьер автомобилей – это просто кружевное царство, накидками из кружев покрыты здесь и сиденья, и подголовники, и подлокотники.
- Никакая попытка самостоятельно открыть пассажирскую дверь не будет успешной. Она открывается только водителем и только изнутри. Это касается как посадки, так и высадки по прибытии. Так что будьте терпеливы.
- Наконец, как и во многих других странах, понять, свободна ли машина, вы сможете по значку за лобовым стеклом. Однако в Японии красный цвет значка означает, что таксист свободен, а зеленый – что занят. Этот факт вызывает многочисленные дискуссии и обсуждения, одна из шутливых теорий даже связывает его с тем, что в Японии левостороннее движение. Однако скорее всего, объяснение здесь гораздо проще и практичнее – красный свет лучше различим в потоке движения.
Единого шаблона для обозначения того, что автомобиль является такси, в Японии нет. Отличить машину можно по указателю на крыше, но на нем нет слова TAXI или шашечек. Чаще всего такие указатели маркированы логотипом перевозчика.
Поймать машину можно на улице, для этого достаточно поднять руку. Кроме этого, такси можно найти на специально отведенных для этого стоянках-площадках, чаще всего расположенных в облюбованных туристами районах, таких как Акихабара, Синдзюку, Роппонги, Икэбукуро. Обычные, привычные нам стоянки такси находятся также у станций метро, крупных универмагов, в районах развлечений.
Очереди на стоянках такси в больших городах совсем не редкость, особенно утром и вечером, в часы пик.
Поговорить с таксистом во время поездки вам, скорее всего, не удастся, большинство из них говорит только на японском.
По разным поводам я уже отмечал, что такси в Японии стоит довольно дорого. Ниже приведены некоторые примерные расценки:
- Посадка и первые 2-3 км – от 6 долларов/600 иен.
- Каждые следующие 500 м – 1 доллар/100 иен.
- Движение в пробке и стоянка – 1 доллар/100 иен за 2 минуты.
- Ожидание такси – 1 доллар/100 иен за 2 минуты.
Вечером в больших городах вступают в силу коэффициенты, после 10 вечера наценка составит 20%, а после 11 – 30%.
Автомобили оснащены счетчиками, они фиксируют время поездки, километраж, стоимость поездки. Оплатить поездку можно как картой, так и наличными. Следует, однако, иметь в виду, что у водителей, чаще всего, не находится размена, поэтому, планируя поездку на такси, позаботьтесь об этом заранее.
Чаевых в такси не оставляют.
Другие виды общественного транспорта
В Японии получила распространение транспортная система, попросту называемая монорельс. Поезда такого типа есть не только в крупных городах, но и в провинции, например, на о. Окинава .
В Токио, где на маршруты монорельса приходится довольно большой пассажиропоток, этот вид транспорта представляет собой полностью роботизированный комплекс. В вагонах монорельса отсутствует какой-либо персонал, включая машинистов.
В силу специфики система монорельса никак не связана с железнодорожным транспортом или метро. У нее собственные станции и свои билеты. Как и билеты на другие виды транспорта, их можно приобрести на станциях монорельса в кассах или автоматах. На некоторых направлениях монорельса действуют проездные билеты, информация об этом указана на станциях.
Как я уже писал, из всех маршрутов монорельса для туристов на практике может быть интересен один в аэропорт Ханэда со станции Хамамацу. Еще один запоминающийся маршрут – поездка на искусственный остров Одайба в Токийском заливе. Он особенно впечатлит вас, если вы сядете на переднее сиденье в первом вагоне – трудно представить себе что-то более футуристическое.
Из активных пользователей городским общественным транспортом мало кто знает, что рядом с развитой современной транспортной сетью в Японии по-прежнему существуют троллейбусы и трамваи. Одна трамвайная ветка есть в Токио, остались трамваи и в других городах. Преимущественно трамвайные маршруты обслуживают пригороды или используются как средство привлечь туристов.
Две существующие линии японского троллейбуса – это полная экзотика. Хотя бы потому, что он ходит под землей. Троллейбусы используются для доставки туристов на гору Татэ в японских Альпах. Мне не приходилось пользоваться ими, но те, кому удалось, отзываются о них очень высоко. Машины суперсовременные, хорошо оснащенные, очень удобные. И кроме всего прочего, использование экологически чистого электричества в подземном тоннеле – хороший пример для других стран с похожим ландшафтом.
В следующем году в столице появятся первые автобусы с водородным двигателем
Больше всего вреда городской экологии наносит бензиновый и дизельный транспорт. Выхлопные газы, выбрасываемые такими автомобилями, содержат токсичные компоненты – оксиды азота, углерода и серы, сажу, канцерогенные органические соединения и другие опасные вещества. Исследования показывают, что именно транспорт вырабатывает до 80% всех вредных веществ, содержащихся в городском воздухе. Регулярное вдыхание такого воздуха вызывает различные заболевания, в том числе онкологические, а также существенно снижает иммунитет.
C 2018 года в ЕС действует запрет на въезд дизельных автомобилей в города с высоким уровнем загазованности. Кроме того, постоянно ужесточаются меры, ограничивающие уровень выбросов оксида азота, который выделяется при сжигании топлива, подталкивая автопроизводителей выпускать все более экологически безопасную продукцию.
Многие эксперты уверены, что дизельные и бензиновые автомобили доживают свой век, будущее – за транспортом, который использует альтернативные источники энергии для передвижения. Это понимают и автопроизводители, которые начинают все активнее выпускать электрокары и автомобили с водородными двигателями. И если с электротранспортом все более или менее ясно, то рынок водородной энергетики только начинает формироваться. Однако уже сейчас многие эксперты называют водородную энергетику самой перспективной в транспортной отрасли. Главное преимущество автомобилей на водороде по сравнению с теми же электрокарами – в их энергоэффективности. Емкость водородного аккумулятора в десять раз больше литий-ионного. Скажем, одного пятикилограммового баллона с водородом (средний объем для легкового авто) хватает на 500 километров пробега. При этом для того, чтобы заправить водородный автомобиль потребуется около трех минут. Для сравнения, электрокар заряжается несколько часов. КПД водородного двигателя – более 45%. А побочными продуктами являются только вода и небольшое количество тепла, что безопасно для окружающей среды.
Мировые столицы постепенно внедряют экологически безопасный городской транспорт на водородных элементах. Наиболее развитая сеть водородного транспорта существует в Японии. Еще в 2017 году одиннадцать компаний, включая Toyota, Nissan и Honda, объединились для строительства сети водородных заправочных станций. К настоящему времени открыто 135 пунктов заправки, которыми пользуется около четырех тысяч автомобилей на водородном топливе. Среди них есть и пассажирские водоробусы, выпускаемые Toyota с 2018 года. В частности, их создавали к Олимпиаде в Токио.
Водородные автобусы уже курсируют и в Китае. В городе Чжанцзякоу, который совместно с Пекином будет проводить зимние Олимпийские игры 2022 года, используется 170 водоробусов. А недавно китайский автопроизводитель Geely заявил, что намерен серийно производить автобусы с водородным двигателем.
Водородный транспорт все чаще появляется и в городах Европы. Так, с 2022 года автобусы, работающие на водородном двигателе, перевозят пассажиров в Германии, Швеции, Нидерландах и Латвии. Производит такой общественный транспорт польская компания Solaris. А бельгийская компания Van Hool производит автобусы, работающие на гибридных двигателях с водородными элементами. Пилотные модели уже курсируют по улицам городов как в самой Бельгии, так и в Европе и США.
В марте 2022 года британский автопроизводитель Alexander Dennis Ltd (ADL) продемонстрировал двухэтажный водородный автобус с 480-километровым запасом хода на одном баке. Планируется, что его серийное производство запустят в ближайшее время.
Общественный транспорт, работающий на водороде, совсем скоро появится и в России. В конце прошлого года Владимир Путин поручил к 2023 году создать городской автобус на водородном топливе. В августе этого года правительство РФ утвердило Концепцию развития водородной энергетики, в которой обозначены такие стратегические инициативы как запуск пилотных проектов по выработке низкоуглеродного водорода, создание консорциумов по производству оборудования и комплектующих, формирование инфраструктуры для хранения и транспортировки этого энергоносителя, создание минимум трёх территориальных производственных кластеров, а также меры господдержки – специальные инвестиционные контракты, субсидии, компенсации на покрытие расходов на научные исследования.
Предполагается, что концепция будет реализована в несколько этапов. На первом этапе, рассчитанном на ближайшие три с половиной года, будут созданы профильные кластеры и реализованы пилотные проекты по производству и экспорту водорода, применению водородных энергоносителей на внутреннем рынке. Второй и третий этапы, рассчитанные до 2035 года и 2050 года соответственно, включают открытие крупных экспортоориентированных производств, а также переход к серийному применению водородных технологий в различных секторах экономики, в том числе на транспорте.
Первые разработки в транспортном сегменте были презентованы на осенней выставке “Комтранс-2021”, где свои прототипы представили ГАЗ и КАМАЗ. Обе модели сделаны по стандартной для подобных машин схеме: по сути, они представляют собой обычные электробусы, но с электрохимическим генератором на борту. Он питается водородом, вырабатывает электричество и подзаряжает батареи, а те, в свою очередь, обеспечивают энергией электродвигатель.
В сентябре было подписано соглашение между Правительством Москвы, “РОСНАНО” и “КАМАЗом” о реализации совместного проекта по развитию электродвижения. Основная цель этого соглашения – создание Единого оператора развития экологичного общественного транспорта столицы в сжатые сроки. Проект позволит снизить капзатраты на электробусы и инфраструктуру на 30%.
Благодаря подписанному соглашению, уже летом будущего года начнутся испытания электробуса на отечественных водородных элементах и первые единицы экологически безопасного транспорта появятся на дорогах столицы.
Применение водородной энергии возможно не только в легковых автомобилях и автобусах. Водород успешно может применяться и в железнодорожном транспорте. Причем разработки в этом направлении уже активно ведутся. Ожидается, что к 2023-2024 году в России появятся первые грузовые локомотивы, которые будут использовать силовую установку на базе электрохимических водородных топливных элементов совместно с литий-ионными аккумуляторными батареями. Соответствующее соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2022 года между РОСНАНО, ОАО “РЖД” и АО “Группа Синара”.
Тогда же было подписано соглашение о сотрудничестве между РОСНАНО и АО “Группа Синара”, которое предусматривает создание совместного фонда прямых инвестиций TECHNOMOTION FUND объемом 7 миллиардов рублей. Фонд будет осуществлять инвестиции в российские и зарубежные компании по ряду стратегических направлений, одним из которых будет создание экологичного транспорта, работающего на водородном топливе.
Технологическому развитию российского железнодорожного транспорта будет способствовать, в частности, внедрение новых национальных стандартов, связанных с использованием литий-ионных батарей и систем накопления электроэнергии в подвижном составе железнодорожного транспорта. Соответствующие документы были разработаны при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы РОСНАНО и вступили в силу 1 июня 2022 года.
Сегодня мировой спрос на водород составляет около 116 млн тонн в год. По прогнозам экспертов, эта цифра будет только расти, в частности, за счет развития водородного транспорта. При развитии соответствующей инфраструктуры, а также должном внимании властей к этому вопросу, городская среда может стать экологически безопасной и более комфортной для жителей за счет перехода к водородному транспорту.
Японские автопроизводители добавят в основные модели машин системы беспилотного управления в 2022 году Статьи редакции
Сначала компании протестируют второй уровень автоматизации — он позволяет системе управлять автомобилем, но человек должен быть готов вмешаться в любой момент.
Среди автопроизводителей, например, Toyota и Mazda, пишет Nikkei. Они добавят в автомобили системы беспилотного вождения второго уровня.
Toyota сначала добавит беспилотное управление в свою флагманскую модель Crown. Пока технология есть в седане Lexus и электрокаре Mirai. Компания также планирует добавить системы беспилотного вождения и в других моделях, например, Corolla.
Mazda добавит функции беспилотного вождения второго или третьего уровня в свои внедорожники. Subaru планирует добавить возможность управлять автомобилем без рук во все свои автомобили для езды по дороге со скоростью до 50 км/ч.
Технологии беспилотного вождения делятся на пять уровней. Второй позволяет управлять автомобилем без рук, но требует контроля со стороны водителя. Четвёртый, например, предлагает высокую степень автоматизации, а пятый — это полный автопилот.
Например, у Tesla второй уровень входит в стандартное оборудование машины, а Waymo разрабатывает технологии четвёртого уровня и выше.
В Японии машинам с четвёртым уровнем беспилотного управления запрещено ездить по дорогам общего пользования. Автопроизводители сначала протестируют второй уровень, прежде чем внедрять другие системы.
Второй позволяет управлять автомобилем без рук, но требует контроля со стороны водителя. Четвёртый, например, предлагает высокую степень автоматизации, а пятый — это полный автопилот.
Шестой уровень сам решает куда и когда тебе ехать сраный ты мешок с костями
Седьмой решает садить тебя в машину или послать.
На восьмом автопилот ворует у тебя машину а катает девчонок по городу
“Да-да, товарищ капитан. Именно так оно и было; это всё автопилот, а я тут вовсе не при чем!”
Второй уровень – это активный круиз и удержание в полосе. Есть в моем гольфе 2015 года :-/
То есть, японцы отстают на семь лет по оснащению на автомобили среднего ценового сегмента…
Та же мазда ставит адаптивный круиз уже с 2012. То есть немцы отстают на три года по оснащению?
Немцы в 90х активный круис ставили в машины. S класс W220 в 1998 году с активным круизом выпускали.
Если едете по нечищенной дороге в колее, то да, у вас второй уровень))) Япония впереди планеты всей. У меня на грузовике 8т 2000г в. Роботизированное КПП, которое до сих пор исправно работает и горя не знает(привет Форд Фокус 3)
Посмотрите, какие БУ машины 2010 года сейчас с Японии к нам ввозят в Владивосток. Идеальео работающие гибриды с полным приводом. И посмотрите на то, что у нас новое продают)))
Роботизированная КПП к автоматизированному вождению не имеет никакого отношения. Коробка-робот это классическая механическая коробка с классическим сцеплением, с той лишь разницей, что работой сцепления и переключением передач через сервомеханизмы управляет электронный блок, а не сам водитель.
Для водителя это как машина с автоматической коробкой, всего 2 педали. Но меньше расход (нет потерь на гидротрансформаторе) и некоторые нюансы, обусловлены конструкцией (например перегрев сцепления при медленном движении в пробке и попытки блока управления бороться с этим, например путём прерывистого смыкания-размыкания сцепления вместо проскальзывания, машину при этом начинает потряхивать больше обычного). Ну и расположение актуаторов переключения коробки там, где изначально ничего электрического не должно было быть, приводит к своеобразным дефекта, например подклинивают моторы приводов, мозги выдают ошибку “коробка неисправна”, т.к. видят превышение рабочего тока, а переключения при этом не происходит. Или проводка к этим сервомоторам подгнивает, и опять же машина сваливается в режим “неисправность КПП”.
Помнится лет десять у нас на одной федеральной трассе положили новый асфальт с такой колеей, что можно было как по рельсам ехать.
Я тогда ругался на дорожников. А, оказывается это были не дорожники, а разработчики автопилота второго уровня)))
Лошадь ещё 3000 лет назад сама везла повозку по дороге, догоняйте.
нет. второй уровень – это может быть и полное маневрирование, но с контролем со стороны человека.
Вообще-то Mitsubishi первые были, кто поставил адаптивный круиз в Diamante в 1995-м.
ну да, зато тип надежные так как ставят все что уже обкатано годами
Во времена ЖЖ я был подписан на человека, который занимался автоматизацией парковки в, кажется, Ниссане, и демо уже тогда прилично смотрелось, так что дело не в отсутствии технологии явно