Фотографии дома Братства Черноголовых

Дом Братства Черноголовых в Таллине

  • История и Интересные факты
  • Адрес на карте
  • Как добраться
  • Время работы
  • Официальный сайт
  • Фото

Совершая прогулку в эстонской столице по улице Пикк к Морским воротам, довольно-таки сложно пройти мимо дома №26, не заметив его. Это здание когда-то являлось домом Братства Черноголовых. Так названа богатая и влиятельная гильдия иноземных (по большей части немецких) торговцев, которая, как считается, была создана в 1399 году, поскольку именно им датируется самое первое ее упоминание. Из всех европейских стран оно действовало только в Эстонии и Латвии. В Братство принимались также местные купцы, не успевшие обзавестись семьей. Они решили объединить свои силы для того, чтобы вместе заниматься своим бизнесом. Ради этой цели они сообща приобрели здание, позже получившее название дома Братства Черноголовых.

Этот дом — фактически здание гильдии торговцев, потрясающий пример северного ренессанса, жемчужина в архитектуре таллинского Старого города.

Во всей эстонской столице, скорее всего, не сохранилось больше ни единого здания, построенного в эпоху ренессанса. Над этой самой постройкой, вполне возможно, уже в XIV веке находились квартиры.

История и Интересные факты

Назвали свою организацию торговцы в честь римского Святого Маврикия, который пожертвовал собственной жизнью для того, чтобы защитить христиан. Он был темнокожим, от этого и пошло такое название.

С 1400 года Братство Черноголовых, по договору с доминиканцами, было обязано поддерживать церковь и участвовать в ее жизни. В обмен на пожертвования от Братства и передачу на хранение великолепной религиозной утвари, доминиканская монастырская церковь Святой Екатерины возносила молитвы за то, чтобы Бог дал Черноголовым благословение. Также гильдия перед каждым Рождеством жертвовала монастырю деньги и съестные припасы.

В жизни Братства участвовали и влиятельные люди. К примеру, Петр Первый, посетивший его в 1711 году. Есть легенда, по которой один из членов гильдии увидел у себя в бокале мышиный трупик. Но, так как самодержец к тому моменту успел произнести тост — торговцу пришлось выпить весь бокал вместе с плававшей в нем мышью.

Первый Император Всероссийский Петр I

Черноголовые нередко собирались и пировали в помещении Большой гильдии, но в 1540 году случилось разногласие между этими этими двумя организациями. Черноголовые, справлявшие бракосочетание в Гильдейском доме, получили штраф за совместное пьянство. В результате этого они призадумались о штабе для себя самих. Поначалу они снимали в аренду помещения на ул. Вене и Кулласеппа. В 1530-м Братство приобрело у городского магистра постройку, затем там сделали зал с несводчатым потолком, а затем и вовсе переделали все строение в стиле Возрождения.

Что интересно — для входа в Братство Черноголовых было не достаточно обладать репутацией хорошего торговца. Чтобы стать членом братства, куда важнее было отсутствие семьи. Торговцам, присоединившимся к нему, категорически запрещалось жениться. Единственное исключение было сделано для русского царя Петра Первого, отпраздновавшего Рождество в Таллине, а затем принятого в Братство, хотя он уже и успел заключить помолвку с Екатериной. Купцы также всячески покровительствовали развитию искусства.

Братство Черноголовых в эстонской столице обязано было устанавливать праздничную ель на Ратушной площади на каждое Рождество. По документам, в первый раз они это сделали в 1441 году, что, по мнению Бальтазара Руссова, сделало Таллин родоначальником традиции публичной рождественской елки. Тогда они ставили ель, а затем девушки и купеческая молодежь водила вокруг нее хороводы, потом елку поджигали.

1597 год ознаменовался для дома капитальным ремонтом, в процессе которого фасад был украшен богатыми узорами, а также резной отделкой в духе архитектуры ренессанса Нидерландов. Главное украшение дома — пышно отделанный портал, который спроектировал Арент Пассер.

Герб гильдии Черноголовых: пара геральдических львов держат щит, на котором изображена голова Св. Маврикия

Несмотря на то, что этот дом уже не является собственностью Братства Черноголовых, на каменной плите, расположенной над порталом, до сих пор отлично виден герб гильдии: пара геральдических львов держат щит, на котором изображена голова Св. Маврикия. Крыша украшена отделанным каменными завитками треугольным щипцом, на котором, вплотную к крыше, находится пара барельефов с символикой «Мира» и «Правосудия». Над всем этим есть изображение Христа. Между окнами на втором этаже стоят готические плиты, на которых изображены едущие на лошадях рыцари. На фризе, между первым и вторым ярусами, показаны гербы разнообразных ганзейских городов, среди них есть и герб русского Новгорода, тоже входившего в ганзейский торговый союз. На фронтонах треугольной формы, которыми увенчаны окна на первом этаже, представлены высеченные в камне портреты польской монаршей четы — Сигизмунда III и Анны Австрийской.

Когда-то в доме Братства Черноголовых была весьма и весьма не бедная обстановка. Но теперь вся эта роскошь является экспонатами таллинского городского музея.

Читайте также:
Где лучше отдыхать в Турции 2022 - выбираем идеальный курорт

Братство Черноголовых занималось своей деятельностью в Эстонии вплоть до середины XX века, когда оно было разогнано, а здание попало в собственность муниципалитета.

Неподалеку от дома Черноголовых на ул. Пикк находится и другие три столь же знаменитых туристических объектов. Это здания гильдий: Большой гильдии, Канута, Олава.

В стародавние времена в Доме Братства Черноголовых кипела жизнь холостяков, любивших выпить горячительного. Купцы не только отмечали крупные праздники, но и ежедневно устраивали пфенниговые пирушки: они пили пиво, играли в карточные игры, вели разговоры о текущих делах. Братство принимало новичков только дважды в год: на пасху и на Рождество.

Адрес на карте

Найти дом Братства Черноголовых в Таллине Вы можете в Старом городе по адресу:

    Pikk tanav 26,
    Kesklinna linnaosa,
    Tallinn

Как добраться

Дом Братства Черноголовых располагается в Старом городе, где движение транспорта подчиняется особым правилам и общественный транспорт непосредственно туда не ходит. Однако от железнодорожного вокзала, к примеру, до него нетрудно добраться и пешком. Выйдя из здания вокзала «Таллин-Пассажирский», надо свернуть направо, перейти через парк, расположенный на Башенной площади, а затем двигаться в сторону Старого города. Дорога займет не более 10-11 минут.

Время работы

К сожалению посетить Дом Братства Черноголовых можно только по билету на концерт, который устраивают в доме в какой-то период времени с 10:00 до 19:00, и лишь по предварительному заказу. Напомним, что сейчас это строение принадлежит Таллинской филармонии.

Официальный сайт

Дополнительную информацию о Доме Братства Черноголовых Вы сможете найти на официальном сайте таллинской филармонии:

Братство Черноголовых

Миссия

Основной целью братства было совместное времяпрепровождение, но братство также брало на себя обязанности по участию в защите городов от врагов. В Таллине члены Братства Черноголовых обязались при нападении выставлять конную роту до 300 всадников и исполнять обязанности пожарной команды. В мирное время еженощно 6 вооружённых всадников из братства патрулировали внутренний периметр городской стены нижнего города. Особой привилегий считалось ношение оружия, а позднее и лат.

Согласно легенде, Братство Черноголовых берет свое начало от группы иностранных купцов, которые участвовали в обороне Ревеля во время восстания Юрьевой ночи (ночи Св. Георгия) (1343–1345), когда коренное население Эстонии пыталось уничтожить немцев и датчан и избавиться от насильственной христианизации.

Восстание при помощи рыцарей ордена было подавлено.

Самое первое задокументированное упоминание о Братстве Черноголовых есть в соглашении с Таллинским доминиканским монастырем от 28 марта 1400 года. По данному договору, братство передаёт сосуды, алтарь и другие предметы церкви Св. Екатерины, а доминиканцы обязуются проводить перед алтарем службы, благословляя души членов братства.

12 сентября 1407 года Таллинский городской совет утвердил устав Братства, также известного как Великие правые. Утверждение Устава Братства в Риге датируется 1416 годом.

Покровителем Братства Черноголовых является черный египетский христианин Сен–Морис или Св. Маврикий, чья голова и изображена на гербе. Был ли выбран святой покровитель из-за имени или святой предшествует имени, остается неясным.

Есть версия, что название братства произошло от чёрных головных уборов, которые они носили во время боевых действий.

В 1526 году братство подарило Таллинскому горсовету 8 камнеметных машин, 20 лафетов и 66 малокалиберных орудий. Были пожертвованы деньги на изготовление пушек для Нарвы и оговорено, что герб Черноголовых будет на всех орудиях.

В ходе Ливонской войны (1558–1583) члены Братства Черноголовых в Таллине участвовали во многих сражениях и успешно помогали защищать город от русских войск, которые безуспешно осаждали Таллинн в 1570–1571 и 1577 годах.

Известным и хорошо задокументированным сражением с участием членов братства стал бой в ходе Ливонской войны (1558–1583) против русского отряда у стен Ревеля 11 сентября 1560 года.

Два раза в год братство отмечало главные праздники: с 24 декабря по 10 января конец навигации, Рождество и Новый год, а с начала Пасхи до начала навигации второй праздник.

Оба торжества начинались с официального заседания, на котором решались организационные вопросы, и продолжались пирами, танцами и гуляниями, которые охватывали весь город.

Устанавливать и наряжать рождественскую ель первыми в Прибалтике стали члены братства, что подтверждается документами от 1441, 1442 и 1514 годов.

Вначале елку устанавливали в доме братства, а по окончанию праздника её выносили на Ратушную площадь, где вокруг неё устраивались танцы. Затем ель поджигали.

В 1584 году пастор и летописец Бальтазар Руссов описал установившуюся традицию устанавливать украшенную ель на рыночной площади в Таллине, куда молодые люди «ходили со стадом девушек и женщин, сначала пели и танцевали там, а затем поджигали дерево».

Первое упоминание аналогичного обычая, как установка ели братством в Риге, датируется 1510 годом.

Во время этих праздников и принимались новые члены. Членом братства мог стать неженатый мужчина, в том числе и иностранец, проживший некоторое время в городе, посещавший застолья братства и признанный достойным.

Читайте также:
Отель Байок Скай (Baiyoke Sky Hotel) в Бангкоке. Отзыв 2022

Исключение было сделано один раз в 1711 году для Петра I.

Позднее также членами братства стали Павел I и Александр I.

Новый член братства давал клятву, и его имя вносилось в книгу братства.

Все члены использовали свои высокие и тонкие кубки, известные как «оленьи ноги», чтобы выпить за здоровье нового брата. Некоторое время новички – члены братства обслуживали «старших» братьев за столом.

Все взаимоотношения между братьями строго регламентировались, и любое нарушение наказывалось штрафом, будь-то оскорбление, физическое воздействие между братьями или пропуск без уважительной причины торжественных обедов и церковных служб.

Члены братства в Таллинне имели свободный доступ в Ратушу, которую они могли использовать для своих собраний до 1540 года, когда они были изгнаны оттуда после конфликта между братством и Великой гильдией.

В XVI веке Братство Черноголовых организовало красочный городской праздник – «Майский граф», символизировавший приход весны. Веселье длилось неделю: в понедельник устраивался пир, а во вторник члены братства отправлялись за город, где они состязались в скачках, фехтовании и стрельбе из лука. Победитель выбирал любую из понравившихся ему девушек в «майские графини», после чего оба они с почестями возвращались в Таллин. В этот день по заведенной традиции «майский граф» имел право освободить одного заключенного, которого он мог встретить по пути к зданию Большой гильдии.

Одним из самых известных членов братства, хоть и бывшим, был Иво Шекенберг.

Дом Черноголовых

В 1531 году братство приобрело дом на Лангштрассе (Langstrasse / Pikk tänav 26), известный сегодня как «Дом Черноголовых».

В те времена это была одна из основных улиц города, которая вела к морскому порту через башню Толстая Маргарита. Дом прекрастно сохранился.

Дом Братства Черноголовых располагается по адресу ул. Пикк, дом 28. На самом деле, это даже не дом, а комплекс зданий, объединенных одним названием.

Основное здание – дом № 26 – в 1522 году члены гильдии Черноголовых арендовали у ратмана И. Вианта, а в 1531 году перекупили его у владельца. После приобретения в собственность в доме построили новый зал, который также занял часть территории ул. Пюхавайму. Сегодня он носит название Белый зал.

Отличительной чертой дома Черноголовых от остальных купеческих домов того времени было то, что зал был над передней. Обычно на его месте располагались склады.

Сегодня Дом Черноголовых является филиалом Таллинской филармонии. Здесь проводятся концерты, выставки и другие мероприятия. Все залы Дома, сохранившие аутентичность и колорит, сдаются в аренду.

По окончании в 1721 году Северной войны Ливония стала частью Российской империи.

Ганзейский союз в Ливонии утратил большую часть своего могущества, и Братство Черноголовых постепенно трансформировалось из военного объединения в преимущественно гражданскую организацию. Хотя рыцарский кодекс чести, принятый братством, и правила, касающиеся участия в сражениях, в целом сохранились, военное значение братства постепенно шло на спад. Но, несмотря на это, кавалерийское подразделение, в основном выполнявшее церемониальные функции, с собственной униформой сохранялось в Таллине до 1887 года.

Впоследствии Братства Черноголовых появились в Нарве, Валмиере.,Пярну и Тарту .
Помимо прибалтийских братств известно также Братство Черноголовых в Штральзунде, Висмаре. Кроме того, есть предположение, что Братство Черноголовых существовало также в Новгороде. Всего было около 20 братств.

Не менее великолепный Дом Черноголовых в Риге был продан Черноголовым в 1713 году.

Но он был разрушен 28 июня 1941 года, когда немецкие войска захватили Ригу, а сгоревшие стены были снесены в 1948 году. В Риге фактически заново построили новое здание Братства Черноголовых.

Хотя правильнее было бы сказать «Компания черноголовых» (Compagnie der Schwarzen Häupter), так она называлась в Риге.

В Риге и Таллине братства просуществовали до 1940 года.

Многие из предметов, принадлежащих таллинскому братству, были переданы в 1940 году художественному музею, и часть из них сейчас находится в церкви Нигулисте (Св. Николая).

Большая часть реликвий Рижского братства была вывезена в Германию.

В 1961 году Братство Черноголовых было официально зарегистрировано в Гамбурге. Некоторые источники утверждают, что оно там существует и по сей день.

По данным немецких СМИ, с 1980 года община базируется в Бремене. Компания эта находится под эгидой Торгово-промышленной палаты в Шюттинге на рыночной площади. С 1987 года для серебряных реликвий на первом этаже расположенного поблизости музея Розелиуса отведена отдельная комната.

В передней части витрины можно увидеть два самых важных серебряных сокровища: статуэтку Святого Георгия из Риги (слева) и богато украшенный кувшин в форме Святого Маврикия (справа).

Членами братства в Германии теперь не обязательно могут стать холостяки, но братья – это по-прежнему мужская компания, и на конец 2019 года их насчитывалось около 25. Самому младшему из них – немного за 40, самому старому – за 80.

Читайте также:
Правила вывоза собак и других животных за границу

По сообщениям эстонских СМИ, в Эстонии имеется НКО «Братство черноголовых», которое с 1991 года судится с городскими властями. Предмет спора – здание Братства Черноголовых.

Его представитель Jssi Pärnpuu (Юсси Пярнпуу) сообщил, что всего в обществе около 70 членов и половина – это граждане Германии.

Желание братства – совместное управление зданием по ул. Пикк 26 вместе с городом, как говорит представитель братства.

Но столичные власти с этим категорически не согласны.

Братство черноголовых: от попойки до войны

Если прогуливаться в Старом городе по улице Пикк в сторону моря, то внимание привлекает здание под номером 26 — Дом БратстваЧерноголовых с его роскошным порталом на фасаде времен Возрождения. Таллиннцы хорошо знают, что речь идет о средневековом купеческом здании, веками принадлежавшем Братству Черноголовых, символика которого сохранилась на тесаном портале здания. И хотя оно уже не принадлежит Братству, на сохранившихся со времен Ренессанса предкрылечных стеллах по-прежнему красуется герб Братства Черноголовых.

Братство Черноголовых — объединение неженатых иностранных (в основном немецких) купцов, действовавшее на территории Ливонии со средних веков до 1940 года. Самое выдающееся наследие, которое оставило миру Братство черноголовых — это, несомненно, традиция наряжать елку под Рождество. За право первенства в этом вопросе до сих пор спорят оба города, являвшиеся когда-то центрами братства: Таллинн и Рига.

В средние века было обычаем для обозначения, пользуясь современным языком, юридического статуса здания устанавливать по обе стороны ведущей в дом лестницы плиты из резного камня. Обычно на них высекались знаки дома, гербы или тексты, заменявшие современный номер дома или сообщавшие о его владельце. Эти плиты, придававшие своеобразие таллиннским улицам, исчезли из городской картины в XIX веке, когда в Старом городе стали образовываться тротуары.

Таллиннские Черноголовые

Состоявшее в основном из молодых и холостых немецких купцов похожее на гильдию Братство Черноголовых объединялось в основном общими церковными и светскими обычаями, внутренняя жизнь Братства контролировалась правлением и Таллиннским магистратом. Наименование Братства связано с бесстрашным чернокожим христианским воином святым Маврикием, который стал покровителем Братства. Его бюст и изображен на гербе Черноголовых. В Западной Европе в средние века о Черноголовых и не слыхали. Эстонию можно считать местом их возникновения, и уже отсюда традиция популярного Братства распространилась по городам Ливонии. Ко времени Ливонской войны в Таллинне было около 200 членов Братства Черноголовых. Братство имело недвижимость более чем в 20 городах Ливонии.

Древнейший письменный источник, в котором упоминаются Черноголовые, это их заключенный в 1400 году договор с Таллиннским монастырем доминиканцев. В нем указывается, как должны члены братства участвовать в церковной жизни и поддерживать монастырскую церковь. Братство передало монастырской церкви Св. Екатерины на хранение роскошную сакральную атрибутику и делало пожертвования, а за это монастырская братия молилась за то, чтобы Господь благословил Черноголовых. Был у Братства и обычай — перед Рождеством жертвовать монастырю несколько бочек рыбы, мяса и гороха, что сопровождалось еще и денежным пожертвованием.

Жизнь Братства

В принадлежащих Братству домах кипела веселая и хмельная холостяцкая жизнь, в которой, правда, участвовали и дамы из семей бюргеров. Для членов Братства дом был открыт в любой день, чтобы можно было выпить кружку пива и поиграть в азартные игры. Такие ежедневные посиделки назывались пфеннинговыми попойками (Pfenningdrunke).

В активной общественной жизни Черноголовых принимали участие и важные персоны, например самодер­жец Всея Руси Петр I, который в 1711 году посетил Братство. По преданию, во время визита самодержца один из Черноголовых обнаружил в своем бокале с вином дохлую мышь. Но поскольку царь уже произнес торжественный тост, пришлось бедняге выпить до дна вино из бокала вместе с мышью.

Важнейшими мероприятиями Братства были совместные пьянки накануне больших праздников, которые проходили четырежды в год. Главными из них (Hauptdrunke) считались рождественские и пасхальные пьянки, заканчивавшиеся совместной мессой в Екатеринин­ской церкви, отсутствие на которых каралось штрафом.

В традиции попоек помимо обильного стола входили и шествия по улицам города, а также танцы.

В Хронике Балтазара Руссова описывается случай, когда Черноголовые танцевали вокруг украшенной елки на Ратушной площади и дотанцевались до того, что елка загорелась.

Складывается впечатление, что помимо веселой компанейской жизни Черноголовые получали и неплохую воинскую подготовку, играя сущест­венную роль в системе обороны Таллинна.

Неустрашимые воины

Они имели солидное вооружение и активно участвовали в создании городских укреплений. Одним из наиболее ярких событий в истории Братства было, бесспорно, участие в сражении 1560 года с окружившим Таллинн русским войском численно­стью около 6000 человек. В упреждающей контратаке защитников города участвовали почти 250 всадников и 500 пехотинцев.

Читайте также:
Погода в Тунисе в феврале 2022. Отзывы, фото

Решающее сражение состоялось ранним утром 11 сентября на песчаных холмах близ Таллинна, которые известны как «Гора Иерусалимская», находившаяся примерно там, где сейчас на Пярнуском шоссе расположен виадук. Битва была выиграна благодаря отважным защитникам Таллинна. Сцена этой битвы изображена на картине Л. Гландорфа (1561), известной под названием «Эпитафия Гландорфа или Черноголовых», потому что на ней изображены десять павших членов Братства. Силуэт Старого Таллинна в левом углу картины — одно из первых известных изображений города, что придает произведению особую ценность. Оригинал «Эпитафии Черноголовых» можно видеть в орудийной башне Кик-ин-де-Кёк, экспозиция в которой рассказывает о развитии оборонительного оружия и истории укреплений Таллинна.

Вопрос собственности

Дискуссия о возврате Дома Черноголовых прежним собственникам оказалась достоянием общественности в последние годы, когда государство передало здание городу. Хотя Братство, приобретшее здание в XVI веке, по закону об основах реформы собственности признано субъектом реформы в отношении этой недвижимости, окончательное решение о возврате должно принять правительство. Правопреемственность почти 600-летнего Братства вместе с большей частью его членов в 1940 году перекочевала в Германию. Деятельность нескольких десятков оставшихся в Эстонии членов Братства была прервана советской властью, а здание национализировали.

Калмар Улм, директор по развитию ­Таллиннского городского музея

Дом Черноголовых в Риге

Дом Черноголовых является архитектурным памятником Риги и находится в историческом центре на Ратушной площади.

Здание названо в честь братства Черноголовых. Так называлось объединение Святого Георгия, куда принимали неженатых купцов. Сначала главой братства был Святой Георгий, затем чернокожий Святой Маврикий. Символом объединения стал герб, на котором изображена черная голова.

Посещение экспозиций в особняке платное:

  • Стоимость входного билета составляет 7 евро.
  • Студенты, пенсионеры, школьники могут посетить достопримечательность по цене 4 евро.
  • При посещении группой от 10 человек билет обойдется в 6 евро и 3 евро для льготных категорий.
  • Услуги гида на русском, немецком, латвийском и английском языках обойдутся в 20 евро.

История Дома Черноголовых

Братство Черноголовых занималось закупкой и поставкой продукции в Ригу. Это занятие было рискованным в те времена. В 1477 году помещение, где базировалась организация, находилось на верхнем этаже около Рижского магистрата в Новом доме. Именно этот «Новый дом», построенный в 1334 году, после и назывался «Домом Черноголовых». Объединение принялось украшать и перестраивать фасад здания, делая его более привлекательным, а затем стали его основными арендаторами. Утром и в обед дом служил биржей, а вечерами тут устраивали концерты, балы и праздничные мероприятия.

Братство стало очень популярным и влиятельным в Риге, принимало участие в общественной жизни города, а также в его обороне. В 1895 году организация переросла в купеческий клуб. В 1939 году объединение было расформировано.

В результате боевых действий во время Второй мировой войны здание было разрушено. Затем власти Латвии решили его восстановить в прежнем виде. Строительство завершилось в 1999 году.

Теперь это музейный комплекс, где проводят концерты, выставки и культурные мероприятия, торжественные приемы глав других государств, принимают посетителей, желающих ознакомиться с историей города и страны.

Архитектура

Изначально Дом Черноголовых имел размеры приблизительно 17×25 метров. Изображений здания, разрушенного в 50-е годы, не сохранилось. Известно, что в центральной части находился зал и небольшие помещения, под ними — подвал, а под крышей — складские коморки. При перестройке за основу был взят первоначальный проект Дома Черноголовых.

Фасад здания украшен в стиле маньеризма. На нем есть каменный декор, скульптуры, элементы художественной ковки. А на верхушке возвышаются часы. Мастерами предположительно являются Янсенов или Бодекер, которые творили в этом же стиле.

Крыльцо было построено в 1684 году, двухэтажная пристройка — в 1794 году. Статуи Единства, Мира, Меркурия, Нептуна появились здесь в 1886 году. В 1941 году все постройки, относящиеся к особняку, были разрушены. Тогда реконструкцию решили не делать. И только к 800-летию Риги в 1996–2000 годах Дом братства Черноголовых был полностью восстановлен. На это было затрачено около 4 миллионов латов.

Объекты и экспозиция

Дом Черноголовых в Риге достаточно большой. Кроме верхних этажей, в которых находятся залы, здесь есть подвальное помещение на всю площадь постройки. В подвале находится экспозиция по мотивам купечества и рыцарства, а на этажах располагаются торжественные залы, исторические комнаты, галереи.

Подвал

В подвале здания хранили воск, мед, кожу, зерно, лен и другие товары. Здесь была установлена плита для отопления, которую использовали зимой. Печь называется римской, а на ней сейчас находится табличка с описанием ее работы. Также в подвале установлена скульптура Фемиды из гипса. Она традиционно держит в руке весы, а глаза покрыты повязкой. В подвальном помещении расположилась выставка рыцарских доспехов, а также логотипов и нашивок, символично отражающих деятельность рыцарей.

Читайте также:
Что посмотреть в Анапе и куда сходить - ТОП 20 достопримечательностей в Анапе и окрестностях

Исторические комнаты

В залах можно наблюдать традиционный интерьер и предметы декора, относящиеся к XIX столетию. Богатые шторы и тюли в красно-золотых тонах, деревянный потолок с резными элементами контрастного цвета, длинный стол для переговоров из темного дерева, резные стулья с красными кожаными вставками, статуэтки, картины и люстры создают шикарное убранство.

Здесь находится огромная коллекция серебра. В нее входит посуда (чайные сервизы, сахарницы, молочники, заварники, подносы), подсвечники, всевозможная утварь, кубки, декоративные композиции, табакерки. Внимание привлекает герб братства Черноголовых, возвышающийся на стене.

Залы и галереи

Праздничный зал украшают богатые люстры с хрусталем, зеркала в золотом обрамлении, узоры на потолке и картины. Здесь можно ознакомиться с портретами королей в красивых рамках. В таких залах во времена существования Черноголовых артисты выступали с концертами, играла живая музыка.

Потолок одного из залов расписан А. Зачестесом. Темой росписи он выбрал «Апофеоз Святого Маврикия». Изображение датируется 1999 годом.

В галерее композиторов установлены бюсты известных композиторов, так как в братстве любили и ценили инструментальную музыку. Галерея представляет собой узкую и длинную комнату, на стенах которой по обе стороны находятся скульптуры иностранных и латвийских композиторов.

Видео: «Иллюминация Дома Черноголовых»

Как добраться до Дома Черноголовых в Риге

До остановки «Grēcinieku iela» (улица Грециниеку) доезжают автобусы № 22, 322, троллейбусы № 9, 27, а также трамваи № 1, 2, 5, 10.

Также рядом находится автобусная остановка «Novembra Krastmala» (Набережная 11 ноября), куда направляются автобусы с маршрутами № 3, 4, 4Z, 7, 8, 10, 21, 22, 23, 25, 26, 32, 35, 38, 39, 43, 54, 55, 322, 338, 344, 346, 370.

Такси в Латвии очень популярно. Здесь работают службы RedCab, Fly Taxi, Smile Taxi и другие сервисы. Вызвать автомобиль можно по телефону или через приложение Uber.

Дом Черноголовых снаружи

Видео: «Прогулка по Дому Черноголовых»

Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге

До сегодняшнего дня сохранился дворец Меншикова, одно из первых каменных строений Санкт-Петербурга, подлинный памятник архитектуры петровского времени. Это жилое здание было одновременно и административным центром новой столицы в ранний период ее строительства.

Дворец Меншикова

История Меншиковского дворца

Он расположен на Васильевском острове, который в петровские времена предполагалось прорезать каналами, сделав из него подобие Амстердама. М.И.Пыляев в своей книге «Старый Петербург» указывает, что «название Васильевского острова произошло не от имени командира батареи острова, Василия Корчмина, как полагали многие, но еще гораздо ранее, а именно в 1640 году, в писцовых новгородских книгах этот остров носил название Васильевского».

Дворец Меншикова построен в стиле петровского барокко. В его создании приняли участие такие знаменитые архитекторы, как Д.М.Фонтана в 1710-1712 гг., И.Г.Шедель в 1713-1727 гг., Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, Б.К.Растрелли в 1717-1719 гг. и др. Его архитектура перекликается с Зимним дворцом Петра I.

Дворец Меншикова, гравюра А.Зубова, 1714 г.

Дворец принадлежал Александру Даниловичу Меншикову (1673-1729), ближайшему сподвижнику Петра I, первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга, президенту военной коллегии. Полный перечень титулов и званий Меншикова такой: Светлейший князь Российской империи, Священной римской империи и герцог Ижорский, первый член Верховного Тайного Совета Российской империи, президент Военной коллегии, первый генерал-губернатор Санкт-Петербурга, первый российский сенатор, полный адмирал, генерал-фельдмаршал, генералиссимус морских и сухопутных войск.

Во дворце Светлейшего князя устраивались ассамблеи, приемы, проводились торжества в честь окончания Северной войны. Иностранцы называли дворец «великолепнейшим во всем Петербурге», помещения расположены «великолепно, все здесь просторно, пропорционально, обстановка исключительно изысканная».

Неизвестный художник. Портрет А.Д.Меншикова. Между 1716-1720

Здесь также решались государственные вопросы строительства Санкт-Петербурга, организации армии и создания флота. Меншиков был одним из тех, кто провозглашал европейские ценности, вводил в России новый уклад жизни и этикет. Поэтому во дворце появились такие помещения, как зал для приемов и ассамблей, парадные приемные и спальни, кабинеты, кухни, токарни, комнаты для секретарей и др.

Интерьеры дворца были отделаны в соответствии с модой того времени: использовалось наборное и резное дерево, расписная голландская плитка и изразцы, кожа и ткани.

Парадная лестница из дуба с двумя маршами ведет в парадные покои. Она в целом сохранила архитектурно-декоративное решение петровского барокко.

Многие помещения декорированы изразцами, что было одной из диковин дворца. Часть изразцов была привезена из Голландии, другие выполнены на кирпичных заводах Петербурга, Стрельны, Ямбурга, Копорья. Комнаты производят впечатление уюта и богатства.

Покои Варвары Михайловны Арсеньевой, свояченицы Меншикова, пожалуй, наиболее выразительны. Здесь плитками выделены целые сюжетные линии: голландские пейзажи, пасторальные сценки, морские пейзажи. Эти интерьеры первой трети XVIII века являются единственными в нашей стране.

Читайте также:
Дешёвая аренда и прокат авто в США - цены 2022, отзывы

Одним из самых запоминающихся помещений Меншиковского дворца является Ореховый кабинет. Кабинеты предназначались для хранения раритетов и коллекций. В 1717 году стены были декорированы фанерованным орехом, в их создании приняли участие европейские и русские мастера.

Центральным парадным помещением дворца является Большой зал. Здесь состоялась одна из первых ассамблей в России. После ссылки и смерти А.Д.Меншикова парадный зал и две приемные были перестроены под церковь устроенного во дворце Кадетского корпуса. Однако зодчие сохранили первоначальную отделку стен пилястрами, лепной орнамент и бело-золотую окраску.

Ряд помещений дворца выполнены в китайском стиле, в соответствии с модой того времени.

В 1727 году, после опалы Меншикова и его ссылки в Березов, дворец был передан Первому кадетскому корпусу. До 1924 года здесь существовал музей кадетского корпуса, открытый еще в 1880-х годах.

Меншиковский дворец, фото сделано между 1863-1887 годами

В 1960-х годах во дворце начались реставрационные работы, в ходе которых был открыт первоначальный облик дворца. С 1981 года во дворце функционирует музей.

Фотографии и интерьеры Меншиковского дворца

Информация для посетителей

  • Время работы Меншиковского дворца: вторник — суббота 10.30 — 18.00, касса работает до 17.00; воскресенье 10.30 — 17.00, касса работает до 16.00; выходной день – понедельник.
  • Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., 15, ближайшее метро: «Василеостровская».
  • Телефоны: (812) 323-11-12, (812) 710-96-25, (812) 710-90-79
  • Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org (Дворец входит в состав Государственного Эрмитажа).

© Сайт “Дорогами Срединного Пути”, 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале “Срединный Путь”

очень красивый и масштабный дом…
а изразцы небось рукописные?
Я бы с удовольствием там по ходила…

Да, самые настоящие, рукописные. Помню, когда я еще в детстве впервые увидела дворец Меншикова, то потом долго ходила под впечатлением, так он поразил меня.

С Исаакиевского собора вид потрясающий. В самом дворце мне не пришлось побывать, но когда я бываю в таких дворцах, всегда меня посещает мысль: как они могли жить во всем этом?

Совсем другая жизнь. Не уверена насчет Меншиковского дворца, а вот в том же Павловске есть парадные помещения, в том числе и спальни, и личные покои, более камерные и домашние.

Это наше наследие, его нельзя забыть, а тем более потерять.

Точно! Но Меншиковский дворец, слава Богу, уже давно восстановили, сейчас он часть Эрмитажа.

К сожалению, изнутри этот дворец, до последнего гвоздя, весь новодел.

Большинство дворцов Питера и пригородов, увы, таковы — многое было утрачено в годы революции, войны…

Отзыв: Большой Меншиковский дворец (Россия, Ломоносов) – Дворец,который не пришлось восстанавливать из руин после ВОВ

Приветствую всех читателей Отзовика!

Совсем недавно на экскурсии “Летопись Ораниенбаума “посетила Ораниенбаумский парк, в котором мы увидели много интересного- памятников архитектуры и скульптуры.
В программе тура было посещение Большого(Меншиковского) дворца и об экскурсии по дворцу я расскажу.
Сначала фото дворца со стороны Нижнего парка – у меня есть 2012 года посещения и нынешнего года.

Празднование 300 летия Ораниенбаума(сейчас г. Ломоносов) в 2012 году, играет иностранная группа музыкантов, по-моему итальянская. Как на нынешней экскурсии нам разъяснила гид -300 лет городу исполнилось в 2011 году, но т. к. тогда отмечался с большой помпой юбилей Царского Села, то и юбилей Ораниенбаума перенесли на год позже.
Из крупных дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга этот дворец почти не пострадал во время войны.

За шесть лет после открытия пришлось вновь что-то реставрировать.
А нижнее фото 2018 года, сентябрь-все галереи и лестница в лесах.
Фото с другой стороны, особых изменений не произошло.
Вход в музей Большого дворца осуществляется с западной стороны, там где Церковный павильон.

(Вход во дворец, там где слева ворота).
На экскурсии мы узнали, что правильное название дворца все-таки Большой.

Несмотря на то, что первоначально постройка дворца, принадлежавшего
А. Д. Меншикову, происходила в петровское время, владельцем он был недолго,
какое-то время дворец принадлежал казне, Елизавета 1 подарила его Петру Федоровичу (своему племяннику), после известных событий, им владела Екатерина 2, впоследствии – вел. княгиня Елена Павловна, а после нее представители рода Мекленбург-Стрелицких – собственники до революции 1917 года.

Строился дворец при Меншикове в стиле барокко, был по протяженности одним из самых больших, много иностранных архитекторов принимало участие в его создании.
Меня всегда удивляла небольшая корона, расположенная над центральной частью дворца, оказывается, появилась она во времена Меншикова, который всеми силами стремился доказать, что он не из простых, а род свой ведет от от польского рода Меншик (или Менжик).
Впоследствии при Екатерине Б. Ф. Растрелли, А. Ринальди занимались переделками интерьеров, затем при вел. кн. Елене Павловне и её родственниках в сер.19 и позднее, ряд обустройств провели архитекторы Боссе, Штакеншнейдер и др.
Это я к тому, что помещений с оригинальной отделкой времен полудержавного властелина не сохранилось.

Читайте также:
Черногория где лучше отдыхать на море: отзывы, фото, факты

В советское время немало постарались “преобразить”помещения дворца, когда там были гос. учреждения.
У меня перед глазами стоит картина парадной наружной лестницы ведущей во дворец- многих балясин нет, обшарпанный фасад и т. д.

Заходим в холл, сразу видим гардероб, небольшой магазинчик с сувенирами и печатными изданиями. Рюкзаки и крупные сумки предлагают сдать в гардероб.
Фото (ура!)можно делать, в отличие от 2012 года, когда был запрет.
Можно воспользоваться аудиогидом за доп. плату, для нашей экскурсионной группы это неактуально, нам выдают небольшие коробочки, которые можно прикрепить на пояс, или повесить на шею(есть шнурок), а также небольшую гарнитуру, прикрепляющуюся на ухо, что позволяет усилить звук речи гида.

Одеваем бахилы, предлагаю посмотреть на план дворца,

можно отметить, что собственно помещений с отделкой немного, очевидно все еще впереди, а интерактивная часть, где представлена история парка и дворца, его преобразований, занимает достаточно много помещений.
Осмотрев примерно в течении 15 минут интерактивные покои,

с громкими звуками, имитирующими пальбу пушечных выстрелов, с музыкальным сопровождением, а текст читает В. Познер,

проходим по длинному коридору, украшенному изображениями померанцев в кадках, как-бы бывшим символом города Ораниенбаума, доходим до Парадной лестницы дворца.
Парадная лестница сохранилась, с 1748-50 гг., ее спроектировал Ф. Б. Растрелли.
Балюстрада из бука изготовлена русским мастером, резчиком по дереву, не один завиток не повторяется.

На лестнице ранее размещались картины в рамах батальной тематики. Чуть позже, при А. Ринальди, который в это время (после 1760 года) занимался отделкой Большого дворца, стены и потолок были украшены намазной лепкой, которая по сравнению с обычной(формовочной лепкой) является более трудоемкой.
Наносится на стену определенное количество смеси и очень быстро (примерно за 30 мин.) мастером создается лепной рельеф, т. к. застывает состав быстро. При этом похожие фрагменты немного разнятся, в этом сложность данной техники, она требует большего мастерства от изготовителей, в отличие от обычной, где фрагменты лепных узоров, отлитые по трафаретам(формам) практически неразличимы.
Здесь в прихотливом узоре лепки видны вензеля Петра Федоровича.
С лестницы быстро, минуя маленькую Дежурную проходную комнату, попадаем в роскошную Столовую.

При князе Меншикове здесь были небольшие нарядные спальни для гостей с невысокими потолками.
Растрелли реконструировал дворец в 1740-50-х годах, эти комнаты находились на половине Петра Федоровича. Основной переделке они подверглись при Елене Павловне в 1850-х годах.

А какие 2 замечательные фарфоровые люстры украшают Столовую!
Интересна история их происхождения:они появились при Елене Павловне, и были сделаны на заказ по оригинальному немецкому образцу работы конца 18 века.
Со временем один экземпляр был утрачен, и когда реставрировали Столовую, было решено создать точную копию утраченной люстры, работы сер.19 века, и наши современные мастера справились с этой задачей.

Далее мы увидели Белый (Концертный зал)который был двухсветным уже при Меншикове, переделка осуществлялась Растрелли при Петре Федоровиче, оригинальным сохранился пол – наборный паркетный со звездами из клена и дуба.

А нынешняя отделка зала времен Елены Павловны в стиле неорококо создана арх. Боссе.
Был переделан балкон, верхние окна стали овальными, на стенах помещены портретные медальоны Екатерины I и Петра III работы мастера Д. Иенсена.
Люстра выполнена в сер. XIX века.

Дальше мы увидели Малиновую гостиную.

Это помещение претерпело много преобразований до нынешнего состояния: при кн. Меншикове здесь была роскошно убранная Передняя, затем Ф. Б. Растрелли, участвуя в переделке большого дворца, создал здесь Столовую для вел. князя и в. кн. Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны.
В конце 18 века интерьер преобразовался в мужскую Гостиную.
И при вел. кн. Елене Павловне в конце 1860-х произошли последние переделки помещения, ее обили шелком насыщенного малинового цвета – отсюда и название.

Здесь много ценной исторической мебели, с инкрустацией перламутром, стол со столешницей из флорентийской мозаики,

на стенах представлены картины работы Баризьена с видами Ораниенбаума в 18 веке.

Большой кабинет- помещение, где мы увидели портрет одной из владелиц Большого дворца вел. кн. Елены Павловны.

К своему стыду, до этой экскурсии я совершенно ничего не знала об этом человеке. Елена Павловна много занималась благотворительностью, меценатством и немало сделала для обустройства дворца и преобразования Верхнего парка .
И теперь в городе Ломоносов названа даже улица ее именем -Еленинская.
К сожалению, были блики от освещения, поэтому портрет получился не очень хорошо.

Читайте также:
Регистрация ООО с иностранными инвестициями по законодательству РФ: особенности при подаче документов, нюансы в налогообложении, ограничения

(Предлагаю фрагмент портрета с сильным увеличением).

Информация о помещении:

Фото Большого кабинета:

Из большого кабинета мы прошли в Опочивальню и Уборную. Во времена Меншикова здесь располагались парадные опочивальни, отделанные в стиле барокко, одна так и называлась-Мраморовая палата.
И на протяжении многих лет в этих покоях располагались женские помещения.
При Елене Павловне здесь произошла большая перестройка и комнаты были оформлены в более современном виде, соответствующем вкусам середины 19 века.

Обои с цветами, оборки, банты, кисти, изящная ореховая мебель, столики маркетри и со вставками(из эмали?), все производит впечатление легкости и даже какой-то игривости.

(Вид на уборную Елены Павловны).

Мы также осмотрели на первом этаже т. называемые покои Воронцовой, т. е. то, что от них осталось. Это было три помещения:Зал Дианы, Опочивальня Воронцовой и Золотой кабинет.

Назначение Золотого кабинета(кабинетика)-будуар. Он примыкал непосредственно к спальне Елизаветы Романовны Воронцовой- фаворитки Петра Федоровича.
От тех времен в самой спальне сохранилось немногое:

резная арка из ольхи и золоченые узоры выполнены около 1758 -1759 гг;
роспись на потолке с цветочными мотивами выполнена А. Ринальди примерно в 1770-1778 году, когда переустройством дворца занималась сама Екатерина 2,

здесь присутствует характерный для творчества Ринальди мотив -цветочный венок, перевитый лентой, своеобразный авторский знак мастера.
Именно с восточной стороны этого помещения (в алькове за резной аркой) находился чуланчик, из которого можно было по маленькой витой лесенке попасть на верхний этаж в покои Петра Федоровича.
Мебели в этих помещениях совсем немного, но она подлинная историческая из обстановки дворца.

Зал Дианы, входящий также в комплекс Воронцовских покоев, более крупного размера.
От прежних времен в зале сохранился великолепный рельефный плафон на потолке, выполненный в технике намазной лепки -тематика известного мифа о богине Диане и юноше Актеоне, увидевшем ее обнаженной, когда она купалась, и за это превращенный богиней в оленя.

Слева -Диана, а справа -Актеон, на голове которого уже начали появляться рожки.
Многочисленные путти в медальонах все соответствует стилю рококо.

Здесь представлена мраморная копия с гудоновской работы – бюст фаворитки
Людовика 15 мадам Дюбарри.

Вообще темой фаворитизма проникнуто все убранство зала, здесь представлены фарфоровые изделия зарубежных мастеров:

например, дорожный чайный сервиз с портретами фавориток королей Франции Людовика 14 и 15, изготовленный во Франции в сер.19 века. Если я правильно запомнила, он принадлежал Александру 2, которому не чужда была эта тема.

Предметы мебели из исторической обстановки дворца:

Полушкаф и часы Диана -охотница работы французских мастеров сер.19 века.
Мы можем полюбоваться сервизом Императорского фарфорового завода, который был выполнен в 1861 году.

Фарфор исполнен по мотивам работ Айвазовского, имеется и дорожный набор с видами Царского Села. Можно увидеть и другие работы отечественных мастеров фарфора, но все же не вместишь.

Рядом со спальней Воронцовой через Гардеробную можно пройти в Кабинет герцога Мекленбург-Стрелицкого.

Герцог Мекленбург-Стрелицкий Георгий Георгиевич был внуком Елены Павловны и Михаила Павловича, его супруга Наталья Федоровна Ванлярская(в замужестве Карлова). Они являлись последними владельцами Большого(Меншиковского) дворца(до 1917 года). Мекленбург-Стрелицкие много занимались благотворительностью, а также помогали музыкантам, сам герцог был вынужден по своему происхождению заниматься военным делом, но т. к. от природы был очень одарен музыкально, то участвовал в создании квартета камерной музыки, ставшего впоследствии очень известным.

Отделка стен(лепка) сохранилась с сер.19 века.
Много исторической мебели хорошей сохранности. На фото с большим книжным шкафом слева виден небольшой-это техническая новинка того времени фонограф производства США нач.20 века.
На нижнем фото – столик с видами Ораниенбаума, изготовлен в нач.19 века, в подстолье ноты, данные предметы свидетельствуют об увлечении хозяина кабинета музыкой.

А графиня Н. Ф. Карлова увлекалась фотографией и снимки, созданные ею, широко представлены в кабинете Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого.
Кстати, последний герцог согласно его завещанию, был похоронен на территории Ораниенбаумского парка, перед 1 Мировой войной, там же было захоронение его младшей дочери, умершей в юношеском возрасте. Могила после революции была разорена, но в 21 веке поблизости от этого места был поставлен памятный камень-валун.
Это совсем близко от входа в Нижний парк и собственно Большой дворец.

Подытоживая свой обзор, хочу отметить, в целом мне экскурсия понравилась, по сравнению с предыдущим посещением дворца открыли часть отреставрированных помещений, гид у нас был хороший.
Цена общая за тур вместе с переездом от ст. м. Гостиный двор и большой экскурсией по парку составила 1800 руб.

Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге: экскурсия, фотографии интерьера

Поездка в Санкт-Петербург зимой для нас стала настоящим марафоном по дворцам, которых здесь столько, что не обойти все даже за неделю. Мы за два дня успели побывать в шести, начав знакомство с дворцовой жизнью с Меншиковского дворца. Во-первых, он находится на противоположном от центра берегу Невы, а во-вторых, относится к Петровской эпохе, является первым величественным каменным дворцом Петербурга того времени.

Читайте также:
Рижский замок в Риге — подробная информация с фото

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Стоит ли посетить дворец Меншикова?

Даже не сомневайтесь! Дворец Меншикова уникален, в нем великолепные интерьеры Петровской эпохи – он не похож ни на один другой дворец Петербурга. Советую начать знакомство с дворцовой культурой Санкт-Петербурга именно с этого дворца.

На современном Васильевском острове Санкт-Петербурга среди ансамбля красивых зданий можно не сразу заметить Меншиковский дворец. Но тогда, в 1703 году (как раз в год основания Петербурга), этот остров был подарен самим Петром I своему сподвижнику Святейшему князю Меншикову. Как известно, он не был представителем знатного рода, но благодаря смелости и другим качествам стал главным соратником царя, прославился не в одном бою и на момент получения такого ценного подарка являлся генерал-губернатором. Только представьте, что Меншиков носил звание генерал-фельдмаршала, в то время, как Петр был всего лишь капитаном.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Зная о желании Петра застраивать Петербург каменными зданиями, дворец Меншиков решил возвести именно из этого материала. Но быстро построить резиденции в то время не представлялось возможным, поэтому в глубине Васильевского острова поставили деревянный дворец, интерьеры которого украсили дорогими тканями, зеркалами. В парадном зале могло поместиться около 100 человек, что по тем временам была внушительная цифра. Так как местность была болотистая, то строители вырыли канал, который несколько осушил почву и поднял берег, а ко всему прочему стал еще и парадным подъездом к главному входу.

Пока знать города развлекалась в только что построенном дворце, строители принялись за возведение каменной резиденции князя. И вот в двадцатых годах 18 века Петербург восхищенно смотрел на огромный по тем меркам дворец. Здание было построено в виде замкнутого четырехугольника: парадный фасад, обращенный к Неве, два флигеля, а также замыкающее здание с выходом в сад. Сад у Меншикова был таким, что в нем выращивали дыни, киви клубнику. Аллеи были ровно вымерены, кусты красиво подстрижены, а украшали его дорогие итальянские скульптуры.

Скульптуры во дворце Меншикова

Но это было тогда, в далекие Петровские времена. Сейчас от сада не осталось и следа, здание претерпело изменения (например, нет высокой крыши и скульптур на портике), но, к счастью, дворец во время передали в ведение Эрмитажа, поэтому была проведена реставрация, и мы можем посетить часть залов.

Залы во дворце Меншикова

Как известно, Меншиков был отправлен в ссылку Петром II, в которой он вскоре скончался. Дворец занимали государственные учреждения, потом в нем разместился первый Кадетский корпус. Но главное, что сейчас мы можем войти внутрь и окунуться в Петровскую эпоху, благодаря восстановленным интерьерам, не всех, но посмотреть внутри есть на что.

Мебель во дворце Меншикова

Ко входу в Меншиковский дворец мы подошли к открытию, и стали первыми посетителями на сегодня. Не знаю, как летом, но зимой нет очереди, со временем подтянулись еще несколько людей и все. Купив билеты, и раздевшись в гардеробе, мы хотели уже зайти в залы, но нас остановила администратор и предложила купить экскурсию за 100 руб с человека. Мы немного замешкались, переживая о том, что потратим много времени на экскурсию по дворцу, а ведь впереди наш ждал весьма насыщенный план (о нашем путешествии маршрутах можно прочитать вот здесь), но все же согласились. В 11-00 к нам вышла экскурсовод и повела в залы.

Начало экспозиции и первые удивления

Рассказать обо всем, что мы увидели и узнали внутри в одном отзыве просто невозможно, поэтому я напишу о том, что мне понравилось больше всего, а также выложу фотографии интерьеров.

В первом зале нам показали вещи, обладающие высокой исторической ценностью, такие как: подлинную трубу водопровода, которая говорит, что здесь был водопровод, изразцы и плитка того времени, копии скульптур, которым так и не суждено оказаться на дворце, как в былые времена, потому что внешний вид уменьшенных копий не прошел согласование.

Голандская плитка петровской эпохи

Далее мы оказались на старинной кухне. Как сказала экскурсовод, специалисты до сих пор не знают предназначения большинства помещений дворца, потому что никаких документов не сохранилось. Но вопросов с кухней не возникает ни у кого, потому что вытяжка говорит сама за себя. Мы видим посуду, печь, так и кажется, что сейчас в нос ударил запах кипящего супа.

Кухня в Меншиковском дворце

Читайте также:
Где находится Старый мост (Мостар). Местоположение Старого моста (Мостар) на карте Мостара и описание

Кухня в Меншиковском дворце

Отдельное внимание на кухне притягивают настенные часы, и ведь ходят до сих пор.

Кухня в Меншиковском дворце

На первом этаже здания находились хозяйственные комнаты. Полагают, что во дворце была не одна кухня, а не менее десяти.

В токарной комнате мы видим токарный станок и вещи, сделанные на нем.

Особенно интересен чемодан с замком-обманкой. На самом деле, я бы назвала его сейфом, потому что механизм без ключа открыть было невозможно, крышку держали около 24 штырей.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Без экскурсии мы бы пробежали мимо выставленные за стеклом костюмы. А оказывается, это костюмы Петра I.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

А еще мы увидели трость и шляпу царя. Даже не верится…

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Фотографии парадных залов дворца Меншикова

В гостиной все пышет роскошью. Европейские шкафы, дорогущий стол и стулья, старинные скульптуры.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Фишкой комнаты является странный предмет мебели – нога.

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Во дворце неплохо сохранился вестибюль, раскрашенный под мрамор. В то время мрамор в нашей стране еще не добывали, а привезти такое количество материала из Италии было дорого даже для Меншикова (чуть позже я расскажу, на что он спустил целое состояние при декоре своих комнат).

Меншиковский дворец Санкт-Петербург

Из вестибюля можно было выйти в сад, а можно было подняться по парадной лестнице. Смотрители музея берегут историческую лестницу, поэтому поднимались мы по обычной. И вот мы в так называемых сенях. По моде того времени дворец был разделен на две части: хозяина и хозяйки, объединял который парадный зал. Туристам доступны помещения хозяина, так как комнаты его жены не сохранились. К слову, прислуга и деть (4 сына и 3 дочери) жили на третьем этаже, там интерьеры также не восстановлены.

Парадная лестница Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Экскурсовод обратила внимание на решетку перилл, на которой, если присмотреться, выведены инициалы Петра I и Меншикова.

Залы Меншиковского дворца

В мужской половине князя Меншикова комнаты отделаны таким богатым материалом, которому могла позавидовать царская семья. И это отнюдь не золото – это керамическая плитка ручной работы.

Спальня в Меншиковском Дворце

Вот такой шикарный потолок.. также выложен плиткой, что считалось непомерной роскошью.

Потолок из плитки

Вопреки тому, что для Питерского климата плитка – не самый лучший материал, который не сохраняет тепло, а летом нагревается, ей отделывали ради пафоса даже спальни. Чтобы согреть кровать, использовали вот такие грелки.

Спальня Меншиковского дворца

Вот ее пример комнат с плиткой.

Кабинет Меншиковского дворца

А вот подарочный кубок, который если перевернуть, то из него можно пить.

Кабинет Меншиковского дворца

Еще один потолок, выложенный плиткой.

Поражает роскошью мебель хозяйских комнат.

Мебель в Меншиковском дворце

Мебель в Меншиковском дворце

Анфилада залов Меншиковского дворца

Прекрасна ореховая комната, названая так по отделке стен.

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

На стене висят подлиные двери, на которые экскурсовод обратила внимание: с одной стороны они отделаны орехом, чтобы не портить дизайн комнаты, с другой в стилистике парадного зала.

Залы Меншиковского дворца

Чуть не забыла упомянуть зал кордегардии на нижнем этаже – помещение для почетной охраны и приема военных посетителей и курьеров. Это помещение сохранило архетектурную отделку палат 17 века: арка и свод поддерживаются опорами, разделяя палату на две неравные части.

Залы Меншиковского дворца

Но вернемся к параным залам Меншиковского дворца. Мужская и женская половины соединялись парадным залом.

Залы Меншиковского дворца

В женской половине интерьеры более нежные, преобладают теплые цвета, шелк, изящные аксессуары.

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Залы Меншиковского дворца

Потолок в синем кабинете.

Сказать, что мы были в восторге от посещения дворца – это ничего не сказать! Огромное спасибо экскурсоводу и всем людям, которые берегут и выставляют те сокровища, благодаря которым можно приоткрыть зановес на моду и нравы времен основания Санкт-Петрбурга. Мы были очень рады, что начали маршрут по Петербургу именно с этого места.

А в качестве бонуса – напротив него находятся знаменитые Сфинксы, охраняющие Неву и город.

Как добраться и сколько стоит

Адрес: Университетская набережная, д.15, официальный сайт

Часы работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10:30 – 18:00, среда, пятница: 10:30 – 21:00.

Взрослые 300 руб или 600 за комплекс музеев, принадлежащих Эрмитажу. Первый четверг каждого месяца – бесплатно.

Бронирование и цены отеля Комфорт 3*
Большой выбор отелей в Петербурге здесь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: