Восточно-Сибирское море на карте Маршрут проложить

Как отправиться в экспедицию по Северному морскому пути?

Северный морской путь — один из самых значимых и уникальных маршрутов мира. Он кратчайшим расстоянием соединяет Европу с Дальним Востоком и проходит мимо самых известных арктических территорий. Этот маршрут привлекал исследователей, первопроходцев и купцов, начиная с XIII века. С середины 2000-х годов у обычных туристов появилась возможность пройти по легендарной арктической трассе! Правда, круизы по Севморпути отправляются всего лишь раз в два года. Рассказываем, чем же уникален этот маршрут и как попасть в экспедицию по нему.

Маршрут Северного морского пути

Северный морской путь (СМП) официально стартует в Мурманске. Первая часть его идет вдоль Западной и Восточной Сибири до побережья Чукотки, далее через Берингов пролив трасса проходит до Владивостока. Несмотря на суровую климатическую зону, по которой проложен путь, он остается востребованным из-за кратчайшего расстояния между Европой и Дальним Востоком.

Так, расстояние от Петербурга до Владивостока по СМП составляет 14000 км. Если же отправиться морем через Суэцкий канал, то преодолеть придется порядка 23000 км. Для северных европейских стран дорога в Азию через Арктику и Берингов пролив также будет быстрее, чем через Индийский океан. Например, из Мурманска в Йокогаму по северу нужно пройти 10700 км, а по югу уже 24000 км. В общем, выгода очевидна!

Что касается карты самого маршрута, то он проходит через пять морей акватории Северного Ледовитого океана. Далее от Чукотки до Владивостока суда плывут по Берингову морю и части Тихого океана. За все время в пути корабли проходят архипелаг Новая земля, Землю Франца-Иосифа, мыс Челюскин на Таймыре (крайнюю северную точку Евразии) и мыс Дежнева на Чукотке (крайнюю восточную точку континента). Остановки возможны в крупных портах Нарьян-Мар, Дудинка, Диксон, Игарка, Певек и Тикси.

В связи с климатическими особенностями навигация по маршруту идет лишь 2-4 месяца в году. Использование атомных ледоколов для прохода Северным морским путем позволяет совершать плавания круглогодично. Однако, из-за значительной стоимости провода судов через льды, экспедиции (в том числе и туристические) отправляются в плавание преимущественно в летние месяцы.

История освоения Северного морского пути

Первые плавания по Северо-Восточному проходу (так до XX века называли Севморпуть) совершали поморы еще в XIII веке. Правда, по арктическим территориям они проходили совсем небольшие расстояния. Настоящий бум исследования Северного морского пути случился в эпоху Великих Географических открытий. Захватившая Европу мечта найти путь в далекие и богатые азиатские земли привлекла внимание и к арктическому маршруту.

Первыми на него вышли английские и голландские мореплаватели, которые хотели проплыть севером и найти проход в Китай. Однако по скованным льдами морям им удалось продвинуться лишь до архипелага Новая Земля (Архангельская область). В начале XVII века по приказу Бориса Годунова в Западной Сибири был построен первый русский город за полярным кругом — Мангазея. Сейчас это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Мангазея считалась богатейшим торговым портом, куда по СМП и устремились европейские купцы. Однако после Смуты, опасаясь колонизации сибирских земель, царь Михаил Федорович запретил иностранцам плавание по северным морям. Активное исследование маршрута было отложено на несколько веков.

Интерес к СМП вернулся лишь в XIX веке. Северные и дальневосточные территории страны, богатые полезными ископаемыми, лесом и другими природными ресурсами, нужно было как-то снабжать и вывозить оттуда добытое. Тогда снова обратили внимание на арктический маршрут. Официальное открытие Северного морского пути состоялось в 1878-1879 годах, когда прошло первое плавание вдоль всей северной магистрали. Совершила его экспедиция шведа Эрика Норденшельда, снаряженная на средства шведского купца Оскара Диксона и российского предпринимателя Александра Сибирякова.

Правда, тогда плавания по арктической трассе занимали несколько лет. Чтобы преодолеть весь путь за одну навигацию пришлось ждать изобретения ледоколов. Таким образом, пройти весь Севморпуть за один сезон удалось только в 1932 году. Сделала это экспедиция под управлением советского исследователя Отто Шмидта. Первое транспортное плавание состоялось в 1935 году, тогда по северной морской трассе прошли лесовозы. До сих пор СМП остается важной транспортной магистралью страны, через которую проходит Северный завоз, снабжаются российские арктические территории и вывозятся добытые полезные ископаемые.

Экспедиции по Северному морскому пути

До 1991 года СМП был закрыт для иностранных кораблей, да и туристических круизов тогда не устраивали. Интерес к маршруту вырос в середине 2000-х годов, когда из-за глобального потепления навигация стал длиннее и частично отпала необходимость оплачивать проход в сопровождении ледоколов. Тогда же начали устраивать первые круизы по Северному морскому пути.

Сейчас международные экспедиционные суда, проезд на которых доступен туристам, отправляются по СМП раз в два года. Причем количество мест ограничено. Например, в ближайшую экспедицию по Северному морскому пути, которая состоится в августе 2022 года, сможет отправиться только 100 человек (по 50 на каждый проход). Если вы всегда мечтали увидеть за одну поездку всю Арктику и пройти легендарным маршрутом, то стоит поторопиться!

Однако не думайте, что на протяжении всей экспедиции вы будете лишь сидеть на борту корабля и смотреть на арктические просторы. За время в пути вы увидите:

  • главные достопримечательности Чукотки, мысы Челюскин и Дежнева;
  • гренландских китов и белух, белых медведей и моржей, огромные колонии северных птиц и лежбища тюленей;
  • заповедник на острове Врангеля, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
  • удаленные от цивилизации деревни чукчей-оленеводов и эскимосов;
  • старые маяки и заброшенные метеорологические станции на необитаемых арктических островах;
  • самую северную территорию на планете — Землю Франца-Иосифа.

Вся поездка займет 27 дней. Причем отправиться в нее можно как из Анадыря в Мурманск, так и на обратном пути из Мурманска в Анадырь. Сопровождать группу будут профессиональные гиды и ученые. Помимо прогулок и экскурсий, программа экспедиции включает научно-просветительские лекции об Арктике, истории ее освоения, флоре и фауне региона. В свободное время на корабле туристы могут отдыхать в лаунж-зоне, баре или библиотеке.

Читайте также:
Особенности оформления визы в Албанию в 2022 году

Посмотрите лекцию Григория Цидулко — зоолога, фотографа и полярного гида, который с 2012 года работает на туристических судах в Арктике и Антарктике:

База знаний

Восточно-Сибирское море

Территория

У берегов Восточно-Сибирского моря

Восточно-Сибирское море расположено между Новосибирскими островами и о. Врангеля. Его западная граница — это восточная граница моря Лаптевых, она проходит от точки пересечения меридиана северной оконечности о. Котельный с краем материковой отмели (79° с.ш., 139° в.д.) до северной оконечности этого острова (м. Анисий), затем по восточным берегам Новосибирских островов к м. Святой Нос (пролив Дмитрия Лаптева). Северная граница проходит по краю материковой отмели от точки с координатами 79° с.ш., 139° в.д. до точки с координатами 76° с.ш., 180° в.д., а восточная граница — от точки с этими координатами по меридиану 180° до о. Врангеля, затем по его северо-западному берегу до м. Блоссом и далее до м. Якан на материке. Южная граница проходит по материковому берегу от м. Якан до м. Святой Нос.

Восточно-Сибирское море относится к типу материковых окраинных морей. Его площадь — 913 тыс. км 2 , объем — 49 тыс. км 3 , средняя глубина — 54 м, наибольшая глубина — 915 м, т.е. это море целиком лежит на материковой отмели.

Береговая линия Восточно-Сибирского моря образует довольно крупные изгибы, местами уходящие в сушу, местами выступающие в море, но есть и участки с ровной линией берега. Мелкие извилины обычно приурочены к устьям небольших рек.

Ландшафты западной части побережья Восточно-Сибирского моря резко отличаются от восточной. На участке от Новосибирских островов и до устья Колымы берега очень низменны и однообразны. Здесь к морю подходит заболоченная тундра. Восточнее устья Колымы, за м. Большой Баранов, побережье становится гористым. От устья Колымы до о. Айон прямо к воде подходят невысокие холмы, местами круто обрывающиеся. Чаунскую губу обрамляют невысокие, но крутые ровные берега. Различное по рельефу и строению побережье моря на разных участках относится к разным морфологическим типам берегов.

Климат

Расположенное в высоких широтах, Восточно-Сибирское море находится в зоне атмосферных воздействий Атлантического и Тихого океанов. В западную часть моря (хотя и редко) проникают циклоны атлантического происхождения, в восточные районы — тихоокеанского. Климат Восточно-Сибирского моря — полярный морской, но с признаками континентальности.

Зимой главное влияние на море оказывает отрог Сибирского максимума, выходящий к побережью, а гребень полярного антициклона выражен слабо. В связи с этим над морем преобладают юго-западные и южные ветры со скоростью 6—7 м/с. Они приносят холодный воздух с континента, поэтому среднемесячная температура воздуха в январе около –28—30°. Зимой стоит спокойная, ясная погода, которую в некоторые дни нарушают циклонические вторжения. Атлантические циклоны на западе моря обусловливают усиление ветра и некоторое потепление, а тихоокеанские циклоны, имеющие в тылу холодный континентальный воздух, только увеличивают скорость ветра, облачность и вызывают метели в юго-восточной части моря. На гористых участках побережья с прохождением тихоокеанских циклонов связано образование местного ветра — фена. Обычно он достигает штормовой силы, вызывая некоторое повышение температуры и уменьшение влажности воздуха.

Летом давление над материком Азия понижено, а над морем повышено, поэтому преобладают ветры северных румбов. В начале сезона они очень слабы, но в течение лета их скорость постепенно возрастает, достигая в среднем 6— 7 м/с. К концу лета западная часть Восточно-Сибирского моря становится одним из наиболее бурных участков трассы Северного морского пути. Часто ветер дует со скоростью 10—15 м/с. Усиление ветра здесь связано с фенами. Юго-восточная часть моря значительно спокойнее. Устойчивые северные и северо-восточные ветры обусловливают низкую температуру воздуха. Средняя июльская температура 0—1° на севере моря и 2—3° в прибрежных районах. В летнее время над Восточно-Сибирским морем преимущественно стоит пасмурная погода с мелким моросящим дождем, иногда идет мокрый снег.

Осенью почти не бывает возвратов тепла, что объясняется удаленностью моря от океанских центров действия атмосферы и их слабым влиянием на атмосферные процессы. Сравнительно холодное лето во всем море, бурная погода в конце лета и особенно осенью в окраинных районах моря и затишье в центральной части его — характерные климатические черты моря.

Материковый сток в Восточно-Сибирское море сравнительно невелик — около 250 км 3 /год, что составляет всего 10% общего объема речного стока во все арктические моря. Самая крупная из впадающих рек — Колыма — за год дает около 130 км 3 воды, а вторая по величине река — Индигирка — 60 км 3 воды/год. Все остальные реки за это же время вливают в море примерно 350 км 3 воды. Вся речная вода поступает в южную часть моря, причем примерно 90% стока приходится, как и в других арктических морях, на летние месяцы.

При весьма обширных размерах Восточно-Сибирского моря береговой сток существенно не влияет на его общий гидрологический режим, а лишь обусловливает некоторые гидрологические особенности прибрежных участков в летнее время. Высокие широты, свободное сообщение с Центральным Арктическим бассейном, большая ледовитость и малый речной сток определяют главные черты гидрологических условий Восточно-Сибирского моря.

Температура воды и солёность

Типы вертикального распределения температуры (1), солености (2) и плотности (3) воды в арктических морях

Вследствие мелководности и отсутствия глубоких желобов, выходящих за северные пределы Восточно-Сибирского моря, подавляющую часть его пространств от поверхности до дна занимают поверхностные арктические воды. Лишь в сравнительно ограниченных приустьевых районах распространена своеобразная вода, образованная в результате смешения речной и морской вод. Она характеризуется повышенной температурой и низкой соленостью.

Читайте также:
Работа в Ирландии для русских и средняя зарплата в стране в 2022 году

Температура воды на поверхности во все сезоны в общем понижается с юга на север. Зимой она близка к точке замерзания и вблизи устьев рек равна –0,2— 0,6°, а у северных границ моря –1,7— 1,8°. Летом распределение поверхностной температуры обусловлено ледовой обстановкой. Температура воды в заливах и бухтах достигает 7—8°, в открытых, свободных ото льда районах 2—3°, а у кромки льда она близка к 0°.

Изменение температуры воды с глубиной зимой и весной мало заметно. Лишь вблизи устьев крупных рек она понижается до –0,5° в подледных горизонтах и до –1,5° у дна. Летом на свободных ото льдов пространствах температура воды несколько понижается от поверхности до дна в прибрежной зоне на западе моря. В его восточной части поверхностная температура наблюдается в слое 3—5 м, откуда она резко понижается до горизонтов 5—7 м и далее плавно понижается ко дну. В зонах влияния берегового стока однородная температура охватывает слой до 7—10 м, между горизонтами 10—20 м она резко, а далее плавно понижается до дна. Мелководное, слабо прогреваемое Восточно-Сибирское море — одно из самых холодных арктических морей.

Соленость на поверхности в общем увеличивается с юго-запада к северо-востоку. Зимой и весной она равна 4—5‰ вблизи устьев Колымы и Индигирки, достигает величин 24—26‰ у островов Медвежьих, увеличивается до 28—30‰ в центральных районах моря и повышается до 31—32‰ на его северных окраинах. Летом в результате притока речных вод и таяния льдов величины поверхностной солености уменьшаются до 18—22‰ в прибрежной зоне, 20— 22‰ у островов Медвежьих, до 24— 26‰ на севере, у кромки тающих льдов.

Зимой на большей части моря соленость незначительно повышается от поверхности до дна. Лишь в северозападном районе, куда проникают океанские воды с севера, соленость увеличивается от 23‰ в верхнем слое толщиной 10—15 м до 30‰ у дна. Вблизи устьевых участков верхний опресненный слой до горизонтов 10—15 м подстилают более соленые воды. С конца весны и в течение лета на свободных ото льда пространствах образуется опресненный слой толщиной 20—25 м, под которым соленость увеличивается с глубиной. Следовательно, в мелководных районах (до глубин 10—20 и даже до 25 м) распреснение охватывает всю толщу вод. В более глубоких районах на севере и на востоке моря на горизонтах 5—10 м, а местами 10—15 м соленость резко увеличивается, а далее плавно и немного повышается до дна.

В осенне-зимний сезон плотность воды выше, чем весной и летом. Плотность больше на севере и на востоке, чем на западе моря, куда проникают опресненные воды из моря Лаптевых. Однако эти различия невелики. Обычно плотность увеличивается с глубиной. Ее распределение по вертикали сходно с ходом солености.

Различная степень переслоенности вод создает неодинаковые условия для развития перемешивания в разных районах Восточно-Сибирского моря. На относительно слабо стратифицированных и свободных ото льдов пространствах сильные ветры летом перемешивают воду до горизонтов 20—25 м. Следовательно, в районах, ограниченных глубиной 25 м, ветровое перемешивание распространяется до дна. В местах резкого расслоения вод по плотности ветровое перемешивание проникает лишь до горизонтов 10—15 м, где его ограничивают значительные вертикальные градиенты плотности.

Осенне-зимняя конвекция в Восточно-Сибирском море на глубинах 40—50 м, которые занимают более 70% всей его площади, проникает до дна. К концу холодного сезона зимняя вертикальная циркуляция распространяется до горизонтов 70—80 м, где ее ограничивает большая вертикальная устойчивость вод.

Рельеф дна

Подводный рельеф шельфа, образующего ложе моря, в общих чертах представляет собой равнину, очень слабо наклоненную с юго-запада на северо-восток. Дно моря не имеет заметных впадин и возвышенностей. Преобладают глубины до 20—25 м. К северо-востоку от устьев Индигирки и Колымы на морском дне отмечены неглубокие желоба. Предполагают, что это следы древних речных долин, залитых морем. Область малых глубин в западной части моря образует Новосибирскую отмель. Наибольшие глубины сосредоточены в северо-восточной части моря. Заметное увеличение глубин происходит в горизонте от 100 до 200 м.

Рельеф дна и течения Восточно-Сибирского моря

Течения

Постоянные течения на поверхности Восточно-Сибирского моря образуют слабо выраженную циклоническую циркуляцию. Вдоль материкового побережья прослеживается устойчивый перенос вод с запада на восток. У м. Биллинга часть вод направляется на север и северо-запад и выносится к северным окраинам моря, где включается в потоки, идущие к западу. При разных синоптических ситуациях изменяется и движение вод. Часть вод из Восточно-Сибирского моря через пролив Лонга выносится в Чукотское море. Постоянные течения часто нарушаются ветровыми, которые нередко бывают сильнее постоянных. Влияние приливных течений относительно невелико.

В Восточно-Сибирском море наблюдаются правильные полусуточные приливы. Их вызывает приливная волна, которая входит в море с севера и движется к побережью материка. Фронт ее вытянут с северо-северо-запада на восток-юго-восток от Новосибирских островов к о. Врангеля.

Наиболее отчетливо приливы выражены на севере и северо-западе. По мере движения на юг они ослабевают, так как океанская приливная волна в значительной степени гасится на обширном мелководье. Так, на участке от Индигирки до м. Шелагского приливные колебания уровня почти не заметны. Западнее и восточнее этого района величина прилива тоже мала — 5—7 см. В устье Индигирки конфигурация берегов и рельеф дна способствуют увеличению приливов до 20—25 см. Значительно более развиты на побережье материка изменения уровня, вызванные метеорологическими причинами.

Читайте также:
Дешевые авиабилеты в Филиппины

Годовой ход уровня характеризуется максимально высоким его положением в июне—июле, когда имеет место обильный приток речных вод. Сокращение материкового стока в августе ведет к понижению уровня на 50—70 см. В результате преобладания нагонных ветров осенью, в октябре, происходит подъем уровня.

Зимой уровень понижается и в марте — апреле достигает своего самого низкого положения.

В летний сезон очень ярко выражены сгонно-нагонные явления, при которых колебания уровня часто бывают 60—70 см. В устье Колымы и в проливе Дмитрия Лаптева они достигают максимальных для всего моря величин — 2,5 м.

Быстрая и резкая смена положений уровня — одна из характерных черт прибрежных районов моря.

На свободных ото льда пространствах моря развивается значительное волнение. Оно бывает наиболее сильным при штормовых северо-западных и юго-восточных ветрах, имеющих самые большие разгоны над поверхностью чистой воды. Максимальные высоты волн достигают 5 м, обычно их высота равна 3—4 м. Сильное волнение наблюдается главным образом в конце лета — начале осени (сентябрь), когда кромка льда отступает к северу. Западная часть моря более бурная, чем восточная. Его центральные районы относительно спокойны.

Ледовитость

Восточно-Сибирское море — самое ледовитое из морей Советской Арктики. С октября—ноября по июнь—июль оно полностью покрыто льдом. В это время преобладает принос льдов из Арктического бассейна в море в отличие от других морей Арктики, где превалирует выносной дрейф льда. Характерная особенность льдов Восточно-Сибирского моря — значительное развитие припая зимой. При этом он наиболее широко распространяется в западной, мелководной части моря и занимает узкую прибрежную полосу на востоке моря. На западе моря ширина припая достигает 400—500 км. Здесь он соединяется с припаем моря Лаптевых. В центральных районах его ширина 250—300 км и к востоку от м. Шелагского — 30— 40 км. Граница припая приблизительно совпадает с изобатой 25 км, которая проходит в 50 км к северу от Новосибирских островов, затем поворачивает на юго-восток, приближаясь к побережью материка у м. Шелагского. К концу зимы толщина припая достигает 2 м. С запада на восток толщина припая уменьшается. За припаем располагаются дрейфующие льды. Обычно это однолетний и двулетний лед толщиной 2—3 м. На самом севере моря встречается многолетний арктический лед. Преобладающие зимой ветры южных румбов часто относят дрейфующие льды от северной кромки припая. В результате этого появляются значительные пространства чистой воды и молодых льдов, образующие на западе Новосибирскую и на востоке Заврангелевскую стационарные заприпайные полыньи.

В начале лета после вскрытия и разрушения припая положение кромки льдов определяется действием ветров и течений. Однако льды всегда встречаются к северу от полосы о. Врангеля — Новосибирские острова. В западной части моря на месте обширного припая формируется Новосибирский ледовый массив. Он состоит преимущественно из однолетних льдов и к концу лета обычно разрушается. Подавляющая часть пространства на востоке моря занята отрогом Айонского океанического ледяного массива, который в значительной мере образует тяжелые многолетние льды. Его южная периферия в течение всего года почти примыкает к побережью материка, определяя ледовую обстановку в море.

Хозяйственное значение

Восточно-Сибирское море сходно по природным и биологическим условиям с морем Лаптевых. Относительное богатство жизни наблюдается в прибрежной зоне, в районах впадения крупных рек. Здесь распространены животные, приспособленные к жизни в водах с низкой соленостью. В центральных районах встречаются холоднолюбивые солоноватоводные формы. Лов рыбы имеет чисто местное значение.

Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?

У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.

Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи. И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.

Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.

Поразительно — Россия, омываемая морями и океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы». Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод. Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов 1 , первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» .

Изменилось ли сегодня?

Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад 2 . Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет 3 .

Читайте также:
Визовый центр Хорватии в Новосибирске время работы, адреса и телефоны

Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде» 4 .

Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2022 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.

Перспективы использования Северного морского пути

По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов 5 . Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь. Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль. Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.

Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий. Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена. При этом трудно представить чтобы сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.

Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе. (Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.

Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км. Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал. Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.

Северный морской путь в цифрах и фактах

Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом. В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок. В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.

Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) – Мурманск – Архангельск – Мезень -Нарьян-Мар – Варандей – Амдерма – Сабетта – (Игарка) – Дудинка – Диксон – Хатанга – Тикси – Зеленый мыс – Певек – Мыс Шмидта – Провидения – (Эгвекинот – Анадырь -Петропавловск-Камчатский – Магадан – Корсаков – Ванино – Находка – Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга – аналогично на реке Хатанга).

Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году – беспрепятственно, остальное время – в сопровождении атомных ледоколов.

Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России

Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга

  1. по Северному морскому пути = 14 280 км
  2. через Суэцкий канал = 23 200 км
  3. через мыс Доброй Надежды = 29 400 км

Проблемы эксплуатации Северного морского пути

Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль 6 ) льды покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.

«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2022 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).

Читайте также:
Фото городов Коморских островов (49 фото) в хорошем качестве

Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.

Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах , что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.

Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты , Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую систему.

Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».

Что в итоге?

Очевидно, что развитие Сев.мор.пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.

Скептики не верили и в Олимпиаду («не успеют достроить», «опозоримся», « обязательно рухнет»), но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.

1 «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», «Прибавление о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану.» (1762-1764)

2 Свободная Пресса, 14 августа 2013, Николай Чеховский, «Китай оседлал Севморпуть».

3 Арктический и Антарктический НИИ, Национальный центр данных о снеге и льде США.

5 Твоя Арктика. Выпуск №7. «Для возрождения Северного морского пути России потребуется около 10 лет».

6 В 2014 году период навигации длился с августа по октябрь, а это на месяц дольше, чем в предыдущие периоды. – Сообщает Арктик TV. Arctic TV

Северный морской путь

Севморпуть — это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).

Размеры Северного морского пути

Северный морской путь ограничен западными входами в но­воземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.

Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал – свыше 23 тыс. км).

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Проблема льда

Главное препятствие для прохода судов – лед.

Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) – самое ледовитое море.

Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.

Айонский ледовый массив – это наиболее труднопроходимый участок Севморпути.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.

На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
​Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП .
Современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.

  • Западный сектор Арктики – от г. Мурманска до г. Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
  • Восточный сектор Арктики – от г. Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.

В 2012 г. В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».

Альтернатива СМП – транспортные пути, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы.
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП – только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.

Читайте также:
Путешествие в Японию самостоятельно — путеводитель - 2022

Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.

Транзит
Основной объем грузопотока по СМП сформирован не за счет транзита.
Объем транзитных перевозок:

  • в 2014 г. составил 274,3 тыс т/год,
  • в 2015 г. – 39,6 тыс т/год,
  • в 2016 г. – 214,5 тыс т/год,
  • в 2017 г. – 194,4 тыс т/год,
  • в 2018 г. утверждается, что транзит составил 5% от 19,7 млн т/год общего объема перевозок.

Западные компании пока отказываются использовать СМП:

  • в октябре 2019 г. Nike, Asos, Bestseller, Columbia, Gap, H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., океанские судоходные компании CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company отказались от использования арктических водных маршрутов;
  • в январе 2022 г. Ralph Lauren Corporation, Kuehne + Nagel, PUMA, International Direct Packaging, Allbirds, Aritzia, Hudson Shipping Lines, Bureo присоединились к бойкоту арктической доставки.

Тем не менее, факт налицо:
Для перехода из Европы в Китай по СМП нужно 25 дней и около 600 т судового топлива, а при использовании Суэцкого канала – 35 дней и около 900 т топлива.
Экономия – около 1 млн долл США/рейс.
Китай уже, фактически, принял решение об использовании СМП, и планирует к 2025 г. перевозить там около 20 % внешнеторговых грузов.
Но с оговорочками:

  • у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
  • Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
  • Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.

Впрочем, преимущество РФ есть:

  • атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
  • необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
  • необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.

Понимая это, китайцы на самом деле хотят создать с РФ совместную компанию по Северному морскому пути.
Европа хочет создать Международную компанию по СМП.
Для властей РФ это невыгодно, потому что будут включены и внутренние перевозки (северный завоз и тд).

Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую Северный морской путь, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.

База знаний

Восточно-Китайское море

Территория

Восточно-Китайское море расположено между берегом Китая на западе, о. Кюсю и островами Рюкю (Нансей) на востоке и о. Тайвань на юге. На севере оно граничит с Японским морем по северной окраине Корейского пролива и с Желтым морем по линии от юго-западной оконечности п-ова Корея до о. Чеджудо и далее — к материку; на юге — с Южно-Китайским морем по северной окраине Тайваньского пролива.

Площадь моря — 836 тыс. км 2 , объем — 258 тыс. км 3 , средняя глубина — 309 м, наибольшая глубина — 2719 м.

Климат

Восточно-Китайское море расположено в муссонной области субтропической зоны. Муссонная циркуляция — основной фактор формирования его климата. В холодное полугодие, с сентября по апрель, над морем господствует северо-западный муссон, принимающий в южной части моря северо-восточное направление. Зимний муссон очень устойчив и может дуть до 10—12 суток подряд со значительной скоростью. Он несет из глубины Азиатского материка сухой и холодный континентальный воздух умеренных широт. Над морем воздух нагревается и увлажняется, преобладает теплая, пасмурная погода с осадками.

С мая по август дует слабый и неустойчивый юго-восточный муссон, приносящий с океана теплый и влажный морской тропический воздух. Устанавливается жаркая погода с большим количеством осадков.

В течение всего года возможны тропические циклоны (тайфуны), чаще всего проходящие с мая по октябрь 3—4 раза в году. Тайфуны зарождаются в Тихом океане, к востоку и юго-востоку от Филиппинских островов, и движутся на запад к берегам Азии, но большинство их, не дойдя до берега, резко поворачивает на северо-восток и проходит над акваторией Восточно-Китайского моря с юга на север. Их скорость — от 120 до 450 км в сутки, время существования — от 3—5 до 20 суток.

В северной части моря наблюдаются значительные сезонные изменения температуры воздуха и атмосферных осадков, в центральной и южной его частях годовой ход температуры и осадков сглажен.

Средняя месячная температура воздуха в январе — феврале изменяется от 4—5° на северо-западе до 15—20° на юго-востоке (минимальная — соответственно от — 6—9 до 4—6°). В июле — августе на всей акватории моря температура воздуха примерно одинаковая — 25—29° (максимальная — до 33—39°).

Среднее годовое количество атмосферных осадков над морем различно: от 1000—1500 мм на западе до 2200— 3000 мм на востоке, причем большая часть их выпадает с апреля по сентябрь.

Циркуляция вод и течения

В соответствии с муссонным характером ветров зимой в море преобладает северо-восточное волнение, а летом — юго-западное и юго-восточное. В глубоководной части моря волны в основном имеют высоту до 2 м, повторяемость волнения от 3 до 6 м — 6—13%, а превышающего 6 м — не более 2%.

Читайте также:
Берлинская стена - символ "холодной войны" и раскола Европы

Приливы на побережье Китая имеют полусуточный характер, а на островах Рюкю приливы неправильные полусуточные. Наибольшая высота прилива на Китайском побережье — 3,7—7,5 м, на островах Рюкю и южном берегу о. Кюсю — 2,5—2,7 м. Приливные течения наибольшего развития достигают в прибрежных районах моря, в узких проливах островной гряды Рюкю и глубоко вдающихся в сушу заливах. Скорости приливных течений в некоторых проливах достигают 150 см/с и более, а в узкостях могут доходить даже до 200— 300 см/с.

Колебания уровня обусловливаются приливами, в меньшей степени сгонно-нагонными явлениями и сейшами. Сейшевые колебания уровня возбуждаются при прохождении циклонов, высота их до 1 м.

Общая циркуляция вод Восточно-Китайского моря формируется под влиянием свободного водообмена с Тихим океаном, Японским и Желтым морями.

Кроме того, на циркуляцию большое влияние оказывают муссонные ветры, материковый сток и приливные течения.

Основные течения Восточно-Китайского моря представлены двумя главными потоками: теплым — Куросио и холодным — Желтоморским.

Куросио отходит от Северного пассатного течения на север и входит в Восточно-Китайское море из Тихого океана между островами Тайвань и Сакисима и вдоль материкового склона направляется на северо-восток. При подходе к о. Кюсю большая часть вод Куросио через северные проливы гряды Рюкю и пролив Осуми выходит в Тихий океан, а небольшая часть через Корейский пролив проходит в Японское море, давая начало Цусимскому течению. Другая ветвь основного течения к югу от о. Чеджудо поворачивает на северо-запад, в Желтое море. В западной части Восточно-Китайского моря поток вод из Желтого моря проходит вдоль берегов Китая на юг, постепенно отклоняясь к востоку. Эти течения создают циклонический круговорот вод в Восточно-Китайском море.

В Куросио сильно развиты вихревые процессы. Справа от течения формируются антициклонические вихри, в которых преобладает опускание вод, а слева — циклонические, в которых происходит подъем вод. Однако ось Куросио хорошо заметна и сохраняет непрерывность.

Стрежень течения выделяется по максимуму скорости, могущему превышать 150 см/с, а по обе стороны от Куросио скорости значительно меньше. По направлению к проливам Токара и Осуми происходит ослабление течения в результате отделения от него Цусимской ветви и увеличения ширины Куросио при выходе его через проливы в Тихий океан.

Заметное влияние на Куросио оказывают муссоны. Летом область Куросио расширяется, а скорости и устойчивость потока возрастают. При зимнем муссоне область течения суживается, оно смещается на восток, замедляется его скорость и уменьшается устойчивость. Максимум скорости наблюдается в подповерхностном слое, так как ветер уменьшает скорость течения на поверхности моря.

Средняя скорость Куросио восточнее Тайваня — от 20 до 100 см/с, а местами в июне — августе достигает 120—150 см/с. В районе островов Рюкю скорость течения в среднем изменяется от 20 до 75 см/с, а к западу от этих островов на оси течения — 75—100 см/с. В проливах средняя скорость в отдельные месяцы доходит до 120—150 см/с.

Желтоморское течение, идущее вдоль берегов Китая на юг, представляет собой стоковый поток, обусловленный повышением уровня, вызываемым материковым стоком и поступлением вод одной из ветвей Куросио. Желтоморское течение испытывает значительные сезонные изменения, связанные со сменой направления муссонов и колебаниями стока рек. Зимний муссон расширяет зону течения, отодвигает его границу на восток и увеличивает скорость. Но даже при наибольшем развитии Желтоморское течение не распространяется южнее 30° с.ш.

Юго-восточные ветры летнего муссона способствуют заметному ослаблению Желтоморского течения (несмотря на увеличение в этот сезон речного стока) и прижимают его к побережью Китая, создавая нагон вод.

Зимой скорости Желтоморского течения доходят до 50 см/с, причем самые высокие отмечаются вдоль побережья.

По мере продвижения потока к югу скорости уменьшаются и около 30° с.ш. не превышают 25 см/с. Летом скорость Желтоморского течения незначительная — менее 25 см/с.

В зоне смешения желтоморских вод с водами Куросио, в центральной части моря, наблюдаются наименьшие скорости течений. Кроме того, граница между Куросио и Желтоморским течением резко выделяется по цвету: вода Куросио — темно-голубая, вода прибрежного течения — зеленая.

В Восточно-Китайском море наблюдается несколько районов подъема вод (кроме упомянутых в циклонических вихрях). Наиболее стационарный и большой по протяженности — район подъема вод над материковым склоном, три других связаны с дивергенцией Куросио. В районах подъема вод отмечается повышенное количество биогенных веществ и увеличение биомассы планктона. К этим районам в море приурочен активный рыбный промысел.

Температура воды и соленость

Температура воды на поверхности моря зимой повышается от 7—8° в северо-западной части до 16—20° в юго-восточной. Летом температура на поверхности равна 26—29°. Самые низкие значения температуры отмечаются в феврале, самые высокие — в августе.

Соленость в поверхностном слое воды возрастает с северо-запада на юго-восток зимой от 32 до 34,8‰, а летом — от 30 до 34‰. Вблизи устьев рек соленость существенно понижается (до 5—10‰.

Большие горизонтальные градиенты температуры и солености создаются (особенно летом) в зоне контакта теплых соленых вод Куросио с более холодными (на 6—10°) и пресными водами прибрежного Желтоморского течения.

В Восточно-Китайском море наблюдаются две структуры водных масс — мелководная и глубоководная субтропическая.

В глубоководной части моря выделяются три водные массы: поверхностная — в слое от 0 до 100—170 м, подповерхностная повышенной солености — в слое от 100—170 до 250—400 м и промежуточная пониженной солености — от 400—450 м до горизонта 1000 м и более.

Читайте также:
Отдых в Тринкомале в 2022, Шри-Ланка - цены, пляжи, развлечения и достопримечательности

Поверхностная водная масса Куросио имеет высокую температуру: летом около 28—29°, зимой —21° и соленость 34,1 и 34,8‰ соответственно. Понижение солености летом объясняется большим количеством выпадающих в этот сезон осадков. У нижней границы поверхностной водной массы температура летом понижается до 21—24°, зимой же остается равной 20—21°. Соленость с глубиной летом повышается до 34,5— 34,8‰, а зимой равна 34,8—34,9‰. В результате зональной трансформации температура воды на поверхности понижается с юга на север от 29 до 26° летом и от 22 до 17° зимой; соленость изменяется соответственно от 34,5 до 33‰ летом и от 34,8 до 34,5‰ зимой.

В подповерхностной водной массе температура понижается от 20—24° на верхней границе до 15° на нижней границе. Соленость отличается повышенными значениями и в слое 200—250 м (где она достигает максимума) в течение всего года равна 34,8—35‰. На горизонтах 400—450 м соленость понижается до 34,6—34,7‰.

Температура в промежуточной водной массе, в слое от 400—450 до 1000 м, уменьшается от 15 до 4°. Соленость понижается от 34,6—34,7‰ на горизонтах 400—450 м до 34,3—34,4‰ в слое 600—700 м, где она минимальная, но к горизонту 1000 м вновь немного возрастает (до 34,5—34,6‰).

Горизонтальное распределение водных масс в Восточно-Китайском море лучше всего характеризуется градиентами солености, отражающими динамику вод моря. По этим признакам выделяются три водные массы: Куросио, желтоморская и водная масса шельфа. Первая из них формируется в тропических широтах западной части Тихого океана, вторая — в Желтом море. Водная масса шельфа образуется в результате смешения и трансформации вод Куросио и желтоморских.

Водная масса шельфа характеризуется равномерным повышением температуры и солености в направлении с северо-запада на юго-восток. Зимой температура возрастает от 10 до 20°, соленость — от 33,5 до 34‰. Изменение океанологических характеристик с глубиной весьма незначительно: температура у дна понижается на 0,5—1°, соленость повышается на 0,1—0,2‰.

Желтоморская водная масса отличается наиболее низкой температурой и соленостью и повышенным содержанием кислорода. В мелководных районах воды однородны от поверхности до дна. Температура водной массы летом равна 26—27°, зимой 8—9°. Соленость зимой составляет 32—33‰. Летом минимальная соленость (26‰) отмечается вблизи устья Янцзы и повышается до 31‰ у о. Чеджудо.

Пространственное распределение водных масс заметно изменяется в течение года. Зимой и весной, когда ветры в основном дуют с северо-запада и севера, гидрологические фронты сдвинуты к юго-востоку и востоку. Летом и осенью основное направление ветра — с юга и юго-востока, и все фронты смещаются к западу. В общем сезонные смещения фронта между водными массами Куросио и шельфа достигают 180—220 км (в юго-западной части моря — более 300 км), а фронта между желтоморской водной массой и водной массой шельфа — до 100—130 км. В южной части моря летом воды Куросио почти вплотную подходят к желтоморским водам.

Восточно-Китайское море – East China Sea

Восточно – Китайское море является подразделением западной части Тихого океана , расположенное непосредственно от берега Восточного Китая (отсюда и название), занимающее площадь около 1249000 квадратных километров (482,000 квадратных миль). Его северная расширение между материковым Китаем и Корейским полуостровом является Желтым морем , разделенное воображаемой линией между восточной оконечностью Qidong на реку Янцзы лимане и юго – западной оконечностью Южной Кореи «s Чеджу .

Восточно-Китайское море ограничено на востоке и юго-востоке средней частью первой цепи островов у восточного континентального материка Евразии , включая японский остров Кюсю и острова Рюкю , а на юге – остров Тайвань . Он соединяется с Японским морем на северо-востоке через Корейский пролив , с Южно-Китайским морем на юго-западе через Тайваньский пролив и с Филиппинским морем на юго-востоке через промежутки между различными островами Рюкю (например, проливом Токара и проливом Мияко ).

Большая часть Восточно-Китайского моря неглубокая, почти три четверти его имеют глубину менее 200 метров (660 футов), его средняя глубина составляет 350 метров (1150 футов), в то время как максимальная глубина, достигнутая в Окинавском желобе , составляет 2716 метров (8911 футов).

Восточно-Китайское море разделяют Китайская Народная Республика , Япония и Южная Корея , три основные страны Восточной Азии , чьи дипломатические и экономические связи являются одними из самых важных международных отношений в мире.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 География
    • 1.1 Объем
    • 1.2 Реки
    • 1.3 Острова и рифы
  • 2 Номенклатура
  • 3 История
    • 3.1 Китобойный промысел
    • 3.2 Споры в ИЭЗ
    • 3.3 ВМС Китайской Народной Республики (КНР)
  • 4 Восточно-Китайское море в астрономии
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки

География

Восточно-Китайское море является частью Тихого океана и занимает площадь примерно 1 249 000 квадратных километров (482 000 квадратных миль). Он ограничен на востоке островами Кюсю и Рюкю в Японии , на юге – с Южно-Китайским морем , а на западе – с азиатским континентом. Он соединяется с Японским морем через Корейский пролив ; он открывается на севере к Желтому морю .

Страны, граничащие с морем (по часовой стрелке с севера), включают: Южную Корею , Японию , Тайвань и Китайскую Народную Республику .

Степень

Международная гидрографическая организация определяет пределы «Восточного Китайского моря (Tung Hai)» следующим образом :

На юге. Северная граница Южно-Китайского моря [от Фуки Каку, северной точки Формозы до Кюшан-Тао (остров Поворот ), до южной точки Хайтан-Тао (25 ° 25 ‘северной широты) и оттуда в западном направлении по параллели 25 ° 24’ К северу от побережья Фуцзян ], оттуда от Сантьо, северо-восточная точка Формозы, до западной точки острова Йонакуни и оттуда до Хадерума Сима (24 ° 03 ′ северной широты, 123 ° 47 ′ восточной долготы). На востоке. От Хадерума Сима линия, включающая Мияко Ретто к восточной точке Мияко Сима и оттуда к Окинан Каку, южной оконечности Окинавы Сима через этот остров до Ада-Ко Сима (остров Сидмут) до восточной точки Кикай Сима (28 ° 20 ‘северной широты через Танегра-Сима (30 ° 30’ северной широты) до ее северной точки и далее до Хи-Саки (31 ° 17 ‘северной широты) в Кюсю . На Севере. От Nomo Саки (32 ° 35′ с.ш.) в Кюсю в Южной точке Hukae Сима ( Goto Retto ) и на основе этого острова в Осе Саки (мыс Goto) и Хунань Кан, точки южнее Saisyu To (Квельпарт), через этот остров до его западной оконечности и оттуда по параллели 33 ° 17 ‘северной широты к материку. На Западе. Материковая часть Китая .

Читайте также:
Где находится Улица Красных Фонарей. Местоположение улицы Красных Фонарей на карте Амстердама и описание

Река Янцзы (Чанг Цзян) – крупнейшая река, впадающая в Восточно-Китайское море.

Острова и рифы

  • Острова Сэнкаку (японские) или острова Дяоюйдао (китайские). Спорный.
  • Остров Тонг

В северной части Восточно-Китайского моря находится группа затопленных рифов . Это включает:

  • Скала Сокотра , также называемая Скалой Суян или Иеодо, является предметом спора по ИЭЗ между Китайской Народной Республикой и Южной Кореей.
  • Скала Хупицзяо ( 虎皮 礁 )
  • Скала Яцзяо ( 鴨 礁 )

Номенклатура

Море называется Восточно -Китайского моря на китайском ( 東海 ; DONG Hǎi ), и является одним из четырех морей в китайской литературе . Есть еще три моря, по одному для каждого из четырех сторон света.

До Второй мировой войны море называлось 東 支那 海 ( Хигаси Шина Кай ; «Восточное море Шина ») на японском языке. В 2004 году официальные документы МИД Японии и других ведомств перешли на название 東 シ ナ 海 (произносится так же), которое стало общепринятым в Японии.

В Индонезии море принято называть Laut Cina Timur (Восточно-Китайское море). Это имя официально использовалось правительством Индонезии до 2014 года, когда Индонезия изменила использование слова Cina на Tiongkok ; с тех пор имя Лаут Тионгкок Тимур стало общепринятым в Индонезии. Несмотря на это, многие индонезийские СМИ и публикации продолжают использовать прежнее название моря.

История

Китобойный промысел

Американские китобойные суда курсировали в море за китами в период с 1849 по 1892 год.

ИЭЗ споры

Спор между КНР и Японией касается различного применения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS), которую обе страны ратифицировали. Китай и Япония претендуют на права ИЭЗ на 200 морских миль, но ширина Восточно-Китайского моря составляет всего 360 морских миль. Китай предложил применить ЮНКЛОС, учитывая естественное продление своего континентального шельфа, выступая за то, чтобы ИЭЗ простиралась до Окинавского прогиба . Его министерство иностранных дел заявило, что «естественное продолжение континентального шельфа Китая в Восточно-Китайском море простирается до Окинавского прогиба и дальше 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Китая», что применимо к соответствующим положениям UNCLOS, которые поддерживают право Китая на естественный шельф. В 2012 году Китай представил в ООН представление в соответствии с ЮНКЛОС относительно внешних границ континентального шельфа. Однако Япония заявляет, что около 40 000 квадратных километров этой территории является своей собственной ИЭЗ, поскольку она находится в пределах 200 морских миль (370 км) от ее побережья, и, таким образом, предложила разделение ИЭЗ на Срединную линию.

В 1995 году Китайская Народная Республика (КНР) обнаружила подводное месторождение природного газа в Восточно-Китайском море, а именно газовое месторождение Чуньсяо , которое находится в китайской ИЭЗ, в то время как Япония считает, что оно связано с другими возможными запасами за пределами срединной линии. Япония возражает против разработки КНР ресурсов природного газа в Восточно-Китайском море недалеко от области, на которую, по утверждениям двух стран, накладывается исключительная экономическая зона (ИЭЗ). Конкретным спорным событием является бурение КНР на газовом месторождении Chunxiao , которое расположено в бесспорных районах на китайской стороне, в трех или четырех милях (6 км) к западу от срединной линии, предложенной Японией. Япония утверждает, что, хотя буровые установки газового месторождения Chunxiao находятся на стороне КНР от средней линии, которую Токио считает морской границей двух сторон, они могут выходить на месторождение, которое простирается под землей в спорную территорию. Поэтому Япония стремится получить долю в ресурсах природного газа. По оценкам , газовые месторождения в районе Сиху Саг в Восточно-Китайском море ( Кансюэ , Баоянтинг , Чуньсяо , Дуаньцяо , Уюнтинг и Тяньвайтянь ) содержат доказанные запасы в 364 млрд куб. Футов природного газа . Коммерческие операции начались в 2006 году. В июне 2008 года обе стороны договорились о совместной разработке газовых месторождений Чуньсяо, но так и не смогли договориться о том, как выполнить план.

Раунды споров о владении островами в Восточно-Китайском море вызвали как официальные, так и гражданские протесты между Китаем и Японией.

Спор между КНР и Южной Кореей касается скалы Сокотра , затопленного рифа, на котором Южная Корея построила океаническую исследовательскую станцию ​​Иеодо . Хотя ни одна из стран не претендует на скалу как на территорию, КНР возражает против деятельности Кореи в этой стране как нарушения ее прав на ИЭЗ.

ВМС Китайской Народной Республики (КНР)

В сфере военно-морских операций вдоль побережья (в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях) Китай сегодня имеет больше военно-морских судов, чем ВМС США. Президенты США Барак Обама и Дональд Трамп отдали приоритет военно-морским операциям США под командованием Индо-Тихоокеанского региона , чтобы расширить сферу своего влияния в Тихом океане, противостоять растущей мощи Китая и быть готовыми к любым непредвиденным вызовам в регионе. будущее.

Восточно-Китайское море в астрономии

Возможно, Восточно-Китайское море ( по- китайски Дунхай ) изображено звездой Эта Серпентис в астеризме Левая стена , ограда Небесного рынка (см. Китайское созвездие ).

Читайте также:
Как добраться из аэропорта Cабиха в Cтамбул

Восточно-Китайское море

На картах стран, окружающих Восточно-Китайское море, оно называется по-разному, в зависимости от положения относительно этих стран. Например, по-китайски оно называется «Дунхай», или «Восточное море», а по-корейски — «Намхэ», или «Южное море». До Второй мировой войны японцы называли его Восточно-Китайским, но начиная с 2004 г. в официальных документах МИД Японии оно именуется «Море восточной стороны». Это стало следствием до сих пор не решенных территориальных споров из-за островов Восточно-Китайского моря.
Море считается сложным для судоходства. Несмотря на то что китайцы, японцы и корейцы тысячелетиями изучали характер моря, оно постоянно преподносит неприятные сюрпризы. Переменчивый климат здешних мест объясняется контактом теплого течения Куросио и холодных масс воздуха. На отмелях и вблизи островов находятся скопления опасных скал и рифов, которые появляются и исчезают после очередного землетрясения, уходя под воду. Сверху их различить невозможно, потому что вода в районах, о которых идет речь, мутная — из-за значительного количества ила и песка, который выносит в море китайская река Янцзы: самая длинная и многоводная в Евразии и третья в мире по показателю полно-водности, образующая при впадении в Восточно-Китайское море гигантскую дельту площадью около 80 тыс. км 2 . Пресная вода Янцзы в значительной степени снижает соленость Восточно-Китайского моря.
Частые подводные землетрясения внезапно изменяют рельеф дна океана и вызывают так называемые моретрясения, когда одновременно образуются поперечные и продольные волны, сокрушающие все на своем пути. Здесь часты цунами — продольные волны, обрушивающиеся на сушу. Как правило, здешние цунами представляют собой серию из волн от трех до девяти, распространяющихся со скоростью 100-300 км/ч от эпицентра землетрясения, с интервалом 10-30 мин. Длина волн достигает 30-100 км, а их высота 3-5 м.
Япония, КНР и Китайская Республика (Тайвань) спорят из-за островов Сенкаку (Дяоюйтай), а Южная Корея и КНР — из-за острова Сокотра. Корейцы называют его Иодо и относятся к нему с суеверием. Местные рыбаки утверждают, что Иодо — место обитания морских ведьм, и сторонятся его. На самом деле это даже и не остров, а подводная скала, вершину которой от поверхности моря отделяют всего несколько метров. Она показывается из воды только в лютый шторм. Сейчас на скале установлена южнокорейская сейсмо-метеорологическая станция.
Ни одна из стран не желает идти на уступки в территориальных спорах, что объясняется главным образом наличием в приостровном шельфе громадных запасов нефти и газа. Попытки вести их совместную разработку зашли в тупик из-за непримиримых противоречий между сторонами.
Несмотря на то что система маяков и навигационного предупреждения в этих водах оставляет желать лучшего, судоходство здесь очень интенсивное. По Восточно-Китайскому морю идут морские пути из Жёлтого и Японского морей на юг, здесь же находятся крупнейшие порты мира: Шанхай, Нинбо, Вэньчжоу (Китай), Нагасаки (Япония), Цзилун (Тайбэй, Китайская Республика).
Кроме минеральных ресурсов, Восточно-Китайское море довольно богато и ресурсами биологическими. В промышленных масштабах здесь ловят сельдь, сардину, камбалу, скумбрию. Ведется также лов краба, омаров, сбор трепанга и морских водорослей. Из морской воды добывается соль.
Однако экологическая обстановка в Восточно-Китайском море стремительно ухудшается. Массированное истребление биоресурсов и беспрестанное загрязнение моря промышленными отходами привели к тому, что 81% поверхности Восточно-Китайского моря относится к 4-й степени загрязнения (по пятибалльной шкале). Неуклонно снижается добыча всех видов морских ресурсов и сокращается число рыбаков.

Общая информация

Местонахождение: между Жёлтым морем, побережьем Китая, остров Тайвань и островами Рюкю и Кюсю (Япония).
Острова: Сенкаку (Дяоюйтай) (спорн. Япония, КНР, Китайская Республика, Чжоушань (КНР), о. Сокотра (спорн. Южная Корея – КНР).
Языки: китайский, японский.
Денежные единицы: китайский юань, японская йена, новый тайваньский доллар.
Крупнейшая река, впадающая в море: Янцзы.
Крупнейшие города: Китайская Народная Республика — Шанхай, Ханчжоу, Нинбо; Китайская Республика — Цзилун (о. Тайвань); Япония — Нагасаки (о. Кюсю).

Цифры

Площадь: 1249 тыс. км 2 .
Максимальная глубина: 2716 м.
Средняя глубина: 309 м (75% площади — не глубже 200 м).
Суммарный объем воды в море: 263 тыс. км 3 .
Приливы полусуточные, правильные и неправильные. Высота прилива у берегов Китая до 11 м, у островов Рюкю — 1,2-1,9 м.

Экономика

Полезные ископаемые: нефть и природный газ.
Промышленность: нефтехимическая, судостроительная. Интенсивное морское судоходство.
Рыболовство: тунец, сельдь, сардины. Ловля креветок, омаров, крабов, трепангов.

Добыча водорослей, выращивание жемчуга, разведение устриц, выпаривание соли.

Климат и погода

Муссонный.
Средняя температура воздуха: зимой +5-+15ºС, летом +26ºС.
Среднегодовое количество осадков: 1150-2250 мм.
Средняя температура воды: зимой +7-+16ºС, летом +27-+28ºC.
Соленость морской воды: 34,5%о, около устья рек до 5-10%о.
Разрушительные тайфуны с мая по октябрь (3-4 в год).
Относительная влажность воздуха: 70-80%.

Достопримечательности

■ О. Чжоушань (КНР);
■ Священная гора на о. Путошань;
■ Окенариумы: «Тюрауми» (о. Окинава, Япония), Шанхайский океанариум (КНР);
■ Замки Рюкю (о-ва Рюкю, Япония);
■ Старая набережная (Нинбо, КНР);
■ Приморский парк Янляо (Китайская Республика);
■ Музей атомной бомбы (Нагасаки, Япония);
■ Статуя богини Гуаньинь (Цзилун, Китайская Республика);
■ Город-призрак (о. Хасима, Япония).

Любопытные факты

■ Остров Хасима (Хашима) находится в Восточно-Китайском море, примерно в 15 км от города Нагасаки (Япония). Имеет прозвище Гункандзима, что означает «крейсер»: из-за береговых сооружений и труб остров с моря напоминает военный корабль. Размеры острова: 160 х 480 м.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: