Административно правовой статус человека без гражданства (апатрида), его права и обязанности в России и международном праве

Административно правовой статус человека без гражданства (апатрида), его права и обязанности в России и международном праве

Статья 2. Основные понятия

1. В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

приглашающая сторона – федеральный орган государственной власти, дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация и ее представительство в Российской Федерации, представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, юридическое лицо, гражданин Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин и лицо без гражданства, а также иные имеющие в соответствии с федеральным законом право обращаться с ходатайством об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию органы, организации и физические лица, по ходатайству которых выдано приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства, въехавшим в Российскую Федерацию по визе, выданной на основании такого приглашения, либо непосредственно по указанному приглашению в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)

миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации – документ, выданный лицу без гражданства в подтверждение его личности и временного пребывания в Российской Федерации. Временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации не может быть выдано в форме электронного документа;

(абзац введен Федеральным законом от 24.02.2022 N 22-ФЗ)

разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

(в ред. Федерального закона от 24.02.2022 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, – иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности;

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

патент – документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации;

иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);

Читайте также:
Страховка в Хорватию: стоимость и заказ онлайн полиса медицинского страхования

(абзац введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

специальное учреждение – специальное учреждение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа, предназначенное для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, или иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее также – иностранные граждане, подлежащие реадмиссии).

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 384-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие “иностранный гражданин” включает в себя понятие “лицо без гражданства”, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статус иностранных граждан и апатридов, находящихся в РФ без документов, урегулирован

Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2022 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).

Как ранее писала «АГ», соответствующий законопроект (№ 948528-7) был разработан с целью урегулирования правового статуса лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России и не имеющих документа, удостоверяющего личность.

В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Содержание поправок

Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.

В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.

Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.

Определены также порядок выдачи временного удостоверения личности, а также основания для замены и аннулирования. Так, удостоверение не выдается (аннулируется) при установлении факта сообщения апатридом заведомо ложных сведений о себе либо представления поддельных или подложных документов при подаче заявления, а также при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства или государства, готового принять его, либо в случае, если апатрид имеет или получил разрешение на временное проживание (вид на жительство).

Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.

Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.

В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.

Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.

Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.

Читайте также:
Дайвинг и снорклинг: отличия, снаряжение, лучшие места

Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.

Адвокаты оценили значимость изменений

По мнению адвоката КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анны Минушкиной, комментировавшей «АГ» поправки на стадии проекта, вступивший в силу закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму проекту: конкретизированы основания для получения временного удостоверения личности лица без гражданства, указан порядок подачи заявления о выдаче временного удостоверения личности в случае, если лицо находится в административном учреждении, более детально прописан порядок установления личности в ситуации, если в установленные сроки не поступили ответы на запросы, – в таком случае установление личности происходит по имеющимся документам. «В числе существенных изменений – увеличение срока действия временного удостоверения личности лица без гражданства до 10 лет, указаны новые основания для аннулирования ранее выданного документа», – пояснила она.

Адвокат отметила, что такое основание, как предоставление ложных сведений о себе и предоставление поддельных и подложных документов при предъявлении заявления о выдаче временного удостоверения лица без гражданства, на практике порождает огромное количество проблем и злоупотреблений. «Поэтому крайне важно, что согласно принятому закону по данному основанию удостоверение личности может быть аннулировано только при установлении у лица гражданства иной страны. Однако не конкретизировано, каким образом данный факт должен быть установлен (в судебном порядке или нет)», – обратила внимание Анна Минушкина.

Также, отметила она, принятый закон содержит норму, запрещающую привлекать к административной ответственности при выявлении нарушения при предъявлении лицом заявления об установлении личности: «Безусловно, это положительный момент, поскольку лица, не имеющие документов, “боятся” начинать легализовываться именно по причине возможного привлечения к ответственности и неблагоприятных последствий». В то же время Анна Минушкина обратила внимание, что закон не содержит порядка отмен постановлений судов об административном выдворении. По ее мнению, наиболее правильным представляется внесение изменений в КоАП РФ по данному вопросу, и, как он будет решаться на практике, станет понятно позже.

«Почти 30 лет прошло с момента распада СССР. По разным причинам наши бывшие соотечественники не смогли урегулировать свое правовое положение в новом государстве – Российской Федерации, – заметила адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова. – Длительное время, десятки лет, такие лица проживали в России без каких-либо документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих право на пребывание или проживание здесь. Они абсолютно не имели возможности реализовать никакие человеческие права: ни право на труд, ни на социальное и пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, заключение брака, совершение сделок по приобретению имущества, открытию банковского счета и пр. По той же причине они часто подвергались задержанию сотрудниками полиции для установления личности».

Адвокат добавила, что в соответствии с Законом о правовом положении иностранных граждан апатриды приравниваются к иностранным гражданам. На них распространяются в том числе обязанности покинуть Россию по истечении установленного законом общего срока пребывания. «Такая обязанность для лиц без гражданства невыполнима в силу объективных причин, так как ни одно государство не готово их принять», – подчеркнула Ирина Соколова. Госорганы и суды, пояснила она, не учитывали данные обстоятельства и принимали решения о высылке в любой форме, руководствуясь исключительно формальными положениями закона, помещая их в спецучреждения камерного типа для временного содержания иностранных граждан.

«Если иностранные граждане имели возможность в достаточно короткие сроки покинуть ЦВСИГ и вернуться на родину, то апатриды задерживались там и на год, и на два. Причем задержания могли повторяться неоднократно в разных регионах страны, если такое лицо вдруг решило путешествовать по стране, съездить в гости к родным и знакомым. Отсутствие у них документа, удостоверяющего личность и право пребывать в РФ, серьезно ограничивало их право на свободу передвижения – они не имели возможности купить билет на автобус, поезд, самолет, поселиться в гостинице, – рассказала адвокат. –Принятие указанных поправок разрешило значительную часть проблем лиц без гражданства».

Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.

Во-вторых, лицо, получившее временное удостоверение лица без гражданства, подлежит немедленному освобождению из спецучреждения для временного содержания иностранных граждан, подлежащих выдворению. «В отношении такого лица почти незамедлительно отменяются всякие решения о высылке: об административном выдворении, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания и неразрешении въезда. Нет необходимости обращаться в судебные органы о признании их незаконными и отмене. Судебные процедуры очень длительные и затратные. Лица без гражданства в силу своего бесправного положения не в состоянии нести такие расходы, – подчеркнула Ирина Соколова. – Законодатель упростил процедуру отмены таких решений, установив для госорганов, их принявших, обязанность отменить их в пятидневный срок».

В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.

В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.

«Полагаю, в будущем, после внесения соответствующих поправок в другие законы – например, в Закон об актах гражданского состояния, – временное удостоверение лица без гражданства РФ позволит таким лицам заключать браки, внести сведения о них как о родителе в свидетельство о рождении ребенка и пр. Пока таких поправок не внесено, и эта сфера личной и семейной жизни для апатридов недоступна, как и многие сферы жизнедеятельности человека», – обратила внимание адвокат.

Конечно, добавила она, данных поправок недостаточно, но появилась надежда, что они повлекут другие, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов. «Уже сейчас они очень активно проявляют инициативу в получении временного удостоверения лица без гражданства, обращаясь в миграционные органы. Последние пока еще не готовы провести необходимые процедуры по установлению личности, установлению наличия или отсутствия гражданства (подданства) иностранного государства, поскольку в настоящее время не принято никаких подзаконных актов в виде административных регламентов МВД России, не определены сроки и порядок проведения процедуры по выдаче удостоверения. Предполагаю, что на практике реализация поправок будет затягиваться территориальными органами в сфере миграции», – заключила Ирина Соколова.

Административно-правовой статус лиц без гражданства (апатридов)

Лица без гражданства являются особенной категорией жителей любого государства, причём её представителей довольно много на территории России. Чаще всего это граждане СССР, которые после распада страны так и не получили новое гражданство. В 2015 году в РФ проживало около 14 тысяч апатридов, но с каждым годом их количество сокращается, поскольку законы становятся более лояльными к таким людям и позволяют им легально обустроиться в стране.

Читайте также:
Открытие фирмы в Италии

Кто такие апатриды: международный статус

Человеком без гражданства или апатридом считают лицо, которое не обладает статусом гражданина ни одной страны в мире. В 1961 году ООН была принята «Конвенция о сокращении безгражданства», поэтому мировая политика в последнее время направлена на уменьшение количества таких людей, и гражданство уже трактуется как обязанность, а не как добровольный выбор человека.

Права данной категории граждан в России описаны в законе № 109 «О миграционном учёте».

Плюсы и минусы положения апатрида

К положительным моментам можно отнести то, что права на самые необходимые вещи у граждан страны и апатридов почти равные. В первую очередь это права на образование, медпомощь и трудоустройство. Также апатриды могут свободно пересекать границу РФ по визам и другим разрешительным документам.

Недостатков в отсутствии гражданства довольно много:

  • существуют ограничения в приобретении собственности;
  • для посещения других стран придётся оформлять визу;
  • силовые структуры государства при необходимости могут ограничивать перемещение апатрида по стране;
  • у апатрида меньше прав, чем у гражданина;
  • человек без гражданства не может воспользоваться дипломатической защитой какой-либо страны (этим отличается от иностранных граждан);
  • отсутствие социальных льгот и выплат (например, пенсии);
  • мерой наказания при нарушении законов может быть избрано выдворение из государства.

Видео: способы приобретения и утраты гражданства, бипатриды и апатриды

Причины потери гражданства

Существует ряд оснований для потери человеком гражданства:

  1. При рождении в семье апатридов. Когда оба родителя являются апатридами, ребёнок не наследует от них какое-либо гражданство. В таких случаях он может получить подданство только при том условии, что он рождён на территории страны, в которой работает принцип приобретения гражданства по праву почвы, а не по праву крови. Чаще всего люди становятся апатридами именно по этой причине.
  2. При добровольном отказе от гражданства. Если человек более не хочет быть гражданином государства, он подаёт в компетентные органы заявление об этом и проходит процедуру выхода из гражданства. В результате человек лишается паспорта и свидетельства о рождении, которые были выданы в стране, и становится апатридом. Чаще всего такое положение лишь временное, поскольку выход из гражданства был необходим человеку для получения статуса гражданина другого государства.
  3. При лишении гражданства. Такую процедуру чаще всего осуществляют, когда человек является угрозой для безопасности общества или когда гражданство было получено незаконно. Обычно после этого человека выдворяют из страны.
  4. Вследствие определённого юридического процесса, когда он становится причиной лишения человека всех привилегий, гражданства в том числе. Чаще всего такое случается, если человек получил гражданство благодаря фиктивному браку. Когда обман вскрывается, государство начинает процесс аннулирования брака, соответственно, человек теряет основание для сохранения гражданства.
  5. При исчезновении государства. Когда государство меняет свой статус (например, объединяется с другим) или исчезает, то его граждане автоматически становятся апатридами. Чаще всего они могут получить паспорт нового государства по упрощённой схеме.

После распада СССР граждане страны стали апатридами, пока не получили российские паспорта

Права, обязанности и ответственность апатридов

Права апатридов и граждан государства почти равны, однако, первые лишены возможностей:

  • голосовать на выборах, вступать в политические партии и иные объединения;
  • претендовать на государственную должность;
  • нести военную службу;
  • работать на должностях с высоким уровнем ответственности и власти (к примеру, командир экипажа морского или воздушного судна).

Апатрид по законам России может получить образование, медпомощь и устраиваться на работу.

К обязанностям апатридов в первую очередь относится соблюдение законов страны, в которой они находятся, а также уплата налогов и отчислений, уважение к Конституции страны.

Административно-правовой статус лиц без гражданства

Отсутствие гражданства не значит выпадения из правового поля.

Пересечение границы РФ

Апатриды имеют возможность пересекать границу РФ при наличии визы, для получения которой необходимо удостоверение личности. К ним относятся:

  • недействительный паспорт,
  • свидетельство о рождении,
  • РВП (разрешение на временное проживание),
  • ВНЖ (вид на жительство в стране).

Если такого документа нет, то человек считается нелегалом и по закону должен покинуть территорию РФ в течение 3 месяцев. Если он не сделает этого, то будет депортирован.

После приезда в Россию апатрид обязан в течение 3 первых дней встать на учёт в ФМС.

Выезд производится по тому же документу, по которому осуществлялся въезд, а на пункте пропуска на границе нужно сдать миграционную карту.

Документы, подтверждающие личность

Для подтверждения личности апатрида в России принимаются:

  • выданный иностранным государством документ, признаваемый в РФ как удостоверяющий личность;
  • РВП;
  • ВНЖ;
  • иные документы, которые согласно договорам РФ с другими странами могут быть признаны как удостоверяющие личность (указаны в статьях 27 и 28 «Конвенции о статусе апатридов»).

По оценкам ООН в мире около 10 миллионов людей не имеют гражданства

Легализация человека без гражданства в России

Процесс легализации апатридов состоит из нескольких этапов.

Первый этап — подтверждение личности. Если у кандидата нет нужных документов, то следует просить о процедуре установления личности. Для этого человек должен обратиться в ближайшее отделение Управления по вопросам миграции МВД России. Нужно будет предоставить заявление и все имеющиеся бумаги с любыми личными данными (документ об образовании, свидетельство о браке, недействительный паспорт, водительское удостоверение и пр.). Также потребуются:

  • свидетельство о рождении кандидата;
  • паспорта родителей;
  • справка о регистрации в РФ либо листок убытия с территории иностранного государства;
  • автобиография апатрида.

За подтверждение личности необходимо будет заплатить госпошлину.

Следующий этап — оформление разрешения на временное пребывание в стране (РВП) и дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Именно РВП позволяет апатридам пользоваться благами наравне с гражданами страны: оформлять медицинский полис, трудоустраиваться, получать образование. Каждый год правительством РФ устанавливаются квоты на выдачу этого документа, а количество желающих сильно превышает их, поэтому, к сожалению, не все успевают получить разрешение. Для ходатайства о выдаче РВП апатриду необходимо явиться в Федеральную миграционную службу и написать соответствующее заявление. При подаче документов на РВП взимается пошлина размером 1600 рублей.

Разрешение на временное проживание в России позволяет апатриду пользоваться правами жителя страны

Последний этап — получение ВНЖ. Он выдаётся через год после оформления апатридом РВП. Начинать процесс стоит заранее, хотя бы за полгода до завершения срока действия РВП. Для прошения ВНЖ необходимо лично явиться в отделение ФМС России и предоставить ряд документов:

  • заявление о предоставлении ВНЖ,
  • какой-либо удостоверяющий личность документ,
  • 4 стандартных фото 3*4 см,
  • РВП,
  • справка о доходах, которые не ниже уровня прожиточного минимума (для трудоспособного населения в конце 2016 года он составлял около 10600 рублей),
  • документ, свидетельствующий о наличии места проживания,
  • медицинское заключение об отсутствии опасных для окружающих заболеваний.

Заявление о предоставлении ВНЖ для несовершеннолетних подаётся родителями или другими законными представителями.

Человек, проживающий в стране на основании ВНЖ, обязан каждый год являться в ФМС и подтверждать своё нахождение в стране, а также уведомлять, если он её покинул. Апатридам ВНЖ выдаётся на 5 лет.

Читайте также:
Работа в Праге: вакансии, зарплаты, проживание

Пошлина за оформление ВНЖ составляет 3500 р. На рассмотрение заявления уходит не более 6 месяцев.

Видео: российское гражданство, статус иностранцев

Как апатриду стать гражданином

Необходимый срок беспрерывного проживания для получения паспорта составляет 5 лет. Льготными условиями приобретения гражданства могут пользоваться следующие лица (они могут оформить гражданство уже через 6 месяцев):

  • носители русского языка;
  • рождённые в СССР или те, кто получал там образование;
  • законные супруги граждан России, совместно прожившие более 3 лет.

К кандидатам, желающим получить гражданство, есть ряд требований:

  • знать русский язык;
  • иметь легальный источник дохода;
  • оплатить госпошлину (3500 рублей).

Знание языка проверяется посредством тестирования, стоимость которого около 5500 рублей.

Документы подаются в ФМС по месту проживания. На рассмотрения такого вопроса уходит около года, после чего президентом выносится решение.

Апатриды — это отдельная категория людей, которая отличается как от граждан страны, так и от иностранцев. Они имеют возможность пользоваться медицинской помощью, трудоустраиваться и получать образование, однако для этого нужны разрешение на временное проживание или вид на жительство. Легализация апатридов в РФ состоит из нескольких последовательных шагов, при внимательном выполнении которых человек без гражданства может стать полноценным гражданином страны.

Права лиц без гражданства на территории России

Лица без гражданства – это личности, которые не имеют гражданства ни одной из существующих стран. Другими словами, лица без гражданства – это люди, не имеющие статуса резидента. Лиц без гражданства можно встретить в любой республике, в том числе и России. Именно в этом государстве лица без гражданства составляют около 0,10 процента общего количества населения. Как «утрачивается статус», и какой ответственностью и обязанностями обладают такие особы, попробуем разобраться.

Основные административные положения особ без подданства в Российской Республике регулирует закон о миграционном учёте. Согласно положениям закона лица без гражданства, проживающие в РФ временно или постоянно, обязаны подчиняться действующим законодательным актам.

По закону номер 109 РФ, лица без гражданства – это личности, которые проживают на территории определённой страны, но по каким-то причинам не могут быть признанными полноправными резидентами этого государства. В правовой лексике лица без гражданства называются апатридами.

Апатриды не лишены административных и правовых обязанностей. Люди с таким статусом несут такую же ответственность перед страной постоянного проживания, как и граждане этой республики. Они также как и граждане РФ обязаны выплачивать налоги, имеют право выбирать постоянное место жительство, заботиться о состоянии своего здоровья, получать социальные пособия и другие.

Особенность людей с таким статусом заключается в том, что они не обладают правом дипломатической защиты, так как не имеют постоянной страны подданства. Также отличительной особенностью является то, что многие из апатридов не имеют внутренних паспортов.

Причины

К сожалению, сегодня в стране сложилось понятие, что лицо без гражданства – это нечто ужасное и обязательно криминальное. Но это не так. Неправильно полагать, что апатрид – это социально неблагополучный или потерявший дееспособность человек, имеющий какие-то недостатки. В наше время стать особой без гражданства рискует каждый.

Существует несколько причин, по которым человек может лишиться или не получить статус гражданина. Это:

  1. По факту рождения. Если родителями ребёнка станут лица, не имеющие статуса гражданина какого-то государства, соответственно присвоить гражданство родившемуся ребёнку не могут, так как принадлежность к стране определяется по гражданству одного из его родителей. Но существуют случаи исключений. Это касается тех стран, которые согласно действующим законодательным положениям, могут присваивать статус гражданина по праву рождения на территории этой страны. Например: если человек родился на Украине и его родители – апатриды, то новорожденному автоматически присваивается статус гражданина Украины. Но данная ситуация скорее исключение, чем закономерность.
  2. При отказе от принадлежности к государству. Имеется в виду, что человек ранее был гражданином какой-то страны и захотел поменять свой гражданский статус. Для этого согласно правовым положениям и нормам закона ему необходимо изначально отказаться от «родного» статуса, а лишь затем стать резидентом другой республики. Вот в этом промежутке времени человек и называется апатридом. В этом случае такую особу называют «временным апатридом».

Если человек по каким-либо причинам от старого статуса отказался, но не принял новый – он становится лицом без гражданства.

  1. При выдворении. Под выдворением понимается применение принудительных мер по выезду из страны. Имеется в виду, принудительное выдворение человека из государства. Причинами выдворения могут стать различные ситуации. Зачастую принудительный выезд провоцирует совершение административных нарушений. Согласно закону, особа, которая подверглась выдворению из страны, автоматически лишается статуса резидента.

Выдворение из страны

По поводу последнего пункта хотелось бы отметить, что люди, обладающие «красным» паспортом СССР сегодня считаются апатридами.

Права и обязанности апатридов

Все апатриды, постоянно проживающие на территории любой из стран, обладают административными правами и обязанностями. В европейских странах дееспособные апатриды имеют возможность пользоваться всеми предоставленными им социальными благами.

Единственным запретом для людей с таким статусом становится то, что они не имеют права становиться участниками выборов на местном или государственном уровне. То есть согласно законам, в Европе апатрид не имеет права занимать высокий государственный пост, но работать и учиться вполне может.

Проживать в республике дееспособные особы без гражданства имеют право лишь в том случае, если у них имеются вид на жительство или разрешение на временное пребывание в этой республике. Если же у апатрида не имеется разрешительного документа, то он обязан покинуть страну после 3 месяцев нахождения.

В противном случае особу без подданства депортируют.

Что же касается России, то можно отметить, что в этой стране апатриды не имеют права участвовать в выборах. Лицо без подданства вполне может оформить себе медицинскую страховку. Апатриды также имеют полное право на въезд или выезд из государства. Лицо, не обладающее гражданским статусом, имеет право официально трудоустроиться, платить налоги. Трудоустройство и оплата налогов регулируется законом РФ № 115.

Согласно этому закону, все желающие трудоустроиться апатриды в обязательном порядке должны получить патент.

Все трудоустроенные дееспособные личности обязаны платить налог по 1.8 процентов от своего месячного оклада. Такой налог отчисляется в фонд социального страхования на случай безработицы. Если апатрид потеряет работу, то он может рассчитывать на это пособие.

Апатриды не могут занимать должности на государственной службе. То есть, работать прокурором, нотариусом, судьёй, и т. п. лицо без подданства не имеет права. Такие особы согласно правовым положениям могут работать не более 40 часов в неделю. Также трудоустроенным апатридам предоставляется больничный и отпуск.

Предоставление больничного листа

Особы без подданства имеют право общаться на равных с резидентами России.

Стоит помнить, что помимо прав у апатрида существуют еще и обязанности. Так, после въезда в Российскую Республику по визе или другому разрешительному документу, лицо без подданства обязано встать на учет на протяжении первых 3 дней после въезда. Постановка на миграционный учёт осуществляется в региональном отделении ГУВМ.

Читайте также:
Куба в сентябре - погода, сезон дождей, отзывы туристов с фото

Дееспособная личность без подданства подвергается как административной, так и уголовной ответственности за невыполнение, нарушение или несоблюдение основных положений, правил и действующих законов. Это касается ответственности за соблюдение миграционного режима.

При нарушении обязанностей и ответственности относительно нахождения согласно срока по разрешительным или визовым документам, дееспособная особа может быть депортирована из страны. Решение принимается в суде. Все расходы, связанные с депортацией возлагаются на нарушителя.

За административные нарушения апатрида могут выдворить из страны. Выдворение – это принудительный выезд по решению суда. Все расходы, связанные с принудительным выездом также возлагаются на нарушителя.

Пересечение границы

Понятие апатрид подразумевает под собой лицо, не имеющее постоянного гражданства. Соответственно, если у человека отсутствует принадлежность к одной из стран, то у него отсутствует и внутренний гражданский паспорт. В наше время сложно встретить апатрида, имеющего подобный документ.

Вид на жительство в РФ

Апатриды не лишены права получать визы и разрешения на въезд. Но для получения визы, апатриду потребуется представить документ, который будет удостоверять его личность. Таким документом может служить:

  1. Свидетельство, подтверждающее факт рождения.
  2. Вид на жительство.
  3. Разрешение на временное проживание.
  4. Недействительный паспорт.

Въезд в республику апатридам возможен лишь при наличии визового разрешения. Виза делается в том государстве, откуда прибывает особа, не имеющая статуса. Если апатрид не имеет визы, но находится в государстве, но он считается нелегалом, которого нужно депортировать из республики. Выезд апатрида также осуществляется по полученной визе.

Разрешение на временное пребывание в РФ

Получение вида на жительство

Часто апатрид не имеет никаких документов, которые бы могли удостоверить его личность. В этом случае, если человек временно или постоянно находится в Российской Республике, ему следует обратиться в региональной отдел ГУВМ МВД с просьбой выдать временное разрешение на пребывание, или вид на жительство.

Для оформления вида на жительство или временного разрешения апатриду необходимо обратиться в ГУВМ. Получить временное разрешение можно на 1 год. Вид на жительство предоставляется апатриду на 5 лет.

Но перед тем как получить вид на жительство, лицо без гражданства должно прожить в республике не менее одного года по разрешению, позволяющему временное пребывание.

Процедура получения разрешительных документов проста: апатрид приходит в организацию, представляет особые документы, свидетельствующие, что он не является резидентом ни одной из существующих стран и пишет заявление на получение ВРВ. После этого апатрид обязан пройти процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков с пальцев).

Дактилоскопию обязаны проходить лишь особы, которым на момент подачи заявления исполнилось 18 лет. Дополнительно к дактилоскопии апатрида фотографируют для личного дела. Это делается при отсутствии у него документов с фото, которые удостоверяют личность.

Причины отказа

Причинами отказа в получении временного разрешения или вида на жительство могут стать:

  1. Потенциальная угроза государству со стороны заявителя. Это может произойти, если сотрудники ГУВМ посчитают, что заявитель может навредить здоровью нации или нанести существенный ущерб общественному порядку.
  2. Депортация. Если ранее заявитель подвергался принудительному выезду из республики, то в прошении о получении вида на жительство или разрешении на временное пребывание ему будет отказано.
  3. Наличие текущей или незакрытой судимости.

Получение гражданства

Согласно административным законам, каждый апатрид имеет право претендовать на получение гражданства РФ. Получить статус гражданина России можно лишь в том случае, если дееспособное лицо без гражданства прожило на территории этого государства в течение последних 5 лет.

Но существует и упрощённая схема получения гражданства. Она применяется в таких случаях, как:

  1. Дееспособное лицо без подданства имеет родителя, который проживает в России.
  2. Дееспособный апатрид ранее являлся резидентом Союза Советских Социалистических Республик.
  3. Особа, не имеющая подданства, родилась на территории СССР.
  4. Дееспособное лицо состоит в браке с резидентом России более 3 лет.

По упрощённой схеме получить статус резидента России возможно за 6 месяцев.

Особенности жизни апатрида — человека без гражданства

Апатриды – лица без гражданства, которые в силу определенных причин утратили подданство какой-либо страны или были принудительно лишены его. Таким образом их права и свободы несколько ограничены, так как ни в одном субъекте они не смогут воспользоваться ими в полной мере. Отношение властей к данной категории лиц во многом зависит от международных соглашений и выработанной миграционной политики. Касательно РФ, можно сказать, что Правительство практически не разделяет апатридов и иностранных граждан. Но некоторые нюансы все же имеются. Чтобы понять жизнь без подданства, следует рассмотреть данные особенности на конкретном примере.

Причины, почему лицо может быть без гражданства

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем углу экрана.
  • Позвонить:
    • Федеральный номер: +7 (800) 511-86-74

Отсутствие какого-либо гражданства у человека обусловлено наличием одной из следующих причин:

Важно! Международными соглашениями могут быть предусмотрены дополнительные причины, когда может быть присвоен статус апатрида.

Иностранцы и апатриды: одно и то же?

Каждая страна может самостоятельно определять права и обязанности иностранных граждан и апатридов, в связи с чем во многих государствах устанавливается собственная специфика отношений, которая во многом отличается от соседних субъектов. Касательно позиции правительства Российской Федерации стоит отметить, что по большей части статусы иностранца и лиц без гражданства почти идентичны, за исключением отдельных позиций:

  • апатрид не может рассчитывать на получение покровительства в дипломатическом представительстве;
  • в отношении иностранного гражданина всегда действуют правовые нормы страны нахождения и родного государства; в случае с лицом без подданства актуальны положения законодательства исключительно субъекта пребывания;
  • иностранец обладает удостоверением личности, тогда как апатрид не имеет никаких документов, с помощью которых может быть подтверждена связь с каким-либо государством.

В остальном две данные категории лиц обладают одинаковыми ограничениями и свободами. К примеру, они не подлежат призыву на военную службу, не имеют права голоса, а также не могут заниматься определенными видами деятельности.

Правовой статус апатридов в РФ

Статус лица без гражданства и иностранца во многом соответствует статусу полноправного гражданина России. Подобное утверждение означает, что данные категории могут воспользоваться правом на:

  • социальную поддержку от государства;
  • свободу чести, слова, совести и т.п.;
  • невмешательство в личную жизнь;
  • занятие предпринимательской деятельностью;
  • обращение в судебные или правоохранительные структуры для защиты собственных прав;
  • использование предусмотренных медицинских услуг на бесплатной основе;
  • безвозмездное получение основного образование;
  • осуществление трудовой деятельности;
  • вступление в брак с гражданами России или иных государств;
  • и т.д.

При этом права лиц без гражданства имеют конкретные ограничения:

  1. Несмотря на допущение свободного занятия трудовой деятельности, лица без гражданства не могут занимать некоторые должности, а именно: в государственных и муниципальных структурах, а также в службах, обеспечивающих национальную безопасность страны.
  2. Не могут выступать в качестве замещающего, если должность предполагает нахождение на судах, самолетах или военных кораблях.
  3. Отсутствует возможность занимания руководящей должности в организациях, где более 50% уставного капитала находится в ведении РФ.
  4. Не могут быть призваны на службу в Вооруженных Силах Российской Федерации – отдельно рассматривается служба на контрактной основе.
Читайте также:
Путешествуем в Боснию и Герцеговину: нужна ли виза?

Помимо прав и ограничений, существуют конкретные обязанности, которые должен выполнять апатрид, если желает беспроблемно пребывать на территории России:

  • своевременная оплата обязательных сборов и предусмотренных налогов;
  • обеспечение сохранности окружающей среды, а также объектов исторического и культурного значения;
  • неукоснительное следование нормам Конституции и положениям иных нормативно-правовых актов России;
  • соблюдение прав, свобод и интересов других людей;
  • своевременное прохождение регистрационных мероприятий в миграционной службе по месту текущего пребывания;
  • выезд за пределы территории РФ в случае истечения срока действия визы; это же актуально и для РВП и ВНЖ – в этой ситуации покинуть страну нужно на протяжении двух недель после окончания отведенного периода.

Важно! При пересечении границы необходимо оставить миграционную карту на пограничном контроле.

Документы апатридов

Для пересечения границы Российской Федерации и нахождении на ее территории апатриду необходимы документы для удостоверения личности. В соответствии со ст. 10 ФЗ № 115 определены позиции, которые могут быть использованы лицами без гражданства:

  • свидетельство о рождении, паспорт или иной документ, выданный уполномоченной службой иного государства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • специальная бумага, которая выдается апатриду на период рассмотрения его запроса по присвоению гражданства;
  • свидетельство, по которому можно установить, что человек получил временное убежище в конкретной стране.

В случае с посещением России лицом без подданства нет необходимости в предоставлении биологического паспорта. Актуальной позицией в данном случае выступает виза, приобрести которую можно лишь при наличии специального приглашения от физического или юридического лица, находящемся в РФ и являющемся полноправным резидентом страны.

ФЗ «О миграционном учете иностранцев и апатридов»

Миграционный учет представителей иного государства и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с ФЗ № 109 от 2006 года. Если разобрать ключевые особенности данного нормативно-правового акта, то можно выделить такие позиции:

  • после въезда на территорию РФ необходимо оформить миграционную карту;
  • находиться в России допускается лишь на протяжении срока действия визы;
  • постановка на миграционный учет должна быть произведена в течение суток после пересечения границы – сделать это нужно в ближайшем отделении миграционной службы (с собой важно иметь миграционную карту и удостоверение личности);
  • если возникла необходимость в продлении права нахождения в России, то в первую очередь понадобится иметь на руках документальное подтверждение основания для успешной реализации данной процедуры, в качестве которых могут выступать: продление визы, получение РВП или ВНЖ, приобретение патента, оформление специального статуса – беженца;
  • при покидании страны регистрация аннулируется автоматически – никаких дополнительных действий со стороны апатридов или иностранных граждан не требуется;
  • несколько иная ситуация актуальна при изменении субъекта проживания внутри самой России – об этом нужно в обязательном порядке уведомлять миграционную службу.

Важно! При игнорировании положений законодательства, ответственное лицо без гражданства может быть привлечено к уплате штрафа. При злостном нарушении и выявлении факта несоблюдения норм человек может быть принудительно депортирован с последующим наложением запрета на посещение страны в течение определенного периода.

ВНЖ для апатридов в РФ

Вид на жительство для лиц без гражданства является важной составляющей, при наличии которой можно рассчитывать на:

  • использование права проживания на территории Российской Федерации;
  • подтверждение личности держателя документа;
  • беспрепятственное пересечение границы государства.

Помимо вышеперечисленных позиций, ВНЖ позволяет воспользоваться упрощенной процедурой устройства в российскую компанию для осуществления трудовой деятельности. Для получения вида на жительства понадобится следовать конкретному порядку действий:

  1. Подготовка запрашиваемых документов и заполнение соответствующего заявления.
  2. Подача бумаг в территориальное отделение миграционной службы.
  3. Ожидание рассмотрения ходатайства о выдаче ВНЖ. Занимает данный этап от двух недель до шести месяцев – зависит от статуса заявителя. После вынесения решения апатрид уведомляется о результатах.
  4. Уплата государственной пошлины в установленном размере.
  5. Получение ВНЖ.

Важно! Рассчитывать на успешное оформление вида на жительства можно только в том случае, если соискатель прожил на территории России по РВП в течение двенадцати месяцев, как минимум.

Причины отказа в выдаче

В качестве ключевых оснований, используемых при отказе в предоставлении разрешения на проживание в России приняты следующие позиции:

  • наличие потенциальной угрозы для безопасности государства;
  • стремление к изменениям норм конституционного строя;
  • участие в вооруженных конфликтах, террористических и экстремистских мероприятиях;
  • запрет на въезд на территорию Российской Федерации в связи с наложением депортации или выдворением из-за несоблюдения норм миграционного законодательства;
  • совершение действий, которые по российскому законодательству предполагают административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность;
  • использование недостоверной информации или поддельных документов при подаче заявления;
  • несение военной службы или службы в правоохранительных структурах иного государства;
  • наличие непогашенной судимости;
  • уголовное преследование как в России, так и за ее пределами;
  • нахождение в местах лишения свободы.

В каждой стране свой перечень наиболее актуальных причин. К примеру, в США самыми распространенными являются: фиктивный брак, предоставление недостоверных данных, злостное употребление алкогольных или наркотических веществ. Для государств Европейского союза: наличие судимости, совершение серьезного преступления, отсутствие достаточных знаний государственного языка. Также не редкость, когда власти отказывают без объяснения причин – они имеют на это полное право.

Заключение

Итак, миграционное законодательство Российской Федерации сформировало отношение к апатридам в той степени, которое соответствует положениям, актуальным для иностранных граждан. То есть человек без подданства при проживании на территории России может воспользоваться всеми основными правами человека. Ограничения и запреты – те же, что действуют и для представителей иного государства. Но все же нахождение в данном статусе предполагает немало неудобств, так как каждая страна предъявляет свои критерии к апатридам, поэтому так важно обеспечить скорейшее вступление в гражданство при его утрате.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Кто такие апатриды и бипатриды. Разбираемся в правовых статусах

В Российской Федерации, как и практически в любом другом государстве, имеют право находиться не только ее граждане, правовой статус которых подтвержден документами, удостоверяющими принадлежность к этому гражданству, но и граждане других государств, а также лица без гражданства. Это допустимо только в том случае, если пребывание таких граждан не нарушает действующие нормы законодательства России.

  • 💡 Апатриды: кто это
    • Нормативная основа
    • Потеря гражданства: как это происходит
    • Как получить статус
    • Плюсы и минусы
  • 🔔 Бипатриды: кто это
    • Нормативная основа
    • Как становятся бипатридами
    • Как получить статус
    • Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий
    • Кого нельзя назвать бипатридом
    • Преимущества и недостатки статуса
    • Права и обязанности
  • ❓ Часто задаваемые вопросы
Читайте также:
Образование и обучение в Словении для русских и украинцев в 2022 году: лучшие университеты страны

💡 Апатриды: кто это

Апатриды – это лица без гражданства. Следовательно, безгражданство – это правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лиц гражданства какого-либо государства. Потерять свое гражданство они могут по различным причинам, которые не всегда зависят от них. При этом одновременно с потерей гражданства, как правового положения, происходит и потеря правового статуса таких людей.

Апатриды могут быть абсолютными (то есть рожденными в семье людей, у которых нет гражданства) и относительными (то есть теми, кто лишился гражданства по причине его утраты).

С юридической точки зрения, апатриды подпадают под действие законодательства только той страны, в которой они в данный момент находятся.

Нормативная основа

Регулирование статуса апатрид происходит сразу на двух ключевых уровнях существующих норм права.

Международные правовые акты:

  1. Конвенция ООН, закрепляющая статус апатридов, принятая в 1954 году. Она действует не на устранение ситуации с безгражданством определенных физических лиц, а на защиту их прав и свобод, установление их правового статуса и предоставления им определенных возможностей в том или ином государстве.
  2. Конвенция 1961 года о сокращении безгражданства. Главным принципом этого нормативного акта является присвоение гражданства того государства, где родился ребенок, даже если речь идет о найденном ребенке. В случае если у человека прекращается гражданство того государства, где он проживал, то это может произойти только при условии присвоения ему гражданства нового государства.
  3. Европейская конвенция о гражданстве от 1997 года, реализующей принципы сокращения случаев безгражданства. Она по своему содержанию подтверждает действие норм предыдущих конвенций и запрещает выход из гражданства человеку, если у него не будет автоматического присвоения нового гражданства.

Национальные федеральные нормативные акты:

  • Конституция Российской Федерации (статья 62), которая определяет положение для иностранных граждан и лиц без гражданства в России таким же, как и для граждан России, но с ограничениями, которые могут быть установлены с помощью федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов;
  • Федеральный закон №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Кроме того, могут быть приняты также и подзаконные акты (Постановления Правительства, Приказы МВД в части регулирования вопросов миграции и т. д.), на основе которых происходит регулирование вопросов, связанных с положением апатридов в России.

Потеря гражданства: как это происходит

Чаще всего появление апатрида, с юридической точки зрения, связано со следующими причинами:

  • появление ребенка, как лица без гражданства, в семье, где оба родителя обладают статусом апатридов. Однако в том случае, если ребенок родился в той стране, где юридически закреплено на национальном уровне присвоение гражданства по рождению на его территории (принцип почвы), то даже при отсутствии гражданства у обоих родителей ребенок апатридом не станет;
  • если человек добровольно отказался от гражданства, например, при оформлении гражданства другого государства, то до момента, пока он не получит документ, удостоверяющий его личность в новом государстве, он будет считаться апатридом;
  • наказание со стороны государства человека или группы лиц за совершение ими каких-то преступлений, от негативного действия которых государство хочет оградить своих граждан. В этом случае лишение гражданства рассматривается именно с позиции применения наказания в отношении преступника. Так, практика лишения гражданства, как наказания за «неугодные» мысли и дела, была очень распространена в СССР к оппозиционным деятелям разных сфер науки и искусства, литературы и других отраслей, где люди могли высказывать свое мнение широким массам;
  • в случае если правоохранительные органы государства выявили факт осуществления фиктивности какой-либо юридически значимой процедуры, с помощью которой человек получал гражданство, в качестве одной из мер наказания становится отмена такой процедуры и, соответственно, отобрание полученного гражданства у человека;
  • прекращение фактического и юридического существования государства, в результате чего люди теряют гражданство своего государства. Яркими примерами являются распад СССР на несколько самостоятельных государств, граждане которого должны были оформить новые паспорта в соответствии с проживанием на территории того или иного нового государства, чтобы получить гражданство этих государств; распад Югославии на Сербию, Македонию, Черногорию, Хорватию, Словению, Боснию и Герцеговину;
  • на основании столкновения норм действующего законодательства разных государств. Ярким примером может быть заключение брака между мужчиной и женщиной из стран с разными нормами законодательства, где приняты правила потери женщиной своего гражданства в случае замужества с иностранцем, а в государстве мужчины заключение брака не является основанием для предоставления гражданства – женщина в этом случае становится апатридом.

Как получить статус

Статус апатрида, если он получен в установленном законом порядке, позволит человеку жить на территории Российской Федерации и пользоваться определенными правами, а также исполнять некоторые обязанности. Если данный статус не будет получен, то человек подлежит административному выдворению за пределы государства.

Получение статуса апатрида и его подтверждение с целью получения возможности проживания на территории РФ происходит следующим образом:

  • подтверждение личности лица без гражданства. Это можно сделать на основании тех документов, которые имеются у человека. Для того чтобы подтвердить свою личность, апатриду потребуется обратиться в то территориальное подразделение управления по вопросам миграции, которое занимается приемом и легализацией таких людей. В качестве предоставляемых документов потребуется свидетельство о рождении (или другой документ, который его заменял в том государстве, где родился апатрид), а также любой из его старых паспортов, в том числе недействительных. Предоставить нужно будет оригинал и нотариально заверенную копию (если язык документов нерусский – нотариально заверенный перевод документов);
  • после того как личность человека была подтверждена, ему необходимо оформить квоту на получение разрешения на временное пребывание. Квота – это разрешение от государственных органов подать документы на получение разрешения на временное проживание (РВП). Без нее оформить РВП получится только в том случае, если у человека есть серьезные основания проживать в РФ (например, здесь живет супруг, ребенок);
  • если квота была предоставлена, апатрид оформляет собственно разрешение на временное пребывание.

После того как РВП было получено, можно считать, что свой статус апатрид подтвердил. После этого возможно – по истечении установленного срока в один год – оформление вида на жительство, которое становится последним шагом перед потерей статуса апатрида и получения вида на жительство.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • возможность пользоваться практически всеми правами, которыми обладают граждане государства;
  • возможность получения защиты от государства в тех случаях, когда это необходимо апатриду;
  • возможность находиться под юрисдикцией только страны своего пребывания.

Минусы:

  • необходимость подтверждения своей личности в каждой новой стране пребывания до того момента, пока не будет оформлено гражданство какой-либо одной страны;
  • юридически закрепленное отсутствие возможности принимать участие в решении политических и иных существенных вопросов страны пребывания. В Российской Федерации апатридам запрещено участвовать в выборах, как кандидатам и как голосующим лицам;
  • отсутствие возможности служить в вооруженных силах того государства, где проживает апатрид (если законодательно закреплен запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства служить в вооруженных силах государства пребывания, как, например, в Российской Федерации);
  • невозможность занятия должностей на государственной службе, а также невозможность занимать высокопоставленные должности.
Читайте также:
Где находится Олимпийский парк Сочи. Местоположение Олимпийского парка Сочи на карте Сочи и описание

Бипатриды: кто это

Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.

Бипатриды – это всегда лица, которые имеют два гражданства или более, оформленные с помощью различных юридически значимых документов. Человек, обладающий статусом бипатрида, может иметь и множественное гражданство, что заставляет его соблюдать требования действующих норм законодательства всех государств, гражданства которых он получил.

Статус бипатрида является усложненным по отношению к статусу людей, обладающих гражданством одного государства. Это связано с необходимостью действовать в юридическом поле тех стран, чье гражданство было получено, даже в случае пребывания на территории третьего государства. Как правило, такая необходимость возникает в случае, если государство, предоставившее свое гражданство человеку, может наказать его за совершение преступления даже в том случае, если ранее он понес наказание в стране пребывания.

Нормативная основа

Международное право:

  • Статут Международного суда ООН (является неотъемлемой частью Устава Организации Объединенных наций). В статье 3 данного Статута содержится указание на возможность существования людей с гражданствами нескольких государств. В соответствии с данной нормой при наличии двух гражданств человек признается в приоритете гражданином того государства, гражданством которого он пользуется в преимущественном виде;
  • Европейская конвенция о гражданстве 1997 года. Содержит в себе главу о множественном гражданстве, в соответствии с которыми люди, обладающие несколькими гражданствами, пользуются в странах их пребывания такими же правами, как и их граждане с одним гражданством.

В Российской Федерации к основным нормам права, регулирующим правовой статус бипатридов, относятся:

  • статья 62 Конституции, где закреплено право российских граждан иметь также гражданство другого государства (если оно было получено на основании федерального законодательства или специально подписанного международного договора);
  • национальное законодательство во всех его нормах (при условии, что речь идет о человеке, у которого оформлено российское гражданство, как одно из доступных ему);
  • Федеральный закон №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Последние два закона берутся в учет в том случае, если речь идет о бипатриде, у которого оформлено гражданство других государств, нежели Российской Федерации.

Как становятся бипатридами

Бипатридом можно стать в следующих случаях:

  • если иностранец оформляет гражданство Российской Федерации и при получении пишет заявление о том, что отказывается от гражданства своей страны (но по факту у него на руках остается два паспорта, как документы, удостоверяющие личность);
  • если второе или последующее гражданства оформляются в том государстве, которое не требует по своему законодательству отказа от предыдущих оформленных документов о принадлежности к гражданству других государств;
  • если у иностранца были украдены документы, ему восстановят документы Российской Федерации (на основании Указа Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года). В этой ситуации он становится бипатридом;
  • если родители являются гражданами разных стран, где действует принцип кровного родства для предоставления гражданства (принцип крови), то ребенок будет обладать сразу двумя гражданствами. Если же он родился на территории третьей страны, где действует принцип почвы, то у него будет три гражданства;
  • заключение брака с гражданином другого государства (при условии, что в этом государстве брак расценивается, как основание для предоставления гражданства), если отказа от гражданства своего государства не произошло.

Как получить статус

Получение статуса бипатрида в Российской Федерации происходит на основании уведомления миграционных органов о том, что у человека появилось второе гражданство.

Уведомление территориального подразделения управления по вопросам миграции происходит в письменной форме в течение двух месяцев с момента получения второго гражданства или вида на жительство (если человек проживает в Российской Федерации) или в течение одного месяца с даты возвращения (если человек временно проживает за пределами России).

Уведомить потребуется об оформленном виде на жительство, открытии постоянного места проживания либо об оформлении паспорта второго или последующего государства.

Уведомление может быть осуществлено либо лично, либо посредством использования услуг представителя (его полномочия должны быть подтверждены нотариальной доверенностью), либо через портал Госуслуг.

Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий

Двойное гражданство – это такое правовое явление, когда у человека имеются официально два паспорта разных государств, а все уполномоченные органы этих государств официально знают о таком факте и не противятся ему, так как подобные ситуации урегулированы международными договорами. Ярким примером возможности оформления двойного гражданства является Испания, которая подписала международные договоры с некоторыми странами Латинской Америки о возможности оформления их гражданам двойного подданства в силу давних особых исторических связей.

Второе гражданство – это правовая ситуация, когда у человека есть два паспорта разных государств (то есть в двух или более государствах получено гражданство), но права и обязанности этого человека в каждой стране устанавливаются по-своему и своеобразного «перезачета» не происходит. В этом случае каждое государство рассматривает человека только своим гражданином и может не знать о том, что у человека есть второе гражданство (если только законодательно не установлено требование о необходимости предоставления такой информации).

В Российской Федерации имеются два международных договора о возможности обладания ее гражданами двойным гражданством – с Таджикистаном и Туркменистаном.

Если в отношении Таджикистана ничего не изменилось и граждане двух государств признаются в своих партнерах по международному договору, то Туркменистан при реформе своего законодательства отказался от признания российских граждан в качестве своих подданных – теперь признание происходит только со стороны Российской Федерации в одностороннем порядке граждан Туркменистана, имеющих два паспорта, как своих граждан.

Кого нельзя назвать бипатридом

Бипатридами нельзя назвать людей, которые получили второе гражданство с использованием фиктивных схем (так как в этом случае речь идет о прямом нарушении действующего законодательства).

Нельзя назвать бипатридами людей, которые потеряли первое гражданство при оформлении второго – например, такая ситуация характерна для Китая, Казахстана, Монако и ряда других стран.

Кроме того, если родители из разных государств по гражданству, но между ними заключено соглашение о том, что рожденному ребенку гражданство присваивается по принципу почвы, то ребенок так же не сможет называться бипатридом.

Статус апатрида, или Кто такие люди без гражданства

Никто точно не знает, сколько в мире лиц без гражданства. По приблизительным данным ООН, статус апатридов имеют более 15 миллионов человек на планете. По численности это население большой области России или даже какой-нибудь страны. Отсюда всё чаще возникает вопрос о серьёзности проблемы апатридов: есть ли плюсы данного статуса, в чём его негативные стороны, как в таком случае можно получить гражданство и многое другое.

Читайте также:
Визовые центры Чехии в России: адрес, контакты, график работы

Апатриды и бипатриды: определение статуса в международном и российском праве

Как правило, люди имеют гражданство одной страны. Но есть и исключения. Согласно законодательству РФ и международному праву, апатридами признаются люди, которые не имеют подданства ни одной страны или не имеют документального подтверждения своей принадлежности к какому-либо гражданству. Бипатридом называется человек, имеющий гражданство одновременно двух стран.

Плюсы и минусы положения человека, не имеющего гражданства

Выигрышным положение апатрида назвать сложно, ведь люди, не имеющие гражданства, не имеют легитимных документов, дающих им право на официальное трудоустройство, обслуживание в государственных больницах, обучение в высших учебных заведениях, свободное передвижение по миру и многое другое. Люди, не имеющие принадлежности к какому-либо государству, не могут расцениваться законодательством как иностранцы, равно как и не имеют прав, которые есть у граждан той или иной страны.

Однако небольшой положительный момент данного статуса всё-таки есть. Человек-апатрид в ряде стран, где это не противоречит законодательству, может проще приобрести гражданство, если у него есть на то основание. К примеру, Китай, который очень взыскательно относится к иностранцам, претендующим на китайское гражданство, выдвигает апатридам гораздо более щадящие требования. Кроме того, для получения гражданства Китая, ОАЭ и других передовых стран необходим отказ от первого гражданства. Лицам, не имеющих гражданства вообще, не нужно проходить длительные и порой дорогие процедуры отказа от подданства.

Видео: кто такие апатриды

Как становятся лицами без гражданства

Причин утраты гражданства можно назвать несколько:

  1. Рождение ребёнка людьми, которые являются апатридами. Как правило, гражданство того или иного государства получается по праву рождения. Это самый распространённый способ, о котором мало кто задумывается, ведь практически все люди рождаются уже гражданами своей страны. Ребёнок может стать апатридом, если его родители тоже не имели подданства. И, хотя в ряде стран существует право получения гражданства при наличии своей недвижимости на территории государства, в России такая возможность в настоящее время не предусмотрена, поэтому детям гражданство достаётся именно от родителей.
  2. Лишение гражданства по причине предоставления заведомо ложных сведений и/или документов при получении гражданства. Например, если гражданство России выдаётся путём вступления в брак с гражданином Российской Федерации, после чего вскрывается, что брак был фиктивным, гражданство считается недействительным, как и все операции и статусы, полученные после вступления в брак.
  3. Отказ от подданства по собственному желанию в процессе оформления гражданства другой страны. В некоторых государствах для признания иностранца гражданином требуется его отказ от первого подданства. В таком случае человек считается временным апатридом. Однако если что-то пойдёт не так, то в случае неполучения желаемого гражданства человек может так и остаться апатридом. Согласно закону РФ, человек может лишиться гражданства России только при условии предоставления Президентской комиссии документов, подтверждающих получение (или скорое получение) россиянином другого подданства.
  4. Приобретение статуса лица без гражданства после ликвидации государства как такового. Причиной может стать завоевание, деколонизация, распад, вхождение в состав другой страны, получение государством независимости и так далее. К примеру, после распада СССР у некоторых бывших граждан Советского Союза до сих пор нет паспорта ни одной страны по тем или иным причинам. Поэтому они считаются лицами без гражданства, то есть апатридами.
  5. Намеренное исключение физического лица из гражданства того или иного государства. Это может произойти, к примеру, если лицо будет обвиняться в преступлении против своего государства (измена или шпионаж).

Видео: ты или гражданин СССР, или апатрид (мнение)

Административно-правовой статус апатридов, права, обязанности и ответственность

Так как у апатридов нет документов, с помощью которых они могли бы достоверно подтвердить свою личность, с точки зрения законодательства, они, как правило, могут приравниваться к приезжим иностранцам. Существенное отличие в том, что иностранцы на территории другой страны, в том числе и РФ, находятся под защитой двух государств — государства, гражданином которого человек является, и на территории которого он находится. Однако если рассматривать иностранцев и апатридов в правовом аспекте, то их права и обязанности во многом совпадают.

Иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

статья 62 Конституции РФ

Как правило, у лиц, не имеющих подданства Российской Федерации, возникают проблемы с обслуживанием в государственных учреждениях, где необходимо предоставление документов, подтверждающих личность (паспорт, свидетельство о рождении). Помимо основных прав человека, предусмотренных международным правом, физические лица, не являющиеся гражданами РФ, имеют право на медицинское страхование. Полис обязательного медицинского страхования апатриды могут получить благодаря ходатайству органов социальной защиты, это даёт право бесплатного медицинского обслуживания даже тем лицам, у которых нет легитимных документов РФ, подтверждающих личность.

С трудоустройством, как, собственно, и с получением образования, ситуация обстоит на порядок сложнее. К сожалению, без документов, подтверждающих отношение человека к гражданству той или иной страны, возможность его зачисления в учебное заведение не предусмотрена. Кроме того, официальное трудоустройство апатрида на территории России в таком случае также невозможно. При нелегальной же работе законодательство не может обеспечивать соблюдение всех норм трудового кодекса касательно лица без гражданства.

Апатрид также не может оформить визу для выезда за пределы страны, как это могут сделать простые граждане того или иного государства. Кроме того, у лиц без гражданства нет политических прав как у обычных граждан. К примеру, они не имеют права голоса и не принимают участия в выборах, не проходят военную службу. Лица, не имеющие подданства РФ, не могут стать участниками российских политических организаций и партий.

Однако для лиц, не имеющих подданства, существует ряд обязанностей. Как и все живущие на территории России люди, апатриды обязаны соблюдать законы РФ, вовремя платить налоги государству, а также уважительно относиться к российской Конституции и гражданам Российской Федерации. К своим обязанностям апатрид должен подходить со всей ответственностью, ведь при нарушении законодательства к лицу без гражданства могут применяться радикальные меры. Это может быть как административный штраф, так и депортация или выдворение человека из страны без права на въезд в течение пяти лет.

Процесс легализации апатрида в Российской Федерации

Ситуация человека без гражданства не безнадёжна. Для того чтобы получить больше прав и свобод, апатриду следует пройти процедуру легализации. Как правило, этот процесс предусматривает несколько этапов.

Читайте также:
Путешествуем в Боснию и Герцеговину: нужна ли виза?

Установление личности

Одной из главных проблем человека без гражданства является процесс подтверждения его личности, ведь основных документов, которые обычно используются для этой цели, у апатрида нет. Поэтому первый этап легализации — это документальное установление его личности.

Для этого человеку необходимо подать соответствующее заявление в ГУВМ МВД, в котором указываются такие данные, как ФИО, год и дата рождения, обстоятельства, дата приезда в страну и его цель. Помимо заявления, также следует передать госслужащим оригиналы документов, которые так или иначе могут свидетельствовать о личности заявителя:

  • недействительный паспорт;
  • аттестат, диплом или любое другое свидетельство о получении образования;
  • водительские документы;
  • пенсионное удостоверение;
  • свидетельства о заключении и/или расторжении брака;
  • подтверждающие смену фамилии документы (если заявитель когда-то менял её);
  • свидетельство о рождении (если было утеряно, его возможно восстановить, обратившись в ЗАГС по месту рождения);
  • автобиография заявителя;
  • справка о регистрации (архивные документы, листки убытия, подтверждающие, что на момент подачи заявления апатрид не имеет регистрации на территории России);
  • паспорта родителей (если родители не могут лично явиться в органы на момент подачи заявления, можно предоставить копии паспортов, предварительно заверенные нотариусом).

Ко всем вышеперечисленным документам прилагается квитанция об уплате государственной пошлины.

Обратите внимание, что после принятия всех необходимых документов, сотрудники МВД России обязаны выдать специальную справку, подтверждающую опись переданных документов.

Важно! Будьте готовы к тому, что сотрудники МВД РФ при рассмотрении заявления могут потребовать предоставления дополнительных данных, подтверждающих личность. При подаче заявления желательно также пригласить на процедуру в качестве свидетелей двух знакомых, которые являются гражданами Российской Федерации и могут подтвердить показания. Сотрудники МВД имеют полномочия проводить опознания и опрашивать людей, заявленных как свидетелей.

После проверки всех предоставленных данных служащие МВД в течение трёх месяцев должны выдать заявителю специальную справку с фотографией (фото размером 3х4 см прилагается при подаче документов). Она будет временным удостоверением личности человека-апатрида.

Разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ) в России

Следующий этап в легализации апатрида — это процедура получения РВП и ВНЖ. Добиться законного разрешения на временное проживание в России можно, имея на руках справку апатрида, процедура получения которой уже была описана выше.

Что представляют собой РВП и ВНЖ и зачем это нужно? На основании этих документов человек без гражданства сможет пересекать границу РФ, оформлять страховку, лечиться в государственной поликлинике и многое другое. Словом, он получит практически те же права и льготы, которые предоставляются российским подданным.

Если разбираться более детально, то РВП в случае оформления для апатридов представляет собой отдельный документ. Выдачей РВП занимаются миграционные службы Российской Федерации. Однако процедура имеет свой минус — ежегодно государством устанавливается квота. Это значит, что получить РВП за год может определённое количество людей, причём размер квот рассчитан не только на апатридов, но и на иностранных граждан. К примеру, в 2018 году годовая квота составила 90 360 штук (Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 N 2581-р).

Хотя разрешение на временное проживание можно оформить и другим путём, не добиваясь квоты. Законом предусмотрено несколько условий упрощённого получения РВП для апатридов :

  1. Рождение на территории РФ или РСФСР.
  2. Супруга/супруг и/или ребёнок, которые являются гражданами России.
  3. Нетрудоспособные родители, которые являются гражданами Российской Федерации. Либо же наоборот — если есть необходимость получения РВП нетрудоспособным людям, для получения в упрощённом порядке желательно иметь дееспособных детей или опекунов, которые имеют подданство России.

Несовершеннолетние, чьи родители получают разрешение на временное проживание, также имеют право его получения.

РВП выдаётся на год. По истечении этого срока апатрид имеет право подать заявление на получение вида на жительство.

ВНЖ, в свою очередь, даёт своему владельцу на порядок больше возможностей, однако и требования выдвигаются более строгие. Несмотря на трудности в получении, иностранцы чаще стремятся добиться именно вида на жительства, ведь человек, обладающим им, может намного проще пересекать границу Российской Федерации, он волен беспрепятственно передвигаться в пределах страны и переезжать в другие города (РВП не всегда предусматривает такую возможность). Кроме того, человек с ВНЖ имеет право претендовать на государственное пособие, он может трудоустроиться в органах охраны порядка, нести военную службу (при желании), а также свободно пользоваться банковскими услугами (они могут как взять кредит, так и оформить депозит).

Трудоустройство

После получения РВП помимо возможности легально находиться на территории страны, апатрид также может устраиваться на работу, при этом нет необходимости получать специальное разрешение на трудоустройство или патент. Желательно, чтобы у работодателя было разрешение на наём иностранцев, это существенно упростит процедуру приёма на работу человека без гражданства.

Однако в этом случае можно столкнуться с очень неприятной ситуацией. Дело в том, что апатрид будет как бы «привязан» к определённому объекту, где было получено РВП. Это значит, что переехать куда-либо ещё будет нельзя, причём столица и города области считаются также разными субъектами.

Как апатриду стать гражданином РФ и получить паспорт

Прожив на территории страны более пяти лет, человек имеет право на получение статуса подданного Российской Федерации. Также существует упрощённая процедура для лиц:

  1. Носителей русского языка.
  2. Людей, которые родились или учились в СССР.
  3. Лиц, которые состоят в браке с гражданами Российской Федерации более чем три года.

Для людей, утративших гражданство по причине распада Советского Союза, существует ряд особенностей упрощённого получения гражданства РФ:

  1. Бывшие граждане СССР могут получить гражданство России, обратившись в диппредставительства, находящиеся в пределах республики, в которой они проживают.
  2. Ребёнок, который родился на территории РФ от апатрида, становится гражданином РФ автоматически.
  3. Бывшие граждане СССР и их дети могут получить гражданство РФ без получения ВНЖ при условии, если они не приобрели гражданства одной из республик.

Несмотря на попытки государства так или иначе обеспечить апатридов условиями для нормального проживания на территории Российской Федерации, этот статус не сулит своему обладателю ничего хорошего. Вряд ли найдётся человек, сознательно и добровольно отказавшийся от своего гражданства и не желающий получить новое. И, хотя во всём мире проблему лиц без гражданства всячески стараются разрешить вот уже не один десяток лет, этот вопрос остаётся не менее актуальным и в условиях современности. Единственное, чего хотелось бы пожелать людям, которые не имеют гражданства, это бороться за свои права. Для легализации и дальнейшего улучшения уровня жизни апатридов предусмотрены все условия. Чтобы детально узнать о том, что делать в такой ситуации, можно обратиться лично к юристам или к работникам государственных органов по месту жительства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: