Фотографии Александровской колонны

Александрийский столп в Санкт-Петербурге

Аудиогид

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Фотографии

Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом. Такое название появилось благодаря стихотворению Александра Пушкина “Памятник”. Александрийский столп — литературный образ, который использовал русский поэт в своём произведении, делая отсылку к Александровской колонне, расположенной в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга.

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Стоит заметить, что с тех пор, когда был написан “Памятник” в 1836 году, до настоящего времени у пушкиноведов нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление “Александрийского столпа” с Александровской колонной, которую в далёкие годы нередко называли “Александровским столбом”, скорее служит поэтическим приёмом облагораживания наименования.

Но оставим споры учёным, а нас больше интересует сейчас создание Александровской колонны, или говоря более возвышенно, — Александрийского столпа. Мы воспользуемся распространённой версией, согласно которой Пушкин в качестве прообраза для своего столпа использовал эту колонну в центре Дворцовой площади.

Ведь в приведённых выше строках классик прочил своему аллегорическому памятнику, то есть славе, вознестись над этим монументом, воздвигнутом в честь императора Александра I, победившего Наполеона. Однако поэт говорил не о своей популярности в веках.

Александр Сергеевич имел в виду, что его поэзия как “души прекрасные порывы” к лучшей жизни ради Отчизны станет выше этого символа самодержавной власти, которым служил Александровский столб, а он был в то время самой высокой монолитной колонной в мире.

Александрийский столп – памятник императору

Александрийский столп, или Александровская колонна, является памятником, воздвигнутым по указу императора Николая I в честь победы его старшего брата Александра I в Великой Отечественной войне 1812 года. Высотная доминанта находится в центре Дворцовой площади.

Архитектор Александрийского столпа

Спроектировал и построил эту достопримечательность с большим величием здесь в 1834 году известный французский архитектор Огюст Монферран, — “отец” Исаакия. Александровскую колонну мастер возвёл в стиле “ампир”, в то время как Исаакиевский собор отличается поздним классицизмом. Огюст был гениальным мастером.

Торжественное открытие Александровской колонны на Дворцовой площади

Александрийский столп был торжественно открыт на Дворцовой площади 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1834 года. В церемонии участвовали государь и всё царское семейство, а также дипломатический корпус, стотысячное русское войско и прочие военнослужащие отечественной армии.

Знаменательное событие сопровождалось богослужением у подножия колонны под открытым небом, которое проводило параллель с историческим молебном русских войск в Париже, в день Православной Пасхи 10 апреля 1814 года.

Впоследствии состоялся военный парад на Дворцовой площади, где маршировали полки, отличившиеся в Великой Отечественной войне 1812 года. В общей сложности, в параде приняли участие свыше ста тысяч человек.

Описание Александрийского столпа

Александровская колонна дополнила композицию Арки Главного штаба, которая также посвящена победе над Наполеоном в Великой Отечественной войне 1812 года. Высотная стела в центре площади имеет некоторое сходство с триумфальными сооружениями античности. Автор Монферран придал монументу поразительную чёткость пропорций.

Колонну отличает лаконизм формы и красота силуэта, её венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Александрийский столп представляет собой не только архитектурный шедевр, но и выдающееся достижение инженерной мысли — он стал самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита.

Высота Александрийского столпа

Александровская колонна — третья по высоте из всех монументальных колонн, после Колонны Великой Армии в Булонь-сюр-Мер и колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Александрийский столп в Санкт-Петербурге выше Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии.

Ствол Александровской колонны — самый высокий, он выполнен из самого тяжёлого монолита, когда-либо установленного в виде колонны или вертикального обелиска. Александрийский столп стал одним из пяти величайших за всю историю монолитов, вторым — после Гром-камня, перемещённых когда-либо человеком. Вес столба составляет 704 тонны. Высота монумента — 47,5 метров, гранитного монолита — 25,88 метра.

История создания Александровской колонны

Инициатором установки памятника в центре Дворцовой площади выступил знаменитый архитектор Карл Росси, который возвёл здание Главного штаба и завершал обустройство ансамбля главной площади города. Мастер был не против установки тут ещё одного конного памятника Петру Великому.

Монумент Александру I, увенчанного фигурой ангела, предложил воздвигнуть Фридрих Вильгельм IV во время своего пребывания в Петербурге. Всем было известно семейное прозвище Александра — “наш Ангел”.

Выслушав оба мнения, император Николай I объявил открытый конкурс на создание монумента в 1829 году с формулировкой в память о “незабвенном брате”. На этот конкурс откликнулся Огюст Монферран, строивший тогда Исаакиевский собор с 1818 года. Он представил эскиз проекта грандиозного гранитного обелиска в центре площади.

Эскизы и изыски Монферрана

Французский архитектор сразу отказался от варианта со скульптурным монументом, осознавая тот факт, что даже самый гениальный памятник, не обладающий колоссальными размерами, просто потеряется в ансамбле Дворцовой площади и не будет выглядеть ей под стать и достойно.

Монферран думал поставить гранитный обелиск, в древнеегипетском исполнении, на гранитном цоколе. В работе автора указывалось, что обелиск своей высотой обязан был превзойти все известные в мире монолиты. Однако эту идею отверг царь, а Монферрану было велено рассматривать колонну в качестве наиболее подходящей формы памятника.

Монолит для Александровского столба

Впоследствии был реализован второй эскиз Огюста Монферрана. Для основной части колонны, в частности гранитного монолита, архитектор подыскал скалу в предыдущие свои поездки в Финляндию. Для обтёски монолита потребовалось полгода. Руководить работами Монферран назначил каменного дел мастера Эжена Паскаля.

Чтобы сдвинуть глыбу с места, использовались гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота. Из этой же скалы были вырублены громадные камни, которые пошли на фундамент памятника. Самые большие из них весили свыше 400 тонн. Доставляли заготовки в Санкт-Петербург по воде; для этого задействовали баржу особой конструкции.

Для транспортировки монолита корабельный инженер полковник К. А. Глазырин сконструировал и построил специальный бот грузоподъёмностью до 65 тысяч пудов (почти 1065 тонн), которому дали название “Святой Николай”.

Для выполнения погрузочных работ соорудили специальный мол. Монолит загружали 600 солдат, который отправился в Кронштадт, чтобы оттуда попасть на Дворцовую набережную Санкт-Петербурга. Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

Фундамент для пьедестала, водка и мыло

Работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны велись с 1829 года. Ими руководил лично Монферран. После того, как заложили фундамент, на него водрузили громадный монолит, весом 400 тонн, который служит основанием пьедестала. Его привезли из Пютерлакской каменоломни. Позже Огюст Монферран вспоминал:

Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор.

К июлю 1832 года завершили строительство пьедестала, а тут и монолит колонны был на подходе. Самой сложной задачей стала установка колонны на пьедестал. Для установки колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года сконструировали оригинальную подъёмную систему. И в этот раз она была успешно использована.

Водружение колонны и ангел с крестом

Посмотреть на это грандиозное событие в 1832 году собрался весь Петербург. Люди заняли всю площадь. На поднятие колонны прибыл и сам государь, а также вся императорская семья. Чтобы привести столп в вертикальное положение, потребовались силы 2000 солдат и 400 рабочих, они справились с работой за 1 час 45 минут. После успешной установки монолита народ дружно прокричал “Ура!” А восхищенный император произнёс:

Одновременно со строительством колонны, с сентября 1830 года Монферран работал над статуей для размещения на ней. Николай I пожелал, чтобы она была обращена к Зимнему дворцу. Предлагались несколько вариантов композиций, в итоге, к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским, с выразительной надписью:

Дух захватывает и Монферран показывает

Гранитная колонная и водружённый на ней бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Когда подойдёшь к этой доминанте совсем близко, и, высоко подняв голову, посмотришь вверх, то аж дух захватывает — колонна то покачивается.

С момента открытия Александрийского столпа, он внушал горожанам и восхищение, и страх одновременно. Опасаясь падения колонны, люди обходили её десятой дорогой. Что говорить про простой народ, если даже бабушка Михаила Лермонтова сильно боялась, что колонна упадёт, поэтому не ездила по Дворцовой площади. А графиня Толстая запрещала своему кучеру провозить её мимо колонны.

Но тогда ещё по Дворцовой площади ездили экипажи, позже машины, а сейчас по ней ходят только ножками. И Монферран, живший неподалёку, на Мойке, чтобы развенчать мифы и тревоги жителей города на Неве, стал ежедневно прогуливаться вокруг столба. Французский архитектор до конца своей жизни вечерами подолгу совершал променад, описывая круги возле колонны, вместе со своей собачкой.

Так зодчий демонстрировал народу свою “монолитную” уверенность в том, что он всё правильно рассчитал и колонне никогда и ни за что на свете не рухнуть. Действительно, Александрийский столп был испытан временем и бурями, революциями и войнами, и устоял, а архитектор не ошибся.

Центр притяжения и молодожёны

Со стороны место установки Александровской колонны выглядит центральной точкой Дворцовой площади. На самом деле, Александрийский столп удалён на 100 метров от Зимнего дворца и почти на 140 метров от арки здания Главного штаба. А смотрится он как будто точно по центру. Хотя для величественной площади как Дворцовая эти десятки метров погоды не строят.

Александрийский столп прекрасен в любую погоду и пору года. Он является центром притяжения. Его величавая стать отлично вписывается в ансамбль Дворцовой площади. На фоне Александровской колонны туристы любят делать селфи. А как любят тут бывать и фотографироваться молодожёны, не передать словами.

Влюблённые приходят к Александровской колонне. По традиции жених должен взять невесту на руки и пройтись с ней вокруг колонны. Существует поверью, сколько раз пара обойдёт Александрийский столп, столько у них родится детей.

Ангел на колонне и святой Александр Невский

Оба события — установка колонны на пьедестал и открытие Александровской колонны состоялись 11 сентября (30 августа по старому стилю), что неслучайно. Эта дата является главным Днём почитания святого Александра Невского.

В этот день были перенесены мощи святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Александр Невский — небесный покровитель Петербурга, поэтому ангел, взирающий с вершины Александринского столпа, воспринимается, прежде всего, как страж и защитник великого города на Неве.

Полный стих А.С. Пушкина “Памятник” – “Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа”

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья избежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
____________________________
* “Я воздвиг памятник” (лат.). Эпиграф взят из произведений
Горация, знаменитого римского поэта (65-8 гг. до н. э.).
** Александрийский столп – колонна, поставленная в честь царя
Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.

Всё про Александровскую колонну в Санкт-Петербурге

Александровская колонна в Санкт-Петербурге — одна из самых известных достопримечательностей города и самый высокий монумент в мире, сделанный из цельного гранита. Композицию Триумфальной Арки Главного штаба на Дворцовой площади гармонично дополняет Александровская колонна в Петербурге, она находится она под управлением Государственного Эрмитажа.

Где находится Александровская колонна в Санкт-Петербурге и как добраться до монумента

Памятник расположен в самом центре Северной столицы, адрес Александровской колонны в Санкт-Петербурге следующий: Дворцовая площадь, координаты: 59°56’21.0″N 30°18’56.7″E.

До Александровского столпа можно добраться на метро, автобусе и троллейбусе. Ближайшая к ней станция метро — «Адмиралтейская», Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге находится от нее на расстоянии 300 метров. Немного дальше расположены станции «Невский проспект» и «Гостиный двор».

На расстоянии 250 метров к западу от Дворцовой площади находится остановка автобусов и троллейбусов «Дворцовая набережная». До нее можно доехать на таком транспорте:

  • от площади Восстания (ж/д Московский вокзал) — на автобусе № 7 и троллейбусе № 11;
  • Балтийского ж/д вокзала — на автобусе № 10.

Остановка «Метро Адмиралтейская» расположена в 320 метрах от памятника, до нее можно добраться:

  • от станции метро «Чернышевская» (мимо площади Восстания) — на автобусе № 22;
  • Казанского собора — на троллейбусе № 17.

Цена билета на метро — 55 руб., автобус и троллейбус — 50 руб.
От ж/д вокзалов до памятника на автомобиле ехать нужно по таким улицам:

  • Шкапина, Измайловский и Невский проспекты — от Балтийского вокзала;
  • мимо площади Восстания через Невский проспект и набережную реки Мойки — от Московского вокзала.

Стоимость проезда на такси от площади Восстания до монумента — около 200 рублей.

Почему именно Дворцовая площадь

Местом установки Александрийского столпа, как называют монумент жители города на Неве, была выбрана Дворцовая площадь неслучайно. Каждому петербуржцу известна информация о том, на какой площади стоит Александровская колонна, а вот почему она находится именно там, знают немногие. Данное место было выбрано с целью создания лучшего вида на памятник из окон царского дворца.

В честь какого события установлен памятник

Александровский столп был возведен в 1834 году по указанию императора Николая I в честь памяти о победе Александра I над французской армией Наполеона. Памятник символизирует победу всего русского народа в Отечественной войне 1812 года.

История создания Александровской колонны

Николай I в 1929 году объявил о начале конкурса среди проектов на строительство памятника, победу одержал архитектор Огюст Монферран. Строительство Александрийского столпа продолжалось 5 лет, и 11 сентября 1834 года памятник был полностью готов. До конца XX столетия косметическая реставрация монумента была проведена 5 раз, однако на этом история Александровской колонны в Санкт-Петербурге не заканчивается, поскольку последняя реставрация прошла в 2003 году.

Победа над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 г., в честь чего установлена Александровская колонна, произошла в период царствования Александра I. Поэтому памятник был назван его именем.

Архитектор Александрийского столпа

Огюст Монферран (настоящая фамилия Рикар), архитектор XIX столетия, родился в Шайо (Франция) в 1786 году, а умер в Петербурге в 1858 году. Помимо столпа еще одним из главных творений зодчего в Северной столице является Исаакиевский собор.

Как делали фундамент под монумент

Не менее 1250 свай из сосны длиной по 6 метров каждая были вбиты в дно котлована, на них уложили гранитные плиты. На фундамент был поставлен пьедестал весом 400 тонн. Потом его объединили с фундаментом специальным раствором (цемент с водкой и мылом). Столп установлен на гранитном основании лишь под давлением своей силы тяжести, она не имеет никаких особых опор.

Как устанавливали колонну

Для того чтобы поднять огромный монолит, потребовалось построить особые леса с механизмами для передвижения грузов. В качестве проекта лесов были использованы идеи Августина Бетанкура при строительстве Исаакиевского собора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! На картине художника Григория Гагарина изображено строительство памятника (Александровская колонна) в 1832 г.

Около 2000 солдат и 400 разнорабочих смогли возвести памятник менее, чем за пару часов.

Торжественное открытие памятника

В этот день на Дворцовую площадь прибыл государь с семьей со стотысячным войском и тысячи жителей города. Для того, чтобы информация о создании памятника и о том, в каком городе находится Александровская колонна, стала известна за рубежом, на ее открытие были приглашены дипломаты.

Сначала около Александровского столпа было проведено праздничное богослужение, потом прошел военный парад войск, принимавшие участие в сражениях с армией Наполеона.

Описание памятника

В Александровской колонне был воспроизведен тип триумфального сооружения эпохи Античности — знаменитого монумента Трояна в Риме, использован стиль ампир и прием древней архитектуры, при котором диаметр уменьшается снизу вверх, поэтому создается эффект стройности.

Памятник состоит из пьедестала и колонны, которую завершает скульптура ангела, внешне напоминающего Александра I. Александрийский столп сделан выше Вандомской колонны в Париже, Помпея в Александрии, Трояна в Риме.

Александровская колонна в цифрах

Общая высота памятника — 47,5 метра, из них 25,6 метра — высота самой Александровской колонны. Вес монумента — 600 тонн. Нижний диаметр — 3,66 метра, а верхний — 3,19 метра.
Высота ангела — 4,26 метра, а крест, который он держит в руках, — 6,4 метра. Высота пьедестала — 4,25 метра.

Барельефы пьедестала

В основании Александровской колонны — постамент из каменных гранитных блоков, украшенный бронзовыми барельефами и надписью «Александру I — благодарная Россия» в руках двух крылатых женщин. На пьедестале находятся изображения всевидящего око, под которым установлены двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды.

На барельефах ниже — аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия. На каждом барельефе видны античные щиты, шлемы, а также шкуры медведя и льва, фигуры женщины и старика, символизирующие реки Вислу и Неман. Именно они сыграли главную роль в победе русских над армией Наполеона.

Этот барельеф самый важный, поскольку на него падает вид из Зимнего дворца.

Колонна и скульптура ангела

Столп выполнен из красного гранита, а фигура ангела — из полированного розового гранита. Ангел держит в руках крест, а правую руку поднимает к небу. Ангела создал скульптор Борис Орловский. Изящество позы ангелы он заимствовал у русских балерин. Фигура ангела с крестом означает, что Россия разбила власть Наполеона и установила мир для всех европейских стран.

Ограда и окружение памятника

Александровская колонна окружена декоративной бронзовой оградой высотой около 1,5 метра. Ограду украшают 136 двуглавых орлов и 12 трофейных французских пушек.

Монумент находится в окружении Зимнего дворца, Здания штаба и Гвардейского корпуса, Триумфальной арки.

Истории и легенды Александровской колонны

Несколько увлекательных историй связаны с данным памятником:

  • для проведения парада в честь открытия памятника был специально возведен Певческий мост;
  • день праздничного открытия Александрийского столпа была подобрана неслучайно — в эту дату были доставлены в Петербург мощи Александра Невского, которого многие считают покровителем города на Неве;
  • в революционные годы появилось негативное отношение к памятнику: на праздниках ангела покрывали красной тканью или прятали за шарами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Среди петербуржцев есть обычай, связанный с молодоженами. У пары в будущем появятся столько детей, сколько раз жених сможет пронести на руках молодую супругу вокруг памятника.

У каждого человека, собирающегося посетить СПб., Александровская колонна должна войти в обязательный перечень мест для осмотра. Монумент — гордость и символ города, который воплощает в себе мощь и непобедимую силу русской армии.

Александровская колонна
в Санкт-Петербурге

Александровская колонна — это один из наиболее известных памятников северной столицы. Находится она на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это произведение архитектурного искусства дополнило общую композицию Арки Главного штаба, посвященную великой победе в Отечественной войне с французами. Александровская колонна — гордость и символ Санкт-Петербурга. Она олицетворяет мощь и несокрушимую силу русской армии.

Колонна была воздвигнута в честь Александра I и его победы над Наполеоном. Все гости города обязательно посещают Дворцовую площадь, чтобы помимо других достопримечательностей посмотреть на этот величественный памятник архитектуры. А россияне со школьной скамьи знакомятся с ним благодаря стихотворению Александра Пушкина «Памятник», где он торжественно называет Александровскую колонну Александрийским столпом.

Сила тяжести и высота

При одном взгляде на Александровскую колонну захватывает дух. И это неудивительно, ведь в высоту она достигает 47,5 метров. Александрийский столп на сегодняшний день считается самым высоким монументом в мире, который выполнен из цельного гранита, и занимает третье место по высоте среди всех монументальных колонн.

Александровская колонна весит 600 тонн. И тем удивительнее факт, что держится она на постаменте без дополнительных опор, а только благодаря своей силе тяжести. Первое время горожане боялись, что колонна может рухнуть, поэтому не гуляли возле нее. Чтобы их успокоить, архитектор памятника Монферран каждый вечер прогуливался вблизи него со своей собачкой.

Пьедестал и скульптура ангела

Вершина Александровской колонны украшена ангелом, который достигает в высоту почти 5 метров. Фигуру сделал Борис Орловский — русский скульптор, стараясь придать лицу ангела черты Александра I. Правая рука ангела вознесена к небу, а левой он держит крест, на который пытается взобраться змея. Эта фигура символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии. По одной из версий, фигура ангела выбрана, потому что в семейном кругу Александра I называли «Наш Ангел». Кстати, по первоначальному замыслу архитектора он должен был быть позолоченным, но поскольку власти спешили с открытием памятника, от этой затеи отказались.

Особое внимание привлекает могущественный пьедестал, украшенный барельефами, которые удачно гармонируют друг с другом, создавая уникальный ансамбль. Центром композиции выступают две крылатые женщины, держащие в руках табличку с благодарственной надписью Александру I от всей России. Рядом с ними находятся символы двух рек — Неман и Вислы. Другие барельефы украшены символами Мира и Победы, Изобилия и Мудрости, а также Милосердия и Правосудия. Но особо выделяются двуглавые орлы, держащие в своих лапах гирлянды из лавра. Все рисунки для пьедестала изобразил Монферран, а уже по ним художники выполнили эскизы натурального размера, по которым скульпторы сделали формы для отливки.

История Александровской колонны

Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.

Проект Монферрана

Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.

Строительство

Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.

Установка колонны

Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.

Открытие памятника

И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.

Реставрация

Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.

Интересные факты

С Александровской колонной связано много интересных фактов. Все началось с момента ее открытия. Чтобы провести парад на Дворцовой площади, по проекту архитектора Монферрана построили Певческий мост. Неслучайно была выбрана и дата церемонии, ведь Александрийский столп открыли в день перенесения мощей Александра Невского в Санкт-Петербург. А он, как известно, считается небесным защитником северной столицы.

В годы революции отношение к Александровской колонне несколько изменилось. На праздники ангела закрывали красным колпаком или маскировали с помощью шаров. А во время перестройки газеты писали, что разрабатывается проект по установлению вместо ангела статуи Ленина. Кстати, позже многие СМИ утверждали, что планировалось поставить статую Сталина.

Одна из самых любимых традиций местных жителей связана с молодоженами. Считается, что жених должен пронести свою невесту на руках вокруг памятника. И сколько раз он сможет обойти колонну, столько деток у них и будет.

Как добраться

До Дворцовой площади, где находится Александровская колонна, можно добраться общественным транспортом — на метро, автобусах и троллейбусах. Также до нее легко доехать на такси. А еще около площади есть много пристаней, куда можно добраться на речном трамвайчике.

На метро

Удобнее и быстрее всего доехать до Александровской колонны на метро. Ближайшая к достопримечательности станция — «Адмиралтейская», к которой ведет фиолетовая линия. Она расположена чуть дальше чем в 300 метрах к юго-западу от памятника. Также недалеко от площади находятся станции метро «Невский проспект» (синяя линия) и «Гостиный двор» (зеленая линия).

Панорама: ангел, что венчает вершину Александровской колонны

На автобусе и троллейбусе

До Александровской колонны можно доехать и наземным автотранспортом. Примерно в 250 м к западу от нее расположена остановка «Дворцовая набережная», куда прибывают автобусы № 7, 10, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11. В 325 м к юго-западу от колонны есть остановка «Метро Адмиралтейская». К ней можно доехать автобусами № 3, 10, 22, 27 и троллейбусами № 5, 22. Чуть ниже нее находится остановка «Адмиралтейский проспект», куда прибывает троллейбус № 17. В 520 м к юго-западу от колонны есть остановка «Исаакиевская площадь». К ней курсирует троллейбус № 5, а также маршрутка № 306.

На такси

Доехать до Александровской колонны можно и на такси. В Санкт-Петербурге работает много разных служб. Стоимость проезда включает расстояние, время суток, класс автомобиля и другие факторы. Наиболее популярные службы такси — Яндекс. Такси, Gett, Maxim.

Дворцовая площадь и Александровская колонна на видео

Александровская колонна в Санкт-Петербурге

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4975″>

Одна из высоких (среди знаменитых колонн планеты), городская достопримечательность построена из красивого, редкого гранита, возвышается на Дворцовой (главной) площади в её центральной части. Александровская колонна в Санкт-Петербурге заслуженно привлекает особое внимание туристов, местных жителей.

История

Архитектурная достопримечательность представляет памятник, посвящённый славе, отваге русского народа под руководством императора Александра I в знаменательном свержении Наполеона. Величественное творение гармонично дополняет единый архитектурный ансамбль. Он продолжает исторический вариант триумфальных сооружений, родившихся в античные времена и украшающих площади многих стран (колонны Трояна в Риме, Нельсону в Лондоне).

Главным отличием, достоинством Русской колонны является красота монолитного камня, использованного в виде цельного куска красивого гранита. Почти на 10 м она выше своего первоисточника: Троянского монумента в Риме (Вандомской колонны Парижа). Первоначальный этап строительства колонны предусматривал серьёзный конкурс проектов, детальное обсуждение каждого элемента. Все они имеют свою интересную историю создания.

Два варианта проекта Монферрана

Достопримечательность является шедевром труда, инженерной мысли, художественного творчества Огюста Монферрана. Основными требованиями, предъявленными архитектуру в начале проекта, были: монумент должен выполнять функции ориентира и превзойти по высоте (все существующие в тот период) похожие сооружения. Первый вариант монумента выглядел в форме обелиска. На лицевой стороне поверхности (высотой 25, 6) предполагали поместить картины, барельефы из моментов войны. Сложный пьедестал планировали украсить скульптурой наездника, победившего змею. Перед всадником находится двуглавый орёл. Позади фигуры идёт богиня Победы. Здесь же предполагали разместить строку ««Благословенному — благодарная Россия». Проект отклонил Николай I. Сейчас он содержится в хранилище библиотеки. Второй вариант проекта Император утвердил в 1829 году.

Итоговый проект

После отклонения первого варианта памятника, император указал конкретную форму монумента, напоминающую древние колонны. Основой итогового проекта монумента выбраны образы трёх колонн: Траяна и Антония (Рим), Помпеи (Александрия), Вандомская колонна Парижа. Архитектор не планировал использовать сложные элементы украшения колонны (барельефы, обвивающие всю высоту колонны). Это был вариант простого столба, закреплённого на специальном пьедестале (копия с колонны Трояна), украшенной вершиной. Планируемая высота должна быть около 48 м, что выше единых, монолитных строений. В 1829 году предложение (без окончательной разработки скульптурного оформления) был принят императором. Главная идея заключалась в создании величественного памятника из единого каменного куска. Строителем был утверждён Монферран. За установку памятника отвечал Литта (председатель комиссии возведения Исаакиевского собора).

Добыча камня

В роли строительного материала применили гранит, добываемый в Пютерлакской каменоломне (сейчас это территория принадлежит Финляндии). Раньше на этом участке высекали элементы Исаакиевского собора (вес его колонн составлял около 114 тонн). Руководил скальными работами молодой мастер (20 летний самоучка) Василий Яковлев. Их скалы красного гранита вырубили огромную призму, очистили от грунта, мха, уложив на подстилку из еловых лапок. Для опрокидывания призмы (от скальной породы на подстилку), использовали сложные рычаги, другие приспособления. Выполнение необходимых размеров, обработку колонны производили здесь, на месте вырубки.

Для доставки тяжёлого груза был построен специальный корабль «Святой Николай» по проекту инженера Гласина. Буксировку корабля с грузом в 600 тонн выполняли два парохода. Из этой же скалы вырубили камни фундамента монумента и также доставили в город (вес отдельных камней составлял 400 тонн). Их доставили в город первыми. Во время перевозки колонны произошла авария. Причал не выдержал такой вес. Колонна упала в воду. Около 600 сильных солдат смогли поднять её и закончить доставку.

Строительство пьедестала

Перед монтажом в грунт вогнали 1250 сосновых свай. Их длина 6 м. В центре поместили шкатулку со специальными памятными деньгами (монетами), выпущенными в знак победы над Наполеоном. Массивный монолитный пьедестал катками, двигающимися на наклонной поверхности, установили на оригинальную платформу. Подвезли к нужному участку, сбросили на заготовленную кучу песка. От удара вздрогнули окрестности, испугав прохожих мощным ударом. После закрепления специальных подпорок, песок убрали, на его место установили катки.

Уничтожив подпорки, глыбу переместили на катки. С их помощью её установили на фундамент. С помощью стальных канатов камень подняли на метровую высоту. Убрали катки, вылили своеобразный (скользкий) раствор. В его состав входили водка, цемент, мыло. Благодаря мыльной добавке, удалось за счёт многократных передвижений точно установить монолит. Верхние ступени пьедестала были меньших размеров. Обработанные гранитные части крепились стальными скобами, устанавливались на приготовленный цементный состав. В 1832 году важный элемент памятника был готов под проведение дальнейших работ.

Установка

Для подъёма тяжёлого столба на пьедестал воспользовались специальными устройствами, по аналогии с системами, использованными при возведении Исаакиевского собора. Огромные леса, тысячи солдатских рук, несколько сотен рабочих были задействованы в подъёме. Подъёмный механизм состоял из строительных лесов (высотой 47 м), 60 мощных кабестанов, установленных по всей площади, блочной системы вверху и внизу монумента. Для обозначения основания столба был построен временный кирпичный массив высотой 10 м. Рядом с креплением лесов находилась специальная платформа, к которой по каткам, наклонной поверхности подвезли монолит.

По всей длине намотали многочисленные канаты, идущие к системам блоков, кабестанам. В назначенное время колонна приподнялась, спокойно передвигалась, оторвалась от почвы, поднялась на рассчитанную высоту, определяемую расчетной позицией в пьедестале. По команде движение колонны закончилось. Она стала на требуемое место всего за 1час 45 минут. За подъёмом наблюдал император, огромное количество простых людей. «Ура» прозвучало над городом. Первое время колонны, удерживаемой под действием своего веса, остерегались, ходили осторожно. Для снятия напряжения в обществе архитектор стал регулярно гулять рядом со своим творением.

Открытие памятника

Ещё два года после монтажа колонны прошло до дня торжественного открытия. Надо было украсить сооружение барельефными плитами, произвести окончательную полировку стержня. Закончить работы по строительству удивительной вершины колонны. Для удобного передвижения войск по территории площади вместе со строительством монумента возвели (вариант Монферрана) Певческий (Желтый) мост через реку Мойку. После этого была назначена (на 30 августа 1834 года) церемония торжественного открытия монумента. Стотысячное войско прошло по новому мосту к месту открытия памятника. Члены императорской семьи, дипломаты, генералы Русской армии присутствовали на торжественном открытии памятника, ставшего гармоничным украшением главной площади.

Описание

Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны. Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения.

В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания. Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна. Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.

Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара). Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита. Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.

Характеристики

Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:

  • Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
  • Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
  • Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
  • Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
  • Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.

Пьедестал

Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.

Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров. На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея. Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.

На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.

Колонна, скульптура ангела

Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле. Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили. Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.

Ограда, окружение памятника

Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка. Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.

В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.

Легенды

Знаменитая достопримечательность города овеяна интересными фактами, легендами из её жизни. Местные жители долго опасались величественного строения, держащегося за счёт собственного веса. А ещё они верили, что:

  1. С колонной связаны предзнаменования, мистические истории. Министру иностранных дел Ламсдорфу показалось, что на колонне появляется яркая буква «N», говорящая о появлении нового царя. Разгадка оказалась простой: буква (вытравленная по имени изготовителя) появлялась при включении светильников на стороне Исаакиевского собора.
  2. Интересная легенда связана с нахождением под колонной места с богатыми залежами нефти. Если колонну сдвинуть, то из-под земли забьёт небывалый фонтан природного богатства.
  3. Во время свадебных ритуалов жених обносит невесту на руках столько раз, сколько детей будет в семье.

Где находится и как добраться

Достопримечательность расположена в центральной части Дворцовой площади. Пользуясь услугами метрополитена, надо ехать к остановке «Невский проспект». Ориентируясь по шпилю Адмиралтейства, пройти к началу Невского проспекта. Красивый вид на главную площадь города поражает взгляд с места соединения проспектов Невского, Адмиралтейского. Рядом с величественной колонной проходят праздники, гулянья, концерты, традиционное торжество «Алые паруса».

Здесь гуляет много людей. Найти достопримечательность не составляет труда. У монумента организованы прогулки на каретах, используемых во времена Петра. На них совершаются поездки по историческому центру города. Возле набережной припаркованы туристические автобусы. Можно принять участие в многочисленных экскурсиях.

Ликбез для альт-историков: Александровская колонна – 23 части

Александровская колонна – ещё один монумент Петербурга, заставляющий не знающих матчасти бредологов тихо фаломорфировать от количества «искажений» истории памятника.

А предыстория такова: при добыче в Пюттерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферран обнаружил годный кусок скалы без трещин, размерами до 35 метров в длину и 7 метров в толщину, оставив этот участок нетронутым, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру I в честь победы над Наполеоном, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита, по сей день являющейся самой большой монолитной гранитной колонной в мире.

Работы в карьере по извлечению из скалы заготовки массой 4000 тонн и обработка оной вчёрне длилась около двух лет, после чего Колонну, подобно Гром-Камню, погрузили на специально построенный для этих целей бот и отправили по воде в Санкт-Петербург на Дворцовую площадь, где состоялось поднятие и финишная доводка Колонны.

Как правило, «тревожный колокольчик недоверия» к истории создания монумента звучит в головах параноиков, твёрдо уверенных в том, что они — «гениальные технари» и уж точно умнее презренных историков-«гуманитариев»

Ниже приведены основные вопросы и претензии так называемых “альтернативных историков” к истории Гром-камня и ответы на них

1.Вся история создания Александровской колонны (АК) — выдумки историков. К примеру, официальная версия гласит, что для отделения заготовки АК от скалы, рабочие сверлили отверстия. Что это за сверла, с помощью которых можно вручную просверлить 7 метров гранита?! И как по такому лому стучать кувалдой сверху?! В прыжке или на стремянку залазить?!
Вид на Пютерлакский карьер

рабочий с длинным буром

Конспиролухи не догадываются, но при подобного рода работах всегда применялся набор буров различной длины — от 0,7 до 9,5 метра с наваренными на конце твердыми стальными наконечниками. По мере углубления отверстия бур менялся, и взамен вставлялся более длинный. Бурение велось вручную: один рабочий держал бур, другой бил по нему тяжёлым молотком. После нанесения каждого удара бур (забурник) поворачивают вокруг своей оси. Буровую мелочь, так называемый «шлам», раздробленной бурением породы удаляли из шпура специальной чищалкой, ложечкой.
Справа показан бур для твёрдых пород камня

Начатый шпур в той самой каменоломне

Дартмур, 1930. Рабочий с помощью т. н. «пробойника» пробивает отверстия в граните под клинья.

2.Совсем не понятно, почему задняя грань заготовки уже ровная? До того, как глыбу отодвинули от скалы! Причем ровная не только задняя грань монолита, а и соответствующая часть оставшейся скалы. Если глыбу откалывали ломами и кувалдами, а не гигантской дисковой пилой, то отколотая грань будет кривая. Глыбу для того и отодвигают, чтобы заднюю грань выровнять. А она уже ровная!

Дилетантский кащенизм. Шпуры (скважины) для того и бурились на расстоянии 25-30 см друг от друга, чтобы отколоть заготовку ровно. При таком небольшом расстоянии шпуров трещина идёт по прямой вдоль всех многочисленных отверстий, что и обеспечивает ровность отделенной грани монолита и соответственно такую же ровность «ответной» части скалы.
Опрокидывание заготовки

3.При погрузке колонны на судно (у Кунгурова этот момент называется наоборот — «разгрузка») лаги (брусья) надломились, колонна «повисла в воздухе» и удерживалась от того чтобы затонуть 2 дня силами 300 человек! Враньё. Как такое может быть.

Обычные сказки неграмотных псевдоисториков. В действительности, после того как сломались брёвна, судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани, после чего, спустя 4 часа, в помощь рабочим прибыла воинская команда в 600 человек, и через 48 часов непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили, и к 1 июля два парохода доставили его к Дворцовой набережной.

Неудача с погрузкой колонны

4.Про колонну нет никаких упоминаний в годы её изготовления и установки, хотя событие — грандиозное!

Упоминаний полно. К примеру, выдержки из петербургской прессы тогдашнего периода, освещавшей процесс производства и открытия колонны. Например, в газете «Северная пчела».

«Северная пчела», выпуск № 149, 1832 г.

«Северная пчела», выпуск № 151, 1832 г.

«Северная пчела», выпуск № 195, 1834 г.

В. Жуковский, «Воспоминание о торжестве 30 августа 1834 года», 1834 год

5.Колонну сделали «отланты», и она стояла на Дворцовой ещё задолго до Монферрана, скрытая внутри некоего храма — князь Гагарин изобразил демонтаж этого здания и «открытие» колонны на своём рисунке!

Никакого храма в центре Дворцовой площади не было, о чем свидетельствуют туева хуча рисунков и гравюр ранее 1832 года. А Гагарин изобразил колонну с уже практически полностью разобранным вокруг неё помостом, в центре которого, как и положено, осталась кирпичная кладка, усилявшая конструкцию лесов и с 3-х сторон окружавшая место возведения колонны.

Чертеж Монферрана: кирпичные опоры под деревянным помостом

6.Монферран не создавал АК, ибо есть гравюра 1820-го года, на которой колонна уже стоит на Дворцовой площади!

И снова эпик фейл! На гравюре отлична видна «Колесница Славы» — медная композиция над аркой Главного Штаба, которую установили только в 1828-м году, а значит датировка гравюры не более чем банальный тупой пиздёж. Кроме того, данная гравюра является в сущности эскизом одного из вариантов проекта АК — об этом свидетельствует навершие колонны в виде креста: такой вариант навершия тоже рассматривался, но в итоге «выиграл тендер» Ангел с крестом.

Вид на арку Главного Штаба с похожего ракурса

Первый утвержденный вариант АК

Ещё варианты навершия АК

7.На рисунках Монферрана некоторые детали не совпадают с деталями на других его рисунках! Вероятно, тем самым он подает нам «знак», что его заставляют фальсифицировать историю!

Стоит кагбэ понимать, что литография и уж тем более миниатюра не является фотографией, а потому на них могут быть неточности. И вообще, художник натура творческая и правилами не обремененная. Кроме того, помимо личных чертежей и рисунков, в «графическом наследии Монферрана» множество листов, подписанных им, но выполненных его учениками и помощниками: Садовниковым, Сабатом, Кольманом, Рихтером, Молдавским, Чернецовым и другими художниками, выполнявшими работы для архитектора. Данный факт легко объясняет так тревожащие поцыентов ЗОГадочные «несовпадения».
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-avtors. skoy-biblioteki

Лулзы, интриги и просто интересные факты:

– Предварительный проект установки монумента в Санкт-Петербурге был разработан Монферраном еще в 1814 году. Идея установить монумент конкретно на Дворцовой площади принадлежит К. Росси, который уже в 1819 году на проектном плане по строительству второго корпуса Главного Штаба наметил основание монумента.

– При установке пьедестала для лучшего схватывания раствора вместо воды с цементом мешали натуральную водку. Рабочие рыдали, глядя, как драгоценный
продукт используется столь безблагодатным способом.

– Отделка и полировка колонны проходила после ее установки и продолжалась целых два года. Вручную, ессно.

– За 5 дней до открытия монумента А. С. Пушкин стремительно сдернул из Санкт-Петербурга, о чем и написал в своем дневнике:

Цитата
Я ничего не записывал в течение трех месяцев. Я был в отсутствии — выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, — моими товарищами, — был в Москве несколько часов…

https://rvb.ru/pushkin/01text/08history/03memoires/1160.htm

– Петербуржцы знали, что исполинская колонна была установлена без каких-либо дополнительных укреплений и держится только под тяжестью собственного веса, поэтому новый памятник довольно долгое время вызывал у горожан настороженность и даже страх — люди трухали ходить мимо колонны, боясь, что она может упасть. Тогда Монферран взял за обыкновение каждое утро прогуливаться вокруг колонны со своей собачкой. Со временем его прогулки возымели действие, и петербуржцы перестали бояться падения монумента.

– Монферран совершил поднятие АК не с нулевым запасом опыта и навыка в подобном деле, а основательно прокачав скилл поднятия тяжестей на возведении 114-тонных колонн Исаакиевского собора, за четыре года до.

– В то время в гранитных ломках использовали взрывчатку, но монолиты для Александровской колонны и для колонн Исаакия добывались вручную, без применения пороха, опасаясь повредить камень, ибо «ба-бах. » не сказывается на качестве камня положительно. «Лучше перебдеть чем недобдеть» — вероятно, так считал и подрядчик В. А. Яковлев, поскольку в случае какого-либо фэйла он по контракту обязался добыть еще одну заготовку, но уже за свой счет. Кроме того, за свой же счет Яковлеву пришлось возвести пристань и расположенный напротив неё причал, а также, построив плот, железными ковшами углубить фарватер более чем на полметра, поскольку возникла опасность, что, приняв такой груз, судно сядет на грунт.

– Николай I распорядился «употребить к действию во́ротами гвардейских солдат»: в этом был заключен глубокий символический смысл — воины гвардейских полков, опиздюливших потомков Д’Артаньяна и его друзей победивших в Отечественной войне и Заграничных походах, должны были сами воздвигнуть монумент в честь императора-победителя.

– А фэйл был близок: несмотря на успешную репетицию подъема колонны для испытания прочности лесов и механизмов, а также для отработки слаженных действий сотен людей, прошедшую без сучка и задоринки, буквально спустя два дня, при «официальном» поднятии колонны сложилась опасная ситуация:

Цитата
Немногие знают, что в ту минуту, когда колонна съезжала с передвижного подмостка и должна была повиснуть только на канатах, три кабестана почти одновременно остановились, т.к. перепутались канаты нескольких шкивов, и что в этот критический момент обломился один из шкивов и обрушился вниз, туда, где стояло много людей, очень быстро отбежавших, что произвело некоторое замешательство среди окружавших меня рабочих. К счастью, солдаты, обслуживавшие кабестаны у того самого места, где это случилось, были нисколько этим не потревожены и продолжали мерно шагать, их спокойствие передалось остальным и каждый занял свое место.

– Фаллометрия с зарубежными аналогами происходила не только в рисунках, но и в стихах:

Цитата
Гранит единственный в день Невского Героя
Среди Петрополя главу свою подъял,
Пред ним Троянов столп, доселе дивный — мал;
Тот пышной суетой Рим гордый изумляет,
Здесь благость двух Царей Россия прославляет.

Д. Хвостов, «На воздвижение гранитной колонны в честь императора Александра I»

Также на поприще стихоплетства в данной области в 1832 году отметились Ф. Глинка, в 1834: И. Тургенев, А. Бистром, М. Марков.

Александровская колонна в Санкт-Петербурге – величественное украшение Дворцовой площади

Александровская колонна в Санкт-Петербурге

Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга – один из символов Северной столицы, часть ее узнаваемого неповторимого облика и самый высокий памятник в мире, выполненный из цельного гранита.

Проект монумента

Александровская колонна воздвигнута в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Монферраном в 1834 году по указу императора Николая II в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

В начале 1829 года Николай I объявил конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Среди присланных на конкурс проектов внимание императора привлекла работа архитектора французского происхождения, создателя Исаакиевского собора, Огюста Монферрана, предложившего несколько вариантов памятника.

По желанию царя архитектор начал работать над созданием высочайшего на то время монумента – колонны на Дворцовой площади, которая бы превзошла Вандомскую колонну в Париже, возвеличивающую французского императора.

Строительство колонны

Воплотить идею в жизнь оказалось непросто. Гранитная скала, из которой вытесали ствол колонны, нашлась в Финляндии в Пютерлакской каменоломне.

Подготовка гранита

От скалы отпилили брус весом 1600 тонн и с помощью рычагов умудрились сдвинуть глыбищу с места, а потом опрокинуть на ложе елового лапника. Это смягчило удар о землю, и глыба не раскололась.

А потом вручную, на глазок, скалывали лишнее, тесали, полировали. 250 человек трудились 2 года и получили идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 м у основания и 3,15 м – у вершины, высотой 25,6 м и весом 600 тонн. Из этой же скалы вырубали камни для фундамента, которые весили более 400 тонн каждый. Строительство длилось 5 лет.

Руководил работами легендарный каменотес Самсон Ксенофонтович Суханов, артель которого сотворила все гранитные чудеса Северной столицы. Имя гениального мастера было забыто, как и секреты его мастерства.

Перевозка заготовок в Санкт-Петербург

В Санкт-Петербург Александровскую колонну и огромные камни для фундамента доставили водным путем. Для перевозки заготовок из Финляндии построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн.

На борт колонну загружали 600 солдат и едва не уронили монолит в воду. До места назначения «Святой Николай» с колонной буксировали 2 парохода.

Подготовка фундамента для постамента

При подготовке фундамента для Александровской колонны в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на которые положили гранитные блоки. На фундамент водрузили монолит весом 400 тонн, ставший основанием пьедестала.

Для соединения фундамента с монолитом использовали особый раствор: в цемент добавляли водку с мылом. Водка не позволяла раствору замерзать, а благодаря мылу, монолит легко двигали до тех пор, пока он идеально не «сел».

В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

Архитектура памятника

Общая высота – 47,5 м, собственно колонна – 25,6 м, вес – 600 тонн. Сооружение стоит на гранитной основе лишь под действием собственной силы тяжести без специальных опор.

Александрийскую колонну венчает 6-метровая фигура ангела, она выточена скульптором Борисом Орловским из цельного гранитного куска и держится на вершине собственным весом. В левой руке ангела – крест, правая рука вознесена к небу.

Взгляд ангела, в лице которого узнают черты Александра I, направлен вниз – это взгляд стражника и защитника русской земли. Фигура ангела символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии.

На пьедестале – изображение Всевидящего Ока, под которым двуглавые орлы держат в лапах лавровые гирлянды. В руках двух крылатых женских фигур – табличка с надписью: «Александру I – благодарная Россия».

Рядом – символы рек Вислы и Немана, которые форсировала русская армия, преследуя Наполеона. На барельефах пьедестала вычеканены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия, а также щиты, кольчуги и шлемы эпохи Александра Невского.

По периметру Александрийский памятник был обнесен декоративной бронзовой оградой, украшенной 12 трофейными пушками и сотней двуглавых орлов. На каждой стороне по периметру ограды – ворота с трехглавыми орлами.

Установка «величественного колосса»

При установке колонны на пьедестал сделали строительные леса высотой 47 метров, 60 лебедок с барабанами и систему блоков. По наклонной плоскости Александровскую колонну, обмотанную канатами, подкатили на специальную платформу и закрепили на ней.

Потом стали медленно поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. 2500 человек поднимали колосс 1 час 45 минут.

За процедурой поднятия основной части монумента наблюдали сотни зрителей, прибыл и император со своей семьей. Когда гранитная колонна опустилась на пьедестал, над площадью раздалось громкое «Урааа»!

Рассказывают, что графиня Толстая всегда приказывала кучеру объезжать Дворцовую площадь – боялась, что Александровская колонна свалится прямо на нее. Того же опасались многие петербуржцы. Поэтому архитектор Огюст Монферран каждый вечер демонстративно выгуливал вокруг своего шедевра любимую собачку. Постепенно страхи улеглись.

Церемония открытия монумента

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Для празднования на Дворцовой площади возвели специальные трибуны, где разместилась императорская семья и именитые гости. Архитектор отказывался принимать участие в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, Вы себя обессмертили! Вы воздвигли памятник самому себе!».

У подножия памятника состоялось богослужение в присутствии императора и зарубежных гостей, которые преклонили колени вместе с многочисленным русским войском – победителем в войне 1812 года.

Потом перед трибунами прошел военный парад: звучал парадный марш и барабанная дробь, победно стреляли пушки. Всего в праздновании участвовали 100 000 человек, не считая зрителей-петербуржцев. В честь Александровской колонны монетный двор выпустил памятный рубль с портретом Александра I.

Василий Андреевич Жуковский так описывал торжество: «И никакое перо не может описать величия той минуты, когда под три пушечных выстрела вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами с барабанным громом, под звон Парижского марша, пошли колонны русского войска.

Начался церемониальный марш: два часа продолжалось сие великолепие, единственное в мире зрелище. Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, а на безлюдной площади остался величественный колосс».

Ангел после революции

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников прикрывали красным колпаком или воздушными шарами. Было предложение вместо нее поставить статую Ленина, но этого не произошло.

Ограду вокруг монумента переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны ангел и колонна ранены осколками.

В начале XXI века провели диагностику колонны, повреждения, коррозию и изъяны устранили, извлекли блокадные осколки, воссоздали историческую ограду вокруг памятника.

Колонна дополнила композицию, посвященную Отечественной войне 1812 года и стала олицетворением мощи и несокрушимости русской армии.

Видео: тайна Александрийской колонны

Александровская колонна и гигантские чаши Питера

Одним из самых загадочных артефактов Питера является Александровская колонна (Александровский столп) и её появление. Рассмотрим детали:

Когда легенду можно считать легендой? Когда миф достоин называться мифом? Насколько древним и забытым должно быть событие, чтобы с полным правом войти в категорию “сказки”? И почему некоторые события остаются неоспоримыми, в то время как другие теряют свою значимость и приобретают характер чего-то неустойчивого, зыбкого, сомнительного.

Теперь обратим теперь внимание на постройки

Знаменитая акварель, где Александровская колонна находится внутри какой-то постройки, которую разбирают.

Скорее всего речь идет о уже стоявшей тут с древних времен колонне, которую замаскировали церковью (или другим зданием), а потом разобрали

Это больше похоже на соревнование “Чья история появления колонны круче?” В официальной версии победил Монферан, но его метод ой как спорен: Постройте из спичек помост, а потом прокатите по нему пудовую гирю. выдержит? Я уже о технологии подъёма молчу, математическая модель такой операции не выдерживает никакой критики. Так кому верить?

При всём при этом не стоит забывать, что вес обработанной колонны составил около 700 тонн, сколько тогда весила заготовка под неё? Кто и когда обрабатывал такие монолиты? Где завод, документация, мастера, автор наконец? Из чего сделан фундамент под такой вес? И сколько таких. или чуть поменьше колонн в Питере?
О создателе колонн читайте тут: Суханов Самсон Семёныч-Ксенофонтыч

А вот вам ещё одна, на мой взгляд, абсурдная ситуация. Садовников не зная о мучениях Монферана рисует то, что видит, то что есть на самом деле.

Вот так выглядели все греческие Венеры, Афродиты, Дианы.

Как бы вы отнеслись вот к такой статуе, если бы её назвали “Александр I на троне”.

Александр 1. Тайна жизни и тайна смерти.

Статья сокращена для адаптации к ЖЖ.
Очень советую почитать всю статью в источнике, если интересуетесь темой Питера и сфабрикованной истории
.

И на закуску:
Царь Ванна в Баболово

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи» «Гранитным шедевром», и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.

В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца. Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? – Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения. В пользу этой версии говорит план-реконструкция водоснабжения.

Вторая версия – «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.

Есть и третья версия, – космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша – элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи..”

Однако самым знаменитым созданием камнерезов из Колывани стала «Царь-ваза», или «царица ваз» (ее-то и изобразили теперь на гербе Алтайского края). Вырезанная из яшмового монолита, получилась она в два с половиной метра высотой и достигает пятиметрового диаметра. Вес ее – 1200 пудов (свыше 19 тонн).
Только на то, чтобы доставить из каменоломни заготовку для этого исполина ушло почти три месяца. Тащила ее волоком тысяча с лишним рабочих, согнанных с близлежащих рудников. Наконец, в 1825 г. на фабрике, где тогда главенствовал Михаил Лаулин, принялись за обработку этой глыбы.
Восемь лет ушло на создание зеленой великанши. Летом 1843 г. «царицу ваз» наконец выгрузили с баржи на набережной близ Зимнего дворца. Однако отсюда в Эрмитаж ей пришлось «добираться» еще почти десятилетие.
Ваза-гигант до сих пор поражает, не только размерами и формой, но и безупречностью обработки.

(десять лет тащить вазу через город. конечно, дайте двадцать!
представляю себе, как проходя каждый метр, все 1000 тащильщиков останавливались на перекур, и столпившись вокруг вазы, набирали сил для следующего марш-броска гуськом по бездорожью.
. а тем временем их походная кухня стала рестораном с мировым именем, ибо варила в той же вазе обожаемый заморскими гостями легендарный борщ кайен (ну, чтобы лишней утвари с собой не таскать)
а сам эрмитаж тащили еще мильён человек. эка суматоха была )

Читайте также:
Топ-10 самых бюджетных городов Европы для туристов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: