Статуи Афганистана

Бамианские статуи Будды

Бамианские статуи Будды

Бамианские статуи Будды — две гигантские статуи Будды (55 и 37 метров), входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине. В 2001 году, вопреки протестам мировой общественности и других исламских стран, статуи были разрушены талибами, считавшими, что они являются языческими идолами и подлежат уничтожению.

Статуи были высечены в окружающих долину скалах, частично дополнены прочной штукатуркой, державшейся на деревянной арматуре. Выполненные из дерева верхние части лиц скульптур были утрачены ещё в древности. Кроме разрушенных скульптур, в монастырях долины имеется ещё одна, изображающая лежащего Будду, её раскопки начались в 2004 году.

Сэкономь на путешествии!

История Бамианской долины

Бамиан – одна из провинций Афганистана. Буддизм проник в эту провинцию в 3 веке до нашей эры, в период правления Ашоки – императора из династии Маурьев. В то время по Бамианской долине проходил важный торговый путь, который являлся частью Великого Шёлкового пути. Купцы, перевозившие товары по материку, полностью пересекали Афганистан. Вместе с ними шли буддийские монахи, которые проповедовали свое учение. Вернее всего, что именно из Бамиана буддизм распространился на территории Японии, Китая, Кореи, Тибета, Непала, Бутана и Монголии. В этой провинции буддизм просуществовал до 9 века – времени принятия ислама.

Бамиан превратился в настоящий центр буддизма в период правления Канишки Великого. Именно в этот период была создана первая тридцатисемиметровая статуя Будды. Два столетия спустя была создана вторая пятидесятипятиметровая статуя.

Сначала их покрыли смесью глины и соломы, благодаря которой удалось создать лица, руки и складки одежды. Затем статуи отштукатурили и покрасили: меньшую статую в синий цвет, а статую большего размера в красный. Руки и лица позолотили. Сами статуи и территория, на которой они находились, считались священными для людей, исповедующих буддизм. Прошло время, и черты лица на статуях сгладились, исчезли руки. Существует мнение, что это было сделано специально, чтобы впечатление от этих идолов не было таким ужасным.

Войны, которые велись в Афганистане с 1980 года, нанесли огромный ущерб Бамиану и буддийскому монастырю, находящемуся на территории провинции. С 1994 года талибы (исламские фундаменталисты) – уничтожили очень много скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане. Свои действия они обосновывали запретом на изваяние статуй и идолопоклонство в исламе.

В середине 1990-х годов территория около 55-метрового Будды использовалась как склад вооружения. Вероятнее всего, это не было случайностью: афганская оппозиция хотела сохранить мистический идол, а мусульманские группировки воспринимали Будду как лжепророка. В 1997 году командующий войсками талибов заявил, что как только территория перейдет под его контроль, он уничтожит статуи Будды. Однако со всего мира посыпались протесты, и талибы пообещали, что будут охранять статуи. Склад оружия перевели в другое место. Но в то же время возникли разногласия между солдатами и представителями властей, так как чиновники обнаружили, что статуям уже нанесен ущерб.

Уничтожение статуй

Уничтожение Бамианских статуй Будды состоялось после указа лидера талибов муллы Мохаммеда Омара от 26 февраля 2001 г.: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем».

Статуи были уничтожены в несколько этапов в течение нескольких недель, начиная от 2 марта 2001 г. Первоначально статуи были обстреляны с помощью зенитных орудий и артиллерии. Это нанесло серьёзный ущерб, но не разрушило их. По этому поводу министр информации талибов Кудратулла Джамал посетовал, что работа разрушения не так проста, как можно было подумать, поскольку скульптуры высечены в скале. Позднее талибы разместили противотанковые мины на дне ниши так, что когда обломки скал упали от артиллерийского огня, статуи получили бы дополнительные разрушения на минах. В конце концов, талибы спустили людей вниз по скале и заложили взрывчатку в отверстия в статуях. После одного из взрывов не удалось полностью уничтожить лицо одного из Будд, была запущена ракета, которая оставила отверстие в остатках каменной головы.

Реакция мировой общественности на разрушение статуй

Правительство США заявило, что «удручено и озадачено» решением об уничтожении статуй, которое было названо «осквернением культурного наследия Афганистана».

Министерство иностранных дел Индии назвало решение талибов «атакой на культурное наследие не только афганского народа, но и всего человечества».

Глава ЮНЕСКО Коитиро Мацуура осудил действия талибов, заявив, что «ужасно видеть хладнокровное и расчётливое уничтожение культурных ценностей, которые являются наследием афганского народа и всего человечества».

Пакистан, одна из трёх стран, официально признавших движение Талибан, подверг критике решение об уничтожении статуй.

Иранское агентство новостей Iran News заявило, что решение талибов, будучи «принятым во имя ислама, бросает тень на священную религию».

Муфтий Египта Наср Фарид Уасель призывал талибов отменить своё решение, заявив, что «присутствие статуй не запрещено исламом».

Современное состояние. Проекты восстановления

В 2003 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены многочисленные исторические постройки Бамианской долины, включая буддийские монастыри, гигантские статуи Будды (как разрушенные, так и уцелевшие), остатки города Гаугале и две мусульманские крепости.

Читайте также:
Погода в Малайзии по месяцам. Лучшие сезоны для пляжного отдыха

Предлагаются различные планы восстановления статуй, включая необычный проект японского художника Хиро Ямагата — лазерную проекцию, воссоздающую утраченные памятники. Ведутся работы по консервации сохранившейся живописи V — IX веков в пещерных буддистских монастырях.

14 марта 2011 года стало известно, что ЮНЕСКО не будет восстанавливать Бамианские статуи Будды. На это решение повлияло два фактора: на финансирование проекта уйдёт от 8 до 12 млн долларов, но необходимых средств нет. Во-вторых, более чем наполовину, Будда будет состоять из нового камня: «Нам следует подумать о публике, которой не нужна подделка: ей нужен подлинник. А подлинные статуи разрушены» — заявил Франческо Бандарин, помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры.

Бамианские статуи Будды, которых мир лишился навсегда (11 фото)

В Афганистане прямо в склоне песчаниковой горы, которая видна с маршрута древнего Шелкового пути неподалеку от городка Бамиан (Bamiyan), зияют 2 гигантские ниши. В них когда-то и стояли огромные статуи Будды. В 2001 году скульптуры возрастом почти 1500 лет были взорваны талибами, убежденными, что все языческие идолы в их стране должны быть стерты с лица Земли. Варварское уничтожение религиозных святынь и культурного наследия Афганистана потрясло весь мир и стало самым громким насильственным актом за последние годы, совершенным представителями крупнейшего исламистского движения на Ближнем Востоке.

Долгое время буддизм был одной из ключевых религий Центральной Азии и Индийского субконтинента, и появился он здесь еще во времена зарождения Кушанского царства в первом веке нашей эры. Кроме Великого шелкового пути, который пролегает как раз через Бамиан, здесь также находится сразу несколько буддистских монастырей, часовен и святилищ, обустроенных прямо внутри пещер, вручную вытесанных в горной породе. В нескольких таких пещерах и нишах, часто связанных между собой разветвленной системой галерей, все еще видны старинные росписи и местами красуются уникальные буддистские скульптуры.

53-метровая статуя Будды в Бамиане, уничтоженная в 2001 году.

Фото: Afghanistan Embassy

Две самые известные и самые огромные статуи Бамиана были уничтожены талибами в 2001 году. Самая внушительная из этих скульптур возвышалась на целых 53 метра в высоту. Вдобавок она была самой высокой статуей Будды во всем мире, пока ее не уничтожили экстремисты. Второй Будда тоже был величественным творением, и его высота составляла 36,5 метра. Обе статуи были вырезаны в скале высоко над землей. Основная часть скульптур состоит из песчаниковой породы, а более мелкие детали были изготовлены из дерева, вылеплены из глины с соломой и покрыты штукатуркой.

Краска, которой были покрыты древние статуи, давно стерлась, но несколько веков тому назад с ее помощью скульпторы старательно выделяли выражение лиц, складки одежды и руки изваяний. Обе статуи когда-то были полностью покрыты краской. Самый высокий Будда был карминно-красного цвета, а тот, что пониже, отличался более богатой палитрой. В скале на уровне головы обеих статуй и вокруг стоп самого большого Будды были вырублены специальные площадки для ритуальных шествий.

Больше всего о первоначальном облике монументальных скульптур из Бамиана мы знаем из дорожного дневника китайского монаха Сюань-Цзана (Hsuan-Tsang), побывавшего в здесь в 7 веке нашей эры. Паломник описал этот город как процветающий буддистский центр «с более чем 10 монастырями и целой тысячей монахов». Китаец отметил, что обе статуи Будды были украшены «ослепительной золотой краской и покрыты блестящими драгоценными камнями». Историки полагают, что гигантские скульптуры были вырезаны в скале где-то между 3 и 6 веками нашей эры. В свое время это были, наверное, самые знаменитые достопримечательности и святыни в этом регионе, и привлекали сюда множество пилигримов со всех уголков земли, где только исповедовали буддизм.


Фото: txmx 2/Flickr

После вторжения мусульман в 9 веке, существование в Афганистане гигантских образов буддистского учения очень сильно досаждало новым правителям. Например, в 17 веке Аурангзеб (Aurangzeb), император Великих Маголов, и в 18 веке персидский царь Надир Афшар (Nader Afshar) оба пытались разрушить статуи с помощью мощнейшего оружия тех времен, но им так и не удалось нанести Буддам практически никакого заметного вреда. Затем в 19 веке эмир Афганистана Абдур-Рахман (Abdur Rahman Khan) все же смог уничтожить лицо самой большой статуи Бамиана.

В 2001 году лидер движения Талибан объявил, что все скульптуры и иноверные святыни на территории Исламского Эмирата должны быть полностью уничтожены. В марте того же года талибы заложили взрывчатку у основания статуй и в районе плеч огромных фигур. Гигантские статуи разорвало буквально на куски…

Позже в одном из интервью верховный лидер Талибана Мулла Омар (Mullah Omar) пытался оправдать свои действия, сказав, что изначально он совсем не хотел разрушать Бамианского Будду. «На самом деле ко мне обратились какие-то иностранцы и сказали, что они хотели бы провести реставрационные работы скульптур, пострадавших от дождей. Я был шокирован. Я понял, что эти бессердечные люди совсем не думают о живых жителях Афганистана, умирающих от голода, а больше беспокоятся по поводу бездушных изваяний Будды. Это было ужасно. Вот почему я приказал разрушить эти статуи. Если бы иностранцы пришли оказывать гуманитарную помощь, я бы никогда не приказал уничтожить буддистские скульптуры», – пояснил Омар.

Читайте также:
Получение вида на жительство в Австрии для граждан России, Украины, Беларуси

Единственным плюсом в этой прискорбной ситуации стало то, что после серии взрывов были обнаружены еще несколько новых пещер с фресками, включая фрагменты ранее неизвестной лежачей статуи Будды, длина которой составила целых 19 метров.

Женщины на фоне огромной полости, где раньше стоял гигантский памятник Бамианскому Будде.

Фото: DVIDSHUB / Flickr


Фото: carlos Ugarte / Flickr

Самый высокий Будда до подрыва 2001 года (слева) и после самоуправства талибов (справа).

Фото: A Lezine / UNESCO


Фото: Pierre Le Bigot / Flickr

Фотография Бамианского Будды 1975 года.

Фото: Pierre Le Bigot / Flickr

Перед вами некоторые из скальных монастырей, выкопанных прямо в горной породе в районе Бамианской долины.

Фото: Babak Fakhamzadeh / Flickr


Фото: Johannes Zielcke / Flickr

Руины второй по величине скульптуры Будды уже после попыток талибов уничтожить ее.

Фото: Alessandro Balsamo / Wikimedia

Вид на скалы, где были вырезаны знаменитые монастыри и скульптуры Будды.

Фото: UNESCO/G. Gonzales Brigas

Страсть к разрушению: конец гигантских статуй Будды в Афганистане (18+)

Больше 30 гневных писем, отправленных представителями ЮНЕСКО, визиты официальных лиц и робкий протест общества сохранения культурного наследия Афганистана не спасли уникальные статуи в Бамианской долине. На уничтожение гигантских скульптур, простоявших 15 столетий, экстремистам потребовалось всего 2 недели. Чем «провинился» перед талибами главный исторический памятник раннего Афганистана и почему его до сих пор не восстановили? Разбирается Елена Бухтеева.

Плюс в карму

Турист, повидав статуи Будды в разных уголках планеты, волей-неволей задумается о страсти к гигантомании. Памятники, возведенные буддистами в честь духовного учителя, поражают своими размерами. Причин этому несколько. Во-первых, считалось, что гигантский Будда защитит от разгула стихий. Во-вторых, буддисты верили: каждый, кто участвует в таком благом деле как возведение статуи учителя улучшает свою карму. Поэтому желающих помогать в работе было много.

Представьте вырубленную в скале 55-метровую статую Будды. Фигуру расписывали вручную лучшие мастера, она щедро украшена драгоценными камнями. Золото переливается на свету, и кажется, что одеяние Будды колышется вместе с порывами ветра. Именно так выглядели в VI веке два изваяния, расположенные в провинции Бамиан в Афганистане. Величественные статуи (55 и 37 метров) символизировали мудрость и вечность. К буддистским святыням стекались паломники со всей Азии.

Сегодня Бамиан — небольшой городок, ничем не отличающийся от десятков других. А в свое время здесь кипела жизнь — через Бамиан проходил Великий шелковый путь. Долину пересекали нескончаемые караваны верблюдов, которые несли на себе разнообразные богатства: роскошные ткани, ювелирные изделия, военное снаряжение, фарфор и слоновую кость. Бамиан был крупным центром буддизма; за двумя гигантскими статуями — вход в монастыри, расположенные внутри скалы. В них проживало более тысячи человек. Помещения украшали фрески, стены были расписаны в византийском стиле.

До пришествия варваров-талибов оставалось 15 веков.

Бамианская долина

Талибы: уничтожить все, что было до ислама

Постепенно на территории Афганистана распространился ислам. Монастыри разграбили, изваяния оказались под угрозой. еках мусульманские правители предпринимали попытки их уничтожить, однако они не увенчались успехом. Разрушить исполинов оказалось не так-то просто. Поэтому «вредительствовали», как могли — так, например, большому Будде отстрелили ногу.

Вообще, мусульманским владыкам было присуще стремление стереть с лица земли памятники чужой культуры, особенно если речь шла о многобожии. Подданные в этом случае убеждались в непоколебимом могуществе ислама. Оправдывать варварство (и легкую наживу) было очень удобно, опираясь на религиозные догмы. Так, мусульманам запрещалось изображать человека или богов, а возведение статуй трактовалось чуть ли не как соперничество с Аллахом: скульптура несет в себе сакральный смысл.

Впрочем, восточное изобразительное искусство наглядно свидетельствует о том, что запрет этот не был строгим. Но он прекрасно работал, когда речь шла о чужих святынях. Высшим пилотажем считалось превратить немусульманскую святыню в мусульманскую, доказав идею своего превосходства. Так случилось с Каабой в Мекке — постройкой кубической формы, которая раньше была языческим святилищем.

Но настоящая страсть к разрушению чужих исторических памятников — у радикального ислама. Он стал официальной идеологией Афганистана в 1996 году, когда к власти пришла группировка «Талибан» (организация запрещена в России). Идейный лидер талибов Мулла Омар поначалу заявил, что не собирается уничтожать бамианские статуи. Это сильно навредило бы его имиджу в глазах мировой общественности. Кроме того, исполины могли привлечь туристов, которые заглядывали в Афганистан редко, но все-таки еще существовали в стране как вид.

Однако командиров «Талибана» (организация запрещена в России) близость буддистских святынь оскорбляла. Один из них подготовил отверстия, чтобы заложить взрывчатку, другой повредил лицо Будды.

Бамианские статуи. Иллюстрация 1885 года

В начале 2000-х мулла Омар перестал заботиться о своей репутации. После трагедии 11 сентября 2001 года талибы отказались выдать Усаму бен Ладена Америке, а шестью месяцами ранее мулла публично заявил: бамианские скульптуры будут уничтожены. «Идолам», как их называл Омар, не место на земле Аллаха. После того, как лидер дал добро, талибы устроили погромы в музеях. Общество сохранения культурного наследия Афганистана забило тревогу.

Читайте также:
Отдых в Черногории с детьми – 2022: лучшие курорты и отели

Все, что делают исламские радикалы, так или иначе, связано с желанием запугать. Это касается и уничтожения культурных ценностей. Своей цели талибы достигли: после публичного заявления муллы в Афганистан посыпались телеграммы. ЮНЕСКО направила несколько десятков писем в защиту изваяний. С талибами вели переговоры японские дипломаты. Желание приютить уникальные статуи изъявили десятки стран, среди них — Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Тайланд, Индия, причем за выкуп монументов талибам предлагали неплохие деньги. Представители мусульманских государств в один голос заявили о том, что разрушение исторических памятников не имеет ничего общего с исламом.

Омар был непреклонен. В марте 2001 года талибы приступили к своей преступной миссии. В ход пошли автоматы и гранатометы, ракеты и, наконец, взрывчатка… Колоссы были разрушены до основания, их фрагменты талибы продали на черном рынке.

До и после атаки талибов / фото Associated Press

После разрушения статуй постройки в Бамианской долине оказались под охраной ЮНЕСКО. Афганские археологи представили план реставрации меньшей из скульптур, однако в 2011 году ЮНЕСКО приняла решение не восстанавливать гигантских Будд.

Специалисты сочли, что «фальшивка» из современных материалов людям не нужна, кроме того, проект был очень затратным. В 2014-м группа немецких археологов предприняла несанкционированную попытку восстановления скульптур. Накануне стало известно, что ЮНЕСКО все же планирует подготовительные работы для восстановления меньшей из бамианских статуй Будды.

Бамианские статуи Будды варварски уничтоженные талибами. Кто сотворил их? Какой народ жил в то время?

В 2001 году в Афганистане, вопреки протестам мировой общественности и других исламских стран, талибами были уничтожены две гигантские статуи Будды, так называемые Бамианские статуи. По мнению талибов языческие символы должны подлежать уничтожению.

Бамианские статуи Будды-это две статуи гигантских размеров( 55 и 37 метров).Статуи входили в комлекс буддийских монастырей Бамианской долине. Бамианская долина находится в центральной части Афганистана, в 200 километрах к северо-западу от Кабула.

В самой долине находится современный город Бамиан-центр одноименной провинции Афганистана. Сама долина-это единственный удобный проход через горную систему Гиндукуш,издревле служивший торговым коридором.

Во II веке здесь возникли буддисткие монастыри. А при царе Ашоке Великом, правителе империи Майрьев (государство в древней Индии 317-180 до н.э.),после ряда военных успехов подчинившем себе значительную часть Южной Азии от современного Афганистана до Бенгалии и далее на юг до Майсура (юг Индии),было начато строительство статуй. (Официальная версия)

Теперь посмотрим на карту тех времен

В те времена эти местности населяли скифы (арии).

“Есть и другая древняя былина, которая упоминает «Индейское царство». Это былина о Дюке Степановиче, которая существует в 70 записях. Содержание её таково. Дюк Степанович, богатырь из города Галича, приезжает в Киев

Из славного города из Галича,

Из Волынь-земли богатые,

Да из той Карелы из упрямые,

Да из той Сарачины из широкие,

Из той Индеи богатые…

Приехав в Киев, Дюк вступает в спор с князем Владимиром и его дружиной. Он хвастает своим конём, удивляется бедности Киева и хвастает богатством своей родины – Индии, где няньки да калчницы ходят в шелках и золоте. Хвастовство продолжается и на пиру, причем Дюк находит невкусными и вино, и княжеские калачи, которые «пахнут сосной» и хвастает своей одеждой и несчётной казной. Один из дружинников Владимира, Чурила Пленкович, вызывает Дюка на состязание в щегольстве. Победу одержал Дюк. Чтобы проверить хвастовство Дюка, Владимир отправляет посольство к матери Дюка. Посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги.

Но нас, собственно интересует здесь не сам сюжет, а очень широкая география былины – Галич, Волынь-Земля (город Юмна-Волин в устье Одера), Сарачины (Сорочинские горы, иначе Кавказ), Карелия и Индия. Вот какова была территоря древней Руси, которая раньше называлась Сарматией, а ещё ранее Великой Скифией – «Русским полем». Вот, что пишет по этому поводу Ю.Д. Петухов (1951-2009) – русский писатель и историк:

«В качестве «места жительства» Дюка названы все те земли, которые обычно выступают как периферия, крайние пределы «Русского поля». Не следует отождествлять «город Галич» из былины с известным Галичем в Прикарпатье, столицей Галицко-Волынского княжества. Этот Галич возвысился только в XII в., а былина намного древнее. И былинная «Волынь» тоже была расположена гораздо дальше; это древний город Волин-Юмна-Венета в устье Одера. География былины сводится к такому очертанию: от земли германских русов-варягов (Волин-Волынь) – до Крайнего Севера Восточно-Европейской равнины (Карела) – до Кавказа (Сорочинские горы) – и до Индии. Это и есть границы античной «Сарматии».

Скифы в Индии

Как следует из вышесказанного, влияние людей белой расы на население Индии не ограничилось двумя Арийскими походами. На протяжении всей её древней истории на полуостров Индостан приходили белые люди с севера и формировали самобытную и неповторимую индийскую цивилизацию, каждый раз вливая свежую кровь в дело рук предыдущих цивилизаторов, напластовывая всё новые слои принесённой с собой культуры, создавая там свои государства с периодичностью в 400-600 лет.

Читайте также:
Великобритания: что посмотреть и куда сходить

Так, к 6-5 вв. до н.э. в восточный Афганистан и северо-западную Индию пришли саки (среднеазиатские скифы). Об этом учёные знают, но особо об этом не распространяются. Возможно, не хотят, чтобы люди заметили эту периодичность и похожую направленность посещения Индии белыми людьми и, следующий за этим логичный вывод, что арии-цивилизаторы и скифы (саки)-цивилизаторы – суть один и тот же народ.

Однако перемещение саков из Средней Азии в Афганистан и Индию подтверждается археологией. Известный советский иранист и скифолог Грантовский Э.А. (1932-1995) отмечает, что имеются археологические свидетельства пребывания кочевых сакских племёна в Восточном Памире в 7-6 вв до н.э.. (Э.А. Грантовский «Из истории восточно-иранских племен на границах Индии». 1963). Памир, напомним, – это горная система на юге Средней Азии, на территории Таджикистана, Китая, Афганистана и Индии.

Эта волна покорения Индии саками-скифами не только освежила элиту индийского общества, но и оказала влияние на религию и культуру. Именно в этот период в Индии зародился буддизм, основателем которого явился принц Сиддхартха Гаутама, нам известный под именем Будда Шаукьямуни, что дословно означает «пробуждённый мудрец из рода Шакья» (санскритск. – Sakya).

Здесь стоит отметить, что сакское общество разделялось на три группы: воины, жрецы, и общинники, и каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам – красный, жрецам – белый, общинникам – жёлтый и синий.

На рисунке изображен, так называемый, Иссыкский золотой человек, найденный в 1969 году в 50 километрах от Алматы (Казахстан), в результате раскопок кургана Иссык, высотой 6 и диаметром 60 м, на берегу реки Иссык. Учёные посчитали, что это парадный доспех сакского царя или царицы. Облачение выполнено из золотой чешуи на кожаной основе и является стилизованным доспехом катафракта (греч. – доспех тяжеловооружённого всадника).

Так вот, несмотря на тот факт, что в сакском обществе было на одно сословие меньше, чем в индийском, в последнем три высших сословия носили одежду тех же цветов. Брахман (жрец) носил одежду белого цвета. Кшатрий (воин) одевался в красный цвет. Вайшья (земледелец, ремесленник и купец) носил одежду жёлтого цвета. Вряд ли этот факт является простым совпадением.

Через примерно 4 века, в конце 2, первой половине 1 веков до н.э. племена саков снова пришли в северо-западную Индию. Китайские источники повествуют, что племена «сэ» – так они называли саков (как «ди» – динлинов), столкнулись с племенами юэчжей, которые отступали под натиском гуннов. Саки потерпели поражение и повернули на юг, преодолели Памир и Гиндукуш, заселили южные области современного Афганистана, т.н. Сакастан, зашли на территорию современного Пакистана – пошли в Кашмир и Гандхару и в середине I века до н. э. образовали ряд индо-сакских государств. В античных источниках эту территорию называли Индо-Скифией.

На рисунках ниже мы видим скульптурные изображения мужчин Кушанского царства 1-5 вв н.э., в том числе и скульпуру кушанского принца. Нельзя не отметить, что все они европеоиды и ничего «азиатского» в них нет. Надо сказать, что именно скифы создали в Кушанском царстве так называемый «гандхарский стиль», который очень похож на классический «эллинистический» стиль. Это отразилось, прежде всего, в статуях Будды и бодхисатв – людей или существ, которые сознательно отказываются от нирваны с целью спасения всех живых существ.

Выше мы видели изображения будды в гандхарском стиле. И снова отмечаем европеоидные черты лица божества, совсем не похожие на его современные изображения, как и его пропорциональное телосложение. Такими же совершенными физически изображались и бодхисатвы. (Источник)

Однако от Кушанской империи, созданной белыми людьми, Индия получила не только европеоидное изображение Будды и бодхисатв, но и тяжёлые бронированные доспехи катафрактариев, посуду со свастикой и «звериным стилем», который является визитной карточкой скифов – наших далёких предков, обустраивавших громадные территории Евразии от Атлантического до Тихого океана и дошедших до Индийского.

А теперь посмотрим записи русских географов 19 века

Уже в V веке китайский путешественник пишет о десяти монастырях ,населенных тысячами монахов. Постоялыми дворами для паломников и торговцев служили пещеры, вырубленные в скалах. Статуи были высечены в скалах, окружающих долину, частично покрыты штукатуркой. Части, выполненные из дерева, были утрачены еще в древности.

Уничтожение состоялось после указа лидеров талибов муллы Мохаммеда Омара от 26 февраля 2001 года: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения,ч то ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем».

Начиная со 2 марта 2001 года началось варварское уничтожение статуй. Вначале статуи были обстреляны с помощью зенитных орудий и артиллерии, что нанесло серьезный ущерб, но не разрушило их.

Позже на дне ниши, где были высечены статуи, были размещены противотанковые мины с тем, чтобы, когда разрушенные от артиллерийского огня обломки статуй упали на мины, статуи получили дополнительные повреждения. В конце концов, талибы спустили людей вниз по скале на веревках и заложили взрывчатку в отверстия в статуях.

Читайте также:
Оформление визы в Японию гражданину Украины

Все равно лицо одного из Будд им уничтожить не удалось, поэтому была запущена ракета, которая уничтожила остатки каменной головы.

Действия талибов по уничтожению статуй были названы «осквернением культурного наследия Афганистана»(США), «атакой на культурное наследие всего человечества» (МИД Индии),»хладнокровным и расчетливым уничтожением культурных ценностей(ЮНЕСКО) .

Даже Пакистан, одна из трех стран, официально признавших движение талибан, подвергло критике уничтожение статуй. Иран заявил, что данное решение, будучи принято в имя ислама, бросает тень на священную религию.

Статуи Афганистана

Трудами посвящённых атлантов, переселившихся в центральную Азию после затопления Атлантиды, была создана модель пяти коренных рас в масштабе 1:1 в виде статуй, выдолбленных в скалах. Эти статуи находились в сегодняшнем Афганистане в Бамианской долине. В Тайной Доктрине Е.П.Блаватской даны наиточнейшие описания этой модели пяти коренных рас. Здесь стоит полностью привести эту цитату (фото вставлены редакцией, а также подчёркивания сделаны редакцией сайта):

“… о Бамьянских статуях. Что это за статуи и какова местность, в которой они простояли на протяжении бесчисленных веков, противостоя катаклизмам, совершавшимся вокруг них, и даже руке человека, как например, при нашествии орд Тимура и воинов вандалов Надир-Шаха? Бамьян представляет собою маленький, жалкий, полуразвалившийся городок в Центральной Азии на полдороги между Кабулом и Бал’ом, у подножия Кох-и-баба, огромной горы цепи Паропамиза или Гиндукуша, около 8500 ф. над уровнем моря. В древние времена Бамьян был частью древнего города Джулжул, разграбленного и разрушенного до последнего камня Чингис Ханом в XIII-ом столетии. Вся долина окаймлена колоссальными скалами, которые полны частью естественными и частью искусственными пещерами и гротами, однажды обиталищами буддийских монахов, основывавших в них свои Вихары. Подобные Вихары встречаются в изобилии и посейчас в высеченных в скалах храмах Индии и в долинах Джелалабада. Перед некоторыми из этих пещер были открыты или, вернее, вновь открыты в наше столетие пять огромных статуй, которые рассматриваются, как Изображения Будды, ибо знаменитый китайский путешественник Сюань-Цзан говорит, что он видел их при посещении им Бамьяна в седьмом веке.

Бамианская долина на фоне горной гряды Гиндукуш. (Источник)

Заявление, что на всем земном шаре не существует статуй большего размера, легко подтверждается свидетельствами всех путешественников, исследовавших и измеривших их. Так, самая большая в 173 ф. высоты или на семьдесят футов выше “Статуи Свободы” в Нью-Йорке, так как последняя измеряется лишь в 105 ф. или в 34 метра высоты. Сам знаменитый Колосс Родосский, между ногами которого с легкостью проходили самые большие корабли того времени, был лишь от 120 до 130 ф. вышины. Вторая большая статуя, вырезанная так же как и первая в скале, имеет только 120 ф. или на 15 ф. выше указанной статуи “Свободы”. Третья статуя измеряется лишь в 60 ф., две другие еще меньше, последняя же из них лишь немного больше среднего высокого человека нашей настоящей Расы. Первый и самый большой из этих колоссов изображает человека, задрапированного в нечто вроде “тоги”. М. де Надейлак полагает, что общая внешность этой статуи, линии головы, складки и особенно же большие отвислые уши являются неопровержимыми указаниями на то, что предполагалось дать изображение Будды. Но в действительности они ничего подобного не доказывают. Несмотря на тот факт, что большинство из ныне существующих фигур Будды, изображенных в положении Самадхи, имеют большие отвислые уши, это является лишь позднейшим нововведением и позднейшею мыслью. Первоначальная мысль была взята из Эзотерический аллегории. Противоестественно большие уши являются символом всеведения мудрости и должны были означать и напоминать мощь Того, кто все знает и все слышит, и от благостной любви и заботы которого ко всем созданиям, ничто не может ускользнуть. Как гласит Стих: “Милосердный Владыка, наш Учитель, слышит вопль страдания самого малого из малейших за пределами долин и гор и спешит ему на помощь”.

“Die Kolosse zu Bamiyan n[ach] Al[exandr] Burnes Zeichnung”. – Бамианские колоссы на рисунках Александра Барнеса (Alexander Burnes, 1805-1841), впервые увидевшие свет в Европе в 1838 г. в книге Карла Риттера (Carl Ritters) “Die Stupa’s (Topes) oder die architectonischen Denkmale an der Indo-Baktrischen Koenigsstrasse und die Colosse von Bamiyan”, Berlin: Nicolaische Buchhandlung, 1838. (Источник.)

Готама Будда был индусом, арийцем, приближение же к таким ушам встречается лишь среди монголоидов, бирманцев и сиамцев, которые так же как и в Кохине, искусственно обезображивают свои уши. Буддийские монахи, превратившие гроты Мяо-цзе в Вихары и кельи, пришли в Центральную Азию в первом столетии христианской эры или около того. Потому Люань-Цзан, описывая колоссальную статую, говорит, что “блеск золотых украшений, покрывавших статую” в его дни, “ослеплял взоры”, но от такой позолоты не осталось и следа в наши дни. Складки одежды, по контрасту к самой фигуре, высеченной из скалы, сделаны из гипса и вылеплены поверх каменного изображения. Тальбот, сделавший наиболее тщательное исследование, нашел, что складки эти принадлежат к гораздо более поздней эпохе. Потому сама статуя должна быть отнесена к несравненно более древнему периоду, нежели ко времени буддизма. В таком случае, нас могут спросить, Кого же они изображают?

Читайте также:
Правила въезда в Италию для россиян по шенгенской визе в 2022 году: запрет на въезд из-за короновируса

Еще раз предание, подтвержденное записанными рекордами, отвечает на этот вопрос и объясняет тайну. Буддийские архаты и аскеты нашли эти пять статуй и еще многие другие, ныне обращенные в прах. Три из них, стоящие в колоссальных нишах при входе в их будущее обиталище, они покрыли глиною и поверх старых вылепили новые статуи, долженствовавшие изображать Владыку Татхагата. Внутренние стены ниш покрыты до сего дня яркою живописью человеческих изображений, и священное изображение Будды встречается в каждой группе. Эти фрески и орнаменты – напоминающие византийский стиль живописи – являются благочестивою работою монахов-отшельников, так же как и некоторые другие меньшие фигуры и орнаменты, высеченные в скалах. Но пять фигур принадлежат к созданию рук Посвященных Четвертой Расы, которые, после потопления их Материка, нашли прибежище в твердынях и на вершинах Центрально-Азиатской горной цепи. Таким образом, пять фигур являются нерушимым рекордом Эзотерического Учения о постепенной эволюции Рас. Самая большая изображает Первую Расу человечества, ее эфирное тело было запечатлено в твердом несокрушимом камне в назидание будущим поколениям, ибо иначе память о ней никогда не пережила бы Атлантического Потопа. Вторая – в 120 ф. высоты – изображает “Потом-рожденных”; и Третья – в 60 ф. – увековечивает Расу, падшую и тем зачавшую первую физическую Расу, рожденную от отца и матери, последнее потомство которых изображено в статуях, найденных на острове Пасхи. Эти были лишь в 20 и 25 ф. ростом в эпоху, когда была затоплена Лемурия, после того, как она была почти что разрушена вулканическими извержениями подземного огня. Четвертая Раса была еще меньше размерами, хотя и гигантская по сравнению с нашей настоящей Пятой Расой, и ряд заканчивается последней”.

Итак, если перевести футы (один фут = 30,479 см.) в метры, то мы получим следующие размеры каждой из коренных рас:

  • Первая КР (само-рождённые) – 173 фута = 52,7 метра.
  • Вторая КР (потом-рожденные) – 120 футов = 36,6 метра.
  • Третья КР (лемурийцы) – 60 футов = 18,3 метра
  • Четвёртая КР (атланты) – 25 футов = 7,6 метра.

Здесь следует учесть, что форма тела и одеяния высеченных фигур первых двух рас может не совпадать с реальными телами первой и второй коренной расы, т.к. по словам Блаватской эти статуи были в нашу эпоху облеплены штукатуркой, создающей образ Будды. Но по всей видимости нужно лишь принять во внимание размеры тел первых двух статуй. Также не ясно, о каких периодах развития коренной расы идёт речь – может о первых субрасах, а может о последних. Но это не так важно. Главное, понять принцип, говорящий, что коренные расы постоянно уменьшались в своём росте, и что самая низшая точка уже пройдена человечеством в прошлых веках. Теперь вектор физического развития направлен на возврат к прошлым размерам, что видно сегодня хотя бы по растущему среднему росту современного среднестатистического человека. Надо полагать, что эта тенденция продолжится – физические люди следующих столетий будут выше сегодняшних людей. А если смотреть гораздо дальше – в конец шестой коренной расы, когда представители последних субрас шестой коренной расы будут воплощаться в тела уплотнённого астрала, то можно предположить, что они будут сопоставимы с первыми лемурийскими расами (18 метров), которые были приблизительно так же полуэфирны-полуплотны как и уплотнённый астрал. Это предположение подкрепляется тем, что следующая коренная раса – седьмая – будет проходить свою эволюцию на гораздо большей планете, чем Земля – на Нептуне, где большие размеры тела просто необходимы, чтобы как-то приспособиться к гигантским размерам Нептуна.

Самая высокая Бамианская статуя до и после взрыва. (Источник)

С огромным сожалением нужно отметить, что Бамианские статуи были в марте 2001 года разрушены талибанскими исламистскими фанатиками. Статуи были просверлены в разных местах и в отверстия заложена взрывчатка, которая затем была взорвана. В результате этого вандализма от статуй остались лишь ниши, у основания которых лежала груда камней и песка. Этот акт страшного изуверства вызвал сильный протест по всему миру. Впрочем, это были последние дни талибанских фанатиков – вскоре они были вытеснены из Бамианской долины в результате акции освобождения Афганиста от талибана евросоюзническими войсками. После окончательного свержения варварского режима талибов ЮНЕСКО принял программу по восстановлению Бамианских статуй. Сегодня ведутся работы по расчистке завалов и реставрации этих бесценных памятников человеческой цивилизации.

» Бамианские статуи: утраченное чудо света

Опубликовано: 24.01.2016 21:36 Печать

Автор: Ольга ТКАЧЕНКО

Бамианские статуи Будды входили в комплекс буддийских монастырей, расположенный на территории афганской провинции Бамиан. Возраст комплекса, включённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, датируется VI веком нашей эры. До недавнего времени скульптуры высотой 53 и 35 метров являлись самыми большими стоячими изображениями Будды в мире. В 2001 году они были разрушены талибами вопреки протестам общественности и других исламских стран.

Читайте также:
Все способы и нюансы получения ВНЖ в Казахстане

История

Бамианская долина, в центре которой в наши дни расположен город Бамиан, является единственным удобным проходом через горную систему Гиндукуш. Через территорию нынешней провинции Бамиан во времена Кушанского царства проходила одна из ветвей Великого шёлкового пути, соединявшего Китай со странами Западного мира.

В этот период времени территория провинции Бамиан была процветающим буддийским культурным центром. Прямо в горном массиве был высечен комплекс монастырей и жилых помещений, насчитывающий до двенадцати тысяч гротов. Стены уникального археологического памятника украшены уникальной росписью. Частью этого комплекса и являлись две гигантских статуи Будды.

Отметим, что ряд историков и религиоведов, обсуждая концепцию Шамбалы, священной Чистой страны из текстов классического индуизма и впоследствии буддизма, помещают её на территории современного Афганистана. Вполне вероятно, что в буддийской традиции описание Шамбалы вдохновлено существовавшими на этой территории городами, подобными комплексу из Бамианской долины, полагает известный современный учёный и лама тибетской ветви буддизма Чогьял Намкай Норбу.

Бамианские статуи будд Вайрочана и Шакьямуни относились к школе Гандхара, для которой характерна реалистичность изображений, обусловленная греко-римским влиянием. Они были вырублены непосредственно в скальном массиве приблизительно в VI веке нашей эры (строительство было начато при царе Ашоке и продолжалось около двухсот лет). Отдельные детали статуй были выполнены поверх монолита из прочной штукатурки. В 630 году н.э. Бамиан посетил китайский паломник Сюяньцзан (Xuan Zang). Он описывал процветающий буддийский культурный центр, в котором действует более десятка монастырей и проживает более тысячи монахов. Гигантские статуи, согласно его свидетельству, были расписаны, украшены золотом и драгоценностями. Интересно, что китайский историк упоминает ещё одну, лежащую статую Будды в паранирване, которая значительно превосходит по размерам стоячие скульптуры (около 300 м). Она до сих пор не была обнаружена археологами. Некоторые исследователи, однако, считают, что Сюяньцзан принял за статую естественное геологическое образование.

В VII веке нашей эры началось арабское вторжение в Афганистан, после чего ислам на территории Бамиана постепенно вытеснил буддизм. В XI веке долина была присоединена к мусульманскому государству Газневидов, и в Бамианской долине был построен город Гаугале, однако буддийские святыни не были уничтожены. В 1221 году город был разрушен войсками Чингисхана. В средневековье комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине получил название Кафиркала — «город неверных». В этот период статуи получили среди местных жителей имена Сэлсэл («Свет, сияющий сквозь Вселенную») и Шамама («Королева-мать»). В местных легендах они стали страдающими от несчастной любви принцем Бамиана и принцессой другого королевства, которые превратились в камень, когда поняли, что не смогут быть вместе. В средневековом турецком фольклоре большую статую также отождествляли со злым гигантом Сэлсэлом.

Могольский падишах Аурангзеб (1618—1707) и Надир-шах Афшар (1688 —1747), известные своей религиозной нетерпимостью, пытались разрушить статуи при помощи артиллерийских орудий, однако не преуспели. Эмиру Афганистана Абдур-Рахману (1844—1901) удалось уничтожить лицо большей из статуй во время военной кампании против хазарейского восстания. Незадолго до этого, в 1847 году, скульптуры были зарисованы с натуры французским художником Дюро (Dureau).

Уничтожение статуй

В 1996 году на большей части территории Афганистана к власти пришли талибы, представляющие одно из самых консервативных и нетерпимых течений ислама. Командир «Талибана» Абдул Вахид публично объявил о своём намерении разрушить статуи в 1997 году, хотя в это время талибы ещё не контролировали территорию провинции Бамиан. Глава департамента археологии местного правительства немедленно оповестил об этом международное сообщество. На тот момент хазарейцам удалось отразить атаку талибов и удержать территорию Бамиана под своим контролем, однако год спустя войскам Абдул Вахида всё же удалось захватить провинцию. Командир приступил к выполнению своей угрозы — в голове меньшей статуи были просверлены дыры с тем, чтобы заложить в них взрывчатку.

Тем временем лидер движения мулла Омар назначил губернатором провинции Бамиан выходца из соседней провинции Саманган маулави Мохаммад Ислама. Узнав о действиях Абдул Вахида, он сообщил о них мулле Омару, и тот распорядился остановить работы по разрушению монументальных скульптур. Настроенные на уничтожение статуй талибы ограничились тем, что сожгли несколько покрышек на голове одной из статуй, в результате чего её лицо почернело. В 1999 году боевики «Талибана» уничтожили тысячи домов и шиитских святынь, однако изваяния были временно спасены от разрушения. Мулла Омар даже выпустил декрет о сохранении культурного наследия Афганистана, включая объекты доисламского периода, и вокруг статуй была выставлена охрана.

Осенью 2000 года талибы рассматривали буддийские памятники Бамиана как возможность привлечения туристов и даже запросили у ООН помощи в ремонте близлежащей дренажной системы для предотвращения эрозии статуй. Сотрудник ООН Майкл Семпл (Michael Semple), присутствовавший на переговорах по данному вопросу, согласился обсудить этот проект с руководством, хотя уже знал, что средства вряд ли удастся получить.

Несколько позже, однако, группа талибов разбила часть коллекции статуй доисламского периода в Кабульском музее (от 50 до 60). Негосударственная организация «Общество сохранения культурного наследия Афганистана» (SPACH) обратилась к международному сообществу, и в дальнейшем Афганистан посетила делегация послов европейских стран, однако попасть в музей им не удалось, а вскоре после этого мулла Омар подписал указ, оправдывающий уничтожение «идолов».

Читайте также:
Дошкольное образование в Германии в 2022 году: детские сады и ясли

После этого всем стало очевидно, что талибы намерены разрушить бамианские статуи. В начале 2001 года, однако, в Бамиане вспыхнуло новое восстание во главе с Каримом Халили, которому удалось даже ненадолго отбросить талибов из провинции. «Командиры «Талибана» со смехом рассказывали мне, как утратили контроль над Бамианом на несколько дней, — описывал события начала 2001 года Майкл Семпл. — Если бы это сражение пошло немного по-другому, возможно, нам удалось бы сохранить статуи. Однако военная кампания требовала значительных денежных вложений, которых ООН просто не могла выделить».

Когда международное сообщество убедилось, что талибы собираются взорвать статуи в ближайшее время, многие страны пытались убедить их отказаться от этого решения. Кандагар посетили трое японских парламентариев, чтобы провести переговоры по этому вопросу с муллой Омаром, однако последний был непреклонен и, согласно воспоминаниям Майкла Семпла, только смеялся над своими посетителями. Организация Исламская Конференция (ныне Организация исламского сотрудничества), на тот момент насчитывавшая 55 государств, обратилась к талибам с просьбой сохранить изваяния. С аналогичным обращением выступил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Правительства Индии и Японии предложили перевезти не устраивающие талибов археологические памятники на свою территорию. Муфтий Египта, власти Ирана и Малайзии, и даже Пакистан, ОАЭ и Саудовская Аравия, которые официально признали правительство «Талибана» в Афганистане, также возражали против уничтожения статуй. Организация ЮНЕСКО направила талибам не менее 36 писем по данному поводу, утверждал бывший посол режима талибов в Исламабаде мулла Абдул Салам Заиф.

Несмотря на протесты международного сообщества, 26 февраля 2001 года мулла Омар издал указ о дальнейшей судьбе бамианских скульптур, в котором было, в частности, сказано: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть разрушены, чтобы не являться объектом культа ни сейчас, ни в будущем». Министр иностранных дел талибов Вакиль Мутавакиль заявил, что указ муллы Омара не повредит отношениям Афганистана с остальным миром.

Уничтожение началось 2 марта 2001 года и продолжалось несколько недель. Как вспоминал очевидец, статуи, вырубленные из монолитной скалы, выстояли после обстрела из артиллерийских и противотанковых мин. В конце концов талибы просверлили их и заложили в отверстия взрывчатку. После приведения в действие взрывных устройств голова одной из статуй частично уцелела, и её уничтожили ракетным выстрелом.

«Я сожалел об этом, я жалею о своём поступке сейчас и буду жалеть всегда. Но у меня не было никакого выбора, меня просто убили бы. Мы ничем не отличались от заключённых… Я видел, как один из рабочих подвернул ногу и не мог больше устанавливать взрывчатку. Талибы просто застрелили его и приказали другому рабочему избавиться от тела», — рассказывал в интервью информационному агентству «Би-Би-Си» Мирза Хусейн, один из участников работ по минированию статуй.

Позже посол «Талибана» Саид Рахматулла Хашими утверждал, что талибы разрушили будд после того, как эксперт по памятникам из Швеции предложил оплатить реставрацию верхних частей скульптур. «Когда мы попросили денег, чтобы накормить наших детей, они сказали, что могут выделить средства статуям, но не детям», заявил он, однако не стал комментировать предложения иностранных музеев выкупить неугодные статуи, что позволило бы профинансировать в том числе гуманитарную помощь голодающим.

Подтверждение окончательного уничтожения скульптур вызвало широкий резонанс и осуждение международного сообщества. Глава ЮНЕСКО Коитиро Мацуура заявил: «Ужасно видеть хладнокровное и расчетливое уничтожение культурных ценностей, которые являются наследием афганского народа и всего человечества».

Китай вскоре после объявления об уничтожении знаменитых изваяний объявил о начале строительства статуи Будды Весеннего Храма, которая была завершена в 2002 году. Её высота составила 128 метров, включая 20 метров пьедестала. В том же году копия бамианской статуи была воссоздана в Шри Ланке.

В сентябре 2005 маулави Мохаммад Ислам, занимавший в правительстве талибов должность губернатора провинции Бамиан на момент уничтожения изваяний Будды, был избран в афганский парламент. 26 января 2007 года он был убит в Кабуле.

Проекты сохранения и восстановления объектов Бамианской долины

В 2003 году объекты Бамианской долины, включая комплекс буддийских монастырей, разрушенные и уцелевшие статуи, руины Гаугале и двух мусульманских крепостей, были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После уничтожения статуй были обнаружены входы в более чем 50 пещер, в 12 из которых имеется настенная роспись. В помещениях монастыря проводятся работы по консервации сохранившихся элементов росписи, также пострадавших от рук боевиков. В частности, археологи обнаружили уникальное изображение Будды среди пальмовых листьев, написанное масляными красками. Ранее изобретение масляных красок приписывалось фламандскому живописцу Яну ван Эйку, однако изображения из Бамиана старше по меньшей мере на шестьсот лет. Кроме того, в одной из пещер была обнаружена запись сутры на санскрите, приблизительно соответствующая статуям по возрасту. В сутре утверждается один из основных постулатов буддизма — непостоянство материального мира.

Читайте также:
Фотографии Гранд-канала Венеции

С 2008 года археологи из разных стран ведут в Бамианской долине раскопки в поисках гигантской статуи лежащего Будды. Пока им удалось обнаружить лишь фрагменты другого лежащего изваяния Будды, размер которого, по оценкам сохранившихся частей, составлял около 19 метров.

В 2006 году афганское правительство приняло решение восстановить статуи. В связи с этим был осуществлён проект ЮНЕСКО стоимостью 1,3 млн. долларов по поиску и сохранению уцелевших фрагментов изваяний.

В 2011 году экспертная группа ЮНЕСКО обсудила возможную реставрацию разрушенных скульптур. Предлагались различные проекты, в том числе объединение сохранившихся фрагментов с современными кремниевыми материалами, однако в итоге было принято решение не восстанавливать их. Как заявил Франческо Бандарин, помощник генерального директора ЮНЕСКО по вопросам культуры, «…публике не нужна подделка: ей нужен подлинник. А подлинные статуи разрушены». К тому же реставрация потребовала бы от 8 до 12 млн. долларов, что лежит за пределами финансовых возможностей организации.

В 2013 году в Бамиане отметили 12-ю годовщину уничтожения статуй. В ходе театрализованного представления участники мероприятия — художники, певцы, киноактёры, — выразили свой гнев по поводу варварского поступка «Талибана». Несмотря на решение ЮНЕСКО, многие из них выразили надежду, что статуи будут восстановлены.

В 2014 году ЮНЕСКО остановила несанкционированную попытку восстановления меньшей статуи, инициатором которой стал Михаэль Петцет, экс-глава Международного совета архитектурных памятников и достопримечательностей (Icomos) Германии.

В 2005 году японский художник Хиро Ямагата (Hiro Yamagata) предложил необычное решение вопроса — голографическую проекцию, воссоздающую утраченные памятники. Как ни удивительно, проект был выполнен в частном порядке обеспеченной семейной парой из Китая, — правда, лишь на два дня, 6-7 июня 2015 года. С 2014 года супруги путешествуют по миру, посещая в том числе самые опасные места, от Чернобыля до Сомали. Аппаратура обошлась Зангу Синью и Лианг Хонг (Zhang Xinyu, Liang Hong) более чем в 77 тыс. фунтов стерлингов. Шоу было согласовано с ЮНЕСКО и правительством Афганистана. Несмотря на то, что мероприятие не получило широкой огласки, посмотреть на объёмные изображения утраченных статуй пришли около 150 человек. Некоторые из них играли музыку и танцевали.

«Когда я увидела улыбки на лицах этих людей, то поняла, что мы сделали нечто очень важное не только для них, но и для самих себя», — говорила Лианг Хонг в интервью информационному агентству «Синьхуа».

В 2005 году швейцарский режиссёр Кристиан Фрай (Christian Frei) снял 90-минутный документальный фильм об уничтожении бамианских изваяний «Гигантские статуи Будды» (“The Giant Buddhas”). Кинолента завоевала множество международных наград. На официальном сайте фильма цитируется выступление муллы Омара на пресс-конференции в марте 2001 года: «Сначала мы уничтожили меньшую статую. Это была женщина. Затем мы взорвали её мужа», а также известное высказывание иранского кинорежиссёра Мохсена Махмальбафа: «Я пришёл к выводу, что статую Будды никто не уничтожал. Она рассыпалась от стыда. От стыда за пренебрежение мира к Афганистану».

Когда Бамиан был провозглашён культурной столицей Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) на 2015 год, многие деятели культуры надеялись, что это поможет сохранить археологические памятники, однако эти надежды не оправдались. В настоящее время, как недавно сообщали афганские СМИ, в провинции Бамиан крайне сложно найти работу даже при наличии образования. Это привело к тому, что часть уникального исторического комплекса занята тысячами нищих, которые вынуждены выживать при нулевой температуре и просить подаяния, чтобы спасти своих детей от мучительной смерти.

В романе известного афганского писателя Халеда Хоссейни «Тысяча сияющих солнц» несколько раз упоминаются гигантские статуи Будды. Для одной из героинь романа прогулки в Бамианской долине являются счастливым детским воспоминанием, а уничтожение скульптур совпадает с очень сложным периодом в жизни. От её лица писатель осуждает действия талибов и выражает глубокую печаль по поводу невосполнимой утраты части культурного наследия страны.

Статуи в Бамиане (Buddha of Bamyan)

Статуи в Бамиане

  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
  • Статуи в Бамиане Статуи в Бамиане
Читайте также:
Посольство Бельгии в Москве. Адрес, телефоны, официальный сайт бельгийского посольства в России

Статуи в Бамиане (Buddha of Bamyan)

Долина Бамиан находится около 264 км по дороге к западу от Кабула и заключена в высоких горах Гиндукуша, в центральных горных районах Афганистана. В долине, на высоте 2.500 м, где протекает р.Бамиан.

Представляет собой единственный удобный проход через Гиндукуш, поэтому издревле служила торговым коридором одной из ветвей Великого шёлкового пути. Здесь были живописнейшие места и долина была связана с предыдущими культурными цивилизациями прошлого. Вероятно, здесь находился основной региональный, религиозный и культурный центр. Здесь же находится комплекс монастрырей, с многочисленными сооружениями, храмами, тоннелями и главными достопримечательностями – статуями, высеченными в скалах.

Согласно одной из версий, статуй было 5 и они отражали 5 Рас (или цивилизаций земли). Олицетворяли они видимо пророков своего времени. Поэтому считать их всех Буддами было бы не логично. Будда был среди них, но это были разные персонажи. Все статуи были разного размера, вероятно, соответствовали росту представителей тех цивилизаций. Самая высокая статуя была 52 м., вторая – 36 м., третья – 18 м., четвёртая 7 м. и последняя около 2 м. Получается, что с каждой новой цивилизацией рост людей становился меньше.

Долина Бамиан несёт в себе исключительные свидетельства культурной традиции в Центрально-Азиатском регионе, которая исчезла.

Это место было важным центром паломничества на протяжении многих веков. Из-за своего символического значения, памятники пострадали в разное время своего существования. Войны, которые идут в Афганистане с 1980 г. и вплоть до настоящего времени, нанесли значительный ущерб Бамиану и находящемуся на территории провинции буддийскому монастырю. С октября 1994 г. талибы — исламские фундаменталисты — уничтожили множество скульптур, изображений и других артефактов в Бамиане и музее Кабула. Основанием для этого, как сообщают пешаварское информационное агентство Сахар и еженедельник «Зарб-и-Момин», послужил имеющийся в исламе запрет на изваяние статуй и идолопоклонство. На лицо – в действии метод стирания исторических хроник.

В середине 1990-х гг. территория у основания 55-метрового “Будды” использовалась как склад для во­оружения. Возможно, это было сделано не случайно: афганская оппозиция не желала нанести ущерб мистическому идолу, а для мусульманских группировок Будда все равно был лжепророком. В 1997 г. командующий войсками талибов, штурмовавшими Бамиан, заявил, что уничтожит статуи в тот самый момент, как только территория перейдет под его контроль. Штаб-квартира движения «Талибан» в Кандагаре опровергла его заявления. Со всего мира посыпались протесты, и талибы даже были вынуждены пообещать, что будут охранять статуи, поскольку они яв­ляются частью культурного наследия страны.

Под нажимом Общества охраны культурного наследия Афганистана склад оружия был переведен из долины Будд в другое место. Одновременно руководство талибов организовало Бюро по охране исторических памятников. Между представителями властей и солдатами возникли трения: чиновники обнаружили, что статуям уже был нанесён серьёзный ущерб. Эксперт ЮНЕСКО по Афганистану Майкл Барри заявил, что «всё археологическое наследие страны подвергается систематическому уничтожению».

В 1997 году корреспондент лондонской «Таймс» в Исламабаде Захид Хусейн сообщил: «Руководство движения «Талибан», под предлогом имеющегося в исламской религии запрета на идолопо­клонство, отдало приказ об уничтожении всех статуй, находящихся на территории Афганистана, в том числе и древних статуй Будды».

В начале 2001 г. поступили сообщения о том, что статуи уничтожены. Один свидетель сообщал 5 марта 2001 г.: «Я видел, как солдаты талибов палят по статуям из проти­вовоздушных орудий». Предводитель талибов, мулла Омар, заявил: «Все мусульмане должны испытывать гордость за то, что идолы наконец уничтожены. Благодарение Богу, нам это удалось». 9 марта Мухаммад Ашраф Надим, представитель движения «Талибан», заявил: «Талибы взорвали обе статуи. На их месте ничего не осталось». Несмотря на взрыв негодования мирового сообщества, руководители талибов заявили, что курс на уничтожение всех статуй будет продолжен.

Талибы уничтожили гигантские статуи в Бамиане, а затем, в качестве искупления медлительности в отношении уничтожения этих статуй, принесли в жертву 100 коров – священных для индусов животных.

Немецкие учёные во главе с Эрвином Эммерлингом, проделав огромную работу, в 2011г выступили с заявлением о принципиальной возможности реконструкции по крайней мере одного изваяния. В ходе двухдневной встречи было указано на то, что о реставрации исторического памятника стоит забыть, из-за финансового вопроса и из-за соображений ЮНЕСКО.

Предлагаются различные планы восстановления статуй, включая необычный проект японского художника Хиро Ямагата (Hiro Yamagata) — лазерную проекцию, воссоздающую утраченные памятники. Ведутся работы по консервации сохранившейся живописи 5-11 веков пещерных буддистских монастырях и др. объектов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: