Цитадель Алеппо: путеводитель

Достопримечательности Алеппо

Интересные места Алеппо

На сайте собраны достопримечательности Алеппо – фото, описание и советы путешественникам. Список составлен на основе популярных путеводителей и представлен по типу, названию и рейтингу. Здесь вы найдете ответы на вопросы: что посмотреть в Алеппо, куда сходить и где находятся популярные и интересные места Алеппо.

Христианский квартал

Христианский квартал, построенный в XVI веке и расположенный в Алеппо, берет свое начало от Старого города и простирается на север. В древние времена он был домом для христианских общин и сохранил до наших дней многочисленные церкви и прекрасные резиденции. Также квартал является отражением разнообразия культур и религий: православных, греко-православных, григорианцев и других.

Среди множества жилых помещений с заниженными фасадами заметно выделяется здание Музея народного искусства и традиций, раскрывающего ценные секреты страны.

Сегодня Христианский квартал удивляет своим очарованием, а некоторые из его старых домов были превращены в отели, бутики, торгующие западными брендами, и шикарные рестораны.

Координаты: 36.21560500,37.15928600

Цитадель в Алеппо

Цитадель – крепость в центре города Алеппо, которая возводилась в 944-967 годы.

Строительство первых укреплений проводилось основателем крепости, правителем Алеппо Саифом-аль-Долой. Во время крестовых походов крепость служила опорным пунктом как для одной, так и для другой стороны.

В самом начале XIII века крепость разрослась и превратилась в богатый город. На ее территории располагались мечети, дворцы, арсенал, склады и многие другие необходимые постройки. За пределы крепостных стен город стал развиваться только после 1516 года, когда город был захвачен Оттоманской империей.

К сожалению, крепость сильно пострадала от землетрясения в 1828 году, последствия которого пытаются устранить и в наше время.

Крепость внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Координаты: 36.19912700,37.16244900

А какие достопримечательности Алеппо вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Город-призрак Расафа

Мертвый город Расафа – одна из самых интересных достопримечательностей Сирии. Город находится на востоке страны, неподалеку от города Ракка. Добраться до города отнюдь непросто -общественного транспорта здесь нет, а потому можно доехать на машине или такси по разбитой грунтовой дороге из Аль Мансура или Пальмиры, либо по современной трассе Ракка – Алеппо.

В древности город несколько раз менял названия. Последнее название города в статусе обитаемого – Сергиополис (“город Сергия”). Такое название он получил благодаря событиям, связанных с гибелью одного из христианских святых -преподобного Сергия, который был жестоко убит в Расафе во время диоклетиановых христианских гонений.

Сегодня этот город заброшен. В XIII веке его жители переселились в город Хама по приказу султана Бейбарса.

И хотя в наши дни город почти полностью скрыт под слоем песка,он производит неизгладимое впечатление. По праву его можно назвать одним из самых величественных, таинственных и прекрасных “мертвых городов” Сирии.

Город построен из мраморовидного известняка, похожего на розовую слюду, поэтому город просто сверкает и переливается в лучах заката.

Наиболее значимые и интересные памятники Расафы: городские ворота, кафедральный собор, базилика, античные цистерны для воды, городские стены и башни.

Координаты: 35.63665100,38.75210500

В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Алеппо только по фотографиям.

Мертвые города Сержила и Аль Бара

Сержилла и Аль Бара – древние заброшенные города византийской эпохи, расположенные в Сирии в районе городов Алеппо и Маарат ан -Нуман. Добраться до мертвых городов можно исключительно на машине, потому что общественный транспорт до них не ходит, на то эти города и мертвые.

Период расцвета городов пришелся на IV век нашей эры и связан с так называемым “оливковым бумом”. Когда цена на оливковое масло резко пошла в гору, то на пригодных для выращивания продукта землях начали расти городские поселения, виллы и появляться центры переработки оливок.

Сержилла представляет собой образцовое римское поселение. Здесь имеются руины терм, таверна и христианская базилика. Рядом стоят несколько вилл и жилых домов, а также промышленные площадки, где перерабатывали сырье для оливкового масла.

Аль Бара имеет несколько отличительных особенностей от Сержиллы: Аль-Бара утопает в зелени садов, которые придают ей некую таинственность и усиливают эффект заброшенности.

Также тут можно увидеть нетрадиционные для Сирии древние византийские захоронения пирамидальной формы. Помимо гробниц в древнем городе находится подземный некрополь, 3 монастыря, 5 церквей и виллы.

Города пришли в упадок приблизительно в VII веке, вследствие захвата территории мусульманами и землетрясения в Аль Баре в XII веке.

Координаты: 35.67204500,36.58350400

Музей мозаики в Маарат ан-Нуммане

В Сирии не один музей мозаики, но музей, расположенный в городе Маарат ан-Нуман, заслуживает особого внимания. Он обладает наиболее разнообразной и богатой экспозицией по сравнению с другими. Примечательно здание, в котором он размещен – это построенный в 16 веке караван-сарай для путешественников и купцов.

Территория музейного комплекса занимает несколько гектаров. Здесь собраны римские и византийские мозаики с 6 века, привезенные из располагающихся поблизости мертвых городов, напольные, настенные, изображающие животных, мифологических героев и богов, бытовые сценки, а также редкие мозаичные иконы и орнаментальные фрагменты. Также здесь можно увидеть саркофаги и надгробия, глиняную посуду, каменные двери гробниц.

Съемка в помещениях музея категорически запрещена, фотографировать можно только те экспонаты, которые располагаются под открытым небом, причем обязательно без вспышки – по утверждению администрации музея, яркий свет неблагоприятно влияет на состояние мозаик.

Координаты: 35.64955500,36.67967700

Церковь святого Симеона

Церковь святого Симеона Столпника построил ученик Симеона – святой Даниил Столпник, который обратился к императору Льву Первому с просьбой увековечить память своего учителя.

Однако церковь была построена уже при другом императоре – Зиноне приблизительно в V веке. Здание построено в октогональной форме диаметром 30 метров с экседрами, а посреди здания располагается высокий столб, на котором подвизался святой Симеон последние 33 года из 47-ми лет нахождения на столпах. Здание перекрыто деревянным куполом в виде восьмигранной пирамиды высотой 40 метров.

В Х веке храмовый комплекс был окружен крепостными стенами с 27 башнями, которые стали началом возникновения крепости Симеона. В XII веке крепость захватили крестоносцы, а веком позже здание пришло в запустение. Многочисленные паломники всегда приходили сюда за кусочком колонны святого Симеона, которая, как считалось, помогала от болезней.

Координаты: 36.33410700,36.84415300

Археологический участок Серджилла

Мертвый город Серджилла (Серджилья) находится в 60 километрах от Алеппо, рядом с городом Маарат ан-Нуман. Кроме Серджиллы здесь разбросана целая сеть древних византийских поселений, по большей части хорошо сохранившихся. Первые дома относятся к 3-4 веку н.э., расцвет городов в этой местности приходится на 4-6 века.

Читайте также:
Можно ли военнослужащим выезжать за границу в 2022 году

Серджилла привлекает туристов и исследователей со всего мира. Здесь развернут масштабный архелогический участок, раскопки продолжаются по сей день. На относительно небольшой территории сохранились римские термы (бани), жилые виллы, церковь, выстроенная в 372 году (старейшая в этом регионе), некрополь, гробницы которого вырублены в камне, масличные прессы. Также здесь можно увидеть сторожевые башни и здание таверны. Причина, по которой город покинули жители, до сих пор неизвестна, но все постройки сохранились в почти неизменном виде – в некоторых отсутствуют только крыши и перекрытия между этажами.

В Серджилле проводятся организованные экскурсии с выездом от отеля, но можно приехать и побродить по улицам древнего города самостоятельно.

Координаты: 35.67188800,36.58328900

Рынок Аль-Мадина

Рынок Аль-Мадина, расположенный в сирийском городе Алеппо, считается самым крупным крытым рынком в мире, имеющим длинную историю. Большинство суков (крытых рынков) существуют здесь с XIV века. На рынке протяженностью 13 километров также находятся караван-сараи, предназначенные для проживания купцов и хранения товаров, многие из которых являются памятниками архитектуры.

Здесь продаются предметы роскоши из других стран и товары местного производства. Цены же значительно ниже, чем на знаменитом рынке Аль-Хамидия в Дамаске. На рынке Аль-Мадина можно купить все: от медных украшений до дорогих шелков. Лучшим сувениром из Алеппо считается натуральное оливковое мыло, которое производят местные мыловарни с 300-500-летними традициями. Найти его можно в одной из частей огромного рынка, которая называется Suq Al-Saboun.

С 1986 года в составе Старого города Алеппо рынок Аль-Мадина входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Во время минометных обстрелов в 2012 году многие части рынка сильно пострадали или были полностью уничтожены.

Координаты: 36.20018300,37.15498600

Армянская апостольская церковь Сорока мучеников

Собор Сорока мучеников, принадлежащий Армянской апостольской церкви, располагается на месте более ранней постройки (христианской часовни). Первые упоминания об этом соборе относятся к 1476 году, свой нынешний облик здание обрело в начале 17 века. Это один из многочисленных храмов Армянской апостольской церкви, расположенных в Сирии.

Собор Сорока мучеников примечателен иконами древнего и современного письма, особое место среди которых занимает «Страшный суд» (начало 18 века). Интересна конструкция собора – купола у него нет, но есть три алтаря. Интерьер храма Сорока мучеников отвечает традициям армянских церквей – строг, даже аскетичен, не отличается пышностью. Храм подвергался многочисленным перестройкам, долгое время он являлся духовным центром армянской диаспоры в Сирии. Вокруг него вырос даже целый армянский квартал, до недавнего времени оживленный и процветающий. Сейчас в связи с напряженной политической обстановкой многие жители его покинули. В настоящее время собор Сорока мучеников – одна из старейших церквей в Алеппо, здесь располагается музей.

Координаты: 36.20593600,37.15572300

Великая мечеть в Алеппо

Великая мечеть в городе Алеппо или Мечеть Омейадов была построена в 715 году. Здесь, по легенде, расположена могила отца Иоанна Крестителя Захария.

Великая мечеть – самая старая и крупная мечеть в Алеппо.

Особенно примечателен 45-метровый минарет, который был отреставрирован во времена Абул Хасана Мухаммада в 1090 году. К сожалению, за свою историю мечеть подверглась разрушению после пожара, что позволило султану Нур эд-Дину Зенгиду в 1169 году восстановить и несколько расширить ее площадь.

Минарет украшен резными надписями и орнаментом. Двор знаменит черно-белой каменной мостовой, которая образует различные геометрические фигуры.

Координаты: 36.19959400,37.15689500

Самые популярные достопримечательности в Алеппо с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Алеппо на нашем сайте.

Цитадель Алеппо (Халеб) — одна из старейших и крупнейших в мире — стоит на холме над центром одноименного города на севере Сирии. Крепость внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Старого города в Халебе» в 1986 г. Кажущиеся неприступными стены древнего крепостного сооружения повидали немало захватчиков за долгие века. Пытались им овладеть и крестоносцы, да вынуждены были отступить. Нелегко штурмовать крепость, если сначала еще нужно вскарабкаться по скользкой каменной поверхности холма, с которым крепость слилась как единое целое. Но даже если и добраться, то внутри крепости и холма нападавших поджидало множество ловушек — ведь за мощными стенами находится то, что древний арабский историк назвал «шкатулкой сюрпризов»: каменный лабиринт с узкими коридорами, потайными ходами и разветвленной сетью подземных тоннелей.

Крепость Алеппо, история цитадели

Нынешнее название города Халеб восходит к временам библейским. Исследователи библейских текстов утверждают, что пророк Авраам, покинув отчий дом по повелению Господа, в своих блужданиях оказался в этой крепости вместе с семейством и скотом. Авраам доил корову и предлагал молоко таким же путникам, как он. Тогдашнее название города и крепости затерялось во времени, но якобы подходя к крепости, где остановился пророк, путники спрашивали друг друга: «Халаб Ибрахим?» («Доил Авраам?»). Название города «Халеб» прижилось и прошло сквозь века.

Историки спорят о том, сколько владельцев сменила крепость Халеб, пока не превратилась в громадный музей, в котором каждый камень — экспонат, напоминающий о прежних хозяевах. После того как археологи обнаружили на территории крепости построенный в III тыс. до н. э. храм Хадада — бога грома у древних западносемитских народов, подтвердились предположения относительно возраста самых ранних построек крепости в нынешнем Халебе. В те времена этот город был столицей Ямхада — древнего аморейского царства на территории Сирии.

После падения государства хеттов в Халебе в VIII-IV вв. наступило владычество ассирийцев, за ними пришли вавилоняне, которых, в свою очередь, изгнали отсюда персы, правившие в 539-333 гг. до н. э. Сменялись правители, но крепость стояла, и каждый новый правитель стремился поддерживать ее в хорошем состоянии, чтобы оборонять захваченный город, стоявший на стратегически важном месте — на пересечении торговых путей между Средиземным морем и рекой Евфрат.

В IV в. до н. э. Александр Великий изгнал отсюда персов и захватил Халеб. После кончины великого воина город вместе с крепостью достался одному из наследников его побед Селевку I Никатору. При нем крепость начинает постепенно приобретать тот вид, в котором она сохранилась до наших дней. На отдельных участках под крепостью заметно двухметровой толщины основание эллинских времен.

Читайте также:
Цены на продукты в магазинах и супермаркетах США в 2022 году: стоимость фруктов, мяса и другой еды

Крепость и город оставались во владении Селевкидов до 64 г. до н. э., когда римляне отобрали у них и то и другое. Несколько веков крепость служила римлянам, но о том длительном периоде уже ничто не напоминает. Причина в том, что последующие хозяева крепости использовали римские постройки для укрепления крепости и сооружения домов в городе.

После раздела Римской империи в IV в. Халеб оказался под властью ее восточной части — Византии, а в крепости византийцы построили два храма. Крепость была все такой же на диво крепкой, и в VII в. жители Халеба нашли надежное укрытие в ней, когда город осадили войска сасанидского шахиншаха Хосрова II Парвиза.

В 636 г. Халеб захватили мусульмане. Судя по заметкам арабских путешественников, захватчикам пришлось затратить немало усилий на восстановление крепости после сильнейшего землетрясения, чтобы сохранить ее как оборонительный пункт на границе Омейядского и Аббасидского халифатов.

В 944 г. город захватил Сейф-аль-Даула (916-967 гг.) — самый известный представитель Хамданидской шиитской арабской династии и основатель эмирата Алеппо. Новый эмир очень заботился о собственной безопасности, укреплял, перестраивал и достраивал крепость тринадцать лет. После него крепость захватили мирдасиды, переделавшие византийские храмы в мечети.

При дамасском эмире Hyp ад-Дине Махмуде (1116-1174 гг.) защитники крепости Халеб успешно защищали город от крестоносцев, дважды (в 1098 и 1124 гг.) и безуспешно осаждавших его. Во времена крестовых походов, мусульмане содержали в крепости Халеб несколько известных руководителей христианской армии. Среди них были последний правитель графства Эдесского (первого христианского государства, основанного крестоносцами во время Первого крестового похода) граф Жослен де Куртене (1113-1159 гг.), здесь же и скончавшийся; граф Эдессы Балдуин II Иерусалимский (1058-1131 гг.), просидевший тут четыре года; Раймунд III, граф Триполи (1140-1187 гг.), и князь Антиохии Рено де Шатийон (1124-1187 гг.), последним освобожденный из заточения за выкуп в 120 000 динаров, внесенный королем Иерусалима Балдуином IV.

Во время правления султана аль-Захириаль-Гхази (1172-1216 гг.) крепость была почти полностью перестроена. Теперь она выполняла функции резиденции султана (появились дворец и бани), религиозного центра (с мечетями и святилищами), военного (с арсеналом и башнями) и хозяйственного объекта (с водными резервуарами и складами). Примерно в таком виде крепость и сохранилась до наших дней.

Сутан аль-Захири аль-Гхази повелел построить в крепости Дворец Славы. По странному, так и не объясненному стечению обстоятельств дворец полностью сгорел в первую брачную ночь султана, но был восстановлен позднее. В XIII в., при Айюбидах, архитектура крепости и дворца стала образцом гармонии и пропорциональности, свойственными постройкам той эпохи.

В 1259 и 1300 гг. осаждавшие Халеб монголы частично разрушили стены и постройки в крепости. В 1400 г. ее штурмовали воины Тимура, который сумел сломить сопротивление защитников крепости, заполнив ров телами своих погибших воинов. В XV в. она была захвачена мамлюками. В 1516 г. Халеб отбила у них Османская империя, и с тех пор крепость утратила оборонительное значение.

В 1822 г. сильнейшее землетрясение разрушило Халеб и некоторые постройки в крепости. До этого в цитадели жили горожане, но после землетрясения они покинули крепость и в ней остались только солдаты гарнизона. Камни разрушенных построек были использованы для строительства новых казарм. В 1920-1945 гг., когда Халеб и вся Сирия находились под управлением (мандатом) Франции и в крепости размещались солдаты, французские археологи вели раскопки на территории всей крепости и занимались реставрационными работами.

В 2000 г. Фонд программ поддержки культурно-исторических городов Ага Хана объявил о начале большого проекта реставрации крепости Халеб. Проект включает реставрацию стен и арок моста, а также раскопки на территории крепости. Осуществление проекта прервала гражданская война в Сирии.

Крепость Халеб, архитектура и достопримечательности

Древние строители, о которых пока ничего неизвестно, выбрали для крепости единственное возвышенное место в городе так, чтобы она доминировала над окружающей территорией, а холм служил бы дополнительной линией обороны.

В прежние времена весь холм был покрыт плитами известняка. Точно не установлено, когда впервые это было сделано, а впоследствии этим занимались разные правители города, в том числе султан аль-Гхази в XIII в. От этой облицовки сохранилось немного, но и это дает представление о том, сколь нелегко было штурмовать крепость, скользя по склону на отшлифованных до блеска камнях, да еще залитых оливковым маслом. Холм окружен глубоким рвом, отрытым еще в правление эмира Hyp ад-Дина Махмуда, посчитавшего, что это будет нелишним, так как его предшественники не раз осаждали и захватывали крепость.

В крепость можно попасть только через башню-ворота (построенную мамлюками так же, как и бастионы с северной и западной стороны) по переброшенному через ров восьмиарочному мосту. Пройдя по мосту, оказываешься перед главным входом, в виде еще более массивной квадратной башни, где находятся Врата Змей и Врата Двух Львов. И ворота, и мост были построены еще при султане аль-Гхази, также углубившим ров и соединившим его с каналами, по которым в ров поступала вода.

Но, даже захватив мост и пробившись к главному входу, осаждавшие крепость оказывались в ловушке: чтобы пробиться во внутренний двор крепости, придется сделать пять-шесть поворотов в узком темном каменном лабиринте. К тому же над проходами в лабиринте располагаются навесные бойницы-машикули, откуда защитники крепости лили на головы нападавшим кипящее масло.

И даже оказавшись во дворе, нападавшие тут же были бы атакованы защитниками, укрывавшимися в потайных ходах. На случай долгой осады были отрыты колодцы, некоторые, как полагают археологи, глубиной до 125 м. Самый глубокий из пока обнаруженных колодцев — квадратная в сечении шахта глубиной 60 м, вниз которой ведут 225 ступеней. В стенах шахты — входы в тоннели, соединявшие крепость с городом..

Внутри, через всю крепость тянется узкий проход-улица. Ранее вдоль нее находились различные постройки, от которых почти ничего не сохранилось. Подземные помещения в византийское время использовались для хранения воды. И во все времена, при всех правителях под землей располагалась тюрьма.

Изначально в цитадели было две мечети. Малая, она же — мечеть Ибрагима, стоит на месте церкви, та, в свою очередь, на месте камня, о котором легенды рассказывают, что на нем отдыхал Ибрагим (Авраам) после работы. От Большой мечети XIII в., разрушенной пожаром в 1240 г., сохранились каменный михраб и несколько помещений.

Читайте также:
Бизнес в Чехии: варианты, перспективы, риски

В верхнем ярусе надвратной башни под девятью куполами хорошо сохранился Тронный зал мамлюкских султанов, где они устраивали грандиозные приемы.

Римский амфитеатр — уменьшенная копия таких же, разбросанных по всему Средиземноморью — был полностью восстановлен в 1980-х гг., в мирное время в нем устраивали концерты.

Во время боев в Халебе в период гражданской войны в Сирии главный вход в крепость был поврежден при артиллерийской стрельбе. Все стороны конфликта стремились овладеть крепостью — стратегической высотой, откуда можно было обстреливать весь город с окрестностями. Древние бойницы для лучников использовали снайперы. При попытке подрыва стены динамитом была повреждена одна из стен крепости.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Что сейчас у вас ассоциируется с названием сирийского города Алеппо ? То, что это экономический центр Сирии (был . ) или то что там идут ожесточенные бои и каждый день с различных кварталов выбивают боевиков ? А ведь это древний город со своей удивительной историей и уникальными памятниками. Об одном из них мы и поговорим.

Алеппо (арабск. [халаб]) — город и провинция с таким на названием на севере Сирии. Население города составляет порядка 2 млн. человек. Алеппо — второй по величине город Сирии после Дамаска. Он один из самых старых городов, известный в античное время как Хальпе (Khalpe), для греков он был Бероэ (Beroea), а для турков как Халеп (Halep). Город занимал стратегически важное место на пересечении торговых путей между морем и р. Евфрат. Название «Халаб» означает — «дал молока» и происходит от древней легенды, которая гласит, что на месте города жил Авраам и давал всем проходящим мимо путникам напиться молока.

Цитадель Алеппо расположена в центре города. Основатель крепости Саиф-аль-Дола (Sayf al-Dawla). Наиболее значимую роль крепость имела во времена Крестовых походов, являясь опорным пунктом попеременно то одной, то другой стороны. Строительство же крепости заняло 13 лет и велось с 944 по 967 гг. н. э.

Саиф аль-Дола, первый правитель Алеппо династии Хамданидов, построил крепость в качестве военного центра региона. Нуредин (Nur ad-Din) (1147–1174) укрепил цитадель и добавил несколько строений (в т. ч. Малую Мечеть).

Во время правления султана аль-Захири аль-Гхази (al-Zagir al-Ghazi) (1186–1216), сына Салах эль-Дина (Salah el-Din), известного в Европе как Саладин, цитадель была почти полностью перестроена и укреплена. В том числе были добавлены несколько новых зданий. Все вместе они составили Цитадель Алеппо в том виде, в котором он дошла до наших дней.

Вообще это место было заселено по крайней мере с VIII тысячелетия до н.э. Алеппо упоминается в хеттских архивах, архивах Мари на Евфрате и в центральной Анатолии. Королевство аморитов Ямхад, с центром в Halab (Алеппо), управляло многими из городов северной Сирии в начале тысячелетия, но после 1800 г. до н.э. оно начало подвергаться давлениям с востока от Митанни и в конечном счете – полное господство хеттов, родиной которых была центральная Анатолия.

Алеппо и Северная Сирия соревновались с севером (Турция) и востоком (Месопотамия). К XV столетию до н.э, однако, эти два мира столкнулись непосредственно с недолгим египетским предложением расширить их прямое управление на север. После вторжений со стороны «народов моря», приблизительно, в 1200 г., хеттская власть восстановила серию небольших нео хеттских государств ( Ain Dara – Tel Halaf ), один из которых был сосредоточен в Алеппо.

Ассирийцы стали следующей иностранной державой, стремящейся проявить их господство ( VIII – IV столетия до н.э.), сопровождаемое нео-вавилонянами, затем персы ( 539 – 333 гг.), чье превосходство длилось пока Александр не очистил путь династии Селевкидов, чтобы установить их власть в этих местах. Контроль Селевкидов привел к изменению роли Алеппо. Город вырос из деревни, сосредоточенной на насыпи около изгиба реки Quweiq , в настоящий городской центр на востоке, основанный на холме, который, как будто, специально был создан для цитадели самой природой.

Македонцы назвали его Beroia . Он был выложен согласно образцу сетки-плана Hippodamian (Apamea – Cyrrhus).

Римляне взяли под свой контроль Сирию в 64 г. до н.э. Римский контроль продлился почти 600 лет (включая византийское управление из Константинополя ) и принес беспрецедентное процветание. Этот район стал более населенным и чрезвычайно развитым с точки зрения сельского хозяйства. Была установлена сеть дорог, горный массив известняка на западе стал центром главной живой промышленности экспорта нефти, и Beroia была одним из основных мест для защиты имперской границы на восток и северо-восток.

Алеппо сдался арабской армии без сопротивления в 637 г. Он уже играл вторичную роль по отношению к Дамаску ( при Омейядах ) и Багдаду ( при Аббасидах ). Позже это место стало центром Хамданидов ( 944 – 1003 гг.). После, Алеппо был завоеван турками Сельджуками в 1070 г. Крестоносцы, после захвата Антиохии в 1098 г., взяли большую часть окрестностей Алеппо, отрезая его доступ к побережью.

Ибн Хашаб, религиозный лидер или кади ( судья ), сплотил мусульман и предложил присоединиться к силам Сельджука из Мосула ( северный Ирак ). Их первый успех был в сражении при Сармаде в 1119 г. (более известное как “кровавое поле” в хрониках Крестоносцев). Зенги – сельджукский военачальник из Мосула, обладал смыслом миссии и посвящения, в котором в последние десятилетия испытало недостаток большинство его предшественников. Он создал в Алеппо центр сопротивления Крестоносцам. Реализация политики Зенги (1128 – 1170 гг.) продолжалась при его сыне Нур аль Дине.

После смерти Зенги, Салах ад-Дин постепенно начал расширять свою базу в Египте, стремясь объединить большинство мусульманских земель. ( Египет и Ирак ). Аль-Захер Гази ( сын Салах ад-Дина ) был одним из наибооее прославленных правителей Алеппо в период правления династии Айюбидов ( 1176 – 1260 гг.). Вклад Гази в построении стены и укреплении Цитадели все еще очевиден. Постоянный труд и индивидуальность Гази сделали Алеппо одним из трех главных городов исламского мира. Его новая международная торговая роль была признана рядом соглашений с Венецией ( 1207 – 1254 гг.), в результате которых в Алеппо была установлена фабрика, обеспечивающая прямой доступ к мусульманскому рынку, минуя порты Крестоносцев.

Слабость Северной Сирии, включая Алеппо, после монгольских вторжений в 1260 г. дала возможность Мамлюкам захватить контроль в Сирии. Их управление продлилось в период с 1260 г. по 1516 г. В 1516 г . Алеппо был захвачен Оттоманской империей , именно тогда Оттоманские силы выгнали Мамлюков из Сирии. Следовательно, Алеппо стал местом турецкого правителя ( вали ). Алеппо стал принципиальным местом Леванта.

Читайте также:
Фотографии плато Фута-Джаллон

Население Алеппо, которые было, прмерно, 120 000 в начале XVIII столетия, уменьшилось и концу столетия было менее 100 000 и 90 000 в Дамаске. Вероятно, число населения было больше в два раза двумя столетиями ранее. Число населения отразило важность Алеппо среди главных городов на Ближнем Востоке под Оттоманским господством. Оттоманское правление продлилось, пока Союзные войска не заняли Сирию в конце Первой мировой войны.

Огромное пространство голого камня, основание которго возвышается над городом на 50 метров, облицовано большими блестящими блоками из известняка – это Цитадель Алеппо. Ранее была окружена рвом и водой. Она словно парит над городом.

Холм, на котором распологаетя Цитадель, как предполагается, относится к XVI столетию до н.э., к периоду аморитов.Однако предметы, которые были там найдены, свидетельствуют, что холм существовал и в X столетии до н.э., в этот период неохетты возводили храм на этом месте, позже, согласно преданиям, на этом холме останавливался Авраам. В период правления Селевкидов, место стало Цитаделью ( IV – I тысячелетия до н.э.) В период господства династии Айюбидов в Сирии сын Сала х ад-Дина , Гази, использовал его и в качестве места жительства и в качестве крепости . Крепость пострадал а от монгольских вторжений в 1269 и 1400 гг .

Стратегическое значение крепости в борьбе против Византии продолжалось в период Крестоносцев, когда она стала неприступной основой мусульманской власти в северной Сирии. Можно легко заметить как ее меняли и дополняли в целях более лучшего функционирования. Стратегия защиты состояла в том, чтобы сделать план крепости более сложным для нападавших.

Существующая структура и проект цитадели Алеппо – работа Гази ( XII столетие нашей эры). Единственный вход в Цитадель через внешнюю башню на юге. Вход защищал каменный выгнутый мост, который покрывал 22 м ров. Великолепные ворота – почти замок сам по себе. Дверь помещена в боковую стену с близлежащей стеной, стоящей перед ней, чтобы ограничить пространство.Двери помещены в узком коридоре, который, в свою очередь, меняет свое направление несколько раз. В коридоре царит темнота, а в потолке проделаны отверстия, через которое защитники цитадели могли лить кипящий вар. Все это должно было служить преградами для нападавших.


1816 год

В первом десятилетии XIII века цитадель превратилась в богатейший город. Внутри были расположены дворцы и бани, мечети и усыпальницы, арсенал и площади для тренировки солдат, цистерны с водой и амбары для хранения зерна.

Наиболее значительное дополнение аль-Гхази — Великая Мечеть, построенная в 1214. Она расположена в самой высокой точке Цитадели и вместе с минаретом (высотой 21 метр) существено увеличила дальность обзора для защитников крепости, став одновременно как военным так религиозным центром крепости.

В 1213 г. аль-Гхази перестроил вход в крепость. Через ров был построен огромный мост, состоящий из восьми арок. Снизу он упирается в ворота с двумя башнями, что-то вроде европейского барбакана. Сверху мост упирается во Врата Змей и Врата Двух Львов.

В 1259 г. Алеппо подвергся нападению в монголов, которые сильно повредили стены и здания цитадели. В 1300 они вернулись вновь, а в 1400 Тамерлан сумел сломить сопротивление защитников крепости заполнив ров телами своих погибших воинов.

В 1415 г. мамлюкский губернатор Алеппо, принц Саиф аль-Джакам (Sayf al-Jakam) получил разрешение восстановить крепость после монгольского нашествия

в 1410. Наиболее значительным дополнением стал мамлюкский дворец, который по высоте превосходит башни при входе в цитадель.

В 1516 г. Алеппо был захвачен Оттоманской империей. Впоследствии военная роль цитадели постепенно стала уменьшаться и город стал расширяться за пределы крепостных стен.

Хотя на своем веку крепости довелось повидать многое, наибольшие разрушения ей принесло землетрясение 1828 г. Повреждения были столь значительны, что восстановительные работы ведутся и по сей день.

В время крестовых походов Рено Шатийонский (фр. Renaud de Chatillon) провел 16 лет в подземельях Алеппо как заключенный.

В 1970-хх? гг. был полностью отреставрирован тронный зал цитадели. Амфитеатр полностью перестроен в 80х г. XX века. Были добавлены новые каменные сиденья и современная звуковая и светоаппаратура для возможности проведения фестивалей и концертов.

В 1986 г. Цитадель Алеппо была занесена в список объектов Всемирного Культурного Наследия как «Древний город Алеппо» (англ.«Ancient City of Aleppo»).

В 2000 г. Фонд программ поддержки культурно-исторических городов Ага Хан (Aga Khan Trust for Culture`s Historic Cities Support Programm) инициировал глобальный проект реставрации цитадели Алеппо. Проект включает в себя реставрацию и сохранение стен цитадели, замену недостающих камней в стенах и арках, а также раскопки на территории цитадели.

Внутри цитадели расположены две мечети – Малая Мечеть и Великая Мечеть аль-Гази. Большая Мечеть имеет несколько структур, которые видны снаружи наверху насыпи, она была выкопана и восстановлена. Одна Мечеть – Мечеть Авраама (по преданию, на этом месте жил Авраам. Он выращивал коров и молоко, полученное от них, раздавал бедным). Она приписывается Нур аль Дину благодаря надписи датированной 1167 г. Большая Мечеть Цитадели, была восстановлена Гази в 1214 г. Эта вторая мечеть отличается своей красотой и величием. Снаружи отделена каменным двором, в котором три вечнозеленых растения, находящиеся в центре. Также особенностью цитадели было и то, что в период Айюбидов она была одновременно дворцом и местом жительства правителей. Этот дворец включает комнаты отдыха и хамам. Также в Цитадели есть амфитеатр, который был полностью перестроен в 80х г. XX века. Были добавлены новые каменные сиденья и современная звуковая и светоаппаратура для возможности проведения фестивалей и концертов .

ругой достопримечательностью Старого города, которую необходимо посетить, являются старинные торговые районы Алеппо – Джейда и Тайба со средневековыми домами, где жизнь кипит и по сей день. Здесь вы увидите множество караван-сараев и рынков. Помимо этого, в Старом городе интересны мечеть аль-Джами аль-Кабир 1090 года и мечеть Джами-Кыкан 13 века, в которой был найден каменный блок с хеттскими письменами. Археологический музей Алеппо содержит уникальные экспонаты, найденные в ходе раскопок древних городов, таких, как Эбла и Мари, а Музей Популярного Искусства и Традиций содержит обширную этнографическую коллекцию.

Читайте также:
Какие языки распространены в Латвии в 2022 году

В 50 км юго-западнее Алеппо находятся руины древнего города-государства Эбла, которое процветало здесь в 3 тысячелетии до н.э. Археологами были раскопаны остатки царского дворца, несколько храмов и ворот. Но самой главной находкой стала царская библиотека, где хранилось более 17 тысяч глиняных табличек и их фрагментов c клинописью на эблаитском и шумерском языках, среди которых – самый древний в мире словарь.

В окрестностях Алеппо интересны остатки базилики Симеона-Столпника (Калат-Самаан). Она была построена в 60 км западнее Алеппо в 490 году при императоре Зеноне в память о первом христианском столпнике Симеоне. Она стала одной из самых больших базилик античного периода. Проект был оригинален: центром собор являлся столп, где 40 лет молился Симеон. До сегодняшнего дня сохранился лишь небольшой обломок столпа и его основание. В 10 веке вокруг неё были построены фортификационные сооружения, вместе с базиликой их назвали крепостью Симеона-Столпника.

Алеппо

Алеппо (حلب‎) является крупнейшим городом Сирии, его население составляет около 2,1 миллиона жителей.

Общие сведения

Так как это мусульманская страна, люди молятся в мечетях пять раз в день, начиная рано утром. Многие находят эти молитвы очень красивыми.

Алеппо – достаточно консервативный город. Лучше всего не привлекать внимание своей одеждой, это поможет избежать неприятностей. Мужчинам следует носить рубашки и брюки, а женщинам не стоит надевать слишком откровенную одежду. Если вы следуете этому простому правилу – у вас не будет никаких проблем. Хиджабы не нужны, если только вы не хотите войти в мечеть, но даже в этом случае вы можете бесплатно воспользоваться серой мантией.

У аборигенов нет предвзятого отношения к американцам или любым другим представителям западных стран (однако, как правило, американцы подвергаются дополнительной проверке со стороны властей, в отличие от представителей других национальностей). Однако вы можете попасть в беду, если начнете открыто критиковать сирийское правительство или президента. Лучше всего избегать разговоров о политике, чтобы не было проблем.

Если вы вовлечены в политические дискуссии с сирийцами, знайте, что вашим оппонентам может быть устроен серьезный допрос, организованный тайной полицией. Это произойдет, если ваш разговор будет подслушан. Как правило, всегда нужно предполагать, что за вами следит штатская полиция (мухабарат). Вы заметите очень мало полицейских в форме, потому что полиция имеет широкую сеть информаторов.

В этой стране пятница является святой, поэтому большинство магазинов и исторических центров закрыты в этот день. Нужно планировать свой отдых с учетом этой национальной особенности.

В Сирии время приема пищи совпадает с некоторыми европейскими странами. Обедают сирийцы с 13.00 до 15.00, ужинают около 20.00. В середине дня в Сирии наступает сиеста, примерно с 15.00 до 18.00, вследствие этого ночная жизнь там очень активная. Вы можете вернуться на площади и базары, которые вы посещали днем. В 22.00 там будет также шумно и людно, как и в течение дня. Там вы сможете купить различные лакомства и напитки. Это похоже на уличную ярмарку, которая проводится каждую ночь.

Алеппо – очень красивый исторический город. Каждый, кто собирается отправиться на Ближний Восток, должен посетить этот город.

Примечание. В 2014 году Алеппо находился под осадой и являлся основным центром Гражданской войны в Сирии. Часть города контролируется режимом Асада, который обвиняется в нарушении прав человека и военных преступлениях против гражданского населения. Другая часть города в значительной степени контролируется “Исламским фронтом”, исламистской группировкой Аль-Каида, основанной Катаром и Саудовской Аравией. Большая часть коренного населения бежала из города. Если вы не репортер, в нынешнее время вам не надо посещать этот город.

Как добраться

Алеппо находится неподалеку от границы пересечения с Турцией. Чтобы попасть в Сирию, вам понадобится виза, поэтому вам следует все согласовать с турагентством или консульством.

На границе большинство иностранцев могут получить двухнедельную визу транзита за 20 – 30 минут.

Виза транзита стоит 16 долларов США, оплата может быть осуществлена в долларах США или сирийских шиллингах. У каждого пограничного поста есть филиал Центрального банка Сирии, в котором есть возможность обменять валюту. Однако у вас не будет возможности воспользоваться кредитными или дебетовыми картами.

Помните о том, что налог на выезд составляет 500 сирийских фунтов.

Хорошо развита транспортная система между Алеппо и турецкими городами к северу от границы. Ежедневно ходят как минимум два автобуса/миниавтобуса от Антиоч (3 часа) стоимостью около 250 сирийских фунтов (автобусный сервис) или 350 сирийских фунтов (мини-автобус). С другой стороны, от Газиантепа дважды в день ходят поезда в Алеппо (5 часов, отправка из Газиантепа в 20.30, прибытие через 5 часов в Алеппо примерно в 01.29). Стоимость составит около 12.75 евро. Также от Мерсина, расположенного на турецком средиземноморском побережье, еженедельно ходят поезда и заходят в Адану. Поезда отходят из Мерсина в 11.00 в пятницу и приходят в Адану около полуночи. Поезда приезжают в Алеппо в 8.10 следующим утром, стоит поездка 14/13 евро из Мерсина/Адабы соответственно.

Опасная экскурсия: древний Алеппо, который мы потеряли

13 февраля 2016 8:00

Парадоксы культурного наследия

Знающие люди говорят, что в мире остался единственный восточный город с аутентичной древней застройкой — это Старый город Дамаска. Сначала был уничтожен Старый Багдад, а потом пришла очередь древнего сирийского Алеппо. Как в насмешку в 1986 году ЮНЕСКО внесла Старый Алеппо с его домами, построенными в 14-16 веках, в список объектов Всемирного наследия. Одни западные организации помогали сирийскому правительству бережно вписать древние кварталы в современный мегаполис, другие помогали тем, кто устроил в этом музее под открытым небом кровавую современную войну с артиллерией.

Слух о том, что «руси» едут смотреть Старый город летел впереди нас со скоростью электромагнитных волн, от поста к посту, от рации к рации. Согласно довоенному путеводителю, который мы раздобыли в гостинице, первую остановку делаем возле площади Баб Аль-Фарадж, возле башни с часами, построенной австрийским архитектором в конце 19 века. И дома вокруг в прелестном «колониальном стиле», серьезно попорченном осколками. На некоторых балконах плещутся куски пластика с маркировкой ООН. У них двойное назначение. Снайпер не видит свет в квартирах, а посторонние не могут глазеть на благочестивых женщин, которые тут проживают. От площади лучами во все стороны расходятся улицы. Они просматриваются до горизонта, вот только стоять на них не рекомендуется, лучше жаться к стенкам.

Читайте также:
Виза в Швейцарию для россиян: документы, анкета, образец заполнения

– Давно крайний раз обстреливали?

– Давно, – отвечает он без бравады и рисовки. – Уже два дня нас из минометов не обстреливали.

Башня с часами оказалась открытой — невиданное дело. Мы пролезаем в низенькую дверку и спотыкаемся о штабель стреляных, но не сработавших минометных мин калибра 120 мм. Мины самодельные и часто не взрываются. Одни покрашены веселенькой голубой заборной краской, другие — огненно-ржавые. Любой снаряд, прошедший канал ствола, потенциально опасная вещь, которую по военным «Наставлениям» рекомендуется уничтожать на месте подрывом накладного заряда. Но в Алеппо сейчас и без этих мин саперам хватает занятий.

Мы лезем по узкой винтовой лестнице наверх, инстинктивно ожидая криков – «Запрещено!» или «Купите билеты»! Но вместо этого к нам, увлеченно снимающим панорамы разбитых кварталов, добирается все тот же немолодой ополченец. Буквально оттаскивает нас от оконных проемов, вталкивает в узкие глухие ниши и объясняет свое поведение очень понятными жестами: два пальца себе в глаза, потом этими пальцами – в окно без стекол. Сгибает палец указательный и говорит: «Бах!». Верх башни и оконные рамы все исклеваны пулями, а цветные стекла хрустят у нас под ногами.

Русский след

Первые, относительно свежие кварталы Старого города плотно изрисованы сирийской государственной символикой. Причин несколько. Во-первых, так демонстрируется верность Сирии. Во-вторых, во время боев в этих диких лабиринтах, разрушающих своими хитросплетениями все представления о школьной геометрии, проще ориентироваться. Сразу видно, пересек ты линию фронта или нет. Нам не советуют двигаться дальше самостоятельно. Ждем проводника. Фотографируем вывески на русском языке — их здесь очень много: «Нижнее белье», «Обувная мастерская». В здании без крыши, застыл искалеченный осколками Пегас, из-под рухнувшей штукатурки вылезли совершенно античные арки, высокие и воздушные, облицованные желтоватым полированным мрамором. Древние арки устояли, а относительно-современная крыша и перекрытия — нет.

Возле Пегаса валяется вывернутый наизнанку газовый баллон с приваренным к нему хвостовиком. Любимый боеприпас боевиков, обладающий страшной разрушительной силой и почти отрицательной точностью. Такие баллоны запускают с изношенных танковых стволов или самодельных станков — просто, в сторону противника. Впрочем, для людей, устроивших войну в музее, все это не имеет никакого значения, более того, экспонаты по их мировоззрению должны быть уничтожены — это все запретное язычество.

Нашим проводником внезапно оказывается девушка-ополченец. Зовут ее Роза, фамилия Асад, сама родом из Латакии и воюет здесь уже три года. По специальности Роза — сапер, при этом здешние лабиринты она знает наизусть. Солдаты с блока, на котором мы коротали время, говорят Розе совершенно серьезно, без улыбочек:

– Роза, это руси, они наши братья! Сбереги их!

И Роза во время этой экскурсии, прилежно показывает нам, где нужно пробираться по стеночкам, а где перебегать пригнувшись. Где до боевиков 30 метров, а где десять.

На секунды застываем в створе некогда красивейшей площади Алеппо – «Площади семи фонтанов». И ныряем за противоснайперские щиты и полотнища. Из-под ног разбегаются совершенно одичавшие породистые коты. Волнами накатывают запахи городской войны. Вековая штукатурка отбитая пулями, пахнет пыльными, заброшенными библиотеками и неопрятными старухами. Тянет военными городскими кострами из ДСП, пластиковых плинтусов и пустых бутылок. Но главные тона в этом составном аромате — бездымный порох и человеческие экскременты.

Город, которого нет

Роза ныряет в неприметную улочку, в которой молодой ишак не разойдется с изможденным дервишем. Мы оказываемся в бесконечных торговых рядах старинных восточных базаров. Лавки либо выгорели дотла, либо разграблены подчистую. Валяющиеся в куче манекены напоминают трупохранилище после масштабной катастрофы. Некоторые манекены одеты, и от зрелища начинает мутить, трупный запах почти осязаем. Рынок выгорел полностью, остались только стены и сажа толщиной с палец. В одном из коридоров Алеппо-Сук, Алеппского базара, Роза подводит нас к зарешеченному окошку. За ним — гробница, покрытая зелеными коврами, расшитыми золотом. В мраморном саркофаге покоятся останки мусульманского праведника, нам перевели его имя или прозвище, как «Горящий угол». Совпадение исполнено мистицизма. Роза тихо говорит нам:

Здесь все пылало неделю. Галерея простреливалась, боевики по ней рвались в город. Мешки с песком на позиции, где стоял пулемет, плавились от жара и песок высыпался. А на могиле ни пятнышка сажи, ничего не сгорело, хотя тут искры летели, как трассирующие пули.

Вслед за Розой мы выходим из этого тоннеля на свет, к Цитадели. Это сердце города, оно начало биться в 10 веке. И только потом, в 14 веке, у стен крепости появился Старый город. Мы сидим за стеной баррикады из песка, камней, холодильников и стульев в стиле «барокко» и разглядываем крепость. Судя по бликующему стеклу прицела или бинокля, Цитадель рассматривает нас. В крепости до сих пор держится гарнизон из солдат и ополченцев. Снабжают их по системе древних и новых подземных ходов. Один из них начинается прямо у наших ног. А вокруг, насколько хватает глаз — бесконечные поля из бетонных и каменных холмов. По словам Розы, Цитадель спасла город:

Если бы крепость не удержали, Алеппо пришлось бы оставить. Из Цитадели можно простреливать все основные улицы, она на господствующей высоте. Но крепость выстояла, и теперь уже вряд ли ее удастся захватить. Все изменилось.

И тишина, которая стояла вокруг уже третий час, была самым главным подтверждением слов нашего экскурсовода в форме. Ни сил, ни средств для наступления, у боевиков уже нет — пути снабжения отрезаны. Все ждут конца. Причем — счастливого.

Узкими старинными улочками возвращаемся обратно. Разрушенные мечети, разорванные в клочья древние фасады, беспомощно свисающие резные балконы. В Старом городе, пережившем за много веков с десяток войн, не осталось практически ни одного целого строения. И любопытная деталь, говорящая о многом — на каждом блок-посту, солдаты пытались навести порядок среди этого безнадежного хаоса.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ: Алеппо: город который мы потеряли

Опасная экскурсия: древний Алеппо, который мы потеряли

Военкоры «КП» осмотрели достопримечательности Старого города. Или то, что от них осталось

РЕПОРТАЖИ АВТОРОВ ИЗ СИРИИ

Прифронтовое посольство

Гражданская война практически не имеет линии фронта. Она может начаться везде и в любой момент. Ровно три года назад российское посольство в Дамаске достаточно благополучно пережило один из крупнейших терактов времен сирийской смуты. На оживленной трассе, проходящей вдоль посольства, взорвался автомобиль начиненный взрывчаткой — почти полтонны (подробности)

Читайте также:
Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о безвизовых поездках по дипломатическим, служебным и специальным паспортам

Сирийская армия начала наступление к южным границам

Белый джип Красного полумесяца резко тормозит у приемного покоя центрального госпиталя Дераа. Когда-то это был очень красивый и не бедный городок на юге Сирии. Медики подбегают к распахнутым задним дверцам и вытаскивают окровавленного бойца. Бережно кладут на каталку и увозят внутрь (подробности)

Старший лейтенант сирийской армии: Помириться будет сложно

– Дерайа! Слушай меня! Слушай! Здесь еще остались мужчины? Или только женщины? Дерайа!

Мужчина, укутанный в черный балахон, выкрикивает эти слова в пустоту улиц мертвого города. Мы сидим в цокольном этаже, сгрудившись возле печки-буржуйки. Нестерпимо пахнет солярой, горючее капает в печь из специального резервуара. (подробности)

Российский военный советник в Сирии мог погибнуть от удара турецкой артиллерии

Спецкоры “КП” Александр Коц и Дмитрий Стешин разбираются в обстоятельствах происшествия(подробности)

Турция прикрывает отступление боевиков

По сообщению военных источников, в последние два дня на севере Сирии, начались артиллерийские обстрелы командных пунктов правительственной армии со стороны Турции. Обстрелы ведутся с поразительной точностью (подробности)

Мэр, уехавший из США, командует ополчением в Сирии

Накануне переговоров в Женеве военкоры «КП» Александр Коц и Дмитрий Стешин вновь вернулисьвСирию. Они провели день на передовой с бойцами ополчения системной оппозиции, воюющей на стороне правительственных сил (подробности)

Крупный теракт в Дамаске устроили к переговорам в Женеве?

За много километров до района Саида Зейнаб слышен вой сирен «скорой помощи» – врачи пытаются прорваться сквозь пробки в больницы. Город встал мгновенно — сразу же после взрывов были усилены меры безопасности, машины стали досматривать с непривычной тщательностью (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

История цитадели Алеппо

В самом центре сирийского города Алеппо, где сейчас идут кровопролитные бои, на холме над городом гордо возвышается средневековая цитадель. Во времена крестовых походов она была оплотом мусульман, позднее пережила штурм и захват войсками монголов и страшного среднеазиатского завоевателя Тамерлана, каждый раз возрождаясь из пепла. Что останется от этого уникального памятника после современных боев?

Цитадель Алеппо расположена на вершине огромного холма высотой около 40 метров. Раньше, когда раскинувшийся у подножия холма город был намного меньше и в нем отсутствовали высотные здания, цитадель была заметной издали достопримечательностью. Каждый путник издалека видел цитадель, и она производила на него сильное впечатление. В свою очередь, и гарнизон цитадели заблаговременно замечал приближение неприятеля.

Селевкиды, римляне, сельджуки…

Холм, на котором стоит цитадель Алеппо, не полностью естественного происхождения – примерно на треть он искусственный. Он имеет форму усеченного конуса, а его склоны крутизной до 48° некогда были облицованы камнем, представляя собой как бы один массивный талус ниже стен и башен. Холм был опоясан широким и глубоким рвом, заполненным водой. Полагают, что первоначально ров имел ширину 30 м и глубину до 22 м.

Весь комплекс – заполненный водой ров, массивный каменный талус и стены с башнями наверху – тогда производил сильное впечатление. Даже сегодня, без воды во рву и с утраченной во многих местах каменной облицовкой холма, цитадель выглядит неприступной твердыней.

Алеппо имеет древнюю историю. В ходе раскопок в цитадели был найден храм бога грозы Адада бронзового и раннего железного века. Древнейшая же цитадель на холме, возможно, была построена селевкидами в период между 333 и 364 гг. до н.э. Неясно, использовали ли римляне холм в качестве своей военный базы после того, как Алеппо вошел в состав Римской империи. Хотя император Юлиан Отступник, правивший в 361-363 годах, на холме Алеппо совершал жертвоприношения Зевсу. Цитадель Алеппо под названием Beroea упоминается в византийских источниках VI века. В то время это уже была крепость, остатки которой, возможно, сохранились под средневековым дворцом.

После арабского завоевания в 637 года Алеппо приходит в запустение, но снова возрождается при Сайф-аль-Даула – первом правителе Алеппо из династии Хамданидов (правил в 944-957 гг.).

В сегодняшней цитадели очень мало остатков доайюбидских укреплений. Только небольшие остатки стены на западном склоне на середине высоты холма можно признать остатками древней фортификации. На сегодняшний день они считаются частью оборонительных стен, построенных Имад ад-Дином Занги I. Храбрость и военные таланты этого полководца в борьбе с крестоносцами привлекли внимание сельджукского султана Махмуда II, который в 1127 году сделал его мосульским эмиром, передав ему власть над Северной Сирией с Мосулом и Халебом (Алеппо). Занги I отстроил Алеппо и превратил его в центр сопротивления крестоносцам.

Основу дошедшей до наших дней цитадели заложил аль-Захир Гази (правил в 1186-1216 гг.), сын прославленного Салах ад-Дина. Аль-Захир Гази начал полную перестройку существовавших до него укреплений цитадели, а также городских стен. Этот грандиозный проект был завершен только его внуком ан-Насиром Юсуфом II (правил в 1236-1260 гг.).

Только что построенная цитадель была разрушена монголами. Несмотря на то, что ан-Насир Юсуф получил у великого хана ярлык на халебское владение, хан Хулагу в 1260 году осадил Алеппо. Ан-Насир и жители города мужественно сопротивлялись, но силы были не равны. Город пал и был разорен монголами.

Но в том же 1260 году египетские мамлюки разбили монгольскую армию в битве при Айн-Джалуте и отвоевали Сирию. Мамлюки управляли страной с 1260 до 1516 год. Они отстроили цитадель Алеппо. В 1400 году город и цитадель опять были разорены, на этот раз среднеазиатским завоевателем Тимуром. И снова после разрушения мамлюки отстроили цитадель. Для них Алеппо был важной базой у северной границы их владений. Большинство дошедших до наших дней сооружений в цитадели Алеппо относится как раз к мамлюкскому периоду, хотя встречаются и исключения.

Читайте также:
Карта Сан-Томе и Принсипи, где находится Сан-Томе и Принсипи на карте мира

В оттоманский период (1516-1918 гг.) и во время французского мандата (1920-1946 гг.) цитадель Алеппо была военной базой. Французы осуществили большую работу по восстановлению цитадели, фактически подняв ее из руин.

Башни и ворота

Стены цитадели, усиленные 44 выступающими башнями, проходят по краю всего холма. Периметр стен превышает 900 метров. Большинство башен прямоугольные, только две шестиугольные.

Самым впечатляющим сооружением эпохи аль-Захира Гази является гигантский воротный комплекс – один из лучших образцов айюбидской военной архитектуры. Снабженный многочисленными бойницами и прямоугольными бретешами воротный комплекс производит сильное и устрашающее впечатление. Бретеши – небольшие балкончики на консолях – позволяли вести эффективный огонь не только вперед, но и вниз лишая возможности атакующих обосноваться у ворот или у подошвы башни. Правда, внутри алеппские бретеши очень тесные, развернуться и вести огонь через боковые отверстия было крайне трудно.

К главной воротной башне ведет высокий мост на каменных арках. По-видимому, раньше мост имел подъемную деревянную секцию. Каменный виадук служил одновременно канализацией – по специальному каналу сточные воды из цитадели попадали в городскую канализацию. Мост снабдили ступеньками, чтобы вьючные животные не скользили по наклонной поверхности.

Снаружи мост защищает дополнительная внешняя башня, возвышающаяся прямо изо рва. Высота этой башни достигает 20 метров. Она была построена в 1211 году. В этой же башне можно видеть и старые ворота, датируемые по надписи все тем же 1211 годом.

Ворота в главной воротной башне располагаются под прямым углом к мосту и устроены в углублении башни. Это пространство в углублении перед воротами простреливается из фронтальной бойницы и через отверстия пяти бретешей наверху. Непосредственно над воротным проемом сделана щель, предназначенная не столько для поражения противника, сколько для тушения огня при попытке поджога ворот. Арка над воротами и стены углубления перед воротами богато украшены рельефами – растительным орнаментом и надписями арабской вязью.

За воротами идет длинный проход в воротном комплексе, который совершает пять поворотов. Он перекрывался еще двумя воротами внутри. По сторонам ворот и у поворотов расположены каменные изображения драконов и львов, которые, видимо, выполняли мистическую роль в охране входа.

При Айюбидах воротный комплекс заканчивался на уровне бретешей. Существующая сегодня верхняя часть воротного комплекса была сооружена по распоряжению мамлюкского султана аль-Ашраф Хал ила в 1290-1293 годах, что запечатлено в высокопарной надписи, повествующей о его свершениях. Впечатляющим мамлюкским архитектурным вкладом в этот воротный комплекс является и тронный зал, строившийся с 1406 по 1516 год и расположенный в воротном комплексе над воротами. Само по себе расположение необычно – в воротном комплексе вместо дворца внутри укреплений. Видимо, воротный комплекс рассматривался как последнее убежище защитников. Размеры зала впечатляют – 27×24 м. Зал, видимо, был украшен мозаикой и фресками. Раньше зал был покрыт девятью сводами, но при реконструкции в 1970-х годах своды были заменены плоской крышей.

Пройдя все повороты воротного комплекса, попадаешь на начало освещаемой дневным светом восходящей дороги. Здесь справа есть несколько дверей, последняя из которых ведет в подземелья и цистерну, построенные еще византийцами. Видимо, именно в этих темницах содержались плененные в битве лидеры крестоносцев, такие как Жослен II, граф Эдессы, и Рено де Шатильон, князь Антиохии.

Город в Цитадели

Выйдя из воротного коридора, путник попадал в некогда великолепный внутренний город с дворцами, садами, банями, мечетями и проходившими между ними улочками. Сегодня улочки открытые, но первоначально они, по-видимому, представляли собой крытые проходы, подобно ряду других мусульманских замков. В цитадели было два природных источника воды, колодец и пять соединенных между собой резервуаров для сбора дождевой воды, поэтому угроза умереть от жажды защитникам не грозила.

Сегодня внутри цитадели можно видеть остатки разрушенного монголами айюбидского дворца, мечети, турецкую казарму 1834 года, превращенную в музей, и руины других построек. Самый центр двора цитадели занимает театр, построенный в начале 1980-х годов. Хотя его очень любят поклонники музыки и театральных представлений, этот современный театр нарушает историческую атмосферу и закрывает часть айюбидских построек.

В айюбидский период цитадель Алеппо приобрела и широкий ров, и облицованный камнем склон холма. Облицовка склона каменными блоками существенно затрудняла штурм и предохраняла поверхность от эрозии. Но монголы все же захватили цитадель и сильно разрушили крепостные стены. Надстроенные мамлюками, последние сохранились только в основании ныне стоящих куртин и башен. На смену большим айюбидским башням в мамлюкский период пришли меньшие по размеру башни. Это хорошо видно на некоторых мамлюкских башнях, базирующихся на основании более массивных айюбидских. Различия заметны и в кладке: если в айюбидский период использовались большие квадры, то при мамлюках кладка состоит из меньших по размеру, но прекрасно отполированных блоков.

Изменился при мамлюках и парапет с боевым ходом: мамлюки применили ярусную оборону с внутристенной галереей с бойницами, что хорошо видно на северо-восточном участке цитадели. Отдельные участки айюбидских стен можно видеть на южной стороне цитадели перед более поздней мамлюкской стеной. Очевидно, в целях большей устойчивости при перестройке укреплений было принято решение немного отступить от края склона.

В большой мамлюкской башне восточнее главного воротного комплекса археологи обнаружили остатки вторых ворот эпохи Айюбидов. Эти ворота имели один поворот и вели, по-видимому, к дворцу Айюбидов.

После нашествия Тамерлана, в первые годы XV века, на северной и южной сторонах цитадели у подножия холма мамлюки добавили по отдельно стоящей массивной прямоугольной башне. Они должны были обеспечивать фланкирующий огонь вдоль рва и склонов холма. Южная башня также обеспечивала дополнительную защиту воротному комплексу. Южная башня отличается от северной наличием небольшого талуса, использованием многочисленных колонн, торцы которых выступают наружу, округлыми бретешами на углах. На фронтальной стороне южной башни красуется картуш с именем мамлюкского правителя Джакам мин Ивада, по приказу которого осуществлялись эти работы, и который, говорят, даже лично переносил каменные блоки на своей спине. И южная, и северная башни соединены извилистыми подземными ходами с цитаделью. Причем подземный ход из южной башни выводит к вырубленной в скале подземной лестнице, соединяющей цитадель с городом. А северная башня, помимо подземного хода, была соединена крытым каменным проходом с большой выступающей стеновой башней XV века.

Цитадель Алеппо (Citadel Aleppo)

Алеппо (арабск. [халаб]) — город и провинция с таким на названием на севере Сирии. Население города составляет порядка 2 млн. человек. Алеппо — второй по величине город Сирии после Дамаска. Он один из самых старых городов, известный в античное время как Хальпе (Khalpe), для греков он был Бероэ (Beroea), а для турков как Халеп (Halep). Город занимал стратегически важное место на пересечении торговых путей между морем и р. Евфрат. Название «Халаб» означает — «дал молока» и происходит от древней легенды, которая гласит, что на месте города жил Авраам и давал всем проходящим мимо путникам напиться молока.

Читайте также:
Даугавпилсская крепость на карте

Цитадель Алеппо расположена в центре города. Основатель крепости Саиф-аль-Дола (Sayf al-Dawla). Наиболее значимую роль крепость имела во времена Крестовых походов, являясь опорным пунктом попеременно то одной, то другой стороны. Строительство же крепости заняло 13 лет и велось с 944 по 967 гг. н. э.

Саиф аль-Дола, первый правитель Алеппо династии Хамданидов, построил крепость в качестве военного центра региона. Нуредин (Nur ad-Din) (1147–1174) укрепил цитадель и добавил несколько строений (в т. ч. Малую Мечеть).

Во время правления султана аль-Захири аль-Гхази (al-Zagir al-Ghazi) (1186–1216), сына Салах эль-Дина (Salah el-Din), известного в Европе как Саладин, цитадель была почти полностью перестроена и укреплена. В том числе были добавлены несколько новых зданий. Все вместе они составили Цитадель Алеппо в том виде, в котором он дошла до наших дней.

Вообще это место было заселено по крайней мере с VIII тысячелетия до н.э. Алеппо упоминается в хеттских архивах, архивах Мари на Евфрате и в центральной Анатолии. Королевство аморитов Ямхад, с центром в Halab (Алеппо), управляло многими из городов северной Сирии в начале тысячелетия, но после 1800 г. до н.э. оно начало подвергаться давлениям с востока от Митанни и в конечном счете – полное господство хеттов, родиной которых была центральная Анатолия.

Алеппо и Северная Сирия соревновались с севером (Турция) и востоком (Месопотамия). К XV столетию до н.э, однако, эти два мира столкнулись непосредственно с недолгим египетским предложением расширить их прямое управление на север. После вторжений со стороны «народов моря», приблизительно, в 1200 г., хеттская власть восстановила серию небольших нео хеттских государств (Ain Dara – Tel Halaf), один из которых был сосредоточен в Алеппо.

Ассирийцы стали следующей иностранной державой, стремящейся проявить их господство ( VIII – IV столетия до н.э.), сопровождаемое нео-вавилонянами, затем персы ( 539 – 333 гг.), чье превосходство длилось пока Александр не очистил путь династии Селевкидов, чтобы установить их власть в этих местах. Контроль Селевкидов привел к изменению роли Алеппо. Город вырос из деревни, сосредоточенной на насыпи около изгиба реки Quweiq, в настоящий городской центр на востоке, основанный на холме, который, как будто, специально был создан для цитадели самой природой.

Македонцы назвали его Beroia. Он был выложен согласно образцу сетки-плана Hippodamian (Apamea – Cyrrhus).
Римляне взяли под свой контроль Сирию в 64 г. до н.э. Римский контроль продлился почти 600 лет (включая византийское управление из Константинополя ) и принес беспрецедентное процветание. Этот район стал более населенным и чрезвычайно развитым с точки зрения сельского хозяйства. Была установлена сеть дорог, горный массив известняка на западе стал центром главной живой промышленности экспорта нефти, и Beroia была одним из основных мест для защиты имперской границы на восток и северо-восток.

Алеппо сдался арабской армии без сопротивления в 637 г. Он уже играл вторичную роль по отношению к Дамаску ( при Омейядах ) и Багдаду ( при Аббасидах ). Позже это место стало центром Хамданидов ( 944 – 1003 гг.). После, Алеппо был завоеван турками Сельджуками в 1070 г. Крестоносцы, после захвата Антиохии в 1098 г., взяли большую часть окрестностей Алеппо, отрезая его доступ к побережью.

Ибн Хашаб, религиозный лидер или кади ( судья ), сплотил мусульман и предложил присоединиться к силам Сельджука из Мосула ( северный Ирак ). Их первый успех был в сражении при Сармаде в 1119 г. (более известное как “кровавое поле” в хрониках Крестоносцев). Зенги – сельджукский военачальник из Мосула, обладал смыслом миссии и посвящения, в котором в последние десятилетия испытало недостаток большинство его предшественников. Он создал в Алеппо центр сопротивления Крестоносцам. Реализация политики Зенги (1128 – 1170 гг.) продолжалась при его сыне Нур аль Дине.

После смерти Зенги, Салах ад-Дин постепенно начал расширять свою базу в Египте, стремясь объединить большинство мусульманских земель. ( Египет и Ирак ). Аль-Захер Гази ( сын Салах ад-Дина ) был одним из наибооее прославленных правителей Алеппо в период правления династии Айюбидов ( 1176 – 1260 гг.). Вклад Гази в построении стены и укреплении Цитадели все еще очевиден. Постоянный труд и индивидуальность Гази сделали Алеппо одним из трех главных городов исламского мира. Его новая международная торговая роль была признана рядом соглашений с Венецией ( 1207 – 1254 гг.), в результате которых в Алеппо была установлена фабрика, обеспечивающая прямой доступ к мусульманскому рынку, минуя порты Крестоносцев.

Слабость Северной Сирии, включая Алеппо, после монгольских вторжений в 1260 г. дала возможность Мамлюкам захватить контроль в Сирии. Их управление продлилось в период с 1260 г. по 1516 г. В 1516 г. Алеппо был захвачен Оттоманской империей, именно тогда Оттоманские силы выгнали Мамлюков из Сирии. Следовательно, Алеппо стал местом турецкого правителя ( вали ). Алеппо стал принципиальным местом Леванта.

Население Алеппо, которые было, прмерно, 120 000 в начале XVIII столетия, уменьшилось и концу столетия было менее 100 000 и 90 000 в Дамаске. Вероятно, число населения было больше в два раза двумя столетиями ранее. Число населения отразило важность Алеппо среди главных городов на Ближнем Востоке под Оттоманским господством. Оттоманское правление продлилось, пока Союзные войска не заняли Сирию в конце Первой мировой войны.

Огромное пространство голого камня, основание которго возвышается над городом на 50 метров, облицовано большими блестящими блоками из известняка – это Цитадель Алеппо. Ранее была окружена рвом и водой. Она словно парит над городом.
Холм, на котором распологаетя Цитадель, как предполагается, относится к XVI столетию до н.э., к периоду аморитов.Однако предметы, которые были там найдены, свидетельствуют, что холм существовал и в X столетии до н.э., в этот период неохетты возводили храм на этом месте, позже, согласно преданиям, на этом холме останавливался Авраам. В период правления Селевкидов, место стало Цитаделью ( IV – I тысячелетия до н.э.) В период господства династии Айюбидов в Сирии сын Салах ад-Дина, Гази, использовал его и в качестве места жительства и в качестве крепости. Крепость пострадала от монгольских вторжений в 1269 и 1400 гг.

Читайте также:
Как открыть ИП по временной регистрации в 2022 году

Стратегическое значение крепости в борьбе против Византии продолжалось в период Крестоносцев, когда она стала неприступной основой мусульманской власти в северной Сирии. Можно легко заметить как ее меняли и дополняли в целях более лучшего функционирования. Стратегия защиты состояла в том, чтобы сделать план крепости более сложным для нападавших.

Существующая структура и проект цитадели Алеппо – работа Гази ( XII столетие нашей эры). Единственный вход в Цитадель через внешнюю башню на юге. Вход защищал каменный выгнутый мост, который покрывал 22 м ров. Великолепные ворота – почти замок сам по себе. Дверь помещена в боковую стену с близлежащей стеной, стоящей перед ней, чтобы ограничить пространство.Двери помещены в узком коридоре, который, в свою очередь, меняет свое направление несколько раз. В коридоре царит темнота, а в потолке проделаны отверстия, через которое защитники цитадели могли лить кипящий вар. Все это должно было служить преградами для нападавших.

В первом десятилетии XIII века цитадель превратилась в богатейший город. Внутри были расположены дворцы и бани, мечети и усыпальницы, арсенал и площади для тренировки солдат, цистерны с водой и амбары для хранения зерна.

Наиболее значительное дополнение аль-Гхази — Великая Мечеть, построенная в 1214. Она расположена в самой высокой точке Цитадели и вместе с минаретом (высотой 21 метр) существено увеличила дальность обзора для защитников крепости, став одновременно как военным так религиозным центром крепости.

В 1213 г. аль-Гхази перестроил вход в крепость. Через ров был построен огромный мост, состоящий из восьми арок. Снизу он упирается в ворота с двумя башнями, что-то вроде европейского барбакана. Сверху мост упирается во Врата Змей и Врата Двух Львов.

В 1259 г. Алеппо подвергся нападению в монголов, которые сильно повредили стены и здания цитадели. В 1300 они вернулись вновь, а в 1400 Тамерлан сумел сломить сопротивление защитников крепости заполнив ров телами своих погибших воинов.

В 1415 г. мамлюкский губернатор Алеппо, принц Саиф аль-Джакам (Sayf al-Jakam) получил разрешение восстановить крепость после монгольского нашествия

в 1410. Наиболее значительным дополнением стал мамлюкский дворец, который по высоте превосходит башни при входе в цитадель.
В 1516 г. Алеппо был захвачен Оттоманской империей. Впоследствии военная роль цитадели постепенно стала уменьшаться и город стал расширяться за пределы крепостных стен.

Хотя на своем веку крепости довелось повидать многое, наибольшие разрушения ей принесло землетрясение 1828 г. Повреждения были столь значительны, что восстановительные работы ведутся и по сей день.

В время крестовых походов Рено Шатийонский (фр. Renaud de Chatillon) провел 16 лет в подземельях Алеппо как заключенный.

В 1970-хх? гг. был полностью отреставрирован тронный зал цитадели. Амфитеатр полностью перестроен в 80х г. XX века. Были добавлены новые каменные сиденья и современная звуковая и светоаппаратура для возможности проведения фестивалей и концертов.

В 1986 г. Цитадель Алеппо была занесена в список объектов Всемирного Культурного Наследия как «Древний город Алеппо» (англ.«Ancient City of Aleppo»).

В 2000 г. Фонд программ поддержки культурно-исторических городов Ага Хан (Aga Khan Trust for Culture`s Historic Cities Support Programm) инициировал глобальный проект реставрации цитадели Алеппо. Проект включает в себя реставрацию и сохранение стен цитадели, замену недостающих камней в стенах и арках, а также раскопки на территории цитадели.

Внутри цитадели расположены две мечети – Малая Мечеть и Великая Мечеть аль-Гази. Большая Мечеть имеет несколько структур, которые видны снаружи наверху насыпи, она была выкопана и восстановлена. Одна Мечеть – Мечеть Авраама (по преданию, на этом месте жил Авраам. Он выращивал коров и молоко, полученное от них, раздавал бедным). Она приписывается Нур аль Дину благодаря надписи датированной 1167 г. Большая Мечеть Цитадели, была восстановлена Гази в 1214 г. Эта вторая мечеть отличается своей красотой и величием. Снаружи отделена каменным двором, в котором три вечнозеленых растения, находящиеся в центре. Также особенностью цитадели было и то, что в период Айюбидов она была одновременно дворцом и местом жительства правителей. Этот дворец включает комнаты отдыха и хамам. Также в Цитадели есть амфитеатр, который был полностью перестроен в 80х г. XX века. Были добавлены новые каменные сиденья и современная звуковая и светоаппаратура для возможности проведения фестивалей и концертов.

Другой достопримечательностью Старого города, которую необходимо посетить, являются старинные торговые районы Алеппо – Джейда и Тайба со средневековыми домами, где жизнь кипит и по сей день. Здесь вы увидите множество караван-сараев и рынков. Помимо этого, в Старом городе интересны мечеть аль-Джами аль-Кабир 1090 года и мечеть Джами-Кыкан 13 века, в которой был найден каменный блок с хеттскими письменами. Археологический музей Алеппо содержит уникальные экспонаты, найденные в ходе раскопок древних городов, таких, как Эбла и Мари, а Музей Популярного Искусства и Традиций содержит обширную этнографическую коллекцию.

В 50 км юго-западнее Алеппо находятся руины древнего города-государства Эбла, которое процветало здесь в 3 тысячелетии до н.э. Археологами были раскопаны остатки царского дворца, несколько храмов и ворот. Но самой главной находкой стала царская библиотека, где хранилось более 17 тысяч глиняных табличек и их фрагментов c клинописью на эблаитском и шумерском языках, среди которых – самый древний в мире словарь.

В окрестностях Алеппо интересны остатки базилики Симеона-Столпника (Калат-Самаан). Она была построена в 60 км западнее Алеппо в 490 году при императоре Зеноне в память о первом христианском столпнике Симеоне. Она стала одной из самых больших базилик античного периода. Проект был оригинален: центром собор являлся столп, где 40 лет молился Симеон. До сегодняшнего дня сохранился лишь небольшой обломок столпа и его основание. В 10 веке вокруг неё были построены фортификационные сооружения, вместе с базиликой их назвали крепостью Симеона-Столпника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: