Хиппи, йиппи и яппи
Три ключевых термина, обозначающих направления и целые поколения в молодежной субкультуре США второй половины ХХ века, пишутся почти одинаково, но значат совершенно разные вещи: hippies (хиппи), yuppies (яппи) и yippie (йиппи).
Яппи – зажиточные жители американских пригородом, молодые юристы, врачи, бизнесмены и менеджеры. Йиппи – бунтующая часть американской молодежи достатка ниже среднего и просто низкого.
Первые все усилия прикладывают к добыванию денег и обогащению, вторые демонстративно отказываются от них и угрожают разрушить мир богатства и насилия.
Между ними расположены хиппи (hippies) – мирные , ведущие тихий и безобидный, в большинстве своем, образ жизни, несовместимый как с буржуазной пресыщенностью яппи, так и с насилием и радикализмом йиппи.
При этом йиппи считаются лево-радикальным крылом массового молодежного движения 1960-х, известных как хиппи. Хиппи появились в конце 1950-х – начале 1960-х годов, их боевой авангард йиппи – в 1968 г., а социальный антипод тех и других, яппи, возникли только в 1980-е годы.
В такой последовательности они возникали как социальные явления. но последовательность терминов была несколько иной. Джерри Рубин и Эбби Хоффман придумали акроним для своей партии в конце 1967 г., вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход слово в 1966 г.
Хиппи начали с того, что отрицали буржуазную мораль, состарившись, они превратились в респектабельных бизнесменов, но уже старшего поколения.
Появившиеся позже них яппи, которые возвели в культ благополучие и буржуазные ценности, представляют собой скорее не детей, а младших братьев хиппи. Настоящие дети хиппи – разочарованное и циничное Generation X.
Таким образом, историческая спираль молодежной субкультуры в США, совершив крутой вираж в начале 1960-х в сторону отрицания массовой (буржуазной) культуры послевоенной американской молодежи, в конце 1960-х и начале 1970-х развернулась еще раз – теперь уже в сторону радикального вызова всей американской культуре (движение йиппи), и, наконец, повернула в противоположную сторону после появления городских яппи – на американский манер.
Произошло то, что описывал в своей время Гегель, а именно отрицание отрицания. Культурный переворот хиппи, намерение очистить Америку от , осуществлявшийся хиппи на протяжении 10 лет, с треском провалился.
Яппи – молодые люди (половая принадлежность не имеет значения), как правило, жители крупных городов, с хорошим образованием и стабильным достаточно высоким заработком, занятые высококвалифицированным трудом, служащие в корпоративном бизнесе, амбициозные, следящие за собой и лояльно настроенные политически.
Термин появился в Америке в начале 1980-х на закате движения хиппи и на пике экономического подъема. Возможно, название подогнано специально в контру хиппи: hippies – yuppies.
Такое наименование заставляет вспомнить хиппи и в то же время уверенно заключить: яппи – совсем другие, они – их полная противоположность. Вот так и прогрессирует Америка – от хиппи к яппи.
Таким должен быть весь мир в постиндустриальную эпоху, где почитаются превыше всего информация, знания и талант.
Разумеется, такие люди существовали и раньше, скажем, в 1920-е или 1950-е годы. Были они и среди шестидесятников. Когда Америку заполнили молодежные мятежи и подавляющая часть молодежи увлекалась хиппизмом, наркотиками, ничегонеделанием, сексуальной революцией, атеизмом.
С такой молодежью, будто бы решило старшее поколение, Америке не по пути. Необходима , отвечающая исконным ценностям протестантского общества.
И она была найдена. На щит подняли подтянутого, трудолюбивого, рационально мыслящего и очень привлекательного карьериста. Уже само перечисление новых ценностей показывает, насколько Америка устала от радикалистских увлечений, хаоса и необузданной демократии хиппи.
Страна развернулась на 180 градусов и обрела новый образ молодого поколения. Для романтиков 1960-х годов, поклонников психоделической революции бизнесмен в костюме-тройке и галстуке был олицетворением зла. Теперь он стал воплощением надежды Америки.
Таким образом, социальный тип и социальный образ возникает вовсе не случайно. Он планомерно формируется и создается потому, что отвечает жизненным запросам этого общества.
Возможно, что именно яппии стало первым в истории Америки социальным образом поколения, который выковывался правительством и СМИ, телевидением и рекламой. Ничего подобного раньше не происходило: образ ковбоя середины Х1Х века, джентльмена конца Х1Х века или хиппи середины ХХ века формировались сами собой, возникали стихийно как логическое продолжение изменений в образе жизни целой нации или больших социальных групп.
Прагматичные воспитанные яппи – полная противопо-ложность анархичных “детей цветов”, хотя многие из “новых профессионалов” в юности носили длинные волосы и кури-ли травку. Во всем мире именно яппи со-ставляют костяк сред-него класса.
Яппи зародились в эпоху Рейган и экономического бума начала 1980-х годов как антитеза предшествующему поколению хиппи середины 1960-х.
Сами же хиппи вышли, как известно, из битников, которые появились в 1950-е годы как антитеза послевоенному среднему классу, быстро расширяющемуся обществу потребления и возникшей на их базе массовой культуре.
Совершился полный оборот исторических часов: яппи – это возвращение молодежи назад к среднему классу и отцовским ценностям.
Хиппи, йиппи и яппи – три субкультурных исторических типа американской молодежи – никогда или вряд ли когда составляли подавляющее большинство американцев своей возрастной когорты. Некоторые авторы склонны думать, что они вообще составляли меньшинство своего поколения, хотя и самое яркое, выразительное.
Самыми малочисленными среди них были йиппи. За короткое время их существования наберется несколько сот или тысяч их представителей. Сравнивать между собой по численности хиппи и яппи весьма непросто, поскольку точных статистических данных нет.
Косвенные сведения и приблизительные оценки указывают скорее на их приблизительное равенство. Тимоти Лири, автор одной из первых статей о яппи, предлагает подробнее разобраться с тем, что происходит с самой влиятельной группой человеческих существ на планете – с 76 млн. материалистически ориентированных и высокообразованных американцев в возрасте от 22 до 40 лет.
Такой авторитетный источник, как Newsweek, называет цифру яппи в 1,2 млн. человек, а не менее солидный American Demographics полагает, что яппи не превышали 5% от общей численности поколения baby boomers, т.е. составляли 4,2 млн.
К поколению baby boomers, как известно принадлежали обе социальные группы – яппи и хиппи. Мы знаем также, что повзрослевшие хиппи-бунтари превращались в респектабельных бизнесменов и менеджеров, т.е. плавно перетекали из хиппи в яппи.
К преуспевающей молодежи, а это лишь внешний признак, не связанный с самоидентификацией, относится все возрастающая часть среднего класса в большинстве стран мира, вставших на индустриальный путь развития.
Многие нынешние яппи откровенно признаются в том, что раньше они были самыми натуральными хиппи. . Многие экс-хиппи с ностальгией вспоминают свою юность, хотя и не собираются отказываться от преимуществ нынешнего статуса.
Трудностям и проблемам перехода из одной субкультуры в другую, из хиппи в яппи, посвящен фильм (1983) Лоуренса Касдана, который сам принадлежит к поколению бэби-бумеров, закончил Мичиганский университет в 1970 г. и был дружен со многими лидерами хиппизма.
Название фильма можно перевести как . Крушение некогда великого молодежного движения хиппи и превращение его в свою полную противоположность – субкультуру послушных яппи – действительно можно интерпретировать как смену одной геологической эпохи другой.
Великое оледенение происходило на планете несколько раз – и 200, и 100, и 10 тыс. лет назад. Точно также и субкультурные волны то наступают, то уходят за горизонт, подобно естественным циклам обновления природы.
Другой талантливый режиссер, который как и Л.Касдан поставил множество фильмов о тинейджерах и молодежной субкультуре, профессор Джоель Флейшман поставила телевизионный сериал в начале 1990-х годов.
Ставший хитом фильм посвящен той же самой непростой проблеме выбора, которая стоит перед молодым поколением: предпочесть материалистические ценности и сделать успешную карьеру (путь яппи) или отказать от материальных благ ради спасения души и свободы творчества (путь хиппи).
Теоретическое обоснование новому поколению дал, как это может показаться ни странным, легендарный лидер молодежного поколения хиппи Тимоти Лири в статье датированной 1985 годом – временем взлета цифровых технологий в США (русский перевод размещен на многих сайтах Интернета).
Хиппи – кто это? Дети цветов или бунтари?
Кто такие хиппи?
Хиппи — неформальное движение, появившееся на свет в начале 60-х годов прошлого века в Америке. Его предтечей можно назвать три основных фактора:
– Великая Депрессия;
– Вторая Мировая война;
– война во Вьетнаме.
Ослабленные после экономических проблем в 30-е годы и войны в Европе и Азии в 40-е Соединённые Штаты хотели спокойной и мирной жизни, а самое главное — материальных благ. Пресловутую “американскую мечту” (престижная работа, шикарный дом, дорогая машина, счёт в банке и прочее) никто не отменял, и большинство жителей огромной страны стремились к ней, несмотря на стоявшие на пути препятствия.
Ответной реакцией на “американскую мечту” и стало появление новой субкультуры, получившей название хиппи. Стоило бы уделить немного внимания появлению данного термина. Впервые слово “хиппи” прозвучало в апреле 1964 года в одной из передач американского телевидения. Так ведущий нарёк группу молодых людей с длинными волосами, в синих изрядно поношенных джинсах и цветных футболках, протестовавших против войны во Вьетнаме. Hippie произошло от словосочетания to bie hip, что означает “быть в теме”. Поначалу оно использовалось в несколько оскорбительном смысле, но очень быстро прочно заняло место в мировом лексиконе. И даже сами хиппи с гордостью начали его использовать в общении друг с другом.
В чём заключалась идеология хиппи?
Поначалу, глядя на этих неряшливо одетых и патлатых молодых людей, может создаться впечатление, что хиппи преследуют лишь несколько банальных целей — пропагандировать наркотики и свободную любовь, протестовать против любых войн и тупо тунеядничать, нигде не работая, а промышляя подаяниями и подачками сердобольных земляков.
Но это в корне не так. Да, хиппи ничего не имели против наркотиков, рок-н-ролла, пацифизма, свободных отношений и прочего. Но не это было основной идеологией данной субкультуры. Главное — это был протест, противостояние навязываемых им обществом ценностей и устоев.
Что касается наркотиков и алкоголя, то не все хиппи придерживались того факта, что без них невозможно в полной мере насладиться жизнью. В те времена существовало много коммун, в которых пьянство и наркозависимость были под строгим запретом. Замену им составляли некие оккультные ритуалы, позаимствованные на Востоке, в основном, буддийские. Достичь полной нирваны считалось высшей точкой наслаждения и смыслом самой медитации.
Помимо этого хиппи практически все поголовно были вегетарианцами. Скорее всего, связано это было с озвученными выше двумя основными постулатами движения — пацифизмом и неприятием насилия.
Хиппи предпочитали жить не по отдельности, а объединяться в коммуны, в каждой из которых существовали свои постулаты и взгляды на окружающую действительность, хотя основных критериев придерживались все подобные общины. Глядя на такое сообщество со стороны могло создаться впечатление, что в этом месте царит истинный хаос – взрослые слоняются туда-сюда без дела, дети визжат и носятся вокруг них, кто-то медитирует, кто-то слушает психоделический блюз и т.д. Но во всём этом беспорядке существовала некая гармония и понятный только самим хиппи порядок.
Сексуальная революция.
Секс, наркотики и рок-н-ролл — вот по мнению большинства людей всё, что интересовало хиппи. И слово “секс” не зря здесь стоит на первом месте. Свободная любовь, пропагандируемая хиппарями, была основой раскрепощённости и бунтарства. Ведь простое население, мечтающее о материальных благах, придерживалось строгих и навязанных обществом постулатов, среди которых было и наличие семьи, состоящей из отца, матери и детей. Никаких отношений на стороне, отсутствие любовниц, осуждение измен и тому подобного.
Хиппи же было наплевать на строгие пуританские взгляды. Они жили одной большой дружной семьёй, все дети, которые появлялись у женщин в коммуне, считались общими. Незазорным было спать с разными мужчинами и женщинами, никто не имел права на ревность и скандалы по поводу измен не приветствовались, вплоть до изгнания из общины.
Как узнать хиппи в толпе других неформалов?
В 80-е годы в Союзе частенько молодёжные неформальные объединения (такие как хиппи, панки, металлисты, анархисты и прочие) “тусовались” все вместе, несмотря на различные взгляды и музыкальные предпочтения. Связано это было с агрессией правоохранительных органов и так называемых “гопников”, которым не нравилось, когда кто-то пытается выделиться из однообразной массы людей. В этой разношёрстной толпе молодых бунтарей несведущему человеку сложно было отличить волосатого металлиста от такого же патлатого хиппаря.
Основными “отличительными” знаками хиппи можно назвать:
– длинные распущенные волосы (“хайер”);
– джинсы, обычно старые, потёртые, с заплатками, частенько с бахромой;
– налобные повязки (существует мнение, что хиппи надевали их с одной целью — дабы избежать “взрыва мозга” во время очередной медитации);
– цветные футболки, большинство из которых имело психоделические узоры;
– вплетённые в волосы цветы (не зря хиппи ещё называли “детьми цветов”);
– огромное количество разнообразных фенечек — бусы, браслетики, нашивки, плетения из макраме, бисер и прочее;
– крохотные кошельки для документов, прозванные “ксивниками”;
– вязаные сумочки;
– у хиппи даже был свой собственный знак — птичья лапка в круге, так называемый знак пацифистов.
Хиппи каким-то непостижимым образом удалось объединить в своей “моде” разные культуры — восточную, индейскую (вся эта бахрома, бисер, пёрышки) и американскую (джинсы, футболки, кроссовки).
Хиппи и музыка.
Движение хиппи невозможно вообразить без музыки. Если поначалу это были джаз, рок-н-ролл и ритм-н-блюз, то вскоре, где-то к середине 60-х, появилась психоделия. Хендрикс, Джоплин, Моррисон, Jefferson Airplane, Grateful Dead, Pink Floyd — вот, пожалуй, основные кумиры хиппарей из 60-х. Большинство представителей музыкальной культуры хиппи можно было увидеть на фестивале Вудстоке в 1967 году, на который съехалось около полумиллиона человек со всей Америки.
Также стоит отметить любовь хиппи к рок-опере “Иисус Христос — суперзвезда” и таким картинам, как “Волосы”, “Hippies”, “Забриски пойнт” и др.
В нашей же стране хиппи отдавали предпочтение “Аквариуму”, Ю.Морозову, М.Науменко, “Крематорию” и другим представителям андерграунда конца 70-х начала 80-х годов прошлого века.
Хиппи, бунтари и университеты США
США, 1960-е, длинные волосы, джинсы, украшения, яркие цвета, мир во всем мире – глядя на эти слова, сразу понимаешь, о чем пойдет речь. Хиппи – субкультура, перевернувшая привычный на момент ее возникновения уклад жизни.
Развитие субкультуры хиппи протекало, так называемыми «волнами»: «первая волна» относится к концу 60 – началу 70-х гг., «вторая» – к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, в связи с резким уменьшением числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90-х гг. заявила о себе «третья волна» хиппи.
Зарождение движения хиппи произошло в 1960-х годах в США. Причиной, согласно множеству источников, послужила война во Вьетнаме (1964-1972 гг.) Эта война стала первой в истории Америки, вызвавшей ненависть и неприязнь самих американцев. Не желая войны, люди объединялись и бастовали во имя мира. Так, 22 ноября 1964 года, в передаче одного из нью-йоркских каналов, произошло первое употребление слова «хиппи». Тогда, этим словом была названа группа молодых людей протестующих против вьетнамской войны.
Значение слова «хиппи» происходит от английского «hip» – понимающий или «to be hip» – быть в курсе. Интересно то, что сами хиппи никогда себя так не называли. Им больше нравилось зваться «прекрасные люди» или «дети цветов». Однако средства массовой информации обыграли термин «хиппи» и использовали его повсюду, чтобы описать массы молодых людей, отращивающих длинные волосы, слушающих рок-н-ролл, употребляющих наркотики, практикующих свободную любовь, съезжающихся на различные фестивали и концерты, устраивающих демонстрации и отвергающих массовую культуру начала 60-х.
Убеждения хиппи:
Самым важным для хиппи было – следовать принципу ахимса. Иными словами пацифизм: ненасилие, отказ от войны и миролюбие. Хиппи не признавали социальных устоев, а создавали свои альтернативные системы жизни, отрицая какую-либо иерархию. Для проведения революций, согласно их учению, не нужна война, достаточно использовать творчество. И так не только с войной: карьере они предпочитали самоусовершенствование, материальным ценностям – духовные, общепринятым порядкам и нормам – свободу слова и самовыражения. За всем этим последовало появление 7 истин субкультуры:
- человек должен быть свободным;
- достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
- поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
- красота и свобода тождественны друг другу и реализация того и другого — чисто духовная проблема;
- все, кто разделяет сказанное выше, образуют духовную общину;
- духовная община — идеальная форма общежития;
- все, думающие иначе, заблуждаются.
Символика хиппи:
Хиппи – это такая культура, приверженцы которой сразу же узнаются по внешнему виду и поведению. К атрибутам хиппи относится множество вещей. Во-первых, это микроавтобус, который хиппи разрисовывали в невероятные цвета, называя это «Flower power» («Сила цветов»). Во-вторых, важным символом является пацифик («лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций. Сюда же относится и символ даоской философии Инь и Ян.
Что касается внешнего вида, то и тут все очень интересно. Безусловно, длинные волосы, как у женщин, так и у мужчин; джинсы, ставшие, к моменту расцвета культуры, «фирменной одеждой» хиппи; «фенечки» (браслеты ручной работы из бисера, кожи, шнурков, лент или ниток), которые, кстати, имели огромное значение для хиппи. В зависимости от цвета, толщины, узоров и т.д. используемых при плетении «фенечек», можно было определить: жизненную позицию, музыкальные предпочтения и даже возраст ее обладателя.
Радуга тоже играет в жизни хиппи весомую роль. 4 июля 1972 года, тысяча молодых людей поднялась на Столовую гору в штате Колорадо (США), взялась за руки и стояла так целый час, не говоря ни слова. Они решили добиться мира на Земле ни забастовками, ни демонстрациями, а молчанием и медитацией. На первый взгляд нет никакой связи у данного события с радугой. Однако так сложилось, что культура хиппи почерпнула многие знания у древних индейцев. Вот и название «Rainbow Gathering» («Собрание Радуги») возникло из пророчества индейцев копи: «В конце времен, когда Земля будет разорена, появится новое племя. Эти люди не будут похожи на нас ни цветом кожи, ни привычками, и говорить они будут на другом языке. Но то, что они сделают, поможет Земле вновь стать зеленой. Назовут их “Воинами Радуги”» 10
Нельзя не упомянуть цветы, как атрибут хиппи. Ведь не напрасно второе название культуры – «дети цветов». Они вплетали цветы в волосы, дарили их случайным прохожим, изображали на микроавтобусах. Невероятно, но вставляли в дуло огнестрельного оружия, провозглашая свой главный лозунг «Занимайтесь любовью, а не войной» («Make love not war»).
Некоторые аспекты образа жизни хиппи порождают гораздо больше споров и неоднозначных оценок. Благодаря «детям цветов» популяризировались наркотики, которые, по их мнению, расширяли сознание; произошла сексуальная революция, провозглашающая, терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям и однополым бракам, а также стал популярен нудизм.
В любом случае, значение хиппи для общества нельзя недооценивать. Вместе с негативными моментами, они подарили миру новую философию, основанную на свободе, уважении, поиске себя и самовыражении. Но самое важное для них – любовь во всем мире. Поэтому хотелось бы закончить статью знаменитым лозунгом хиппи, взятым из песни «The Beatles» (Автор песни – Джон Леннон – был хиппи), «All you need is love» («Все, что тебе нужно – это любовь»)…
ХИППИ, ЙИППИ И ЯППИ
Три ключевых термина, обозначающих направления и целые поколения в молодежной субкультуре США второй половины XX в., пишутся почти одинаково, но значат совершенно разные вещи: hippies (хиппи), yuppies (яппи) и yippie (йиппи).
Яппи — зажиточные жители американских пригородов, молодые юристы, врачи, бизнесмены и менеджеры. Йиппи — бунтующая часть американской молодежи достатка ниже среднего и просто низкого. Первые все усилия прикладывают к добыванию денег и обогащению, вторые демонстративно отказываются от них и угрожают разрушить мир богатства и насилия.
Между ними расположены хиппи — мирные «психоделики», ведущие тихий и безобидный, в большинстве своем, образ жизни, несовместимый как с буржуазной пресыщенностью яппи, так и с насилием и радикализмом йиппи. При этом йиппи считаются лево-радикальным крылом массового молодежного движения 1960-х, известных как хиппи. Хиппи появились в конце 1950-х — начале 1960-х гг., их боевой авангард йиппи — в 1968 г., а социальный антипод тех и других, яппи, возникли только в 1980-е гг. В такой последовательности они возникали как социальные явления, но последовательность терминов была несколько иной. Джерри Рубин и Эбби Хоффман придумали акроним «йиппи» для своей партии «Youth International Party» в конце 1967 г., вслед за писателем Майклом Феллоном, запустившим в обиход слово «хиппи» в 1966 г. 27 .
Хиппи начали с того, что отрицали буржуазную мораль, состарившись, они превратились в респектабельных бизнесменов, но уже старшего поколения. Появившиеся позже них яппи, которые возвели в культ благополучие и буржуазные ценности, представляют собой скорее не детей, а младших братьев хиппи. Настоящие дети хиппи — разочарованное и циничное Generation X. Таким образом, историческая спираль молодежной субкультуры в США, совершив крутой вираж в начале 1960-х в сторону отрицания массовой (буржуазной) культуры послевоенной американской молодежи, в
25 Yablonsky L. The Hippie Trip. N.Y., 1968. Кузнецов С. Певцы неизвестного поколения // Иностранная литература. 1998. № 3. Козлов А. Грань 60-х и 70-х — загадка взрыва контркультуры (www.musiclab.ru).
конце 1960-х и начале 1970-х развернулась еще раз — теперь уже в сторону радикального вызова всей американской культуре (движение йиппи), и, наконец, повернула в противоположную сторону после появления городских яппи — «новых новых русских» на американский манер. Произошло то, что описывал в свое время Гегель, а именно отрицание отрицания. Культурный переворот хиппи, намерение очистить Америку от «буржуазной заразы», осуществлявшийся хиппи на протяжении 10 лет, с треском провалился. Новое поколение с удовольствием восприняло буржуазные ценности и превратило их во вполне респектабельный и уважаемый культ. Галлюциногенных хиппи сменили сюрреалистические йиппи, которых в конечном итоге вытеснили добропорядочные яппи.
Яппи — молодые люди (половая принадлежность не имеет значения), как правило, жители крупных городов, с хорошим образованием и стабильным достаточно высоким заработком, занятые высококвалифицированным трудом, служащие в корпоративном бизнесе, амбициозные, следящие за собой и лояльно настроенные политически. Термин появился в Америке в начале 1980-х на закате движения хиппи и на пике экономического подъема. Возможно, название подогнано специально в контру хиппи: hippies — yuppies.
Разумеется, такие люди существовали и раньше, скажем, в 1920-е или 1950-е гг. Были они и среди шестидесятников. Когда Америку заполнили молодежные мятежи и подавляющая часть молодежи увлекалась хиппизмом, наркотиками, ничегонеделанием, сексуальной революцией, атеизмом. С такой молодежью, будто бы решило старшее поколение, Америке не по пути. Необходима «новая американская идея», отвечающая исконным ценностям протестантского общества. И она была найдена. На щит подняли подтянутого, трудолюбивого, рационально мыслящего и очень привлекательного карьериста. Уже само перечисление новых ценностей показывает, насколько Америка устала от радикалистских увлечений, хаоса и необузданной демократии хиппи. Страна развернулась на 180 градусов и обрела новый образ молодого поколения. Для романтиков 1960-х гг., поклонников психоделической революции бизнесмен в костюме-тройке и галстуке был олицетворением зла. Теперь он стал воплощением надежды Америки. Таким образом, социальный тип и социальный образ возникли вовсе не случайно, они отвечали жизненным запросам этого общества. Возможно, что именно яппи стало первым в истории Америки социальным образом поколения, который выковывался правительством и СМИ, телевидением и рекламой. Ничего подобного раньше не происходило: образ ковбоя середины XIX в., джентльмена конца XIX в. или хиппи середины XX в. формировались сами собой, возникали стихийно как логическое продолжение изменений в образе жизни целой нации или больших социальных групп.
Прагматичные, воспитанные яппи — полная противоположность анархичных «детей цветов», хотя многие из «новых профессионалов» в юности
носили длинные волосы и курили травку. Во всем мире именно яппи составляют костяк среднего класса.
Яппи зародились в эпоху Рейгана и экономического бума начала 1980-х гг. как антитеза предшествующему поколению хиппи середины 1960-х. Сами же хиппи вышли, как известно, из битников, которые появились в 1950-е гг. как антитеза послевоенному среднему классу, быстро расширяющемуся обществу потребления и возникшей на их базе массовой культуре. Совершился полный оборот исторических часов: яппи — это возвращение молодежи назад к среднему классу и отцовским ценностям.
Хиппи, йиппи и яппи — три субкультурных исторических типа американской молодежи — никогда или вряд ли когда составляли подавляющее большинство американцев своей возрастной когорты. Некоторые авторы склонны думать, что они вообще составляли меньшинство своего поколения, хотя и самое яркое, выразительное. Самыми малочисленными среди них были йиппи. За короткое время их существования наберется несколько сот или тысяч их представителей. Сравнивать между собой по численности хиппи и яппи весьма непросто, поскольку точных статистических данных нет. Косвенные сведения и приблизительные оценки указывают скорее на их приблизительное равенство. Тимоти Лири, автор одной из первых статей о яппи, предлагает подробнее разобраться с тем, что происходит с самой влиятельной группой человеческих существ на планете — с 76 млн материалистически ориентированных и высокообразованных американцев в возрасте от 22 до 40 лет. Такой авторитетный источник, как Newsweek, называет цифру яппи в 1,2 млн чел., а не менее солидный American Demographics полагает, что яппи не превышали 5% от общей численности поколения baby boomers, т.е. составляли 4,2 млн. 28 К поколению baby boomers, как известно принадлежали обе социальные группы — яппи и хиппи. Мы знаем также, что повзрослевшие хиппи-бунтари превращались в респектабельных бизнесменов и менеджеров, т.е. плавно перетекали из хиппи в яппи. В результате точные данные о тех и других наука, видимо, никогда не получит. В широком смысле, если учитывать только внешние признаки каждой социальной категории, то количество хиппи надо увеличить в несколько раз (сюда мы прибавим Западную и Восточную Европу, СССР и другие страны, где существовали хиппи в 1960—80-е гг.), а количество яппи и того больше. К преуспевающей молодежи, а это лишь внешний признак, не связанный с самоидентификацией, относится все возрастающая часть среднего класса в большинстве стран мира, вставших на индустриальный путь развития.
Многие нынешние яппи откровенно признаются в том, что раньше они были самыми натуральными хиппи. «Редкий нынешний яппи, особенно если это житель крупного города, а не энергичный провинциал, не был ког-
Manning J. Yuppie Culture (http://eightiesclub.tripod.com).
да-то хиппи. Или хотя бы имел друзей-хиппи, или старался быть похожим на хиппи во время каникул, или просто носил какой-нибудь хипповский прибамбас типа фенечки на запястье или ремешка на голове. Путь из хиппи в яппи оказался подозрительно коротким. За какие-нибудь лет семь-во-семь мы сменили не только гардероб, но и образ жизни и систему ценностей» 29 . Многие экс-хиппи с ностальгией вспоминают свою юность, хотя и не собираются отказываться от преимуществ нынешнего статуса. Трудностям и проблемам перехода из одной субкультуры в другую, из хиппи в яппи, посвящен фильм «The Big Chill» (1983) Лоуренса Касдана, который сам при-
Зоопарк Чианг Май: милые панды и множество других животных
В Чианг Мае находится знаменитый на весь Таиланд зоопарк. Зоопарк Чианг Май знаменит не только своей огромной территорией, на которой животные обитают в среде, приближенной к натуральной природе, но и семейством милых зверушек – ПАНД!
Когда мы ехали на Север Таиланда, я знала, что кроме красивейших храмов, гор, водопадов, горячих источников, я обязательно хочу посетить зоопарк в Чианг Мае. До этого я была только в двух зоопарках: киевском и московском и они оставили у меня не очень хорошие впечатление. Очень жаль этих зверушек, живущих в неволе… Про зоопарк в Чианг Мае были только хорошие отзывы, все настоятельно советовали его посетить. Поэтому на первый день в Чианг Мае у нас было запланировано посещение зоопарка.
Заселившись в отель около 11 утра мы взяли байк и поехали исследовать Чианг Май. В первый день мы планировали посетить Bhubing Palace (зимняя резиденция королевской семьи с прекрасным садом), Чианг Майский зоопарк и Wat Doi Suthep на горе. Наивные 😎 Из всего выше перечисленного мы успели побывать только в зоопарке.
Забив координаты планируемых мест посещения на карте, мы решили ехать именно в такой последовательности и первым местом посещения должен был быть Bhubing Palace (в последствии мы поняли, что к нему надо было ехать после Wat Doi Suthep, потому что он находится выше по дороге от храма). К сожалению, в этот дворец мы не попали. Навигатор нас вел по горным дорогам, по лесу, мы долго ездили кругами и решили, что не будем тратить время на поиски, а поедем сразу в зоопарк.
Планируемые посещения на первый день в Чианг Мае
А вот Чианг Майский зоопарк мы нашли легко. Находится он на улице Huag Kaew Rd, недалеко от Университета Чианг Мая, у подножья горы Сутхеп, на северо-западе города. Говорят, что в выходные дни на дороге при подъезде в зоопарк образовываются дикие пробки. Мы приехали в понедельник, 4 марта, около двух часов дня, пробок не застали. Да и вообще людей было не много – в основном тайские семьи.
Добраться в зоопарк Чианг Май можно на такси или на тук-туке или сонгтео (местная маршрутка красного цвета, стоимость из центра города до зоопарка 20 бат).
Время работы зоопарка в Чианг Мае
Чианг Майский зоопарк работает ежедневно с 8:00 до 17:00 (мы гуляли до 18:00, последний час почти в одиночестве, уже начало темнеть и было немного жутковато, а вдруг тут после 17:00 звери выходят из своих вольеров 😎 )
Стоимость посещения
Стоимость входного билета в сам зоопарк: 100 бат взрослые, 50 бат дети.
Стоимость входа в павильон с пандами 100 бат взрослые, 50 бат дети
Стоимость посещения аквариума 450 бат для взрослого, 350 бат для ребенка.
По территории можно передвигаться на автобусе – 20 бат взрослые, 10 бат дети
Передвигаться по зоопарку можно на таком автобусике за 20 бат
Или на монорельсе: 150 бат взрослый билет, 100 детский
Монорельсовая дорога в зоопарке — хотели прокатиться, но не успели
Возле входа в зоопарк расположена огромная парковка. Стоимость парковки байка – 10 бат, машины 50 бат, велосипеда – 1 бат 😎
Зоопарк Чианг Май начал создаваться американским полицейским в середине XX века. Это полицейский обучал тайских пограничников навыкам выживания в лесу, а заодно и собирал пострадавших животных в лесу и содержал их у себя в саду, возле дома. Позже, в 1955 году ему выделили место под горой Сутхеп, около 60 га. После его смерти, в 1975 году, зоопарк перешел под патронаж Зоологического общества Таиланда и стал одним из крупнейших зоопарков в Азии.
Сейчас в зоопарке на территории около 1000 га обитает более 700 животных: около 106 видов млекопитающих, примерно 250 птиц и 30 рептилий.
Карта-схема зоопарка
Мы зашли на территорию зоопарка около 2 часов дня и прогуляли по территории около 4 часов, пока в 6 вечера зоопарк совсем не опустел. Я знала, что зоопарк Чианг Мая большой, но не думала, что на столько! За 4 часа мы не успели все посмотреть, и под конец уже бежали, что бы успеть увидеть всех самых интересных зверей 😎 . Советую отвести на посещение зоопарка целый день!
Вход в зоопарк
Для начало неплохо прокатиться на монорельсе или автобусе, что бы понять, в какой части зоопарка что находится, а потом уже ходить пешком. У нас времени на прогулку на монорельсе, к сожалению, не было. Мы думали, что обойдем все, а потом, если останется время, прокатимся на монорельсе, что бы понаблюдать на животных сверху. Но не успели. Территория зоопарка огромная, поделена на зоны, находится на возвышенности, рядом с национальным парком, везде цветут цветы и открываются красивые виды на город и горы.
И так, на входе нас встречают розовые фламинго. У многих людей получаются красивые фотографии фламинго, когда те выгибают свои шеи и становятся вдвоем в форме сердца – у нас таких красивых фото не получилось.
Ориентируемся на карту Чианг Майского зоопарка и идем сперва в зону Африка – к жирафам и бегемотам. Почти всех зверей можно покормить, купив корм рядом за 10-20 бат. Я не упустила возможность и два раза покормила жирафов! И погладила их! 😎
Маленький жирафчик Кормление жирафов вызвало море положительных эмоций!
Очень нам понравилась забавная семья бегемотов. Такие милашки. И так забавно открывали пасть для получения корма!
Рядом слоны, их тоже можно покормить. Но мы уже не раз кормили слонов на Самуи и в Шри Ланке, поэтому слонами нас не удивишь Хотя они забавные – вот так выпрашивают корм у людей, сидящих в автобусе!
Кстати, мы заметили, что многие тайцы (а в зоопарке в этот день в основном были тайцы) вообще не выходят из автобусов – просто едут и смотрят по сторонам. Вот ленивые!
Тут же рядом – лев – царь зверей!
А вот белого тигра, которого я видела на многих фотографиях зоопарка Чианг Мая мы не нашли… куда же дели тигра? Кто видел?
А мы идем к основной фишке зоопарка Чианг Мая – к пандам. Возле павильона с пандами множество милых мест для фотографирования.
За вход к пандам платим по 100 бат с человека.
Все панды в мире являются собственностью Китая. Когда-то, несколько лет назад, Чианг Майский зоопарк арендовал двух панд у Китая на срок два года, а потом продлил аренду. В мае 2009 года в зоопарке Чианг Мая родилась маленькая панда – Линь Пинг. Родилась она методом искусственного оплодотворения. По правилам, эта маленькая панда должна была вернуться обратно в Китай, но ее так полюбили в Таиланде, что даже провели переговоры на высоком (правительственном) уровне и договорились оставить эту панду в зоопарке Чианг Мая.
Мы уже наблюдали панд в Гонконге, в Оушен парке. Там мы провели возле этих милых животных около двух часов! Все не могли оторваться от них: как они едят, как они ходят, сидят – совсем как люди
Панда в Гонконге, в Оушен парке
Здесь же, когда мы пришли, все панды спали. Я знала, что есть время кормления, когда панды просыпаются и кушают. Но нигде не было написано во сколько это кормление (в Оушен парке в Гонконге везде висят таблички со временем кормления панд). И мы решили ждать. Изучали надписи на стенах, где подробно рассказывалось про Линь Пинг
ходили с одного павильона (открытого, где живет маленькая панда) в соседний (закрытый, где живут ее родители), смотрели на спящих панд, ждали что они вот-вот проснутся
Панда спит:) И эта спит Соблюдайте тишину — все панды спят.
И это время наступило! Панд начали кормить примерно в 15:15.
Панда идет кушать
И вот она, красавица панда сидит и жует морковку и бамбук. Не понятно, почему панды вызывают такое умиление? Так и хочется ее потискать и почесать за ее черным ушком.
Небольшое видео, как этот МиМиМи зверь — панда, кушает
Я все не могла оторваться от панд, ходила от одного павильона в другой, пока Леша не вытащил меня на улицу. Возле панд мы провели около 1.5 часов. А в помещении, где находятся панды было совсем не жарко, я даже замерзла!
Кстати, кто хочет совсем близко пообщаться с пандами, сейчас есть возможность устроится волонтером к пандам в зоопарк Чианг Мая и два раза в неделю убирать у панды в помещении и кормить ее. Можно будет потрогать панду. А стоит это всего 5 тыс бат – 167 долларов (Вы платите, а не Вам платят за работу 😎 ). Более подробно про эту программу можно прочитать на сайте зоопарка Чианг Мая.
Рядом с павильоном с пандами находится Snow Dome – дом со снегом. За 150 бат с человека можно увидеть зиму, поиграть в снежки, слепить снеговика 😎 Нет, этот аттракцион не для нас. У нас и бесплатно зимы хватает 😎
На часах уже было четыре часа дня, а мы еще много чего хотели посмотреть, поэтому после панд мы бегом побежали к еще одним зверям, которых я очень хотела увидеть – к коалам. Зоопарк Чианг Мая находится на горе, и бежать то вверх, то вниз, было не очень комфортно! При чем зоны с разными животными расположены довольно далеко друг от друга. Между зонами есть и асфальтовая дорога, но можно срезать расстояние и пройтись по таким дорожкам в джунглях Обратите внимание на природу! В марте на Севере Таиланда самая настоящая «наша» осень! А вот в сентябре-октябре пейзаж будет совершенно другим – более зеленым и красочным.
Коалы живут за стеклом, поэтому фотографии получаются не очень хорошие Два раза в день, с 8 до 9 утра и с 16:00 до 17:00 проходит кормления коал, лучше приходить в это время, что бы не застать зверей спящими Кроме того, за 1000 бат (33 доллара) можно подержать, покормить и сфотографироваться с коалой. Такая услуга предоставляется с 9:00 до 15:00.
А мы бежим дальше – в зону оленей и косуль
И горных козлов 😎
Рядом проживают обезьяныИ забавный носорог, который так и не повернулся к нам мордочкой В этой части зоопарка находится павильон с пингвинами. Мы уже видели много пингвинов в зоопарке в Москве, но тут, в Чианг Мае, эти звери выглядели более ухоженными и забавными
В зоопарке Чианг Мая есть большой аквариум (мы в него не ходили), рядом проводят шоу с морскими животными. Шоу проходят 2 раза в день, в 10:30 и в 14:00 в будние дни, и три раза по выходным: в 10:30, 13:30 и 15:00 Большая зона в зоопарке отведена птицам. Пространство накрыто сеткой, а под ней живет множество птиц.
Ну и на последок – черный медвежонок И еще пару слоников Вот так мы оббежали зоопарк Чианг Мая за четыре часа. Этого времени очень мало, отводите на зоопарк больше времени, особенно если Вы с детьми. Для детей на территории зоопарка есть несколько детских площадок и вот такой водных аттракцион — можно покататься вот в таких надувных шарах по пруду
А мы идем на выход. В зоопарке кроме нас остались только звери:)
После зоопарка Чианг Мая мы хотели поехать в храм Wat Doi Suthep, который находится не далеко, но начался такой дождь, что мы решили ехать в отель, греться, а вечером отправиться на ночной рынок Чианг Мая и вкусно покушать 😎
Зоопарк в Чианг Мае: панды и их друзья
Моё второе путешествие по Юго-Восточной Азии по сути дела началось в Чианг Мае. Я прилетел из Москвы в Бангкок и сразу, не задерживаясь, уехал на поезде в северную столицу. Через пару дней ко мне приехали друзья из контактного зоопарка, с которыми мы отправились в незабываемый мото-трип по северу Таиланда. После аренды мотобайков, мы решили провести пару дней в Чианг Мае: привыкнуть к двум колёсам, покататься по достопримечательностям в округе. И чиангмайский зоопарк был как раз наипервейшим кандидатом на посещение.
Животные в зоопарке Чианг Мая
Большинство животных в чиангмайском зоопарке содержатся в открытых вольерах, в условиях максимально приближенным к естественным. То есть, с одной стороны, питомцы чувствуют себя хорошо и свободно, а с другой – зрителям не мешают наблюдать за животными прутья и клетки. В этом плане чиангмайский зоопарк похож на один из лучших зоопарков в мире – сингапурский.
Территория зоопарка довольно большая и очень хорошо озеленена, здесь можно передвигаться на монорельсе, автобусе, или ходить пешком. Мы выбрали последний вариант, как метод наиболее плотного знакомства с местностью. Ходить пешком было не просто, так как зоопарк расположен у подножия горы Дой Сутеп и рельеф здесь сильно пересечённый.
Гуляли практически целый день. Вся необходимая инфраструктура в зоопарке имеется: кафешки, фудкорт, медпункт, туалеты, аттракционы для детей и взрослых. Территория зоопарка маркирована указателями и снабжена картами, так что проблем с навигацией не возникало.
Недалеко от входа находятся бегемоты. Самое опасное животное Африки проживает в большом бетонном бассейне. По краю бассейна идёт тропа, откуда можно покидать в распахнутую бегемочью пасть морковкой. Удовольствие стоит всего 20 бат.
Очень увлекательный аттракцион – где ещё покормишь бегемота!
Есть в зоопарке Чианг Мая и парк птиц. Это приличных размеров территория огороженная стекой, где на свободном выгуле живут голуби, попугаи, водоплавающие и многочисленные мелкие воробьиные. Высота сетки достаточно большая и рассмотреть птиц вблизи можно лишь на специальных прикормочных площадках.
Как и положено крупным зоопаркам, Chiang Mai Zoo выполняет природосберегающие функции: здесь разводятся краснокнижные виды. Такие как, например, как серый аист клювач – в природе их осталось менее 6000 особей.
Гвоздь чиангмайского зоопарка – панды. В 2003 году Таиланд взял в аренду у Китая пару панд. Девочку с неблагозвучным именем Lin Hui и мальчика Chuang Chuang. С помощью искусственного оплодотворения в 2009 году у них появилась на свет дочка Lin Bing. Панды живут в отдельном вольере и посмотреть их можно только за дополнительную плату – надо же аренду отбивать. Большую часть времени ребята спят.
Но иногда просыпаются чего-нибудь захомячить.
Выглядит это дело весьма потешно.
Рядом с пандами находится Snow Dome, где можно поиграть в снежки и слепить снеговика. Весьма популярный аттракцион среди тайцев, но мы-то русские люди – и так полгода на дворе зима…
Другая звезда – коала. Плюшевый мишка из Австралии имеет ряд удивительных анатомических особенностей, возникших как приспособление к древесному образу жизни и питанию листьями эвкалиптов. Так, например, на передних лапах у него два пальца противопоставлены трём, то есть у коал «два больших» пальца. Скорость обмена веществ у коал очень низкая, в следствие чего движения их плавные и медленные, как при замедленной съёмке. Спят коалы 16-18 часов в сутки, так что скорей всего при посещении зоопарка вы увидите такую картину.
Или в лучшем случае вот такую…
Зато постоянно в движении гиббоны. Они передвигаются с помощью брахиации – раскачиваются на руках и словно летают от ветки к ветке.
Вследствие такого способа передвижения, руки у них заметно длиннее ног.
Это лар – белорукий гиббон.
Ещё в зоопарке живёт шикарный экземпляр орангутанга. Моща! Почти квадратный…
Помимо этого в зоопарке ещё куча всяческих интересностей. Пингвины, львы, тигры, жирафы, крокодилы… Есть большой аквариум со стильно оформленным входом, но мы его не посещали — дорого.
Интересно сделаны вольеры с копытными. Над ними проложены дорожки и можно посмотреть сверху на оленей, быков и коров. Вот это, например, бантенги – одни из самых распространённых быков в ЮВА.
В павильоне «Тропический лес» свободно разгуливает яванский павлин – более крупный и редкий собрат индийского.
Посещение зоопарка в Чианг Мае стало одним из самых ярких событий в поездке по северу Таиланда. Это один из лучших зоопарков, что я видел, почти наравне с великолепным Batu Secret Zoo на Яве. Так что тут даже раздумывать не надо идти, не идти. К посещению обязательно!
Часы работы и цены
Зоопарк в Чианг Мае работает ежедневно с 8 до 17 часов. Лучше приходить пораньше, так как территория большая и здесь вполне реально провести целый день.
Цена билета в чиангмайский зоопарк 150 бат со взрослого человека и 70 с ребёнка (рост до 135 см).
Парковка: машина 50 бат, мотобайк 10, велосипед 1.
Проезд на автобусе внутри зоопарка стоит 20 бат со взрослого и 10 бат с ребёнка.
Монорельс 150 и 100, соответственно.
Посещение панд оплачивается отдельно и стоит 100 бат с взрослого человека и 50 с ребёнка. Билеты можно купить как непосредственно на входе, так и у павильона с пандами.
Посещение Snow Dome стоит 150 бат со взрослого и 100 с ребенка.
Аквариум 450 бат и 350 бат соответственно.
Покушать в фудкорте можно от 40 бат.
Как добраться в зоопарк в Чианг Мае
Проще всего доехать на мотобайке. Или сесть на сонгтео (местный общественный транспорт) за 40 бат. Сонгтео лучше всего ловить в начале улицы Huay Kaew (Хуа Кео) – это северо-западный угол квадрата.
Где жить в Чианг Мае
В Чианг Мае огромный выбор отелей, апартаментов, гестхаусов. Свой собственный обзор я пока не делал, ниже можно посмотреть что предлагают поисковики.
Так же в северной столице Таиланда очень удобно останавливаться через сервис Airbnb — в кондо, апартаментах и домах.
Зоопарк в Чиангмае: как мы кормили скатов и наблюдали за пандами
Почему обязательно стоит посетить зоопарк в Чиангмае? Потому что там есть панды! Единственный зоопарк в Таиланде, где можно увидеть панд, это чиангмайский зоопарк. Мы уже ходили в этот зоопарк в первый наш визит в Чиангмай, но тогда цель была увидеть панд. В этот раз мы пошли в зоопарк не только ради панд, но и на других зверей посмотреть, и в аквариум заглянуть.
Полезная информация про зоопарк в конце статьи, там же — как мы сэкономили 15$ на входных билетах.
Я смонтировала небольшое видео про зоопарк. В основном там жующие звери (и не только панды!):
Панды в Чиангмае
В Чиангмайском зоопарке целых 2 панды: мальчик Чуанг-Чуанг (Сhuang-Сhuang) и девочка Лин Хуи (Lin Hui).
Когда мы первый раз были у панд, видели только Чуанг-Чуанга. Лин Хуи готовилась ко вторым родам, и её держали отдельно. В статье по ссылке я подробнее рассказываю про жизнь панд в Таиланде, заодно в статье можно увидеть фото Чуанг-Чуанга в разных состояниях.
Вроде и не первый раз Чуанг-Чуанга вижу, а всё равно полный восторг.
Мы пришли как раз перед кормёжкой панд (примерно 12-30) и посмотрели, как они хомячат бамбук. Догадайтесь, где на фото панда-девочка, а где брутальный панда-мужикан
Чуанг-Чуанг очень брутален, а Лин Хой очень аккуратна:
После трапезы панды сразу же отправились спать. Точнее, Чуанг-Чуанг успел устать во время еды и делал небольшую передышку, чтобы справиться со всей едой.
Панда спит, она устала — 5 минут бамбук жевала.
Другие звери
Зоопарк в Чиангмае большой — мы провели тут 5 часов и не успели посмотреть всех животных, а в парк птиц даже не зашли — не успевали.
Больше всего запомнилась черепаха с бабочкой на носу:
Розовых фламинго и попугаев увидели только потому, что они у самого входа.
Аквариум
Аквариум в зоопарке Чиангмая — спорное место. С одной стороны, много интересного. Например, тут я впервые увидела аксолотль — рыбу с лапами из Мексики:
Много небольших аквариумов с интересными рыбками:
В аквариуме Чиангмая можно покормить скатов. Стоит это развлечение 50 батов и вот как происходит:
С другой стороны, есть необъяснимый подводный туннель, который должен был стать изюминкой аквариума. Мы были в океанариуме в Куала-Лумпуре, и туннель впечатлил нас больше всего. Скаты, акулы, черепахи проплывают над тобой — это невероятно!
Но в Чиангмае с туннелем что-то пошло не так. Он длинный, но грязный и пустой. Вода мутная, дно совершенно пустое. Ни водорослей, ни камней — ничего. Бедные рыбы отрешенно плавают в грязной воде.
Туннель определённо стал самым большим разочарованием зоопарка.
Полезная информация про зоопарк Чиангмая
Зоопарк работает с 10-00 до 17-00 в будние дни, с 9-00 до 17-00 в выходные, хотя на официальном сайте написано, что зоопарк открыт с 8 утра до 5 вечера.
Передвигаться по зоопарку пешком очень утомительно. Дорога то вверх, то вниз + жарко и душно. Как минимум, возьмите билеты на трамвай за 30 батов. В идеале взять электрокар.
Мы покупали билеты в зоопарк на Клуке (подробнее про сайт Клук) и сэкономили 15$ на входных билетах. За билеты «Вход в зоопарк + панды + аквариум + трамвай» мы заплатили всего 680 батов за двоих. На Клуке билеты были со скидкой, вот ссылка на них →
Цены в зоопарке:
- Вход в зоопарк -150 батов.
- Снежный дом — 150 батов. Внутри температура -7С, на входе выдают куртки, есть ледяная горка, можно покататься на ватрушках.
- Панды — 100 батов.
- Аквариум — 320 батов.
- Трамвай — 30 батов.
- Парковка для машин 50 батов и мотобайков 10 батов.
Цены на вход для детей и взрослых (кликайте, чтобы увеличить):