Экстрадиция в уголовном праве мирового сообщества и России

Понятие и значение института экстрадиции в уголовном процессе.

26 августа 2015

Некоторые преступники покидают пределы той страны, в которой совершили преступление, надеясь таким образом избежать наказания. Чтобы привлечь такого преступника к ответственности, государству необходимо вернуть его в страну, для совершения следственных действий, проведения суда, вынесения приговора и приведения его в исполнение. Российская Федерация на сегодняшний день заключила более 300 международных договоров по оказанию правовой помощи.

Одной из разновидностей правовой помощи по уголовным делам является экстрадиция. Помимо экстрадиции правовая помощь другим государствам включается в себя: производство следственных, процессуальных и судебных действий, передачу осужденных для приведения приговора в действие, уголовное преследование.

В случае, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, его выдача может быть отсрочена до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.

Данное положение закреплено в статье 465 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) и отражает не только российскую, но и мировую договорную практику регламентации таких форм взаимного учета интересов запрашивающего и запрашиваемого государств, как отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время.

Исходя из смысла статьи, если иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого поступил запрос о выдаче, подвергается уголовному преследованию или отбывает наказание за другое преступление на территории Российской Федерации, может быть принято решение о его выдаче с отсрочкой передачи этого лица запрашивающему государству до прекращения уголовного преследования, освобождения от наказания по любому законному основанию либо до исполнения приговора.

Очевидно, что во многих случаях отсрочка выдачи может повлечь за собой истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления. В такой ситуации запрашиваемое к выдаче лицо по обоснованной просьбе запрашивающего государства может быть выдано на время, необходимое для проведения соответствующих уголовно-процессуальных действий, но при наличии обязательства запрашивающего государства соблюдать условия, установленные Генеральной прокуратурой Российской Федерации или его заместителем, то есть лицами, уполномоченными выносить решение о выдаче.

Основным из таких условий является срок, на который временно выдается запрашиваемое к выдаче лицо. Указанная статья не содержит какого-либо ограничения такого срока. Однако в некоторых современных договорах установлен предельный срок, на который лицо может быть выдано на время: не позднее трех месяцев со дня выдачи с правом продления запрашиваемой стороной.

Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель могут по обоснованной просьбе запрашивающего государства и с учетом интересов уголовного преследования выданного лица, отбытия им наказания на территории России и других интересов продлить срок нахождения выданного на время лица в этом государстве.

Решение об отсрочке выдачи или выдаче лица на время выносится при соблюдении других условий, предусмотренных ст.ст. 462, 464 УПК РФ или соответствующим международным договором, и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 463 УПК РФ.

В соответствии со ст. 465 УПК РФ выдача иностранного гражданина правоохранительным органам другого государства для приведения в исполнение приговора может быть произведена после его привлечения к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

После отбытия иностранным гражданином назначенного российским судом наказания рассматривается вопрос о его передаче компетентным органам иностранного государства для приведения в исполнение приговора.

юрист 2 класса Д.В. Кривовяз

Начало активности (дата): 26.08.2015

Уголовное право, исполнение наказания

07.05.2018г.

Что такое экстрадиция? Разъясняет аппарат прокуратуры Свердловской области

Разъясняет прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной деятельностью управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области М.М. Гладских.

Экстрадиция – передача одним государством другому (по запросу последнего) лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, либо осужденного преступника.

Вопросы выдачи (экстрадиции) лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора регламентированы Европейской конвенцией о выдаче от 13 декабря 1957 года, дополнительным протоколом к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 года, вторым дополнительным протоколом к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 года, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, иными нормами международного и российского права, регулирующих вопросы выдачи лиц для уголовного преследования.

Экстрадиции подлежат лица, находящиеся в межгосударственном (федеральном) или международном розыске за совершение деяний, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой – договаривающихся сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Читайте также:
Доминикана: достопримечательности с фото и описанием, что стоит посмотреть, обзор интересных мест, туристическая карта страны

Выдача лица может быть произведена в случаях:

если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

В 1 квартале 2018 года правоохранительными органами на территории Свердловской области установлено (задержано) 15 лиц, разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств, с целью привлечения к уголовной ответственности либо исполнения назначенного судом наказания. Подавляющее большинство лиц указанной категории разыскивалось правоохранительными органами стран бывшего Советского Союза (преимущественно Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Армения).

По результатам рассмотрения материалов о выдаче разыскиваемых, установленных на территории Свердловской области в 1 квартале 2018 года, Генеральной прокуратурой Российской Федерации решения о выдаче правоохранительным органам иностранных государств для привлечения к уголовной ответственности либо исполнения приговора суда приняты в отношении 3 разыскиваемых, 2 лица переданы сотрудниками ФКУ СИЗО № 1 г.Екатеринбурга ГУФСИН России по Свердловской области представителям правоохранительных органов иностранных государств для осуществления уголовного преследования.

В исправительных учреждениях Свердловской области по приговору российского суда отбывает наказание 19 осужденных, находящихся в розыске за иностранными государствами. Контроль за исполнением приговоров российских судов в отношении указанных осужденных осуществляют прокуроры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Экстрадиция в уголовном праве мирового сообщества и России

Понятие экстрадиции пришло к нам из древних времён. Уже тогда в цивилизованном мире существовала практика передачи перебежчиков, еретиков и политических преступников другими государствами на родину для свершения правосудия над ними. До XVII века случаи экстрадиции были единичны.

Рост договоров между странами о передаче нарушителей Закона был отмечен в XVIII веке. Причём экстрадировать начали не только бунтарей и перебежчиков, но и простых преступников.

Экстрадиция – это выдача одним государством другому лиц, которые совершили преступные деяния, на территории этого государства.

Согласованные действия стран в отношении покинувших родину преступников начинаются с 1840 года. А с 1948 года началось стремительное развитие международных отношений в правовых областях, продолжающееся и по сей день. В 2017 г. применяются усовершенствованные принципы экстрадиции.

У каких стран нет экстрадиции в Россию узнайте на нашем сайте.

Экстрадиция в XXI веке

В наши дни выдача преступников одной политической единицей другой обрела особую значимость, что диктуется перерастанием внутригосударственной преступности в международную. Рассмотрим ныне действующие условия экстрадиции, как осуществляется процедура выдачи граждан и в каких случаях запрашиваемой стороной принимается решение об экстрадиции.

Как в прошлом, так и в наши дни экстрадиция была и остаётся процедурой, в основе которой выдача одной страной другой лиц, которыми на её (второй страны) территории были совершены некие преступные, уголовного характера деяния.

Речь всегда идёт исключительно об уголовных преступлениях. Гражданско-правовые и административно-правовые деяния не являются поводом для проведения процедуры.

Экстрадиция не является обязательным действием. Это право страны откликнуться на обращение другого государства и передать указанных в официальном обращении преступников в руки его правосудия. Любая держава может отклонять запросы об экстрадиции под тем или иным предлогом.

Виды договоров

Важно понимать, что основой для проведения процедуры всегда служат правовые нормы международного и национального значения. В каждом государстве применяются свои понятия и законы, относящиеся к экстрадиции. Основанием для выдачи лиц всегда служат заключённые между странами договора. Они могут быть двух видов:

  1. Между соответствующими странами.
  2. Многосторонняя Конвенция, к которой примкнули сразу несколько государств.

Ярким примером успешного международного взаимодействия является Европейская конвенция о выдаче, датированная 57 годом прошлого столетия.

Если экстрадиция в уголовном праве запрашиваемой страны не предусматривается, возврат нарушителей Закона на территорию, где они совершили преступление, может производиться и при отсутствии заключённого ранее договора между сторонами.

Условия, при которых производится выдача

Как говорилось выше, выдача лиц иной стране по её запросу не является обязанностью. Это лишь право державы откликнуться на обращение другого государства. Процедура переходит в разряд обязательных только в том случае, если между сторонами заключены договорённости, предусматривающие взаимную помощь правового характера в ведении уголовных дел.

Основания отказа в экстрадиции

Не подлежат передаче поголовно все преступники. В договорах и Конвенциях оговаривается, в каких случаях возможна выдача. Экстрадиция обычно учитывает фактор «двойной подсудности». Это означает, что правонарушение на момент запроса является таковым в обоих государствах.

В заключаемых договорах оговариваются ситуации, когда допускается отказ в экстрадиции. В большинстве случаев не выдаются лица, если:

  • существуют опасения, что их подвергнут пыткам;
  • преступников могут подвергнуть смертной казни;
  • речь идёт о политическом преследовании.

В Законодательстве каждого отдельного государства предусмотрены свои основания, позволяющие отклонять поступающие запросы об экстрадиции.

Узнать подробнее об экстрадиции на Украине и других странах можно на нашем сайте.

Основные классификации экстрадиции, виды

Анализируя правовые основы в международном и национальном ракурсе, можно выделить несколько классификаций экстрадиции:

  • регулятивную (откуда и куда);
  • целевую;
  • нормативно-правовую (наличие и отсутствие соглашений);
  • субъективную.
Читайте также:
Мост через реку Квай на карте

Экстрадиция (выдача преступников) — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью.

В отношении РФ регулятивная экстрадиция предполагает:

  1. Выдачу гражданина из РФ по заявлению, отправленному из иностранного государства.
  2. Экстрадицию лица иным государством по запросу, отправленному из РФ.

Нормативно-правовая классификация предусматривает наличие в Законодательстве страны оснований для выдачи граждан. В данном аспекте применяются два вида экстрадиции:

  • основывающуюся на принципах взаимности;
  • базирующуюся на правовых актах как международного, так и национального характера.

Целевые виды экстрадиции применяются для осуществления следующего:

  • исполнения приговора;
  • суда, то есть отправления правосудия;
  • преследования.

Основания субъективного характера зависят от гражданства иностранных нарушителей Закона, подлежащих выдаче. С точки зрения Законодательства России, различают выдачу:

  • гражданина России;
  • лица с иностранным подданством;
  • лица, имеющего гражданство сразу двух стран;
  • лица без гражданства.

Кроме экстрадиции на основе правового акта передача может осуществляться и между странами, не связанными между собой подобным договором, по запросу.

На настоящий момент РФ подписала свыше 300 соглашений с различными государствами, основная цель которых в оказании взаимной помощи правового характера. Помимо положений об экстрадиции, они включают договора об уголовном преследовании, производство судебных, а также процессуальных и следственных действий.

Выдача собственных граждан

В Российском Законодательстве закреплён принцип невыдачи своих граждан. Именно с такой оговоркой РФ подписала Европейскую Конвенцию.

Такой принцип действует не во всех странах. К примеру, Франция, Греция, Соединённые Штаты и ряд иных государств на основании международных договоров об экстрадиции выдают своих граждан, но только с тем условием, что они стали таковыми после совершения противоправных действий, предусмотренных заключёнными соглашениями.

К примеру, в Японии зачастую не подлежат экстрадиции не только граждане страны, но и этнические японцы. Однако, если правонарушитель не японец принял японское гражданство после того, как совершил уголовно наказуемое деяние, он может быть выдан запросившей стороне для осуществления уголовного преследования и исполнения приговора за противоправные действия, а также для проведения суда.

В РФ основанием для отказа может служить наличие у запрашиваемого гражданина своего гражданства. Не выдают даже совершивших преступление в другой стране до получения гражданства РФ. С территории России не допускается выдача лиц с двойным гражданством, если одно из подданств – российское.

Иммунитет о невыдаче собственных граждан не всегда распространяется на военнослужащих, проходящих службу в воинских частях, располагающихся на территории иных государств. Если они совершили преступления общеуголовного характера за пределами воинской части, отвечать будут согласно уголовному праву государства пребывания.

Процедура в общих чертах

Первым шагом экстрадиции является отправка запроса. Документ составляется либо на языке государства, в которое шлётся обращение, либо на одном из общепризнанных международных языков. В письме излагается суть дела. Передаваться документы могут напрямую в прокуратуру, министерства юстиции, внутренних дел или в Министерства иностранных дел.

жегодно Генпрокуратура направляет свыше 300 запросов в другие страны, чтобы добиться экстрадиции россиян, которые скрываются от уголовного преследования на Родине.

Получившая запрос сторона предпринимает действия к задержанию лица или лиц, указанных в документах. Как только производится задержание, начинается судебная процедура. Её суть в том, что любое подобное действие должно подвергаться тщательной проверке.

Порядок исполнения экстрадиции

Порядок исполнения экстрадиции предусматривает подтверждение юридической обоснованности полученного запроса. Этим занимаются экстрадиционные юристы.

После изучения вопроса выносится судебный вердикт. Суд имеет право отклонить запрос. В этом случае процедура будет прекращена. В случае подтверждения судом возможности выдачи, дело передаётся в административные органы, принимающие окончательное решение, которое, с точки зрения, международных отношений носит политический характер.

Предусмотрены сроки официальных запросов на высылку граждан. С момента их задержания на процедуру отводится 40-дневный срок. После вынесения решения об экстрадиции, предварительно задержанное лицо уведомляется о результатах расследования. В 10-дневный срок задержанный гражданин имеет право подать жалобу. В случае её отклонения, ещё неделя выделяется на подачу кассационной жалобы.

Основные причины отклонений запросов на экстрадицию

В российском праве, а также в правовых актах иных государств предусмотрен целый ряд причин, по которым запрашиваемый гражданин не может быть выдан государству, на территории которого им было совершено преступление.

В Российской Федерации основанием для отказа в выдаче предполагаемых преступников служит:

  • получение гражданином права на политическое убежище, экстрадиция в отношении таких лиц не применяется;
  • запрашиваемое лицо, на момент поступления запроса, в силу определённых обстоятельств не может быть привлечено к уголовной ответственности;
  • возбуждение уголовного дела невозможно из-за других законных оснований;
  • срок давности совершённого преступления истёк;
  • запрашивается экстрадиция гражданина РФ;
  • противоправное действие преследуется в порядке частного обвинения.

“бегуны” предпочитают скрываться и в тех странах, с которыми у России нет соглашений о международно-правовой помощи в сфере уголовного преследования

Окончательное решение в РФ принимает Генпрокурор. В некоторых случаях эта обязанность может быть возложена на его заместителя.

Сроки экстрадиции

Срок наказания экстрагируемого правонарушителя должен быть не менее полугода. В некоторых случаях Генпрокурор может отсрочить экстрадицию. Как правило, это связано с нюансами дела, тормозящими расследование. Причиной также может быть рассмотрение вопроса о предоставлении запрашиваемому лицу убежища иным государством.

Как избежать экстрадиции

Международное сотрудничество в плане взаимопомощи в ведении уголовных дел находится в стадии усовершенствования. Именно поэтому у граждан, боящихся преследования властей или уже осужденных к аресту есть возможность уйти от правосудия. Причём избежать его можно вне зависимости от тяжести совершённого преступления.

Те, кому удалось выехать за пределы РФ, должны правильно выбрать страну, в которой рассчитывают укрываться от отечественного правосудия. В любом случае лучше прибегнуть к юридической помощи, так как даже пребывание в странах без экстрадиции не является для сбежавших абсолютно безопасным.

Читайте также:
Фотографии Озера Энголастерс

Статистика по выдаче в Россию и из России лиц, совершивших преступления

На настоящий момент у России есть договора об экстрадиции только 65 государствами, в то время как членами Интерпола являются 188. Однако, отсутствие соглашений не означает, что в случае обращения РФ, правительство страны, с которой нет договора не пойдёт навстречу РФ. Всё зависит от выгод и заинтересованностей.

К примеру, Венесуэла, с которой нет договорённости, депортировала А.Белоусова, занимавшегося контрабандой кокаина, в РФ. Предпосылкой для такого шага послужила активная борьба органов правопорядка Венесуэлы с наркоторговцами.

Одна из самых перспективных для россиян стран – Англия. За последние 20 лет она не выдала РФ ни одного преступника. А также в число популярных в этом плане государств входят США, Швеция, Камбоджа.

Помощь адвоката

Тем, кто выехал, но опасается экстрадиции, может помочь адвокат по экстрадиции. За пределами РФ функционирует немало юридических компаний, оказывающих помощь в вопросах, связанных с преследованием отечественных властей.

Обратившись в одну из них, граждане получат именно ту поддержку, которая поможет не прятаться от правосудия. Это может быть получение статуса беженца или юридическое сопровождение обращения в ЕСПЧ. Зачастую Европейский Суд – последняя инстанция, которая может помочь человеку, несправедливо преследуемому на родине.

Особенности экстрадиции из некоторых стран

Нередко граждане, спасающиеся от правосудия, ошибочно выбирают страны, о которых бытует мнение, что они не выдают запрашиваемых граждан. К таким относится Израиль. Считается, что экстрадиция из этого государства крайне редкое явление.

Какие страны имеют соглашение об экстрадиции с США узнайте здесь.

Об экстрадиции с другими странами больше узнайте из видео, представленном ниже.

Экстрадиция из Израиля

Каждое дело в Израиле рассматривается отдельно. Если государство, с которым нет договора, выдаёт израильтянам затребованного преступника, последние также готовы положительно отвечать на аналогичные запросы.

При депортации иностранцев или собственных граждан, такое тоже возможно, израильская сторона требует, чтобы мера пресечения соответствовала тем мерам, которые предусмотрены за подобные преступления в Израиле.

Экстрадиция из Израиля в Россию и другие страны часто предполагает отбывание наказания на территории Израиля. Граждане не будут выданы, если на Родине их ожидает смертная казнь. Если за совершённое преступление в Израиле заключают под стражу менее чем на год, запрос об экстрадиции не удовлетворяется.

Несмотря на сказанное выше, Израиль более надёжное убежище, нежели европейские государства. Гораздо чаще случается экстрадиция из Италии, Франции, Германии и других стран Европы.

Если между странами действует договор о взаимной экстрадиции, можно обойтись без Интерпола

Экстрадиция из Германии

Если человек рассчитывает на справедливое решение, хорошим вариантом будет ФРГ. В судебной практике этой страны существует много прецедентов, когда запрошенный гражданин не был экстрадирован из Германии в Россию или иное государство.

Тенденции XXI века

С каждым годом избежать приведения приговора в исполнение становится всё сложнее. Это связано со стремительно происходящими изменениями в международном праве. Постепенно процедура выдачи преступников упрощается.

Рассматриваются такие вопросы, как снижение роли административных органов государств и количества оснований для отказа в экстрадиции. А также будут смягчаться требования «двойной подсудности».

Главный тормоз – различие Законов. Это видно по практике государств Европейского Союза. Процесс упростился, когда был введён «Европейский ордер на арест». Благодаря ему, прошения о передаче лиц, нарушивших Закон, исполняются автоматически. При этом проверка запросов не производится.

Узнать больше об экстрадиции можно из видео, представленном ниже.

Что касается граждан РФ, подлежащих экстрадиции, лучше всего прибегнуть к помощи адвокатов по международным делам. Это особенно важно, когда речь идёт о неправомерных делах, заведённых против граждан Российской Федерации и других государств СНГ.

Где укрывают преступников? Понятие экстрадиции, список стран 2022 года без выдачи нарушителей закона в Россию и США

Чтобы уклониться от уголовного наказания, нарушители покидают страну, в которой ведется преследование. Для свершения правосудия государство должно вернуть преступника на родину. Одним из способов избежать судебного процесса является эмиграция преследуемого в те страны, откуда не осуществляется выдача преступников. Чтобы наказать виновного по закону, используется экстрадиция.

  • 1. Что это такое: определение
  • 2. Виды и их классификация
  • 3. Условия выдачи преступника
    • 3.1. В каких случаях возможна?
    • 3.2. Когда не предусмотрена?
  • 4. Порядок исполнения
  • 5. Вопрос в российском уголовном праве
  • 6. Когда могут отказать?
  • 7. Государства, в которых нет этого понятия
    • 7.1. Где не отправят злоумышленника в Россию?
    • 7.2. В каких государствах не выдадут преступника в США: список
  • 8. Отличие от депортации

Что это такое: определение

Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

  • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
  • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
  • причинен ущерб непосредственно стране.

Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.

Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.

Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:

  • смертная казнь;
  • пытки;
  • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

Виды и их классификация

Среди многочисленных международных и национальных законов можно провести черту и выделить общие признаки, которые характерны для большинства стран. Отсюда вытекает следующая классификация видов:

  • субъективная;
  • нормативно-правовая;
  • целевая;
  • регулятивная.
Читайте также:
Анталия в мае: погода и отзывы туристов

Субъективная экстрадиция подразумевает решения, вынесенные на основе гражданства подозреваемого, и включает в себя выдачу:

  • иностранных граждан;
  • граждан РФ;
  • лиц без гражданства;
  • лиц с двойным гражданством.

Нормативно-правовой аспект разделяет процесс по характеру взаимодействия на основе:

  • международных законов;
  • национальных законов;
  • взаимного сотрудничества.

Цели экстрадиции выражаются в:

  • свершении правосудия;
  • вынесении наказания;
  • отбывании наказания.

Регулятивный вид экстрадиции предполагает соблюдение взаимных прав и обязанностей и делится на:

  • экстрадицию нарушителя в страну, которая инициировала запрос;
  • экстрадицию преступника из страны по запросу другого государства.

Условия выдачи преступника

Выдача нарушителя, преступившего закон сразу в нескольких странах, регламентируется дипломатическими переговорами и международными соглашениями. Государство, запрашивающее экстрадицию, должно представить неопровержимые доказательства вины преступника. Если на родине нарушителю уже вынесен приговор, решение о выдаче принимается исходя из материалов дела.

Весомым аргументом отказа в экстрадиции может послужить политическая составляющая преследования.

Согласно Европейской конвенции от 1957 года запрещена выдача для последующего политического преследования. Такие лица поступают под защиту государства, откуда запрашивается экстрадиция. Гражданин, выданный по запросу, не должен подвергаться наказанию за преступления, не заявленные при запросе на выдачу.

В каких случаях возможна?

Выдача преступника возможна в случаях, если:

  • по закону нарушитель получит за преступление не менее одного года заключения или оно классифицируется, как особо тяжкое и подлежит уголовной юрисдикции;
  • выдаваемое лицо уже осуждено на срок не менее полугода на территории государства, не являющегося родиной преступника;
  • заинтересованное государство гарантирует, что нарушитель будет преследоваться и наказываться только за то преступление, которое указано на момент запроса;
  • заинтересованное государство гарантирует, что после освобождения из-под стражи выданный гражданин сможет беспрепятственно покинуть страну;
  • заинтересованное государство гарантирует, что правонарушитель не будет насильно выслан из страны или передан другому государству без разрешения страны, осуществившей экстрадицию.

Когда не предусмотрена?

В России запрос на выдачу не будет рассмотрен положительно, если:

  • нарушитель – это гражданин РФ;
  • запрашиваемому лицу предоставлено убежище в России;
  • преступник уже осужден на территории РФ или дело закрыто;
  • наличествуют законные препятствия для выдачи;
  • истек срок давности преступления;
  • Россия не признает содеянное нарушение преступлением;
  • преступление совершено на территории РФ или против ее интересов.

Порядок исполнения

Для осуществления экстрадиции заинтересованному государству необходимо подать запрос в страну, где находится преступник. После этого в течение 40 дней начнется рассмотрение дела о выдаче. Государство, выдающее затребованное лицо, действует согласно следующим пунктам:

  • передает нарушителя прокуратуре по адресу пребывания;
  • избирает меру пресечения;
  • осуществляет экстрадиционную проверку;
  • принимает решение по выдаче;
  • выносит постановление;
  • уведомляет лицо о принятом решении;
  • передает лицо запросившему государству.

Согласно п. 6 ст. 462 УПК РФ гражданин вправе обжаловать решение не позднее 10 дней с момента уведомления его об этом.

Кассационная жалоба подается в срок до 7 суток от дня получения отказа. В ряде случаев Генеральная прокуратура может отсрочить экстрадицию или выдать лицо на определенное время для его участия в судебном процессе.

Вопрос в российском уголовном праве

  • П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
  • Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
  • Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
  • Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.

Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.

Также не выдают своих граждан такие страны, как:

  • Япония.
  • Франция.
  • Беларусь.
  • Украина.
  • Китай.

А вот страны Евросоюза, напротив, охотно передают преступников в руки правосудия внутри объединения. Но при выдаче за пределы Союза они будут руководствоваться уже персональными обстоятельствами дела.

Когда могут отказать?

Основаниями для отказа в экстрадиции являются:

  • нарушения при подаче запроса;
  • отсутствие доказательств вины;
  • запрашиваемое лицо не является гражданином страны;
  • срок наказания не превышает 6 месяцев;
  • на родине нарушителю грозит смертная казнь или пытки;
  • условия содержания заключенных не соответствуют нормам международного права.

В случаях, когда заинтересованное в экстрадиции государство запрашивает выдать уже осужденное лицо для отбывания наказания на родине, основаниями для отказа могут послужить следующие условия:

  • преступник осужден за нарушения, которые не являются таковыми в родной стране;
  • наказание будет отменено на родине из-за срока давности или по решению суда;
  • между государствами не подписан международный договор о выдаче;
  • осужденное лицо живет в РФ на постоянной основе.

Государства, в которых нет этого понятия

Любое государство под давлением мирового сообщества рано или поздно осуществит экстрадицию нарушителя на родину. Вопрос заключается только в том, насколько активными будут действия заинтересованной державы.

Есть страны, которые из-за обостренных отношений с соседями или любой другой страной не осуществляют туда выдачу преступников. Но у них есть и партнеры или верховенствующие государства, с которыми налажен процесс экстрадиции по международным соглашениям и договорам.

Несмотря на все это существует ряд государств, от которых добиться выдачи практически невозможно. Так, например, ни при каких обстоятельствах не выдают своих граждан, если они не убийцы или члены ОПГ, следующие страны:

  • Великобритания;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Израиль;
  • Королевство Бутан;
  • Соломоновы Острова.
Читайте также:
Куда лучше поехать отдыхать в Западной Африке в 2022 году - варианты

Схожей политики придерживаются самопровозглашенные и частично признанные страны. Они рассуждают так: раз их не признает мировое сообщество, то и разговора о выдаче преступников с их территории быть не может. К таким государствам относятся:

  • Острова Кука.
  • Остров Ниуэ.
  • Сахарская Арабская Демократическая Республика.
  • Свободный Кашмир.
  • Республика Косово.
  • Турецкая Республика Северного Кипра.

Где не отправят злоумышленника в Россию?

Российской Федерации нет смысла ждать выдачи преступника из стран, которые:

  • не являются участником международных конвенций о взаимном сотрудничестве;
  • не заключили с Россией договор о взаимной помощи в борьбе с международной преступностью;
  • не признают нарушение преступлением;
  • находятся в геополитической конфронтации с Россией.

К таким странам относятся:

  • США;
  • Канада;
  • Япония;
  • Китай;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Эстония;
  • Грузия;
  • Австрия;
  • Южная Корея;
  • Беларусь.

В каких государствах не выдадут преступника в США: список

Экстрадицию в США не осуществляют такие страны, как:

  • Россия;
  • Украина;
  • Беларусь;
  • Молдавия;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Узбекистан;
  • Китай;
  • Сирия;
  • Хорватия;
  • Черногория;
  • Босния и Герцеговина;
  • Азербайджан;
  • Грузия;
  • Киргизия;
  • КНДР;
  • Марокко;
  • Сербия;
  • Тунис;
  • Таджикистан.

Отличие от депортации

Термины экстрадиция и депортация означают схожие по смыслу действия – выселение человека из страны. Но при этом есть ряд условий, которые влияют на результат данного процесса.

Для депортации не нужен запрос от другого государства. Решение о ней принимает миграционная служба страны. Если экстрадиция – это высылка из страны преступника, то депортация – тот же процесс, но по отношению к рядовому гражданину, находящемуся на территории страны нелегально.

Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на родине депортируемый не будет подвержен преследованию и наказанию. За депортацию даже штраф не предусмотрен, а перелет оплатит государство, которое ее осуществляет. Правда, въезд в страну будет закрыт минимум на 5 лет. Общее между терминами в том, что депортация наравне с экстрадицией запрещена в отношении своих граждан.

Применение экстрадиции не гарантирует справедливого правосудия и снижения уровня международной преступности. Нередко она действенна только на бумаге, а на деле даже опасные преступники вольготно себя чувствуют на территории государства-укрывателя. Но в 2019 году в международном праве наметились положительные тенденции в этом направлении, которые позволят упростить процедуру выдачи.

Механизм экстрадиции в уголовном праве России

Экстрадиция в уголовном праве стала результатом понимания главами правительств разных стран потребности бороться совместно с нарастающей в мире преступной силой. Наличие потенциала скрыться от наказания на землях иного государства способно породить небывалый рост преступных деяний отдельными лицами против общества. Учитывая этот факт, политики пришли к выводу о необходимости задерживать и передавать для исполнения правосудия лиц, совершивших преступление на земле того государства, которое запросило выдать лицо, для отбывания им назначенного ему наказания. Данное правовое явление существует с древнейших времён, а в условиях растущей преступности получает всё большее распространение в отношениях между державами.

  1. Право или обязанность?
  2. Кого выдаёт Россия?
  3. Когда возможна экстрадиция?
  4. Причины отказа
  5. Механизм экстрадиции
  6. Принятие решения об экстрадиции и его обжалование
  7. Мировые тенденции

Право или обязанность?

Преступники, совершившие незаконные действия на территории одной страны и надеющиеся скрыться от правосудия, покинув её, далеко не всегда могут рассчитывать на успех своего предприятия. Сегодня одной из форм взаимодействия между странами стал узаконенный правовыми документами институт выдачи преступника.

Институт экстрадиции охватывает только уголовные преступления.

Условия, по которым осуществляется экстрадиция между государствами, закреплены в специальных законодательных актах.

В зависимости от того, какие договоры и отношения существуют между странами, выдача преступных элементов другой стране может являться:

  • правом государства;
  • его прямой обязанностью.

Обязанность осуществить экстрадицию – явление, не распространённое в мировой правовой практике.

Она может наступить только в результате заключения специального соглашения между державами, где будут прописаны условия, обязывающие выдать преступника. Наличие договора об экстрадиции — это ещё не гарантия того, что субъекта передадут для правосудия в другую страну. Только подтверждение всех перечисленных в документе фактов, необходимых для выдачи, делает её обязательной.

Преимущественно экстрадиция считается правом государства, коим можно при необходимости воспользоваться:

  • по своему усмотрению;
  • в согласии со своим внутренним законодательством.

Ни одно государство не может заставить другое выдать ему преступника, когда нет соответствия этим действиям во внутренних законах страны. Этим нюансом в мировом праве зачастую пользуются лица, скрывающиеся от правосудия.

Кого выдаёт Россия?

Российская Федерация является участницей:

  • большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
  • ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.

Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  1. Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  2. Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  • в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
  • на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  • при условии обмена преступниками.
Читайте также:
Украинцы о жизни в России: отзывы бывших граждан Украины, впечатления +видео

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.

Когда возможна экстрадиция?

Условия экстрадиции в уголовном праве разнятся в зависимости от законодательной базы держав. Однако некоторое единообразие можно всё же наблюдать.

Если правоохранительные органы выяснили, кто виновник преступления и где он скрывается, государство вправе выдвинуть запрос о его выдаче для свершения правосудия.

При этом запрос возможен только в случаях:

  1. Преступление зафиксировано в области державы, запросившей обвиняемого.
  2. Преступление осуществлено против этой страны, нанесло ей весомый ущерб, вред.
  3. Преступник наделён гражданством этой страны либо не имеет гражданских обязанностей ни перед какой страной.

Доказанность вышеперечисленного – обязательное условие для рассмотрения запроса и формулировки ответа на него.

Ознакомившись с запросом и определяя дальнейшее действия, государство, в котором находится нарушитель, обязательно учитывает:

  • существует ли в конкретной ситуации тождественность между характеристикой преступления;
  • какое наказание будет применено к преступнику, в стране, запросившей его для совершения правосудия.

Выдача преступника, с точки зрения Российского законодательства, может производиться только в случае, если в РФ указанное преступление также является уголовно наказуемым.

Кроме этого, выдача невозможно, если в запросившей субъекта стране за совершённое преступление назначается смертная казнь. Поскольку в России введён мораторий на смертный приговор, она не выдаёт лиц в том случае, если в другой стране им грозит подобное наказание.

Среди условий, соблюдение которых обязательно при экстрадировании субъекта, находятся также:

  1. Вина запрашиваемого лица основательно доказана.
  2. Если наказуемый сбежал из государства после вынесения приговора, к запросу необходимо приложить приговор, который вынесен государством страны-просителя.
  3. Документально оформленные заверения страны-просителя в том, что судится выдаваемый будет лишь за то деяние, какое указано в запросе.

При несоблюдении перечисленных формальностей запрос будет отклонён.

УПК РФ обозначает обязательность наличия также таких условий:

  • преступление, совершённое преступником, наказывается сроком не менее одного года заключения под стражу;
  • вынесенный приговор представляет собой лишение свободы на время большее, чем 6 месяцев.

В других случаях вопрос об экстрадиции рассматриваться не будет.

Причины отказа

В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

  • субъект не может быть осуждён за деяние, если прошли сроки давности;
  • ему выдвинуто частное обвинение;
  • субъект получил официальное убежище в той стране, где находится;
  • имеются законные причины, которые делают экстрадицию невозможной.

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.

Это происходит в таких ситуациях:

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:

  1. Экстрадиция на определённое время (если над лицом ведётся следствие в РФ или оно отбывает наказание, а за это время может истечь срок давности по тому обвинению, из-за которого запрашивается его выдача).
  2. Отсрочка в экстрадиции (когда запрашиваемый субъект должен отбыть наказание в РФ за какое-либо преступление, и лишь затем он будет выдан для последующего суда).

То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.

В большинстве случаев в выдаче отказывают, если преступник является гражданином той страны, где он пытается скрыться от правосудия.

Механизм экстрадиции

Картина экстрадиции представляет собой цепь событий, в которых важную роль играет письменное оформление всех стадий процесса.

Она выглядит следующим образом:

  1. Передача сведений от государства-инициатора о том, что некое лицо разыскивается в связи с уголовным преследованием и есть основания полагать, что оно находится на территории запрашиваемой страны.
  2. В РФ организуется поиск и задержание субъекта запроса, и сообщение о выполнении задержания в страну, приславшую запрос.
  3. Получив уведомление о задержании искомого лица, страна направляет официальное подтверждение, что лицо ещё разыскивается и подозрение в его виновности не снято, и ходатайствует о заключении лица и содержании его под стражей до момента оформления запроса о выдаче и положительного решения данного вопроса.
  4. Дело передаётся в местную прокуратуру, куда пересылается и задержанный.
  5. Прокуратура действует согласно указаниям Генеральной прокуратуры. Для арестованного следует заключение под стражу, а правоохранительными органами выясняются обстоятельства, связанные с возможной экстрадицией.
  6. Инициатору розыска и ареста преступника даётся 40 дней на передачу запроса о выдаче преступного элемента. Если не поступил соответствующий запрос, то задержанный оказывается на свободе. В противном случае срок его заключения продлевается на установленный уголовно-процессуальным кодексом срок.
  7. В течение срока, когда подозреваемый находится под арестом, правоохранительные органы обязаны провести проверку на возможность экстрадиции данного лица.
  8. Если проверка подтверждает возможность и законность выдачи, подписывается соответствующий документ, о подписании которого обязательно должен быть извещён субъект, ожидающий экстрадиции.
  9. Если у государства имеются основания для отказа в выдаче, задержанный отпускается из-под стражи.
Читайте также:
Стоимость аренды автомобиля в Словении: топливо, дороги, парковки

Механизм подготовки выдачи чётко проработан и требует обязательного соблюдения всех формальностей, поскольку в международном праве страны стремятся избегать каких-либо неточностей в порядке осуществления многосторонних соглашений.

Принятие решения об экстрадиции и его обжалование

Когда вина преступника доказана и удовлетворены все условия, необходимые для реализации экстрадиции, решение о её назначении в России принимается генеральным прокурором либо лицом, исполняющим обязанности его заместителя.

О принятии решения о выдаче лица иностранному государству в обязательном порядке информируется субъект экстрадиции. При этом ему должны быть разъяснены все его права. В том числе и право обжаловать данное решение генпрокурора России.

Обжалование решения об экстрадиции в российском уголовном законодательстве предусмотрено четыреста шестьдесят третьей статьёй уголовно-процессуального кодекса.

Подать жалобу на подобное решение можно в течение десяти дней после его вступление в силу, которое происходит также через десять дней после принятия решения генеральным прокурором или его замом.

В случае поступления жалобы в судебную инстанцию не позднее чем в тридцатидневный срок предоставляются все материалы и доказательства по делу. На основании этих документов выносится одно из двух возможных решений:

  • оставить решение в силе, а жалобу не удовлетворять;
  • жалобу считать обоснованной, а прежнее решение прокурора отменить.

Когда решение остаётся в силе, начинается процедура передачи преступника органами РФ органам иностранного государства.

Когда решение об экстрадиции считается отменённым, задержанный субъект далеко не всегда получает свободу. Отказ в выдаче вовсе не означает, что лицо признано невиновным. Возможно наличие условий, препятствующих выдаче, хотя вина преступника очевидна и доказана.

В такой ситуации согласно Конституции России, а также отдельным пунктам международных соглашений судопроизводство происходит по российским законам. В соответствии с ними назначается и наказание, и отбывать его обвиняемому предстоит также на территории нашей страны.

Мировые тенденции

Большинство развитых государств прекрасно осознают угрозу спокойствию жителей планеты от распространяющейся преступности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что институт экстрадиции стремится к максимальному упрощению, чтобы преступление наказывалось по всей строгости закона страны, где оно совершено.

Кроме того, постепенно упрощается и документально-оформительская работа при проведении процедуры экстрадиции.

Выдача обнаруженного преступника какому-либо другому государству осознаётся как одно из средств противостояния распространению беззаконных деяний.

Всё это обусловлено:

  • развитием теории о необходимости международного сотрудничества;
  • стремлением погасить вспышки преступности.

Всё большее количество преступлений утрачивает статус политических, то есть таких, при которых невозможна выдача преступников, поскольку их результатом являются многочисленные жертвы.

Однако отдельные государства, находясь на стадии развития и нуждающиеся в притоке капитала, закрывают глаза на незаконное происхождение денежной массы и отказываются от выдачи преступников. Происходит это даже при доказанности вины последнего. При этом такие страны уклоняются от подписания соответствующих договоров и соглашений. Подобное поведение решительно препятствует борьбе с преступными элементами и порождает возможность скрыться от правосудия.

Проблема распространения экстрадиции является на сегодня весьма актуальной.

Есть ли экстрадиция в уголовном праве России

В попытках избежать наказания, преступник может воспользоваться возможностью скрыться, эмигрировав в страну, находящуюся в политической конфронтации со страной, где он совершил само преступление.

Но, в некоторых развитых государствах существует такое понятие в уголовном праве, как экстрадиция. О том, что же это означает и в каких странах этой экстрадиции пока ещё нет, вы узнаете, прочитав нашу статью.

Что такое экстрадиция

Экстрадиция является одной из форм сотрудничества на международном уровне между государствами, помогающая им бороться с преступностью. Простыми словами, это арест и последующая передача (по запросу) преступника или подозреваемого в совершении преступного деяния одним государством какому-либо другому. В случае США экстрадиция существует и между самими штатами этой страны.

В наше время у Российской Федерации есть порядка трёхсот международных договоров о юридической взаимопомощи с другими государствами. И как раз одним из этих соглашения и является экстрадиция. Помимо этого, в помощь входят следующие меры:

  • следственные досудебные расследования;
  • судебные мероприятия;
  • уголовное преследование в отношении преступников;
  • передача их с целью вынесения приговора.

В каких странах нет экстрадиции

Давайте посмотрим, в каких же странах экстрадиции в Россию пока ещё нет. Итак, когда лицо является подданным нижеперечисленных государств, России бессмысленно подавать запросы другому государству о выдачи какого-либо преступника гражданина:

  • Швеции;
  • Великобритании;
  • Америки;
  • Белоруссии;
  • Китая;
  • Украины;
  • Японии;
  • Польши.

Особенности экстрадиции

Стоит отметить, что особенностью экстрадиции является то, что она распространяется только на уголовников, то есть, людей, совершивших преступления, за которые предусмотрена исключительно уголовная ответственность. И для самой экстрадиции не имеют значения преступные деяния, связанные с гражданским либо административным видом ответственности.

Процедуру выдачи преступников нашему государству лёгкой не назовешь. Данную ситуацию усложняет очень низкий уровень доверия к нашему правосудию.

Западные страны чаще остальных стран во всём видят исключительно политический контекст и ставят под сомнение достоверность предоставляемых им фактов, если речь идёт о нашей стране. Такая картина имеет место быть даже в случае очевидности вины запрашиваемого преступника. Вот так, из-за недостаточного уровня доверия между странами, в экстрадиции может быть отказано.

Читайте также:
Достопримечательности Грузии с фото и описанием, карта

Но, когда преступление и доказательства достаточно серьёзные, и государствами заключено соответствующее соглашение, то в этой ситуации другая сторона не имеет права отказать в выдаче беглеца. В общем, это всё, что касается особенностей обмена преступниками, совершившими уголовно-наказуемые деяния, между разными государствами.

Экстрадиция в РФ

Согласно нормам, прописанным в ст. 13 УК России, граждане этой страны, совершив преступление на территории другой какой-либо страны, не подлежат выдаче этой стране. Но данное положение не отменяет уголовной ответственности и соответствующего ей наказания. По ст. 12 УК РФ данный гражданин подвергнется наказанию в соответствии с законодательством нашей страны.

В 13-ой статье УК РФ также прописано, что выдача касается только преступников, не имеющих определенного гражданства либо иностранных граждан, преступивших закон за пределами территории Российской Федерации, но пребывающих в РФ на момент запроса об экстрадиции.

Как мы видим, наше государство пока лишь частично приняло такой институт, как экстрадиция. Это основное отличие в этом плане России от стран, входящих в Евросоюз, между которыми действует взаимная обязанность по выдаче преступников.

Условия экстрадиции

Выдача преступников является правом, но не обязанностью государства. Обязанностью же она может стать только, если есть двусторонний договор о взаимной правовой помощи в уголовных делах. Экстрадиция осуществляется в отношении преступлений, определённых самим договором, в котором также прописаны все их критерии.

По традиции должно соблюдаться правило, называемое «двойной подсудностью». Иными словами, преступное деяние, из-за которого и запрашивается экстрадиция, должно признаваться таковым законодательствами обеих стран: запрашиваемой и запрашивающей.

Помимо этого, в соглашении прописываются условия, позволяющие отказать в выдаче преступника. К таковым, в основном, относятся обоснованные сомнения правительства запрашиваемой страны в том, что преследование происходит исключительно по мотивам политического характера.

Также могут отказать в выдаче, например, в том случае, если преступник после этого может быть казнён или же подвергнут каким-либо пыткам и неприемлемым унижениям.

Полный список причин для отказа мы приведём чуть позже, в отдельном пункте данной статьи. А пока перечислим все условия, которые должны быть соблюдены в случае экстрадиции при участии, непосредственно, нашей страны:

  1. Наличие двухстороннего соглашения между Россией и иной страной об экстрадиции.
  2. Отсутствие гражданства РФ у лица, которое просят выдать. Подданные нашей страны, которые совершили уголовно наказуемое деяние в другой стране, но в момент запроса о выдачи находятся на территории РФ, выдаче подлежать не будут (ч. 1 ст. 13 УК ст. 61 ч.1 Конституции РФ).
  3. Наличие у преступника гражданства запросившей его экстрадицию страны. В случае наличия у него двойного гражданства могут возникнуть определённые сложности. В качестве примера можно вспомнить случай экстрадиции в прошлом году из Минского СИЗО блогера с российско-израильским гражданством.
  4. Наличие неоспоримой доказательной базы того, что данное лицо совершило уголовное деяние, в котором его обвиняют.
  5. Преступление, в котором данное лицо обвиняется также должно быть уголовно наказуемым деянием, согласно законам обоих государств.
  6. За данное преступное деяние должна предусматриваться мера наказания в виде лишения свободы не менее, чем на год, а для того, чтобы приговор был исполнен – преступника должны лишить свободы не менее чем на полгода.
  7. Со стороны другого государства должны быть гарантии того, что выдаваемое лицо будет преследоваться исключительно за указанный в запросе вид совершённого преступления и сможет покинуть территорию данного государства по завершению уголовно-процессуальных действий, и не будет передаваться никакому третьему государству.
  8. Должны быть также и гарантии того, что к преступнику не будут применяться пытки, какие-либо унижающие процедуры или же смертная казнь.
  9. Представитель государства, которое запрашивает выдачу преступника, имеет неопровержимые доказательства, указывающие на вину данного лица.

Отказы

Основными причинами для отказа в выдаче могут быть:

  1. Отсутствие доказательной базы виновности данного человека.
  2. Нарушение установленного регламента подачи самого запроса о выдачи.
  3. Лицо, выдачу которого запрашивают, не является подданным государства, которое это запрос подаёт.
  4. Экстрадиция нарушает условия, рассмотренные нами в отдельном пункте.

Для передачи лица властям другого государства необходимо наличие решения Генеральной прокуратуры. И лишь в этом случае международная экстрадиция возможна.

Как принимается решение

Когда доказана вина и все условия экстрадиции соблюдены, принимается решение о выдаче. В нашей стране такое решение принимает, главным образом, генеральный прокурор либо же иное лицо, исполняющее обязанности его заместителя.

О том, что решение об экстрадиции принято, в обязательном порядке, сообщается субъекту выдачи. Также ему в этот момент разъясняются его права, включая право на обжалование данного определения генерального прокурора Российской Федерации.

Обжалование

Согласно ст. 463 уголовно-процессуального кодекса РФ, решение об экстрадиции подлежит обжалованию. Подать жалобу можно через 10 дней с момента принятия данного решения о выдачи ген. прокурором либо же его заместителем.

Когда подобная жалоба поступает непосредственно в судебную инстанцию, то в течение одного месяца необходимо предоставить все возможные доказательства и абсолютно все необходимые материалы по данному вопросу.

И уже основываясь на предоставленную информацию и документацию и выносят одно из двух следующих определений:

  1. Жалоба признаётся обоснованной, а прежнее решение генпрокурора аннулируется.
  2. Принятое ранее прокурором решение остаётся в силе, а жалоба не удовлетворяется. В этом случае начинается процедура экстрадиции лица, совершившего преступление, органам власти России соответствующим органам другой страны.

Ну а что касается первого случая, когда определение об экстрадиции отменяется, преступника освобождают далеко не всегда. Отказ совсем не означает, что его вдруг признали невиновным. Возможно, в ходе самого судебного разбирательства были обнаружены какие-то условия, препятствующие этой выдаче, в то время как виновность самого человека очевидна и вполне доказана.

Читайте также:
Какие деньги брать в Турцию

И в этом случае, судебное делопроизводство будет проходить по законам РФ и наказание будет назначено также в соответствии с этими законами. Ну и само собой, отбывать своё наказание преступник также будет на территории Российской Федерации. Об этом прописано в Конституции нашей страны, а также в отдельных пунктах различных международных соглашений.

Процедура экстрадиции

Как мы уже говорили ранее, для осуществления экстрадиции, для начала необходимо, чтобы между самими государствами было соответствующее двустороннее соглашение. Но, помимо этого есть еще и порядок о выдачи преступника или же только подозреваемого правоохранительным органам другой страны. Рассмотрим весь процесс пошагово:

  1. Подаётся запрос другому государству. На его рассмотрение отведено около сорока дней с момента произведённого задержания подозреваемого лица.
  2. Производится экстрадиция, но пока только в местную прокуратуру либо другую предназначенную для этого структуру. Именно там и будет выбираться мера наказания в будущем.
  3. На этом шаге сторона, передающая подозреваемого, проверяет все основания, способные разрешить либо запретить осуществление данной процедуры.
  4. После первых трёх шагов, принимается определение удовлетворить или отклонить заявку на выдачу.
  5. В случае разрешения экстрадиции, это определение закрепляется специальным постановлением.
  6. И только теперь обвиняемого человека ставят в известность об экстрадиции. Как мы уже говорили ранее, у него также есть возможность обжалования этого решения в течение десятидневного срока.
  7. В том случае, если запрос об экстрадиции отклонён, встречная сторона также может подать кассационную жалобу в течение одной недели.

Заключение

Из этой статьи вы узнали об условиях и специфики процесса экстрадиции. Но, стоит отметить, что в наше время далеко не все государства в достаточной степени доверяют друг другу. И по этой причине, сам институт экстрадиции развит пока не в полной мере. Но, учёные умы и аналитики уверяют, что такая нехорошая тенденция будет сломлена уже в обозримом будущем, в силу постоянного роста преступности международного масштаба.

Регулирование института экстрадиции в современном мире

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 10.07.2017 2017-07-10

Статья просмотрена: 1150 раз

Библиографическое описание:

Мокина, А. А. Регулирование института экстрадиции в современном мире / А. А. Мокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/161/45075/ (дата обращения: 29.12.2021).

Одной из самых актуальных проблем современного «мира без границ» является практически полное отсутствие каких-либо ограничений для пересечения преступниками границ различных государств с целью избегания правосудия. Данное обстоятельство является причиной роста количества запросов о выдаче преступников, и ситуация в Российской Федерации не является исключением. По мнению автора, наличие такой ситуации указывает, что в российской правовой системе существует потребность реформирования порядка осуществления процедуры экстрадиции, как на международном, так и национальном уровнях.

В статье автор ставит вопрос о необходимости улучшения российского уголовно-процессуального законодательства посредством внедрения специального стандартного регулирования, которое поспособствует наиболее благоприятной и эффективной регламентации процедуры выдачи преступников.

Ключевые слова: международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, пробелы в российском законодательстве, институт экстрадиции, выдача для уголовного преследования, принцип взаимности государств

Процесс становления института выдачи в России имеет свои характерные признаки. Первые упоминания о данном институте в России связаны с эпохой раннего средневековья, а именно с Договором о мире и дружбе, заключенным киевским князем Олегом с Византией в 911 году [1, с. 22–23]. Также подобные договоры были заключены с греками киевскими князьями Игорем в 944 году и 945 году и Святославом в 971 году [1, с.22–23]. До проведения судебной реформы в 1864 году институт экстрадиции в России практически не развивался. Западноевропейские страны не доверяли российскому правосудию, которое имело обвинительный уклон и практически не предоставляло защиту лицам, обвиняемым в совершении различных преступлений, и именно поэтому не заключали с Россией никаких договоров, которые касались бы вопросов выдачи. Однако после 1864 года ситуация изменилась из-за ряда определенных обстоятельств. Прежде всего, это связано с проведением в России судебной реформы, в результате которой в нашем государстве появился институт адвокатуры. Другие государства убедились, что обвинительный уклон сошел на «нет», и обвиняемые могут получить должную и эффективную защиту своих прав. Помимо этого, западноевропейские страны были вынуждены вступить в договорные отношения с нашим государством по вопросам выдачи, в связи с расширением возможности перемещения людей. В этот период времени Россия заключила несколько двусторонних экстрадиционных договоров (например, с Нидерландами в 1867 года [1, с.22–23], с Италией в 1871 года [1, с. 22–23]).

Первым специальным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок осуществления выдачи, является Закон Российской империи «О выдаче преступников по требованию иностранных государств», который был принят в 1911 году [8, с.143–147]. Данный закон, по мнению автора, обладает высоким уровнем юридической техники, как для своего периода времени, так и для современности. Главными задачами законодателя являлись:

1) Определить категории лиц, которые могут подлежать выдаче за совершение преступления;

2) Определить преступные деяния, в связи с совершением которых лицо могло подлежать выдаче;

3) Установить четкий порядок осуществления выдачи;

4) Определить условия, при наличии которых осуществление выдачи невозможно или при наличии которых может быть отказано в выдаче;

Указанные выше задачи были успешно выполнены, в результате чего законодательно были закреплены принцип взаимности, принцип двойного вменения, принцип истечения срока давности и т. п.

Читайте также:
Куда лучше поехать отдыхать в Западной Африке в 2022 году - варианты

В целом, содержание Закона не уступает современному национальному законодательству об экстрадиции. По мнению автора, Закон является хорошим примером возможной правовой регламентации данного института. К сожалению, соответствующий акт просуществовал недолго, а именно до Октябрьской революции 1917 года. Впоследствии в России так и не был принят специальный нормативный правовой акт, касающийся института экстрадиции. Тем не менее, на протяжении существования СССР были подписаны двусторонние договоры с другими государствами, определяющие порядок осуществления выдачи (например, Договор между СССР и Греческой республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1981 года [2, с. 138–152]). По мнению автора, советская власть осознала необходимость сотрудничества с другими странами, несмотря на довольно сложные отношения в мировом сообществе.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый специальный правовой акт, регламентирующий порядок осуществления выдачи. В большинстве случаев правоприменители используют Европейскую конвенцию «О выдаче» 1957 года [4, с. 2348], Минскую конвенцию от 1993 года [6, с. 1472] и иные многосторонние договоры, участницей которых является РФ. Автор статьи обращает внимание, что Российская Федерация не является участницей Кишиневской конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» 2002 года [5], поэтому она не применяется при регулировании отношений между Россией и другими странами. Наравне с указанными соглашениями действуют многочисленные двусторонние договоры РФ (например, Договор между Российской федерацией и Республикой Ангола о выдаче 2006 года [3, с. 681] и пр.).

Отсутствие специального правового акта порождает как минимум две проблемы. Первая проблема связана с тем, что с точки зрения доктрины национальный закон о порядке и условиях осуществления процедуры экстрадиции должен приобретать статус директивного указания для государства при заключении таких соглашений [1, с.36]. В связи с этим можно утверждать, что в современной России нет ни одного соглашения, которое принималось бы в соответствии с едиными стандартными указаниями.

Вторая проблема намного обширней и серьезней. В отношении с теми или иными странами не всегда удается применить международные правовые акты, которые были приведены выше. Основными причинами являются отсутствие двустороннего международного договора между государствами, а также отстраненность некоторых государств от приведенных выше многосторонних международных договоров. Поэтому зачастую между странами устанавливается принцип взаимности, обусловленный взаимным волеизъявлением сторон. По мнению автора, именно в этот момент правоприменители должны использовать национальное законодательство для регламентации процедуры выдачи. Если обратиться к российскому законодательству относительно института экстрадиции, то можно увидеть печальную картину: на данный момент в России общее регулирование процедуры выдачи установлено в:

1) статьях 63, 64 Конституции РФ [7];

2) статье 13 Уголовного кодекса РФ [10, с.2954]

Необходимо отметить, что в части регулирования института выдачи соответствующие нормативные правовые акты противоречат друг другу. Порядок, условия и другие вопросы института экстрадиции детально регламентированы только Уголовно-процессуальным кодексом РФ (главы 54–55) [11, 4921]. Тем не менее, автор отмечает, что в Уголовно-процессуальном кодексе РФ содержится всего 14 статей, которые не полностью, а лишь частично регламентируют процедуру выдачи преступников. Безусловно, данного регулирования недостаточно для разъяснения такой сложной процедуры, как экстрадиция. Правоприменитель пришел к такому же выводу, поэтому в 2012 году Пленум Верховного суда РФ принял Постановление № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» (далее — Постановление № 11) [9], в котором разъяснил такие моменты, как: понятие принципа взаимности, порядок определения процессуальных сроков, порядок рассмотрения запроса о выдаче и многое другое. К примеру, в пункте 3 Постановления № 11 принцип взаимности раскрывается следующим образом:

«При отсутствии международного договора Российская Федерация может выдать, передать лицо иностранному государству, признать приговор суда иностранного государства на основе принципа взаимности, в соответствии с которым от иностранного государства можно ожидать, что в аналогичной ситуации такое государство выдаст Российской Федерации лицо для осуществления уголовного преследования или исполнения приговора, передаст гражданина Российской Федерации, осужденного судом указанного иностранного государства, для отбывания наказания в Российской Федерации…» [9].

Помимо этого, стоит отметить, что перечень сведений, которые должны содержаться в запросе о выдаче Российской Федерации лица, по большей части регламентируется именно сложившейся практикой, а не Уголовно-процессуальным кодексом и иными актами. По мнению автора, такие важные моменты должны быть закреплены на уровне закона. Учитывая тот факт, что постановления Пленума ВС РФ не являются источниками права в правовой системе Российской Федерации, автор считает, что в данных условиях существует необходимость принятия единого специального нормативного акта, который урегулировал бы возникающие на практике противоречия и проблемы в сфере института экстрадиции.

Таким образом, в современном мире, который все больше становится «миром без границ», необходимо как можно тщательней регулировать вопросы, связанные с институтом экстрадиции, особенно на национальном уровне. Анализируя сложившуюся практику, окружающее общество и процесс реформирования законодательства в сфере регулирования института выдачи, можно сделать вывод о том, что этот вопрос очень актуален, поэтому требует незамедлительного вмешательства со стороны, как государства, так и общества. Решая проблемы внутреннего законодательства, можно обеспечить сохранность и защищенность прав и законных интересов лиц, вовлеченных в процедуру экстрадиции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: