До какого года продлена бесплатная приватизация земельного участка?

«Дачная амнистия»: как оформить дачную собственность в 2022 году

«Дачная амнистия» снова продлена. У вас еще остается шанс оформить в собственность дачную недвижимость на выгодных условиях.

Содержание

«Дачную амнистию» снова продлили. Вопрос остается актуальным для многих россиян. Рассказываем о нюансах и особенностях, на которые нужно обратить внимание.

Что такое «дачная амнистия»?

Что значит «дачная амнистия»? «Дачная амнистия» на земельный участок или дачное строение – это упрощенный порядок оформления собственности на различные объекты недвижимости: участки, дома, бани, нежилые помещения и т. д. Она действует с 1 сентября 2006 года, но вопрос по-прежнему остается актуальным для многих россиян. Поэтому осенью 2022 года действие закона снова продлили. Таким образом, «дачная амнистия» продлена до 2026 года (закон о внесении изменений – Федеральный закон от 08.12.2022 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).

Упрощенный порядок оформления права собственности доступен для тех, кто владеет правами на земельный участок, на котором расположены строения. Оформить здания или участок в собственность можно, предоставив три документа: на право владения участком, технический план на дом и декларация, которую владелец заполняет самостоятельно.

Какие объекты вы можете зарегистрировать

По упрощенной системе можно зарегистрировать уже существующие объекты или здания, которые начали без разрешительных документов строить до 4 августа 2018 года. В данном случае имеются в виду:

  • Жилой дом.
  • Летний дачный дом.
  • Садовый домик.
  • Хозяйственные постройки (баня, сарай, дом под склад).
  • Гараж.

Это должны быть капитальные строения, то есть такие, которые имеют связь с землей (фундамент) и не могут быть перемещены без нанесения им вреда. То есть регистрировать дачный туалет как отдельную постройку не надо. А капитальную баню – требуется.

Как определить, что объект не капитальный? Вот основные признаки:

  • Постройка сборно-разборная.
  • Предполагается, что ей будут пользоваться короткий срок (например, большой тент на участке).
  • Нет фундамента.
  • Нет стационарных коммуникаций.

Обратите внимание на то, что в новую редакцию закона включили и жилые дома, построенные на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. При этом к жилым домам, подпадающим под «дачную амнистию», предъявляются определенные требования. Высота дома не должна быть более 20 м, максимальное количество этажей – три. Жилые комнаты в регистрируемом объекте должны быть отделены от бытовых, в них требуется наличие возможности поддерживать температуру не менее 18˚C.

Регистрация дома по «дачной амнистии»

Подавать документы необходимо в МФЦ или непосредственно в Росреестр. Сделать это требуется лично – чтобы сразу на месте сотрудник, принимающий заявку, проверил их корректность и наличие всех нужных бумаг.

Необходимые документы для «дачной амнистии»

Как мы уже упоминали, требуется всего три документа:

  • Правоустанавливающий на земельный участок.
  • Технический план на постройку (составляется кадастровым инженером).
  • Заполненная декларация.

Особенности оформления гаражей, бань и хозпостроек

Эти строения должны быть капитальными (то есть с фундаментом). Других серьезных ограничений нет, ни на высоту, ни на этажность. Так как это не те помещения, в которых планируют жить, возможность поддержания в них определенной температуры тоже не требуется.

Стоимость оформления домов по дачной амнистии

При подаче заявки необходимо оплатить госпошлину, которая на момент написания статьи составляет 350 рублей. Другие траты не требуются, если не учитывать расходы на кадастрового инженера. Но важно учитывать вот какой момент: зарегистрировать объект, который нарушает какие-либо нормы или требования, не получится – придется сначала исправлять все несоответствия. А это, конечно, потребует определенных денежных вложений и времени. Поэтому, если вы только планируете строить дом или баню или хотите капитально перестроить какое-либо здание на участке, уделите особенно тщательное внимание тому, чтобы строение соответствовало всем требованиям. Это избавит вас от множества проблем в дальнейшем.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Бесплатная приватизация земельного участка: кому полагается, как оформляется и до какого года продлена?

Приватизация позволяет перевести земли, находящиеся во владении государства или муниципалитета, в личную собственность. Проведение данной процедуры необходимо для получения гражданином права распоряжаться земельным участком (ЗУ) по своему усмотрению. Законодательством РФ предусмотрена возможность бесплатной передачи ЗУ в частные руки.

  1. Когда началась в России?
  2. С какой целью землю начали переводить в собственность граждан?
  3. До какого года продлена бесплатная процедура?
  4. Что будет после окончания этого срока?
Читайте также:
Виза: что это, зачем нужна и как её получить в 2022 году

Когда началась в России?

В октябре 2001 года обновлённый Земельный кодекс РФ, который осуществляет регулирование всевозможных земельных правоотношений, был введён в действие. Именно в нём прописано (ФЗ № 137 от 25.10.2001 г. и ФЗ №171 от 23.06.2015 г.), что получить ЗУ во владение можно двумя способами:

  • путём его приобретения;
  • путём приватизации ЗУ, находящегося на балансе государства или муниципалитета.

Следует отметить, что приватизировать можно участки, которые получены в бессрочное пользование или находятся в пожизненном наследовании, а также являющиеся садовыми или дачными (о порядке приватизации земли в садовом товариществе написано тут). Главное их отличие в том, что в доме, построенном на дачном ЗУ, гражданин имеет право зарегистрировать своё проживание.

Закон запрещает оформлять в собственность:

  • наделы, находящиеся в особо охраняемых природных зонах (заповедниках, национальных парках);
  • земли с объектами общедоступного пользования (парки, пляжные зоны и т.п.);
  • изъятые из оборота ЗУ;
  • части водного или лесного фонда.

С какой целью землю начали переводить в собственность граждан?

До проведения в 1990 году земельной реформы (закон «О земельной реформе» от 23.11.1990 г. № 374-1) все земли страны принадлежали государству. При этом граждане платили налог, могли строить дома, другие постройки и оформлять право собственности на них. Однако на этом их возможности и ограничивались.

Земельная реформа, начало которой было положено в 1989 году была направлена главным образом на то, чтобы добиться наиболее эффективного использования земель, а также цель её состояла в повышении производственного и социального потенциала ЗУ нашей страны.

Впервые в истории России земля стала объектом гражданских правоотношений и объектом недвижимости с выходом в 1993 году Указа президента «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Принятый в 2001 году Земельный кодекс стал завершающим этапом Земельной реформы, сделав приватизацию земли доступной каждому гражданину.

До какого года продлена бесплатная процедура?

Физическое лицо при соблюдении некоторых условий имеет право приватизировать ЗУ бесплатно – но только один раз в жизни. Такая возможность существует благодаря «Дачной амнистии» (не является официальным термином; означает упрощённый порядок оформления участков в собственность) и принятому в 2015 году Федеральному Закону о регистрации недвижимости.

Безвозмездно провести приватизацию могут:

  • граждане, оформившие договор о бесплатном пользовании землёй на срок не менее 6 лет (по прошествии 5 лет возможна приватизация);
  • многодетные семьи, инвалиды I и II групп, военнослужащие, Герои Советского Союза и РФ, ветераны боевых действий и другие категории граждан, попадающие под определённые социальные гарантии;
  • владельцы объектов на ЗУ, а также гаража в гаражном кооперативе, получивших их в собственность до 25.10.2001 г (как приватизировать землю под гаражом?);
  • лица, арендующие данный ЗУ в соответствии с договором, составленным до 25.10.2001 г (как приватизировать землю, взятую в аренду?);
  • лица, получившие землю в бессрочное пользование и имеющие в собственности постройки на ЗУ.

Вновь выделенный участок земли, к которому заинтересованное лицо ранее не имело никакого отношения (не арендовало, не обрабатывало, не возводило какие-либо постройки) бесплатной приватизации не подлежит!

Разберемся, до какого года можно приватизировать землю бесплатно, на основании какого документа этот срок продлен и когда заканчивается. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. крайний срок, до какого в России физические лица имеют право оформить землю в собственность бесплатно и по упрощённой схеме с минимумов требуемых документов, продлили до конца декабря 2022 года (какие необходимы документы для приватизации ЗУ?). Это относится к землям, предназначенным для ведения сельского хозяйства, огородства и садоводничества (о приватизации земель сельхозназначения читайте тут).

Что будет после окончания этого срока?

Когда закончится срок действия права бесплатной приватизации земли, её можно будет провести только на платной основе (сколько стоит приватизировать ЗУ?). Затраты будут определяться несколькими параметрами:

  • кадастровая стоимость участка;
  • рыночная стоимость аналогичных ЗУ;
  • место расположения участка и другими коэффициентами.

Подводя итог отметим, что государство, заинтересованное в эффективном использовании земель, идёт навстречу своим гражданам, предоставляя (хоть и временную) возможность безвозмездного оформления земельных участков в собственность путём процедуры приватизации.

Читайте также:
Фотографии Оркнейских островов

Однако эта процедура не является обязательной, поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно оценить все свои возможности, преимущества и риски – и сделать выбор, прибегать к приватизации своего участка или нет. Главное, успеть это сделать на самых выгодных для себя условиях – до конца декабря 2022 года.

Бесплатная приватизация земельных участков: особенности и условия проведения процедуры

Право на бесплатную приватизацию отдельных земельных участков было предоставлено гражданам РФ еще несколько лет назад, однако за этот период далеко не все землевладельцы успели оформить права собственности на данную недвижимость.

В связи с этим программа бесплатной приватизации снова была продлена, на этот раз с крайним сроком до 2022 года. Поэтому стоит рассмотреть условия, на которых реализуется эта программа, и краткий порядок действий для этого.

  • Законодательные основания
  • Кто имеет право и в какой срок
  • Порядок действий и необходимые документы
    • Подготовка необходимых документов
    • Подача документов в уполномоченный орган
    • Ожидание решения
    • Регистрация перехода права собственности

Законодательные основания

Прежде всего, стоит определить, что представляет собой льготная (или упрощенная) приватизация. Под ней понимается процедура по оформлению прав частной собственности на земельный участок, которым гражданин владеет на других правах (а полные права собственности на него находятся у государства или муниципалитета).

Это связано с тем, что владельцы относятся ко льготной категории граждан или используют участок достаточно долго для того, чтобы стать его полноценными собственниками. Очевидно, что безвозмездность этой сделки ограничивает число ее участников только строго определенными в законодательстве категориями.

Изменения, которые непосредственно коснулись вопроса приватизации земельных участков, на законодательном уровне произошли относительно недавно, а именно в 2016 году. Именно с 01.03.2016 года был введен в действие Закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Данный документ отменил некоторые статьи Земельного кодекса и внес ряд изменений в порядок и условия приватизации земли.

В отдельных статьях этого нормативно-правового документа перечислены конкретные основания, когда данная процедура становится возможна, а также необходимые условия для этого.

Кто имеет право и в какой срок

Процесс бесплатной приватизации земельных участков (а также некоторых расположенных на них объектов недвижимости) получил среди граждан негласное название «дачной амнистии» (это касается участков различных садоводческих и дачных товариществ).

В последний раз изменения произошли в 2015 году — тогда возможность оформить в собственность землю была продлена до 2022 года. Для расположенных на них объектов недвижимости (чаще всего это дома) временные рамки несколько меньше — до 2018 года. Стоит отметить, что в законодательстве имеется ограниченный перечень оснований, которые дают право на бесплатную приватизацию земли.

Данные основания включают в себя:

  1. Наличие у гражданина участка на правах постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. В этом случае обязательным условием является тот факт, чтобы у него также были оформлены права собственности на жилую недвижимость, которая располагается на этом наделе.
  2. Оформление земли в аренду с целью ИЖС или ЛПХ. При этом также имеется условие — участок должен быть оформлен в аренду до введения в действие нового Земельного кодекса (что произошло в 2001 году).
  3. Включение заявителя в состав членов какого-либо садоводческого или гаражно-строительного кооператива. В данном случае процедура приватизации является максимально упрощенной.
  4. Принадлежность землевладельца ко льготной категории. Такие категории устанавливаются на законодательном уровне, причем как на федеральном, так и на региональном.

В частности, к ним могут быть отнесены:

Уточнить информацию о наличии подобного рода льготы или принадлежности гражданина ко льготной территории он может в администрации того населенного пункта, где он проживает (или где расположен тот участок, который он хочет приватизировать).

Также стоит учесть, что существует определенный перечень земель, которые не подлежат приватизации ни при каких условиях. В частности, это земли лесного и водного фондов, общественные, зараженные опасными веществами, имеющие природоохранное значение и т. п.

Порядок действий и необходимые документы

Для реализации права на бесплатную приватизацию участка землевладельцу необходимо, прежде всего, убедиться в наличии у себя оснований для этого. Если данные основания действительно имеются, алгоритм действий будет следующим:

Подготовка необходимых документов

Пакет бумаг включает в себя:

  • заявление (установленной формы документа нет, но образец, как правило, можно получить в органе обращения);
  • паспорт заявителя (копия);
  • документ, на основании которого он владеет участком (например, это может быть договор аренды или акт администрации населённого пункта о выделении земли);
  • правоустанавливающие бумаги на строения, находящиеся на территории надела (при наличии);
  • кадастровый паспорт (предоставляется только при условии, что участок включен в государственный кадастр);
  • выписка из ЕГРП, которая с 2017 года заменила кадастровый паспорт (стоит учесть, что срок ее действия составляет 1 месяц со дня получения).
Читайте также:
В чем разница между двойным гражданством и двумя гражданствами?

В зависимости от ситуации могут потребоваться и некоторые другие документы, поэтому их точный перечень стоит заранее уточнить в том органе, куда будет происходить обращение. В случае предоставления копий они должны подаваться вместе с оригиналами или быть заверенными должным образом (то есть нотариально).

Подача документов в уполномоченный орган

Как правило, рассмотрением данного вопроса занимается специальный земельный отдел или департамент органа местного самоуправления. В каждом конкретном населенном пункте этот отдел может носить свое название.

Ожидание решения

Минимальный срок рассмотрения составляет 14 дней с момента подачи заявления, однако в отдельных случаях он может быть и продлен. В случае отказа в приватизации это решение обязательно должно быть обосновано, в случае положительного решения стороны могут переходить к оформлению необходимых документов.

В последней ситуации заявитель получает официальное решение о предоставлении земли в собственность, которое является основанием для дальнейшей государственной регистрации этого права.

Физические лица имеют право оплатить земельный налог через интернет. Пошаговую инструкцию вы найдете в нашей статье.

Предоставление земли в пользование имеет свои особенности. Подробнее читайте здесь.

Регистрация перехода права собственности

Данная процедура является обязательной и осуществляется в специальном органе — Росреестре. Для этого землевладельцу необходимо подготовить и предоставить в регистрационный орган определенный пакет документов и обязательно оплатить государственную пошлину.

По окончании процесса приватизации гражданину будет выдан документ, подтверждающий его права на участок — свидетельство о праве собственности на землю. Именно это свидетельство и будет главным документальным основанием того, что теперь участок находится в его частной собственности. После этого он получает практически ничем не ограниченные (кроме законодательства) права на пользование и распоряжение данным видом недвижимости.

Дачная амнистия в 2022 году: как упрощенно зарегистрировать дом

В конце 2022-го в России в очередной раз продлили действие дачной амнистии, срок которой истекал 1 марта 2022 года. Упрощенный порядок оформления прав граждан на индивидуальные жилые и садовые дома продлен еще на пять лет — до 1 марта 2026 года. Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин.

Дачная амнистия действовала в России 14 лет (с 1 сентября 2006 года) и продлевалась много раз. Последний раз закон был пролонгирован до марта 2022 года, поскольку дачная амнистия прекратила свое действие 1 марта 2019 года в результате садово-огородной реформы в стране, когда была введена система уведомлений о начале и окончании строительства.

Рассказываем, почему этот закон важен для дачников, какие новые изменения содержатся в нем и как теперь воспользоваться упрощенным порядком регистрации дома.

Упрощенный порядок

В соответствии с законом, для регистрации права собственности на дачные дома в упрощенном порядке, как и раньше, необходимо предоставить в местные регистрационные органы (Росреестр) документы на земельный участок и техплан объекта, подготовленный кадастровым инженером.

Подать документы в Росреестр граждане могут самостоятельно любым удобным способом: в бумажном виде — по почте с уведомлением о вручении, лично обратившись в орган регистрации прав или в МФЦ, а также в электронном виде. Пошлина за госрегистрацию составляет 350 руб.

Новый закон расширил действие амнистии

Раньше под дачную амнистию подпадали садовые дома и хозяйственные постройки на участках, предоставленных для садоводства и дачного хозяйства. На землях для ИЖС или личного подсобного строительства в границах населенных пунктов требовалось разрешение. Теперь же в упрощенном порядке можно оформить права собственности на дом и на землях под ИЖС, и для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта.

Переходный период

Дачную амнистию усложнили. В новом законе введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2026 года — в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются. После 1 марта 2026 года оформить права на дом можно будет только в судебном порядке. Это должно стать мотивацией для граждан к возобновлению строительства жилых домов и позволит без лишних сложностей оформить права на строящуюся недвижимость, считают авторы законопроекта.

Читайте также:
Самое интересное в Мадриде: что посмотреть и посетить туристам

Новые требования к домам

Закон распространил действие амнистии на земли ИЖС. Чтобы не допустить строительства на участках, не соответствующих требованиям к объектам ИЖС, законом предусмотрено, что возводимое здание должно соответствовать параметрам индивидуального дома, определенным Градостроительным кодексом.

Какой дом можно построить на землях ИЖС

По закону на садовых участках и землях для индивидуального жилищного строительства можно построить дом высотой не более 20 м и не более чем с тремя наземными этажами. Максимальная площадь жилого или садового дома не ограничивается. При строительстве дома площадью до 500 кв. м нужно уведомить местные власти сначала о планах, а потом о завершении строительства. Если же его площадь более 500 кв. м, придется разработать и согласовать проектную документацию, провести ее экспертизу и получить разрешение на ввод в эксплуатацию.

Стоимость кадастровых работ

В прошлой редакции закона введено бессрочное право российских субъектов устанавливать предельные цены кадастровых работ, необходимых для подготовки технического плана. Она действует в отношении не только земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, но и в отношении участков для индивидуального гаражного и жилищного строительства и расположенных на них объектах недвижимости. Также органы власти будут обязаны сами заниматься образованием земельного участка (под жилыми домами, построенными до 1 марта 2005 года), его межеванием и постановкой на кадастровый учет.

8 декабря 2022 года Госдума приняла закон, позволяющий дачникам заказывать комплексные кадастровые работы. Это снизит вероятность реестровых ошибок, риск возникновения земельных споров между соседями и сэкономит деньги собственников недвижимости.

Садовые товарищества

Садоводческие и огороднические товарищества смогут бесплатно зарегистрировать земельные участки, которые находятся в публичной собственности и предоставлены товариществу для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства. Такая норма будет действовать в отношении тех объектов, которые находились в публичной собственности до вступления в силу Земельного кодекса (до 2001 года). Таким образом, земли общего пользования можно будет оформить в общедолевую собственность членов товарищества.

После окончания амнистии

Новый закон направлен на вовлечение в гражданский оборот жилой недвижимости. Это позволит увеличить собираемость налогов на местах и положительно скажется на развитии частного жилого сектора. Без зарегистрированных прав будет невозможно продать, подарить, передать по наследству или застраховать имущество. После окончания дачной амнистии недвижимость, возведенная без разрешения, может быть признана самостроем и снесена по решению суда.

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

Читайте также:
Как получить гражданство Украины: условия и основания для получения россиянину (в том числе ребенку, по упрощенной схеме, через брак

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Читайте также:
Потрясающие достопримечательности Львова

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Приватизация земельного участка под частным домом в 2022 году

Нередко встречается ситуация, когда земля под частным домом не оформлена как собственность владельцем жилья. В таком случае его сложно назвать полноценным хозяином недвижимости, так как он пользуется участком, принадлежащим местным властям.

Для устранения подобной ситуации действующее законодательство допускает возможность бесплатно приватизировать земельный участок под жилым домом. Она введена достаточно давно и доступна любому российскому гражданину. Основания и процедура бесплатной приватизации, необходимые для этого документы, а также другие вопросы, связанные с оформлением земли в собственность, подробно рассматриваются в статье.

  • 1 Необходимость приватизации
  • 2 Правовое регулирование вопроса
  • 3 Основания для бесплатной приватизации
  • 4 Причины возможного отказа
  • 5 Порядок приватизации
    • 5.1 Этап №1. Формирование комплекта документов
    • 5.2 Этап №2. Оформление и подача заявления
    • 5.3 Этап №3. Межевание участка
    • 5.4 Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом
    • 5.5 Этап №5. Госрегистрация права собственности
  • 6 Длительность приватизации
  • 7 Сопутствующие расходы
  • 8 Приватизация земли в рамках дачной амнистии
  • 9 Особенности приватизации при нескольких хозяевах
  • 10 Вывод

Необходимость приватизации

Отсутствие оформленного права собственности на землю под домом заметно ограничивает возможности для продажи, обмена, сдачи в аренду или совершения других сделок с жильем. Дело в том, что далеко не каждого потенциального покупателя или арендатора устроит участок, который не принадлежит владельцу дома, а находится в его распоряжении на основании каких-либо других прав, например, аренды или бессрочного пользования.

Читайте также:
Нужна ли виза и загранпаспорт для въезда в Финляндию россиянам

Еще одним важным моментом становится неоднозначность трактовки действующим законодательством. Последнее воспринимает дом и землю под ним как единый объект недвижимости. Отсутствие права собственности на участок означает нарушение этого принципа.

В то же время необходимо отметить, что рассматриваемое мероприятия не относится к обязательным. Владелец жилья самостоятельно решает, воспользоваться правом на приватизацию земельного участка под домом или нет. Положительный ответ на этот вопрос позволяет получить полный контроль над объектом недвижимости и распоряжаться им по своему усмотрению.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ . Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2022 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2022 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2022 года.

Основания для бесплатной приватизации

Законодательство предусматривает два возможных варианта оформления прав собственности на земельный участок. Менее выгодным для будущего владельца становится выкуп земли, который осуществляется по кадастровой стоимости.

Основанием для запуска второго варианта – бесплатной приватизации – выступают:

  • заключенный с муниципалитетом арендный договор или соглашение о бессрочном пользовании землей;
  • выделение участка под один из двух видов разрешенного использования — ЛПХ или ИЖС;
  • участие в так называемой дачной амнистии;
  • право на получение социальных льгот от государства (для участников ВОВ, малоимущих, членов многодетных семей и т.д.);
  • владение домом до 1991 года включительно;
  • принадлежность участка к землям дачного кооператива, садоводческого товарищества или огородничества.

Данный перечень охватывает значительную часть земельных участков, находящихся под частными домами. Поэтому в большинстве случаев владелец жилья имеет право именно на бесплатную приватизацию земли.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Порядок приватизации

Упрощенная процедура приватизации доступна участникам дачной амнистии. В остальных случаях требуется последовательная реализации нескольких этапов, каждый из которых целесообразно рассмотреть подробнее.

Этап №1. Формирование комплекта документов

Стандартный набор документации включает в себя:

  • реквизиты паспорта будущих владельцев;
  • ИНН каждого из них;
  • правоустанавливающие документы на участок земли. К ним относятся: договор аренды или бессрочного пользования, дарственная, справа о вступлении в наследование, выделение под ИЖС и т.д.;
  • документация на землю (при наличии) – кадастровая и техническая;
  • правоустанавливающие документы на жилой дом (выписка из ЕГРН, договор купли-продажи и т.д.);
  • справка о стоимости земли по кадастровому учету;
  • документы о величине налога на землю и отсутствии задолженности по его уплате.

Этап №2. Оформление и подача заявления

Основанием для запуска процедуры приватизации становится заявление. Документ оформляется в свободной форме, но в обязательном порядке содержит несколько реквизитов, включая:

  • наименование муниципального органа, занимающегося рассмотрением вопроса;
  • ФИО заявителя;
  • его контактные данные;
  • информация об участке земли (как можно более полная);
  • ходатайство о предоставлении земли в собственности;
  • подпись с расшифровкой;
  • дата составления документа.

Бланк и образец заявления можно найти по ссылке .

Этап №3. Межевание участка

Оформлением межевых и кадастровых документов занимаются специализированные организации, в штате которых присутствуют кадастровые инженеры. К последним предъявляется ряд требований, выполнение которых обязательно для ведения профессиональной деятельности. В их числе:

  • профильное образование;
  • участие в СРО;
  • действующее удостоверение о подтверждении квалификации.

Результатом работы кадастрового инженера становится комплект документов. Он необходим для постановки объекта на учет и внесения в ЕГРН, также для последующей госрегистрации прав собственности.

Читайте также:
В чем разница между двойным гражданством и двумя гражданствами?

Этап №4. Подписание договора с муниципалитетом

Договор о приватизации подписывается новым и старым владельцем земли. В документе содержится исчерпывающая информация о земельном участке, включая сведения, полученные в результате межевания и выполнения кадастровых работ. Речь в данном случае идет о площади и местоположении земли, количестве владельцев и их долях, назначении участка и т.д.

Этап №5. Госрегистрация права собственности

Завершающая стадия описываемой процедуры. Предусматривает формирование и подачу комплекта документов в Росреестр. Предоставление документации осуществляется как при личном посещении территориального подразделения этого ведомства, так и путем обращения в МФЦ. Оформление права собственности подтверждается выпиской из ЕГРН.

Длительность приватизации

Приватизация земельного участка под жилым домом представляет собой многоэтапное мероприятие. Каждая его стадия занимает определенное время. Например, максимальный срок рассмотрения заявления на приватизацию составляет 2 месяца. На практике он может быть увеличен до 3-4 месяцев.

На выполнение межевых и кадастровых работ требуется не менее 2-3 недель. Еще полмесяца или даже месяц занимает подготовка и заключение договора с муниципальными органами власти. Определенные временные затраты требуются для подготовки комплекта документов, предоставляемых в Росреестр. Срок регистрации составляет 7 или 9 рабочих дней, в зависимости от способа подачи документации. Первая цифра предусматривает обращение непосредственно в Росреестр, вторая – в МФЦ.

Сопутствующие расходы

Несмотря на то, что рассматриваемое мероприятие декларируется как бесплатное, определенные финансовые расходы на его проведение необходимы. Точный ответ на вопрос, сколько стоит приватизация земли под частным домом, зависит от нескольких факторов. Главный из них – региональные особенности, которые влияют как на стоимость работы кадастровых инженеров, так на расценки нотариуса.

Итоговая цена приватизационных мероприятий формируется из трех основных составляющих. Первая – это расходы на межевые и кадастровые работы. Вторая – нотариальное заверение документов. Третья – госпошлина за получение выписки из ЕГРН.

Приватизация земли в рамках дачной амнистии

Под дачной амнистией понимается упрощенная процедура регистрации прав владельца на жилые и садовые постройки, а также находящуюся под ними землю. Правила реализации мероприятия периодически меняются, а срок действия – регулярно продляется. В настоящее время на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предусматривающий пролонгацию дачной амнистии до 1 марта 2026 года.

Главным отличием приватизации земли в этом случае становится возможность обратиться сразу в органы Росреестра. Таким образом удается многократно сократить длительность процедуры. Если подать документы непосредственно в территориальное подразделение ведомства, они будут рассмотрены в течение 10 дней. При обращении через МФЦ срок увеличивается до 14 дней.

Для получения возможности приватизировать землю в рамках дачной амнистии необходимо выполнение двух условий: предоставление надела под ЛПХ или ИЖС и оформление построенного дома в собственность.

Особенности приватизации при нескольких хозяевах

На практике нередко возникает ситуация, когда домом владеет двое или даже большее число собственников. В этом случае процедура приватизации происходит в следующем порядке. Заявление о получении права собственности на землю подает один из владельцев. Второй оформляется документальное согласие на это. После одобрения со стороны муниципалитета земельный участок делится пропорционально долям в доме, что оформляется кадастровым инженером. Регистрацией прав собственности на свой участок каждый из владельцев занимается самостоятельно.

Если согласие второго хозяина на приватизацию не получено, потребуется обращение в суд. Это ведет к существенному затягиванию процесса, причем положительное решение судьи не гарантировано. Поэтому намного проще и правильнее договориться со всеми владельцами дома.

Вывод

Приватизация земельного участка под частным домом – сложное юридическое и организационное мероприятие. Его успешная реализация требует профессиональных знаний и опыта. Самый простой способ провести приватизацию быстро и без проблем – обращение к специалистам. Такой подход гарантирует как оперативность решения задачи, так и минимизацию сопутствующих расходов.

Бесплатная приватизация земли под частным домом и дачных земельных участков: до какого года продлили и кому она доступна?

Частная собственность на землю появилась относительно недавно.

Еще во времена советского союза такое понятие совсем не существовало, все попросту принадлежало государству, которое, позволяло своим гражданам пользоваться ею, не ограничивая при этом такое пользование определенным сроком.

Читайте также:
Фотографии Оркнейских островов

При этом такое право могло быть унаследовано.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Со времен принятия Земельного кодекса гражданам было запрещено передавать земельные участки на неограниченное пользование.

При этом Земельный кодекс позволял гражданам один раз в жизни оформить земельный участок.

Бесплатная приватизация земли под частным домом: до какого года продлили процедуру и кому доступна такая форма оформления земельного участка в собственность? Давайте разберемся.

Кому доступна?

Правом на бесплатное оформление обладают граждане:

  • что подписали договор, предполагающий использование участков без определенного срока, (многие получили участок в качестве наследства);
  • что имеют территорию под домом, где они живут;
  • которые стали обладателями новых наделов, что были им выделена взамен отобранной на пользу государства или общественности;
  • которые имеют специальный социальный статус.

Согласно закону, описывающего процедуру оформления общественного имущества: «Если на приватизационной земле построено капитальное сооружение (законодатель не говорит о незаконных сооружениях), то владельцы участка обязаны купить его или оформить его другим способом».

Данная процедура может быть произведена: без определенной платы, с оплатой, в порядке общей юрисдикции, через судебные инстанции.

Приватизация земельного участка: до какого года продлили?

До 2015 года приватизация в пределах Российской Федерации была разрешена на законодательном уровне и проводилась бесплатно.

Приватизация земли продлена или нет? Сроки, когда закончится приватизация земли, были продлены до конца 2022 года из-за того, что многие жители страны просто не смогли осуществить свое законное право.

Когда заканчивается приватизация дачных участков в России? Срок бесплатного оформления может быть продлен, но только если решение такого плана примут органы местного совета.

Кроме того, законодатель обозначил разные категории, что несмотря ни на что будут оформлены на безоплатной основе: участки, которые находятся в бессрочном пользовании и участки, что были унаследованы.

Отличие от платной процедуры

Законодательный орган выделил платную процедуру для тех, у кого нет оснований для проведения бесплатной услуги. Другими словами, такой процесс — это выкуп земельного участка у государства.

В отличие от классического приобретения площади, эта процедура существенно отличается своей ценовой политикой, так как участок, который находится под вашим домом, будет реализован не по цене рынка, а по кадастровой стоимости.

То есть – в сотни раз дешевле. Окончательная стоимость участка, будет определена, основываясь на экспертизу органов местного самоуправления.

Землю, которая находится на кадастровом учете, можно также оформить в собственность. Если же информация о желаемом участке отсутствует в реестре, то сначала необходимо провести межевание такого участка.

На какие участки распространяется бесплатная процедура?

Земельный кодекс страны указывает, что если территория находится на праве пользователя у владельца или он пожизненно унаследовал этот кусок, оформление будет производиться без взыскания платы.

Для участников различных кооперативов: садоводческого, огороднического и дачного на законодательном уровне прописана более позитивное решение.

Закон «О дачной амнистии» указывает, что участники таких сообществ могут на безоплатной основе провести оформление собственных участков, но перед этим им необходимо подать в органы местного управления обязательный пакет документов.

Для такой процедуры несущественна дата вступления в участники кооператива. Провести оформление по более лояльной схеме участники кооперативов могут до конца 2022 года.

Гражданам разрешено приватизировать все земли?

На законодательном уровне запрещено оформлять такие территории:

  1. Государственные и городские, которые были сохранены на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.
  2. Земли транспортных и магистральных путей, что предназначены для реализации нормальной работы этой отрасли страны.
  3. Те, что были обработаны химическими токсинами или подвергались токсическому воздействию.
  4. Территории общественности (скверы, тротуары).
  5. Те, на которых размещен лесной фонд страны.

Этот список не является исчерпывающим. Приватизировать можно только те участки, что прямо указаны в нормах Земельного кодекса.

Видео-консультация директора юридического агентства De fence на тему приватизации земельных участков

Порядок действий

Регистрационная служба на протяжении 14 рабочих дней обязана изучить пакет документов и принять решение о регистрации или принять решение об отказе в регистрации.

После получения специального регистрационного документа, заявщик направляет свои материалы в земельный комитет. Там он должен заполнить соответствующую форму.

Читайте также:
Нужна ли виза и загранпаспорт для въезда в Финляндию россиянам

Документы рассматриваются, и на протяжении 7 дней с заявщиком должен быть подписан договор, согласно которому он получает право на оформление.

Если же заявщик не получил право на безоплатную приватизацию, ему предоставляется право оформить землю за определенную плату. Если заявщик согласен на такие условия, он подписывает договор купли-продажи.

Если заявщик подал необходимые документы в орган земельных ресурсов, а тот, в свою очередь, не рассматривает его заявление, и не оформляет с заявщиком договор, то он может подать на государственный орган в суд, заявив о признании действий органов власти таких, что противоречат закону.

Если орган судебной инстанции посчитает требования заявителя законными, то в своем решении он должен указать период, на протяжении которого орган земельных ресурсов должен подготовить проект договора и направить его заявщику.

Документы

Список документов, которые нужно подавать в регистрационные органы, утвержден Приказом Министерства экономического развития страны.

Заявщик подает:

    Копию документа, по которому можно идентифицировать его личность. Если документы будут подаваться от имени предприятия или частного предпринимателя, то удостоверяющий документом станет данные с реестра юридических лиц.

Если документы будут подаваться не заявителем, а его доверенным лицом, то к основным документам должна быть додана доверенность, что подтверждает право доверенного лица представлять заявщика в данных вопросах.
Если на земельном участке размещена недвижимость, то к основному пакету документов нужно подать справку из ЕГРП, в которой будут указаны все права на недвижимость, что расположилась на приватизационной территории.

Если нет сооружения, то в справке регистрационный орган укажет именно эту информацию. Кроме справки в службу, которая занимается приватизацией, нужно подать документ, что подтверждает право собственности на недвижимость.

  • Справку из ЕГРП об отсутствии на земельном участке судебных запретов, которые бы стали причиной отказа в проведении процедуры. В случае отсутствия справки, документы не будут рассматриваться.
  • Паспорт земельного участка с кадастровым номером (справка из земельного реестра). Этот документ необходим для того, чтобы подтвердить кадастровый номер и площадь земельного участка.
  • Все указанные выше документы должны быть поданы одновременно с заявлением, где заявщик указывает:

    • в какой орган подаются документы;
    • детальная информация о человеке, который подает документы;
    • размер территории и ее номер согласно кадастровому реестру;
    • информация, которая позволит «идентифицировать» участок, адрес;
    • категория земли;
    • информация о запретах, на право распоряжаться участком.

    Что такое приватизация и чем она отличается от права собственности?

    На практике довольно часто эти два понятия считают одинаковыми. Это юридическая ошибка и неграмотность.

    Процедура, согласно которой участок перейдет в собственность граждан, может быть реализована не только в виде приватизации, но и в виде подписания определенного гражданского договора.

    В результате оформление – узкий термин и включается в процедуру оформления права собственности.

    Приватизация земли под частным домом

    Приватизация территории под домом может пройти четырьмя различными методами:

    • на бесплатной основе в упрощенном порядке;
    • на бесплатной основе в административном порядке;
    • путем покупки участка;
    • в судебном порядке.

    Если вы владеете документами на право собственности и выданы они в период с 92 по 96 год, то повторно проходить процедуру оформления собственности на участок не нужно. Достаточно просто оформить документ нового образца в органах регистрации.

    Что касается арендованной территории: если договор аренды уже закончил срок своего действия, у арендодателя есть возможность на безоплатной основе «оформить» арендуемую землю.

    Перед приватизацией всё-таки важно четко определить границы. Это связано с тем, что документы советского образца не соответствуют кадастровым планам, площадь таких участков может быть значительно больше, а после проведения процедуры межевания может оказаться, что несколько гектаров принадлежат уже не вам.

    Оформление позволяет человеку реализовать свое законное право на получение участка. Конечно, оформление приватизации требует определенных финансовых затрат, но со временем потраченные деньги и время безусловно окупятся.

    Земля никогда не упадет в цене и станет достойным капиталовложением.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: